Художник куприн александр васильевич и крым. Александр куприн и его натюрморты

Первые художественные навыки получил в 1889–1893 в гимназии в Борисоглебске у учителя рисования Н.А.Евсеева. В 1896–1902 работал в Воронеже конторщиком в счетоводстве Юго-Восточных железных дорог и одновременно учился в Воронежской бесплатной школе живописи и рисования при Обществе любителей художеств у Л.Г.Соловьёва и М.И.Пономарёва (1896–1902). Продолжил образование в Петербурге в частной школе–мастерской Л.Е.Дмитриева-Кавказского (1902–1904), в Москве в школе К.Ф.Юона и И.О.Дудина (1904–1906) и в МУЖВЗ (1906–1907, 1908–1910, исключён) у Н.А.Касаткина, С.Д.Милорадовича, А.Е.Архипова, Л.О.Пастернака, в мастерской В.А.Серова (до 1909) и К.А.Коровина.

Преподавал рисование в Арбатском частном женском училище (1916–1918), живопись во II ГСХМ в Москве (1918–1920, ассистент Коровина), в Нижегородских и Сормовских художественных мастерских (1920–1922), Вхутемасе–Вхутеине в Москве (1922–1930); в Текстильном институте (1928–1932), СЦХПУ) (1946–1952). Профессор (с 1922).

А.В.Куприн. Пейзаж с церковью. 1918.Холст, масло. 83×108. ГМИИ РТ


А.В.Куприн. Лежащая обнажённая. 1917.Холст, масло. 120×165. ГТГ


А.В.Куприн. Натюрморт с кактусом и конским черепом на чёрном фоне. 1917. Холст, масло. 105×94. СГХМ


Куприн А.В. Натюрморт со скульптурой Б.Д.Королёва. 1919.Холст, масло. 115×120.ГРМ


А.В.Куприн. Круглый стол. 1914.Холст, масло. 70,5×92. ЯХМ

Жил в Борисоглебске (1880–1893), Воронеже (1893–1902), Петербурге (1902–1904), Москве (1904–1920, с 1922), Нижнем Новгороде (1920–1922).

Посетил Ростов Великий и Торжок (1908), путешествовал по Франции и Северной Италии (1913–1914), работал в Крыму (1907–1908 и после 1926).

Участвовал в создании мозаичных панно для Суворовского музея в Петербурге (1902–1904), в оформлении Баку к 14-й годовщине революции (1931).

Член и экспонент объединений «Бубновый валет» (1911–1916, член-учредитель, в 1916 – председатель правления); «Мир искусства» (1917–1921); «Московские живописцы» (1925–1928); «Бытие» (1926–1927); ОМХ (1928–1932).

Творчество Куприна развивалось в русле постимпрессионизма и кубизма. В 1908 Куприн впервые посетил собрание С.И.Щукина и познакомился с М.Ф.Ларионовым, привлёкшим его к участию в выставках «Золотое руно» (1909–1910) и «Бубновый валет» (1910–1911). В работах этого периода ощутимо влияние как Ван Гога, так и раннего Ларионова («Терраса». 1910. НГХМ; «В саду». 1910. ГТГ). Однако ларионовский примитивизм остался Куприну чужд. Около 1912 основным ориентиром для Куприна становится Сезанн. Под влиянием лидеров общества «Бубновый валет» (в первую очередь П.П.Кончаловского) и поездки во Францию складывается его вариант сезаннизма («Натюрморт с тыквой». 1912; «Натюрморт с синим подносом». 1914; «Оливковые деревья в Ментоне». 1914. Все – ГТГ), затем появляются частичная кубизация формы («Завод под Москвой». 1915. ГТГ). В 1916, ненадолго возглавив «Бубновый валет», Куприн вошёл в контакт с представителями радикального авангарда, но вскоре покинул общество и вслед за Кончаловским и Машковым перешёл в «Мир искусства». Таким образом был обозначен рубеж новаторства бубнововалетцев, оставшихся на позициях раннего – фигуративного и живописного – авангарда. Около 1917 Куприн создаёт свой индивидуальный стиль. Сохраняя сложившуюся в период «Бубнового валета» жанровую структуру (натюрморт, пейзаж, ню) и предметный антураж (посуда, цветы и пр.), Куприн насыщает образный строй экспрессией, чему служат кубизация формы, ритмические сдвиги и цветовые контрасты. Ослабляется интерес к материальности, фактуре предметов: Куприн часто изображает искусственные цветы и муляжи фруктов, а в 1921 обращается к технике коллажа, позволяющей полностью освободиться от передачи объёма и реальных фактурных характеристик. Художник сталкивает контрастные формы – угловатые, ломкие – и тающие, как будто растворяющиеся в пространстве. Цвет служит не выявлению формы, как в сезаннизме, а созданию исполненной драматизма атмосферы и в то же время – впечатляющей декоративной гармонии.

