Карел чапек произведения список. Карел Чапек. Биография. Заметки о путешествиях

Политико-правовые воззрения

Макса Штирнера


Введение

Краткая биография Макса Штирнера

Основные политико-правовые воззрения М. Штирнера

Понятие власти в философии М. Штирнера

Концепция государства в философии М. Штирнера

Право в философии М. Штирнера

Заключение

Список использованных источников и литературы


Введение

Анархизм – политическое учение, отрицающее всякую власть над человеком. Он провозглашает своей целью уничтожение государства и замену любых форм принудительной власти свободным объединением граждан. Как политическое учение анархизм сформировался в 40-70-х гг. XIX века в Западной Европе. Одним из основоположников этой идеологии является Макс Штирнер. Своим трудом «Единственный и его собственность» (1844 год) он определил дальнейшее направление развития анархизма. Этот трактат послужил основой и для других представителей данного течения. Тема реферата – политико-правовые воззрения М. Штирнера – выбрана неслучайно. Поскольку изучение воззрений Штирнера как автора основополагающего труда является очень важным. Объектом исследования является философия Макса Штирнера, а предметом – его политико-правовые воззрения. Для достижения цели – раскрыть основные аспекты анархизма Штирнера – были поставлены следующие задачи:

·изучить биографию Макса Штирнера;

·определить понятие власти и ее роль в концепции Штирнера;

·определить значение государства по теории Макса Штирнера;

·определить понятие права и его роль в философии Макса Штирнера.


Краткая биография Макса Штирнера

Немецкий философ Макс Штирнер (настоящее имя – Иоганн Каспар Шмидт) появился на свет 25 октября 1806 года в семье мастера духовых инструментов Генриха Шмидта. В связи с неблагоприятным материальным положением, а также продолжительной болезнью, его обучение в университете Берлина продолжалось 8 лет. Наибольшее впечатление на него провели лекции Гегеля. После получения образования Штирнер занимался преподавательской деятельностью в различных учебных заведениях Берлина. Улучшить свое материальное положение он смог лишь женитьбой на Марии Денгардт в 1843 году. После этого он оставляет преподавательскую деятельность и посвящает себя философскому труду. И уже на следующий год увидел свет труд, вызвавший немало споров и дискуссий - «Единственный и его собственность». Часть исследователей считает, что это произведение опередило возникновение идей анархизма почти на полстолетия. Несмотря на произведенный фурор, множество отзывов, как критических, так и сочувственных, книга и ее автор вскоре были забыты. Положение усугубилось и тем, что после развода в 1848 году Макс Штирнер крайне бедствовал, неоднократно был в тюрьме из-за долгов. Этим объясняется его незаметность на литературной арене. Литературная деятельность была представлена написанием нескольких статей и пары книг, которые, по сути, представляли собой обобщение идей философов, а самостоятельных идей практически не было. Смерть Макса Штирнера в 1856 году осталась практически незаметной. Однако уже через полтора десятилетия после смерти, его имя упоминалась в различных трудах по истории философии. А после широкого распространения идей Ф. Ницше произошло Возрождение Штирнера. В нем увидели предшественника Ницше, сходного по идеям. Хотя прямого влияния Штирнера на Ф. Ницше не выявлено. Труды Штирнера стали переиздаваться и получили достаточно широкое распространение. В настоящее время философию XIX столетия невозможно представить без имени этого философа – анархиста.

Основные политико-правовые воззрения Макса Штирнера

Термин «анархия» означает отсутствие власти, однако анархистское учение нельзя назвать философией тотального отрицания. Отказываясь от государства как формы социального общежития, анархистам приходилось примиряться с некоторыми формами власти и права. Понимая власть как способность одних людей, используя соответствующие материальные и духовные средства, воздействовать на других, с целью добиться от них желаемого поведения, анархисты видели в ней преимущественно негативные, порой губительные последствия для личности и общества .

