Когда ребёнок начинает ползать

Ведь с обретением этого навыка ребенок превращается из внимательного наблюдателя в активного исследователя окружающего мира.

В этой статье вы узнаете о том, когда именно ожидать начало этого важного этапа в развитии.

Стоит ли помогать малышу ползать?

Как вообще проявляется на первых порах этот навык?

Во сколько месяцев ребенок начинает ползать?

Согласно многим исследованиям, рефлекс ползания проявляется у детей уже в первые минуты после рождения. Когда малыша переворачивают на животик и подставляют ладони под его пяточки в качестве опоры, ребенок пытается оттолкнуться и таким образом продвинуться вперед.

Правда, такие движения пока еще нельзя назвать осознанными. Они производятся рефлекторно, без задействования мозговой деятельности. Такие проявления врождённого рефлекса исчезают уже к 3-4 месяцу жизни малыша.

В этом возрасте начинают активно развиваться мышцы спины, что является следующим этапом подготовки к ползанию.

Малыш приобретает новую способность – теперь он без труда переворачивается со спины на животик, а некоторые дети даже начинают самостоятельно держать голову.

Развитие навыка ползания напрямую зависит от того, в каком возрасте ребёнок начнёт переворачиваться.

Без этой возможности ползать малыш сможет разве что на попе.

А вот первые попытки к полноценному ползанию проявляются у детей в основном в 5-6 месяцев. Стоит понимать, что эта цифра – не более чем очень обобщённая статистика.

Развитие каждого ребёнка проходит настолько индивидуально, что просто невозможно предугадать возможный его вариант.

Точных возрастных критериев, обязательных для каждого ребенка, просто не существует. На формирование активной двигательной деятельности малыша могут повлиять различные факторы, а именно:

  • состояние здоровья ребёнка, наличие врождённых или перенесённых заболеваний;
  • личностные качества малыша, его темперамент (активный или спокойный);
  • психологическая обстановка, окружающая ребенка.

Из-за огромного количества индивидуальных характеристик, этап ползания может наступить как раньше заявленного срока, так и гораздо позже его. Кстати, некоторые дети сами пропускают эту ступеньку развития, сразу становясь на ножки.

Существует также мнение, что девочки начинают ползать несколько раньше мальчиков, так как изначально опережают их в развитии. Современные педиатры пришли к выводу, что это понятие – не более, чем миф. На начало ползания может оказать влияние множество вещей, но ни в коем случае не пол.

Как понять, что ребёнок начинает ползать?

Родители могут заметить первые «звоночки», говорящие о том, что ребёнок скоро предпримет попытки к ползанию.

Активному ползанию предшествует развитие синхронизированных между собой движений, проявление интереса к окружающему миру, общее развитие моторики.

Становится видно, что движения малыша приобретают осознанный характер, исчезает произвольность и хаотичность.

Потребность ребёнка в познании растёт, а значит, ему становится мало пространства, ограниченного кроваткой. Это и заставляет малыша наконец поползти.

Иногда малыш начинает проявлять двигательную активность ночью. Почему же ребёнок ползает во сне?

Ответ прост: у детей в этом возрасте нервная система развивается очень быстро. По сути, нервная система находится в постоянном напряжении, и малыш испытывает потребность в тренировке новых умений практически круглосуточно.

Некоторые дети просыпаются ночью и ползают буквально в полусонном состоянии. Не стоит переживать, это не признаки лунатизма, а возрастная особенность. Как только передвижение станет для ребёнка привычным делом, его спокойный сон восстановится.

Ребёнок учится ползать: какие бывают этапы ползания?

Конечно же, сразу передвигаться на четырёх точках опоры у малыша вряд ли получится. Полноценному ползанию обычно предшествуют несколько этапов:

1 Ползание на животе (по-пластунски). Малыш передвигается на животе, используя для подтягивания вперёд локти. При этом максимальная нагрузка приходится на мышцы плечевого пояса, рук и локтевые суставы.

