Как очистить мазки нитрокраски с картины маслом. Как очистить от пыли картины, написанные маслом. Уход за картинами, написанными маслом. Старые масляные картины

Я просто очищаю от пыли картины, написанные маслом, мягкой кисточкой. Но, оказывается, все не так просто. Картины, написанные маслом, требуют соответствующего ухода.

В основном, картины маслом рисуются на холсте, редко на картоне и пр. материале. Уход за картинами, написанными маслом на холсте, зависит от того, как давно они были написаны. Поэтому важно знать дату написания картины, если она была куплена.

Картины, написанные ранее полугода, нуждаются в солнечном свете и воздухе. Так масляные краски, которыми написана картина, быстрее высохнут.

Окончательное засыхание и затвердевание красок происходит только на втором году жизни картины. В этот период ее нужно оберегать от влажности и перепадов температуры. Прямое попадание солнечных лучей уже нежелательно, от этого краски могут потемнеть.

Картины на холсте маслом нельзя вешать на кухне рядом с плитой, а также размещать в непосредственной близости от нагревательных приборов. В противном случае на полотне начнут появляться микротрещины.

Чистка картин на холсте

Картины маслом на холсте нуждаются в периодической чистке, которая не ограничивается банальным протиранием пыли.

Специальная процедура чистки позволяет не только эффективно удалить осевшую пыль и грязь, но и, при этом, не испортить краски.

Прежде чем приступать к чистке, стоит убедиться, что чистящее средство безвредно, для этого необходимо нанести его на краешек холста и подождать реакции.

Если все в порядке - тогда нужно подложить пачку старых газет или журналов под картину, сняв раму. Затем, аккуратно протираем картину маслом на холсте ватным диском, смоченным чистящим средством.

Здесь нужно быть осторожным и следить, чтобы на вате не появились следы краски, фиолетовая и черная особенно склонна стираться. Если вы заметили следы - прекращайте процедуру и промойте картину водой.

Для того чтобы очистить картину от пыли достаточно будет обычной, слегка подогретой воды. В этом случае, чистку надо производить быстро, а после завершения протереть полотно тканью. Если картина маслом на холсте имеет трещины - воду использовать нельзя.

О чистящих средствах

Лучшим средством для очистки является терпентиновое масло. Им можно удалить почти все возможные загрязнения.

Но, терпентин это растворитель, поэтому сначала протестируйте краски, как написано выше.

Второе по популярности средство - обычный мыльный раствор, он лучше всего удаляет жирные пятна с картин на холсте.

Шишкин. "Утро в Сосновом бору"

Такая картина у нас есть, копия, написанная дядей еще где-то в середине прошлого века. И много других картин попало в наследие от дяди. Не уверена, что дядя Вася (Чебыкин Василий Георгиевич) покрывал картины свои лаком, некоторые имеют трещины, я помню, восстанавливала, прокрашивала маслом, растворителем протирала. Чувствуется, что нужно еще будет заняться дядиными картинами, подумать, что можно будет сделать. Многие из них написаны в середине 20-го века, до 50-х годов. В основном, отличные копии большого размера. И только одна дядина пленэрная картина - "Дорога на Лукино" висит и радует глаз.

Все еще считаете, что сделаете это лучше специалиста?
Не жалко картину?
Рискнем?)))

Начнем с прорывов, не в смысле, что начнем рвать в клочья шедевр)))
как закрепить порыв на холсте? – примитивно: клеем ПВА в несколько слоев.
Самое главное – с обратной стороны!

Справились? – это было легко!
Продолжим? … подумайте 7 раз… режем?

Чистим скипидаром, покупают его в аптеке. Пахнет. Нет, не просто пахнет, воняет! Тряпочка – ватка, завернутая в марлю (любая фантазия), пропитали, смочили живописный слой, ждем минут 5 – 10, протираем. Рекомендую экспериментировать на свежем воздухе, там же где-нибудь в тенечке оставьте проветриться холст.
Классно? – А то! – это первые минуты, пока все еще сыренькое… подсыхает? – чувствуете как стала пропадать контрастность? – это еще цветочки)))

Матовый налет пошел? – нормально! – считайте, что теперь картину можно выкинуть! … не спешите, будем “лечить” дальше.

Когда подсохнет, когда вы поймете, что сильно погорячились, можно переходить к покрытию лаком. Каким? – уже не имеет значения – картина будет слепить новизной даже при матовом лаке… а ведь предупреждали…

Зато своими руками! – декоративные страсти отдыхают)))


А хотите помыть картину? 1000 и 1 способ как помыть холст.
Я знаю только 3 – достаточно, чтобы порекомендовать не делать этого.

Режем луковицу (нашу, отечественного производителя, евро-овощ не подойдет, слабоват) и половинками трем.

