Странноприимный дом графа шереметева. История запретной любви и странноприимный дом шереметевых Дом шереметьева на сухаревской экскурсия

О любви графа Николая Петровича Шереметева и крепостной актрисы Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой слагали легенды еще при их жизни. Граф влюбился в свою крепостную актрису с первого взгляда. Но так как жениться на ней он не мог, то поклялся никогда не жениться. В 1798 го­ду граф дал Прасковье и всей ее семье вольную. А в 1801 году, получив разрешение императора Александра I, 50-летний граф Николай Петрович Шереметев и 33-летняя Прасковья Ковалева-Жемчугова обвенчались. К тому моменту великая актриса уже оставила сцену, так как у нее обострился туберкулез. В 1803 году, через несколько недель после появления на свет их сына Дмитрия, она умерла. Граф пережил свою любимую всего на шесть лет.


Еще при жизни Прасковьи Ивановны в 1792 году было начато строительство странноприимного дома. Так раньше называли больницы-приюты для нищих и калек. По просьбе возлюбленной граф Шереметев решил создать богадельню на 100 человек обоего пола и больницу для бесплатного лечения на 50 человек. Место, выбранное для постройки, называлось «Черкасскими огородами», нынешний адрес: Большая Сухаревская площадь, 3. Работу начал зодчий из крепостных Елизвой Назаров, приходившийся родственником знаменитому архитектору Василию Баженову.

Замышлялась настоящая барская городская усадьба, с отстоящим от улицы главным корпусом, церковью, парком и садом. В 1803 году, когда Прасковья Ивановна умерла, было построено центральное здание и левое крыло. Граф решил радикально все перестроить и создать памятник своей жене.

Великолепие Кваренги

Для воплощения своего монументального замысла граф пригласил известного архитектора Джакомо Кваренги, по проектам которого среди прочего были возведены Смольный институт благородных девиц и Конногвардейский манеж в Санкт-Петербурге. Перед Кваренги была поставлена задача возвести ни много ни мало Дворец милосердия. И архитектор с ней справился. Уже построенный портик здания Кваренги заменил изящной полукруглой колоннадой, а портики возвел в средних частях крыльев дома и по его торцам. В четырех нишах установили фигуры евангелистов, фасад украсили многочисленной лепниной. Ходили слухи, что граф Николай Петрович был членом масонской ложи, поэтому в украшениях на фасаде до сих пор находят масонские символы. По проекту Кваренги было сделано и внутреннее убранство храма, который располагается по центру здания в полуротонде. Росписи плафона и парусов в церкви, а также другая ее отделка выполнены художником Доменико Скотти.


Позади дома разбили обширный парк, выход в который из дома оформлен двойной колоннадой и мраморной лестницей в два спуска, изящными резными фонарями. В левом крыле помещалась богадельня на 50 мужчин на первом этаже и 50 женщин на втором. Богаделенное крыло дома заканчивалось величественной двухцветной столовой залой. В правом была бесплатная больница для бедных на 50 коек.

На строительство граф потратил 2,5 млн руб­лей, но не дожил до его торжественного отк­рытия — оно состоялось через полтора года. Мероприятие приурочили к дню рождения ­Николая Петровича Шереметева — 28 июня 1810 года.

Ангелы и портреты

В храме, который действует и сейчас, три престола: центральный — в честь святой Живоначальной Троицы, южный — святителя Николая Чудотворца (святого покровителя Николая Петровича), северный — святителя Димитрия Ростовского (святого покровителя сына графа). После революции храм был закрыт и сильно обветшал. Реставрация проводилась в 70-е годы XX века и в 2000-е. Реставраторы использовали авторские листы Кваренги с изображением фасадов и храмового интерьера и многочисленные

фотоматериалы начала и середины века. Сотрудникам организации «Спецпроектреставрация» удалось восстановить интерьер странноприимного дома практически в первозданном виде. Городская легенда гласит, что два ангела на фреске в куполе — это портреты Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой и ее сына, маленького Дмитрия. Когда будете в храме, присмотритесь к изображениям ангела с бубном и ангелочка с пальмовой ветвью и колосьями.

Странноприимный дом управлялся специальным советом. По завещанию графа Николая Петровича сын и его потомки должны быть попечителями, а главными смотрителями всегда выбирались представители не графских ветвей рода Шереметевых.


