Этнические общности егэ. ЕГЭ по обществознанию, раздел «Социальные отношения. Этнос и нация. Конспект занятия "Этнические общности. Национальная политика в РФ"

На этом занятии охарактеризуем основные исторические формы этноса. Разберёмся с причинами межнациональных конфликтов и назовём пути их разрешения. Выделим основные направления национальной политики Российской Федерации

Конспект занятия "Этнические общности. Национальная политика в РФ"

Обществознание ЕГЭ, занятие 15

Занятие 15. Этнические общности. Национальная политика в РФ

Этнические общности

Этнос - это исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей (род, племя, народность, нация ), обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием и исторической памятью, а также осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличия от других подобных образований.

    Род – группа кровных родственников, ведущих своё происхождение по одной линии (материнской или отцовской).

    • Не все учёные считают род этносом, так как он был немногочисленным и не имел самостоятельной культуры.

    Племя – несколько родов, связанных между собой общим происхождением, общей культурой, языком, единством религиозных представлений, обрядов.

    Народность – исторически сложившаяся общность людей, объединённая общей территорией, языком, психическим складом, культурой.

    Нация – общность людей, которая характеризуется развитыми экономическими связями, общей территорией, языком, культурой, развитым этническим самосознанием.

    Межэтническая, гражданская нация – совокупность (сообщество) граждан того или иного государства.

Тенденции развития наций

Национальные интересы: необходимость сохранять свою особенность, неповторимость, уникальность, стремиться к росту населения, обеспечивать достаточных уровень экономического развития,

а с другой стороны,

необходимость обогащать свою культуру, благодаря контактам с другими народами, поддерживать связи с ними.

Межнациональная дифференциация – процесс разъединения, разделения, противостояния различных наций:

    самоизоляция;

    протекционизм в экономике;

    национализм в политике и культуре;

    религиозный фанатизм, экстремизм.

Межнациональная интеграция – постепенное объединение различных этносов:

    экономические и политические союзы, транснациональные корпорации;

    создание международных культурных центров;

    взаимопроникновение религий, культур, ценностей.

Глобализация – исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы, и человечество превращается в единую политическую систему.

Формы межнациональных отношений

Мирное сотрудничество :

    этническое смешивание – стихийное смешение разных этнических групп на протяжении многих поколений (обычно через межнациональные браки);

    этническое поглощение (ассимиляция ) – почти полное растворение одного народа (или нескольких народов) в другом мирным или военным путём;

    создание многонационального государства, в котором соблюдаются права и свободы каждой народности и нации в подобных случаях несколько языков являются государственными, например, в Бельгии – французский, датский и немецкий, в Швейцарии - немецкий, французский, итальянский и ретро-романский); формирование культурного плюрализма , при котором представители одной национальности добровольно овладевают привычками и традициями другой, обогащая при этом собственную культуру.

Этнические (межнациональные) конфликты

Главной причиной конфликтов является этноцентризм .

Возможные причины конфликтов

    Неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти.

    Быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения.

    Несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов.

    Принадлежность к разным религиям и конфессиям, различия в уровне современной религиозности населения.

    Недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни.

    Ухудшение качества окружающей среды в результате её загрязнения либо истощения природных ресурсов вследствие использования представителями иной этнической группы.

    Прошлые взаимоотношения народов (войны, былое соотношение господства-подчинения и др.).

    Особенности бытового поведения. Специфика политической культуры народа.

Для появления межэтнических конфликтов необходимы определённый сдвиг привычного уклада жизни, разрушение системы ценностей  чувства растерянности и дискомфорта у людей, обречённости и даже потери смысла жизни  на первый план в регуляции межгрупповых отношений в обществе выдвигается этнический фактор как более древний, выполняющий функцию группового выживания.

Национализм – идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов, стремление к национальной замкнутости, местничеству; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду. Национализм может проявляться на державно-государственном и бытовом уровнях.

Ксенофобия – страх перед чужим, враждебное отношение к инородцам.