В 1922 Куприн вернулся к работе на пленэре, в 1923 с другими бубнововалетцами принял участие в программной «Выставке картин», продемонстрировавшей их разрыв с принципами авангарда и установку на традиционализм. Куприн обратился к традициям пейзажа ХIХ века: Коровина, барбизонцев, романтиков, до конца жизни сохранив мастерство и живописную культуру.

Куприн интересовался технологией живописи, изготовлял краски для работы. Был музыкантом-любителем; самостоятельно собрал фисгармонию, на которой играл.

Участник выставок: 16-я МТХ (1908), 30-я ученическая МУЖВЗ (1908), 3-я «Золотое руно» (1909–1910); «Бубновый валет» (1910–1911, 1927), «Союз молодёжи» (1911); 1-я Профессионального союза художников-живописцев Москвы (1918); 5-я Государственная (1918–1919 Москва); 3-я картин (1919. Рязань); 1-я местных и московских художников (1919. Витебск); 1-я (1920. Казань); Бюро Изопрофсоюза Рабис и секции Изо подотдела искусств (1921. Горький); Первая русская художественная выставка (1922. Берлин); организованная Красным крестом (1924. Москва); Биеннале (1924, 1928, 1934. Венеция); Международная (1926. Дрезден); советского искусства (1926–1927. Харбин–Токио–Аомори); достижений Советской власти (1927–1928. Берлин–Вена–Прага–Стокгольм–Осло–Копенгаген); советского искусства (1927. Токио–Осака–Нагоя); юбилейная (1928. Москва); 4-я современных русских художников (1928. Феодосия); Художественно-кустарная (1929. Нью-Йорк–Филадельфия); «Социалистическое строительство в советском искусстве» (1930–1931. Москва); советского искусства (1930. Стокгольм; 1932. Кёнигсберг; 1933. Копенгаген); командированных в районы индустриального и колхозного строительства (1931, 1932. Москва); «Крым и Кавказ – здравницы СССР» (1931. Москва); Антиимпериалистическая (1931. Москва); «Художники РСФСР за 15 лет» и другие.

Прижизненные персональные выставки Куприна состоялись в 1934 (Москва, клуб Авиахима; Москва, Всекохудожник), 1948 (Москва, совместно с Г.И.Кепиновым), 1957 (Москва, совместно с Г.И.Мотовиловым).

Александр Васильевич появился на свет в Борисоглебске в 1880 году. Рос он в семье учителя, где часто занимались творчеством: пели, рисовали или музицировали.

Всерьез заняться живописью Александру удалось не сразу, так как возможности платить за дорогое обучение не было. Подрабатывая на железной дороге, по вечерам юноша ходил на бесплатные уроки живописи при Обществе любителей художников. Поступить в Академию художеств ему не удалось, но это не остановило энергичного молодого человека от желания стать художником. Постигнув азы живописи у Юона и Дудина, он поступил в Московское училище живописи, где обучался у .

