Биография дианы вишневой. Балерина Диана Вишнева: биография, личная жизнь и интересные факты Фотографии дианы вишневой

Диана Викторовна Вишнёва. Родилась 13 июля 1976 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Российская балерина. Прима-балерина Мариинского театра (с 1996) и Американского театра балета (в 2005-2017 годы). Народная артистка РФ (2007).

Отец - Виктор Геннадьевич Вишнёв.

Мать - Гузали Фагимовна Вишнёва.

Родители Дианы - инженеры-химики. У матери также есть высшее экономическое образование.

С шести лет начала заниматься танцами в хореографическом кружке в ленинградском Дворце пионеров. Училась самым различным танцам - цыганским, гуцульским, кубинским и др.

Занималась спортом - бегала, каталась на лыжах, плавала. Как вспоминала Диана, к тренировкам и самодисциплине ее приучил отец. Спортивная закалка ей позже помогла в балете.

В 1987 году поступила в Ленинградское хореографическое училище имени А. Я. Вагановой (с 1991 года это Академия русского балета). Как рассказывала Диана, у нее очень артистичная мама, которая оказала большое влияние на ее увлечение балетом.

В 1994 году участвовала в международном конкурсе учеников балетных школ «Приз Лозанны». Исполнив в финале вариацию из балета «Коппелия» и номер «Кармен», поставленный специально для конкурса Игорем Бельским, завоевала Золотую медаль.

Еще будучи студенткой Академии в качестве стажёра исполнила партию Китри в балете «Дон Кихот» на сцене Мариинского театра.

В 1995 году, окончив училище по классу педагога Людмилы Ковалёвой, была принята в балетную труппу театра, с 1996 года - его солистка. Репетировала с Ольгой Ченчиковой.

В 1995 году впервые выступила на сцене московского Большого театра, исполнив номер «Кармен» на заключительном концерте «Приза Лозанны» как победительница предыдущего конкурса. Затем вместе с Фарухом Рузиматовым, который стал её постоянным партнёром, была приглашена выступить в спектакле Большого театра «Дон Кихот».

В 1996 году за исполнение партии Китри была награждена призом «Бенуа танца», а за исполнение одной из частей балета «Симфония до мажор» - призом «Золотой софит». В том же году исполнила партию в спектакле «Ромео и Джульетта», посвящённом Галине Улановой (Ромео - Виктор Баранов).

Неоднократно выступала на сценах крупнейших театров мира как с балетом Мариинского театра, так и самостоятельно.

В 2001 году исполнила главные партии в спектаклях Баварского балета «Манон» и театра Ла Скала «Спящая красавица» (редакция Рудольфа Нуреева). В следующем году выступила на сцене парижской Оперы, исполнив партию Китри в балете «Дон Кихот» (редакция Рудольфа Нуреева, Базиль - Хосе Мартинес).

С 2002 года - приглашенная солистка Берлинского государственного балета. Владимир Малахов пригласил её станцевать с ним спектакль «Жизель» в этом театре. Затем они вместе выступали на сцене театра в Миккели, исполнив партии в балете «Спящая красавица» и па-де-де на музыку Чайковского (хореография Джорджа Баланчина).

С 2005 по 2017 год - приглашённая солистка Театра американского балета, где исполнила желанные главные партии в балетах «Лебединое озеро» и «Раймонда», которые не могла исполнить на сцене Мариинского театра в силу своего амплуа.

В 2007 году, в возрасте 30 лет, удостоена звания народной артистки России. В октябре того же года на сцене Мариинского театра состоялась премьера первого личного проекта Дианы - Silenzio (режиссёр Андрей Могучий, хореограф Алексей Кононов). В том же году стала «лицом» модного дома «Татьяна Парфёнова».

В 2007 году Вишнёва начала сотрудничать с американским продюсером Сергеем Даниляном и его агентством Ardani Artists - совместно они подготовили несколько сольных проектов балерины («Красота в движении», «Диалоги», «На грани»).

В 2010 году учредила Фонд содействия развитию балетного искусства Дианы Вишнёвой. В том же году снялась в короткометражном фильме режиссёра Рустама Хамдамова «Бриллианты. Воровство».

В октябре 2011 года на сцене Мариинского театра состоялась премьера следующего сольного проекта Вишнёвой - «Диалоги». Для этой программы хореограф Джон Ноймайер создал для балерины «Диалог» - дуэт на музыку Фредерика Шопена (партнёр - Тьяго Бордин). Также в этой программе Диана первой из российских балерин исполнила хореографию Марты Грэм («Лабиринт») и станцевала созданную для неё постановку Пола Лайтфута и Соль Леон Subject to change (партнёр - Андрей Меркурьев).

Диана Вишнева - Кармен

В 2012 году была председателем жюри проекта «Большой балет» на телеканале «Россия-Культура». В этом же году вошла в рейтинг журнала Forbes «50 русских, завоевавших мир».

17 февраля 2013 года в Лозанне вместе с труппой Мориса Бежара Диана выступила в «Болеро», став первой после российской балериной, исполнившей сольную партию в этом балете.

В ноябре 2013 года в Калифорнии, в Сегерстрем-центре, состоялась премьера третьего сольного проекта Вишнёвой - On the Edge («Грани»), в который вошла хореография Жана-Кристофа Майо и Каролин Карлсон.

В 2013 году стала одним из организаторов международного фестиваля современной хореографии Context, в рамках которого впервые исполнила хореографию Иржи Килиана («Облака» на музыку Клода Дебюсси, партнёр - Марсело Гомес).

7 февраля 2014 года участвовала в церемонии открытия зимних Олимпийских игр 2014 в Сочи, где исполнила «танец голубки мира» - парафраз хореографии Мозеса Пендлтона для программы «Красота в движении» (Waters Flowers - «Водяные цветы», 3-я часть балета F.L.O.W.).

7 ноября 2014 года дебютировала в новом балете Джона Ноймайера «Татьяна», премьера которого состоялась 29 июня в Гамбурге.

Снималась для обложек известных модных глянцев. Например, в мае 2015-го на обложке Harper"s Bazaar балерина продемонстрировала хиты весенне-летней коллекции Louis Vuitton.

