Южный газовый коридор - капля в море «Газпрома. Азербайджан пригласил Украину в «Южный газовый коридор

Турция постепенно превращается в газовый хаб: спустя меньше месяца после завершения прокладки первой нитки «Турецкого потока» для российского газа запущена первая очередь другого газотранспортного маршрута — «Южного газового коридора» (ЮГК). По нему в сторону Турции, а затем и ЕС потечет уже азербайджанский газ.

Сам ЮГК будет представлять собой разветвленную сеть газопроводов, состоящую их расширенного Южнокавказского газопровода (Баку — Тбилиси — Эрзурум), турецкого трубопровода TANAP (Трансанатолийский газопровод) и европейский TAP (Трансадриатический газопровод). Общая протяженность всех частей ЮГК составит 3500 км от Баку до юга Италии через Грузию, Турцию, Грецию, Албанию.

По этому маршруту в Европу будет идти газ с шельфового месторождения Шах-Дениз. Стоимость проекта оценивается более чем в $40 млрд. Предполагается, что на первом этапе объем поставок азербайджанского газа по новому маршруту составит 16 млрд кубометров в год, из которых 10 млрд куб. м. придется на Европу, а впоследствии вырастет до 31 млрд кубометров.

Шах-Дениз — одно из крупнейших в мире газовых месторождений с запасами газа более 1 трлн кубометров. Первая стадия проекта уже запущена, в прошлом году экспорт составил 7,3 млрд кубометров. В ближайшие дни планируется завершить подготовку к старту добычи в рамках второй стадии. Оператором проекта является британская ВР (ей принадлежит 28,8%). Другими участниками являются Petronas (15,5%), SOCAR (16,7%), TPAO (19%), NICO (10%) и российский (10%). Стоимость второй стадии составляет почти $24 млрд, а предполагаемый объем добычи — 16 млрд кубометров в год.

Президент Азербайджана Ильхам , присутствовавший на территории запуска на Сангачальском терминале близ Баку, отметил, что сейчас в проекте участвуют семь стран — Азербайджан, Грузия, Турция, Греция, Болгария, Албания и Италия, присоединиться к нему планируют также Босния и Герцеговина, Хорватия и Черногория. Во время церемонии Алиев запустил первый газ. Он пойдет в турецкий трубопровод TANAP (Трансанатолийский газопровод) и далее в европейский TAP (Трансадриатический газопровод).

«Азербайджанский газ является новым источником поставок газа в Европу, и реализацией ЮГК мы заново составляет энергетическую карту континента», — подчеркнул Алиев.

Стоит подчеркнуть, что пока другие части ЮГК не готовы. TANAP планируется ввести в эксплуатацию 12 июня, сообщал ранее министр энергетики и природных ресурсов Турции . А Трансадриатическая труба должна быть достроена только к 2020 году.

Проект изначально был призван повысить безопасность поставок газа в Европу, составить конкуренцию российским трубопроводным проектам «турецкий проект» и «Северный поток — 2» и снизить долю «Газпрома» на европейском рынке.

Эксперты полагают, что формально этот проект может усилить конкуренцию на европейском рынке газа, однако серьезно позиции «Газпрома» на этом направлении не потеснит.

Если считать, что конкуренция подразумевает определённую гибкость для покупателя и возможность выбора между поставщиками, то такой конкуренции здесь не появляется или она минимальна, отмечает аналитик Энергетического центра бизнес-школы «Сколково» .

Газ с проекта «Шах-Дениз 2» будет поставляться в рамках долгосрочных контрактов, известно, что в цене есть и составляющая с нефтяной привязкой, то есть речь идет об обязательных (в рамках объема «бери-или-плати») закупках, поясняет эксперт. Речь, таким образом, может идти не столько о конкуренции в прямом смысле этого слова, сколько о диверсификации источника поставок для стран Южной Европы (Греции, Болгарии, Италии), добавляет он.

16 млрд кубометров — это менее 3% европейского газового рынка, включая Турцию, или в 12 раз меньше, чем продажи «Газпрома» в Европу, подсчитал директор группы по природным ресурсам и сырьевым товарам Дмитрий .

