Первобытная культура как исторический первый тип культуры. Первобытная культура Первобытная культура как первый исторический тип культуры

Литература

Боас Ф. Ум первобытного человека. М.-Л., 1926.

Абрамова З.А. Изображение человека в палеолитическом искусстве Евразии. М.-Л., 1966.

Еремеев А.Ф. Первобытная культура: Происхождение, особенности, структура. Курс лекций в двух частях. Саранск, 1997.

Золотарев А.М. Родовой строй и первобытная мифология. М., 1964.

История первобытного общества: Общие вопросы: Проблемы антропосоциогенеза. М., 1983.

Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1930.

Мириманов В.К. Первобытное и традиционное искусство. М., 1973.

Мифы народов мира. Энциклопедия. Т.1-2. М., 1982.

Окладников А.П. Утро искусства. Л., 1967.

Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. М., 1985.

Художественная культура первобытного общества. СПб., 1994.

1. особенности первобытной культуры:

Тип культуры – это культурный комплекс, возникший на базе этноса или территории и существующий определенное время. Тип культуры характеризуется оригинальным культурным комплексом, который возникает на базе оригинального, свойственного только для носителей этой культуры, мировоззрения.

Первобытная культура - это первый появившийся и существовавший в истории тип культуры. Она сформировалась на основе первобытного общества, которое характеризуется общей собственностью на средства производства, коллективным трудом и потреблением, низким уровнем развития производительных сил.

Этапы развития первобытного общества:

Палеолит – от 2 млн. лет назад до 10 тыс. лет до н.э. – существовали пралюди, около 40 тыс. лет назад появился человек современного вида. Люди жили первобытным стадом, занимались охотой, собирательством, рыболовством. Появляется материнский род.

Мезолит – 10-5 тыс. лет до н.э – появились лук и стрелы, была приручена собака. Материнский род постепенно сменяется отцовской большесемейной общиной. Постепенно община становится соседской.

Неолит – 8-3 тыс. лет до н.э. – период неолитической революции - перехода от присваивающего хозяйства к производящему (от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству)

Первобытная культура характеризуется :

*синкретизмом. Синкретизм (слитность, нерасчлененность)- единство культуры, общества и человека, нет понимания различия видов деятельности, и отдых, и работа, и искусство - все это часть магического ритуала. Корни синкретизма лежали в практической деятельности первобытного человека, которая носила характер ритуала. Синкретизм проявлялся:

Первое, что поражало европейцев, знакомившихся с жизнью народов, находящихся на ранней ступени развития - нерасчлененная слитность человека и природы. Неразделенность живого и неживого мира, субъективного и объективного: все явления и предметы одного порядка, равноправны: (здравствуй озеро, казнь капусты). Строка из песни бушменов:



Трава с плачем просит ветер

Принести дождь

Земля под солнцем плачет: "Я иссохла".

Мое сердце плачет у костра: "Я одиноко"

Ветер прилетает и говорит: "Дождь скоро придет"

А трава шепчет: "Идет охотник"

В культуре, породившей этот текст, он воспринимался как верное, документальное описание реальности. Надетая кем-то на лицо маска, и есть в действительности тот демон или то животное, которое она изображает. Постепенно это нерасчлененное единство разрушается, и маска воспринимается не как сам бог, а как символ бога, его частичное воплощение. Такое мироощущение было очень устойчивым. Он сохранялось в культурах древнего востока, например, в египетской мифологии, где небо представало то в образе коровы, то в образе женщины, распростертой над землей, то в виде реки, по которой плывет солнце. В мифологии эллинов Зевс, имевший человеческий облик, мог превращаться то в лебедя, то в быка. Лишь по мере развития ремесла человек начинал отличать свое сущностное отличие от природы, но этот процесс лежал уже за пределами первобытности.

Сюда же следует отнести нерасчлененность мифа и обряда. Обряд играет важную роль в мифологической культуре, во время обряда мифы становятся реальностью, и животное, убиваемое во время обряда, убивается (в представлении охотников) на самом деле. Спор о том, что первично, миф или обряд.

Не выделенность "я" из "мы", личности из коллектива. Человек мыслит только категориями коллектива "мы/они". Каждый член родового коллектива равен целому: одно имя, одна прическа, украшения, песни, танцы, мифы, обряды.

Синкретична практическая деятельность первобытного человека, она соединяет охоту, собирательство и изготовление орудий. В рамках этой деятельности реализовывалась культурная практика человека, которая соединяла в себе материальное, духовное творчество. Духовное творчество - мифология, которая создавалась и применялась во время охоты, собирательства, изготовления орудий.

*традиционностью: в сознании и поведении людей, во всех родах деятельности и культуре в целом господствует традиция. Все особенности быта каждой общины стабильны, жестки, нерушимы и передаются из поколения в поколение как неписаный закон, освященный мифологическими представлениями. Традиция - регулятор поведения людей. Традиция - способ передачи культурных ценностей – главный опыт заключается в мудрости предков. Мифология требует от людей безусловного принятия системы, иначе человека из коллектива исключают, что равносильно смерти (пример-инициации).

*Мифологичность культуры. Часто первобытную культуру называют мифологической.

Миф - это не сказка, это форма осмысления бытия первобытным человеком, которая для современного человека неприемлема. Человек традиционных культур видит в мифе единственно верное откровение действительности. Миф - это первый способ осмысления мира.

Миф это - способ человеческого бытия и мироощущения, основанный на таком смысловом породнении человека с миром, когда человек не отличает психологическое значение и смысл вещей от их объективных свойств и воспринимает явления природы как одушевленные существа

Истоки мифа:

Миф - продукт коллективного сознания первобытного общества, творение коллектива. Первоначально миф и обряд были слиты, миф не существовал вне обряда, "выплясывался", потом, фиксируясь в языке, миф приобретал известную самостоятельность. Миф не имеет вариантов, не подлежит индивидуальным изменениям со стороны рассказчика. Рассказывание мифа - всегда сакральный акт, иногда мифы могут быть доступны только специально посвященным (например, мужчинам, прошедшим обряд инициации).

Виды мифов:

q Этиологические ("причинные", "объяснительные"). В них объясняется причина появления тех или иных природных, культурных и социальных событий, предметов или явлений. Это рассказы о происхождении, которое стало результатом деятельности богов или героев.

q Космогонические - в них повествуется о происхождении космоса в целом и отдельных его частей: солнца, луны, земли, планет. Мифы о превращении хаоса в космос. Мифы передают древние представления о строении Вселенной, о рождении из хаотической, бесформенной стихии земли, неба, о возникновении огня, воздуха, воды. Это мифы развитых народов, например, у австралийцев их почти нет. (Египетские мифы: сначала был бог солнца Атум Ра и холм Бен-Бен, а также Тефнут – плодородие. Потом родились Геб – земля и Нут – небо, которые родили Осириса, Сета, Исиду и других богов. Золотой век в Египте наступил после разделения неба и земли.

Сюда относятся мифы антропогонические, повествующие о происхождении человека из животных, земли, глины, дерева и т.п.

Сюда примыкают астральные (о звездах и планетах), солярные и лунарные

q выделяются тотемические мифы, указывающие на представления, согласно которым между людьми и тотемами существует родство. Таки мифы особенно распространены среди австралийских и африканских народов.

q Календарные мифы были связаны с хозяйственной деятельностью людей: о плодоносящей силе земли, о ее умирании зимой и воскрешении весной Например, египетский миф об Атум Ра – боге солнца и его дочери Тефнут, которая ушла. Ее возвращение – возрождение земли. Когда Тефнут уходит, на земле наступает хаос

q Мифы о культурных героях состоят из рассказов о чудесном рождении героя, включают испытания, подвиги и его смерть. Герой, как правило, наполовину бог. Герой всегда уходит или изгоняется из своей семьи, странствует в других краях, там приобретает временных друзей или помощников, переживает временную смерть, воскресает. Его изгнание мотивируется гонениями божества либо собственными проступками. Главная задача героя - установить мировой порядок.

q Эсхатологические мифы - повествующие о гибели мира, о всемирных катастрофах, и гибели великанов, о смерти богов и т.п. Апокалипсис христианской мифологии - пример эсхатологического мифа. В таких мифах может рассказываться о преступлениях людей, о нарушениях права, морали и других грехах.