Понятие власти в философии М. Штирнера

Макс Штирнер понятие публичной власти не раскрывал и использовал его только для обозначения силового давления на общество и личность. Всеми теоретиками анархизма власть условно делилась на политическую и неполитическую. Носителем политической власти у Штирнера выступает государство, которое эксплуатирует граждан и манипулирует как отдельной личностью, так и обществом в целом. Как отдельную разновидность Штирнер выделял власть партийную. Ее он критикует за неэффективность, бесполезность и ограниченность ее членов. В своем труде Штирнер отмечал, что «Члены всякой партии, которая хочет долго просуществовать, всегда в такой степени несвободны, безличны, неэгоистичны, в какой они служат этой цели партии. Самостоятельность партий обуславливает несамостоятельность ее членов» . Кроме того, Штирнер говорил об информационной власти, которая заключается в жесткой цензуре. Пресса его времени, по сути, обслуживает государственную власть и полностью ей подчинена. Теоретиками анархизма выделялась муниципальная власть. Она является разновидностью неполитической власти, которая заключается в участии коллектива в решении тех или иных проблем в рамках добровольного союза. Однако в учении М. Штирнера она преобразовалась в свободный, добровольный и самоорганизующийся «союз эгоистов» . Говоря о духовной власти, он отмечал, что она неоправданно считается вторичной по отношению к политической, которая доминирует над ней.

Как и многие другие теоретики анархизма (Бакунин, Кропоткин) Штирнер выступал за отмену всякой власти, за ликвидацию властного принципа. Его он предлагал заменить личной самоорганизацией и самоуправлением. Это объясняется тем, что человек совершенен и не нуждается в какой-либо власти. Она является главным источником насилия и несправедливости, поэтому никогда не может быть оправдана.

Концепция государства в философии М. Штирнера

Идея отрицания государства – основная концепция, которая объединяет всех представителей анархизма. М. Штирнер считал его общественным злом, орудием человеческой несвободы, которое должно быть, сразу или в будущем уничтожено. Идея государства ему представлялась противоестественной. Он полагал, что государство является помехой личному счастью каждого человека. Деятельность государства основана на силе, которая составляет его социальную природу, сущность. Штирнер писал: «Государство всегда занято тем, чтобы ограничивать, обуздывать, связывать, подчинять себе отдельного человека, делать его «подданным» чего-нибудь всеобщего» . Используя культуру и образование, оно воспитывает послушных и полезных ему граждан.

Штирнер был знаком с концепцией разделения властей, однако законодательную ветвь государственной власти у него представляют не только парламент, политические партии, но также правительство и само общество. Исполнительная власть у Штирнера представлена только правительством. Деятельность немецкого правительства, его место и роль в разделении власти в своем учении он подробно не раскрывает и связывает преимущественно с укреплением господства и навязыванием своей воли гражданам государства. Характеризуя судебную ветвь власти, он отмечал ее механистичность и необъективность, которые приводят к правовой несправедливости. Судебная система, по его мнению, является надуманной и бесполезной для человека государственной инстанцией. Штирнер полагал, что человек сам себе судья и предлагал суд отменить вообще.

Штирнер никогда не давал прогнозов относительно организации государства нового типа, устройства будущего общества, оставаясь всецело на позиции негативизма. Его анархистская доктрина отличается условностью, схематичностью, а, значит, необязательностью своего воплощения.

Право в философии М. Штирнера

Под правом Штирнер понимал «дух общества». «Если общество имеет волю, – писал он, – то эта воля – право» . Он полагал, что право порождается обществом: «все право и вся власть принадлежат совокупности народа... Совокупность всегда первенствует над единичным лицом и имеет силу, которая называется правом». Существующее современное немецкое право Штирнера не устраивало. Он полагал, что государство и общество не могут быть полноценными источниками права, так как они самостоятельно формируют и предоставляют по своему усмотрению фиктивное, абстрактное право, не учитывающее интересы конкретной личности: «Всякое существующее право – право, которое мне «дают», «распространяют» на меня» - писал Штирнер в своем трактате. Предложив источником права сделать не государство или бога, а единичную личность, Штирнер содержанием права объявлял волю конкретного индивида, собственную волю. «Я сам решаю, – писал он, – имею ли я на что-нибудь право; вне меня нет никакого права. То, что мне кажется правым, – и есть правое». Штирнер классифицировал право на «чужое» и «мое». «Чужое» право в его понимании – это не субъективное право другого индивида, а то, которое предоставляет природа, общество или государство, то есть «чужое» право включает в себя как естественное, так и позитивное. «Мое» право – это то, которое «зародилось во мне и исходит только от меня». Фактически право в философии Штирнера свелось к способности овладения и обладания. То, что это породит всеобщее насилие, философа нисколько не волновало. Однако он писал, что важно стать тем, чем человек в силах стать, только на это он и имеет право. Все права он должен черпать в самом себе и для себя. Штирнер пишет, что «я имею право стать тем, чем хочу, чем могу и чем должен», таким образом, личность вправе самоактуализироваться в соответствии со своими потребностями, способностями и интересами, используя для этого материальные и физические средства. Эгоистическое право Штирнера, субъективное, по сути, необходимо личности для собственного саморазвития, для приобретения своеобразия, уникальности.