Бунтарский характер вынудил юношу через четыре года обучения оставить училище и присоединиться к известной организации «Бубновый валет». После этого более десяти лет Куприн работал в стиле кубизма, пока не вернулся к пейзажам. Путешествия по стране и за границу дали ему вдохновение для создания реалистичных пейзажей, а посещение крупных строек стали опорной точкой для индустриальных пейзажей.

Примеры его работ: «Бахчисарай. Заброшенная мечеть», «Натюрморт с тыквой», «Донбасс», «Фили. Кутузовская церковь», «Тополя», «Крым». Картины Куприна экспонировались на ряде выставок, в том числе и на персональных: в салоне «Золотое руно», на выставках общества «Бубновый валет», на персональной выставке в 1934 году и совместной со скульптором Мотовиловым в 1957 году и других.


Кроме того, Куприн много преподавал, работал профессором во ВХУТЕМАСе и Московском текстильном институте, был заведующим кафедры живописи. В 1954 году Куприн стал член-корреспондентом Академии художеств СССР, а спустя 2 года удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Ушел из жизни Александр Васильевич в 1960 году в возрасте 79 лет.

Направление деятельности художника

Индустриальные пейзажи

В 1930-е годы в советской живописи появилось понятие индустриального пейзажа. Причиной его появления стали так называемые великие стройки Советского Союза: строительство Байкало-Амурской магистрали, Волго-Донского канала, Волжской, Братской ГЭС и многие другие масштабные проекты. Современных художников вдохновлял нескончаемый энтузиазм строителей и их настоящие трудовые подвиги. Александр Васильевич Куприн тоже всерьез увлекся этой темой. Он посетил угольный бассейн Донбасса, побывал на металлургическом производстве Днепропетровска, был на нефтяном производстве Баку и в иных местах, где почерпнул множество сюжетов для вдохновения.

В индустриальном пейзаже раскрывалась тема преобразования природы с помощью труда. Куприна в первую очередь интересовала тема слияния построенных человеком гигантских сооружений с природными видами. При создании индустриального пейзажа художник видел свою задачу в том, чтобы сохранять это цельное видение. В 1920-30-е годы появились работы: «Московский металлоаффинерный завод», «Днепропетровский коксовый завод», «Донбасс», «Баку. Нефтяные промыслы. Вид с моря» и другие.


Натюрморты и реалистические пейзажи

С раннего периода творчества натюрморты были излюбленным жанром живописи Куприна. Далеко не всегда он рисовал их с натуры, а создавал собственные композиции. Он кропотливо выбирал цветы, плоды, подбирал к ним предметы быта, часто используя бутафорские предметы. На холстах он нередко использовал крупный план, стремясь представить обычные предметы в необычных оттенках или неожиданном композиционном решении. Его работы отличает яркость красок и энергичная свободная манера живописи.


Создавая пейзажи, Александр Куприн использовал собственную систему работы. Начиналась она с зарисовок с натуры в альбом, который всегда был при художнике. Сделав несколько набросков, он отправлялся в мастерскую, где тщательно продумывал композицию картины. После этого живописец готовил холст, скрупулезно рассчитывал размер, разбивал холст на клетки и создавал на нем контурный рисунок. На следующем этапе Куприн возвращался на пленэр и подбирал необходимые для решения задачи оттенки. Завершение работы над композицией и цветом происходило в мастерской, после чего художник опять выходил на пленэр для уточнения деталей произведения. Особенно часто он изображал крымские пейзажи, прибегая к обобщению сюжета.


Главная идея его творчества заключалась в передаче гармонии природы и человека. По его словам, художник должен настроиться на глубокое ощущение природы, только тогда он сможет достичь гармонии в ее передаче.

Рекорды продаж, стоимость картин Куприна

Работы художника периодически появляются на известных аукционах. Выясним, сколько стоят картины Куприна, изучив данные их уходов в последние годы.

