Сметка дороже богатства что значит. Мастер - класс "золотые россыпи". Пословицы о деньгах

Открытый урок по чтению. Сказка. «Каша из топора». 2 класс.
Цели:

    познакомить учащихся с новым видом сказок (бытовой) на примере сказки «Каша из топора»; отрабатывать навыки выразительного чтения; обогащать речь учащихся, развивать мышление, внимание, память.
Планируемые результаты:

    Предметные: умеют ориентироваться в учебнике, тексте, выразительно и осознанно читать, связно рассказывать, умеют оценивать поступки героев,

    Личностные результаты:

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные:

    Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Д елать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

    Коммуникативные УУД

1. Р азвиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. У мение работать в паре и в группах.

    Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя . 2. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника . 3. Учиться работать по предложенному учителем плану .
Оборудование: карточки с зашифрованными пословицами, презентация, рисунки детей к сказке «Лиса и журавль».

Ход урока:

I . Организационный момент.

II . Проверка домашнего задания. Какую тему мы изучаем? (Устное народное творчество) - Назовите жанры устного народного творчества(народные песни, потешки, загадки, пословицы, сказки, скороговорки, частушки, прибаутки)

Дети читают различные жанры, ученики узнают какой жанр.

    Без хорошего труда нет плода. Терпенье и труд все перетрут. Кончил дело - гуляй смело. Любовь к труду - у людей на виду .(пословицы о труде)
На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора. (скороговорка)
    Солнышко- ведрышко,
Выгляни в окошко! Солнышко, нарядись, Красное, покажись! (потешка)
Маша, ля- ля,
На завалинке спала.
Две тетери прилетели,
Поклевали - улетели. (прибаутка)
- А с каким жанром мы познакомились на предыдущем уроке? (сказка)
А какого вида сказка? (о животных) Ученики рассказывают по рисунку, какой эпизод к сказке «Лиса и журавль они нарисовали, и почему им захотелось изобразить этот эпизод. III. Речевая разминка.
- Прочитать текст, записанный на слайде, и определите его жанр.(Это загадка) (слайд №1) Кланяется, кланяется, Придёт домой - растянется. (Топор) - Отгадайте загадку. -Научитесь её читать скороговоркой. - Что такое топор и для чего он нужен?
Крупу в кастрюлю насыпают, Водой холодной заливают И ставят на плиту вариться. И что тут может получиться? (каша) – слайд №2 - Из чего можно сварить кашу? (из манной, овсяной крупы, пшеничной…)
- А можно ли из топора сварить кашу? (нет) -А герой нашей сказки смог это сделать, послушайте, как он сварил эту кашу.
IV . Словарная работа. ( слайд №3 )

Служивый- солдат, военнослужащий.

Побывка- приезд к кому- нибудь на короткое время.

Вдоволь – достаточно.

Варево- горячее жидкое кушанье.

Чулан- помещение в доме, служило кладовкой.

Сдобрить- прибавить к еде что-нибудь для вкуса.

Котёл- большой металлический сосуд для варки каши.

Коли- если бы.

Этакую- такую.

Смётка – смекалка.(сообразительность)

