Какое произведение калинникова является наиболее известным. "Русская "симфония. Василий Калинников. Обучение в консерватории

Русский композитор (1866-1900). Написал: кантату "Иоанн Дамаскин", 2 симфонии, 2 оркестровых интермеццо, оркестровую сюиту, симфонические картины "Нимфы", "Кедр и Пальма", музыку к "Царю Борису" графа А. Толстого (увертюра и 4 антракта), пролог к опере "1812 г.", балладу "Русалка", струнный квартет, романсы, фортепьянные пьесы. Д. Б-н. {Брокгауз} Калинников, Василий Сергеевич - талантливый, преждевременно скончавшийся композитор, род. 1 января 1866 в с. Воине, Мценского уезда Орловской губ., ум. 29 декабря 1900 в Ялте. Сын полицейского чиновника, К. воспитывался в орловской духовной семинарии, где управлял хором; окончив семинарию, без всяких средств от правился в 1884 в Москву, где ему удалось поступить в музык. училище Филармонического Общ.; здесь он изучал игру на фаготе и композицию (Ильинский, Бларамберг) и в то же время должен был сам добывать средства к существованию.

Блестяще окончив училище по классу композиции (1892), К. поступил на сезон 1893-94 помощником дирижера в Моск. итальянскую оперу, но признаки грозной болезни (чахотки) заставили его скоро бросить эту должность и уехать в Крым. С тех пор он посвятил себя исключительно композиции, насколько позволяли все усиливающиеся приступы болезни; все эти годы К. прожил вне Москвы (только изредка приезжая в нее): в Ментоне (1897), Сухуме, Сочи и Ялте. К. написал: кантату Иоанн Дамаскин (экзаменационная работа), 2 симфонии (G-moll и А-dur), 2 оркестровое интермеццо, оркестровую сюиту (1892), симфонические картины "Нимфы" и "Кедр и Пальма" (напис. 1898; исполн.

Москва, 1900); музыку к "Царю Борису" А. Толстого (увертюра и 4 антракта, для Моск. Малого театра, 1899); пролог к опере "1812 год" (Моск. частная опера, 1899); "Русалку" - балладу для соло, хора и оркестра; струнный квартет, романсы ("На старом кургане" - первое напечатан. сочинение К.) и фортепианные пьесы. Известность К. создала впервые 1-я симфония, которая окончена была в 1895, но исполнения которой К. удалось добиться только в 1897, в Киеве, в концертах И. Р. М. О. под управлением Виноградского (см.); в том же сезоне она была там повторена и затем исполнялась с выдающимся успехом в Москве (1897), Вене (1898), Берлине (1899), СПб. (1899), Париже (1900), а также на всех провинциальных русских симфонических эстрадах.

Это - лучшее сочинение К., привлекающее естественностью своего русского склада, свежестью вдохновения и бодрым, жизнерадостным настроением; теми же качествами в большей или меньшей мере отличаются и большинство остальных произведений К., в том числе и 2-я симфония (кончена в 1897; исполн.

Киев, 1898; Москва 1899). Все сочинения К. изданы (у П. Юргенсона; 1-я симфония при жизни К., остальные после его смерти).

Брат К., Виктор Сергеевич (род. 1870), окончил музыкальное училище московского Филармонического Общ. и с 1890 состоит там и в Моск. Синодальном училище преподавателем теории музыки и хорового пения. (Э.). {Риман} Калинников, Василий Сергеевич (род. 13.I.1866 в с. Воины Мценского уезда Орловской губ., ум. 11.I.1901 в Ялте) - рус. композитор.

Муз. образование получил в Московской консерватории (1884) и училище Филармонического общества (1885-92), где его педагогами были С. Кругликов, А. Ильинский, П. Бларамберг.

Некоторое время работал в театральных орк. фаготистом.

В связи с болезнью (туберкулезом) последние годы жил преимущ. в Ялте, выезжал на юг Франции.

