Язык цветов. Китайская символика клуазоне. Национальные символы китая. Животные, символизирующие долголетие

Символизм присутствует в жизни народа любой страны, даже самой цивилизованной и высокоразвитой. С момента зарождения цивилизации человеку была свойствена вера в волшебную силу различной мистической атрибутики - амулетов, идолов, оберегов, талисманов. Чаще всего в их роли выступали изображения элементов живой природы, в первую очередь - реальных и мифических животных.

У каждого народа существуют свои верования о влиянии сил природы на жизнь людей. В Китае это - знаменитое учение Фэн-шуй («ветер» и «вода»). Талисманов Фэн-шуй, активизирующих различные виды энергии, привносящей в жизнь человека позитивные перемены, существует великое множество. Некоторые из них, за тысячелетнюю историю своего существования, стали своеобразными символами Поднебесной империи.

Дракон 龙 lóng

Один из любимейших символов, который обязательно должен быть изображен с драгоценным «аксессуаром» - жемчужиной мудрости в лапах. Дракон - божественный покровитель самого императора. Невзирая на свою устрашающую внешность, этот мифический персонаж являет собой доброту, абсолютную гармонию, мудрость и величие. Обязанность дракона - обеспечить своему владельцу финансовый успех, удачу в бизнесе и построении карьеры, защитить от недоброжелателей.

По преданию, Дракон имеет тело змеи, брюхо лягушки, рога оленя, глаза зайца, уши коровы, золотую чешую карпа, хвост и лапы тигра. Дракон, ставший со временем символом всего Китая, возник как собирательный образ животных, окружавших первобытных охотников. Черты кабана, лошади, верблюда, змеи слились воедино, и получился дракон, изображение которого остается неизменным уже четыре тысячи лет.

Первые рисунки драконов были найдены на гадательных костях и панцирях черепах.

По китайским народным верованиям, дракон — повелитель водной стихии — дарил людям влагу. Он щедро орошал поля тех, кто верно ему служил, защищая крестьян от неисчислимых бедствий.

В иерархии китайских божеств дракон занимал третье место после неба и земли. Его изображали в самых причудливых формах. Глаза дракона похожи на кроличьи, а уши — на коровьи; у него растут длинные усы; туловище походит на тело змеи, покрытое чешуей; четыре тигровые лапы имеют орлиные когти. Встречается и другой вариант: голова дракона, как у верблюда, усы, как у зайца, глаза, как у быка, шея, как у змеи, брюхо, как у ящерицы, чешуя, как у карпа, когти, как у орла, лапы, как у тигра. Иногда дракона изображали в виде большой змеи или животного, напоминавшего одновременно и тигра и лошадь. Но во всех случаях облик чудовища был величественным, суровым и воинственным.

Существовали четыре типа драконов: небесный дракон, охранявший обители богов; божественный дракон, посылавший ветер и дождь; дракон земли, определявший направление и глубину рек и ручьев; дракон, охранявший сокровища.

Народная фантазия создала множество разновидностей драконов — повелителей водной стихии. Существовало поверье, будто моря, реки и озера управляются драконами, которые не поднимаются в небо. Они известны под названием: желтый дракон (хуан лун), змеевидный дракон (цзяо лун), извивающийся дракон (пань лун). Чуть ли не все непонятные явления природы люди стали связывать с проделками дракона. Его изображали в облаках и в тумане или в волнах, чтобы создать представление о способности вызывать ветер и волны. Он взмывал в небо и парил в облаках, скалил клыки и выпускал когти.

Китайцы своих драконов любили и воздавали им высокие почести. Среди многих титулов императора наиболее почетным был «живой дракон» . Императорский трон именовался «драконьим престолом». На гербе государства красовался дракон.

