Таджикские цыгане: короли попрошаек. Происхождение народа люли. Притча о Лю и Ли

Май 21, 2014

На прекрасной украинской земле есть множество живописных уголков, где радуется взор и отдыхает душа. «Тоннель любви» – романтичное место недалеко от городка Клевань, куда приезжают влюбленные, молодожены и, просто романтики, чтобы в этом удивительном тоннеле дать друг другу клятву верности и любви, побыть наедине с собой и получить настоящее вдохновение для жизни от встречи с прекрасным. Говорят, если влюбленная пара загадает здесь желание, оно обязательно сбудется.

Что такое тоннель влюбленных

Протяженность , который образовал необычный тоннель – около 1 километра. Внутри проходит заброшенная железная дорога, по которой курсирует сейчас всего один поезд. Дорога соединяет Клевань с деревообрабатывающим комбинатом. Поезд завода ООО «ОДЕК-Украина» является необходимым условием поддержания тоннеля в его нынешнем виде. Во время каждой поездки лишние ветки обламываются проезжающим составом.

Когда гости романтического места попадают в тоннель, им кажется, что это дорога в бесконечные параллельные миры. Свет и тень, рельсы, уходящие в глубокую бесконечную чащу очень любят фотографы. Достопримечательность Украины, которая очень популярная среди гостей страны и украинцев, действительно выглядит очень живописно. зеленого цвета радуют путешественников и получаются просто сказочными на фотографиях.

Романтическое путешествие по «Тоннелю любви»

Когда посетить одно из самых красивых чудес природы на ? Приезжайте сюда летом или ранней осенью. Нежно-зеленые, насыщенные золотые тона листвы, постепенно меняющей цвет, доставят Вам массу приятных впечатлений и подарят великолепные снимки. Очень красиво в сказочном тоннеле снежной зимой. Можно не спеша бродить под куполом из листвы или снега, обмениваясь впечатлениями и, строя планы на будущее.

Добраться к знаменитому «Тоннелю любви» можно по железной дороге. Поезд «Ровно-Ковель» делает остановку на станции Клевань, где нужно выйти. Если Вы путешествуете на автомобиле, выезжайте на трассу Ровно-Луцк и добирайтесь до Клевани. А там местные жители с радостью подскажут, как попасть в необыкновенный романтический тоннель.