Эти движения чем-то похожи на то, как передвигается гусеница. Сначала ребёнку будет трудно направить свои силы на передвижение вперёд. Если малыш ползёт таким образом в стороны или даже назад – в этом нет ничего страшного.

2 Ползание по-пластунски, отталкиваясь ножками. Если раньше в попытках к активному движению принимали участие только верхние конечности и плечевой пояс, то теперь малыш пытается задействовать в ползании еще и ножки.

Ребёнок может подтягивать ножки вперёд по одной, что будет похоже на попытку встать на четвереньки.

Похожие манипуляции малыш может проделывать также в положении лёжа на спине, как бы оттачивая манеру движений.

Вместо опоры некоторые дети начинают использовать уже не локти, а ладошки. В этот период можно заметить, что малыш двигается задом наперёд – это также совершенно не противоречит правильному ходу развития координации движений.

3 Ползание на четвереньках. После всех тренировок у ребёнка появляется достаточно практических знаний и умений для того, чтобы совершить настоящее ползание вперед на четвереньках.

Теперь кроха умеет ставить руки и ноги в правильной последовательности (перекрестно, так, как ходит большинство млекопитающих).

Осознав, что теперь движения получаются складными, ловкими и четкими, малыш просто не может не воодушевиться для ползанья на длинные дистанции. Вы будете невероятно удивлены тем, как быстро ребёнку удаётся преодолевать расстояние до интересующего его объекта!

Обычно все эти этапы проходит каждый ребёнок. Но разные малыши интерпретируют их по-разному: кто-то начинает ползать по-пластунски, как бы крутясь вокруг своей оси, кто-то движется вбок.

Некоторые дети почему-то оставляют ножки прямыми, не сгибая их в коленях. Или в движениях участвует только одна нога, вторую же ребенок подгибает под животик.

Случаются и более странные вещи – иногда малыши ползают, лёжа на спине.

Бесспорно, такой способ обучения ползанию несколько неординарный, но и он не выходит за рамки нормы.

Для ребёнка не существует понятия «нормального» или «ненормального» — он просто выбирает наиболее удобный для себя способ передвижения. Со временем малыш научится применять эти умения, уже лёжа на животе.

Упражнения для ползания

Стремление к движению у людей заложено природой, но это не значит, что в вопросах развития малыша стоит полагаться только на естественный ход событий.

Необходимо помогать малышу преодолевать трудности, забывать о первых неудачах и наконец научиться правильно ползать. Для этого существует комплекс специальных упражнений, направленный на укрепление опорно-двигательного аппарата и улучшение координации движений.

1 Упражнения для укрепления мышц рук

Ходьба на руках. Очень полезное упражнение для мускулатуры рук и плеча. Для этого осторожно укладываем ребёнка животиком вниз на внутреннюю сторону своего предплечья, придерживая его за спину другой рукой.

Держим малыша над столом под небольшим наклоном вперёд. Ребёнок будет искать опору ручками, тем самым передвигаясь вперёд на ладонях.

Подтягивание на руках. Малыш лежит на животе. На небольшом расстоянии от него вешается погремушка, так, чтобы она находилась немного выше его линии горизонта. Ребёнок будет стараться напрягать плечевой пояс, чтобы подтянуться к ней.

2 Упражнения на фитболе

Выкладываем ребёнка на фитбол животиком вниз. При этом аккуратно придерживаем его за подмышки. С легкостью покачиваем мяч в направлении вперёд-назад. Малыш будет немного напрягаться, выгибая спинку.

Это упражнение способствует укреплению мышц спины, также очень важных для ползания.

Положение остаётся исходным. Одной рукой продолжаем держать ребенка за подмышки, второй придерживаем за пяточки так, чтобы ноги находились в горизонтальном положении. На пол, недалеко от фитбола, выкладывается яркая игрушка. Ребенок будет пытаться дотянуться до неё, передвигая ладонями.

3 Упражнение с ходунками

Данное упражнение лучше выполнять тогда, когда основные навыки ползания уже были приобретены малышом. Оно поможет научиться ребенку увереннее передвигаться с помощью коленок.