Взбиваем пену обычного стирального порошка. На губку – трем – тут же вытираем насухо.

А теперь способ третий (эксклюзив от меня) – как убить старинное полотно, помыв его? – берете современный оксидный отбеливатель, любой, разводите ложку на стакан конкретно теплой воды (пропорции почти не имеют значения), смачиваете губку – трем. Шок? – то то же))) этот способ чистки невозвратный.

Пожалуй, нужно добавить, что чистка масляной картины народными (и профессиональными) средствами хороша лишь в случае бытового загрязнения (жир, следы жизнедеятельности человека и т.д.) и в случае потемнения и пожелтения лака, покрывавшим картину после реставрации.
Именно такие слои наложенного лака и проявляют себя со временем, и чем больше слоев, тем печальнее вид у картины.
Случаи, когда мыть потемневшую живопись бесполезно.
Почему темнеют старые картины?
Краски состоят из пигмента и связующего компонента, в качестве которого частенько использовали льняное масло, вот оно-то со временем и окисляется (желтеет). Однако это придает картине тот самый «галерейный» оттенок, так любимый и ценимый нами.
В состав пигментов входят химические вещества: кадмий, кобальт, хром, свинец, стронций и др. , которые при смешивании красок вступают в реакцию между собой, изменяя со временем исходный цвет.
И тут мы бессильны со всеми своими многочисленными народными методами чистки.
Тщетны попытки будут и сделать ярче картину, написанную маслом на черном грунте, такие работы подвержены гораздо сильнее темнению. Объясняется это так: грунт просаживает белила.

Объявляю конкурс на лучший рецепт чистки картины, масляной картины. Все предыдущие рецепты именно для масляного письма.

Блог у меня молодой и зеленый, так что заманить кого-то на участие в конкурсе сложно пока, пришлось самой разыскивать рецепты чистки масляной живописи и картин вообще. Сказать что они шокирующие и вредоносные (да просто губительные) – не сказать ничего. Давайте воспримем их как шуточные))))

ВНИМАНИЕ!!! так делать, как написано в следующих “рецептах” НЕ НАДО!

просто копирую из “Домоводства”, улыбнитесь)))

Как чистить картины, написанные маслом.

“Если картина не очень загрязнена, то ее 2-3 раза обмывают мыльной, а затем чистой водой. Если картина нуждается в основательной чистке, поступают следующим образом.

Сквозь чистое волосяное сито просеивают на картину печную золу, потом льют на нее теплую мыльную воду и отмывают чистой водой. Подсушив картину с помощью полотенца, ее покрывают лаком.

Существуют и другие средства чистить картины. Приведем некоторые из них.

Картину протирают губкой, смоченной в уксусе, потом промывают чистой водой. Вместо уксуса можно пользоваться разведенной водкой,

Испеченную луковицу разрезают надвое и трут картину; затем холст промывают чистой водой и, дав высохнуть, покрывают взбитым яичным белком или белым лаком.

Картину кладут на гладкий стол или доску, мочат ее водой и посыпают солью, потом берут кусок полотна и трут им, пока грязь не сойдет. Совершенно очистив картину, ее вытирают, снова промывают чистой водой и дают до конца высохнуть, после чего покрывают лаком.

Китайский способ чистить старые масляные картины

Чтобы хорошо вычистить картину, ее натирают кисточкой, обмоченной в известковой воде, после чего промывают 3-4 раза. Она принимает прежний вид и глянец.

Как лакировать масляные картины

Так как новые масляные картины нельзя тотчас покрывать лаком, потому что он слишком глубоко въедается в краски, то картины обыкновенно покрывают специально приготовленным составом. Яичный белок перемешивают с несколькими ложками водки до тех пор, пока все не превратится в пену; состав оставляют в покое на несколько часов, по прошествии которых осторожно сливают светлую жидкость, образовавшуюся под пеной и при помощи мягкой губки мажут ею картину несколько раз, давая каждый раз высохнуть. Потом вешают картину приблизительно на 4 месяца или на полгода, чтобы масло совершенно засохло.