Шовинизм – политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление её интересов другим нациям и народам, внедряющая в сознание людей неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам, разжигающая вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий, национальный экстремизм.

Геноцид – преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп.

Национальная политика в РФ

Основы – в Конституции РФ, Концепции национальной политики РФ (1996 г.)

Направления национальной политики

    Развитие федеративных отношений, обеспечивающих гармоничное сочетание самостоятельности субъектов РФ и целостности Российского государства.

    Развитие национальных культур и языков народов РФ, укрепление духовной общности россиян.

    Обеспечение политической и правовой защищённости малочисленных народов и национальных меньшинств.

    Достижение и поддержание стабильности, прочного межнационального мира и согласия на Северном Кавказе.

    Поддержка соотечественников, проживающих в государствах-участниках Содружества Независимых Государств, а также в Латвийской, Литовской и Эстонской республиках, содействие развитию их связей с Россией.

Принципы национальной политики

    Равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям.

    Запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

    Сохранение целостности и неприкосновенности территории РФ.

    Равноправие всех субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

    Гарантия прав коренных малочисленных народов в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, и международными договорами РФ.

    Право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения.

    Содействие развитию национальных культур и языков народов России.

    Своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов.

    Запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды.

    Защита прав и интересов граждан РФ за её пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной в соответствии с нормами международного права.

Решение заданий

Най­ди­те в при­ведённом спис­ке эт­ни­че­ские общ­но­сти, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) молодёжь; 2) рос­си­я­не; 3) тру­дя­щи­е­ся; 4) укра­ин­цы; 5) па­ри­жа­не; 6) рус­ские.

Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния об эт­ни­че­ских общ­но­стях и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Раз­но­вид­но­стью эт­но­са яв­ля­ет­ся на­род­ность.

2) По­яв­ле­ние наций пред­ше­ство­ва­ло воз­ник­но­ве­нию го­су­дар­ства.

3) В ос­но­ве эт­ни­че­ской общ­но­сти лежит един­ство клас­со­вых ин­те­ре­сов.

4) Раз­ли­ча­ют эт­ни­че­ское и граж­дан­ское по­ни­ма­ние нации.

5) Спло­че­нию на­род­но­сти в нацию по­мо­га­ет осо­зна­ние лю­дь­ми общ­но­сти своих ис­то­ри­че­ских судеб.

Выберите верные суждения об этнических общностях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Этническая общность – это исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей, которая связана общностью языка, культуры, психологического склада и мировосприятия.

2) Интегративным показателем сформировавшейся этнической общности выступает этническое самосознание.

3) Доход, образование, престиж, объём властных полномочий – факторы, влияющие на формирование этнических групп.

4) К естественным предпосылкам складывания того или иного этноса относят общность территории.

5) Одной из предпосылок формирования этнических общностей является переход к индустриальной цивилизации.

Выберите верные суждения о межнациональных отношениях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Любые межнациональные отношения законодательно регламентированы.

2) Одним из способов предотвращения межнациональных конфликтов в демократическом обществе является соблюдение прав и свобод каждой народности и нации.

3) Этносоциальный конфликт характеризуется состоянием взаимных претензий, противостоянием племён, народов и наций друг другу.

4) Одной из причин этносоциальных конфликтов является существующее между этносами неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти.

5) Толерантность представляет собой конфликт между представителями разных наций и народностей.

Международная организация в 2003 и 2013 гг. проводила в стране Z опросы граждан. Им был задан вопрос: «Что, по Вашему мнению, необходимо делать представителям различных этносов, проживающих на территории одного государства, чтобы предотвратить межнациональные конфликты?».

Результаты двух опросов (в % от числа отвечавших) представлены в диаграмме.

Какие выводы можно сделать на основании данных диаграммы? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Доля тех, кто считает, что для предотвращения межнациональных конфликтов следует научиться понимать друг друга, сократилась за 10 лет.

2) В 2003 г. половина опрошенных связывали предотвращение межнациональных конфликтов с уважением прав и свобод.

3) Одинаковые доли опрошенных в обоих опросах считали необходимым для предотвращения межнациональных конфликтов отказаться от насилия и принуждения.