Романтический «Тоннель любви» фото

) , живут в Узбекистане и Таджикистане. Говорят на узбекском и таджикском языках с некоторыми элементами цыганской лексики. Общая численность около 20 тысяч человек. В Российской Федерации живет 486 среднеазиатских цыган (2002). Верующие - мусульмане-сунниты.
В Средней Азии местные цыгане известны под названиями люли, джуги, мазанг. Считается, что термин «люли» узбекского происхождения, «джуги» - таджикского, а сами среднеазиатские цыгане называют себя этнонимом «мугат». Среди основной массы среднеазиатских цыган выделяется группа мазанг, представители которых разбросаны по всей территории Средней Азии. Они никогда не вступали в родственные отношения с другими среднеазиатскими цыганами и резко выделялись по характеру традиционных занятий. О давности появления цыган в Средней Азии свидетельствует утрата ими своего языка и многочисленные заимствования различных элементов материальной и духовной культуры у окружающего населения. Большинство цыган двуязычны, они говорят на узбекском и таджикском, однако таджикский язык в быту является основным.
В антропологическом плане у среднеазиатских цыган прослеживаются аналогии с населением Индии. Также как и у индусов, у них существует обычай татуировки лба. В Самаркандской и Сурхандарьинской областях цыган называют бытует этноним «мултони» происходящий от города Мултан (Пакистан). В прошлом цыгане не имели земельных наделов и были вынуждены вести бродячий образ жизни. Однако у среднеазиатских цыган уже давно были места длительных стоянок вблизи городов и сел. Из таких стоянок выросли цыганские кварталы на окраинах Самарканда. Бухары, Ташкента.
Среднеазиатские цыгане придерживаются мусульманских обрядов. Они по-мусульмански хоронят умерших, совершают молитвы, постятся, соблюдают обряд обрезания. Однако в прошлом и у них, как и у многих других народов Средней Азии, ортодоксальный ислам сочетался с элементами доисламских верований, которые в семейном быту имели преобладающее значение. У цыган была распространена вера в духов (джин, пари, алвасти), в порчу - зиён, в силу оберегов и амулетов (тумор, бозбанд). Лук, перец, хлеб, острые предметы, рога барана считались оберегами от действия злых духов и сглаза. Особой сакральной силой наделялся волк: клыки и высушенный нос волка нашивали на одежду в качестве оберегов. Такой же силой обладал, по цыганским верованиям, дикобраз, колючки которого употреблялись в качестве оберега. Кашкадарьинские цыгане ели мясо дикобраза, а у самаркандских цыган существовало табу на мясо этого животного, и была распространена легенда о том, что некогда дикобраз был человеком.
Ремеслом занимались лишь немногие цыганские группы. Иногда среди цыган встречались ювелиры и кузнецы. Цыганки обычно изготовляли волосяные лицевые сетки - чачван. У ферганских и ташкентских люли были группы ремесленников, занимавшиеся выделкой щепного товара, изготовлением сит и решет, женщины плели решета, мужчины делали к ним ободья. Но в большинстве среди люли и джуги мужчины не были заняты трудом, представляя заботы о пропитании семьи женщинам. Для большей части цыган главным источником существования являлось нищенство, которым занимались женщины. Вооружившись мешками и посохами, которыми они отгоняли собак, цыганки ежедневно выходили на сбор подаяния, обходя двор за двором в городах и кишлаках. Попутно цыганки гадали, смотря в зеркало или в чашу с водой. Цыгане-мазанг нищенством не занимались совершенно. Мужчины мазанги изготавливали решета, сита, бубны, деревянную посуду.
Исконным жилищем цыган служил шатер (чодыр). Зимний шатер (чодири зимистон) состоял из бязевого полотнища, накидывавшегося на два или три врытых в землю шеста. Летний шатер (чодири гарм) представлял собой навес для тени, он был значительно меньше и держался обычно на одном шесте. В шатре расстилали кошму, раскидывали одеяла и подушки. Обогревались при помощи костра, разжигаемого в небольшом круглом углублении ближе к выходу. Пищу готовили на кострах, которые разводили вне шатра. От обычного чодыра отличалось жилище мазангов. Они строили шалаш (чайла) из дугообразных согнутых и воткнутых в землю толстых ветвей ивы, которые покрывали мелкими ветками, камышом и сухой травой. Чайла, высотой в рост человека, достигала длину 3-4 метра, двери были из камышовой циновки или завешивались полотнищем ткани.
Мужская и женская одежда среднеазиатских цыган ничем не отличается от узбекской или таджикской. В женском костюме отсутствуют характерные для европейских цыган широкая юбка и шали. Костюм среднеазиатской цыганки отличается от наряда узбечки только предпочтением ярких расцветок, необычной пестротой и сочетанием цветов. Цыганки склоны к украшениям - кольцам, серьгам, браслетам, ожерельям, но и эти предметы утратили национальное своеобразие.
Цыгане живут малыми, индивидуальными семьями. Сыновья отделяются сразу после женитьбы. Каждая семья ведет хозяйство и питается отдельно от других. Женщина занимает в цыганской семье подчиненное положение, хотя и является основной кормилицей семьи. Будучи мусульманкой, она не закрывала лица и не изолировалась от мужского общества. Только у некоторых групп мазангов в прошлом женщины носили джелак - халат со сложенными рукавами, который они набрасывали на голову, слегка прикрывая лицо. У среднеазиатских цыган существовал обычай уплаты калыма за жену, он целиком оставался у отца невесты. Широко было распространено многоженство: чем больше жен, тем больше работниц и выше достаток в семье. Девушек выдавали замуж с 12-15 лет. В брачные отношения вступали не зависимо от территориального расположения - ташкентские брали в жены самаркандских, каршинских. Однако ни одна из групп цыган люли и джуги не вступала в брачные отношения с мазангами.
У цыган были распространены кузенные браки, часто наблюдался обычай куч куёв - принятие зятя в дом. Характерными для цыган были перекрестные браки (карши кудо): две семьи договаривались о перекрестных браках своих сыновей и дочерей; калым в этих случаях не платили. Обычай леврита у цыган соблюдался в тех случаях, когда после умершего оставался ребенок. Сохранилась традиция, когда муж называет жену мугат зан (буквально - цыганка), а жена называет мужа по имени ребенка (отец такого-то).
Цыганские празднества (той) справлялись с характерной для Востока пышностью, на них собирались множество гостей. Очень популярны были на тоях петушиные бои и бои ослов. Особенностью цыганских тоев были также соревнования в беге. Мусульманский обряд бракосочетания происходил в доме невесты. Соблюдались различные свадебные обряды, бытовавшие у окружающего населения - проводы молодой в дом мужа, обведение новобрачной вокруг костра, обряд смотрения молодых в зеркало.
После появления первого ребенка справлялся обряд лачак бандон - повязывание головного убора замужней женщины. На сбор подаяния цыганка обычно выходила только после этого обряда. Цыганские семьи многодетны, но бродячий образ жизни губительно сказывается на положении детей, у цыган высокая детская смертность. Обычно женщины уходя на сборы подаяния, оставляют детей представленных самим себе или оставляют на попечение старух.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "СРЕДНЕАЗИАТСКИЕ ЦЫГАНЕ" в других словарях:

    Среднеазиатские цыгане условный термин для недифференцированного обозначения живущих преимущественно в Таджикистане и Узбекистане этнических групп люли (джуги, мугат, гидайгар, гарибшо, гурват), парья (чангар, хиндустани), кавол (шех… … Википедия

    Среднеазиатские цыгане условный термин для недифференцированного обозначения живущих преимущественно в Таджикистане и Узбекистане этнических групп люли (джуги, мугат, гидайгар, гарибшо, гурват), парья (чангар, хиндустани), кавол (шех момади),… … Википедия

    Цыгане мусульмане (хораханэ, миллет, турецкие цыгане, ашкали и др.) совокупность этнографических групп цыган, исповедующих ислам. Первые цыгане проникли в Европу между ХI и ХV веками через п ов Малая Азия (Анатолия). Языковой анализ… … Википедия Википедия

    Основная статья: Цыгане У этого термина существуют и другие значения, см. Рома. Рома одна из западных ветвей цыган (в ед. числе ром). Территория проживания: страны бывшего СССР, страны Восточной Европы. Встречаются также в странах… … Википедия

    Россия согласно конституции является многонациональным государством. На её территории проживает более 180 народов, в число которых входят не только коренные малые и автохтонные народы страны. При этом русские составляют около 80 % населения… … Википедия

    В таблицах представлены народы и народности России и их расселение по субъектам РФ с численностью (в скобках в виде процентной доли народа в субъекте РФ от численности народа в целом в стране по данным переписи 2010 года и переписи 2002… … Википедия

С первыми лучами солнца к кишлаку Сомониён подъезжают полтора десятка микроавтобусов. У их владельцев договор с местными жителями - с "джуги" или, по-другому, "люли" - таджикскими цыганами. Они каждый день отвозят их в столицу и другие ближайшие города на заработки.

"Я работаю водителем у джуги уже 4 года. Они хорошо платят. Например, до столицы довожу за 3 Сомони с человека. Утром отвожу. Вечером в договоренном месте забираю и привожу сюда", - рассказывает Алишер, владелец маршрутки.

Ездят джуги практически всем селом – в экспедициях участвуют старики, женщины и дети. В городах они занимаются попрошайничеством и ничего зазорного в этом не видят. Это почетная профессия, доставшаяся им от предков, прибывших несколько столетий назад из Индии. На этот счет у них есть даже легенда:

"Когда всевышний раздавал людям их достаток, то и нашу часть отдал им, а то, что мы берем, принадлежит нам по праву", - рассказывает Рустам, "джуги". - "Не зря мы зовемся "джуги", что в переводе означает "найди и возьми"

"У нас все серьезно", - соглашается с ним Фатима, "джуги". - "Даже специальная одежда есть для попрошайничества. Это широкое платье до пят и мешок, в который мы собираем пожертвования.

Каждый выезд в город у джуги заранее распланирован. Часть попрошаек собирается у кладбищ и мечетей, занимает места на многолюдных улицах. Другие ходят по домам и квартирам. Чтобы достичь максимальной эффективности и покрытия, и не заходить в один и тот же дом дважды, города поделены на сектора.

"Железо, собираем железо. Старые холодильники, трубы, печи," - ходит по улице мужчина-джуги.

Взрослые мужчины джуги занимаются сбором и перепродажей металлолома. Это практически монополия цыган в стране. Афзалшо в бизнесе уже пять лет и, говорит, что никто не может составить им конкуренции. Секрет успеха бизнеса - автомобиль "Москвич-412".