По истечении этого срока ее моют теплой водой, очищают от белка и наводят лак один или два раза. “(с)

Краткая инструкция чистки картин:

“Обметите рамы картин метелочкой из перьев, а позолоченные рамы – мягкой щеткой.
Картины, написанные масляной краской, накройте белой тряпкой, смоченной водой (лучше дождевой), оставьте ее на 3 – 4 часа, затем просушите, и слегка проведите по поверхности картины полотняной тряпкой, смоченной льняным маслом. Белые места смочите перекисью водорода, а затем протрите тряпкой.”(с)

И наконец победитель в рейтинге: “Самый тупой совет по чистке масляных картин”. Еще раз повторяю, пожалуйста не следуйте таким советам, если масляная картина вам хоть капельку еще нужна и нравится. Все эти способы убивают картины безвозвратно (а последний рецепт еще и по пальцам прошелся)))

“Чтобы очистить картину, прежде всего нужно промыть ее губкой с теплой водой для удаления пыли и копоти. Затем, если картина покрыта лаком, его снимают трением пальца, время от времени промывая и просушивая каждый раз, перед тем как снова приниматься за удаление лака; делается это до тех пор, пока под пальцем не перестанет образовываться пыль. Тогда проходят слегка петролейным эфиром и вытирают мягкой, но не мохнатой тряпкой, после чего картина готова для нового лакирования. Но если под этим первым снятым слоем лака имеется еще другой, который не снимается пальцем, или же если и сам первый слой не поддается удалению путем трения, то следует предположить, что картина была покрыта масляным лаком или лаком обыкновенным, но с примесью жировых веществ. В таком случае следует покрыть этот слой лака петролейным эфиром и оставить так на 24 часа, по прошествии которых на петролейный эфир надо насыпать, через сито, слой мельчайшего порошка мела (картину надо, конечно, положить горизонтально). Мел этот должен впитать в себя петролейный эфир, растворивший в себе жировые вещества. Через 24 часа после этой операции картина промывается сперва теплой водой для удаления мела, а затем мыльной водой, чтобы окончательно очистить ее от жировых веществ.
Если все эти средства окажутся недостаточными, то картину осторожно промывают ацетоном, разведенным водой, производя пробу сперва на уголке, чтобы видеть производимый эффект.
Каждый раз после промывки нужно пробовать удалять лак трением пальца, и если это не удается, то значит это действительно масляный лак. В этом случае опасно стараться снять его полностью, так как пришлось бы употребить спирт или бензин, которые могут размыть живопись. Нужно ограничиться удалением поверхностной части лакового слоя, протирая картину постепенно небольшими частями шелковой тряпкой, слегка смоченной разведенным водой ацетоном или же яичным маслом, разбавленным жидкостью, растворяющей фиксатив для акварели. Если же под этим лаком, который невозможно снять совершенно, картина кажется очень грязной, то это указывает на то, что лак был положен поверх другого слоя старого и грязного лака, что встречается очень часто. Что же делать? Нужно снять лак, - но это уже лучше поручить опытному реставратору, так как операция эта, во всяком случае, рискованная.
Высохшую масляную краску можно снять с картины тряпкой, намоченной в бензине или скребком;
для живописи на досках удобен последний прием, а на грунтованных холстах и бумаге предпочтительнее бензин, который исключает возможность порезов и царапин.”(с)

Если вы хотите , я дам вам несколько профессиональных советов о хранении и уходе за ними.

Картины на холсте , написанные маслом, требуют от своего хозяина не только хорошего вкуса, но и заботы, благодаря которой они смогут радовать глаз долгие годы.

Поговорим о правилах хранения картин.

Картины на холсте нередко удивляют своих владельцев тем, что перестают висеть ровно без видимой причины. Для того чтобы полотно оставалось на нужном месте, я советую закрепить проволоку или веревку в двух местах на подрамнике. Проволока все же предпочтительнее, она обеспечивает самую надежную фиксацию.

Также, стоит применять не одно крепления, а два. Если к картине маслом на холсте приклеить по краям изнанки полоски резины, то трение со стеной будет сильнее, благодаря чему, она не будет менять свое положение.

Если вы хотите купить картину маслом на холсте , я расскажу вам пару хитростей, касающихся размещения полотен. С их помощью ваше новое приобретение будет смотреться гораздо красивее и эффектнее.

Так, верхнюю часть картины на холсте можно немного наклонить вперед. Также, не стоит забывать об освещении. Впечатление, производимое картиной, сильно зависит от того, как на нее падает свет.

Кроме того, размещая полотно на стене, постарайтесь сделать так, чтобы центр композиции находился на уровне глаз человека. Картины маслом на холсте нельзя помещать под стекло, иначе долго они не проживут.

Если вы решили купить картину маслом на холсте, параметры ухода за ней будут варьироваться в зависимости от возраста.

Картины младше полугода, как дети, нуждаются в солнечном свете и свежем воздухе. При регулярном проветривании помещения, в котором висит картина, масляные краски быстрее высохнут.

Окончательное засыхание и затвердевание красок происходит только на втором году жизни картины. В этот период ее нужно оберегать от влажности и перепадов температуры. Прямое попадание солнечных лучей уже нежелательно, от этого краски могут потемнеть.