4) Наименьшие доли опрошенных в обоих опросах демонстрировали отсутствие интереса к данной проблеме.

5) Доля тех, кто не задумывался над данной проблемой, выросла к 2013 г.

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «гуманистическая национальная политика».

1) сближение наций; 2) пропаганда этнической исключительности; 3) культурная самобытность; 4) сохранение родного языка; 5) привилегии отдельным этническим группам; 6) толерантность.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Потренируйтесь в решении заданий части 2

Задание 26

На­зо­ви­те три при­зна­ка, опре­де­ля­ю­щие эт­ни­че­скую при­над­леж­ность ин­ди­ви­да, и про­ил­лю­стри­руй­те каж­дый из них при­ме­ром.

Задания по теме для самостоятельного решения

Задание 1

(2 балла)

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «национальное самосознание». Найдите термины, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны (в порядке возрастания, без пробелов и каких-либо знаков препинания).

1) национальная общность;

2) национальный язык;

3) национальные интересы;

4) национальный парк;

5) национальная культура;

6) национальная экономика.

Задание 2

(3 балла)

Най-ди-те в спис-ке эт-ни-че-ские общ-но-сти и за-пи-ши-те цифры, под ко-то-ры-ми они ука-за-ны (в порядке возрастания, без пробелов и каких-либо знаков препинания).

1) пле-ме-на

2) граждане

3) молодёжь

4) народности

5) нации

6) семьи

Задание 3

(3 балла)

Международная организация проводила в стране Z опрос 30-летних и 60-летних граждан. Им задавали вопрос: «Что, по Вашему мнению, необходимо делать представителям различных этносов, проживающих на территории одного государства, чтобы предотвратить межнациональные конфликты?».

Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в диаграмме.


Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны (в порядке возрастания, без пробелов и каких-либо знаков препинания).

1) Доля тех, кто считает, что для предотвращения межнациональных конфликтов необходимо научиться понимать друг друга, среди 30-летних больше, чем среди 60-летних.

2) Наименьшие доли опрошенных в обеих группах не задумывались над поставленным вопросом.

3) Одинаковые доли опрошенных из обеих групп считают, что для предотвращения межнациональных конфликтов необходимо знакомиться с культурой других этносов.

4) Половина опрошенных 30-летних считают, что для предотвращения межнациональных конфликтов нужно уважать права и свободы друг друга.

5) Среди 60-летних граждан тех, кто считает, что для предотвращения межнациональных конфликтов необходимо уважать права и свободы друг друга, больше, чем тех, кто считает, что нужно научиться понимать друг друга.

Этнос и нация (§8)

1. Этнос - исторически сложившаяся общность людей, объединенная общей культурой, языком, обычаями, территорией проживания, хозяйственной жизнью.

2. Виды этносов:

а) род - вид этноса, в котором определяющими являются кровнородственные связи, основными регуляторами выступают табу (экзогамия - доминирующий из них); догосударственное объединение людей, характерное для первобытного общества;

б) племя - вид этноса, в котором также определяющими являются кровнородственные связи, основными регуляторами выступают табу (эндогамия - доминирующий из них, предполагающий соблюдение экзогамии); догосударственное объединение людей, характерное для первобытного общества;

в) народность - вид этноса, в котором кровное родство уступает место территориальному принципу расселения и объединения; формируется в эпоху образования централизованных государств и характеризуется зарождением национального самосознания;

г) нация - вид этноса, формируется в эпоху зарождения буржуазных государств и характеризуется сформированным национальным самосознанием; ядром нации является ее духовная культура.

3. Определение нации:

а) Нация – исторически сложившаяся общность людей на основе общности территории, экономического уклада, системы политических связей, языка, культуры и психологического склада, проявляющегося в общегражданском сознании и самосознании.

б) Нация – согражданство, основанное на индустриально развитой социально ориентированной демократии.

в) Нация – особая историческая общность людей, характеризующаяся общностью ее происхождения, языка, территории, экономического уклада, а также психического склада и культуры, проявляющихся в общности ее этнического сознания и самосознания.

