Любовь или сумасшествие в рассказе гранатовый браслет. Сочинение на тему Что это было любовь или сумасшествие? в рассказе Гранатовый браслет, Куприн читать бесплатно. «Что это было любовь или сумасшествие?»

Сочинение-рассуждение «Гранатовый браслет: любовь или сумасшествие». Любовь в повести Куприна

Повесть Куприна «Гранатовый браслет» раскрывает тайные богатства человеческой души, поэтому она традиционно любима юными читателями. Она показывает, на что способна сила искреннего чувства, и каждый из нас надеется, что тоже способен так благородно чувствовать. Однако самое ценное качество этой книги заключено в главной теме, которую автор освещает мастерски из произведения в произведение. Это тема любви между мужчиной и женщиной, опасная и скользкая дорога для писателя. Трудно не быть банальным, в тысячный раз описывая одно и то же. Однако Куприну неизменно удается удивить и растрогать даже искушенного читателя.

В этой повести автор рассказывает историю неразделенной и запретной любви: Желтков любит Веру, но не может быть с ней хотя бы потому, что она не любит его. Кроме того, все обстоятельства против этой пары. Во-первых, их положение существенно разнится, он слишком беден и является представителем другого сословия. Во-вторых, Вера замужем. В-третьих, она привязана к мужу и ни за что не согласилась бы изменить ему. Это лишь основные причины, почему герои не могут быть вдвоем. Казалось бы, при такой безнадежности едва ли можно продолжать во что-то верить. А если не верить, чем питать чувство любви, лишенное даже надежды на взаимность? Желтков смог. Его чувство было феноменальным, оно ничего не требовало взамен, но отдавало всего себя.

Любовь Желткова к Вере была именно христианским чувством. Герой смирился со своей судьбой, не роптал на нее и не бунтовал. Он не ждал вознаграждения за свою любовь в виде ответной реакции, это чувство самоотверженно, не привязано к эгоистическим мотивам. Желтков отрекается от себя, ближний стал для него важнее и дороже. Он возлюбил Веру, как самого себя, и даже больше. Кроме того, герой оказался на редкость честным по отношению к личной жизни своей избранницы. В ответ на претензии ее родственников он смиренно сложил оружие, не стал упорствовать и навязывать им свое право на чувство. Он признавал права князя Василия, понимал, что страсть его в каком-то смысле греховна. Ни разу за эти годы он не переступил черту и не посмел явиться к Вере с предложением или же чем-то скомпрометировать ее. То есть, он заботился о ней и ее благополучии больше, чем о себе, а это духовный подвиг – самоотречение.

Величие этого чувства в том, что герой сумел отпустить свою возлюбленную, чтобы она не чувствовала ни малейшего дискомфорта от его существования. Он сделал это ценой своей жизни. Он ведь знал, что сделает с собой после растраты казенных денег, но пошел на это сознательно. При этом Желтков не дал Вере ни единого повода считать себя виновной в случившемся. Чиновник покончил с собой из-за своего преступления. Отчаявшиеся должники в те времена стрелялись, чтобы отмыть свой позор и не перекладывать материальные обязательства на родственников. Его поступок всем показался логичным и никак не связанным с чувством к Вере. Этот факт говорит о необычной трепетности отношения к любимой, которая является редчайшим сокровищем души. Желтков доказал, что любовь сильнее смерти.

В заключение хочу сказать, что благородное чувство Желткова изображено автором не случайно. Вот мои мысли на этот счет: в мире, где комфорт и рутинные обязательства вытесняют подлинную и возвышенную страсть, необходимо отрезвиться и не воспринимать любимого, как нечто должное и будничное. Нужно уметь ценить близкого человека наравне с собой, как делал это Желтков. Именно такому трепетному отношению учит повесть «Гранатовый браслет».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Нет, наверное, на свете ни одного поэта и писателя, кого не волновала бы тема любви – самого глубокого и возвышенного чувства. Порой, трагического, но всегда самозабвенно преданного и нежного.

