Сказка ложь, да в ней намёк! А. С. Пушкин. Литературная игра-викторина «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. – Моав – это что такое

"Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок" А.С. Пушкин
"Что за прелесть эти сказки!" А.С.Пушкин

Покажите мне сказку, где в русско-народной сказке поп герой===.С.В.С.

Никогда не думал, что вопрос веры в БОГА для взрослого человека может зависеть от героев детской сказки. Это уже предельный примитивизм, языческое восприятие религии и полное отсутствие намёка на духовность.

Ну, хорошо, обсудим факт, что в немногочисленных сказках (я нашёл 5 русских сказок, где говорится о попах), они чаще всего представлены карикатурно – глупыми и жадными. Заметим, что практически во всех сказках цари и придворные, и все богачи также карикатурно представлены, как глупые и жадные. Да и среди простых людей "умных" в русских сказках практически нет, за исключением Прекрасных и Премудрых Девиц, которые спасают дураков и помогают им преодолеть трудности. Встречаются изредка образы умных богатырей, добрых молодцев, калек и мудрых старцев, а также хитроумных и ловких солдат, ну и, конечно «умных» животных, птиц и рыб, деревьев и т.д., которые порой «мудрее и могущественнее» людей.

Глупости и жадности противопоставлены чаще всего не ум и щедрость, а везучесть и чудо. И самый везучий, конечно же, всем известный круглый дурак. Ибо «дуракам везёт». Он и есть – главный герой русских народных сказок. Другим, например, богатырям, принцам, бывалым солдатам повезло меньше. А о прочих и говорить не приходится.

Соответствует сказка реальной жизни? Трудно такое представить. В русской сказке всё парадоксально, карикатурно, как бы перевёрнуто, необычно и чудесно. Сказка, говоря попросту, это – небылица, выдумка, но что-то в них есть, что заставляет миллиарды детей слушать их по сто раз с открытым ртом, и что взрослого человека заставляет порой задуматься.

Все мы помним: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок.» (А.С. Пушкин).
Да – ложь, да – небылица, да – выдумка. Да, нельзя переносить сказочные ситуации в жизнь, также как характеристики нарицательных героев. Далеко не все цари и попы – глупы и жадны, и не все лягушки – премудры и прекрасны. Это так.

Но в чём же намёк? Намёк – это неявное, косвенное указание на какие-то факты или обстоятельства. Если в сказке прямо сказано, что поп и царь – глупы и жадны, то здесь и намёка никакого нет. И полный маразм - воспринимать это как непреложный факт. Вы имеете дело с вымыслом, карикатурной зарисовкой. И строить свою жизнь на этом вымысле - глупость несусветная.

Намёк в сказке есть, но он не в очевидном и определённо сказанном. Тем и хороша сказка, что в ней, кромке поэзии и чуда, есть в каждой - свой намёк, своя неразгаданная загадка.

Было у царя три сына...

Нет, это не из этой оперы. Точнее, не совсем из этой.
То есть у царя, действительно, было три сына, только был он не царём, а всё же королём. Разница, конечно, не велика, но звучит всё же получше...

Ладно. Так вот, было у короля три сына. Жены не было - третьи роды сильно подорвали её здоровье, и не прошло и пары месяцев, как Королёва скончалась. В горе родитель изливал всю свою отцовскую любовь на детишек, (господа извращенцы изыдите! Всё пристойно, и за рамки родственных чувств не выходило!)
Старшеньким-то ничего, они к тому времени худо-бедно, но как личности были покрепче. А вот младшенький...
Мда...
Но пока не об этом.
Правил король в богатом, процветающем и, как ни странно, довольно мирном государстве. Соседи, коих было аж шесть сопредельных королевств, окружавших его настоящим кольцом, проблем не доставляли, на чужие земли не зарились. Возможно, потому, что у самих пока проблемы были.
В общем, тут как в песне:

В краю средь гор и цветущих долин
Текла река, исчезая в дали.
Прекрасней не было страны,
Где рождались баллады и сны...

