Биография гончарова кратко самое главное даты. Русский писатель Иван Гончаров: биография, творчество и интересные факты. Работа для денег и дело всей жизни

Жизнь и творчество писателя тесно переплетаются друг с другом, поэтому всегда необходимо знать об авторе хотя бы столько же, сколько о его произведении. Только так можно понять самое главное и интересное в его книгах. В данной статье мы поговорим о замечательном литераторе – И. А. Гончарове, человеке, который написал три знаменитых романа на «О»: «Обломов», «Обыкновенная история» и «Обрыв».

Будущий прозаик Иван Александрович Гончаров родился 6 июня (18 июня) 1812 года в небольшом городе Симбирске в купеческой семье. Он жил в крупном отцовском имении, которое в дальнейшем найдет отражение в творчестве знаменитого российского писателя.

До переезда в Москву Иван учился в нескольких частных пансионах, и там, в библиотеках, он еще в детстве ознакомился со многими произведениями мировой литературы.

Образование и карьера

В 1822 году юного Ивана и его старшего брата Николая отправляют в Московское коммерческое училище. Мать решила, что дети продолжат дело отца и унаследуют его предприятие.

Учеба не была для Гончарова очень трудной, но у учителей к нему было предвзятое отношение. В итоге его оставили в начальной школе еще на один срок, потому что, по их мнению, из-за того, что он был самым младшим, он не смог сравняться с успехами своих товарищей.

В 1830 году по прошению матери его исключили из училища. Молодой человек намеревался учиться на факультете словесности Московского университета, куда его зачислили после блестящего преодоления вступительных испытаний. Через три года Иван выпускается и возвращается в родные места.

Сначала Гончаров получил место секретаря у губернатора, который хотел бороться с взяточничеством, поэтому будущий писатель согласился у него работать. Однако вскоре выяснилось, что этот губернатор сам жил за счет подобных «доходов». Служба оказалась бесполезной и тягостной, и через год автор уезжает в Петербург. Там он работает переводчиком при Минфине до 1852 года.

Творческий путь

Пробные сочинения – «Лихая болесть» и «Счастливая ошибка» – автор печатает под вымышленным именем. В столице он начинает сотрудничать с литератором В. Г. Белинским и, благодаря ему, в 1847 году публикует в популярном журнале «Современник» свой первый роман «Обыкновенная история», затем – небольшое прозаическое произведение «Иван Савич Поджабрин». Считается, что в нем очевидно гоголевское влияние, и сам автор пренебрежительно о нем отзывался, называя «рассказиком».

В начале пятидесятых писатель отправляется в кругосветный круиз. В это время он создает цикл путевых заметок. Гончаров посетил Англию, некоторые страны Африки и даже Азии. Он возвращается в столицу в 1855 году и только через три года издает книгу очерков «Фрегат “Паллада”», хотя некоторые ее фрагменты ранее печатались в прессе.

Известный роман «Обломов» публикуется в 1859 году и имеет колоссальный читательский успех, т. к. «обломовщина» отразила многие аспекты русской жизни того времени: общественные, философские, нравственные и т. д. Замысел произведения вроде бы простой, но при этом остросоциальный и актуальный.

Спустя десять лет Гончаров заканчивает роман, который он называл «дитя моего сердца», – «Обрыв». Над ним он трудился около 20 лет. Это была его последняя большая по объему работа.

Последние годы жизни и смерть

К концу жизненного пути Гончаров часто недомогал. Он страдал от клинической депрессии и одиночества и признавался, что не понимает современных процессов, происходивших в России, но, к сожалению, у него более не осталось сил и возможностей для их изучения и анализа.

В 1891 году Гончаров простудился и скончался от воспаления легких. Болезнь протекала очень быстро и погубила великого писателя за несколько дней. Сейчас его могила находится на Волковском кладбище.

Творческое наследие Ивана Александровича не теряет своей актуальности и в наше время, поэтому его романы могут по праву называться бессмертными.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Иван Александрович Гончаров - знаменитый русский писатель, состоявший в Петербургской Академии наук. Наибольшую известность приобрёл благодаря таким романам, как «Обрыв», «Обыкновенная история», «Обломов», а также циклу дорожных очерков «Фрегат Паллада». Ну и, конечно, все знают литературно-критическую статью Гончарова «Мильон терзаний». Расскажем об этом великом писателе подробней.

Детство писателя

После университета

Окончив университет в 1834 году, Гончаров поехал в родной Симбирск, где его ждали сёстры, мать и Трегубов. Такой знакомый с детства, город поразил Ивана прежде всего тем, что за столько лет там ничего не изменилось. Это была громадная сонная деревня.

Ещё до окончания университета у будущего писателя возникала мысль о том, чтобы не возвращаться в свой родной город. Его влекла напряжённая духовная жизнь в столицах (Петербург, Москва). И хоть решение об отъезде он принял, но всё же не уехал.

Первая работа

В это время Гончаров, очерк жизни и творчества которого есть в школьной программе, получил предложение от губернатора Симбирска. Тот хотел, чтобы будущий писатель поработал у него личным секретарём. После долгих колебаний и раздумий Иван принял предложение, но работа оказалась скучной и неблагодарной. Зато он понял механизм функционирования бюрократической системы, что позже пригодилось ему как писателю.

Спустя одиннадцать месяцев он переехал в Петербург. Иван начал строить своё будущее собственными руками, без всякой помощи со стороны. По приезду он устроился переводчиком в министерство финансов. Служба была необременительной и высокооплачиваемой.

Позже он сдружился с семьёй Майковых, преподавая двум старшим сыновьям русскую словесность и латинский язык. Дом Майковых представлял собой интересный культурный очаг Петербурга. Каждый день здесь собирались живописцы, музыканты, писатели.

Начало творчества

Со временем Гончаров, «Мильон терзаний» которого остаётся одним из самых читаемых произведений, стал с иронией относиться к романтическому культу искусства, присущему дому Майковых. 40-е годы можно назвать началом его творческого пути. Это было важное время в плане развития русской литературы и жизни общества в целом. Тогда же писатель познакомился с Белинским. Великий критик существенно обогатил духовный мир Ивана Александровича и выказал восхищение стилем письма, которым владел Гончаров. «Мильон терзаний» писателя получил очень высокую оценку Белинского.

В 1847 году в «Современнике» была опубликована «Обыкновенная история». В этом романе конфликт между романтизмом и реализмом представлен в виде существенной коллизии русской жизни. Придуманным названием автор заострил внимание читателя на типичности процессов, отражённых в этом творении.

