Пословицы к сказке репка. Смысл сказки репка. Важность школы для детей

Смысл сказки Репка

Многие догадываются, что в сказках в виде простых истин заложен глубокий смысл.
Я хочу здесь предложить вашему вниманию сказку о Репке. И вопросы к ней.

Итак, сказка.
Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая.
Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может!
Позвал дед бабку:
бабка за дедку,
дедка за репку -

Позвала бабка внучку:
внучка за бабку,
бабка за дедку,
дедка за репку -
тянут-потянут, вытянуть не могут!

Позвала внучка Жучку:
Жучка за внучку,
внучка за бабку,
бабка за дедку,
дедка за репку -
тянут-потянут, вытянуть не могут!

Позвала Жучка кошку:
кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
внучка за бабку,
бабка за дедку,
дедка за репку -
тянут-потянут, вытянуть не могут!

Позвала кошка мышку:
мышка за кошку,
кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
внучка за бабку,
бабка за дедку,
дедка за репку -
тянут-потянут, - вытянули репку!

Вопросы.
Задача – вытащить репку (решить проблему).
Кто такой дед? Уж не один ли из мудрых старцев мира, решающий глобальные вопросы?
В сказке он тянет репку. Причём большую репку, которую он сам вырастил - для всех своих "подопечных".
Почему репку сперва тянул один дед?
Почему дед вместо того, чтобы одному – копать лопатой, стал один – тянуть?
Почему он не позвал всех сразу – бабку, внучку и т.д.? А пригласил только бабку?
Почему дед позвал именно бабку – свою старую помощницу, а не сыновей или кого-то другого?
Почему именно бабка (а не дед) позвала – внучку? почему именно внучку?
Почему внучка стала звать жучку? (они дружат, на определенном этапе друг позвал друга).
Жучка – кошку? (жучка с кошкой часто враждуют, на определенном этапе часто враждующие между собой стали взаимодействовать для решения задачи).
Кошка – мышку? (охотница позвала добычу, опять же – на определенном этапе, после того, как часто враждующие кошка для решения задачи встала за жучкой).
Почему дед молчал, не давал указания – позвать тех-то и тех-то? Бабка должна была сама догадаться позвать внучку. Все остальные – тоже. Кошка – также сама, без чьих-то указаний, додумалась позвать именно свою добычу – мышку.
Причём всё делается по доброй воле. Жучка кошку зовёт и та приходит. Кошка зовёт мышку - и та приходит, без насилия и вражды.
Почему именно в такой последовательности: дед-бабка-внучка-жучка-кошка-мышка?
Почему репку тянут последовательно друг за дружкой, а не параллельно, обступив репку?
Казалось бы, как мышка может помочь деду вытащить репку? Мышка же держится за кошку. В чём сущность её усилия? Усилие минимально, но почему-то без усилия мышки (потенциальной жертвы кошки) репка не вытаскивается (задача не решается).
Опять же важно: Репка вытягивается (задача решается) только по совместному рывку (тянут-потянут), все делают рывок дружно и скоординированно, причём в одной связке - друзья, враги и жертвы.

Для решения задачи получается интересная команда, где каждый участник со своим статусом. Собрались дед (старый мудрый глава семьи), бабка (его старая опытная помощница), внучка (молодая, растущая, и динамичная по сравнению с бабкой и дедом), жучка (подружка внучки), кошка (независимая, часто ссорящаяся с жучкой), мышка (потенциальная жертва кошки). Т.е. команда собралась - из одного хозяйства (в широком смысле – из одной страны), с разными взаимоотношениями (пара жучка-кошка по взаимодействию между собой – отличается от пары кошка-мышка и т.д.).

Интересен состав участников команды по решению задачи (вытаскиванию репки), неоднородность участников, функциональность участников, последовательность усилий при вытаскивании репки.

Оконченная ли сказка? Наверное, окончание сказки – все дружно едят репку – и дед, и мышка, и все остальные.

Думаю, что все эти вопросы - всего лишь маленькая вершина айсберга - того смысла, который заложен в этой древней сказке. Думаю, что в этой сказке заложен русский механизм решения любых задач. Русская математика и русская механика решения. Подумайте сами.

В продолжение темы о Репке хотелось бы рассмотреть такую ситуацию.

