Альбрехт дюрер интересные факты. Альбрехт дюрер краткая биография. Биография Альбрехта Дюрера

Альбрехт Дюрер краткая биография немецкого художника изложены в этой статье.

Альбрехт Дюрер биография кратко

Немецкий художник и гуманист Альбрехт Дюрер появился на свет в Нюрнберге 21 мая 1471 года в семье мастера ювелирного дела. Сначала отец имел большие надежды на сына, каждый раз беря его к себе на роботу, и обучая своему мастерству. Но у мальчика проявились творческие таланты и Альбрехта отдали к Вольгемуту на обучение. Юноша обучался законам и принципам готики, создавая картины в этом стиле, а также пристрастился к созданию гравюр.

Посетив Италию и Нидерланды, он больше времени стал уделять наукам. Художник с удовольствием изучал натуру, разрабатывая свое учение о пропорциях. Альбрехт Дюрер достижения которого не ограничиваются только рисунками, оставил после себя и теоретическое наследие: «Наставление к укреплению городов», «Руководство к измерению», «Четыре книги о пропорциях человека».

Дюрер в это время пишет много пейзажей. Его работы точно проработаны и логичны, полны колористических достижений венецианской школы, но в то же время готически жестоки, подробны.

В 1498 году автор создает серию гравюр «Апокалипсис» обратившись в тематике конца мира. Его научный интерес к анатомии человека воплотился в медных гравюрах. Также он создает цикл картин, посвященных народному быту — «Пляшущие крестьяне», «Три крестьянина».

А. Дюрер (1471-1528) - великий немецкий художник, а в последние годы жизни и теоретик искусства. Его биография и творчество тесно связаны с эпохой Возрождения. Произведения Альбрехта Дюрера и сегодня привлекают множество ценителей живописи. Хотите узнать о нем больше? Жизнь и творчество Альбрехта Дюрера представлены в этой статье.

Краткая биография

Отцом его был выходец из Венгрии, серебряных дел мастер. Альбрехт учился сначала у своего отца, а потом у Михаэля Вольгемута, живописца и гравера из Нюрнберга. 1490-1494 - "годы странствий", обязательные для того, чтобы получить звание мастера. Альбрехт провел это время в городах Верхнего Рейна (Страсбург, Кольмар, Базель). Здесь он вошел в круг книгопечатников и гуманистов. Известно, что Дюрер хотел совершенствоваться в гравюре на металле у М. Шогауэра в Кольмаре, однако не застал его в живых. Тогда Альбрехт принялся изучать работы этого мастера, общаясь с его сыновьями, которые тоже были художниками.

В 1494 году вернулся в Нюрнберг Альбрехт Дюрер. Биография и творчество его были отмечены в это время важными событиями. Именно тогда состоялась женитьба на Агнесе Фрей, а также открытие собственной мастерской. Через некоторое время Альбрехт решил совершить новое путешествие, на сей раз выбрав Северную Италию. Он побывал в Падуе и Венеции в 1494-95 годах. В Венецию Дюрер ездил и в 1505 году, пробыл там до 1507 года. Знакомство Альбрехта с I относится к 1512 году. Видимо, в это же время Дюрер начал работать на него, вплоть до смерти Максимилиана, произошедшей в 1519 г. Известно, что Альбрехт посетил также Нидерланды. В период с 1520 по 1521 год он побывал в таких городах, как Брюссель, Антверпен, Гент, Брюгге, Малин и других.

Творчество Дюрера

И творчество которого совпадают с расцветом немецкого Возрождения, не мог остаться в стороне от тенденций своего времени. Это был сложный, во многом дисгармоничный период. Его характер наложил отпечаток на все виды искусства. Возрождение в творчестве Альбрехта аккумулирует в себе своеобразие и богатство немецких художественных традиций. Они проявляются в облике дюреровских персонажей, далеких от красоты с точки зрения классического идеала. Кроме того, мастер предпочитает все острохарактерное, уделяет большое внимание индивидуальным деталям. Огромное значение для Альбрехта имеет в то же время соприкосновение с искусством Италии. Творчество Альбрехта Дюрера отмечено тем, что он старался постичь тайну его совершенства и гармонии. Дюрер является единственным представителем который по многогранности и направленности интересов, стремлению постичь законы искусства, создать совершенные пропорции фигуры человека может быть поставлен в один ряд с великими мастерами итальянского Возрождения.

Рисунки

Творчество Альбрехта Дюрера многообразно. Он был одарен как рисовальщик, гравер и живописец. При этом гравюра и рисунок занимают у него порой даже ведущее место. Более 900 листов насчитывает наследие Дюрера-рисовальщика. По многообразию и обширности его можно сопоставить только с творениями Леонардо да Винчи. Видимо, рисование было частью повседневной жизни мастера. Дюрер прекрасно владел всеми графическими техниками того времени - от угля, акварели, до тростникового пера и серебряного штифта. Как и для итальянских мастеров, рисунок стал для Дюрера важнейшим этапом создания композиции. Этот этап включал в себя штудии, эскизы голов, ног, рук, драпировок.

Для Дюрера рисунок был инструментом, с помощью которого он изучал характерные типы - нюрнбергских модниц, нарядных кавалеров, крестьян. Прославленные произведения Альбрехта Дюрера - акварели мастера "Заяц" (на фото выше) и "Кусок дерна". Они выполнены с холодноватой отстраненностью и такой пристальностью, что могли бы стать иллюстрациями к научным кодексам.