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Макс Штирнер
Max Stirner (Johann Caspar Schmidt)
220px
Имя при рождении:

Иоганн Каспар Шмидт

Псевдонимы:
Дата рождения:
Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Infocards на строке 164: attempt to perform arithmetic on local "unixDateOfDeath" (a nil value).

Место смерти:
Страна:

Германия 22x20px Германия

Учёная степень:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Учёное звание:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Альма-матер :

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Язык(и) произведений:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Школа/традиция:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Направление:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Период:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Основные интересы:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Значительные идеи:
Оказавшие влияние:
Премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Болезнь и нужда заставили его пробыть в университете, с перерывами, 8 лет. В Берлине он слушал Гегеля , который оставил в нём неизгладимый след. Был преподавателем в разных берлинских учебных заведениях. Лично и по убеждениям близкий сперва к левым гегельянцам (Бруно Бауэр , А. Руге , К. Маркс , Людвиг Фейербах), с которыми он принадлежал к кружку Гиппеля (так называемому по имени ресторана, где он собирался), Штирнер, однако, пошёл в своем развитии по совершенно своеобразной дороге. В погребке у Гиппеля Штирнер появился в 1841 году . Там он за характерный высокий лоб и получил кличку Stirn (лоб - нем.), впоследствии трансформировавшуюся в псевдоним. В тамошней полемике не участвовал, лишь изредка отпуская меткие замечания. В личном плане держался со всеми сдержанно, но более, чем с другими общался с Бруно Бауэром , Людвигом Булем и Эдуардом Мейеном . Первые его статьи в редактируемой Марксом «Rheinische Zeitung» и в «Leipziger Allgemeine Zeitung» не имели большого значения. Женитьба в 1843 году на весьма эмансипированной особе Марии Денгардт доставила ему небольшие средства и дала возможность оставить преподавание и посвятить себя исключительно философскому труду.

Смерть Штирнера осталась практически незамеченной. Лишь благодаря бывшим друзьям его не похоронили за государственный счёт. На похоронах присутствовали Бауэр и Буль, забравший рукописи Штирнера. После его смерти они исчезли.

Псевдоним немецкого писателя Иоганна Каспара Шмидта / Johann Caspar Schmidt.

В 1845 году Макс Штирнер выпустил своё главное сочинение: Единственный и его Собственность / Der Einzige und sein Eigentum

«Гегель проповедовал в Берлине философию государства; его теория была консервативной, но его метод таковым отнюдь не был. Он учил, «что нет религии, но что имеются религии, что нет принципов, а только факты; нет морали, но одни нравы». Он вручил своим ученикам обоюдоострое оружие своей диалектики – оружие, обладающее тем свойством, что, раз пущенное в ход, оно уже больше не останавливается. Давид Штраус пользуется им для разрушения внешнего аппарата церкви – догмы (Жизнь Христа, 1835). После него Фейербах , упрекающий Штрауса и Бруно Бауэра за их боязливость и малодушие, вытравливает религиозные чувства; божество это только тень человека, проектированная на небо и одарённая человеческими атрибутами; Фейербах растворяет теологию в антропологии, религию в человечестве (Сущность христианства, 1843). За ним приходит Штирнер , который в свою очередь разрушает идол человечества и заменяет его культом Я (Единственный и его Собственность, 1845). Наконец Ницше (произведения Ницше, 1872-1889) оставляет для высшего человека право на эгоизм, которое Штирнер предоставляет каждому, объявляет человеческую религию чистым иезуитством и видит в Давиде Штраусе, вначале считавшемся самым смелым новатором, только последним филистимлянина. […] Штирнер , таким образом, воздвигает верховенство своего Я на развалинах всякой божеской или человеческой власти. Нерон, когда он поджигал Рим для своего удовольствия, Людовик XIV в своём дворце, окружённый куртизанками и своими телохранителями, говоривший: «Государство это я» - были только скромными мухами в сравнении с этим бедным берлинским профессором в его одиноком мезонине, ибо он думал: Мир – это Я. Homo sibi Deus»

Жан Бурдо, Властители дум: пророки силы, добра и красоты: Ренан, Штирнер, Ницше, Толстой, Рёскин, М., Издательство ЛКИ, 2007 г., с. 38-39 и 44-45.