"Эту модель авто мы покупаем всего за 100 долларов. В отличии от других машин, она полностью из металла и через год использования ее можно сдать на металлолом за ту же цену или даже дороже", - рассказывает Афзалшо, "джуги". - "К тому же у "Москвича" есть рессоры, и на него можно погрузить до тонны железа. Ну, еще у нас в поселке жил автомеханик, который обучил всех своей профессии. Дело в том, что он умел ремонтировать только Москвичи", - рассказывает он.

На заработки в город выезжают не все. Те, кто остаются в кишлаке, занимаются выпасом скота. В основном это дети и подростки, которые ходят в школу. Им нельзя далеко уезжать из поселка, чтобы не пропускать занятия.

"Это мой конь Саман. Это порода досталась нам от наших предков. Мы выращиваем лошадей и никогда не продаем чужакам", - с гордостью демонстрирует Алиджон Кучумов, "джуги".

Также мужчины занимаются коневодством. Настоящего цыгана нельзя представить без доброго коня, говорит Алиджон Кучумов. Традиция разводить лошадей осталась, несмотря на оседлый образ жизни, который джуги ведут уже более 100 лет.

Весной, когда по всему Таджикистану проходят соревнования по "бузкаши" - козлодранию, Алиджон путешествует от игры к игре. Он и его односельчане побеждают чаще всего.

"В день коню я даю 16 килограммов отборного овса. А еще есть сено и отруби. Это очень затратное дело, но отдается сторицей", - говорит Алиджон Кучумов.

О своем любимце Алиджон заботится особо. Победа хотя бы в одном "бузкаши" позволяет кормить коня целый год. А в нескольких - помогает прокормиться и хозяину.

Раньше цыгане были знамениты своими золотыми украшениями. Ювелирное ремесло передавалось из поколения в поколение. Но за последние 40 лет умерли все ювелиры кишлака, так и не оставив учеников.

"Это наша трагедия. Этих мастеров нет среди нас более. Те, у кого был талант к ювелирному делу, не хотели учиться, были молодыми и горячими. Так мы потеряли наше ремесло", - сетует Рустам, "джуги".

В остальном таджикские цыгане живут практически также, как и другие жители страны. Та же пища – плов, шурпа и лепешки. Национальная таджикская одежда, обычные для страны дома, традиции и обычаи. Но есть и свои мелкие, на первый взгляд неразличимые детали.

"Вот эта девочка, наша соседка. Она приходит каждый день к нам и помогает убирать, ухаживать за скотиной, готовить. Ест тоже с нами. Мы пригляделись к ней и решили, что она будет через пару лет женой моего сына. Она принесет клятву, что будет содержать моего мальчика всю его жизнь", - говорит Каромат Кучумов, "джуги".

В стране сегодня проживает всего несколько десятков тысяч цыган-джуги, это меньше 1% всего населения. Но при этом они сохранили свою этническую идентичность. В основном - из-за необычного мировоззрения и образа жизни, в первую очередь любви к попрошайничеству. Им некомфортно жить вперемешку с другими народностями, поэтому у люли собственные поселки.

Анушерворн Арипов, Насим Исамов, "Настоящее время", Таджикистан

Жили-были бедные родители, они имели сына Лю и дочь Ли. Однажды в страну пришёл завоеватель, родители бежали и в суматохе потеряли детей. Осиротевшие Лю и Ли пошли искать их – каждый выбрал свою дорогу. Через несколько лет они встретились и, не узнав друг друга, поженились. Когда правда открылась, мулла проклял их, и с тех пор это проклятие преследует их потомков, которые зовутся «люли». Это одна из легенд, которые можно услышать от нынешних стариков из числа необычной группы «люли», живущей в Средней Азии. В ней попытка объяснить не только происхождение самого слова «люли», не имеющего перевода ни с одного языка, но и подчеркнуть замкнутость группы, презираемую окружающим населением.

История с печальным концом, конечно, сказочная. Российские путешественники и учёные, проводившие исследования в Средней Азии и нашедшие поразительное сходство люли с европейскими цыганами, предложили более научную гипотезу.

(Всего 12 фото)

1. Среднеазиатские цыгане (как и цыгане вообще) – выходцы из Индии, которые когда-то принадлежали к одной из низших каст индусского общества.

2. Специалисты, в частности, обратили внимание, что в «Шахнаме» средневекового персидского писателя Фирдоуси в одной из легенд говорится о переселении из Индии в Персию 12 тыс. артистов «лури», присланных в дар персидскому правителю из рода Сасанидов Бахраму Гуру в V в. н.э.

