Художник Александр Богомазов – теория авангарда. Художник Александр Богомазов – теория авангарда Александр богомазов художник картины
Алекса́ндр Константи́нович Богома́зов (1880, Ямполь, Харьковская губерния - 1930, Киев) - русский и советский художник, видный представитель и теоретик русского художественного авангарда. Александра Богомазова называли «украинским Пикассо ».
В 1920-е годы вместе с В. Татлиным и В. Меллером преподавал в Киевской художественной академии.
Александр Богомазов прошёл в своём творчестве несколько периодов. Самые знаменитые - кубофутуризм (1913-1917) и спектрализм (1920-1930).
В 1914 году Александр Богомазов написал трактат «Живопись и Элементы», в котором разобрал взаимодействие Объекта, Художника, Картины и Зрителя и теоретически обосновал поиски художественного авангарда.
Александр Богомазов был не только замечательным художником-новатором, но и теоретиком нового искусства. В 1913-1914 годах он написал теоретический трактат «Живопись и Элементы» в котором рассмотрел:
«Искусство - бесконечный ритм, художник - его чувствительный резонатор», - говорил Александр Богомазов своим студентам в Киевском художественном институте, профессором которого он был с 1922 по 1930 год.
Своё исследование Александр Богомазов посвятил своей жене, музе всей своей жизни, киевской художнице, Ванде Витольдовне Монастырской.
Отрывки из трактата были опубликованы в каталоге выставки в Тулузе Alexander Bogomazov. Centre régional d’art contemporain Midi-Pyrénées, Toulouse, а полностью трактат впервые увидел свет в 1996 г в Киеве в двуязычном украинско-английском издании О.Богомазов / A.Bogomazov. Живопис та Елементи / Painting and Elements.
После смерти Александра Константиновича Богомазова был создан Общественный комитет по сбору средств и увековечению его памяти. Все собранные средства были переданы на строительство самолёта «За Власть Советов» и на культурную работу в колхозе по месту рождения художника. В это же время у вдовы не было денег даже на материю, чтобы покрыть гроб. Ванду Витольдовну, преподававшую в Киевском институте пластических искусств, сократили незадолго перед смертью мужа. Так она осталась вместе с несовершеннолетней дочерью без средств к существованию, хотя всего через несколько месяцев после смерти работы Богомазова поехали в составе «Выставки образцовых произведений искусства СССР» в Венецию(1930) и Цюрих(1931).
Практически сразу после смерти А.Богомазов был вычеркнут из истории советского искусства. Наступили 33 года запрета и забвения. Лишь в середине 1960-х годов во время хрущевской оттепели его имя и творческое наследие были заново открыты группой молодых киевских искусствоведов - Д.Горбачев, Л. Череватенко, и другие.
Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →
Журналист английского новостного канала ITV News WestCountry просматривал архивные записи и обнаружил репортаж 2003 года, где человек, пишущий как Бэнкси, отвечает на вопросы микроинтервью- 05.07.2019 Продали 60 % каталога. Все лоты достались Москве и Санкт-Петербургу
- 04.07.2019 9 июля 2019 года в Лондоне состоятся торги «Золотой век русской литературы. Из частной европейской коллекции»
- 04.07.2019 Лучше всего на прошедших торгах русского и западноевропейского искусства продавались фарфор, серебро и ювелирные украшения
- 03.07.2019 Участвуют более 700 работ. В течение всего месяца будут добавляться новые работы
- 02.07.2019 11 июля в «Доме антикварной книги в Никитском» состоится 142-й летний аукцион, на котором будут представлены 634 лота суммарным эстимейтом свыше 14 млн рублей. Начало торгов в 19:00
- 06.06.2019 Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
- 23.05.2019 Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
- 13.05.2019 Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
- 24.04.2019 Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
- 29.03.2019 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
- 13.06.2019 В Питер привезли художественные произведения, созданные с использованием искусственного интеллекта. В числе участников - французская арт-группа OBVIOUS, которым удалось эффектно монетизировать эту работу
- 11.06.2019 В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв. с 19 июня можно будет увидеть избранные работы А. Джакометти, И. Кляйна, Баскии, Э. Уорхола, Г. Рихтера, З. Польке, М. Каттелана, А. Гурски и других из коллекции Fondation Louis Vuitton, Париж
- 11.06.2019 С 19 июня по 15 сентября в Главное здание ГМИИ на Волхонке, 12, выстроятся очереди ради выставки около 150 работ из собрания Сергея Щукина - полотен Моне, Пикассо, Гогена, Дерена, Матисса и других из собраний ГМИИ им. Пушкина, Эрмитажа, Музея Востока и пр.
