История зевса и европы. Европа - мифология древней греции. Миф о похищении Европы Зевсом - пережиток брака путем похищения невесты. Превращение же Зевса в быка - пережиток тотемизма

Дочь финикийского царя Агенора и Телефассы, сестра Кадма , возлюбленная Зевса , мать Миноса, Радаманфа и Сарпедона.

У царя богатого финикийского города Сидона, Агенора , было три сына и дочь, прекрасная, как бессмертная богиня. Звали эту юную красавицу Европа . Приснился однажды сон дочери Агенора. Она увидела, как Азия и тот материк, что отделен от Азии морем, в виде двух женщин боролись за нее. Каждая женщина хотела обладать Европой. Побеждена была Азия, и ей, воспитавшей и вскормившей Европу, пришлось уступить ее другой. В страхе Европа проснулась, не могла она понять значения этого сна. Смиренно стала молить юная дочь Агенора, чтобы отвратили от нее боги несчастье, если сон грозит им. Затем, одевшись в пурпурные одежды, затканные золотом, пошла она со своими подругами на зеленый, покрытый цветами луг, к берегу моря. Там, резвясь, собирали сидонские девы цветы в свои золотые корзины. Они собирали душистые, белоснежные нарциссы, пестрые крокусы, фиалки и лилии. Сама же дочь Агенора, блистая красой своей среди подруг, подобно Афродите , окруженной харитами, собирала в свою золотую корзиночку одни лишь алые розы. Набрав цветов, девы стали со смехом водить веселый хоровод. Их молодые голоса далеко разносились по цветущему лугу и по лазурному морю, заглушая его тихий ласковый плеск.

Недолго пришлось наслаждаться прекрасной Европе беззаботной жизнью. Увидел ее сын Крона, могучий тучегонитель Зевс , и решил ее похитить. Чтобы не испугать своим появлением юной Европы, он принял вид чудесного быка. Вся шерсть Зевса-быка сверкала, как золото, лишь на лбу у него горело, подобно сиянию луны, серебряное пятно, золотые же рога быка были изогнуты, подобно молодому месяцу, когда впервые виден он в лучах пурпурного заката. Чудесный бык появился на поляне и легкими шагами, едва касаясь травы, подошел к девам. Сидонские девы не испугались его, они окружили дивное животное и ласково гладили его. Бык подошел к Европе, он лизал ей руки и ласкался к ней. Дыхание быка благоухало амврозией, весь воздух был наполнен этим благоуханием. Европа гладила быка своей нежной рукой по золотой шерсти, обнимала его голову и целовала его. Бык лег у ног прекрасной девы, он как бы просил ее сесть на него.

Смеясь, села Европа на широкую спину быка. Хотели и другие девушки сесть с ней рядом. Вдруг бык вскочил и быстро помчался к морю. Похитил он ту, которую хотел. Громко вскрикнули от испуга сидонянки. Европа же протягивала к ним руки и звала их на помощь; но не могли помочь ей сидонские девы. Как ветер, несся златорогий бык. Он бросился в море и быстро, словно дельфин, поплыл по его лазурным водам. А волны моря расступались пред ним, и брызги их скатывались, как алмазы, с его шерсти, не смочив ее. Всплыли из морской глубины прекрасные нереиды; они толпятся вокруг быка и плывут за ним. Сам бог моря Посейдон , окруженный морскими божествами, плывет впереди на своей колеснице, своим трезубцем укрощает он волны, ровняя путь по морю своему великому брату Зевсу. Трепеща от страха, сидит на спине быка Европа. Одной рукой она держится за его золотые рога, другой же подбирает край своего пурпурного платья, чтобы не замочили его морские волны. Напрасно боится она; море ласково шумит, и не долетают до нее его соленые брызги. Морской ветер колышет кудри Европы и развевает ее легкое покрывало. Все дальше берег, вот уже скрылся он в голубой дали. Кругом лишь море да синее небо. Скоро показались в морской дали берега Крита. Быстро приплыл к нему со своей драгоценной ношей Зевс-бык и вышел на берег.

