Жизнь и творчество рахманинова сообщение. Произведения Рахманинова: список. Известные произведения Рахманинова. Визитная карточка композитора

Имя этого великого музыканта известно во всем мире, и его смело можно назвать «русским гением». Сергей Васильевич Рахманинов был великолепным пианистом, который не имел себе равных, блестящим дирижером и композитором, оставившим после себя огромное культурное наследие. Он создал такие выдающиеся произведения, которые своей вдохновенностью никого не могут оставить равнодушными. Роковая судьба распорядилась так, что маэстро пришлось покинуть Родину, но любовь к отчизне, как и любовь к музыке, он пронес в сердце через всю жизнь и отразил это в своём гениальном творчестве.

Краткую биографию Сергея Рахманинова и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Рахманинова

Сергей Рахманинов появился на свет 1 апреля 1873 года в имении Онег Новгородской губернии. С юных лет мальчик стал проявлять особый интерес к музыке, поэтому мама Любовь Петровна стал обучать его игре на инструменте с четырехлетнего возраста. Когда Сергею Васильевичу исполнилось девять лет, вся семья была вынуждена переехать жить в Северную столицу, так как их имение было продано за долги. Отец будущего композитора ушел из семьи, поэтому о детях теперь заботилась одна мать. Она-то и приняла решение дать Сергею именно музыкальное образование, как и хотела первоначально.


Вскоре Рахманинова принимают на младшее отделение в Петербургскую консерваторию. Вот только с учебой у мальчика не заладилось, ведь он предпочитал проводить время на улице, а не за фортепиано. Тогда по совету Александра Зилоти, который приходился Рахманинову двоюродным братом, было решено перевести юного музыканта в Московскую консерваторию к Н.С. Звереву. Этот педагог давно славился своей особой системой воспитания одаренных учеников. Он выбирал из класса двух-трех талантливых детей и забирал на полный пансион к себе домой. Там Николай Сергеевич приучал учеников к дисциплине, высочайшей организованности и систематическим занятиям, занимаясь с каждым из них индивидуально. В 1887 году Рахманинов начинает сочинять и записывать первые произведения. В то время его преподавателем по контрапункту становится С.И. Танеев .


Сергей Васильевич окончил консерваторию по двум классам – фортепиано (1891 г.) и композиции (1892 г.). Его дипломной работой стала опера «Алеко», созданная им всего за семнадцать дней. За свое сочинение он получил высочайшую отметку «5+». В 1892 году Сергей Васильевич впервые выступил перед публикой как пианист, со своей известнейшей Прелюдией до-диез минор, ставшей настоящей жемчужиной его творчества.

В 1897 году состоялась долгожданная премьера Первой симфонии, над которой Рахманинов долго работал. После этого концерта, который был крайне неудачным для композитора, он не сочинял ничего в течение трех лет, так как произведение провалилось. Публика и безжалостные критики отрицательно встретили симфонию, да и сам Рахманинов был крайне разочарован. В итоге партитуру он уничтожил, запретив когда-либо исполнять ее. Оставив на время композицию, Сергей Васильевич вплотную занялся исполнительской деятельностью. В 1900 году он вновь вернулся к любимому занятию и принялся за написание Второго фортепианного концерта. Вслед за ним, выходят другие популярные сочинения композитора. В 1906 году Рахманинов решает уйти с постоянной работы в Мариинском женском училище, где он преподавал теорию музыки, чтобы заняться творчеством.


В 1917 году композитор вместе со своей семьей отправляется в Швецию с концертной программой, и предполагалось, что вернутся они через два месяца. Однако, как оказалось, с родными краями они простились уже навсегда. Вскоре семейство Рахманиновых переехало в Америку. Там очень ценили талант Сергея Васильевича и считали его пианистом мирового уровня. Ему приходилось много и напряженно работать, подготавливая концертные программы, иногда из-за чего сильно болели руки.

В этот период Рахманинов снова делает большой перерыв и ничего не сочиняет практически восемь лет. Лишь в 1926 году из-под его пера появляется Четвертый концерт для фортепиано.

В 1931 году семья Рахманиновых покупает участок на берегу озера в Швейцарии, и вскоре там появляется вилла «Сенар». Именно тут он и создает свои знаковые сочинения – и Третью симфонию. Симфонические танцы композитор написал в 1940 году и это стало его последним произведением.

28 марта 1943 года тяжелобольной Рахманинов скончался в кругу своих родных в Беверли-Хиллз.



Интересные факты из жизни Рахманинова

  • У Рахманинова и его учителя Н. Зверева произошел конфликт из-за композиции. Оба очень тяжело переживали это, а помириться музыканты смогли лишь после выпускного экзамена. Тогда Зверев подарил Рахманинову свои золотые часы, которые композитор бережно хранил всю жизнь.
  • В выпускном классе фортепианного отделения Сергей Рахманинов остался без педагога, так как А. Зилоти ушел из консерватории, а его ученик не захотел менять наставника. В результате ему пришлось самостоятельно подготовить выпускную программу, с которой он блестяще выступил на экзамене.
  • Так как Рахманинов окончил сразу два факультета с отличием, то ему была вручена Большая золотая медаль.
  • Когда шли репетиции первой оперы «Алеко », к начинающему композитору подошел П.И. Чайковский и предложил исполнить сочинение Рахманинова вместе со своим новым спектаклем «Иоланта », если тот не возражает. От счастья и восторга Рахманинов даже не смог вымолвить и слова.
  • Из биографии Рахманинова мы знаем, что в 1903 году Рахманинов женился на Наталье Сатиной, которая приходилась ему двоюродной сестрой. Из-за этого музыканту даже пришлось простить «Высочайшего разрешения» на брак.


  • Композитор признавался, что провал первой симфонии огорчил его не из-за негативных отзывов, а из-за того, что ему и самому не понравилось сочинение уже на первой репетиции, но он не стал ничего исправлять.
  • Несмотря на то что Рахманинов последние десятилетия своей жизни прожил в США, он отказался от гражданства этого государства, так как не захотел отрекаться от своей Родины.
  • Вилла «Сенар» получила название по первым слогам имен Сергея Васильевича и его супруги Натальи Рахманиновой. Это место стало особенным для композитора, он даже специально привез туда русские березы, а само имение создал в национальном стиле.


