Бывшие центральные бани. Центральные (Китайские) бани. Московские бани в старину

Сандуновские бани (Сандуны) в Москве

Shutterstock

Они не могли быть вместе из-за гонений и угроз влиятельного графа, но покровительницей их брака стала сама императрица Екатерина Великая... Речь идет о Силе Сандунове и Елизавете Урановой — артистах театра, а впоследствии основателях Сандуновских бань. Покинув Петербург, продав драгоценности, подаренные императрицей на их свадьбу, пара потратила средства на основание в 1808 году старейших и известнейших на сегодняшний день бань Москвы.

После смерти Сандунова бани несколько раз меняли своих владельцев, пока в конце XIX века не перешли к дочери миллионера-лесопромышленника Ивана Фирсанова Вере, на деньги которой ее муж Алексей Ганецкий (иногда пишут Гонецкий) перестроил Сандуновские бани, превратив в настоящий «дворец для бань, которого Москва еще не видела». Ганецкий объездил все страны востока и запада, где банное дело наиболее популярно. Все прежние корпуса Сандуновских бань были снесены, на их месте к 1896 году возведены новые здания. Ни по стилю (сочетание барокко, ренессанса, рококо, готики, классицизма), ни по инженерным системам «новые» Сандуны не имели аналогов в Москве.

Передавая поколениям историю любви основателей Силы и Елизаветы, москвичи верили, что Сандуны приносят удачу. Считалось, что невеста должна прийти в Сандуны накануне свадьбы и помыться из серебряной шайки — быть тогда счастливому браку.

В Сандунах есть скамья Владимира Маяковского. На скамье сбоку — маленькая табличка, которая сообщает, что «здесь мылся Человек, шагающий в ногу со временем». Рассказывают, что

Маяковский был чрезмерно брезглив, боялся чем-либо заразиться, и в дни его посещений для него держали именно эту скамью, заранее вымытую работниками.

Накануне премьеры фильма «Броненосец «Потемкин»» режиссер с ужасом осознал, что в Одессе они забыли снять важную сцену. Режиссер решил снимать эпизод в Сандуновских банях. Днем спешно подготовили макеты кораблей для съемок, а уже к следующему вечеру фильм вышел с добавленным эпизодом.


Интерьер Сандуновских бань

Ксения Сидорова/РИА «Новости»

В Сандунах же снимали сцену Ледового побоища в фильме Эйзенштейна « »: рыцари уходили под искусственный лед того же бассейна.

А вот сцена в бане из «Иронии судьбы», несмотря на широко распространенное мнение, была снята не в Сандунах, а под лестницей на «Мосфильме».

«Новые» Сандуны хвалили все: Шаляпин, например, говорил, что нигде нет таких бань, «а уж он Россию объездил. Не Сандуны — царь-бани!». Он же восхищался акустикой и всегда репетировал здесь; на его пение сбегались все работники бани. Рассказывают, что Шаляпин в общении был «прост со всеми, каждого по имени-отчеству помнил. Даже мальчиков по батюшке величал». Для хороших людей ничего не жалел: молодому парню,

завсегдатаю Сандунов, спустя пять лет знакомства подарил китайскую рубашку, которую сам много лет надевал только по праздникам.

С даты основания «новых» Сандунов реконструкция проводилась только один раз, в 1944 году.

Хлудовские бани

Хлудовские (Центральные) бани. Сейчас на их месте размещается ресторан «Серебряный век»

Wikimedia Commons

Успех Силы Сандунова не давал предпринимателям покоя, и в 1889 году по заказу купца Герасима Хлудова был построен комплекс доходных домов и бань Хлудовых. Первый корпус возвели в 1881-м, но строительство продолжалось еще двенадцать лет. Хлудов также планировал построить маленький дворец в восточном стиле и даже приказал заложить фундамент, но неожиданно заболел. Умер он на 64-м году жизни. Торжественное открытие комплекса состоялось уже после смерти Хлудова, в 1893 году. Все наследство осталось четырем его дочерям, которые были практичней отца и решили вместо восточного дворца построить шикарные бани, в коих город в те годы нуждался. Огромные залы с потрясающим декором ничуть не уступали Сандунам.

Равно как и в Сандунах, в Хлудовских банях бывало немало известных людей. Одним из постоянных посетителей был . Частенько заходил , который и «Сандуны» очень уважал.

И хотя все инженеры, техники, электрики и сантехники по завершении строительства Центральных бань были направлены работать в Сандуны, конкурентами эти парные не стали: они были ориентированы на разных клиентов. Если в Сандунах мылись купцы попроще, то в Центральных — богатые промышленники, банкиры, известные ученые, музыканты, врачи и т.д. С самого начала Центральные бани посещали генералы, капитаны и майоры же предпочитали Сандуны. Спортсмены,

цирковые силачи и борцы также еще до революции облюбовали Сандуновские бани, а вот футболисты московского в XX веке как-то сразу закрепились за Центральными банями».

Артисты балета Большого театра ходили, в основном, в Центральные бани, а вокалисты того же театра предпочитали Сандуновские. И если парился только в Сандунах и только в санитарные дни, то его жена-балерина предпочитала Центральные бани.

Незадолго до революции Александра Найденова, одна из дочерей Хлудова, решила забрать из банка золото и серебро и спрятать до лучших времен в надежном месте. Больше Найденову в Центральных банях никто не видел. Три золотых таза с барельефами и сорок серебряных тазов, согласно квитанции, были в банке получены. Спрятаны они были, вероятнее всего, на дне старого колодца, в 180 метрах от Боровицких ворот Кремля. Сотрудники ВЧК в 1918 году интересовались этими ценностями: всю территорию Центральных бань несколько дней тщательно обыскивали, в нескольких местах вскрывали полы — не нашли. С тех пор никто из поколений семейства Хлудовых этими тазами не интересовался, хотя потомки живы и здоровы.

Во время Великой Отечественной войны в банях был организован пункт раздачи лекарств для военных, а позже — и для гражданских, страдающих диабетом. Также во время войны, чтобы было теплее, бойцы под гимнастеркой носили картонные «жилеты», за что и получали от начальства: не по уставу.

Сотрудники бань, решив помочь солдатам, вырезали из журналов портреты Сталина, которые те клеили на картон — командиры теперь не рисковали изымать у бойцов «жилеты».

