Джордж помпиду биография. Помпиду Жорж: краткая биография, фото, цитаты. Что и где находится в Центре Помпиду

Преемник великого Шарля де Голля, Помпиду Жорж на посту президента Пятой Французской Республики имел свой стиль и методы государственного правления. Несмотря на немногочисленность литературы, освещающей его деятельность, историки считают Помпиду «полководцем промышленности» и лицом «тридцати славных лет» оживления экономики Франции после окончания Второй мировой войны. Политика его, как президента, имела направленность на возрождение Парижа как сердца современного искусства. В этом ключе посмертным памятником и сегодня является Центр Жоржа Помпиду - удивительная достопримечательность Парижа.

Краткая биографическая справка

Ничто не предвещало яркой политической карьеры одного из двух детей школьных учителей в деревне Монбудиф, французского департамента Канталь. Про детские годы Жоржа Жана Раймона Помпиду, родившегося 5 июля 1911 года, известно не так много. Он окончил школу и стал бакалавром в Альби, затем прошел обучение на подготовительных курсах в лицее Людовика Великого, успешно окончил философский факультет высшей нормальной школы в Париже. Из этого периода жизни примечательно лишь то, что на философа Помпиду Жорж учился вместе с Сенгор Леопольдом, в будущем тоже ставшим президентом, только Сенегала.

Пойдя по стопам родителей, он стал преподавателем в Лицее Генриха VI в Париже, продолжив обучение в высшей школе политических наук.

Философ и политика

В политическом движении Помпиду Жорж оказывается по рекомендации еще одного своего сокурсника по Нормальной школе экономиста Гастона Палевски. Он работает служащим во Временном правительстве в 1945 году в качестве сначала референта по образованию, затем в комитете по туризму. В это время происходит его знакомство с генералом Шарлем де Голлем, переросшее в двадцатипятилетнюю дружбу с нехорошим концом.

Французские голлисты переживают период, названный историками-экономистами «переходом через пустыню». Де Голь пытается стать во главе правительства, создает партию «Объединение французского народа». Помпиду Жорж возглавляет его личную канцелярию.

К 1953 году де Голь временно отходит от политики, и Жорж совершает необычное перемещение для философа - пять лет он возглавляет Банк Ротшильдов в должности генерального директора.

Однако тесные дружеские отношения двух французов только укрепились благодаря работе Жоржа в управлении благотворительным фондом дочери Шарля, ведь девочка больна синдромом Дауна, и подготовке мемуаров генерала.

В 1958 году, когда де Голь возвращается к власти, верный друг и соратник Помпиду Жорж становится управделами кабинета министров.

Премьер Помпиду

В 1962 году начинается самое долгое премьерство в истории республиканской Франции, продлившееся шесть лет. Премьер-министром Помпиду Жорж становится вопреки отсутствию депутатского мандата, через референдум.

Недоверие французов к правительству и премьеру нарастало в период массовых забастовок 1963-1964 годов. Однако, умело координируя избирательную кампанию генерала, Жорж добыл победу правящей партии в Национальном Собрании.

Премьер ведет активную линию во внешнеполитическом направлении на снижение влияния НАТО в Европе, способствует выходу Франции в 1964 году из членов Североатлантического альянса.

Клин в дружбе

В мае 1968 года неожиданно выросла популярность премьера. Это связано с мирным урегулированием Жоржем жестоких забастовок и бунтов профсоюзов. Преподавательский талант Помпиду позволил уговорить лидеров профсоюзного и студенческого движения пойти на компромисс и подписать Гренальские соглашения. Хотя такой поступок премьера позволил Франции избежать кровопролития и жертв, де Голь посчитал его чересчур самостоятельным, что и дало трещину в их дружеских отношениях и привело к отставке премьера.

«Дофамин де Голля» в интервью недвусмысленно намекает, что после отставки не видит политических перспектив для себя, но ясно видит государственные. Такой намек на возможность баллотироваться в президенты не смягчает недовольство генерала.

Президент Жорж Помпиду

Париж и вся Франция запомнила слова Жоржа о том, что со смертью генерала де Голля страна стала вдовой. Конкурентом Шарля в президентских выборах был правый центрист и потомок королевских кровей Меровингов Ален Поэр. 19 июня 1969 года Франция отдала президентство сыну учителей и потомку крестьян, поверив в его политику максимальной открытости и возможности диалога.

Жорж был простым в общении президентом, ироничным и снисходительным. Он и во встречах с лидерами государств официозу предпочитал общение «без галстуков». Он принимал гостей в первой официальной резиденции - особняке Мариньи - или в замке Рамбуйе и лично выбирал блюда для стола.

Хотя он и стал продолжателем голлистской политики де Голля, он признавал большую демократичность и был более прагматичен.

Внешняя и внутренняя линии президента

Во внешней политике президентство Помпиду запомнилось укреплением связей с СССР и Китаем, проведением линии независимости от политики США и НАТО, выходом Франции в 1974 году из петли «валютной змеи», как называли финансовую систему Европы.

Во внутренней политике он не оставил своих убеждений о разрушительности ядерного запаса, сосредоточив внимание на обеспечении безопасности ядерных объектов. Одними из первых была создана в 1973 году служба контроля за атомной энергией во Франции. Любитель автомобилей, которому принадлежит фраза «Город обязан принять автомобиль!», при нем улучшились автодороги и строились автострады. Он стремился развивать сельское хозяйство и всячески поддерживал аграриев.

В области культуры вершиной вклада президента стал центр Жоржа Помпиду в Париже, но об этом чуть позже. Его целью было возрождение столицы Франции как сосредоточия современного искусства. Стиль модерн, футуристические постройки в период его правления получили название «помпидуанский стиль». Как пример - «пеналы Помпиду», две башни в Париже. Впервые две гостиные в главной резиденции - Елисейском дворце - были отделаны в стиле модерн.

Личная жизнь

Ставшая в 1953 году супругой Клод Каур была верным и надежным тылом Жоржа на протяжении всей жизни. Супружеские отношения не подпортил сексуальный скандал «Дело Марковича», когда Клод обвинили в участии в непристойных оргиях. Супруг стоял на стороне жены, защищая ее даже перед де Голлем. Биологических детей у пары не было, но приемного сына, Алена, усыновленного в 1942 году, они воспитали достойным гражданином Франции. Сегодня он глава Европейского патентного комитета.