К. плодотворно продолжал линию развития рус. национального симфонизма, опираясь, в частности, на достижения в этой области А. Бородина и П. Чайковского.

Творчество К. отмечено жизнеутверждающими настроениями, эмоциональностью, яркостью мелодического дарования, демократичностью музыки, любовью к русской природе.

Всемирную известность ему принесла Первая симфония.

Соч.: Пролог и 2 номера из неоконч. оперы "В 1812 году" (1900); музыка (увертюра, антракты и др.) к трагед.

Толстого "Царь Борис" (1898), 2 симфонии (1897, 1898), картина "Кедр и пальма" (1899), 2 интермеццо и др. произв. для орк.; Баллада для жен. хора и орк. (1894); пьесы для фп., в т. ч. "Грустная песенка"; 8 романсов, в т. ч. "На старом кургане" (1887) и др.

«…Вообще это был очень крупный своеобразный талант, безвременно похищенный смертью у русского искусства» (Н.Кашкин)

Василий Сергеевич Калинников – талантливый русский композитор, жил и творил в 80-90 годы XIX века. Это было время высочайшего подъема русской культуры, когда создавали свои последние шедевры П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, А. Глазунов, С. Танеев, А. Лядов, на музыкальном горизонте появились ранние сочинения Сергея Рахманинова, Александра Скрябина. Русская литература того времени блистала такими именами, как Л. Толстой, А. Чехов, И. Бунин, А. Куприн, Л. Андреев, В. Вересаев, М. Горький, А. Блок, К. Бальмонт… И в этом могучем потоке зазвучал скромный, но удивительно поэтичный и чистый голос музыки Калинникова, сразу полюбившийся и музыкантам, и слушателям, покоривший искренностью, сердечностью, неизбывно-русской мелодической красотой. Современная В.С. Калинникову критика (включая и зарубежную) с редким единодушием отмечала, что его музыка одинаково захватывает и рядового слушателя и музыканта-специалиста. «Кольцовым русской музыки» назвал Василия Калинникова советский музыковед Борис Асафьев.

Печальная судьба выпала на долю этого композитора, умершего в самом расцвете творческих сил. Тяжелым трудом пришлось ему завоевывать себе право заниматься любимым искусством. Неизлечимая болезнь, явившаяся результатом постоянных лишений, развилась у композитора еще в студенческие годы. Нужда не дала возможности бороться с болезнью, и Калинников погиб, когда ему не было тридцати пяти лет. Свои лучшие сочинения он создал, будучи смертельно больным.

Василий Сергеевич Калинников родился 13 января 1866 года в селе Воины Орловской губернии,в бедной многодетной семье станового пристава. Несмотря на скромные доходы, воспитанию и образованию детей в семье уделялось много внимания. Первым наставником Василия, открывшим для него мир музыкального искусства, был мценский врач,служивший при земской больнице села Воин - Александр Васильевич Евланов. А.В.Евланов преподал музыкально одаренному мальчику основы нотной грамоты, научил играть на скрипке. Первыми музыкальными университетами будущего композитора стали и любительское хоровое пение, и песенный фольклор Орловской губернии. Живописная природа Орловщины, столь поэтично воспетая Иваном Тургеневым, также питала фантазию и художественное воображение мальчика.

В 1884 году Василий Калинников поступил в Московскую консерваторию, но через год из-за отсутствия средств на оплату учебы перешел в музыкально-драматическое училище Филармонического общества, где можно было учиться бесплатно в классе духового инструмента. Калинников выбрал фагот, но главное внимание уделял урокам гармонии, которые вел С. Кругликов, разносторонне образованный музыкант. Посещал он также лекции по истории в Московском университете, выступая в обязательных для учеников училища оперных спектаклях, филармонических концертах. Приходилось думать и о заработке. Стремясь как-то облегчить материальное положение семьи, Калинников отказался от денежной помощи из дому, а чтобы не умереть с голоду, зарабатывал перепиской нот, грошовыми уроками, игрой в оркестрах. Конечно, уставал, и лишь письма отца поддерживали его морально. «Погрузись в мир музыкальной науки, работай», - читаем в одном из них, - «Знай, что тебе предстоят трудности и неудачи, но ты не ослабевай, борись с ними…и никогда не отступай».

