Сочинение проблема милосердия рассуждение с примерами из литературы егэ. Милосердие и равнодушие — на чей стороне вы

Дата поступления: 19 Октября 2014 в 18:15
Автор работы: p***********@mail.ru
Тип: доклад

Скачать полностью (8.69 Кб)

Прикрепленные файлы: 1 файл

Скачать документ

Милосердие или равнодушие.docx

- 11.08 Кб

Милосердие или равнодушие?

Милосердие или равнодушие – что чаще встречается в нашей жизни? Всё реже и реже люди обращают внимание на бездомного животного, на человека, которому надо помочь – мы просто проходим мимо. Почему же так?

Если разобраться, то что такое милосердие? Милосердие – для каждого человека – разное понятие. Для кого-то – пустая трата времени – «А зачем помогать кому-то? Нужно прожить жизнь для себя!» Для другого – способ сделать что-то полезное и приятное другому, пусть даже не получив награду. Милосердие – это, прежде всего, добровольное и бескорыстное занятие.

Равнодушие, жестокость, эгоизм – частые явления нашей жизни. Сердца людей леденеют, черствеют и больше не способны на благородные поступки. Но, если, нам понадобится помощь, будет ли кто-то добрым, щедрым и милосердным к нам? Задумайтесь над этим.

Как не быть равнодушным? Вспомните такое высказывание и придерживайтесь его всегда: «Относись к другим так, как хочешь, что бы относились к тебе.» А, если вы поссорились с родными, не помогли в чём-то, заупрямились(от этого тоже каменеет сердце и портиться характер), представьте, что этого человека нет. Испугались? Дорожите этим человеком? Значит, не ленитесь встать и помочь.


Краткое описание

Милосердие или равнодушие – что чаще встречается в нашей жизни? Всё реже и реже люди обращают внимание на бездомного животного, на человека, которому надо помочь – мы просто проходим мимо. Почему же так?
Если разобраться, то что такое милосердие? Милосердие – для каждого человека – разное понятие. Для кого-то – пустая трата времени – «А зачем помогать кому-то? Нужно прожить жизнь для себя!» Для другого – способ сделать что-то полезное и приятное другому, пусть даже не получив награду. Милосердие – это, прежде всего, добровольное и бескорыстное занятие.

Сейчас нет, наверное, ни одного человека в России, который не был бы в курсе происходящего в соседней стране – Украине. На юго-востоке братского государства уже не один месяц идёт кровопролитная братоубийственная война. Страдают мирные жители: дети, женщины, старики. И это не может не отзываться болью в сердце… Правда, находятся и такие люди, что предпочитают пропускать данную информацию мимо себя и другим советуют делать то же самое: мол, здоровье дороже.

Правильно это или нет – сказать сложно. Реакция на события в Украине – хоть и масштабный, яркий, но всё же лишь пример превалирования в той или иной человеческой душе либо сочувствия, либо безразличия. В повседневной жизни возникает множество ситуаций, требующих выбора одного из указанных выше типа поведения. Милосердному человеку нет нужды задумываться о том, как реагировать на чужие беды. А может, стоит? Может, лучше сделать осознанный выбор? Попробуем это выяснить.

Суть и плюсы равнодушия

Существует мнение, что отсутствие сострадания к ближнему является самым страшным пороком на свете. Об это сказано в Библии, данной точки зрения придерживалась мать Тереза. У такого состояния есть синонимы: безразличие, чёрствость, жестокость. Бернард де Мандевиль, английский философ, однажды так и сказал: «Тот, кто не имеет сострадания, жесток». А знаменитый американский писатель Джордж Бернард Шоу пошел еще дальше и изрёк: «Худшее преступление, которое мы можем совершить по отношению к людям, – это не ненавидеть их, а относиться к ним равнодушно; в этом – суть бесчеловечности».

Иными словами, безразличие – ноль каких-либо эмоций вообще: как положительных, так и отрицательных. Но если второе идет человеку на пользу (негатив, всем известно, уже на молекулярном уровне ужасен, уничтожая спирали ДНК, способствуя их мутации – учёными доказано), то отсутствие первых как минимум не дает вообще ничего, то есть абсолютно бесполезно хотя бы с точки зрения психологии.

Очень хорошо высказался в своё время о равнодушии Антон Павлович Чехов. Он назвал данное явление «преждевременной смертью» и «параличом души». И, в сущности, был прав, бесспорно, ведь, если задуматься, в самом деле, выходит, что безразличный ко всему и всем человек уже не человек вовсе, а ходячая сомнамбула, этакий зомби, неизвестно вообще, зачем живущий на Земле.