Диана Вишнёва в Harper"s Bazaar

1 апреля 2016 года провела в родном театре вечер в честь Людмилы Ковалёвой «Посвящение педагогу», в котором участвовала сама вместе с другими ученицами.

"Миф о том, как легко быть балериной, отчасти порожденный фильмом Даррена Аронофски "Черный лебедь". В кино положил битое стекло в пуанты конкурентке - и получил партию мечты. А в жизни все совсем по-другому: нужно работать на пределе возможностей, причем не только в начале пути. Наша профессия прекрасна, но в то же время требует колоссальной силы характера и железной воли" , - говорила Диана.

"Я никогда не мечтаю, а ставлю цели и иду к ним" , - рассказывала она о секрете своего успеха.

Диана Вишнева (документальный фильм)

Рост Дианы Вишневой: 168 сантиметров.

Личная жизнь Дианы Вишневой:

Состояла в отношениях с танцовщиком Фарухом Рузиматовым, своим партнёром по сцене.

27 августа 2013 года вышла замуж за своего продюсера Константина Селиневича. Свадебная церемония состоялась на Гавайских островах.

О своем супруге говорила: "Он моя главная защита и опора - уникальный человек, которому вообще ничего не надо говорить. У нас полная гармония. До встречи с ним я не верила, что такое возможно, особенно с моей работой, характером, перегрузками, стрессами, которые, естественно, влияют на эмоциональное состояние. Он берет на себя все мои переживания".

Одно время балерине приписывали роман с олигархом . Последнего часто видели в Королевском театре в Лондоне, где выступала Диана. В 2012-м году миллиардер вошел в попечительский совет "Большого балета". Однако у олигарха назвали это "чушью". Об заговорили в августе 2017 года - после того, как стало известно о расставании бизнесмена с Дарьей Жуковой.

Фильмография Дианы Вишневой:

2000 - Кроткая
2000 - Фарух и Диана (документальный)
2009 - Петербург. Современники. Диана Вишнева (документальный)
2010 - Бриллианты. Воровство (короткометражный) - балерина

Репертуар Дианы Вишневой:

«Дон Кихот» (Китри);
Pas de quatre (Фанни Черрито);
«Grand pas classique», «Жизель» (Жизель);
«Корсар» (Гюльнара);
Grand pas из балета «Пахита» (вариация);
«Баядерка» (Никия);
«Спящая красавица» (принцесса Аврора);
«Лебединое озеро» (Одетта и Одиллия);
«Раймонда» (Раймонда);
«Щелкунчик» Василия Вайнонена (Маша);
«Шехеразада» (Зобеида);
«Жар-птица» (Жар-птица);
«Видение розы» (Девушка);
«Лебедь» Михаила Фокина;
«Ромео и Джульетта» Леонида Лавровского (Джульетта);
«Легенда о любви» Юрия Григоровича (Мехменэ-Бану);
«Онегин» Джона Кранко (Татьяна);
«Аполлон» (Терпсихора);
«Симфония до мажор» (III часть);
«Рубины» Ballet Imperial Джорджа Баланчина;
«В ночи» Джерома Роббинса;
«Кармен» (Кармен);
«Юноша и смерть» Ролана Пети;
«Манон» Кеннета Макмиллана (Манон);
Spring and Fall;
«Дама с камелиями» (Маргарита Готье);
«Татьяна» (Татьяна Ларина);
«Кольцо вокруг кольца»;
«Болеро» Мориса Бежара;
«Золушка» (Золушка);
«Поэма экстаза»;
«Анна Каренина» (Анна Каренина);
«Утраченные иллюзии» Алексея Ратманского;
In the Middle Somewhat Elevated Уильяма Форсайта;
«Квартира» Матса Эка;
Vertigo Мауро Бигонцетти.


Диана Вишнева – известная на весь мир российская балерина, бывшая прима Мариинки, обладательница множества престижных международных наград, родилась 13.07.1976, коренная ленинградка.

Детство

Родители девочки – обычные инженеры, о которых даже нельзя сказать, что они были большими любителями балета. Фактически любовь к большому искусству им привила дочь – необычайно смышленая и талантливая девочка, которая проявила великолепную пластику и прекрасные артистические способности уже в раннем детстве.

Свою природную грацию и утонченную внешность Диана унаследовала от матери – татарки по национальности. Много лет назад та приехала учиться в Ленинград, встретила другого студента Геннадия Вишнева, вышла за него замуж и осталась жить в городе на Неве, где позже родились две прекрасные девочки, младшая из которых прославила родных на весь мир.

Диана в детстве

Малышка была очень тоненькой и хрупкой. Когда она заявила маме, что хочет учиться в балетной школе, та засомневалась, хватит ли дочери физической выносливости для многочасовых сложных тренировок. Тем не менее они отправились в танцевальный кружок при Дворце Пионеров. Малышку приняли с удовольствием.

Каково же было удивление педагогов, когда уже после нескольких занятий она показала себя не по-детски серьезной, внимательной, вдумчивой ученицей. Девочка как тень повторяла каждое движение педагога, стараясь уловить мельчайшие нюансы. Диана просто влюбилась в балет с первого же движения, и в мыслях уже видела себя известной балериной.

Осознав, с какой серьезностью дочь относится к своему увлечению, родители начали всячески поощрять и поддерживать девочку. Когда через пару лет занятий она попросила отвезти ее на экзамены в самое престижное Питерское хореографическое училище, мама не стала протестовать.

Экзамен Диана не выдержала. Но не опустила руки, как сделали бы многие на ее месте, а начала заниматься еще более упорно. С третьей попытки ей удалось поступить в лучшую балетную школу страны.

Звездный час

Заниматься было тяжело. Постоянная усталость, вечная боль в ногах, многочасовые упражнения у станка. Сейчас она сам удивляется, откуда у 11-летнего ребенка были на все это силы. Но тогдашняя Диана думала совсем не о трудностях. Она летела, как бабочка, на крыльях своей мечты, не обращая никакого внимания на то, что происходит вокруг.