И если Пушкин и Лермонтов говорили «языком любви», а Маленький принц Экзюпери восклицал, что был молод и не умел любить, то наш современник Денис Майданов в силе любви не сомневается: даже «если друзья продадут за пятак» - «я буду знать, что ты любишь меня».

Но любовь, по мнению большинства поэтов и писателей, это труд души, некий талант, дарованный не каждому. Она мимолётна. Её легко не заметить, не почувствовать и упустить. Она бескорыстна.

Именно о такой любви повествуется в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Сюжет рассказа прост. «Мелкий» служащий почтового отделения влюбляется в княгиню Шейнину. Он не докучает ей своей любовью, лишь однажды позволяет себе преподнести ей подарок – гранатовый браслет.

Но с самого начала эта трагическая история неразделённой любви наполнена каким-то мистическим настроением. Вначале – это погода, её изменчивость. Затем - подарок мужа: жемчужные серёжки. И, наконец, подарок Желткова. По словам самого влюблённого, зелёный гранат наделяет женщин даром предвидения, а мужчин защищает от смерти.

Знаменательны и слова Аносова о силе всепоглощающей любви, которая, отдавая, взамен ничего не требует. Выслушав рассказ Веры о письмах некоего Г.С.Ж., Аносов предполагает, что, возможно, это и была та самая любовь, о которой грезит большинство женщин мира.

Выяснив по городским журналам адрес Желткова, князь Шеин и брат Веры отправляются на переговоры с этим человеком.

Во время встречи с Желтковым, его пытаются и запугать, и даже понять.

Желтков же достаточно спокоен. Признавшись в любви к княгине, он лишь просит разрешения написать ей последнее письмо.

Чувство собственного достоинства, по мнению Куприна, этому небогатому молодому человеку придаёт его искренняя любовь, которая возвышается и над нежной любовью-дружбой Шеиных, и над «удобной» любовью сестры Веры.

Но здесь хочется сказать вот ещё о чём. Любовь – это прекрасно. Но любовь-поклонение – это нечто другое. Вряд ли можно считать человека правым, если кроме своего безответного чувства, его ничего больше в жизни не интересует.

Тем не менее для большинства поклонников творчества Куприна, гранатовый браслет – это символ любви, способной пробудить человека от внутренней спячки. А последнее и единственное свидание Веры и Желткова – это поворотный момент именно в её внутреннем состоянии. Недаром ведь рассказ заканчивается словами: «В эту секунду она поняла, что… любовь прошла мимо неё».

Так что каждый должен сам для себя найти ответ на вопрос, поставленный в начале произведения: «Что это было: любовь или сумасшествие?»

Помните, как Маленький принц сказал о своей розе: «Она дарила мне аромат, озаряла мою жизнь», но тогда «я ещё не умел любить».

Любовь или сумасшествие? в рассказе Куприна Гранатовый браслет

Любовь это всегда немного сумасшествие. Она толкает людей на подвиги и безрассудства. От неё рождаются шедевры и прелестные дети. А ещё любовь бывает неразделённая и запретная. Вот прямо как в «Гранатовом браслете». В основе рассказа лежат реальные события одной богатой княжеской семьи.

Куприн пишет, что люди высшего общества разучились любить. Любовь воспринимается как банальное удобство или маленькое развлечение. И вот в этой серой убогости любовь Желткова к княгине Вере подобна «лучу света в тёмном царстве» лжи и обмана.

Мужчина беден и любит женщину, стоящую намного выше него на социальной лестнице. Она - княгиня. Да к тому же, ещё и замужем, но мужа не любит. Положение безнадёжное, никакой надежды на взаимность. Мужчина ничего не требует, ничего не добивается. Родные княгини отнеслись к этому, как к неудачной шутке.