Однако не стоит забывать о следующей закономерности: в каждом минусе обязательно есть свой плюс. Что же хорошего в безразличии?

Во-первых, и это самое главное, проявляя равнодушие в ситуациях, требующих вмешательства, сострадания, милосердия, заступничества, мы бережем собственную нервную систему. А данный факт влечёт за собой уменьшение риска сердечных заболеваний, что немаловажно.

Во-вторых, мы не растрачиваем себя, не раздаём свою энергию всем и вся. В итоге энергетической истощенности, присущей донорам, равнодушным людям никогда не познать.

В-третьих, безразличному человеку не приходится испытывать неприятнейшее чувство – муки совести.

Суть и плюсы сострадания

Теперь поговорим о сочувствии. Фёдор Михайлович Достоевский охарактеризовал данное состояние души следующим образом: «Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования». Жан-Жак Руссо был уверен в том, что «сострадание – это естественное чувство, которое, умеряя в каждом индивидууме действие себялюбия, способствует взаимному сохранению всего рода». Марк Тулий Цицерон называл сострадание «горем о чужом несчастье», а Франсуа де Ларошфуко – «способностью увидеть в чужих несчастьях свои собственные», «предчувствием бедствий, которые могут постигнуть и нас».

Все они, конечно же, не ошибались, озвучивая такие схожие точки зрения на явление умения сочувствовать ближнему. Но уже упомянутый ранее Джордж Бернард Шоу, порицая, как вы помните, равнодушие, высказывался и не в пользу милосердия: «Сострадание сродни душевной болезни». Впрочем, это не значит, что все люди, умеющие проявлять сочувствие, – сумасшедшие. В конце концов, это частное мнение.

Есть ли польза от способности сострадать для его обладателя? Безусловно, есть. Субъект, чьё сердце наполнено чуткостью и добротой, является настоящим Человеком с большой буквы. Он меньше зацикливается на своих проблемах и бедах, собственная жизнь с высоты горя действительно страждущих уже не кажется ему столь отвратительной, безысходной, какой казалась ещё вчера. Человек начинает видеть положительные моменты там, где до этого замечал только негатив, и радоваться каждому мгновению существования без войны, голода, смерти и прочих катастроф. Если он попытается отказаться от способности испытывать сострадание, вероятно, ему сложно будет сделать это, ведь совесть замучает. Чтобы утратить этот дар, необходимо забыть раз и навсегда о своей земной миссии и сути человека.

Каждый выбирает то, что считает нужным. И осуждать ничей выбор, каким бы он ни был, мы не в праве. Однако при этом нельзя забывать об одной простой вещи: если вас не трогает чужая боль, не выражайте своё возмущение по поводу бесчеловечности окружающего мира. Уместнее начать с себя.

1 вариант рссуждение, 2 вариант по литературе

В нашем мире у каждого из нас есть периоды, когда в жизни наступает чёрная полоса: все вокруг кажутся злыми, агрессивными и недоброжелательными. Поддаваясь влиянию окружающих, человек сам может стать раздражительным, нервным и неправильно реагировать на происходящие события. В такое время каждому необходимо добро – маленький лучик солнца, который осветит душу и подарит понимание и положительные эмоции. И одним из самых важных качеств доброго человека является милосердие.

Милосердие… Какой же смысл таит в себе это простое на первый взгляд слово? Милосердие – это умение отрывать часть себя тем людям, которые в чём-то нуждаются, которым требуется наша помощь.

Судьба может завести каждого в довольно трудную жизненную ситуацию, и когда человек просит о помощи, нужно уметь откликнуться ему и протянуть руку.

Милосердие – это умение помочь человеку в беде, и не просто помочь, а сделать это безвозмездно, не ожидая взамен никакой благодарности. Часто, человек, которому ты даришь добро, может не знать даже твоего имени. Это относится, например, к благотворительным акциям для детей из детских домов, сборам денег на лечение смертельно больных детей и так далее.

Зачем же человеку необходимо такое качество, как милосердие? Не зря говорят: «Что посеешь, то и пожнёшь». Во Вселенной существует баланс, и к человеку возвращается абсолютно всё, что он делает в жизни. Никто из нас не застрахован от того, что в жизни может случиться что-то непредсказуемое, когда помощь потребуется нам. В этом случае то добро, которое мы сделали, когда была возможность, обязательно вернётся к нам сторицей.

Главная проблема милосердия заключается в том, что сейчас его, к сожалению, не хватает на всех. Многие люди замкнутые, злые, несдержанные. Они боятся или не хотят делать добро другим, быть открытыми и милосердными. Это совершенно не красит их, а наоборот, отталкивает от них других людей.