Серия пейзажей

Первой значительной работой мастера является серия пейзажей 1494-95 годов. Эти произведения Альбрехта Дюрера выполнены акварелью и гуашью во время его путешествия в Италию. Они представляют собой тщательно сбалансированные, продуманные композиции, с пространственными планами, плавно чередующимися друг с другом. Эти произведения Альбрехта Дюрера являются первыми в истории европейского искусства "чистыми" пейзажами.

"Рождество", "Поклонение волхвов", "Адам и Ева"

Ясное ровное настроение, стремление автора к гармоническому равновесию ритмов и форм - вот характерные особенности живописи Дюрера с конца 15 века до начала второго десятилетия 16 в. Это алтарь "Рождество", выполненный около 1498 года, и относящаяся к 1504 году работа "Поклонение волхвов", в которой Дюрер объединяет группу из трех волхвов и Мадонны плавностью силуэтов, спокойным круговым ритмом, а также мотивом арки, повторяющимся неоднократно в архитектурной декорации. В 1500-х годах одной из основных тем творчества Альбрехта становится стремление найти идеальные пропорции тела человека. Он ищет их секреты, рисуя обнаженные женские и мужские фигуры. Отметим, что именно Альбрехт первым в Германии начал изучать обнаженную натуру. Эти поиски были суммированы в гравюре 1504 года "Адам и Ева", а также в выполненном около 1507 года большом одноименном живописном диптихе.

"Поклонение святой Троице" и "Праздник четок"

Наиболее сложные работы, упорядоченные гармонически живописные композиции из множества фигур выполнил уже в годы творческой зрелости Альбрехт Дюрер. Известные произведения его включают созданный в 1506 году "Праздник четок", в 1511 - "Поклонение святой Троице". "Праздник четок" является одной из самых больших работ Дюрера (161,5 х 192 см). Кроме того, это одна из самых мажорных по интонации картин. Работа близка к искусству мастеров Италии не только мотивами, но также и своей жизненной силой, полнозвучием красок, полнокровием образов (в основном портретных), равновесием композиции, широтой письма. В картине под названием "Поклонение святой Троице", представляющей собой небольшую алтарную работу, ритмические полукружия, которые перекликаются с арочным завершением алтаря, объединяют парящих в небесах ангелов, отцов Церкви и сонм святых. Эта картина напоминает "Диспут" Рафаэля.

Ранние портреты

Без портретов сложно себе представить творчество Альбрехта Дюрера. Картины его в этом жанре многочисленны и весьма интересны. Альбрехт уже в ранней работе, выполненной около 1499 года (портрет Освальда Креля) предстает сложившимся мастером. Он отлично передает внутреннюю энергию модели, своеобразие характера. Уникальность Альбрехта Дюрера состоит и в том, что автопортрет занимает ведущее место в ранний период его портретного творчества. Еще в 1484 году он создал рисунок серебряным штифтом, представленный в начале статьи. Здесь Альбрехт изображен 13-летним ребенком. Уже в то время рукой Дюрера руководила тяга к самопознанию, которая получила дальнейшее развитие в первых трех его живописных автопортретах. Речь идет о работах 1493, 1498 и 1500 годов. В последней работе (фото ее представлено выше) Альбрехт изображен строго в фас. Обрамленное небольшой бородкой и длинными волосами его правильное лицо напоминает нам изображения Христа-Пантократора.

Гравюры

Творчество Альбрехта Дюрера (1471-1528) интересно тем, что он выполнял гравюры одинаково успешно и на меди, и на дереве. Альбрехт превратил гравюру, вслед за Шонгауэром, в один из основных видов искусства. В работах Дюрера получил выражение мятущийся, беспокойный дух его творческой натуры, а также драматические нравственные коллизии, волновавшие его. Резким контрастом ясным и спокойным ранним живописным работам мастера стала уже первая масштабная графическая серия, состоящая из 15 гравюр на темы Апокалипсиса. Эти работы, выполненные на дереве, Альбрехт создал в 1498 году. Дюрер в своих гравюрах намного больше, чем в живописных полотнах, опирается на немецкие традиции. Они проявляются в напряженности угловатых, резких движений, чрезмерной экспрессии образов, ритме клубящихся, стремительных линий и ломающихся складок. Образ Фортуны из резцовой гравюры "Немезида", относящейся к началу 1500 гг., имеет грозный характер. Эта гравюра считается одной из лучших работ Дюрера.

"Жизнь Марии", "Большие страсти" и "Малые страсти"

В графическом цикле "Жизнь Марии", созданном около 1502-05 гг., заметны интерес автора к жанровым деталям, а также обилие подробностей - черты, свойственные немецкой художественной традиции. Этот графический цикл является самым ясным и спокойным по настроению. Два других, посвященных страстям Христа, отличаются драматической экспрессией. Это выполненные на дереве "Большие страсти" (около 1498-1510 гг.), а также две серии гравюр на меди "Малые страсти" (годы создания - 1507-13 и 1509-11). Эти работы Дюрера были наиболее известны среди его современников.

Триптих 1513-1514 гг.