Закончилась история бань довольно мистическим образом. По легенде, в день открытия Центральных бань одна пожилая женщина из цыганского ансамбля сказала главному архитектору Эйбушитцу, что бани проработают ровно век. Архитектор не очень хорошо понимал русский и попросил коллегу Чагина пояснить, что женщина имела в виду. Чагин не стал расстраивать друга и обманул, сказав, что «век» значит «вечный». Однако предсказание сбылось: сначала бани начали финансово страдать в эпоху перестройки, а в 1993 году случился пожар, после которого сохранилось только четыре зала. Сейчас бани используются для проведения модных мероприятий.

Краснопресненские бани


Краснопресненские бани в Москве

Wikimedia Commons

Краснопресненские бани были государственными до середины XIX века, когда у города их купили ямщики Бирюковы, у которых они оставались до Октябрьской революции 1917 года. Бирюковы были старообрядцами. Рассказывают, что ямщики посещали баню после каждого возвращения в Москву из дальнего пути, то есть обычно два-три раза в неделю, и

каждый поход в баню торжественно обставлялся: впереди шествовал ямщик с веником, за ним его супруга с «мыльною корзиною»,

следом дети, родня, которые несли шайки, самовар и калачи.

В конце 1905 года пресненские революционеры организовали в банях госпиталь. В перерывах между боями там парились дружинники, которые обороняли баррикады у Горбатого моста и у Кудринской площади. Здание бань сильно пострадало от обстрела правительственных войск. В 1908 году они были заново восстановлены. После революции поменял название район, были переименованы улицы, бани были названы Краснопресненскими, но в народе их все равно именовали Бирюковскими.

Когда в 70-е годы началась реконструкция Красной Пресни, ширина улицы увеличилась более чем в два раза и все старые дома по нечетной стороне улицы были снесены. Так, в 1980 году Пресненские бани прекратили свое существование на старом месте: там выстроили Венгерское торговое представительство и киноцентр, а бани переехали ближе к метро.

Для здания «новых» Краснопресненских бань архитекторы Гинзбург и Таранов создали индивидуальный проект, что было редкостью в СССР. За свои интерьеры, внешний облик, техническое оснащение Краснопресненские бани получили Государственную премию , став в то время лучшими в столице, что особенно было важно в период Олимпиады-80. Кстати, многие спортсмены любили париться именно в этих банях: например, там можно было встретить двукратного олимпийского чемпиона по плаванию или футболиста .

Челышевские бани

В центре снимка — Птичья башня Китай-города (единственная из сохранившихся до наших дней башен). Справа от нее вывеска «Торговые бани». Это знаменитые Челышевские бани (Челыши). Сейчас на их месте гостиница «Метрополь.

Wikimedia Commons

Там, где сейчас в Театральном проезде стоит гостиница «Метрополь», раньше располагались Челышевские бани, открытые купцом Петром Челышевым во дворе своего домашнего комплекса. Воду в эти бани изначально подавали из большого и глубокого колодца при помощи журавля и из реки. А с открытием московского водопровода у Челышевских бань появился бассейн с чистой мытищинской водой.

Хозяева в те времена «пользовались всеми правдами и неправдами, чтобы выдавливать из всего копейки и рубли.

В некоторых банях даже воровали городскую воду»,

писал в «Москве и москвичах». Так, например, известна история, как пруд во дворе в Челышевских банях, который всегда полон воды, «вдруг высох, и бани остались без воды. Но на другой день вода опять появилась — все пошло по-старому». О том, что случилось, куда исчезла и откуда снова появилась вода, на широкую публику не сообщили; о событии не узнало и начальство, а тот, кто знал, с выгодой для себя не никому ничего не сообщал.

Оказалось, что на Лубянской площади был бассейн, откуда брали воду водовозы. «Вода шла из мытищинского водопровода, и по мере наполнения бассейна сторож запирал краны. Когда же нужно было наполнять Челышевский пруд, то сторож крана бассейна не запирал, и вода по трубам шла в банный пруд». Говорят, что как-то сторож остался недовольным платой за свою «забывчивость» и специально перекрыл в бане воду.

Это лето перекроило расстановку сил на московской клубной сцене. Такие места, как «Рабица» и , задали курс на самодеятельность во всем - от дизайна до диджейских лайнапов - и приучили к мысли, что платой за вход вы поддерживаете определенную культуру (отказ сдавать билеты на - из той же серии). Выросла новая клубная смена, счастье которой - не в шикарных интерьерах и фейсконтроле, а в честном подходе и готовности идти до конца (до вторника, если потребуется).

Закрылся бастион техно-гламура , Rodnya сократила число вечеринок, а «Конструктор» со Space образовали некое подобие мейнстрима. По принципу сохранения энергии весь былой шик переместился в клуб Gazgolder . И он зацвел пышным цветом стройных ног, кожаных корсетов и передовых достижений очечной промышленности. Те, которые из «Рабицы» и «Кругозора», презрительно обзывали все это щелкотней.

Squat ¾ в Театральном проезде впервые замелькал в начале октября в инстаграмах у худых девиц, что плясали тут под израильского хаус-корифея Гая Гербера. Позже по тому же геотегу появились фотографии с вечеринки «Meduza» , которая с одноименным разделяет только любовь к готике, - ее устроители назвали ни больше ни меньше техно-балом. Наконец, в прошлую пятницу состоялось официальное открытие пространства Squat ¾. Очевидно, что это место как раз про балы, ноги, темные очки, а также веера, индейские перья, техно-кобр и прочий декаданс, который, если уж откреститься от щелкотни, можно назвать бохо-рейвом. И это, похоже, какой-то важный феномен московской клубной моды.

Мико Арутюнян

Барбер и владелец греческой закусочной Sito на «Брюсове», в Саду Баумана и в проекте Squat ¾, где он также открыл свою парикмахерскую и пригласил приятелей-греков поставить бар

Марик Джикия

Совладелец магазина No Fake

Сергей Шаповалов

Совладелец магазина No Fake

Дмитрий Учитель

Адвокат, соучредитель «Армы» и Squat ¾

Даша Соломина

Жена Мико, вместе с ним управляет баром и кафе

Сонита Филимонова

Основательница бренда Bizarre. Вся мужская одежда в Squat - от No Fake, женская - марки Сониты

Команда

Занимаются пространством адвокат и клубный деятель Дмитрий Учитель, похожий на булгаковского персонажа, барбер и владелец закусочной Sito с женой Дашей Соломиной, хозяева магазина одежды No Fake Марик Джикия и Сергей Шаповалов, а также основательница бренда Bizarre Сонита Филимонова. О своих долях и должностях в проекте они говорят размыто. «Мы дружим много лет, - отвечает Марик на вопрос о том, как они все нашли друг друга. - Я крестный Диминой дочери, Серега - партнер мой, Мика - наш друг. Самые нормальные истории выстреливаются только при товариществе. Я пришел к Мико, какие-то друзья пришли ко мне - так и создается тусовка, кружок по интересам».