Смерть отца в 1888 г. явилась для В. Калинникова тяжелым ударом.

Первые сочинения вышли из печати в 1887 году. Это были три романса, один из которых «На старом кургане» (на стихи И. Никитина), сразу стал популярным. В 1189 году состоялись два симфонических дебюта: в одном из московских концертов с успехом прозвучало первое оркестровое сочинение Калинникова – симфоническая картина «Нимфы» на сюжет тургеневского «Стихотворения в прозе», а на традиционном акте в Филармоническом училище он продирижировал своим Скерцо. С этого момента оркестровая музыка приобретает для композитора главный интерес. Воспитанный на песенно-хоровых традициях, до 12 летне слышавший ни одного инструмента, Калинников с годами все больше испытывает влечение к симфонической музыке. Он считал, что «музыка…есть, собственно, язык настроений, то есть тех состояний нашей души, которые почти невыразимы словом и не поддаются определенному описанию». Одно за другим появляются оркестровые произведения: Сюита (1889), заслужившая одобрение П. Чайковского; две симфонии (1895,1897), симфоническая картина «Кедр и пальма» (1898), оркестровые номера к трагедии Алексея Толстого «Царь Борис» (1898). Однако композитор обращается и к другим жанрам – пишет романсы, хоры, фортепианные пьесы и среди них полюбившуюся всем «Грустную песенку». Калинников принимается за сочинение оперы «В 1812 году», заказанную С. Мамонтовым и завершает пролог к ней.

Этот период – время расцвета творческих сил композитора, но именно теперь начинает прогрессировать открывшийся несколько лет назад туберкулез. Калинников стойко сопротивляется пожирающему его недугу, рост духовных сил прямо пропорционален угасанию сил физических. «Вслушайтесь в музыку Калинникова. Где в ней признак того, что эти полные поэзии звуки вылились в полном сознании умирающего человека? Ведь нет ни следа, ни стонов, ни болезни. Это здоровая музыка с начала до конца, музыка искренняя, живая»… так отзывались о композиторе современники. Его гармоническая, уравновешенная музыка, кажется, излучает мягкий, теплый свет.

Особенно замечательна Первая симфония, вызывающая в памяти вдохновенные страницы чеховской лирико-пейзажной прозы, тургеневское упоение жизнью, природой, красотой. С большим трудом с помощью друзей Калинникову удалось добиться исполнения симфонии, но стоило ей прозвучать впервые в концерте Киевского отделения РМО в марте 1897 г., как началось ее триумфальное шествие по городам России и Европы. «Дорогой Василий Сергеевич!» - пишет Калинникову дирижер А. Виноградский после исполнения симфонии в Вене. - «Симфония Ваша и вчера одержала блистательную победу. Право, это какая-то триумфальная симфония. Где бы я ее не играл, всем нравится. А главное, и музыкантам, и толпе». Блестящий успех выпал и на долю Второй симфонии, произведения яркого, жизнеутверждающего, написанного широко, с размахом.

В октябре 1900 г. за 4 месяца до смерти композитора в издательстве ПетраЮргенсона вышли партитура и клавир Первой симфонии, доставив много радости композитору. Издатель, правда, ничего не заплатил автору. Полученный им гонорар был мистификацией друзей, которые вместе с Рахманиновым собрали необходимую сумму по подписке. Калинников вообще несколько последних лет вынужден был существовать исключительно на пожертвования близких, что для него, весьма щепетильного в денежных делах, являлось тяжелым испытанием.

Последними сочинениями композитора были музыкальные письма друзьями романсы «Молитва» и «Колокола».

