Жнешь, где не сеял

Обобщающий урок по теме «Древнейшие люди» 5 класс

Нетрадиционные формы обучения. Урок-игра.

Разработка урока истории

Цели урока:

1. повторить и обобщить знания учащихся по теме;

2. развивать умения работать с исторической картой, лентой времени, находить исторические ошибки в тексте, работать с иллюстративным материалом, определять термины;

3. воспитывать чувства коллективизма, товарищества, здорового соревнования; повысить положительную мотивацию изучения истории.

План урока:

1.Вступительное слово учителя (5 мин.)

2. Конкурс (35 мин.)

3. Домашнее задание (2 мин.)

4. Подведение итогов (3 мин.)

Методы обучения:

1. Репродуктивный

2. Поисковый

3. Творческий

4. Наглядный

Средства обучения (оборудование): мультимедийное оборудование, карточки с заданиями, карта «Древнейшие люди на Земле», таблицы результатов.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя (о типе урока, форме проведения, правилах игры, подведении итогов).

II. Конкурс Задания:

1. Придумать название команде (название должно соответствовать теме урока, выбрать капитаны команды).

2. Разминка: назвать нужное слово или выражение.

1 команде:

1. Где, по предположениям учёных, жили древнейшие люди? (В Восточной Африке)

2. Первый коллектив древнейших людей. (Человеческое стадо)

3. 40 тысяч лет назад человек стал…(«человеком разумным»)

4. Умение изображать окружающий мир в красках. (Живопись)

5. Глава рода. (Старейшина)

6. Просьба к богу, духу. (Молитва)

7. Первый металл, который научились обрабатывать люди. (Медь)

8. Коллектив, пришедший на смену родовой общине. (Соседская община)

2 команде:

1. Главное отличие первобытных людей от животных. (Умение изготовлять орудия труда)

2. Первые занятия людей - это собирательство и…(охота).

3. Для охоты на мелких и быстро бегающих животных человек придумал…(лук и стрелы).

4. Вера в колдовство, душу, в жизнь после смерти. (Религия)

5. Несколько родовых общин. (Племя)

6. Умение из различных материалов изготовлять фигуры людей или животных. (Скульптура)

7.Какое занятие возникло из охоты? (Скотоводство)

8. Кого изображали первобытные художники? (Животных)

3 команде:

1. Первыми орудиями труда древнейших людей были: палка-копалка, дубина…(заострённый камень)

2. Коллектив, в котором люди вместе жили, трудились, имели общее имущество и были между собой родственниками. (Родовая община)

4. Какое занятие возникло из собирательства? (Земледелие)

5. Племенем управлял…(совет старейшин)

6. Изготовление различных изделий. (Ремесло)

7. Богатые и известные люди. (Знать)

8. Изобретение, позволившее людям селиться там, где мотыжное земледелие было невозможно. (Плуг)

3. Историческая карта

1. Показать материк, на котором найдены кости и орудия труда древнейших людей.

2. Показать предполагаемую область прародины человека.

3. Отметить значками наиболее древние стоянки человека.

4. Решить задачу (по одному человеку из команды).

1. Сколько тысяч лет существует на Земле «человек разумный»?

2. Что возникло раньше: земледелие или обработка металла? На сколько раньше?

3.Что возникло позже: земледелие или обработка металла? На сколько позже?

Задача: «Какими были древнейшие орудия труда?»

Ученые предполагают, что люди, жившие более 2 млн. лет назад, изготавливали и использовали такие орудия труда, как заостренные камни, палки-копалки и дубины.

На чем основаны предположения ученых? Откуда они об этом знают?

Раскопки не могут дать представления о деревянных орудиях труда, ведь дерево гниет. Об этом можно только догадываться, прямых доказательств нет. Кое-где на островах Океании, в глубинах Африканского материка живут племена, отставшие в своем развитии. Эти племена не выращивают растений, не разводят скот, не знают металлов. Они занимаются охотой и собирательством. Изучая жизнь этих племен, ученые предполагают, что и 2 млн. лет назад древнейшие люди делали орудия труда не только из камня, но и из дерева.

