Рассуждение на тему герой нашего времени. Сочинение на тему «Решение нравственных проблем в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени. Смысл названия романа «Герой нашего времени»

Борова Д, Шарашенидзе М.

Данная работа представляет собой попытку переосмыслить произведение классика применительно к современной жизни, ответить на вопрос: "Есть ли герои нашего времени в современной России? Какие черты им присущи?".

Скачать:

Предварительный просмотр:

Как басня, так и жизнь

Ценится не за длину,

Но за содержание.

Сенека.

У каждого времени свои герои. О них рассказывали писатели, поэты, художники.

Так в произведении Лермонтова « Герой нашего времени», по традиционному мнению, Печорин выступает как герой своего времени. Но автор подчёркивает, что в этом образе дан портрет не одного человека, а художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения начала 19 века. В романе показан молодой человек, страдающий от своей неприкаянности, в отчаянии задающий себе мучительный вопрос: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» Он не питает ни малейшей склонности к тому, чтобы идти проторенной дорогой светских молодых людей. Печорин - офицер. Он служит, но не выслуживается. Мы не можем не видеть, что Печорин на голову выше окружающих его людей: он умён, образован, талантлив, храбр, энергичен. Нас отталкивает равнодушие его к людям, неспособность к настоящей любви и дружбе, индивидуализм и эгоизм. Он глубоко несимпатичен нам « жалкостью действий», пустой растратой своих сил, теми поступками, которыми он приносит страдания другим людям.

Сложность и противоречивость характера Печорина можно считать следствием общественно – политических условий 30 годов 19 века, времени мрачной реакции, глубоких потрясений и разочарований.

Человек - по самой своей природе существо общественное, он не способен для самоизоляции, для замкнутого существования в себе самом. Радости и страдания других становятся действительной пищей его жизни лишь тогда, когда отношения его с людьми строятся на основе добра, благородства стремлений, справедливости.

В образе Печорина Лермонтов показал всю тщетность попыток жить в обществе и быть свободным от него.

Читая роман Лермонтова, невольно проводишь параллель с веком двадцать первым и понимаешь, что у нас много общего. Наше время - время больших экономически, политических перемен. Время ускорения объективного развития, которое повышает в цене качества образованности, деловитости. И столь же резко повышает в цене и качества нравственные, неразрывно связанные с социальной сферой жизни, - совесть, честность, человечность. Сложное время…

Но в России были, есть и будет множество героев в самых разных сферах жизни. Герои бывают известными и неизвестными. У каждого человека они свои. Для кого– то им может быть, например, участник боевых действий в Чечне - генерал Романов, актёр Меньшов, фигурист Плющенко, певец Дима Белан, известный политик, учёный, врач, учитель, бизнесмен.

Думается, что сейчас Героем становится человек энергичный, целеустремлённый, хорошо понимающий, что необходимо работать с удовольствием, а где и кем он работает - не важно. Это не обязательно самая высшая должность.

Вот, к примеру, один наш знакомый, которому нет ещё и тридцати. Окончил университет, работал в разных фирмах. Самостоятельно изучил два иностранных языка. Сейчас - коммерческий директор крупной фирмы. Его предприятие процветает. И это - результат его трудолюбия, профессионализма.

Для современного Героя важно иметь хороший дом. Как правило, у него работающая жена и обязательно есть дети. Он понимает, что работает уже не только для себя, но и для своих детей. Он стремится дать своим детям хорошее образование. Для него очень важна семья, так как без семьи человек просто теряет перспективу.

Восхищает в таких людях умение работать так, чтобы получать удовлетворение от своего труда, умение организовать себя так, чтобы найти время на работу и отдых, причём отдых еженедельный с семьёй, детьми, друзьями.

Ему важно, что он не один. Когда человек сам за себя, он ущербен, а когда он может опереться на плечо друга, когда есть на кого надеяться, кому помочь, жизнь становится в радость. Чтобы наша страна стала стабильной, необходимы такие люди.

И таких людей в нашей стране много. Они понимают: чтобы жить успешно и счастливо, необходимо быть интернационалистом. Поэтому из числа Героев вытесняются те люди, которые склонны к ксенофобии.

