Художник Александр Богомазов – теория авангарда. Художник Александр Богомазов – теория авангарда Александр богомазов художник картины

Алекса́ндр Константи́нович Богома́зов (1880, Ямполь, Харьковская губерния - 1930, Киев) - русский и советский художник, видный представитель и теоретик русского художественного авангарда. Александра Богомазова называли «украинским Пикассо ».
В 1920-е годы вместе с В. Татлиным и В. Меллером преподавал в Киевской художественной академии.

Александр Богомазов прошёл в своём творчестве несколько периодов. Самые знаменитые - кубофутуризм (1913-1917) и спектрализм (1920-1930).
В 1914 году Александр Богомазов написал трактат «Живопись и Элементы», в котором разобрал взаимодействие Объекта, Художника, Картины и Зрителя и теоретически обосновал поиски художественного авангарда.

Александр Богомазов был не только замечательным художником-новатором, но и теоретиком нового искусства. В 1913-1914 годах он написал теоретический трактат «Живопись и Элементы» в котором рассмотрел:

«Искусство - бесконечный ритм, художник - его чувствительный резонатор», - говорил Александр Богомазов своим студентам в Киевском художественном институте, профессором которого он был с 1922 по 1930 год.

Своё исследование Александр Богомазов посвятил своей жене, музе всей своей жизни, киевской художнице, Ванде Витольдовне Монастырской.

Отрывки из трактата были опубликованы в каталоге выставки в Тулузе Alexander Bogomazov. Centre régional d’art contemporain Midi-Pyrénées, Toulouse, а полностью трактат впервые увидел свет в 1996 г в Киеве в двуязычном украинско-английском издании О.Богомазов / A.Bogomazov. Живопис та Елементи / Painting and Elements.

После смерти Александра Константиновича Богомазова был создан Общественный комитет по сбору средств и увековечению его памяти. Все собранные средства были переданы на строительство самолёта «За Власть Советов» и на культурную работу в колхозе по месту рождения художника. В это же время у вдовы не было денег даже на материю, чтобы покрыть гроб. Ванду Витольдовну, преподававшую в Киевском институте пластических искусств, сократили незадолго перед смертью мужа. Так она осталась вместе с несовершеннолетней дочерью без средств к существованию, хотя всего через несколько месяцев после смерти работы Богомазова поехали в составе «Выставки образцовых произведений искусства СССР» в Венецию(1930) и Цюрих(1931).
Практически сразу после смерти А.Богомазов был вычеркнут из истории советского искусства. Наступили 33 года запрета и забвения. Лишь в середине 1960-х годов во время хрущевской оттепели его имя и творческое наследие были заново открыты группой молодых киевских искусствоведов - Д.Горбачев, Л. Череватенко, и другие.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Журналист английского новостного канала ITV News WestCountry просматривал архивные записи и обнаружил репортаж 2003 года, где человек, пишущий как Бэнкси, отвечает на вопросы микроинтервью
  • 04.07.2019 МХЯ продлится с 11 июля по 11 августа 2019 года. Да, целый месяц. В ярмарке примут участие антикварные галереи, переехавшие в Гостиный Двор из закрывшегося ЦДХ, а также другие продавцы искусства
  • 03.07.2019 Вчера Мединский объявил, что все формальности планируют завершить до конца нынешнего года
  • 01.07.2019 Это пока не официально. Сам аукцион ссылается на договор о неразглашении. Но New York Times разузнала по своим каналам, что многомиллионного Караваджо с неснятыми сомнениями в подлинности купил американский миллиардер Дж. Томилсон Хилл
  • 28.06.2019 СМИ приводят слова директора Ирбитского музея изобразительных искусства Валерия Карпова: «Исследование в Эрмитаже подтвердило бесспорную подлинность картины»
    • 05.07.2019 Продали 60 % каталога. Все лоты достались Москве и Санкт-Петербургу
    • 04.07.2019 9 июля 2019 года в Лондоне состоятся торги «Золотой век русской литературы. Из частной европейской коллекции»
    • 04.07.2019 Лучше всего на прошедших торгах русского и западноевропейского искусства продавались фарфор, серебро и ювелирные украшения
    • 03.07.2019 Участвуют более 700 работ. В течение всего месяца будут добавляться новые работы
    • 02.07.2019 11 июля в «Доме антикварной книги в Никитском» состоится 142-й летний аукцион, на котором будут представлены 634 лота суммарным эстимейтом свыше 14 млн рублей. Начало торгов в 19:00
    • 06.06.2019 Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
    • 23.05.2019 Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
    • 13.05.2019 Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
    • 24.04.2019 Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
    • 29.03.2019 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
    • 13.06.2019 В Питер привезли художественные произведения, созданные с использованием искусственного интеллекта. В числе участников - французская арт-группа OBVIOUS, которым удалось эффектно монетизировать эту работу
    • 11.06.2019 В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв. с 19 июня можно будет увидеть избранные работы А. Джакометти, И. Кляйна, Баскии, Э. Уорхола, Г. Рихтера, З. Польке, М. Каттелана, А. Гурски и других из коллекции Fondation Louis Vuitton, Париж
    • 11.06.2019 С 19 июня по 15 сентября в Главное здание ГМИИ на Волхонке, 12, выстроятся очереди ради выставки около 150 работ из собрания Сергея Щукина - полотен Моне, Пикассо, Гогена, Дерена, Матисса и других из собраний ГМИИ им. Пушкина, Эрмитажа, Музея Востока и пр.
    • 11.06.2019 В Лондон на выставку привезли около 170 работ Гончаровой из музеев и коллекций со всего мира, включая Россию
    • 07.06.2019 В Галерее Церетели на Пречистенке до конца июня проходит большая персональная выставка Константина Александровича Батынкова, отмечающего в этом году своё 60-летие