Функции мифа:

Миф является исторически первой формой культуры, компенсируя недостаточность практического овладения природой через смысловое породнение с ней. Соответственно мифу как культуре присуще все функции культуры: регулятивная, коммуникативная, дидактическая и др.

Миф упорядочивает и регулирует человеческие отношения, программируя бессознательную сферу человеческой психики (так как сознание еще развито слабо) с помощью магии символов, табу, обрядов и ритуалов. Магия на деле укрощает стихийные силы души, которые, вырвавшись из-под контроля, способны нарушить жизнь общины. Такой контроль и достигается путем полного растворения человека в коллективе.

Особенности мифологического мышления:

· Логический принцип мышления строится на системе бинарных оппозиций: пары добро-зло, мужчина-женщина, лево-право, мы-они. Обязательно одно хорошее, другое плохое

· Разнообразные явления связаны между собой на основе случайных (для нас) признаков (ассоциации или семантические связи), но для первобытного человека эти признаки важны, например, признаки цвета: все черные звери связаны с подземным миром - черная кошка, черный ворон. Эти связи выстраиваются в семантические поля, или архетипы (К.Юнг) Архетип - содержание коллективного бессознательного, пресуществующая форма, которая является частью наследованной структуры психического бытия. Архетип лежит в основе общечеловеческой символики, проявляется в устойчивых мотивах фантазий, снов, галлюцинаций, в сказках, мифах, сюжетах и структурах художественной культуры (болезнь - вода - смерть, наиболее распространенный семантический ряд: мертвая и живая вода, перейти реку перед царством мертвых и т.п., похоронные обряды многих народов связаны с отправкой тела в море). Семантический ряд – слова, связанные между собой по смыслу и по произношению (однокоренные). Например, на шумерском слова: ночь, тьма, болезнь, черный – однокоренные и сл-но связаны по смыслу.

· Слабая разработанность абстрактных (общих) понятий, все предельно конкретизировано (стол - конкретное понятие, мебель - абстрактное, сосна - дерево)

На шумерском: «открыть» = «дверь толкнуть», «убить» = «голову палкой ударить», «ласково» = «женски говорить», «имущество» = вещь руки.

· Картина мира в мифологической культуре

Мир в мифе предстает как магический космос, в котором все одушевлено и связано со всем. Человек и боги - лишь элементы космического целого, и подчинены судьбе космоса. Человеческая жизнь есть прямое продолжение космической жизни и внутренняя драма человеческой души есть результат вмешательства демонов и богов.

Мифы излагают истории о фантастическом превращении хаоса в космос, о происхождении предметов и явлений природы, социальных установлений и порядков.

Особое представление о времени . Современное представление: вектор, время - однонаправленный процесс от прошлого к настоящему и будущему. Вектор бесконечен в обоих направлениях. Но это время исключительно абстрактно, его не существует, так как прошлого уже нет, будущего еще нет, а настоящее настолько мгновенно, что его не уловить. Мифологическому человеку такого времени не понять, так как он абстрактные категории не понимает, ему все надо потрогать и пощупать.

Мифологические представления: Время циклично, ритмично , а не линейно.

Эти временные циклы которые очевидны для мифологического мышления, разные. Первый цикл - дневной цикл: утро, день, вечер, ночь. И каждый день ничем не отличается от предыдущего и от последующего. Дни одинаковы. С эпохи неолита появляются ритмические изображения в искусстве.

Следующий цикл - год, который также состоит из нескольких циклов - или это солнечные месяцы или лунные. Год состоит из 365 дней и 12 месяцев по 30 дней. Но 5 дней остаются лишними. 360 дней общество живет как обычно, а за оставшиеся 5 дней надо как бы старый мир разрушить для того, чтобы начать новую жизнь заново в новом году. На эти 5 дней время перестает существовать, исчезают все границы: во времени, все обычаи общества, их просто нет. (например, коляда: маски (если ты одел маску, ты стал животным), требование хлеба у богатых, пение непристойных песен, пьянка. Т.е. так положено, показать, что все порядки и установления как бы исчезли). Зачем это нужно? Мир устал, мир стал старым, надо уступить дорогу новому миру. А старого убивают, например, вождя - символическое убийство старого. И все за эти 5 дней. В эти дни воспроизводятся мифы о сотворении мира, и соответственно творится новый мир.

В Египте богиня Маат разделила год на 3 равные части – время разлива, время Всходов, время Урожая. Каждое длится 4 месяца, по 30 дней, а пять дней отыграл Тот, и в эти дни Нут могла рожать.

Следующий цикл - эпоха, их длина у каждых народов разная, например, у греков был 4-х летний цикл от олимпиады к олимпиаде. В конце эпохи происходит настоящий конец света. Большие циклы сравниваются с очень большими катастрофами: гибель Атлантиды, потоп и т.п. Но некоторые могут выжить, например, боги или люди. Отсюда возможность предсказания, так как циклы повторяются.

Пространство . В любой мифологии делится на 2 части: наше и не наше, в соответствии деления общества на мы/они. Нашему пространству приписываются все положительные характеристики, а не нашему - отрицательные. Между пространствами проводится четкая граница. Граница не сколько фактически обороняет, защищает, сколько ритуально. Например, заборы, сначала вокруг деревни, потом вокруг дома, вокруг окна - резной наличник, вокруг шеи - вышитый ворот рубахи. Всегда где есть сакральное пространство, есть граница. Границей может быть и вода. Вода отделает миры. Граница отделяет мы и они, мы - это люди, а они - нелюди: эльфы, гномы, вурдалаки и т.п. Это прослеживается и в языке (славяне - славные, а остальные бесславные). Для человека пересечение границы опасно. Оно сопровождается интенсивными ритуальными действиями очищения, так как ты, вернувшись, возможно уже не ты. Пример магической чистки - баня. Баня всегда предлагается пришедшему с дальней дороги. Там можно посмотреть на человека, нет ли хвоста. Огонь, вода и дерево - чистые стихии. Парятся березой, которое наше дерево не наших всегда прознает.

Вторая составляющая пространства - ось мира . В индоевропейской мифологии, в т.ч. славянской, это мировое древо, на нем держится весь мир. Осью мира может быть холм, или отверстие чума, т.е. то, что соединяет миры. В индоевропейской мифологии ось соединяет три мира : верхний, нижний и средний. Трем мирам соответствуют три вида обитателей. И на мировом древе прослеживаются три мира и его обитатели. В верхнем мире живут боги, птицы и животные белого цвета. Средний мир - люди, животные, деревья, нижний - подземные чудовища, рыбы, животные живущие в норах и животные черного цвета, животные, питающиеся падалью (Ра, когда плывет по небу, ночью проплывает через подземное царство).

Есть персонажи, которые принадлежат сразу двум или трем мирам, например, ворон, серый волк, белая лошадь. Эти персонажи интересны для мифологии тем, что с их помощью можно проникать из одного мира в другой, хотя умелый шаман может проникать и без их помощи. Место, где находится мировое древо, не одно, их много.

Место, где истинное мировое древо, далеко, в тридесятом царстве, в тридесятом государстве. Это наш мир, но он обладает наибольшей святостью. Не каждый может попасть в этот мир. Но одновременно и в нашей повседневной жизни есть такие места. Причем, часто любое новое поселение обязано было иметь свою ось мира. Ось мира своим появлением устанавливает культурную власть человека над территорией, и мир превращается их хаоса в космос. (Что устанавливается в первую очередь? Например, Перун - столб, капище, церковь, флаг при покорении горы. Т.е. ось - это самое святое место, пуп земли). Вертикальная структура фактически совмещается с горизонтальной, т.е. чтобы отправиться к богам, можно пойти по древу вверх и по земле.