4. Национальный менталитет – образ мышления, духовная настроенность, свойственная данной конкретной этнической общности, обусловленные:

а) традициями – элементами культуры, которые передаются из поколения в поколение, обеспечивают преемственность в историческом развитии народа, способствуют укреплению его самобытности: явления психики, явления практические, проявляющиеся в действиях или вещах.

б) национальными ценностями – тем, что особенно значимо и важно для человека и общества, что признано, с чем люди в целом согласны.

5. Функции ценностей:

а) приобщение к историческому опыту,

б) предупреждение заблуждений и ошибок,

в) возможность увидеть смысл в жизни общества и своей личной жизни.

6. Ценности-«сокровища» по И.А.Ильину:

а) национальный язык,

б) песни,

в) танцы,

г) сказки,

д) история народа,

е) молитвы,

ж) жития святых и героев,

з) хозяйство,

и) армия,

к) территория.

7. Классификации народов мира:

а) географическая: народы Европы, Азии, Африки, Америки, Австралии и Океании;

б) языковая: 12 языковых семей;

в) антропологическая: европеоиды, монголоиды, негроиды и австралоиды.

Каталог заданий.
Этнос, этносоциальный конфликт и его разрешение

Сортировка Основная Сначала простые Сначала сложные По популярности Сначала новые Сначала старые
Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word

Для какой общности характерны следующие черты: особенности языка, культуры, единая историческая память?

1) профессиональной

2) территориальной

3) демографической

4) этнической

Пояснение.

Этнос - группа людей, объединённых общими признаками: происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и т. д.

Правильный ответ — 4 , т. к. профессиональные общности подразумевают единое положение в системе труда,территориальные характеризуются по государственно-административному образованию,демографические-по половозрастным характеристикам индивидов, а этнические — по общности происхождения языка,культуры, единой исторической памяти.

Ответ: 4

Какой из признаков, в первую очередь, отличает этнические группы?

1) общность профессиональных интересов

2) сходный уровень дохода и качества жизни

3) общность исторического опыта, исторической памяти

4) принадлежность к единой возрастной группе

Пояснение.

Этнос - группа людей, объединённых общими признаками: объективными либо субъективными. Различные направления в этнологии включают в эти признаки происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и др.Признаки:

Во-первых, это язык данной нации, народности, как главный инструмент общения, коммуникации, формирующий у людей чувство единой лингвистической общности.

Во-вторых, это социально-историческое образование, имеющее, как правило, длительную историю формирования.

В-третьих, наличие специфической материальной и духовной культуры этноса, выражающееся в своеобразии жилищных построек.

В-четвертых, особенность жизни этнических групп связана с семейно-бытовым поведением.

В-пятых, это нормативы повседневного поведения, этикета обращения, приветствия, характерные жесты и символы.

Правильный ответ указан под номером 3.

Ответ: 3

Предметная область: Социальные отношения. Этнические общности

Одним из признаков народа как этнокультурной общности является

1) единое гражданство

2) единство убеждений

3) общность социального статуса

4) общность религии

Пояснение.

Под этнокультурным компонентом мы понимаем все то, что способствует развитию творческих возможностей, дает более полное представление о богатстве национальной культуры, уклада жизни народа, его истории, языка, литературы, духовных целях и ценностях, что способствует развитию всесторонне развитой гармоничной личности, патриота своей Родины, человека высоко нравственного, толерантного к народам мировой цивилизации.

Правильный ответ указан под номером 4.

Ответ: 4

Предметная область: Социальные отношения. Этнические общности

Одна из основных тенденций развития современных межнациональных отношений, связанная с постепенным сближением различных народов и наций в экономической, политической, духовной сферах жизни общества, называется

1) межнациональной дифференциацией

2) международной интеграцией

3) культурным плюрализмом

4) межнациональным конфликтом

Пояснение.

Конфликт - столкновение сторон, мнений, сил.

Межнациональная дифференциация - процесс разъединения, разделения, противостояния различных нация, народов, этносов.

Международная интеграция - процесс постепенного сближения, объединения различных этносов, народов через сферы общественной жизни.