  • Когда началась Великая Отечественная война, Рахманинов крайне тяжело переживал это и даже один из гонораров за свое выступление (сумма составляла около 4 тыс. долларов) он передал для поддержки советской армии. Его примеру тут же последовали другие известные музыканты.
  • Необычайный талант Рахманинова передался ему от деда Аркадия Александровича, который был не только превосходным пианистом, но и сочинял небольшие фортепианные произведения.
  • С самого детства Сергей Васильевич обладал фантастической памятью. Он мог легко исполнить по памяти произведение, даже если слышал его всего один раз.
  • Выступал Рахманинов и в качестве дирижера, причем все его постановки («Князь Игорь » Бородина, «Русалка » Даргомыжского и др.) стали эталоном.
  • Помимо хорошей памяти композитор обладал еще одной уникальной особенностью, которую отмечали многие исследователи его жизни и творчества. Он мог легко охватывать на рояле сразу 12 белых клавиш, что было не под силу многим известным пианистам.
  • На деньги, переданные Рахманиновым на Родину во время Великой Отечественной войны, был построен самолет для армии.
  • Композитор очень хотел еще раз посетить свою родную страну, сохранились сведения, что он пытался это сделать незадолго до своей смерти, однако, его не пустили.
  • На любимом инструменте Рахманинов занимался ежедневно, вплоть до конца своей жизни.
  • Сергей Васильевич не очень любил внимание репортеров, фотографов и предпочитал всегда избегать встречи с толпой журналистов.
  • Мало кто знает из любителей музыки, но мелодия известного сингла «All by myself», которую исполняла популярная певица Селин Дион , была позаимствована из Второго фортепианного концерта Рахманинова . Автор песни Эрик Кармен считал, что наследие великого композитора является национальным достоянием, но вскоре ему пришлось долго улаживать все вопросы с наследниками маэстро. Более того, он даже вынужден был указать имя Рахманинова, как настоящего автора песни.


  • Биография Рахманинова гласит, что юный композитор был очень влюбчивым, и у него часто вспыхивали сильные чувства к девушкам. Так, одним из его увлечений стала Вера Скалон, с которой он познакомился в 17 лет. Именно этой девушке он посвятил несколько своих произведений: «В молчанье ночи тайной», 2 часть Первого фортепианного концерта. А называл свою возлюбленную Рахманинов Верочка или «Моя Психопатушка». Интересно, что практически одновременно он влюбляется в жену своего приятеля Анну Лодыженскую и также сочиняет для нее романсы.
  • Мало кто знает, но при жизни Рахманинов запатентовал специально приспособление для пианистов – грелку-муфту, в которой исполнители могли согревать свои руки перед важным выступлением.


Творческий облик Сергея Васильевича необычайно многогранен, ведь на протяжении жизни он обращался к самым разнообразным музыкальным жанрам и практически в каждом из них оставил настоящие шедевры. Есть одна общая черта, которая невидимой нитью объединяет все его произведения – это любовь к Родине и связь с русской культурой. Не секрет, что именно образ родной земли занял центральное место в его творчестве. Самое удивительно, что Рахманинов не сочинял исторические произведения или программные, которые были связаны с исторической тематикой. Но это не помешало ему выразить всю глубину патриотических чувств в своей музыке. Еще одна отличительная черта Рахманинова – это лиричность, большая роль в его творчестве отводится песенной, протяжной мелодии.

Необычные привычки и высказывания истинного музыканта

  • Очень часто композитор отмечал, что он всего лишь на 85 процентов музыкант. Если же интересовались, куда делись оставшиеся 15, то Рахманинов отвечал, что он еще и человек.
  • Сергей Васильевич очень тяжело переживал провал своих произведений, но удачное исполнение тоже могло вызвать в нем творческие сомнения. Однажды после успешного выступления он вынужден был запереться в гримерке, чтобы никого не видеть. Когда же маэстро открыл дверь, то сразу же попросил, чтобы ему ничего не говорили о концерте, так как он не музыкант, а сапожник.
  • Несмотря на большие гонорары за свои выступления, Рахманинов предпочитал одеваться достаточно скромно, что подмечали многие журналисты того времени. Но это ничуть не мешало ему держать в своем гараже последние модели дорогостоящих автомобилей.
  • Рахманинов всегда бережно относился к своим рукам, многие современники отмечали, что они у него были очень красивые. Даже кнопки на его ботинках перед концертами застегивала всегда супруга, чтобы он не поранил пальцы.
  • Рахманинов был требователен не только к себе, но и к публике. Особенно он не любил когда в зале начинали кашлять и разговаривать во время его исполнения. Свое недовольство он выражал тем, что мог пропустить несколько вариаций в произведении.



Личность знаменитого музыканта всегда привлекала внимание кинорежиссеров, которые по биографии Рахманинова сняли достаточное количество картин, которые рассказывают о жизни композитора.

В фильме «Поэма о крыльях» (1980), режиссера Даниила Храбровицкого, рассказывается о советской авиации, тем не менее в картине довольно часто появляется фигура Сергея Рахманинова, которого сыграл Олег Ефремов.

В 1992 году студия Центрнаучфильм выпустила ленту «Портрет Рахманинова» в двух частях. Режиссер фильма – А. Косачев.

Фильм «Сергей Рахманинов. Две жизни» можно называть первой кинолентой, посвященной композитору, которая охватила весь жизненный путь музыканта. Примечательно, что внук талантливого исполнителя Александр Рахманинов принимал непосредственное участие при создании картины. В фильме показано две жизни Сергея Васильевича – на Родине и в США. Особенно интересна эта картина тем, что в ней есть редкие материалы и сведения, которые удалось получить из личных бесед с родными и близкими Рахманинова. Очень точно рассказывается о его зарубежной жизни и творческом пути.

В 2003 году Андрей Кончаловский снял документальный фильм «Сергей Рахманинов», который вошел в цикл «Гении». Картина знакомит публику с редкими кадрами из жизни известного музыканта. Сам Кончаловский признавался, что это его любимый композитор, наделенный сильным, настоящим русским характером.


В 2007 году вышел фильм Павла Лунгина «Ветка сирени», который был приурочен к 135-летию музыканта. В первую очередь это художественный фильм, где очень тесно взаимодействуют реальные факты и вымысел сценариста. Даже в самом конце ленты есть пометка о том, что события являются художественным вымыслом, впрочем, как и сам главный герой. Тем не менее эта кинолента заслуживает внимания всех любителей и почитателей таланта Рахманинова. Уже с первой минуты зрители погружаются в мир музыки, оказываясь на концерте маэстро в Карнеги-Холле. Великолепная игра актеров (Евгений Цыганов, Виктория Толстоганова), а также знаменитые композиции Сергея Васильевича мгновенно перенесут всех зрителей в то время, заставляя глубоко переживать все моменты личной жизни вместе с главным героем картины.

В 2012 году телеканал «Культура» представил фильм о Сергее Васильевиче из цикла «Партитуры не горят». Артем Варгафтик в своей авторской программе затронул старинную испанскую тему «Фолии», на которую Рахманинов сочинил свои известные Вариации.


Существует огромное количество кинолент, в которых можно услышать прекрасные образцы творчества Сергея Рахманинова, и с каждым годом их количество неизменно пополняется. Мы приведем лишь некоторый список самых популярных фильмов, в которых встречается музыка композитора.

