Басня крылова бумажный змей

Хороший ветерок подул. Ровный. В такой ветер бумажный змей высоко летает. Туго нитку натягивает. Весело мочальный хвост развевает. Красота!
Задумал Боря своего змея сделать. Лист бумаги у него был. И дранки он выстрогал. Да недоставало мочала на хвост да ниток, на которых змеев пускают.
А у Семы большой моток ниток. Ему есть на чем змеев пускать. Если бы он лист бумаги да мочала на хвост достал, тоже бы своего змея запустил.
Мочало у Пети было. Он его для змея припас. Ниток только ему не хватало да бумажного листа с дранками.
У всех все есть, а у каждого чего-нибудь да не хватает.

Сидят мальчики на пригорке и горюют. Боря свой лист с дранками к груди прижимает. Сема свои нитки в кулак зажал. Петя свое мочало за пазухой прячет.
Хороший ветерок дует. Ровный. Высоко в небо дружные ребята змея запустили. Весело он мочальный хвост развевает. Туго нитку натягивает. Красота!
Боря, Сема и Петя тоже бы такой змей могли запустить. Даже лучше. Только дружить они еще не научились - вот в чем беда.

Цели урока:

  • продолжить знакомство с творчеством Е.А.Пермяка;
  • формировать интерес к чтению произведений Е. Пермяка и умение самостоятельно читать, анализировать текст;
  • развивать речь, выразительность речи, внимание, воображение, обогащать словарный запас;
  • воспитывать чувство товарищества, дружбы.

Оборудование:

  • Выставка книг Е. Пермяка.
  • Мочало, дощечки, моток ниток, карточки с этими словами.
  • Модель бумажного змея.
  • Презентация.
  • Тест.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Постановка темы и целей уроков. Актуализация опорных знаний.

1 слайд (портрет Е.А. Пермяка)

Эпиграф: Живи, не скупись, да с друзьями делись.(на доске)

а) работа с выставкой книг

– Посмотрите на выставку книг.

– Чем отличаются? (Разные рассказы)

б) работа с учебником

Сегодня мы познакомимся с ещё одним замечательным произведением этого автора. Откройте книгу для чтения “Я хочу читать” на странице 169 и прочитайте название рассказа. (Бумажный змей)

3. Знакомство с произведением Е. Пермяка “Бумажный змей”

1) работа с текстом до чтения

– Давайте попробуем догадаться, о чём будем читать? (предположения детей)

Показать детям макет воздушного змея.

– Кто герои произведения? (предположения детей)

– Как будут развиваться события? (предположения детей)

2) Чтение текста детьми вслух по отдельным смысловым отрывкам.

3) Словарная работа. На доске карточки со словами:

Сопоставление карточек со словами и предметов. (Дети читают слова на карточке и показывают соответствующий предмет)

4) Работа по содержанию.

– Что захотел сделать Боря?

– Чего ему не хватало? (мочала и ниток)

– Объясните выражение “ У всех всё есть, а у каждого чего – нибудь, да не хватает.”

– Найдите в тексте предложение, в котором выражена основная мысль.

Физ. минутка

5) Работа с тестом. (Детям даётся тест по содержанию произведения. При работе с тестом учащиеся пользуются текстом).

6) Самопроверка тестирования. Слайды №2,3,4.

На доске появляется карточка со словом

Дети объясняют значение этого слова.

4. Творческая работа в группах.

Каждой группе даётся индивидуальное задание.

  1. Нарисовать бумажного змея, каким его видел Боря.
  2. Нарисовать бумажного змея, каким его представлял Петя.
  3. Нарисовать бумажного змея, каким его видел Сёма.
  4. Нарисовать бумажного змея, каким его представляете вы.

Выставка групповых работ.

5. Рефлексия. Создание диафильма по рассказу “Бумажный змей”.

– Сейчас мы с вами выйдем на улицу и попробуем создать “живые картинки” для нашего диафильма. Дети по группам создают сцены. Учитель фотографирует.

Детям предлагается фильм закончить по– своему.

Дети решили, что Петя, Боря и Сёма подружились и сделали своего бумажного змея. (Дети делают бумажного змея и запускают его.)

6. Итог урока.

– Что значит “дружить? Если бы дети умели дружить, изменилась бы их жизнь, настроение?

Объясните значение пословицы “Живи, не скупись, да с друзьями делись.”