- 11.06.2019 В Лондон на выставку привезли около 170 работ Гончаровой из музеев и коллекций со всего мира, включая Россию
- 07.06.2019 В Галерее Церетели на Пречистенке до конца июня проходит большая персональная выставка Константина Александровича Батынкова, отмечающего в этом году своё 60-летие
Александр Константинович Богомазов (1880, Ямполь, Харьковская губерния - 1930, Киев) - украинский художник, видный представитель и теоретик украинского и русского художественного авангарда. Александра Богомазова называли «украинским Пикассо». В 1920-е годы вместе с В. Татлиным и В. Меллером преподавал в Киевской художественной академии.
Биография
- 1880, 14 марта (26 марта) - родился в слободе Ямполь, Харьковской губ. (теперь Сумская область)
- 1896-1902 - учёба в Херсонском Земском Сельскохозяйственном Училище
- 1902 - поступление против воли отца в Киевское художественное училище, разрыв с отцом
- 1905 - исключение из училища за участие в студенческой забастовке
- 1905-1907 - учёба в частной студии проф. С. И. Свитославского, Киев. Работа в частных мастерских Ф. Рерберга и К.Юона, Москва
- 1908 - возобновление учёбы в Киевском Художественном Училище
- 1908-1910 - увлечение импрессионизмом, сближение А. Экстер, Д. Бурлюком, М. Ларионовым, участие в выставке «Звено», Киев. Работа для газеты «Киевская мысль»
- 1911, 16 мая - окончание Киевского Художественного Училища
- 1911-1915 - путешествие в Финляндию в качестве коррспондента «Киевской мысли», работа в Киевских периодических изданиях, преподавание черчения и рисования в Школе для глухонемых, Киев
- 1913 - Брак с художницей В. В. Монастырской. Организация «Кольца» - кружка представителей кубофутуристичиского направления. Организация выставки «Кольца».
- 1914 - написание в с. Боярка (под Киевом) трактата «Живопись и Элементы». Распад «Кольца».
- 1915-1917 - переезд на Кавказ - преподавание в местечке Герюсы (теперь Горис), Нагорный Карабах.
- 1917 - Возвращение в Киев, рождение дочери Ярославы
- 1917-1918 - преподавание художественных дисциплин в Золотоношском Коммерческом Училище, Киевской Художественно-Ремесленной Школе-Мастерской Печати, Боярской Высшей Начальной Школе
- 1918, 9 июня - выступление на съезде деятелей украинского искусства с программным докладом «Основные задачи развития искусства живописи на Украине».
- 1919-1920 - один из основателей Кустарного Товарищества и Первой Артели Художников, первый секретарь Профсоюза художников Киева. Заведующий отделом Художественного Образования во Всеукраинском Комитете Художественного Искусства: разработка положений про Реформу художественного образования на всех уровнях и выступление с программным докладом «Про реформу художественного образования» на Съезде художников-педагогов (15 июля 1919 г.). Оформление революционных праздников. Участие в работе Агитационно-санитарного поезда в составе 12-й армии (ответственный художник). Преподавание художественных дисциплин в Будаевской Железнодорожной 4-классной школе (Боярка).
- 1920-1922 - рисование плакатов, иллюстрирование детских книжек.
- 1922-1930 - преподавание художественных дисциплин в Киевском институте пластических искусств (с 1924 г. - Киевский художественный институт) на педагогическом (музейном отделе), живописном факультетах. Сентябрь 1922 - избрание профессором станковой живописи. C 1923 - обострение туберкулёза приобретенного в годы революций.
- 1930, 3 июня - умер в Киеве от туберкулеза. Похоронен на Лукъяновском кладбище.