    Александр Константинович Богомазов (1880, Ямполь, Харьковская губерния - 1930, Киев) - украинский художник, видный представитель и теоретик украинского и русского художественного авангарда. Александра Богомазова называли «украинским Пикассо». В 1920-е годы вместе с В. Татлиным и В. Меллером преподавал в Киевской художественной академии.

    Биография

    • 1880, 14 марта (26 марта) - родился в слободе Ямполь, Харьковской губ. (теперь Сумская область)
    • 1896-1902 - учёба в Херсонском Земском Сельскохозяйственном Училище
    • 1902 - поступление против воли отца в Киевское художественное училище, разрыв с отцом
    • 1905 - исключение из училища за участие в студенческой забастовке
    • 1905-1907 - учёба в частной студии проф. С. И. Свитославского, Киев. Работа в частных мастерских Ф. Рерберга и К.Юона, Москва
    • 1908 - возобновление учёбы в Киевском Художественном Училище
    • 1908-1910 - увлечение импрессионизмом, сближение А. Экстер, Д. Бурлюком, М. Ларионовым, участие в выставке «Звено», Киев. Работа для газеты «Киевская мысль»
    • 1911, 16 мая - окончание Киевского Художественного Училища
    • 1911-1915 - путешествие в Финляндию в качестве коррспондента «Киевской мысли», работа в Киевских периодических изданиях, преподавание черчения и рисования в Школе для глухонемых, Киев
    • 1913 - Брак с художницей В. В. Монастырской. Организация «Кольца» - кружка представителей кубофутуристичиского направления. Организация выставки «Кольца».
    • 1914 - написание в с. Боярка (под Киевом) трактата «Живопись и Элементы». Распад «Кольца».
    • 1915-1917 - переезд на Кавказ - преподавание в местечке Герюсы (теперь Горис), Нагорный Карабах.
    • 1917 - Возвращение в Киев, рождение дочери Ярославы
    • 1917-1918 - преподавание художественных дисциплин в Золотоношском Коммерческом Училище, Киевской Художественно-Ремесленной Школе-Мастерской Печати, Боярской Высшей Начальной Школе
    • 1918, 9 июня - выступление на съезде деятелей украинского искусства с программным докладом «Основные задачи развития искусства живописи на Украине».
    • 1919-1920 - один из основателей Кустарного Товарищества и Первой Артели Художников, первый секретарь Профсоюза художников Киева. Заведующий отделом Художественного Образования во Всеукраинском Комитете Художественного Искусства: разработка положений про Реформу художественного образования на всех уровнях и выступление с программным докладом «Про реформу художественного образования» на Съезде художников-педагогов (15 июля 1919 г.). Оформление революционных праздников. Участие в работе Агитационно-санитарного поезда в составе 12-й армии (ответственный художник). Преподавание художественных дисциплин в Будаевской Железнодорожной 4-классной школе (Боярка).
    • 1920-1922 - рисование плакатов, иллюстрирование детских книжек.
    • 1922-1930 - преподавание художественных дисциплин в Киевском институте пластических искусств (с 1924 г. - Киевский художественный институт) на педагогическом (музейном отделе), живописном факультетах. Сентябрь 1922 - избрание профессором станковой живописи. C 1923 - обострение туберкулёза приобретенного в годы революций.
    • 1930, 3 июня - умер в Киеве от туберкулеза. Похоронен на Лукъяновском кладбище.