Кругосветное путешествие

В 1852 году Гончарову посчастливилось попасть секретарём на службу к вице-адмиралу Путятину. Так писатель отправился в на фрегате «Паллада». Путятину было поручено инспектировать русские владения в Америке (Аляску) и установить торговые и политические отношения с Японией. Иван Александрович уже был в предвкушении множества впечатлений, которые обогатят его творчество. Гончаров, «Мильон терзаний» которого до сих пор пользуется популярностью, с первых дней вёл подробный дневник. Эти заметки легли в основу его будущей книги «Фрегат «Паллада»». Она вышла в 1855 году, когда писатель вернулся в Петербург, и была хорошо воспринята читателями.

Но так как Иван Александрович работал цензором в министерстве финансов, он попал в двусмысленное положение. В прогрессивных слоях общества его должность не приветствовалась. Гонитель вольной мысли и представитель ненавистной власти - вот кем был для большинства Гончаров. Роман «Обломов» уже практически был готов, но Иван Александрович никак не мог его закончить из-за нехватки времени. Поэтому он ушёл из министерства финансов и полностью сосредоточился на писательской карьере.

Расцвет творчества

«Гончаров, роман "Обломов"» - такая надпись была на обложке нескольких тысяч книг, вышедших в 1859 году. Судьба ведущего персонажа была раскрыта не только как социальное явление, но и как некое философское осмысление национального характера. Писатель совершил художественное открытие. Этот роман вошёл в очерк жизни и творчества Гончарова как его самое выдающее произведение. Но Иван Александрович не хотел бездействовать и нежиться в лучах славы. Поэтому начал работу над новым романом - «Обрыв». Это произведение было его ребёнком, которого он растил целых 20 лет.

Последний роман

Болезни и душевные депрессии - именно от них страдал в последние годы жизни Гончаров, жизнь и творчество которого были очень продуктивными. «Обрыв» - это последнее крупное произведение писателя. После того как Иван Александрович закончил над ним работу, ему стало жить ещё тяжелее. Конечно, он мечтал написать новый роман, но так к нему и не приступил. Он всегда писал натужно и медленно. Часто жаловался коллегам, что не успевает глубинно осмыслить быстротекущие события современной жизни. Ему требовалось время для их осознания. Все три романа писателя изображали дореформенную Россию, которую он прекрасно понимал. События же последующих лет Иван Александрович понимал хуже, и ему не хватало ни нравственных, ни физических сил для их более глубокого изучения. Тем не менее он активно переписывался с другими писателями и не оставлял творческой деятельности.

Он написал несколько очерков: «По восточной Сибири», «Поездка по Волге», «Литературный вечер» и многие другие. Некоторые были опубликованы уже посмертно. Также стоит отметить ряд его критических произведений. Вот самые известные этюды Гончарова: «Мильон Терзаний», «Лучше поздно, чем никогда», «Заметки о Белинском» и др. Они прочно вписались в анналы русской критики как классические образцы литературно-эстетической мысли.

Смерть

В начале сентября 1891 года Гончаров (жизнь и творчество кратко описаны в этой статье) простудился. Спустя три дня, находясь в полном одиночестве, великий писатель скончался. Ивана Александровича похоронили на Никольском кладбище при Александро-Невской лавре (спустя полвека прах писателя был перенесён на Волково кладбище). В «Вестнике Европы» сразу появился некролог: «Подобно Салтыкову, Островскому, Аксакову, Герцену, Тургеневу, Гончаров всегда будет на лидирующих позициях в нашей литературе».

Русский писатель Иван Гончаров создал три романа. Именно они принесли литератору славу мастера слова. Примечательно, что названия трех книг начинаются с букв «Об».

Будущий классик появился на свет летом, 6 июня 1812 года, в Симбирске. В семье уже воспитывался старший сын Николай. Родители ребенка – Александр Иванович и Авдотья Матвеевна - принадлежали к купеческому сословию. Через несколько лет после рождения Ивана в семье Гончаровых появились две дочки. Гончаров с теплом вспоминал детские годы в автобиографических очерках.

Когда ребенку исполнилось семь лет, ушел из жизни отец Александр Иванович. Тогда воспитанием маленького Ивана занялся Николай Николаевич Трегубов – крестный мальчика. Он заменил Ивану отца. И хотя семейство потеряло кормильца, у Авдотьи Матвеевны хватало средств, чтобы не ущемлять образование детей.

Первым учителем для ребенка стал Трегубов. Затем Ивана отправили в частный пансионат. В возрасте десяти лет мальчика передали в училище, где уже находился брат. Там Гончаров пробыл до восемнадцати лет, хотя учеба будущему писателю не нравилась. Имя Ивана Александровича часто красовалось на «красной доске». В те годы у юноши пробудилась любовь к литературе и сочинительству. Он уделял много времени чтению книг.


Примером для подражания Гончаров считал поэта . Роман «Евгений Онегин» стал для Ивана настоящим откровением. Почтение к Пушкину литератор пронес через всю жизнь. Однажды Гончарову посчастливилось увидеться с кумиром. Встреча оставила радужные воспоминания.

В 1830 году Гончарова исключили из списка пансионеров по желанию матери. Любимое дело привело будущего творца к желанию получить образование в Московском университете. В 1831 году Иван Александрович сдал вступительные экзамены и стал студентом вуза. Три года в стенах заведения привнесли значимый вклад в биографию писателя. В одно время с молодым человеком в университете получали знания , Константин Аксаков, .


В 1834 году учеба осталась позади, и Гончаров поехал в Симбирск, чтобы повидаться с мамой и сестрами. Молодой человек еще во время учебы решил, что не останется в родном скучном городе. Литератора влекла столичная жизнь. Но по приезде в родные пенаты Ивану Александровичу предложили должность секретаря. Он подумал и согласился.

Однако работа оказалась настолько скучной, что спустя одиннадцать месяцев Гончаров отправился в Санкт-Петербург, где устроился переводчиком переписки с иностранных языков. Дело оказалось необременительным и оставляло время на сочинительство. Тогда же Гончаров вошел в семью Николая Аполлоновича Майкова. Он обучал сыновей живописца латинскому языку и русской словесности. Поместье Майковых считалось культурным очагом Северной Пальмиры. Здесь Иван Александрович окунулся в мир богемы.

Литература

В 1838 году Гончаров создал «Лихую болесть». Спустя год появилось второе произведение творца – «Счастливая ошибка». Оба сочинения вошли в рукописные альманахи «Лунные ночи» и «Подснежник», которые издавались в семье Майковых. Подпись Гончарова под трудами не стояла. Издания вышли анонимно.


Со временем творчество литератора набирало обороты. Он познакомился с Белинским, наведывался в дом Литераторов. В 1846 году начинающий автор прочитал критику «Обыкновенную историю», от которой тот остался в восторге. В 1847 году произведение опубликовали в «Современнике».

Появление Белинского в жизни Гончарова сильно повлияло на последнего. В «Заметках о личности Белинского» автор с теплом вспоминает советы и подсказки критика. Но товарищами они так и не стали. Гончаров с сомнением относился к увлечению Белинского французскими революционными идеями, а критик в ответ называл писателя человеком с узким взглядом.