  1. Страна грез (2016)
  2. Зверополис (2016)
  3. Дневник Бриджит Джонс 3 (2016)
  4. Хорошая жена (2015)
  5. Вечеринка закончилась (2015)
  6. Бёрдмен (2014)
  7. Паганини: Скрипач дьявола (2013)
  8. Бен-Стивенсон: хореограф и его Музы (2012)
  9. Чудо (2012)
  10. Однажды вечером (2010)
  11. Хор (2009)
  12. Слеза (2007)
  13. Шесть демонов Эмили Роуз (2005)
  14. Шрек 2 (2004)
  15. Дневники Бриджит Джонс (2001)
  16. Мелкие мошенники (2000)
  17. Авансцена (2000), Сабрина (1995)
  18. Короткая встреча (1993),
  19. Свадьба моего лучшего друга (1997)
  20. Блеск (1996)
  21. Нью-йоркские ночи (1984)
  22. Доктор Живаго (1965)

Несмотря на эмиграцию, Рахманинов всегда думал о своей родной земле и глубоко переживал начало военных действий. Была у великого музыканта мечта, с которой он не расставался ни на миг. Рахманинов очень хотел еще раз оказаться на родной земле, однако, этому не суждено было осуществиться. Во время Первого Международного конкурса пианистов им. Чайковского, проходившего в 1958 году, один из лауреатов по имени Ван Клиберн отвез небольшую горсть русской земли в Америку, чтобы высыпать на могилу С. Рахманинова, великого «русского гения».

Видео: смотреть фильм о С. Рахманинове


I .Биография
1.Детство и юношество:

Сергей Васильевич Рахманинов родился 20 марта (1 апреля по новому стилю) 1873 года в усадьбе Семёново Старорусского уезда Новгородской губернии.

Род Рахманиновых был старинного дворянского происхождения и вёл своё начало, по-видимому, от молдавских господарей Драгош, основавших Молдавское государство и правивших им более двухсот лет (XIV – XVI века). От одного из потомков этого древнего рода, Василия, прозванного Рахманин, и начался род Рахманиновых.

Отец, Василий Аркадьевич, шестнадцати лет поступил на военную службу добровольцем и сражался на Кавказе. Выйдя в отставку он женился на Любови Петровне Бутаковой и поселился с ней в имении её родителей Онег.

Василий Аркадьевич был светским обаятельным человеком, не чуждым художественных интересов: часами импровизировал он на фортепиано, фантазировал, рассказывал необыкновенные истории, словом, был душой общества. Музыкальную одарённость Василий Аркадьевич, по-видимому, унаследовал от своего отца. Аркадий Александрович хотя и был в молодости военным, но в жизни имел лишь одно сильное увлечение – музыку. Он великолепно играл на фортепиано, в юности учился у Джона Фильда, сочинял фортепианные пьесы и романсы.

Совсем другой была Любовь Петровна – всегда невесёлая, чем-то озабоченная, огорчённая.

У Василия Аркадьевича и Любови Петровны было пятеро детей: две дочери – Елена и Софья, два сына – Владимир и Сергей, ещё одна дочка – Варя – умерла совсем крошкой.

Усадьба Онег, в которой прошло раннее детство Сергея Рахманинова, расположилась в тридцати верстах от Новгорода, на левом берегу Волхова.

Дом был деревянный, одноэтажный, с мезонином, смотревшим тремя окнами на Волхов. С северной стороны примыкали кухня, скотный двор, коровники, конюшня. Кругом раскинулся фруктовый сад, обнесённый вместе с домом густым «забором» из ёлок. В саду поблёскивало три пруда, в которых водились караси. Далее шёл тенистый парк. Широкая аллея,

Обсаженная липами и клёнами, спускалась к самому берегу реки.

Неброская природа русского севера навсегда осталась запечатлённой в памяти Сергея Рахманинова.

В большой гостиной онежского дома стоял длинный хвостатый рояль. Когда Серёжа был ещё совсем маленьким, старшие начали кое-что подмечать. Стоило только раздаться игре на рояле или пению, как мальчуган «замирал»: он застывал на месте и совершенно переставал видеть, что делается вокруг. Из этого наблюдения родители сделали два очень разных вывода. Один из них заключался в том, что Серёжу решили обучать фортепианной игре. Ему не исполнилось ещё и пяти лет, когда за это дело взялась Любовь Петровна, бравшая в своё время уроки музыки в пансионе.

Мальчик делал быстрые успехи и скоро начал исполнять не сложные пьесы. Вскоре выяснилось, что у него прекрасная музыкальная память.

Позже, для занятий с Сережей, в имение была приглашена подруга матери, преподавательница музыки А. Д. Орнатская.

Однако, не смотря на явные художественные наклонности, по сложившейся в семье традиции, Сережу должны были отдать в Пажеский корпус.

Но судьба распорядилась иначе. Когда Рахманинову исполнилось семь лет, его отец разорился, имение было продано за долги графам Муравьевым, а семья перебралась в Петербург. Сережа поступил на младшее отделение Петербургской консерватории, в класс фортепиано к преподавателю В. Демянскому.

В начале восьмидесятых годов материальное благополучие семьи разрушилось. Отец ушел из семьи, оставив жену с детьми.

За воспитанием Рахманинова следить было некому. Учился он плохо, часто ленился и пропускал занятия. Консерваторские дела Сережи не предвещали ничего хорошего. В то время самым близким человеком для юного музыканта была бабушка, Софья Александровна Бутакова. Именно ей он обязан одним из самых сильных детских музыкальных впечатлений. Будучи весьма религиозной, С. А. Бутакова часто водила внука в Петербургские соборы. Любовь к церковному пению осталась у Рахманинова на всегда: его знаменитая «Всенощная» и «Литургия св. Иоанна Златоуста» уходят своими корнями в далекое детство. Однако церковным пением музыкальные интересы Сережи и ограничивались. Обучение в консерватории его по-прежнему мало интересовало. В течение трех лет обучения в ней он справлялся только с музыкальными предметами – благодаря своим великолепным способностям, но общеобразовательные запустил окончательно.

Через три года мать обратилась за помощью к своему родственнику, двоюродному брату Сережи Александру Зилоти. В ту пору Зилоти был совсем молодым, но уже весьма известным пианистом. Оценив незаурядные способности младшего брата, Зилоти тут же предложил забрать его с собой в Москву и определить в класс Николая Сергеевича Зверева, у которого и сам учился.

2. Консерваторские годы:

В 1885 году Рахманинов был переведен на четвертый курс младшего отделения Московской консерватории. Зверев не только взял Сережу в свой класс, но и принял его на полный пансион.

Н. С. Зверев к своим воспитанникам относился как к собственным детям – они жили в его доме, обучались за его счет. Режим занятий был достаточно строгий. Начинать играть полагалось с шести часов утра. Если накануне вечером Зверев возил своих воспитанников в театр – а это случалось достаточно часто, то на утро занятия начинались все равно в положенное время.

В 1888 голу Рахманинов перешел на старшее отделение Московской консерватории и был зачислен, по настоянию Зверева, в класс А. Зилоти. Теоретическими дисциплинами Рахманинов занимался у Танеева (теория и композиция), позже – у Аренского (класс фуги и свободного сочинения). Выпускной экзамен по гармонии, предшествующий переводу на старшие курсы консерватории, Рахманинов сдал более чем успешно. Сочиненные им прелюдии так понравились П. И. Чайковскому, что тот окружил пятерку четырьмя плюсами и настоятельно рекомендовал юному музыканту серьезно заняться сочинением.