Легендарный правитель Китая Фуси ввел, по преданию, чины и ранги для чиновников и каждому из классов назначил особого драконьего покровителя. Так, парадные халаты чиновников высшего, седьмого ранга украшал вышитый золотыми нитками дракон лун, у которого на лапах было по пять когтей. Одеянию менее высокопоставленных лиц приличествовал дракон ман, обладавший всего четырьмя когтями.

Драконы разделялись не только по числу когтей. На высшей ступеньке драконьей иерархии стояли драконы, умеющие летать. У них в подчинении находились духи-драконы. Затем — земные драконы: они когда-то были летающими, но по разным причинам потеряли такую способность. Замыкали список подземные драконы, в чью обязанность вменялась охрана кладов.

Один «современник драконов» Ван Чун рассуждал таким образом: «Дракон имеет форму. Если он имеет форму, то может двигаться. Если он движется, то должен есть. Если он ест, то имеет материальную природу. Существо, имеющее материальную природу, реально».

Драконов существовало великое множество — от гигантских до совсем крошечных. Рассказывали даже о драконе величиной с мизинец — эдакий дракончик-с-пальчик.

Изображение дракона в Китае можно было увидеть повсюду: в храмах, во дворцах, на мемориальных обелисках, на древних сооружениях, на стенах крестьянских домов (в виде картинки или вырезки из бумаги). В разное время, особенно часто в мае и июне, проходили религиозные процессии в честь дракона — "Моления о дожде". Составным элементом такой процессии был танец дракона. Рядом с мифическим чудовищем колыхались знамена различных цветов: желтые и белые символизировали ветер и воду, черные и зеленые — тучи. На пути процессии раскладывали костры — на них сжигали "жертвенные деньги".

Феникс 凤凰 fènghuáng

Прототипом красной птицы Феникс стал священный символ древних египтян - птица Бену. Феникс (кит. Фен-хуан) символизирует бесконечность бытия и воскрешение в огне после смерти. Он олицетворяет также добрую удачу и возрождение духа человека в нелегкой вечной борьбе против искушений и сложностей материального мира.

Цилинь 独角兽

С легкой руки первых миссионеров, преследовавших благую цель - адаптировать китайский фольклор к европейским представлениям о фауне Востока, цилиня стали называть китайским единорогом. Описания цилиня в мифологии Китая весьма противоречивы.

Различают, как минимум, шесть «пород» этого чудо-зверя, из коих наиболее популярным является кирин. Он главенствует над всеми животными, обитающими на суше, а в Фэн-шуй олицетворяет божественное единство двух начал, пробужденное сознание, внутреннее умиротворение, благородство и мудрость.

Черепаха 龟 guī

Одним из главных символов Китая и, пожалуй, главной его достопримечательностью, причем часто изображаемой, как на почтовых марках, так и на открытках является Великая Китайская стена.

Строительство ее начал император Цинь Шихуаньди в 221 году до нашей эры. К этим работам были привлечено около 300.000 крестьян, солдат, преступников и политических заключенных. Строительство стены в дальнейшем велось столетиями. В 607 году нашей эры сооружение было реконструировано. Тогда на строительстве был занят миллион рабочих, причем по сообщению древних летописцев половина из них погибла. Может быть поэтому сооружение также называли и Стеной слез.

Цинь Шихуанди

Кстати, по некоторым данным Цинь Шихуаньди лишь приказал достроить стену. Кто ее заложил точно не ясно. По мнению китайцев, строить ее начали во время правления полумифической династии Ся.

В настоящее время есть разные данные о длине Великой Китайской стены. Официально ее длина составляет 7 200 километров. Высота в среднем составляет девять метров (а дозорных башен – двенадцать метров).

Довольно распространено мнение, что Великая Китайская стена видна с Луны невооруженным глазом. Однако это заблуждение . Первые же слухи об этом распространились после того, как на спутнике Земли побывали американцы. Рассказывали, что находясь на Луне они якобы видели не только моря и континенты, но и главную китайскую достопримечательность.