Европа (Εύρώπη), древнее догреческое божество земледелия, в греческой мифологии дочь Агенора, финикийского царя Ханаана и Телефассы, сестра Кадма. По Гомеру (Илиада, XIV, 321), Европа была дочерью красного солнечного божества Финика (Φοίνιξ). Влюбившийся в Европу Зевс похитил ее, то ли превратившись сам в белоснежного быка с маленькими жемчужными рожками (Аполлодор, III 1, 1), то ли послав за ней быка, которого из благодарности превратил потом в созвездие Тельца (Эратосфен, 14). На спине этого прекрасного белого быка Европа переплыла море и попала на Крит, где Зевс разделил с ней ложе, после чего она родила сыновей Миноса, Сарпедона и Радаманта (Аполлодор, III 1, 1). Потом она стала супругой бездетного критского царя Астерия ("звездного"), усыновившего и воспитавшего ее детей от Зевса.

Симон Вуэ, 1629 год

Франсуа Буше, 1734 год

При расставании Зевс подарил своей возлюбленной волшебного пса Лайлапа. А царю Астерию Зевс милостиво даровал могучего медного пеликана Талоса, который должен был охранять Крит, трижды в день обходя остров. А на небо поместил божественного быка – созвездие Телец, как напоминание Европе о его великой любви к ней.

С мифом о Европе связана история ее брата Кадма, отправившегося на бесплодные розыски сестры и обосновавшегося в Фивах (Аполлодор, III 1, 2; Гигин, Фабулы, 178). Матерью знаменитых царей и судей, супругой олимпийского Зевса Европа выступает в героической мифологии, однако это исконно хтоническое божество.

Имя этой богини означает "широкоглазая" (эпитет луны) или "широкогласная", она является коррелятом древнего Зевса Евриопа ("широкогласного"), восходящего к догреческим культам Северной Греции и Малой Азии. Близка Европа к хтоническому Зевсу Додонскому, от брака с которым у нее родился сын Додон – покровитель святилища Додоны (Стефан Византийский, О Додоне). B Беотии супругой Зевса считалась Деметра-Европа, а ее сыном Трофоний – хтонический демон (Павсаний, IX 39, 4).

У Павсания также есть упоминание, что сыном Зевса и Европы считался Карн. Европу сближали с хтоническими богинями, иногда отождествляли с ними, так, например, в Сидоне Европа не отличалась от богинь Селены и Астарты. Она наделена растительными и животными функциями, ее образ объединяет весь космос (включая небо, землю и подземный мир); отождествлялась с Луной (Гомерские гимны, XXXI 4).

Миф о Европе, несомненно, носит след восточного зооморфизма, подобно сродным с ним сказаниям о Кадме и Минотавре. Кроме Крита, Европа почиталась в Фивах как туземное божество. Геродот рационализирует сказание об Европе и считает ее финикийской царской дочерью, похищенной критскими купцами.

Сохранились памятники античного искусства, посвященные сюжету похищения Европы (произведения греческой пластики и вазописи, римские мозаики, фрески в Помпеях). В европейском искусстве этот сюжет разрабатывался сначала в средневековой книжной миниатюре (главным образом в иллюстрациях к Овидию), в эпоху Возрождения - в живописи и пластике и оставался популярным вплоть до середины 18 столетия (Альбрехт Дюрер, Рафаэль, Тициан, Якопо Бассано, Джорджо Вазари, Якопо Тинторетто, Паоло Веронезе, Агостино и Аннибале Карраччи, Гвидо Рени, Якоб Йорданс, Рембрандт ван Рейн, Клод Лоррен, Антуан Ватто, Франсуа Буше и другие художники).
Среди произведений пластики эпохи Возрождения известен знаменитый рельеф итальянского архитектора и скульптора 15 века Антонио Франческо Аверлино, по прозвищу Филарете, на бронзовых дверях собора святого Петра в Риме.

Дочь финикийского царя. Имя её предположительно происходит от финикийского «заход » (Запад ) или от древнегреческого "широкоглазая",где ευρύς - широкий, όψις - глаз.

Личность Европы

Все версии сходятся в том, что она была сестрой Кадма , но указания на отца расходятся. По одной версии, она - дочь Феникса , внучка Агенора ; по поэту Асию - дочь Феникса и Перимеды . По другой, дочь Агенора и Телефассы ; либо дочь Агенора и Аргиопы . По редкой версии, дочь Тития .

Похищение Европы Зевсом

По местному мифу, Зевс возлежал с ней под платаном у Гортины . Согласно прасийским монетам, в ветвях самого платана , причем Зевс стал птицей . По версии Антимаха, Европа была скрыта Зевсом в пещере.

