Сергей платонович мохов в романе тихий дон образ и характеристика сочинение. Другие женские персонажи: Дарья, Елизавета Мохова, Дуняша Дуняша, Наталья и Дарья

В романе «Тихий Дон» М. Шолохов с большим мастерством показал трагические моменты в революции и гражданской войне и совершенно по-новому, опираясь на исторические материалы, свой собственный опыт, воспроизвел истинную картину донской жизни, ее эволюцию. «Тихий Дон» называют трагедией-эпопеей. И не только потому, что в центре поставлен трагедийный характер - Григорий Мелехов, но и потому, что роман от начала до конца пронизывают трагические мотивы. Это трагедия и тех, кто не осознал смысла революции и выступил против нее, и тех, кто поддался обману. Это трагедия многих казаков, втянутых в Вешенское восстание в 1919 году, трагедия защитников революции, гибнущих за народное дело.

Трагедии героев разворачиваются на фоне переломных для нашей страны событий - старый мир до основания разрушен революцией, ему на смену идет новая социальная система. Все это и обусловило качественно новое решение таких «вечных» вопросов, как человек и история, война и мир, личность и массы. Человек для Шолохова - самое ценное, что есть на нашей планете, а самое важное, что помогает формированию души человека, - это, прежде всего, его семья, дом, в котором он родился, вырос, где его всегда будут ждать и любить и куда он обязательно вернется.

«Мелеховский двор - на самом краю хутора», - так начинается роман, и на протяжении всего повествования Шолохов рассказывает о представителях этой семьи. Жизнь обитателей дома предстает со страниц эпопеи в переплетении противоречий и борьбы. Вся семья Мелеховых оказалась на перекрестке больших исторических событий, кровавых столкновений. Революция и гражданская война вносят крутые перемены в сложившийся семейно-бытовой уклад Мелеховых: рушатся привычные родственные связи, рождаются новые мораль и нравственность. Шолохову с большим мастерством удалось раскрыть внутренний мир человека из народа, воссоздать русский национальный характер эпохи революционного времени. Через двор Мелеховых проходит линия обороны, его занимают то красные, то белые, но отчий дом навсегда остается тем местом, где живут самые близкие люди, всегда готовые принять и обогреть.

В начале повествования автор знакомит читателя с главой семьи - Пантелеем Прокофьевичем: «Под уклон сползавших годов закряжистел Пантелей Прокофьевич: раздался в ширину, чуть ссутулился, но все же выглядел старичком складным. Был сух в кости, хром (в молодости на императорском смотру на скачках сломал ногу), носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нем вороной масти борода и волосы, в гневе доходил до беспамятства...» Пантелей Прокофьевич - истинный казак, воспитанный на традициях доблести и чести. На этих же традициях он воспитывал своих детей, проявляя порой черты крутого характера. Глава семейства Мелеховых не терпит непокорности, но в душе добрый и чувствительный. Он умелый и трудолюбивый хозяин, умеет рачительно вести хозяйство, сам работает от зари до зари. На него, а еще в большей мере на его сына Григория, ложится отсвет благородной и гордой натуры деда Прокофия, бросившего некогда вызов патриархальным нравам хутора Татарского.

Несмотря на внутрисемейный раскол, Пантелей Прокофьевич старается соединить в одно целое куски старого быта, хотя бы ради внуков и детей. Не раз он самовольно покидает фронт и возвращается домой, к родной земле, которая была для него основой жизни. С необъяснимой силой манила она его к себе, как манила и всех казаков, уставших от напряженной и бессмысленной войны. Пантелей Прокофьевич умирает на чужбине, вдали от родного дома, которому отдал все свои силы и бесконечную любовь, и в этом трагедия человека, у которого время отняло самое дорогое - семью и кров.

Такую же всепоглощающую любовь к родному дому отец передал своим сыновьям. Старший, уже женатый сын его Петро напоминал мать: большой, курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый, а младший, Григорий, пошел в отца - «так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое». Григорий, как и его отец, любит свой дом, где Пантелей Прокофьевич заставлял его выхаживать коня, любит свой клин земли за хутором, который он пахал своими руками.