Творчество
Александр Богомазов прошёл в своём творчестве несколько периодов. Самые знаменитые - кубофутуризм (1913-1917) и спектрализм (1920-1930). В 1914 году Александр Богомазов написал трактат «Живопись и Элементы», в котором разобрал взаимодействие Объекта, Художника, Картины и Зрителя и теоретически обосновал поиски художественного авангарда.
Трактат «Живопись и Элементы»
Александр Богомазов был не только замечательным художником-новатором, но и теоретиком нового искусства. В 1913-1914 годах он написал теоретический трактат «Живопись и Элементы» в котором рассмотрел:
- Взаимосвязи и роли Объекта, Художника, Картины и Зрителя в художественном произведении.
- Взаимодействие структурных элементов картины в восприятии зрителем - точек, линий, основных геометрических фигур, цветов, ритмов, итд.
Т ак случилось, что имя Александра Константиновича Богомазова (1880-1930) долее других оставалось в тени первых фигур российского авангарда. Но и для арьергарда Богомазов - фигура явно неподходящая. Подобно многим современникам по авангардному искусству Александр Богомазов обладал многим и талантам и, его натура стремилась охватить самые разные сферы творчества, а дарование помогло достичь значительных результатов. Экспериментатор в живописи, блестящий педагог, серьезный теоретик, размышлявший о сути живописи и ее воздействии на зрителя, любитель музыки, прекрасно разбиравшийся в ней, поэт...
Александр Константинович Богомазов еще в Киевском училище познакомился с учившимися там же Александрой Экстер, Александром Архипенко и Аристархом Лентуловым. Длительная дружба связала его с Экстер, которая являлась своеобразным двусторонним проводником современной французской и русской культур. Благодаря Экстер уже в 1908 году Богомазов участвовал в знаменательной выставке «Звено», а в 1914 году на равных с нею организовал выставку «Кольцо», ставившей своей задачей защиту нового искусства и «освобождение живописных элементов от сковывающих шаблонов». Тогда же художник показывает 88 своих произведений живописи и графики, что можно считать его первой персональной экспозицией.
В 1920-е годы постоянными спутниками Богомазова по выставкам становятся Виктор Пальмов, Павел Голубятников, Лев Крамаренко, Леонид Чупятов, Василий Ермилов. Все эти мастера имели некую общность - особое внимание к цвету. Слова Голубятникова (ученика Кузьмы Петрова-Водкина) о том, что «живопись - это искусство выражения образов и чувств через передачу этих явлений - цветом», можно отнести ко всем вышеназванным живописцам.
Критикой Богомазов был замечен практически сразу. «... У «Кольца» ... новостью является, главным образом, произведения Богомазова», - писал Николай Кульбин. «Это - несомненно сделанный настоящий живописец, принявший ценности французской школы, но работающий самостоятельно. Он - русский по имеющемуся у него синтезу цвета и материала». В 1916 году Яков Тугендхольд также выделил новое имя: «Тут и бунтарский «кубофутуризм» в лице Богомазова, художника, по-видимому, даровитого, мимо которого нельзя пройти с одной лишь саркастической улыбкой обывательского недоумения».
К 1914 году Богомазов прошел через все типичные для своего времени «измы»: , импрессионизм, немного долее задержался на символизме, и, ссылаясь на все эти слабости художественной натуры, как только критики его не называли - и «украинский Пикассо» и «Шарден футуризма»... Хотя уже в ранних живописных произведениях видны поиски художником собственного языка. Таковы символистские работы - «Ожидание» (начало 1900-х) или «Мост» (1908), наполненные элегией и томным предчувствием. Образное наполнение этих работ, в которых объекты буквально растворены в сумрачном пространстве, почти открыто свидетельствует о внимательном изучении автором основ импрессионизма. В то же время акварели, и особенно рисунки тушью, демонстрируют безусловный интерес к стилю модерн и владение его арсеналом художественных средств. В 1913-1914 годах мировосприятие Богомазова меняется: проснувшаяся вдруг творческая энергия, проявившаяся обостренная восприимчивость заставили его увидеть подвижность форм даже в статичных предметах: мир стал изменчив и непредсказуем, и, значит, художник просто обязан находиться в непрерывном движении, меняясь вместе с миром. Теперь свою задачу Богомазов видит в адекватном воспроизведении впечатлений от бурной жизни, в фиксации борьбы и напряжения, в передаче ритма, темпа, динамики.