Обучение на старших курсах консерватории давалось Рахманинову легко. Он много занимался, участвовал в консерваторских концертах, постоянно сочинял. Первые из сохранившихся произведений написаны им в 1887 – 1888 годах. Это три ноктюрна, «Мелодия» и Гавот. В 1890 году, молодой композитор обратился к жанру, которому предстояло занять особое место в его творчестве – фортепианному концерту.

Написанный в традициях романтического фортепианного концерта - Первый концерт Рахманинова выделяется особой свежестью гармонического языка, тяготениям к пряным «восточным» образам. Впоследствии композитор переработал концерт, создав более виртуозную, блестящую вторую редакцию. Концерт был одним из первых крупных сочинений молодого композитора.

В 1891 году восемнадцатилетним юношей Рахманинов получил диплом пианиста.

Через год состоялся выпускной экзамен по композиции. Заканчивающему курс С.Рахманинову предстояло сочинить одноактную оперу на либретто, составленное В.Немировичем-Данченко по поэме А.С.Пушкина «Цыгане». «Алеко» был написан невероятно быстро. 27 марта стала известна тема, а уже 13 апреля опера в партитуре, начисто переписанная, украшенная тёмно-малиновым с золотым тиснением переплётом, была представлена комиссии.

Опера Рахманинова не просто получила высокую оценку комиссии, её принял к постановке Большой театр, а известный музыкальный издатель Гутхейль сразу же заключил с автором контракт на издание «Алеко». По окончании консерватории Рахманинову была присуждена Большая золотая медаль.

Сочинение совсем ещё юного, девятнадцатилетнего композитора высоко оценил и Петр Ильич Чайковский.

Спустя год состоялась премьера «Алеко» в Большом театре.

3. Годы творчества:

Окончив Московскую консерваторию как композитор и пианист, Рахманинов получил звание свободного художника. Но материальное положение его оставляло желать лучшего: несмотря на Большую золотую медаль и блестящие отзывы на выпускных экзаменах, предложения преподавать в консерватории он не получил и вынужден был зарабатывать частными уроками. Некоторый доход приносили первые опубликованные сочинения. Весной1893 года вышли в свет Пьесы-фантазии опуса 3 (Элегия, Прелюдия, Мелодия, Полишинель, Серенада). Особенно большой успех выпал на долю Прелюдии до-диез минор.
В этой небольшой трёхчастной пьесе полностью выявился музыкальный стиль молодого композитора. Тяжёлые, мощные звучания открывают прелюдию: это, конечно, отзвуки русских колоколов, так часто слышанные им в детстве. Глубоким низким басам отвечают высокие «колокольные» отзвуки, и кажется, что этот звон плывёт над широкой среднерусской равниной.

Лето 1893 года Рахманинов проводит вместе со своим другом М.Слоновым в одном из поместий Харьковской губернии. Там появляются на свет симфоническая фантазия «Утес» на тему стихотворения Лермонтова, Фантазии для двух фортепиано в четырёх частях и другие сочинения.

4. Первая симфония. Творческий кризис:

В 1895 году у Рахманинова созрел замысел Первой симфонии. Это было первое крупное сочинение молодого автора. Партитура была закончена в августе 1896-го.

Эпиграфом к симфонии Рахманинов избрал цитату из Библии: «Мне отмщение, и Аз воздам».

Сочиняя симфонию, Рахманинов надеялся, что её исполнят в «Русских симфонических концертах», и возлагал на нее большие надежды. Однако эти надежды не оправдались, и впервые симфония прозвучала в Петербурге 15 марта 1897 года под управлением А.Глазунова. Сейчас уже трудно судить, с чем был связан полный и оглушительный провал рахманиновского «симфонического первенца».

«Как сейчас вижу я обстановку концерта,- пишет Л. Скалон – Глазунов флегматично стоял у дирижерского пульта и также флегматично провёл симфонию. Он её провалил».

« Во время исполнения я не мог заставить себя пройти в зал, - рассказывал потом Рахманинов Ризерману. – Я вышел из артистической и спрятался на лестничной клетке, сидя на железных ступеньках лестницы, ведущей на хоры. Здесь я, сжавшись, просидел всё время, пока исполнялась симфония, пробудившая во мне столько больших надежд. Я никогда не забуду эту муку: это был самый страшный час моей жизни.»

Эта неудача произвела на молодого композитора самое гнетущее впечатление. После этой симфонии Рахманинов не сочинял ничего около трёх лет.

5. Знакомство с Шаляпиным:

В 1897 году Рахманинов с радостью принимает предложение знаменитого мецената Саввы Мамонтова занять пост второго дирижера в его Частной опере. Рахманинов неожиданно легко вошёл в мамонтовскую компанию, особенно тесно сойдясь с Шаляпиным. Это было началом дружбы, которую и певец, и композитор пронесли через всю жизнь.

Сохранилось немало воспоминаний тех современников, которым довелось услышать дуэт Рахманинов – Шаляпин. Все они говорят в один голос: такого дуэта Россия еще не слышала. «Когда Рахманинов аккомпанировал мне, - не раз говаривал Федор, - приходилось говорить не «Я пою», а «Мы поем»!

В сезоне 1897/98 года в Частной опере Мамонтова Рахма - нинову предстояло продирижировать десятью спектаклями.

В апреле 1898 года, он принял приглашение Лондонского симфонического общества выступить в одном из его концертов. Гастроли прошли триумфально. Рахманинов дирижировал своей оркестровой фантазией «Утёс» и исполнял некоторые фортепианные пьесы, время от времени включая в программу пресловутую Прелюдию до-диез минор. Вдохновенный приёмом публики и критики, Рахманинов задумался о создании Второго фортепианного концерта.

6. В Большом театре:

В 1904 году Рахманинов вновь обращается к дирижерской деятельности, на сей раз занимает пост дирижера Большого театра. Все постановки, проведенные Рахманиновым – «Русалка» Даргомыжского, «Князь Игорь» Бородина, «Борис Годунов» Мусорского, - стали эталонными. Но самыми лучшими в его трактовке оказались, конечно, сочинения Чайковского – «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Иоланта» и «Опричник».

За время работы в Большом Рахманинов поставил там и две свои одноактные оперы – «Скупого рыцаря» на текст одной из Маленьких трагедий А. С. Пушкина и «Франческу да Римини» на сюжет из Данте.

7. Расцвет творчества:

В 1906 году Рахманинов оставляет Большой театр и вместе с семьей покидает Москву, перебираясь за границу: сначала во Флоренцию, затем в Дрезден.

В 1907 году знаменитый антрепренер Сергей Павлович Дягилев приглашает Рахманинова для участия в «Русских симфонических концертах» в Париже, где Сергей Васильевич исполняет свой Второй концерт и дирижирует кантатой «Весна». В конце этого же года композитор завершает свою Вторую симфонию. В отличие от предыдущей симфонии, Вторая имеет успех, и за нее композитор во второй раз удостаивается Глинкинской премии (первую он получил еще в 1904 году за Второй фортепианный концерт).

