Философия (Учебное пособие). Философия. Под ред. Кохановского В.П

6- е изд., перераб. и доп. - Ростов н/ Д: Феникс, 2003. - 576 с.

Учебное пособие "Философия" для высших учебных заведений подготовлено в соответствии с новыми требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины" в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования.

Указанные стандарты утверждены Министерством образования Российской Федерации 3 февраля 2000 г. В соответствии с данными стандартами часть тем исключена (или переработана), введены новые темы (например, "Диалектика"), усилено внимание к проблеме человека в разных его "ракурсах".

Рассчитано на студентов, аспирантов, всех, интересующихся актуальными вопросами философии.

Фактически это формат txt , сохраненный для Word .

Формат: doc / zip

Размер: 573Кб

/ Download файл

Формат: chm / zip (в этом формате лучше)

Размер: 476Кб

/ Download файл

ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..........................................................................3
Глава I. Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества.............. 5
1. Предмет философии.................................................5
2. Специфика философского знания..........................9
3. Основные части (структура) философии.............. 18
4. Место и роль философии в культуре....................21
Глава II. Становление философии. Основные этапы ее исторического развития....27
1. Происхождение философии. (Философия и предшествующие ей формы мировоззрения)... 27
2. Основные идеи и исторические этапы развития западной философии 30
3. Национальные особенности философии. Русская философия XIX - XX вв.: ее смысл, основные направления и этапы развития...73
Глава III. Бытие и материя.....................................90
1. Понятие "бытие": философский смысл................90
2. Экзистенциальные истоки проблемы бытия........90
3. Бытие: единство мира............................................92
4. Многообразие мира как проблема...................... 100
5. Материальное единство мира и его многообразие....................... 106
Глава IV. Диалектика...................................................130
1. Понятие диалектики. Объективная и субъективная диалектика........................ 130
2. Структура диалектики, ее регулятивный характер и основные функции............ 133
3. Детерминизм и индетерминизм.......................... 150
4. Закон. Динамические и статистические закономерности........................... 162
5. Границы, сфера действия диалектического метода....................................... 172
6. Метафизика и ее значение для познания........... 180
Глава V. Человек..........................................................190
1. Понятие человека. Человек и природа............... 190
2. Биосоциальная (дуальная) природа человека.... 206
3. Смысл человеческого бытия................................214
4. Представления о совершенном человеке в различных культурах................218
Глава VI. Человек и его сознание.................................229
1. Проблема сознания в истории западной философии...........................229
2. Гносеологический смысл сознания.....................233
3. Этический смысл сознания.................................235
4. Онтология сознания.............................................240
5. Язык, общение, сознание....................................243
6. Сознание, память, самосознание........................249
7. Диалектико-материалистическая концепция сознания...................257
8. Сознание и бессознательное................................275
Глава VII. Общество....................................................287
1. Общество и его структура.................................... 287
2. Общество как саморазвивающаяся система.......298
3. Гражданское общество и государство..................308
4. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития........... 312
Глава VIII. Человек и общество....................................332
1. Человек в системе социальных связей................ 332
2. Человек и исторический процесс: свобода и необходимость, личность и массы, насилие и ненасилие...335
3. Нравственные и эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Справедливость и право 344
4. Религиозные ценности и свобода совести..........353
5. Личность: проблемы свободы и ответственности.........................362
Глава IX. Познание......................................................375
1 Познание как предмет философии: единство субъекта и объекта, многообразие форм...... 375
2. Познание, творчество, практика......................... 388
3. Рациональное и иррациональное, материальное и идеальное в познавательной деятельности...399
4. Единство чувственного и рационального...........407
5. Истина и заблуждение..........................................415
6. Действительность, мышление, логика, язык......425
7. Понимание и объяснение....................................432
8. Вера и знание........................................................441
Глава X. Научное познание и знание.............................448
1. Научное и вненаучное знание. Критерии научности..................448
2. Структура научного познания, его уровни и формы.................................461
3. Методы научного исследования..........................472
4. Рост научного знания...........................................484
5. Научные революции и смена типов рациональности...................496
6. Общество, наука, техника....................................503
Глава XI. Научные, философские и религиозные картины мира......................515
1. Взгляд науки.........................,.,.............................515
2. Философия: человек и мир.................................. 520
3. Религиозные версии мироздания........................ 523
Глава XII. Будущее человечества..................................531
1. Человечество как субъект истории................... 531
2. Мировая ситуация начала XXI столетия............. 537
3. Глобальные проблемы. Угрозы и надежды наших дней...................................542
4. Сценарии будущего. Запад - Восток - Россия в диалоге культур................. 557
Заключение................................................................571

OCR: Ихтик (г. Уфа)

http://ihtik.da.ru

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ.

Учебник для высших учебных заведений. Ростов­на­Дону, «Феникс», 2002. - 576 с. Издание второе Тираж: 5000 экз.