V. Первичное чтение сказки учителем.

- Какое чувство вызвала у вас эта сказка? - Каким должен быть автор, чтобы написать такую сказку? - А кто автор этой сказки? Эта сказка передавалась из поколения в поколение. Ее рассказывали простые люди: рыбаки, лесорубы, няньки. Сказка переходила от одного рассказчика к другому. Над ней поработало множество талантливых людей. Поэтому она так хороша и мудра. - Назовите героев сказки. -Куда шёл солдат? (домой) - Почему он постучался, именно в эту избу? (крайняя) -Как старуха откликнулась на просьбу солдата?(прикинулась сиротой) -Что значит слово сирота?(обратимся к словарю- сирота- ребёнок или несовершеннолетний, у которого умер один или оба родителя) – слайд №3 - Что придумал солдат?(обмануть старуху) - Как он это сделал? (сварил кашу из топора)
VI.Физминутка.
По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге.) И по этой же дорожке Скачем мы на левой ножке (Подскоки на левой ноге.) По тропинке побежим, До лужайки добежим. (Бег на месте.) На лужайке, на лужайке Мы попрыгаем, как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.) Стоп. Немного отдохнем. И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте.)
VII.Закрепление изученного.
    Повторное чтение сказки.
- Обратите внимание, как герои общаются друг с другом.(Солдат приветливо, а старуха притворно ласково. Понять собеседника можно по его поступкам, действиям) - Прочитайте самое последнее предложение сказки. (А солдат ест, да посмеивается.) Как вы понимаете это выражение? Ребята, а почему солдат не стал спорить со старухой, не стал ей возражать?
2. Работа с пословицами. (по группам)
    Если сила не возьмёт, смекалка выручит. Находчивый сто голов кормит, а глупец и себя не прокормит. Доброе дело без награды не останется.(слайд №4)
- Составить пословицы из отдельных слов. - Один ученик у доски (Смётка дороже богатства) - Какая из пословиц больше всего подходит к нашей сказки? Докажите своё мнение.
VIII . Рефлексия.(слайд №5 ) -Выбери и продолжи любое предложение.
    На сегодняшнем уроке я узнал… На этом уроке я похвалил бы себя за …… После урока мне захотелось…… Сегодня я сумел…..
IX. Итог урока.

-С какой сказкой познакомились?(«Каша из топора») К какому виду сказок она относится? (бытовая) Что вы узнали о бытовой сказке? (Главные герои- люди, действия происходят в обычных домах. В бытовых сказках высмеивают жадность, скупость, глупость, прославляются доброта, ум, смекалка.)

X. Домашнее задание

Подготовиться к выразительному чтению сказки по ролям.

Место проведения : класс

Цель:

Уточнить представления детей о традиционных проявлениях доброжелательности и гостеприимства.

Развивать у детей социальные навыки: общительность, способность к сотрудничеству, дружелюбное поведение, стремление делиться впечатлениями от увиденного, прочувствованного, этические нормы.

Воспитывать доброту, отзывчивость, умение находить выход из сложной ситуации.

Оборудование:

Пособия для дидактических игр «Качества характера», «Соседи», «Сказочные загадки», мультфильм «Каша из топора»

Ход занятия:

I. Вводная часть.

Учитель

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним

Забываем мы о ней

Вспомним русские обычаи

Вспомним нашу старину.

Старшая девочка:

По обычаям старинным

В платьях все ходили длинных

И гостей встречать умели

Своих нарядов не жалели

Медом, обнося хмельным

Низко кланяясь им

Пола чуть рукой касаясь

И приятно улыбаясь!

Учитель

Ну, что, Машенька, пора и нам встречать гостей.

Маша:

Гость войди!

Традиций не нарушим

И всегда чайку попьем

Всем известно русское радушье

Хлебосольство и открытый дом!

Учитель

Добрый вечер! И поклон вам

Ну что ж гости желанные:

Девочки и мальчики,

Парни и девчата,

Соседи и соседушки,

Если величать – так


На пороге встречать!

Маша:

А теперь милости просим в дом!

II. Установка на занятие.

Учитель:

Проходите, присаживайтесь.

Собрались, мы на беседу

Добрую да складную

И давайте вести её по правилам:

(Читаем правила занятия на доске).

Мир да согласие, взаимное уважение.

Речью плавною, говорить по одному.

Активное участие в беседе, играх.

Вместо замечаний и похвал – метки хорошего и плохого поведения.

Каждый сам дает себе оценку, опираясь на полученные метки.

III. Основная часть .

Учитель:

Хотела я прочесть вам пословицу, да в ней исчезли почти все буквы. Так что придется произнести только ту часть, которая осталась.

******** –дороже богатства

Учитель:

А что, ребята, давайте разгадаем недостающие буквы? А для этого сыграем в игру.

Игра «Сказочные загадки».

Оборудование:

Карточки с загадками.

Ход проведения:

Учитель:

Вам необходимо отгадать загадки. Затем из первых букв, полученных слов, составить слово.