В 1910 году совершает длительную гастрольную поездку по городам Соединенных Штатов и Канады – играет в Филадельфии, Нью-Йорке, Бостоне, Чикаго, Торонто. Здесь впервые звучит его новое сочинение – Третий концерт для фортепиано с оркестром (и по сей день он считается одним из самых сложных сочинений в этом жанре).

Предвоенные годы оказались богатыми на новые сочинения. В 1910-м он закончил «Литургию св. Иоанна Златоуста», одно из наиболее крупных своих духовных сочинений.

В эти же годы Рахманинов интенсивно работает над фортепианными и камерными вокальными сочинениями. Появляются на свет прелюдии ор. 32, шесть этюдов-картин, многочисленные романсы. В 1912 – 1913 годах на стихи К. Бальмонта Рахманинов пишет «Колокола» - поэму для симфонического оркестра, хора и солистов. В различных колокольных перезвонах – праздничном, свадебном, похоронном – он воссоздает всю человеческую жизнь, от рождения до смерти.

В 1915 году появляется второе крупное духовное сочинение –

«Всенощное бдение». Старинные церковные мелодии, так называемые знаменные распевы, когда – то заботливо собранные мальчиком в его «музыкальную копилку», обрели теперь новую жизнь. Во «Всенощной» Рахманинов использовал эти распевы, входящие в так называемый «Обиход» и поныне звучащие в православном Богослужении.

Последними сочинениями, созданными на Родине, стали циклы романсов ор. 38 на стихи поэтов – символистов А. Блока, А. Белого, И. Северянина, В. Брюсова и др., а также шесть этюдов картин.

8. Вдали от Родины:

Накануне Рождества 1917 года Рахманинов с семьей пересек финскую границу. Так он начал свое заграничное турне, которое растянулось на всю его оставшуюся жизнь. В Скандинавии Рахманиновы пробыли недолго. 1 ноября 1918 года они погрузились на пароход и покинули Европу. Их путь лежал за океан, в Соединенные Штаты Америки – «страну неограниченных возможностей».

Это был самый трудный поворот в долгой жизни Рахманинова. Он был – и сам прекрасно осознавал это – русским художником. Все его творчество неразрывно было связано с Россией, ее природой, ее культурой. Сочинять вдали от Родины оказалось для него невероятно трудно; к тому же было необходимо обеспечивать жизнь своей семьи – жены и двух горячо любимых дочерей, Татьяны и Ирины.

И с этого времени основным занятием Рахманинова становится концертная деятельность пианиста – виртуоза. В течение нескольких лет он гастролировал только в США и Канаде и лишь в 1923 году вернулся в Европу. Как пианист Рахманинов имел такой успех, какой, пожалуй, никогда не имел как композитор.

В Америке Рахманинов безусловной «звездой»

Репертуар его был огромен. Главное место в нем занимали, помимо собственных фортепианных сочинений, произведения романтиков – Шопена, Шумана, Листа; он много играл боготворимого им Чайковского и, хотя современной музыки не любил, изредка исполнял Дебюсси.

Трактовки его были незабываемы. Блестящая виртуозная техника, мощный и мягкий звук, абсолютно индивидуальное прочтение любого сочинения запоминались не просто надолго – навсегда.

И все же, хотя композиторская деятельность стала мене интенсивной – Рахманинов вернулся к сочинению.

В 1926 году появился Четвертый концерт для фортепиано с оркестром, летом 1932 года – «Вариации на тему Корелли». Вслед за ней в 1934-м была создана «Рапсодия на тему Паганини». В 1935 – 1936 годах – Третья симфония. Последнее крупное сочинение Рахманинова – «Симфонические танцы» - написаны накануне Второй мировой войны в 1940 году.

Всю оставшуюся жизнь Рахманинов очень тосковал по Родине.

В 1931 году по совету Риземана Рахманинов купил в Швейцарии участок земли на берегу Фирвальдштетского озера

И выстроил на нем виллу. Тщательно продуманное и распланированное поместье чем-то неуловимо напоминало Россию, любимую Ивановку. Рахманинов назвал виллу «Сенар» - сокращенное от «Сергей и Наталья Рахманиновы». В Сенаре появились на свет его поздние сочинения – «Рапсодия на тему Паганини», а затем и Третья симфония. «Рапсодию» нередко – и справедливо – называют Пятым фортепианным концертом Рахманинова, хотя написана она в форме вариаций на знаменитый

Атмосфера в Сенаре напоминала давнее житье в Ивановке – у Рахманинова постоянно гостили соотечественники, бывала молодежь – друзья и подруги дочерей Татьяны и Ирины. И если затевали старинные русские хороводы, он сам садился за рояль и импровизировал чудесные обработки русских народных песен. Но когда началась Вторая мировая война Швейцария стала недоступна. Рахманинов вновь был вынужден уехать в Америку: до конца жизни он уже не вернулся в Европу.

Войну России с гитлеровской Германией композитор переживал очень тяжело. Осенью 1941 года он выступил с призывом поддержать Россию и весь гонорар от первого в сезоне концерта – 3920 долларов – целиком передал генеральному консулу СССР в США В. Федюшину. В течение последних двух лет своей жизни Рахманинов как мог, помогал соотечественникам, перечисляя большие суммы в различные фонды и отправляя посылки с продуктами и вещами друзьям и просто знакомым, находившимся в Советском Союзе. Свой последний концерт Рахманинов дал в Ноксвилле. Он уже был болен, чувствовал себя плохо, но стремился продолжить гастроли. Однако обострившаяся болезнь заставила его прервать турне.

В день его семидесятилетия пришла поздравительная телеграмма из Москвы, подписанная советскими композиторами. Но Сергей Васильевич был уже без сознания.

Скончался Рахманинов 28 марта 1943 года в своем доме в Беверли-Хилл в штате Калифорния. Отпевали Рахманинова в Русской церкви на окраине Лос-Анджелеса. Похоронен он на русском кладбище в Кенсико.

II .Анализ произведения

1.Второй концерт для фортепиано с оркестром:

Одно из лучших произведений Рахманинова – Второй концерт для фортепиано с оркестром.

Вдохновенная и вместе с тем глубокая по содержанию музыка включает в себя различные образы – то светлые, радостно – ликующие, то взволнованно – патетические, трагедийные. И весь этот возвышенный и поэтичный мир воплощен в строгие и стройные пропорции. Что делает концерт одним из ярчайших шедевров мировой музыки.

Наиболее значительна и драматургически насыщена первая часть Концерта. Такой характер ей придает первая же тема – мужественная и суровая, звучащая как набат могучего колокола. Господство лирических чувств утверждается во второй теме.

Эти две основные темы первой части очень ярки, образны и индивидуальны. В первой теме нашел яркое выражение

Русский народно-песенный характер. В ней ощущается настроение взволнованного, тревожного ожидания. Это – обобщенный образ и старой Руси, и современной композитору России, ищущей свои пути. Главная тема поражает своей емкостью, глубиной. А завершается взволнованным всплеском лирического чувства. Каждый из этих составных элементов подчеркнут в репризе, где основная тема принимает то эпический, то маршевый характер, то характер гимна. Разработка – очень лаконична, в ней динамически развиваются основные образы экспозиции. Здесь свое настроение напряженное, полное драматизма. В основе этого раздела – короткий мотив, и интонационно близкий отдельным элементам главной и побочной партии; приобретая самостоятельность, становясь все более динамичным, он проникает в репризу, где звучит одновременно с главной темой, что создает впечатление монолитности, спаянности отдельных разделов экспозиции.