Ответственные редакторы:

доктор философских наук, профессор В.П. Кохановский, доктор философских наук, профессор В.П. Яковлев

Учебник подготовлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «философия». История философских идей рассматривается авторами в связи с историей общественно­политической и культурной жизни общества. Представлены основные концепции восточной, западной и русской философии.

Книга рассчитана на студентов и аспирантов вузов, а также на достаточно широкий круг читателей, интересующихся актуальными проблемами философии и ее истории.

ББК А5я 72­1 ISBN 5­222­02762­7

Введение Раздел I

Восточная философия

Глава 1. Философия Древней Индии Глава 2. Философия Древнего Китая

Глава 3. Философия современного Востока (неоиндуизм) Глава 4. Современная африканская философия

OCR:Ихтик(г

Западная философия

Глава 1. Античная философия

§ 1. Происхождение, особенности и периодизация античной философии

§ 2. Древнегреческая натурфилософия

§ 3. Античная философия классического периода

§ 4. Эллинистически­римская философия

Глава 2. Философия средних веков и эпохи Возрождения

§ 1. Раннее средневековье. Апологетика и патристика

§ 2. Схоластическая философия XI-XIV вв.

§ 3. Мистическое направление

§ 4. Философия эпохи Возрождения

Глава 3. Философия Нового времени (ХVII - середина XVIII в.)

§ 1. Ф. Бэкон

§ З. Т. Гоббс

§ 4. Б. Спиноза

§ 5. Д. Локк

§ 6. Г. Лейбниц

§ 7. Дж. Беркли

§ 8. Д. Юм

§ 9. Французские просветители

Глава 4. Немецкая классическая философия и немецкий романтизм

§ 1.И. Кант

§ 2. И. Фихте

§ 3. Ф. Шеллинг

§ 4. Г.­В.­Ф. Гегель

§ 5. Л. Фейербах

§ 6. Немецкий философский романтизм

§ 7. Младогегельянцы

Глава 5. Иррационалистическая философия XIX в.

§ 1. А. Шопенгауэр

§ 2. С. Кьеркегор

§ 3. Ф. Ницше

§ 4. В. Дильтей

§ 5. А. Бергсон

Глава 6. Диалектико­материалистическая философия

OCR:Ихтик(г

(К. Маркси Ф. Энгельс)

Глава 7. Западноевропейская философия второй половины XIX - середины XX в.

§ 1. Неокантианство

§ 2. Прагматизм

§ 3. Позитивизм и постпозитивизм

§ 4. Психоанализ

§ 5. Феноменология

§ 6. Экзистенциализм

Глава 8. Религиозная философия Запада конца XIX - начала XX в.

§ 1. М. Шелер

§ 2. Д. Гильдебранд

§ 3. Э. Трельч

§ 4. П. Тейяр де Шарден

Глава 9. Западноевропейская философия истории XX в.

§ 1. Р. Коллингвуд

§ 2. О. Шпенглер

§ 3. А. Тойнби

§ 4. Франкфуртская школа

Глава 10. Современная западная философия

§ 1. Структурализм и постструктурализм

§ 2. Аналитическая философия

§ 3. Философия постмодерна

§ 4. Герменевтика

Раздел III Русская философия

Глава 1. Русская философия первой половины XIX в.

§ 1. П. Я. Чаадаев

§ 2. Славянофилы и западники

§ 3. А. И. Герцен

Глава 2. Русская философия 50-70­х годов XIX в.

§ 1. Н. Г. Чернышевский

§ 2. Философия народничества

§ 3. Ф. М. Достоевский

OCR:Ихтик(г

§ 4. Л. Н. Толстой

§ 5. Н. Ф. Федоров

§ 6. К. Н. Леонтьев

§ 7. Н. Я. Данилевский

Глава 3. Русская философия всеединства

§ 1. В. С. Соловьев

§ 2. С. Л. Франк

§ 3. П. А. Флоренский

§ 4. Л. П. Карсавин

Глава 4. Русская религиозная философия XIX - начала XX в.

§ 1. В. В. Розанов

§ 2. Л. И. Шестов

§ 3. Н. О. Лосский

§ 4. И. А. Ильин

Глава 5. Марксистская философия в России (1883-1924 гг.)

§ 1. Г. В. Плеханов

§ 2. В. И. Ленин

§ 3. «Легальный марксизм»

Глава 6. Философия в Советской России

§ 1. Общая характеристика

§ 2. В. И. Вернадский

§ 3. Г. Г. Шпет

§ 4. А. Ф. Лосев

§ 5. М. М. Бахтин

§ 6. В. В. Налимов

§ 7. Л. Н. Гумилев

§ 8. Ю. М. Лотман

§ 9. Э. В. Ильенков

§ 10. М. К. Мамардашвили

§ 11. М. К. Петров

Заключение

Литература

OCR:Ихтик(г

Введение

История - это путь во времени. Есть он и у человеческого духа, у культуры. Но разные формы духовной культуры проходят свой путь по­ разному. В науке (естествознании) действует принцип соответствия: новое знание включает в себя прежние представления как частный случай, как более полная истина - истину менее полную. Прогресс в истории научного знания несомненен. Наука XX века знает о мире больше, чем наука предшествующих веков.