Общество. Выстраивается по закону иерархии, строгого порядка, половозрастного разделения функций. Инициации. Функции инициации - переход человека из одного социального статуса в другой. Строгое разделение функций между половозрастными группами порождает обряд, фиксирующий переход из одной группы в другую. Смысл ритуала - ритуальная смерть и рождение нового человека. Признаки: демонстрация горя по "умершему", кровь, боль, истязания, пытки, отсечение части тела (обрезание, обрезание волос, ногтей, отсеченную часть тела уничтожают, это и есть символ гибели старого человека), присвоение человеку нового имени, радость по поводу рождения нового человека. Содержание инициации зависит от конкретного случая. Самая тяжелая, длительная и трудная инициация у шаманов, почти до смерти

Выделяются из общества два персонажа - шаман - посредник между мирами, и трикстер (Лиса Патрикеевна), который строит свои отношения с другими не силой, а хитростью. В мифологических текстах трикстер - это символ человека, существующий рядом с богами и героями, борющийся с ними хитростью. Вызывает уважение.

Шаман - это четкий статус человека, ни мужчина и ни женщина.

Человек становится шаманом а) непосредственно по призванию "зов" или "Избрание"; б) переходом шаманского мастерства по наследству; в) по личному решению или, что реже, по волеизъявлению племени. Шаман признается шаманом лишь по завершении обучения по двум аспектам: экстатического порядка (сны, видения, транс и т.п.), и технологического порядка и знания обычаев (технические приемы шаманства, имена и назначение духов, мифология и генеалогия племени, тайный язык и т.д.). За обучение ответственны духи и старые шаманы.

Будущий шаман отличается прогрессирующими странностями в поведении, ищет одиночества, становится мечтателем, любит бродить по лесам и пустынной местности, поет во сне, у него случаются видения. У якутов юноша иногда приходит в неистовство и легко теряет сознание, укрывается в лесах, питается корой деревьев, бросается в огонь или воду, наносит себе раны ножом. Например, эпилепсия твердо говорит о том, что одним из предков ребенка был шаманом.

Посвящение в шаманы публично и составляет отдельный ритуал, это эквивалентно инициации.

Магия - способ взаимодействия с мифическим миром посредством определенных символических действий и вербальных формул с целью достижения конкретных эмпирических результатов.

Эволюция мифа:

§ Миф постепенно перестает быть нерасчлененным единством субъективного и объективного

§ Постепенно формируются образы духов и богов, каждый из которых воплощает определенную стихию или явление, свойство или качество человека

§ Постепенно расчленяется миф и обряд, наряду с ритуальным воплощением мифа возникает его вербальное (словесное) воплощение. Обряд более консервативен, он иногда сохраняется и после отмирания мифа. (например, обряд поминок сейчас абсолютно бессодержателен. Стакан водки, накрытый куском хлеба - кормление умершего предка. Прикладывание руки к голове в армии - поднятие забрала. Знамя.)

§ Постепенно идет расчленение и усложнение первоначальных мифических образов

§ Постепенно мифологическое сознание превращается в религиозное: мир разбивается на естественное и сверхъестественное

§ От богов отделяются культурные герои - богатыри, наделенные сверхъестественными свойствами. Он борется с чудовищами, символизирующими хаос, побеждает их, обучает людей ремеслам, вводит обычаи и обряды (Геракл, Тесей, Прометей, Гильгамеш). В них реализуются мечты человека подчинить себе силы природы

§ Миф остается мифом, пока существует вера в реальность событий, о которых в нем повествуется. Как только эта вера утрачена, миф превращается в художественное произведение, эпос, сказку.

Факторы разложения мифологической культуры - появление иных способов освоения мира помимо мифа:

ü Появление религии, отделяющей сверхъестественное от естественного

ü Рождение искусства не как участника ритуала и способа воздействия на бога, а как результата духовного освоения мира, как потребности в символически- образном выражении мыслей

ü Рождение философии, способа рационального освоения мира

ü Миф теряет свою силу тогда, когда человек осознает свою автономность и свободу, когда нарушается непосредственная слитность человекас обществом и природой.

ü Но миф не исчезает окончательно, он укрывается в бессознательных тайниках человеческой души, так как человек всегда сохраняет потребность во внерациональном породнении мира.

Самый древний тип культуры, определяющий бытие людей на протяжении почти всей их истории.

Чёткие временные рамки существования первобытного общества определить довольно сложно.

Существа группы HOMO появились около четырёх миллионов лет назад, HOMO habilis (способные изготавливать орудия труда) - около двух, a Homo sapiens - примерно 100 тысяч лет назад.

Древнейший город - Иерихон - возникает около 10 тысяч лет назад, а первые древние государства образовываются на рубеже IV-III тысячелетий до н.э.

Первобытный образ жизни сохраняется и в наше время у некоторых народов Африки, на островах Тихого океана.

Исходя из этого, можно утверждать, что эпоха первобытной культуры является наиболее продолжительной в человеческой истории.

Несмотря на региональные и географические особенности жизни первобытных племен, существуют характерные черты, объединяющие их культуру.

Важнейшей отличительной особенностью первобытной культуры является синкретизм (греч. suncretis - объединение) - неделимость, недифференцированность её форм, признак её неразвитого состояния.

Ещё одна особенность - отсутствие письменности, обусловившее медленные темпы накопления информации в обществе, а отсюда - и медленные темпы культурного и социального развития.

На ранних стадиях первобытного общества, когда язык был довольно примитивным, а возможности вербальной коммуникации - небольшими, главным информационным каналом культуры, основным средством обучения и общения, помимо естественно-биологической активности, выступала трудовая деятельность.

Действия, приносившие полезный эффект, становились образцами для подражания, передавались из поколения в поколение и превращались в устойчивый ритуал, обычай.

Мир смыслов, в которых жил человек на первых этапах своей истории, определялся ритуалами. Ритуальные действия становились своеобразными символами, знание которых отражало уровень овладения культурой и социальную значимость личности.

Действия «по образцу» определяли поведение каждого индивида, что исключало его творческую самостоятельность.

Индивидуальное самосознание в этих условиях развивалось медленно и почти полностью сливалось с коллективным.

Проблем нарушения установленных норм поведения, непослушания, противоречий между личными и общественными интересами не существовало.

Индивид не просто должен был вести себя «как все» - он не мог отступать от ритуальных требований, определявших его поведение.

Особую роль в поддержании обычаев, ритуалов играли табу - обязательные запреты, оберегавшие жизненно важные для рода правила коллективной жизни (порядок распределения пищи, запрет кровно-родственных половых связей, неприкосновенность вождя).

Культура, таким образом, начинается с введения запретов, направленных на предупреждение асоциальных проявлений животных инстинктов, но сдерживающих личную инициативу.

С развитием языка формируется и приобретает возрастающее значение новый информационный канал - устное вербальное общение. Это сопровождается развитием мышления и индивидуального самосознания. Индивид перестает отождествлять себя с коллективом, у него возникает возможность высказывать различные мысли по поводу происходящих событий, хотя самостоятельность мышления продолжительное время остается ещё довольно ограниченной. На этом этапе духовной основой первобытной культуры становится мифологическое сознание.

Его особенность заключается в том, что человек переносит на окружающий мир свойства, которые он замечает в самом себе: предметы природы представляются ему живыми, одухотворёнными существами, также имеющими свою волю, мысли, желания, ощущения.

В мифах неизбежно сочетаются реальность и вымысел. Тем не менее в них всё становится понятным.

Несмотря на недостаточность реальных знаний, языковая символика мифов вливается в ритуалы и придаёт им смысл (в том числе и тайный - для магических ритуалов; он доступен лишь посвященным - колдунам, магам).

В свою очередь, мифотворчество порождает новые магические ритуалы.

Мифы прогнозируют все формы жизнедеятельности людей и выступают как основные «тексты» первоначальной культуры. Их устная трансляция обеспечивает единство взглядов всех членов племенного сообщества на окружающий мир.

Вера в «свои» мифы укрепляет сообщество и вместе с этим отделяет «своих» от «чужаков», верящих в другие мифы.

Поэзия мифов - первая форма литературного творчества.

Но мифологическая символика воплощается не только в языковую форму - она отражается также в обрядах, песнях, танцах, рисунках, татуировках, оружии, домашней утвари.