В свое время (благодаря все той же Александре Экстер) Богомазов имел возможность внимательно изучать творчество итальянских футуристов, ставших безмерно популярными в передовой художественной среде с 1912 года. И, возможно, ни на кого другого так не повлияло их искусство, как на него, когда в 1914 году он создает свои самые знаменитые футуристические картины, подкрепляя их глубоким научным трактатом - «Живопись и Элементы». С этого времени в его творчестве прочно утверждается тема города, в ряде сюжетов приобретая социальную окраску. Такие работы, как «Сенной рынок. Киев», «Трамвай» (обе 1914), «Паровоз», «Монтер» (обе 1915), можно отнести к безусловным шедеврам, и в ряду знаменитых работ итальянских футуристов и подобных работ Наталии Гончаровой и Александры Экстер они нисколько не теряют своего значения и качества.
Возросшие скорости, стремительная урбанизация жизненного уклада, технические новшества, говоря словами Богомазова, «заострили нашу нервную восприимчивость». Для него, как и прежде, художник является прежде всего «чутким резонатором воспринимаемых ощущений и сознательно же переводящим их в пространство Картинной Плоскости». Возможно, потому в его работах 1914-1916 годов выражение экспрессии так обостренно проявилось и в почти кинематографической композиции, и в пронзительно звучащем цвете. После революции Богомазов активно занимается агитационно-массовым искусством, общественной деятельностью и преподаванием. Станковая живопись в его деятельности отходит на второй план.
Когда же в конце 1920-х годов появляются новые картины , друзья констатировали, что пластический язык художника сильно изменился. Его собственные теоретические исследования цвета, а также раз работки той же темы его соратников по Киевскому художественному институту Пальмова и Голубятникова привели Богомазова к воплощению метода «растяжки цвета», полихромности и условности цветовых отношений. Так, четыре основных цвета распределены в картине «Пильщики» (1927) соответственно символике: земля - красно-розовая, лица - желто-оранжевые, небо - интенсивно-синее.
Александр Богомазов прожил недолгую жизнь, но успел многое. Он был незаурядной и самобытной личностью, глубоко и серьезно от носившейся к своему предназначению, пытавшейся докопаться до самых глубин познания жизни и искусства. Внешняя сдержанность скрывала темперамент, и в каждый период жизни эта внутренняя экспрессия проявлялась по-разному, но с неизменной силой. Хочется верить, что художественное наследие Александра Богомазова, через столько лет получившее наконец признание и зрителей и коллекционеров, уже никогда не исчезнет из так и не написанной пока истории искусства XX века.
Теоретическое наследие художника включает в себя статьи, аналитические схемы экспериментального характера, рабочие педагогические программы. Центральное место занимает основной его труд «Живопись и элементы», законченный летом 1914-года, но так и не изданный при жизни. Трактат состоит из десяти самостоятельных глав, каждая из которых посвящена основным составляющим искусства живописи - таким, как форма, ритм, линия, цвет. Рассматривая взаимодействие объекта (произведения) и субъекта (зрителя), Богомазов анализирует и логику создания художественного образа, и психологию восприятия искусства.
Богомазов-теоретик оперирует понятиями линии, массы, скелета массы, напряжения массы, сферы. «Начиная от Линии, которая является первым признаком движения массы, и кончая качеством всей массы, все несет в себе признаки движения, т. е. способы воздействия количества на наше ощущение». Художник разделяет количественное движение и качественное, ритмом называет сознательное управление движением количества элементов в картинной плоскости. «Вот почему в картинах новой живописи вы видите измененные формы и нарушенные отношения в знакомых нам объектах». Не меньшее влияние на выразительность элементов оказывает интервал, наиболее очевидный в орнаменте. Сознательное управление интервалом основано на тех же принципах, что и управление другими элементами. Пустые места, не затронувшие зрительского ощущения, являя собой остатки общего количества картинной плоскости, соединяясь так же, как и элементы, должны давать одно общее связанное ритмическое целое.