Гравюра 1513 года "Рыцарь, Смерть и Дьявол", а также две работы 1514 года ("Иероним в келье" и "Меланхолия") занимают важное место в наследии Альбрехта. Они образуют своего рода триптих. Эти работы выполнены мастером с виртуозной тонкостью. Они отличаются редкой образной сосредоточенностью и лаконизмом. Видимо, Дюрер не задумывал создавать их как единый цикл. Тем не менее работы эти объединяет морально-философский подтекст, весьма сложный (истолкованию его посвящено сегодня много работ). По-видимому, трактатом "Руководство христианского воина" Э. Роттердамского был навеян автору образ немолодого сурового воина, который движется к неведомой цели, невзирая на Дьявола, следующего за ним по пятам, а также на угрозы Смерти. Воин представлен на фоне скалистого дикого пейзажа. Не всегда легко воспринимается творчество Альбрехта Дюрера. Краткое содержание вышеупомянутого трактата важно знать для понимания образа воина.

Святой Иероним (на фото выше), весь ушедший в научные занятия, является олицетворением созерцательной жизни и духовной самоуглубленности. Величественная крылатая Меланхолия, погруженная в свое мрачное размышление, представлена на фоне хаотического нагромождения символов быстротекущего времени и наук, орудий ремесла.

Она обычно трактуется как олицетворение творческого мятущегося духа человека. Отметим, что гуманисты Возрождения находили в людях, имеющих меланхолический темперамент, "божественную одержимость" гения, воплощение творческого начала. Поэтому можно сказать, что в рамках общей тенденции находится и творчество Альбрехта Дюрера. Кратко охарактеризуем и поздние его работы.

Поздние работы

Дюрер после 1514 года работал при дворе Максимилиана I (выше представлен его портрет, выполненный Альбрехтом). В это время выполнял множество официальных заказов Альбрехт Дюрер. Произведения, созданные им, требовали большого мастерства, однако наиболее трудоемкой из них была раскрашенная литография, выполненная на 192 досках. Эта работа называется "Арка Максимилиана I". Над ее созданием трудилась, кроме Дюрера, большая группа художников. После поездки в Нидерланды, совершенной в 1520-21 гг., у Альбрехта начался новый творческий подъем. В это время появилось множество беглых зарисовок. Кроме того, целым рядом прекрасных были пополнены произведения Альбрехта Дюрера. Список их следующий: выполненный в 1520 году углем а также работы 1521 года "Лука Лейденский" (выполнена серебряным карандашом), "Агнес Дюрер", при создании которой использовался металлический карандаш, и др.

Портреты 1520-х годов

Портрет в 1520-е годы становится основным жанром в творчестве Дюрера. В это время создал изображения в гравюре на меди виднейших гуманистов своего времени Альбрехт Дюрер. Основные произведения следующие: в 1526 году - портрет Филиппа Меланхтона, в 1524 - Виллибальда Пиркхейма, в 1526 - Эразма Роттердамского. В живописи в 1521 году появляется "Портрет молодого человека", в 1524 - "Мужской портрет", в 1526 - "Иероним Хольцшуэр" и другие работы. Эти небольшие произведения отличаются безупречной композицией, классической завершенностью, чеканностью силуэтов. Они эффектно усложнены очертаниями огромных бархатных беретов или широкополых шляп. Композиционный центр данных работ - лицо, данное крупным планом, созданное тонкими переходам теней и света. В едва заметной мимике, во взгляде широко раскрытых глаз, в очертаниях слегка изогнутых в улыбке или полуоткрытых губ, в энергичном рисунке скул и движении нахмуренных бровей можно рассмотреть следы напряженной духовной жизни. Открытая Альбрехтом в его современниках сила духа обретает большой масштаб в диптихе "Четыре апостола" (на фото ниже), последней живописной работе мастера (1525 год). Она была написана Дюрером для нюрнбергской ратуши. Представлены огромные фигуры евангелиста Павла, Петра и Иоанна, которые олицетворяют, по свидетельству современников мастера, 4 темперамента.

Теоретические работы, значение творчества

В последние годы жизни Альбрехт издал теоретические работы: руководство по измерению линейкой и циркулем (в 1525 году), по укреплению крепостей, замков и городов (1527), а в 1528 году появилась работа "Четыре книги о пропорциях человека". Альбрехт Дюрер, творчество и судьба которого были нами рассмотрены, скончался в Нюрнберге 6 апреля 1528 г.

Дюрер сильно повлиял на развитие всего немецкого искусства первой половины 16 в. Его гравюры и в Италии пользовались огромным успехом - выпускались даже их подделки. Многие итальянские художники испытали воздействие его работ, включая Порденоне и Понтормо.

Будущий отец художника приехал в Германию из небольшой венгерской деревни Эйтас в 1455 году. Он решил осесть в прогрессивном, деловом и богатом городе Германии того времени – Нюрнберге, входившем в состав Баварии.

Вид Нюрнберга. Всемирная хроника Шеделя, 1493 г.

В 1467 году, когда ему было уже около 40 лет, он взял в жены юную дочь золотых дел мастера Иеронима Хольпера. На тот момент Барбаре было всего 15.

Портреты отца – Альбрехта Дюрера Старшего, 1490 и 1497 гг.