3. Учёные высказали гипотезу, что название «лури», или «люли», связано с названием города Arur, или Al-rur, – столицей древних раджей Синда, одной из областей северо-западной Индии.

4. Группа артистов прижилась на новом месте и, сохранив свою замкнутость и профессиональную специализацию, из касты превратилась в своеобразную этническую группу цыган.

5. Потомками выходцев из Синда стали люли Персии и Средней Азии. В персидском словаре слово «люли» до сих пор означает «люди, занимающиеся плясками и песнями».

8. Люли/джуги считаются мусульманами-суннитами, они совершают все необходимые ритуалы (на которые в прошлом приглашались все цыгане округи) – обрезание, мусульманские похороны, чтение молитву-никох на свадьбах (кстати фотосъемка свадеб здесь не принята).

9. Более религиозными были оседлые цыгане, менее религиозными – бродячие.


11. Наиболее многочисленная из этих групп – местные цыгане, которые живут в Средней Азии издавна.

12. Сами себя они называют «мугат» (араб. мн.ч. от «муг» – огнепоклонник, язычник), иногда «гурбат» (в переводе с арабского – «чужестранность, одиночество, безродность»). Окружающее население, если это узбеки, зовёт их «люли», если это таджики (особенно в южных районах Средней Азии, где слово «люли» не употребляют) – «джуги» (в некоторых индийских языках – «нищий, отшельник»). В некоторых районах группы бродячих цыган именуют «мултони» (видимо, по названию синдского г. Мультан), оседлых – «косиб», т.е. ремесленник.

С приходом весны они появляются в вагонах электричек и метро, в городских парках и скверах, на рынках и у магазинов. Грязных, одетых как попало, их отовсюду гонят. От них брезгливо отворачиваются. Их называют узбеками, или таджиками, или цыганами. Но они ни те, ни другие, ни третьи. Это - люли. Древний народ со своими традициями.

Типичные высказывания о люли, услышанные от обывателей.

Это - таджики-бомжи. Жрать у них там нечего, вот они и лезут сюда, высматривают, где что плохо лежит…

Цыгане, они и есть цыгане. Гадают, наркотиками торгуют. А сами, наверное, где-нибудь хоромы имеют…

Презирают их даже среднеазиаты. И не только из-за различия в религии. Просто они - другие, бродяги. Им бы только попрошайничать да брюхо набить…

Так кто же они, эти смуглые странники, которых никто не любит, у которых нет своей страны, прописки, нет паспортов, словаря, алфавита, но есть свой своеобразный язык и обычаи?

«Жили-были бедные родители, они имели сына Лю и дочь Ли. Однажды в страну пришёл завоеватель, родители бежали в суматохе потеряли детей. Осиротевшие Лю и Ли пошли искать их - каждый выбрал свою дорогу. Через несколько лет они встретились и, не узнав друг друга, поженились. Когда правда открылась, мулла проклял их, и с тех пор это проклятие преследует их потомков, которые зовутся люли».

Это одна из легенд, которые повествуют о происхождении необычного племени. В предании - попытка объяснить не только происхождение самого слова люли, не имеющего перевода ни с одного языка, но и подчеркнуть замкнутость группы людей, отвергнутой окружающими.

Подавляющее большинство люли после скитаний по городам России зимовать уезжают в небольшие глухие аулы Узбекистана или Таджикистана, - говорит Салман, этнический таджик, уже несколько лет живущий и работающий в Новосибирске на стройке.

В Сибирь он перевез молодую жену, двоих детей. Снимает дом в городе Оби. Его жена Алия, кстати, без особых проблем (в отличие от мужа) устроилась бухгалтером в коммерческую фирму. Сейчас Салман подумывает купить свой дом недалеко от Новосибирска.

Ты не смотри, что они такие грязные и затравленные, - продолжает мой собеседник. - Кажется, что они совсем нищие, да? Но некоторые из них копят деньги и строят дома в Таджикистане. Хотя, конечно, это мало кому удается. Потому что их отовсюду гонят. Мужчин не принимают ни на какую работу. Да они и сами не хотят работать. Только таскают телеги с пожитками да устраивают временное жилье. А попрошайничают женщины и дети - тем и живут. Мужчины за это их очень уважают, защищают. Вот только зря говорят, что они воруют. Неправда. Люли - православные христиане. Чтят своего бога. Не признают абортов.