Развить в себе милосердие не так и сложно, как кажется. Для этого нужно ловить себя на злых мыслях и сразу же отгонять их. Если вы видите повод для совершения доброго дела, здесь не должно быть вариантов – нужно однозначно сделать его, тем самым делая лучше не только окружающий мир, но и себя.

Сочинение на тему Проблема милосердия (с примерами из литературы)

Размышляя над данной темой, можно выделить два основных вопроса: что значит милосердие, и чем является по своей природе? И какова роль милосердия в современном обществе. В этих вопросах я попробую разобраться с помощью нескольких примеров и рассуждений.

Многие авторы в своих произведениях поднимали проблему милосердия. Одним их ярчайших примеров является рассказ Михаила Шолохова “Судьба человека ”. Главный герой-Андрей Соколов потерял во время войны то, что незабвенно дорого каждому человеку-семью. Казалось бы, нет смысла жить, нет сил воевать, но Андрей смог проявить милосердие. Оно заключалось в том, что он притворился, а в последствии стал самым настоящим отцом,осиротевшего мальчика и забрал его к себе. Соколов пожалел ребенка, проявил по отношению к нему доброту, нежность-это есть милосердие. Также стоит отметить, что милосердие-это то, что должно сопровождать человека всегда, потому что “милое сердце”-это один из самых ценных и прекрасных даров, которые есть на Земле. А все потому что милосердие-это не только хорошо или правильно, но и иногда это путь к спасению других.

Нельзя не упомянуть и о другом прекрасном произведении - “Война и мир ” Льва Толстого. Наташа Ростова проявила самое что ни на есть настоящее милосердие, когда отдала подводы, на которых ее семья могла вывезти свое имущество, для раненых. Она поняла, что помощь другим-важнее всего. Таким образом, мы пришли к выводу, что милосердие-это так же способность к самопожертвованию, бескорыстию, потому что иногда, чтобы помочь кому-то нужно самому лишиться.

Мы узнали о том, что такое милосердие, но какую роль оно играет в современности, имеет ли оно место быть и нужно ли оно современному человеку?

Можно сказать, что милосердие в современном обществе присуще одним из самых сильных духом людей, все потому что на данный момент в мире преобладает равнодушие и жестокость, сопротивляться им и каждый раз, жертвовать чувствами, благами - это удел сильной личности. Милосердие играет важнейшую роль в нашем ритме жизни, потому что оно делает человека человеком. Пройдешь ли Ты мимо равнодушно смотря на того, кто нуждается в Твоей помощи или раскроешь для него своей сердце? Вот, что отличает настоящего человека. Милосердие определяет лучших.

Несомненно, милосердие так много значит не только поэтому, а еще и потому, что без него мир превратится в хаос, где не будет больше взаимопомощи, где править будут равнодушие, алчность, корысть. Милосердие дает нам веру в то, что люди не утратили способность верить друг другу и сочувствовать, быть вместе, один за другого. Милосердие оправдывает звание “Человек”.

Таким образом, из рассуждений выходит то, что милосердие-это жертвенность, доброта, искренность, сочувствие. Это, что должно существовать в людях всегда, как бы не плохо им самим. И в конце концов, милосердие-это то, что спасает нас и то, чем мы можем спасти других.

Несколько интересных сочинений

Классный час. Тема: Дорогами милосердия .(4 класс)

Цель: Развить представление учащихся о достоинствах человека, ценность которых признана в обществе.

Задачи:

1.Способствовать развитию у учащихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков.

2.Сформировать отрицательное отношение к человеческим порокам, безнравственному поведению.

3. Воспитывать чувство ответственности за совершаемые поступки.

4. Формировать позитивный опыт сотрудничества, умение наблюдать за своим поведением и отношением к другим.

Оборудование: презентация ролика притчи С.Копыловой «Окно», напечатанные слова- милосердие, равнодушие, карточки с ситуациями, свечки на каждого ученика.

Форма работы : фронтальная, групповая.

Ход занятия:

I.Выход на проблему.

Просмотр ролика притчи С. Копыловой «Окно».

Учитель делает остановку. (прогнозирование).

Как вы думаете, что увидел больной из окна?

(ответы детей)

Продолжение просмотра притчи.

Что же на самом деле увидел больной из окна?

Куда же все это делось?

Учитель опять делает паузу (прогнозирование).

Зачем больной, который лежал у кровати рассказывал, что видел лес, речку, облака, людей? Ведь он не мог этого видеть, он был слепым.

(хотел утешить, приободрить, поднять настроение, облегчить страдания другому больному, который лежал у дверей)

Продолжение просмотра ролика.