Картины на холсте маслом нельзя вешать на кухне рядом с плитой, а также размещать в непосредственной близости от нагревательных приборов. В противном случае на полотне начнут появляться микротрещины.

Чистка картин на холсте

Картины маслом на холсте нуждаются в периодической чистке, которая не ограничивается банальным протиранием пыли.

Специальная процедура чистки позволяет не только эффективно удалить осевшую пыль и грязь, но и, при этом, не испортить краски.

Прежде чем приступать к чистке, стоит убедиться, что чистящее средство безвредно, для этого необходимо нанести его на краешек холста и подождать реакции.

Если все в порядке – тогда нужно подложить пачку старых газет или журналов под картину, сняв раму. Затем, аккуратно протираем картину маслом на холсте ватным диском, смоченным чистящим средством.

Здесь нужно быть осторожным и следить, чтобы на вате не появились следы краски, фиолетовая и черная особенно склонна стираться. Если вы заметили следы – прекращайте процедуру и промойте картину водой.

Для того чтобы очистить картину от пыли достаточно будет обычной, слегка подогретой воды. В этом случае, чистку надо производить быстро, а после завершения протереть полотно тканью. Если картина маслом на холсте имеет трещины – воду использовать нельзя.

А теперь пару слов о чистящих средствах.

Если вы хотите купить картину маслом на холсте, вам следует знать, что лучшим средством для очистки является терпентиновое масло. Им можно удалить почти все возможные загрязнения.

Но, терпентин это растворитель, поэтому сначала протестируйте краски, как я писал выше.

Второе по популярности средство – обычный мыльный раствор, он лучше всего удаляет жирные пятна с картин на холсте.

Живописная картина , вышедшая из-под кисти мастера, с годами становится все ценнее. Она, одетая в багет , – настоящее украшение гостиной, офиса, галереи. Сохранение живописи – вот задача, которую предстоит решать на протяжении всей «жизни» картины.

Условия для масляной живописи

Чтобы даже спустя десятилетия творение художника радовало глаза и грела душу, нужно соблюдать требования к его хранению.

Масляная живопись – это картина написанная масляными красками. Написана она может быть на холсте (либо на другой, схожей по свойствам ткани), на плотном картоне, на твёрдых поверхностях (оргалите, дереве и т.п.).

Картины младше года нуждаются в солнечном свете и свежем воздухе, поскольку затвердевание масляно-красочного слоя происходит только на втором году жизни картины. Чтобы этот процесс проходил равномерно, необходимо разместить картину в хорошо освещенном, часто проветриваемом теплом помещении, избегая прямых солнечных лучей, от которых масло темнеет.

Масляная живопись второго года жизни и старше согласно технологии покрывается лаком (пихтовым, даммарным или аналогичным – специальным лаком для масляной живописи) – благодаря ему картина становиться устойчивее к солнечному свету, воде и механическим повреждениям. Лаки различаются по матовости, составу и ценой. Для выбора лакового покрытия и его нанесения лучше обратиться к специалистам. Лаку так же требуется некоторое время для высыхания и свежий воздух.

Как правило, под стекло такую картину помещать не нужно. Достаточно аккуратно за ней ухаживать.

Но никто не запрещает защитить стеклом особо ценные творения. Важно, чтобы к этому моменту краски и лаки уже полностью высохли, а стекло не касалось красочной поверхности.

Общие положения об условиях хранения и экспозиции масляной живописи следующие:

  • Никогда не вешайте картину вблизи плиты, духовки, печки – отмыть картину от копоти будет очень трудно. Табачный дым также приводит к оседанию копоти.
  • Не вешайте картину под прямыми солнечными лучами. Лак, конечно, защищает краску, но под прямым солнцем она всё равно начнёт выгорать.
  • Лучше вешать картину под углом к стене – так основная пыль будет оседать на раму и задник, а не на холст.
  • Следите, чтобы гвоздь, на котором висит картина, не касался сзади холста.
  • Не вешайте картину близко к отопительному прибору или кондиционеру. От постоянного воздействия высокой температуры и сквозняка краска может начать трескаться.
  • Не трогать голыми руками слои краски.
  • Не размещать ближе метра от картины лампы накаливания мощностью 100 Вт и выше и люминесцентные – от 20 Вт.

Уход за живописью

Картины, написанные маслом, требуют специального ухода.

Основные приемы ухода состоят в следующем.