По другой версии, Европу скрывали в местечке Тевмесс в Беотии , супругом Европы называли Зевса-беотийца .

Впоследствии Европа вышла замуж за Астериона , царя Крита, который, умирая бездетным, оставил власть над островом сыновьям Европы от Зевса.

Анализ мифа

Миф о Европе, несомненно, носит след зооморфизма , подобно сродным с ним сказаниям о Кадме и Минотавре . Кроме Крита, Европа почиталась в Фивах , как местное божество. Геродот рационализирует сказание о Европе и считает её дочерью финикийского царя, которую похитили из Тира критские купцы .

Образ в искусствe



Работа «Похищение Европы » создана бельгийским скульптором-авангардистом Оливье Стребелем и была подарена Бельгией Москве .
  • В Одессе на Большой фонтанной дороге (9 станция Большого фонтана) установлен в 1994 г. в честь 200-летия города фонтан «Похищение Европы» (скульптор Токарев А.П., архитектор Чепелев В.Н.)

В астрономии

В честь Европы назван астероид (52) Европа , открытый в 1858 году и спутник Юпитера Европа известный с XVII века

В нумизматике

  • Похищение Европы изображено на кипрской монете номиналом 50 центов, имевших хождение в 90-х годах ХХ века .
  • Также Европа на быке изображена на аверсе монеты в 2 евро, выпущенной банком Греции при присоединении страны к зоне Евро и имеющей хождение по сей день.
  • Нa новых Евро-банкнотах нанесен водяной знак "Европа" из греческой мифологии. Первой в новом исполнении выпущена банкнота в 5 евро (02.05.13), второй - 10 евро (23.09.14). Этот же знак запланирован и для следующих номиналов.

Напишите отзыв о статье "Европа (мифология)"

Примечания

  1. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.1. С.419-420, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.1. С.565
  2. Тантлевский И. Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. СПб, 2005. С.9
  3. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  4. Гомер. Илиада XIV 321; Гесиод. Перечень женщин, фр.141 М.-У.; Вакхилид. Дифирамбы XVII 31; Антимах. Фиваида, фр.3 Висс; Мосх. Европа, ст.7
  5. Павсаний. Описание Эллады VII 4, 1
  6. Овидий. Метаморфозы II 858; Гигин. Мифы 155; Лукиан. Морские разговоры 15, 1
  7. Гигин. Мифы 178
  8. Схолии к Платону. Тимей 24е // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.223, видимо, речь о другой Европе
  9. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека II 5, 7 далее
  10. Феофраст. История растений I 9, 5; Плиний Старший. Естественная история XII 11 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.226
  11. Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.216
  12. Павсаний. Описание Эллады IX 19, 1
  13. Филострат. Письма 47 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.211
  14. Геродот. История I 2 ()
  15. (рус.) . Optima Tours (21 февраля 2009). Проверено 21 февраля 2009. .
  16. Фонтаны Москвы#Фонтан «Похищение Европы»

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • www.new-euro-banknotes.eu/Europa-Series/The-Myth-of-Europa

Отрывок, характеризующий Европа (мифология)