На застеленном полу выкладывается подушка или мягкий валик. Осторожно укладываем малыша на подушку грудью, сгибаем его ножки в коленях; коленки ставим на пол. Становимся лицом к лицу к ребёнку, с обратной стороны подушки, и начинаем подтягивать её к себе. Ребенок будет понемногу переставлять коленки, чтобы двигаться с вами в такт.

Что не стоит делать, когда ребенок начинает ползать?

Некоторые родители недооценивают важность данного этапа, мотивируя это тем, что ползание может отдалить момент начала самостоятельной ходьбы.

Ребенка ни в коем случае нельзя пересаживать в ходунки, и вообще ограничивать в стремлениях ползать. Слишком ранние занятия с ходунками создадут лишнюю нагрузку на позвоночник и тазобедренный сустав.

А к таким испытаниям малыш, только начавший ползать, явно не будет готов.

Помогать ребёнку начать скорее ходить без поддержки взрослых можно и нужно, но не в ущерб ползанию.

В возрасте 3-4 месяцев желательно не пеленать ребенка в период бодрствования. Так как малыши возрастом до полугода и так спят достаточно много, искусственно ограничивать их физическую активность не следует.

Альтернативой пелёнкам могут стать распашонки, ползунки, боди. В такой одежде малышу не будет холодно, и он не будет скован в движениях.

В те часы, когда ребенок не спит, его также можно укладывать на пол, застеленный тёплым одеялом. Делать это стоит только в хорошо отапливаемом помещении, без сквозняков.

На запор у ребенка в 4 месяца указывает вполне определенные нарушения в организме и изменения в самочувствии. Малыш в таком возрасте в среднем должен какать до трех раз за сутки, это касается крох, питающихся материнским молоком. Детки-искусственники какают реже, так как смесь переваривается дольше.

Нормой считается и если грудной ребенок опорожняется всего раз в 3-4 дня, но при этом не беспокоится и нормально прибавляет в весе. Такая ситуация свидетельствует о том, что компоненты женского молока усваиваются пищеварительной системой полностью.

Запор у новорожденных детей и малышей постарше это не только отсутствие стула на протяжении суток и больше. О развитии констипации говорят в том случае, если младенец начинает:

  • Во время дефекации сильно тужиться и кишечник при этом опорожняется не сразу.
  • Беспокоиться, плохо спать.
  • Притягивать ножки к животику и выгибать спинку. Данный признак указывает на колики в животе.

Обратить внимание нужно и на консистенцию каловых масс. Четырехмесячный младенец должен испражняться мягкими каловыми массами, которые выходят из организма в виде кучки. Появление отдельных фрагментов, сухих шариков и фекалий в виде плотной колбаски указывает на нарушение в работе кишечника.

Если затруднения при дефекации возникают у ребенка постоянно и сопровождаются как перечисленными признаками, так и повышением температуры тела, снижением веса и иными симптомами, то нужно установить причину патологии. И сделать это можно только совместно с врачом.

Наиболее вероятные причины затрудненной дефекации в 4 месяца

Запор у 4 месячного ребенка, питающегося исключительно молоком мамы, может быть вызван неправильным рационом женщины. Наваристые бульоны, большое количество животных жиров, отсутствие растительных продуктов делает женское молоко менее полезным для пищеварительной системы младенца. На работе кишечника негативно отразится и постоянные проблемы с опорожнением у самой женщины. Если причина костипации крохи кроется именно в этом, то мамочке достаточно изменить свое питание и все нормализуется.

У детей искусственников на возникновение затрудненной дефекации влияет смесь. Чаще всего к закреплению кишечника приводит питание, которое неправильно разводили, делали более густым. Реже ребенку не подходит именно марка питания и стоит ее заменить и работа пищеварительной системы сразу нормализуется.

Груднички отреагировать задержкой стула могут на нехватку питьевой воды. Малыши обязательно должны пить не менее 70 мл бутилированной воды за день, пить им дают между кормлениями. И это касается не только детей-искусственников, но и малышей, находящихся на натуральном вскармливании.