Побочная партия в репризе значительно изменена – характер ее становится более спокойным, умиротворенным благодаря замедленному темпу, мягкому звучанию струнных. И лишь несколько решительных заключительных аккордов придают окончанию части активный волевой характер.

Основная тема второй части Концерта по характеру и даже интонационно приближается к лирической теме первой части. Она тоже лирична, созерцательна и определяет характер всей второй части. Благодаря холодному, отрешенному звучанию флейты, которая выпевает эту тему вначале, создается впечатление восторженности и высокой трепетности чувств.

Завершается Второй концерт буйным стремительным финалом, две основные темы – энергично-волевая и лирически восторженная – создают настроение особой праздничности, приподнятости, что в самом конце выливается в торжественно-ликующий гимн.

Сергей Рахманинов биография краткая изложена в этой статье.

Рахманинов Сергей Васильевич краткая биография

Сергей Рахма́нинов - русский композитор, пианист, дирижёр.

Родился 20 марта 1873 года в дворянской семье. Долго местом рождения считалось имение его родителей Онег, недалеко от Новгорода, но исследования последних лет называют усадьбу Семёново Старорусского уезда Новгородской губернии.

С юных лет Сергей Рахманинов начал систематически учиться музыке. В 1882 году он поступил в Петербургскую консерваторию.

В 1885 году переехал в Москву и стал студентом Московской консерватории. Здесь Сергей Рахманинов впервые встретился с Петром Чайковским. Знаменитый композитор заметил способного ученика и внимательно следил за его успехами.

В 1891 Рахманинов окончил консерваторию с Большой золотой медалью как пианист, а в 1892 году – как композитор. С зимы 1892 года начались публичные выступления Рахманинова как пианиста.

Яркая художественная индивидуальность Рахманинова раскрылась еще в консерваторские годы - в Первом фортепианном концерте (1891) и опере «Алеко» (1892) Написанные вскоре симфоническая фантазия «Утес» (1893), Первая симфония (1895) и др. свидетельствовали о многообразии его творческих интересов.

Подлинный расцвет наступил в начале XX века с созданием таких замечательных произведений, как Второй (1901) и Третий (1909) фортепианные концерты, Вторая симфония (1907), фортепианные прелюдии и этюды-картины.

Первое зарубежное выступление Рахманинова состоялось в Лондоне в 1899 году. В 1900 году он побывал в Италии.

В 1898–1900 годах неоднократно выступал в ансамбле с Федором Шаляпиным.

В 1904–1906 годах Рахманинов работал дирижером в Большом театре, написал две одноактные оперы – «Франческа да Римини» (1904) на либретто Модеста Чайковского по Данте Алигьери и «Скупой рыцарь» (1904) по Пушкину.

Крупные инструментальные опусы 1900-х годов – Симфония №2 (1907) и Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1909). Мрачным колоритом выделяется симфоническая поэма «Остров мертвых» (1909), навеянная одноименной картиной популярного на рубеже веков швейцарского живописца Арнольда Беклина.

С 1906 года три зимы Рахманинов провел в Дрездене, летом возвращаясь домой. Он довольно часто выступал в тот период в Европе как пианист и дирижер. В 1907 году принимал участие в Русских исторических концертах, организованных Сергеем Дягилевым в Париже, в 1909 году впервые выступал в США, в 1910–1911 годах играл в Англии и Германии.

В 1910-х годах Рахманинов уделял много внимания крупным хоровым формам.

В декабре 1917 года Рахманинов отправился на гастроли в Скандинавию, в Россию уже не вернулся.

В Америке Сергей Рахманинов добился огромного успеха. С 1918 года композитор жил в Америке, где добился огромного успеха. В США он много гастролировал и мало сочинял. Лишь в 1941 году было создано величайшее произведение Рахманинова – «Симфонические танцы».

В годы Второй мировой войны Рахманинов дал в США несколько концертов и весь денежный сбор направил в фонд Советской Армии, чем оказал ей весьма существенную помощь.

28 марта 1943 года Рахманинов скончался после тяжелой болезни в кругу своих близких в Беверли Хиллз, Калифорния, США.

Рахманинов был женат на Наталье Сатиной – родственнице отца. В 1903 году в семье Рахманиновых родилась дочь Ирина, в 1907 году – Татьяна.

Сергей Васильевич Рахманинов родился 20 марта 1873 года в дворянской семье в имении Онег, принадлежащем его матери, под Новгородом. Здесь прошло раннее детство будущего композитора. В детские и отроческие годы зародилась привязанность к поэтической русской природе, к образам которой не раз в своём творчестве он обращался. В те же годы Рахманинов имел возможность довольно часто слушать русские народные песни, которые очень любил всю свою жизнь. Посещая вместе с бабушкой новгородские монастыри, Сергей Васильевич слушал прославленные новгородские колокола и древнерусские обрядовые напевы, в которых он всегда отмечал национальные, народопесенные истоки. В дальнейшем это отразится в его творчестве (поэма-кантата «Колокола», «Всенощное бдение»).

Рахманинов рос в музыкальной семье. Дед его, Аркадий Александрович, учившийся у Джона Фильда, был пианистом-любителем и композитором. Несколько его сочинений было издано в 18-м столетии. Отец великого композитора, Василий Аркадьевич Рахманинов, был человеком исключительной музыкальной одарённости. Мать была его первым педагогом по фортепиано, хотя, по воспоминаниям самого композитора, уроки доставляли ему «большое неудовольствие». Но к четырём годам он уже мог играть в четыре руки со своим дедом.

Когда будущему композитору было 8 лет, его семья переехала Петербург. К тому времени его музыкальные способности были достаточно заметны, и в 1882 году его приняли в Петербургскую консерваторию, в младший фортепианный класс В. В. Демянского. В 1885 году Рахманинова прослушал в то время очень молодой, но уже известный музыкант, двоюродный брат Сергея Васильевича, А. И. Зилоти. Убедившись в даровании своего кузена, Зилоти увозит его в московскую консерваторию, в класс Николая Сергеевича Зверева. Проучившись у Зверева, а затем у Зилоти (т.к. Зверев занимался только с детьми), на старшем отделении консерватории Рахманинов начинает заниматься под руководством С. И. Танеева и А. С. Аренского композицией. Здесь Сергей Рахманинов впервые встретился с П. И. Чайковским. Знаменитый композитор заметил способного ученика и внимательно следил за его успехами. Через некоторое время П. И. Чайковский сказал: «Я предсказываю ему великое будущее».