В мифах закрепляются практические знания и навыки хозяйственной деятельности. Благодаря их передаче из поколения в поколение накопленный на протяжении многих веков опыт сохраняется в социальной памяти и образует тот первичный уровень знаний и способов мышления, с которого начинается развитие философии и науки.

В мифологических рассказах о божествах, населяющих мир, зарождается религиозное мировоззрение. Их неразрывное единство, получившее название синкретического культурного комплекса, способствовало закреплению и передаче первичных знаний и навыков, упорядочивало систему представлений об окружающем мире, регулировало и направляло социальные и психические процессы, выступало средством борьбы с хаосом в самом человеке и человеческом обществе.

Первобытная культура как исторический тип

1 Проблема периодизации первобытной культуры и основные подходы к ее изучению

Первобытность является исторически первым и самым продолжительным этапом развития человеческой культуры. Вопрос о временных рамках этого периода вызывает много споров. Существует археологическая периодизация первобытной культуры по материалу, из которого изготавливались орудия труда и оружие. Она включает в себя разделение на:

    каменный век (800 - 4 тыс. до н. э.);

    бронзовый век (3-2 тыс. до н. э.), отделивший ремесло от земледелия, усложнивший социальную систему и приведший к созданию первых классовых государств;

    железный век (1 тыс. до н. э.), динамизировавший неоднородное развитие мировой истории и культуры.

В целом принято делить древнейший период человеческой культуры (каменный век) на эпоху палеолита (800–13 тыс. лет до н.э.), характеризующийся примитивными каменными орудиями труда, строительством первых лодок, росписями пещер, рельефами и круглой пластикой; мезолита (13–6 тыс. лет до н.э.), осуществивший переход к оседлому образу жизни, к разведению домашнего скота, использованию лука и стрел и создавший первые сюжетные живописные произведения; и неолита (6–4 тыс. лет до н.э.) утвердившего скотоводство и земледелие, усовершенствовавшего технику обработки камня и повсеместно распространивший керамические изделия. Но и позже рядом с возникшими цивилизациями продолжали жить архаичные племена охотников и собирателей, а также земледельцы и скотоводы, находящиеся на стадии родоплеменных отношений, использующих примитивные орудия труда.

Первым материальным свидетельством существования человека являются орудия труда. У археологов нет единого мнения относительно возраста самых примитивных орудий труда. В палеоантропологии считается, что они появились 2 млн. лет назад. Поэтому жителей этого периода называют Homo habilis (человек умелый). Но ряд археологов датирует первые орудия труда возрастом 5–4 млн. лет назад. Конечно, это были самые примитивные инструменты, очень трудно отличимые от естественных осколков камней. 800–300 тыс. лет назад наши предки уже могли использовать огонь. Но только неандертальцы (250–50 тыс. лет назад), видимо, стали делать это постоянно. С поздними неандертальцами связано появление первых искусственных погребений, что говорит о формировании культа предков. Анатомическое строение неандертальцев позволяет предположить, что у них уже были зачатки речи. Однако ученые считают, что коллективная жизнь неандертальцев носила еще стадный характер. Поэтому только Homo sapiens (неоантроп, кроманьонец), появившийся 50–30 тыс. лет назад, может в полной мере считаться культурным существом.

В эпоху мезолита в связи с отступлением ледников на север стоянки людей стали размещаться под открытым небом, вблизи берегов морей, рек, озер. Интенсивно развивалось рыболовство, создавались новые виды орудий труда, появились охотничий лук и стрелы, было приручено первое домашнее животное – собака. Усложнялись похоронные обряды.

В неолите были открыты новые способы обработки камня и кости при изготовлении орудий труда – полирование, сверление, пиление. Появились такие транспортные средства, как лодка и лыжи. Возникли керамика и ткачество. Интенсивно развивалось домостроительство. Но самым важным стал переход от присваивающего хозяйства (охота, собирательство) к производящему (земледелие, скотоводство), что повлекло за собой распространение оседлого образа жизни.

Таким образом, изготовление орудий труда, возникновение захоронений, появление членораздельной речи, переход к родовой общине и экзогамии, создание предметов искусства явились основными вехами на пути формирования человеческой культуры.

Антропология является важной составной частью западного обществознания. Содержание данной науки состоит в изучении биологической эволюции и социокультурного развития человека и его рас.

Культурная антропология (культурантропология) - это особая сфера антропологических научных исследований, в которой анализируется человек как творец культуры и как ее творение. Данная область познания сложилась и оформилась в европейской культуре в последней четверти XIX века.

Главными проблемами культурантропологии являются:

    изучение изменений строения человеческого тела в результате взаимодействия с культурной средой;

    исследование поведения человека в процессе его включения в систему социокультурных связей;

    анализ семейно-брачных отношений между людьми, вопросов человеческой любви и дружбы;

    становление мировоззрения и мироощущения человека и пр.

Как было отмечено выше, в развитие антропологии существенный вклад внесли научные школы Запада и, прежде всего:

    Британская школа социальной антропологии (Э. Б. Тайлор, Г. Спенсер, Д. Д. Фрэзер и др.);

    Североамериканская школа культурной антропологии (А. Г. Морган, Л. Уайт, Ф. Боас и др.)

Они не только создали теоретические программы исследования человека и культуры, но сформировали целое научное направление - эволюционизм , который стал в культурной антропологии ключевым образцом научного изучения культуры.

2 Мифология как исходная форма бытия культуры

Миф (от греч. mythos - предание, сказание) - это фантастическое эмоционально-образное повествование о деяниях богов, подвигах правителей и героев. В современной обыденной речи мифом называют всякий вымысел. Но в истории культуры миф, был, наоборот, первой формой существования истины, первым типом текста, который объяснял людям устройство мира, их самих и их место в этом мире. Миф понимается не как сказка, вымысел или фантазия, а так, как его понимали в первобытных сообществах, где мифы, как считалось, обозначали подлинные события (причем события сакральные, значительные и служившие примером для подражания).

    о сотворении мира;

    об основании древних государств и городов;

    о поступках культурных героев;

    о месте человека в мире и его назначении;

    о происхождении ряда обычаев, традиций, норм, моделей поведения.

Миф - это первая из исторически известных форм культуры, объясняющая смысл мироздания, космоса, частью которых всегда являлся человек. Элементы мифологического сознания присутствуют в культуре других эпох как их органическая часть. Современный человек также творит мифы, чувственно обобщая явления современной жизни.

Мифологические образы укоренены в бессознательных основах человеческой души. Они близки биологической природе человека возникают на основе его способности верить в определенную структуру, быт. Мифологические сюжеты и образы являлись надежным источником передачи традиций и навыков, эстетических и этических норм и идеалов.

Для мифологического сознания характерно ощущение сопричастности к природным стихиям, обожествленным и персонифицированным в образах богов: Зевса (Юпитера), Геры (Юноны), Афродиты (Венеры) и пр. Все объясняется через их волю. Человек выступает в роли агента божественных сил, его деятельность всецело подчинена магическим обрядам, которые как бы консервируют т. н. сакральное (священное) время.

Сакральное время в рамках мифа является превалирующим фактором мировосприятия. Оно противостоит профанному времени и задает некую схему функционирования человеческого сообщества, неизменную в своих базовых принципах. Для мифологического сознания характерен магический (колдовской, волшебный) способ взаимодействия с миром. Английский ученый Дж. Фрэзер выделял т. н. «закон магической симпатии», объединяющий человека и предмет, с которым единожды, по крайней мере, он вступал в контакт. На основании этой магической сопричастности или симпатии можно воздействовать на волю другого человека помощью определенных обрядов и ритуалов. В целом мифологическое сознание крайне статично. Оно не знает идеи движения, прогресса. Изменения, протекающие вокруг, являются лишь проявлениями некоего неизменного и вечного порядка вещей, кажущегося и иллюзорного своей сути.

Мифологическое сознание обладает уникальной способностью. Он регламентирует поступление новых знаний, так как в нем превалирует система обрядов и ритуалов, систематизирующая приток новой информации о мире. И поэтому миф не разлагается в результате накопления знаний, Его взрывает изнутри постепенное осознание человеком своей свободы. Миф не регулирует жизнь свободного человека. Он не способен на это. Поэтому, по мере осознания человеком своей свободы возникает иная картина мира, в основе которой лежит уже не растворение индивида в реальности, в стихии природных процессов, а вычленение себя из нее, становление субъект - объектных отношений.