(Дети поочередно отгадывают загадки).

1. Транспортное средство передвижения Бабы – Яги в русских народных

сказках. (Ступа).

2. Как называется русская народная сказка о том, что доброту и вежливость

Настеньки никакой холод заморозить не может. (Морозко).

3. В сказках её иногда называют кумушкой. (Лиса).

4. В русских народных сказках его зовут Бессмертным. (Кощей).

Каким был цветок, который привез отец Настеньке? (Аленьким).

Сестрица Иванушки в русской народной сказке. (Алёнушка).

7.Как звали героя русской народной сказки, который любил ездить на печи? (Емеля).

Русская народная сказка, главный герой которой – хлебобулочное изделие? (Колобок).

Учитель:

Какое слово получилось у нас?

Дети:

Смекалка.

Учитель:

Следовательно, пословица звучит:

Смекалка – дороже богатства

Учитель:

А чтобы понять смысл этой пословицы, обратимся к сказке.

Ребята, а вы любите сказки?

(Ответы детей).

И действительно, все люди на свете любят сказки. Волшебные, веселые и даже страшные, сказки всегда интересны. Читаешь или слушаешь, дух захватывает. Но не только интерес, не только развлечение есть в сказках «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Скажите, пожалуйста, а что это за «урок» такой? Чему учит сказка?

(Ответы детей).

И действительно, в сказке всегда есть урок, но урок очень мягкий, добрый, чаще всего это дружеский совет: как поступить правильно, чтобы не попасть в глупое положение.

IV. Просмотр мультфильма

Учитель:

Но всё это присказка,

А сказка будет впереди

Только слушай, да гляди.

Гасим свет и смотрим сказку «Каша из топора. Можно послушать фонограмму сказки, если нет возможности посмотреть мультфильм

V. Обсуждение.

Учитель:

Понравилась ли вам сказка?

Скажите, пожалуйста, как вы понимаете название сказки?

Что в сказке сказочного, а что могло случиться в жизни?

Кого выслеживают в сказке?

Что же такое смекалка? Как она помогла солдату?

Какой урок, совет дан в сказке?

(Дети размышляют и пытаются свои выводы обосновать).


Учитель:

Сказка учит поступать по-доброму, быть приветливым, чтобы не попасть в глупое положение. Стараться находить выход из сложной ситуации, быть сообразительным и находчивым.

VI. Закрепление.

Учитель:

А теперь разделимся на группы. Для этого я раздаю всем буквы разного цвета. У тех, кого буквы одинакового цвета, объединяются возле стола соответствующего цвета.

(в итоге получаются две равные по силам группы, составленные с учетом возрастных и индивидуальных особенностей).

Игра «Качества характера».

Закрепить у детей представление о том, что в сказке всегда есть мудрое парение, как жить, что в поступках, желаниях героев сказок раскрываются разные качества человека.

Раздаточный материал :

Наборное полотно с персонажами сказки, набор карточек с разными качествами человека – терпение, злость, приветливость, хитрость, находчивость, самолюбие, приветливость и т.д., набор пословиц: «Как не хитри, все выйдет наружу», «Скупой запирает крепко, да потчует крепко» «На вид простак, а в душе хитряк». «Скупой из блохи голенища кроет», «У него и зимой снега не выпросишь», «Если сила не возьмет, смекалка выручит», «Ум и смекалка, что брат и сестра», «Догадка не хуже разума», «Не красив парень, да находчив» и др.

Ход игры:

Учитель:

Молодцы! Все качества объяснили правильно.

Ребята, скажите, а какими должны быть гостеприимные хозяева?

(Ответы детей).

Учитель:

А теперь следующее задание:

Игра «Соседи».

Учить детей выражать свое отношение к поступкам товарищей, оценивать их качества.

Развивать наблюдательность и внимание к ближним.

Раздаточный материал :

Бумажный макет дивана, бумажные фигурки членов семьи.