Иначе обстоит дело в искусстве. Выше или ниже современное искусство искусства XIX века? Искусства Ренессанса? Античности? Так вопрос ставить нельзя: история искусства - не линейный прогресс, а развертывание художественной жизни человека в многообразии.

Особое положение занимает философия. Она объединяет в себе научно­ теоретическое знание с духовно­практической, ценностной стороной человеческого опыта. Это и определяет двоякий характер отношения философии к времени культуры. Философия - очень точный барометр времени, «эпоха, схваченная в мысли» (Гегель). Но философия, ее вершинные творения и не подвластны времени; философский взгляд на мир - осознание его под знаком вечности.

В философских системах и учениях сосредоточен не трлько интеллектуальный, но также и нравственный, и эстетический опыт человечества. Центр тяжести, главное сосредоточие философских проблем - смысл и цель человеческой жизни, поиск и утверждение высших жизненных истин и ценностей.

Окружающий человека природный мир интересует философию не сам по себе, а как обитель человека, как заданные ему, внешние условия жизни. Стоит ли жить в этом мире? И как в нем жить? Во имя чего и ради каких высших целей? Такие вопросы может ставить только свободный человек, имеющий право выбора и осознающий ответственность за него. Философия и есть пространство свободы в человеческой культуре. Философское знание не есть знание утилитарное, прагматическое. Оно вырастает из повседневности, но возвышается над ней.

В вечность, в запредельные миры устремлена и религия - форма сознания, наиболее близкая философии и созвучная ей. И философия и

OCR:Ихтик(г

религия - это стратегический уровень жизненной ориентации в мире. Но между ними есть различие, и весьма существенное. Философия свои истины стремится доказать, религия же апеллирует к вере, откровению. Религия - массовое сознание, тогда как философия (даже в наше время, в век просвещения и образованности) - элитная форма духа, доступная все еще меньшинству.

На протяжении всей, почти 3­тысячелетней истории своего существования философия не переставала быть критикой: критикой наличного бытия и наличного сознания. Великие философы, как и великие художники, не были в милости у власти - напротив, власть их преследовала, отправляла в изгнание, в тюрьмы или на эшафот (так было не только в прошлом, но и в наше время). Но философы спорили не только с властью. Не менее горячо они спорили друг с другом, доводя искусство спора (диалектику) до высокого уровня совершенства.

В этих спорах уже в античной философии (и независимо от этого в философии восточной) стали складьшаться и укреплять свои позиции (отыскивая все новые и все более убедительные аргументы) две противоположные, противостоящие стороны: материалистическая и идеалистическая. Суть первой хорошо выражена словами древнегреческого философа Гераклита: «мир не создан никем из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет». Суть второй хорошо передает Библия: «В начале было Слово, и Слово было Бог».

Спор между этими, основными философскими направлениями идет уже тысячелетия, но на каждом более высоком витке познания и в каждую более развитую эпоху культуры - по­новому.

Материализм близок атеизму (неверию в бога), идеализм сближается с религией. Но прямого совпадения здесь нет. Материалист­атомист Эпикур (III в. до н. э.) признавал существование богов, но исключал их вмешательство в дела человеческие. Противоположный пример, из времен к нам более близких (XIX век): Шопенгауэр и Ницше - субъективные идеалисты и волюнтаристы - были в то же время убежденными атеистами.

В представленном учебнике три раздела: философия Востока, философия Запада (в основном - Западной Европы), русская философия. Чем это оправдано?

Возвратимся вновь к вопросу о специфике философского знания (к его отличию от знания научного). Наука (математика, физика и др.) не может быть ни русской, ни французской. Научные истины для всех одни.

OCR:Ихтик(г

Философия же (наряду с общечеловеческим содержанием) выражает еще и уникальный опыт той культуры, той почвы, на которой она произросла. Русская философия, немецкая философия, индийская философия и т.д. - понятия того же порядка, что и русская, немецкая, индийская поэзия (музыка, живопись, архитектура). Все они (каждая по­ своему) выражают духовный мир своего народа. Русская философия выделена в особый раздел как сочетающая в себе - особым образом - стиль, тональность западного типа сознания с духовным миром Востока.

Белов А. В., канд. филос. наук, доц. - раздел III, гл. 1; § 2, 7 гл. 2. Богданова И. Н., канд. филос. наук, доц. - раздел II, § 6 гл. 7 (в соавторстве).

Борохова С. В., канд. филос. наук - раздел II, § 2, 3 гл. 9; раздел III, § 2 гл. 3; § 1, 3 гл. 4.

Драч Г. В., доктор филос. наук, проф. - раздел II, гл. 1.