Управление ритмической ценностью цвета совершается у Богомазова по тому же закону, только цвет выражает все качественные особенности содержания наиболее ярко. «Цвет - это то же количество, но несущее в себе оригинальные особенности, в силу которых напряженность движения его массы поднимается или опускается. Отсюда, одни цвета являются более энергичными в смысле ритма, чем другие».
Один из главных постулатов теории Богомазова сформулирован следующими выводами. «Рассматривая развитие элементов в искусстве , мы заметили, что они в каждом искусстве имеют общую природу развития - движение, и что в каждом искусстве признак настолько характерен и важен, что он же является тем звеном, которое только и может соединить прочно все элементы Искусства между собой. Каждый элемент искусства через свое Количество несет в себе, таким образом, определенную ритмическую ценность, которая соединяется с другой ритмической ценностью через движение их количеств. Сознательное управление ритмической ценностью означает познание ее качества. Следовательно, развитие Ритма есть развитие познания признаков ритмических ценностей, т. е. от связи бессознательных, самых примитивных количественных признаков к самому совершенному и свободному управлению качественными признаками».
Академизм - первая стадия в познании предмета, и продолжение этого познания приводит к потере смысла в живописи, тогда как угубленное познание элементов живописи приводит к ее богатому развитию во второй стадии - Новому Искусству. «Художники этого (нового) Искусства сознательнее и вдумчивее относятся к самому су ществу искусства, к его элементам, к той роли, которую они должны играть в живописном изображении предмета. Поэтому их отношение к окружающему миру гораздо глубже и тоньше в своем реализме, чем пресловутый «реализм» Академизма».
Одним из аспектов, детально рассматриваемых Богомазовым, стало взаимоотношение картины и зрителя. «Теперь ясно выразился фактор, связывающий эстетическое волнение Художника и результат этого волнения - Картину. Мы видели, что основа этой связи лежит в знаке, в живописном элементе, сумма которых, с одной стороны, примыкает к эстетическому волнению Художника, а с другой - к такому же волнению Зрителя, предполагая, что последний принимает Картину». Богомазов уверен - развитие понимания живописных элементов у Зрителя неизбежно должно привести его к осознанию положений нового искусства. Как только Зритель начинает уяснять связь между элементами искусства, он не может не признать прав этих элементов, а потому принять несовпадение произведения с оригиналом. Богомазов констатирует в современном Зрителе эволюцию освобождения элементов Картины от сковывающего гипноза оригинала.
Порою трудно пробраться к смыслу сквозь этот тяжеловесный, многословный, с бесконечно повторяющимися словами, язык Богомазова. Слишком о многом ему хочется рассказать, слишком тонко он прочувствовал творческий процесс, слишком мало слов для обозначения столь призрачных материй... Тем не менее многие предложения из этого научного трактата хочется разобрать на афоризмы и цитаты, столь они образны и красноречивы. «Живопись есть совершенный Ритм составляющих ее элементов»; «Картинная Плоскость есть имитация спокойной зрительной сферы»; «Сходство уничтожает объект больше, чем разность»; «Новая Картина - это мысль Художника, воплотившаяся в реальных знаках его искусства, это результат его вдохновения, взволнованного пластической красотой Мира, в которой Художник властно утверждает свое Я».
В 1913 году Богомазов женился на Ванде Витольдовне Монастырской, своей однокурснице по Киевскому художественному училищу, которая стала не просто музой художника, но осталась преданной ему и его творчеству до конца своей жизни. Посвятив свою жизнь мужу, она и после его смерти - в годы войны и позже в период гонения на «формалистов» - сохраняла его наследие. Именно ей, «чуткой спутнице по жизни», художник посвятил свой основной теоретический труд «Живопись и элементы». И будто в ответ в 1916 году жена писала ему: «Как хочется мне сказать, что ты не обычный смертный в искусстве, что произведения твои величавы и глубоко прекрасны, что в них страстная сила линий, движение всех молекул мира, что они загадочны, как бывает загадочной сила всего сущего на свете видимом и том, который видят мысли и душа».