Очень часто успешные команды создают структуру, в которой каждый последующий участник хорошо знает только своего следующего и своего предыдущего. Я имею ввиду структуры: разведка, закрытое производство. Все знают общую задачу, поставленную перед структурой, но взяимодействуют только с "последующим" и с "предыдущим". Главный начальник ("Дедка", тянущий "Репку") не влезает во взаимоотношения со средним звеном, он сосредоточивается на решении задачи ("тянет Репку"), а ближайшие партнёр(ы) ("Бабка") - ему помогают. Если есть желание - анализируйте остальные звенья у "команды Дедки" самостоятельно.

Мне хотелось бы обратить внимание на цели-задачи, ради которых сказка Репка была придумана, запущена и передаётся из поколения в поколение. Видимо, авторы Репки хотели, чтобы каждый участник, вплоть до "Мышки", знал и понимал сущность и необходимость именно такой цепочки Дедка (начальник) - Бабка (великовозрастные партнёры Дедки) - внучка (молодые партнёры Бабки) - Жучка (исполнительные партнёры Внучки) - кошка (потенциальные враги, а теперь, когда тянут общую Репку, партнёры Жучки) - мышка (потенциальные жертвы, ставшие партнёрами кошки).
Ещё раз: ...знал и понимал необходимость именно такой цепочки.

Рецензии

а мне видится так...

Много ли есть на свете людей, кто не любил бы сказки? А что такое, сказка? Чем она покоряет? Ведь нет ни одного народа, или даже маленького племени, где не было бы сказок. Да, они разные, и не всегда понятны посторонним. Но, у всех есть одно общее. Передача мудрости, накопленной предыдущими поколениями.
Возникает вопрос, а чем же сказка отличается от учебников и летописей? Отличий несколько. Во-первых, это история с обязательными приключениями (кто же их не любит?), где почти всегда побеждает добро. Почему, ПОЧТИ? Потому что есть и грустные сказки, например, «Девочка со спичками» Андерсена. Но, любая сказка чему-то учит, заставляет сопереживать.
Особое место занимают народные сказки. Они многослойные. Читая их в разное время, мы находим что-то новое. К примеру, «РЕПКА». О чем она?
Большинство ответит, что даже самая малая помощь (мышка) может помочь в решении большой задачи. Это – первый слой.
А если мы поставим участников наоборот? Сначала мышку, а последним деда? Репка останется на месте, а у мышки оторвут хвост. Это – второй слой.
Делая общее дело, мы отодвигаем в сторону наши привязанности, симпатии и антипатии. Кошка-мышка, собака –кошка. Хотя собаке и кошке эта репка вообще ни к чему. Это – третий слой.
В сказке присутствуют: Люди – животные – растения. Так и в жизни. Мы все неразрывно связаны между собой и не можем обходиться друг без друга. Это – четвертый слой.
Переходим к людям. Работу выполняют: Дед и бабка – это прошлое. Внучка – будущее. А где же родители? Где настоящее? А настоящее, это линия перегиба между прошлым и будущим. Оно работы не совершает. Одна миллионная секунды назад, уже прошлое. Одна миллионная секунды вперед, еще будущее. Работу совершает будущее, опираясь на опыт прошлого. Это – пятый слой.
Можно продолжать дальше, но не стоит. Если кому-то станет интересно, то он сделает это сам. Любая, самая простая с виду, народная сказка не так проста, как кажется в начале.

Нужны ли сказки? Непременно! Они помогают не только тем, кто растет и набирается ума, но и умудренным жизнью людям. Кому-то, просто отдохнуть, кому-то заполнить пустоту. Все мы любим помечтать. Каждый о своем. И здесь нам помогает сказка. Мы уходим туда, возвращаясь в детство. И уже становится неважным, сколько нам лет и где мы живем.
С улыбкой...

ВОСПИТАНИЕ РУССКОЙ СКАЗКОЙ

Русские народные сказки можно читать детям любого возраста. Обычно, русские сказки о животных больше нравятся малышам. До пяти лет дети легко идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. К тому же, в раннем возрасте обязательно нужны сказки с повторяющимися действиями («Репка «, «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса»). Часто дети просят читать одну и ту же сказку помногу раз. Зачастую, они точно помнят детали и не дают родителям отступить от текста ни на шаг. Это естественная особенность психического развития крохи. Поэтому русские сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт.

Подросткам будут интересны бытовые русские сказки («Хорошо, да худо», «Каша из топора», «Неумелая жена»). Они рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам.