Наградой за многолетний труд стала первая международная премия, которую Диана получила даже еще не закончив училище. На престижной международном балетном конкурсе в Лозанне 18-летняя балерина получила одновременно Золотую медаль и главный приз. Это был поистине триумфальный выход. На всю Европу заявила она о себе как о восходящей звезде русского балета.

Уже через год после завершения обучения в балетном училище Диана попадает в основной состав труппы Мариинского театра, что для молодой артистки практически невероятный успех. Но там чудеса продолжаются – на первом же спектакле она появляется на сцене в главной роли.

Название балета весьма символично – «Золушка». Вся карьера знаменитой танцовщицы чем-то напоминает счастливую сказку.

В 20-летнем возрасте сбылась ее главная мечта – Диана выходит в качестве солистки на сцену Большого Театра. Теперь она считает свою карьеру состоявшейся. К этому времени она уже успевает получить еще несколько престижных международных премий за лучшее исполнение сложных партий. Но этот взлет, как оказалось, был только стремительным стартом.

Вишнева сегодня

На сегодняшний день Вишнева является одной из самых известных и талантливых российских балерин, чье имя гордо звучит по всему миру. После нескольких лет оглушительного успеха в России и Европе Диана начинает тесное сотрудничество с Американским театром балета. Несколько раз появившись в составе его труппы на сцене, в 2005 она официально становится примой и подписывает с театром контракт.

Не забывает Вишнева и о родной Мариинке. Свой первый творческий юбилей – 10 лет выхода на сцену – она отметила на этой сцене новой авторской постановкой, в которой она выступила в качестве солистки и главного хореографа. Спектакль был с восхищением принят не только зрителями, но и критиками.

Раньше Диана также много снималась для рекламы, вот уже почти 10 лет она – лицо модного дома «Татьяна Парфенова». В 2010 Диана основала благотворительную организацию, целью которой является помощь юным талантливым балеринам и популяризация балета среди молодежи.

Личная жизнь

Как шутит сама Вишнева, долгое время единственной ее любовью был балет. На личную жизнь просто не оставалось времени и сил. И только когда она стала солисткой Мариинки, у девушки появились первые романы. Впрочем, она все равно жила искусством и ей нужен был рядом не просто обожатель, а единомышленник.

С Константином Селиневичем

Такого человека встретила она случайно в 2008 году на Пекинской Олимпиаде. Им оказался хоккейный менеджер Константин Селиневич. Он сыграл не последнюю роль в становлении карьеры балерины на сцене Американского балетного театра. А в 2013 году пара официально оформила отношения, сыграв оригинальную свадьбу на Гавайских островах.

Что сулит судьба юной балерине, если со школьной скамьи она попадает в Мекку российского балетного искусства – Мариинский театр и практически сразу становится солисткой? Невиданный успех и заслуженную славу, победы на международных конкурсах и приглашения ведущих балетных театров мира. Именно это произошло с Дианой Вишневой, прима-балериной Мариинского театра.


Диана Вишнева родилась в Ленинграде 13 июля 1976 г. В шестилетнем возрасте Диана начала заниматься в хореографическом кружке во Дворце пионеров, а в 1987 г. поступила в Академию русского балета им. Агриппины Вагановой. Ее первым педагогом была Л.В. Бельская, в выпускном классе – Л.В. Ковалева.

В 1994 г. подающая надежды ученица едет в Лозанну на всемирно известный конкурс Prix de Lausanne. Это международное состязание проводится в швейцарском городе Лозанна каждый год и считается на сегодняшний день самым престижным конкурсом молодых танцовщиков всего мира. Возрастной ценз участников – 15-17 лет. Призерам предоставляется право стажироваться в одной из государственных балетных школ, сотрудничающих с Лозанной (в их числе Лондонская Королевская и Нью-Йоркская). Диана танцует в Лозанне миниатюру «Кармен», специально поставленную для нее Игорем Бельским, художественным руководителем Академии, и получает высший приз – Gold Medal. Строгость судей этого конкурса можно оценить даже по беглому исследованию списков лауреатов: четырнадцать лет до этого Золотую медаль получали только мальчики, а после – вплоть до настоящего времени – высшая награда не присуждалась.

С победы на конкурсе начинается бурный рост карьеры Дианы Вишневой. Последний год обучения она совмещает со стажировкой в Мариинском театре, где ей сразу же дают сольные партии. Еще будучи стажером, в 1995 г. она танцует партию Китри в балете «Дон Кихот». Образ этой юной Китри до сих пор невозможно забыть. По-детски угловатая, свежая своей юностью, терпкая своим неповторимым стилем… За эту роль в 1996 г. Диана была награждена призом «Бенуа де ля данс».

Еще являясь студенткой Вагановской академии, в марте 1995 г. Вишнева выступила в Торонто в гала-концерте, посвященном памяти Рудольфа Нуреева. В концерте она танцевала в паре с Владимиром Малаховым. Премьер трех известнейших мировых балетных трупп, Малахов в лице юной балерины обрел прекрасную партнершу, сотрудничество с которой будет продолжаться долгие годы.

В 1995 г. Диана закончила училище и была принята в балетную труппу Мариинского театра, где ее педагогом-репетитором стала О. Ченчикова. В это время на сцену Мариинки начинают возвращаться балеты Джорджа Баланчина, постановку которых патронирует Нью-Йоркский фонд Баланчина. Вишнева получила роль буквально в первой же со времени прихода ее в труппу премьере. Февраль 1996 г., первый показ «Symphony in C» Баланчина, Диана Вишнева танцует сольную партию в 3-й части в паре с Сергеем Вихаревым. За эту роль Диана была награждена петербургской театральной премией «Золотой софит».

«Бенуа де ля данс», «Золотой софит» – а ведь эта юная танцовщица даже еще не стала примой Мариинского театра! Впрочем, это происходит вскоре, в 1996 г. Диана официально становится солисткой Мариинки, и в этом же году она получает премию «Божественная».