Однако расчеты показывают, что все это выдумки. На расстоянии 384 000 километров различить стену длиной 6000 километров и шириной 12 метров просто невозможно. Другое дело, что из Космоса Великую стену видеть все-таки можно и космонавты и астронавты, находившиеся на, увы, покойной, космической станции «Мир» неоднократно ее наблюдали с расстояния в несколько сот километров.

Как и у других народов мира, у китайцев существуют свои хорошие и дурные приметы и предзнаменования. Стремясь оградить себя от жизненных неудач, люди окружают себя предметами, которые, по поверью, приносят счастье, и стараются избегать всего, что может служить дурным предзнаменованием. Субъективную окраску “хороших” или “дурных” примет носят некоторые слова и выражения, числа и предметы.

Эти поверья до сих пор дают о себе знать в некоторых правилах этикета и в художественных поделках народных ремесел. Знание такого рода примет необходимо для лучшего понимания традиционной китайской культуры. Из многочисленных предметов позитивного характера на первом месте стоит мифический образ дракона. Тогда как в некоторых европейских странах дракон изображается злым и безобразным чудовищем, по представлениям китайцев, он является существом добрым, готовым прийти к людям на помощь.

Тибетская табличка. Богиня на Драконе.

Его образ сложился на основе тотема дракона, который считался покровителем китайской нации. Чтобы подчеркнуть статус дракона как непревзойденного по силе могущества существа, китайцы наделили его чертами, взятыми у целого ряда животных: у дракона оленьи рога, лошадиная голова, заячьи глаза, змеиная шея, брюхоящера, когти орла, стопы тигра, мышиные уши, а тело покрыто рыбьей чешуей. Древние китайцы приписывали дракону способность летать по небу и проникать под землю, управлять облаками и вызывать дождь.

Поэтому в народе издревле возводили кумирни и храмы в честь дракона, где молились о дожде и хорошем урожае. При династии Хань образ дракона, в частности золотого дракона, стал использоваться в качестве символа императора и императорской власти. Впоследствии все китайские императоры говорили о себе как о воплощении дракона, либо как о правителе, которому дракон покровительствует. Тем самым они пытались возвыситься над простыми смертными и укрепить авторитет своей власти.

Статуя льва, охраняющего гробницу (Пекин).

Все предметы, предназначавшиеся для использования императором, стали украшать изображениями дракона или соответствующим орнаментом. Вместе с тем было строго-настрого запрещено кому бы то ни было, помимо императора, пользоваться орнаментом с драконом для украшения одежды, кресел и т.п.

Но среди простого народа культ дракона как олицетворения благого знамения отнюдь не исчез, его изображениями украшали ремесленные поделки и архитектурные здания, дракон фигурировал в произведениях устного фольклора. Просто люди старались, чтобы в этих случаях дракон принимал вид и имел окраску, отличные от дракона императорского. До наших дней дошли обычаи устраивать в праздничные дни гонки лодок в виде драконов, танцы драконов и пр.

Глиняная кукла с иероглифом “счастье”.

Образ дракона по-прежнему широко используется для украшения художественных поделок. Конечно, сегодня дракон утратил тотемную таинственность и политическую окраску, однако сохранилась символика, согласно которой он считается олицетворением китайской нации, китайцы любят называть себя “преемниками дракона”.

Слон - символ счастья.

Другим мифическим образом, по важности стоящим наравне с драконом, является птица феникс. Ее называют “царем пернатых”. Согласно поверью, феникс, в образе которой собраны черты нескольких птиц и животных, избирает для себя исключительно дерево павловнию, пьет воду только из священного источника, питается исключительно побегами бамбука.

Император Цяньлун (годы правления 1736-1795 гг.) в парадном платье. Династия Цин.