Точно так же, изучая наскальные рисунки первобытных людей, живших несколько десятков тысяч лет назад, ученые находят на этих рисунках орудия из дерева (рисунки в учебнике). На этом основании можно предположить, что и далекие предки первобытных художников тоже использовали дерево как материал для орудий труда.

Задача: «Пятно от костра»

Как вам известно, почти все, что мы знаем о жизни первобытных людей, добыто трудом археолога. Подумайте, что может рассказать о древних людях то место, где когда-то горел костер?

Первобытные люди, о которых идет речь в задаче, умели пользоваться огнем.

Толщина пепла расскажет о том, как долго жили люди на этой стоянке.

Специальный анализ сохранившихся в костре угольков позволяет ученым определить, сколько тысяч лет назад было срублено дерево, сгоревшее в костре.

Задача: «Древние могилы»

Археологи находят следы жизни первобытных людей при раскопках древних поселений, мусорных ям, а также древних могил.

Объясните, почему в могилах археологи нередко находят сосуды, оружие, орудия труда, украшения, тогда как в мусорных ямах можно найти лишь обломки предметов и кости животных.

Для решения задачи необходимо знание того, что еще в первобытные времена зародилась вера в душу и ее посмертное существование. Задача может быть предложена как до изучения материала о «стране мертвых» (§3, п.4), так и после (как закрепление изученного).

«Для археолога погребения – очень ценный и особенный исторический источник. Дело в том, что вещи и вообще все остатки прошлого, которые находят на стоянках, селищах, городищах, в большинстве случаев сильно попорчены временем. Строения разрушены или сожжены, вещи были когда-то или потеряны, или брошены как пришедшие в негодность. Время разбросало и перемешало все это. В погребениях же царит полный порядок, если они не были разрыты и ограблены, все вещи находятся в том же положении, в каком они были поставлены и положены во время захоронения. Украшения находятся на тех местах, где их обычно носили: височные кольца у висков черепа, перстни и браслеты на пальцах и запястьях скелета, пуговицы лежат в том порядке, в каком они были пришиты. Пусть сама одежда истлела, но если ряд пуговиц доходит до колен костяка, то можно уже с уверенностью предположить, что и платье доходило до колен или ниже. Глиняная посуда хранит остатки пищи, и если даже сосуд раздавлен землей, то все черепки остались на месте и их легко склеить.

По погребениям легко установить имущественное различие покойников, а следовательно, и того общества, которое оставило погребение. Могилы бывают богатые и бедные – от роскошных гробниц египетских фараонов и с грудами золота до скромного холмика над прахом простого земледельца или пастуха с каменным топором и горшком с полбой».

(Амальрик А.С.Ю Монгайт А.Л. Что такое археология. – М., 1966, с.44-45)

Задача: «Почему не погиб однорукий охотник?»

Археологи обследовали стоянку первобытных охотников, живших несколько десятков тысяч лет назад. При раскопках был обнаружен скелет однорукого мужчины, погибшего под обрушившимся сводом пещеры. Изучение скелета показало, что мужчине в момент смерти было около 50 лет, а свою правую руку он потерял еще в юношеском возрасте.

Можно ли на основании этой находки что-либо сказать о жизни первобытных охотников? Об отношениях между людьми в этой родовой общине?

Охота была в те времена очень опасна, в схватках часто погибали люди или лишались части тела

Племя жило в пещере и не строило хижин

Люди знали целебные травы или могли приготовить како-нибудь снадобье против заражения крови, иначе мужчина бы умер, потеряв руку.

Коллектив родственников продолжал кормить его и заботиться о нем.

Задача: «О чем может рассказать мусорная яма?»

Представьте себе, что на месте древнего поселка в древней мусорной яме археологи нашли груду костей животных. Ученые определили, что большинство костей принадлежат диким животным – оленям, кабанам, бизонам. Совсем мало костей домашних животных – свиней и коз.