  • Чистить живопись можно только после стабилизации верхнего слоя.
  • Удалять легкую пыль с лицевой стороны картин чистой подушечкой или рукавичкой из бархата или фланели – материала, вбирающего в себя пыль. Живописную поверхность обметают в одном направлении, нажим на поверхность картины должен быть самым минимальным. Не следует применять для этой цели щетки, перовки, флейцы, так как ими можно поцарапать красочную поверхность, а кроме того, эти предметы не собирают пыль, а рассеивают ее в воздухе. Можно вызвать тяжелые повреждения живописи, если допустить протирание красочного слоя чрезмерно влажной тряпкой или удалять пыль пылесосом.
  • С оборотной стороны картины пыль удаляют теми же подушечками и рукавичками из бархата и фланели, флейцем с короткой щетиной или пылесосом. Картине при этом придают небольшой наклон в сторону подрамника. Движения по холсту должны быть легкими, а щетка пылесоса совсем не должна касаться холста. Можно дополнительно хорошо защитить живопись от пыли, полностью закрыв обратную сторону холста картоном или крафт-бумагой. Если Вы не хотите закрывать надписи на обратной стороне холста (например, подпись художника) задник можно сделать из прозрачного пластика.
  • Для удаления более сильных загрязнений, необходимо протирать картину слегка влажной тряпочкой или ватными дисками. Этот способ нельзя применять при наличии трещин в красочном слое. Если просто вода не помогла, то применяют слегка мыльный раствор (мыло должно быть не щелочным, например – детским).
  • При сильном загрязнении не чистите картину самостоятельно – это должен делать специалист.
  • Удаление сажи и копоти требует работы реставратора, и никакие попытки удаления их на месте недопустимы.
  • Если холст картины провис (появились складки или неровности), никогда не мочите холст с обратной стороны водой – это, возможно, и временно натянет холст, но в дальнейшем приведет к отслоению грунта картины с последующим его осыпанием. Если подрамник у картины раздвижной с клинками (так называемый – модульный) – осторожно подбейте клинья (если, конечно, умеете это делать правильно; не уверены – обратитесь к профессионалам). Если подрамник глухой конструкции (в виде жестко скрепленной рамы), не старайтесь подтянуть холст, а сразу обратитесь в багетную мастерскую – потребуется перетяжка картины или замена старого подрамника на модульный.

Полотна, написанные маслом, темнеют со временем, и актуальной является задача осветления картины.

Если необходимо восстановить дорогую картину, лучше всего посетить профессионального реставратора.

Когда же картина менее ценная, можно попробовать осветлить ее самостоятельно.

  • Для начала надо удалить гвозди, с помощью которых фиксируют подрамник на раме, и вынуть картину.
  • На следующем этапе надо смести губкой с полотна пыль и мыльной пеной промыть картину, затем обмыть чистой водой и оставить картину подсыхать.
  • Подобная обработка картины приводит к тому, что картина теряет исходный блеск, из-за того, что покрывающий ее лаковый слой становиться матовым. Восстановить блеск можно, если распылить кроющий лак над полотном, а затем поместить подрамник в раму.
  • Для освежения цвета, после чистки на поверхность картины можно нанести каплю льняного или макового масла. Масло следует аккуратно и тщательно растереть чистой мягкой тряпочкой, излишки масла необходимо протереть.

Масляная живопись – одна из самых долговечных техник. Покрытая лаком картина, оформленная в надежную багетную раму, при правильном хранении и уходе может сохраняться в неизменном виде десятилетиями, что делает ее выгодным вложением средств.

Обращайтесь в салоны мастерской «Багетное дело». Наши мастера помогут сохранить Ваши шедевры на долгие годы.

Картина на холсте – традиционное украшение интерьера. Правда, свою функцию она выполняет только в том случае, если находится в идеальном состоянии. Увы, с живописными полотнами случаются разные неприятности. Они темнеют, меняют цвет, рвутся. Реставрация картин на холсте своими руками – возможно ли это? В некоторых случаях – вполне. О том, когда и как это сделать, пойдет речь в нашей статье.

Важно! К сожалению, с течением времени в реставрации нуждаются не только предметы искусства, но и другие любимые сердцу части интерьера. Как это сделать правильно, читайте в других наших материалах:

Дома или в мастерской?

Реставрация картины в домашних условиях – процесс довольно сложный, требующий знания технологии живописи, свойств материалов, а также аккуратности и внимания. Поэтому возможна она не всегда. Если поврежденным оказывается полотно, имеющее художественную или историческую ценность, лучше обратиться в мастерскую, особенно, если повреждена не только тыльная, но и лицевая сторона.

Удовольствие это — недешевое, но вы можете быть абсолютно уверены, что специалисты все сделают так, как надо. А вот репродукцию на холсте или дешевую копию, которая хорошо смотрится на стене, но сама по себе особой ценности не имеет, можно попробовать отреставрировать и самостоятельно.

Самые частые повреждения

С чем чаще всего приходится иметь дело реставратору-любителю? Со следующими проблемами:

  1. Порвался холст, и на картине появилась дыра.
  2. Лак потемнел.
  3. Краски изменили свой цвет.
  4. На картину попало агрессивное химическое вещество, и часть изображения растворилась.