Нет сомнения, что чтение русских народных сказок доставит детям и взрослым много счастливых минут. Сказки мудры и учат людей высокой нравственности незаметно, ненавязчиво. Как на крыльях они уносят нас в воображаемый мир, заставляя дивиться богатству народной выдумки. В народном творчестве сказка — вероятно, и есть самое большое чудо.

Репка .
Русская народная сказка.

Посадил дед репку и говорит:
- Расти, расти, репка , сладкá! Расти, расти, репка , крепкá!
Выросла репка сладкá, крепкá, большая-пребольшая.
Выросла репка огромная.
Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может.Позвал дед бабку.
Бабка за дедку,
Дедка за репку -
Позвала бабка внучку.
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку -
Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала внучка Жучку.
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку -
Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала Жучка кошку.
Кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку -
Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала кошка мышку.
Мышка за кошку,
Кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку -
Тянут-потянут - и вытянули репку.

Забытая суть русских сказок.

Одним из примеров искажений является «Сказка о репке», известная всем с самого раннего детства. В изначальном славянском варианте данная сказка указывает на взаимоотношение поколений, а также указывает на взаимодействие временных структур, форм жизни и форм существования.

В современном варианте этой сказки не хватает еще двух элементов, существовавших изначально – Отца и Матери, без которых получается семь элементов, т.к. у христиан семеричная система восприятия, в отличии от девятиричной славянской системы.
В изначальной сказке было девять элементов, в каждом из которых был свой скрытый образ:
Репка – достояние и мудрость Рода, его корни. Она как бы объединяет земное, подземное и надземное;
Дед – Древняя Мудрость;
Бабка – традиции дома, хозяйственность;
Отец – защита и опора;
Мать – любовь и забота;
Внучка – дети, внуки;
Жучка – достаток в Роду, есть что охранять;
Кошка – благостная обстановка в Роду, т.к. коты являются гармонизаторами энергии человека;
Мышка – благосостояние семьи, где нечего есть – и мыши не водятся.
Но христиане убрали Отца и Мать, и заменили их образы на защиту и опору от церкви, а заботу и любовь – на Христа.
Изначально смысл заключался в следующем: иметь связь с Родом и Родовой Памятью, жить в гармонии с родными и иметь Счастье в семье. Может отсюда и пошло выражение – «Дать по репе – чтобы наступило просветление».

СКАЗКА РЕПКА — массаж- гимнастика для ребенка 3-5 месяцев

1. «Посадил дед репку» (сгибаем в коленках обе ножки)
2. «Выросла репка большая-пребольшая» (берем в руки ладошки малыша и прямыми ручками рисуем в воздухе большой круг: «Вот такая!»)
3. «Стал дед репку тянуть» (сгибаем-разгибаем обе ножки в коленках 3 раза и оставляем согнутыми: «Тянет-потянет, тянет-потянет, тянет-потянет, а вытянуть не может!»)
4. «Позвал дед на помощь бабку. Бабка идет, с ноги на ногу переваливается, топ-топ» (поднимаем прямые ножки вверх поочередно 3-4 раза)
5. «Стали они вместе репку тянуть. Тянут-потянут, а вытянуть не могут!» (см. пункт 3)
6. «Позвали они тогда на помощь внучку. Внучка легкой походочкой идет, топ-топ-топ» (сгибаем ножки в коленках поочередно 3-4 раза)
7. См. пункт 5.
8. «Позвала внучка тогда на помощь Жучку. Жучка на помощь вприпрыжку бежит, прыг-скок» (делаем «велосипедик», 3-4 раза)
9. См. пункт 5.
10. «Позвала Жучка на помощь Кошку. Кошка лапками мягко ступает и мурлычет, мур-мур» (берем ножки малыша, сгибаем в коленках и делаем круговые движения поочередно вправо и влево, 4 раза)
11. См. пункт 5.
12. «Что же делать? Как нам быть? Как же репку нам добыть?» (берем ручки малыша, разводим их в разные стороны и поочередно сгибаем к грудке)
13. «Решила Кошка поймать им в подмогу мышку, хоп-хоп-хоп!» (сводим прямые ручки малыша перед грудью и опять разводим в стороны 3 раза)
14. «Но мышка была маленькая, проворная и убежала. Тогда кошка решила ловить по-другому. Ловила-ловила, ловила-ловила, и поймала!» (разводим прямые ручки в стороны и сводим вместе, поворачивая малыша на бочок, поочередно, то направо, то налево, по 2-3 раза в каждую сторону. При этом, когда поворачиваемся последний раз, можно попробовать перевернуться на животик)
15. «А Мышка была очень сильная мышка и сказала: «Так и быть, помогу вам, давайте вместе тянуть вашу репку!» (сгибаем-разгибаем в локтях разведенные в стороны прямые ручки 3-4 раза)
16. «Стали они тянуть репку все вместе. Тянут-потянут, тянут-потянут, тянут-потянут – вот и вытянули репку!» (поднимаем-опускаем прямые ручки поочередно вверх-вниз, а в конце, на словах «вытянули репку!», подтягиваем малыша за обе ручки, переходя в положение сидя. Для деток постарше можно «вытянуть репку» несколько раз)