Их гениальный сын родился в Нюрнберге 21 мая 1471 года и был третьим ребенком в семье. Всего Барбара Дюрер за время своего замужества родила 18 детей. Альбрехту повезло – он был одним из тех трех мальчиков, что дожили до совершеннолетия. Своих детей у него не было вовсе, как и у двух его братьев Эндреса и Ханса.

Отец будущего художника работал ювелирным мастером. Его тоже звали Альбрехт Дюрер (1427– 1502). Мать занималась домашним хозяйством, усердно посещала церковь, много рожала и часто болела. Через некоторое время после смерти отца Барбара Дюрер перебралась жить к Альбрехту Младшему. Она помогала в реализации работ сына. Умерла в его доме 17 мая 1514 года на 63-м году жизни. О своих родителях Дюрер почтительно отзывался как о больших тружениках и благочестивых людях.

Портреты матери – Барбары Дюрер (в девичестве Хольпер), 1490 и 1514 гг.

Творческий и жизненный путь Альбрехта Дюрера

Альбрехт Дюрер – крупнейший живописец и непревзойденный гравер не только Германии, но и всего западноевропейского искусства эпохи Возрождения в Северной Европе. Он обладал уникальной техникой резной гравюры на меди.

Каким был путь, который привёл Дюрера к столь высокому признанию?

Отец хотел, чтобы сын продолжил его дело и стал ювелиром. С одиннадцати лет Дюрер Младший учился в мастерской отца, но мальчика влекла живопись. Тринадцатилетним подростком он создал свой первый автопортрет при помощи серебряного карандаша. Техника работы таким карандашом очень трудна. Линии, прочерченные им, невозможно исправить. Дюрер гордился этой работой и позже надписал: «Я сам нарисовал себя в зеркале в 1484 году, когда я был еще ребенком. Альбрехт Дюрер». Причем надпись он сделал в зеркальном отражении.

Автопортрет Альбрехта Дюрера, 1484 г.

Дюреру Старшему пришлось уступить интересам сына. В пятнадцатилетнем возрасте юноша по договору между отцом и потомственным нюрнбергским художником Микаэлем Вольгемутом поступил на обучение в его мастерскую. У Вольгемута он учился как живописи, так и гравировке по дереву, помогал создавать витражи и алтарные изображения. По окончании обучения Дюрер отправился в странствие в качестве подмастерья для знакомства с опытом мастеров из других регионов, совершенствования своих навыков и расширения кругозора. Поездка длилась с 1490 по 1494 год – в его так называемые «чудесные годы» становления молодого художника. За это время он посетил такие города как Страсбург, Кольмар и Базель.

Он ищет свой собственный художественный стиль. С середины 1490-х годов Альбрехт Дюрер обозначает свои работы инициалами «AD».

Технику гравюры на меди он совершенствовал в Кольмаре у трёх братьев знаменитого мастера Мартина Шонгауэра. Самого его уже не было в живых. Затем Дюрер переехал к четвёртому брату Шонгауэра в Базель – один из тогдашних центров печатания книг.

В 1493 году во время своего ученического странствия Дюрер Младший создал очередной автопортрет, на этот раз написанный маслом, и отослал его в Нюрнберг. Он изобразил себя с чертополохом в руке. По одной из версий это растение символизировало верность Христу, по другой мужскую верность. Возможно этим портретом он презентовал себя будущей жене и давал понять, что будет верным мужем. Некоторые искусствоведы считают, что этот портрет был подарком невесте.

Автопортрет с чертополохом, 1493 г. Дюреру 22 года.

После этого Альбрехт вернулся в Нюрнберг для женитьбы. Отец организовал бракосочетание с дочерью богатого местного торговца. 7 июля 1494 года состоялось свадьба Альбрехта Дюрера и Агнес Фрей.

Портрет жены Дюрера, «Моя Агнес», 1494 г.

Через некоторое время после заключения брака последовала еще одна поездка по более дальнему маршруту. На этот раз через Альпы в Венецию и Падую. Там он знакомится с творчеством выдающихся итальянских художников. Делает копии с гравюр Андреа Мантеньи и Антонио Поллайоло. Также на Альбрехта производит впечатление то, что в Италии художники уже не считаются простыми ремесленниками, а имеют в обществе более высокий статус.

В 1495 Дюрер пускается в обратный путь. По дороге он рисует акварелью пейзажи.

Вернувшись домой из Италии он наконец может позволить себе заиметь собственную мастерскую.

Следующие нескольких лет его стиль живописи отражает влияние итальянских живописцев. В 1504 году он пишет полотно «Поклонение волхвов». Эта картина сегодня считается одной из самых выдающихся живописных работ Альбрехта Дюрера периода 1494 – 1505 гг.

С 1505 и до середины 1507 года он ещё раз побывал в Италии. Посетил Болонью, Рим и Венецию.

В 1509 году Альбрехт Дюрер приобретает большой дом в Нюрнберге и проводит в нём почти двадцать лет своей жизни.

В июле 1520 года художник едет в Нидерланды, прихватив с собой жену Агнес. Он посещает старинные центры нидерландской живописи – Брюгге, Брюссель, Гент. Повсюду делает архитектурные зарисовки, а также наброски людей и животных. Встречается с другими художниками, знакомится с крупнейшим ученым Эразмом Ротердамским. Дюрер уже давно знаменит и его всюду принимают с почтением и почестями.