В целом же для мифологического сознания характерно:

    растворение человека в мире;

    полное отождествление человека с природой, ее обожествление;

    фетишизм, т. е. поклонение неодушевленным предметам;

    анимизм, т. е. вера в существование духов, в одушевленность всех предметов.

Расцвет мифа относится к периоду первобытно - общинной формации. В эту эпоху миф являлся:

    организатором поведения членов первобытного коллектива;

    аккумулятором его волевых устремлений;

    стержнем, осью всей общественной жизни.

В мифах объективировались коллективные переживания, впечатления, страсти, чувства, настроения, вызываемые определенными явлениями действительности. Несмотря на свои, порой фантастические очертания, мифологические образы вовсе не являются чистой иллюзией, нелепой выдумкой, произвольным искажением мира. Миф включает в себя и многие элементы верного отражения действительности, правильных оценок тех или иных явлений. Без этого было бы невозможно относительно стабильное существование первобытного коллектива, преемственность в воспроизводстве человеческих отношений и сознания.

Мифы систематизировали коллективный опыт людей, воплощали его в наиболее сжатом, концентрированном и универсальном виде. Они объективировали элементы общественного сознания, порожденные существенными связями и отношениями в обществе. В мифах обобщен и отработан опыт формирования для данного уровня общественного развития отношений между:

    человеком и природой;

    коллективом и индивидом.

Миф стал и самой ранней формой донаучного знания. Мифология охватывала и отражала все стороны общественной жизни. Она была первой архаичной формой донаучного синтеза всего наличного знания, от которого в дальнейшем отпочковались важнейшие области человеческого познания и творчества - философия, искусство, наука, религия и т. д.

Практическая ситуация, в которой находился первобытный человек, отличалась крайней сложностью. В ней было много случайного, непредвидимого: индивид был очень слаб, а бесконечно могущественная природа слишком сурова к нему. Коллектив (община) играл для человека роль среды. Именно через общину индивид приспосабливался в природе и к общественной жизни. Коллектив формировал систему правил и ценностей, а человек моделировал свое поведение с учетом существовавших условий общественной жизни. Постепенное овладение человеком силами природы, восхождение общественного сознания «от мифа к логосу» (т. е. к расширительному природопониманию) делает возможным появление зачатков, элементов собственно научного познания.

Древние мифы привлекают к себе пристальное внимание многих современных исследователей. Мифотворчество, как и художественное творчество, благодаря активной роли в нем бессознательного начала, является многосмысленным, поэтому каждая новая эпоха может открывать в мифах новые значения, способные актуализироваться в новых исторических условиях. Жизненность и устойчивость этих смыслов еще раз подтверждает факт того, что мифология во многом, верно, отражала общественные отношения на самом раннем этапе их развития и создала первичные социальные связи, которые удивительным образом сохранились относительно неизменными на историческом пути формирования человеческого общества.

3 Специфика первобытного искусства. Зарождение ранних религиозных верований (фетишизм, тотемизм, анимизм, магия)

3.1 Первобытное искусство

Первобытное искусство – искусство эпохи первобытного общества. Оно возникло в позднем палеолите около 33 тыс. лет до н. э., отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников (примитивные жилища, пещерные изображения животных, женские статуэтки). У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента. В эпохи неолита, энеолита, бронзового века у племен Египта, Индии, Передней, Средней и Малой Азии, Китая, Южной и Юго-Восточной Европы сложилось искусство, связанное с земледельческой мифологией (орнаментированная керамика, скульптура). У северных лесных охотников и рыболовов бытовали наскальные изображения, реалистические фигурки животных. Скотоводческие степные племена Восточной Европы и Азии на рубеже бронзового и железного веков создали звериный стиль.

(2)Реферат >> Культура и искусство

... Как метод исследования включает диахронный и синхронный подходы.Методологическую основу классификации культур по историческому типу ... культуры включала следующие состовляющие: культура первобытного общества, культура рабовладельческого общества, культура ...

  • Культура и теория цивилизаций

    Курсовая работа >> Культура и искусство

    Эпоху цивилизации существует культура , как и в эпоху культуры , существует цивилизация. ... древности, когда стало распадаться первобытное общество, и часть человечества... -исторического типа не передаются народам культур другого исторического типа . Каждый тип ...

  • Исторические типы рациональности в социальном познании

    Статья >> Философия

    Исторические типы рациональности в социальном познании Н.М.Смирнова В известном рассказе Х.Л.Борхеса повествуется о том, как Аверроэс тщетно... первобытного человека в лоне древнейших цивилизаций. Т.Адорно вынужден был констатировать, что культура потерпела...

  • Первобытная культура

    Теория, объясняющая происхождение культуры в человеческом обществе, называется теорией антропосоциокультурогене за . В современной науке существует несколько конкурирующих теорий происхождения культуры. Отсутствие единой теории антропосоциокультурогенеза не мешает нам рассмотреть некоторые важнейшие моменты далекого прошлого в истории человечества Согласно данным археологии, наиболее вероятной родиной всех людей была Африка, ее юго-восточные районы. Но нельзя полностью исключить другие возможности. Например, есть предположение об очаге антропогенеза в предгорьях северной Индии.

    Процесс антропогенеза (формирования homo sapiens — современного вида людей) начался около 3 — 3,5 млн. лет назад . Самые древние палеоантропологические находки обнаружены в XX в. в юго-восточной Африке (олдовайские раскопки). Стоянки первобытных людей найдены во многих районах земли. Это означает, что на протяжении сотен тысяч лет наши предки расселялись и осваивали все новые и новые климатические и географические зоны: вначале тропики и субтропики, предгорные районы, затем умеренный пояс, наконец, местности отдаленные и с более суровым климатом (так называемое «кружевное расселение»). Более миллиона лет назад древнейшие люди через Кавказ прошли в Европу, позднее, через сотни тысяч лет новые людские потоки шли сюда через Балканы. Около 20 тысяч лет назад из Азии люди впервые попали на американский континент. Затем через 10 тысяч лет туда прошла вторая волна заселения. Австралия осваивалась также несколькими заходами, переселенцами из юго-восточной Азии.

    Расширение обжитого мира (ойкумены ) способствовало возникновению и закреплению расовых отличий между первобытными людьми. Расселение часто сопровождалось длительной изоляцией больших групп людей, что приводило к появлению региональных расовых и культурных различий. Ведь в новой природной среде менялся характер пищи. Люди сталкивались с незнакомыми природными явлениями и материалами и осваивали их. Так сформировались первые своеобразные очаги первобытной культуры : в африканско-средиземноморском, сибирско-китайском и европейском регионах.

    Кроме того, зарождающееся человечество пережило периоды похолодания, засух (это сопровождалось значительным снижением биопродуктивности окружающей среды), повышенной влажности. С экологической точки зрения, человеческий род превосходит всех других близких ему животных в умении приспосабливаться к разнообразным условиям жизни. Главным средством такого приспособления стал труд, орудийная деятельность, возникшая около 2,5 млн. лет назад .

    Первыми природными материалами, подвергшимися искусственной обработке , стали кость, камень, дерево, шкуры животных, мягкие и гибкие части растений. Исходные производственные занятия наших предков — собирательство, охота, рыболовство, создание домашней утвари. Наряду с этим развивается сфера непроизводственных отношений, досуг, общение, в рамках которого возникают обряды, игры, обычаи, регулируются брачно-семейные отношения.

    Во всех этих занятиях формируются первичные знаковые системы (речь, средства счета, натуральная изобразительная деятельность, ритмичные коллективные действа и др.), основное предназначение которых состоит в укреплении единства данного сообщества людей. Древность вербального языка сравнима с нижнепалеолитическим искусством — более 700 млн. лет. Возраст праязыка современного человека и, соответственно, развитой непроизводственной сферы первобытной культуры составляет не менее 200 тысяч лет.