Дом

Ключевой актив тут - место. Это бывшее здание Центральных бань, построенных в Театральном проезде в конце XIX веке Львом Кекушевым - соавтором «Метрополя» и многих купеческих особняков, которые принято причислять к кекушевскому модерну и считать предвесником модерна Шехтеля и Клейна. Бани в Театральном были построены им по заказу семьи купца Хлудова, которому не давала покоя слава Сандунов. Получившийся комплекс с Турецким залом и первым в городе лифтом фирмы «Сименс» по роскоши вполне мог с ними соперничать. Бытует сказка о чанах из чистого золота, потерянных в революционной суматохе, - возможно, они до сих пор замурованы в одну из хлудовских стен. В общем, дом явно ждет своего летописца, а еще лучше - инвестора-сумасброда, готового потратить миллионы, чтобы любовно восстановить московскую легенду.

За неимением денег бани, погоревшие в 1990-х и навсегда утратившие Турецкий зал, разграфили на отдельные помещения, открыли там гостиницу и разнородные рестораны. В нулевых здесь ненадолго окопались фрики и гремел нью-рейвом клуб Justo Bain Douche. Потом пили дешевую водку в заведениях «Мастерская» и «Леди Джейн», по понедельникам работало дикое афтепатийное место «Шкаф». Сейчас в одном из корпусов обосновался бар «Лисица» , кальянная и страшненькие офисы. Самая парадная кекушевская красота досталась ресторану «Серебряный век» . Squat ¾ отошел подвал этого здания с богатой биографией. К одноименному кафе, когда-то работавшему в Варсонофьевском переулке, он отношения не имеет; цифры в названии - от нумерации дома.


Бассейн в барном зале, переоборудованный под столик, - сидеть в нем не очень удобно, зато можно эффектно фотографироваться

Дмитрий Учитель

Партнер проекта Squat 3/4

«Мы долго искали что-нибудь особенное - чтобы было помещение с историей и немного разрушенное. Как в «Арме», где мы всегда стремимся на базе развалин создать что-то новое. Однако Squat - другой по смыслу проект, дух «Армы» тут витать не будет. Это приватный, частный клуб, рассчитанный на правильную техно-музыку, непопсовых артистов и рафинированных гостей. Не хочется пускаться в тираж: большие вечеринки планируем раз в неделю, хотим запускать четверги с Сашей Моисеенковым, владельцем магазина «Проект 3,14» , - нам симпатична его публика.

Это помещение XIX века, охраняемое ЮНЕСКО. С нами работали профессиональные реставраторы: хотелось оставить приятную старину и провести современный ремонт. Все вещи, которые выглядят облезлыми, на самом деле тщательно восстанавливались. На стенах масса примечательных деталей. Например, вся плитка в барном зале - дореволюционная голландская и китайская, а фрагмент с самолетом - 1940-х годов. Его сделали для летчика Василия Сталина, чтобы в бане отдыхал, но не расслаблялся».

Устройство

Внутри пространство закольцовано, как семпл в техно-треке или коллайдер в Швейцарии. Свернув в Третьяковский проезд, резко забирайте налево. Заходите в неприметную дверь со ставнями - она напоминает стилизованные под подполье бары в Нью-Йорке или Берлине. Если пойдете направо, то попадете в барбершоп, тут вместо парикмахерских кресел установлены стоматологические, что поддает жути (и телефоны в подвале совсем худо ловят). Оттуда выйдете в вытянутое кафе Sito с окошком раздачи, как в заводской столовой. Через комнату, заставленную вешалками с одеждой, можно попасть в бар со стрельчатым потолком, ванной и тем самым самолетом. Отсюда можно снова выйти к гардеробу, напротив которого угадываются останки банной печи.

В смысле дизайна Squat как слоенный пирог: тут и дореволюционный модерн, и советская плитка, и современные светильники

1 из 14

Заложенная кирпичом банная печь

2 из 14

Бассейн, в котором, по легенде, любил прохлаждаться Василий Сталин

3 из 14

При ином стечении обстоятельств в этих интерьерах можно представить себе и дорогой ресторан, и музей, и собственно бани

4 из 14

Фотогеничность заведения трудно оспорить

5 из 14

Дмитрий Учитель утверждает, что в «Сквоте» оставили ощущение старины, но не старости

6 из 14

Есть и вкрапление дизайна 2016 года в исторический интерьер

7 из 14

Рейлы с женской одеждой марки Bizzare

8 из 14

Бар в готическом стиле сработан из исходного набора элементов: кафеля и стеклоблоков

9 из 14

Современного применения этой ванне не нашли - она просто стоит

10 из 14

Вытянутый корридор - кафе Sito внутри Squat

11 из 14

Бар собираются компоновать алкоголем греческих сортов - мастикой и узо

12 из 14

Историческая мощь тут подавляет все - вплоть до сиропа Monin и веточек мяты

13 из 14

Та самая плитка с самолетом, призванном напоминать сыну Сталина о небесах

14 из 14

В ежедневном режиме с полудня и до полуночи будут работать бар и ресторан, барбершоп и магазин одежды. Ассортимент No Fake - корейские дизайнеры со сложной модой по ценам масс-маркета: свитера - 4000–5000 р., брюки - 5000 р., парки - 10 000 р. Женская линия, которой занимается Сонита Филимонова, - в таком же диапазоне.

На счет вечеринок и входной политики участники команды до конца не определились. Марик утверждает, что они ориентируются на публику «Кругозора» и клуба «Ванильный ниндзя». Учитель более категоричен: «Мы не ждем праздно гуляющих прохожих, - говорит он, - хотим видеть примерно тех людей, что тусуются на бекстейдже «Армы». Однако, несмотря на то что вход у нас только по рекомендации членов клуба, Squat не закрытое ВИП-место».