Желтков - обычный чиновник. Сделав растрату казённых денег, ему ничего не оставалось, как покончить жизнь самоубийством. И делает он это сознательно. В своём прощальном письме он пишет, что его любовь- это «вечное преклонение и рабская преданность». Он любил тайно, старался бывать в тех местах, где бывал объект его страсти. Говоря современными словами «… готов целовать песок, по которому ты ходила…».

У обывателей на языке так и крутился вопрос, а в здравом ли уме Желтков? Он в прощальном письме пишет, что он здоров. Для него любовь к Вере - это дар, посланный ему с неба. Он просто любит, и счастлив от того, что любимая женщина просто существует.

Желтков дарит Вере единственную ценную вещь - фамильный гранатовый браслет. Пусть не дорогой и не очень красивый. И ей ничего не остаётся, как принять этот подарок. Такая бескорыстная, неземная любовь всё-таки затронула какие-то струны в душе княгини. Слушая сонату Бетховена, она плачет. Возможно, тоскует и грустит о настоящей любви, которую раскрыл в ней этот маленький человек.

Про таких людей, чьё поведение не похоже на других, люди часто говорят, что они ненормальные. Знаменитая песня Аллы Пугачёвой «Миллион алых роз» тоже повествует о странном бедном художнике. Он продал всё, что у него было, и купил миллион красных роз, которые разложил на площади перед домом любимой женщины. Сам пожелал остаться неизвестным.

Так всё же, что такое любовь - нормальное человеческое чувство или болезнь, требующая врачебного вмешательства? Нет однозначного ответа на этот вопрос.

Несколько интересных сочинений

    Мой лучший друг очень хороший человек, мы с ним можем искать приключения, играть и придумывать разные игры. Недавно у него был День рождения. Мне очень понравилось.

    Наверное, каждый когда-либо в жизни представлял себя и то, какую семью он хочет видеть рядом с собой в будущем. У всех разные представления об идеальной семье. Кто-то мечтает о большой семье

    Первое сентября. Возле школы опять шум и суета, учителя в красивых нарядах, а не стандартных строгих костюмах. Школьники кругом фотографируются и повторяют свои слова, директриса как всегда командует завхозом, видите ли, он не туда поставил микрофон.

    Я проснулся было чуть светло, потом я посмотрел на часы, которые стояли на тумбочке, было 9 утра. Я встал быстро, оделся, подошел к окну и увидел, что за окном падает большими хлопьями снег

  • Сочинение по картине Билибина Иван-Царевич и Лягушка-Квакушка (описание)

    Сказочную иллюстрацию, к хорошо знакомой нам всем сказке Иван-царевич и царевна-лягушка, нарисовал Иван Яковлевич Билибин (3 класс)

Сочинение

по повести А. Куприна «Гранатовый браслет»

«Что это было любовь или сумасшествие?»

Уходит в прошлое дело рук человека, отслужив ему верой и правдой. Мы узнаем о его истории создания, служения. Разгадываем необходимость появления орудий труда, памятников истории, музыкальных инструментов, языка. Всё объяснимо.

Но душа человека – это тайна под семью печатями. И только одарённый человек, человек от Бога, способен овладеть этим божественным чувством души.

Об этом «даре» говорит нам А. И. Куприн в рассказе «Гранатовый браслет». Эта награда Всевышнего человеку, возможно, одному из нескольких тысяч, называется любовью. Многие писатели мира пытались постичь таинство любви сильной, страстной. Это и В. Шекспир, и В. Гюго, и Толстой… Автор «Гранатового браслета», исследуя это чувство, я думаю, пришел к такому выводу: любовь способен испытать только тот человек, в ком состояние души постигнет нравственную высшую категорию чувств, «настоящую любовь», «…любовь бескорыстную»....