Это гораздо более значимое событие для Италии, а также Турции и Болгарии, которые сильно зависят от российского газа — проект предлагает хоть какую-то, но альтернативу, рассуждает аналитик. Не менее значимо оно и для Азербайджана, где до недавнего времени главным единственным продуктом сырьевого экспорта была нефть: скорее всего, роль газа в мировом энергетическом балансе будет расти, поэтому экспорт газа — неплохой способ немного обезопасить себя от возможного падения спроса на нефть, возможного на длинном временном горизонте, добавляет Маринченко.

Спрос на газпромовской газ действительно может незначительно сократиться, однако «Газпром» по-прежнему будет иметь возможность управлять объемами, предлагая покупателям скидки и идя на прочие уступки.

То, что «Газпром» приветствовал последнее решение , которая обязала компанию по сути отказать от практики сегментирования рынка и ценовой дискриминации, говорит о том, что холдинг готов проявлять определенную гибкость, чтобы защитить свою долю рынка, добавляет он.

На прошлой неделе «Газпром» с турецким правительством подписали протокол о сооружении сухопутного участка второй нитки «Турецкого потока».

В дополнение к нему было подписано соглашение между «Газпромом» и турецкой Botas, где определены основные условия и параметры строительства этого участка трубы. Предполагается, что вторая нитка «Турецкого потока» (15,5 млрд куб. м в год) обеспечит транзит российского газа через Черное море до побережья Турции и далее до границы с .

В тот же день, 26 мая, глава Турции заявил, что турецкая Botas добилась от «Газпрома» скидки в 10,25% на газ, поставленный в 2015-2016 гг. и получит в качестве компенсации $1 млрд ретроактивного платежа.

Планы ЮГК грандиозны и величественны, но на практике отменить доминирование российского газа в Европе они не в состоянии

Александр Запольскис

В обилии газовых трубопроводных проектов в Средней Азии и Закавказье сегодня можно запутаться. Есть некий TAP - Транскаспийский газопровод, идущий от газовых месторождений Туркмении по дну Каспийского моря к Сангачальскому терминалу Азербайджана. Есть Южнокавказский газопровод из Баку, через Грузию, до Турции.

Потом есть TANAP - Трансанатолийский газопровод, тянущийся через всю Турцию до ее границы с Европой, где он становится началом двух других газовых труб - NABUCCO через Болгарию и снова ТАР (Трансадриатический газопровод) через Грецию, Албанию и Адриатическое море в итальянский город Бриндизи. Везде мелькают разные цифры объемов, разные сроки запусков и даже разные степени готовности.

Долгое время все перечисленное напоминало попытку поделить шкуру неубитого медведя. В основании всего стояло азербайджанское месторождение Шах-Дениз, газ из которого Баку хотел продавать в Европу напрямую, без российского посредничества. Интерес прочих стран читался прозрачно. Во-первых, Грузия видела в проекте возможность получения энергоносителей "не от Газпрома" (что сулило обретение «энергонезависимости»).

Во-вторых, транзитная труба в Турцию означала и транзитные платежи, мягко говоря, не лишние для экономики. Впрочем, турки рассматривали вопрос аналогичным образом. Часть газа - себе, часть - дальше на продажу в Евросоюз. И не только они. Точно также на "азербайджанскую трубу" смотрели греки и албанцы. А все вместе это называлось Южным газовым коридором.

На днях его даже торжественно запустили . 29 мая в Баку президент Азербайджана присутствовал на церемонии начала закачки газа в Южнокавказскую трубу (еще известную как Баку-Тбилиси-Эрзурум, БТЭ). Как было заявлено, ориентировочно к 12 июня текущего года процесс технологической подготовки будет закончен и первый азербайджанский газ начнет поступать в TANAP.

Тем самым обходящий Россию Южный газовый коридор, наконец, заработает, а значит, успехом увенчались усилия пула "маленьких стран" по преодолению российской газовой монополии и обретению своей геополитической субъектности. Экспорт энергоносителей по неподконтрольному Москве маршруту сулит возможности по расширению самостоятельности во внешней политике. В теории. Реальность, как всегда, оказывается намного сложнее.