Ход игры:

У нас в игровой стоит большой диван, на нем умещается почти вся наша семья. А теперь посмотрите: здесь на бумаге тоже нарисован диван, на сиденьях которого имеются прорези, а вот здесь лежат бумажные фигурки, которые изображают всех членов нашей семьи. Предлагаю вам «посадить» себя и всех, как бы вы хотели.

(Дети размещают фигурки и объясняют, почему они именно этих «детей» поместили рядом с собой).

Учитель:

Вижу, что хозяева вы хорошие. Всем в вашем доме нашлось место.

Скажите, ребята, а в гостях мы, как должны себя вести?

(Ответы детей).

Учитель:

Да, важно быть вежливыми, внимательными, уметь поддержать разговор. А главное уметь поблагодарить, похвалить хозяев за гостеприимство.

А теперь, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, и поиграем в игру.

Игра «Похвала по кругу».

Побуждать к доброжелательным отношениям, к осознанию своего поведения.

Ход игры:

Все по очереди говорим, что- то хорошее о своем соседе. Тот благодарит, соглашается или добавляет о себе то, что ему покажется важным.

(После игры, важно задать детям следующие вопросы):

Что они ожидали, когда вежливо обращались с соседями?

Что было труднее: сказать похвалу, или ждать, что о тебе скажут?

Учитель:

А я из этой игры вынесла то, что нужно стараться поступить в жизни так, чтобы людям было, за что тебя поблагодарить.

VII. Итог занятия.

Учитель: Вот и заканчивается наше занятие. И мне бы хотелось задать вам еще несколько вопросов:

Что вам больше всего понравилось во время занятия?

Какова мораль или урок сказки «Каша из топора»?

(Ответы детей).

Учитель:

Вы правы, поступать нужно по – доброму, чтобы не попасть в глупое положение, как старуха. Потому, что русскому человеку присущи широта души, открытость, хлебосольство, умение находить выход из любой ситуации.

Спасибо вам, дорогие ребята, за ваши ответы и рассуждения. Они меня порадовали. И работали вы по правилам. Давайте оценим своё поведение на занятии.

(Важно, чтобы ребенок мог сам давать оценку себе, опираясь на полученные метки).

Разделы: Начальная школа

Урок русской литературы во 2-м классе

1. Познакомить с одним из видов сказок – бытовой сказкой.

2. Прививать интерес к чтению.

3. Работать над выразительностью чтения.

4. Развивать речь, пополнять словарный запас.

Тип урока: урок первичного изучения и закрепления новых знаний.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Работа над навыком чтения:

  • самостоятельное чтение;
  • чтение скороговоркой;
  • выразительное чтение соседу.

1. - Какую тему мы изучаем? (Устное народное творчество)

Назовите жанры устного народного творчества (народные песни, потешки, загадки,

пословицы, сказки, скороговорки, частушки, прибаутки)

Приведите примеры.

Инсценировка (участвуют 2 ученика)

- Бабушка, расскажи мне сказку.

А какую хочешь сказку, внучок?

Бабушка, а разве сказки бывают разные?

А как бы вы ответили на этот вопрос? (На доске – схема-опора)

Я уверена, что все вы любите сказки. А чем они вас привлекают?

“Сказка - ложь да в ней намёк – добрым молодцам урок!” (На доске)

Чему может научить сказка?

(Сказка учит добру и справедливости. Учит понимать чужую беду, всегда приходить на помощь)

2. Проверим, как вы знаете сказки.

  1. Как называется аппарат, на котором Баба-Яга совершает полёты?
  2. Кто хвостом рыбу ловил?
  3. Кто говорил такие слова: “Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы, в дальние просторы”?
  4. Не лежалось на окошке, покатился по дорожке.
  5. Красна девица грустна,

Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слёзы льёт бедняжка.

(Ответы учеников учитель пишет на доске)

Здесь спряталось ещё одно слово. Найдите его.

Что обозначает слово ТОПОР? (Инструмент для рубки…)

3. Первичное чтение.

Назовите главных героев сказки?

4. Самостоятельное чтение.

Отметьте при чтении непонятные слова.