Дубровин В. Н., канд. филос. наук, доц. - раздел II, § 9, гл. 3 (в соавторстве); § 3, 5 гл. 5; § 2 гл. 7; раздел III, § 11 гл. 6 (в соавторстве).

Жаров Л. В., доктор филос. наук, проф., - раздел II, § 4 гл. 9; § 1 гл. 10 (в соавторстве). Золотухина Е. В., доктор филос. наук, проф. - раздел II, § 4, 5, 6 (в соавторстве) гл. 7;

раздел III, § 1, 5-8 гл. 6.

Кохановский В. П., доктор филос. наук, проф. - раздел II, § 2-5 гл. 4; § 4 гл. 5; гл. 6 (в соавторстве); § 1, 3 гл. 7; § 1 гл. 9; § 4 гл. 10; раздел III, § 1, 3 гл. 3; § 9 гл. 6.

Липовой С. П., канд. филос. наук, доц. - раздел II, § 1-8 гл. 3.

Лосева И. Н., доктор филос. наук, проф. - раздел II, § 1-3 гл. 2.

Матяш Т. П., доктор филос. наук, проф. - раздел II, § 2, 3 гл. 10; раздел III, § 5, 6 гл. 2; § 4 гл. 4; § 10, 11 гл. 6.

Мерклин В. А. - раздел II, § 4 гл. 9 (в соавторстве); § 1 гл. 10 (в соавторстве). Несмеянов Е. Е., доктор филос. наук, проф. - раздел II, § 4 гл. 2; § 6, 7 гл. 4; гл. 8. Пендюрина Л. П., канд. филос. наук, доц. - раздел I, гл. 1; гл. 2; гл. 3.

Тищенкo Ю. Р., канд. филос. наук, доц. - раздел II, гл. 6 (в соавторстве); раздел III, § 11 гл. 6 (в соавторстве).

Шевелев В. Н. - раздел I, гл. 4.

Яковлев В. П., доктор филос. наук, проф. - введение; раздел II, § 9 гл. 3 (в соавторстве); § 1 гл. 4; § 1, 2 гл. 5; гл. 6 (в соавторстве); раздел III, § 1, 3, 4 гл. 2; § 4 гл. 3; § 2 гл. 4; гл. 5; § 2-4 гл. 6; заключение.

ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

OCR:Ихтик(г

Предлагаемый раздел посвящен философии Востока. Он включает в себя представления о мире, сформировавшиеся в Древней Индии и в Древнем Китае. Несмотря на несомненно имеющиеся различия философских систем названных стран, мы можем выделить общие их особенности, которые обусловлены общими же принципами отношения к миру и понимания места человека в мире, на Востоке. Философии современного Востока (включая Африку) посвящены специальные главы раздела.

Философия существует для жизни и должна проявляться и использоваться во всех ее сферах: частной, общественной, международной и т.д. - это первое положение, из которого исходили мыслители Востока. Кроме того, философия связана с телесной и духовной сторонами человеческого существования; и только в согласии с собственным духовным и жизненным опытом, не нарушая гармонии окружающего мира и не нанося ему вреда, возможно решение основных проблем человеческого бытия.

Познание людьми истины основывается не только на интеллекте. Оно опирается на целостный опыт, в основе которого лежат чувства. И игнорировать их нельзя. Истина постигается не только в процессе познания, но и в процессе созерцания, понимаемого как тождественность Я и не­Я, когда Я - это всеобщее, единичное, неизменное, а не­Я - это существующий мир, в котором Я действует.

Мыслители Востока были убеждены, что истина многогранна, она никогда не может быть выражена полностью, различные воззрения на нее представляют лишь ее различные стороны. Отсюда они делали вывод,что имеются разные пути к coвершенству и любой из них может быть принят в соответствии с внутренней склонностью индивида.

И, наконец, ядром всех философских систем Востока является представление о том, что конечной целью каждого индивида должно быть совершенствование самого себя, так как только через собственное совершенствование можно поднять мир до совершенства. Именно в таком контексте понимания роли и значения философии в жизни людей происходило ее формирование в Индии и Китае.

Развитие философской мысли на Востоке имеет длительную и многообразную историю. Задача данного раздела, не претендуя на полноту, постараться проявить основные моменты и проблемы философии Древней Индии и Древнего Китая.

OCR:Ихтик(г

Глава 1. Философия Древней Индии

В индийской философий можно выделить три периода:

1. Ведический - XV-V вв.до н. э. 2. Классический - V в. до н. э.-X в. н. э. 3. Индуистский - с X в. н. э.

Индийская философия с древних времен развивалась непрерывно, без резкого изменения точек зрения и идей. Ее древнейшие тексты содержатся в Ведах (veda - букв, «знание», «ведение»), написанных до XV в. до н. э. Почти вся последовавшая за Ведами философская литература связана с толкованием и комментарием авторитетных ведических текстов.

Согласно установившейся традиции вся ведическая литература делится на четыре группы: 1. Самхиты, 2. Брахманы, 3. Араньяки, 4. Упанишады.