Одарённый необычайным музыкальным слухом и памятью, Рахманинов в 18 лет блестяще завершил занятия по классу фортепьяно. А через год, в 1892 году, когда он окончил Московскую консерваторию по классу сочинения, его наградили большой золотой медалью за выдающиеся исполнительские и композиторские успехи. Вместе с ним закончил консерваторию и Скрябин, который получил малую золотую медаль, т.к. большую присуждали только студентам, окончившим консерваторию по двум специальностям (Скрябин закончил как пианист). На выпускной экзамен Рахманинов представил одноактную оперу «Алеко» (по поэме Пушкина «Цыганы»), которую написал всего за 17 дней! За неё присутствовавший на экзамене Чайковский поставил своему «музыкальному внуку» (Рахманинов учился у Танеева, любимого ученика Петра Ильича) пятёрку с тремя плюсами. Спустя год опера 19-летнего композитора была поставлена в Большом театре. Музыка оперы, покоряющая юношеской страстностью, драматической силой, богатством и выразительностью мелодий, получила высокую оценку крупнейших музыкантов, критиков и слушателей. Музыкальный мир отнёсся к «Алеко» не как к школьной работе, а как к творению высочайшего мастера. Особенно высоко оценил оперу П. И. Чайковский: «Эта прелестная вещь мне очень понравилась»,- писал он своему брату. В последние годы жизни Чайковского, Рахманинов часто с ним общается. Он высоко ценил творца «Пиковой дамы». Ободрённый первым успехом и моральной поддержкой Чайковского, Рахманинов после окончания консерватории сочиняет ряд произведений. Среди них - симфоническая фантазия «Утёс», первая сюита для двух фортепиано, «Музыкальные моменты», до-диез минорная прелюдия, романсы: «Не пой, красавица, при мне», «В молчанье ночи тайной», «Островок», «Весенние воды». Под впечатлением смерти Чайковского в 1893 году создано «Эллегическое трио».

Классическая музыка

Сергей Васильевич Рахманинов родился 1 апреля 1873 года в Новгородской губернии. Первые уроки игры на фортепиано и первые музыкальные занятия начались с четырехлетнего возраста и проходили под руководством матери.

В 1882 году семья Рахманиновых переселилась в Петербург, и мальчик был отдан в Петербургскую консерваторию в класс профессора Демянского. В 1885 году семья переехала в Москву. С этим обстоятельством связан был переход Рахманинова в Московскую консерваторию. Здесь он обучался под руководством сначала Н.С. Зверева, а затем А.И. Зилоти в области фортепиано. А.С. Аренский и С.И.Танеев обучали его музыкальной теории и композиторской технике. Рахманинов окончил Консерваторию в 1892 году с золотой медалью, представив в качестве экзаменационной работы одноактную оперу "Алеко" на сюжет поэмы Пушкина "Цыганы". В том же году эта опера была поставлена в Москве на сцене Большого театра. С нею автор выступил вскоре и как дирижер в Киевском оперном театре.

Забегая вперед, стоит сказать, что Рахманинов выказывал уже в начале творческого пути себя и как прекрасный дирижер. В начале композиторской и исполнительской деятельности дирижерское искусство привлекало его: в 1897-1898 годах он служил дирижером в частной ("мамонтовской") опере в Москве, а с 1904 по 1906 год занимал такой же пост в московском Большом театре. Позднее он почти не выступал в этом качестве.

С зимы 1892 года начались публичные выступления Рахманинова как пианиста. И он быстро показал свои незаурядные способности. Уже в те годы игра его отличалась яркостью, силой, богатством и полнотой звучания, блеском и остротой ритма, захватывающей и приковывающей внимание выразительностью и властно покорявшей волевой напряженностью.

Признание Рахманинову как талантливому симфонисту впервые принесла оркестровая фантазия "Утес", написанная в 1893 году. В отзывах печати на первое исполнение фантазии отмечались поэтичность настроения, богатство и тонкость гармонии, яркость оркестровых красок. Несомненно, индивидуальный и притом обаятельный композиторский почерк Рахманинова чувствуется уже в первых юношеских опытах.

Неожиданная пауза наступила в 1897 году, после неудачного исполнения Первой симфонии Рахманинова - сочинения, в которое композитором было вложено много труда и душевной энергии, непонятого большинством музыкантов и почти единодушно осужденного на страницах печати, даже осмеянного некоторыми из критиков. Провал симфонии стал глубокой психической травмой для Рахманинова; по собственному, более позднему признанию, он "был подобен человеку, которого хватил удар и у которого на долгое время отнялись и голова и руки". Три последующих года были годами почти полного творческого молчания, но одновременно и сосредоточенных размышлений, критической переоценки всего ранее сделанного. Результатом этой напряженной внутренней работы композитора над самим собой явился необычайно интенсивный и яркий творческий подъем в начале нового столетия. На протяжении первых трех-четырех годов наступившего XX века Рахманиновым был создан ряд замечательных по своей глубокой поэтичности, свежести и непосредственности вдохновения произведений различных жанров, в которых богатство творческой фантазии и своеобразие авторского "почерка" соединяются с высоким законченным мастерством.

Пять лет отделяют Второй фортепианный концерт Рахманинова, оконченный в 1901 году, от его предыдущего фортепианного произведения - Шести музыкальных моментов. Композитор предстает в этом новом своем сочинении как зрелый сложившийся мастер с ярко выраженной индивидуальностью и выработанной манерой письма. Рахманинов показал себя в нем крупным оригинальным художником, "свободным от всякой изысканности и в то же время обладателем всех средств новейшей техники".

Концерт, принесший ее автору заслуженный успех, был по праву признан лучшим русским фортепианным концертом после си-бемоль-минорного концерта Чайковского. Но, при сохранении преемственных связей с наследием Чайковского и других русских и зарубежных композиторов XIX века, рахманиновский концерт содержит много нового как в своем образном строе и средствах музыкального выражения, так и в самой трактовке жанра. Можно было бы назвать его вдохновенной лирико-патетической поэмой для фортепиано с оркестром. В одно время с концертом создавалась Вторая сюита, неудивительно, что она в отдельных своих моментах перекликается с ним по характеру музыки, хотя задача, стоявшая в данном случае перед композитором, была иная. Это произведение еще одна несомненная творческая удача Рахманинова.

Более скромная по масштабу симфоническая кантата, или вокально-симфоническая поэма "Весна" (1902), написана на слова стихотворения Н.А. Некрасова "Зеленый шум". Произведение это оказалось созвучным тем "весенним" настроениям, связанным с подъемом освободительных чаяний и ожиданием близких перемен, которыми были охвачены широкие круги русского общества в начале 1900-х годов.

Более сложной оказалась судьба двух последующих крупных произведений Рахманинова - опер "Скупой рыцарь" и "Франческа да Римини", впервые показанных на сцене Большого театра в один вечер 11 января 1906 года. Встреченные с большим интересом, они вместе с тем вызвали много споров и разногласий в их оценке.

Оба произведения были во многом новы и необычны с точки зрения сложившихся традиционных норм оперной драматургии XIX века. Как и "Алеко", они отличаются краткостью, сжатостью формы, отсутствием развернутого, постепенно развивающегося действия: все внимание сконцентрировано на немногих важнейших его моментах и переживаниях одного-двух главнейших действующих лиц. Но если там это определялось характером полученного задания, то в "Скупом рыцаре" и "Франческе" было результатом свободного выбора композитора.

