Что за выражение похороните меня плинтусом. Что значит выражение «похороните меня за плинтусом»? конференция учащихся по гуманитарным дисциплинам

Министерство образования и науки РБ

г. Улан-Удэ

МАОУ СОШ №25

XVII Республиканская научно-практическая

конференция учащихся по гуманитарным дисциплинам

«Сибирская весна»

Номинация:Литература XX века

Тема: Значение слова «плинтус» в повести П. Санаева

«Похороните меня за плинтусом»

МАОУ «СОШ № 25» г.Улан-Удэ

Домашний адрес: г. Улан-Удэ,ул.Солнечная 20-35

Телефон:89021627554

Руководитель: Шатохина Алена Ильинична,

Телефон: 89085962466

г. Улан-Удэ

2016 г.

Введение

Повесть «Похороните меня за плинтусом» была написана Павлом Санаевым в 1994 году. Опубликовано произведение было лишь в 1996 году. По словам самого автора, эта повесть была основана на событиях, произошедших с ним в детстве, но не является при этом полностью автобиографичной, так как не лишена художественного вымысла. Это произведение произвело большой фурор в отечественной современной литературе, было номинировано на Букеровскую премию. В данной научной работе анализируется значение слова «плинтус» в повести Санаева. Повесть не исследована литературоведами, что подтверждается небольшим количеством статей о ней, которые скорее являются отзывами о повести, нежели чем научным трудом.

Цель данной научной работы: выяснение значения слова «плинтус» в художественном тексте Павла Санаева.

Задачи исследования:

    отобрать эпизоды, в которых упоминается это слово;

    выяснить значение слова в толковых и этимологических словарях;

    сопоставить литературный и языковой материал;

    проанализировать значение слова «плинтус» в собранных фрагментах и эпизодах повести, где оно упоминается.

Гипотеза: в повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» слово «плинтус» обретает символическое значение.

Методы исследования:

    имманентный анализ текста;

    сравнительно-сопоставительный анализ;

    интерпретирование.

Работа состоит из нескольких глав. Во введении обозначена актуальность и новизна работы, определены цели и задачи исследования, указан объект и методы исследования. Первая глава посвящена анализу эпизодов повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом», в которых упоминается слово «плинтус». В заключении сформулированы результаты исследования.

Объектами исследования является повесть Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом»

Предмет исследования – значение слова «плинтус».

Практическая значимость определяется возможностью использования текста исследовательской работы в форме реферата в качестве справочного и обучающего материала на уроках литературы в 10-11 классах.

§ 1. Значение слова «плинтус» в повести П. Санаева «Похороните меня за плинтусом»

«Я попрошу маму похоронить меня дома за плинтусом, - придумал я однажды. - Там не будет червей, не будет темноты. Мама будет ходить мимо, я буду смотреть на нее из щели, и мне не будет так страшно, как если бы меня похоронили на кладбище».

Фраза «Похороните меня за плинтусом» первый раз была упомянута именно в этом отрывке повести. И именно она стала названием данного произведения. Так какой смысл, какое значение приобрело слово «плинтус» в тексте Павла Санаева? Авторы различных толковых и этимологических словарей поясняют слово «плинтус» по-разному. Однако нечто схожее в его истолковании все же имеется.

По словарю Ожегова:

1)планка, закрывающая щель между стеной и полом;

2) наружный выступ в нижней части какого-нибудь сооружения .

По словарю Даля:

1) плинт м. греч.подножье, стояло;

2) нижняя полоса стены, печи, выступом;

3) панель, пришивная, по стенам по полу дощечка;

4) наружный уступ стены, против полу;

5) Плинф м. церк. Кирпич .

Строительный словарь:

1) профилированная деревянная или пластиковая рейка, предназначенная для прикрытия щелей между полом и стеной;

2) элемент архитектурного оформления помещения .

По этимологическому словарю Фасмера:

"четырехугольное основание колонны, нижний обвод стены, печи". Из греч., вероятно, через лат. Plinthus .