Самой крупной считается продажа картины «Сумеречный пейзаж. Река Чурук-Су, Бахчисарай» на аукционе MacDougall`s в 2014 году. Ценность этой работы заключается не только в том, что она относится к «Бахчисарайскому циклу». Это единственная картина, находящаяся в частной коллекции. Остальные работы этой серии находятся в известных российских музеях. Картина неоднократно участвовала в выставках: в 1929, 1931 и 1933 годах ее экспонировали на разных выставках в Москве, а в 1934 году представили в Венеции. Это обеспечило полотну успешную продажу за 317 тыс. долларов, что составило верхнюю границу эстимейта.


В 2010 году на этом же аукционе был продан холст «Тополя». Эстимейт картины составил 40-60 тысяч фунтов, однако приобрели ее с двойным превышением верхней границы - за 113 тыс. фунтов (176 тыс. долларов).


В 2017 году в аукционном доме MacDougall`s было еще несколько уходов картин художника. Это полотно «Нижний Новгород», проданное за 73 тыс. долларов с двукратным превышением эстимейта, и картина «Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Нижний Новгород» ушедшая за 11 тысяч долларов также с превышением эстимейта.


Чтобы составить полную картину о стоимости полотен художника, приведем еще несколько примеров небольших по цене продаж. В 2002 году с Christie`s ушел за 2 тыс. фунтов холст «Лодки в Крыму», а в 2017 году с «Литфонда» ушел за 60 тысяч рублей подготовительный угольный рисунок «Нарышкинское барокко».

Возвращаясь к вопросу о том, сколько стоят картины Куприна на рынке живописи, можем сделать несколько выводов. Во-первых, его работы пользуются спросом и регулярно уходят с торгов по высокой цене. Во-вторых, в продажах конкретных холстов наблюдается разброс цен, что характерно для живописи любого мастера. Это связано с тем, что какие-то работы ценятся выше остальных по разным причинам: более красочны, относятся к лучшему творческому периоду, написаны в новой художественной системе, экспонировались на выставках, куплены известными коллекционерами и тому подобное. Далее мы разберем, как выяснить эти причины, составить грамотное описание, а также о том, где и как продать картины Куприна с наибольшей выгодой.

Продажа и экспертиза картин Куприна

Зачем нужна оценка холста?

Так как профессиональная оценка произведения живописи требует затрат, возникает вопрос, нельзя ли оценить картину Куприна самому? Делать это не рекомендуется уже по той причине, что для работы крупного художника обязательно нужна проверка подлинности. Помимо этого поможет составить качественное ее описание. То есть такое описание, в котором будут присутствовать все события, повышающие ценность картины: наличие скрытых изображений и подписей, описание техники создания, соотнесение к важному циклу работ автора, присутствие в выставочных каталогах и т.д.

Знаете ли вы Александра Куприна? Каждый ответит: конечно! Знаменитый русский писатель, "Поединок", "Яма", "Юнкера"... А если речь идет не о писателе Александре Ивановиче Куприне, а о художнике Александре Васильевиче Куприне?
Его знают меньше. Хотя Куприн - один из авангардистов, которые нынче в такой моде, более того - один из немногих русских авангардистов с относительно благополучной судьбой.

Будущий художник родился в 1880 году в Борисоглебске в семье педагога. С 1893 года семья Александра Куприна жила в Воронеже. Его родители, как и большинство интеллигентных семей того времени, были не чужды творческим радостям - в доме много пели, играли на рояле и других музыкальных инструментах, танцевали, сочиняли и декламировали стихи... Всем этим с удовольствием занимался и Саша. И даже музыку писал... Но мальчик еще и хорошо рисовал. А родители, родственники и многочисленные гости, часто собиравшиеся в доме Куприных, всегда его поощряли. Высоко оценивал способности Саши и преподаватель рисования из его гимназии, обещавший своему ученику славу художника...