В 1996 г. Диана Вишнева принимает участие в следующих спектаклях и гастролях:

Февраль – главные партии в спектакле Большого театра «Дон Кихот» в Москве (с Фарухом Рузиматовым). В том же месяце – сольная партия в 1-й части балета Дж. Роббинса «В ночи» (с Виктором Барановым).

Апрель – дебют Дианы Вишневой в партии Джульетты в балете «Ромео и Джульетта», посвященном Галине Улановой (партнер Виктор Баранов). После спектакля Вишнева была повторно награждена призом «Божественная», первое вручение которого состоялось в Большом театре в феврале.

Июнь – на сцене Эрмитажного театра Вишнева впервые станцевала Фанни Черрито в «Па де катр» А. Долина.

Сентябрь – Диана Вишнева дебютировала в партии Авроры в балете «Спящая красавица».

Первое появление Дианы Вишневой в Лондоне состоялось во время сезона «Щелкунчиков» Мариинского балета в театре Колизеум (декабрь 1996 – январь 1997). На открытии гастролей Диана танцевала партию Маши с Фарухом Рузиматовым.

В 1997 г. Диана Вишнева возвращается на место своего первого триумфа – в Лозанну, но уже в качестве приглашенной звезды участвуя в гала-концерте. Она танцует па-де-де из балета «Корсар» в паре с Карлосом Акостой (Carlos Acosta).

1997 год принес молодой балерине новую роль – она впервые станцевала центральную партию в балете «Жар-Птица». Диана вновь принимала участие в летних гастролях Мариинского театра в Лондонском «Колизеуме». В ее репертуаре этих гастролей – главные партии в балетах «Дон Кихот», «Симфония до мажор», «Спящая красавица», «Ромео и Джульетта», «Жар-птица» и «Видение розы».

К 215-му балетному сезону Мариинского театра у Дианы Вишневой складывается имидж признанной звезды, она – одна из тех немногих прим прославленной труппы, которые делают «лицо» театру. Темпераментная, яркая, Диана Вишнева принадлежит новому поколению харизматических балерин-актрис, умеющих привнести в любую классическую роль свой неповторимый стиль. 12 октября 1997 г. спектаклем «Ромео и Джульетта» Мариинский театр открывает новый сезон. На открытии сезона блистают Диана Вишнева и Игорь Зеленский.

Диана активно участвует во всех гастролях родного театра. Ноябрь – концерт звезд в Нью-Джерси, где Вишнева танцует па-де-де из «Ромео и Джульетты» с Виктором Барановым, соло «Кармен» в хореографии И. Бельского и па-де-де из «Корсара» с Фарухом Рузиматовым. В ноябре же – гала-концерт в Нью-Йорке, на сцене Линкольн-Центра, посвященный Сергею Дягилеву. Здесь Диана танцует «Видение розы» с Владимиром Малаховым и па-де-де Чайковского-Баланчина с Вячеславом Самодуровым.

В январе-феврале 1998 г. возобновляются связи двух великих российских театров – Мариинского и Большого. Диана принимает участие в обменных гастролях: Китри в «Дон Кихоте» с Фарухом Рузиматовым, первый дуэт в балете «В ночи» в программе «Вечер американской хореографии» и вариация в гран-па в «Пахите» в гала-концерте.

В июне 1998 г. Ролан Пети переносит на сцену Мариинского театра свои балеты «Юноша и смерть» и «Кармен». В «Кармен» Диана Вишнева и Фарух Рузиматов исполняют главные партии во втором премьерном спектакле 26 июня. Манящая, дразнящая Кармен в интерпретации Вишневой, подобно драгоценному камню, играет и переливается на сцене. У Дианы танцуют не только ноги и руки, – она танцует вся: глазами, локонами, неповторимыми линиями каждого своего движения.

В том же месяце Вишнева и Рузиматов получают приз пивоваренного завода «Балтика» как «лучший дуэт». Можно ли в жестких канонах классических балетов выразить собственное «я»? Именно это удается двум выдающимся танцовщикам. Узкие рамки классики не давят на их индивидуальность, а позволяют полнее раскрыться таланту. Привычные роли наполняются новым содержанием и поистине заставляют заблистать своих исполнителей.

Не смотря на это, молодая балерина мечтает попробовать себя в современной хореографии. Это происходит в 1999 г., когда Диана Вишнева танцует сольную партию в «Поэме экстаза» Алексея Ратманского. А в 2000 г. молодой, но очень востребованный хореограф, ставит на сцене Мариинского театра новый нашумевший спектакль – балет Прокофьева «Золушка», – ориентируясь именно на Диану. Но об этом ниже. Сохраняя хронологию событий, отметим участие Вишневой в гастролях Мариинки летом 1998 г. в Граце (Австрия), где она станцевала «Спящую красавицу» на открытии гастролей.

В феврале 1999 г. Диана дебютирует в заглавной партии балета «Жизель». В сезоне 1998-1999 гг. Мариинский театр начинает делать попытки реконструкции прежних постановок.

30 апреля 1999 г. осуществляется премьера старой-новой «Спящей красавицы», восстановленной Сергеем Вихаревым. На премьере Вишнева танцует принцессу Аврору в паре с Андрианом Фадеевым.

Летом 1999 г. Мариинский балет гастролирует в Нью-Йорке. Вишнева танцует «Спящую красавицу», «Жизель», «Симфонию до мажор» и па-де-де Чайковского-Баланчина.

В следующем сезоне Мариинский театр продолжает ставить балеты Баланчина. Первый крупный балет – триптих «Драгоценности» – вызывает обширный резонанс прессы. На премьере 30 октября 1999 г. Диана Вишнева танцует сольную партию во второй части, в «Рубинах». Диана в этой роли – истинный «рубин»: ее искрящаяся манера танца, фонтаном бьющая энергия и отточенная техника логически ложатся на эту партию.