И друзья у них такие же, как они: честные и порядочные. Именно они являются стержнем, основой нашего общества.

Хочется рассказать о человеке, живущем в нашем родном селе Кутузовка. Это Каргина Ольга Петровна. Успешно окончила МОУ « Кутузовская СОШ» и Омский областной колледж культуры и искусства, сейчас - студентка Омского университета им. Ф. М. Достоевского.

Ольга Петровна уже 8 лет является художественным руководителем Кутузовского сельского Дома культуры. Это человек высокой нравственности, честности и принципиальности. Для своих воспитанников Ольга является примером огромного трудолюбия и преданности своему делу. Хороший организатор, она сплотила вокруг себя ребят, влюблённых в танец. Хореографические коллективы, которыми руководит этот талантливый человек, являются лауреатами, дипломантами не только областных, но и международных конкурсов. Её жизнь – труд, поиск, стремление превзойти себя вчерашнюю. Она и сегодня полна творческих планов и замыслов.

Односельчане же знают Ольгу Петровну как требовательного руководителя и как отзывчивого человека, всегда готового прийти на помощь.

Ольга - человек активной жизненной позиции, инициатор многих интересных дел в селе, заместитель председателя Молодёжной палаты Шербакульского района Омской области.

Глядя на эту хрупкую девушку, невольно думаешь: вот образ Героя нашего времени. Она самостоятельна, деятельна, активна. Имеет нравственные принципы и хорошее образование. И пусть Ольга ещё молода, но сделано в её жизни уже достаточно, чтобы заслужить уважение и любовь людей, среди которых она выросла и живёт. Ведь лишь в работе на благо людей, общества человек с наибольшей полнотой раскрывается как личность, находит смысл своего существования, духовно обогащая себя.

Время Печорина давно прошло. Сегодняшний Герой, обладая нравственными качествами, образованностью, деловитостью, трудолюбием живёт не только для себя, своей семьи, но и для людей, общества, своей страны.

Министерство образования РФ

МОУ « Кутузовская СОШ».

Сочинение «Герой нашего времени»

Выполнили: Борова Д. и Шарашенидзе М.

Ученицы 10 класса.

Руководитель: Вейкум Г. В.

Учитель русского языка и литературы.

С.Кутузовка.

Все мы писали в детстве школьное сочинение «Герой нашего времени» по роману Михаила Юрьевича Лермонтова, но большинство учащихся не очень задумывались над мотивами писателя и предысторией произведения. Рассуждая объективно, не каждый школьник способен понять сложные психологические переживания взрослых людей. Поэтому к классическому произведению, с одной стороны - простому, а с другой - глубокому, необходимо возвращаться в зрелые годы и заново переосмысливать, находить общее или противоположное с собой, миром, Вселенной...

Рождение жанра

Произведение «Герой нашего времени» было первым прозаическим романом, написанным в стиле социально-психологического реализма. Нравственно-философское произведение содержало помимо истории главного героя также яркое и гармоничное описание жизни России 30-х годов XIX века. Это было своего рода экспериментальное новшество в плане жанра со стороны автора, так как в то время такого жанра как «роман» не существовало. Лермонтов позже признавался, что писал роман «Герой нашего времени», опираясь на пушкинский опыт и литературные традиции Западной Европы. Особенно это влияние заметно в чертах романтизма данного романа.

Предпосылки написания

В 1832 году М. Лермонтов написал стихотворение «Я жить хочу! Хочу печали...» Откуда у молодого человека такое отчаяние вместе со зрелостью мысли, точностью видения и таким неудержимым желанием бури? Может быть, именно это жизнеутверждающее отчаяние привлекает к себе внимание многих поколений читателей и делает поэзию Лермонтова актуальной и сегодня? Мысли о желании бури возникают и в стихотворении «Парус», написанном в том же году: «А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой!» Его современник, почти ровесник, говорил о своем поколении как об «отравленном с младенчества».

Чтобы понять эти слова, следует вспомнить, в какую эпоху пришлось жить Лермонтову, и время, которое отразилось позже в романе «Герой нашего времени». Сочинение по роману правильнее начинать с анализа более ранних стихов поэта, так как именно в них видны предпосылки, побудившие автора на создание уникального произведения.