С трудом верится, что бродяга не склонен что-нибудь слямзить при случае…

В каждом народе есть такие. Даже у арабов, где за воровство отрубают руку. Но у люли это не принято. Главное - нищенство. Они - прирожденные попрошайки.

Конечно, подумалось мне, это субъективная оценка Салмата. И я решил познакомиться с кем-то из люли сам.

…Салим сидел на корточках на железнодорожной платформе Западной площадки. На вид - лет 27–30. Очень недоверчивый, настороженный взгляд. Пожимает плечами: не понимаю, мол, что от меня хочешь. Разговорить удалось только минут через десять. Хотя трудно назвать разговором наш странный диалог.

Детей у тебя много, Салим?

А где сейчас живете?

Там, - кивает он в сторону от города.

В палатке или в шалаше?

Зачем тебе?

Интересно. Ведь сейчас ночью уже холодно, а у тебя маленькие дети…

Они не болеют… Крыша есть. Старый сарай, печка топим…

Так вы живете сообща, табором или только со своей семьей?

Табор нет. Семья и друзья.

А кто твои друзья?

Из другая семья….

Это и есть твои близкие? - показываю на пять люли, сидевших рядом. Женщины очень молодые, с грудными детьми на руках. Пацаны и девчонки вертятся на перилах, что-то балаболят…

В ответ молчание.

Салим, а где ваши старики? Наверное, в Таджикистане оставили?

Нет. Старухи еду готовят…

Трудно приходится? Милиция гоняет?

На этот вопрос Салим не отвечает и отворачивается. Переключается на разговор с подростком на своем языке. Вот так и поговорили.

Живут они недалеко от города в лесопосадках или на заброшенных дачных участках. Они могут ютиться под полиэтиленовой пленкой и в шалашах, в конурах из картонных коробок и в водосточных коллекторах. Их гонят окрестные жители, и они на следующий ночлег перемещаются в другое место. Милиция тоже не дает покоя. Да и на рынке не разгуляешься - свои, «родные» бомжи гоняют. Что с ними считаться? Сколько люли - не знает никто. Недавняя перепись их не учитывала, у них нет никаких документов.

У люли был и кое-где продолжает сохраняться свой «тайный» язык арго. Точнее сказать, это не столько «тайный» язык, сколько «тайный» словарь, т.е. заимствованная из других языков и видоизменённая лексика, которая обозначает некоторые предметы, понятия и действия. Большинство люли до сих пор двуязычны, т.е. говорят на иранском (таджикском) и тюркском (узбекском) языках. Обиходным является таджикский язык. Люли используют «тайные» слова в своей речи вместо общеупотребительных таджикских и тюркских слов, так чтобы окружающие не могли понять, о чём говорится. Как писал в 1879 г. один из первых исследователей среднеазиатских цыган А.И. Вилькинс, «…люли не имеет ничего позади себя; он везде чужой…».

Если, например, у европейских, у российских цыган есть старейшина - барон, под покровительством которого могут находиться несколько десятков, сотен оседлых или кочующих соплеменников, то люли объединяются лишь в компактные группы по принципу самого близкого родства. Хотя более детальное знакомство с историей среднеазиатских цыган показывает, что «племя», которое обычно без разбора именуют «люли», на самом деле состоит из нескольких разных групп. Они отличаются названиями, образом жизни и, что важнее всего, сами противопоставляют себя друг другу.

Численность цыган в Средней Азии никто никогда точно не подсчитывал. Их примерно 25 тыс. человек. Реальная же их численность всегда была больше как минимум в два раза. «Сохраняющаяся замкнутость их образа жизни не позволяет исследователям глубоко проникнуть во многие сферы их жизни, правильно понять отличия разных цыганских и «цыганоподобных« групп друг от друга», - пишет кандидат исторических наук Сергей Абашин.

Кстати. Международная организация цыганских общин стран СНГ и Балтии пока не может найти лидера из таджикских цыган-люли для создания общественной организации. Об этом заявил председатель Международной организации цыганских общин стран СНГ и Балтии «Амро дром» («Наш путь») Олег Козловский корреспонденту ИА REGNUM. «Амро дром» ведет попытки создания цыганской общественной организации в Таджикистане. «Мы заинтересованы в создании такой организации в Таджикистане, но пока не можем найти лидера из таджикских цыган – люли, которые и сегодня практикуют кочевой образ жизни, не можем найти человека, который бы взялся за это дело», - отметил он.