    В нарождающейся культуре можно заметить элементы творчества . Происходит накопление позитивных знаний. Это, например, ориентирование на местности по приметам, по звездам, по солнцу, включение в рацион питания новых растений и животных, набор нового материала для орудийной деятельности, преодоление животного страха перед огнем, а затем умение добывать огонь и использовать его. Активная сторона культуры проявляется в желании людей подчинить себе мир, сделать его родственным себе: так рождается первобытная , прогностика (гадания, знамения), практическая магия.

    Реальная культурная сила деятельности человека на ранних стадиях истории еще очень невелика, однако ее творения лежат в основе современной цивилизации.

    Периодизация первобытной культуры

    Эпоха первобытной культуры наиболее продолжительная в истории человечества, и согласно археологической периодизации (по материалу, из которого изготавливались орудия труда и оружия) включает в себя следующие основные этапы развития:

    Каменный век (40 тыс. лет - 4 тыс. лет до н. э.);

    Бронзовый век (3-2 тыс. до н. э.);

    Железный век (1-ое тыс. до н. э.).

    Ниже кратко рассмотрим каждый из периодов развития культуры первобытной эпохи.

    Каменный век (палеолит, мезолит, неолит) характеризуется примитивными каменными орудиями труда, строительством первых лодок, наскальной живописью, рельефами и круглой пластикой Охота и собирательство, как образ жизни палеолита к 12-8 тыс. до н. э. сменяются разведением домашнего скота, оседлым образом жизни, появлением лука и стрел (мезолит). В период с 9-4 тыс. до н. э. в жизни первобытного общества утверждается скотоводство и земледелие, совершенствуется техника обработки камня.

    Бронзовый век (3-2 тыс. до н. э.) отделил ремесло от земледелия и привел к созданию первых классовых государств.

    Железный век (1-ое тыс. до н. э.) ускорил неоднородное развитие мировой культуры.

    Периодизация первобытной истории проводится по различным основаниям. В соответствии с формами социальной организации различают:

    1. праобщину;
    2. раннеродовую общину;
    3. позднеродовую общину;
    4. соседскую общину.

    На этих стадиях доминируют кровнородственные связи и естественное разделение труда . В зависимости от характера пищевой базы, родство и общинная власть определяются либо по женской линии (обильная и легко доступная пища преимущественно растительного происхождения; матриархат), либо по мужской (добыча пищи зависит от сезонных факторов; патриархат). Семейно-брачные отношения проходят сложную эволюцию, содержанием которой является усиление культурных и ослабление биологических факторов (запрет на близкородственные брачные связи, установление межродового брачного партнерства и т.п.).

    Хозяйственное развитие первобытного общества проходит такие этапы:

    • потребляющее хозяйство;
    • неолитическая революция;
    • производящее хозяйство.

    Хронологическая периодизация первобытной истории довольно приблизительна. Наиболее длительное время просуществовала первобытная община — от 1,5 млн. лет до 100 — 40 тысяч лет назад. Это эпоха нижнего и среднего палеолита. Господствовало присваивающее (потребляющее) хозяйство: основными занятиями были собирательство, охота, позже — рыболовство. Обработка камня очень примитивна (около 10 операций).

    Первобытная община господствовала от 100 — 40 тыс. лет до 10 — 5 тыс. лет назад (исключая изолированно существовавшие общины, сохранившие остатки родового строя вплоть до наших дней), начиная с верхнего палеолита, в мезолитическую эпоху и вплоть до раннего неолита. Это время расцвета первобытной куль туры . Изготовление разнообразных каменных орудий требует большого числа операций (до 300). Степень совершенства этих орудий велика. Так, ножами из обсидиана первобытные люди, возможно, делали хирургические операции. В этот период происходит постепенный переход от собирательства к земледелию, прежде всего в тех местах, где произрастали злаковые растения. Некоторые животные (козы, овцы, собаки, лошади, свиньи, быки, коровы) одомашниваются. Значительные культурные последствия имело освоение верховой езды, изобретенной в степях восточной Европы.

    Древние люди изобрели первые культурные материалы — керамику, пряжу и ткань. Появились средства передвижения — челны, сани, лыжи, а с изобретением колеса — повозки.

    Особое значение в истории первобытной культуры имела неолитическая революция — длительный исторический период, оз­наменовавший переход от присваивающего к производящему хозяйству. Земледелие вызвало колоссальные изменения в жизни людей: улучшается обеспеченность пищей, которая может долго храниться; ритм и объем сельскохозяйственных работ изменяют общественную организацию, возникает социальное разделение труда. Растет численность населения, появляются городища — большие поселения, стабильно существовавшие в течение многих столетий. Накопление знаний о растениях сопровождается изобретением агротехнических приемов и сельскохозяйственных орудий, фактически проводится искусственная селекция в животноводстве.

    Центрами возникновения земледелия являются Передняя Азия, долина реки Хуанхэ, Юго-Восточная Азия, Срединная Америка (Месоамерика). Поскольку земледелие возникает не везде, а в разных местах и в разное время, постольку неолитическая революция стала мощным фактором неравномерности культурного развития регионов.

    Последний период первобытной культуры — разложение родовой и возникновение протокрестьянской, или соседской общи ны . Хронологическая граница этого периода — от 10-5 тыс. лет тому назад. По археологическим признакам это время позднего неолита, для которого характерно расширение зоны земледелия и переход к использованию металла, прежде всего в тех местах, где имелись рудные месторождения (Передняя Азия). В наиболее развитых районах формируется основа первых архаических цивилизации.

    Основные черты первобытной культуры.
    Особенности первобытной духовной культуры

    Возникновение духовной стороны культуры относится к эпохе палеолита . Наиболее древние, хотя и чрезвычайно редкие свидетельства тому — захоронения неандертальцев в эпоху ашелль (более 700 тысяч лет назад). По отдельным предметам, найденным в погребениях, можно сделать предположение о зарождении культовых представлений, зачатков первобытной мифологии и позитивных знаний. Есть археологические находки, свидетельствующие, что природные объекты используются для натуральной изобразительной деятельности, в которой исследователи видят прообраз искусства.

    Для первобытной культуры характерны медленные темпы изменений, средств и целей деятельности . Все в ней ориентировано на повторение некогда сложившегося образа жизни, обычаев и традиций. В ней господствуют сакральные (священные), канонизированные представления в сознании человека.

    Наиболее существенной особенностью первобытной истории является то, что зарождающееся сознание еще полностью погружено в материальную жизнь . Речь привязана к конкретным вещам, событиям и переживаниям. Преобладает образно-чувственное восприятие реальности. Мышление и воля возникают в ходе непосредственного действия индивидов. Зарождающаяся духовность не расчленена на отдельные виды. Эта черта культуры называется синкретизмом и характеризует ее неразвитое состояние.

    Главная черта первобытной культуры — синкретизм (соединение), то есть нерасчлененность ее форм, слитность человека и природы . Деятельность и со знание первобытных людей отождествляется со всем, что они видят вокруг себя: с растениями, с животными с солнцем и звездами, с водоемами и горами. Эта связь проявляется в художественно-образном познании мира, в его религиозно-мифологическом толковании.

    Вторая отличительная черта первобытной культуры - ее бесписьменность .

    Этим объясняются медленные темпы накопления информации а также замедленное социальное и культурное развитие. Синкретизм, то есть нерасчлененность, имел свои корни в производственной деятельности первобытных людей: охота и собирательство были унаследованы человеком от животных способов потребления природы, а изготовление орудий труда явилось сродни созидательной деятельности человека отсутствующей в природе.

    Итак, первобытный человек, вначале по природе своей собиратель и охотник и только значительно позже скотовод и земледелец .

    Постепенно складывались элементы духовной культуры . Это:

    Первоэлементы морали;

    Мифологическое мировосприятие;

    Ранние формы религии;

    Ритуальные обрядовые действа и начальное пластическое изобразительное искусство.

    Главным условием начала культурного процесса, явился язык . Речь открыла путь к самоопределению и самовыражению человека, сформировала устное вербальное общение . Это дало возможность опираться не только на коллективный строй мысли, но и иметь собственное мнение и размышления по поводу отдельных событий. Человек начинает давать имена предметам, явлениям. Эти имена становятся символами . Постепенно предмет, животные, растения, да и сам человек получают свое, обозначенное словом место в действительности и формируют тем самым общую картину культуры древнего мира.