Народная игра: «Репка »

В забавную игру «репка » играли когда-то в Вятке. Тот, кому довелось быть репкой, крепко цеплялся за столб или дерево. Сзади за талию его обхватывал другой игрок, того - третий и так далее. Один или двое водящих старались «выдернуть репку», начиная тянуть последнего в цепи. Если это удавалось, то почти все, как правило, оказывались на земле - равновесие сохранить было очень трудно, лишь самые ловкие могли удержаться на ногах. Но часто цепь разрывалась посредине. «Лыч! Лыч!» - кричали устоявшие и потешались над теми, кто свалился, не отведав репки…

А вот и «редька». У туляков эта игра, по свидетельству Е.А. Покровского, велась таким образом: играющие садятся вереницей, один сзади другого. Каждый по талии крепко обхватывает сидящего впереди его. Задний из сидящих называется «маткой» или «бабкой», остальные «редьки». Один по жребию или по взаимному соглашению водит и называется Ивашка Попов. Он, подходит к «бабке» и ведет с ней, такой разговор:
- «Тук-тук!»
- «Кто тут?»
- «Ивашка Попов»,
- «Зачем пришёл?»
- «За редькой».
- «Не поспела, приходи завтра», Ивашка Попов отходит в сторону, но скоро возвращается и снова ведет тот же разговор:
- «Тук-тук»
- «Кто тут?»
- «Ивашка Попов».
- «Зачем пришёл»
- «За редькой».
- «Дёргай сам, какую хочешь». Ивашка Попов подходит к передней «редьке» и дёргает её, то есть старается вытащить из объятий второй «редьки». Выдернув одну, вместе с выдернутой «редькой» принимается за другую, потом втроём за третью и так далее, пока не выдернет всех.
(П. Шевырев. Журнал «Семья и Школа»)


«Сказка про репку » указывает на взаимоотношения поколений, указывает на взаимодействие временных структур, форм жизни и форм существования.
Репка как бы объединяет земное, подземное и надземное — три формы жизни, три структуры. Т.е. земля дала свою силу, через вершки репка получает солнечную энергию, и подходит дед, начинает тянуть репку (достояние Рода, которое он посадил). Но он ведь не для себя посадил, а для своего Рода, поэтому начинает звать бабку, но вытянуть не могут, зовут (отца, мать) внучку, опять не получается, внучка зовёт жучку, жучка кошку, кошка мышку, и только тогда вытянули репку.

Отец и мать

В сказе не хватает двух персонажей – отца и матери. Почему христиане сделали обрезание сказки, оставили 7 элементов?
Во-первых , в христианстве всё построено на семеричности (7 – это сакральное число в христианстве). Точно также христиане сократили : было 9 дней, стало 7. У славян круговая или девятеричная система, у христиан семеричная.
Во-вторых , у христиан защита и опора – это Церковь, а любовь и забота – , т.е. как бы вместо отца с матерью, ведь обряд крещения смывает связь с отцом и матерью, и устанавливает связь между ребёнком и христианским богом. Т.е. отца с матерью почитают только за то, что они родили, и всё!

Образы

1. Дед – мудрость (самый старший, он посадил и вырастил репку, т.е. достояние Рода, и посадил не для себя, а для своего Рода).
2. Бабка – традиции, хозяйственность.
3. Отец – защита и опора.
4. Мать – любовь и забота.
5. Внучка – потомство.
6. Жучка – достаток в Роду (собаку заводили, чтобы охраняла достаток).
7. Кошка – благостная обстановка.
8. Мышка – благосостояние (т.е. в доме есть пища и пр., иначе как сейчас говорят: «в холодильнике мышь повесилась»).
9. Репка – сокровенная мудрость Рода, достояние Рода. Репка в земле – намёк на связь с Предками, а хранится достояние Рода, Мудрость, как правило, в голове, отсюда выражение «дать по репе », чтобы мозги сработали, мудрость вспомнил и не делал зла другим.