Такое членение отражает историческую последовательность развития данной литературы: древнейшими являются Самхиты, а произведения последних трех групп - комментарии и дополнения к Ведам. Поэтому в литературе в узком смысле Самхиты называют Ведами, в широком же смысле слова - весь комплекс ведической литературы есть Веды.

Самхиты - это четыре сборника гимнов: Ригведа - самая древняя и авторитетная из Вед, а остальные сборники: Самаве­да (Веда напевов), Яджурведа (Веда жертвоприношений) и Ат­харваведа (Веда заклинаний)

Заимствуют стихи из Ригведы.

Веды относят к традиции шрути - откровению, которым наделяло человека божество. Согласно ведийским представлениям, боги обладали всеведением. Считалось, что у знания визуальная природа и «узнать» значит «увидеть». Боги наделяли такой способностью знать­видеть истину поэтов­риши. Риши - это не исторические личности; в ведической литературе они выступают то как авторы гимнов, то как их персонажи.

Традиции шрути противостояла другая - смрити (букв. «запоминание»)

Брахманы - являются продолжением Вед: каждая Брахмана относится к определенной Самхите. Ригведа имеет свои Брахманы, Яджурведа - свои, и т.д.

OCR:Ихтик(г

Араньяки и Упанишады непосредственно примыкают или к Самхитам или к Брахманам, свои Араньяки и Упанишады имеют не только та или иная Самхита, но и та или иная Брахмана. Таким образом, вся структура Вед в конечном счете определяется структурой Самхит.

Для понимания индийской философии важное значение имеет эпоха возникновения и развития Вед. В современной литературе высказываются самые различные взгляды на характер индийского общества того времени. Большинство ученых полагают, что во время формирования Вед - с середины второго до середины первого тысячелетия до н. э. - в долине реки Ганг и в областях, примыкающих к ней с юга и юго­запада, складывалось классовое общество. Хотя рабы и существовали в Индии, тем не менее характеризовать индийское общество как рабовладельческое невозможно. Усиление общественного неравенства привело к тому, что в обществе начали формироваться четыре группы, или варны: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры, различавшиеся по своему общественному положению, правам и обязанностям. Брахманы - жрецы и кшатрии - воины составляли высший социальный слой, к вайшьям относились ремесленники, земледельцы, торговцы, низший же общественный слой составляли шудры. К этому времени относится и возникновение государства в Индии. Особенности социальной организации нашли свое отражение в Ведах.

Самой ранней Ведой по времени и самой главной по значению является Ригведа. Ригведа делится на десять книг или мандал (букв, «круг», «цикл»). Гимны Ригведы - это и хвалебные стихи, посвященные богам, олицетворяющим силы природы, и ритуальные стихи, в которых высказывались просьбы и мольбы к богам, это и описание приносимых им жертв, и абстрактная религиозная поэзия.

Гимны Ригведы являют собой попытку древних индийцев постичь тайны бытия. Основным способом постижения мира является миф. Модель мира в Ригведе ориентирована на Космос: с ним все соотносится, к нему все причастно. Пространство и время понимаются как единство синхронии и диахронии. Рита - закон круговращения Вселенной - предполагает синхроническое ее развитие, а в диахронии предполагаются циклические смены хаоса и космоса, что отражено в годовых циклах ритуала.

Вообще концепция риты - это организующее начало философских представлений древних индийцев. Рита означает «ход вещей»(букв. rta - двигаться). Рита - это порядок мира и незыблемость справедливости. В соответствии с законом риты восходит и заходит солнце, чередуются дни

Кохановский В.П.

Философия

Учебное пособие для высших учебных заведений

Ватин И. В., Давидович В. Е., Жаров Л. В., Золотухина Е. В.,

Кохановский В. П., Матяш Т. П., Несмеянов Е. Е., Яковлев В. П., 2003

Рецензенты:

Доктор философских наук, профессор Е. Я. Режабек

Доктор философских наук, профессор В. Б. Устьянцев

Редактор Т. И. Кохановская

Учебное пособие "Философия" для высших учебных заведений подготовлено в соответствии с новыми требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины" в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования.

Указанные стандарты утверждены Министерством образования Российской Федерации 3 февраля 2000 г. В соответствии с данными стандартами часть тем исключена (или переработана), введены новые темы (например, "Диалектика"), усилено внимание к проблеме человека в разных его "ракурсах".

Рассчитано на студентов, аспирантов, всех, интересующихся актуальными вопросами философии.

Введение..............................................................3

Глава I. Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества.....5

1. Предмет философии..................................................5

2. Специфика философского знания......................................9

3. Основные части (структура) философии..............................18

4. Место и роль философии в культуре.................................21

Глава II. Становление философии.

Основные этапы ее исторического развития...................27

1. Происхождение философии.