Во время войны 1812 года и Русско-турецкой вой­ны 1877-1878 годов странноприимный дом превращался в гос­питаль. До сих пор в музее хранится история болезни князя Багратиона. Во время Крымской войны граф Сергей Дмитриевич Шереметев на свои средства формирует санитарный отряд из врачей больницы, которые на полях сражения разворачивают госпиталь на 50 коек. Во время Русско-японской войны им был создан лазарет на благотворительной основе.

Больница при странноприимном доме почти сразу стала называться Шереметевской. Она считалась одной из лучших московских частных клиник.

Знаменитый «Склиф»

В 1919 году вместо странноприимного дома открыли Московскую городскую станцию скорой медицинской помощи, а с 1923 года тут разместился один из корпусов НИИ скорой помощи имени Николая Васильевича Склифосовского — основоположника неотложной хирургии в России. Название этой больницы, которое горожане преобразовали в короткое «Склиф», знакомо всем. Здесь работали и продолжают трудиться десятки талантливых врачей, хирургов, создавших школы и направления в отечественной медицине. В их числе выдающийся хирург Сергей Сергеевич Юдин, который в 1930 году спас больного, впервые перелив ему кровь погибшего человека.


Юдин, который долгое время был главным хирургом НИИ, ратовал за создание музея. Кроме того, он предложил реставрировать историческое здание и бывший храм, чтобы «раскрыть гениальные архитектурные творения Кваренги», и сам участвовал в работах. В 1953 году полученную им Сталинскую премию хирург направил на реставрацию живописи домовой Троицкой церкви, в стенах которой создавали музей медицины, и передал ему свои архивы. В 1986 году его заветное желание сбылось — в доме графа Шереметева разместился Центральный музей медицины, который в октябре 1991 года получил статус Научно-исследовательского центра «Медицинский музей» РАМН.

:)
конечно, он являлся масоном:)
вот, прочитать можно здесь www.katakomb.ru/7/mason.html+граф+Шереме тев%2Bмасон&cd=1&hl=ru&ct=clnk&gl=ru
Граф Шереметев Дмитрий Александрович - посещал заседания Капитула “Астрея” с 3.3.1923. Возведен в 4-ю ст. 6.10.1923, в 9-ю ст. - 3.5.1924, в 18-ю ст. - 3.1.1925. Обрядоначальник со 2.6.1926 и в 1928. 2-й страж в 1927. Эксперт в 1929-1930. 1-й страж в 1932-1933 и 1935. Председатель капитула в 1933 и в 1937-1938. Член капитула по 1951.Возведен в 32-ю ст. в 1934. Член консистории Россия по 1937. Возведен в 33-ю ст. в 1938. Обрядоначальник Русского Особого Совета в 1939. Канцлер оного с 12.5.1939.
Сергей Тикстон писал о нем (14):
В 196З-м году, ушел на Восток Вечный граф Дмитрий Александрович Шереметев. Он был посвящен в 1922-ом году, вскоре после основания ложи Астрея и был ее вторым по счету Секретарем. Роль его в Русском Масонстве была очень велика. Он был первым Досточтимым Ложи "Золотое Руно", из которой впоследствии возникла Ложа "Юпитер", и в дальнейшем, – Досточтимым Мастером Ложи "Северное Сияние".
Вся Россия знала имя Шереметевых, игравших в течение веков крупнейшую роль в истории нашего отечества. Родоначальником рода Шереметевых был знатный "выходец из Прусские земли" Андрей Иванович Кобыла, обосновавшийся в России при Иване Калите. Прямым предком покойного графа был генерал-фельдмаршал Шереметев, герой Полтавской битвы, которому Петром Великим было пожаловано графское достоинство.
Все Шереметевы служили в Кавалергардском полку, первым командиром которого был их предок.
Граф Д.А.Шереметев, после окончания образования тоже вышел в этот полк и, во время Великой Войны, был адъютантом Главнокомандующего северо-западным фронтом, генерала Рузского.
Он был вероятно последним свидетелем драматических событий, предшествовавших и сопровождавших отречение Государя и, будучи по семейным связям /его отец, граф А.Д.Шереметев был близким другом Александра Третьего, который запросто бывал в доме Шереметевых/ хорошо знакомым с императорской семьей, на его долю выпала роль посредника между Главнокомандующим и Государем.
В Масонстве, согласно воспоминаниям Тикстона, граф Шереметев занимал особое положение. Он принадлежал к той категории братьев, которых в нашем Ордене привлекает сторона эзотерическая, мистическая и даже, отчасти магическая. В начале своего масонского пути, граф Шереметев очень увлекался произведениями Генона и, йод влиянием этого писателя, занялся сначала изучением Ислама, а потом дальневосточных религий и иогизма. Впоследствии, он отошел от Генона и, со свойственной ему страстностью, занялся чистым оккультизмом, астрологией, Шаро, пытаясь связать все это с Масонством.
На этой почве, между братом Шереметевым и некоторыми другими братьями возникли разногласия, в результате которых, в 195~-м году, он вышел из русских мастерских в которых состоял, и перешел во французскую Ложу "Международная Дружба", где много лет занимал плата оратора. Там, его влияние, в особенности на молодых братьев, было чрезвычайно велико и тот факт, что французские братья так близко приняли к сердцу его кончину, взяв на себя фактически все хлопоты и расходы по похоронам, явно свидетельствует о том уважении и любви, которыми он бью скроен.
Теперь, перед его свежей могилой, хочется отдать себе отчет в том, кем, в сущности, был покойный брат Шереметев, и мне кажется, что главным импульсом его масонской работы было искреннее и глубокое стремление найти нечто, что приблизило бы человека к Богу и сделало его подлинным посвящением.
Он сумел преодолеть в себе многое и совершенно смирился с тем, что судьба, дав ему при рождении сказочное богатство, знатность и огромные связи, – все от него отняла на старости лет. Последние годы его жизни были особенно тяжелыми. Старый, больной, одинокий, без каких бы то ни было средств, брат Шереметев жил под угрозой лишиться крова и эта последняя перспектива очень его мучила.
Но все это не мешало ему, однако, очень достойно и чрезвычайно мужественно переносить удары судьбы и для меня нет сомнения, что он черпал силы для сохранения морального равновесия именно в своих достижениях в посвятительной работе.
Да найдет себе упокоение его мятежная душа и да будет ему легка чужая земля.