    Творчество

    Александр Богомазов прошёл в своём творчестве несколько периодов. Самые знаменитые - кубофутуризм (1913-1917) и спектрализм (1920-1930). В 1914 году Александр Богомазов написал трактат «Живопись и Элементы», в котором разобрал взаимодействие Объекта, Художника, Картины и Зрителя и теоретически обосновал поиски художественного авангарда.

    Трактат «Живопись и Элементы»

    Александр Богомазов был не только замечательным художником-новатором, но и теоретиком нового искусства. В 1913-1914 годах он написал теоретический трактат «Живопись и Элементы» в котором рассмотрел:

    • Взаимосвязи и роли Объекта, Художника, Картины и Зрителя в художественном произведении.
    • Взаимодействие структурных элементов картины в восприятии зрителем - точек, линий, основных геометрических фигур, цветов, ритмов, итд.

    Т ак случилось, что имя Александра Константиновича Богомазова (1880-1930) долее других оставалось в тени первых фигур российского аван­гарда. Но и для арьергарда Богомазов - фигура явно неподхо­дящая. Подобно многим современникам по авангардному искус­ству Александр Богомазов обладал многим и талантам и, его натура стремилась охватить самые разные сферы творчества, а дарование помогло достичь значительных результатов. Экспе­риментатор в живописи, блестящий педагог, серьезный теоретик, размышлявший о сути живописи и ее воздействии на зрителя, любитель музыки, прекрасно разбиравшийся в ней, поэт... ­

    Александр Константинович Богомазов еще в Киевском училище познакомился с учившимися там же Александрой Экстер, Александром Архипенко и Аристархом Лентуловым. Длительная дружба связала его с Экстер, которая являлась своеобразным двусторонним проводником совре­менной французской и русской культур. Благодаря Экстер уже в 1908 году Богомазов участвовал в знаменательной выставке «Звено», а в 1914 году на равных с нею организовал выставку «Кольцо», ставившей своей задачей защиту нового искусства и «освобождение живо­писных элементов от сковывающих шаблонов». Тогда же художник показывает 88 своих произведений живописи и графики, что можно считать его первой персональной экспозицией.

    В 1920-е годы постоянными спутниками Богомазова по выставкам становятся Виктор Пальмов, Павел Голубятников, Лев Крамаренко, Леонид Чупятов, Василий Ермилов. Все эти мастера имели некую общность - особое внимание к цвету. Слова Голубятникова (ученика Кузьмы Петрова-Водкина) о том, что «живопись - это искусство вы­ражения образов и чувств через передачу этих явлений - цветом», можно отнести ко всем вышеназванным живописцам.

    Критикой Богомазов был замечен практически сразу. «... У «Кольца» ... новостью является, главным образом, произведения Богомазо­ва», - писал Николай Кульбин. «Это - несомненно сделанный настоя­щий живописец, принявший ценности французской школы, но работающий самостоятельно. Он - русский по имеющемуся у него синте­зу цвета и материала». В 1916 году Яков Тугендхольд также выделил новое имя: «Тут и бунтарский «кубофутуризм» в лице Богомазова, художника, по-видимому, даровитого, мимо которого нельзя пройти с одной лишь саркастической улыбкой обывательского недоумения».

    К 1914 году Богомазов прошел через все типичные для своего вре­мени «измы»: , импрессионизм, немного долее задержался на символизме, и, ссылаясь на все эти слабости художественной на­туры, как только критики его не называли - и «украинский Пикассо» и «Шарден футуризма»... Хотя уже в ранних живописных произведени­ях видны поиски художником собственного языка. Таковы символист­ские работы - «Ожидание» (начало 1900-х) или «Мост» (1908), напол­ненные элегией и томным предчувствием. Образное наполнение этих работ, в которых объекты буквально растворены в сумрачном про­странстве, почти открыто свидетельствует о внимательном изучении автором основ импрессионизма. В то же время акварели, и особенно рисунки тушью, демонстрируют безусловный интерес к стилю мо­дерн и владение его арсеналом художественных средств. В 1913-1914 годах мировосприятие Богомазова меняется: проснувшаяся вдруг творческая энергия, проявившаяся обостренная восприимчи­вость заставили его увидеть подвижность форм даже в статичных предметах: мир стал изменчив и непредсказуем, и, значит, художник просто обязан находиться в непрерывном движении, меняясь вместе с миром. Теперь свою задачу Богомазов видит в адекватном воспро­изведении впечатлений от бурной жизни, в фиксации борьбы и напря­жения, в передаче ритма, темпа, динамики.