Заявленного на конец 2017 года объема прокачки по БТЭ в 25 млрд. кубометров в год у Азербайджана все еще нет. Да и сам участок позволяет пропускать лишь 18,6 млрд. кубов. До максимума его доведут лишь в 2020 году. И то, вряд ли.

За весь 2017 год, при всех инвестициях в развитие месторождения Шах-Дениз, Азербайджан сумел добыть всего 10,2 млрд. кубометров газа, из которых способен поставить на экспорт не более 9 млрд. В то время как для загрузки TANAP в сочетании с желанием поставлять еще и как минимум 10 млрд. кубов в Европу, Баку необходимо иметь экспортную мощность не менее 27-32 млрд. кубов. В лучшем случае получится достичь отметки в 18 млрд. не ранее 2020-2022 годов.

Из этого следует, что предстоящие пять лет азербайджанского газа хватит лишь для обеспечения спроса Турции. Кому-то и этот результат может показаться успешным. В том смысле, что не столько для Баку, сколько для Анкары, ослабляющей зависимость от Газпрома. Но цифры говорят о другом. Из 50 млрд. кубов ее потребления 24-25 млрд. поставляет Россия. Еще 10 млрд. дает Иран. Остальное турки покупают, где получится. Именно наличие серьезного дефицита газа и послужило основанием согласиться на реализацию первой нитки "Турецкого потока", после окончания строительства которой из России придет дополнительно 15,75 млрд. кубов голубого топлива в год.

Но туркам не нравится, что их зависимость по газу от России достигнет 80%, чем поставит под контроль Москвы все дальнейшее развитие турецкой промышленности, в основе которого всегда лежит, прежде всего, энергия. И вот с этого места начинается интересно.

По заявлениям турецкой стороны до, как минимум, конца 2022-2023 годов получать от Азербайджана больше 6 млрд. кубов в год они не ожидают. При том, что хотели бы не меньше 10, а лучше 11 млрд. Но их нет, а значит через Грецию, Албанию и Адриатику прокачивать решительно нечего, и все заявления итальянцев насчет экологической угрозы есть просто политический пиар. Впрочем, на TAP газ еще теоретически найти можно, но на NABUCCO его не появится вообще никогда. Если, конечно, не рассматривать в качестве источника вторую ветку "Турецкого потока", разрешение на прокладку которого Турция тоже дала. Но эти дополнительные 15,75 млрд. кубов "русского газа" полностью отменяют основу концепции Южного газового коридора как важной альтернативной линии импорта энергоносителей в ЕС в обход РФ.

Понимая, что, при всем неприятии реальности другой альтернативы нет, ряд нефтегазовых ТНК пытается "найти" недостающий газ на другом берегу Каспия - в Туркмении. Формально любой проект там невозможен до окончательной демаркации акватории, процесс по которой идет, но от завершения еще далек. На практике же западные юристы думают, что нашли "зазор" позволяющий начать проектирование совместного азербайджано-туркменского проекта по прокладке Транскаспийского газопровода. Грузия заручилась поддержкой Еврокомиссии и выразила готовность финансировать начало проектных работ.

Интерес Туркмении к "вступлению" в ЮГК прост. В 2016 году закупку туркменского газа прекратила Россия, а в начале 2017 года Туркмения поссорилась с Ираном, в результате лишившись туда экспорта. В результате страна способна добывать 75-80 млрд. кубов газа в год, а продает всего 29,6 млрд. единственному покупателю - Китаю, который пользуется безвыходным положением Ашхабада и платит мало - всего 185 долл. за тыс. кубов. Падение экспортной выручки сильно ударило по доходам страны и вынудило правительство Туркмении значительно урезать социальные гарантии. Поступающих денег хватает только на обслуживание полученных от Китая кредитов.

Реализация ТАП позволит направить "имеющиеся излишки" через Южный коридор "на Запад". По первой ветке готовятся пойти 12-15 млрд., затем еще 15-16 млрд. по второй. Проект активно поддерживается банками ЕС и той частью европейской элиты, которой активно не нравится вынужденное сближение Евросоюза с Россией.