По толковому словарю Ушакова:

пл"интус, плинтуса, муж. (от греч. plinthos - кирпич, плита) (архит.);

1) узкая планка, закрывающая щель между деревянным полом и стеною;

2) наружный выступ на стене здания на высоте пола;

3) нижняя полоса печи, идущая выступом .

Итак, во всех словарях главная роль плинтуса – прикрытие щели между стеной и полом. Во-первых, действие имеет практическое значение, так как защищает дом от проникновения мышей и других вредителей, а во-вторых, носит эстетический характер. Какое же значение приобретает в произведении слово «плинтус»?

Детство главного героя повести – Саши Савельева - трудно назвать счастливым. Опека любящей, но деспотичной бабушки, ее своеобразное поведение, домашняя тирания (опять же со стороны бабушки) подавляли личность ребенка. Каждый день его жизни был сложным и непредсказуемым. Мать, дедушка, которые тоже стали объектами тирании Нины Антоновны, не могли защитить Сашу. Вследствие этого жизнь мальчика была трудной, мрачной. Неудивительно, что при таком воспитании и постоянном напоминании о скорой кончине (мальчик рос болезненным, и бабушка не упускала случая напомнить ему об этом) ребенок рано задумался о смерти. Для него, лишенного почти всех радостей жизни, не сама смерть была страшна. В силу своего детского мышления он не понимал, что умерший человек не может видеть или чувствовать, что все процессы жизнедеятельности, свойственные живым, невозможны после смерти. Поэтому Саша боялся не ее. Больше всего в смерти его пугала безвозвратность. Осознание того, что смерть уносит человека туда, откуда нет пути назад, было ужасающим для него.

«”Никогда” было самым страшным в моем представлении о смерти. Я хорошо представлял, как придется лежать одному в земле на кладбище под крестом, никогда не вставать, видеть только темноту и слышать шуршание червей, которые ели бы меня, а я не мог бы их отогнать. Это было так страшно, что я все время думал, как этого избежать».

В итоге после долгих размышлений главный герой и приходит к выводу о том, что похороны за плинтусом – идеальный для него исход. Таким образом, он сможет уйти от одиночества, от темноты, от безвозвратности. Слово «никогда» прекратит преследовать его и рядом будет самый дорогой для ребенка человек – мать. И стоит отметить, что Саша просит похоронить его не за любым плинтусом. Он хочет, чтобы плинтус, за которым он будет похоронен, принадлежал его матери. Чумочка (как ласково мальчик называл свою маму) была для Саши единственной радостью жизни. Он жил для нее, его целью жизни были встречи с ней, безумно редкие, но спасавшие его от гибели личности от тирании, дающие ему ощущение любви и тепла. Мама главного героя была для него «лучом света в темном царстве». Во время встреч с ней он как никогда остро осознавал губительность бабушкиной опеки, понимал, что жизнь может состоять не только в вечных походах по врачам и запретах, но и в окружении, способном дарить чувство защищенности, когда Саша мог говорить то, что думает, ничего не боясь, быть самим собой. Мама была для мальчика светлым идеалом, праздником меж серых будней. Его связь с ней не могла быть подавлена ни редкостью их встреч, ни всепоглощающей любовью бабушки, ни долгими разлуками. Эта связь, любовь матери и сына способны были отогнать ужасы смерти, ее присутствие (пусть мальчик и будет за плинтусом, но она будет рядом) будет дарить ему защиту, спокойствие.

В этом произведении плинтус становится не просто элементом декора. Плинтус для Саши в первую очередь – это граница между миром живых и тем инобытием, которого он боялся. Это не тяжелый крест, не могильный памятник, который задавит, не позволит выбраться и спастись от своих страхов, от боязни темноты и от бесконечности, проведенной в полном бездействии и одиночестве. Это небольшая планка. Планка, которая позволит мальчику подглядывать за этим миром, уйти «не навсегда». Этим значение слова «плинтус» в многочисленных толковых и этимологических словарях и отличается от значения этого слова в повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». Слово «плинтус», имеющее довольно узкое истолкование, приобретает метафоричное значение.