Далее следуют определения, которые обычно используются на запуске проектов с замутненным форматом. Мы - клуб по интересам для специальных людей, и не хотим, чтобы кто-то нарушал их комфорт. Мы рассчитываем на окупаемость, но большую роль играет некоммерческий интерес. Мы видим ажиотаж и за счет него планируем устраивать строгий отбор. Мы будем закрытые и открытые одновременно. Летом собираемся на улице поставить китайский дворик с лапшой, думаем запустить виниловый магазин и кинозал. Из всего этого понятно, что Squat ¾ заграбастал жутко харизматичное помещение. А из всех установок самой рабочей выглядит бар. Им тоже занимается Мико, у него есть отдельное название - Xydia, «бухло» по-гречески.


Вердикт

Многое в Squat ¾ представляется неубедительным - сочетание общепита с гигиеническими услугами, например. Или наклейки на зеркалах и туалеты, обрызганные золотым спреем. Однако стоит заручиться «рекомендацией члена клуба», чтобы посмотреть на место хотя бы из краеведческого интереса. Оно может стать неким ретритом для владельцев и их многочисленных друзей. А может, повторив историю Центральных бань, превратиться в нестыдную достопримечательность для туристов, скажем, . Если «Рабица» представлялась летним санаторием, собиравшим альтернативных любителей индастриала, то почему бы не представить Squat как зимнюю нору для техно-кобр и богемных рейверов с перьями.

В самом центре Москвы находится здание Хлудовских бань с одним из самых красивейших интерьеров. Удивляет то, что помещения удивительной изящности предназначались для бытовых нужд. В настоящее время объект не используется по назначению, но посетить историческое место можно с экскурсией. На месте Хлудовских бань — ресторан «Серебряный век», в котором можно почувствовать атмосферу тех времен, благодаря роскошным интерьерам.

В конце XIX — начале XX века китайские бани Хлудовых были один из самых популярных мест у светской публики Москвы. В разное время здесь бывали многие известные личности, в числе которых Чехов и Толстой. Бани были богаты на новшества: здесь функционировала машина, убиравшая излишнюю влажность; работало 2 типа отопления: воздушное и водяное; вода проходила 3 степени очистки.

Экскурсии в Хлудовские бани

Так как официального сайта у Хлудовских бань нет, экскурсии можно приобрести при Музеях Москвы . Экскурсия включает в себя осмотр интерьеров Хлудовских бань: классического зала с каминной и изящной лепниной, круглый бассейн (один из первых крытых бассейнов Москвы), курительную комнату в мавританском стиле, уникальную по красоте и дизайну лестницу.

Официального сайта у Хлудовских бань нет. Приобрести экскурсии можно по запросу у государственного объединения «Музеи Москвы» (проводятся нерегулярно) или у частных московских гидов.

Без экскурсионного сопровождения можно посетить ресторан. Но имейте в виду, что цены здесь высокие. Туристы утверждают, что экскурсия обходится дешевле обеда в ресторане.

История

Самый известный столичный банный комплекс был построен в 1889 году Семеном Эйбушитцом для купца Герасима Хлудова. Предприимчивому совладельцу текстильной фабрики в Егорьевске захотелось создать конкуренцию прибыльным Сандуновским баням, которые в то время располагались в здании гостиницы «Метрополь». Хлудов задумал превзойти Сандуновых. По его задумке бани должны были представлять своеобразный торгово-развлекательный комплекс — уникальный для Москвы XIX века. Внешне здание проектировал уже упомянутый Семен Эйбушитц, а внутренними интерьерами занимался Лев Кекушев.

При жизни купца были построены простые, «5-копеечные бани», которые не приносили дохода. После смерти Герасима Хлудова, его дочери воплотили в жизнь все задумки отца: был возведен дворянский корпус бань. Отдых здесь стоил в разы дороже — от 50 копеек за общую баню до 12 рублей за апартаменты из 3 комнат с бассейном.

Полный комплекс открылся в 1893 году. Помимо мытья здесь можно было пообедать в трактире или ресторане, посетить парикмахера или мастера по маникюру, поправить здоровье в кабинетах массажиста и костоправа. Комплекс включал в себя парфюмерный магазин, продуктовые лавки, гостиничные номера, крытый бассейн, зал для деловых переговоров. В Хлудовские бани приходили не на час мытья, а на целый день — расслабиться, посплетничать, провести день с семьей.

В советское время бани не потеряли своего первоначального предназначения, только поменяли название — с Хлудовских на Центральные бани Москвы. Еще одно название, Китайские бани, появилось в результате соседства с Китайгородской стеной.

Накануне отъезда дочерей Хлудова во Францию, одна из них попросила трех самых надежных рабочих спрятать драгоценный инвентарь: 3 тазика из чистого золота и 40 из серебра. Позднее стены и все помещения тщательно обыскали, но утварь так и не нашли.

В 1993 году в банях произошел пожар, в результате которого полностью выгорели почти все помещения. Оригинальный интерьер сохранился только в нескольких комнатах в левом корпусе. В настоящее время шикарные интерьеры дворянских бань украшают ресторан «Серебряный век». А на месте выгоревших помывочных отделений построен шикарный отель «Арарат Парк Хаятт».

Интерьер

Наиболее впечатляющие детали интерьера, доступные к просмотру и в наши дни:

  • Мраморная лестница. Она является точной копией лестницы (только немного уменьшенной) парижской Гранд Опера. Ограждения перил лестницы украшены ажурным литьем в виде растительного узора, при подъеме на второй этаж она разделяется. На первом этаже перила лестницы увенчаны драконами.
  • Камин. Небольшой декоративный камин украшен фарфоровым медальоном и ажурной решеткой.
  • Плафон на потолке. Потолки украшены причудливой лепниной на фоне которой выделяется плафон с изображением неба и облаков.
  • Кессонные потолки. Кекушев щедро украшал потолки и стены «кассетами» или «кессонами». Они представляют собой вдавленные в поверхность квадраты или прямоугольники.
  • Раздевальня. Теперь здесь находится ресторанный зал. Он выполнен в стиле Ренессанс: лепнина, позолота, камин со львами и ангелами, барная стойка из благородного дерева.
  • Мавританская курительная комната. Интерьер сохранил мозаику и арки на стенах. Сегодня помещение используется как кальянная.
  • Зал с бассейном и фонтаном. Комната оформлена в морской тематике и украшена позолоченными дорическими колоннами, майоликовыми панно с ангелочками и античными статуям в нишах.