Культурный плюрализм - наличие и одновременное сосуществование различных этнических культур в рамках одного национального образования.

Правильный ответ указан под номером: 2.

Ответ: 2

К ис­то­ри­че­ским разновидностям эт­ни­че­ских общностей относят

1) государства

2) племена

3) сословия

4) конфессии

Пояснение.

Этническая общ­ность - это ис­то­ри­че­ски сложившаяся на опре­де­лен­ной территории устой­чи­вая совокупность людей, об­ла­да­ю­щих общими чер­та­ми и ста­биль­ны­ми особенностями культуры, языка, пси­хи­че­ско­го склада, са­мо­со­зна­ни­ем и ис­то­ри­че­ской памятью, а так же осо­зна­ни­ем своих ин­те­ре­сов и целей, сво­е­го единства, от­ли­чия от дру­гих подобных образований.

Виды эт­ни­че­ских общностей - род, племя, народность, нация.

Государство - политико-территориальная су­ве­рен­ная организация пуб­лич­ной власти, рас­по­ла­га­ю­щая специальным ап­па­ра­том в целях осу­ществ­ле­ния управленческо-обеспечительной, охра­ни­тель­ной функцией и спо­соб­ная делать свои ве­ле­ния обязательными для на­се­ле­ния всей страны.

Один из спо­со­бов предот­вра­ще­ния меж­на­ци­о­наль­ных кон­флик­тов в де­мо­кра­ти­че­ском об­ще­стве -

1) последовательное на­ра­щи­ва­ние во­ен­но­го по­тен­ци­а­ла государства

2) компактное рас­се­ле­ние людей одной на­ци­о­наль­но­сти в пре­де­лах мно­го­на­ци­о­наль­но­го государства

3) обеспечение прав и сво­бод всех граж­дан не­за­ви­си­мо от на­ци­о­наль­ной принадлежности

4) создание на­ци­о­наль­но од­но­род­ных государств

Пояснение.

Метод де­мо­кра­ти­че­ско­го государства − обес­пе­че­ние прав и сво­бод всех граж­дан независимо от на­ци­о­наль­ной принадлежности. Все осталь­ные способы пред­по­ла­га­ют нарушение каких-либо прав человека, как то на перемещение, вы­бо­ра места жи­тель­ства и т. д. По­сле­до­ва­тель­ное наращивание во­ен­но­го потенциала го­су­дар­ства проблему во­об­ще не решает.

Правильный ответ указан под номером: 3.

Ответ: 3

Предметная область: Социальные отношения. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты и пути их решения

Автор статьи - репетитор-профессионал Елена Викторовна Калужская

Этническая общность – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием, исторической памятью, осознанием своих интересов и целей, достоинства, отличия от других подобных образований.

К этническим общностям , как правило, относят род, племя, народность, нацию.
Исторически первыми сложились род и племя.

Род – группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской).
Племя – совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, общностью диалекта, единством религиозных представлений, обрядов.
Такие общности характерны для первобытнообщинных систем.

С углубляющимся разделением труда и усложнением социальных связей начинают складываться новые формы общности людей – народности и народы .

Народность – исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой.

С развитием капиталистических отношений (XVI-XVII вв.) возникают новые формы межэтнической консолидации – нации .

Однако нет единой трактовки понятия нация. Существует, по крайней мере, две интерпретации этого понятия.
Первая. Нация – это исторически сложившаяся общность людей на основе общности территории, экономического уклада, системы политических связей, языка, культуры и психологического склада, проявляющегося в общегражданском сознании и самосознании.

Вторая. Нация – это исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся общностью происхождения, языка, территории, экономического уклада, психологического склада и культуры, проявляющихся в этническом сознании и самосознании.

В первом случае нация понимается как согражданство, основанное на индустриально развитой социально ориентированной демократии. Такое понимание принято в западной социологии.
В другой интерпретации нация означает этнос.

Национальность – принадлежность человека к определенному этносу или согражданству в зависимости от самоидентификации.