    Первобытное сознание является также, по преимуществу, коллективным. Ради сохранения и выживания рода все духовные проявления должны жестко подчиняться общим требованиям, которые отличаются стабильностью. Первыми культурными регулятором поведения людей выступает культура табу , то есть запрета половых связей и убийств членов своей группы, которые осознаются, как кровные родственники. С помощью табу регулируется распределение пищи, охраняется неприкосновенность вождя. На основе табу позднее формируются понятия нравственности и законности.

    Слово табу переводится, как запрет , а сам процесс табуирования возникает вместе с тотемизмом , т. е. верой в кровнородственную связь между родом и священным растением или животным. Первобытные люди признавали зависимость от этого животного или растения, поклонялись ему.

    На ранней стадии первобытного общества язык и речь были еще очень примитивными. В это время главным коммуникационным каналом культуры являлась трудовая деятельность .Передача информации касательно трудовых операций происходила в невербальной форме без слов. Основными средствами обучения и общения стали показ и подражание . Определенные эффективные и полезные действия становились образцовыми и затем копировались и передавались от поколения к поколению и превращались в утвержденный ритуал.

    Поскольку причинно-следственные связи между действиями и результатами при недостаточном развитии языка и мышления плохо поддавались сознанию, постольку ритуалами становились и многие практически бесполезные действия Вся жизнь первобытного человека состояла из выполнения множества ритуальных процедур. Значительная часть из них не поддавалась рациональному объяснению, имела магический характер. Но для древнего человека магические ритуалы приставлялись столь же необходимыми и эффективными, как и любые трудовые акты. Особой разницы между трудовыми и магическими операциями для него не было.

    Другим средством укрепления социального единения первобытных людей служило нарождающееся искусство . Среди ученых нет единого мнения о конкретных причинах возникновения искусства и изменений в нем. Считается, что оно выполняло функцию коллективного обучения промысловым, хозяйственным и иным полезным действиям (имитация охоты на зверя в танце, например). Помимо этого искусство давало предметную форму мифологическим представлениям, а также позволяло фиксировать в знаках позитивные знания (первичный счет, календарь). Образцы первобытного «звериного стиля» поражают своим реализмом.

    На протяжении сотен тысяч лет искусство помогало людям освоить окружающий мир в образно-символической форме. Практически все виды художественного творчества — музыка, живопись, скульптура, графика, танец, театрализованное действие, прикладные искусства — зародились в первобытной культуре.

    Мир смыслов, в котором жил первобытный человек, задавался ритуалами . Они были невербальными «текстами» его культуры. Знание их определяло степень владения культурой и социальную значимость личности. От каждого индивида требовалось слепое следование образцам; творческая самостоятельность исключалась. Индивидуальное самосознание развивалось слабо и практически полностью сливалось с коллективным. Проблемы нарушения социальных норм поведения противоречия между личными и общественными интересами не существовало. Индивид просто не мог не выполнять ритуальных требований. Невозможным для него было и нарушать запреты - табу, которые охраняли жизненно важные устои коллективной жизни (распределения пищи, недопущение кровно-родственных половых связей, неприкосновенность особы вождя и т. д.).

    Культура начинается с введения запретов, которые пресекают асоциальные проявления животных инстинктов, но вместе с тем и сдерживают личную предприимчивость.

    С развитием языка и речи формируется новый информационный канал - . Развивается мышление и индивидуальное сознание. Индивид перестает отождествляться с коллективом, у него появляется возможность высказывать различные мнения и предположения по поводу событий, действий, планов и т. д., хотя самостоятельность мышления еще долгое время остается очень ограниченной.

    На данном этапе духовным основанием первобытной культуры становится . Мифы объясняют все, несмотря на малость реальных знаний. Они окутывают все формы жизнедеятельности людей и выступают, как основные «тексты» первобытной культуры. Их устная трансляция обеспечивает единство взглядов всех членов племенного сообщества на окружающий мир. Вера в «свои» мифы скрепляет взгляды сообщества на окружающую действительность, и, вместе с тем отделяет его от «чужаков».

    В мифах закрепляются и освящаются практические сведения и навыки хозяйственной деятельности. Благодаря их передаче от поколения к поколению накопленный в течение многих веков опыт сохраняется в социальной памяти . В слитном недифференцированном («синкретичном») виде первобытная мифология заключает в себе зачатки основных областей , которые выделятся из нее на последующих ступенях развития, - религии, философии науки. Переход от первобытного общества к более высоким ступеням общественного развития, к более развитым типам культуры в разных регионах Земли происходил по-разному.

    Первоначальные формы религии

    Первоначальные формы религии можно считать и первыми формами духовной культуры . Перечислим их:

    Тотемизм - (totem - «его род») - поклонение рода, племени животному, растению или предмету, который считается предком рода. В эпоху палеолита еще отсутствует поклонение тотемному объекту. Его просят о помощи, его ублажают подарками; охота на него, употребление в пищу, называние его «настоящего» имени табуированы (запрещены). Однако если тотем «не справлялся» со своими обязанностями, его наказывали. Тотемизм, таким образом, выступает одним из культурных средств организации среды обитания человека.

    Анимизм - (anima - «душа») - вера в существование духов, в наличие души у людей, животных, растений. Все окружающее люди воспринимали, как подобное себе — то есть как способное к движению, активности, ответному действию. Любой предмет, таким образом, мог быть дружественным или враждебным по отношению к человеку. В анимизме отражалась наблюдательность людей, интуитивное ощущение могущества законов природы. В борьбе за выживание рода эти свойства были крайне необходимы.

    Ф етишизм (от португальского слова, обозначавшего талисман, амулен) - приписывание сверхъестественных свойств неодушевленным предметам, будь то камень необычной формы, клык зверя или «священное» копье. Фетиши — это культурные, знаковые объекты, главным предназначением которых является компенсация слабости первобытного человека перед силами природы.

    Магия - вера в действительность особых обрядов (она бывает любовной, вредоносной, сельскохозяйственной и т. д.). Магия (в греческом языке — колдовство) являлась максимальным выражением силы и, одновременно, слабости первобытной духовности. В ней мы находим сложный сплав позитивных знаний, умений, многие из которых утеряны современным человеком, и иллюзорных средств воздействия на действительность. В соответствии с целями воздействия различают магию промысловую, военную, лечебную, любовную, вредоносную. В своих истоках магия была достоянием всех членов родового коллектива, но позже она специализируется, ее носителями становятся старейшины или знатоки-профессионалы (шаманы). В магии очевиден творческий, преобразующий характер культуры.

    Первобытные верования нуждались в коллективных действенных выражениях — культах . Наиболее древними являлись культы солнца, огня, промыслового зверя, погребальный культ. В эпоху расцвета родовой общины особое значение принимает материнско-родовой культ (культ предков, культ плодородия). Неолитическая революция порождает земледельческие культы, а также трансформирует все первобытные верования, постепенно вытесняя из них зооморфные, «звериные» элементы.

    Таким образом, в первобытном обществе складываются предпосылки для формирования всех форм духовности. Их возникновение оправдано социальной необходимостью. Вместе с тем, существует большое количество фактов, культурный смысл которых до сих пор не разгадан. Это, например, предназначение и технология мегалитических сооружений, типа Стоунхэнджа в Англии, смысл некоторых наскальных рисунков, происхождение астрономических знаний у дагонов в Африке и аборигенов Австралии. Возможно, тайны первобытной культуры еще пригодятся человечеству.

    Использованная литература:

    1.Афонин В. А., Афонин Ю. В. Теория и история культуры. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. – Луганск: Элтон-2, 2008. – 296 с.

    2.Культурология в вопросах и ответах. Методическое пособие для подготовки к зачетам и экзаменам по курсу «Украинская и зарубежная культура» для студентов всех специальностей и форм обучения. / Отв. Редактор Рагозин Н. П. – Донецк, 2008, - 170 с.