Какие выводы о занятиях живших в древнем поселке людей вы сделаете? Какой способ добывания пищи, судя по этим находкам, был главным, а какой второстепенным?

Главным занятием продолжала оставаться охота (об этом говорит количество костей диких животных), но уже заметную роль начинало играть скотоводство

Задача: «Каким первым арифметическим действием овладели люди?»

Известно, что первобытные охотники и собиратели, жившие родовыми общинами, научились считать по пяткам и десяткам (по числу пальцев на руках), знали арифметические действия.

Предположите, каким из арифметических действий люди овладели в первую очередь. Что, по-вашему, приходилось делать чаще: умножать, делить, складывать, вычитать?

По мнению ученых, раньше всего люди могли овладеть не сложением и вычитанием, а делением (конечно, и это лишь гипотеза, но она вытекает из анализа практических потребностей первобытных людей и выглядит правдоподобной). Все, что добывалось на охоте, и все, что собирали съедобное женщины, - все принадлежало всей родовой общине. Все это надо было разделить между родичами. И такое случалось постоянно. Поэтому раньше всего возникло деление.

Задача: «Можно ли жать там, где не сеял?»

Все знают поговорку: «Что посеешь, то и пожнешь». Между тем ученые утверждают, что некогда люди жали серпами то, что не сеяли. Правы ли ученые? Обоснуйте ответ.

Еще до возникновения земледелия первобытные люди при сборе дикорастущих злаков (ячменя, пшеницы) использовали жатвенные ножи – серпы, имевшие деревянную или костяную основу, в которую были вставлены острые кусочки кремня или иного камня.

Задача: «Для чего изучать черепки от горшка?»

Одну из наук, играющих большую роль в изучении истории, в шутку можно назвать наукой о битых горшках.

Какая это наука? Что в ее шуточном названии правильно, а что нет?

Археология.

Гончарство, т.е. изготовление посуды из глины, было изобретено приблизительно 10-12 тысяч лет назад.Когда в наши дни ведутся раскопки тех поселений, жители которых умели изготовлять сосуды из глины, археологи находят очень много черепков.(одежда, обувь, дерево гинет, а глина нет).

Изучение черепков позволяет сделать выводы о том, что жители изучаемого археологами поселения:

  • знали (или не знали) гончарное ремесло;
  • изготавливали сосуды на гончарном круге (или же лепили примитивным способом без круга);
  • торговали (или не торговали) с ближниими и дальними поселениями. Так, восстанавливая по черепкам форму разбитых сосудов, изучая состав глины, можно определить, были ли они сделаны на месте или привезены из другой области.

7. Исторические ошибки.

Команды должны найти в тексте исторические ошибки.

  1. Африка, более 2-х миллионов лет назад. Вот движется стадо похожих на обезьян людей. Внезапно повалил сильный снег, все продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Достали и стали жевать коренья, орехи и даже чёрствый хлеб. Вдруг все застыли от ужаса - к пещере приближался огромный динозавр. Что будет дальше?
  1. Наступило время жатвы. На поле вышли первые земледельцы. Своими приплюснутыми носами и выступающими вперёд челюстями они напоминали обезьян. Колосья гречихи земледельцы срезают медными и железными серпами. В загоне рядом с полем тревожно заржали лошади. Людям стало страшно. Прямо на посёлок двигалось стадо мамонтов.
  1. Древнейшие художники рисовали свои картины на холсте. Они изображали зверей, птиц, но чаще всего - людей. Все цвета радуги присутствуют в объёмных изображениях бизонов, мамонтов, медведей. Первобытные художники часто устраивали выставки своих картин.

III. Домашнее задание

Составить кроссворд «Жизнь первобытных людей».