Ростову было так неловко и неприятно с Борисом, что, когда после ужина Борис заглянул к нему, он притворился спящим и на другой день рано утром, стараясь не видеть его, ушел из дома. Во фраке и круглой шляпе Николай бродил по городу, разглядывая французов и их мундиры, разглядывая улицы и дома, где жили русский и французский императоры. На площади он видел расставляемые столы и приготовления к обеду, на улицах видел перекинутые драпировки с знаменами русских и французских цветов и огромные вензеля А. и N. В окнах домов были тоже знамена и вензеля.
«Борис не хочет помочь мне, да и я не хочу обращаться к нему. Это дело решенное – думал Николай – между нами всё кончено, но я не уеду отсюда, не сделав всё, что могу для Денисова и главное не передав письма государю. Государю?!… Он тут!» думал Ростов, подходя невольно опять к дому, занимаемому Александром.
У дома этого стояли верховые лошади и съезжалась свита, видимо приготовляясь к выезду государя.
«Всякую минуту я могу увидать его, – думал Ростов. Если бы только я мог прямо передать ему письмо и сказать всё, неужели меня бы арестовали за фрак? Не может быть! Он бы понял, на чьей стороне справедливость. Он всё понимает, всё знает. Кто же может быть справедливее и великодушнее его? Ну, да ежели бы меня и арестовали бы за то, что я здесь, что ж за беда?» думал он, глядя на офицера, всходившего в дом, занимаемый государем. «Ведь вот всходят же. – Э! всё вздор. Пойду и подам сам письмо государю: тем хуже будет для Друбецкого, который довел меня до этого». И вдруг, с решительностью, которой он сам не ждал от себя, Ростов, ощупав письмо в кармане, пошел прямо к дому, занимаемому государем.
«Нет, теперь уже не упущу случая, как после Аустерлица, думал он, ожидая всякую секунду встретить государя и чувствуя прилив крови к сердцу при этой мысли. Упаду в ноги и буду просить его. Он поднимет, выслушает и еще поблагодарит меня». «Я счастлив, когда могу сделать добро, но исправить несправедливость есть величайшее счастье», воображал Ростов слова, которые скажет ему государь. И он пошел мимо любопытно смотревших на него, на крыльцо занимаемого государем дома.
С крыльца широкая лестница вела прямо наверх; направо видна была затворенная дверь. Внизу под лестницей была дверь в нижний этаж.
– Кого вам? – спросил кто то.
– Подать письмо, просьбу его величеству, – сказал Николай с дрожанием голоса.
– Просьба – к дежурному, пожалуйте сюда (ему указали на дверь внизу). Только не примут.
Услыхав этот равнодушный голос, Ростов испугался того, что он делал; мысль встретить всякую минуту государя так соблазнительна и оттого так страшна была для него, что он готов был бежать, но камер фурьер, встретивший его, отворил ему дверь в дежурную и Ростов вошел.
Невысокий полный человек лет 30, в белых панталонах, ботфортах и в одной, видно только что надетой, батистовой рубашке, стоял в этой комнате; камердинер застегивал ему сзади шитые шелком прекрасные новые помочи, которые почему то заметил Ростов. Человек этот разговаривал с кем то бывшим в другой комнате.
– Bien faite et la beaute du diable, [Хорошо сложена и красота молодости,] – говорил этот человек и увидав Ростова перестал говорить и нахмурился.
– Что вам угодно? Просьба?…
– Qu"est ce que c"est? [Что это?] – спросил кто то из другой комнаты.
– Encore un petitionnaire, [Еще один проситель,] – отвечал человек в помочах.
– Скажите ему, что после. Сейчас выйдет, надо ехать.
– После, после, завтра. Поздно…
Ростов повернулся и хотел выйти, но человек в помочах остановил его.
– От кого? Вы кто?
– От майора Денисова, – отвечал Ростов.
– Вы кто? офицер?
– Поручик, граф Ростов.
– Какая смелость! По команде подайте. А сами идите, идите… – И он стал надевать подаваемый камердинером мундир.
Ростов вышел опять в сени и заметил, что на крыльце было уже много офицеров и генералов в полной парадной форме, мимо которых ему надо было пройти.
Проклиная свою смелость, замирая от мысли, что всякую минуту он может встретить государя и при нем быть осрамлен и выслан под арест, понимая вполне всю неприличность своего поступка и раскаиваясь в нем, Ростов, опустив глаза, пробирался вон из дома, окруженного толпой блестящей свиты, когда чей то знакомый голос окликнул его и чья то рука остановила его.
– Вы, батюшка, что тут делаете во фраке? – спросил его басистый голос.
Это был кавалерийский генерал, в эту кампанию заслуживший особенную милость государя, бывший начальник дивизии, в которой служил Ростов.
Ростов испуганно начал оправдываться, но увидав добродушно шутливое лицо генерала, отойдя к стороне, взволнованным голосом передал ему всё дело, прося заступиться за известного генералу Денисова. Генерал выслушав Ростова серьезно покачал головой.
– Жалко, жалко молодца; давай письмо.
Едва Ростов успел передать письмо и рассказать всё дело Денисова, как с лестницы застучали быстрые шаги со шпорами и генерал, отойдя от него, подвинулся к крыльцу. Господа свиты государя сбежали с лестницы и пошли к лошадям. Берейтор Эне, тот самый, который был в Аустерлице, подвел лошадь государя, и на лестнице послышался легкий скрип шагов, которые сейчас узнал Ростов. Забыв опасность быть узнанным, Ростов подвинулся с несколькими любопытными из жителей к самому крыльцу и опять, после двух лет, он увидал те же обожаемые им черты, то же лицо, тот же взгляд, ту же походку, то же соединение величия и кротости… И чувство восторга и любви к государю с прежнею силою воскресло в душе Ростова. Государь в Преображенском мундире, в белых лосинах и высоких ботфортах, с звездой, которую не знал Ростов (это была legion d"honneur) [звезда почетного легиона] вышел на крыльцо, держа шляпу под рукой и надевая перчатку. Он остановился, оглядываясь и всё освещая вокруг себя своим взглядом. Кое кому из генералов он сказал несколько слов. Он узнал тоже бывшего начальника дивизии Ростова, улыбнулся ему и подозвал его к себе.