Молодость М. Лермонтова пришлась на время, которое было достаточно печальным для истории России. 14 декабря 1825 года на в Петербурге произошло которое закончилось поражением. Организаторов восстания повесили, участников отправили в двадцатипятилетнюю ссылку в Сибирь. Ровесники Лермонтова, в отличие от сверстников Пушкина, росли в атмосфере притеснений. Это должны учитывать современные школьники, готовя на эту тему сочинение.

«Герой нашего времени»

Лермонтов наделил героя «невеселой сущностью бытия» своей эпохи. В то время полководцы исполняли роль подавителей народа, судьи были нужны для вершения несправедливого суда, поэты - для прославления царя. Нарастала атмосфера страха, подозрения, безнадежности. В юности поэта не было света и веры. Он вырос в духовной пустыне и все время пытался вырваться из нее.

В стихотворении «Монолог» есть строка: «Средь бурь пустых томится юность наша...» Трудно поверить, что автору поэтического произведения исполнилось всего 15 лет! Но это не был обычный юношеский пессимизм. Лермонтов еще не мог объяснить, но уже начинал понимать, что человек, который не имеет возможности действовать, не может быть счастливым. Через десять лет после «Монолога» он напишет роман «Герой нашего времени». Сочинение на эту тему обязательно должно содержать рассуждение о времени текущем и о месте человека внутри него. Именно в «Герое нашего времени» автор объяснит психологию своего поколения и отразит ту безысходность, на которую обречены его ровесники.

История написания

При написании сочинения будет разумным указать, что роман Лермонтов начал писать в 1838 году под воздействием кавказских впечатлений. Сначала это был даже не роман, а отдельные повести, объединенные главным героем. В 1839 году журнал «Отечественные записки» сообщил, что М. Лермонтов готовит к печати собрание своих повестей. Каждая из этих повестей опиралась на определенную литературную традицию: «Бэла» была написана в стиле очерка путешественника, «Княжна Мэри» - по традициям светской повести, «Тамань» - в духе лирической новеллы, «Фаталист» - в манере «повести о таинственном случае», которая была популярной в 1830-х годах. Позже из этих повестей родится полноценный роман «Герой нашего времени».

Сочинение-рассуждение кратко можно дополнить событиями, описанными в романе «Княгиня Лиговская» (1836). Это произведение хронологически и сюжетно предшествовало «Герою». Там впервые и появился Печорин, гвардейский офицер, который был влюблен в княгиню Веру Лиговскую. Отдельная же глава «Тамань» была написана в 1837 году, явившись как бы продолжением «Княгини Лиговской». Все эти произведения связаны между собой и имеют единую социально-философскую линию, единую концепцию и жанровую направленность.

Редакционные правки

В новой редакции была изменена композиция романа «Герой нашего времени». Сочинение рекомендовали дополнить хронологией написания: повесть «Бела» стала начальной главой романа, за ней шли «Максим Максимыч» и «Княжна Мери». Позднее первые две повести были объединены заголовком «Из записок офицера» и стали ведущей частью романа, а второй частью стала «Княжна Мери». В ней задумано было изложить щемящую «исповедь» главного героя. В течение августа-сентября 1839 М. Лермонтов решил полностью переписать все главы за исключением главы «Бэла», которая на то время была уже опубликованной. Именно на этой стадии работы в роман вошла глава «Фаталист».

В первой редакции роман имел такое название «Один из героев начала века». Состоял он из четырех частей - четырех отдельный повестей, хотя по смыслу роман делился самим автором только на две части. Начальная часть - записки офицера-рассказчика, вторая - записки героя. Введение главы «Фаталист» углубило философскую струю произведения. Разбивая роман на части, Лермонтов не ставил задачу сохранить хронологию событий, целью было максимально раскрыть душу главного героя и душу народа той неспокойной эпохи.

К концу 1839 г. М. Лермонтов создает окончательную редакцию романа, включив в нее главу «Тамань» и изменив композицию произведения. Роман начинался главой «Бэла», далее шла «Максим Максимыч». Записки главного героя, Печорина, теперь начинались главой «Тамань», а заканчивались «Фаталистом». В этой же редакции появился и известный «Журнал Печорина». Итак, роман складывается из пяти глав и появляется новое название: роман «Герой нашего времени».