Ей приписываются не только необыкновенная красота, но и благородный нрав. В народе говорят, что с прилетом феникса наступает мир и спокойствие, к власти приходит человеколюбивый и высоконравственный правитель. В Древнем Китае феникс наряду с драконом служил символом императорской власти, но позднее, в эпохи Мин и Цин, их роли разделились, фениксу стали приписывать олицетворение женского начала, то есть самой императрицы.

В период Мин существовало законоположение, согласно которому жены чиновников 9-го ранга и выше должны были носить головное украшение в виде феникса. В народе образ феникса использовался для украшения предметов приданого невесты и женской одежды. Еще одно мифическое животное, с которым китайцы связывали благополучие, - это цилинь. Его изображения можно видеть среди дворцовой утвари. Согласно поверью, цилинь появлялся лишь в годы, когда в государстве царил мир, правил мудрый правитель и народ благоденствовал.

Поэтому цилинь пользовался особым расположением императора. В народе же считали, что если помолиться цилиню о рождении в семье наследника, то он может удовлетворить просьбу, но при условии, что семья молящегося имеет на своем счету благие свершения. Одна из традиционных тем лубочных картин - это цилинь, приносящий в семью младенца-мальчика. Орнаменты с образами цилиня использовались для украшения предметов, связанных с бракосочетанием, рождением ребенка, а также архитектурных строений.

Дракон, феникс и цилинь входят в четверку “священных” животных, четвертым членом которой является черепаха. Черепаха - существо отнюдь не мифическое - отличается завидным долголетием и считается чуть ли не самым мудрым представителем животного мира.

Мифический зверь цилинь.

Китайцы считают даже, что черепаха способна предвидеть будущее. Недаром еще в глубокой древности черепашьи панцири использовались для гадания и предсказания судьбы. Именно за мудрость уважали черепаху китайцы. Ее образ стал символом высокого положения на иерархической лестнице. Золотые печати правительственных ведомств, периода Хань были украшены изображением черепахи, при династии Тан чиновники в ранге от 5-го и выше носили в качестве аксессуара кисет с черепашьим орнаментом.

Позднее образ черепахи стал использоваться для отделки зданий, наибольшую популярность приобрели каменные изваяния огромных черепах, несущих на спине высокую стелу. Среди животных, каменные изваяния которых украшают дворцы, храмы, жилые ансамбли и гробницы, часто можно видеть скульптурные изображения львов. Лев - “царь зверей”, животное с грозным нравом - по представлениям китайцев, был способен отгонять нечистую силу.

Образ льва использовался также как символ влиятельности и высокого положения хозяина. В народных танцах фигурирует лев - животное скорее добродушное и комичное, эти танцы - непременный элемент массовых празднеств. Тигр - еще один образ, пользующийся уважением среди китайцев. Тигра также именовали “царем зверей”. Он служил символом силы, мужества и воинственности. Также, как и льву, тигру приписывали способность отгонять нечисть.

Существовал обычай шить для новорожденного чепчик и тапочки с изображением тигра, которые ребенку надевали в 100-й день после появления на свет. Тем самым родители хотели оградить ребенка от болезней и порчи, выражали свою надежду на его здоровый рост. Если рождался мальчик, то тигровый орнамент должен был означать пожелание видеть сына сильным и бесстрашным. В районе Центрального Китая в обычае класть в приданое невесты игрушечных тигрят, сделанных из теста, тем самым выражается пожелание, чтобы у молодоженов родился сын.

Красноголовый журавль, которого китайцы называют “священным”, - олицетворение долголетия. В народной мифологии журавлю приписывают роль птицы, на которой небожители путешествуют по облакам. Излюбленной темой народного лубка являются “сосны и журавли”, выражающие пожелание долгих лет жизни. В орнаментировке дворцовых сооружений часто можно видеть изображения животных-символов: журавля, черепахи и оленя, что создает, по представлениям китайцев атмосферу благоденствия.