Рассмотренные выше причины развития констипации у четырехмесячных детей нельзя считать патологией. Если пересмотреть питание мамы и ребенка, наладить питьевой режим и правильно подобрать смесь, то обычно это облегчает дефекацию и запор больше не возникает.

Но есть также ряд патологий, которые могут проявляться затрудненной дефекацией и требуют специального лечения. Постоянно возникающий запор у грудничка в 4 месяца может быть признаком:

  • Дисбактериоза. При данном нарушении меняется соотношение полезных и вредных микроорганизмов в пищеварительной системе, что в свою очередь негативно сказывается на усвоении пищи.
  • Патологий нервной системы. Чаще от запоров страдают те дети, которые получили родовую травму, при ДЦП.
  • Рахита. При быстром развитии ребенка на первом году жизни его организму может не хватать кальция и витамина Д. Недостаток этих микроэлементов влияет не только на состояние костной ткани, но и снижает тонус мышц, что и ослабляет работу кишечника. Согласно статистическим данным в первый год жизни у большой половины деток есть незначительные признаки рахита и если давать в это время витамин Д в рекомендованной врачом дозировке, то заболевание никак не проявится и пройдет само по себе.

При повторяющихся запорах у малышей нужно исключить такие заболевания, как болезнь Гиршпрунга, долихосигма, лактазная недосточность. В последнем случае затрудненная дефекация чередуется с появлением жидкого стула.

Часто возникающая констипация у малышей на четвертом месяце жизни может быть связана с незрелостью пищеварительной системы. У некоторых малышей органы пищеварения адаптируются к перевариванию новой пищи еще в первые недели после рождения. У других становление работы системы ЖКТ продолжается вплоть до полутора-двух лет и поэтому у них часто бывают запоры, поносы, срыгивания, спазмы в животике.

При отсутствии стула на протяжении нескольких дней нужно выяснить получает ли ребенок достаточное количество пищи. В этом могут помочь контрольные измерения массы тела, также ребенок должен мочиться не менее 10 раз за сутки, быть активным, играть и хорошо спать.

Для выяснения причины постоянных запоров нужно обратиться вначале к педиатру, который может направить к гастроэнтерологу и другим узким специалистам. Проведенное обследование покажет, есть ли грубые нарушения в организме, которые нужно устранять лекарственными препаратами или иными методами терапии.

Как помочь ребенку при запорах

При повторяющихся запорах у ребенка в 4 месяца мама должна в первую очередь его обследовать в медицинском учреждении. Что делать для нормализации работы кишечника врач скажет после диагностики. Если никаких сопутствующих патологий не обнаружится и соответственно не будет лекарственного лечения, то нужно будет полностью пересмотреть питание ребенка и его режим дня.


Проблемы с дефекацией возникают реже, если:

  • Четырехмесячный ребенок пьет воду. По две-три ложечки детской воды из бутылки малышу можно давать между кормлениями или непосредственно перед ними. Хорошо помогает справиться с запором отвар чернослива, кураги с добавлением изюма.
  • Малыш много двигается. С четырехмесячным ребенком полезно заниматься на фитболе, его нужно чаще выкладывать на животик. Хорошо мышцы брюшного пресса стимулируются, когда малыша из положения лежа за ручки приподнимают вверх.
  • Ребенку делать массаж животика и ежедневно легкую гимнастику.

При частых запорах с четырех месяцев уже можно ребенку давать овощное пюре, яблочный сок. Вначале сок разводят напополам с водой и его количество не должно быть больше половины чайной ложки. В первый раз лучше дать пюре из кабачков – овощ отваривают, хорошо разминают и начинают малыша понемногу им кормить. Докорм вводят перед основным кормлением. При упорной констипации к овощному пюре можно добавлять несколько капель растительного масла.

Предотвратить можно правильным подбором смесей. Если имеется склонность к затрудненной дефекации, то помимо обычной адаптированной смеси ребенка два-три раза в день желательно поить кисломолочным питанием или смесями с пробиотиками.