Что можно сказать о слепом человеке?

(добрый, заботливый, внимательный, чуткий, душевный, отзывчивый, проявлял сочувствие, сострадание и т.д.)

Сострадание-жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

Сопереживание-сочувствие другому, переживать вместе с ним душевное состояние.

Сочувствие- отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

Сострадание - это умение сочувствовать, сопереживать, когда другому плохо.

Одним словом проявил-

Можно милосердие потрогать руками, услышать его? Оно живет в сердце человека. Можно ли его увидеть? Увидеть можно только в поступках, действиях человека.

(Слово прикрепить на доску)

Милосердие- готовность помочь или простить кого-нибудь из сострадания.

Милосердие- гуманное отношение(отношение направленное на благо других, человеколюбивый, отзывчивый) к страдающему человеку.

Милосердие- соучастие в облегчении беды, несчастья, страдания другого человека.

Милосердие- умение отказаться от собственного ради того, чтобы доставить облегчение другому.

Милосердие- помощь нуждающимся.

Что помешало больному, который лежал у дверей, нажать на кнопку, ведь она была у него совсем рядом, и вызвать сестру милосердия? Чего он хотел?

Что можно сказать о больном, который лежал у дверей? Какими качествами характера он обладал?

(зависть, злоба, ненависть, эгоизм, равнодушие, жестокость, бессердечность)

Какое самое страшное его качество привело к несчастному случаю?

Его тоже нельзя пощупать. Оно тоже живет в сердцах людей. Только в поступках.

(Слово на доску)

Человек, который лежал у дверей болел не только телом (физически)……он болел душой. Видимо его с детства не научили быть внимательным, чутким, доброжелательным по отношению к близким.

II. Размышление над проблемой.

Как вы думаете, человек рождается милосердным или становится им?

Для вас каким вам быть легче? Милосердным или равнодушным?

Легко ли стать милосердным? Как научиться быть милосердным?

Вывод: Чтобы воспитать в себе милосердие, нужно увидеть в другом человеке себя, свои тревоги, заботы, т.е. поставить себя на место другого человека. Тогда вы поймете, как тяжело нуждающемуся человеку. Милосердие требует приложение труда, хлопот, беспокойства, нередко отказа от своих благ и ограничения своих желаний. Стать милосердным человеком и быть им очень трудно.

Жизнь всегда дает нам шанс проявить милосердие и здесь каждый человек выбирает сам по какой тропинке он пойдет – по тропинке милосердия и помочь нуждающемуся или свернуть на тропинку равнодушия и пройти мимо, закрыв глаза.

III. Разрешение ситуации.

Вспомните, приходилось ли вам идти по тропе милосердия и оказывать кому-то помощь? (Ответы детей.)

Вспомните, какое доброе дело люди совершали по отношению к вам? (Ответы детей.)

Как вы считаете: по какой дороге идти легче, а по какой труднее? Почему? Какая из этих тропинок ровная и гладкая, а какая с преградами и трудностями?

IV. Кульминация.

Давайте вернемся к притче, к больному, который остался один в палате. Может у кого-то возникло новое чувство по отношению к этому больному, ? Никто не пожалел этого человека? Ведь ему тоже хотелось лежать у окна и любоваться небом, речкой, облаками? Он ведь тоже человек?

- Любить добро легко. Попробуйте понять и простить зло. Вот в этом и есть сила милосердия. Умение прощать из сострадания.

Как можно помочь этому человеку?

Как бы вам хотелось, чтобы закончилась притча? (Работа в группах)

(-Кто предложил в группе эту версию? Были ли другие версии? Почему выбрали именно эту?)

Нравственный выбор.

Каждый день в нашей жизни бывают разные ситуации, они ставят человека перед проблемой выбора: как поступить в данной ситуации, какую выбрать –тропинку- милосердия или равнодушия? Обсудите ситуации и поделитесь - как бы вы поступили?

Ситуация №1

Здравствуйте! Меня зовут кошка Муся. Я живу на городской свалке. Живу здесь уже четыре года. Моя мама умерла год тому назад от голода, а я стараюсь всеми силами выжить, но в последний год стала часто болеть. Недавно на окраине города, я повстречалась с одной кошечкой, которая живет в теплом доме. На ней была красивая, блестящая шубка. Много интересного она рассказала про свое жилье и о заботливых хозяевах. Я обо всем слушала внимательно, мне все было интересно, так как я никогда не заходила в жилище человека, и у меня не было доброго хозяина. Очень хочется, чтобы кто-нибудь взял меня к себе в теплый, уютный дом. Мне очень грустно без друзей, а так хочется ласки и доброго хозяина. Новый друг! Я очень жду тебя…. Ты только позови меня “Муся!”, и я тут же прибегу к тебе.
Убедительная просьба – не выкидывайте нас на улицу – нам здесь так плохо, одиноко и страшно! (иллюстрация.)