Разрывы

Повреждения холста очень сильно отличаются друг от друга по размеру и форме. Самый простой вариант – дырка от гвоздя. Она имеет более или менее правильные очертания и небольшую длину. Не слишком много хлопот доставит и длинный прямой разрез. Но гораздо чаще приходится сталкиваться с большими дырами самого причудливого вида:

  • угловатые;
  • в виде ступенек;
  • в виде дыры с лучами.

Как правило, холст, если только его не резали специально, рвется по направлению нитей. Очень многое зависит от качества материала. Холст бывает:

  • тонким;
  • средней толщины;
  • плотным и толстым.

С чем бороться?

Разумеется, тонкий материал рвется чаще, но и реставрировать его проще. Если же ткань толстая, то она, перед тем, как порваться, сильно истирается и вытягивается. Самыми распространенными причинами являются:

  • плесень;
  • сильный удар.

Важно! Вид такого разрыва чаще всего не внушает надежд на благоприятный исход дела, потому что вокруг дыры вы обнаружите, что когда-то гладкая поверхность стала кривой. Выпуклости образуются не только на самом холсте. Они повреждают и грунтовый слой, а в самых тяжелых случаях переходят и на красочный, который начинает осыпаться. Подход к реставрации картин на холсте своими руками в каждом из этих случаев будет разным.

Вариант 1

Если причиной стало механическое воздействие, холст достаточно будет просто выпрямить, заделать отверстие, а уже потом восстанавливать слой грунта, краски и лак.

Вариант 2

Когда причиной серьезного разрыва и появление выпуклостей становится плесень, для начала придется избавиться от грибка, а уже потом выполнять все остальные реставрационные работы, иначе — толку от них не будет.

Когда реставрировать?

Если вам предстоит реставрация картины своими руками, сразу встает вопрос: а когда же нужно это делать? Ответ несложен. Сразу, как только вы заметили, что полотно повреждено.

Дело в том, что прямой прорыв легко заделать, что называется, по горячим следам. В тот момент, когда он образовался, с холстом ничего другого не успело случиться, края дыр, которые реставраторы называют бортами, легко сходятся. Поэтому соединить их нетрудно. Но с течением времени края соединяться перестают. На холст действует сила натяжения, под ее воздействием картина постепенно изгибается и принимает форму лодки.

Важно! Особенно тяжело состыковать борта, если дыра находится в середине. Поэтому откладывать дело в долгий ящик определенно не стоит.

Срочная консервация

Итак, если при переезде на вашу несчастную картину случайно уронили утюг или проткнули ее ножкой стула, меры нужно принять немедленно. Это, конечно, не реставрация, но нужно предотвратить деформацию холста и осыпание краски. Вам понадобятся:

  • бумага;
  • ножницы;
  • клей ПВА или рыбный. .

Дальнейшие действия элементарны.

  1. Прикиньте на глаз, какой формы заплата вам понадобится – она должна со всех сторон выступать за края разрыва минимум на 0,5 см, но лучше — больше.
  2. Вырежьте соответствующую заготовку из бумаги – плотной, но не особенно толстой. Обычная офисная вполне подойдет.
  3. Смажьте ее клеем.
  4. Хорошо совместите края дыры.
  5. Приклейте с лицевой стороны картины заплату.

Важно! Эта мера не поможет восстановить красочный слой, но позволит картине подождать, пока у вас появится на это время и возможность. На несколько дней и даже недель этого вполне хватит.

От чего надо отказаться?

Реставраторам нередко приходится сталкиваться с последствиями самодеятельного восстановления картин. Например, довольно часто попадаются полотна, у которых на лицевой части отлично заметна выпуклость. Опытный мастер сразу определит, что с обратной стороны на этом самом месте находится заплата, причем ставил ее не очень квалифицированный человек.

Такая заплатка ставится предельно просто – с тыльной стороны к полотну приклеивается кусок холста, иногда накладывается еще слой шпаклевки. Если вы собрались реставрировать картину таким способом – сразу откажитесь от этой идеи. Даже если вы выдернете из краев заплатки нескольких нитей, чтобы как-то нивелировать разницу в толщине холста, латка будет прекрасно видна со стороны изображения.

Не следует применять и некоторые другие методы:

  • сшивать края и шпаклевать место разрыва:
  • накладывать на изнаночную сторону масляную шпаклевку;
  • использовать для постоянных заплат марлю и бумагу – их можно ставить только как временные, чтобы края не расползались.

Какие меры можно применять?