Смерть на посту

Скончался президент на своем посту от болезни Вальдстрема в 1974 году. Острую форму лейкемии скрывали от французов и мировой общественности. Скоропостижная кончина повергла всех в шок и искренний траур. На похоронах присутствовали практически все первые особы, в том числе и Р. Никсон, несмотря на напряженность в отношениях США и Франции.

Музей современного искусства Жоржа Помпиду

Сегодня французы уже и не вспомнят, как выглядела площадь Бобур до объявления Жоржем Помпиду конкурса на ее застройку. В нем приняли участие почти 50 стран и 681 проект. Победителем стал проект итальянца Р. Пьяно и англичанина Р. Роджерса. Центр Жоржа Помпиду как бы вывернут наизнанку и демонстрирует все величество гения инженерной мысли. В 1977 году, когда покрывало было сдернуто с открывшегося здания, у многих оно вызвало ужас своим агрессивным модерном на фоне консервативного Парижа. Однако именно этот стиль формирует его как центр искусств. Жоржу Помпиду, к сожалению, не довелось увидеть этот архитектурный шедевр.

Кроме архитектурной уникальности, музей Жоржа Помпиду - это пять этажей с многотомными библиотеками и видеотеками, кинозалами и лингафонными студиями, художественными мастер-классами и интернациональными фестивалями.

Коллекция Музея современного искусства собрала 60 тысяч экспонатов всех существующих стандартных или нестандартных жанров, вплоть до комиксов. Классики: Шагал, Пикассо, Дюшан, Матисс, Кандинский и многие другие, не останутся без внимания.

Жорж Помпиду, ценитель прекрасного, оставил в память о себе не холодный гранит, а истинное сосредоточение культуры и развития, что вполне символично.

Французы любили второго президента Пятой Республики. Даже через семь лет, когда к власти пришли левые силы, им было не под силу изменить то направление развития страны в сторону очеловечивания права, культурологизации и сохранении политического лица страны, которое оставил он в наследство.

Центр Жоржа Помпиду - легко распознаваемое причудливое здание в четвертом районе Парижа. Фасад здания состоит из красочных труб, трубочек и структур, как будто его вывернули наизнанку. Комплекс назвали в честь Жоржа Помпиду, президента Франции в период с 1969 по 1974 год. Именно он выдвинул идею основать новое культурное учреждение, посвященное современному искусству.

Это один из самых больших музеев современного искусства в мире и самый большой в Европе. Центр Помпиду посвящен не только искусству, но и культуре в целом. Комплекс также включает огромную публичную библиотеку, кинотеатр, книжный магазин, центр музыки и панорамную террасу. В 1969 году французский президент Жорж Помпиду выдвинул идею создания нового культурного центра в Париже, посвященного современному искусству. Конкурс среди архитекторов длился до 1971 году, когда было выдвинуто 650 разнообразных проектов. Самым привлекательным среди них оказался проект Ришара Рожера, Ренцо Пьяно и Джанфранко Франкини. Они сумели выйти за рамки традиционных представлений и вынесли наружу лифты, вентиляционные и прочие трубы, тем самым освободив максимальное количество места для шедевров искусства. Все трубы были помечены соответствующим цветовым кодом: голубые для воздуховодов, зеленые для воды, красные для лифтов, желтые для электричества и тд.

История

Первым человеком, который раскрыл свое видение совершенно нового мультикультурного учреждения в Париже, был министр Культурных Дел Франции Андре Мальро. В 1960 было решено снести продовольственные рынки в Les Halles (очень популярное среди парижан место), чтобы освободить пространство для нового культурного института. Градостроители и политики хотели снова сделать Париж ведущим городом культуры и искусства.


В 1968 президент Шарль де Голль объявил о строительстве новой библиотеки в области Бобур. Его преемник, Жорж Помпиду, принял проект год спустя и объединил проект новой библиотеки с музеем современного искусства. Строительство здания было встречено местными жителями с большим недовольством. Они не хотели видеть в старом историческом районе современное здание. Несмотря на протесты, строительство продолжилось вплоть до успешного завершения в 1977. Строительство здания из стекла и металла в центральном районе Бобур встретило сопротивление от местных жителей, которые были против нарушения исторического облика Парижа. Но когда в 1977 году музей открылся, сразу же пополнив список выдающихся достопримечательностей Парижа. 25000 посетителей ежедневно посещают Центр Жоржа Помпиду, что делает его одной из самых посещаемых достопримечательностей Парижа.

Центр Жоржа Помпиду был первоначально разработан с расчетом на 5,000 посетителей в день, но оказался столь популярным, что пришлось его перепроектировать. Теперь он ежедневно приветствует приблизительно 25,000 человек, как одна из самых популярных достопримечательностей в Париже. Это больше, чем просто музей. Центр Помпиду является не только одним из важнейших музеев современного искусства, но также содержит популярную библиотеку, книжный магазин, кинотеатр и панорамную смотровую террасу. Общественная информационная библиотека (BPI) хранит более 450 000 книг, 2600 журналов и множество различных медиа элементов. Библиотека занимает первые три этажа здания, в то время как постоянная коллекция музея демонстрируется на 4 и 5 этажах. Первый и последний этажи используются под большие выставки. В музее хранится одна из важнейших коллекций современного искусства в мире, насчитывающая более 59 000 шедевров искусства, созданных в двадцатом столетии.

Архитектура

Над проектом Центра Помпиду работали победители конкурса дизайнеров 1971 года, который привлек 650 участников. Архитекторы Ричард Роджерс, Ренцо Пьяно и Джанфранко Франкини отошли от архитектурных догм и спроектировали здание интерьером наружу. Все функциональные элементы, такие как лифты, водопроводные трубы, кондиционирование воздуха и трубы расположены за пределами здания на ближайших улицах. На всех элементах нанесена цветная маркировка: лифты окрашены в красный, линии электропередач желтые, водопроводные трубы зеленые, воздушные трубы синие, коридоры серые, а само здание белое.