Что общего между Печориным и Онегиным

Фамилия главного героя романа связывала его с пушкинским Евгением Онегиным. Фамилия Печорин происходит от названия великой русской находящейся недалеко от Онеги (отсюда, как уже отмечалось, и фамилия Онегин). И эта взаимосвязь вовсе не случайна.

Вслед за А. Пушкиным М. Лермонтов обращается к изображению своего современника и анализирует его судьбу в условиях своего времени. Лермонтов еще глубже проникает в тайны души главного героя, усиливая психологизм произведения и насыщая его глубокими философскими размышлениями о морали общества.

Жанровая принадлежность

«Герой нашего времени» - сочинение-рассуждение, первый морально-психологический прозаический роман в русской литературе. Это разновидность реалистического романа, в котором основное внимание сосредоточено на решении поставленных писателем нравственных проблем, требующих глубокого психологического анализа.

В романе автор решает актуальные для своего времени морально-этические проблемы: добро и зло, любовь и дружба, смерть и религия, назначение человека и свобода воли. Психологизм произведения заключается в том, что Лермонтов сосредоточивает внимание на личности героя, его душевных переживаниях. Перед читателем предстает «обнаженная» душа Печорина. Роман «Герой нашего времени» - это история его души.

Характеристика произведения

Автор несколько раз менял композицию, чтобы полнее раскрыть главную проблему - душевные искания главного героя. В этом весь Лермонтов. «Герой нашего времени», тема которого видится в описании жизненных ситуаций и поворотов в судьбе главного героя, напрочь лишен всякой хронологии. Возникает вопрос: почему автор не придерживается хронологии в расположении глав? Хронологическая непоследовательность объясняется несколькими причинами.

  • Во-первых, в романе есть элементы различных жанров: заметок, дневника, светской повести, очерка и тому подобное.
  • Во-вторых, автор стремился заинтересовать читателя, осуществить «путешествие» в психологию героя, погрузить читателя в глубины внутреннего мира персонажа.

Благодаря сложной и «непоследовательной» структуре произведения в романе несколько рассказчиков, в каждой главе - свой. Так, в главе «Бэла» о ходе событий читатель узнает из рассказа Максима Максимовича (Максимыча), в «Максиме Максимыче» рассказ ведет офицер, главы «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» представлены в форме журнала и дневника главного героя. То есть рассказчиком является сам Печорин. Формы журнала и дневника позволяют дать автору не только анализ души героя, но и глубокий самоанализ личности.

Печорин и Белла: безразличие и любовь

По характеру Печорин был авантюристом. Как еще объяснить ситуацию, когда Азамат, сын одного из местных князей, похитил сестру Бэлу и привез Печорину, а в ответ Печорин крадет для Азамата лошадь у Казбича? Герой не уставал дарить своей женщине дорогие подарки, чем в конечном итоге завоевал ее расположение. Девушка привлекала его своей гордостью и непокорностью.

Если говорить о силе чувств, ответной либо то симпатии Лермонтова на стороне Бэлы - она действительно полюбила Печорина по-настоящему. А вот главный герой словно плыл по течению, он и сам не мог определить, испытывает ли к девушке настоящие чувства, или это страсть клокочет в его душе и теле. В этом и трагедия главного героя - он оказался неспособен глубоко сопереживать. В любовной связке Печорин-Бэла заложены темы сочинений. «Герой нашего времени» содержит немало моментов, раскрывающих способность главного героя к сильным чувствам. Печорин осознает, что является причиной несчастий других, но пока не понимает, в чем же дело. В результате все его переживания сводятся к скуке, душевной опустошенности и разочарованию.