С большим мастерством М. Шолохов изобразил сложный характер Григория Мелехова - цельной, сильной и честной личности. Он никогда не искал собственной выгоды, не поддавался соблазну наживы и карьеры. Заблуждаясь, Григорий немало пролил крови тех, кто утверждал новую жизнь на земле. Но он осознал свою вину, стремился искупить ее честной и верной службой новой власти.

Путь героя к истине тернист и сложен. В начале эпопеи это восемнадцатилетний парень - веселый, сильный, красивый. Автор всесторонне раскрывает образ главного героя - тут и кодекс казачьей чести, и напряженный крестьянский труд, и удальство в народных игрищах и гуляньях, и приобщение к богатому казачьему фольклору, и чувство первой любви. Из поколения в поколение воспитываемые смелость и отвага, благородство и великодушие по отношению к врагам, презрение к малодушию и трусости определяли поведение Григория во всех жизненных обстоятельствах. В тревожные дни революционных событий он совершает немало ошибок. Но на пути поисков истины казак порой не в силах постичь железную логику революции, ее внутренние закономерности.

Григорий Мелехов - гордая, вольнолюбивая личность и вместе с тем философ-правдоискатель. Для него величие и неотвратимость революции должны быть выявлены и доказаны всем последующим ходом жизни. Мелехов мечтает о таком строе жизни, при котором человеку воздавалось бы мерой его ума, труда и таланта.

Женщины семьи Мелеховых - Ильинична, Дуняшка, Наталья и Дарья - совершенно разные, но их объединяет возвышенная нравственная красота. Образ старой Ильиничны олицетворяет трудную долю женщины-казачки, ее высокие нравственные качества. Жена Пантелея Мелехова - Василиса Ильинична - коренная казачка Верхнедонского края. Несладкая на ее долю выпала жизнь. Именно она больше всего страдала от вспыльчивого характера мужа, но терпение и выдержка помогли ей сохранить семью. Она рано постарела, страдала болезнями, но несмотря на это оставалась заботливой, энергичной хозяйкой.

Высокой лиричности исполнен образ Натальи - женщины высокой нравственной чистоты и чувства. Сильная характером, Наталья долго мирилась с положением нелюбимой жены и еще надеялась на лучшую долю. Она проклинает и любит Григория бесконечно. Пусть ненадолго, она все же обрела свое женское счастье. Благодаря терпению и вере, Наталье удалось восстановить семью, вернуть согласие и любовь. Она родила двойню: сына и дочь, и оказалась столь же любящей, преданной и заботливой матерью, какой была женой. Эта прекрасная женщина является воплощением драматической судьбы сильной, красивой, беззаветно любящей натуры, готовой ради высокого чувства пожертвовать всем, даже собственной жизнью. Сила духа и покоряющая нравственная чистота Натальи с невиданной глубиной раскрываются в последние дни ее жизни. Несмотря на все зло, которое ей причинил Григорий, она находит в себе силы простить его.

Ярким представителем семьи является Дуняшка. Природа наделила ее таким же горячим и твердым характером, как и Григория. И это особенно ярко проявилось в ее стремлении любой ценой отстоять свое счастье. Несмотря на недовольство и угрозы близких, она со свойственным ей упорством отстаивает свое право на любовь. Даже Ильинична, для которой Кошевой навсегда остался «душегубом», убийцей ее сына, понимает, что ничто не изменит отношения дочери к Михаилу. И если она полюбила его, то уже ничто не вырвет этого чувства из ее сердца, как ничто не смогло изменить чувства Григория к Аксинье.

Последние страницы романа возвращают читателей к тому, с чего начиналось произведение - к «мысли семейной». Дружное мелеховское семейство неожиданно распалось. Смерть Петра, гибель Дарьи, утрата Пантелеем Прокофьевичем главенствующего положения в семье, смерть Натальи, отход Дуняшки от семьи, разрушение хозяйства в период наступления красногвардейцев, смерть главы семейства в отступлении и уход в мир иной Ильиничны, приход в дом Мишки Кошевого, смерть Полюшки - все это этапы крушения того, что в начале романа казалось незыблемым. Примечательны слова, сказанные однажды Пантелеем Прокофьевичем Григорию: «У всех одинаково все рухнулось». И хотя речь идет всего лишь о поваленных плетнях, эти слова приобретают более широкое значение. Разрушение семьи, отчего дома, коснулось не только Мелеховых, - это общая трагедия, судьба казачества. Гибнут в романе семьи Коршуновых, Кошевых, Моховых. Рушатся вековые устои человеческой жизни.