Опера "Франческа да Римини" оказалась последней у Рахманинова. Задуманная в конце 1906 года новая опера "Монна Ванна" по одноименной пьесе Метерлинка осталась неоконченной. Написав первое ее действие, композитор по каким-то причинам отказался от продолжения этой работы и в дальнейшем не обращался к оперному жанру. Может быть, этому способствовал его отъезд в Дрезден, где Рахманинов прожил три зимы, летом возвращаясь домой, или довольно частые выступления его в тот период в Европе как пианиста и дирижера.

Особое место в творчестве композитора занимают романсы. В них Рахманинов предстает другой стороной своего творческого облика. Преимущественной сферой его камерного вокального творчества была лирика, мир личных чувств и настроений. Исключительным богатством, красочностью и разнообразием форм отличается фортепианное сопровождение и в романсах Рахманинова. К числу наиболее популярных относятся - "Сирень", "Не пой, красавица", "Весенние воды", "Ночь печальна", "Отрывок из Мюссе", "Я опять одинок".

Только через десять лет после тяжелого нервного потрясения, связанного с неуспехом Первой симфонии, Рахманинов вновь обратился к этому жанру, создав свою Вторую симфонию. На этот раз как московская, так и петербургская пресса единодушно признала высокие художественные достоинства нового произведения. Один из столичных критиков сравнивал появление рахманиновской симфонии по значению с первым исполнением "Патетической" Чайковского, называя Рахманинова достойным преемником этого великого мастера.

Произведением меньшего Масштаба, но интересным и во многом новым для Рахманинова явилась симфоническая картина "Остров мертвых" по одноименному живописному полотну А. Бёклина или, точнее, созданная под его впечатлением. В отзывах печати на первое исполнение "Острова мертвых" отмечалось, что в музыке этого рахманиновского сочинения нет того застывшего покоя небытия, которое царит у Бёклина, в ней слышатся скорее муки, стоны и отчаяние Дантова ада в соединении со страстной жаждой жизни.

Важнейшим этапом в творческом развитии Рахманинова стало создание в 1909 году Третьего фортепианного концерта. Не уступая своему предшественнику по свежести вдохновения, мелодическому богатству и красоте тем, Третий концерт носит на себе печать большей зрелости и сосредоточенности мысли. Асафьев считал, что именно с Третьего концерта началось окончательное формирование "титанического стиля рахманиновской фортепианности" и черты "наивно романтической фактуры", свойственные ранним сочинениям композитора, полностью преодолеваются им.

В том же году Рахманинов впервые успешно гастролирует в США. С 1909 года и по 1912 год он занимает должность инспектора русской музыки при Главной дирекции Русского музыкального общества.

Руки Сергея Рахманинова

В 1910 году Рахманинов обращается к духовной музыке. Он пишет Литургию св. Иоанна Златоуста. Рахманинов не прибегает в своей Литургии к знаменному и другим одноголосным распевам Древней Руси, создавая "свободную" композицию, в которой выражает свое понимание смысла литургического действа, свое личное отношение к богослужебным текстам. Композитор стремится к созданию высокохудожественной церковной музыки, которая, не нарушая благоговейной простоты и строгости богослужебного чина, в то же время обладала бы самостоятельной эстетической ценностью.

Вокально-симфоническая поэма "Колокола" на стихи Эдгара По в русском переводе К.Д. Бальмонта, написанная в пору высокой творческой зрелости Рахманинова в 1913 году, по значительности своего замысла и мастерству его воплощения принадлежит к наиболее выдающимся образцам русской музыки кануна Первой мировой войны. Напряженно экспрессивный, беспокойный характер музыки "Колоколов" обусловлен предчувствием грядущих трагических перемен. В четырех ее частях представлен жизненный путь человека от полной надежд и ожиданий юности до печальной кончины. Звон колоколов, звучащих то светло и радостно, то тревожно и зловеще, как грозное предупреждение, то глухо и мрачно, символизирует разные этапы этого пути.

Подобным настроением проникнуто и следующее произведение композитора - "Всенощное бдение". "Самым значительным созданием Рахманинова является изумительная музыка его "Всенощной" для хора без инструментального сопровождения, - считал Асафьев. - "Всенощная" вместе с тем оказывается пока и наивысшим достигнутым творческим опытом, где композитор, словно под влиянием духовного откровения, отметает все случайное, наносное, мелколичное и соприкасается с глубиной народного и древнерелигиозного сознания. Напевность или песенная текучесть проявляется в каждом миге звучаний "Всенощной", создает напряженное, живо ощутимое наличие жизненного потока, струящегося беспредельно и в щедром едином светлом порыве сливающего (перерабатывающего) всякую личную страсть, скорбь, смятение в целостное, в объединяющее течение".

Октябрьская революция застала Рахманинова за переделкой его Первого концерта. Многие тогда считали, что переворот в России временный. Рахманинов же думал, что это конец старой России и что ему, как артисту, ничего другого не остается, как покинуть родину. Он считал, что жизнь без искусства для него бесцельна. Боялся, что в наступившей ломке искусство, как таковое, существовать не может и что всякая артистическая деятельность прекращается в России на многие годы. Поэтому он воспользовался пришедшим неожиданно из Швеции предложением выступить в концерте в Стокгольме. В конце 1917 года он вместе с женой Натальей Александровной и детьми покидает Россию.

Вначале он едет в Париж, затем перебирается в Швейцарию. С 1935 года композитор живет в США. Наступает новый перерыв в творчестве Рахманинова, на этот раз значительно более длительный, чем предыдущий. Только спустя целое десятилетие композитор возвращается к сочинению музыки, сделав обработку трех русских народных песен для хора и оркестра и завершив Четвертый фортепианный концерт, начатый еще накануне Первой мировой войны.

Рахманинов мучительно тосковал по родине, постоянно размышляя о том, не совершил ли он ошибку, покинув отчизну. Он жадно интересовался всем, что приходило из Советского Союза, и его интерес к своей обновленной родине был искренен, глубок. Он читал книги, газеты и журналы, приходившие из СССР, собирал советские пластинки. Особенно любил он слушать русские песни в исполнении замечательного Краснознаменного ансамбля.

Возможно, все это послужило толчком для постепенного возрождения творчества Сергея Васильевича, создавшего в 1930-е годы такие прекрасные сочинения, как "Симфонические танцы", Рапсодия на тему Паганини и особенно Третья симфония.

Лето 1934 года принесло композитору долгожданную творческую удачу. Всего за семь недель Рахманинов создал одно из наиболее блестящих своих произведений - Рапсодию для фортепиано с оркестром на тему скрипичной пьесы Никколо Паганини.

В Третьей симфонии, завершенной в 1936 году, обобщаются лучшие рахманиновские свойства. Она, без всякого сомнения, крупное явление в эволюции национально русского симфонизма. Симфония, одухотворенная лирикой и гимнами восторга и любви, обращена к великой родине композитора - России.