Бронзовые фигуры журавлей установлены по обеим сторонам императорского трона в павильоне Тайхэдянь в Запретном городе в Пекине. Образ уточек-мандаринок, в природе держащихся парами, используется китайцами для олицетворения согласия между влюбленными и супружеской верности. Этот образ присутствует в орнаментировке предметов, которыми окружают новобрачных.

Из рыб в качестве благого символа используется золотой карп. Дело в том, что произношение иероглифа “рыба” совпадает с произношением иероглифа “достаток”. Поэтому образ рыбы используется в качестве символа богатства и достатка. Кое-где на Новый год принято готовить блюдо с золотым карпом, тем самым выражая пожелание богатства в новом году. Более того, образ рыбы означает так же плодовитость, и молодоженам часто преподносят в дар нефритовую рыбку, желая им иметь многочисленное потомство.

Карп является также персонажем широко бытующей в народе притчи об отважных карпах, которым удалось преодолеть Драконовый порог на реке Хуанхэ, отличающийся необыкновенной силой течения. Согласно притче ежегодно в третьем месяце косяки карпов поднимаются против течения к верховью Хуанхэ. Большинство из них погибают в пути, лишь немногим удается преодолеть Драконовый порог. Такие смельчаки сами превращаются в драконов.

Эту притчу часто вспоминают, когда речь заходит о претендентах - участниках экзаменов на занятие должности. Проводится как бы параллель между содержанием притчи и трудностями, ожидающими экзаменующихся на пути к карьере. Зато человека, выдержавшего экзамен с хорошими результатами, приравнивают к “карпу, перепрыгнувшему Драконовый порог и превратившемуся в дракона”.

Китайцы, у которых очень развит культ природы, наделяют растения способностью чувствовать и, наблюдая за растениями, в свою очередь любят находить в них сходство с человеческими характерами. Возьмем, к примеру, пион - его яркие, пышно махровые цветы наводят на мысль о богатстве и роскоши. Пион называют “государственным цветком”, “царем цветов” и т.п.

Он олицетворяет знатность и богатство. Сосна (ее образ часто употребляется в паре с образом кипариса) - вечнозеленое, морозостойкое дерево - служит олицетворением стойкости и умения выстоять в трудных условиях. Поскольку сосны и кипарисы отличаются долголетием, вокруг могил императоров и знати, как правило, высаживали сосново-кипарисовые рощи. Образ “четырех благородных мужей”, цветущей сливы, орхидеи, хризантемы и бамбука, олицетворяет благородные качества человека.

Цветущую сливу “мэй” любят за то, что она расцветает раньше других деревьев, когда еще стоят зимние морозы, и, таким образом, является провозвестницей весны. Кроме того, цветки “мэй”, издавая приятный аромат, в то же время не стремятся поразить взор внешней пышностью. Орхидея замечательна тем, что растет в глухих лесных зарослях, наполняя воздух тонким ароматом. Хризантема расцветает поздней осенью, стойка к заморозкам, а это в глазах китайцев означает ее гордый, независимый характер.

Бамбук в глазах китайцев олицетворяет скромность (иероглиф “скромность” звучит одинаково с иероглифом, обозначающим полый стебель бамбука) и высокую нравственность (иероглиф “коленце бамбука” имеет одинаковое произношение с иероглифом, обозначающим верность моральным устоям). Упомянутые четыре растения-символы часто используются поэтами и художниками в качестве аллегорического средства выражения своих мыслей и подхода к жизни.

Символическое значение имеют также некоторые плоды и фрукты. Так плоды граната, в котором содержится большое количество семян, служат символом плодовитости, а стало быть, семейного счастья. Поэтому плоды граната - атрибут свадебных подношений. Персик служит символом долголетия и счастья. По преданию в, саду небожителей росли священные персики, расцветающие раз в 3 тысячи лет и еще через 3 тысячи лет приносящие плоды. Тому, кто попробовал такой персик, было уготовано бессмертие. Поэтому на лубочных картинах и в народной скульптуре убеленный сединами долгожитель, летящая фея, святой младенец обычно изображаются с персиком в руках как символом долголетия.