Повествование в «Тихом Доне», как и в романе Толстого «Война и мир», строится на изображении семейных гнезд. Но если толстовские герои, пройдя через суровые испытания, приходят к созданию семьи, то герои Шолохова мучительно переживают ее распад, что с особой силой подчеркивает трагизм эпохи, изображенной в романе. Рассказывая о распаде семьи Мелеховых, Шолохов ставит для нас, потомков, задачу возрождения семьи и уверенно убеждает, что всегда есть с чего начинать. В измученной душе Григория многие жизненные ценности утратили свой смысл, и лишь чувство семьи и Родины осталось неистребимым. Не случайно Шолохов заканчивает повествование трогательной встречей отца с сыном. Семья Мелеховых распалась, но Григорий сможет создать очаг, где всегда будет теплиться огонек любви, тепла и взаимопонимания, который не погаснет никогда. И несмотря на трагичность романа, отразившего события одного из самых жестоких периодов в истории нашей страны, читатель остается жить с надеждой в этом огромном, сияющем под холодным солнцем мире.

Ответ от Аид[гуру]
мельница купца Симонова на хуторе Плешакове, где управляющим был отец Шолохова, и люди, работавшие на ней, сыграли в судьбе писателя и его романа немалую роль. А купец Мохов - не только персонаж «Тихого Дона» , но и реальный человек.
Моховы - известный купеческий род на Верхнем Дону, находившийся в тесных отношениях и даже в родстве с купеческим родом Шолоховых.
Сын «совслужащего» , каковым Шолохов предстает в заполняемых им анкетах, на самом деле происходил из старинного купеческого рода Шолоховых, не уступавшего по породе донским купцам Моховым. При этом судьбы этих двух родов, примерно в одно время переселившихся на Дон из центральной России, неотрывны одна от другой.
История рода купца Мохова в «Тихом Доне» представлена так:
«Сергей Платонович Мохов издалека ведет свою родословную.
В годы царствования Петра I шла однажды в Азов по Дону государева баржа с сухарями и огнестрельным зельем. Казаки “воровского” городка Чигонаки, угнездившегося в верховьях Дона, неподалеку от устья Хопра, ночью напали на эту баржу, стражу сонную перерезали, сухари и зелье разграбили, а баржу затопили.
По цареву приказу из Воронежа пришли войска, “воровской” тот городок Чигонаки сожгли, казаков, причастных к разбойному на баржу нападению, нещадно в бою разбили» , но десять лет спустя «вновь выросла и опоясалась боевыми валами станица. С той-то поры и пришел в нее из Воронежского указа царев досмотрщик и глаз - мужик Мохов Никишка. Торговал он с рук разной, необходимой в казачьем обиходе рухлядью... » (2, 13).
От этого-то Мохова Никишки, сообщается в романе, и повелся купеческий род Моховых.
Как установил Сивоволов, зарайский купец Мирон Мохов с сыном Николаем переехал на Дон в середине XIX века. Дед Шолохова, купец 3-й гильдии из того же города Зарайска Михаил Михайлович Шолохов, приехал в Вёшенскую в конце сороковых годов XIX века, - вслед, и, возможно с помощью Мирона Мохова и его сына. Зарайские краеведы развернули поиск шолоховских корней в городе Зарайске Рязанской, а ныне Московской области. Вот что пишет в своем письме в ИМЛИ зарайский краевед В. И. Полянчев: «Первые Шолоховы в Зарайске появились давно, во второй половине XVII века. Тогда, судя по Переписной (ландратской) книге 1715 г. , окраинную Пушкарскую слободу обживал пушкарь Фирс Шолохов и четверо его сыновей: Василий Фирсович, Осип Фирсович, Иван Фирсович и Сергей Фирсович. От младшего Сергея Фирсовича - прапрапрадеда писателя - и пошла ветвь, которая через четыре поколения на пятое и привела Шолоховых на Дон: прапрадед Иван Сергеевич, прадед Михаил Иванович, дед Михаил Михайлович, и наконец - отец писателя - Александр Михайлович. Предки великого родственника вплоть до конца XIX в. жили в Зарайске, и к тому времени расселились чуть ли ни по всему городу. Фамилией Шолоховы полон Зарайск и до сих пор
Купеческие семьи Моховых и Шолоховых, связанные родственными узами, разоряясь и возрождаясь вновь, конкурируя между собой, многие десятилетия вели торговлю в Вёшенской и прилегающих к станице хуторах. Так, по данным 1852 года в станице Вёшенской и на ее хуторах торговлю вели пять купцов Моховых - Мирон Автомонович, Николай Миронович, Михаил Егорович, Василий Тимофеевич и Капитон Васильевич, и двое купцов Шолоховых - Михаил Михайлович и Иван Кузьмич. В 1887 году семь лавок принадлежали купцам Моховым и восемь - купцам Шолоховым.
Как уже говорилось, эти купеческие семьи состояли в близком родстве - вот почему для купца в Татарском Шолохов выбрал именно эту фамилию: Мохов.
В образе Сергея Платоновича Мохова нашла отражение семейная история, о которой поведал Г. Я. Сивоволову Николай Петрович Шолохов (сын Петра Михайловича Шолохова) : «Михаил Шолохов, описывая в “Тихом Доне” купца Мохова, за основу взял историю своего деда - Михаила Михайловича: были, мол, у него взлеты и падения, разоряли его пожары, но он снова вставал на ноги. Николай Петрович привел слова Михаила Александровича: “Я, кажется, нашел, откуда на Дону тянется наш род. Дед был при

1. Какое произведение М. Шолохова явилось подступом к роману-эпопее «Тихий Дон»?

Тему революции и гражданской войны в казаческой среде М. Шо-лохов начал разрабатывать в «Донских рассказах», которые он писал с 1923 по 1925 годы. Уже здесь писатель показал накал классовой борьбы на Дону, трагедию разделенных идеологией родных лю-дей, жестокость времени.

2. Как вы объясняете название романа М. Шолохова «Тихий Дон»?

Название «Тихий Дон» — постоянно употребляемая в донском народно-поэтическом творчестве идиома. Кроме того, в названии есть и некая скорбная ирония: может ли в бурях времени Дон (и река, и донской народ — казачество) оставаться тихим? Роман создавался в свете фольклорной песни о Тихом Доне, осиротевшем без ясных соколов — казаков.

3. Как изображает М. Шолохов довоенный быт казаков в романе «Тихий Дон»?

М. Шолохов не идеализирует жизнь казачества. Он показывает жизнь в хуторе Татарском, наполненную трудом, хозяйственными забота-ми. Казак привязан к своему коню, собственности, дому. Не все ка-заки зажиточны, но большинство все же жили лучше, чем крестьяне. Писатель подробно рисует своеобразные нравы и обычаи казаков, закрепленные вековой традицией. Он показывает молодецкие игри-ща, скачки, рыбалку, свадьбу, праздники — все, что формирует свое-образный кодекс чести казака и станичную мораль. М. Шолохов объ-ективно изображает грубые черты патриархального уклада, но по-этически воссоздает то прекрасное, что таится в народной жизни.

В романе М. Шолохова «Тихий Дон» отражены исторически важные для народа и страны в целом события: Первая мировая война, гражданская война со всеми ее особенностями на Дону — восстанием казаков, участием в корниловском мятеже, разгро-мом контрреволюции и т. д. В романе много сюжетных линий и действующих лиц, включающих представителей разных слоев населения, разных политических и идеологических взглядов. Ка-ждый человек оказывается ввергнутым в Историю и связанным с миром Природы (народный календарь не исторический, а цик-лический, определяемый временами года, престольными празд-никами, циклом сельскохозяйственных работ).

5. Как решается «мысль семейная» в романе-эпопее М. Шо-лохова «Тихий Дон»?

«Мысль семейная», важная для эпопеи Л. Толстого, не менее важна и для М. Шолохова. В патриархальном быте казаков семья была основой устойчивости, нерушимости традиций, благососто-яния, морали. В дни, когда рушился привычный быт, мир был в состоянии катастрофы, дом, семья приобретали особое значе-ние. Поэтому в романе-эпопее М. Шолохова «Тихий Дон» идея семьи прослеживается на нескольких семьях: Мелеховых, Кор-шуновых, Моховых, Листницких. Разрушение семьи — это траге-дия народа, разрушение основ его бытия. Поэтому так до по-следнего бьется за родное гнездо, тащит в него все что можно Пантелей Прокофьевич Мелехов, пытается сохранить семью Ильинична, многое терпит и прощает мужу Наталья. Но в по-единке с историей гибнет на чужбине старый Мелехов, отказы-вается от материнства и погибает Наталья, умирает Аксинья, разрушившая семью Григория и так и не создавшая свою, поги-бает Листницкий, не выдержав измены жены. Разрушение семьи знаменует катастрофу мира.

6. Почему Григорий Мелехов является типичным представи-телем казачества?

Григорий Мелехов воспитан в духе казачьих обычаев и пред-ставлений о чести, достоинстве. Он труженик, красиво, с удо-вольствием делающий обычные крестьянские дела, — косит, ме-тает стоги, то есть крестьянин, любящий деревенский труд, свой дом, родовое гнездо. Его труд направлен на созидание. Но, с другой стороны, как человек служилый, обязанный нести воин-скую службу, он лихо скачет на коне, рубит шашкой, метко стреляет, то есть мастерски разрушает Дом, несет смерть. Имен-но такая двойственность была типична для казаков и определяла их противоречивость.

7. Сопоставьте образы Натальи и Аксиньи в романе-эпопее М. Шолохова «Тихий Дон».

Наталья — цельная в своем отстаивании семьи и Дома натура. Она воспитана в семейно-патриархальных традициях и в них ви-дит залог устойчивости мира. Наталья любит Григория верно и терпеливо, многое прощает ему. Она искренна в своем стремле-нии отстоять семью и увести мужа от разлучницы Аксиньи. Это нравственно чистый человек, любящий детей. Ей нелегко решить-ся на грех убийства еще не рожденной жизни, но это она совер-шает, отчаявшись вернуть мужа. Ее чистая верность и достоинст-во оказались растоптаны. Аксинья — женщина страстная, само-забвенная в любви, увлекающаяся. Но она не способна перенести свою любовь на детей, на семью. Она, в отличие от Натальи, вне дома, вне обычаев. Если у Натальи «чистая внутренняя красота», то у Аксиньи — порочная, вызывающая, чувственная. Она пре-ступает традиции и устои казачьего быта, стремится к свободе, воле. В ней в противоречивом единстве сошлось земное и идеаль-ное.

8. Что предопределяет трагическое несовпадение Григория Ме-лехова с революцией? Материал с сайта

Григорий Мелехов и по социальному положению, и по лич-ностным качествам оказывается «на грани двух начал». Он гово-рит о себе: «От белых отбился, к красным не пристал. У белых я был чужой, на подозрении у них был всегда. Да и как могло быть иначе? Сын хлебороба, безграмотный казак,— какая я им родня? Не верили они мне! А потом и у красных так же вышло. Я ить не слепой, увидал, как на меня комиссар и коммунисты в эскадро-не поглядывали…» Его казачье происхождение во многом обу-словило его несовпадение с революцией. Кроме того, Григорий не может быть вне борьбы по качествам своего характера. Но ни у белых, ни у красных он не находит той последней правды, за которую можно сражаться. Третий же путь — неучастие в истори-ческих событиях — для него тоже неприемлем.

9. В чем состоит новаторство М. Шолохова в романе-эпопее «Тихий Дон»?

Впервые в истории русской литературы ищущим смысл жиз-ни трагическим героем стал простой казак. Впервые опоэтизиро-ваны любовь и быт простых тружеников земли, показана их не-простая внутренняя жизнь. Через трагедию героя показана траге-дия целого народа.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

кто сколько сможет (очень поможите) это внутренный экзамен по литетаруте 1. В чем трагизм любви Желткова, героя рассказа Куприна «Гранатовый браслет»?
2. Докажите, что для героя рассказа Куприна «Гранатовый браслет» любовь является высшей ценностью мира.
3. Покажите богатство духовного мира героини повести Куприна «Олеся».
4. Докажите, приведя примеры из произведений Куприна, что его любимый герой – молодой человек, мягкий, интеллигентный, совестливый, горячо сочувствующий «меньшому брату» и одновременно безвольный, трагически подчиняющийся силе среды и обстоятельств.
5. Почему эпоху поэтов начала 20 века характеризуют как «серебряный век» русской поэзии? В чём его принципиальные отличия от «золотого века»?
6. Какие три совета дает юному поэту лирический герой стихотворения В.Я. Брюсова «Юному поэту»? Согласны ли вы с его позицией? Каким, на ваш взгляд, должен быть истинный поэт? Прочтите стихотворение наизусть.
7. Расскажите, что вы знаете о Брюсове – переводчике. Назовите его основные переводы. С каких языков они осуществлены?
8. Как в лирике Бальмонта проявляется интерес к древнеславянскому фольклору? Какие образы возникают? Проанализируйте стихотворения «Злые чары» и «Жар-птица».
9. Какую картину Бальмонт рисует в стихотворении «Первая любовь»? Расскажите о своём восприятии этого стихотворения.
10. Охарактеризуйте творчество раннего Маяковского. Каковы его основные специфические особенности? Прочтите одно стихотворение этого периода наизусть.
11. «Свобода – самое прекрасное в жизни, ради неё человек должен быть готов пожертвовать всем, даже жизнью». Подтвердите слова Горького примерами из его рассказов «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль».
12. Докажите, что даже безумный, но неординарный шаг, по мнению Горького, останется в памяти людей. Приведите примеры из «Песни о Соколе», «Песни о буревестнике», «Легенде о Марко».
13. Какое значение имеет смысл названия пьесы «На дне»? Объясните его символическое звучание.
14. Кому посвящен цикл стихотворений Блока «Стихи о Прекрасной Даме»? В связи с чем написан? Проанализируйте 3 стихотворения из этого сборника. Одно прочтите наизусть.
15. Как раскрывается тема Дома в романе Булгакова «Белая гвардия»? Какое символическое значение для Булгакова имеет слово «дом»?
16. Какие философские проблемы поднимаются в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»?
17. Покажите неразрывность связи судьбы и творчества Цветаевой с Москвой. Проанализируйте цикл «Стихи о Москве». Прочтите одно стихотворение наизусть.
18. Охарактеризуйте образ лирической героини поэмы «Реквием».
19. Охарактеризуйте казачий быт, изображённый Шолоховым. Покажите особенности речи казаков. Как они помогают писателю передать жизненность обстановки. Как писатель рисует жизнь станицы?
20. Охарактеризуйте семейный уклад Мелеховых, Коршуновых, Астаховых. Составьте сравнительно-сопоставительную характеристику.
21. Как в романе «Тихий Дон» изображена Первая мировая война?
22. Сравните Аксинью и Наталью, объясните чувство Григория к каждой из них. Какое значение имеют имена героинь? Почему обе гибнут?
23. В чём смысл названия рассказа Шолохова «Судьба человека»?
24. Дайте подробную характеристику военной прозы и поэзии. Проанализируйте 2 произведения.
25. Дайте подробную характеристику городской прозе. Проанализируйте 2 произведения.

Как мы знаем, в таких романах-эпопеях, как «Тихий Дон», важны не только главные, но и второстепенные персонажи. Одним из самых ярких второстепенных персонажей является Сергей Платонович Мохов – очень богатый купец хутора Татарского, а также донской казак. Интересен этот персонаж своей историей и развитием на протяжении сюжета.

История родословной купца начинается со времен Петра I, когда его прапрадед Мохов Никишка был подослан в Чигонацкую станицу следить за казаками и сообщать об атмосфере на станице. Вот от этого прапрадеда и пошел род Моховых, которые стали из поколения в поколение жить в Чигонацкой, пока станица не была сожжена до тла, дед Мохова не разорился и некогда купеческий род не остался ни с чем. С этого времени, можно сказать, началась эпоха Сергея Платоновича.