Впрочем, говорить о полной бессердечности не приходится. Когда Бэла умирает ужасной смертью, это вызывает сочувствие к ней не только у Максима Максимыча и читателей. В последние минуты жизни Бэлы Печорин стал «бледный как полотно». А потом «долго был нездоров, похудел, бедняжка... » Он чувствовал свой грех перед ней, но пытался все свои чувства скрыть глубоко в душе. Возможно, поэтому он разразился «странным смехом», так напугавшим Максима Максимыча. Скорее всего, это был своеобразный нервный срыв. Так мог вести себя лишь настоящий «герой нашего времени». Сочинение черт его характера автору было близко - он жил рядом с такими людьми бок о бок каждый день. Читатель видит поступок Печорина глазами повествователя Максима Максимыча, но не понимает причин этих поступков.

Отношение Максима Максимыча к Печорину

«Он такой беленький, мундир на нем такой новенький, что я сразу догадался, что он на Кавказе у нас недавно» - таким увидел Печорина Максим Максимыч. Из описания чувствуется, что рассказчик симпатизирует Печорину. Об этом свидетельствуют слова с уменьшительно-ласковыми суффиксами, которые использует рассказчик, и фраза «Славный был парень...».

В романе «Герой нашего времени» сочинение о жизни Печорина могло быть написано отдельной многостраничной книгой - настолько неоднозначный, яркий и глубокий образ был заложен в нем автором. Печорин отличался от других своим поведением: реакцией на изменения температуры, внезапной бледностью, длительным молчанием и неожиданной разговорчивостью. Из-за этих «необычных» для старожилов признаков Максим Максимыч посчитал Печорина странным.

Максимыч понимал чувства, движимые более молодым Печориным, однако считал необходимым вернуть девушку отцу, хотя сам сильно привязался к Бэле, уважая ее за гордость и выдержку. Впрочем, ему же принадлежат слова: «Есть люди, с которыми непременно следует соглашаться». Максим Максимыч имел в виду Печорина, который был сильной личностью и мог подчинить своей воле всех.

Колорит природы

Лермонтов в российской прозе - один из первых авторов, для кого природа не голые декорации, а полноценный герой повествования. Известно, что автор был пленен красотами Кавказа, его суровостью и величием. Роман Лермонтова «Герой нашего времени» просто пронизан картинами природы - дикой, но прекрасной. Как отмечает ряд критиков, именно Лермонтов к уже используемому другими писателями понятию «очеловечивание природы» впервые добавил «оприроживание человека». Особые в описании природы позволили подчеркнуть дикие законы, по которым жили люди гор. Такой же точностью в описании и яркостью колорита Кавказа отличаются картины, написанные лично М. Ю. Лермонтовым.

Выводы

Итак, произведение «Герой нашего времени» - уже в самом названии первого романа заложена вся его суть. Печорин - олицетворение поколения. Нельзя утверждать, что все люди метались в душевных переживаниях, страдали от недопонимания, а их души очерствели. Главный герой олицетворял не столько сограждан, сколько эпоху - сложную, временами жестокую к людям, но одновременно сильную и волевую. Именно об этом необходимо помнить, готовя сочинение «Герой нашего времени». Лермонтов блестяще передал атмосферу общества в истории одного героя.

— это мое любимое произведение писателя. Здесь автор благодаря описанию жизни главного героя Печорина, показывает талантливых и энергичных людей, что не могут в жизни найти себе применение, хотя это способные люди. Писателю удалось создать образ молодого человека тридцатых годов, тем самым вызвав бурю восхищения у прогрессивных людей, так как они увидели в этом произведении правду. А вот критики раскритиковали этот роман, хотя ответ Лермонтова был незамедлителен, ведь он говорит о том, что критики не верят в образ героя, потому что он правдив и в нем правды больше, нежели бы хотелось в действительности.

Герой нашего времени краткое сочинение

Когда читаешь произведение, мы видим желание героя разгадать смысл жизни, но с другой стороны убивает его бесцельное существование. При этом и сегодня встречаются люди, которые бесцельно проживают свою жизнь, поэтому произведение актуально и в наше время.

Роман состоит из нескольких рассказов, которые нас и знакомят с героем произведения . Так в первой повести Бэлла мы встречаем Печорина впервые. Здесь описывает героя Максим Максимыч. Он рассказывает о Печорине, чья юность прошла в Петербурге. Далее мы узнаем, как его переводят на Кавказ. Здесь герой и встречает Бэллу, чье расположение пытается завоевать, а добившись девушки, скучает и понимает, что это не его и он ошибся в выборе.