Следующая премьера сезона – «Манон» Кеннета МакМиллана – принесла Диане одну из самых любимых ролей. Нежная и страстная, жертвенная и беззаветно любящая Манон особенно прочувствована балериной. В этой партии на Втором фестивале «Мариинский» в 2002 г. она будет блистать в паре со знаменитым премьером Парижской Гранд Опера Мануэлем Легри. Эту партию она танцует в ноябре 2001 г. и в январе 2002 г. с труппой Баварского Балета (Bavarian State Ballet) в Мюнхене (партнер Ален Ботайни (Alen Bottaini)). За роль Манон, а также за сольную партию в «Рубинах», Вишнева вновь была выдвинута на соискание театральной премии «Золотая Маска».

Летом 2000 г. в Лондоне, на сцене театра Ко

вент-Гарден, проходят грандиозные по масштабу гастроли Мариинского театра: восемнадцать балетных и шестнадцать оперных представлений. Мариинский стал первым международным коллективом, который выступил на сцене Ковент-Гардена после капитальной реконструкции здания. Первую часть гастролей Диана Вишнева открывает «Спящей красавицей» (с Игорем Зеленским), а затем танцует главную партию в «Рубинах». Во время второй части гастролей Диана исполняет главные партии в «Дон Кихоте», «Спящей красавице», «Ромео и Джульетте» и «Шехерезаде». Эти гастроли поистине можно назвать триумфальными.

С 2001 года в Мариинском театре в феврале-марте ежегодно проводится Международный фестиваль балета «Мариинский», который становится своеобразным праздником балета. Он собирает огромное количество любителей балета, представителей прессы из Москвы и других стран. В фестивале принимают участие известные солисты, а также целые балетные труппы. В феврале 2001 г., на первом фестивале, Диана Вишнева танцует «Жизель» с гастролером – Владимиром Малаховым. В гала-концерте Вишнева исполняет адажио из «Манон», также с Малаховым, и вариацию в «Пахите».

В марте 2001 г. Диана Вишнева, наконец, получает «Золотую маску», – за сольную партию в «Рубинах» Дж. Баланчина. Март 2001 г. также приносит Вишневой дебют в партии Никии в балете «Баядерка».

Мариинский театр набирает вес среди ведущих мировых балетных трупп. С ним начинает сотрудничество знаменитый Гамбургский хореограф Джон Ноймайер. 28 апреля 2001 г. Мариинский театр показывает премьеру трех балетов Ноймайера – «Весна и осень», «Теперь и тогда» («Now and Then») и поставленный специально для Мариинки «Звуки пустых страниц». На премьере Диана Вишнева танцует сольную партию в балете «Весна и Осень» и роль Музы в «Звуках пустых страниц».

В мае 2001 г. Президент подписал указ о присуждении Государственных премий Российской Федерации в области литературы и искусства за 2000 год. Диана Вишнева получила премию за главные партии в спектаклях Мариинского театра «Спящая красавица», «Манон», «Юноша и смерть», «Шехеразада».

Летом 2001 г. Мариинский балет вновь гастролирует в Лондоне, в театре «Ковент-Гарден». Диана Вишнева танцует главные партии в «Спящей красавице», «Рубинах», «Манон», «Симфонии до мажор» и «Шехерезаде». На некоторых представлениях «Рубинов» и «Симфонии до мажор» ее партнером был премьер Большого театра Николай Цискаридзе. Об этих гастролях снимают документальный фильм «Киров-балет. Люди и танцы».

В декабре 2001 г. Диана дебютирует в театре Ла Скала в Милане: партия Авроры в «Спящей красавице» (версия Р. Нуреева). Партнер – Роберто Болле (Roberto Bolle).

В феврале 2002 г. Мариинский балет гастролирует в Вашингтоне, на сцене Кеннеди-Центра. Гастроли открываются «Спящей красавицей» с Дианой Вишневой в главной партии.

5 марта 2002 г. в Мариинском театре состоялась мировая премьера балета «Золушка» в хореографии Алексея Ратманского. В своих постановках Ратманский следует современным направлениям и в то же время не ссорится с классикой. Искренность, прикрытая усмешкой – интонация многих его балетов. Прелестное дитя, сказочная и современная, Золушка Ратманского и Вишневой – не замарашка, превращающаяся в принцессу, а – всегда принцесса, только до поры до времени неоткрытая, неувиденная. О маленькой принцессе, спрятанной внутри каждой женщины, получился этот спектакль, а Диана Вишнева в нем – то необходимое звено, которое связывает все компоненты воедино. За эту роль Диана была номинирована на «лучшую женскую роль в балете» театральной премии «Золотая маска».

На Втором международном фестивале балета «Мариинский» в марте 2002 г. Диана впервые танцует с премьером Парижской Оперы Мануэлем Легри («Манон», «Рубины»), плодотворное сотрудничество с которым продолжается и в последующие годы (отрывок из «Кармен» на Третьем фестивале, март 2003 г.; июнь 2003 г. – «Манон» версии Р. Нуреева на сцене Гранд Опера).

В апреле 2002 г. Диана впервые исполняет заглавную партию в «Раймонде».

В мае 2002 г. состоялся дебют Дианы Вишневой в Парижской Опере («Дон Кихот» версии Р. Нуреева с Жози Мартинесем (J. Martinez), одним из премьеров труппы).

Июль 2002 г. – гастроли Мариинского балета на сцене Метрополитен-Опера (Нью-Йорк) (главные партии в новой-старой «Баядерке» Сергея Вихарева, «Дон Кихоте» и «Рубинах»).

2002 год стал особо удачным для Дианы Вишневой по части гастрольных спектаклей и приглашений в престижные балетные театры мира. В сезоне 2002 – 2003 гг. артистическим директором балетной труппы Берлинской Оперы становится Владимир Малахов. Он приглашает Диану Вишневу выступать с берлинской труппой в качестве guest-star. Новый балетный сезон Берлинская опера открывает балетом «Жизель» с Вишневой и Малаховым в главных ролях.

Вишнева и Малахов танцуют и в Миккели (Финляндия), на ежегодном балетном фестивале (октябрь 2002 г.). Они исполнили главные партии в «Спящей красавице», что стало их первым совместным выступлением в этом балете, а также па-де-де Чайковского-Баланчина в концертной программе.

В декабре Малахов ставит в Берлинской Опере свою версию балета «Баядерка» и приглашает Диану на партию Никии (Солор – Владимир Малахов).