Как добраться до Хлудовских бань в Москве

Точный адрес Хлудовских бань: Театральный проезд, дом 3, строение 3. В паре минут ходьбы — Большой театр и «Центральный детский магазин» . Примерно на одном расстоянии находятся 2 станции метро:

  • «Кузнецкий мост» (Таганско-Краснопресненская линия).
  • «Лубянка» (Сокольническая линия).
  • «Площадь Революции» (Арбатско-Покровская линия).

Наземный транспорт останавливается на Театральной площади, у Большого театра. Остановка называется «Театральная площадь», до нее можно добраться на автобусах М2, М3, М10, М27, Н1, Н2, Н11, 38, 101, 144, 904.

Вызвать такси в Москве можно через приложения: Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim, Такси Везёт.

Внешних вид Хлудовских бань (ресторан «Серебряный век») на Яндекс-панорамах

Хлудовские (Центральные) бани на видео

Но и посетители ресторана «Серебряный век» на Театральном проезде (д.3 стр. 3). Во дворе, между зданиями Министерства Транспорта и МЧС РФ, стоят два сохранившихся трехэтажных корпуса Центральных бань - западный (левый) и восточный (правый). За весьма доступные цены здесь можно отведать всевозможные яства, и заодно пройтись по бывшим помещениям знаменитых прежде Хлудовских или Центральных бань, которые занимали негласное второе место после Сандунов, а некоторые даже считали их лучшими в Москве. Включите воображение и представьте, как вплоть до начала 1990-х годов там мылись и поправляли свое здоровье москвичи. Баня была прежде местом необходимым – в подавляющем большинстве старых жилых домов вплоть до 1970-х годов не было ванных комнат, поэтому помыться можно было только в бане!

Создатель бань. На закате своей жизни Герасим Иванович Хлудов, крупнейший текстильный фабрикант, купец 1-ой гильдии и коллекционер картин, решил всерьез заняться банным делом и переплюнуть в этом знаменитые Сандуны. В 1878 году он покупает землю для строительства, которая принадлежала грузинским царевичам. Вначале, бани официально назывались «Русско-китайские» (китайские потому, что располагались вблизи Китайгородской стены), но вскоре после официального открытия Хлудовы переименовали их в Центральные. Однако москвичи, полюбившие их, стали называть бани по владельцам, Хлудовскими.

Герасим Иванович Хлудов

В 1881 г. заработали первые банные корпуса. Но Г.И. Хлудову так и не довелось увидеть во всем великолепии все его детище — 7 июня 1885 года он скончался, и последующим строительством занимались уже его четыре дочери, вышедшие замуж за представителей известных купеческих фамилий Москвы (Прохоровы, Востряковы, Найденовы и Лукушины). В результате был возведен многофункциональный комплекс с гостиницей, доходным домом и рестораном, где можно было снять квартиру, отдохнуть, пообедать, посетить врача или заключить сделку, а также была окончена постройка жилого дома Хлудовых (Рождественка, д. 1). В строительстве принимали участие почти 1,5 тысячи человек, среди которых были инженеры, техники, художники, скульпторы и рабочие 32-х специальностей. Вскоре после открытия, сестры Хлудовы сдали бани в аренду торговому дому «Виноградов И.Н. и Кузнецов Ф.П.», так это являлось для семьи побочным бизнесом. Строительство бань окупилось владельцам лишь через 11 лет, зато после стало приносить солидный доход, достигавший в среднем 40 тысяч рублей в год.

Архитектор С.С. Эйбушитц и Л.А. Кекушев. Проект банных зданий был заказан известному архитектору Семёну Семёновичу Эйбушитцу.

Семён Семёнович Эйбушитц

Для воплощения грандиозного «сказочного» замысла, он пригласил из Петербурга инженера-архитектора Льва Николаевича Кекушева , и они вместе создали проект шикарного банного бассейна. Участие в строительстве этих бань было для будущего известного зодчего одним из первых реализованных проектов в Москве. Для отделки интерьера и создания витражей, Лев Николаевич привлек известного тогда в Москве художника-предпринимателя Августа Томашки, который как правило сам работы не выполнял, а привлекал для этого учеников художественных училищ или начинающих авторов.

Центрифуга для банных веников. Кекушев занимался также устройством технических и художественных новшеств. По его чертежам были сделаны уникальные очистные подземные сооружения с тройным отстойником, и никакого дурного запаха, кроме приятного, рядом с банями никогда не было. Кекушев соорудил в этих банях нечто, доселе невиданное — огромную центрифугу для банных веников! К концу рабочего дня во дворе бань вырастала гора мокрых веников, которые можно было использовать только один раз и которые после этого подлежали уничтожению. Инженер Кекушев вместе с Эйбушитцом придумали центрифугу, которая быстро выжимала из веников воду, после чего их сжигали в главном котле. Кекушев также создал машину для колки дров, работающую при помощи пара, и эта установка проработала в первозданном виде до 1931 года, потом на нее поставили электромотор и она в таком виде колола дрова аж до 1953 года, пока главный котел не заменили газовым.

Лев Николаевич Кекушев

Первый общественный лифт Москвы. В начале 1893 года в западном (левом) здании Центральных бань немецкая фирма «Сименс и Гальске» установила первый электрический общественный лифт в Москве, который обслуживал посетителей номерных бань на третьем этаже. Лев Кекушев понимал возможные перебои с электричеством и, чтобы люди не застряли в лифте, усовершенствовал лифтовую систему так, что кабина продолжала поднимать пассажиров даже при полном отключении электричества. В фирме-изготовителе об этом узнали только через 20 лет, в 1913 году, во время капитального ремонта бань. Тогда из Германии специально приехали инженеры-конструкторы, чтобы своими глазами видеть это изобретение. За это новаторство, в 1914 году фирма «Сименс и Гальске» выдала Льву Кекушеву солидную премию, после чего в банях стали говорить: «За немецкую блоху, кою Лева подковал». Правда при этом Кекушев уступил им патент на изобретение, и немецкая фирма сразу применила свое право в США, где устанавливала лифты в высотных зданиях.