Для писателя не важно, на какой социальной лестнице стоит этот человек, Таким человеком, появившемся на свет чтобы любить, был герой рассказа «Гранатовый браслет» - был Желтков Г. С., Куприн показывает, что этот мелкий чиновник, имеющий чувство собственного достоинства, способен по - настоящему любить княгиню Веру Николаевну. Неназойливо, он изредка напоминает ей о своих чувствах, чтобы «не оскорбить» своей любовью ни её, ни людей, которые живут рядом с ней.

Генерал Аносов о такой любви говорит так княгине Верочке: «но ты пойми, о какой любви я говорю. Любовь должна быть трагедией Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться». О любви женщины словами того же генерала Куприн повествует: « …Я даже больше скажу: я уверен, что почти каждая женщина способна в любви на героизм.… Для неё, если она любит, любовь заключает весь смысл жизни – всю вселенную!»

Куприн доказывает, что есть в жизни люди, которые умеют так любить. Это не сумасшествие. Но все - таки не каждому дано постичь вершину этого чувства. Многие топчутся у её подножия.

Г. С. Желтков вызывает искреннее уважение Веры Николаевны и ее мужа. Особенно покоряет читателя объяснение Желткова: « Я знаю, что не в силах разлюбить ее никогда… Скажите, князь, ... предположим, что вам это неприятно…скажите, что бы вы сделали для того, чтобы оборвать это чувство? Выслать меня в другой город? ...Заключить меня в тюрьму? Но и там я найду способ дать ей знать о моем существовании. Остается только одно - смерть … Вы хотите, я приму ее в какой угодно форме».

Желтков воспринимает Веру как громадное счастье, для него вся жизнь заключается только в его возлюбленной, она стала для него религией, Богом, которому он поклонялся до конца своих дней. В конце рассказа ощущаешь что-то магическое, скорее всего религиозное, молитвенное.

Куприн словами Василия Львовича утверждает: Я скажу, что он любил тебя, и не был сумасшедшим»….

Способен ли кто из нас, ныне живущих, на такую любовь? Я сомневаюсь, но все же надеюсь, что мечта выживает в век наживы, разврата, насилия и предательства. Иначе зачем жить?

Является ли любовь Желткова к Вере «единой, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной» или сумасшедшей и маниакальной? Это главная проблема повести «Гранатовый браслет» А. И. Куприна.
С одной стороны, любовь Желткова - это та любовь, о которой мечтает каждая женщина, в том числе и Вера, - любовь истинная и самоотверженная. Об этом можно судить по письмам Желткова: «Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне как громадное счастье любовь к Вам. Для меня вся жизнь заключается в Вас».
С другой (разумной) стороны, любовь, если это можно так назвать, это действительно сумасшествие.
Во-первых, желтков влюбился в Веру, однажды увидев её в цирке, то есть влюбился в её внешность, что означает простое физическое влечение. А как известно, настоящие чувства основаны на духовных составляющих человека.
Во-вторых, то, что Желтков называл любовью, по крайней мере по современным меркам, есть ничто иное, как вмешательство в личную жизнь и преследование, за что устанавливается уголовная ответственность.
Несмотря на то что Куприн, вероятнее всего, считает такое положение вещей любовью, а не сумасшествием («Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим. И для него не существовало жизни без тебя». «Я проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь».), я убеждена: то, что испытывал Желтков к Вере, - это в прямом смысле сумасшествие - потенциально неизлечимое психическое расстройство, которое в конце концов проявилось в самоубийстве главного героя.

«…любовь или сумасшествие?» (по рассказу А.И. Куприна «Гранатовый браслет»)

Цель урока:

определить понятия любовь, сумасшествие.

Задачи:


  • показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств; роль детали в рассказе;

  • расширить представления учащихся о Куприне – мастере художественного слова;

  • формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства: литературу, музыку изобразительное искусство;

  • вызвать чувство восхищения прекрасной и бескорыстной любовью.
Ход урока:

Орг. момент

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим…(читает ученик)

«Я встретил вас…» (романс в исп. Сультеевой Ландыш и Юнусовой Динары)

Слово учителя

Добрый день, ребята. Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить? (Ответы учащихся)

Правильно. О любви. Во все века и времена любовь считалась чувством, которое не нашло себе истолкователя. Ответ на вопрос «Что такое любовь?» искали и продолжают искать философы, писатели, поэты, художники, композиторы… Сегодня мы с вами тоже попытаемся понять это чувство. Что же это такое любовь?