«Дохристианская и христианская эпохи преследуют противоположные цели; первая хочет идеализировать реальное, вторая - реализовать идеальное, первая ищет «святой дух», вторая - «одухотворенную плоть». Поэтому первая заканчивается бесчувственностью к реальному, «презрением к миру», вторая - «презрением к духу». Противоположность реального и идеального непримирима, и одно никогда не может сделаться другим: если бы идеальное сделалось реальным, то оно не было бы более идеальным, а если бы реальное сделалось идеальным, то существовало бы только идеальное, а реального вовсе не было бы. Противоречие между ними можно преодолеть только тогда, когда уничтожат и то, и другое. Только в этом третьем, в том, что уничтожит, может наступить конец этой противоположности: иначе идея и реальность никогда не сольются друг с другом. Идея не может быть реализована так, чтобы она осталась идеей, а реализуется только тогда, когда она мертва как идея; то же относится и к реальному. Таким образом, древние являются приверженцами идеи, люди же нового времени - приверженцами реальности. Ни те, ни другие не освобождаются от противоречий; древние тянулись к духу, а когда казалось, что это стремление древнего мира удовлетворено и дух явился, то «новые» принялись сейчас же за реализацию этого духа, которая так-таки и осталась для них «благочестивым желанием». […] Над вратами нашего времени стоит не то аполлоническое изречение: «Познай самого себя», а иное: «Используй самого себя!»»

Макс Штирнер, Единственный и его собственность, Харьков «Основа», 1994 г., с. 349 и 303.

Упомянутое выше сочинение Макса Штирнера оказало влияние на многих европейских философов…

Против крайнего индивидуализма Макса Штирнера выступил Людвиг Фейербах , доказывавший, что реальная личность может жить и развиваться только в общении с другими личностями и только в обществе.

Писатель с мировым именем, фантаст, сатирик, автор слова "робот" - но и один из идеологов первой Чехословацкой республики, друг президента Масарика, автор публицистических статей, защитник демократии, враг фашизма и тоталитаризма. Но и автор детективно-философских рассказов и серии "Апокрифов", полных метких наблюдений на человеческой природой. Но и писатель-авангардист, одним из первых описавших в художественной литературе трагедию "Титаника". Но и переводчик Гийома Аполлинера, с которого, собственно, начался невиданный взлет чешской поэзии 20-го века. Но и философ, многие идеи которого актуальны и в современном мире. Это один и тот же человек - Карел Чапек.

Чапек родился 9 января 1890 года в Малых Сватоновицах в семье деревенского врача. В 1909 году он закончил пражскую гимназию. К этому же времени относятся и его первые литертатурные опыты - сначала в поэзии, затем в прозе. А в 1912 году Карел с братом Йозефом (впоследствии известным писателем и художником - авангардистом идал первую книгу рассказов - "Сад Краконоша".

Во время Первой мировой войны Карел Чапек работал воспитателем в доме графа Лажанского (том самом, где сейчас находится кофейня "Славия"). Затем Чапек работал журналистом - в газетах "Narodni listy" и "Lidove noviny", продолжиыв тем самым традицию - ведь многие чешские писатели, в том числе и сам Ян Неруда, вынуждены были зарабатывать на жизнь журналистикой. Впрочем, эта деятельность не только отнимала у писателей время, но и давала им новые сюжеты, как говорится, из самой гущи жизни. А в случае с Чапеком газетная полоса нередко становилась и трибуной для высказывания тех или иных политических взглядов.

Всечешскую известность Карелу Чапеку принес мастерский перевод в 1919 году стихотворения Гийома Аполлинера "Зона" - своеобразного манифеста нового поколения поэтов. А всемирную известность Чапек получил после постановки пьесы "R.U.R." - о восстании машин. Именно там было впервые употреблено слово "робот".

Помимо этой пьесы, Чапек (иногда в соавторстве с братом) написал ряд других - "Из жизни насекомых", "Адам - творец", "Средство Макропулоса", наконец, в конце 30-х годов - произведения, исполненные явного антифашистского пафоса - "Белая болезнь" и "Мать".

Чапек, однако, был не только драматургом. Его перу принадлежат и книги для детей, и путевые заметки, и "Апокрифы", и 2 книги детективных рассказов - "Из одного" и "Из другого кармана". Кроме того, Чапек стал биографом президента Чехословакии Масарика, издав несколько томов "Разговоров с Т.Г.М." - в высшей степени поучительных бесед о том, на каких принципах должно строиться молодое государство.