В Аахене он становится свидетелем коронации императора Карла V. Позже встречается с ним, чтобы продлить действие привилегий, полученных ранее от предыдущего императора Максимилиана I, заказы которого он выполнял.

К несчастью, во время нидерландского путешествия Дюрер подхватывает «удивительную болезнь», предположительно малярию. Его мучают приступы и однажды он отправляет врачу рисунок со своим изображением, где он пальцем указывает на болезненное место. Рисунок сопроводил пояснением.

Гравюры Альбрехта Дюрера

Среди своих современников Альбрехт Дюрер делает себе имя прежде всего на создании гравюр. Его виртуозные работы отличаются большим размером, тонким и точным рисунком, схватыванием характеров, сложной композицией. Дюрер превосходно освоил технику гравировки как на дереве так и на меди. От начала и до конца все работы по созданию гравюр мастер выполняет сам, в т.ч. резьбу с беспрецедентной детальностью и тонкостью линий. При этом использует инструменты, изготовленные по собственным рисункам. Делает многочисленные оттиски, тиражи которых широко распространяются по Европе. Так он стал издателем своих произведений. Его гравюры были широко известны, очень популярны и хорошо раскупались. Значительно укрепила его престиж серия гравюр «Апокалипсис» 1498 года издания.

Шедеврами Дюрера признаются «Мастерские гравюры»: в 1513 году он вырезал гравюру на меди «Рыцарь, смерть и дьявол», а в 1514 целых две: «Святого Иеронима в келье» и «Меланхолию».

Пожалуй, самое знаменитое изображение носорога так называемый «Носорог Дюрера», созданный в 1515 году. Сам он не видел это диковинное для Германии животное. Художник вообразил его облик по описаниям и чужим рисункам.

«Носорог Дюрера», 1515 г.


Магический квадрат Альбрехта Дюрера

В 1514 году, как указано выше, мастер создал гравюру «Меланхолия» – одно из самых таинственных своих произведений. Изображение наполнено массой символических деталей, до сих пор дающих простор для интерпретаций.

В верхнем правом углу Дюрер вырезал квадрат с цифрами. Его особенность в том, что если плюсовать числа в любом направлении, то полученные суммы будут всегда равняться 34-м. Эта же цифра получается при подсчёте чисел в каждой из четырёх четвертей; в среднем четырехугольнике и при сложении чисел из клеток в углах большого квадрата. А в две центральные клетки нижнего ряда художник вписал год создания гравюры – 1514 .

Гравюра «Меланхолия» и магичкский квадрат Дюрера, 1514 г.

Рисунки и акварели Дюрера

На одной из ранних пейзажных акварелей Дюрер изобразил на берегу реки Пегниц мельницу и волочильную мастерскую, в которой изготавливалась медная проволока. За рекой расположились деревни в окрестностях Нюрнберга, вдали синеют горы.

Волочильня на реке Пегниц, 1498 г.

Один из самых известных рисунков «Молодой заяц» нарисован в 1502 году. Художник обозначил дату его создания и поставил свои инициалы «AD» прямо под изображением животного.

В 1508 году он нарисовал белилами на синей бумаге собственные руки, сложенные в молитве. Это изображение доныне наиболее часто тиражируется и даже переведено в скульптурную версию.

Руки в молении, 1508 г.

По подсчетам специалистов, до наших дней охранилось более 900 рисунков Альбрехта Дюрера.

Дюрер, пропорции и нагота

Дюрера увлекает желание найти идеальные пропорции фигуры человека. Он тщательно исследует обнаженные тела людей. В 1504 году создаёт выдающуюся гравюру на меди «Адам и Ева». Для изображения Адама художник берёт за образец позу и пропорции мраморной статуи Аполлона Бельведерского. Это античное изваяние было найдено в конце XV века в Риме. Идеализация пропорций отличает работу Дюрера от принятых тогда средневековых канонов. В дальнейшем он всё же предпочитал изображать реальные формы в их разнообразии.

В 1507-м пишет живописный диптих на эту же тему.

Он стал первым немецким художником, который изобразил нагих людей. В Веймарском замке хранится портрет Дюрера, на котором он максимально откровенно совершенно обнаженным изобразил и себя.

Автопортрет обнаженного Дюрера, 1509 г.

Автопортреты

Автопортреты Альбрехт Дюрер писал с мальчишеского возраста и до старости. В каждом из них есть своя изюминка, а зачастую и новшество. Автопортрет, который шокировал современную художнику публику, написан в 1500 году. На нём 28-летний Альбрехт предстаёт в дерзком образе, потому что напоминает изображение самого Христа.

Автопортрет, 1500 г. Дюреру 28 лет.

К тому же портрет написан в анфас. В то время такую позу использовали для написания изображений святых, а светские портреты в Северной Европе создавали в повороте модели в три четверти. Также в этом портрете прослеживаются продолжающиеся поиски художником идеальных пропорций.

Смерть Альбрехта Дюрера и память о нем

Художник умер в своем нюрнбергском доме 6 апреля 1528 года, не дожив полтора месяца до своего 57-летия. Его уход стал огромной потерей не только для Германии, Альбрехта Дюрера оплакивали все великие умы Европы того времени.

Его похоронили на нюрнбергском кладбище Святого Иоанна. Друг всей его жизни немецкий гуманист Виллибальд Пиркгеймер написал для надгробия: «Под этим холмом покоится то, что было смертного в Альбрехте Дюрере».