В декабре в Афинском театре «Мегарон» восемь раз был показан балет «Жизель» при участии солистов из разных трупп. Партии Жизели и Альберта исполняли Диана Вишнева с Владимиром Малаховым и Светлана Захарова с Игорем Зеленским.

По-прежнему Диана гастролирует и с Мариинским балетом: в театре Шатле (Париж) в октябре 2002 г. она танцует главные партии в «Жар-птице», «Щелкунчике» М. Шемякина и старой-новой «Баядерке».

Имя Дианы Вишневой становится хорошо известным в ведущих балетных театрах мира. Каждый год она получает большое количество приглашений. В 2002 г. по опросу журнала Dance Europe Диану Вишневу называют лучшей танцовщицей Европы.

2003 год расписан у балерины буквально по дням. Май – Берлинская опера, премьера балета Баланчина «Империал», июнь – Гранд Опера, «Манон» с М. Легри. К сентябрю Диана готовит партию Татьяны в балете Дж. Кранко «Евгений Онегин» для Берлинской оперы.

В 2003 году состоялся дебют Дианы в Метрополитен-Опера (Нью-Йорк) со спектаклем «Ромео и Джульетта» (К.МакМиллана) . В феврале 2003 года у неё состоялась долгожданная премьера «Лебединого озера» в Берлинской Staatsopera.

По итогам 2003 года Диана стала лауреатом премии «Душа танца» в номинации «Королева танца», вручаемой ежегодно журналом «Балет».

16 февраля 2005 года исполнилось 10 лет выхода Дианы Вишнёвой на сцену Мариинского театра с её первым спектаклем («Дон Кихот»). Юбилей был отмечен её анонсным спектаклем «Жизель» 31 января в театре, Бенефисом в Консерватории 4 февраля с «Вечером современной хореографии» и «Бенефисом» в Мариинском театре 26 марта в рамках международного фестиваля балета «Мариинский».

24 мая 2005 года Диана получила статус прима-балерина (principal dancer) Американского театра балета (АВТ) и блистательно выступила в весенне-летнем сезоне театра на сцене Метрополитен опера (Нью-Йорк).

21 сентября 2005 года Мариинский театр открыл 223 балетный сезон традиционным «Лебединым озером». Не традиционно было то, что в главной партии этого балета впервые на родной сцене выступила Диана Вишнёва.

9 и 11 января 2006 года с триумфом прошли выступления Дианы с труппой Парижской оперы, где она станцевала «Лебединое озеро» в редакции Р.Нуреева.

29 апреля 2006 года на новой сцене Большого театра в Москве Диана станцевала в качестве приглашенной солистки «Лебединое озеро» в редакции Ю.Григоровича. Выступление её вызвало широкое и длительное обсуждение в прессе и на балетных форумах.

31 января 2007 Указом президента РФ солистке Мариинского балета Диане Вишневой присуждено почетное звание Народный артист Российской Федерации за большие заслуги в области искусства.

17 сентября 2007 свой юбилейный 225 сезон Мариинский театр открыл балетом «Ромео и Джульетта» с участием Дианы Вишнёвой.

7 октября 2007 на сцене Мариинского театра был показан новый балет «Silenzio. Диана Вишнёва», который был поставлен Андреем Могучим и Алексеем Кононовым.

13 февраля 2008 в Калифорнии (США) состоялась премьера нового хореографического спектакля из трех частей «Диана Вишнёва: Красота в Движении». Инициатором и продюсером Проекта был президент компании «Ardani Artists» Сергей Данильян, хореографами-постановщиками стали Алексей Ратманский («Лунный Пьеро»), Moses Pendleton («F.L.O.W.») и Dwight Rhoden («Three Point Turn»). Премьера Программы прошла также в Нью-Йорке (21-24 февраля) и Москве (28, 29 февраля). Официальная пресса оценила проект как уникальный, а главную исполнительницу - как универсальную балерину и творческую личность.

Мягкая и застенчивая в жизни, Диана признается, что она очень принципиальна и требовательна к себе и коллегам во время репетиций. И работать с ней бывает непросто. Хотя случаются моменты, когда Вишнева ненавидит балет. Ведь приме в театре надо всегда быть сильной. Но рядом с близкими людьми она умеет быть совсем другой: хрупкой, слабой и очень нежной.

Я часто понимаю, что ненавижу балет.

- Допускаете ли вы мысль, что в вашей жизни появится что-то важнее балета?

Я не то что допускаю, я, наверное, мечтаю об этом. Век балерины достаточно короток, и я надеюсь, что у меня будет совершенно другая жизнь, после того как я уйду со сцены.

- Бывают ли у вас ситуации, когда вы понимаете, что ненавидите балет?

Очень часто.

- Приходится ли вам интриговать в театре, ведь считается, что жизнь в балете очень тесно переплетена с кознями и интригами?

Конечно же, это есть, но мне совершенно некогда плести интриги. Я занята совершенно другим. Но мне всегда очень жалко людей, которые растрачивают себя на козни против коллег.

- А как вы реагируете, если понимаете, что человек вам явно завидует и хочет сделать какую- то гадость?

Я ничего не предпринимаю, я знаю, что пройдет время и этот человек либо сам поймет, что был неправ, либо что-то случится и ему будет только хуже из-за его интриг.

Лучшие дня

Балериной мечтала стать моя мама

- Кому принадлежала идея отдать вас в балетное училище?

Это была мамина мечта, она сама с детства хотела стать балериной, но родители ее не отдали в балетное училище.

- А у вас не было внутреннего сопротивления во время первых лет занятия балетом?

Нет, не было. Я поступила в училище, мне нравилось там заниматься. Причем всегда были и успехи, и результаты. Я была лидером в классе, и это меня подстегивало. Поэтому меня это совершенно не напрягало, не было в диссонансе с моим мировосприятием. Кроме того, если бы мне хотелось чего-то другого, я бы, наверное, все поменяла, но мне нравилось.