Национальный менталитет – образ мышления, духовная настроенность, свойственная данной конкретной этнической общности. Это, своего рода, память о прошлом, обусловливающая поведение людей, сохраняющих исторически сложившиеся традиции.

Этнические группы в современном мире.
Современное человечество насчитывает от 3 до 5 тыс. этносов. Процесс складывания этносов (этногенез) происходит довольно интенсивно.

Факторы этногенеза:
1) Демографический. Если в начале XX века численность населения Земли составляла около 2 миллиардов человек, то в начале XXI она перевалила за 7 миллиардов;
2) Географический. Выделяют народы Европы, народы Азии, народы Африки, народы Америки, народы Австралии и Океании;
3) Языковой. Существуют различные классификации языка. Выделяют обычно языковые семьи, такие как, например, индоевропейская, китайско-тибетская, алтайская, семито-хамитская и другие.
4) Антропологический. Основан на принципе деления народов по расам. Принято различать четыре расы: европеоиды, монголоиды, негроиды, австралоиды. Однако процесс расогенеза идет непрерывно. Это связано с постоянным смешиванием рас. Например, в последнее время стали выделять бразильскую расу из смешения индейцев, африканцев и европейцев.

В России проживает 10 малых рас, более 130 наций, народностей и этнических групп.

Россия - страна многонациональная. Поэтому знание таких понятий как «этнос», «нация», «национальность», «национальный менталитет» помогут разобраться в этническом многообразии нашей страны.

Нации и национальные отношения.

1. Наиболее развитая историко-культурная общность людей это

1. Род. 2. Нация. 3. Племя. 4. Народность.

2. Верны ли следующие суждения об этносе?

А. Естественная предпосылка формирования того или иного этноса - общность территории.

Б. С формировавшийся этнос сохраняет свою этническую идентичность и в случае проживания за пределами своей исторической территории.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

3. Понятие «этнос» включает в себя:

1. Совокупность людей, обладающих общностью культуры, осознающих эту общность.

2. Наиболее развитая историко-культурная общность.

3. Совокупность людей, обладающих общностью традиций, обычаев, религии.

4. Исторически сложившаяся общность людей.

4. Этнос - это:

1. Племя. 3.Нация.

2. Народность. 4. племя, народность, нация.

5. Общий язык, историческая память, народное искусство, обычаи, традиции, нормы поведения, привычки - признаки общности

1) демографической 3) территориальной

2) этносоциальной 4) конфессиональной

6. Нация - это:

1. Сообщество людей, проживающих на одной территории.

2. Совокупность граждан одного государства.

3. Общность, члены которой осознают себя носителями общей культуры.

4. Совокупность людей, связанных кровным родством.

7. К основным признакам нации относятся (выберите правильное сочетание)

1. Единство происхождения.

2. Общность территории.

3. Общая культура (символы, ценности, традиции).

4. Общее гражданство.

5. Национальное самосознание.

6. Общие права и обязанности по отношению друг к другу.

А. Все ответы правильны;

Б. 1, 2, 3;

В. 1, 2,3, 5;

Г. 2,3, 4.

8. Экзогамная группа, браки между членами которой запрещены, – это:

1. племя

2. род

3. община

4. клан

5. семья

9. Исторически сложившаяся общность людей, основными стадиями развития которой являются племена, народности, нации, – это

этнос

община

государство

Класс

10. Назовите основные тенденции в развитии наций и межнациональных отношений.

А. Дифференциация. Б. Ассимиляция. В. Развитие культуры. Г. Слияние

Д. Интеграция

Е. Развитие национального самосознания

Варианты: 1. А, В, Д, Е

2. Б, Г, Д

3. А, Д

4. А, Б, В, Г, Д, Е

11. Преодолению национальных противоречий способствует

1) концентрация всей власти в центре

2) политика ассимиляции малых народов

3) обеспечение гражданских прав и свобод

4) углубление экономической дифференциации населения

12. Межнациональная интеграция ведет к:

1. Расширению связей между различными нациями.

2. Развитию национальной экономики.

3. Внутреннему совершенствованию.

4. Обмену национальными ценностями.