В 1848 году в журнале «Современник» вышел очерк «Иван Саввич Поджабрин».

Через четыре года Гончаров отправился в Японию с адмиралом Ефимием Васильевичем Путятиным на фрегате «Паллада» в роли секретаря. Экспедиция длилась два с половиной года и прервалась из-за начала Восточной войны.

Во время плавания писатель вел подробные записи, которые легли в основу книги «Фрегат «Паллада». Цикл очерков увидел свет в 1858 году и стал новым явлением в литературных кругах. Читатели восприняли книгу как окно в новый неизведанный мир, о котором поведал путешественник.


Вернувшись из плавания, Гончаров вскоре ушел с работы. Литератору предложили должность цензора в газете «Северная почта», и он согласился. В 1859 году вышел знаменитый «Обломов», возымевший большой успех. В книге просматривались философские взгляды. Вскоре в народе появился термин «обломовщина».

В 1862 году писатель возглавил «Северную почту». В 1865 году он вошел в членство по печатным делам, а в 1867 году отбыл в отставку с генеральским чином. Писатель принял такое решение, потому что хлопотливая работа мешала творить.


В 1869 году он завершил третий роман «Обрыв». Над последним детищем Гончаров трудился двадцать лет, но книга не имела успеха у читателей. Закончив «Обрыв», творец поставил точку в созданной им трилогии. В трех трудах Гончаров отобразил последовательные этапы развития России. Без заключительной книги след от творений автора остался бы не таким ярким.

Личная жизнь

Личная жизнь классика не удалась. Он ни разу не был женат и не познал радости отцовства. Долгое время Гончаров любил Юнию Дмитриевну Ефремову, племянницу Евгении Петровны Майковой. Но девушка связала себя узами брака с другим мужчиной.


В 1855 году писателя настигло новое чувство. Он встретил Елизавету Васильевну Толстую, близкую к дому Майковых. Послания литератора к Толстой можно считать отдельным лирическим творением, столько в них любви и грусти. Но в 1857 году она сочеталась браком с Алексеем Ивановичем Мусиным-Пушкиным. Это разбило писателю сердце.

Гончаров дружил с Иваном Сергеевичем Тургеневым. Но после того как в 1860 году Гончаров прочитал в сочинении Тургенева строчки из «Обрыва», связь великих авторов оборвалась. Иван Александрович даже вызвал Тургенева на дуэль, но потом бывших друзей отговорили от этой затеи.

Смерть

В последние годы жизни писателя одолевала депрессия. Он ощущал себя одиноким и беспомощным. Одно время хотел сесть за новый роман, но бросил затею, так как сочинял медленно. Гончаров продолжал выпускать критические статьи к книгам.


12 сентября 1891 года писатель простудился. Болезнь развивалась стремительно и спустя три дня литератор умер от воспаления легких. Наследство Иван Александрович завещал семье слуги.

В честь классика названы улицы в Москве, Пензе, Саранске, Чебоксарах, Симферополе и других городах. В Ульяновске и Димитровграде литератору поставили памятники, а в Марианске-Лазне установили мемориальную доску. Именем критика названы музеи, сквер, библиотека, театр и праздник. Учреждена премия по литературе имени Гончарова.


В 2012 году выпущена монета с портретом Гончарова в честь 200-летия писателя. Тираж составил 5000 экземпляров.

В 2012 году вышла манга под названием «Великий из бродячих псов». Один из героев комикса носит имя Иван Гончаров. На фото персонаж изображен с длинными светлыми волосами до пояса, узкими глазами, курносым носом и большим ртом. Верхнюю часть головы покрывают бинты. У Ивана присутствует суперспособность «Обрыв».

Библиография

  • 1838 год – «Лихая болесть»
  • 1839 год – «Счастливая ошибка»
  • 1842 год – «Иван Саввич Поджабрин»
  • 1846 год – «Обыкновенная история»
  • 1858 год – «Фрегат «Паллада»
  • 1859 год – «Обломов»
  • 1869 год – «Обрыв»
  • 1872 год – «Мильон терзаний»
  • 1874 год – «Заметки о личности Белинского»
  • 1875 год – «Опять "Гамлет" на русской сцене»
  • 1891 год – «Превратность судьбы»