Алиса Любимова
Александр Богомазов. Фото: livejournal.com
Александр Константинович Богомазов для меня — художник-открытие, работы которого мне не доводилось видеть ранее и, более того, я даже не могу припомнить его имени в каких-либо околохудожественных статьях, прочитанных на досуге. А этого живописца, между прочим, величают «украинским Пикассо» и картины его экспонируют в американских и европейских музеях. Сегодня, 7 апреля, исполняется 137 лет со дня рождения великого авангардиста, появившегося на свет в селе Ямполь (ныне Сумская область).
Имя Богомазова вычеркнули из истории украинского искусства на долгие 30 лет по известным причинам — советское государство усиленно боролось с формализмом . Для справки: власть категорически отрицала творчество тех деятелей искусства, чьи эстетические принципы отличались от утвержденного «социалистического реализма» (символистов, футуристов, импрессионистов, имажинистов и др.). Понятие формализма (художественная ценность любого произведения зависит от его формы) было превращено в идеологическое клише, которое принялись навешивать на творчество всех неугодных режиму авторов. О Богомазове вспомнили лишь в середине 60-х годов прошлого века, когда молодые украинские искусствоведы обратили внимание на его значительное творческое наследие. Но … его имя и картины так и не получили должного внимания даже спустя годы, после обретения Украиной независимости.
«Трамвай», 1914. Фото: commons.wikimedia.org
«Львовская улица в Киеве», 1914. Фото: pinterest.com
«Монтер», 1916. Фото: pinterest.com
«Сенной рынок в Киеве», 1914. Фото: pinterest.com
Александр Константинович был не просто ведущим украинским кубофутуристом, он написал теоретический трактат «Живопись и Элементы» (1913-14), в котором, по мнению историков, опередил достижения всемирно известных абстракционистов («Точка и линия на плоскости», 1918-19) и Казимира Малевича («Супрематизм», 1920). Однако при жизни Богомазова его труд так и не был опубликован, на данный момент книга все-таки вышла в свет, но в очень маленьком тираже.
В своих рукописях художник большое внимание уделял понятию ритма и темпа в живописи, по его мнению, ритм может быть не только количественной, но и качественной категорией. «Мир наполнен энергией движения и наблюдательный глаз видит динамику даже в статичном предмете («гора надвигается», «рельсы бегут», «тропа вьется»)», — утверждал Богомазов.
«Тюрьма», 1914. Фото: commons.wikimedia.org
«Лес», 1915. Фото: pinterest.com
«Воспоминания о Кавказе», 1916. Фото: pinterest.com
«Карабах», 1924-25 гг. Фото: commons.wikimedia.org
Для картин Богомазова характерна невероятная живость происходящего на полотне, яркие сочные краски и отсутствие перспективы. Некоторые работы были написаны в стиле минимализма и примитивизма , однако его лучшие творения, конечно же, — в манере кубофутуризма (разложение предмета на составляющие и его развитие во времени) и структурализма (первостепенность линий, цвета, мазков). На своих полотнах художник изображал урбанистические сюжеты (поезда, улицы, базары и т.п.), создавал огромное количество автопортретов и портретов своей семьи, а также писал натюрморты.
Большую часть своей жизни Александр Богомазов провел в Украине, бывая за границей лишь несколько раз: рабочая поездка в Финляндию в качестве газетного корреспондента и двухлетняя педагогическая деятельность в Нагорном Карабахе. При жизни украинский авангардист принял участие только в двух выставках: «Звено» (организованная в 1908 году «отцом русского футуризма» ) и «Кольцо» (показ 1914 года, учрежденный одноименной художественной группой, сооснователем которой был сам Богомазов). В рамках «Кольца» Александр Константинович представил миру свои 88 работ, среди которых можно было увидеть живопись, и рисунки. Увы, европейские экспозиции картин Богомазова состоялись уже после его смерти.
Портрет жены Ванды, 1914. Фото: pinterest.com
Портрет дочери Ярославы, 1928. Фото: commons.wikimedia.org
«Пильщики», 1927. Фото: wikipedia.org
«Работа пильщиков», 1929. Фото: pinterest.com
Жизнь «украинского Пикассо» оборвалась на 51-м году жизни из-за неотступающей болезни, мучившей его на протяжении десятка лет, — туберкулеза. Большую часть работ Богомазова современные украинцы увидели благодаря его жене, бережно хранившей каждый листочек из семейного архива.