Заключение

Цель и задачи, поставленные в работе, выполнены. В частности, были собраны фрагменты и эпизоды, в которых упоминалось слово «плинтус», выяснены значения этого слова в различных толковых и этимологических словарях, сопоставлен собранный литературный и языковой материал, проанализированы фрагменты и эпизоды, в которых упоминалось данное слово.

Данная работа позволяет сделать вывод о том, что в контексте повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» слово «плинтус» обретает более глубокий смысл и используется в переносном значении. Слово «плинтус» в этом произведении приобретает значение «граница между миром живых и миром мертвых».

Список литературы

    СанаевПавел. Похороните меня за плинтусом. Издательство: МК–Периодика, 2007 г.–184 стр.

    Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеол. выражений / Российский фонд культуры – М.: АзъLtd., 1992. – 960 с.

    Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. / М.: «Русский язык», 1978.

    http://builder.academic.ru/654.

    Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. – 4-е изд. стереотип. / М.: Астрель: АСТ, 2003.

    Толковый словарь русского языка: В 3 т. / Ред. УшаковД.Н./ М.: Вече: Мир кн., 2001.

Я люблю этот фильм, правда. Он не простой, в какой-то мере грубый, некоторые сцены в нём неприятны, но всё же… Эта кино-история снята на основе одноимённой повести Павла Санаева в 2009 году. Режиссёр: Сергей Снежкин. Роли исполнили: Светлана Крючкова, Алексей петренко, Мария Шукшина, Александр Дробитько. Фильм не является полностью экранизацией книги.

В этой кинокартине речь идёт о семье известного советского актёра. А точнее о его жене и внуке. Бабушка очень сильно любит Сашу (имя мальчика), настолько сильно, что эта любовь перерастает в манию.

Парень болезненный, поэтому бабушка водит его по врачам, пичкает его таблетками, вся её жизнь посвящена “выхаживанию” малыша. С мамой общаться мальчику запрещено, так как она решила устраивать свою личную жизнь а бабушке это крайне не понравилось. Она при 8-ми летнем ребёнке оскорбляет её, называет шлюхой и т. п. Несмотря ни на что, малыш маму очень любит, скучает за ней и даже хранит вещи, связанные с ней в специальной коробочке…

Вообще, в все герои с очень своеобразными характерами. Самая яркая и впечатлившая меня это бабушка Нина Антоновна. Её история меня очень тронула и довела до слёз. В начале фильма она показана зрителям как грубая женщина, отдающая всё своё внимание внуку, следящая за семейным бюджетом, прячущая деньги в книги, банки с крупой… Она громко ругается, “строит” мужа, не общается с дочерью, обзывает Сашу, помешана на его здоровье. Кажется, что она всегда была такой, но… К средине фильма, она рассказывает, как же она стала грубой, неухоженной и несчастной женщиной.

Оказывается, в молодости она была подающей надежды актрисой. Ей пророчили блестящую карьеру. Но однажды, она влюбилась в московского актёра, за которого вышла замуж. С началом войны ей пришлось с ребёнком эвакуироваться, а муж остался с театром. Жизнь помотала юную девушку: годовалый ребёнок умер, ей негде было жить, а врач сказал, что она никогда не сумеет родить ребёнка. От такого у неё сдали нервы. Муж отправил её лечиться в психиатрическую лечебницу… По случайности, она всё-таки забеременела дочерью. Растила её, выхаживала, за мужем актёром ухаживала, а та не оправдала надежд матери. В итоге, родила ребёнка, которым и стала заниматься Нина Антоновна… История этой женщины меня очень впечатлила. Вот как бывает, думаешь, что жизнь будет блестящей и яркой, а она истрепает тебя, побросает со стороны в сторону и от шикарных перспектив не останется ничего…

В этой кинокартине много ярких моментов, достойных отдельных постов. Это и эпизод попытки побега Саши, подарка бабушки внуку (она подарила дедов магнитофон, за что и “получила” от мужа), встреча мамы с сыном (между прочим, по согласию бабушки!). Эти моменты очень динамичные и впечатляющие.