В главе Максим Максимыч Печорин нам показан именно так, как видел его Максим Максимыч. Для него это странный человек, который даже во время смеха имел холодный взгляд.
В Журнале Печорина о себе пишет сам главный герой. Эта часть произведения, как дневник, где герой рассказывает историю с контрабандистами. Раскрыв тайну деятельности Янко и его девушки, Печорин разочаровывается, он огорчается своим бессмысленным вмешательством в их жизнь.

Рассказ Княжна Мэри — это, наверное, самая главная повесть, где Печорин начинает анализировать свои поступки и свою жизнь. Он встречает здесь Мэри и опять пытается добиться девушки, но не потому что полюбил, а потому, что она увлечена другим мужчиной. Печорин вступает в борьбу с Грушницким и эта борьба приводит к дуэли, на которой Грушницкий погибает.

Завершается работа автора повестью Фаталист. Здесь герой решает важный философский вопрос о том человек ли решает свою судьбу и пишет ее сам или все зависит от рока.
Печорин предстает перед нами активным человеком, который пытается найти себя в жизни, но у него не получается.

Женские образы в герое нашего времени

Кроме Печорина автор в своем произведении выводит и женские образы. Так мы встречаем смелую контрабандистку с ее ловкостью и хитростью. Это девушка, которая искренне может любить молодого человека и одновременно быть жестокой в отношении стариков и слепых.

Встречаем мы Бэллу, гордую девушку с ее человеческим достоинством, чья судьба завершается трагично.

Есть еще одна девушка, которой удалось постичь глубину души Печорина и это была Вера. Она поняла, кто на самом деле был Печорин и ее любовь к нему не охладела. Вот только была Вера замужней и такая ее любовь до добра не доводит.

М.Ю Лермонтова и сегодня порассуждаем над тем, каким образом и при помощи каких литературных средств автор пытался решить в романе нравственные проблемы своего времени.

Текст сочинения

Лермонтов относится к тому поколению русского дворянства, молодость которого пришлась на эпоху реакции в царствование Николая I, вступившего на престол в день декабрьского восстания. Тяжелая нравственная атмосфера этого времени, доносы, ссылки, слежка, вошедшие в моду, сделали для передовых людей того времени невозможным выражение собственных общественно-политических взглядов. Это и повлекло за собой появление нового «героя».

«Герой» Лермонтова лишен возможности проявить себя в социальном плане, поэтому автор намеренно сосредоточивает взгляд на его нравственных позициях. При этом все, что написано о Печорине с точки зрения автора, Максима Максимыча, и самого главного героя, нельзя считать положительно оцениваемым. Лермонтов судит свое поколение, недоволен им и дает нам понять, что вовсе не разделяет нравственных позиций своего героя.

Подобно многим современникам Лермонтова, Печорин очень эгоистичен. Решая нравственную проблему цели и смысла жизни, он не смог найти применения своим способностям («Зачем я жил? Для какой цели я родился… А ведь, верно, было мне назначение высокое, так как я чувствую в душе силы необъятные… Но я не угадал его» ) В этой неудовлетворенности собой и лежат истоки отношения Печорина к окружающим людям. Он равнодушен к их переживаниям, оставляет у всех, с кем встречается, самое неблагоприятное впечатление о себе, коверкает судьбы. («Да и какое дело мне до несчастий и бед человеческих »). Справедливости ради надо сказать, что Печорин замечает свое воздействие и скорбно думает, что «он всегда играл роль топора в руках судьбы ». Он даже способен осудить себя за некоторые поступки, но общая система его нравственных ценностей от этого не меняется.

На первом плане у Печорина всегда его собственные интересы, он похож в этом на Онегина и других молодых людей, о которых Пушкин писал: «Двуногих тварей миллионы, для них название одно… » Особенно хорошо это видно из рассуждений Печорина о счастье. Он пишет в «Журнале»: «Счастье — это насыщений гордость», «я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе ».