13. Естественное стремление нации к саморазвитию, национальной самостоятельности - это

1. Национальная интеграция. 3. Национальная дифференциация.

2. Национальная адаптация. 4. Национальная миграция.

14. Межнациональная дифференциация стремится к:

1. Развитию национальной экономики.

2. Развитию национальной письменности.

3. Развитию национальной государственности.

4. Развитию национального самосознания.

15. Межнациональная дифференциация стремится к:

1. Расширению межнациональных связей.

2. Ломке национальных перегородок.

3. Углублению экономических отношений.

4. Саморазвитию.

16. Ассимиляция - это:

1. Оценка других культур сквозь призму собственной.

2. Постепенное слияние групп меньшинства с доминирующей культурой.

3. Положение, при котором расовая группа подвергается дискриминации.

4. Создание социально однородного общества.

17. Межнациональная интеграция предполагает:

1. Развитие национальной самостоятельности.

2. Развитие национальной культуры.

3. Саморазвитие наций.

4. Расширение межнациональных связей.

18. Верны ли следующие суждения?

А. Дискриминация - это ограничение или лишение прав определенной категории граждан по национальному, расовому, религиозному признаку.

Б. Дискриминация - это уничтожение определенных групп населения.

1. Верно А. 2. Верно Б. 3. Верно А и Б. 4. Оба неверны.

19. Геноцид - это:

1. Уничтожение отдельных групп населения по половозрастному признаку.

2. Лишение людей избирательного права.

3. Уничтожение групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам.

4. Ограничение в получении образования по национальному признаку.

20. Расизм характеризуется чертами:

1. Постепенное слияние групп меньшинства с доминирующей культурой.

2. Положение, при котором расовая группа подвергается дискриминации, эксплуатации, угнетению.

3. Тенденция оценивать другие культуры сквозь призму собственной.

4. Отрицание своеобразия других этносов.

21. Уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам - это:

1. Расизм. 2. Апартеид. 3. Шовинизм. 4. Геноцид.

22. К числу субъектов этнополитических конфликтов относится:

1. Социальные группы. 2. Государства.

3. Этнические общности и этносоциальные организации.

4. Международные организации.

23. Для гуманистического подхода к этническим проблемам характерно:

А. Поиск консенсуса (согласия).

Б. Развитие демократии, правовых начал в жизни общества.

В. Отказ от национального насилия во всех формах и проявлениях.

Г. Приоритет прав личности над правами нации.

Варианты: 1. А, В, 2. А, Б, В, Г 3. В, Г 4. Б, Г

24.Оосновная идея гуманистического подхода к решению национальных проблем - это:

1) обеспечение прав и свобод национальных меньшинств

2) признание приоритета прав личности над правами государства и нации

3) право наций на самоопределение

4) культурно-национальная автономия

25. Определите понятие:

    стремление повысить национальную самооценку;

    стремление обрести или укрепить национальный авторитет;

    наличие определенной информации об устройстве окружающей этносоциальной среды;

    определение возможностей существования группы, индивида в данной этносоциальной среде;

    эмоционально окрашенное субъективное отношение к определенному национальному статусу.

26. Определите понятие:

    произвольное установление национально-территориальных границ;

    ограничения в использовании национального языка;

    неудовлетворенность нации, не имеющей собственной государственности;

    несовершенство правовой защиты чети и достоинства людей той или иной национальности;

    запрет открытия церквей.

27. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Основными историческими типами социальных общностей людей являются род, племя,________(1), нация. Их называют также ________(2) общностями. Род - это объединение людей на основе ________(3) связей. Племя - это социальная общность, возникающая на основе объединения родов. В этот период объединения людей складываются по________(4) признаку. Вместо родовой общины возникает соседская, появляется разделение труда, присвоение излишков,________(5), слой управляющих и управляемых. Племена превращаются в народности в период складывания

институтов________(6), общественных классов, собственности,

права, письменной культуры».

Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) этнический Д) демографический

Б) территориальный Е) неравенство

В) народность Ж) государство

Г) кровнородственный 3) община

И) экономика

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк

ответов.