Несмотря на нелюбовь реставраторов к заплатам, ставить их приходится довольно часто. Но есть и другие способы ремонта:

  • переплетение и заклеивание;
  • дублированием холста.

Важно! Первый способ реставрации картины на холсте применяется, если разрыв небольшой. Например, таким способом можно заделать дырку от гвоздя. Второй вариант – для серьезных повреждений (например, если картина небольшая, а длина разрыва больше 40 см).

Маленькие прорывы

Чтобы заделать дырку от гвоздя, вам понадобятся:

  • шило или толстая иголка;
  • рыбный клей;
  • папиросная бумага;
  • плотная бумага;
  • утюг.

Важно! Чтобы не решать потом проблемы с прорванными, испорченными или просто выглядящими «никак» предметами искусства, стоит усвоить несколько правил, которые помогут развесить картины правильно:

Прием не самый простой, но обычно дает хорошие результаты. Если вы занимаетесь реставрацией впервые, придется приложить максимум терпения и аккуратности:

  1. Положите картину на стол красочным слоем вверх.
  2. Иголкой или шилом раскрутите концы ниток по краям разрыва – нужно как можно сильнее их растрепать.
  3. Волокна нитей, находящихся с противоположных сторон разрыва, скрутите между собой как можно плотнее и чаще.
  4. Смажьте место разрыва и находящиеся рядом участки краски рыбным клеем.
  5. Заклейте разрыв кусочком папиросной бумаги.
  6. Дождитесь, пока клей начнет подсыхать.
  7. Прогладьте место разрыва через кусок плотной бумаги.
  8. Дайте утюгу остыть.
  9. Поставьте его снова на место разрыва (или положите туда другой тяжелый предмет в качестве пресса).
  10. Подождите сутки, затем переверните картину.
  11. Если осталась небольшая вмятина, зашпаклюйте ее.
  12. Дайте шпаклевке высохнуть.
  13. Разровняйте ее кончиком ножа.
  14. Удалите папиросную бумагу.
  15. Аккуратно удалите клей, стараясь не размочить его на месте прорыва.

Важно! Проследите, чтобы картина не приклеилась к столу – когда клей начнет подсыхать, ее нужно просто сдвинуть с места.

Изготовление шпаклевки

Не следует использовать строительную и вообще магазинную шпаклевку. Лучше всего сделать ее самим. Вам нужны:

  • пигмент – мел или охра;
  • рыбный клей.

Смешайте ингредиенты так, чтобы получился состав с консистенцией густой сметаны, и замажьте вмятину ровным слоем.

Важно! Впрочем, такой материал подходит не только для реставрации, из него можно сотворить и что-то новенькое. Подробно о стройматериалах, подходящих для творчества, читайте в наших блогах:

Реставрация смолкой

В качестве клеящего вещества можно применять не только рыбный клей, но и специальную смолку:

  • даммаровую мастику;
  • канифоль.

Технология будет немного другой. Как и в предыдущем случае, нужно максимально растрепать нитки и переплести волокна. Затем действовать необходимо так:

  1. Наложите на место прорыва, закройте бумагой.
  2. Прогладьте его и сгладьте неровности.
  3. Наложите на волокна кусочек канифоли или мастики.
  4. Расплавьте смолку кончиком теплого утюга.
  5. Если вы все сделаете аккуратно, грунтовать участок для восстановления красок не потребуется.

Важно! Старайтесь не задеть утюгом участков, покрытых краской.

Заплаты

Реставрация картин на холсте своими руками с помощью заплат требует определенной подготовки, о которой начинающие реставраторы обычно даже не задумываются. Например, для заплат не следует использовать новый холст – он непременно стянет место, на которое будет наклеен, со всеми вытекающими из этого печальными последствиями. Поэтому нужно снять подклеенный второй холст и использовать для заплаток именно его. Он долгие годы находился на этой же картине, на него действовали те же самые условия, так что он уже успел приобрести нужные в данном случае свойства.

Если же старый подклеенный холст по каким-то причинам использовать невозможно – что ж, придется довольствоваться другим. При этом он должен максимально соответствовать толщине материала, на котором написана картина. И его надо предварительно простирать, а также сделать с ним еще несколько действий:

  • прокипятить;
  • обезжирить;
  • выварить проклейки;
  • высушить;
  • хорошо прогладить.

Клеим заплату

Если у вас дома несколько картины, должно быть и несколько видов материала для заплат. Отреставрировать полотно, написанное на толстом холсте, с помощью тонкой латки невозможно, равно как и наоборот. Поэтому дома должны быть лоскутки как минимум трех видов:

  • тонкие;
  • средние;
  • толстые.

Если вы уже подобрали материал и сделали с ним все, что требуется в таких случаях, можно приступать к ремонту. Вам нужны:

  • лоскутки;
  • доска;
  • гвозди;
  • рыбный клей;
  • папиросная бумага.