Надгробие Альбрехта Дюрера

В доме Дюрера с 1828 года функционирует музей Albrecht-Dürer-Haus .

В родном городе, на площади Альбрехт Дюрер Плац установлен памятник великому земляку.

В реликварии Академии художеств Вены находится прядь волос Дюрера.

Эпоха Альбрехта Дюрера

Альбрехт Дюрер – выдающийся немецкий художник экстраординарного таланта, график, гравёр, рисовальщик, гуманист, ученый и теоретик искусства. Его разносторонняя творческая мысль охватывает широкое поле изысканий: он занимался архитектурой, математикой, механикой, скульптурой, музыкой, словесностью, изучал строительство и сооружение оборонительных укреплений.

В свои последние годы этот выдающийся творец больше писал об искусстве, чем создавал новые произведения. Последняя его работа, написанная маслом, – «Четыре апостола» (или «Четверо святых»). Она закончена в 1526 году и преподнесена Дюрером в подарок Совету города Нюрнберга.

Дальше накапливать опыт Альбрехт продолжает путешествуя по Европе. В Кольмаре он заводит тесное знакомство с сыновьями Мартина Шонгауэра, творчеством которого Альбрехт Дюрер постоянно восхищался. Широкий спектр идей и интересов позволил Дюреру занять собственную нишу среди книгопечатников и гуманистов. Объем оставленного им художественного наследия исчисляется 900 листами изображений, что сравнимо с творчеством Рембрандта и Леонардо да Винчи.

Карьера Дюрера

Самым первым серьезным заказом мастера стала роспись дома Зебальда Шрейера. Она была настолько успешной, что привлекла внимание состоятельных патрициев Нюрнберга, каждый из которых стремился заказать у Дюрера свой портрет. В подражание европейской традиции, все его модели изображались на фоне пейзажа в трехчетвертном развороте. Главными рабочими материалами были акварель, серебряный штифт и карандаш.

Открыв у себя на родине собственную живописную мастерскую, особое место в своем ремесле художник начинает отводить гравюрам. Экспериментируя с различными техниками мастер добился того, что в 1498 году он получает заказ от знаменитого издания «Апокалипсис». Изготовленные ксилографии принесли автору широкую известность по всей Европе. Венецианский совет, желая оставить творца в Италии, предлагал ему очень большое вознаграждение, но верность родине оказалась сильнее.

Определяющей для творческого гения стала встреча с венценосной особой Максимиллианом I. Последний, за великолепную работу над портретом, назначил художнику внушительную премию, которая позволила Дюреру полностью погрузиться в гравюру и научные исследования. Изобразительное искусство Северной Европы XVI века немыслимо без художественных работ, отличающихся узнаваемым стилем письма этого немецкого художника.

Личная жизнь

Будучи противником института брака, Альбрехт Дюрер со временем все-таки женится. В действительности это происходит по настоянию отца. Супруга Агнесса Фрей всегда была холодна к искусству и не понимала творческой натуры своего мужа. На протяжении всей совместной жизни, в которой так и не нашлось места для потомства, супружеская пара оставалась безэмоциональной в отношении друг друга.

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс) Опубликовано 26.12.2016 17:45 Просмотров: 2669

Альбрехт Дюрер – многогранный мастер, настоящий универсальный человек, которого считают «северным Леонардо да Винчи».

Он проявил себя в живописи, рисунке, гравюре , экслибрисе , витраже. Дюрер получил известность как математик (прежде всего, геометр). Он выполнил три знаменитые гравюры на дереве, с изображением карт южного и северного полушарий звёздного неба и восточного полушария Земли. Создал несколько трактатов, которые стали первыми на севере Европы работами, посвящёнными теоретическому систематизированию знаний об искусстве. Создал труд «Руководство к измерению циркулем и линейкой», предназначенный в первую очередь для художников. В последние годы жизни Альбрехт Дюрер уделял много внимания усовершенствованию оборонительных укреплений, что было вызвано развитием огнестрельного оружия.
В области печатной графики Дюрер также не знал себе равных – он был признан мастером европейского уровня в области ксилографии.
А́льбрехт Дю́рер (1471-1528) – немецкий живописец и график, один из величайших мастеров Северного Возрождения.

Альбрехт Дюрер. Автопортрет (1500). Старая Пинакотека (Мюнхен)

Ранние годы и юность

А. Дюрер родился в Нюрнберге в 1471 г. в семье ювелира из Венгрии Альбрехта Дюрера. В семье было 18 детей. Альбрехт-младший был третьим ребёнком и вторым сыном в семье.

А. Дюрер. Барбара Дюрер, урождённая Хольпер, мать художника. Германский национальный музей (Нюрнберг)

А. Дюрер. Альбрехт Дюрер Старший, отец художника. Уффици (Флоренция)

Первоначально Дюреры снимали половину дома у юриста и дипломата Иоганна Пиркгеймера. Его сын, Иоганн Виллибальд, стал одним из самых просвещённых людей Германии, Дюрер дружил с ним всю свою жизнь.
Альбрехт посещал латинскую школу. Ювелирное дело его не привлекало, он выбрал живопись. В возрасте 15 лет Альбрехт поступил в мастерскую известного нюрнбергского художника того времени Михаэля Вольгемута. Там он освоил также и гравирование по дереву.