11. Повторение изученного.

Какие произведения о любви вы знаете? (Ответы учащихся) Вы читали и анализировали повесть Куприна «Олеся». Вспомним сюжет повести. В глуши леса, в Полесье, жила бабка Мануйлиха со своей внучкой Олесей. Жители деревни считали Мануйлиху ведьмой, да и Олесю называли колдуньей. Мать Олеси сожгли, думая, что колдунья. Бабка чудом спасла Олесю и скрылась с ней далеко в лесу. Однажды в полеские леса приезжает на охоту Иван Тимофеевич, молодой барин. Произошла неожиданная встреча его и Олеси. Иван Тимофеевич искренне полюбил Олесю. Девушка тоже отвечала взаимностью. Но у этой любви нет продолжения. Почему?

- Олеся дитя природы, неразрывно связана с ней. Доброта, деликатность, понимание, мудрость – вот качества ее характера. Она очаровала, околдовала И. Т. (песня «Очарована, околдована») Искренне ли она любила? (Да, искренне)

- Но почему она рассталась с ИТ.? (потому что она хочет, чтобы ее любимый был счастлив)

-Какая главная деталь символизирует несгорающую любовь Олеси? (Коралловые бусы. Каждая бусинка как огонек этой любви)

111. Переход к основной части урока.

- Сегодня мы пройдемся по страницам следующего произведения Куприна- рассказа «Гранатовый браслет». Запишите тему урока. Сюжет произведения: мелкий чиновник, одинокий и робкий мечтатель, влюбляется в светскую даму. Восемь лет длится безответная любовь. Письма влюбленного служат предметом насмешек членов семейного клана князей Шеиных и Булат-Тугановских. Не воспринимает их всерьез и княгиня Вера Николаевна, адресат этих любовных писем.

- Готовимся к ЕГЭ. Вспомните пароним слова АДРЕСАТ (АДРЕСАНТ)

- Любовь « маленького человека» заканчивается трагически, он погибает, не выдержав столкновения с миром жестокости и равнодушия, с озлобленностью очерствевших людей. В этом рассказе показана бескорыстная и самоотверженная любовь. Попробуем дать свою характеристику любви.(Составление синквейна.)

- Любовь – загадочное чувство.

1У. Проверка домашнего задания. Символика любви.

У. Основная часть.

а) Прототипы рассказа. (В основе произведения лежит реальный факт – история любви скромного чиновника к светской даме, матери писателя Л.Любимова. О дальнейшей судьбе Желтова ничего неизвестно)

б)Беседа по рассказу.

- Как художественно преобразил автор реальную историю? (Воплотил в своем творении идеал прекрасной, всемогущей, но не взаимной любви, показал, как «маленький человек» способен на большое чувство. Закончил гибелью героя, которая заставила Веру Николаевну задуматься о любви, о чувстве, заставила ее переживать, сочувствовать, что она не делала ранее)

- Какие социальные преграды отодвигают любовь героя в сферу недоступной любви? (различное социальное положение- княгиня- мелкий чиновник; Вера Н. замужем, поэтому не может ответить взаимностью; Вера Н. выросла в другом мире – светском обществе, которое порой лишает человека искренности, красоты чувств и мыслей)

Физминутка

У1. Работа в группах.

Задание.

1группа. Лексическое поле Веры Николаевны.

2 группа. Лексические поле Желткова.

3 группа. Характеристика общества через образ Булата-Тугановского.

- Вопросы:

-Надо ли бороться за любовь?