Парадный фасад больницы (со стороны Садового кольца)

Странноприи́мный дом - устаревшее обозначение богадельни , больницы-приюта для нищих и калек. Наиболее известна под этим названием Шереметевская больница на Большой Сухаревской площади в Москве , на базе которой в 1923 году был организован .

Объект культурного наследия, объект № 7735761000
объект № 7735761000

История

Основание Шереметевской больницы

Главным смотрителем до 1826 года был Алексей Малиновский. Затем московское дворянское собрание избрало его преемником Сергея Васильевича Шереметева , который не отличался требовательностью и редко бывал в доме. После него главными смотрителями были: князь Валентин Михайлович Шаховской (в 1835-1839 гг.), граф Николай Алексеевич Шереметев (в 1839-1847 гг.), Платон Степанович Нахимов (в 1848-1850 гг.), генерал-майор Лев Николаевич Верещагин (в 1851-1860 гг.) .

В советское время историческая панорама была искажена возведением непосредственно за ансамблем Странноприимного дома многоэтажного здания Института имени Склифосовского типичной для брежневского времени архитектуры. Интерьеры главного корпуса изменены, церковь не функционировала. Несмотря на утраты, в 1996 году российские власти предложили ЮНЕСКО включить архитектурный ансамбль Шереметевской больницы в список Всемирного наследия .

Настоящее время

В настоящее время в здании восстановлен и действует храм Троицы Живоначальной при Странноприимном доме Н. П. Шереметева (НИИ им. Н. В. Склифосовского)

Архитектура

Проект Странноприимного дома был заказан у московского архитектора Елизвоя Назарова , который «помощничал» у своего родственника Василия Баженова и усвоил многие его архитектурные приёмы. Со стороны здание выглядит как монументальная дворянская усадьба с углублённым в сторону парка главным корпусом - храмом Троицы, над которым возносится полукруглый бельведер . Парадный двор образуют два крыла-полукружия, вынесенные далеко в сторону Садового кольца и составляющие в плане подкову.

Хотя в Москве давно существовали частные богоугодные заведения (например, Куракинская богадельня), монументальная архитектура и градостроительный размах проекта графа Шереметева не имели прецедентов. Строительство вели с 1792 по 1807 годы крепостные зодчие

Приюта для нищих и калек. Наиболее известна под этим названием Шереметевская больница на Большой Сухаревской площади в Москве , на базе которой в 1923 году был организован .