IV. Подведение итогов. Выставление оценок (команда победитель – «5»)


Порой кажется, что евангельская строгость доходит до жестокой несправедливости. «Лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью!» (Мф. 25: 26-27), - говорит Господь в притче о талантах человеку, который по сути-то и не сделал ничего преступного. Ведь он сохранил доверенные ему блага, даже не использовал их для собственного обогащения, но честно вернул всё некогда вверенное ему Господином, вернул данный ему ! Кажется, Бог нарушает справедливость и предъявляет к человеку требования чрезмерные, отнюдь не согласные с Его милосердием.

И все же: «Лукавый раб и ленивый!» - слышит в свой адрес недоумевающий простец. И от Кого? От Того, Кто сказал: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих и гонящих вас» (Мф. 5: 44). Сочетание действительно поразительное. Ведь казалось, что любовь покрывает всё!

Однако ленивый раб наказывается. И наказывается жестоко, без шансов на оправдание! При этом Господь, кажется, даже не обращает внимания на обвинение простеца в жестокости. «Господин! я знал тебя, что ты человек жестокий…» (Мф. 25: 24), - преодолевая страх и трепет, говорит раб своему Властителю. В ответе же Господина слов о жестокой несправедливости мы не слышим, только констатацию факта: «Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал». Констатация для нас непонятная и несправедливая, но для Христа - нет!..

Порой даже кажется, что спасение «ленивого» раба близко. Вот Господь умягчится простотою неудачника, поймет, что нечего с него требовать, что не со зла он не решился пойти на риск и приумножить вверенный талант… И где-то в глубине сердца так хочется в этот момент услышать желанное: «Чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2: 5). Но в действительности звучит иное: «Негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 25: 30).

Почему?.. Что сделал этот несчастный простец, водворяемый ныне в бездны вечных мучений?.. Ответ непрост. Как жизнь. Жизнь, которой так хочется распоряжаться по-своему. Даже добро делать хочется согласно своим расчетам и планам, согласно своему пониманию, возможностям и настроению. И главное - что в этом действительно нет ничего плохого! Ведь ничего дурного человек не делает, напротив - хороший , добросовестный работник. Кажется, всё вкладывается в норму христианской нравственности.

Наверное, так же думал и несчастный из притчи. Думал, что ничего скверного не делает, что живет «как все»: не грабит, не убивает, соседям дорогу не переходит… И всё действительно было бы неплохо, если бы в Евангелии не было Христа! В таком случае жизнь несчастного была бы примером, хотя и не во всем похвальным, но в целом - очень даже неплохим.

Однако: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие [ветви] собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин. 15: 5-6).

Факт остается неизменным: смысл жизни - во Христе!

Факт остается неизменным: смысл жизни - во Христе! Не в хорошем воспитании, не в добрых отношениях с близкими, даже не в помощи бедным и нуждающимся! Всё это без Христа - напрасно закопанный талант! Причем его можно закопать во что угодно: в себялюбие, в честность, справедливость - не столь важно. Можно даже надеяться расплатиться им с Творцом, представить в виде доказательства своего благоразумия и нравственной полноценности!

И всё же Господь в этом смысле несправедлив, потому что во все времена те, кто надеялся подобным образом рассчитаться с Богом чем-нибудь иным, кроме смирения, слышали всё те же слова: «Лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью!» (Мф. 25: 26-27).

Господь дал человеку не только разум, не только таланты, профессиональный успех. Вся жизнь - дар Божий! Это и есть та нива, только на первый взгляд принадлежащая нам и лишь частью засеянная Творцом. На самом же деле - всё это удел Божий! Поэтому ленивый раб должен был страшиться не «жестокости» Господина, но ему следовало бояться, «как бы не оказаться бесполезным для Него» ()!

Раб должен был страшиться не «жестокости» Господина, а «как бы не оказаться бесполезным для Него» (святитель Григорий Великий)

Каждый, кто приходит ко Христу, берет на себя обязательство служить Ему всегда и везде! Христианин не может быть «бесполезным», не может оставаться законсервированной «вещью в себе». Именно живое устремление, желание каждый день находить в обстоятельствах собственной жизни поводы доказать свою верность Христу и являются характеристиками истинной веры.