Посещение Центра Жоржа Помпиду

Центр Помпиду является родиной одного из самых важных музеев современного искусства в мире, MNAM. Более 60,000 произведений 20-го и 21-го веков представляют крупнейшую коллекцию современного искусства в Европе. Четвертый этаж Центра хранит работы периода 1905-1965 годов с такими стилями, как сюрреализм, кубизм, фовизм и абстрактное искусство. Здесь есть работы таких признанных мастеров, как Миро, Пикассо, Кандинский и Матисс. Пятый этаж здания демонстрирует работы с 1965 года, со стилями поп-арта и фигуративного искусства. 4й этаж центра Жоржа Помпиду демонстрирует работы с 1905 по 1965 год, охватывающие такие движения, как фавизм, абстрактное искусство, сюрреализм и кубизм. Среди выдающихся художников Матисс, Кадинский, Миро и Пикассо. 5й этаж охватывает период после 1965 года, с работами в стиле поп-арт и фигуративное искусство.


Первые, вторые, и третьи этажи Помпиду заняты огромной публичной библиотекой - Библиотекой Общественной информации. Библиотека содержит коллекцию не менее чем 450,000 книг и 2,600 журналов, а также книжный магазин и кинотеатр. Площадь Бобура перед зданием - популярное место для собраний. Она всегда заполнена людьми, живописцами, художниками, жонглерами, танцорами и другими артистами. Практически ежедневно тут проводятся миниатюрные карнавалы.


Среди других достопримечательностей в области - Фонтан Стравинского с шестнадцатью движущимися скульптурами. Это определенно самый известный современный фонтан в Париже. Центр Помпиду открыт ежедневно, за исключением вторников и 1 мая, с 11:00 до 22:00. Цены зависят от того, хотите ли Вы посетить музей современного искусства, пойти в кино, насладится видом с вершины здания и так далее. Центр Помпиду расположен в сердце Парижа и легко доступен на метро. Самые близкие станции метро - Rambuteau на ветке M11 и Отель-де-Виль на M1 и M11. В Париже есть несколько других музеев мирового класса. Лувр является самым известным среди них, но Музей д"Орсе также заслуживают внимания.



Прямо перед зданием центра находится площадь Жоржа Помпиду, или Плас Бобур. Это очень популярное место, где всегда собираются тысячи туристов, уличные аниматоры, мимы и портретисты. Если Вы желаете увидеть современное искусство не посещая музея, просто отправляйтесь на площадь Игоря Стравинского, где расположен один из самых современных фонтанов Парижа. Фонтан с кинетическими скульптурами был спроектирован Ники де Сен Фалле и Жаном Тэнгли.

)
Метро: Rambuteau или Hotel de Ville RER: Chatelet - Les Halles
Время работы: с 11:00 до 21:00, закрыт по вторникам
Вход: 12€, 9€ от 18 до 25 лет, до 18 лет бесплатно.
Билет только на смотровую площаку - 3€.
Сайт: www.centrepompidou.fr

Ц ентр Помпиду, расположившийся в квартале Бобур четвертого округа Парижа между знаменитыми старинными кварталами Ле–Аль и Маре, бесспорно считается жемчужиной французского современного искусства. Построенный в 1977 году «Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду» (именно так официально называется центр Жоржа Помпиду), который удивленные парижане моментально окрестили Помпизавром и Бобуром за слишком оригинальные формы и конструкции, ежегодно привлекает миллионы туристов со всего мира.

И стория создания этого похожего на разноцветный стеклянно–металлический космический завод комплекса не менее интересна чем и сам его внешний вид.

П резидент Франции Жорж Помпиду уже в самом начале своего правления решил взять курс на полную модернизацию Франции, и конечно, его политической программе нужен был наглядный символ модернизации. Тогда находчивый президент объявил конкурс на самый оригинальный архитектурный проект здания Музея современного искусства.

Н а конкурс было представлен 681 проект из 49 стран, из которых жюри больше всего впечатлил новаторский проект Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса. Авторы предлагали вынести все технические конструкции за периметр здания и за счет этого освободить максимум полезной площади. Проект был одобрен единодушно, а уже 31 декабря 1977 года в полночь был торжественно открыт новый музей.

К огда под бой часов со здания были сдернуты скрывающие его ткани, удивленному взору парижан открылся монстр, у которого все трубопроводы, лифты, эскалаторы и арматурные соединения были выведены снаружи. Водопроводные трубы были покрашены зеленым цветом, вентиляция - синим, электропроводка – желтым, а лифты и эскалаторы– красным.

Ж ители Парижа были шокированы. Это ультра необычное здание никак не походило на музей, пусть даже и современного искусства. Консервативные парижане не хотели мириться, чтобы Помпизавр портил архитектурный ансамбль их изысканного города и сначала самые активные горожане даже устраивали пикеты около здания. Но уже через несколько месяцев работы музея, он стал излюбленным местом для туристов.

П арижане поняли, что центр Жоржа Помпиду не изуродовал их город, а наоборот, добавил ему современную изюминку, к которой как за глотком свежего воздуха тянутся миллионы туристов.

Н о центр привлекает туристов не только своим экстравагантным внешним видом.
Сегодня Центр Помпиду – это 5 этажей, два из которых почти целиком отданы под богатейшую публичную библиотеку с миллионами книг, дисков, видеофайлов и микрофильмов. Одних только словарей здесь более 60 тысяч томов! Есть литература и на русском языке, правда все это доступно лишь в пределах Центра – на дом взять вы ничего не сможете. Есть здесь и мониторы для просмотра фильмов, и лингафоны для прослушивания аудиозаписей – приходите и наслаждайтесь.

Н а первом этаже Центра располагается кинотеатр – место проведения кинофестивалей. На пятом этаже – Grande Galerie – в основном демонстрируются временные экспозиции, а третий и четвертый этажи занимает Музей Современного Искусства.

К оллекция Центра насчитывает почти 60 тысяч творений более чем пяти тысяч авторов. Здесь представлены абсолютно все виды современного искусства: живопись, скульптура, дизайн, фотография, архитектура, видео, перфомансы и инсталляции. А не так давно здесь появился первый комикс – оригинал одной из страниц истории о Тантане, написанный художником Эрже в 1956 г.

Д аже если вы более чем скептически относитесь к нестандартным видам искусства, не отказывайте себе в удовольствии посещения Центра Помпиду – помимо наших современников, здесь выставлены работы великих мастеров прошлого века. Среди них – Пикассо, Матисс, Дюшан, Кандинский, Шагал…

Д етям тоже найдется занятие: для них работают художественные мастерские, где ваш ребенок может с увлечением испачкаться красками или скульптурной глиной.