Путешествия

В 1490 г. начались путешествия Дюрера, целью которых было приобретение навыков у мастеров Германии и других стран: Швейцарии, Нидерландов. В Эльзасе он осваивал технику гравюры на меди у Людвига Шонгауэра. В Базеле он работал у Георга Шонгауэра над созданием нового стиля книжных иллюстраций. Предполагают, что здесь Дюрер принял участие в создании знаменитых гравюр на дереве к «Кораблю дураков» Себастьяна Бранта.

Иллюстрация А. Дюрера

В Страсбурге А. Дюрер создал свой «Автопортрет с чертополохом» (1493) и отправил его в родной город.

Возможно, этот автопортрет знаменовал собой начала нового этапа в личной жизни художника и был предназначен в подарок его невесте, т.к. в 1494 г. он вернулся в Нюрнберг и вскоре женился на дочери друга своего отца, медника, музыканта и механика, Агнесе Фрей.

А. Дюрер. Агнеса Дюрер. Рисунок пером (1494)

С женитьбой повысился социальный статус Дюрера – теперь он имел право завести собственное дело. Но семейная жизнь художника не была счастливой из-за разности характеров и взглядов супругов. Детей у них не было.
В 1494 г. Дюрер отправился в Италию. А в 1495 г. открыл собственную мастерскую в Нюрнберге и в течение последующих 10 лет занимался гравюрой. Позже он занимался и гравировкой на меди. Дюрер создал 15 ксилографий для книги «Апокалипсис» . Они принесли ему европейскую известность. Были созданы иллюстрации и к другим произведениям, в том числе античных авторов.
В последнее десятилетие XV в. художник создал несколько живописных портретов и автопортрет.

А. Дюрер. Автопортрет (1498). Музей Прадо (Мадрид)

В 1502 г. умер его отец, и Альбрехт взял на себя заботы о матери и двух своих младших братьях (Эндресе и Хансе).
В 1505 г. Дюрер отправился в Венецию и пробыл там 2 года. Он познакомился с творчеством художников Венецианской школы , и это оказало влияние на его живописную манеру. Особое впечатление произвели на него картины Джованни Беллини.
Далее художник посетил Болонью, Падую, Рим.

Дом-музей Дюрера

Возвратившись в Нюрнберг, Дюрер купил дом в Циссельгассе, в настоящее время это Дом-музей Дюрера.
По заказу нюрнбергского купца Маттиаса Ландауэра он написал алтарь «Поклонение Святой Троице».

Алтарь Ландауэра (1511). Музей истории искусства (Вена)

Но основные усилия его были направлены на усовершенствование навыков гравировки, а с 1515 г. – офорта (разновидность гравюры на металле).
С 1512 г. главным покровителем художника становится император Максимилиан I.

А. Дюрер «Портрет Максимилиана I»

Дюрер начинает работать над его заказами: выполняет «Триумфальную арку», занимается монументальной ксилографией (3,5 м х 3 м), составленной из оттисков со 192 досок. Грандиозная композиция в честь Максимилиана предназначалась для украшения стены. Образцом для неё послужили древнеримские триумфальные арки. В 1513 г. он вместе с другими художниками принял участие в иллюстрировании (рисунки пером) одного из пяти экземпляров «Молитвенника императора Максимилиана».

Страница из Молитвенника

В 1520 г. художник вместе с женой совершил путешествие в Нидерланды. Здесь он работал в жанре графического портрета, встречался с местными мастерами и помогал им в работе над триумфальной аркой для торжественного въезда императора Карла. В Нидерландах Дюрер, знаменитый художник, был всюду желанным гостем. Магистрат Антверпена даже хотел удержать его в городе, предлагая годовое содержание в размере 300 гульденов, дом в подарок, поддержку, уплату всех его налогов. Но в 1521 г. Дюреры вернулись в Нюрнберг.

Последние годы жизни

В последние годы жизни Дюрер много работал как живописец. Одна из важнейших картин последних лет – диптих «Четыре апостола», который он преподнёс городскому Совету в 1526 г. Это была последняя его работа. Ещё в Нидерландах Дюрер заболел неизвестной болезнью – возможно, это была малярия. От приступов этой болезни он страдал до конца жизни. До последних дней Дюрер готовил к печати свой теоретический трактат о пропорциях. Скончался Альбрехт Дюрер 6 апреля 1528 г. в родном Нюрнберге.

Художественное творчество Альбрехта Дюрера

Живопись

Живописью Дюрер мечтал заниматься с детства. Его живописные работы отличаются нестандартностью мысли, постоянным поиском средств выражения.
Находясь в Венеции, художник создал картину «Христос среди учителей» (1506).

Доска, масло. 65х80 см. Музей Тиссена-Борнемисы (Мадрид)

Дюрер на этой картине изобразил сюжет из Евангелия, повествующий о том, как Иосиф, Мария и 12-летний Иисус прибыли в Иерусалим на празднование Пасхи. Когда пришло время возвращения домой, Иисус остался в Иерусалиме. Три дня обеспокоенные родители искали его и, наконец, нашли в иерусалимском храме за диспутом с учёными мудрецами: «Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его».
Художник отказывается от детализации и, изображая крупным планом лица мудрецов и Христа, заставляет почувствовать «напряжение диспута». В центре композиции – руки Иисуса, ведущего счёт своим аргументам в беседе, и руки одного из учителей, свидетельствующие о «нервозности и смущении». У этого мудреца яркая карикатурная внешность, что дало повод для множественных интерпретаций. Существует предположение, что Дюрер проиллюстрировал теорию о четырёх темпераментах, лежащих в основе человеческих характеров.
Он создал много алтарных образов.