Европа Европа

(Europa, Εὺρώπη). Дочь финикийского царя Агенора. В нее влюбился Зевс и, обратившись в быка, перенес ее на своей спине через море на остров Крит. Здесь Зевс принял свой обычный образ. Европа родила ему сыновей Миноса, Радаманфия и Сарпедона. Впоследствии она вышла замуж за критского царя, от которого сыновья ее от Зевса унаследовали власть над островом.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

ЕВРОПА

(Εύρώπη), в греческой мифологии дочь финикийского царя Агенора. Влюбившийся в Е. Зевс похитил её, то ли превратившись сам в смирного быка (Apollod. Ill I, 1), то ли послав за ней быка (Ps.-Eratosth. 14). На спине этого прекрасного белого быка Е. переплыла море и попала на Крит, где Зевс разделил с ней ложе, после чего она родила сыновей Миноса, Сарпедона и Радаманфа (Apollod. Ill I, 1). Потом она стала супругой бездетного критского царя Астерия («звёздного»), усыновившего и воспитавшего её детей от Зевса (III 1, 2). С мифом о Е. связана история её брата Кадма, отправившегося на бесплодные розыски сестры и обосновавшегося в Фивах (Apollod. III I, 1; Hyg. Fab. 178). Матерью знаменитых царей и судей, супругой олимпийского Зевса Е. выступает в героической мифологии, однако это исконно хтоническое божество. Её имя означает «широкоглазая» (эпитет луны) или «широкогласная», она является коррелятом древнего Зевса Евриопа («широкогласного»), восходящего к догреческим культам Северной Греции и Малой Азии. Близка Е. к хтоническому Зевсу Додонскому, от брака с которым у неё сын Додон - покровитель святилища Додоны (Steph. Byz., v. Dodone). В Беотии супругой Зевса считалась Деметра-Е., а её сыном Трофоний - хтонический демон (Paus. IX 39, 4). Е. сближали с хтоническими богинями, иногда отождествляли с ними (в Сидоне Е. не отличалась от богинь Селены и Астарты). Она наделена растительными и животными функциями, образ её объединяет весь космос (включая небо, землю и подземный мир); отождествлялась с Луной (Hymn. Hom. XXXI 4 след.).
Лит.: Лосев А. Ф., Античная мифология в ее историческом развитии, М., 1957; Vürtheim J., Europa, Amst., 1924.
A. Ф. Лосев.

Сохранились памятники античного искусства, посвящённые сюжету похищения Е. (произведения греческой пластики и вазописи, римские мозаики, фрески в Помпеях). В европейском искусстве этот сюжет разрабатывался сначала в средневековой книжной миниатюре (главным образом в иллюстрациях к Овидию), в эпоху Возрождения - в живописи и пластике и оставался популярным вплоть до сер. 18 в. (А. Дюрер, Рафаэль, Тициан, Я. Бассано, Дж. Вазари, Я. Тинторетто, П. Веронезе, Агостино и Аннибале Карраччи, Г. Рени, Я. Йорданс, Рембрандт, К. Лоррен, А. Куапель, А. Ватто, Ф. Буше и др.). Среди произведений пластики эпохи Возрождения - рельеф Филарете на бронзовых дверях собора святого Петра в Риме (15 в.). Из опер 18-20 вв. наиболее значительная «Похищение Е.» Д. Мийо.


(Источник: «Мифы народов мира».)

Европа

Древнее догреческое божество земледелия, в позднейших сказаниях дочь Феникса. В распространенной редакции мифа дочь царя финикийского города Сидона Агенора, внучка Посейдона и Ливии, сестра Кадма, Феникса и Килика. Была похищена Зевсом, обратившимся в быка. На спине этого быка Европа переплыла море и попала на Крит, где Зевс вступил с ней в брак и она родила Миноса, Сарпедона и Радаманта. Покидая Крит, Зевс отдал Европу в жены Астерию, царю Крита, и приказал ему усыновить своих сыновей.