А поднявшись на эскалаторе на самый верх, вы увидите весь Париж – от собора Парижской Богоматери до холма Монмартр!

О тдельно стоит упомянуть и непередаваемую атмосферу, окружающую Центр Помпиду. Сразу же после открытия Центр стал привлекать самую прогрессивную молодежь и интеллигенцию, а на площади перед центром стали часто собираются художники, бродячие циркачи, музыканты и артисты. Возле экстравагантного фонтана Стравинского около Центра регулярно проходят театральные интернациональные фестивали.

Французский государственный деятель, премьер-министр (1962-1968) и президент (1969-1974) Пятой республики, лидер правых (голлистов). Его премьерство и президентство ознаменовались экономическим подъёмом и технической модернизацией Франции, а также дальнейшим развитием европейских структур. Литературовед, преподаватель словесности и ценитель искусства, Помпиду был основателем парижского музея современного искусства - Центра Помпиду, а также составителем антологии французской поэзии.

Учёба и преподавательская работа

Родители Помпиду - учителя из крестьян. Получил бакалавриат (bac) в Альби.

В 1931 году поступил в парижскую Высшую нормальную школу, перед этим занимавшись в подготовительных классах к высшим школам при лицее Людовика Великого. Там его товарищем был Леопольд Сенгор, будущий президент Сенегала. В 1934 получил 1-е место на конкурсе по филологическим дисциплинам и начал работать преподавателем - сперва в Марселе, а затем в Париже (в лицее Генриха IV). Одновременно с дипломом Эколь Нормаль Помпиду получил и диплом Свободной школы политических наук.

29 октября 1935 женился на Клод Каур; своих детей у них не было, в 1942 супруги усыновили мальчика по имени Ален. Ален Помпиду - ныне председатель Европейского патентного комитета. Семья Помпиду ещё до войны собрала большую коллекцию произведений искусства. До конца жизни Жоржа супруги были очень привязаны друг к другу и впоследствии, в период президентства, никогда надолго не разлучались.

Дом Жоржа Помпиду в Орвийе, департамент Ивелин. Хозяин дал ему прозвище «Белый дом» задолго до избрания на пост президента

С началом Второй мировой войны Помпиду прервал преподавательскую деятельность и отправился в армию (141-й Альпийский пехотный полк). Вплоть до разгрома Франции в 1940 он служил в чине лейтенанта, а затем участвовал в Движении Сопротивления.

В это время он написал литературоведческое исследование о трагедии Расина «Британик», изданное в 1944. В дальнейшем литературоведческие работы Помпиду отражают и его политические размышления; например, в 1947 он посвятил комментрированную хрестоматию «Происхождению современной Франции» Ипполита Тэна, а в 1955 - романам Андре Мальро, близкого сподвижника де Голля, а впоследствии министра культуры в правительстве Помпиду.

Начало политической деятельности

После освобождения Франции Помпиду впервые сотрудничает с де Голлем, поступив в 1945 на службу во Временном правительстве (референт по вопросам образования), затем в Государственном совете и в комитете по туризму. В правительство Помпиду попал благодаря своим контактам по Нормальной школе с экономистом Гастоном Палевским. Знакомство с де Голлем быстро переросло в дружбу, продолжавшуюся почти четверть века и закончившуюся драматически.

В конце 1940-х - начале 1950-х, во время попыток де Голля вернуться к власти и создать партию «Объединение французского народа», интеллектуал-финансист продолжает быть близким советником находящегося в оппозиции генерала; с 1948 на протяжении пяти лет он руководил его личной канцелярией. В 1953 году де Голль, разочаровавшись в своей партии, временно отошёл от политики. Помпиду перешёл в бизнес, стал работать в банке Ротшильдов менеджером вплоть до 1958 года. В этот сложный для голлистского движения период, известный как «Переход через пустыню», он продолжал участвовать в неформальных встречах голлистов в Коломбэ (имение генерала) и Париже. Он также занимался управлением благотворительного фонда Анны де Голль, созданного генералом в память о покойной дочери, страдавшей синдромом Дауна и предназначенного для помощи детям с таким диагнозом. С 1954 Помпиду занимался изданием мемуаров де Голля, действуя как посредник между ним и крупным парижским издательством «Плон».

Тесные личные и деловые отношения между де Голлем и Помпиду стали причиной стремительной карьеры последнего. Немедленно по возвращении де Голля к власти в мае 1958 он становится директором (управляющим делами) кабинета министров, а также активно принимал участие в формировании правительства (причём ещё до формального назначения де Голля премьером). В 1959-1962 Помпиду вновь работал у Ротшильдов и одновременно заседал во вновь образованном Конституционном совете (куда его по президентской квоте назначил де Голль). Участвовал в подготовке Эвианских соглашений о независимости Алжира в 1962 (ранее, ещё в 1956, он с рядом видных голлистов входил в состав «Союза за спасение и обновление французского Алжира» Жака Сустеля).

В 1961 в издательстве «Ашетт» вышла составленная им «Антология французской поэзии». Антология неоднократно переиздавалась и в классическом, и в «покет-буковом» формате. Помимо самого отбора текстов, Помпиду принадлежат подробные комментарии. Любопытной особенностью антологии является раздел, куда входят не целые стихотворения, а выдающиеся строки разных поэтов, запомнившиеся составителю.

Премьер-министр

В 1962 году, после референдума, одобрившего эвианские соглашения, Помпиду стал премьер-министром Франции и пробыл на этом посту шесть лет, с 16 апреля 1962 по 21 июля 1968, возглавляя пять составов кабинета. Это было самым долгим пребыванием во главе правительства в истории республиканской Франции.

Премьер-министр Жорж Помпиду (справа, стоит) на встрече американских астронавтов с Юрием Гагариным (крайний слева). 1965

Назначению не помешало даже то, что раньше Помпиду не был известной политической фигурой или даже депутатом Национального собрания (это перестало требоваться как раз голлистской конституцией Пятой республики). Его правительственную декларацию одобрило лишь 259 депутатов (три года назад за его предшественника Мишеля Дебре было подано 453 голоса). Однако конституция позволяла собранию объявить премьеру вотум недоверия. 5 октября 1962 года, после попытки де Голля провести некоторые конституционные поправки, вопреки законам, через референдум, такой вотум был принят депутатами (280 голосов), однако де Голль, воспользовавшись своими полномочиями, распустил парламент и оставил Помпиду в должности. Референдум состоялся и дал положительный для правительства результат, а затем голлисты выиграли и новые выборы в парламент, получив большое однородное большинство (это был период бурного экономического роста - «славное тридцатилетие»), и положение Помпиду упрочилось.