Но из-за финансовых проблем семьи юному Саше пришлось пойти работать - конторщиком на железную дорогу. Мечты о живописи не оставляли юношу и после службы он спешил в вечернюю живописную школу, продолжая удивлять преподавателей своими способностями. В 1902 году двадцатидвухлетний Куприн, скопив немного денег, уезжает в Петербург, мечтая поступить в Академию художеств. Однако его подготовка не достаточна для поступления, и для начала Саше приходится поучиться в частных художественных студиях. Но пресловутый "кусок хлеба" живопись ему уже дает - на жизнь Куприн зарабатывает копиями картин известных мастеров, рисунками для открыток и мозаичными панно.

Мальвы на черном фоне. 1910

В 1904 году молодого человека ждал удар - в Академию его не приняли. Он уезжает в Москву, чтобы попытать успеха в Училище живописи, ваяния и зодчества, а для начала снова идет учиться в частную студию, на этот раз - в популярную московскую студию художника Юона. Через два года ему удается поступить в Московское училище.
В 1907 году Куприн из-за проблем с легкими едет в Крым подлечиться и навсегда попадает под обаяние крымской природы. Крымские пейзажи станут одной из важнейших для него тем. Но сам подход Куприна к творчеству вскоре начинает кардинально меняться - 1908 году он в частных коллекциях московских меценатов открывает для себя современную новаторскую живопись, прежде всего французскую. И начинаются художественные эксперименты, которые не всегда находят понимание в училище... В 1909 году он участвует в авангардистской художественной выставке салона "Золотое руно". А в 1910 году Куприн покидает Московское училище живописи, ваяния и зодчества, так и не получив диплом, и становится одним из организаторов и лидеров объединения художников "Бубновый валет".

Натюрморт с трубкой

Натурщица с красной ленточкой и синим подносом, 1910

Натурщица с зеленым шарфом, 1910

Натюрморт с сыром

Куприн много путешествовал, побывал во Франции, Италии, где ознакомился с художественными новинками. Но любимыми для него по-прежнему оставались пейзажи Крыма. Впрочем, начавшаяся Мировая война крайне затруднила поездки за рубеж... Но художника больше волновали творческие эксперименты - он увлекся таким течением как кубизм.

Турецкие фелюги. Гудауты. 1911

Пейзаж с горой. Гудауты. 1911

Натюрморт с книгами и со свечой. 1911-12

Пейзаж с мечетью. Окрестности Ялты. 1911-12

Пейзаж. Ментона. 1914

Кирпичный завод под Москвой. 1915

Лежащая обнаженная натурщица. 1917

Натюрморт с глиняным кувшином. 1917

Революция вносит раскол в ряды художников. Кто-то принимает советскую власть, кто-то отправляется в эмиграцию... Кто-то мечется, уезжает и... возвращается. Куприн, в отличие от своего тезки писателя, сразу решает все для себя и остается на родине. Он не отказывается от прежних исканий, но на его полотнах пробивается и нечто новое, привнесенное переменами в стране.

Искусство. Эскиз плаката. 1918

Древнерусская архитектура. Москва. 1918

Москва. Пейзаж с церковью. 1918

Натюрморт с воблой. 1918

Чайная лавка. 1919

Сокольники. Каланча. 1919

Фили. Кутузовская церковь. 1921

В начале 1920-х художник уезжает из Москвы, где в условиях Гражданской войны жизнь была совсем трудной, в Нижний Новгород и работает там в художественных мастерских. В 1924 Куприн возвращается в Москву. Работа во ВХУТЕМАСе, в Текстильном институте, дизайнерские проекты... Но именно в 1920-х годах у художника появляется новая тема, к которой прежде он лишь изредка робко подступался - индустриальный пейзаж.