(Философия и предшествующие ей формы мировоззрения)...............27

2. Основные идеи и исторические этапы развития западной философии....30

3. Национальные особенности философии. Русская философия XIX - XX вв.:

ее смысл, основные направления и этапы развития...................73

Глава III. Бытие и материя...........................................90

1. Понятие "бытие": философский смысл................................90

2. Экзистенциальные истоки проблемы бытия............................90

3. Бытие: единство мира..............................................92

4. Многообразие мира как проблема...................................100

5. Материальное единство мира и его многообразие....................106

Глава IV. Диалектика................................................130

1. Понятие диалектики. Объективная и субъективная диалектика........130

2. Структура диалектики,

ее регулятивный характер и основные функции......................133

3. Детерминизм и индетерминизм......................................150

4. Закон. Динамические и статистические закономерности..............162

5. Границы, сфера действия диалектического метода...................172

6. Метафизика и ее значение для познания............................180

Глава V. Человек....................................................190

1. Понятие человека. Человек и природа..............................190

2. Биосоциальная (дуальная) природа человека........................206

3. Смысл человеческого бытия........................................214

4. Представления о совершенном человеке в различных культурах.......218

Глава VI. Человек и его сознание....................................229

1. Проблема сознания в истории западной философии...................229

2. Гносеологический смысл сознания..................................233

3. Этический смысл сознания.........................................235

4. Онтология сознания...............................................240

5. Язык, общение, сознание..........................................243

6. Сознание, память, самосознание...................................249

7. Диалектико-материалистическая концепция сознания.................257

8. Сознание и бессознательное.......................................275

Глава VII. Общество.................................................287

1. Общество и его структура.........................................287

2. Общество как саморазвивающаяся система...........................298

3. Гражданское общество и государство...............................308

4. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития..312

Глава VIII. Человек и общество......................................332

1. Человек в системе социальных связей..............................332

2. Человек и исторический процесс: свобода и необходимость,

личность и массы, насилие и ненасилие............................335

3. Нравственные и эстетические ценности

и их роль в человеческой жизни. Справедливость и право...........344

4. Религиозные ценности и свобода совести...........................353

5. Личность: проблемы свободы и ответственности.....................362

Глава IX. Познание..................................................375

1. Познание как предмет философии: единство субъекта и объекта,

многообразие форм................................................375

2. Познание, творчество, практика...................................388

3. Рациональное и иррациональное, материальное и идеальное в

познавательной деятельности......................................399

4. Единство чувственного и рационального............................407

5. Истина и заблуждение.............................................415

6. Действительность, мышление, логика, язык.........................425

7. Понимание и объяснение...........................................432

8. Вера и знание....................................................441

Глава X. Научное познание и знание..................................448

1. Научное и вненаучное знание. Критерии научности..................448

2. Структура научного познания, его уровни и формы..................461

3. Методы научного исследования.....................................472

4. Рост научного знания.............................................484

5. Научные революции и смена типов рациональности...................496

6. Общество, наука, техника.........................................503

Глава XI. Научные, философские и религиозные картины мира...........515

1. Взгляд науки.........................,.,........................515

2. Философия: человек и мир.........................................520

3. Религиозные версии мироздания....................................523

Глава XII. Будущее человечества.....................................531

1. Человечество как субъект истории.................................531

2. Мировая ситуация начала XXI столетия.............................537

3. Глобальные проблемы. Угрозы и надежды наших дней.................542

4. Сценарии будущего. Запад - Восток - Россия в диалоге культур.....557

Заключение..........................................................571

ВВЕДЕНИЕ

XX век ушел с исторической арены, продемонстрировав возрастание динамики социальной жизни, потрясая наше воображение глубинными переменами во всех структурах политики, экономики, культуры. Человечество потеряло веру в возможность обустройства планеты, предполагающего устранение нищеты, голода, преступности. Цель - превратить нашу Землю в общечеловеческий дом, где каждому найдется достойное место под солнцем, где судьба каждого станет болью и заботой общества, - давно перешла в разряд утопий и фантазий. Неопределенность и альтернативность исторического развития человечества поставила его перед выбором, принудив оглядеться и задуматься над тем, что же происходит в мире и с людьми.

История философии. Кохановский В.П., Яковлев В.П.

Р. на Д. : 2001. - 576 с.

Учебник подготовлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «философия». История философских идей рассматривается авторами в связи с
историей общественно-политической и культурной жизни общества. Представлены основные концепции восточной, западной и русской философии. Книга рассчитана на студентов и аспирантов вузов, а также на достаточно широкий круг читателей, интересующихся актуальными проблемами философии и ее истории.