На следующем уроке мы с вами посмотрим фильм, который у нас получился.

(Слайд – шоу в приложении)

– Спасибо за работу на уроке.

После просмотра фильма дети моего 1”Б” класса решили, что будут дорожить дружбой. Символ “Бумажный змей” стал талисманом дружбы нашего класса. Фильм детям очень понравился.

Урок чтения для 3 класса

по теме: Евгений Андреевич Пермяк.

«Бумажный змей»

Цели: продолжить знакомство с творчеством Е.А. Пермяка, формировать интерес к чтению произведений Е.А. Пермяка и умение самостоятельно читать, развивать и корригировать правильное, выразительное и беглое чтение, развивать внимание, воображение, обогащать словарный запас, воспитывать чувство товарищества, интерес к детской литературе .

Оборудование:

выставка книг Е.А. Пермяка;

словарные слова (мочало, дранки, моток ниток, за пазухой, на пригорке);

картинки бумажного змея;

зеркала;

пословицы;

картинки к артикуляционной гимнастике;

иллюстрация к рассказу.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель спросит - надо встать.

Когда он сесть позволит - сядь.

Ответить хочешь - не шуми,

А лучше руку подними.

Ребята, все запомнили (да)

ну а теперь тихо садитесь и начнем наш урок.

II. Артикуляционная гимнастика

а)Тик-так, тик-так

Ходят часики - вот так!

Влево тик, а вправо так.

Ходят часики вот так! (часы)

б) Рот прикроем мы немножко,

Губки сделаем окошком.

Зубки рядышком стоят

И в окошечко глядят. (окошко)

в) Рот откройте, улыбнитесь,

Свои зубки покажите,

Чистим верхние и нижние,

Ведь они у нас не лишние. (чистим зубки)

г) Широка наша река,

И улыбка широка.

Зубки все наши видны -

От краев и до десны. (заборчик)

д)Нашим детям очень смело

На губу варенье село.

Нужно им язык поднять,

Чтобы капельку слизать (варенье)

е) Я лошадка - серый бок (цок-цок).

Я копытцем постучу (цок-цок).

Ели хочешь - прокачу (цок-цок) (лошадка)

ё) На тонкой ножке вырос гриб,

Он не мал и не велик.

Присосался язычок!

Несколько секунд - молчок! (грибок)

III. Дыхательные упражнения.

Ребята, встаньте пожалуйста.

а) Закройте глаза, постарайтесь успокоиться, расслабиться. Сделаем глубокий вдох (через нос), задержим дыхание на несколько секунд, и выдох (через рот). Выполняем 2-3 раза.

б) Упражнение «Обдуваем плечи».

Делаем вдох через нос, затем поворачиваем голову налево и делаем выдох через рот, губы при этом свернуты в трубочку. Далее делаем вдох, поворачиваем голову направо и делаем выдох через рот.

в) «Потягушечки»

На вдохе хорошо подтягиваемся, поднимаемся на носки, на выдохе руки опускаем, встаем на всю стопу и произносим «Ух-ух»

г) «Дудочка»

Высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

IV. Работа по слоговым таблицам.

Дети произносят сначала гласные звуки шепотом, потом вполголоса, потом громко. Так же и со слогами.

СА, СО, СУ, СЫ, СИ.

НО, НИ, НЕ, НЮ, НА.

РУ, РЫ, РЕ, РО,РА.

V. Работа со скороговоркой.

Ты с друзьями не дерись

И игрушками делись.

Сначала учитель читает медленно, затем быстрее и совсем быстро. Затем дети произносят либо хором, либо индивидуально

VI. Зрительная гимнастика.

Глазкам нужно отдохнуть (ребята закрывают глаза )

Важно глубоко вдохнуть (глубокий вдох, глаза закрыты )

Глаза по кругу побегут (глаза открывают, делают круговое движение глаз по часовой и против часовой стрелки )

Много-много раз моргнут (частое моргание глазами )

Глазкам стало хорошо (легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз )

Увидят наши глазки всё!

(глаза распахнуты, на губах - широкая улыбка )

Мы подготовились, а теперь проверим домашнее задание.

VII. Проверка домашнего задания.

Несколько уроков подряд мы знакомились с творчеством детской писательницы Валентины Александровны Осеевой и ее рассказом «Волшебное слово». Давайте вместе прочитаем IV часть.

1. Чтение детьми рассказа по цепочке.

2. Беседа по вопросам учителя.