Нижний Новгород 1921

Завод. 1921

Донбас. 1921

Дорогомилово. Сосна. 1923

Городской пейзаж с розовой церковью. Сумерки. 1924

Работы Куприна становятся все более реалистичными, что поощряется в советских условиях. да и настроениям самого художника отвечает.
"Моя первая половина жизни прошла в бесплодных поисках нового изобразительного языка. Я шел от формы к содержанию, не отдавая себе отчета в том, что, в конечном счете, созданная мною форма будет выражать. Все мои эксперименты не смогли проложить пути к сердцу человека", - скажет сам художник о своих исканиях.

Бахчисарай. Чурук-Су. 1927

Пейзаж с луной. 1927

Бахчисарай. 1928

Феодосия. Храм 11 века

Бахчисарай. Заброшенная мечеть. 1930

Днепропетровск. Металлургический завод им. Петровского

Завод "Серп и молот" в Москве. 1931

Баку. Нефтяные промыслы. 1931

Москва. Дом правительства. 1932

Маневры Черноморской эскадры. 1932

Кутаиси. Старая колокольня. 1932

Беасальская долина. Крым. 1937

Пейзаж с луной. 1944

Натюрморт со стеклянной вазой. 1945

Могила Айвазовского у древнего армянского храма. 1946

В эпоху Оттепели искания художника снова нашли отклик и оказались интересными зрителю. В 1954 году А.В. Куприн был избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР, а в 1956 году был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР. В марте 1960 года на выставке московских художников были показаны его работы, написанные для первой республиканской выставки «Советская Россия». На склоне лет художника вновь увлекли индустриальные мотивы - это были написанные по материалам поездки в Тулу летом 1959 года заводские виды. К сожалению, это была последняя прижизненная экспозиция его работ - до закрытия выставки Куприн, находившийся в весьма почтенном возрасте, не дожил.

Александр Куприн умер 18 марта 1960 года. Он был п охоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

1880 - 1960

Родился в Борисоглебске (Воронежская губерния) 10 (22) марта 1880 в семье преподавателя уездного училища.

Учился в Воронежских вечерних классах рисования при Обществе любителей живописи (1899-1901) у Л. Г. Соловьева и М. И. Пономарева.
Посещал студии Л.Е.Дмитриева-Кавказского (1902–1910) в Петербурге и К.Ф.Юона (1904–1906) в Москве, затем занимался в Училище живописи, ваяния и зодчества (1906–1910).
В 1913–1914 посетил Италию и Францию.

Был членом объединений «Бубновый валет» (с 1910), «Московские живописцы» и «Общество московских художников».

В воображаемом групповом портрете членов общества "Бубновый валет" (1910) место А.В. Куприна было бы во втором ряду, рядом с В. В. Рождественским и Р. Р. Фальком.
Став членом "Бубнового валета", он разделил общее увлечение Сезанном, но в его трактовке сезаннистские композиции обретают усиленную ракурсность, формы - колючесть, цвет - контрастность и напряженность.
Понимая мир как большой натюрморт, как сочетание ощутимо-материальных красочных фактур, он не обращался ни к радикальным формам авангарда – остановившись как бы на пороге кубизма, – ни к лубочно-фольклорному примитиву.

В работах его раннего периода доминируют напряженные красочные контрасты, натура воспринимается как бы осязательно-предметно и в то же время достаточно отчужденно ("Натюрморт с синим подносом", 1914; "Завод", 1915; обе – в Третьяковской галерее; "Натюрморт с воблой", 1918, Русский музей).

С годами в творчестве мастера верх берет задумчиво-созерцательное начало, композиции развертываются вдаль, краски смягчаются, сохраняя, однако, острую предметно-фактурную экспрессию.
С конца 20-х гг. Куприн обратился к пленэрной живописи. В пейзажах, написанных главным образом в Крыму, с чувственной осязаемостью воплощал полную внутреннего движения, гармоничную жизнь природы ("Тополя", 1927, "Беасальская долина", 1937, - оба в Третьяковской галерее).