- Самоубийство – это выход? (Жизнь – одна, надо ценить ее, воспринимать такой, какая она есть, преодолевать трудности)

У11. Именины Веры Николаевны.

- С чего начинается рассказ? (описание природы)

- Какое настроение создает природа? (грусть, тоска, печаль, ожидание чего-то трагического)

- Как Куприн рисует главную героиню? (неприступность, внешняя недоступность, имеет титул княгини, царственно спокойна и равнодушна, нежно любит сестру, преданный друг мужа)

- Сколько было гостей? (13, Вера Н. была суеверной, ожидание трагедии)

- Какой эпизод произвел на вас неприятное впечатление? (как князь Шеин демонстрировал рукописный альбом, где воспроизводится любовная история княгини Веры и телеграфиста Желткова)

- Высший свет какой? (высший свет безнравственен, ему чужды возвышенные любовные чувства)

- Какие подарки получила Вера Н.? (от мужа – серьги, от сестры- записную книжку в удивительном переплете, от Желткова – браслет)

- Браслет Желткова на фоне других подарков выглядит «безвкусной безделушкой».

- Цвет? (красный) Вспомните коралловые бусы Олеси. Красный цвет -цвет любви. Гранаты горят как пылающее сердце Желткова. Это самое дорогое, что у него есть. Он хотел принести ей радость (Песня «Радовать»- Как был воспринят Верой и ее семьей подарок Желткова? (Вера – встревожилась, заволновалась; Для мужа – предмет насмешек; брат Веры проявляет презрение к человеку низшего круга)

- Именно Аносов размышляет о настоящей любви. Кто такой Аносов? (друг покойного отца Веры, она называет его дедушкой) Аносов – мудрый, благородный, простой.

- Как Аносов относится к любви? («любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения. Виноваты мужчины, в двадцать лет присыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью»

- Любовь, как у Желткова, бывает раз в тысячу лет. Сильная, страстная, вечная. Любовь Желткова – любовь на расстоянии. Как вы думаете, если бы Желтков стал мужем Веры Н., любовь превратилась бы в быт? Существует ли настоящая любовь? Что это такое? Есть примеры? (учащиеся могут рассказать о родителях, знакомых)

Эпизод из фильма. Письмо Желткова.

- Развязка наступила быстро. Трагический финал. Желтков не знал, что любовь сыграет с ним жестокую шутку, что будет жестокой, но чувству не прикажешь. (Песня «Я не знал, что любовь может быть жестокой»)

- Когда Вера Николаевна узнала о смерти Желткова, она идет попрощаться с умершим, она чувствует свою вину. Нужно ли было уходить из жизни?

- Что испытывает Вера Николаевна, всматриваясь в лицо того, кто ушел из жизни из-за нее? (Она поняла, что Желтков – великий человек.)

- Каким настроением проникнут финал рассказа? (настроением светлой грусти, умирает Желтков, но пробуждается к жизни Вера Николаевна, ей открылось нечто недоступное ранее. В пробуждении души Веры Николаевны большое значение имеет музыка. (Соната Бетховена)

- После смерти Желткова пианистка Жени Рейтер играет для Веры Николаевны бессмертную бетховенскую сонату, ту самую, о которой он писал ей в последнем письме. Видимо, эта музыка раскрыла Вере красоту его любви и помогла ей все понять и почувствовать себя прощенной.

- Выводы: Желтков – отнюдь не жалок, а глубина его чувства, способность на самопожертвование заслуживает не только сочувствия, но и преклонения. В чем, по-вашему, состоит любовь? (Любовь возвышает человека, преображает его душу, любовь расцветает в сердце Желткова и дарит ему огромное счастье. Только он ограничил жизнь лишь этим чувством, вот это плохо. («Любовь не только возвышает…»)

У111. Рефлексия.

-Что вам дал этот урок? Какие выводы мы сделаем для себя? Все-таки что же это было: любовь или сумасшествие?

1Х. Домашнее задание. «Мои размышления» Что есть любовь?