Вот как происходит реставрация картин на холсте своими руками в данном случае:

  1. Подготовленные лоскутки разложите на доске.
  2. Края закрепите гвоздями – холст не должен сворачиваться.
  3. Приготовьте состав, смешав рыбный клей и мед в соотношении 1:1.
  4. Дважды пропитайте лоскут полученным составом.
  5. У вас должна получиться клейкая глянцевая поверхность – мед же нужен для того, чтобы картина после реставрации не стягивалась.
  6. Положите картину на стол или на пол лицевой стороной вверх.
  7. Максимально совместите края разрыва.
  8. Насколько возможно, переплетите волокна.
  9. Если холст жесткий и не разглаживается руками, слегка смочите его, растяните, совместите края и поставьте на них холодный утюг или другой тяжелый предмет.
  10. Когда бортики совместятся, наклейте на место прорыва папиросную бумагу.
  11. Накройте его плотной бумагой.
  12. Положите пресс и не снимайте его, пока клей не высохнет (папиросная бумага при этом снова станет белой, как была до пропитывания клеем).
  13. Переверните картину.
  14. Очистите место для заплаты – на оборотной стороне картины могут оказаться всякие неожиданности, вроде скопления пыли, масла или какого-либо другого вещества, которое не позволит заплате хорошо приклеиться.
  15. Соскоблите грязь.
  16. По возможности удалите узелки, капельки клея и все остальное, что может вам помешать – это лучше всего делать острым ножом.
  17. Вырежьте заплату по форме дыры – она не должна заходить за пределы разрыва больше, чем на пару-тройку сантиметров.
  18. Намажьте заплату тем же клеевым составом, которым вы ее приклеивали.
  19. Дайте клею немного подсохнуть.
  20. Наложите заплату на место разрыва.
  21. Прогладьте ее утюгом, не нажимая на края заплаты.
  22. Когда лоскут присохнет, переверните картину.
  23. Удалите папиросную бумагу и клей.

Важно! Все работы лучше проводить на гладкой мраморной или деревянной доске.

Особые случаи

Если поврежденная картина уже какое-то время полежала и совместить края разрыва не удается, приходится искать другие выходы. Ситуаций может быть две:

  • холст сел, и края не сходятся;
  • холст вытянулся, и один край ложится на другой.

В первом случае материал нужно растянуть, во втором – посадить, для чего используется деревянная подкладка с выпуклой поверхностью, форма которой соответствует кривизне холста. Картина кладется лицевой стороной вверх, под нее – подкладка, которая ставится на еще одну дощечку. Но это – сложная процедура, которую вряд ли следует применять самодеятельному реставратору.

Если выпали кусочки грунта и краски

Ремонт холста – далеко не единственная, к тому же, не самая сложная проблема, с которой может столкнуться самодеятельный реставратор. Гораздо хуже, если выпали кусочки грунта или краски. Краски все равно придется накладывать отдельно, а вот если поврежден грунт и образовалась выемка, ее можно заделать тем же холстом, вырезав маленький кусочек по форме. Сначала вклеивают его, а уже потом прикрепляют заплату. Мастику использовать не стоит.

Если картина потемнела

По сути, ремонт холста – это единственное, с чем может справиться без особого ущерба для картины самодеятельный реставратор. С другими неприятностями лучше сразу идти в мастерскую. Если, к примеру, помутнел лак и вы непременно хотите его снять, вы должны совершенно точно знать его состав и возможности применения тех или иных растворителей.

Так же дело обстоит и с красками. У каждого мастера – свои секреты, и помочь с ними разобраться может только опытный реставратор, который хорошо знает свое дело. Перед тем, как заняться восстановлением, мастер тщательно исследует картину – определяет состав лака и красок, тщательно исследуя даже мельчайшие частички. Очень часто обследование проводится с помощью специальных приборов, дающих излучение того или иного спектра.

Важно! Если вы попробовали реставрировать картину, у вас поучилось и даже больше, появилось желание отворить что-то, узнайте больше о том, из каких подручных мелочей можно создать нечто красивое:

Даже если картину написал ваш предок, который был художником-любителем, она для вас просто семейное воспоминание, и, на ваш взгляд, не представляет собой никакой ценности – не торопитесь самостоятельно ее чистить и закрашивать потускневшие места. Вполне возможно, что это полотно представляет в том числе и исторический интерес, и ваши неумелые действия приведут к утрате экспоната, которому вполне можно было бы найти достойное место — если не в Эрмитаже, то в краеведческом музее. Каждый предмет из прошлого приоткрывает страничку жизни определенной эпохи и нуждается в бережном отношении.