Формат: pdf

Размер: 13,8 Мб

Скачать: yandex.disk

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 7
Раздел I Восточная философия
Глава 1. Философия Древней Иадин. 13
Глава 2. Философия Древнего Китая 24
Глава 3. Философия современного Востока (неоиндуизм)... 35
Глава 4. Современная африканская философия 50
Раздел II Западная философия
Глава 1. Античная философия 57
§1. Происхождение, особенности и периодизация античной философии 57
§2. Древнегреческая натурфилософия 61
§3. Античная философия классического периода 78
§4. Эллинистически-римская философия 89
Глава 2. Философия средних веков и эпохи Возрождения 93
§1. Раннее средневековье. Апологетика и патристика 93
§2. Схоластическая философия XI-XIV вв 101
§3. Мистическое направление 122
§4. Философия эпохи-Возрождения 125
Глава 3. Философия Нового времени (XVH - середина ХУШ в.) 136
§1. Ф. Бэкон 136
§2. Р. Декарт 140
§3. Т. Гоббс 144
§4. Б. Спиноза 150
§5. Д. Локк 155
§6. Г. Лейбниц 159
§7. Дж. Беркли 163
§8. Д. Юм 167
§9. Французские просветители 171
Глава 4. Немецкая классическая философия и немецкий романтизм 175
§1. И. Кант 175
§2. И. Фихте 182
§3. Ф. Шеллинг 186
§4. Г.-В.-Ф. Гегель 192
§5. Л. Фейербах 205
§6. Немецкий философский романтизм 211
§7. Младогегельянцы 214
Глава 5. Иррационалистическая философия XIX в 218
§1. А. Шопенгауэр 218
§2. С. Кьеркегор 221
§3. Ф. Ницше 224
§4. В. Дильтей 232
§5. А. Бергсон 236
Глава 6. Диалектико-материалистическая философия (К. Маркс и Ф. Энгельс) 241
Глава 7. Западноевропейская философия второй половины XIX - середины XX в 257
§ 1. Неокантианство 257
§ 2. Прагматизм 266
§ 3. Позитивизм и постпозитивизм 280
§ 4. Психоанализ 303
§ 5. Феноменология 315
§ 6. Экзистенциализм 324
Глава 8. Религиозная философия Запада конца XIX - начала XX в 344
§ 1. М. Шелер 346
§ 2 Д. Гильдебранд 348
§ 3. Э. Трельч 349
§4. П. Тейяр де Шарден 350
Глава 9. Западноевропейская философия истории XX в 352
§ 1. Р. Коллингвуд „ 352
§ 2. О. Шпенглер 360
§3. А. Тойнби 364
§4. Франкфуртская школа 368
Глава 10. Современная западная философия 374
§ 1. Структурализм и постструктурализм 374
§2. Аналитическая философия 390
§3. Философия постмодерна 401
§4. Герменевтика.409
Раздел III Русская философия
Глава 1. Русская философия первой половины XIX в 419
§ 1. П. Я. Чаадаев 419
§ 2. Славянофилы и западники 422
§3. А. И. Герцен 434
Глава 2. Русская философия 50-70-х годов ХГХ в 440
§ 1. Н. Г. Чернышевский 440
§2. Философия народничества 443
§ 3. Ф. М. Достоевский 451
§ 4. Л. Н. Толстой 456
§5. Н. Ф. Федоров 461
§6. К.Н.Леонтьев 465
§ 7. Н. Я. Данилевский 472
Глава 3. Русская философия всеединства 476
§ 1. В. С. Соловьев 476
§2. С. Л. Франк 484
§ 3. П. А. Флоренский 487
§4. Л. П. Карсавин 491
Глава 4. Русская религиозная философия XIX - начала XX в 494
§ 1. В. В. Розанов 494
§2. Л. И. Шестов 497
§3. Н. О, Лосский. 499
§ 4. И. А. Ильин 502
Глава 5. Марксистская философия в России (1&83-1924 гг.) 510
§1.ПВ. Плеханов 510
§2. В.И.Ленин 514
§ 3. «Легальный марксизм» 521
Глава 6. Философия в Советской России 525
§ 1. Общая характеристика 525
§ 2. В. И. Вернадский 534
§ 3. Г. Г. Шлет 538
§4. А. Ф. Лосев 543
§ 5. М. М. Бахтин 545
§ 6. В. В. Налимов 549
§ 7. Л. Н. Гумилев 552
§ 8. Ю. М. Лотман 556
§ 9. Э. В. Ильенков 559
§ 10. М. К. Мамардашвили 562
§ 11. М. К. Петров 565
Заключение 570
Литература 571

История философии, Кохановский В.П., Яковлев В.П., 2001.

Учебник подготовлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «философия». История философских идей рассматривается авторами в связи с историей общественно-политической и культурной жизни общества. Представлены основные концепции восточной, западной и русской философии.
Книга рассчитана на студентов и аспирантов вузов, а также на достаточно широкий крут читателей, интересующихся актуальными проблемами философии и ее истории.

Восточная философия.
Предлагаемый раздел посвящен философии Востока. Он включает в себя представления о мире, сформировавшиеся в Древней Индии и в Древнем Китае. Несмотря на несомненно имеющиеся различия философских систем названных стран, мы можем выделить общие их особенности, которые обусловлены общими же принципами отношения к миру и понимания места человека в мире, на Востоке. Философии современного Востока (включая Африку) посвящены специальные главы раздела.