- Однако вы поступили в балетное училище только с третьего раза…

Но это не потому, что у меня не было данных. У меня всегда были высшие оценки, и я была в первых ученицах. А не брали, потому что тогда все было очень сложно, и надо было иметь знакомых в балетных кругах. А я не из артистической семьи. Мои родители химики, люди науки. Когда я поступала, конкурс был 90 человек на одно место, очень много иногородних. Думаю, истории о препятствиях, которые меня подстерегали при поступлении в балетное училище, – плод воображения журналистов. Педагоги меня очень хотели взять, но не получалось. Это сейчас берут всех подряд, а раньше было трудно попасть в балет. По крайней мере, из тех людей, которые со мной поступили с самыми высшими балами, ни один человек не дошел до выпускного класса. И этим все сказано.

Я не завишу от мнения семьи

- В каких отношениях вы со своей семьей? Вы очень рано сделали карьеру, насколько вы сейчас чувствуете себя зависимой от мнения родителей?

Я, наверное, никогда не была зависимой, другое дело, что я была - как в детстве, так и сейчас - достаточно послушной. И к мнению родителей и педагогов всегда прислушивалась. Но я никогда не зависела от него. Они это понимали и приветствовали. Я считаю, что очень важно иметь свое мнение, вкус, принципы и цели.

- Расскажите, пожалуйста, о своей семье. Кто ваши родители, чем они занимаются?

У меня потрясающая семья. Я выросла в очень теплом доме, где был только позитив. Мой папа для меня - абсолютный идеал главы семьи, отца, опоры.

- Вы не единственный ребенок в семье. Близки ли вы с сестрой?

Оксана старше меня на 5 лет и сейчас она живет в Австралии. Вышла замуж и уехала. Она всегда хотела жить за границей. К сожалению, мы мало общаемся. Так получилось, что у нас совершенно разные интересы.

- Какие главные уроки вы вынесли из общения с родителями, какие семейные ценности считаете главными?

Благородство, интеллигентность, доброта, любовь. В моей семье не говорили об этом, но проявляли свои чувства поступками.

В балете всегда необходимо показывать свою силу

- В каких ситуациях вы ощущаете себя слабой женщиной и когда вам приходится показывать, что у вас все-таки характер настоящей балерины?

В принципе всегда нужно быть сильной. Хоть и хочется быть слабой, но как-то не удается. Каждый раз, наоборот, нужно быть сильнее и сильнее, а слабой, конечно, хочется быть рядом со своим любимым.

- Допускаете ли вы мысль, что рядом с вами окажется человек не из балетной сферы? Не является ли это препятствием, ведь танцовщики очень много путешествуют и редко бывают дома.

Жизнь длинная, поэтому я не вижу в этом проблемы.

- Что для вас на втором месте после балета?

На первом месте у меня любовь, а балет - это другая жизнь. Нет, балет стоит для меня совсем отдельно. Это самоутверждение, наверное, рост в человеческом и в профессиональном плане. Но он не стоит ни на первом, ни на втором месте.

- Если мужчина вам нравится, можете ли вы сделать первый шаг навстречу?

Могу, но это будет очень аккуратно и человек даже может не заметить этого.

- Случалась ли в вашей жизни безответная любовь?

Нет, никогда.

- Как быстро вы можете понять, что это «ваш» человек?

Наверное, для этого мне нужен день.

- А что должно происходить в течение этого дня?

Просто общение. Да все что угодно может происходить. Главное, чтобы, когда день подойдет концу, мне не хотелось расстаться с этим человеком или мне захотелось бы завтра с ним встретиться еще раз.

- Какие самые безумные поступки совершали ради вас поклонники?

Ну, огромные корзины цветов – это довольно частое проявление внимания. Очень многие ездят за мной по миру. Приходят в посольство за визой и на вопрос, где приглашение, говорят: «А мы на спектакль Дианы Вишневой». Им сразу визу дают.

- Вы общаетесь с этими людьми?

Постольку-поскольку. Я бы не сказала, что это общение. Сближение не нужно ни мне, ни им.

Я благодарна мужчинам, с которыми мы были близки

- С каким чувством вы сейчас вспоминаете мужчин, которые были вместе с вами раньше?

Ни о чем не жалею и благодарна им.

- Считаете ли вы, что дружба между мужчиной и женщиной возможна?

Возможна, но редко. Но, наверное, в плане исключения бывает.

- Есть ли у вас друзья-мужчины?

Да, но их очень немного.

- На сцене вы вулкан страстей, а какая вы в жизни?

Вы знаете, это слишком общая фраза - «вулкан страстей»... У меня совершенно разные роли, репертуар, я не могу сказать так о себе. А в жизни я достаточно замкнутая. Наверное, я человек не совсем общительный, но в кругу друзей и близких я очень открыта.

- В одном из своих недавних интервью вы сказали, что недавно расстались с любимым человеком. Каким должен быть мужчина, чтобы вы обратили на него внимание, возможно, захотели бы быть с ним вместе?

Даже не знаю, как сказать. Наверное, сразу чувствуешь совместимость, когда тебе бесконечно комфортно, уютно с этим человеком, когда он тебе дает радость в жизни, понятие смысла жизни, которое хочется ощутить вдвоем.

- Бывали ли у вас ситуации, когда ваши решения в личном плане не находили поддержки у ваших родителей?

Мои родители никогда не вмешивались в мою судьбу. Даже если им что-то не нравится, они всегда полагаются на меня или на мою голову, на мои чувства. Я знаю, что даже если у меня будут трудные условия, они мне все равно помогут и поддержат. Но в принципе всегда я в трудные моменты, наоборот, ухожу и уединяюсь.

Свои ошибки я принимаю, как и победы

- Вам часто приходилось ошибаться в личной жизни?

Ошибаться… Я не считаю те или иные свои поступки ошибочными. Что ни делается - все к лучшему. Я всегда это понимала и знала. Есть чувства и есть разум, они иногда расходятся в разные стороны. Из всего делаешь собственные выводы и лучше узнаешь себя. Я ни о чем не жалею, потому что все равно делаю все очень открыто, от всего сердца, прежде всего я не вру себе. А мои ошибки, даже если они и были, я принимаю, как и свои победы.