И все же не стоит имя Василия Калинникова связывать только с трагической нотой. Да, он мог бы сочинить гораздо больше, если бы судьба была к нему не так жестока. Но послушайте его музыку! В ней есть все: и мечты, и радость, и слезы; но главное – свет, надежда, глубина чувства!

Скромный, стойкий, доброжелательный человек, лирик и поэт по натуре - таким вошел он в историю нашей музыкальной культуры.

Юбилейный 2011-й.

В формировании нравственного развития личности человека большую роль играет культура прошлого. Человечеству нужно знать свои корни, то есть свою историю, своих дедов и пращуров. Это их дела сегодня молчаливо живут рядом. Ощущение связи времён - великая нравственная, творческая, никогда неиссякаемая сила. Поэтому цель работы педагогов ОДМШ №1 - это не только формирование юных музыкантов, это создание условий для внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании на примере произведений великих русских и зарубежных музыкантов, на примере жизни и творчества композиторов Орловщины.

Не забыт, к счастью, талантливый композитор Орловщины - В.С. Калинников. Творчество Василия Калинникова, несомненно, яркая страница в истории русской музыки конца XIX - начала XX века. Композитор прожил недолгую, но сложную, трагическую жизнь, не простым был его путь в музыке. Несмотря на это, его творчество глубоко оптимистично. Вся его музыка овеяна той лирической грустью, которую лучше всего выражает пушкинская строка: «Печаль моя светла». Для музыки Калинникова характерна непосредственность, искренность, глубоко русская задушевность. Слушая ее, невольно представляешь бескрайние просторы родного края и простого русского человека с его радостями и горестями. В музыке Калинникова претворены лучшие стороны русской классической музыки: взволнованная лирика Чайковского и спокойная эпичность Бородина.

Обласканный только в начале своего творческого пути П.Чайковским, позднее недооцененный Н. Римским-Корсаковым, Калинников, по существу, остался мало замеченным его современниками - композиторами. Но зато его музыку с большой любовью принял широкий круг слушателей не только в России, но и за рубежом. Огромный прижизненный успех «Первой симфонии» - лучшее доказательство этого. Академик Б.В. Асафьев сказал о музыке Калинникова: «...Калинников мог писать лирично, без банальностей и сентиментальностей, потому что, как ни у кого из композиторов его поколения, упомянутое качество - сердечность и непосредственность - были ему действительно вполне присущи. Это - Кольцов русской музыки с той разницей, что родина его была не Воронежская, а Орловская губерния...».

Творчество Калинникова выдержало испытание временем, потому что нерасторжимой была его связь с родной Орловщиной.

В 2011 году Орловская детская музыкальная школа № 1 им. В.С. Калинникова отметила две памятные даты, связанные с именем В.С. Калинникова – 145 лет со дня рождения композитора и 45 лет со дня открытия музея В.С. Калинникова.

В связи с этими юбилейными датами в течение января и февраля прошли интересные мероприятия – «Дни Калинникова в Орле».

14 января в рамках просветительского проекта «Открытая миру душа» состоялся семинар для преподавателей музыки общеобразовательных школ города Орла на базе ОДМШ №1 им. В.С. Калинникова. Основная задача семинара – популяризация творческого наследия композитора, совершенствование музыкального воспитания в городе Орле. Семинар организован по инициативе преподавателей школы: руководителя музея В.С. Калинникова – Герман Г.Н. и заместителя директора по концертно-творческой работе Алёхиной Г.В..

24 января совместно с ЦДБ им. И.А. Крылова прошёл литературно-музыкальный вечер «Он грядущее родины пел» для учащихся общеобразовательных школ г. Орла. Это замечательный опыт приобщения детей к музыкальному искусству, способствующий формированию духовного мира детей и юношества. На этом мероприятии состоялась презентация мультимедийного проекта, разработанного сотрудником библиотеки Шикуля О.В..

Огромное воспитательное значение имели экскурсии по музею В.С. Калинникова для учащихся музыкальных и общеобразовательных школ, для гостей города Орла.