Русская литература XIX века

Иван Александрович Гончаров

Биография

Г. В противоположность большинству писателей сороковых годов XIX столетия он происходит из зажиточного симбирского купеческого семейства, что не помешало ему, однако, получить, помимо запаса деловитости, весьма тщательное по тому времени образование. Мать его, простая, но хорошая женщина, на руках которой он остался, после смерти отца, трехлетним ребенком, ничего не жалела для воспитания сына. На другой стороне Волги, в имении княгини Хованской, жил священник, воспитанник Казанской духовной академии, образованный и просвещенный. Он был женат на немке и с ее помощью открыл пансион, имевший заслуженный успех среди местного дворянства. Сюда был отдан и молодой Гончаров. Дело обучения и воспитания велось священником чрезвычайно тщательно. Он следил не только за учением, но и за чтением своих учеников. Детям давали только солидные и поучительные книги, даже такая вещь, как фонвизинский «Бригадир», была исключена из списка разрешенных книг, чтобы отдалить юношеские умы от всякого намека на фривольность и легкомыслие. Правда, дома Гончаров читал сентиментальные романы г-жи Жанлис, полные привидений романы г-жи Радклиф и даже мистические мудрствования Экгартсгаузена; но все-таки, в общем, характер чтения был деловой и серьезный. В 12 лет Гончаров прочитал Державина, Хераскова, Озерова, исторические сочинения Роллена, Голикова, путешествия Мунго-Парка, Крашенинникова, Палласа и др. Путешествиями молодой Гончаров особенно увлекался под влиянием рассказов крестного отца, Трегубова, старого моряка. Именно эти рассказы, вместе с ранним чтением путешествий, были, впоследствии, главным источником решения Гончарова ехать кругом света. В 1831 г. Гончаров, пробывши перед тем несколько лет в одном из частных московских пансионов, поступил на словесный факультет Московского университета. Это было время, когда начиналась новая жизнь и между профессорами, и между студентами. От студенческих кружков Гончаров остался в стороне, из профессоров особенное влияние на него имели Надеждин и Шевырев, тогда еще молодой и свежий. В 1835 г. Гончаров кончил курс в университете. После недолгой службы в Симбирске он переезжает в Петербург и поступает переводчиком в министерство финансов. В этом министерстве он прослужил вплоть до отправления своего в кругосветное путешествие, в 1852 г. В Петербурге у Гончарова скоро завязываются литературно-артистические знакомства, причем он попадает в такой кружок, где царит беспечальное поклонение искусству для искусства и возведение объективного творчества в единственный художественный идеал. Гончаров делается своим человеком в доме художника Николая Аполлоновича Майкова, отца тогда еще четырнадцатилетнего юноши Аполлона Майкова и его брата, безвременно погибшего даровитого критика, Валериана Майкова. С кружком Белинского Гончаров познакомился только в 1846 г., благодаря «Обыкновенной истории», которая была прочтена критиком еще в рукописи и привела его в необычайный восторг. Но это знакомство не могло перейти в дружбу. В 1846 г. Белинский был в разгаре увлечения идеями, шедшими к нам в то время из Франции - Луи-Блана и Ледрю-Роллена. Враг всяких крайностей, Гончаров всего менее увлекался этими идеями, даже в отражении их у Жорж Занд. Вот почему Белинский, отдавая дань полнейшего удивления таланту Гончарова, в то же время, по собственному рассказу Гончарова, называл его «филистером». В восторженной рецензии на «Обыкновенную историю» Белинский тщательно подчеркивал разницу между автором «Кто виноват», в произведении которого его не вполне удовлетворяла художественная сторона, но восхищала положенная в основу мысль, и Гончаровым, который «художник и ничего более». «Обыкновенная история» имела успех необычайный и вместе с тем всеобщий. Даже «Северная Пчела», яркая ненавистница так называемой «натуральной школы», считавшая Гоголя русским Поль де Коком, отнеслась крайне благосклонно к дебютанту, несмотря на то, что роман был написан по всем правилам ненавистной Булгарину школы. В 1848 г. был напечатан в «Современнике» маленький рассказ Гончарова из чиновничьего быта: «Иван Савич Поджабрин», написанный еще в 1842 г., но только теперь попавший в печать, когда автор внезапно прославился. В 1852 г. Гончаров попадает в экспедицию адмирала Путятина, отправлявшегося в Японию, чтобы завязать сношения с этой, тогда еще недоступной для иностранцев страной. Гончаров был прикомандирован к экспедиции в качестве секретаря адмирала. Возвратившись из путешествия, на половине прерванного наступившей Восточной войной, Гончаров печатает в журналах отдельные главы «Фрегата Паллады», а затем усердно берется за «Обломова», который появился в свете в 1859 г. Успех его был такой же всеобщий, как и «Обыкновенной истории». В 1858 г. Гончаров переходит в цензурное ведомство (сначала цензором, потом членом главного управления по делам печати). В 1862 г. он был недолго редактором официальной «Северной Почты». В 1869 г. появился на страницах «Вестника Европы» третий большой роман Гончарова, «Обрыв», который, по самому существу своему, уже не мог иметь всеобщего успеха. В начале семидесятых годов Гончаров вышел в отставку. Написал он с тех пор лишь несколько небольших этюдов ["Миллион терзаний", «Литературный вечер», «Заметки о личности Белинского», «Лучше поздно, чем никогда» (авторская исповедь), «Воспоминания», «Слуги», «Нарушение воли"], которые, за исключением «Миллиона терзаний», ничего не прибавили к его славе. Гончаров тихо и замкнуто провел остаток своей жизни в небольшой квартире, из 3 комнат, на Моховой, где он и умер 15 сентября 1891 г. Похоронен в Александро-Невской лавре. Гончаров не был женат и литературную собственность свою завещал семье своего старого слуги. Таковы несложные рамки долгой и не знавшей никаких сильных потрясений жизни автора «Обыкновенной истории» и «Обломова». И именно эта-то безмятежная ровность, которая сквозила и в наружности знаменитого писателя, создала в публике убеждение, что из всех созданных им типов Гончаров ближе всего напоминает Обломова. Повод к этому предположению отчасти дал сам Гончаров. Вспомним, например, эпилог «Обломова»: «Шли по деревянным тротуарам на Выборгской стороне два господина. Один из них был Штольц, другой его приятель, литератор, полный, с апатичным лицом, задумчивыми, как будто сонными глазами». Из дальнейшего оказывается, что апатичный литератор, беседующий со Штольцем, «лениво зевая», есть не кто иной, как сам автор романа. В «Фрегате Палладе» Гончаров восклицает: «Видно, мне на роду написано быть самому ленивым и заражать ленью все, что приходит в соприкосновение со мною». Несомненно, самого себя вывел иронически Гончаров в лице пожилого беллетриста Скудельникова из «Литературного Вечера». Скудельников «как сел, так и не пошевелился в кресле, как будто прирос или заснул. Изредка он поднимал апатичные глаза, взглядывал на чтеца и опять опускал их. Он, по-видимому, был равнодушен и к этому чтению, и к литературе, и вообще ко всему вокруг себя». Наконец, в авторской исповеди Гончаров прямо заявляет, что образ Обломова не только результат наблюдения окружающей среды, но и результат самонаблюдения. И на других Гончаров с первого раза производил впечатление Обломова. Анджело де Губернатис таким образом описывает внешний вид романиста: «Среднего роста, плотный, медленный в походке и во всех движениях, с бесстрастным лицом и как бы неподвижным (spento) взглядом, он кажется совершенно безучастным к суетливой деятельности бедного человечества, которое копошится вокруг него». И все-таки Гончаров - не Обломов. Чтобы предпринять шестьдесят лет тому назад на парусном корабле кругосветное плавание, нужна была решительность, всего менее напоминающая Обломова. Не Обломовым является Гончаров и тогда, когда мы знакомимся с той тщательностью, с которой он писал свои романы, хотя именно вследствие этой тщательности, неизбежно ведущей к медленности, публика и заподозрила Гончарова в обломовщине. Видят авторскую лень там, где на самом деле страшно интенсивная умственная работа. Конечно, перечень сочинений Гончарова очень необширный. Сверстники Гончарова - Тургенев, Писемский, Достоевский - меньше его жили, а написали гораздо больше. Но зато как широк захват у Гончарова, как велико количество беллетристического материала, заключающегося в трех его романах. Еще Белинский говорил о нем: «Что другому бы стало на десять повестей, у Гончарова укладывается в одну рамку». У Гончарова мало второстепенных, по размеру, вещей; только в начале и в конце своей 50-летней литературной деятельности - значит, только до того, как он размахнулся во всю ширь, и только после того, как его творческая сила иссякла - он писал свои немногочисленные маленькие повести и этюды. Между живописцами есть такие, которые