Одна из характерных составляющих фольклора любой страны – это наличие сказок. И наша с вами страна здесь не исключение. Все вы наверняка помните, как в детстве кто-то из родителей или, например, бабушка, читала вам сказку на ночь, чтобы вы скорее закрывали глаза и засыпали. Спокойный и монотонный родной голос, повествующий о чём-то очень интересном перед сном, действует поистине успокаивающе и усыпляюще. Однако речь пойдёт не о том, какой эффект оказывает на чтение сказок перед сном, а о том смысле, который заложен в этих сказках, но очень часто остаётся непонятным по причине того, что он скрыт. И понять его не могут не то что бы дети, но даже взрослые.

Дело в том, что сказки зачастую пронизаны глубочайшим символизмом, а также являются неиссякаемым и сведений о всевозможных событиях древности. В большинстве сказок нет случайных образов и персонажей, названий, имён и слов, а смысловая нагрузка может быть настолько глубока, что просто диву даёшься – сродни русской матрёшке, в внутри которой находится другая, а внутри неё – ещё одна и т.д., главный смысл сказки может таиться где-то в её глубине – под слоем более простых смысловых наслоений. Все уровни сказки могут представлять собой окошко в неизвестный мир устройства мироздания и основ жизни.

Всем нам следует знать, что сказки, кроме привычной бытовой воспитательной функции, могут выполнять и ряд других – более сложных, например:

  • Раскрывать тайны мироздания и другие тайные знания
  • Указывать на цикличность бытия
  • Служить астрономическим или природным
  • Быть хранилищем истории
  • Связывать с предками
  • Рассказывать об обрядах инициации, когда человек переходит из детства в зрелость
  • Направлять человека на путь и личностного роста и т.д.

Во многих сказках представленные направления могут не только идти рядом друг с другом, но также и пересекаться и даже синхронизироваться. Персонажи сказок являют собой некие символы, каждое их действие несёт в себе сакральный смысл, а пути, по которым они идут, указывают на особые методы получения тайных знаний и достижения внутренней гармонии. Нередко сказки сравнивают даже с магическими формулами, которые теряют свою силу, если их неправильно произнести.

И давайте в качестве примеров рассмотрим несколько всем известных русских народных сказок. Не факт, что наши расшифровки будут в полной мере отражать истину, но послужить неким алгоритмом для понимания заложенного в сказках скрытого смысла они всё же смогут.

Итак, рассмотрим три сказки: «Репка», «По щучьему веленью» и «Кощей бессмертный».

Сказка «Репка»

Что мы знаем из сказки: Нам известно, что дед посадил репку, и по причине особо урожайного года, она выросла очень больших размеров. Чтобы вытянуть репку, деду по очереди на помощь прибегали бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка. Вытянуть же репку они смогли только тогда, когда тянули её все вместе.

Скрытый смысл: Если говорить о скрытом, эзотерическом значении данной сказки, то она рассказывает нам о тех знаниях, которые были накоплены предками, жившими в древние времена. Репка выступает в роли корней рода, а посадил её первопредок – тот самый дед, являющийся старейшим и мудрейшим.

Бабка в этой сказке символизирует традиции дома; отец – опору и защиту семейства; мать – опеку, тепло и любовь; внучка – продолжение рода; Жучка – защиту благосостояния; кошка – благостное состояние в доме и ; а мышка – достаток.

Каждый из представленных образов тесно связан друг с другом, а все вместе они представляют одно целое. Только соединив все части вместе, человек способен достичь истинной гармонии бытия, научится жить в , когда всё, что есть внутри человека, и всё, что окружает его снаружи, приходит в соответствие друг с другом.

Сказка «По щучьему веленью»

Что мы знаем из сказки: Молодой человек по имени Емеля сидел на печи и ничего не делал. В один из дней, пойдя на реку за водой, он выловил щуку. Щука попросила Емелю её отпустить, а взамен согласилась исполнить несколько желаний. После недолгих раздумий Емеля попросил у щуки царевну и дворец, что и получил в итоге, а также стал красавцем.

Скрытый смысл: Печь символизирует собой пространство сознания, в котором герой сказки находился большую часть времени, и из которого выбираться очень не хотел, т.к. всё время созерцал сам себя. Однако человек не может находиться в гармонии, если его внутренний мир никак не связан с внешним.