Шли годы, сезоны сменялись друг за другом, рождались, взрослели, старели и умирали люди. Состарился и король. Он ещё не умирал, но начал подумывать о том, что трон-то надо бы кому-то да оставить. Благо выбор был богатым - целых три Наследника. И все мальчики.
Парни крепкие, здоровые, с головой дружащие, в особых прегрешениях и распутном поведении не замечены. Что даже немного напрягало...
Согласитесь, не каждое королевство может таким выбором похвастаться.
И вот здесь и возникла загвоздка, кого выбрать?
У каждого сына были сильные и слабые стороны, свои интересы и увлечения, да и по возрасту, разница была довольно большой: в четыре, восемь и двенадцать лет, соответственно.
Правильно было бы, конечно, выбрать старшего-первенца, но король хотел, чтобы его место занял достойнейший. Любил он всех детей и желал им только счастья, но как сделать выбор не знал.
Шли дни. Король думал. И, наконец, придумал...

В дорогу звал глас таинственных гор...
Три сына там покидали свой дом...
Один был горд, второй - упрям,
А третий был сердцем смирён.

Да-да, решил папаша сплавить своих детишек (хотя в случае старшего это был уже здоровенный лоб) в путешествие по соседним странам. Опыта набраться, на других посмотреть, да себя показать.
По идее, в этом путешествии должны были сильнее проявиться их таланты, а так как они отправлялись в одиночку, то (от стресса очевидно) и развиться.
Перед отъездом родитель не преминул проехаться деткам по ушам в своей любимой манере о долге, чести и любви. На последнее он особо упирал, так как считал данное качество самым важным.

Слова отца были грусти полны:
«В любви моей вы росли как цветы.
Что ждёт вас там в чужих краях?
Да хранит вас молитва моя!»

В общем, что-то из разряда: "Сохраните богатства души и любви нескончаемый свет!"
Непонятно, правда, с чего он решил, что детки у него выросли сущими фиалками, но суть не в этом.
Детки родителя выслушали, и как велит традиция, приказа свалить из дома в мир реальный и жестокий не нарушили. Правда, напутственную речь из всех троих слушал только младший. Старшие из того возраста, когда можно было капать им на мозги такой моралью, уже выросли.
Собрали они немного вещичек, взяли чуток деньжат на первое время и рано утром, когда солнце только задумывалось о том, чтобы подниматься, разошлись в три разные стороны.
Времени им на путешествие было дано не много, ни мало, а целых три года...
Минули они быстро, и у каждого оказались насыщенными. Много всего было: и радости, и слёз, и счастья, и горя.
Пришло время возвращаться домой.

Прошли года, затерялись вдали...
В краю средь гор и цветущих долин
Встречал отец своих детей
После долгих разлук и скорбей.

Первыми ко двору явились старшие. Оно и не мудрено, на конях всяко быстрее, чем пешочком шкандыбать с границы.
Отец детишкам обрадовался. Да, и время его уже подходило к концу.
Встретив сыновей, отец велел им держать ответ - кто чем занимался, кто чем прославился, и вообще, как жили?
По привычке, не иначе, начал старший. Ещё в детстве сей сын короля выбрал для себя путь воина. В своё время он зачитывался жизнеописанием своего прадеда, что жил во времена войн с другими королевствами. Тот лично вёл свои войска в атаку, сражался в первых рядах и вообще прослыл человеком храбрым, справедливым, но жёстким, иногда даже жестоким.

И первый сын возвратился домой:
«Гордись, отец! Я - великий герой!
Вся власть моя - и в этом суть:
На крови я построил свой путь!»

Звучало всё это, конечно, не так пафосно, но суть передана верно.
За три года собрал он не маленький отряд воинов, стал там уважаем и гонял бандитов, да лихой люд. Гонял так, что настигая, выживших не оставлял, руководствуясь правилом, что "хороший враг - мёртвый враг", а врагов "за спиной не оставлять. Особенно хороших врагов".
Совесть его по этому поводу не особо мучила, проклятия родственников убитых, нёсшиеся ему в след, он игнорировал, будто не слышал, оставаясь при мнении, что те сами виноваты - не фиг было грабить, насиловать и убивать мирных жителей.
Поднявших на него руку с оружием и желанием убить он никогда не оставлял в живых, не смотрел ни на возраст, ни на пол. Потому врагов живых, по крайней мере, и активных у него не было.
При этом у него была честь, и он руководствовался кодексом воина.

Второй принёс золотые дары:
«Смотри, отец! Я могу все миры
Купить-продать, и слёзы всех
Превратить в серебро и успех!»