Назовите имя главного героя. (Павлик)

О каком волшебном слове идет речь в рассказе? (пожалуйста)

Почему слово «пожалуйста» называют волшебным? (если его правильно произносить, то люди становятся добрыми и ласковыми)

А как надо произносить волшебное слово?(тихим голосом, глядя прямо в глаза, чтобы твой собеседник видел, что ты искренен)

Какие еще «вежливые слова» вы знаете?(спасибо, благодарю, извините, будьте любезны).

Выставление оценок за домашнее задание

VIII. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним произведением Евгения Андреевича Пермяка, но об этом немного позже.

А сейчас обратите внимание на выставку книг. Перед началом урока вы подходили и смотрели эти книги.

Скажите, ребята, а что общего у этих книг? (у этих книг общий автор Е. А. Пермяков)

А чем они отличаются (разные рассказы, сказки и т.д)

Во втором классе мы знакомились с произведениями Е. А. Пермяка «Про нос и язык» (Из раздела умелые руки не знают скуки), а также «Самое страшное» (из раздела Что такое хорошо и что такое плохо)

В первой четверти 3 класса мы читали рассказ «Смородинка» (из раздела Учимся трудиться), а позже познакомимся еще рассказом «Знакомые следы».

Евгений Андреевич Пермяк родился 31 октября 1902 в городе Перми, на Урале. Настоящая фамилия Виссов. Родной город так полюбился писателю, что он предпочел псевдоним Пермяк. Детские годы писателя прошли в небольшом городке Воткинске, где мальчик жил с бабушкой, дедушкой и тетей, которые очень любили его и заботились о нем. В этом городе он стал писать свои первые стихи. Писатель любил трудиться. О труде и трудолюбии, о доброте и дружбе написано много книг, которые нравятся взрослым и детям. А вот с каким рассказом мы с вами познакомимся сегодня, вы узнаете, отгадав загадку.

Эта птица не умчится,

Эта птица возвратится.

Пусть кружит под облаками –

Хвостик я держу руками (бумажный змей)

На доске вывешивается картинка бумажного змея.

А вот, кто будут герои нашего рассказа и как будут развиваться события, вы узнаете, если внимательно меня послушаете. Сядьте ровно, закройте учебники, следите за моей интонацией и внимательно слушайте. Но для начала проведем словарную работу.

IX. Словарная работа.

МОЧАЛО – часть коры молодой липы, которую вымачивают в воде и разделяют на мелкие полоски (волокна), из которых делают мочало.

ДРАНКИ – тонкие деревянные доски.

НА ПРИГОРКЕ – бугор, небольшой холм.

ЗА ПАЗУХОЙ – место между грудью и прилегающей к ней одеждой, выше пояса.

МОТОК – клубок ниток

X. Чтение рассказа учителем.

XI. Физминутка «Дружба»

Мы похлопаем в ладоши

Дружно, веселее.

Наши ножки постучали

Дружно и сильнее.

По коленочкам ударим

Тише, тише,тише.

Наши ручки поднимаются

Выше, выше, выше.

Наши ручки закружились,

Ниже опустились,

Завертелись, завертелись и остановились.

XII. Чтение рассказа детьми.

Жужжащее чтение

Чтение по абзацам.

XIII. Беседа по содержанию.

Ребята, как звали мальчиков? (Боря, Сёма, Петя)

Что захотел сделать Боря?(змея)

Чего не хватало Боре?(мочала и ниток)

А какие материалы были у Сёмы?(нитки) Чего ему не хватало? (не хватало листа бумаги и мочала)

Давайте вместе найдём ответ на этот вопрос и прочитаем (стр.87)

А что было у Пети?(мочало, а не хватало ниток, бумажного листа и дранок)

Как вы понимаете выражение « У всех всё есть, а у каждого чего-нибудь да не хватает»?

Чего ребята не умели делать? (они не умели дружить)

Поэтому они не смогли запустить бумажного змея? (Нужно уметь делиться, быть добрым)

Какие условия нужны, чтобы змей полетел? (хороший ветерок)

XIV. Игра «Выбери нужную пословицу»

  • Ученье – свет, а неученье – тьма.
  • Где дружба прочна, там хорошо идут дела.
  • Делу время, а потехе час.

Ребята, какая пословица подходит к данному рассказу?