Однако одновременно укрепили позиции и левые, к середине 1960-х перешедшие в наступление. В сентябре 1963 после усиления инфляции были приняты меры по сдерживанию роста цен, а профсоюзы вынудили отказаться от требований повышения зарплаты; премьер заявил, что «каждый француз должен согласиться на известное ограничение прогресса в своём личном благосостоянии». В 1964 произошла забастовка шахтёров, в 1965 отличные результаты на президентских выборах показал социалист Франсуа Миттеран (Помпиду координировал избирательную кампанию де Голля), а в 1967 правящая партия получила лишь незначительный перевес в Национальном собрании. Тем не менее Помпиду всё это время продолжал считаться «дофином» (его прозвище), теневым преемником де Голля. Уже в 1964 году вышла книга М. Бромберже «Секретная судьба Жоржа Помпиду», изображающая его в такой роли.

В этот период Помпиду участвует и во внешнеполитической деятельности команды де Голля. Например, в ноябре 1964 он назвал ядерные силы НАТО в Европе «разрушительными» и «провокационными» и публично предположил их антифранцузскую направленнность, а затем деятельно участвовал в выходе страны из военной организации Североатлантического альянса.

События 1968 года и конфликт с де Голлем

Решительный рост популярности Помпиду связан с майскими событиями 1968. 11 мая 1968, в разгар событий, премьер вернулся в страну из поездки в Афганистан и Иран и сразу предложил открыть Сорбонну и удовлетворить требования студентов. В отличие от авторитарного и непредсказуемого де Голля, Помпиду, сам бывший университетский преподаватель, смог найти общий язык с лидерами бунтарей, устраивал консультации с ними и т. п. Он же предложил де Голлю отказаться от его излюбленных референдумов и провести досрочные парламентские выборы. С другой стороны, он смог прекратить всеобщую забастовку - главный и самый угрожающий элемент событий Мая - встретившись с руководителями профсоюзов и капиталистами, которые при его посредничестве заключили так называемые Гренельские соглашения.

Это стоило ему, однако, хороших отношений с де Голлем. После того, как премьер высказал недоумение по поводу экстравагантного полёта президента 29 мая в Баден-Баден (видимо, де Голль искал там поддержки военного гарнизона, стоявшего в Германии после войны), президент стал к нему холоден. Триумфальная победа голлистской партии UDR на выборах лета 1968 года (в связи с кризислм де Голль распустил избранный в предыдущем году парламент) рассматривалась, однако, как недоверие самому де Голлю (и некоторым его соратникам, которые не были переизбраны) и доверие Помпиду; последний вынужден был уйти в отставку, уступив место Морису Кув де Мюрвилю. Генерал иронически сказал, что отправляет премьера в «резерв Республики». Помпиду заявил в Риме 18 января 1969 на вопрос журналиста о своём политическом будущем: «Политического будущего у меня нет; у меня есть политическое прошлое и будет, если Богу угодно, государственное будущее!» Этим он намекнул, что собирается баллотироваться в президенты. «Ближний круг» де Голля тотчас стал искать компромат на экс-премьера. В связи с расследованием дела Марковича (убийство охранника Алена Делона) распространились оскорбительные слухи, порочившие г-жу Клод Помпиду. От этого болезненного удара Помпиду, по ряду свидетельств, не оправился до самой смерти, и всякие отношения между ним и де Голлем прекратились.

Президент республики

Избрание

Основная статья: Президентские выборы во Франции (1969)

27 апреля 1969 года провалился предложенный де Голлем референдум о создании экономических регионов и реформе сената, и 78-летний президент ушёл в отставку в ночь на 28 апреля; Помпиду в одночасье стал из опального политика фаворитом президентской гонки. В этот же день, 28 апреля, он выступал в Комеди Франсез на литературном вечере, с такой речью:

Обычно считается, что я занимаюсь политикой. Но кроме того, я испытываю не только что вкус, но настоящую страсть к поэзии. И я задался следующим вопросом: не два ли человека живут во мне, как сказано в одном из псалмов? Один стремится к Богу, то есть к поэзии, а другой подвержен дьявольскому искушению, то есть политической деятельности? Или же можно утверждать, что поэзию и политику можно примирить?

Я прихожу к убеждению, что сходства между тем и другим поражают, и что разница заключается только в темпераменте. Одни рождаются для того, чтоб выражать, другие чтобы действовать. Поэты и политики должны глубоко интуитивно знать человека, его чувства и стремления. Но в то время как поэты излагают их с большим или меньшим талантом, политики стремятся их удовлетворить с большей или меньшей удачей. И поэтов, и политиков должно вести некоторое представление о смысле жизни, и, не побоюсь этого слова, жажда идеала. Но поэты выражают его, а политики стремятся достичь. Что касается поэтов, то всё очевидно, но когда Александр отправился из Македонии, чтобы дойти до берегов Нила, Евфрата, Окса и Инда и умереть в Вавилоне, что направляло его, как не поэтическое видение своей судьбы?..

Официальный портрет в регалиях великого магистра ордена Почётного легиона, Елисейский дворец

На другой день, 29 апреля, Помпиду выставил свою кандидатуру и собрал вокруг себя многие голлистские организации. Его, после колебаний, поддержал центрист Валери Жискар д"Эстен, а также Рене Плевен и Жак Дюамель.

Согласно Конституции, после отставки де Голля временно исполняющим обязанности президента стал председатель Сената, авторитетный правоцентрист Ален Поэр. Тот решил не ограничиться технической переходной ролью, а сам выставил свою кандидатуру в президенты, что усложнило картину; первые опросы показали даже его лидерство. Помпиду вёл активную избирательную кампанию в провинции, и ему удалось переломить ситуацию в свою пользу.