Особенно интересны нравственные представления Печорина о любви и женитьбе. Он, в соответствии с кодексом дворянской чести, способен вступиться за «честь невинной девушки » и вызвать на дуэль Грушницкого за его россказни о княжне Мери. Но в то же самое время он совершенно бездумно разрушу судьбы Мери и Бэлы, рассуждая при этом, что «вдохнуть аромат едва распустившегося цветка » есть величайшее наслаждение, а потом можно бросить его где-нибудь на дороге, может, кто-нибудь подберет. Как и Онегин, он больше всего на свете боится потерять свою «постылую свободу» и признает, что как только речь заходит о женитьбе, так «прости, любовь ». Подобно Онегину, он мучается от решения Веры остаться с мужем, но менять что-нибудь уже поздно. За свои нравственные представления он заплатил дорогой ценой – одиночеством.

Печорин изображен в романе умным человеком, умеющим не только совершать безнравственные поступки, но и судить себя за это («Если я причина несчастья других, то и сам не менее несчастлив »). Он пишет о своей раздвоенности, о том, что в нем как бы всегда находятся два человека, один из которых действует, а другой – судит.

Причиной эгоизма и таких нравственных представлений Печорина можно считать и невозможность применить свои силы, и дворянское воспитание, и пребывание в свете, испортившее его душу. Из этой системы нравственных представлений из-за отсутствия выхода рождаются разочарованность, опустошенность Печорина, мысли о смерти («Авось, умру где-нибудь в дороге… »).

Пользуясь пушкинскими словами, можно сказать, что в системе нравственных взглядов Печорина «отразился век, и современный человек изображен довольно верно, с его безнравственной душой, себялюбивый и сухой »

Таким и увидел «героя своего поколения» М.Ю. Лермонтов.

Каждое произведение из школьной программы может рассматриваться с разных точек зрения. Где-то главную роль играют образы героев, где-то важнее проблематика, взятая автором за основу сюжета произведения, где-то принципиальное значение имеет смысл названия, ведь именно там заложена идея книги. Этим обстоятельством объясняется многообразие тем сочинений на ЕГЭ 2017.

Невозможно предугадать, какая из них попадется на экзамене, поэтому необходимо иметь представление о каждой из них. Нужно знать, как наиболее полно раскрыть поставленную тему: приводить ли цитаты автора, и в каком объеме, пересказывать ли вкратце сюжет или обойтись рассуждениями, «зубрить» ли ФИО героев или учить только самое основное? Все эти тонкости определяют количество баллов и, как следствие, решают судьбу будущего абитуриента.

В данной подборке мы перечислим все темы сочинений по роману Лермонтова «Герой нашего времени» и проанализируем, как правильно их раскрыть, приведя примеры сочинений на егэ 2017.

Образ Григория Печорина

Это самая широко распространенная тема сочинения по роману Лермонтова. Печорин представляет собой тип лишнего человека, характерный для русской литературы, поэтому его охотно берут для рассмотрения как в 9 классе школы, так и в вариантах ЕГЭ для 11 класса. Этот герой хорошо запоминается школьникам, так как раскрытию его характера посвящен целый роман. В качестве примера можно посмотреть в соответствующем разделе сайта, там же обозначены основные пункты, которые необходимо осветить в работе.

Печорин – герой своего времени

Эта тема по смыслу перекликается с предыдущей. В сочинении нужно будет также охарактеризовать Печорина, однако упор необходимо сделать на то, что этот герой выражает болезнь целого поколения, а не свою личную драму. Для примера можно взять предыдущее , так как в нем автор сконцентрировался на поиске причин трагедии Григория Александровича, доказывая, что в его образе Лермонтов отразил «болезнь века», как сделал это родоначальник жанра исповедального романа Де Мюссе в своей книге «Исповедь сына века». В качестве плана сочинения на тему «Печорин – герой своего времени» можно использовать следующую схему:

— Вступление: кто такой Печорин? Почему его называют «лишним человеком»?
— Основная часть: причины хандры Печорина, влияние исторических событий на его поколение. Почему болезнь Печорина охватила все поколение?
— Заключение: Печорин – романтический герой, наследник Онегина и Байрона.

Женские образы в романе «Герой нашего времени»

В данном сочинении необходимо описать хотя бы трех главных героинь романа: Бэлу, Веру и княжну Мери. Традиционно именно они привлекают внимание критиков. Все эти образы противоположны, поэтому логику повествования нужно выстраивать на контрастах, сравнивая женщин между собой. В качестве примера можно посмотреть сочинение на тему: Женские образы в романе «Герой нашего времени». Там же приведены основные пункты для плана и самостоятельного анализа темы.

История души человеческой в романе «Герой нашего времени»

В рамках данной темы рассматривается эволюция образа Печорина, его становление. Необходимо ответить на вопросы: «Какие события из жизни героя повлияли на его судьбу и характер? Почему он стал таким? Кто или что повлияло на его становление?». Рассуждения лучше расположить в хронологическом порядке, начиная с детства Печорина и заканчивая его трагическим финалом. Каждый факт биографии героя необходимо сопроводить своими комментариями, где будет дано объяснение значения этих событий в процессе формирования личности Григория Александровича. План сочинения на тему: История души человеческой в романе «Герой нашего времени»:

— Вступление: Кто такой Печорин? В чем его недуг?
— Основная часть: детство, юность и зрелые годы Печорина: как события из его жизни повлияли на его судьбу? Почему он стал «лишним человеком»?
— Заключение: Развязка трагедии Печорина.

Смысл названия романа «Герой нашего времени»

В сочинении на данную тему объясняется смысл самого романа, то есть неприятный диагноз всему поколению, поставленный Лермонтовым. Необходимо сказать, что трагедия Печорина – беда всех его столь же одаренных сверстников, которые не смогли найти себе ни места, ни применения в мире и сгинули в праздности и спорах с судьбой. Главное, это подчеркнуть универсальность образа лишнего человека в тех реалиях, типичность печоринской хандры. План сочинения на тему: Смысл названия романа «Герой нашего времени»:

— Вступление: Почему в образе Печорина отражена судьба всего поколения?
— Основная часть: Как универсальность образа Печорина отражена в названии? Если герой – пример для подражания, значит, Печорин, как и все подобные герои, отразил моду на романтическое томление по идеалу и ориентацию молодых людей на модный «английский сплин», заимствованный у байронических героев.
— Заключение: Каков приговор Лермонтова обществу его времени?

Любимые страницы или любимый герой в романе «Герой нашего времени»

В сочинении такого типа нужно описать любимый эпизод или же любимого героя романа. Необходимо аргументировать свой выбор, анализируя предмет описания. Композиция в данной работе свободная, однако, есть уже устоявшийся и привычный шаблон для такого рода тем. План сочинения на темы: Любимые страницы или любимый герой в романе «Герой нашего времени»:

— Вступление: Мой любимый эпизод или герой – это…
— Основная часть: почему мне нравится этот эпизод или герой? Что я подчерпнул или открыл нового для себя, прочитав этот отрывок или узнав этого героя? Какое место этот фрагмент или персонаж занимает в романе?
— Заключение: зачем Лермонтов изобразил этого персонажа или этот эпизод? Почему он так важен?

Тема судьбы в романе «Герой нашего времени»

Раскрывая эту тему, читатели обычно анализируют главу «Фаталист», где речь идет о судьбе и предопределении. Важно отразить точку зрения главного героя, к какому выводу он пришел: есть судьба или нет? В качестве примера можно посмотреть сочинение на тему: . Основные пункты для анализа перечислены курсивом в верней части сочинения.

Печорин и Грушницкий

В сочинении необходимо рассмотреть двух героев-антагонистов, а так же разобрать историю их противостояния: кто виноват, в чем причина конфликта, итоги и ваше отношение к случившемуся. Можно провести параллели с биографией Лермонтова, сравнить изображенный конфликт с его смертельной дуэлью и проанализировать сходства характеров автора и героя. План сочинения на тему: Печорин и Грушницкий (сравнительная характеристика):

— Вступление: Кто такие Печорин и Грушницкий? Что их связывает?
— Основная часть: сходства и различия характеров. Причины и последствия конфликта. Реакция Печорина и реакция Грушницкого.
— Заключение: нравственные последствия конфликта для Печорина, ваше отношение к дуэли.