Банный лифт проработал до лета 1918 года, а затем был демонтирован. Примерно за неделю до демонтажа лифта в соседнем доме № 3 на Театральном проезде (бывший Торговый дом Хлудова) проходило собрание московских водопроводчиков, которое решил посетить В.И. Ленин, живший тогда в рядом расположенной гостинице «Националь». Говорят, что после своего неудачного выступления на собрании, Ленин на этом лифте поднялся в банный номер на третьем этаже и вероятно хорошо там попарился. А через неделю этот лифт, проработавший 25 лет, и всю лифтовую технику демонтировали и увезли в неизвестном направлении, под конвоем латышских стрелков. Впоследствии, в Центральных банях стали говорить, что Ленин забрал этот лифт для своего бункера в Московском Кремле. Через полгода после этих событий исчез и сам устроитель лифта Лев Николаевич Кекушев…

Открытие банного комплекса. 28 апреля (10 мая) 1893 года было решено торжественно отпраздновать открытие банно-гостинично-торгового комплекса. Сестры Хлудовы решили устроить сразу четыре банкета в банях. Первый банкет-завтрак состоялся в 9 часов утра на втором этаже правого здания. На него пригласили всех строителей и даже рабочих заводов, которые делали кирпич для здания. По окончании банкета всем выдали именные конверты с денежной премией. Второй банкет состоялся в 12 часов дня. На него были приглашены священнослужители всех соседних храмов, мужских и женских монастырей. По окончании банкета состоялся всеобщий молебен, после чего присутствующим выдали по отрезу ткани высокого качества: священникам — белого, а монахам и монашенкам — черного цвета. Третий банкет был самым главным, он начался в 3 часа дня на втором этаже западного (левого) корпуса бань, в Высшем разряде мужского отделения. Столы накрывали шесть лучших рестораторов Москвы, за каждым гостем был закреплен свой официант. На этот банкет были приглашены важные государственные деятели, купцы первой гильдии, банкиры и иностранцы. При этом чиновников отделили от купцов, накрыли отдельные залы. Первых посадили в Турецком зале, который специально для банкета обставили дорогой мебелью. Для музыкального сопровождения пригласили три оркестра и цыганский ансамбль. Музыканты играли до окончания всех банкетов, поэтому ночевать им пришлось в банях.

Ровно в 15.30 к баням подъехал генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович Романов , и в сопровождении свиты сразу прошел в Турецкий зал. Правда, генерал-губернатор пробыл на банкете всего 10 минут!

Елизавета Фёдоровна и Сергей Александрович Романовы

Четвертый банкет был устроен в восточном (правом) здании для самих Хлудовых и начался в семь часов вечера. Туда пришли и те, кто не догулял на третьем банкете. Всеобщее веселье закончилось лишь поздно ночью.

Знаменитые конкуренты. Среди приглашенных на открытие была и владелица Сандунов Вера Ивановна Фирсанова с мужем, Алексеем Николаевичем Гонецким. Но когда она увидела там своего ненавистного первого мужа, банкира Воронина, то спешно покинула банкет. Оставшись один, господин Гонецкий вместе с соседом по столу, художником Августом Томашки, принялся усердно дегустировать спиртное. Мужчины быстро опьянели и их пришлось отнести в женское отделение высшего разряда, где они проспали всю ночь на кожаных диванах. Утром госпожа Фирсанова прислала за мужем пролетку и двух здоровых мужиков, которые живо вытащили его на улицу, встряхнули и увезли к жене.

Вера Ивановна Фирсанова

Через пару лет после открытия Центральных бань, Фирсанова и Ганецкий начали грандиозную перестройку своих Сандуновских бань, при этом они пользовались теми же подрядчиками и рабочими. После открытия обновленных Сандунов, у каждого появились свои почитатели и завсегдатаи. Были и такие, которые мылись «на два фронта». Старожилы бань долго вспоминали одного профессора, который со дня открытия лет тридцать парился поочередно в Высших разрядах этих двух бань для разнообразия. По традиции, артисты балета Большого театра ходили в основном в Центральные бани, а вокалисты предпочитали Сандуновские. Федор Иванович Шаляпин парился только в Сандунах и только в санитарные дни, а его жена-балерина Иола Торнаги посещала с коллегами Центральные бани. Дореволюционная банная жизнь. Центральные бани обслуживало 250 человек. Помимо основных работников, в Высшем мужском отделении по вечерам регулярно играл оркестр из пяти внештатных музыкантов. В штате числился телефонист, а также биотехник в белом халате, который каждые три часа брал из бассейна пробу воды для биохимического анализа, и дежурный курьер увозил их в специальную лабораторию Москвы. Более всего богатые московские купцы любили посещать бани семьями и поэтому шли в отдельные номера. Часто, номерные бани использовались для заключения многомилионных сделок. Старослужащие рассказывали, что возле номеров можно было увидеть ожидающего в кресле нотариуса с книгой. Был даже случай, когда нотариус дежурил в бане пять суток подряд. Все это время он со своими помощниками находился в соседнем номере, ждал и, по всей вероятности, тоже отдыхал. При банях было специальное детское отделение, с игрушками и банщицей, которая закреплялась за каждым ребенком. В интерьерах красовались уникальные художественные росписи, сверкали витражи и позолота, блестело красное дерево. Цены на посещение начинались от 5 копеек в «простонародных банях» и доходили до 10 рублей за отдельный трехкомнатный номер. В фешенебельном женском отделении за 30 копеек комнаты отдыха были разделены на уютные отсеки с помощью высоких резных спинок диванов, а в отсеках стояли туалетные столики и зеркала. Здесь мылись богатые промышленники, первогильдейские купцы, банкиры, великие артисты и выдающиеся личности России. Любили посещать эти бани Л.Н. Толстой и А.П. Чехов.