    В свое время (благодаря все той же Александре Экстер) Богома­зов имел возможность внимательно изучать творчество итальянских футуристов, ставших безмерно популярными в передовой художест­венной среде с 1912 года. И, возможно, ни на кого другого так не по­влияло их искусство, как на него, когда в 1914 году он создает свои самые знаменитые футуристические картины, подкрепляя их глубо­ким научным трактатом - «Живопись и Элементы». С этого времени в его творчестве прочно утверждается тема города, в ряде сюжетов приобретая социальную окраску. Такие работы, как «Сенной рынок. Киев», «Трамвай» (обе 1914), «Паровоз», «Монтер» (обе 1915), можно отнести к безусловным шедеврам, и в ряду знаменитых работ италь­янских футуристов и подобных работ Наталии Гончаровой и Александ­ры Экстер они нисколько не теряют своего значения и качества.

    Возросшие скорости, стремительная урбанизация жизненного ук­лада, технические новшества, говоря словами Богомазова, «заостри­ли нашу нервную восприимчивость». Для него, как и прежде, худож­ник является прежде всего «чутким резонатором воспринимаемых ощущений и сознательно же переводящим их в пространство Картин­ной Плоскости». Возможно, потому в его работах 1914-1916 годов выражение экспрессии так обостренно проявилось и в почти кинема­тографической композиции, и в пронзительно звучащем цвете. После революции Богомазов активно занимается агитационно­-массовым искусством, общественной деятельностью и преподаванием. Станковая живопись в его деятельности отходит на второй план.

    Когда же в конце 1920-х годов появляются новые картины , друзья констатировали, что пластический язык художника сильно изменил­ся. Его собственные теоретические исследования цвета, а также раз­ работки той же темы его соратников по Киевскому художественному институту Пальмова и Голубятникова привели Богомазова к воплоще­нию метода «растяжки цвета», полихромности и условности цветовых отношений. Так, четыре основных цвета распределены в картине «Пильщики» (1927) соответственно символике: земля - красно-ро­зовая, лица - желто-оранжевые, небо - интенсивно-синее.

    Александр Богомазов прожил недолгую жизнь, но успел многое. Он был незаурядной и самобытной личностью, глубоко и серьезно от­ носившейся к своему предназначению, пытавшейся докопаться до самых глубин познания жизни и искусства. Внешняя сдержанность скрывала темперамент, и в каждый период жизни эта внутренняя экс­прессия проявлялась по-разному, но с неизменной силой. Хочется верить, что художественное наследие Александра Богомазова, через столько лет получившее наконец признание и зрителей и коллекцио­неров, уже никогда не исчезнет из так и не написанной пока истории искусства XX века.

    Теоретическое наследие художника включает в себя статьи, ана­литические схемы экспериментального характера, рабочие педагоги­ческие программы. Центральное место занимает основной его труд «Живопись и элементы», законченный летом 1914-года, но так и не из­данный при жизни. Трактат состоит из десяти самостоятельных глав, каждая из которых посвящена основным составляющим искусства живописи - таким, как форма, ритм, линия, цвет. Рассматривая взаи­модействие объекта (произведения) и субъекта (зрителя), Богомазов анализирует и логику создания художественного образа, и психоло­гию восприятия искусства.

    Богомазов-теоретик оперирует понятиями линии, массы, скелета массы, напряжения массы, сферы. «Начиная от Линии, которая явля­ется первым признаком движения массы, и кончая качеством всей массы, все несет в себе признаки движения, т. е. способы воздейст­вия количества на наше ощущение». Художник разделяет количест­венное движение и качественное, ритмом называет сознательное управление движением количества элементов в картинной плоско­сти. «Вот почему в картинах новой живописи вы видите измененные формы и нарушенные отношения в знакомых нам объектах». Не меньшее влияние на выразительность элементов оказывает интер­вал, наиболее очевидный в орнаменте. Сознательное управление ин­тервалом основано на тех же принципах, что и управление другими элементами. Пустые места, не затронувшие зрительского ощущения, являя собой остатки общего количества картинной плоскости, соеди­няясь так же, как и элементы, должны давать одно общее связанное ритмическое целое.