Тем, кто хочет понять представления древних китайцев, касающиеся благих пожеланий, небезынтересно будет ознакомиться с символикой орнаментов, наносимых на предметы обихода. Например, на бронзовых сосудах времен Шан-Чжоу можно видеть орнамент в виде чудовища с человеческим лицом. Это мифический зверь Таоте, отличавшийся, по поверью, необыкновенной прожорливостью. Нанесение этого образа на посуду имело целью предупредить людей от обжорства и алчности.

Широкое распространение в народе получил обычай вывешивать под Новый год лубочные картины и бумажные вырезки. Эти произведения народного творчества как ничто другое воплощают стремление людей к счастью и благополучию. Лубочные картины произошли от икон с изображением богов дверей, которые вывешивались на дверях с тем, чтобы оградить дом от нечистой силы и напастей. В династии Мин и Цин люди стали вывешивать иконы и с целью моления о благополучии. В наши дни лубочные картины и бумажные вырезки развешиваются, как правило, в канун Нового года с целью украсить помещение и создать праздничную атмосферу.

Но в древности их вывешивали и по другим поводам: свадьба, рождение ребенка и достижение им определенного возраста, жертвоприношение богам и пр. Темы народного лубка посвящены либо изображению традиционных предметов, имеющих “благостный” смысл, либо фрагментов из популярных легенд. Например, тема хорошего урожая и изобилия, тема пожелания долголетия и многочисленного потомства, тема семейного согласия и почитания родителей и пр. Исторические и легендарные личности изображаются большей частью с назидательной целью, их ставят в пример людям.

Бумажные вырезки принято наклеивать на окна. Их посвящают таким событиям, как свадьба, рождение ребенка, годовщина рождения главы семьи, новоселье и т.п. Без бумажных вырезок, выражающих добрые пожелания, не обходится приданое невесты, причем, как правило, все вырезки делаются невестой собственноручно, также как кисет, предназначенный в подарок жениху, и другие детали приданого. Тематику бумажных вырезок составляют узоры и иероглифы, носящие особый, “счастливый” смысл, и в этом отношении вырезки близки к лубочной живописи.

Иногда темой вырезок являются пожелания оградить дом от бед, бывают и просто декоративные вырезки-украшения. Бумажные вырезки используются и как подложка узора для вышивания.

Китайская живопись – это мир духовных странствий, мысль скрытая между символами

Одно из кардинальных отличий китайской живописи от, такой привычной нам, европейской это символизм. Все детали картин что-то означают и поэтому работы китайских мастеров надо читать и понимать, а не просто рассматривать как произведения европейских художников. Порой чтобы правильно понять картину требуются серьезные знания языка, истории, традиций. Символизм и делает китайскую живопись китайской.

Прежде чем продолжить стоит заметить, что китайская живопись несет в себе только положительный заряд, несет в себе добрые пожелания счастья и благополучия. Китайские художники считают, что картины должны приносить радость, удачу, успех и никак иначе.

Лотос

Изображения лотоса широко распространено в китайской живописи . Китайцы верят, что этот цветок растер в раю, на небе и поэтому лотос почитается как священное растение.

Лотос олицетворяет совершенство, является символом духовного раскрытия, чистоты, плодородия и целомудрия. Кстати, эти удивительные растения занесены в Красную книгу.

Вообще в Китае цветок лотос довольно популярен, а как же ведь сам Великий Будда своих земных воплощениях обычно восседает на этом чудном растении.

В конце лета в Китае проводится «Праздник лотоса». В центре Пекина множество людей собирается в парке Бэйхай, где находятся буддийские святыни.

Кстати, в Китае используют лотос для различных нужд, в дело идут не только листья, но и корни, семена, цветы. Из них делают различные вкусные блюда, сладости, напитки и даже приготавливают лекарства.