ПОБЫВКА – короткий отпуск

ДОРОЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК – человек, который находится в пути.

СЛУЖИВЫЙ – военнослужащий, солдат

ПОСКУПИЛАСЬ – пожалела

ПРИМЕТИЛ – обратил внимание

ДИВИТСЯ – удивляется

Почему в сказке так много устаревших слов?

Давайте подберём слова, которые характеризуют героев.

В чём проявились эти черты. Докажите (Выборочное чтение)

Кто вам больше понравился? Почему?

Какая это сказка? Ответ обосновать .

Учащимся предлагается сделать вывод о том, что высмеивается в бытовых сказках, а что прославляется.

(!) В бытовых сказках высмеиваются лень, жадность, прославляется ум, смекалка простых людей.

Какой урок для себя вы извлекли, прочитав эту сказку?

Какую пословицу можно подобрать к сказке?

1. Догадка не хуже разума.

2. Смётка дороже богатства.

3. Глупый киснет, а умный всё промыслит.

(Работа над содержанием пословицы)

Обобщение:

Какие бывают сказки?

Назовите особенности бытовой сказки.

Домашнее задание: (по выбору)

  • выразительное чтение;
  • пересказ;
  • попробовать сочинить бытовую сказку.

    См. ум... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. смётка см … Словарь синонимов

    Смётка I ж. разг. Способность быстро соображать; находчивость, сметливость. II ж. разг. Мягкая волосяная щетка для сметания. III ж. разг. 1. действие по гл. сметать II 2. Нитки, которыми сметывается, наметывается что либо; наметка … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    СМЁТКА 1. СМЁТКА, и; ж. Разг. Способность быстро соображать, находить верное решение в каком л. деле; сметливость. Крестьянская с. Военная с. Проявить смётку. 2. СМЁТКА, и; мн. род. ток, дат. ткам; ж. 1. к Смести сметать. 2. Спец. Ручная щётка… … Энциклопедический словарь

    сметка - същ. разчет, отчет, изчисление, равносметка, баланс същ. изгода, облага, полза същ. план, намерение същ. отговорност същ. вход, досие, номер, име, регистрация същ. пресмятане, калкулация … Български синонимен речник

    Не то сметка, что бродит; а то сметка, что других водит. См. ОПЛОШНОСТЬ РАСТОРОПНОСТЬ …

    Счастье дороже богатырства, а сметка обоих обманет. См. ОПЛОШНОСТЬ РАСТОРОПНОСТЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Тема : Русская народная сказка «Каша из топора.»

Цель : Сформировать представление о бытовых сказках.

Задачи : 1.Формиролвание грамотного чтения, как основы информационной компетентности.

2 Формирование учебного сотрудничества, как основы коммуникативной компетентности.

3. Привитие духовно – нравственных ценностей,как основы личностной компетентности.

Тип урока: урок решения новой задачи

Форма урока. Деревенские посиделки

Технология . Личностно – ориентированного обучения, направленного на культурологический подход.

Методы и приемы. Проблемный, диалоговый, игровой, опорных знаков. Словесные, наглядные, работа с учебником.

Ход урока .

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Орг.момент

Жили-были
Старик и старуха...
Любишь ты сказки?
Так слушай, молчи.
Добрая сказка,
Тёплая,
Только, что из печи.
А что может быть
Правдивее хлеба?
Отрежешь ломоть -
И сразу тепло.

В сказках, как в жизни,
Земля и небо,
Солнце и тучи,
Добро и зло.
Добрую сказку
Помню с детства.
Хочу, чтобы сказку
Послушал и ты.
Чтобы подкралась
К самому сердцу
И заронила зерно доброты.

Добрый день, друзья. Сегодня мы собрались на наши деревенские посиделки, чтобы новое узнать и себя показать.

Дети заходят в класс под музыку в русских старинных костюмах и рассаживаются по местам.

2. Проверка домашнего задания

Вижу, что вы пришли не с пустыми руками ко мне в гости. Давайте посмотрим на ваши рисунки и послушаем чтение к ним.

Какие работы вам понравились и почему?