Имя Европа - "широкоглазая" - является эпитетом Луны и указывает на архаическое происхождение возлюбленной Зевса. Европу часто отождествляли с Деметрой, Селеной и другими богинями. С именем Европы связано и название одноименной части света. Согласно преданию, однажды она увидела сон, будто Азия и тот материк, что отделен от Азии морем, в виде двух женщин боролись за нее. Азия была побеждена, а второй материк был назван в честь Европы.

// ТИЦИАН: Похищение Европы // Н.А. Кун: ЕВРОПА

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

ЕВРОПА

У царя богатого финикийского города Сидона, Агенора, было три сына и дочь, прекрасная, как бессмертная богиня. Звали эту юную красавицу Европа. Приснился однажды сон дочери Агенора. Она увидела, как Азия и тот материк, что отделен от Азии морем, в виде двух женщин боролись за нее. Каждая женщина хотела обладать Европой. Побеждена была Азия, и ей, воспитавшей и вскормившей Европу, пришлось уступить ее другой. В страхе Европа проснулась, не могла она понять значения этого сна. Смиренно стала молить юная дочь Агенора, чтобы отвратили от нее боги несчастье, если сон грозит им. Затем, одевшись в пурпурные одежды, затканные золотом, пошла она со своими подругами на зеленый, покрытый цветами луг, к берегу моря. Там, резвясь, собирали сидонские девы цветы в свои золотые корзины. Они собирали душистые, белоснежные нарциссы, пестрые крокусы, фиалки и лилии. Сама же дочь Агенора, блистая красой своей среди подруг, подобно Афродите, окруженной харитами, собирала в свою золотую корзиночку одни лишь алые розы. Набрав цветов, девы стали со смехом водить веселый хоровод. Их молодые голоса далеко разносились по цветущему лугу и по лазурному морю, заглушая его тихий ласковый плеск.

Недолго пришлось наслаждаться прекрасной Европе беззаботной жизнью. Увидел ее сын Крона, могучий тучегонитель Зевс, и решил ее похитить. Чтобы не испугать своим появлением юной Европы, он принял вид чудесного быка. Вся шерсть Зевса-быка сверкала, как золото, лишь на лбу у него горело, подобно сиянию луны, серебряное пятно, золотые же рога быка были изогнуты, подобно молодому месяцу, когда впервые виден он в лучах пурпурного заката. Чудесный бык появился на поляне и легкими шагами, едва касаясь травы, подошел к девам. Сидонские девы не испугались его, они окружили дивное животное и ласково гладили его. Бык подошел к Европе, он лизал ей руки и ласкался к ней. Дыхание быка благоухало амврозией, весь воздух был наполнен этим благоуханием. Европа гладила быка своей нежной рукой по золотой шерсти, обнимала его голову и целовала его. Бык лег у ног прекрасной девы, он как бы просил ее сесть на него.

Смеясь, села Европа на широкую спину быка. Хотели и другие девушки сесть с ней рядом. Вдруг бык вскочил и быстро помчался к морю. Похитил он ту, которую хотел. Громко вскрикнули от испуга сидонянки. Европа же протягивала к ним руки и звала их на помощь; но не могли помочь ей сидонские девы. Как ветер, несся златорогий бык. Он бросился в море и быстро, словно дельфин, поплыл по его лазурным водам. А волны моря расступались пред ним, и брызги их скатывались, как алмазы, с его шерсти, не смочив ее. Всплыли из морской глубины прекрасные нереиды; они толпятся вокруг быка и плывут за ним. Сам бог моря Посейдон, окруженный морскими божествами, плывет впереди на своей колеснице, своим трезубцем укрощает он волны, ровняя путь по морю своему великому брату Зевсу. Трепеща от страха, сидит на спине быка Европа. Одной рукой она держится за его золотые рога, другой же подбирает край своего пурпурного платья, чтобы не замочили его морские волны. Напрасно боится она; море ласково шумит, и не долетают до нее его соленые брызги. Морской ветер колышет кудри Европы и развевает ее легкое покрывало. Все дальше берег, вот уже скрылся он в голубой дали. Кругом лишь море да синее небо. Скоро показались в морской дали берега Крита. Быстро приплыл к нему со своей драгоценной ношей Зевс-бык и вышел на берег. Европа стала женой Зевса, и жила она с тех пор на Крите. Три сына родились у нее и Зевса: Минос, Радаманф и Сарпедон. По всему миру гремела слава этих могучих и мудрых сыновей громовержца Зевса.