«Познакомившись» с щукой, Емеля осознал свои истинные желания и обрёл намерение, которое выражается в словах: «По щучьему велению, по моему хотению». Щука же, в свою очередь, представляет собой природу-мать, по отношению к которой Емеля и проявил внимательность. И уже затем природа дала ему возможности для реализации своего намерения и самосознания.

Фраза: «По щучьему велению, по моему хотению» означает единство двух граней бытия – Духа человека и его Души. Щуку также можно трактовать как «Щура», т.е. пращура – родоначальника всего и человеческого духа. Река, из которой Емеля решил набрать воду, является неким энергоинформационным каналом, в который можно проникнуть, только и отказавшись от сковывающих убеждений. В конечном счёте, Емеля, посредством освобождения своего духа, достиг недоступных человеку в обычном состоянии сознания возможностей и стал властелином своей судьбы. Кроме того, становление Емели прекрасным принцем – это проявление внутренней красоты на внешнем плане.

Сказка «Кощей Бессмертный»

Что мы знаем из сказки: Кощей является злым владыкой тёмного царства подземелья, регулярно крадущим прекрасных девиц. Он состоятелен, а в его владениях обитают диковинные птицы и животные. Кощею служит Змей Горыныч, обладающий огромным количеством тайных знаний, по причине чего имеющий большую власть. Кощей считается бессмертным, и обычными способами его не одолеть, хотя, если есть желание, то можно узнать необычные способы, которые, как правило, Ивану-царевичу, раскрывает Баба-яга.

Скрытый смысл: Если мы обратимся к пантеону богов славян, то увидим, что Кощей – это одно из проявлений Чернобога, властвующего над Навью, Тьмой и Пекельным царством. Также Кощей олицетворяет зимние холода, а девицы, которых он крадёт – животворящую силу Природы и весну. Иван-царевич является символом солнечного света и весеннего грома, сопровождающегося дождём (вспоминаем бога Перуна), в поисках Кощея которому способствуют все природные силы. Победив Кощея, Иван-царевич , тьму и смерть.

Как нам известно, смерть Кощея можно найти в яйце, которое есть символ возрождения и возможность бытия всего сущего, что только может быть. Исходя из этого, Кощей находится у начала Всего, а его гибель приравнивается к возникновению мира.

Игла, на острие которой находится Кощеева смерть, служит отсылкой к мировому Древу, соединяющему подземный мир, землю и небо, а также зимнее и летнее солнцестояния. Кощея можно интерпретировать как зимнее солнцестояние, а Ивана-царевича – как летнее солнцестояние. Они всегда находятся в состоянии борьбы друг с другом. Погибель одного – это рождение другого, точно так же, как уходит зима и приходит лето, а после этот цикл повторяется.

И ещё одна деталь: Кощей Бессмертный – это попытка напугать Ивана Царевича, которая содержит в себе совсем иной посыл – Кощей Бессмертный – это Кощей Бес Смертный.

Небольшое напутствие

Время неумолимо бежит вперёд. Мир меняется. И вместе с миром меняется человек и его восприятие. Сегодня уже совсем немногие могут понять и объяснить сакральный и очень глубокий смысл сказок наших мудрых предков, а он, как вы и сами успели убедиться, конечно же, есть. А те знания, которые в этих сказках передавались, вообще совсем скоро могут кануть в Лету. Несложно заметить, что с течением времени прервалась та тонкая связь, которая соединяла друг с другом разные поколения людей.

Для того чтобы понять истинную суть сказок, в особенности, русских, человек должен отодвинуть на задний план своё нынешнее мировосприятие, и постараться посмотреть на мир и жизнь в нём , которым на них смотрели люди, жившие в те далёкие времена, когда сказки только начали появляться.

Поиск смысла, всенепременно, должен присутствовать, ведь Законы бытия, каким бы ни было время, каким бы развитым не было общество, какой бы высокотехнологичной ни была жизнь человека, всегда оставались и будут оставаться одними и теми же. Поэтому, пусть сказки о Кощее Бессмертном, Бабе-яге, Иване-царевиче, Емеле, Алёнушке и других персонажах будут для вас не просто интересными придумками, а теми указателями, на которые вы будете ориентироваться в своей повседневной жизни, в которой уже, казалось бы, совсем не осталось истинного волшебства.

Помните: волшебство есть, и оно окружает вас повсюду!