Дети читают отрывки и показывают свои рисунки.

Дети анализируют и оценивают друг друга.

3. Речевая разминка.

Прочитайте текст на доске и определите его жанр.

Кланяется, кланяется,

Придет домой - растянется.

Молодцы, ребята, хорошо потрудились и знаете жанры устного народного творчества. А как называется жанр, с которым вы работали на прошлом уроке?

Это загадка.

Это топор.

Дети читают.

Это была сказка.

4. Введение в тему.

Сегодня мы на наших посиделках продолжим знакомиться с этим жанром. Узнаем про новый вид сказки, познакомимся с ее признаками и будем совершенствовать свою технику чтения.

А что вы знаете о сказках?

На слайде вы видите героев сказок и предметы. Распределите их по видам сказок

К какому виду сказки вы отнесли картинку солдата и старика?

А сейчас поработаем со словарем.

Найдите в словаре понятие «Бытовая сказка»

Давайте вспомним, с каким бытовым, деревенским предметом вы уже сегодня встречались?

По предложенным картинкам определите, как называется сказка.

Ребята, а как вы думаете, можно ли на самом деле сварить кашу из топора?

В бытовых сказках много слов, которые вышли из употребления, не соответствует современности. Такие слова называются устаревшими. А сможете ли вы, поработав в группах, объяснить значение этих слов.

Служивый

Побывка

Вдоволь

Варево

Чулан

Сдобрить

Котел

Коли

Этакую

Сметка

Я тоже полистала «Толковый словарь» С.И. Ожегова и даю вам их точное значение. Прочитайте их.

Кому показалась эта работа трудной, покажите карточку со знаком вопроса. А если эта работа показалась вам интересной, покажите карточку с восклицательным знаком. Во внимание принимаются оба знака одновременно.

Сказки бывают о животных, волшебные, (бытовые), авторские народные. «Кластер»

Ребята выполняют работу и обосновывают свое решение.

Ребята рассуждают и доказывают свое мнение. Мы не можем отнести этих героев к сказкам о животных, волшебные сказки имеют в своем содержании чудеса и волшебные предметы. Здесь жизнь простых людей. Поэтому отнесем этих героев к виду бытовой сказки.

Обучающие работают со словарем и находят значение понятия «бытовая сказка»

Это был топор.

«Каша из топора»

Это не реально, но в сказках такое возможно.

Ребята работают в группах, а за тем каждая группа дает пояснение по трем словам.

Служивый – солдат, военнослужащий.

Побывка – приезд к кому–нибудь на короткое время.

Вдоволь - достаточно.

Варево – горячее жидкое кушанье, похлебка.

Чулан – помещение в доме, служило кладовкой.

Сдобрить – прибавить к еде что нибудь для вкуса.

Котел – большой металлический сосуд для варки пищи.

Коли – если бы.

Этакую – такую.

Сметка – смекалка.

Ребята сигнализируют свое отношение к работе карточками.

5. Первичное чтение текста

Потрудились вы не плохо. Пора и честь знать –сказку надо нам читать,

А теперь усаживайтесь по удобней и прослушайте сказку в исполнении артистов театра. (аудиозапись). А после прослушивания скажите, что вам понравилось в этой сказке?

Физкультминутка.

Русские солдаты свои мужеством, отвагой и силой защищали свою Родину, её народ. А народ воспевал их в своих песнях.

Послушайте одну из них и покажите движения, которые легко выполнять под музыку.

Ребята слушают и отвечают на вопрос.

Ребята выполняют движения под русскую народную песню «Солдатушки…»

6.Вторичное чтение текста

Хорошо мы отдохнули и на место все вернулись. Ребята, где происходили события этой сказки?

Кто является главным героем сказки?

Вы без труда дадите правильные ответы, если прочитаете эту сказку в режиме жужжащего чтения.

Ребята читают сказку жужжащим чтением.

7. Первичная ступень анализа сказки.

Хорошо мы пожужжали и,конечно, всё узнали.

Где происходили события сказки?