Куприн - крупный мастер индустриального пейзажа. Среди его поздних работ наиболее известны величавые, далекие от поверхностной «репортажности» индустриальные мотивы ("Баку. Нефтяные промыслы Биби-Эйбат", 1931, в Третьяковской галерее).

А.В.Куприн "Нефтяные промыслы Биби Эйбат"

Другие картины с изображением Баку кисти А.В.Куприна

Помимо творческой работы, Куприн много сил и времени отдавал преподаванию: с 1920 г. - во Вхутемасе-Вхутеине, в Московском текстильном институте и других вузах (до 1952 г.).
С 1954 г. - член-корреспондент АХ.
C 1956г. - заслуженный деятель искусств РСФСР.

Александр Васильевич Куприн – русский и советский живописец-пейзажист, заслуженный деятель искусств РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР.

Александр Васильевич родился в Борисоглебске. Его отец был преподавателем уездного училища. Когда мальчику было 13 лет, они семьей переехали в Воронеж, где Куприн учился в гимназии и работал конторщиком на железной дороге. Александр всегда увлекался искусством, что привело его на вечерние классы Общества любителей художеств. Позже, решив стать художником, он в 1902 году уехал в Санкт-Петербург и поступил в школу А.Е.Дмитриева-Кавказского, но в 1904 году ушел из нее, переехал в Москву и поступил в студию К.Ф.Юона. Проучившись в ней два года, Куприн перевелся в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества.

В 1908 году художник впервые увидел в частных собраниях московских меценатов новую французскую живопись, которая стала очень интересна Куприну. Художник начал писать и выставлять произведения в духе этого искусства. В 1909 году он участвовал в салоне «Золотое руно» со своими собраниями, которые создавались во времена жизни в Москве под воздействием новейших течений французского искусства. Научившись многому, мастер ушел из училища и большое количество лет посвятил экспериментам в области художественного искусства. Куприн был одним из деятельных членов объединения «Бубновый валет». В период 1910-1924 годы отдавал предпочтение написанию натюрмортов, начиная с кубистических произведений, постепенно смягчая геометричность форм.

В 1920 году художник уехал в Нижний Новгород, где работал руководителем нижегородских и сормовских художественных мастерских. Год возвращения в Москву (1924) оказался переломным для искусства Александра Васильевича, он обращался к реалистическому пейзажу, а также совершал ежегодные поездки в Бахчисарай, где и писал свои первые значительные реалистические картины.

В 1930-1934 годы наступил новый период в искусстве Куприна. Художник работал над индустриальным пейзажем, изображая заводы в Днепропетровске и Москве, а также нефтяные промыслы в Баку. В эти годы он вновь начал класть на холст Крым, а перед началом войны – мотивы русской природы. Такие пейзажи вновь завладели вниманием художника, однако в последних своих произведениях он вернулся к индустриальным темам.

Живописец пережил, проверил своими собственными руками, испытал почти все художественные увлечения и манеры, которые в годы его юности смущали души молодых художников. К реализму его привел сложный процесс сложения нового человека и нового художника.

Неправильно было бы сказать, что Куприн в молодости и Куприн в пору творческой зрелости – это два абсолютно разных художника. В его творчестве прослеживается определенная система интересов, которые были свойственны и раннему, и «наиболее взрослому» периоду искусства – это внимание к эмоциональной выразительности цвета, стремление к строгой конструктивности рисунка, острый интерес к ритмической настроенности композиции, в которой раскрывается закономерность строения предметов, пейзажа и т.д.

Творчеству Александра Васильевича Куприна свойственна большая интеллектуальная сила. Он был влюблен в живую красоту природы и вдохновлен стремлением проверить разумом свои впечатления. В его произведениях искусства светится огонек творческого, познавательного проникновения в изображаемом мире.

Александр Куприн умер в 1960 году в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.