Революционное лихолетье и пропавшие сокровища. В санитарный день, в сентябре 1917 года, в женском отделении Высшего разряда состоялось собрание семейства Хлудовых, всего человек сорок. По окончании собрания, хозяйка Александра Герасимовна Найденова, которая к тому времени скупила все наследственные доли сестер, вызвала трех самых надежных работников. Об этом вспоминал один из них, Иван Аксенов, который в 1918 году стал комиссаром национализированных бань. В присутствии секретаря и священника-старообрядца Александра Герасимовна сообщила об опасности в стране и предложила забрать из банка заказанные еще в 1914 году золотые и серебряные тазы и спрятать до лучших времен в надежном месте. Затем она оформила доверенности, подписала квитанции и дала каждому из трех работников по конверту с деньгами на карманные расходы. Батюшка прочел молитву, и все разошлись. Больше Найденову в Центральных банях никто не видел. Согласно банковской квитанции, три золотых таза с барельефами и сорок серебряных тазов были получены, а потом по свидетельству участников спрятаны на дне старого колодца, в 180 метрах от Боровицких ворот Кремля. Колодец засыпали и тщательно выровняли землю. В 1918 году, получив сведения из банка, сотрудники ВЧК стали интересоваться этими ценностями, несколько дней они осматривали всю территорию, простукивали стены и вскрывали полы в нескольких местах. Но так ничего не нашли. А может и нашли, но нам об этом ничего не известно…

Александра Герасимовна Найдёнова (Хлудова)

После революции. Хлудовым пришлось уехать во Францию. В бывшей лифтовой пристройке соорудили сначала склад, а потом тот самый Иван Афанасьев, бывший служащий и один из первых комиссаров Центральных бань, устроил там трехкомнатную квартиру с официальным номером 26. Две комнаты заняла его семья, а в третьей обосновался заместитель, Леонид Афиногенов. В здании бывшего доходного дома при банях, в 1924-1925 годах работал Московский коммунальный музей, предшественник Музея Москвы. В 1926 году бани решили назвать именем Дзержинского, но сами же чекисты сочли это не лучшей идеей. В 1927 году им грозило переименование в «Имени 10-летия Октября», но вывеску над входом вскоре сняли. В 1930-х годах бани хотели назвать «Имени Я.М. Свердлова», потом «Московские бани имени Жданова», но они благополучно остались Центральными.

В первые месяцы советской власти в Высшем разряде постоянно бывал генерал Брусилов. Когда он входил, то все вставали и отдавали честь — и белые, и красные, и даже московские купцы. Банные номера любили посещать великие люди, руководители страны, партийные деятели и представители интернационала. В 1934–1935 годах в баню по спецкарточкам приходили мыться тысячи рядовых строителей московского метро.

Война. В самом начале войны при банях был организован пункт раздачи лекарств для больных сахарным диабетом, сначала для военных, а потом и гражданских лиц. Препараты привозили в коробках из картона, который потом шёл зимой на утепление солдат. После войны работники бань помогали утепляться картоном немецким военнопленным, которые под конвоем мылись в правом (восточном) здании мужского отделения.

Знаменитые посетители. Очень любила посещать эти бани тогдашний министр культуры Екатерина Алексеевна Фурцева. В течение многих лет она всегда приходила с какой-нибудь актрисой, которая и расплачивалась за номер. Кассирша не помнила такого случая, чтобы Фурцева сама оплатила свое посещение. Когда в СССР приехал коллега Фурцевой, министр культуры Франции и знаменитый писатель Морис Дрюон, то он также отправился в Центральные бани. Его тогда сопровождал и парился вместе с ним известный актер Ростислав Плятт. Часто, прямо в домашних тапочках, приходила сюда Рина Зеленая , которая жила неподалеку в одном из номеров гостиницы «Европа». Нередко она мылась со своей подругой, Фаиной Раневской , при этом платили они за посещение номера по очереди.

Мавританский зал

Постоянным посетителем номерных бань был артист Михаил Румянцев – знаменитый клоун Карандаш. Однажды в 1950 году Карандаш вернулся с гастролей и обнаружил, что потерял ключи от квартиры. Тогда он решил в ожидании семьи помыться в номере бани. Дело в том, что неизменным его спутником была собака Клякса, а с собаками можно было только в номера. Но они оказались все закрыты на ремонт. Тогда он пошел в общее отделение Высшего разряда. Это был единственный случай посещения бани с собакой и купание ее в бассейне. Жалоб от посетителей не было, потому что это было счастьем помыться с великим клоуном и его собакой!

Банный крах. Бани продолжали «мыть» многочисленных посетителей до начала 1990-х годов, и спустя пару лет из-за экономических трудностей они закрылись и были брошены на произвол судьбы. В 1993 году в здании бань произошел сильный пожар, который уничтожил многие интерьеры и повредил фасады. В 2000-е годы левое здание немного перестроили, но сохранилась шикарная мраморная лестница, выполненная по проекту Льва Кекушева, почти в первозданном виде дошли до наших дней некоторые помещения мужского отделения «за 50 копеек» — уникальные интерьеры холла с ажурными медными светильниками, классический зал с камином, где ранее была банная раздевалка, комната в мавританском стиле и круглый бассейн, окруженный «писающими мальчиками» и античными статуями. Сейчас в этих помещениях принимает гостей ресторан «Серебряный век». Вы можете посетить эти бывшие роскошные Центральные бани, если придете в ресторан «Серебряный век». Официальный сайт ресторана http://www.silverage.moscow/ . А если вы желаете увидеть шедевр банного убранства в действующих банях, то милости просим на нашу !
Автор публикации – Наталья Леонова
Дата публикации – 19 апреля 2017 года

Недавно я побывала в бывших Хлудовских (Центральных) банях, ныне ресторане "Серебряный век", осталась под глубоким впечатлением от . А когда я готовила материал о них, то наткнулась на очень интересный очерк из истории бань . Его автор, Евгений Аксенов родился и провел детство в здании бань, потому что его дед, Иван Аксенов, был одним из старейших и доверенных работников бань еще у сестер Хлудовых, а после революции стал Комиссаром Центральных бань. Его дневники внук дополнил рассказами родных, соседей, работников бань и архивными документами, которые собирал в течение полувека.

Нет смысла копировать очерк целиком, хотя он этого определенно заслуживает, поэтому я выбрала из него лишь то, что касается замечательного архитектора Льва Николаевича Кекушева, в . Аксенов приводит немало фактов, где раскрываются новые грани таланта Кекушева, и самое главное - версию его гибели, совершенно непохожую на все, что пишут в статьях и монографиях о Льве Николаевиче. Правда ли это? Кто знает... Автора уже не спросишь, он умер, и его работа о банях вышла посмертно.
Фрагменты из очерка Евгения Аксенова я дополнила старыми фотографиями с сайта pastvu.com

Центральные бани построили 1370 инженеров, техников и рабочих 32 специальностей на деньги сестер Хлудовых, по проекту архитектора Семена Семеновича Эйбушитца. А также художники, под руководством инженера-архитектора Льва Николаевича Кекушева, которому принадлежит также проект бассейна и целый ряд некоторых технических и художественных новшеств того времени.