Теоретически туркменский газ может обеспечить как догрузку TANAP, так и потребности Трансадриатической части ЮГК. В перспективе даже потеснить "Газпром". А если смотреть совсем далеко и учитывать очень-очень долгосрочные планы (сегодня скорее просто мечты, хотя и не лишенные разумных оснований) Туркмении по удвоению своей добычи с западной помощью, Европа действительно может получить через Южный коридор (с учетом его расширения) примерно до 90 млрд. кубов газа, что составляет примерно 70-75% объема нынешних поставок "Газпрома" в ЕС. В теории.

Потому что на практике на ближайшие пять лет 6 млрд. кубометров это все, что через ЮГК способно пройти со стороны Туркмении. Следовательно, до европейской границы Турции они не дойдут совсем. В то же время, в ближайшие три-четыре года будут введены в строй "Северный поток-2" и "Южный поток-2", что увеличит российский газовый экспорт в Европу со 155,9 (данные за 2017 год) до 226-227 млрд. кубов в год.

На этом фоне, даже если Азербайджану получится нарастить добычу хотя бы до 18 млрд., а Туркмения сумеет чудесным образом протянуть первую ветку по дну Каспия, то даже в этом случае до Европы дойдут от силы 22-24 млрд. кубометров, что составит от силы 10% от российских объемов. Дополнительные деньги поставщикам они, безусловно, принесут, но сколько-нибудь серьезно повлиять на общий баланс спроса и предложения на газовом рынке Европы они не смогут, особенно с учетом падения европейской добычи. Доминирование российского газа в Европе альтернативы не имеет.

В Баку открыли первую часть проекта «Южный газовый коридор», по которому Азербайджан сможет напрямую экспортировать газ в Европу. Президент Азербайджана Ильхам Алиев принял участие в торжественной церемонии. Повернув ключ, он символически дал старт поставкам «голубого топлива» из месторождения «Шах-Дениз» на шельфе Каспийского моря в Европу.

Азербайджанская дипломатия XXI века: секрет успеха на международной арене

«Южный газовый коридор» состоит из трёх пазлов. Первый этап — Южно-Кавказский трубопровод (ЮКТ). Этот газопровод, соединяющий Азербайджан с турецким городом Эрзурум через территорию Грузии, был построен ещё в 2007 году. Но после подписания Еврокомиссией декларации о «Южном газовом коридоре» в 2011 году было принято решение о расширении ЮКТ. Трубопровод проходит параллельно нефтепроводу «Баку — Тбилиси — Джейхан», по которому Азербайджан через средиземноморский порт Турции экспортирует нефть в ЕС.

Картографические данные Google, 2018

Второй этап проекта связан с Трансанатолийским газопроводом (TANAP), начинающимся на турецко-грузинской границе и пересекающим всю Малую Азию. На греческой границе TANAP будет состыкован с Трансадриатическим газопроводом (TAP), проходящим по территории Греции, Албании и Италии.

Президент Азербайджана Ильхам Алиев. Фото: www.globallookpress.com

Первые поставки азербайджанского газа в Турцию намечены на 2018 год. В середине мая министр энергетики Турции Берат Албайрак озвучил дату открытия TANAP. Это произойдёт 12 июня. Газопровод из Греции в Италию, к которому через интерконнекторы намерена присоединиться Болгария, будет сдан в эксплуатацию примерно к 2020 году. TAP обеспечит порядка 17% газового потребления Италии.

Мощность «Южного газового коридора» оценивается в 16 млрд кубометров в год, шесть из которых пойдут на нужды Турции, а остальные 10 — поставлены в Европу.

Новая газовая война России и Украины: «Газпром» не намерен быть спонсором киевского режима

Составит ли азербайджанский газ конкуренцию российскому экспорту? Пропускная способность «Турецкого потока», когда будет построена его вторая нитка, вдвое превысит «Южный газовый коридор». А с учётом почти 200 млрд кубометров, которые Россия ежегодно экспортирует в Старый Свет, 16 млрд из «Шах-Дениза» едва ли «сделают погоду» на европейском рынке, где спрос на газ растёт из года в год. В уме надо держать и идущее на всех порах строительство российского «Северного потока-2», по которому будет проходить ни много ни мало 55 млрд кубов в год.