А сейчас поработайте в парах и расскажите друг другу последовательность действий и событий в сказке.

Все действия сказки происходят в деревне, в крайней избе.

Здесь не один главный герой, а два. Это старуха и солдат.

8. Вторичная ступень анализа сказки.

Куда шёл солдат? Дайте ответ предложением из текста.

Почему он постучался именно в эту избу?

Прочитайте, что попросил солдат у старухи с порога?

Как обратился он к старухе?

Как старуха откликнулась на просьбу? Почему? (прочитайте)

Как вы понимаете слово сирота?

Что придумал солдат?

Как он это сделал?

Какой был солдат, что вы можете про него сказать?

Какой была старуха, что вы можете про неё сказать?

А сейчас поработав в парах, определите черты характера старухи и черты характера солдата.

Шёл солдат на побывку.(Выборочное чтение.)

Эта изба была крайней, а солдат очень устал и был голоден.

А нет ли у тебя,хозяюшка, перекусить чего?

Он назвал её хозяюшкой.

С уважением,почитанием.

У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.

Человека, который живёт один и никто ему не помогает, называют сиротой.

Он решил сам сварить кашу.

Он видел,что старуха врёт ему и решил обхитрить старухе. Предложил её сварить кашу из топора.

Он внимательный, сообразительный.

Она жадная, скупая.

Работая в парах, находят черты характера главных героев. (по карточке)

9.Обобщение прочитанного

Подведите итог: назовите основные черты характера героев.

Кто вам больше нравится и почему?

Как вы относитесь к старухе, к солдату?

Что бы вы посоветовали героям сказки?

Русский народ всегда славился своим гостеприимством. А особенно такими были деревенские люди. Когда они уходили на работу дом оставляли открытым, а на столе еду для дорожных людей.

А сейчас прочитайте пословицу.

Как понимаете слово «сметка»?

Как вы ее понимаете?

Мне нравиться неунывающи солдат. Он находит выход из трудной ситуации, но при этом он не обижает человека.

Старуха мне не нравиться. Она жадная, умеет притворятся и очень глупая, кашу из топора не сваришь.

Нельзя быть скупым и жадным. Сегодня ты помог другому человеку, а завтра помогут тебе.

Спасибо солдату. Он наелся сам и старуху накормил без споров и возражении. Все остались довольными.

Дают свои ответы.

Метка дороже богатства.

Сметка – это смекалка.

Если ты смекалистый человек, то ты всегда будешь счастливым. Ты найдёшь выход из любой трудной ситуации.

10. Вырази-

тельное чтение

А сейчас нас ждёт интересная работа. Мы поработаем над выразительным чтением сказки. Попробуем передать интонацией, жестами, мимикой сюжет сказки по частям. Посмотрите на страницу 44 (на слайд) . Каким способом удобно читать сказку?

Чтобы вам было лучше понять, я обозначила разными цветами текст каждого героя и автора.

Сколько человек для этого нужно?

С какой интонацией читает каждый герой сказки?

Аналогично ведётся работа по странице 45.

Чтение по ролям.

Слова солдата приветливо, с просьбой?

Слова старухи спокойно, без эмоции.

Дети читают, затем анализируют чтение.

11. Домашнее задание.

Скажите, чему учит сказка. Назовите главных героев сказки. Какой герой положительный? Какой отрицательный? Почему?

Чему учились на уроке?

Чему научились?

Что у вас получились? А что нет?

С какой сказкой познакомились?

– К какому виду сказок она относится?

– Что вы узнали о бытовой сказке?

А сейчас с помощью сигнальных карточек покажите свое отношение к уроку.

Дома чтение по ролям. Стр.44-46.и работа в рабочей тетради.

Спасибо вам за работу и помощь на уроке.

Ответы детей.

Мы познакомились со сказкой «Каша из топора»

Это бытовая сказка.Главные герои люди, действия происходят в обычных домах. В бытовых сказках высмеивают жадность, скупость, глупость, прославляются доброта, ум, смекалка

Ребята показывают карточки.

Ребята выходят из класса под музыку.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: