Сертифицированная система качества. Сертификация систем обеспечения качества услуг. Органы систем сертификации

Основные правила

Законом РФ «О защите прав потребителей» введена обязательная сертификация не только отечественной, но и импортируемой продукции на безопасность и экологичность. Сертификация импортируемой продукции проводится в системе сертификации ГОСТ Р.

Законом установлено, что основанием для разрешения ввоза товара на территорию России служит сертификат соответствия, представляемый вместе с грузовой таможенной декларацией в таможенные органы. Сертификат должен быть выдан российским органом по сертификации, который также может признать и зарубежный сертификат. При отсутствии оригинала сертификата допускается копия, заверенная нотариусом, выдавшим сертификат органом, консульством России.

Основные принципы сертификации импортируемой продукции увязаны с международной практикой, правилами и рекомендациями, разработанными международными организациями, занимающимися вопросами торговли, стандартизации, сертификации, что обеспечивается единством правил и процедур для отечественных и импортных товаров в Системе сертификации ГОСТ Р. Гармонизованная система сертификации необходимое условие для заключения двусторонних и многосторонних соглашений Госстандарта РФ с соответствующими органами зарубежных стран по взаимному признанию или признанию сертификатов и результатов испытаний; а также для более эффективной работы России в международных системах сертификации и аккредитации зарубежных сертификационных центров в России.

Все эти положения важны не только для признания зарубежных сертификатов и результатов испытаний в России, но и для сертификации экспортируемой продукции, а также для выполнения обязательных условий ГАТТ/ВТО в рамках соглашения о технических барьерах в торговле.

Обязательной сертификации подлежит импортируемая продукция, включенная в номенклатуру продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации в РФ.

При наличии двусторонних отношений о взаимном признании сертификатов соответствия и протоколов испытаний с зарубежными органами по сертификации товар, сопровождаемый сертификатом, выданным такими органами, допускается к ввозу в Россию.

Испытания и сертификация импортируемого товара, если это необходимо, могут проводиться также органами по сертификации и испытательными лабораториями, находящимися за рубежом, аккредитованными:

    в Международной системе сертификации, к которой присоединилась Россия;

    в стране СНГ – участнице Межгосударственного соглашения по стандартизации, метрологии и сертификации;

    в Системе сертификации ГОСТ Р и находящимися в России;

    в зарубежной национальной системе сертификации и прошедшими проверку Госстандартом РФ на основе двустороннего соглашения с национальным органом по сертификации;

    Госстандартом России в Системе сертификации ГОСТ Р и находящимися за рубежом.

Для некоторых видов продукции зарубежного производства, так же как и для отечественного, требуется подтверждение соответствия санитарным, ветеринарным, экологическим нормам безвредности для человека. Сертификация этой продукции возможна лишь при наличии гигиенического, ветеринарного, фитосанитарного сертификатов.

В общем виде для получения сертификата соответствия экспортер товара в Россию должен иметь следующие документы:

    контракт на поставку товара в Россию;

    инвойс (накладную, фактуру, квитанцию) и транспортные документы, которые оформляет отправитель груза;

    гигиенический сертификат ((гигиеническое заключение), оформляемый Госсанэпиднадзором РФ;

    сертификат качества от предприятия (фирмы) – изготовителя;

    сертификат безопасности, выданный уполномоченным органом страны-экспортера;

    сертификат происхождения, выданный торгово-промышленной палатой страны-экспортера;

    ветеринарный сертификат на животноводческую продукцию от органа ветслужбы страны-экспортера;

    ветеринарное свидетельство на животноводческую продукцию от органа ветслужбы РФ;

    фитосанитарный сертификат на растениеводческую продукцию от органа карантинной инспекции Минсельхоза;

    протокол испытаний от аккредитованной испытательной лаборатории;

    заявку на сертификацию в системе ГОСТ Р.

Актуальность сертификации импортируемых товаров для России связана с защитой интересов потребителей и российского рынка в области безопасности продукции, так и со значительным увеличением доли импортных товаров в общих продажах на внутреннем рынке. Так, если в 1990 г. доля импортируемой продукции в торговле не превышала 5%, то в 1996 г. она возросла до 54%. Но далеко не все товары отвечают требованиям по безопасности и качеству. Например, по данным Госсанэпиднадзора на 1996 г., органами этого департамента в процессе государственного контроля за качеством была запрещена реализация более 2200 партий импортных продовольственных товаров в связи с ненадлежащим качеством и отсутствием сертификата безопасности. Наибольшее количество товаров ненадлежащего качества поступает из Китая, Бельгии, Вьетнама, Германии, Венгрии, стан СНГ. В результате сертификации за 1995 – 1996 гг. на российский рынок не было допущено 1300 изделий электротехнической и электронной продукции, сотни тысяч изделий детского ассортимента, которые оказались небезопасными для потребителя.

Практика показала, что один из недостатков процесса сертификации импортируемой продукции состоит в том, что иностранные поставщики далеко не всегда располагают нужной информацией о правилах сертификации и таможенных правилах в России. Нередко партии товаров либо вообще не имеют сертификата соответствия, либо сопровождаются сертификатом, выданным зарубежным органом, не признанным в системе сертификации ГОСТ Р. В подобных случаях по российским правилам иностранный поставщик имеет право обратиться в один из органов по сертификации и осуществить испытание образца товара в назначенной им лаборатории либо пройти процедуру признания зарубежного сертификата. В первом случае заявитель с разрешения таможенного органа и при его контроле отбирает пробу (образец), что должно быть официально оформлено актом, а затем орган по сертификации, с которым заявитель заключает договор, проводит сертификацию отобранного образца (пробы) по правилам, принятым в системе ГОСТ Р.

Признание зарубежных сертификатов.

Исключительное право признания сертификатов на импортируемые товары, подлежащие обязательной сертификации, имеет Система сертификации ГОСТ Р. Основой признания сертификата является соответствие ввозимого товара обязательным требованиям государственных стандартов России, других нормативных документов, действующих в Системе, в том числе международных (региональных) стандартов, принятых в ГСС РФ. Зарубежный сертификат, как уже отмечено выше, признается при условиях, если товар соответствует требованиям, не уступающим нормам стандарта, принятого в системе ГОСТ Р; изготовлен предприятием, гарантирующим стабильность параметров качества; сертифицирован по такой схеме, которая в наибольшей степени создает уверенность в стабильности полученных результатов. Если стандарты Системы ГОСТ Р содержат требования, дополняющие или отличающиеся от тех, на соответствие которым получен сертификат, ввозимый товар должен быть подвергнут испытаниям на соответствие этим требованиям.

Основанием для признания сертификата могут быть документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия товара в международных (региональных) системах сертификации, к которым присоединилась Россия; а также двусторонние и многосторонние соглашения о взаимном признании результатов испытаний, в которых Россия участвует.

Процедура признания сертификата проводится до начала поставки товара на территорию России.

Решение о признании зарубежного сертификата принимает орган по сертификации однородной продукции. Если зарубежный сертификат признается то орган по сертификации оформляет российский сертификат на русском языке, регистрирует его в Государственном реестре Системы сертификации ГОСТ Р и в течение трех дней передает его заявителю. Если орган по сертификации не признает зарубежный сертификат, заявителю сообщаются причины непризнания.

Срок действия сертификата не должен превышать трех лет, но в каждом конкретном случае его устанавливает орган по сертификации, с учетом срока действия признаваемого зарубежного сертификата; продолжительности периода поставки товара; срока действия сертификата на систему качества.

Получение сертификата в Системе ГОСТ Р дает право заявителю маркировать продукцию российским знаком соответствия. Если же признание проводилось по правилам международной (региональной) системы, то применяется знак данной системы.

Согласно порядку Системы сертификации ГОСТ Р имеется инспекционный контроль за сертифицированной продукцией. Предметом его является проверка стабильности параметров продукции, которые подлежали сертификации либо в процессе производства, либо при реализации. Как правило, этим занимаются территориальные органы Госстандарта, которые в нужных ситуациях привлекают органы торговли, санитарно-эпидемиологического надзора, общества потребителей и др. При выявлении тех или иных нарушений при контроле органом по сертификации принимаются решения о приостановлении или аннулировании признания сертификата, об отмене права на использование знака соответствия.

Все работы по признанию (от подачи заявки до инспекционного контроля) оплачивает заявитель (обычно в валюте своей страны) по тарифу, установленному органом по сертификации.

Процедура признания значительно упрощается, если с зарубежными национальными организациями по сертификации заключается соглашение о сотрудничестве. Такие соглашения подписаны Госстандартом РФ, например, с Государственной администрацией КНР по инспекции импортных и экспортных товаров, Сингапурским институтом стандартов и промышленных исследований, Венгерским управлением по стандартизации, Управлением промышленного развития Республики Корея. Эти организации сертифицируют поставляемую в Россию продукцию с учетом обязательных требований государственных стандартов импортера.

Сертификация продукции, импортируемой из стран ЮГО-Восточной Азии

В 1992 г. по решению Госстандарта РФ была создана Компания «ГОСТ – Азия», зарегистрированная в Сингапуре. Компания является представителем Госстандарта РФ на территории стран Юго-Восточной Азии. Соглашение между Госстандартом и компанией «ГОСТ – Азия» предоставляет такие права, как:

    организация в регионе Юго-Восточной Азии и Тихого океана сертификационных испытаний на безопасность товаров и услуг, поставляемых или планируемых к поставке в Россию. Испытания проводятся по правилам Системы сертификации ГОСТ Р, по результатам которых «ГОСТ-Азия» выдает сертификат соответствия;

    маркировка сертифицированной продукции знаком соответствия этой системы;

    проведение контроля за стабильностью параметров безопасности сертифицированной продукции у изготовителя.

Госстандарт РФ подписал Меморандум о взаимопонимании в области испытаний продукции для целей сертификации с Сингапурским институтом стандартов и промышленных исследований (СИСИР), на основании чего «ГОСТ-Азия» испытательными лабораториями этого института.

Основные направления работ по сертификации компании:

    сертификация на основе испытаний продукции в аккредитованных российских испытательных центрах;

    сертификация на основе признания протоколов испытаний СИСИР;

    признание сертификатов, выданных органами, аккредитованными в международных системах, в которых участвует Россия.

«Усилиями ГОСТ-Азия» проведена серьезная разъяснительная работа среди предприятий-экспортеров с целью информирования их о правилах ввоза товаров на территорию России и выгодах получения сертификата Системы сертификации ГОСТ Р до начала поставок. Услугами компании пользуются такие известные фирмы, как IVC, SONY, PHILIPS, ORION, SUPRA и др.

Компания осуществила сертификацию нескольких сотен наименований электротехнических и электронных бытовых товаров, а на основе результатов испытаний в России – чая, специй, сигарет, детской обуви, зубной пасты и пр. (всего более 50 видов). Следует отметить, что не вся продукция прошла испытания. Так, не выданы сертификаты на радиотелефоны, водку, ряд косметических и пищевых товаров, которые предназначались для ввоза в Россию.

Порядок ввоза товаров, подлежащих обязательной сертификации.

В соответствии с законами РФ «О защите прав потребителей», «О сертификации продукции и услуг» и порядком сертификации в Системе ГОСТ Р принят «Порядок» ввоза на территорию России товаров, подлежащих обязательной сертификации», который введен в действие приказом Государственного таможенного комитета № 217 от 1994 г. Порядок определяет условия выпуска на таможенную территорию РФ товаров, в соответствии с законодательством России подлежащих сертификации: они должны соответствовать установленным требованиям обязательной сертификации. В условиях контракта на поставку товара в Россию должно быть предусмотрено требование о наличии сертификата и знака соответствия, которые должен выдать или признать уполномоченный на то орган Российской Федерации.

Не требуется представления сертификатов для товаров, предназначенных для официального пользования представительств зарубежных стран, международных межправительственных организаций и их персонала; товаров, ввозимых физическими лицами и на предназначенных для производственной или коммерческой деятельности. При прохождении таможенного контроля сертификат соответствия необходимо предъявить вместе с таможенной декларацией. В грузовой таможенной декларации указываются: краткое наименование органа, выдавшего сертификат; номер сертификата и дата выдачи; срок действия сертификата.

Должностные лица таможенных органов, а в отдельных случаях – с привлечением территориальных органов Госстандарта либо представителей органа по сертификации, подвергают проверке: подлинность сертификата или его копии; полномочия органа, выдавшего сертификат; соответствие сертификату ввозимого товара и срок действия сертификата.

В конце 1996 г. было принято постановление Правительства РФ «Об утверждении правил, обеспечивающих на продуктах питания, ввозимых в Российскую Федерацию информацию на русском языке». Постановление, в частности, обязывает Госстандарт Рф наряду с министерствами, указанными в этом документе, «внести необходимые изменения в соответствующие нормативные акты, регулирующие оптовую и розничную продажу продуктов питания». Правила содержат указания, адресованные организациям любой формы собственности и индивидуальным предпринимателям, запрещающие закупку пищевых товаров за рубежом, если они не сопровождаются информацией на русском языке об изготовителе, составе и пищевых добавках, условиях хранения, сроке годности, способе приготовления, условиях применения и противопоказаниях.

Система качества - совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.

Сертификация систем качества - процедура подтверждения соответствия, посредством которой не зависящая от изготовителя и потребителя организация удостоверяет в письменной форме, что система качества соответствует установленным требованиям выбранной модели.

В орган по сертификации продукции представляется сертификат соответствия системы качества. В различных схемах сертификации продукции (1а, 2а, За, 4а, 5, 6, 9а или 10а) предусматривается проверка производства, которая может проводиться в форме анализа состояния производства, оценки производства или системы качества, или сертификации системы качества.

Схемы сертификации

Схема сертификации продукции 1 включает в себя испытания типа продукции. Схема 1а - испытания типа продукции, и анализ состояния производства.

Схема сертификации продукции 2 включает в себя испытания типа продукции, испытания образцов, взятых у продавца. Схема 2а - испытания типа продукции, испытания образцов, взятых у продавца.

Схема сертификации продукции 3 включает в себя испытания типа продукции и испытания образцов, взятых у изготовителя. Схема За - испытания типа продукции, анализ состояния производства и испытания образцов, взятых у изготовителя, анализ состояния производства.

Схема сертификации продукции 4 включает в себя испытания типа продукции, а так же испытания образцов, взятых у изготовителя и продавца, анализ состояния производства. Схема 4а - испытания типа продукции, анализ состояния производства и анализ образцов, взятый у производителя и продавца.

Схема сертификации продукции 5 включает в себя испытания типа продукции, сертификацию производства или сертификацию системы качества, а также контроль сертифицированной системы качества (производства) и испытания образцов, взятых у продавца и (или) у изготовителя.

Схема сертификации продукции 6 включает в себя рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми документами, сертификация системы качества и контроль сертифицированной системы качества.

Схема сертификации продукции 7 включает в себя испытания партии продукции.

Схема сертификации продукции 8 включает в себя испытание каждого образца продукции.

Схема сертификации продукции 9 включает в себя рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми документами. Схема сертификации 9а включает в себя рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми документами, анализ состояния производства.

Схема сертификации продукции 10 включает в себя рассмотрение декларации, и испытания образцов, взятых у изготовителя и у продавца. Схема сертификации 10а - анализ состояния производства и испытания образцов, взятых у изготовителя и у продавца.

Схему 5 применяют:

1) при сертификации особо опасной продукции, из-за которой в случае ее несоответствия установленным требованиям могут возникнуть экологическая, техническая и другие катастрофы;

2) в случае, когда срок годности (хранения и др.) соразмерен со временем, необходимым для организации и проведения испытаний в аккредитованной испытательной лаборатории;

3) в случае, когда технические процессы чувствительны к внешним факторам;

4) в случае, если установлены повышенные требования к стабильности характеристик выпускаемой продукции и т.д. Схему 6 применяют:

1) в случае, если степень потенциальной опасности продукции невысока;

2) в случае, когда происходит смена модификаций продукции, не влияющих на показатели, подтверждаемые при сертификации;

3) при обязательной сертификации изделий единичного производства и т.д.

Сертификация систем обеспечения качества на соответствие стандартам ИСО серии 9000 широко развита в зарубежных странах, в то время как в России практически только в течение двух последних лет на эту проблему обратили серьезное внимание. Возможно, одна из причин такого отставания связана с упадком отечественного производства и слабой ориентацией действующих предприятий на экспорт своих товаров. Немногие производственные предприятия России осознали важность и необходимость сертификации систем качества: всего лишь несколько десятков российских предприятий имеют сертификат на системы качества, в то время как за рубежом им владеют десятки тысяч фирм.

Зарубежные специалисты считают, что сертификат соответствия на систему обеспечения качества дает фирме немало выгод и преимуществ. Он доказывает надежность партнера по бизнесу, в том числе и в отношениях с банками , которые охотнее предоставляют кредиты фирмам, чья система качества сертифицирована. Страховые компании отдают предпочтение таким фирмам при страховании от ущерба за некачественную продукцию. Сертификат на систему качества - весомый аргумент в пользу заключения контракта на поставку товара: западные эксперты отмечают, что на едином европейском рынке в ближайшем будущем до 95% контрактов будут заключаться только при наличии у фирмы-поставщика сертификата на систему качества. При возникновении судебных исков, связанных с некачественной продукцией, сертификат на систему качества расценивается судом как доказательство невиновности фирмы. Наличие сертификата на систему качества стало обязательным условием участия в различных тендерах. Сертификация системы качества положительно отражается и на внутренних делах предприятия (фирмы): в процессе подготовки к сертификации системы качества приводится в порядок и в соответствие рыночной экономике управление предприятием и производством; облегчается процедура сертификации продукции.

Сертифицированная система качества характеризует способность предприятия стабильно выпускать продукцию надлежащего качества и вполне может рассматриваться как один из весомых факторов конкурентоспособности фирмы (предприятия) как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Для отечественных предприятий, планирующих в будущем экспортировать свою продукцию, сертификация системы качества - важнейшее условие, определяющее возможность заключения контракта и реализации товара цивилизованным путем по достойным ценам.

В России есть немало предприятий, которые столкнулись с этой проблемой, к сожалению, лишь на переговорах с иностранным контрагентом, которые при отсутствии сертификата на систему качества завершились для российской стороны не лучшим образом.

Развитие рыночных отношений в России, а также ее внешнеэкономические задачи стимулировали Госстандарт РФ принять в 1995 г. программу работ по развитию сертификации систем качества в РФ. В соответствии с этой программой была разработана и принята "Система сертификации систем качества и производств", которая называется "Регистр систем качества" (далее - Регистр). Это система добровольной сертификации, но она составляет часть государственной российской Системы ГОСТ Р, которая, как известно, представляет собой систему обязательной сертификации. Решение о вхождении новой для РФ добровольной системы в систему ГОСТ Ρ принято сознательно и мотивировалось известностью Системы ГОСТ Ρ в России и зарубежных странах, где ее сертификат и знак соответствия находят признание. Не случайно и знак соответствия Регистра систем качества отличается от знака Системы ГОСТ Ρ лишь подписью "Регистр" над знаком и указанием номера стандарта ИСО под знаком.

Все это направлено на ускорение признаваемости российских сертификатов на системы качества в РФ и за рубежом. Во избежание дискредитации системы Госстандарт исключил вхождение в нее систем сертификации, которые и ранее предлагали услуги по сертификации систем качества (их порядка 10), но по тем или другим критериям вызывали сомнение. Например, если не обозначена четко область аккредитации органа по сертификации, то неизвестны его специализация, диапазон квалификации специалистов и др.

Регистр как система организован в соответствии с действующим законодательством, правилами по сертификации и государственными нормативными документами России, а также европейскими и международными правилами и нормами в области сертификации системы качества. Основные направления деятельности Регистра: сертификация систем качества; сертификация производств; инспекционный контроль за сертифицированными системами качества и производствами; международное сотрудничество в интересах взаимного признания сертификатов на системы качества.

Практическая деятельность по сертификации систем качества в России регламентируется основополагающими государственными стандартами: ГОСТ Ρ 40.001-95 "Правила по проведению сертификации систем качества в Российской федерации"; ГОСТ Ρ 40.002-96 "Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Основные положения"; ГОСТ Ρ 40.003-96 "Система сертификации ГОСТ Р. Порядок проведения сертификации систем качества"; ГОСТ Ρ 40.004-96 "Система сертификации ГОСТ Р. Порядок проведения сертификации производств";

ГОСТ Р 40.005-96 "Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Инспекционный контроль за сертифицированными системами качества и производствами".

В качестве нормативных документов, на соответствие которым проводится сертификация, в Регистре используются государственные стандарты, представляющие собой принятые "методом обложки" международные стандарты ИСО :

Технологическая система (технологические процессы, состояние погрузочно-разгрузочных работ, хранение, установка);

Техническое обслуживание и ремонт (техническое обслуживание и ремонт оборудования, эксплуатация и ремонт оснастки, поверка контрольно-измерительных приборов);

Система технического контроля и испытаний (входной контроль, операционный контроль, приемочный контроль; типовые, квалификационные и периодические испытания).

Основные этапы сертификации производства представлены в табл. 22.1.

Процесс подготовки к сертификации производства, как показывает российская практика, положительно сказывается на деятельности предприятия. Например, повышается технологическая дисциплина; значительно усиливается связь с потребителями; разрабатываются количественные и качественные критерии стабильности производства; четко выявляются те звенья технологического процесса, которые непосредственно влияют на характеристики продукции, подлежащие обязательной сертификации, и др.

Сертификаты на систему качества и производства могут использоваться предприятием, если при обязательной сертификации продукции по системе ГОСТ Ρ (или по другой системе, входящей в ГОСТ Р) выбирается схема 5 (см. гл. 16). В этом случае для получения сертификата соответствия продукции достаточно провести испытания типа этой продукции в аккредитованном испытательном центре (лаборатории). Следует отметить, что схема 5 применяется в тех случаях, когда технология производства чувствительна к воздействию внешних факторов (точное приборостроение, радиоэлектроника, пищевая промышленность); на предприятии установлены повышенные требования к безопасности (производство взрывчатых веществ , средств индивидуальной защиты, транспортных средств и т.п.); мал срок пригодности продукции для использования (скоропортящиеся пищевые товары); предприятие часто модифицирует продукцию (одежда, мебель и т.п.).

Предполагается, что сертификацию производств должен проводить специально аккредитованный для этого орган, но на сегодняшний день их немного, и в тех случаях, когда для того или иного конкретного производства еще нет органа по сертификации, его функцию выполняет ВНИИС как уполномоченный орган.

За 1996 г. сертифицировано около 300 производств, среди которых - пищевые, машиностроительные, химические, электротехнические процессы.

Основными принципами сертификации систем качества долж­ны быть: добровольность; исключение дискриминации в досту­пе к системе; объективность и воспроизводимость результатов; конфиденциальность; информативность; четкая определенность области аккредитации органов по сертификации; проверка вы­полнения обязательных требований к продукции (услуге) в сфере законодательного регулирования; достоверность доку­ментированных доказательств заявителя о соответствии дейст­вующей системы качества установленным требованиям.

Структура Регистра следующая: Росстандарт РФ, Техниче­ский центр Регистра, Совет по сертификации систем качества и производств, Комиссия по апелляциям, Научно-методи­ческий комитет Регистра, органы по сертификации систем ка­чества и производств; организации, получившие сертификат на систему качества (рис. 22.1).

Функции Росстандарта сводятся к следующему: утверждение структуры Регистра; принятие принципиальных решений о его развитии; рассмотрение основных правил и принципов функ­ционирования регистра; контроль за деятельностью Регистра; участие в комиссии по апелляциям (при необходимости).

Технический центр Регистра непосредственно организует, про­водит и контролирует сертификацию систем качества и произ­водств, участвует в инспекционном контроле; ведет Реестр сер­тифицированных систем качества и производств; участвует в аккредитации экспертов; приостанавливает или аннулирует действие сертификатов; занимается информационным обеспе­чением; устанавливает контакты с зарубежными национальны­ми и международными организациями аналогичного профиля деятельности, выполняет другие оперативные и методологические задачи.

Совет по сертификации систем качества и производств имеет статус совещательного органа, который разрабатывает предложе­ния для принятия решений, касающихся работы Регистра. Он со­стоит из специалистов заинтересованных организаций, представ­ляющих изготовителей, потребителей, Технический центр Регист­ра и др.



Комиссия по апелляциям создается Техническим центром из независимых экспертов и функционирует по мере возникнове­ния необходимости. В ее состав могут быть включены предста­вители структурных подразделений Регистра.

Научно-методический комитет Регистра разрабатывает нор­мативные и методические документы; участвует в работе Сове­та по сертификации систем качества и производств, а также в Комиссии по апелляции; формирует банк данных и банк нор­мативных документов; разрабатывает учебные программы для обучения экспертов и т.п.

Органы по сертификации систем качества и производств проводят сертификацию, оформляют ее результаты и осуществ­ляют инспекционный контроль; ведут методическую работу, взаимодействуют со всеми структурными подразделениями Регистра.

Организации с сертифицированными системами качества обеспечивают стабильность функционирования качества (про­изводства) и представляют необходимую информацию по тре­бованию органа по сертификации или Технического центра Регистра; принимают корректирующие меры по результатам инспекционного контроля; информируют орган по сертификации о введенных изменениях в производственный процесс и т.д.

Процесс сертификации систем качества проходит в три этапа:

· заочная оценка системы качества;

· окончательная проверка и оценка системы качества;

· инспекционный контроль за сертифицированной систе­мой качества в течение срока действия сертификата.

В результате проверки могут быть сделаны следующие вы­воды:

· система полностью соответствует установленным требо­ваниям;

· система в целом соответствует требованиям, но обнару­жены отдельные отклонения от стандарта;

· система не соответствует установленным требованиям.

Сертификация производства

Процедура сертификации производства осуществляется по пра­вилам, установленным Росстандартом, которые, в частности, предусматривают составление методики сертификации произ­водства для каждого предприятия. Методика содержит: одно­значные требования; обоснованные методы оценки; воспроиз­водимость результатов; доступность методов проверок.

При сертификации производства оцениваются четыре блока объектов:

· готовая продукция (оценка ее качества в сфере реализа­ции и потребления и анализ причин обнаруженных де­фектов);

· технологическая система (технологические процессы, со­стояние погрузочно-разгрузочных работ, хранение, уста­новка);

· техническое обслуживание и ремонт (техническое обслу­живание и ремонт оборудования, эксплуатация и ремонт оснастки, поверка контрольно-измерительных приборов);

· система технического контроля и испытаний (входной контроль, операционный контроль, приемочный кон­троль; типовые, квалификационные и периодические ис­пытания).

Основные этапы сертификации производства представлены в табл. 22.1. ВЫУЧИТЬ!!!

Процесс подготовки к сертификации производства, как по­казывает российская практика, положительно сказывается на деятельности предприятия.

Таблица 22.1. Основные этапы сертификации производства

Номер этапа Наименование этапа Краткое содержание Исполнитель
Представление за­явки на сертифи­кацию производ­ства Предварительная оценка Составление ме­тодики сертифи­кации производ­ства Проверка производства Оформление сер­тификата соот­ветствия на про­изводство Инспекционный контроль за сер­тифицированным производством Подготовка исходных материалов и оформ­ление заявки Экспертиза исходных материалов, сбор и ана­лиз информации о ка­честве реализуемой про­дукции, оценка целесо­образности проведения последующих этапов Регламентация объек­тов и процедур про­верки производства и правил принятия ре­шения (или оценка су­ществующей методики) Формирование группы (комиссии) экспертов, проверка производства в соответствии с мето­дикой сертификации, составление акта и от­чета о результатах про­верки Оформление сертифи­ката соответствия на производство, внесение его в Государственный реестр, выдача сертифи­ката предприятию Выполнение процедур проверки стабильности качества изготовления продукции в соответ­ствии с методикой сертификации Предприятие-заявитель Орган, проводя­щий сертифика­цию производства Проводящий сертификацию орган Проводящий сертификацию орган Проводящий сертификацию орган Проводящий сертификацию орган

Сертификаты на систему качества и производства могут ис­пользоваться предприятием, если при обязательной сертифика­ции продукции по системе ГОСТ Р (или по другой системе, входящей в ГОСТ Р) выбирается схема 5. В этом случае для получения сертификата соответствия продукции доста­точно провести испытания типа этой продукции в аккредито­ванном испытательном центре (лаборатории). Схема 5 приме­няется в тех случаях, когда технология производства чувстви­тельна к воздействию внешних факторов (точное приборо­строение, радиоэлектроника, пищевая промышленность); на предприятии установлены повышенные требования к безопас­ности (производство взрывчатых веществ, средств индивидуаль­ной защиты, транспортных средств и т.п.); мал срок пригодности продукции для использования (скоропортящиеся пищевые то­вары); предприятие часто модифицирует продукцию (одежда, мебель и т.п.).

Предполагается, что сертификацию производств должен про­водить специально аккредитованный для этого орган, но на сегодняшний день их немного, и в тех случаях, когда для того или иного конкретного производства еще нет органа по серти­фикации, его функцию выполняет ВНИИС как уполномочен­ный орган.

Сертификация услуг

Обязательная сертификация потенциально опасных для жизни, здоровья и имущества потребителя услуг введена в Рос­сии на основании законов:

· О безопасности дорожного движения,

· Об основах туристической деятельности в Российской Федерации,

· О защите прав потребителей.

Объектами сертификации в сфере услуг могут быть: услуга; организация, предоставляющая услугу; персонал, выполняю­щий услугу; производственный процесс; система управления качеством в организации, предоставляющей услуги.

Формирование системы сертификации услуг и выбор ее участников проводятся в соответствии с «Правилами по прове­дению сертификации в РФ". Согласно этому документу в со­став участников системы сертификации услуг могут входить:

· руководящий орган - Росстандарт РФ,

· центральные органы,

· научно-методический центр - ВНИИС,

· методические центры (отраслевые НИИ),

· аккредитованные органы по сертификации и испыта­тельные лаборатории,

· аккредитованные органы по сертификации систем управ­ления качеством.

Схемы сертификации, по российским правилам, относятся как к услугам, так и к работам. Они включают: оценку выпол­нения работы или оказания услуги; проверку результатов про­веденной работы или оказанной услуги; инспекционный кон­троль за сертифицированными работами и услугами.

Действия, которые осуществляют эксперты соответствую­щего органа по сертификации в рамках этих трех составляю­щих схемы, представлены в табл. 24.1.

Таблица 24.1. Схемы сертификации услуг

Номер схемы Оценка выполнения работ, оказания услуг Проверка (испытания) результатов работ и услуг Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг
Оценка мастер­ства исполните­ля работ и услуг Оценка процес­са выполнения работ, оказания услуг Анализ состоя­ния производ­ства Оценка органи­зации (предпри-ятия) Оценка систе­мы качества Оценка системы качества Проверка (испытания) результата работ и ус­луг Проверка (испытания) результатов работ и услуг Проверка (испытания) результатов работ и услуг Проверка (испытания) результатов работ и услуг Проверка (испытания) результатов работ и услуг Рассмотрение декла­рации о соответствии прилагаемым документам Рассмотрение декларации о соответствии прилагаемым документам Контроль мастерства исполнителя работ и услуг Контроль процесса выполнения работ, оказания услуг Анализ состояния производства Контроль соответст­вия установленным требованиям Контроль системы качества Контроль качества выполнения работ, оказания услуг Контроль системы качества

Для сертификации материальных видов услуг в схему обыч­но включают: аттестацию профессионального мастерства ис­полнителя услуги и инспекционный контроль (для предприни­мателей и малых предприятий); аттестацию процесса предос­тавления услуги и выборочную проверку результата услуги при периодическом инспекционном контроле; аттестацию процесса предоставления и инспекционный контроль; сертификацию систем качества обслуживания и инспекционный контроль.

Для сертификации нематериальных услуг, как правило, применяют следующие схемы: сертификацию предприятия в целом и последующий инспекционный контроль; сертифика­цию системы обеспечения качества обслуживания и последую­щий инспекционный контроль за ее работой.

Выбор схемы сертификации, а также организационно-методические мероприятия по сертификации услуг осуществ­ляются в соответствии с Положением о Системе сертификации ГОСТ Р и Правилами сертификации работ и услуг в РФ.

Согласно российскому законодательству наряду с обяза­тельной сертификацией допускается добровольная сертифика­ция услуг.

В качестве нормативной базы сертификации услуг применяют­ся международные, региональные и национальные стандарты, действующие санитарно-гигиенические нормы и правила, а также нормативные документы, утверждаемые органами государствен­ного управления для конкретных видов услуг.

Сертификационные проверки услуг (что идентично сер­тификационным испытаниям продукции) выполняют экспер­ты-аудиторы, зарегистрированные в Государственном реестре Системы сертификации ГОСТ Р. Проверки обычно проводятся на месте производства услуги. При положительных результатах проверок орган по сертификации оформляет сертификат соот­ветствия, а при отрицательных - заявителю выдается решение об отказе. Заявитель также может получить лицензию на при­менение знака соответствия и проставлять его на ярлыках, до­кументации, квитанциях и т.п., а также использовать в рекламных целях в течение срока действия сертификата (не более трех лет).

Инспекционный контроль за соблюдением требований к сертифицированным услугам возложен на сертификационный орган, который обычно привлекает территориальные органы Госстандарта, санитарно-эпидемиологические службы, транс­портные и другие инспекции, союзы (общества) потребителей.

Для проведения инспекционного контроля нематериальных услуг необходим опрос потребителей путем анкетирования, лич­ных интервью и т.п. Обычно этим занимаются социологические центры, службы маркетинга, местные органы управления, а также сами исполнители услуг. По результатам инспекционного контро­ля принимаются решения в соответствии с российскими правила­ми сертификации. Инспекционный контроль может быть плано­вым и внеплановым. Периодичность планового устанавливает ор­ган по сертификации. Внеплановый назначается органом по сер­тификации при наличии претензий потребителей и замечаний контролирующих органов.

Тесты для самоконтроля

1. Сертификации в России подлежат услуги:

а) материальные,

б) нематериальные,

в) и те, и другие.

2. Туристические услуги подлежат сертификации:

3. Россия присоединилась к GATS.

Система качества – совокупность организационной структуры, методов, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.

Фундаментальным является следующий принцип системы – управление качеством охватывает все стадии и этапы жизненного цикла продукции.

Жизненный цикл продукции представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов изменения состояния продукции при ее создании и использовании.

Стадии: маркетинг – проектирование – производство – обращение – эксплуатация – утилизация.

Сертифицированная система качества характеризует способность предприятия стабильно выпускать продукцию надлежащего качества и вполне может рассматриваться как один из весомых факторов конкурентоспособности фирмы.

Была разработана и принята «Система сертификации систем качества и производств», которая называется «Регистр систем качества», эта система является составной частью Системы ГОСТ Р.

Сертификат и знак соответствия на СК имеют отличия от сертификата и знака соответствия на продукцию. Знак соответствия размещается на сертификате на СК, не допускается нанесение знака соответствия на продукцию.

Главный объект ССК – деятельность по управлению и обеспечению качества. Эту деятельность проверяют и оценивают поэлементно на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9000.

Процесс сертификации систем качества проходит в три этапа:

1. заочная оценка системы качества – предварительная оценка, которая нужна для того, чтобы эксперт мог выявить потенциальную возможность сертификации.

2. окончательная проверка и оценка системы качества – оценка состояния и видов деятельности предприятия по управлению качеством, состояние производственной системы, качество выпускаемой продукции.

3. инспекционный контроль за сертифицированной системы качества.

Российская система сертификации систем качества все же отличается от международной практики, поскольку включает сертификацию производства.

При сертификации производства оцениваются четыре блока объектов:

1. готовая продукция (оценка ее качества в сфере реализации и потребления и анализ причин обнаруженных дефектов);

2. технологическая система (технологические процессы, состояние погрузочно-разгрузочных работ, хранение, установка);

3. техническое обслуживание и ремонт (техническое обслуживание и ремонт оборудования, эксплуатация и ремонт оснастки, поверка контрольно-измерительных приборов);

4. система технического контроля и испытаний;

В России действуют системы по сертификации услуг в следующих областях:


Ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, электробытовых машин и приборов; центральный орган – Госстандарт РФ;

Химчистка и крашение; центральный орган – Росбытсоюз;

Туристские услуги и услуги гостиниц; центральный орган – Госкомитет РФ по физической культуре и туризму;

Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств; центральный орган – Министерство транспорта РФ;

Общественное питание; центральный орган –Департамент торговли;

Перевозка пассажиров автомобильным транспортом; центральный орган –Министерство транспорта РФ.

Эти системы организованы в 1994-1996 гг., что говорит о довольно небольшом опыте в этой области сертификации. Также существуют системы сертификации:

· услуг розничной торговли;

· услуг парикмахерских;

· медицинские услуги;

· услуги рынков.

Основные принципы систем сертификации услуг те же, что и для систем сертификации продукции:

· обязательность и добровольность,

· условие третьей стороны,

· аккредитация органов по сертификации,

· выдача сертификата соответствия и др.

Сертификация работ и услуг осуществляется в той же последовательности, что и сертификация продукции.

Однако особенности объектов сертификации обусловили и различия в системах.

Особенности услуг как объекта сертификации:

· непосредственное взаимодействие исполнителя и потребителя при оказании услуг;

· воздействие на потребителя условий обслуживания;

· совпадение во времени производства и потребления некоторых услуг;

· условность понятия "транспортировка и хранение" услуг;

· оценка качества услуг самим потребителем.

По функциональному критерию услуги подразделяются на материальные и нематериальные.

К материальным относят услуги, которые влияют на потребительные свойства предмета (изменение свойств, изготовление по заказу, создание условий для потребления услуги).

Нематериальные услуги (их называют также социально-культурными) воздействуют на морально-психологическое, физическое, духовное состояние потребителя.

Схема сертификации услуг выбирается путем включения в процедуру определенного набора действий из следующих:

Проверка результатов материальной услуги;

Сертификация системы качества обслуживания;

Аттестация персонала, выполняющего услуги;

Аттестация способов (технологии) предоставления услуг;

Сертификация всего предприятия, предоставляющего услуги;

Инспекционный контроль.

Поясним применение отдельных схем:

Схема 1 (2) применяется для работ и услуг, качество и безопасность которых обусловлены мастерством исполнителя (экскурсовод, педагог, парикмахер, массажист). При оценке и контроле мастерства применяют, прежде всего, специфический вид стандарта на услугу – требования к обслуживающему персоналу.

По схеме 3 (4) оценивают процесс выполнения работ, оказания услуг, опираясь на следующие критерии:

Полнота и актуализация документации, устанавливающей требования к процессу;

Метрологическое, методическое, организационное, программное, информационное, правовое обеспечение процесса выполнения работ, оказания услуг;

Безопасность и стабильность процесса;

Профессионализм обслуживающего и рабочего персонала;

Безопасность реализуемых товаров.

По схеме 5 оценивают предприятие – исполнителя услуг на соответствие установленным требованиям государственных стандартов. При этом оценивают не только процесс выполнения услуг по критериям схемы 3 (4), но и правильность присвоения предприятию определенной категории (звездность гостиниц, разряд ателье, тип предприятия общественного питания). При этом используют специфический вид стандарта на услугу – классификацию предприятий. Эту схему применяют при сертификации крупных предприятий сферы услуг.

Схема 6 применяется при сертификации наиболее опасных работ и услуг (медицинских, по перевозке пассажиров). Оценка системы качества производится по стандартам ИСО серии 9000 экспертами по сертификации систем качества.

Возможно, проводить сертификацию работ и услуг на основании заявки-декларации.

При проверке результатов работ и услуг наиболее широко используются социологические и экспертные методы .

Например, для оценки качества обслуживания в магазине, на предприятии общественного питания проводится опрос посетителей. На ремонтных предприятиях с помощью книги заказов, содержащей фамилии и телефоны заказчиков, связываются с клиентами и выясняют их отзывы и качестве ремонта и обслуживания.

Экспертные методы необходимы для тех случаев, когда квалифицированная оценка результатов работ и услуг невозможна без участия группы опытных специалистов-экспертов: дегустация блюд, оценка качества причесок, качество занятий и уровень знаний в сфере образования.

Для оценки материальных услуг (качество вещи, подвергшейся химчистке) широко используются инструментальные методы.

Одна из особенностей системы сертификации работ и услуг – в структуре может отсутствовать такое звено, как испытательная лаборатория.