- А обязательно, чтобы человек, который вместе с вами ходил бы на ваши премьеры, интересовался балетом?

Это обязательно, но и я его жизнью должна интересоваться так же, как он моей, иначе мы быстро разойдемся.

- Сейчас очень популярна идея свободной любви, и дети совершенно необязательно рождаются в браках. Как вы относитесь к такой идее?

Нет, это не для меня. Я выросла в нормальной семье и считаю, что дети должны рождаться в браке.

- То есть свободная любовь для вас неприемлема?

Нет, приемлема. Но это не семья.

- Вокруг вас наверняка было и есть довольно много людей, которые готовы купить вашу любовь, обращались ли к вам с такими неприличными предложениями?

Да, это может быть и в качестве подарков, и качестве цветов, но с моей стороны это очень быстро заканчивается.

- А как вы считаете, что разрушает отношения между любящими людьми?

Наверное, отношения умирают, когда теряется взаимное уважение.

- Могли бы вы быть просто женой, или вы думаете, что могли бы в будущем открыть свое дело?

Нет, просто женой я никогда не хотела быть, я свободолюбивый человек.

- А вы умеете подчиняться?

- Что сейчас происходит в вашей личной жизни?

Все в порядке. Но я не хотела бы об этом говорить. Пусть это останется личным.

Я не готова содержать мужа

- Допускаете ли вы мысль, что мужчина может жить за ваш счет, хотя бы какое то время?

Этого не может быть, потому что для меня это просто не мужчина.

- То есть он обязательно должен зарабатывать больше?

Он должен обеспечивать семью. То, что зарабатываю я, может помогать семье, но никак не являться основным источником дохода. Может быть, если бы мне было 18 лет, то я бы рассуждала по-другому. И в 18 лет это нормально. У меня такого не случилось, поэтому сейчас я более строго отношусь к финансовой стабильности. Мужчина должен быть абсолютно самодостаточен и в профессиональном, и в финансовом плане. У меня такой уровень, что мужчина просто будет себя чувствовать неуютно в моей тени. И отношения быстро закончатся.

- Что для вас деньги?

Деньги - это комфорт, уют, возможность позволить себе создать уют в доме, купить красивые наряды.

- Какие наиболее приятные подарки вы себе делали на свои деньги, понимая, что это явный каприз?

Я редко балую себя, потому что приходится зарабатывать деньги и на квартиру, и на определенные вещи, которые мне хотелось бы иметь. Но я не считаю это главенствующим, другое дело, что я не умею ни считать деньги, ни как-то ими распоряжаться. Вот когда я получила свой первый денежный приз на конкурсе в Лозанне, меня спросили где-то через два часа после окончания банкета: «А где твой приз?» И только тут я вспомнила, что оставила сумку на столике. Как ни странно, сумка с деньгами оказалась на том месте, где я ее забыла. Такое вот чудо. Очень для меня характерное.

- А случается ли вам унижаться ради того, чтобы получить какой то денежный контракт?

Нет. У меня такое количество предложений, что такой проблемы для меня не существует.

- А вообще в балете случалось ли вам унижаться?

Нет, у меня так много работы, что я, наоборот, даже не успеваю все реализовывать.

- А что может вас заставить отказаться от совместной работы?

Взаимное недопонимание. Если я вижу, что человек не близок мне, что нам не хватит времени на воплощение его творческого замысла, или же мне кажется, что профессиональный уровень хореографа недостаточно высокий. Существует достаточно много причин, когда я не пойду на это.

Критиковать меня может только любящий человек

- Многие артисты говорят, что режиссеры, для того чтобы добиться нужной «краски» от артиста, иногда ведут себя жестко и даже жестоко на репетициях. Бывали ли у вас такие ситуации и с каким сердцем вы вспоминаете таких режиссеров, если это было?

Такие ситуации бывали, меня даже снимали с премьеры, тот же Форсайт, но я не считаю, что он поступил жестко или как-то неправильно. Просто так сложились обстоятельства. И на моем мировосприятии это никак не отразилось. Мне кажется, чаще я себя веду на репетициях жестко. Я очень требовательный человек, особенно в профессии. Я не так требовательна в жизни, в быту я достаточно мягкая и не конфликтная, а вот в профессии, если меня что-то не устраивает, я не могу это сдерживать и об этом не говорить. Поэтому в работе со мной очень трудно.

Людей достаточно много, не могу вам сказать, что кто-то идол для меня, но те люди, на которых хочешь равняться, которых уважаешь, много.

- Кто может вас критиковать?

Тот человек, который давно меня знает и любит. Например, мой педагог.

- Есть ли у вас какие-то временные рамки по поводу продолжительности карьеры балерины?

Конечно, хочется танцевать больше и дольше, но все-таки важно понимать, что ты не просто выходишь на своем имени, но действительно соответствуешь заданной высокой планке. Когда же у меня появится ощущение, что я свой профессиональный уровень не дотягиваю до своего имени, тогда пойму, что нужно уходить.

- А как вы представляете свою жизнь после балета? Многие звезды спорта, которые тоже заканчивают карьеру, в расцвете лет получают высшее образование. Нет ли у вас таких планов?

Наверное, если бы моя карьера не была такой звездной, я бы, конечно, пошла учиться. А когда тебя так «разрывают» по всем театрам мира, когда ты полностью выкладываешься в балете, боюсь, что идти учиться мне будет поздно после окончания карьеры. Я думаю, что обязательно займусь иностранными языками. Мечтаю выучить французский, итальянский. Но заниматься изучением какой-то принципиально новой профессии вряд ли буду. Мне кажется, что когда уйду со сцены, столько сделаю за время своей карьеры, что мне захочется потом просто отдыхать, если будет такая возможность. А может быть, я открою свою школу балета.

- Есть ли какая-то сфера, в которой вы ощущаете себя глубоко бездарной?

Нет, я ни в какой сфере не буду бездарной, другое дело, что мне не на все хватает времени. У меня есть компьютер, но я даже его не включаю, он стоит сам по себе, как предмет интерьера. Однако я профан в компьютерной сфере только потому, что я им не занимаюсь.