    Управление ритмической ценностью цвета совершается у Богома­зова по тому же закону, только цвет выражает все качественные осо­бенности содержания наиболее ярко. «Цвет - это то же количество, но несущее в себе оригинальные особенности, в силу которых напряжен­ность движения его массы поднимается или опускается. Отсюда, одни цвета являются более энергичными в смысле ритма, чем другие».

    Один из главных постулатов теории Богомазова сформулирован следующими выводами. «Рассматривая развитие элементов в искус­стве , мы заметили, что они в каждом искусстве имеют общую природу развития - движение, и что в каждом искусстве признак настолько ха­рактерен и важен, что он же является тем звеном, которое только и может соединить прочно все элементы Искусства между собой. Каж­дый элемент искусства через свое Количество несет в себе, таким об­разом, определенную ритмическую ценность, которая соединяется с другой ритмической ценностью через движение их количеств. Созна­тельное управление ритмической ценностью означает познание ее ка­чества. Следовательно, развитие Ритма есть развитие познания при­знаков ритмических ценностей, т. е. от связи бессознательных, са­мых примитивных количественных признаков к самому совершенному и свободному управлению качественными признаками».

    Академизм - первая стадия в познании предмета, и продолжение этого познания приводит к потере смысла в живописи, тогда как уг­убленное познание элементов живописи приводит к ее богатому развитию во второй стадии - Новому Искусству. «Художники этого (нового) Искусства сознательнее и вдумчивее относятся к самому су­ ществу искусства, к его элементам, к той роли, которую они должны играть в живописном изображении предмета. Поэтому их отношение к окружающему миру гораздо глубже и тоньше в своем реализме, чем пресловутый «реализм» Академизма».

    Одним из аспектов, детально рассматриваемых Богомазовым, ста­ло взаимоотношение картины и зрителя. «Теперь ясно выразился фак­тор, связывающий эстетическое волнение Художника и результат это­го волнения - Картину. Мы видели, что основа этой связи лежит в зна­ке, в живописном элементе, сумма которых, с одной стороны, примы­кает к эстетическому волнению Художника, а с другой - к такому же волнению Зрителя, предполагая, что последний принимает Карти­ну». Богомазов уверен - развитие понимания живописных элемен­тов у Зрителя неизбежно должно привести его к осознанию положе­ний нового искусства. Как только Зритель начинает уяснять связь ме­жду элементами искусства, он не может не признать прав этих эле­ментов, а потому принять несовпадение произведения с оригиналом. Богомазов констатирует в современном Зрителе эволюцию освобож­дения элементов Картины от сковывающего гипноза оригинала.

    Порою трудно пробраться к смыслу сквозь этот тяжеловесный, многословный, с бесконечно повторяющимися словами, язык Бого­мазова. Слишком о многом ему хочется рассказать, слишком тонко он прочувствовал творческий процесс, слишком мало слов для обо­значения столь призрачных материй... Тем не менее многие предло­жения из этого научного трактата хочется разобрать на афоризмы и цитаты, столь они образны и красноречивы. «Живопись есть совер­шенный Ритм составляющих ее элементов»; «Картинная Плоскость есть имитация спокойной зрительной сферы»; «Сходство уничтожает объект больше, чем разность»; «Новая Картина - это мысль Худож­ника, воплотившаяся в реальных знаках его искусства, это результат его вдохновения, взволнованного пластической красотой Мира, в ко­торой Художник властно утверждает свое Я».

    В 1913 году Богомазов женился на Ванде Витольдовне Монастыр­ской, своей однокурснице по Киевскому художественному училищу, которая стала не просто музой художника, но осталась преданной ему и его творчеству до конца своей жизни. Посвятив свою жизнь му­жу, она и после его смерти - в годы войны и позже в период гонения на «формалистов» - сохраняла его наследие. Именно ей, «чуткой спутнице по жизни», художник посвятил свой основной теоретиче­ский труд «Живопись и элементы». И будто в ответ в 1916 году жена писала ему: «Как хочется мне сказать, что ты не обычный смертный в искусстве, что произведения твои величавы и глубоко прекрасны, что в них страстная сила линий, движение всех молекул мира, что они за­гадочны, как бывает загадочной сила всего сущего на свете видимом и том, который видят мысли и душа».