При остро развивающемся запоре, то есть когда ребенок не может покакать и при этом плачет, тужится, краснеет, помощь должна быть оказана немедленно. Облегчить выход каловых масс помогут:

  • Свечки с глицерином. Один суппозиторий делят на 4 части и одну из них вставляют в прямую кишку. Чтобы облегчить введение свечки малыша нужно положить на бочок и верхнюю ножку согнуть в коленке. Свечка легче вводится, если ее кончик немного размять. При отсутствии глицериновых суппозиториев можно использовать те, где содержится экстракт облепихи.
  • Препарат Микролакс. Это микроклизмочка, после ее введения малыш какает через 20-30 минут. Микролакс разрешен к использованию с самого рождения.
  • Стимулирование анального отверстия ватной палочкой или газоотводной трубкой. Палочку смачивают в вазелиновом масле, вводят ее в заднепроходное отверстие не более чем на полсантиметра и производят вращательные движения.
  • Клизма с водой. Для четырехмесячного ребенка достаточно ввести 70-100 мл кипяченой воды с температурой в 20-25 градусов.

В тот момент, когда малыш тужится, но не может покакать рекомендуется прижать его ножки к животику и слегка надавить на них. Некоторые детки хорошо реагируют на теплую ванну, в тепле кишечник расслабляется и сразу после ванночки кроха может покакать.


Если все эти меры не помогают, нужно срочно проконсультироваться с педиатром. Самостоятельно давать малышу слабительные препараты для системного воздействия не следует, тем более что многие из них начинают действовать только спустя один-два дня от начала лечения. Если врач увидит необходимость в лечении, то распишет схему терапии и ее обязательно нужно довести до конца, иначе проблема затрудненной дефекации вернется.

Незначительные по проявлениям и продолжительности запоры у детей первых месяцев жизни встречаются очень часто. Основная причина их возникновения становление функций органов пищеварения, соблюдение правил питания, докорма и питьевого режима уменьшают влияние на организм провоцирующих констипацию факторов. И об этом родителям желательно никогда не забывать.

В момент, когда ребёнку исполняется 4 месяца, родители с облегчением понимают: самый трудный период уже позади. К этому времени малыш становится более активным, потешным и менее беспомощным, а родители начинают получать настоящее удовольствие от общения с крохой. Малыша меньше беспокоит животик. Увеличивается время его активного бодрствования днём, налаживается режим сна ночью. Ребёночек по-прежнему быстро и активно развивается, каждый день удивляя родителей своими новыми достижениями и навыками.

Физическое развитие

В первый год жизни младенца основным показателем его нормального развития является определённая прибавка массы тела. Так, в возрасте четырёх месяцев нормальной принято считать прибавку в весе от 20 до 25 г в день, соответственно, от 600 до 750 г в месяц, так что к четырём месяцам младенец весит от 5,9 до 6,8 кг. При этом рост малыша за четвёртый месяц его жизни увеличивается в норме на 2-2,5 см, и составляет к этому возрасту 59-64 см. Объём головки за четвёртый месяц жизни у малышей увеличивается приблизительно на 1 см и составляет в среднем 40-42 см. Хорошо, если объём грудной клетки четырёхмесячного малыша совпадает с объёмом его головки или даже слегка превышает его и составляет 40-43 см.

Важным фактором физического развития ребёнка в 4 месяца, который не останется незамеченным, является исчезновение младенческого пушка на его головке и постепенная замена его настоящими волосиками. Постепенно в этом возрасте меняется и цвет глаз ребёночка. Если до четырёх месяцев практически все младенцы голубоглазые, то после достижения ними четырёхмесячного возраста цвет глаз меняется у каждого малыша индивидуально, в зависимости от цвета глаз его родителей.

Не менее важными показателями нормального развития четырёхмесячного младенца являются его двигательные навыки.