могут писать только широкие холсты. Гончаров - из их числа. Каждый из его романов задуман в колоссальных размерах, каждый старается воспроизвести целые периоды, целые полосы русской жизни. Много таких вещей и нельзя писать, если не впадать в повторения и не выходить за пределы реального романа, т. е. если воспроизводить только то, что автор сам видел и наблюдал. В обоих Адуевых, в Обломове, в Штольце, в бабушке, в Вере и Марке Волохове Гончаров воплотил, путем необыкновенно интенсивного синтеза, все те характерные черты пережитых им периодов русского общественного развития, которые он считал основными. А на миниатюры, на отдельное воспроизведение мелких явлений и лиц, если они не составляют необходимых аксессуаров общей широкой картины, он не был способен, по основному складу своего более синтетического, чем аналитического таланта. Только оттого полное собрание его сочинений сравнительно так необъемисто. Дело тут не в обломовщине, а в прямом неумении Гончарова писать небольшие вещи. «Напрасно просили, - рассказывает он в авторской исповеди, - моего сотрудничества в качестве рецензента или публициста: я пробовал - и ничего не выходило, кроме бледных статей, уступавших всякому бойкому перу привычных журнальных сотрудников». «Литературный вечер», например, - в котором автор, вопреки основной черте своего таланта, взялся за мелкую тему - сравнительно слабое произведение, за исключением двух-трех страниц. Но когда этот же Гончаров в «Миллионе терзаний» взялся хотя и за критическую, но все-таки обширную тему - за разбор «Горя от ума», то получилась решительно крупная вещь. В небольшом этюде, на пространстве немногих страниц, рассеяно столько ума, вкуса, глубокомыслия и проницательности, что его нельзя не причислить к лучшим плодам творческой деятельности Гончарова. Еще более несостоятельной оказывается параллель между Гончаровым и Обломовым, когда мы знакомимся с процессом нарождения романов Гончарова. Принято удивляться необыкновенной тщательности Флобера в обдумывании и разрабатывании своих произведений, но едва ли ценой меньшей интенсивности в работе достались Гончарову его произведения. В публике было распространено мнение, что Гончаров напишет роман, а потом десять лет отдыхает. Это неверно. Промежутки между появлениями романов наполнены были у Гончарова интенсивной, хотя и не осязательной, но все-таки творческой работой. «Обломов» появился в 1859 г.; но задуман он был и набросан в программе тотчас же после «Обыкновенной истории», в 1847 г. «Обрыв» напечатан в 1869 г.; но концепция его и даже наброски отдельных сцен и характеров относятся еще к 1849 г. Как только какой-нибудь сюжет завладевал воображением нашего писателя, он тотчас начинал набрасывать отдельные эпизоды, сцены и читал их своим знакомым. Все это до такой степени его переполняло и волновало, что он изливался «всем кому попало», выслушивал мнения, спорил. Затем начиналась связная работа. Появлялись целые законченные главы, которые даже отдавались иногда в печать. Так, например, одно из центральных мест «Обломова» - «Сон Обломова» - появился в печати десятью годами раньше появления всего романа (в «Иллюстрированном Альманахе» «Современника» за 1849 г.). Отрывки из «Обрыва» появились в свете за 8 лет до появления всего романа. А главная работа тем временем продолжала «идти в голове», и, факт глубоко любопытный, - Гончарову его «лица не дают покоя, пристают, позируют в сценах». «Я слышу, - рассказывает далее Гончаров, - отрывки их разговоров, и мне часто казалось, прости Господи, что я это не выдумываю, а что это все носится в воздухе около меня, и мне только надо смотреть и вдумываться». Произведения Гончарова до того им были обдуманы во всех деталях, что самый акт писания становился для него вещью второстепенной. Годами обдумывал он свои романы, но писал их неделями. Вся вторая часть «Обломова», например, написана в пять недель пребывания в Мариенбаде. Гончаров писал ее, не отходя от стола. Ходячее представление о Гончарове, как об Обломове, дает, таким образом, совершенно ложное о нем понятие. Действительная основа его личного характера, обусловившая собою и весь ход его творчества, - вовсе не апатия, а уравновешенность его писательской личности и полное отсутствие стремительности. Еще Белинский говорил об авторе «Обыкновенной истории»: «У автора нет ни любви, ни вражды к создаваемым им лицам, они его не веселят, не сердят, он не дает никаких нравственных уроков ни им, ни читателю, он как будто думает: кто в беде, тот и в ответе, а мое дело сторона». Нельзя считать эти слова чисто литературной характеристикой. Когда Белинский писал отзыв об «Обыкновенной истории», он был приятельски знаком с автором ее. И в частных разговорах вечно бушующий критик накидывался на Гончарова за бесстрастность: «Вам все равно, - говорил он ему, - попадается мерзавец, дурак, урод или порядочная, добрая натура - всех одинаково рисуете: ни любви, ни ненависти ни к кому». За эту размеренность жизненных идеалов, прямо, конечно, вытекавшую из размеренности темперамента, Белинский называл Гончарова «немцем» и «чиновником». Лучшим источником для изучения темперамента Гончарова может служить «Фрегат Паллада» - книга, являющаяся дневником духовной жизни Гончарова за целых два года, притом проведенных при наименее будничной обстановке. Разбросанные по книге картины тропической природы местами, например, в знаменитом описании заката солнца под экватором, возвышаются до истинно-ослепительной красоты. Но красоты какой? Спокойной и торжественной, для описания которой автор не должен выходить за границы ровного, безмятежного и беспечального созерцания. Красота же страсти, поэзия бури совершенно недоступны кисти Гончарова. Когда «Паллада» шла Индийским океаном, над нею разразился ураган «во всей форме». Спутники, естественно полагавшие, что Гончаров захочет описать такое, хотя и грозное, но вместе с тем и величественное явление природы, звали его на палубу. Но, комфортабельно усевшись на одно из немногих покойных мест в каюте, он не хотел даже смотреть бурю и почти насильно был вытащен наверх. - «Какова картина?» - спросил его капитан, ожидая восторгов и похвал. «Безобразие, беспорядок!» - отвечал он, главным образом, занятый тем, что должен был уйти «весь мокрый в каюту, переменить обувь и платье». Если исключить из «Фрегата Паллады» страниц 20, в общей сложности посвященных описаниям красот природы, то получится два тома почти исключительно жанровых наблюдений. Куда бы автор ни приехал - на мыс Доброй Надежды, в Сингапур, на Яву, в Японию, - его почти исключительно занимают мелочи повседневной жизни, жанровые типы. Попав в Лондон в день похорон герцога Веллингтона, взволновавших всю Англию, он «неторопливо ждал другого дня, когда Лондон выйдет из ненормального положения и заживет своею обычною жизнью». «Многие обрадовались бы видеть такой необыкновенный случай, - замечает при этом враг «беспорядка» во всех его проявлениях, - но мне улыбался завтрашний будничный день». Точно также «довольно равнодушно» Гончаров «пошел вслед за другими в британский музеум, по сознанию только необходимости видеть это колоссальное собрание редкостей и предметов знания». Но его неудержимо «тянуло все на улицу». «С неиспытанным наслаждением, - рассказывает далее Гончаров, - я вглядывался во все, заходил в магазины, заглядывал в дома, уходил в предместья, на рынки, смотрел на всю толпу и в каждого встречного отдельно. Чем смотреть сфинксы и обелиски, мне лучше нравится простоять целый час на перекрестке и смотреть, как встретятся два англичанина, сначала попробуют оторвать друг у друга руку, потом осведомятся взаимно о здоровье и пожелают один другому всякого благополучия; с любопытством смотрю, как столкнутся две кухарки с корзинками на плечах, как несется нескончаемая двойная, тройная цепь экипажей, подобно реке, как из нее с неподражаемою ловкостью вывернется один экипаж и сольется с другою нитью, или как вся эта цепь мгновенно онемеет, лишь только полисмен с тротуара поднимет руку. В тавернах, в театрах - везде пристально смотрю, как и что делают, как веселятся, едят, пьют». Слог Гончарова - удивительно плавен и ровен, без сучка и задоринки. Нет в нем колоритных словечек Писемского, нервного нагромождения первых попавшихся выражений Достоевского. Гончаровские периоды округлены, построены по всем правилам синтаксиса. Слог Гончарова сохраняет всегда один и тот же темп, не ускоряясь и не замедляясь, не ударяясь ни в пафос, ни в негодование. Весь этот огромный запас художественной безмятежности, нелюбви к «беспорядку» и предпочтения обыденного экстравагантному не мог не привести к тому, что типы Гончарова стоят обособленно в ряду типов, созданных другими представителями его литературного поколения. Рудины, Лаврецкие, Бельтовы, герои некрасовской «Саши», которые