Стоит отметить, что «Южный газовый коридор» — четвёртый проект, направленный на повышение энерготранспортной независимости южнокавказских республик от России. В 1999 году завершилась прокладка нефтепровода «Баку — Супса» в Грузию. Семь лет спустя был построен вышеупомянутый нефтепровод «Баку — Тбилиси — Джейхан». Параллельно реализовывался газопровод «Баку — Тбилиси — Эрзурум». По территории трёх стран — Азербайджана, Грузии и Турции — проходит и сданная осенью 2017 года в эксплуатацию железная дорога «Баку — Тбилиси — Карс».

«Южный газовый коридор», как показывает сравнительная статистика, не является прямым конкурентом «Газпрома» на европейском газовом рынке. Тем более что Россия и сама диверсифицирует поставки газа за счёт Китая.

Фото: Merkushev Vasiliy / Shutterstock.com

На недавнем Петербургском международном экономическом форуме о заинтересованности в «голубом топливе» из России заявил и японский премьер Синдзо Абэ. А чуть ранее болгарский президент Румен Радев намекнул на возможную реинкарнацию «Южного потока».

При этом утверждать, что «Южный газовый коридор» — не проект в обход России, было бы странно как минимум с точки зрения географии. Не претендуя на конкуренцию, Азербайджан укрепляет свой статус независимого международного игрока, не привязываясь ни к России, ни к Западу. ЕС и США, а также западные компании во главе с BP (участвует почти во всех нефтегазовых проектах Азербайджана) заинтересованы в том, чтобы расширить своё влияние на Южном Кавказе, а в перспективе ослабить роль «Газпрома» в Европе. Но для этого одних месторождений Азербайджана недостаточно. Газопроводы в обход России имеют реальную силу только в случае подключения к ним Ирана и Туркмении, 2-й и 4-й стран в мире по запасам «голубого топлива». Но на этом пути есть ряд препятствий: нерешённость статуса Каспия, мешающая строительству Транскаспийского газопровода, и курдский фактор, осложняющий поставки иранского газа. Свою лепту вносят и США, отсрочившие выходом из ядерной сделки разработку одного из десяти крупнейших газовых месторождений в мире — «Южного Парса».

Президент Азербайджана Ильхам Алиев подчеркнул роль западных стран в поддержке «Южного газового коридора». Фото с официального сайта президента Азербайджана

То, о чем так долго говорили противники «Газпрома», свершилось. Азербайджан с помпой запустил вчера новый газопровод «Южный газовый коридор» (ЮГК), который по альтернативному маршруту доставит газ сначала в Турцию, а затем и в Южную Европу. Хотя объемы поставок азербайджанского газа значительно уступают российскому экспорту в Европу, наблюдателей впечатлило совпадение по срокам ввода этого проекта с ожидаемым выходом на берег «Турецкого потока» из России.

Уже в первой половине июня ожидается запуск в эксплуатацию знаменитого Трансанатолийского трубопровода (TANAP), по которому с востока на запад через всю Турцию пойдет в Европу газ с азербайджанского месторождения «Шах-Дениз». А вчера президент Азербайджана Ильхам Алиев на терминале рядом с Баку торжественно запустил первый газ в «Южный газовый коридор», частью которого и станет TANAP.

Газ будет доставляться в Европу через сложную систему коммуникаций общей протяженностью в 3500 км: ЮГК включает в себя расширение газопровода Баку-Тбилиси–Эрзурум, строительство TANAP и Трансадриатического трубопровода (TAP). Газ пройдет из Азербайджана в Грузию, Турцию, Грецию, Болгарию и Албанию – и до Италии. Ожидается, что 6 млрд куб. м ежегодно по этой системе будет получать Турция, а 10 млрд пройдут дальше для европейцев.