Голосование прошло 1 июня. Помпиду (10 051 783 голоса) опередил Поэра почти в два раза; ему не хватило 5,5 %, чтоб победить в первом туре. Это были одни из немногих выборов, где во второй тур не вышли левые. Коммунист Жак Дюкло занял третье место, однако с весьма приличным результатом (21,3 %).

Во втором туре, бойкотированном левыми и обратившемся потому в чистую формальность, Помпиду победил Поэра (15 июня), набрав 58,2 % (11 064 371 голос). 19 июня 1969 года Конституционный совет (в котором председательствовал старый товарищ Помпиду Гастон Палевский) провозгласил Помпиду президентом республики. 20 июня новый президент в ходе торжественной церемонии вступил в должность; в тот же день премьер-министром был назначен председатель Национального собрания, генерал французского Сопротивления и сподвижник де Голля Жак Шабан-Дельмас.

Деятельность во главе государства

Внешняя политика

Как президент республики Помпиду был сторонником голлистской независимости внешней политики от общей линии США и НАТО (Франция после выхода из военной организации оставалась членом лишь политической организации Альянса) и укрепления единой Европы, однако более прагматичен, чем де Голль. У него не было англофобии генерала, он допустил в июне 1971 Великобританию в ЕЭС (вместе с Ирландией и Данией), а 23 апреля 1972 это было утверждено общефранцузским референдумом. Однако Франция в январе 1974 вышла из европейской финансовой системы (так называемой «валютной змеи»).

В общемировой внешней политике Помпиду придерживался линии де Голля на особые отношения с СССР. Впервые он побывал в Союзе с визитом ещё как премьер, в 1967, а в 1970 и 1971 Помпиду и Л. И. Брежнев обменялись государственными визитами. Во время первого из них (Помпиду в Москве, 6-13 октября 1970) был подписан Советско-французский протокол; страны обязались взаимно консультироваться по наиболее важным международным вопросам; во время второго из них (Брежнев в Париже) были подписаны «Принципы сотрудничества между СССР и Францией». Но вместе с тем Помпиду первым из западных глав государств обратил внимание на значение КНР как противовеса Советскому Союзу, и, ещё до Никсона, нанёс туда официальный визит (1970). Помпиду также внёс вклад в установление отношений с арабскими странами. Однако Франции пришлось столкнуться с кризисом в 1973, когда после Войны судного дня страны ОПЕК в одностороннем порядке подняли цены на нефть.

Помпиду придавал большое значение личным визитам, частному общению с главами государств, таким элементам неформального общения, как совместные охоты (обычно близ замка Рамбуйе) и обеды, для последних он, тонкий гурман, даже лично составлял меню. При нём была впервые установлена официальная резиденция для гостей Президента - особняк Мариньи, рядом с Елисейским дворцом.

Внутренняя политика

Первая станция RER «Площадь Звезды» (площади было впоследствии дано имя Шарля де Голля)

Правление Помпиду началось с девальвации франка на 12 %, но последствия этого шага были быстро сглажены. При нём началась масштабная индустриализация страны, а также развитие траспорта. В декабре 1969 была открыта первая ветка скоростной железной дороги RER, 25 апреля 1973 - парижская окружная дорога, в марте 1974 - Международный аэропорт имени Шарля де Голля. При нём началась реализация проекта скоростных дорог TGV, осуществлённая уже в следующее президентство. Он был также сторонником развития автомобильного транспорта, по его указаниям были расширены проезжие части во многих городах, построены автодороги; сократилось использование велосипеда как личного транспорта. Помпиду внёс личный вклад в механизацию и автоматизацию сельского хозяйства.

Премьер Жак Шабан-Дельмас вёл социальную политику с некоторыми элементами левой программы (т. н. «новое общество», о котором объявлено 26 июня 1969); в июле 1972 Помпиду заменил его на Пьера Мессмера. Перед парламентскими выборами в марте 1973 Помпиду смог также собрать широкую правоцентристскую коалицию, включавшую т. н. «независимых республиканцев» и противостоящую социалистам (в это время как раз в 1973 году объединившимся).

При Помпиду была прекращена голлистская монополия на телевидение, ставшая одной из причин выступлений 1968 года (речь Шабан-Дельмаса в сентябре 1969, а затем и декларация президента 2 июля 1970 о свободе и независимости телеинформации). Перед Новым 1973 годом был создан третий канал телевидения.

Помпиду продолжил ядерную программу де Голля, уделяя больше внимания не вооружениям, а мирному атому и безопасности ядерных предприятий (в марте 1973 была учреждена служба контроля за атомной энергией); 3 марта 1974 правительство приняло решение усилить инвестиции в ядерную программу для достижения энергетической независимости.

Культурная политика

Помпиду основал в Париже, вскоре после прихода к власти, Центр современного искусства, сооружённый и открытый уже после его смерти, в 1977, и носящий его имя.

С именем Помпиду связываются некоторые градостроительные и архитектурные преобразования в Париже. Так, к «помпидуанскому стилю» в Париже относят сооружение одиноких высотных зданий («башен») в футуристическом стиле, в противовес господствовавшему в предыдущее столетие единообразному стилю застройки, ассоциируемому с именем барона Османа. Наиболее характерным символом такой архитектуры является Монпарнасская башня (la Tour Montparnasse).

При нём отделка двух гостиных Елисейского дворца была поручена художникам, работавшим в «современном» стиле.

Болезнь и смерть

3 апреля 1973 года Помпиду предложил конституционную реформу, которая бы сокращала срок полномочий президента республики с 7 лет (септеннат, сохранившийся от Третьей республики) до 5 лет. Тогда это предложение не было осуществлено (его отложили в октябре того же года, а приняли лишь в 2000 при Шираке), однако по трагической иронии судьбы правление Помпиду было досрочно прервано его кончиной как раз незадолго до 5-летия его вступления в должность.

В конце того же 1973 года года Помпиду заболел лейкемией, её редкой формой, называемой «болезнь Вальдстрёма». Он подолгу не появлялся на публике, а когда появлялся, то было заметно, что его лицо стало одутловатым, а фигура постоянно полнеет - следствие принимаемых лекарств-кортикоидов. Официально Елисейский дворец заявлял, что у президента республики «простой грипп» и «перемежающийся грипп» (grippe simple, grippe intermittente). Во время последнего, третьего визита в СССР - поездки 11-13 марта 1974 в Пицунду и встреч с Брежневым, - у Помпиду были такие тяжёлые кровотечения, что он едва мог проводить переговоры. Во время смертельной болезни Помпиду вёл себя очень мужественно. Почувствовав вскоре после возвращения из Абхазии приближение смерти, он съехал из Елисейского дворца на свою частную квартиру на острове Св. Людовика (набережная Бетюн, 24), где когда-то его семью навещал де Голль с супругой. В 21 час вечера 2 апреля 1974 президент скончался от острого заражения крови, возникшего на фоне основного заболевания.