Начинал свою историю будущий купец Татарского худо: бедствовал, жил в нещете и не стыдился отбирать деньги нечестным путем. Он отбирал деньги у местных казаков и считал каждую монету, что, в общем-то, делает и до сих пор. Затем он за быстрое время, нажил кое-какое имущество, и открыл в Краснокутской станице сначала лавку галантереи. После он женился на дочери попа, и, за счет ее преданного, открыл мануфактурный магазин. Это стало рассветом его дела, поскольку благодаря своей смекалке Сергей Платонович правильно подобрал время и место для начала своего бизнеса. Время шло, а вместе с ним росло и дело Мохова: торговля всеми нужными в сельском хозяйстве вещами, открытие хлебной ссыпки и мельницы (после того как стал вдовцом) и даже мог в последнее время снабжать специальными машинами. После он взял в свой опытный и ловкий кулак хутор Татарский, где практически каждая семья была ему должна, а найти за что он имел ум находить.

Мохов смог оборудовать свое поместье, сделать его роскошным, хотя в обыденное время он предпочитал вести достаточно скудный образ жизни, экономя каждую копейку. Однако, изредка, он все же устраивает разные рауты с местной интеллигенцией, не скупясь на угощения и развлечения. Но в целом, это человек своего дела, он все время уделяет работе, а лишнее время и деньги может потратить только на книги, которые купец обожал читать. Не удивительно, что местные жители считали его умным и грамотным человеком, ведь так оно и было.

Стоит отметить, что примерным семьянином он совершенно не был. У него от первой супруги осталось двое детей: дочь Елизавета и сын Владимир. Мачеха – бездетная Анна Ивановна – была нервной и крайне неблагоприятно повлияла на детей. Они выросли без родительской любви и сам купец испытывал к ним неприязнь, особенно к сыну, считая его глупым.

Когда в станицу приходит советская власть, опытный купец понял, что его дело и судьба в опасности и принимает решение сбежать с семьей за Донец. В дальнейшем купец более не упоминался и как закончилась его жизнь мы можем только предполагать. Во время его бегства поместье Мохова было занято под ревком, а после вообще сожжено.

Итак, это был успешный человек, знающий жизнь, имел опыт и в росте, и в падениях. Смог вернуть былое наследие рода и за быстрое время проявить себя богатым купцом, что стоит уважения, так как Сергей Платонович был очень умным, мудрым и бережливым. Однако его нечестный путь и пренебрежение родительскими обязанностями выставляют его абсолютно не в лучшем свете, но, в любом случае, купец Мохов остается самым запоминающимся второстепенным образом в «Тихом Доне».

Несколько интересных сочинений

  • История создания повести Пиковая дама Пушкина

    Вообще, «Пиковая дама» одно из известнейших произведений А.С Пушкина, стоит она в одном ряду с «Онегиным», «Русланом и Людмилой» и другими замечательными его произведениями.

  • Анализ романа Новь Тургенева

    Это произведение Тургенев напрямую связал с происшествием студенческого «хождения в народ», которые происходили в семидесятых годах восемнадцатого века. Пусть действие романа разворачиваются в шестидесятых годах

  • Образ и характеристика Князя Ипполита Курагина в романе Война и мир сочинение

    Об образе светского повесы и шута Ипполита Курагина известно не так много. И все же, о второстепенном персонаже мирового романа «Война и мир» есть что сказать.

  • Сочинение рассуждение Жизнь человека

    Для чего человеку дается жизнь? Это вопрос, на который можно дать миллион разных ответов. В каждом возрасте и в каждой отдельно взятой жизненной ситуации, истории ответ будет дан абсолютно разный.

  • Сравнительная характеристика Челкаша и Гаврилы в рассказе Челкаш Горького

    Максим Горький писал свои произведения в стиле реализм, в первоначальных его произведениях чувствуются нотки романтики. Персонажи повестей и рассказов живут в гармонии с природой. Все герои творений Горького очень интересные личности