“Похороните меня за плинтусом” очень сильный фильм, повествующий о судьбе, о тиранической любви, о родительских отношениях. Благодаря ему, зритель может заглянуть за занавес внешне “хорошей”, благополучной семейной жизни советской элиты, увидеть, как бывает…

Режиссёр: Сергей Снежкин

Главные роли: Александр Дробитько, Светлана Крючкова, Алексей Петренко, Мария Шукшина

Жанр: драма

Продолжительность: 117 мин.

Оценка:8 из 10 баллов!

Посмотрите! Не пожалеете!

Цель: показать учащимся, как в повести Павла Санаева решается проблема детства.

Ход урока

1. Краткое сообщение ученика о Павле Санаеве.

2. Вопрос классу: О чем рассказывается в этой повести? (О детстве).

3. Вспомните, кто из русских писателей обращался к этой теме. С.Т.Аксаков, Н.Г. Гарин-Михайловский, Л.Н. Толстой, А.М. Горький).

4. Учитель.

  • Детство – самая счастливая пора в жизни человека и очень важная. Я просила Вас найти высказывания известных людей, подтверждающих эту мысль.
  • Детство есть та великолепная пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку. (Шелдунов Н.А.)
  • Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, творчества, фантазии. (В.А. Сухомлинский).

5. Вопрос классу: Можем ли мы сказать, что у героя повести было счастливое детство? (Вряд ли можно так сказать.)

6. Вопрос классу: Почему нельзя сказать, что у героя было счастливое детство? (Разлучен с матерью, тяжелая атмосфера в семье).

7. Вопрос классу: С чем связана тяжелая атмосфера в семье? Тяжелая атмосфера в семье связана с трудным характером бабушки и ее неуравновешенным психическим состоянием.

8. Вопрос классу: Как можно определить отношение бабушки к внуку? (Она любит его, но странною любовью. Ее любовь соединяет в себе грубость, резкость, ругательства с добротой и заботой).

9. Задание классу: Приведите примеры, показывающие разное отношение бабушки к внуку. (Грубая, резкая манера общения: «хоть бы они все сдохли и ты вместе с ними»; «Ой скотина. Все пальто изгваздал. Душу тебе так бы изгваздали» и т.д. Болезненная забота о здоровье внука. История с магнитофоном говорит о том, что бабушка старается доставить внуку радость.)

10. Вопрос классу: Почему у бабушки такой трудный и психически неустойчивый характер. С чем это связано? (Это связано с прошлым бабушки.)

11. Вопрос классу: Что Вы можете сказать о прошлом бабушки? (Мечтала стать актрисой, а стала секретаршей, а потом домохозяйкой.)

Война. Эвакуация. Смерть маленького сына.

Рождение дочери после войны. Дочь постоянно болела, и бабушка очень боялась ее потерять. Соседка по квартире писала на всех доносы, и бабушка боялась, что ее арестуют. Психиатрическая больница: решили, что у бабушки мания преследования. Из больницы она вернулась, по ее словам, «калекой психически ненормальной.

Глава «Ссора», с. 177–183

12. Вопрос классу: Как такой характер бабушки повлиял на внука. Докажите. (Пытался приспособиться к жизни с бабушкой.)

13. Вопрос классу: А как дедушка относился к бабушке? (Дедушке было нелегко с женой, но он понимал причины такого состояния жены).

Глава «Ссора» , с. 190

14. Вопрос классу: Перед каким выбором бабушка поставила свою дочь? (Бабушка поставила свою дочь перед выбором: ребенок или любимый мужчина. Бабушка не любила мужа дочери и не могла ей простить, что та променяла ребенка на карлика.)

Глава «Чумочка» , с. 246.

15. Вопрос классу: Кто из героинь русской классической литературы стоял перед таким же выбором? (Анна Каренина).

16. Вопрос классу: Что можно сказать о матери Саши Савельева, главного героя? (Очень любит сына. Но у нее слабый характер.)