О кончине президента республики был составлен мэром парижского IV округа следующий акт:

Париж, 4-й округ, D/1974/0277. Второго апреля тысяча девятьсот семьдесят четвёртого года, в двадцать один час скончался в своём доме, набережная Бетюн, 24 - Жорж Жан Раймон Помпиду, родившийся в Монбудифе (Канталь) 5 июля 1911 года, президент Французской республики, кавалер большого креста Почётного легиона, сын Леона Помпиду и Марии-Луизы Шаваньяк, ныне покойных супругов. Муж Клод-Жаклин Каур. Составлено 3 апреля 1974 года, в 9 часов, по заявлению Поля Перрюшо, генерального инспектора Общества, 59-ти лет, улица Гранж-Бательер, дом 13, который, получив сей акт для прочтения и прочитав его, подписал его вместе с Нами, Жоржем Теольером, офицером Почётного легиона, мэром IV округа города Парижа.

Так как его болезнь держалась в секрете (последнее официальное известие, всего за неделю до конца, гласило о «лёгком, но болезненном (sic) сосудистом заболевании»), известие о смерти Помпиду стало потрясением для всего мира. По нему был объявлен национальный траур, на мессе по президенту в Париже присутствовали представители всех крупных держав, включая Ричарда Никсона. Времено и. о. президента вновь стал Ален Поэр, на сей раз уже не баллотировавшийся; на пост президента республики был избран Валери Жискар д"Эстен, с небольшим отрывом (400 тысяч голосов) обошедший во втором туре социалиста Франсуа Миттерана (выигравшего первый тур). В обмен на поддержку голлистов Жискар назначил премьером лидера UDR Жака Ширака; Ширак выдвинулся именно под началом Помпиду, который прозвал его «бульдозером».

После смерти Помпиду Миттеран был среди наиболее резко выступавших с критикой правительства, которое скрывало состояние здоровья президента до самой его смерти, и требовавших совершенной гласности в этой сфере. Однако впоследствии сам Миттеран, ставший президентом, на протяжении более чем десятилетия скрывал своё раковое заболевание.

Оценка деятельности и личности

Помпиду обычно считается одним из главных соавторов политики де Голля, затем продолжившим её самостоятельно, однако более прагматично и рационально. Его личность как политика осталась, в общем, в тени яркой личности де Голля: при огромной литературе о генерале, существующей на всех крупных языках, работ о его «Дофине» вне Франции очень мало, да и в самой Франции одна из книг о Помпиду называется «Забытый президент». Не исключено, что на это повлияла и краткость самостоятельного правления Помпиду. В последнее время ситуация, по крайней мере во Франции, начинает меняться: Ассоциация Жоржа Помпиду проводит регулярные конференции, посвященные его политике, издаются исследования, а с 2006 года начали выходить тематические сборники архивных документов его правления.

Пишущие о Помпиду (со статьями о нём, в частности, выступали лидеры правых следующего поколения Эдуар Балладюр и Жак Ширак) зачастую высоко оценивают его вклад в модернизацию страны, называют его «полководцем промышленности», олицетворением «тридцати славных лет» экономического роста после Второй мировой войны. Однако политика голлистов в этот период вызывала и критику со стороны левых, указывающих на неудачу создания стабильной, защищённой от кризисов, экономики, подмену решения социальных конфликтов половинчатыми мерами.

По личным воспоминаниям его сотрудников, Помпиду, в отличие от жёсткого и аскетичного де Голля, был демократичен и прост в обращении, ироничен, снисходителен к слабостям других. В своей предвыборной речи в мае 1969 года он сказал: «Я не буду подражать стилю генерала де Голля; я и не смог бы этого, да и потом, вы видите, я другой человек. Я ставлю перед собой задачу вести политику открытости и диалога».

Увековечение памяти

В честь Помпиду назван знаменитый парижский музей современного искусства - Центр Помпиду, основанный им 15 декабря 1969 и открывшийся в 1977.

Кроме того, его именем назван лицей в Орийяке (административный центр его родного департамента), улица, площадь и Европейская больница в Париже, проспекты в Лионе и Реймсе, бульвары в Нанте, Гапе и Кане, коллежи в Шантосо и Энгиене, лицей в Дубае (ОАЭ), проспекты в Дакаре (Сенегал), Ломе (Того) и Либревиле (Габон).

Странная конструкция из стекла и металла поражает воображение не только снаружи. Образцы современного искусства, представленные в центре имени Жоржа Помпиду , вызывают легкий шок даже у видавших виды любителей модерна. Именно в этом центре сейчас располагаются Национальный музей современного искусства, Институт исследований и координации в области акустики и музыки. Кроме них в этом здание разместились библиотека и художественные мастерские для детей, кино- и конференц-залы, кафе и рестораны. Каждый год центр Помпиду посещает более 8 000 000 человек.

Странная конструкция из стекла и металла поражает воображение не только снаружи. Образцы современного искусства , представленные в центре имени Жоржа Помпиду , вызывают легкий шок даже у видавших виды любителей модерна. Именно в этом центре сейчас располагаются Национальный музей современного искусства, Институт исследований и координации в области акустики и музыки. Кроме них в этом здание разместились библиотека и художественные мастерские для детей, кино- и конференц-залы, кафе и рестораны. Каждый год центр Помпиду посещает более 8 000 000 человек .

Место расположения:

Центр Помпиду находится в одном из старейших районов Парижа, называемом Бобур. С тридцатых годов и вплоть до 1971 года, когда началось возведение Центра, здесь был просто гигантский пустырь заброшенной стройки. Сейчас же на месте этого пустыря стоит чудо современной архитектуры - многофункциональный центр Помпиду. Среди реставрированных и обновленных зданий квартала он резко выделяется своей современной архитектурой.