(Источник: «Легенды и мифы Древней Греции». Н. А. Кун.)

Роспись краснофигурного кратера «берлинского художника».
Около 490 до н. э.
Тарквиния.
Археологический музей.

Картина В. А. Серова.
1910.
Москва.
Третьяковская галерея.

Картина К. Лоррена.
1655.
Москва.
Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.


Похищение Европы. Метопа храма "Малых метоп" в Селинунте. Около 550 г. до н.э.




Синонимы :

Смотреть что такое "Европа" в других словарях:

    Европа Плюс Европа Плюс Город Москва Страна … Википедия

    Европа - Европа ♦ Europe Европа – на самом деле не континент, а мыс Азии. Это и не государство, а общность, состоящая к тому же из независимых государств. Сколько войн вели они между собой в прошлом! Какие столкновения интересов и амбиций бушуют… … Философский словарь Спонвиля

    Часть света, зап. часть материка Евразия. Название введено в употребление для обозначения части света др. греч. учеными Гекатеем и Геродотом в VI V вв. до н. э. Существуют два объяснения происхождения этого названия. По одному из них Европа от… … Географическая энциклопедия

    Европа - (Ульяновск,Россия) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: Московский проспект 100A, Ульяновск, Росс … Каталог отелей

    - (Европа), (Е прописное), Европы, мн. Европы (только разг. шутл. ирон.), жен. 1. Название одной из пяти частей света. || Страны, государства, расположенные в этой части света, народы, живущие в ней. || перен. То же, что Западная Европа, зап.… … Толковый словарь Ушакова

    Европа - (Тула,Россия) Категория отеля: Адрес: Улица Болдина 45, Тула, Россия, Опис … Каталог отелей

    Европа - ЕВРОПА, четвертая по размѣрамъ часть свѣта. Собственно континентал. часть Е. заключается въ предѣлахъ: на с. м. Нордъ Капъ въ Норвегіи, на з. м. Рока въ Испаніи, на ю. м. Тарифа въ Испаніи и на в. гора Кайуды пай на Урал. хребтѣ. Въ этихъ… … Военная энциклопедия

    Европа - (Rakhiv,Украина) Категория отеля: Адрес: Улица Мира 42, Rakhiv, 90640, Украина … Каталог отелей

    - (греч. Europe, от ассир. эреб запад; в Др. Греции так именовались территории, лежащие к З. от Эгейского м.) часть света, зап. часть материка Евразии. Общие сведения. Пл. Е. ок. 10 млн. км2, в т.ч. на о ва приходится ок. 730 тыс.… … Геологическая энциклопедия

    - (греч. Europe). По греч. мифологии: дочь финикийского царя Агенора, похищенная Юпитером. По имени её названа одна из 5 ти частей света. 2) образованные народы зап. Европы и их культура. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка

Рембрант, Гвидо Рени, Тициан, Паоло Веронезе, Франсуа Буше, Валентин Серов… Кажется, список можно продолжать до бесконечности. «Что может объединять этих великих художников?» - спросите вы. Только одно - похищение Европы…

Сон накануне

Однажды красавице Европе - финикийской царевне - приснился удивительный сон. Стоит она с опущенной головой, а перед ней две женщины. Они о чём-то жарко спорят. Слов не разобрать. Она прислушивается и понимает, что одну из них зовут Азил (Азия), и она приходится ей матерью. Она вскормила и взрастила её, поэтому имеет право жить вместе с красавицей-дочкой. Но вторая, подозрительная незнакомка, не отступает, и решительно заявляет, что Европа (мифология древнегреческая) ей будет подарена самим верховным богом - Зевсом, и станет она называться её именем.