17. Вопрос классу: В чем проявляется слабость характера матери? (Она не может противостоять своей матери и забрать сына к себе.)

18. Вопрос классу: Как герой относится к своей маме? (Он ее очень любит. Самые счастливые минуты для мальчика, когда мама приходит к нему и он может с ней играть, разговаривать. Саша называл маму любовно Чумочкой.)

Глава «Чумочка» , с. 206.

19. Вопрос классу: После того как Саша понял, что он уже навсегда останется жить у Чумочки, произошел между ним и мамой следующий разговор.

– Мама, спросил я. – А ты обиделась, когда я сказал, что хочу жить с бабушкой?

– Что ты! Я же понимаю, что ты для меня это сказал, чтобы мы не ругались.

– Я не для тебя сказал. Я сказал, потому что ты бы ушла, а я остался. Прости меня.

Как вы можете объяснить эти слова Саши? (Живя с бабушкой, Саша научился приспосабливаться и говорить не то, что он думает).

20. Вопрос классу: В чем трагедия бабушки? (Серьезный конфликт с дочерью, которую она, можно сказать, ненавидит. Дедушка с ней общается мало, Саша ее не любит, и она, как выясняется в конце, это понимает, Бабушка – одинокий и больной человек).

21. Вопрос классу: Какая самая трагическая, с вашей точки зрения,сцена в повести? (Самая трагическая сцена – это когда бабушка стоит под дверью квартиры дочери и не просит, а умоляет вернуть ей внука. Трагически звучат ее слова: « Думаешь, не вижу, кого он из нас любит? Хоть бы раз взглянул на меня, как на тебя смотрит, хоть бы раз меня так обнял. Не будет мне такого, не суждено! А как мне смириться с этим, когда сама его люблю)»

Глава «Чумочка» , с. 266.

22. Вопрос классу: Всем было нелегко с бабушкой. Но все плакали, когда ее хоронили? Почему? (Бабушка была частью жизни всех героев повести. Может, каждый из героев считал, что он в чем-то виноват перед бабушкой.)

23. Вопрос классу: Как вы понимаете смысл названия повести? (Саша никогда не мог находиться с мамой столько, сколько он хотел. Не мог общаться с ней тогда, когда хотел. Он, живя у бабушки, всегда боялся потерять мать. Выражение «Похороните меня за плинтусом» метафорично. Оно означает, как мне кажется, желание ребенка всегда быть рядом матерью, всегда ощущать на себе ее любовь.)

24. Заключительное слово учителя.

Саша часто спрашивал себя, почему, оставшись с жизнью один на один, он должен быть с ней заодно; почему жизнь запрещает любить маму… почему бабушка – жизнь, а мама редкое счастье.

«Рядом со мной и утром, и перед сном была жизнь, а счастья можно было только дождаться и прикоснуться к нему».

Когда мама в конце повести забирает Сашу к себе, он не может поверить, что теперь счастье может стать жизнью.

Я вам желаю, чтобы у вас всегда счастье совпадало с жизнью.

Страницы указаны по тексту: Павел Санаев «Похороните меня за плинтусом». ООО «Издательства Астрель» 2007.

Хотите посмотреть на мир глазами хитрого и живого мальчугана, который живёт в строгих правилах своей бабушки? Прочитайте неординарную повесть Павла Санаева "Похороните меня за плинтусом". Не правда ли, заманчивое название? Эта книга была номинирована на Букеровскую премию. Книжный рынок просто взорвался с появлением этой повести. Краткое содержание "Похороните меня за плинтусом" покажет вам, как нелегко бывает с родными людьми. Взрослые не задумываются над своими словами, поступками, которые влияют на душевное состояние и формирование характера ребёнка.

Автобиографическая книга

Повесть "Похороните меня за плинтусом" Санаев написал не просто так. Она передаёт историю его детства. Мать с отцом развелись, Павлу пришлось жить у своей бабушки Лиды. Мама в это время пыталась наладить жизнь с новым мужчиной, которым оказался известный режиссёр и актёр Ролан Быков.