На площади перед Центром 31 января 1987 г. были установлены на двух 9-метровых столбах любопытные часы «Женитрон» , созданные двумя дизайнерами - Франсуа Скали и Аленом Доминго. 9 светящихся цифр, пробегающих на табло, отсчитывают время, отделяющее нас от 2000 года (с точностью до 300 миллисекунд в 13 лет). Находящийся внизу автомат за 10 франков выдает открытку-сувенир с выбитым на ней временем.

Через улицу, на площади имени Игоря Стравинского, в марте 1983 г. был открыт необычайный 30-метровый бассейн, уставленный странными красочными фигурами Ники де Сен-Фаль и фонтанами Жана Тингели. Скульптуры иллюстрируют произведения известного русского композитора: Весна священная, Жар-птица, Байка про лису и др.

По другую сторону площади перед Центром, обычно заполненной уличными художниками, музыкантами и фокусниками, вырос современный квартал Часов, пересеченный пешеходными улочками, обрамленными красивыми витринами магазинов и уютными кафе. На одном из домов квартала установлены большие автоматические часы «Защитник времени» - произведение Жана Монестье. Каждый час вооружен мечом. Защитник времени сражается с драконом, птицей и крабом, которые символизируют стихии земли, воздуха и воды . Часы дали название всему кварталу.

Недалеко от часов стеклянный вход ведет в павильон Магия автоматов, где около 300 движущихся и поющих автоматов представляют 12 сказочных спектаклей. И тут же, на углу улиц Брантом и Рамбюто возвышается Прометей - удивительная статуя нашего современника, скульптора Иосифа Цадкина.

По заказу французского президента Жоржа Помпиду, в Париже начали готовиться к строительству необычного культурного центра, который должен не только был состоять из музеев, библиотек и мест отдыха, но и сам должен стать гордостью Франции. Он должен был сделать широко известным современное искусство.

На конкурс проектов, состоявшемся в 1969 году, было предоставлено более 680 проектов, в нем приняли участие мастера из 48 стран мира. Лучшей работой был признан проект итальянца Ренцо Пиано и англичанина Ричарда Роджерса.

Это здание должно было представлять новое архитектурное течение хай-тек. Главной идеей было разместить снаружи то, что должно быть внутри. Авангардная архитектура здания, напоминающего своими переплетениями труб (все коммуникации выведены наружу - это позволяет освободить почти 20 тыс. кв. м.) нефтеперегонный завод. Это должно символизировать основное назначение центра - массовое «производство» и распространение культуры. Причем расположено все это в самом центре одного из старейших районов Парижа - в центре старинного квартала Бобур.

На все строительство было потрачено 900 млн. франков (около 137 млн. евро). После 5 лет строительства, 31 января 1977 года, завершилось строительство гигантского культурного центра-фабрики современного искусства. А для посетителей центр открылся через 2 месяца - 2 февраля 1978 года.

Особенности строения:

Высота восьмиэтажного центра составляет 42 метра, длина - 166 метра, ширина - 60 метра. Площадь каждого этажа - 7 800 квадратных метров, а площадь всего здания - 100 000 квадратных метров.

Снаружи центр выглядит довольно пестрым, так как все его части, вынесенные наружу, разукрашены в разные цвета: транспортные коммуникации (лестницы, лифты, эскалаторы, подъемники) красного цвета, электропроводка желтого, трубы водоснабжения желтого, кондиционер голубого цвета.

Сразу в одном месте находятся музеи и творческие мастерские. В современном центре Помпиду сейчас расположились Национальный музей современного искусства, Институт исследований и координации в области акустики и музыки, библиотека и художественные мастерские для детей, кино- и конференц-залы, кафе и рестораны.

По диагонали центр пересекается гигантским застекленным эскалатором. На верхнем этаже расположена смотровая площадка, на которой можно полюбоваться видами Парижа. Отсюда хорошо видны башня Сен-Жак, собор Нотр-Дам и холмы Монмартр с базиликой Сакре-Кер.

Особенного внимания заслуживает строение крыши. Она состоит из нескольких частей, которые, по сути, представляют собой 14 стоек си 13 опирающихся на них секций, с интервалом в 12,8 метров. Скрепляют крышу вертикальные панели 4 фасадов и горизонтальные - на уровнях каждого этажа. Сверху все покрыто бетонными плитами.

Всего в центре 8 этажей, каждый этаж высотой в 7 метров. Все пролетное строение из стекла и металла абсолютно открыто по всему объему. В самом центре здания - пустое пространство. Его специально не стали заставлять, тем самым, оставив место для своеобразной площади, которая больше похожа на одну из городских улиц.

Первый, второй и третий этаж занимает библиотека. Богатейшее книгохранилище Центра занимает 15 тысяч кв. м и насчитывает 400 тысяч томов. Библиотека ежедневно принимает до 11 тысяч человек (в выходные дни - до 19 тысяч посетителей). Помимо книг, библиотека располагает диапозитивами, микродокументацией, пластинками, кассетами и фильмами из самых различных областей знаний. В распоряжении посетителей на 2-ом этаже имеется лингафонный кабинет, позволяющий с помощью современных установок изучать любые иностранные языки .

Самой интересной достопримечательностью Центра является Национальный музей современного искусства, переведенный в 1977 г. из своего бывшего помещения во Дворце Токио. Музей занимает залы на 4-ом и 5-ом этажах здания. Здесь насчитывается 3600 картин, 2000 скульптур, 8000 рисунков, 3000 фотографий, 800 эстампов французских и иностранных мастеров, среди которых Боннар, Брак, Вламинк, Дали, Делоне, Дюфи, Кандинский, Леже, Марке, Матисс, Миро, Модильяни, Пикассо, Сутин, Шагал и многие другие.

На этом же этаже находятся один из двух залов синиматеки (второй - зал Гаранс, который помещается на 1-ом этаже), еженедельно проводящей показ 20 фильмов всех стран мира.

Еще до того, как состоялось открытие центра, было много противников этого нового здания. Называли его нефтеочистительной фабрикой или буровой установкой. Но со временем к Бобуру привыкли, оценив его многочисленные достоинства. Центр Помпиду в настоящее время собирает больше посетителей, чем любая другая достопримечательность столицы - он даже обогнал легендарную Эйфелеву башню . За двадцать лет его существования Центр Помпиду посетило почти 156 000 000 человек.