XV. Подведение итогов.

С каким рассказом мы сегодня познакомились? («Бумажный змей»)

Хорошо уметь дружить? (да)

А вы, ребята дружные? (да)

Давайте повторим новую скороговорку еще раз.

XVI. Заключительная часть.

В разных странах мира существуют свои уникальные змеи. В Индии, например, в виде бабочек и осьминогов, в Китае – в виде драконов и панд. Они бывают разных размеров: от маленьких до больших, ярких и запоминающихся цветов, но для этого должен быть обязательно ровный ветер, без которого они не полетят (Учитель демонстрирует классу картинки с изображением бумажных змеев).

XVII. Итог.

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадет.

Удачи вам, дорогие ребята! Старайтесь помогать друг другу, дружите все вместе. Хороших вам друзей. Спасибо за работу!


Пермяк Е.А.

Хороший ветерок подул. Ровный. В такой ветер бумажный змей высоко летает. Туго нитку натягивает. Весело мочальный хвост развевает. Красота!
Задумал Боря своего змея сделать. Лист бумаги у него был. И дранки он выстрогал. Да недоставало мочала на хвост да ниток, на которых змеев пускают.
А у Семы большой моток ниток. Ему есть на чем змеев пускать. Если бы он лист бумаги да мочала на хвост достал, тоже бы своего змея запустил.
Мочало у Пети было. Он его для змея припас. Ниток только ему не хватало да бумажного листа с дранками.
У всех все есть, а у каждого чего-нибудь да не хватает.

Сидят мальчики на пригорке и горюют. Боря свой лист с дранками к груди прижимает. Сема свои нитки в кулак зажал. Петя свое мочало за пазухой прячет.
Хороший ветерок дует. Ровный. Высоко в небо дружные ребята змея запустили. Весело он мочальный хвост развевает. Туго нитку натягивает. Красота!
Боря, Сема и Петя тоже бы такой змей могли запустить. Даже лучше. Только дружить они еще не научились - вот в чем беда.

Бумажный змей рисунок

Басня Бумажный змей читать текст

Запущенный под облака,
Бумажный Змей, приметя свысока
В долине мотылька,
"Поверишь ли!- кричит,- чуть-чуть тебя мне видно;
Признайся, что тебе завидно
Смотреть на мой высокий столь полет".-
"Завидно? Право, нет!
Напрасно о себе ты много так мечтаешь!
Хоть высоко, но ты на привязи летаешь.
Такая жизнь, мой свет,
От счастия весьма далеко;
А я, хоть, правда, невысоко,
Зато лечу
Куда хочу;
Да я же так, как ты, в забаву для другого,
Пустого
Век целый не трещу".

Мораль басни Бумажный змей

А я, хоть, правда, невысоко,
Зато лечу
Куда хочу;

Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Бумажный змей

Главное, не как высоко ты летаешь, а как свободен при этом.

Анализ басни Бумажный змей

Басни Крылова - это реалистичные сцены, без пошлости, грубости, не содержат в себе жестокости, злости и хамства. Люди, животные и даже предметы в баснях говорят простым, ясным и понятным языком. Басни Крылова имеют свой своеобразный стиль и яркую форму выражения. Их естественность и обыденность отражает ум и мысли человека, его беды и печали, горе и радость, всю необычайность русского характера.

Главный герой басни "Бумажный змей" это воздушный змей, автор целенаправленно взял неодушевлённый предмет, который означает бессмысленную игрушку сделанную только для человеческого развлечения. Таких людей можно встретить везде и повсюду. Они легко живут, не думают о завтрашнем дне и о смысле своего существования, только болтают бес толку и без остановки. Самое важное если добиваться высоких результатов не нужно этим возвышаться над другими. Как показывает в басне воздушный змей своё превосходство над мотыльком.

Не главное быть самым идеальным, образцовым и лучшим, чем другие, а важно делать так, как хочется и жизнь будет иметь больше смысла и удовольствия. Так в басне автор раскрывает независимость мотылька, который делает всё, что ему хочется и хоть не летает так высоко, как некоторые, зато "не привязан" ни к кому.

Рассказывает о воздушном змее, который свысока увидел мотылька. И очень рад воздушный змей, что высоко летает. Но мотылек рад что летает свободно. Он не привязан.

Герои басни (персонажи)

  • воздушный змей
  • мотылек

Несколько интересных Басен

  • Басня Эзопа Голубка и Ворона

    Текст и анализ басни Голубка и Ворона