Бабушка имела очень властный характер, всячески препятствовала встречам внука с матерью и отчимом. Тираническое воспитание было невыносимым. Как-то раз мама случайно забежала к сыну, когда он был один дома, и забрала его к себе. Весь этот месяц в семье мамы и отчима Павел был просто счастлив. Но бабушка силой вернула его назад. Мальчику пришлось прожить у неё ещё четыре долгих года. Ролан Быков очень повлиял на становление характера Павла, поэтому свою книгу Санаев посвятил именно ему.

Главные герои

Много театральных постановок и экранизаций имела книга Санаева "Похороните меня за плинтусом". Главные герои повести ассоциируются с реальными людьми. Познакомьтесь с основными персонажами:

  • восьмилетний мальчик Саша Савельев;
  • Ольга - мама Саши;
  • Нина Антоновна - бабушка мальчика;
  • Семён Михайлович - дед Саши;
  • дядя Толя - отчим.

Краткое содержание "Похороните меня за плинтусом"

Повествование ведётся от лица маленького мальчика Саши Савельева. Он проживает со своей бабушкой и дедом-актёром. Бабушка оберегает мальчика от матери, которую считает легкомысленной. Мама Саши живёт с другим мужчиной. Нина Антоновна всячески настраивает внука против мамы и отчима, чтобы полностью подчинить его себе.

Сашу в книге "Похороните меня за плинтусом" Санаев показывает хитрым и жизнерадостным мальчиком, но немного хиленьким. Бабушка проявляет гиперзаботу. Одна из глав повести называется "Купание", где разворачивается целая церемония бабушкиной заботы. Саша боится свою бабушку и постоянно убегает на стройку. Это его самое спокойное место.

Нина Антоновна не церемонилась с выражениями, называя внука обидными словами. Часто приходилось ему слышать, что он идиот или сволочь. Между внуком и бабушкой сложились очень грубые отношения. Мальчик очень боялся бабушкиных проклятий и мечтал вырваться из этого места. Отсюда и такое название повести - "Похороните меня за плинтусом". Краткое содержание книги не может передать всей глубины мира запуганного ребёнка, который запутался в своих чувствах.

Образы бабушки и дедушки

Жизненная драма показана Санаевым с юмором в книге "Похороните меня за плинтусом". Краткое содержание лишь поверхностно затрагивает проблемы повести. В образе бабушки Саши Санаев показал недостаточно развитую личность, которая не может сделать свою жизнь и окружающих счастливой. Психологические и другие проблемы в семье решались посредством внука.

Нина Антоновна и Семён Михайлович женились без любви. Она мечтала быть актрисой, но отец запретил - стала прокурором. Во время войны ей пришлось похоронить своего сына Алёшу, это наложило отпечаток на её характер. Свой нереализованный темперамент женщина выливала на семью и знакомых. В доме царила атмосфера вербального садизма.

У дедушки не было такого темперамента, поэтому этот брак столько лет держался. Семён Михайлович смирился и плыл по течению. Часто его терпение кончалось, и в доме случались скандалы.

Маленький Саша Савельев и его мама

Мама Саши, Ольга, первый раз вышла замуж, чтобы вырваться из невыносимой домашней обстановки, сбежать от контроля. У Оли не было воли противостоять темпераменту матери. Потом она встретила Анатолия, мать осудила её за это и силой забрала внука. Нина Антоновна говорит дочери, что она не имеет права растить ребёнка.

С тех пор весь свой пыл бабушка обрушила на внука. Её любовь к ребенку можно сравнить только с эмоциональным вампиризмом. Саша стал запуган, развитие затормозилось. Мальчик ослабел, его мучают страхи смерти и потери мамы. Саша не любит свою бабушку. Встречи с мамой были для ребёнка настоящим вдохновением. Сколько раз Ольга пыталась вернуть сынишку, столько раз его у неё отбирали (грубо и настырно). Свидания с мамой стали для Саши тропинкой, выводящей его из страха в любовь.