Сосна

Пользуется большой популярностью. Это вечнозеленое дерево, даже зимой не сбрасывает своих иголок. Сосна символизирует духовную стойкость, мужество, жизненную силу, сдержанность, постоянство и долголетие.

Что касается семейных ценностей то, благодаря сдвоенным иголкам, сосна служит символом супружеского счастья и верности.

Бамбук

Бамбук — многолетнее, вечнозелёное растение, растущее с удивительной скоростью, к тому же очень прочный.

Изображение бамбука очень популярно в китайской живописи. Он ассоциируется с долголетием, стойкостью к жизненным невзгодам, высокими моральными качествами. Интересно то, что бамбук является символом сыновьей почтительности и преданности. Бамбук одно из четырех благородных растений .

Дикая слива, как и все лиственный деревья в живописи Китая, олицетворяет вечный круговорот природы: появляются молодые листья, растут, опадают и вновь появляются.

По популярности изображения, слива запросто может соперничать с бамбуком. Как и бамбук, слива является одним из четырех благородных растений, а сочетание сливы и бамбука символизирует прочную дружбу. Во времена династии Тан было заложено отдельное направление живописи, посвященное сливе.

Символизирует чистоту помыслов, невозмутимость, спокойствие, гармонию. Цвести она начинает, когда еще холодно, нередкое явление цветы дикой сливы в снегу. Неудивительно, что мэйхуа символизирует зиму и несгибаемость.

Журавль

В Китае журавль считается посланцем богов. Как и у многих народов мира, журавль в китайской культуре ассоциируется с удачей, счастьем, верностью, свободолюбием. Так же в Китае журавль это символ долгожительства, бессмертия, бдительности, преуспевания и высокого положения в обществе.


Утки — мандаринки

Две утки — мандаринки символизируют супружеское счастье, крепкую семью, любовь. Самая дорогая картина с изображением этих уток «Лотос и утки-мандаринки», знаменитого художника Чжана Дацяня , ушла за $21,8 млн на гонконгских торгах Sotheby’s. Это одна из самых подделываемых картин в мире.

Картина «Лотос и утки-мандаринки». Ушла с молотка за $24,5 миллиона на аукционе Sotheby’s в Гонконге 2011 года.

Золотые рыбки

Рыбы часто упоминаются во многих преданиях и символизируют долголетие, достаток и гармонию. Кроме того золотые рыбки и карпы это символы процветания, исполнения желаний и успеха.


Орхидея

Этот нежный утонченных цветок является одним из благородных растений. Орхидея олицетворяет весну, честь, чистоту помыслов, благородство. И кроме того это символ женского начала и красоты.

Хризантема

Хризантема, так же, как и орхидея, одно из четырех благородных растений. Этот цветок украшает собой сады до поздней осени, как бы бросая вызов зиме, и символизирует бодрость духа, даря людям радость, красоту и хорошее настроение. Так же хризантема - это символ покоя и может представлять ученого-отшельника.

Хризантемы, расцветающие холодной осенью, не боятся непогоды и злых ветров. Удивительный пример силы и упорствакитайский поэт Юань Чжэнь

Китайские мастера живописи, поэзии и музыки посвящали этому цветку свои лучшие произведения. Из хризантемы приготавливают чай терпкий и ароматный, золотистое вино и даже лекарства.

Вино их жризантем это напиток, который умеет снимать печали и уводит от земных заботкитайский поэт Тао Юань-мин

Во время праздника «Середины осени» есть День хризантем вовремя, которого в Пекине, в парке Юаньминьюань проходит традиционная выставка хризантем, на которую приходят десятки тысяч людей.


Пион — цветок императоров. Это символ богатства, изобилия, почести и карьерного роста. Так же пион это человеческая красота, романтика, страсть, любовь.

Креветка

Изображения креветки означает счастье, удачу, а так же такое качество как умение общаться с людьми. Еще креветка это благоприятный символ для бизнеса.