Но, конечно, самыми популярными произведениями Чапека были и остаются его романы - "Фабрика абсолюта" (1922), одна из первых антиутопий в мировой литературе, "Кракатит" (1924), "Гордубал" (1933), "Поветронь", "Обычная жизнь" (1934), а также знаменитая "Война с саламандрами" (1938), которая удивит любого - кого необычностью формы (чем не постмодернистское произведение?), кого - актуальностью содержания (в каждой эпохе есть свои саламандры…)

Умер Карл Чапек в Праге 25 декабря 1938 года, на рождество. По легенде, предчувствуя беды, которые грядут в Чехословакии, он отправился в храм святого Вита и целую ночь молился там (совершенно неожиданный поворот в биографии Чапека - скептика и агностика) в неотапливаемом огромном зале. После этого писатель заболел воспалением легких, и через неделю его не стало. Известно, что смерть спасла его от неминуемых после захвата Праги нацистами репрессий.

О Чапеке написано много, свою лепту в это внесли наши выдающиеся литературоведы - С.В.Никольский, О.М.Малевич, Е.Н.Ковтун. Однако о Чапеке пишут до сих пор - и будут продолжать писать. Этот большой писатель и человек всегда будет близок нам.

Когда речь идет о чешской литературе, в голову приходит, прежде всего, имя такого автора, как Карел Чапек. Читателям во всем мире известны его фантастические рассказы, философско-психологические произведения. Краткая биография чешского писателя - тема статьи.

Жизнь и творчество

Карел Чапек родился в семье врача в 1890 году. Детство писателя прошло не в богемной среде, а в обычной. Семью Чапеков окружали ремесленники и фермеры. Детские впечатление прозаик и драматург отразил в своем творчестве, где преимущественно изображен быт заурядных людей. Впрочем, творчество этого автора довольно многогранно. Карел Чапек писал и рассказы, и романы, и путевые заметки, и фантастические произведения. И именно с его легкой руки писатели-фантасты стали использовать в литературном творчестве слово «робот», обозначающее механизм, созданный по человеческому подобию.

После окончания гимназии Карел Чапек поступил в столичный университет. А в 1915 году получил степень доктора философии. Много лет проработал журналистом, а в 1921-1923 гг. - драматургом в пражском театре.

Сочинять Чапек начал еще в отрочестве. Но ранние творения были опубликованы намного позже. Известность писателю принесли драматургические произведения. Самое известное из них - комедия «Из жизни насекомых».

Философ и прозаик

Формирование мировоззрения Чапека происходило под влиянием значительных исторических событий. Когда он окончил университет, началась Первая мировая война. Молодой писатель задумывался о причинах кровопролитных конфликтов. Ему небезразличны были и вопросы развития человеческой цивилизации.

Особенно стремительно развивалось творчество Чапека в тридцатые годы прошлого века. Экономический кризис и угроза нового кровопролития были проблемами, которые наиболее занимали мысли писателя. Чапек стал участником антифашистского движения. Особое место в его произведениях занимала тема войны.

До освобождения Чехословакии от фашистов писатель не дожил. Он умер в 1938 году. В те годы, согласно воспоминаниям очевидцев, мало кто верил в свержение фашистской диктатуры. Одним из писателей и общественных детяелей, которые не сомневались в поражении политики насилия, был Карел Чапек.

Книги

Знаменитые произведения чешского писателя - «Кракатит», «Мать», «Фабрика абсолюта». Вершиной творчества Чапека принято считать роман «Войны с саламандрами». Это произведение относят к наиболее сильным антифашистским книгам довоенного времени. Написал Чапек «Войну с саламандрами» за два года до смерти. По мнению критиков, в романе сочетается все лучшее, что есть в творчестве чешского автора. В произведении присутствует оригинальная задумка, сатирическая гротескность, глубокий философский подтекст.

Множество рассказов, фельетонов, очерков написал Карел Чапек. Сказки, принадлежащие его перу, - «Почтарская сказка», «Про Фокса», «Птичья сказка» и многие другие. Согласно воспоминаниям друзей и родных, Чапек не раз говорил о том, что умрет в возрасте шестидесяти лет. Предсказание не сбылось. Писатель ушел из жизни в сорок восемь лет. Но за свою сравнительно недолгую жизнь он создал неимоверное количество произведений, переведенных впоследствии на все европейские языки. Большая часть из его книг была экранизирована.