Господь «жнет, где не сеял, и собирает, где не рассыпал»… А значит, мы не имеем права торговаться с Богом! «Справедливых» отношений всё равно не получится, потому что ради нашего же блага Создатель ставит милосердие выше справедливости! Иного пути нет: мы обязаны признать Его право на каждую часть, каждую сферу нашей жизни - и в ней, по мере возможности, послужить Творцу.

Причем сделать это возможно лишь в Церкви, где Христос - всё и во всем! Потому что быть честным и добрым - далеко еще не значит быть Христовым!

Выдержки из моих рецензий.

* Знаю, наверняка, Есть крУги Ада семейного счастья и тайна пепла "мостов" на запястье... Читала и сопереживала: "Еве" - не "Лилит". Но никого не смею осуждать.

* Отечества, как и люди - у каждого своя тень. Но даже, если и ощущаешь себя "человеком Мира", остается ностальгия. А в борьбе с лишениями там, где тебя никто не ждет, есть "Везучие" Друзья, дай им Бог здоровья, Талант и "Пище_варение"! С искренним восхищением наслаждалась чтением.

* Прям, скосили "косой человечности"! Не в смысле самопожертвования - ЖИЗНИ! Такой, порой, несуразной. Где одни используют слабости, человеков себе во благо, а другие, даже когда беспомощны априори, все-таки, пытаются помочь. А по-другому не могут. Сильный и запоминающийся рассказ.

* Где-то, у Генриха Гейне, прочла, что жизнь человеческая и дела их - это творческий сон Бога. А когда Бог проснется и протрет заспанные глаза? Еще, отдаю должное красоте и мудрости ваших мыслей. А ваш ответ предыдущему собеседнику: "Бог ждет от нас более всего искренности, а не молитв", - дорогого стоит!

* Вот ведь как... И никакого Суда божьего не надо Старику, когда сны казнят...

* "Большая Игра", похоже, forever. Написал же какой-то английский деятель, еще давно, книгу, где указал, что против России хороши любые методы. Чем лживей и гнуснее - тем лучше! Самовольно рассылал по собственному списку, но процесс остановили сами англичане, и все(?) экземпляры книги изъяли. Но наши, тогдашние, дипломаты один экземпляр заполучили и успешно применили в своем протесте. Но времена меняются, и наглость одерживает победу.

* Жизнь дает многое, но никогда не даст всего. Познания, раздумья, неуверенность выбора - пока живы, всегда с нами.

* Творчество - не от желания что-то в "прикуп" себе, а фантазии. А мысли, которые они "привлекают" - свыше посланное.

* Да. Было время... А люди какие! Манеры, речь... А нынче? Все больше супервайзеры да промоутеры. Но во все времена - в поиске: то ли себя, то ли себе. Любуюсь вашими текстами.

* Никогда не поймут "силуановы-голиковы", как оскорбительны для народа их шельмовские, фарисейские потуги выглядеть прилично. Сказать им: "Цыц!", - может только First, но он не спешит... Не может или не хочет?

* Ваш текст завораживает. Что такое время? Зачем нужда в датах? Что наша жизнь? Череда побед или проигрышей...

* Улыбнулась... Но заинтересовал разговор с раввином! Вспомнилась чья-то шутка: Сначала Авраам родил Исаака. Потом Исаак родил Иакова. А потом что-то пошло не так, и рожать стали женщины.

* От страха возрастного - только одно средство: ЖИЗНЬ! Иногда накатывают мысли о неизбежном, но: Осень жизни, всё же, хохотушка! Победит склерозом грех и страсть. А по площадям стоять, протягивая кружку каплям счастья, не заставит... Потихоньку стану Жить - не умирать!!!

* Интересная повесть. Судьба, она такая: кто на неё не полагается, тому дает больше возможностей. А судьбы женски_Я, у всех почти, в чем-то схожи: "семеро наваливай - один тащи!" Главное, не скулить и не жалеть себя. Идти к цели. Не мелочиться! А любовь...