Ситуация №2.

По улице шли мальчик и девочка. Шел сильный дождь. Впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась, уронила клюку в лужу.

Подожди меня!- крикнул мальчик девочке, и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила:

Это твоя бабушка?

Нет! - ответил мальчик.

Мама? - удивилась подружка!

Нет.

Ну, тетя или знакомая?

Да нет же, нет! – ответил мальчик. – Это просто старушка.

Ситуация №3.

Брат с сестрой гуляют вместе с мамой на лугу. Они играют в догонялки, прыгают, бегают. Когда им надоедают все занятия, они начинает с корнем вырывать траву и цветы из земли. Мама, радуясь, что дети сами чем-то увлеклись, не делает им замечаний.

Что можно посоветовать маме и детям?

По отношению к чему здесь надо проявить милосердие?

«Если все сорвать цветы, не будет в мире красоты».

Ситуация №4.

Однажды брат с сестрой вышли во двор поиграть в волейбол. Они весело перекидывали друг другу мяч и громко смеялись. А недалеко от детской площадки, в инвалидном кресле, с грустными глазами, одиноко сидел мальчик Петя. В руках у него тоже был мячик. Он мечтал тоже бегать по мягкой траве, подбрасывать и ловить мяч. А дети радостно играли между собой в мяч и никого вокруг себя не замечали. Им было безразлично, что чувствует мальчик, прикованный к инвалидному креслу. Главное, что им самим было хорошо и весело. (иллюстрация)

Чему надо научить этих детей?

Вывод: Мы видим, что жизнь все время предоставляет нам шансы встать на дорогу добра и милосердия и идти по ней.

Во время стихийных бедствий, экологических катастроф всегда приходят на помощь различные страны. Можно ли назвать это милосердием между странами?
- И еще вспомним одну трагедию. Это - Беслан. Сколько людей пострадало во время этого теракта.?! И сколько людей откликнулось на чужое горе. Независимо от национальности люди проявили милосердие и сострадание к нуждающимся.

Доброволец- тот, кто по собственному желанию, а не по принуждению взял на себя какую-нибудь работу.

Волонтер-тот же, что и доброволец.

Патриот- человек любящий свою родину, свой народ.

Добродетель- положительное нравственное качество, высокая нравственность.

Благотворительность- бескорыстное милосердие по отношению ко всякому просящему.

V. Развязка.

Мы много говорили о милосердии, а теперь мне хочется, чтобы те мысли, которые у вас возникли в процессе урока, которые вы не смогли произнести вслух, легли на бумагу.

Творческая работа по группам.

1гр. -Изобразить милосердие в виде рисунка.

2гр.- Составит «Указ о милосердии ко всему живому»

3гр.- Хокку о милосердии, добре.

4гр.-Сочинить «синквейн» о милосердии.

VI. Рефлексия.

Дети встают в круг в виде сердечка. Каждому на ладонь учитель ставит маленькую зажженную свечку.

Огонь-это символ тепла, доброты, уюта.

Совсем скоро вы закончите начальную школу, разойдетесь по разным школам, по разным классам и мне очень хочется, чтобы эти тропинки милосердия, которые мы протаптываем сейчас вместе с вами, не зарастали, а наоборот- становились все шире и шире. Чтобы вы не сворачивали с дороги милосердия? а шли по ней твердо и уверенно, оказывая поддержку и помощь нуждающимся. Любите и делайте добро тем, кто рядом с вами и вы сами почувствуете, насколько вы стали счастливее. Задуйте вашу свечу и пусть легкий дымок от свечи укажет вам правильный тропинку в жизни.

Приложение:

Составление «Синквейна»

Прилагательные: Глаголы:

Спасает

Бескорыстное помогает

Безвозмездное облегчает

Душевное поддерживает

Добровольное прощает

Сердечное согревает

Светлое жалеет

Надежное любит

Тихое лечит

Теплое оберегает

Дарит

Предложения:

Милосердие- скорая помощь.

Милосердие- теплое солнышко.

Милосердие -лекарственный напиток.

Милосердие-спасение души от равнодушия.

Милосердие-помощь нуждающимся.

Милосердие-счастье для самого себя.

Ключевое слово:

1.Врач.

2.Спасательный круг.

3.Счастье.

4.Дождик в пустыне.