Проснулась юная дева в ужасе: в чём скрытый смысл сновидения? И тот час отправилась молиться, смиренно прося богов уберечь её от возможных несчастий…

Прогулка

Прошло время. Оделась Европа (мифология) в пурпурные с золотом одежды и отправилась гулять с подругами к берегу моря. Там, на тучных густо-зеленых цветущих лугах, прекрасные сидонские девы собирали цветы. Яркие фиалки, нежные лилии, белоснежные нарциссы - чего только не было в их золотых корзинах. Дочь Агенора не уступала им ни в красоте, ни в ловкости, и даже наоборот, подобно Афродите, блистала своим великолепием, изяществом. В корзине у неё были лишь розы алые…

Набрав цветов, они легко, со смехом взялись за руки и начали, притопывая, водить хоровод. Их веселые юные голоса разносились ветром далеко-далеко: и по полям, и по лугам, и по синему морю. Казалось, они заглушили и заполнили собой всё пространство. Не мог не услышать их и сын Крона - могучий Зевс…

Похищение Европы

Внезапно, неведомо откуда на лугу оказывается огромный бык, ослепительно белый с загнутыми в виде полумесяца золотыми рогами. Кто он, этот нежданный гость? Откуда он пришёл и куда путь держит? Девушки подошли ближе и не без опаски стали наблюдать за дивным зверем. Никогда прежде они не видели его. Кажется, их безудержное веселье и громкие голоса привели его сюда. Ну, что ж, давайте играть вместе! Но бык, мирно помахивая хвостом, обходит юных красавиц и приближается к Европе. Его дыхание было на удивление лёгким и благоухающим.

Что это? - подумала царевна. - Неужто амброзия?

Воздух вокруг наполнился ароматом бессмертия. Не удержалась дочь царя Агенора, и тоже стала гладить чудо-зверя, нежно обнимая и целуя его могучую шею, голову. Прекрасный бык лёг у ног девушки, тем самым как бы приглашая её сесть на его спину. Поняв намёк, смеясь, ни о чём не подозревая, взгромоздилась она на могучую спину златорогого. Тотчас глаза мирного животного налились кровью, он вскакивает и устремляется к берегу морскому.

Побег

Испугались сидонянки. Начали кричать, звать на помощь. Но всё бесполезно. Бык уже прыгнул в море…

Перепугалась и Европа (мифология Древней Греции славится своим сочетанием любви и драмы). Но ей не оставалось ничего другого, как сидеть тихо на спине то ли животного, то ли… Держится она одной рукой за а второй подбирает край своего платья, чтоб не намокло от солёных волн. Излишни её страхи: сам Посейдон - бог моря и брат Зевса - мчится впереди на своей колеснице, чтобы ни одна морская тварь не помешала быку, чтобы ни одна солёная капля не упала на царевну. Даже морской ветер, не желая ссориться, утихомирил свои резкие порывы.

Не осталось ни малейшего сомнения и у Европы: сам бог принял облик её грозного похитителя. Но какой? Во дворце отца она видела множество чужеземцев: одни были из Ливии, другие - из Ассирии, третьи - из Египта. Различала она их только по одеждам. Очевидно, что бог решил перехитрить всех, и принял образ быка, дабы отец, выслушав рассказ о похищении, так и не догадался, где искать дочь. Здесь златорогий повернул голову, и - О, чудо! - ни капли ярости в глазах, только бездонная глубина, какая-то задумчивость и доброта. Они стали почти человеческими…

Долгожданный берег

Родные берега давно скрылись из виду. Их окружала только бескрайняя водная пустыня. Неожиданно вдали показался скалистый берег. Зверь поплыл быстрее. «Нет, это не земля египетская» - предположила пленница. Царь Сидона - Агенор (и Океан в древнеримских легендах) - некогда рассказывал, что место впадения реки Нил в море больше напоминает ладонь - плоская, без единой впадины или горы. Скорее это какой-то остров…

Это был остров Крит. Наконец, странники выбрались на сушу. Бык позволил Европе спуститься, и отряхнулся сам. Град холодных брызг обдал её с головы до ног. Ничего не видя и не понимая, что происходит, она начала быстро вытирать глаза, лицо. Когда очнулась, увидела прекрасного юношу с диадемой на голове. Зевс - вот кем оказался чудо-бык!

Прошло немало лет. Европа (мифология древнегреческая) так и осталась жить на Крите, и родила громовержцу троих сыновей: Миноса, Радаманфа и Сарпедона. С тех незапамятных времён дарят нам своё сияние звезды из божественного быка, которого поместил верховный бог на небо в знак своей неугасающей любви к Европе.

Не прошло похищение это даром для отца - царя Агенора. Жена его - Телефасса (и Тефида в древнеримской мифологии) - вместе с сыновьями отправились искать любимую дочь и сестру. Но их попытки не увенчались успехом. Они её так и не нашли.