    Эпоха первобытной культуры – самая длительная в человеческой истории. Временные границы первобытного общества определить нелегко. Существа семейства Homo habilis (умеющие изготовлять каменные орудия труда) появились около 2 млн. лет назад, a Homo sapiens (человек разумный) – около 100 тыс. лет назад. Самый древний из известных городов Иерихон возник примерно 10 тыс. лет назад, а древнейшие государства – 5 тыс. лет назад. Первобытный образ жизни сохраняется и в XX веке у некоторых племен Африки и Океании.

    Хотя жизнь древних племен в разных географических регионах имела свои особенности, существуют общие черты, характерные для культуры первобытного типа. Важнейшей отличительной чертой первобытной культуры является синкретизм - нерасчлененность, недифференцированность ее форм, свойственная их неразвитому состоянию. Другая важная особенность этой культуры – бесписьменность, что обусловливает медленность накопления информации в обществе и слабые темпы культурного и социального развития.

    На ранних стадиях первобытного общества язык был еще очень примитивен и возможности речевой коммуникации невелики. Главным информационным каналом культуры была трудовая деятельность. Освоение и передача смысла трудовых операций происходили в невербальной форме, без слов. Показ и подражание были основными средствами обучения и общения. Действия, после которых наблюдался какой-либо полезный эффект, становились образцами, которые копировались и передавались от поколения к поколению и превращались в затверженный ритуал.

    Поскольку причинно-следственные связи между действиями и результатами при недостаточном развитии языка и мышления плохо поддавались осознанию. Вся жизнь первобытного человека проходила в выполнении множества ритуальных процедур, значительная часть из которых имела магический характер. Для древнего человека магические ритуалы представлялись столь же необходимыми и эффективными, как и любые трудовые акты. Никакой разницы между трудовыми и магическими операциями для него не было.



    Мир смыслов, в котором жил человек на заре своей истории, задавался ритуалами – невербальные «тексты» первобытной культуры. Знание их определяло уровень овладения культурой и социальную значимость личности. От каждого индивида требовалось слепое следование образцам. Индивидуальное самосознание полностью сливалось с коллективным. Проблемы нарушения социальных норм поведения, противоречия между личными и общественными интересами не существовало.

    Культура начинается с введения запретов, которые пресекают асоциальные проявления животных инстинктов, но вместе с тем и сдерживают личную предприимчивость. Индивид просто не мог отступить от ритуальных требований, невозможным для него было нарушение запретов – табу, охранявшие жизненно важные устои коллективной жизни. Это порядок распределения пищи, недопущение кровно-родственных половых связей, неприкосновенность особы вождя и т. д.

    С развитием языка и речи формируется новый информационный канал – устное вербальное общение. Развивается мышление и индивидуальное самосознание. На этом этапе духовным основанием первобытной культуры становится мифологическое сознание. Мифы объясняют все, несмотря на недостаточность реальных знаний. Они окутывают все формы жизнедеятельности людей и выступают как основные «тексты» первобытной культуры. Их устная трансляция обеспечивает установление единства взглядов всех членов племенного сообщества на окружающий мир.

    В мифах закрепляются и освящаются практические сведения и навыки хозяйственной деятельности. Благодаря их передаче от поколения к поколению накопленный в течение многих веков опыт сохраняется в социальной памяти. В слитном, недифференцированном («синкретичном») виде первобытная мифология заключает в себе зачатки основных областей духовной культуры, которые выделятся из нее на последующих ступенях развития, – религии, искусства, философии, науки. Проследим основные этапы развития культуры в европейском регионе.

    Античный тип культуры

    Эпоха античной культуры начинается с образования греческих городов-государств (полисов) на присредиземноморских землях в начале I тысячелетия до н. э. Завершается с падением Римской империи в 476 г. н.э. В Греции и Риме в эту эпоху интенсивно развиваются скотоводство, земледелие, добыча металлов в рудниках, ремесло, торговля. Распадается патриархальная родоплеменная организация общества. Растет имущественное неравенство семей. Общественная жизнь протекает в социальных конфликтах, войнах, смутах, политических переворотах.

    Античная культура на протяжении всего времени своего существования остается в объятиях мифологии. Более того, она сливает разрозненные племенные мифы в единую религиозно-мифологическую систему, которая становится основой всего античного мировоззрения. Однако динамика общественной жизни, усложнение социальных отношений, рост знаний подрывают архаические формы мифологического мышления. Торговые связи и мореходство расширяют кругозор древних греков.

    Алфавитное письмо дает грекам возможность записывать различные сведения, наблюдения, которые трудно было уложить в мифологические каноны. Необходимость поддерживать общественный порядок в государстве требует замены племенных норм поведения упорядоченными кодексами законов. Публичная политическая жизнь стимулирует развитие ораторского мастерства, культуры мышления и речи. Совершенствование ремесла, строительства, военного искусства все больше выходит за рамки освященных мифом образцов.

    Таким образом, расцвет мифологии в античную эпоху сопровождается борьбой против архаических традиций мифологического сознания, сковывающих свободу мысли, рост знаний, развитие трудовой деятельности. Стремление разрешить это внутреннее противоречие античной культуры составляет движущую силу ее развития. История античной эпохи разделяется на две частично накладывающиеся друг на друга фазы –греческая и римская античность.

    Греческая культура основана на сферах философии и искусства, которые вырастают из мифологии, часто пользуются ее образами. Древнегреческое философское мышление стремится дать объяснение действительности путем рационального рассуждения с помощью абстрактных понятий. Мифологическое сознание удовлетворяется описаниями, философское же требует доказательств. Философия считает необходимым четко отличать факты и логические выводы от вымыслов и предположений; вместе с ней развиваются и начатки научных знаний – астрономии, математики, биологии, медицины.

    Искусство Древней Греции, как и философия, исходит из мифологии и черпает из нее свои темы и сюжеты. Однако произведения искусства приобретают свою собственную, эстетическую ценность, которая определяется не их культовым назначением, а художественными достоинствами. Искусство превращается древними греками в самостоятельную область культуры, направленную на удовлетворение эстетических потребностей. В нем как особые его виды возникают архитектура, скульптура, лирическая поэзия, драма, театр.

    Древнегреческий стиль в искусстве – стиль, соразмерный человеку, уравновешенный, гармоничный. Чувственное наслаждение вещами, их зримой и осязаемой гармонией, соразмерностью, пропорциональностью – это то, что необходимо античному человеку. Древнегреческое искусство во многом предопределило развитие художественной культуры более поздних исторических эпох. В нем родились классические архитектурные стили, каноны скульптурного изображения человеческого тела, образцы любовной лирики, трагедии, комедии. Театральные представления, соединявшие в себе изобразительное, сценическое, литературное, музыкальное творчество, были любимым развлечением древних греков.

    Римская античность заимствует многие идеи и традиции греческой культуры. Римская мифология дублирует греческий вариант, философия использует различные идеи учений греческих мыслителей. В эпоху римской античности достигают высокого уровня развития ораторское искусство, художественная проза и поэзия, историческая наука, механика, естествознание. Архитектура Рима использует эллинские формы, но отличается гигантизмом, свойственным имперским масштабам государства и амбициям римской аристократии.

    Римские скульпторы и художники следуют греческим образцам, но, в отличие от греков, развивают искусство реалистического портрета и предпочитают ваять не обнаженные, а «закрытые» статуи. Как греки, так и римляне любили всякого рода зрелища - олимпийские состязания, бои гладиаторов, театральные представления. Как известно, римский плебс требовал «хлеба и зрелищ», поэтому все античное искусство было подчинено принципу зрелищности.

    Важнейшие культурные новации римской античности связаны с развитием политики и права. Управление огромной Римской империей потребовало разработки системы государственных органов и юридических законов. Древнеримские юристы заложили фундамент правовой культуры, на который до сих пор опираются современные правовые системы.

    Однако, четко оговоренные законодательством взаимоотношения, полномочия и обязанности бюрократических учреждений и чиновников не устраняют напряженности политической борьбы в обществе. Политические и идеологические цели существенно влияют на характер искусства и всей культурной жизни общества. Античная культура в целом, сохраняя мифологическую оболочку, развивает формы культурной жизни. Для античной культуры характерной чертой является преобладание общественного над личным и социального над индивидуальным.