Вчера президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган направил обращение по случаю запуска первого этапа проекта «Южный газовый коридор», он назвал проект важным примером регионального сотрудничества. А Ильхам Алиев поблагодарил США, Великобританию и ЕС за политическую и экономическую поддержку проекта.

Совместная декларация о «Южном газовом коридоре» была подписана Азербайджаном и Еврокомиссией в 2011 году, но совпало так, что его запуск пройдет всего неделями позже подписания «Газпромом» и правительством Турции протокола о второй – транзитной – нитке «Турецкого потока», газ в которой предназначен для того же южного региона Европы (см. ).

Очевидно, напрашивается сравнение двух проектов (изначально создание ЮГК было очень политизировано и рассматривалось как важный объект противостояния «газовой гегемонии России в Европе»).

Напомним, что первая нитка строящегося «Турецкого потока» предназначена для поставок в саму Турцию, а вот вторая предназначена для дальнейшей прокачки в страны Южной и Юго-Восточной Европы. Мощность российской трубы больше, по каждой нитке можно прокачать до 15,7 млрд куб. м газа в год. ЮГК принесет в Европу только 10 млрд ежегодно.

Но «поток» только строится, перспективы сбыта еще совсем не определены. Для поставок по балканскому маршруту надо строить еще один трубопровод, 100 км между Болгарией и Сербией. А вот глава TANAP Салтук Дюзйол сообщал, что у его организации уже есть договоры по транспортировке газа на 15 лет вперед. Проект «Южный газовый коридор» одобрен Евросоюзом. Он активно поддерживается западными странами. Правда, ЮГК тоже готов не целиком, Трансадриатический газопровод (TAP), как ожидается, будет построен к 2020 году.

Для бизнеса «Газпрома» создание конкурента «Турецкому потоку», конечно, не несет прямого ущерба. В 2017 году из РФ Европа получила 193 млрд куб. м газа, это около 37% от общего объема. Однако символическое значение конкурентной трубы велико, особенно если позже к поставкам через нее подключатся Казахстан и Туркмения.

Создание ЮГК требует огромных инвестиций. По данным Natural Gas Europe, объем общих инвестиций в проект составляет около 40 млрд долл., в том числе TANAP стоит 9,3 млрд, TAP – 6 млрд, вторая стадия разработки «Шах-Дениза» и расширение Южнокавказского газопровода – 23,8 млрд.

Глава аналитического департамента компании «Golden Hills – КапиталЪ АМ» Михаил Крылов считает, что, учитывая объем инвестиций в строительство по сложному маршруту «коридора», его участники вряд ли предложат европейским потребителям лучшие условия, чем «Газпром». «Можно предположить, что, участвуя в проекте «Южного коридора», Турция страхуется от форс-мажора по «Турецкому потоку». У Европы хватает своих забот, и вряд ли она простимулирует строительство новых ниток этого коридора, создавая реальную угрозу доле «Газпрома» в поставках в ЕС», – сказал «НГ» Крылов. По мнению эксперта, реализация проекта, о подготовке которого говорили так долго, сейчас стала возможна из-за увеличения спроса на газовый транзит в страны Средиземноморья и Центральной и Восточной Европы.

«Проект «Южного газового коридора» не станет ограничителем для поставок «Газпрома». Напротив, при определенном сценарии развития событий правые в Италии добьются интеграции всего Средиземноморья в единый экономический организм, в голубых венах которого потечет и российская газовая кровь».

Завотделом Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин не согласен, что «коридор» – это некая страховка для Турции на случай, если сорвется российский поток. «Это не так, ведь решение по ЮГК было принято раньше «Турецкого потока», – считает Кулагин. В «совпадении» по срокам запуска «потока» и «коридора» Кулагин не видит ничего странного. По его мнению, запуск «коридора» осуществляется согласно плану разработки месторождений. Да и в Европе растет потребность на фоне снижения собственной добычи. Эксперт также не думает, что участники «коридора» предложат европейским потребителям лучшие условия, чем «Газпром», что привело бы со временем к тому, что Европа стимулировала бы строительство новых ниток ЮГК, создавая реальную угрозу доле «Газпрома» в поставках в Европу.