…по свету рыщут,

Дела себе исполинского ищут, -

Все это жертвы рокового несоответствия идеала и действительности, роковой невозможности сыскать себе деятельность по душе. Но все это вместе с тем люди, стоящие на вершине духовного сознания своей эпохи, меньшинство, люди, так сказать, необыкновенные, рядом с которыми должны же были существовать и люди обыкновенные. Последних-то в лице Адуевых и решил изобразить Гончаров в своем первом романе, причем, однако, ничуть не как противоположность меньшинству, а как людей, примыкающих к новому течению, но только без стремительности. Относительно этого основного намерения автора «Обыкновенной истории» долго господствовало одно существенное недоразумение. Почти все критики подозрительно отнеслись к «положительности» старшего Адуева. Даже «Северная Плеча», разбирая в 1847 г. «Обыкновенную историю», сочла нужным сказать несколько слов в защиту идеализма от узкого карьеристского взгляда чиновного дядюшки. Вообще можно сказать, что как публика, так и критика ставила Адуева немногим выше Фамусова. Авторская исповедь Гончарова («Лучше поздно, чем никогда») идет вразрез с таким толкованием. По категорическому заявлению автора, он в лице Адуева-старшего хотел выразить первое «мерцание сознания необходимости труда, настоящего, не рутинного, а живого дела, в борьбе со всероссийским застоем». «В борьбе дяди с племянником отразилась тогдашняя, только что начинавшаяся ломка старых понятий и нравов, сантиментальность, карикатурное увеличение чувств дружбы и любви, поэзия праздности, семейная и домашняя ложь напускных в сущности небывалых чувств, пустая трата времени на визиты, на ненужное гостеприимство и т. д. , словом - вся праздная, мечтательная и аффектационная сторона старых нравов. Все это отживало, уходило: являлись слабые проблески новой зари, чего-то трезвого, делового, нужного. Первое, т. е. старое исчерпывалось в фигуре племянника. Второе - т. е. трезвое сознание необходимости дела, труда, знания - выразилось в дяде». Адуев, например, устраивает завод. «Тогда это была смелая новизна, чуть-чуть не унижение - я не говорю о заводчиках-барах, у которых заводы и фабрики входили в число родовых имений, были оброчные статьи, которыми они сами не занимались. Тайные советники мало решались на это. Чин не позволял, а звание купца - не было лестно». Можно различно отнестись к этому замечательно характерному для Гончарова сближению «дела» и «деловитости», но нельзя не признать, что замысел его очень глубок. Заслуга, или особенность, Гончарова в том, что он подметил эволюцию общественного настроения в тех сферах, где стремительные сверстники его усматривали одну пошлость. Они смотрели на небеса, а Гончаров внимательнейшим образом вглядывался в землю. Благодаря последнему, между прочим, так превосходна жанровая часть «Обыкновенной истории». Отъезд молодого Адуева из деревни, дворня, благородный приживальщик Антон Иванович, ключница Аграфена, способная выражать свою любовь только колотушками и неистовою бранью, и т. д. и т. д. - все это чудесные плоды реализма, которые никогда не потеряют своей ценности и которыми Гончаров обязан исключительно тому, что умственный взор его с особенною охотой останавливался на явлениях жизни большинства. Необыкновенно яркая жанровая колоритность составляет лучшую часть и самого выдающегося романа Гончарова - «Обломова». Автор не имеет ни малейшей охоты что бы то ни было обличать в Обломовке; ни на один угол картины не наложены более густые или более светлые краски; одинаково освещенная, она стоит пред зрителем, как живая, во всей выпуклости своих изумительно схваченных деталей. Не эти, однако, эпические совершенства были причиной потрясающего впечатления, которое в свое время произвел «Обломов». Тайна его успеха - в условиях той эпохи, в том страстном и единодушном желании порвать всякие связи с ненавистным прошлым, которым характеризуются годы, непосредственно следующие за Крымской кампанией. Нужно было яркое воплощение нашей апатии, нужна была кличка для обозначения нашей дореформенной инертности и косности - и она быстро вошла во всеобщий обиход, как только Добролюбов ее сформулировал в своей знаменитой статье: «Что такое обломовщина». Современные свидетельства сводятся к тому, что решительно всякий усматривал в себе элементы «обломовщины»; всем казалось, что найдено объяснение несовершенств нашего общественного строя, всякий с ужасом отворачивался от перспективы столь же бесплодно и бесславно пройти жизненное поприще, как герой Гончаровского романа; всякий давал клятву истребить в себе все следы этого сходства. В противовес Обломову Гончаров вывел немца Штольца. В своей авторской исповеди Гончаров сознался, что Штольц - лицо не совсем удачное. «Образ Штольца, - говорит он, - бледен, не реален, не живой, а просто идея». Нужно прибавить, что идея, представителем которой является Штольц, - уродлива. Нельзя устроителя своей фортуны возводить в идеал. Всякая тонко-чувствующая женщина, какою, несомненно, является Ольга, наверно, сумела бы распознать, что в лености Обломова во сто раз больше душевных сокровищ, достойных самой горячей любви, чем в суетном, самодовольном филистерстве Штольца. Всего десять лет отделяют «Обломова» от «Обрыва», но страшная перемена произошла за этот короткий срок в группировке общественных партий. Гордо и заносчиво выступило новое поколение на арену русской общественной жизни и в какие-нибудь три-четыре года порвало всякие связи с прошлым. От прежнего единодушия не осталось и малейшего следа. Общественная мысль разделилась на резко-враждебные течения, не желавшие иметь что-либо общее друг с другом, обменивавшиеся угрозами, тяжкими обвинениями и проклятиями. Поколение, еще так недавно считавшее себя носителем прогресса, было совершенно оттерто: ему бросали в лицо упреки в устарелости, отсталости, даже ретроградстве. Понятно, что озлобление, вызванное этими, в значительной степени незаслуженными упреками, было очень велико. Гончаров никогда не был близок к передовым элементам; он писал «объективный» роман, когда сверстники его распинались за уничтожение крепостничества, за свободу сердечных склонностей, за права «бедных людей», за поэзию «мести и печали». Но потому-то он меньше всего и был склонен к снисходительности, когда «Обрывом» вмешался в спор между «Отцами» и «Детьми». Раздражение лишило Гончарова части его силы, которая лежала именно в спокойствии. «Обрыв» заключает в себе много отдельных превосходных эпизодов, но в общем он - наименее удачный из романов Гончарова. В сферах, близких к «детям», на «Обрыв» взглянули как на памфлет против молодого поколения; в сферах, близких к «отцам», усмотрели, напротив того, в Марке Волохове резкое, но вполне верное изображение нового течения. Есть и среднее мнение, которое утверждает, что Гончаров, с его глубоким умом, не мог все поколение шестидесятых годов олицетворить в образе циничного буяна, не гнушающегося для личных своих нужд выманивать деньги подложным письмом. Речь, по этому пониманию «Обрыва», идет только о некоторых, несимпатичных Гончарову элементах движения шестидесятых годов. Как бы то ни было, в нарицательное имя Марк Волохов не обратился, как не стали им антипод Волохова - мечущийся эстетик Райский, и книжно задуманная героиня романа, Вера. Во всем своем блеске талант Гончарова сказался в лицах второстепенных. Бабушка и весь ее антураж обрисованы со всей силой изобразительной способности Гончарова. Истинным художественным перлом является образ простушки Марфиньки. В галерее русских женских типов живой, схваченный во всей своей, если можно так выразиться, прозаической поэзии, портрет Марфиньки занимает одно из первых мест. Собрание сочинений Гончарова издано Глазуновым в 9 томах (СПб., 3-е изд., 1884 - 1896). Отдельные романы и «Фрегат Паллада» выдержали по нескольку изданий. Крайне скудный биографический материал о Гончарове последние годы значительно обогатился благодаря изданию переписки Гончарова со Стасюлевичем, изысканиям М. Ф. Суперанского, французского ученого Мазона и др. Этот новый материал устанавливает факт, совершенно исключительный в истории литературы. Перед нами крупнейший писатель и притом представитель редкого литературного бесстрастия, который, вместе с тем, сплошь да рядом находился на границе настоящего безумия. Происходя из патологической семьи, некоторые члены которой даже кончали жизнь в доме для умалишенных, Гончаров был психопатически-мнительный человек (главным образом, в связи с состоянием погоды), одержимый по временам определенно выраженной манией преследования. В частности, неискоренимое убеждение, что Тургенев его злейший враг и перехватывает у него темы, принимало вполне бредовые формы. Гончаров не стеснялся уверять, что «агенты» Тургенева роются в ящиках его стола, выкрадывают из его черновиков типы, телеграфируют о них Тургеневу, и тот на этом основании пишет свои произведения. Новые материалы (главным образом, переписка со Стасюлевичем) ярко показывают также, как далек был автор «Обрыва» от круга идей, представителей которых он думал изобразить. Читая вообще мало (по собственному признанию, никогда не покупал книг), он настолько мало следил за тем самым радикализмом, который избрал темой своего романа, что одно время вел переговоры с Некрасовым (не знавшим содержания «Обрыва») о печатании его в «Отечественных Записках». - Однако новые биографические материалы нимало не меняют установившегося толкования творчества Гончарова. Если теперь нельзя говорить об «объективности» Гончарова (тезис книги Е.А. Ляцкого), то только по отношению к его личному темпераменту. Но когда критика говорила об «объективности» Гончарова, то этим подчеркивала его общественный индифферентизм. А эта черта в новых материалах выступает особенно ярко. Тревожность искания была совершенно чужда Гончарову. - Ср. ст. Белинского (т. XI), Добролюбова (т. II), Дружинина (т. VII), Писарева (т. I), Скабичевского (т. I и II), Шелгунова («Дело», 1869, Љ 7), Ор. Ф. Миллера в «Писателях после Гоголя», книжку о Гончарове В. П. Острогорского (Москва, 1888), ст. Д. С. Мережковского в его «Вечных спутниках», М. А. Протопопова в «Русской Мысли» (1891, Љ 11); Л. Н. Майков, в «Русской Старине» (1900, Љ 1); Суперанский, в «Вестнике Европы» (1907, Љ 2; 1908, Љ 11 и 12); «Русская Школа» (1912, Љ 5 - 6); Е. А. Ляцкий, «И.А. Гончаров» (2-е изд., 1912); А. Ф. Кони, «На жизненном пути» (т. II); С. А. Венгеров (Соч., т. V), К. Военский, в «Русском Вестнике» (1906, Љ 10); А. А. Мазон, в «Русской Старине» (1911, Љ 3, 10, 11; 1912, Љ 3), «Переписка» Стасюлевича (т. II и III).