Идея постройки бассейна в Центральных банях принадлежала главному архитектору Семену Семеновичу Эйбушитцу. Для воплощения этой идеи в жизнь Семен Семенович пригласил из Петербурга представителя русской школы модерна инженера-архитектора Льва Николаевича Кекушева, и они сделали совместный проект бассейна. К созданию вышеупомянутых скульптур и отделки всего интерьера Центральных бань Лев Николаевич привлек весьма своеобразного художника Альфреда Томашко. Томашко в свою очередь нанял с десяток подмастерьев, при помощи которых довольно быстро выполнял любое задание архитекторов, причем весьма творчески.
Для Кекушева это был один из первых реализованных в Москве проектов.

Хлудовские бани. Мавританская курильная. Фото сделано между 1901 и 1913

Кекушев сам произвел расчеты и соорудил довольно внушительную центрифугу для банных веников. Дело в том, что во всех московских банях в те годы проблемой номер один было, как и куда девать такое огромное количество использованных веников. Ведь к концу рабочего дня во дворе вырастала гора мокрых веток, которые надо было как-то утилизировать.

Инженер Лев Кекушев вместе с главным архитектором строительства нашли выход: они решили с помощью паровой центрифуги выжимать из веников воду, как в современных стиральных машинах, а затем малыми партиями сжигать их вместе с дровами в главном котле. Кекушев создал также и машину для колки дров, работающую при помощи пара, и эта установка проработала в первозданном виде до 1931 года, затем на нее поставили электромотор, и машина исправно колола дрова аж до 1953 года, пока главный котел не перевели на газ.

В левом (западном) здании Центральных бань в начале 1893 года немецкая фирма «Сименс и Гальске» устанавливает первый в городе общественный лифт, в основном для посетителей отдельных номеров третьего этажа. В городе уже работали лифты на электрической тяге, но все они были персональными.

Лев Кекушев учел возможные перебои с электричеством и, чтобы люди не застряли в лифте, усовершенствовал всю лифтовую систему тяги так, что лифт продолжал поднимать пассажиров даже при полном отключении электричества. В самой фирме-изготовителе об этом усовершенствовании узнали лишь через 20 лет - в 1913 году, во время капитального ремонта, в котором Лев Кекушев принимал самое активное участие. Тогда из Германии специально приехали три инженера-конструктора, дабы своими глазами видеть этот лифт в работе.

За усовершенствование лифтового оборудования в начале 1914 года фирма «Сименс и Гальске» выдала Льву Кекушеву огромную премию, как позже говорили в Центральных банях: «За немецкую блоху, кою Лева подковал».

Кстати, немецкая фирма сразу применила изобретение Кекушева в США, где в те годы устанавливала свои лифты в высотных зданиях. Патент на техническое усовершенствование лифтового оборудования немецкие инженеры, присутствовавшие во время капитального ремонта лифта, оформили на себя, но с позволения Льва Николаевича.

Парикмахерская при банях

В отличие от машины для колки дров, лифт проработал до лета 1918 года, затем был национализирован и демонтирован. Примерно за неделю до демонтажа лифта соседний дом № 3, что по Театральному проезду, бывший Торговый дом Хлудова, посетил Владимир Ильич Ульянов (Ленин). В тот день в этом здании проходило собрание московских водопроводчиков. Только не путайте инженерно-технических работников с сантехниками.

Ленину кто-то, видимо, доложил об этом мероприятии, и он явно захотел придать этому собранию политическую окраску. Ленина сначала освистали, но, учитывая его статус и возможные последствия, культурно послали вождя в баню. Владимир Ильич оскорбился, а затем покинул собрание через запасной выход хлудовского дома и оказался во дворе Центральных бань, но не сел в свою персональную машину, а неожиданно пошел куда посылали - в баню, благо рядом. Естественно, что его личная охрана быстро организовала посещение отдельного номера на третьем этаже западного корпуса.

Поднимался вождь на третий этаж и спускался в единственном при бане лифте - это точно. В тот день возле лифта дежурил вахтер по кличке Фонарь. Такую кличку ему дали за необычно высокий рост, и он, естественно, запомнил «высокого гостя» с низким ростом. А через неделю этот общественный лифт был демонтирован и вывезен в неизвестном направлении... Рабочие демонтировали лифт, проработавший 25 лет, всю лифтовую технику на четвертом этаже западного здания увезли в неизвестном направлении под конвоем латышских стрелков. Позже в Центральных банях досужие посетители поговаривали, что лифт украл Ленин для своего бункера в Московском Кремле.

После октябрьского переворота Лев Николаевич Кекушев, единственный в Москве специалист, знающий лифтовую технику, страдал одышкой и нигде не работал, но Центральные бани посещал регулярно до 1919 года. Примерно через полгода после демонтажа лифта он пропал без вести. На Мясницкой, возле чайного магазина, его арестовали люди в кожаных куртках и увезли в легковой автомашине в сторону Чистых прудов. Все это произошло на глазах женщины, работавшей в прачечной Центральных бань и хорошо знавшей Льва Николаевича. Кто знал лично Льва Кекушева, говорили, что новую власть он люто ненавидел и вряд ли стал на нее работать. Причем своих взглядов никогда не скрывал и говорил то, что думал. Если большевики рассчитывали наладить лифт в бункере с помощью Льва Кекушева, то они глубоко ошиблись. Это был не тот человек, коего можно было сломить...

А лифтовая пристройка долго не пустовала. Сначала в ней был склад, а затем Иван Афанасьев, будучи в те годы одним из первых комиссаров Центральных бань (была и такая должность), с разрешения местного райкома партии, переехал в эту «капитанскую рубку» вместе со всей семьей и обосновался там в двух комнатах, а чуть позже туда же переехал и его заместитель - Леонид Афиногенов. Райком партии специальным решением присвоил этой новой трехкомнатной коммунальной квартире номер 26. Вот в этой «коммуналке» я (Евгений Афанасьев) и появился на свет в августе 1945 года.

Вот такая странная история...

Дом Хлудова на Театральном проезде во дворе которого находились Центральные бани. 1906