«Затраты по ЮГК выше, чем у «Газпрома». Строительство новых веток зависит от наличия и стоимости газа, а с этим в отличие от «Газпрома» есть проблемы», – сказал «НГ» Кулагин.

«Южный газовый коридор» не сможет стать ограничителем для экспортных поставок «Газпрома», считает эксперт. «Этот проект учитывался в планах. Да, он отчасти будет конкурировать с российским газом, как и другие поставки. Но это все было ожидаемо. Частично проект компенсирует падение собственной добычи в Европе и рост спроса в отдельных странах, но и ниша для российского газа остается большой», – говорит Кулагин.

Фото с сайта: president.gov.ua

Президент Азербайджана Ильхам Алиев во время переговоров со своим украинским коллегой Петром Порошенко пригласил Украину принять участие в проекте «Южный газовый коридор» (ЮГК).

«Президент Азербайджан а пригласил Украину к участию в проекте Южный газовый коридор», — отмечается в сообщении, опубликованном на официальном сайте президента Украины.

Также стороны уделили внимание дальнейшему углублению взаимодействия в энергетической сфере.

Официальное открытие «Южного газового коридора» состоялось в Баку 29 мая этого года. С помощью него Азербайджан планирует доставлять газ в ЕС в обход России. По коридору «голубое топливо» будет транспортироваться с месторождения Шах Дениз — через Турцию в южные страны Евросоюза — Италию, Грецию и др. Стоимость проекта составляет более 40 млрд долларов. До 2020 года в страны Европы планируется доставлять около 10 млрд кубометров газа. По словам Алиева, в проекте участвуют 7 стран, Азербайджан, Турция, Грузия, Греция, Италия, Албания и Болгария. К нему планируют присоединиться Черногория, Хорватия, а также Босния и Герцеговина.

Некоторые эксперты уверены, что «Южный газовый коридор» не может составлять конкуренцию «Турецкому потоку», вторая нитка которого будет транспортировать газ европейским потребителям.

Другие аналитики считают запуск ЮГК не очень хорошим знаком для «Газпрома».

Так, мнению начальника аналитического отдела ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Николая Подлевских, положительный моментом при запуске ЮГК можно считать то, что Турция, поставляя газ в южные страны ЕС, будет привыкать к роли транзитера, и в будущем обеспечит надежную доставку газа «Турецкому потоку».

Эксперт полагает, что потребность Европы в газе, даже ее южных государств «Южный газовый коридор» удовлетворить не может, поэтому проект Азербайджана не станет альтернативой «Турецкому потоку».

Наряду с этим, аналитики, считают ЮГК не очень благоприятным знаком для «Газпрома»: запуск проекта показывает, что конкуренция на рынке есть, могут строиться другие газопроводы.

В этой сфере, по словам аналитика Раффайзенбанка Андрея Полищука, конкуренцию «Газпрому» в будущем могут составить страны Ближнего Востока, однако, учитывая политический фактор и нестабильность региона, вероятность развития таких проектов мала.

Одновременно, «Газпром» обладает мощными преимуществами перед конкурентами — это масштаб «Турецкого потока», потенциал его развития, очень большие запасы месторождений и его репутация.

«В отличие от TANAP, у «Газпрома» пиковая нагрузка может быть гораздо больше. Поэтому конкурентов все-таки пока нет», — уверен эксперт.

К разработке крупного газового месторождения Шах-Дениз Азербайджан приступил в 2006 году. Через два года, на фоне газового конфликта, возникшего между Россией и Украиной, Европейская комиссия одобрила Второй стратегический энергетический обзор, призывающий расширить поставки топлива в Европу в обход России. В 2013 году был окончательно утвержден маршрут «Южного газового коридора» В проект вошли: уже функционирующий Кавказский трубопровод и новые — Трансанатолийский (TANAP) и Трансадриатический (TAP). В 2015 году был заложен фундамент газопровода TANAP. В церемонии приняли участие президенты Азербайджана, Турции и Грузии.