* Как говорил профессор Преображенский: "Пропал дом!", - так и в вашем рассказе подразумевается печаль: пропали Небеса! А все важные дела начинают с понедельника!!! Но Господь уникален. Хотя… создав "овцу" - повторился...

* У сыщиков, равно, как и у парикмахеров, врачей, гробовщиков, всегда много работы! Известный слоган, как "пароль", для спецслужб: "Будь готов!" И отклик ЛГ, правда, с тенью сомнения: "Всегда готов?" Интересная интрига. Думаю, это только начало "неравнозначной" взаимности? Что-то подсказывает мне, что "лубянкинский" генерал имеет интерес не только государственный. Как тот человек из притчи - Жнет там, где не сеял...

* Вот она, всегдашняя "правда" жизни... Помните, у Гоголя? «Россия, Петербург, снега, подлецы, департамент... О, как отвратительна действительность! Что она против мечты?»

* Какая в синем радость золотого! Небо, солнце, снега... и покой! Только в детстве бывает такое неостановимое счастье...

Борису Подберезину, Александру Гриневу, Валентину Логунову, Саше Тумп, Елене Ляховой, Александру Герасимову, Владим Филиппу, Александру Дымову, Мише Димишину, Тамаре Алексеевой2, Григорию Ходакову, Neivanov, Ванико.

Из книги Память о мечте [Стихи и переводы] автора Пучкова Елена Олеговна

«Я шел, я сеял; и произрастала…» Я шел, я сеял; и произрастала судьба, мне щедро за труды воздав, но в горле слишком прочно кость застряла, естественной, как в рыбьем теле, став. Мне не вернуть Весам их равновесья, не уравнять непримиримость чаш; но в небе – знак, не

Слушающий жнет

автора Яковлев Василий Павлович

Слушающий жнет

Из книги Откуда соколы взлетают автора Яковлев Василий Павлович

Слушающий жнет Призывную комиссию Михаил Галкин прошел лишь со второй попытки, а тогда, год назад, его признали негодным вообще ни к какой службе в рядах Красной Армии и завернули обратно в свой Пласт из первого же кабинета: учащенный пульс, повышенное артериальное

Глава 1 Кто сеял ветер

Из книги Император, который знал свою судьбу. И Россия, которая не знала… автора Романов Борис Семёнович

Глава 1 Кто сеял ветер О мировых кризисах и нравственности в политике Даже на памяти современников мировой финансово-промышленный кризис, начавшийся в 2008 году, - не первый. Тот, что разразился в конце 1980-х гг., способствовал, если не стал основной причиной краха экономики

Как Кремль сеял панику

Из книги автора

Как Кремль сеял панику Если верить А. С. Куликову, он разгадал «дьявольский план» организаторов митинга на Октябрьский площади в 14.30 и только тогда понял, как нужно действовать. На самом деле ничего неожиданного для командующего внутренними войсками МВД в 14.30 не

Жнет, где не сеял

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Жнет, где не сеял Из Библии. В Евангелии от Матфея (гл. 25, ст. 24) сказано: «...Ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал». То же самое и в Евангелии от Луки (гл. 19, ст. 21): «...Ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял».Сам же евангельский

КТО ЖЕ СЕЯЛ СМУТУ?

Из книги Человек с рублём автора Ходорковский Михаил

КТО ЖЕ СЕЯЛ СМУТУ? Если говорить откровенно, классическая литература нас обоих еще со школьных лет раздражала и злила, роль ее безбожно преувеличивалась. Не было уголка жизни, который бы она не разоблачила, не пригвоздила к позорному столбу и т. д. и т. п. Лев Толстой

37. ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет. 38. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

37. ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет. 38. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их. В отношении к духовной жатве находит свое совершенное исполнение поговорка: "один сеет, другой жнет". Если при

3. И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять; 4. и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; 5. иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. 6. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело к

автора Лопухин Александр

3. И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять; 4. и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; 5. иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. 6. Когда же взошло солнце, увяло, и,

26. когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. 27. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? 28. Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? 29. Но он с

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

26. когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. 27. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? 28. Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем

26. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

26. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; (Лк. 19:22). О прежней радости при встрече с первыми двумя рабами теперь нет и речи. Прежняя ласковая и тихая речь превращается теперь в грозное дыхание бури.