Иван Александрович Гончаров, русский писатель, родился 18 июня 1812 в Симбирске в семье купца. Отец Гончарова умирает, когда будущему писателю исполняется едва 8 лет. Тяготы воспитания мальчика берет на себя крестный отец Гончарова – Николай Трегубов. Под его руководством Гончаров получает первоначальное домашнее образование. В период 1822-1830 годов Гончаров обучается в ненавистном ему коммерческом училище, после чего в 1831 году поступает на словесный факультет Московского университета.

После окончания университета, ненадолго вернувшись в Симбирск, Гончаров уезжает в Петербург, где получает должность переводчика иностранной переписки в департаменте внешней торговли. Необременительная служба дает Гончарову время посвятить себя литературной деятельности, что в итоге приводит его в дом Майкова, который являл собой культурный оплот Петербурга.

Отвращение к главенствующему в доме Майкова культу романтизма побуждает Гончарова со всей серьезностью заняться творчеством. Он знакомится с Белинским и часто посещает Дом Литераторов. В 1854 году Гончаров уходит в морскую экспедицию в Тихом океане, он служит секретарем у адмирала Путятина. Находясь в экспедиции два с половиной года, он ведет изобилующий деталями путевой журнал, материалы которого Гончаров позже использует в цикле путевых очерков «Фрегат «Паллада». Данный цикл поражает читателя богатым фактическим материалом и литературными изысками.