    Алиса Любимова

    Александр Богомазов. Фото: livejournal.com

    Александр Константинович Богомазов для меня — художник-открытие, работы которого мне не доводилось видеть ранее и, более того, я даже не могу припомнить его имени в каких-либо околохудожественных статьях, прочитанных на досуге. А этого живописца, между прочим, величают «украинским Пикассо» и картины его экспонируют в американских и европейских музеях. Сегодня, 7 апреля, исполняется 137 лет со дня рождения великого авангардиста, появившегося на свет в селе Ямполь (ныне Сумская область).

    Имя Богомазова вычеркнули из истории украинского искусства на долгие 30 лет по известным причинам — советское государство усиленно боролось с формализмом . Для справки: власть категорически отрицала творчество тех деятелей искусства, чьи эстетические принципы отличались от утвержденного «социалистического реализма» (символистов, футуристов, импрессионистов, имажинистов и др.). Понятие формализма (художественная ценность любого произведения зависит от его формы) было превращено в идеологическое клише, которое принялись навешивать на творчество всех неугодных режиму авторов. О Богомазове вспомнили лишь в середине 60-х годов прошлого века, когда молодые украинские искусствоведы обратили внимание на его значительное творческое наследие. Но … его имя и картины так и не получили должного внимания даже спустя годы, после обретения Украиной независимости.

    «Трамвай», 1914. Фото: commons.wikimedia.org

    «Львовская улица в Киеве», 1914. Фото: pinterest.com

    «Монтер», 1916. Фото: pinterest.com

    «Сенной рынок в Киеве», 1914. Фото: pinterest.com

    Александр Константинович был не просто ведущим украинским кубофутуристом, он написал теоретический трактат «Живопись и Элементы» (1913-14), в котором, по мнению историков, опередил достижения всемирно известных абстракционистов («Точка и линия на плоскости», 1918-19) и Казимира Малевича («Супрематизм», 1920). Однако при жизни Богомазова его труд так и не был опубликован, на данный момент книга все-таки вышла в свет, но в очень маленьком тираже.

    В своих рукописях художник большое внимание уделял понятию ритма и темпа в живописи, по его мнению, ритм может быть не только количественной, но и качественной категорией. «Мир наполнен энергией движения и наблюдательный глаз видит динамику даже в статичном предмете («гора надвигается», «рельсы бегут», «тропа вьется»)», — утверждал Богомазов.

    «Тюрьма», 1914. Фото: commons.wikimedia.org

    «Лес», 1915. Фото: pinterest.com

    «Воспоминания о Кавказе», 1916. Фото: pinterest.com

    «Карабах», 1924-25 гг. Фото: commons.wikimedia.org

    Для картин Богомазова характерна невероятная живость происходящего на полотне, яркие сочные краски и отсутствие перспективы. Некоторые работы были написаны в стиле минимализма и примитивизма , однако его лучшие творения, конечно же, — в манере кубофутуризма (разложение предмета на составляющие и его развитие во времени) и структурализма (первостепенность линий, цвета, мазков). На своих полотнах художник изображал урбанистические сюжеты (поезда, улицы, базары и т.п.), создавал огромное количество автопортретов и портретов своей семьи, а также писал натюрморты.

    Большую часть своей жизни Александр Богомазов провел в Украине, бывая за границей лишь несколько раз: рабочая поездка в Финляндию в качестве газетного корреспондента и двухлетняя педагогическая деятельность в Нагорном Карабахе. При жизни украинский авангардист принял участие только в двух выставках: «Звено» (организованная в 1908 году «отцом русского футуризма» ) и «Кольцо» (показ 1914 года, учрежденный одноименной художественной группой, сооснователем которой был сам Богомазов). В рамках «Кольца» Александр Константинович представил миру свои 88 работ, среди которых можно было увидеть живопись, и рисунки. Увы, европейские экспозиции картин Богомазова состоялись уже после его смерти.

    Портрет жены Ванды, 1914. Фото: pinterest.com

    Портрет дочери Ярославы, 1928. Фото: commons.wikimedia.org

    «Пильщики», 1927. Фото: wikipedia.org

    «Работа пильщиков», 1929. Фото: pinterest.com

    Жизнь «украинского Пикассо» оборвалась на 51-м году жизни из-за неотступающей болезни, мучившей его на протяжении десятка лет, — туберкулеза. Большую часть работ Богомазова современные украинцы увидели благодаря его жене, бережно хранившей каждый листочек из семейного архива.