Алтарь Геллера (1507-1511)

«Алтарь Геллера» («Алтарь Вознесения Марии») – алтарный образ в форме триптиха Альбрехт Дюрер создал совместно с Маттиасом Грюневальдом по заказу патриция Якоба Геллера для церкви доминиканского монастыря во Франкфурте-на-Майне. Часть его сохранилась лишь в копии, выполненной в XVI в. художником Иобстом Харрихом.

Альбрехт Дюрер «Четыре апостола» (1526). Масло. 215х76 см. Старая пинакотека (Мюнхен)

Картина (диптих) состоит их двух вертикальных узких створок, скреплённых между собой. На левой створке изображены апостолы Иоанн и Пётр, на правой – Марк и Павел. Апостолы находятся в одном пространстве, стоят на одном полу. Композиционно и духовно они едины. Дюрер создаёт художественный пример человеческих характеров и умов, устремлённых в высокие сферы духа – это представление мастера о таком человеке, каким он должен быть.
Картину Дюрер подарил родному Нюрнбергу, она находилась в зале ратуши, где решались самые важные дела городского самоуправления. Максимилиан I потребовал отправки картины в Мюнхен.
В зрелом возрасте Дюрер много работал над портретом и продолжал традицию, сложившуюся в живописи Северной Европы: модель изображалась в трёхчетвертном развороте на фоне пейзажа, все детали были проработаны очень тщательно и реалистично.
С именем Дюрера связано становление североевропейского автопортрета как самостоятельного жанра.

Рисунки Альбрехта Дюрера

Дюрер как художник наиболее раскрылся именно в рисунке, т.к. его живописные работы в основном зависели от произвола заказчиков, а в рисунке он был свободен.
Сохранилось около тысячи рисунков Дюрера, в том числе и его ученические работы. На рисунках художника изображены пейзажи, портреты, зарисовки людей, животных и растений. Анималистические и ботанические рисунки отмечены наблюдательностью, верностью передачи природных форм объекта изображения.

А. Дюрер «Заяц». Бумага, акварель, гуашь, белила. 25,1х22,6 см. Галерея Альбертина (Вена)

Графика Альбрехта Дюрера

После выхода в свет «Апокалипсиса» Дюрер прославился в Европе как мастер гравюры.
Альбрехт Дюрер создал 374 ксилогравюры и 83 гравюры на меди. Печатная графика стала для него главным средством заработка. Кроме традиционных библейских и новых античных, Дюрер разрабатывал в гравюре и бытовые сюжеты.
Шедевром резцовой гравюры на металле читается гравюра Дюрера «Адам и Ева» (1504).

А. Дюрер «Адам и Ева» (1504)

В 1513-1514 гг. Дюрер создал три графических листа, шедевры резцовой гравюры, вошедшие в историю искусства под названием «Мастерские гравюры»: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия».

А. Дюрер «Меланхолия». Медь, резцовая гравюра. 23,9х18,8 см. Государственный Эрмитаж (Петербург)

«Меланхолия» считается одной из самых таинственных работ Дюрера, она выделяется сложностью и неочевидностью идеи, яркостью символов и аллегорий.

Экслибрисы Альбрехта Дюрера

Эксли́брис – книжный знак, удостоверяющий владельца книги. Экслибрис наклеивается или проставляется печатью на левый форзац книги.
Всего известно 20 экслибрисов авторства Дюрера, из них – 7 в проекте и 13 готовых. Первый экслибрис Дюрер делал для своего друга, литератора и библиофила Виллибальда Пиркгеймера. Собственный экслибрис с гербом Дюреров художник выполнил в 1523 г. Изображение открытой двери на щите указывает на фамилию «Дюрер». Орлиные крылья и чёрная кожа мужчины – символы южнонемецкой геральдики; они использовались также нюрнбергской семьёй матери Дюрера.

Герб Альбрехта Дюрера (1523)

Дюрер был первым художником, который создал и использовал свой герб и знаменитую монограмму (большая буква A и вписанная в неё D), позже у него появилось множество подражателей.

Монограмма Дюрера

Витражи Альбрехта Дюрера

Неизвестно, принимал ли Дюрер личное участие в работах по стеклу, но по его эскизам их создано множество.

«Моисей, получающий десять заповедей». Витраж по рисунку Альбрехта Дюрера для церкви св. Якоба в Штраубинге (1500)

Альбрехт Дюрер был известным математиком (геометром), составил магический квадрат: расположил чи́сла от 1 до 16 так, что сумма 34 получается не только при их сложении по вертикали, горизонтали и диагонали, но и во всех четырёх четвертях, в центральном четырёхугольнике и даже при сложении чисел из четырёх угловых клеток. Сумма любой пары симметрично расположенных относительно центра квадрата чисел равна 17.

Магический квадрат Дюрера (фрагмент его гравюры «Меланхолия»)