Уставные документы лечебницы, подготовленные А. Ф. Малиновским , были Высочайше утверждены 21 апреля (3 мая) года. Торжественное открытие Странноприимного дома состоялось через семь лет, 28 июня (10 июля) года. Первыми жителями приюта стали отставные офицеры и пожилые неимущие горожане - бывшие торговцы, священники, чиновники. Во время Отечественной войны 1812 года в здании размещался госпиталь сначала русской, а потом французской армии .

Главным смотрителем до 1826 года был Алексей Фёдорович Малиновский. Затем московское дворянское собрание избрало его преемником Сергея Васильевича Шереметева , который не отличался требовательностью и редко бывал в доме. После него главными смотрителями были: князь Валентин Михайлович Шаховской (в 1835-1839 гг.), граф Николай Алексеевич Шереметев (в 1839-1847 гг.), Платон Степанович Нахимов (в 1848-1850 гг.), генерал-майор Лев Николаевич Верещагин (в 1851-1860 гг.) .

В советское время историческая панорама была искажена возведением непосредственно за ансамблем Странноприимного дома многоэтажного здания Института имени Склифосовского типичной для брежневского времени архитектуры. Интерьеры главного корпуса изменены, церковь не функционировала. Несмотря на утраты, в 1996 году российские власти предложили

Здание, которое своим фасадом обращено на , 3 является памятником архитектуры - Странноприимным домом графа Николая Петровича Шереметева.

Строительство богадельни было задумано еще в 1792 году, когда еще была жива и здорова супруга графа - Прасковья Жемчугова. В дальнейшем, после ее смерти, это богоугодное заведение было посвящено памяти о ней и стало этаким зданием-памятником.

Возвели комплекс, рассчитанный на бесплатное лечение 50 человек и содержание 100 неимущих человек, причем, обоего пола, на месте некогда стоявшего здесь царского Литейного дворца и Черкасских огородов, принадлежавших матери Шереметева - Варваре Алексеевне. В то время там уже находилась богадельня на 48 человек и, по-соседству, церковь во имя Преподобной Ксении, построенной в 1649 году.

Первоначальный проект был создан архитектором Елизвой Семеновичем Назаровым, а строительством занимались уже крепостные шереметевские зодчие Аргунов, Дикушин и Миронов.

В процессе строительства к работам был привлечен гениальный мастер Джакомо Кваренги. Именно благодаря этому зодчему, скромный портик центральной части был заменен тосканской колоннадой, представляющей собой полуротонду, которая и придала всей композиции некоторую легкость и воздушность.

По чертежам Кваренги были выстроены также портики на торцовых фасадах и в средней части боковых крыльев строения, обходная галерея, а также проведены работы по созданию убранства встроенной церкви во имя Святой Троицы, внушительный купол которой и венчает композицию строения Странноприимного дома Шереметева.

Все эти преобразования свелись к тому, что здание получило подковообразную форму, обрамляющую парадный двор заведения.

Отделка Троицкой церкви и Белого зала являлись главным акцентом богато оформленных интерьеров, которые создавались известными в то время живописцем Доменико Скотти и скульптором Гавриилом Тихоновичем Замараевым. До наших дней сохранились здесь изящные люстры, беломраморные лестницы и полы, бледно-зеленые роскошные колонны из уральского камня.

Смотря на это великолепие, не веришь, что заведение строилось как богадельня и бесплатное лечебное учреждение. Однако это так и, как говорилось выше, создавалось и было посвящено Шереметевым памяти красавицы-жены - крепостной актрисе Прасковье Жемчуговой.

Граф и его верная спутница вместе подбирали место для строительства, и также вместе заложили в его основание монетки «на удачу». К сожалению, супруга не дожила до открытия и граф всю свою любовь к ней направил на исполнение ими задуманного - создание Странноприимного дома на Большой Сухаревской площади, 3.

Николай Петрович Шереметев также не дожил до открытия. Пережив супругу на шесть лет, он скончался в 1809 году, за полтора месяца до окончания строительных и оформительских работ. Именно из-за этого торжественное открытие заведения и освещение церкви перенесли на 1810 год, которые прошли при огромном стечении знатных особ и простого люда.

Пожар 1812 года пощадил строение. Не тронула местных обитателей и московская эпидемия холеры 1830-го. Род Шереметевых так и оставался попечителями больницы до самой октябрьской революции 1917 года.