Кого в качестве примера для подражания избрал этот сын, он никогда не распространялся. Но деньги он зарабатывать действительно умел. Причём буквально из всего.
К чести второго брата, он не занимался зарабатыванием денег ради денег и не опускался до откровенного рейдерства. Однако всех своих конкурентов он давил без жалости и не занимался альтруизмом.
В смысле, он, конечно, мог построить приют и выделить на него деньги, но только столько, сколько было нужно впритык. Всех просителей-нищих он слал взашей (если они не работали).

И звучало в ответ
Эхо горных вершин:
«Разменяли богатство души
Ради славы и блеска монет!»

В общем, детки за означенные три года хорошо поработали и чего-то да в жизни добились. Как на это ни посмотри.
Правда, родитель ими оказался не доволен. Не известно, чего конкретно он ожидал от этих двоих, но надежд они его не оправдали от слова совсем.
Не сказать, что это для них стало сюрпризом.
В общем, как бы то ни было, а оставалось дождаться только младшего брата. И, как ни странно, дождались.

А третий сын на коленях стоял:
«Прости, отец, я великим не стал...
Смирённым был, врагов прощал...»

Явившейся братец, к великому удивлению старших, не смог добиться ничего путного, хотя оба они отдавали должное и его мозгам, и силе. Был он похож на бродягу, отчасти. Но папаша рассказом сына остался доволен. Наверное, на старости лет маразм его стал более прогрессивным.

Отец с теплотой отвечал:
«Душа твоя и добра и чиста,
И пусть богат ты и знатен не стал,
Но ты хранил любовь мою -
Я тебе свой престол отдаю!»

Сказать, что старшие удивились, означает промолчать. Чего им стоило удержаться от известного вращательного движения пальцем у виска, знают только Боги. Но возникать они, к удивлению придворных, весь этот цирк наблюдавших, они не стали. То ли от того, что к отцу уважение испытывали, то ли ещё от чего-то, но решение Короля приняли. И даже на коронацию остались.
И, как и положено в счастливых сказках:

И звучало в ответ
Эхо горных вершин:
«Кроток сердцем и духом смирён
Верный сын унаследовал трон!»

Хорошая сказка, правда? Но кто задумывается о том, что случается после таких вот сказок?
А случается разное.
В этом случае, дальнейшее развитие событий отложилось на долгие годы.
После коронации младшего принца старый король вскоре умер, а старшие братья покинули королевство.
За прошедшие года вне родительского дома они, несмотря на всю их мрачную Славу, научились ценить свободу. Заодно это освобождало их от необходимости выслушивать каждый день от новоявленного короля лекции на тему любви и чистоты души, а так же о том, что их образ жизни не верен. К их великому несчастью, братец перенял любовь отца ездить по ушам.
Коронованный же принц стал править. Что и говорить, народ его любил по началу. У того всегда можно было попросить денег, тот всегда был готов помочь. Он всегда миловал заключённых, приговорённых к смертной казни, и отпускал на свободу тех, чьи преступления были "незначительны". То, что от подобного очень быстро истощается казна, было замечено не сразу.
Но и здесь был найден выход.
Король решил сократить некоторые отделы армии. Например, такие, как тайная полиция, заведённая ещё при его прапрадеде, он уменьшил содержание войск на границах - ведь соседи у них мирные.
В общем выкрутился.
Тем временем "мирные соседи", наконец, разобрались со своими проблемами и обратили свой взор на процветающего товарища...
Всё началось с одиночных рейдов и прорывов на границах. Не встретив серьёзного сопротивления, соседи начали наглеть.
Не прошло и года, как королевство лишилось трети своих владений. В городах начался расцвет преступности, показал свои зубы в некоторых районах голод.
Тогда на пороге замка Короля, впервые, за без малого, пятнадцать лет появились его старшие братья. Они предложили помощь. И вопреки своим репутациям даже не просили ничего взамен.
Но младший брат отказался.
Ему не понравилась идея старшего брата о принудительном наборе в армию рекрутов, а о повышении налогов от среднего брата он и слышать не хотел. Младший выгнал старших. И те ушли. Они предложили выход, но их не услышали, кто они такие, чтобы пытаться переубедить короля? Больше о них никогда не слышали.
А король всё ещё надеялся на переговоры с агрессорами. Те на переговоры не шли. У соседних королевств было перенаселение и им нужны были новые земли.
Прошёл ещё год, и столица королевства была взята.
Король убит...
Возможно, согласись король на предложение братьев, этого бы не случилось. Возможно, руководствуйся прошлый король реальными фактами, а не своими мечтами об идеальном наследнике, всё было иначе. Но всё случилось так, как случилось.
Младший сын сел на трон и королевство пало...

Было у царя три сына:
Старший сильный был детина,
Средний умный и худой,
Младший добрый и смешной.
Выбирая на престол -
Младшему отдал он трон.
Старших не спросил ни разу,
Те подались его указу.
Руководствовался чем?
Не понятно. Да и хрен!
Результат-то стал плачевный -
Королевство сын похерил,
Развалил и сам погиб!
Вот и думай, и решай,
Что к чему сам выбирай.
Сказка эта, может, ложь,
Да намёк в ней всё же тот ж:
Выбирая на престол -
Руководствуйся умом!

Когда я была маленькой, мы с мамой шли через кладбище, где кроме фотографий старых людей на надгробиях попадались и молодые, и совсем дети. Тогда я спросила у мамы, почему люди умирают. Она ответила, что умирают они, только если сами чувствуют себя готовыми, только если завершили все дела и близкие готовы их отпустить. Тогда я успокоилась, но как же я плакала несколько лет спустя, когда в автокатастрофе погибли моя бабушка и тётя. Я не готова была их отпустить, они явно не хотели уходить, тётя долго лежала в больнице и боролась за жизнь, и всё же они умерли. Никогда я не чувствовала себя более одинокой и беззащитной.

Несмотря на такой обман, меня никогда не убеждали, что Дед Мороз - некий настоящий живой волшебник, который одаривает всех детей. Я точно знала, что весна приходит не потому, что мы в садике Масленицу сжигали: год от года её втыкали то в остатки снега, то уже в открывшуюся землю. Да и цветок папоротника на Ивана Купалу я точно не надеялась взаправду найти. И всё равно ощущение сказки было со мной, я искренне переживала каждый момент любого праздника, затаив дыхание от чарующего предвкушения, смеялась, волновалась, иногда визжала от восторга, пусть и воспринимала все атрибуты просто как ритуалы, традиции. Родительское «побудь на кухне, Дед Мороз должен пронести подарки на кухню» я воспринимала как кокетство и с радостью включалась в игру.

Подарить сказку ребёнку можно и не обманывая его. Иначе с тем же успехом я могу сказать дочери, что если она весь год будет мыть посуду, то у неё вырастут ангельские крылья. Или что если она будет всегда убирать игрушки, то к ней прискачет единорог. Да, год она проведёт в ожидании чуда, но чуда не случится, и она будет плакать и таить обиду на меня. Это и должен понять каждый ребёнок и взрослый: чудеса - в близких, в тёплых отношениях и в нас самих, а не в чужих волшебниках. С неба чудеса не свалятся, а разочарование от того, что их не будет, намного сильнее, чем радость их предвкушения.

Я не полезу к чужому ребёнку рассказывать о том, что Деда Мороза не существует, это ваше дело, как его воспитывать. Но мне горько видеть, как его травят другие дети: «Ты дурак, что ли? Деда Мороза не существует!» И горько видеть, как он рыдает, понимая, что родители ему наврали. Будьте взрослыми, родители из историй «Обойдёмся без сюрпризов » и «Чтоб жизнь сказкой не казалась ». Даже если вы вырастите ребёнка взаперти в подушечном замке, в обещании, что снаружи его ждут одни пони и облака, мир вокруг не изменится. Рано или поздно вы оставите ребёнка, а он столкнётся с реальностью, вовсе не такой страшной, но ужасной в сравнении со сказочным миром, который вы ему обещали. Совершенно не приспособленный, ваш ребёнок не сможет продолжать радоваться жизни так же успешно, как дети вокруг него, всегда знавшие, что дед Мороз - это такая игра, а не правда.

“Ворон брызнул мёртвой водой – тело срослось,
съединилося; сокол брызнул живой водой –
Иван-царевич вздрогнул, встал и заговорил...”

"Марья Моревна", русская народная сказка

То, что при обработке воды методом электролиза вокруг анода аккумулируется кислотная среда, а вокруг катода – щелочная, учёные заметили давно. Но потом вода вновь смешивалась… И только в 70-х годах прошлого столетия был создан простейший прибор, позволяющий разделить щелочную и кислотную воду. При этом учёные обнаружили, что щелочная вода имеет ярко выраженные заживляющие свойства, а кислая дезинфицирующие, антисептические характеристики. С тех пор разработано множество методик применения анолита и католита как для лечения различных заболеваний, так и в хозяйственных целях.
Но ведь не даром говорят: новое – хорошо забытое старое…

Разве не о том же читаем мы в русских народных сказках? Разве не происходят в природе те же самые процессы, которые человеку удалось осуществить путём опытов? О природных озёрах с «живой» и «мёртвой» водой на Тибете пишет в своих книгах доктор медицинских наук, профессор Эрнст Мулдашев. А действительный член географического общества РАН И.Е. Кольцов графически объяснил, как могут происходить процессы разделения воды на «живую» и «мёртвую» в природной среде. Да и что тут невероятного? Ведь Земля, как утверждают учёные, имеет отрицательный заряд, то есть является катодом. А взаимодействуя с небесной сферой, анодом (положительным зарядом) при определённых условиях (это могут быть молнии) может разделять природный источник на анолит – бактерицид и католит – биостимулятор.

В древнерусских мифах Бог-Громовник, просверливая своей огненной палицей дерево-тучу, давал жизнь молнии, которую посылал на Землю, чтобы при рождении младенцев возжигать в них пламя жизни, то есть наделить своей искрой Божией. Выходит, что человека можно условно рассматривать, как электрическое устройство, прибор, жизнеспособный при воздействии на него «плюса» и «минуса», то есть того условия, при котором он получает жизненную энергию.

Здоровый организм человека имеет сбалансированные электрочастотные (энергетические) характеристики. Так, например, электрическая частота человеческого мозга и тела составляет в целом 8 герц, вполне определённый показатель. Нарушается баланс – человек заболевает.


Изображение египетского фараона, держащего в руках сосуды с "живой" и "мёртвой" водой


Однако, ведь и медики сегодня одним из важнейших показателей здоровья человека считают его кислотно-щелочной баланс, водородный показатель рН. Разве это не то же самое? Ребёнок рождается с водородным показателем 7,41 единиц рН. А умирает человек при рН = 5,41. Человеческая жизнь возможна только в таком пределе: всего двух единиц рН.

Католит (живая вода), полученная методом электролиза, имеет водородный показатель 11,5 рН. Анолит (мёртвая вода) – 2,5 рН.
Кислотно-щелочной баланс здорового человека должен быть приближен к цифре 6,5 рН. Что может нарушать этот жизнеобеспечивающий показатель? В первую очередь – неправильное питание, “закисляющее” организм и... вода, которую мы употребляем. Некачественную воду не пропускают мембраны клеток, клетки испытывают жажду в то самое время, когда мы “распухаем” от межклеточной жидкости, страдаем от отёков. А именно межклеточная жидкость является благоприятной средой для размножения болезнетворных микробов и образования различных опухолевых процессов. Однако, кислотная и щелочная вода (отдельно одна от другой) свободно проникают через мембраны клеток организма, где каждая выполняет свою миссию: бактерицид-кислотная вода делает дезинфекцию в клетке, расправляется с опухолевыми клетками; биостимулятор-щелочная вода восстанавливает иммунную систему организма, обеспечивает его антиоксидантную защиту (в щелочной воде выпадают в осадок все примеси воды, в том числе – радионуклеиды). Домашние электроприборы излучают частоту электромагнитного поля приблизительно в 160 герц, что в 20 раз превышает электрическую частоту человека (8 герц). Это является одной из главных причин образования в организме свободных радикалов. Получается, что щелочная вода в наших условиях нам жизненно необходима.


"Мёртвое" озеро Ракшас (слева) и "Живое" озеро Манасаровар на карте Тибета.


Вот, кстати, информация, как будто и не имеющая отношения к нашей теме: учёные установили, что молнии очищают нашу атмосферу от радиационного воздействия. А ещё своевременно вспомнить о весенних кислотных дождях, происхождение которых внятно никто так и не объяснил.

Всё довольно просто. Вот только очень интересно: как могли всё это знать наши предки? Озарением, длительным наблюдением, методом проб и ошибок или каким-либо другим путём они делали свои открытия?

(cкачиваний: 422)