12. И сеял Исаак в земле той и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

12. И сеял Исаак в земле той и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь Если Авраам был простым номадом и разве иногда делал насаждение деревьев (21:33), то Исаак начинает уже, наряду со скотоводством, заниматься и земледелием, и Иаков развивает эту

Свт. Иоанн Златоуст

Из негодования господина на этого раба ты увидишь, как и учащиеся могут сделаться виновными, как и от них востребуется не только то, что им дано, но еще и с лихвою. В самом деле, что говорит Господь тому лукавому рабу? Злый рабе! Негодование страшное, угроза поразительная! «Аще , – говорит, – ведал еси, яко жну, идеже не сеях, и собираю, идеже не расточих, подобаше убо тебе вдати сребро мое торжником, и Аз пришед взял бых оное с лихвою» . Серебром он называет драгоценное слово (Божие), а торжниками – вас, принимающих (от нас) это слово. Твое дело, говорит он, было только передать им серебро; а мое – взыскать от них не только то, что им дано, но и то, что они сверх того приобрели бы. Видите, возлюбленные, как много страшного в этих словах! Что же скажут на это те, которые не заботятся даже о сохранении вверенного им (сокровища), когда сверх того потребуется еще от них и приращение его?

Беседы на книгу Бытия. Беседа 41.

Свт. Василий Великий

Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал

Всякий предлог к бездействию есть предлог ко греху, потому что тщательность, равно как и терпение, надо показывать даже до смерти. А что леность, сопряженная с лукавством, подвергает ленивого осуждению, это видно из слов Господа, сказавшего: лукавый раб и ленивый (Мф. 25:26) .

Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах.

Свт. Григорий Двоеслов

Ст. 26-27 Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью

И тогда в ответ раб слышит: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну; где не сеял, и собираю, где не рассыпал; потому надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью . Раб уловлен был своими собственными словами, когда господин подтвердил: я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал , - словно бы говорил: если я, согласно твоим словам, ожидаю от тебя чего-то, что я не давал, то насколько больше ожидаю от того, что дал тебе для использования?

Отдать серебро торгующим значит дать знание проповеди тем, кто может им распорядиться. И если вы воспринимаете наше опасение, если вы владеете серебром Господа, то тщательно взвешивайте себя, братья возлюбленные. То, что имеете, отдать нужно с прибылью. Прибыль, конечно же, серебро, в том числе и которое не было дано.

Сорок гомилий на Евангелия.

Прп. Иустин (Попович)

Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал

Все отношение ленивого раба к Богу и Его таланту происходит от его испорченности и лени: лукавый рабъ и ленивый! Зло и лень - главные причины этого, и главные строители всего его внутреннего мира. Эта причина - и на дне души всех материалистов, атеистов, позитивистов = гуманистов. Оттуда исходит вся их критика Бога, или точнее: клевета на Бога. Извращенное и ложное восприятие Бога всегда исходит в человеке из его добровольного лукавства и лености. Он зол на все Божие добро: лень ему заглянуть в тайны бесчисленных звездных миров, и в свой чудный внутренний мир мыслей и чувств, почему он и приписывает Богу то, что можно приписать только творцу зла и диаволу, или плохому человеку: хищение и грабеж.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 26-28 Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов

То, в чем он видел оправдание для себя, обращается в вину для него. Но он называется еще рабом злым, лукавым, потому что он произнес хулу против Господа. Он ленивый, потому что не захотел удвоить таланта, так что за первое обвиняется в гордости, а за второе - в нерадивости. «Если, - говорит Он, - ты признаешь, что Я суров и жесток и гоняюсь за чужим, и пожинаю там, где не сеял, то почему мысль об этом не внушила тебе страха, чтобы ты мог знать, что Я буду искать своего гораздо заботливее, и отдать деньги мои, или серебро, торговцам; ведь на греческом и то, и другое значение заключается в слове άργύριον. Слова Господни , - говорит псалмопевец, - слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное (Пс. 11:7) . Итак, деньги и серебро это есть проповедование Евангелия и слово Божие, которое должно быть вручено торгующим и меновщикам, что значит: или остальным учителям (это делали и апостолы, поставляя по отдельным странам пресвитеров и епископов), или всем тем верующим, которые могут удвоить сокровище и возвратить с прибылью, т. е. через исполнение делом того, что они изучили словесно. А отнимается талант и дается тому, кто создал десять талантов, с той целью, чтобы мы понимали, что хотя и в том, и другом труде, - т. е. и в труде того, кто пять обратил в десять, и того, кто два - в четыре, одинакова радость Господа, однако тому, который более потрудился над сокровищем от Господа, должна быть дана большая награда. Потому апостол и говорит: Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении (1 Тим. 5:17) . Из того, что дерзнул сказать злой раб: «Жнешь там, где не сеял, и собираешь там, где не разбросал», мы понимаем, что Господь принимает добрую жизнь и язычников и философов, и иначе относится к тем, которые проводят жизнь праведно, а иначе к тем, которые живут неправедно и по сравнению с тем, который служит естественному закону, осуждает тех, которые не радеют о законе писанном.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал

Евфимий Зигабен

Ст. 26-27 Отвещав же господь его рече ему: лукавый рабе и ленивый, ведел еси, яко жну идеже не сеях, и собираю идеже не расточих: подобаше убо тебе вдати сребро мое торжником, и пришед аз взял бых свое с лихвою

Господь говорит так не потому, что тот сказал правду, – так как без Него ничто не совершается праведно, – но ведет речь условно и как бы так говорит: «Если бы Я даже и был таким, – что впрочем неверно, – однако так как ты знал Меня таким, то тем более следовало тебе отдать Мой дар знающим различать добро от зла (их называя здесь торжниками); следовало о тебе научить, внушить, посоветовать, сделать все с своей стороны, а остальное предоставить Мне, именно взыскание; следовало тебе сделать по крайней мере более легкое, а более трудное предоставить Мне». Ссуда есть учение, а прибыль такой ссуды – умножение добродетелей. Прибылью назвал всякую вообще пользу, получаемую от жизни вместе с другими.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Архим. Софроний (Сахаров)

Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал

Лопухин А.П.

Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал

(Лк. 19:22). О прежней радости при встрече с первыми двумя рабами теперь нет и речи. Прежняя ласковая и тихая речь превращается теперь в грозное дыхание бури. Опять неверно мнение, что господин опровергает здесь клевету раба (servus autem malus appellatur: qula calumniam domino facit, - Иероним), или говорит здесь только гипотетически, предположительно (ύποθετικώς τον λόγον προ» γάγεν - Евфимий Зигабен). Тут нет никакого опровержения клеветы, никакой гипотетичности. Слова раба признаются справедливыми; но господин настолько властен и силен, что для него обычная нравственность не имеет как будто никакого значения. Сила - вот его право! Поэтому жадность, хищничество, любовь к прибыли, отсутствие обычной логики в нем являются добродетелью. Если он живет на чужих полях, то это правильно! Если собирает зерна на чужих гумнах, то это законно! Раб хорошо знал об этом, и это нужно было ему принять к сведению. Так как раб не сделал того, что было желательно его господину, то подвергается суду, и притом на основании начал, опять неодобрительных с точки зрения обычной нравственности. Господин почти целиком повторяет только что сказанную речь раба и ставит ему ее в вину.

Толковая Библия.