Вернувшись из экспедиции, Гончаров получает хлопотливую должность цензора, с которой он вскоре уходит в отставку. В 1859 году в свет выходит венец творчества Гончарова – роман «Обломов», который приносит писателю успех и славу. В 1862 году, работая над романом «Обрыв», Гончарова назначают на должность редактора газеты «Северная почта». После этого он возвращается на должность цензора и отстаивает консервативные идеи в борьбе против нигилизма, активно поддерживает инициативы правительства.

Роман «Обрыв» стал последним творением Гончарова, несмотря на то, что писатель мечтал начать работу над новым романом, старость и депрессивное состояние не давало ему возможности продуктивно работать. Гончаров вошел в историю русской литературы не только как талантливый писатель, но и как блестящий литературный критик.

24 сентября 1891 года Гончаров умирает вследствие стремительно развывшегося воспаления легких.

Иван Гончаров - знаменитый писатель появился на свет в Симбирске 6 июня 1812 года. Это было непростое для России время, так как шла война с французскими захватчиками. Когда Ванюше было 7 лет, скончался его отец. Авдотье Матвеевне воспитывать детей помогал Николай Николаевич Трегубов, живший у них всю жизнь. Отставной моряк много читал и рассказывал Ване и другим детям об увлекательных путешествиях. Эти книги и остались в душе будущего писателя на всю жизнь. Гончарова отдают в дворянский пансион в имении княгини Хованской, где он проучился 2 года, а в 1822 году летом он поступает в коммерческое училище города Москвы.

Проучившись 8 лет, Иван решает поступить в Московский университет на словесное отделение. В 1831 году осенью он был принят в данный вуз. Именно там он встретил передовых людей того времени - Белинского, Герцена, Огарева. В университете он старался учиться хорошо, с интересом изучал иностранные языки. Закончив данное учебное заведение, Гончаров прибыл в Петербург и стал служить переводчиком в министерстве финансов.

Здесь он сблизился с семьей Майкова, у которого были свои журналы «Подснежник», «Лунные ночи». Именно там Иван Александрович напечатал несколько стихотворений и две повести. Проходили годы. Гончаров также бывал у Майкова, завел знакомство с Гоголем, Некрасовым, и писал потихоньку «Обыкновенную историю», которая была напечатана в журнале «Современник» в 1847 году. Иван Александрович изобразил историю жизни молодого дворянина, который всегда только и мечтал и его постепенное превращение в практического дельца и расчетливого чиновника. Писателю тогда было 35 лет. А в 1849 году в «Литературном сборнике» вышел отрывок еще незаконченного нового романа «Обломов» под названием «Сон Обломова».

Два с половиной года Гончаров прибыл в кругосветном путешествии, после чего написал книгу «Фрегат Паллада». В 1959 году выходит в свет его роман «Обломов», где Иван Александрович ярко показал, как гибнет человек при крепостническом строе. Друзья были в восторге от произведения. Добролюбов даже написал статью в журнале «Современник» «Что такое обломовщина?»

Почти 20 лет шла работа над трудом «Обрыв». Гончаров писал его тяжело и медленно. Произведение было напечатано в 1869 году. А в 1883 году из печати вышло полное собрание сочинений ИА. Гончарова в 8 томах. Шли года, жизнь менялась, из жизни уходили Пушкин, Лермонтов, Тургенев. Вокруг него оставалось все меньше друзей. Однако сам писатель все так же оставался ровен в обращении с людьми. Гончаров ушел из жизни, когда ему было 79 лет. Но он оставил нам три замечательных романа, различные очерки, воспоминания, написанные рукой искусного мастера.

Вариант 2

Известный русский поэт Иван Александрович Гончаров родился 18 июня 1812 году, в купеческой семье.

Родители занимались воспитанием детей. Не возможно не сказать о дедушке Ивана, который также занимался воспитанием внуков.

После смерти отца, так как он был старше мамы на тридцать лет. Занимался воспитанием детей Гончаровых, которых было четверо в семье, крестный отец Ивана. Он обучал юного писателя образованию. От него он узнал много нового и интересного. Так как он был умным и образованным мужчиной.

Мама хотела, чтобы ее дети продолжили торговую карьеру. И отдавала их учиться в учебные заведения с торговым уклоном.

Поэтому и Ивана, отдали учиться в Московское коммерческое училище. После которого окончил с отличием университет с таким же уклоном. Ему не нравилось эта сфера деятельности.

Он мечтал о путешествиях вокруг земли. Долгие шесть лет, автор создавал свой первый шедевр. И уже в 1847 году выходит в люди его первый роман, о русской жизни и русском характере.

Последующие его произведения на такую же тематику издаются.

С 1852 по 1856 год, был известным человеком занимал немаленькие должности в издательстве.

С личной жизнью у него не ладилось. И он разочаровшись в девушках и любви к ним. Завел себе верного друга, маленькую собачку, с которой не расставался.

В последние годы своей жизни, стал писать очерки. Умер в Санкт-Петербурге 27 сентября в 1891 году, в полном одиночестве. Смерть наступила довольно быстро из-за простуды, которая стремительно развивалась, перерастая в воспаление легких.

Иван Александрович Гончаров, прожил долгую и счастливую жизнь. Достиг известности и популярности. Его произведения помнят и любят, и по сегодняшний день читатели.

Во многих города России, названы улицы в честь великого русского писателя. А в его родном городе даже драматический театр и музей назвали его именем.

Поэт внес незабываемый вклад в русскую литературу и оставил после себя незабываемый след. Он и его творчество останется в сердцах людей на всегда.

Биография 3

Иван Андреевич Гончаров – родился в 1812 году, а умер 1891.

Детство Гончарова прошло в купеческой семье, но никакой достаток не смог затмить трагедию, которая случилась на восьмом году жизни Ивана Андреевича. Отец Гончарова умер и его воспитанием занимались только мать и дядя, который любил племянника как своего собственного сына.

Учился Гончаров в Московской Академии, а в юношеском возрасте отправился на службу в Петербург.

Любовь к чтению была у прозаика ещё с самого детства, и погружение во многие произведения помогло Гончарову сформировать своё стойкое мировоззрение.

Эти проблемы четко видны в трилогии: «Обломов», «Обрыв», «Обыкновенная история».

Иван Андреевич любил путешествовать, и многие произведения были написаны как раз в поездках.

Биография переводчика и журналиста Исаака Бабеля имеет свои неверности и недочеты. Знаменитый переводчик Исаак Бабель родился в 1894 году 30 июня (по старинному календарю) в Одессе в семье купца

  • Римский-Корсаков Николай Андреевич

    Николай Андреевич Римский-Корсаков является известным на весь мир русским композитором, а также дирижером. Дата рождения – восемнадцатое марта 1844 г, дата кончины – двадцать первое июня 1908 г.

  • Джордж Байрон

    Джордж Гордон Байрон – известный английский поэт, ставший символом романтизма. Родился он в Лондоне 22 января 1788 г. Его родители были аристократами