Так, в норме ребёнок в 4 месяца должен:

  • ​лёжа на животике приподнимать головку на 90° и уверенно удерживать её в таком положении, опираясь на плечики и ручки;
  • ​поворачивать головку в стороны в положении лёжа на спине и на животике;
  • ​лёжа на животике, пытаться дотянуться ручкой до игрушки, опираясь на предплечья и приподнимая грудную клетку;
  • ​в вертикальном положении переносить часть своего веса на ножки;
  • ​лёжа на спинке, поднимать головку и слегка подтягивать к груди подбородок;
  • ​пытаться перевернуться с животика на бочок;
  • ​переносить игрушку или погремушку, захватывая её ручкой и следить глазками за её движением;
  • ​тянуть к себе небольшие предметы двумя ручками;
  • ​сгибать и разгибать ножки, как бы приплясывая, касаясь стопами жёсткой поверхности;
  • ​периодически распрямлять и сгибать колени в состоянии покоя;
  • ​фокусироваться на предмете, который перемещается перед его лицом в диапазоне 180° в разных направлениях (вверх, вниз, влево, вправо) и провожать взглядом;
  • ​переводить взгляд от одного предмета к другому;
  • ​изучать свои ручки, сжимать и разжимать пальчики;
  • ​охотно купаться;
  • ​пытаться «плавать» на животике во время купания.

Несомненно, для четырёхмесячного малыша важны физические упражнения и занятия, однако родители должны оставаться очень внимательными к особенностям развития младенца и не перегружать его лишними движениями. Так, несмотря на то, что ребёнок в этом возрасте делает попытки сидеть, долго оставлять его в таком положении не рекомендуется. Можно лишь ненадолго присаживать ребёночка в положении полусидя, т.к. мышцы его спинки ещё недостаточно развиты.

Умственное развитие

Четырёхмесячный ребёнок активно изучает окружающий мир, его умственное развитие происходит в быстром темпе.

Так, в 4 месяца ребёнок должен:

  • ​проявлять интерес к незнакомым предметам, сосредоточивая своё внимание на связанных с ними действиях;
  • ​протягивать ручку и самостоятельно брать заинтересовавшую его игрушку, не дожидаясь, пока её дадут;
  • ​узнавать знакомые игрушки;
  • ​заниматься одной игрушкой в течение нескольких (3-4) минут;
  • ​ориентироваться в знакомой комнате, знать местонахождение в ней основных предметов;
  • ​имитировать речь и звуки, которые он слышит;
  • ​пытаться «лепетать», издавая звуки «га», «гу», «е», «и», «а».
  • ​реагировать гулением с элементами лепета, улыбкой или смехом на обращение к нему;
  • ​стремиться к общению и провоцировать на диалог взрослого;
  • ​внимательно слушать обращённую к нему речь;
  • ​по-разному реагировать на различные звуки и шумы;
  • ​доступными ему способами проситься на руки;
  • ​узнавать маму и глазками искать её в ответ на вопрос «Где твоя мама?»;
  • ​постукивать одной игрушкой о другую;
  • ​проявлять заинтересованность к определённому объекту и сосредотачивать на нём своё внимание.

В этот период ребёночек начинает с удовольствием лепетать и получать удовольствие от собственного голоса. Он любит слушать музыку и звуки речи. С интересом рассматривает окружающий мир во время прогулок. Интересно, что по определённым звукам четырёхмесячный ребёночек может понять, что его ждёт, например, по всплеску водички он догадывается о предстоящем купании.

Эмоциональное и социальное развитие

В возрасте четырёх месяцев ребёнок становится всё более эмоциональным и социально адаптированным. Его реакция на действительность становится всё более осмысленной. Он чутко реагирует на настроение и эмоциональное состояние мамы и может даже заплакать в ответ на повышенный тон или негативную эмоцию. В тоже время весёлая и спокойная музыка вызывает у ребёночка положительные эмоции, которые он выражает гулением и улыбкой. Такое же эмоциональное состояние вызывает у младенца спокойное и доброжелательное общение с взрослыми, особенно с мамочкой. Активно реагирует ребёнок и на другие приятные ему действия: купание, кормление, прогулки, путешествия у мамы на ручках и даже переодевание в чистую и сухую одежду. В особо приятные для него моменты малыш способен разразиться весёлым заразительным смехом.

В то же время он способен выразить звуками или плачем несогласие с какими-то действиями, которые с ним производят.