Философия существует для жизни и должна проявляться и использоваться во всех ее сферах: частной, общественной, международной и т. д. - это первое положение, из которого исходили мыслители Востока. Кроме того, философия связана с телесной и духовной сторонами человеческого существования; и только в согласии с собственным духовным и жизненным опытом, не нарушая гармонии окружающего мира и не нанося ему вреда, возможно решение основных проблем человеческого бытия.

Познание людьми истины основывается не только на интеллекте. Оно опирается на целостный опыт, в основе которого лежат чувства. И игнорировать их нельзя. Истина постигается не только в процессе познания, но и в процессе созерцания, понимаемого как тождественность Я и не-Я, когда Я - это всеобщее, единичное, неизменное, а не-Я - это существующий мир, в котором Я действует.

Оглавление
Введение
Раздел I
Восточная философия
Глава 1. Философия Древней Индии
Глава 2. Философия Древнего Китая
Глава 3. Философия современного Востока (неоиндуизм)
Глава 4. Современная африканская философия
Раздел II
Западная философия
Глава 1. Античная философия
§1. Происхождение, особенности и периодизация античной философии
§2. Древнегреческая натурфилософия
§3. Античная философия классического периода
§4. Эллинистически-римская философия
Глава 2. Философия средних веков и эпохи Возрождения... §1. Раннее средневековье. Апологетика и патристика
§2. Схоластическая философия XI-XIV вв
§3. Мистическое направление
§4. Философия эпохи Возрождения
Глава 3. Философия Нового времени (XVII - середина ХVШ в.)
§1. Ф. Бэкон
§2. Р. Декарт
§3. Т. Гоббс
§4. Б. Спиноза
§5. Д. Локк
§6. Г. Лейбниц
§7. Дж. Беркли
§8. Д. Юм
§9. Французские просветители
Глава 4. Немецкая классическая философия и немецкий романтизм
§1. И. Кант
§2. И. Фихте
§3. Ф. Шеллинг
§4. Г.-В.-Ф. Гегель
§5. Л. Фейербах
§6. Немецкий философский романтизм
§7. Младогегельянцы
Глава 5. Иррационалистическая философия XIX в
§1. А. Шопенгауэр
§2. С. Кьеркегор
§3. Ф. Ницше
§4. В. Дильтей
§5. A. Бергсон
Глава 6. Диалектико-материалистическая философия (К. Маркс и Ф. Энгельс)
Глава 7. Западноевропейская философия второй половины XIX - середины XX в
§ 1. Неокантианство
§ 2. Прагматизм
§ 3. Позитивизм и постпозитивизм
§ 4. Психоанализ
§ 5. Феноменология
§ 6. Экзистенциализм
Глава 8. Религиозная философия Запада конца XIX - начала XX в
§ 1. М. Шелер
§2 Д. Гильдебранд
§ 3. Э. Трельч
§ 4. П. Тейяр де Шарден
Глава 9. Западноевропейская философия истории XX в
§ 1. Р. Коллингвуд
§ 2. О. Шпенглер
§ 3. А. Тойнби
§ 4. Франкфуртская школа
Глава 10. Современная западная философия
§ 1. Структурализм и постструктурализм
§ 2. Аналитическая философия
§ 3. Философия постмодерна
§4. Герменевтика
Раздел III
Русская философия
Глава 1. Русская философия первой половины XIX в
§ 1. П. Я. Чаадаев
§ 2. Славянофилы и западники
§ 3. А. И. Герцен
Глава 2. Русская философия 50-70-х годов XIX в
§ 1. Н. Г. Чернышевский
§ 2. Философия народничества
§ 3. Ф. М. Достоевский
§ 4. Л. Н. Толстой
§ 5. Н. Ф. Федоров
§ 6. К. Н. Леонтьев
§ 7. Н. Я. Данилевский
Глава 3. Русская философия всеединства
§ 1. В. С. Соловьев
§ 2. С. Л. Франк
§ 3. П. А. Флоренский
§ 4. Л. П. Карсавин
Глава 4. Русская религиозная философия XIX - начала XX в
§ 1. В. В. Розанов
§ 2. Л. И. Шестов
§ 3. Н. О. Лосский
§ 4. И. А. Ильин
Глава 5. Марксистская философия в России (1883-1924 гг.)
§ 1. Г. В. Плеханов
§ 2. В. И. Ленин
§ 3. «Легальный марксизм»
Глава 6. Философия в Советской России
§ 1. Общая характеристика
§ 2. В. И. Вернадский
§ 3. Г. Г. Шлет
§ 4. А. Ф. Лосев
§ 5. М. М. Бахтин
§ 6. В. В. Налимов
§ 7. Л. Н. Гумилев
§ 8. Ю. М. Лотман
§ 9. Э. В. Ильенков
§ 10. М. К. Мамардашвили
§ 11. М. К. Петров
Заключение
Литература.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу История философии, Кохановский В.П., Яковлев В.П., 2001 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.