Заключительным аккордом всех торжеств стал большой праздничный концерт , состоявшийся 25 февраля. В концертной программе принимали участие не только солисты – талантливые учащиеся – лауреаты конкурсов: Демченко И., Карпикова П., Егоркина В. (преп. Аванесова Н.Г.), Козлов М. (преп. Иванова Г.Н.), Митряева Р. (преп. Бучинская Л.Б.), Родина А. (преп. Донская Л.Р.), Королева К. (преп. Ефремычева Н.Б.), Селивёрстов Г. (преп. Заболотний А.Е.), Кружилина К. (преп. Астрахан Е.К.), но и творческие коллективы: ансамбль скрипачей (рук. Седойкина Л.Л.), ансамбль трубачей (рук. Митусов В.В.), хор старших классов (рук. Козьмина Ю.И.). Высокий тонус концерту придало выступление преподавателей школы: Чаплинской Т.В., Аванесовой Н.Г., Головковой Е.Б., Бучинской Л.Б., Булгаковой Н.В.. Концертная программа включала музыку В.С. Калинникова и его современников, музыкантов московской композиторской школы. Автор сценария и ведущая концерта Герман Г.Н., организатор вечера – Алёхина Г.В. (заместитель директора по концертно-творческой работе).

В период подготовки к юбилейной дате проведён цикл просветительских бесед-концертов «В.С. Калинников и школа его имени» в г. Дмитровске, Мценске, Отраднинской школе искусств.

Увиденное, услышанное, пережитое, перечувствованное как во время экскурсий, так и во время бесед-концертов, вечеров и есть художественно-педагогическое общение, в результате которого формируется эстетическое и патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Композитор Василий Калинников и деятельность школы по увековечиванию его имени.

Орловский край подарил России целую плеяду выдающихся деятелей литературы, науки, образования, культуры. Среди них особое место принадлежит композитору Василию Сергеевичу Калинникову, 1-ая симфония которого признана шедевром мировой музыкальной культуры. Калинников был композитором незаурядного таланта, но трудные жизненные обстоятельства, жестокая изнуряющая болезнь не дали ему высказаться в полном объёме и в полной мере. Однако произведения, созданные В.С. Калинниковым за годы непродолжительной жизни, воспевают вечную радость жизни, красоту родной природы, неповторимость земного бытия. Калинников заслуживает почитание и уважение не только, как прекрасный композитор, но и как личность целеустремлённая, талантливая, нравственно-гармоничная. Величайшим подвигом можно назвать его преданность любимому искусству. Всё лучшее, созданное им, - это результат упорного противостояния тяжким и удручающим обстоятельствам: крайней нужде и неизлечимой болезни. Каким же духовным здоровьем нужно было обладать, чтобы не позволить жизненным коллизиям вторгнуться в светлый, обаятельно-лиричный мир музыки!

Орловская детская музыкальная школа, в связи с присвоением ей в 1965 году имени композитора Калинникова, считает себя преемником духовного и музыкального наследия композитора. Одним из направлений музыкально-просветительской деятельности школы является изучение жизни и творческого наследия Калинникова, пропаганда значимости его творчества в культурной жизни Орловского края, в музыкальной летописи России.

В 1966 году на базе детской музыкальной школы им. В.С. Калинникова по инициативе директора Гладкова Б.Д. был создан музей композитора В.С. Калинникова.
Огромную работу по сбору и оформлению исторического материала музея проделал преподаватель школы Е.А. Кубарев. Человек широкого кругозора, высокого интеллекта, знаток творческого наследия композитора, Евгений Александрович очень интересно скомпоновал и оформил экспозиционный материал музея, который составляет более 200 единиц хранения. Музей обладает уникальным собранием материалов, документов, фотографий о жизни и творчестве композитора, его семье, друзьях, других музыкантах. Особый интерес представляют фотографии семьи Калинниковых, а также прижизненные портреты композитора, выполненные русской художницей Елизаветой Мартыновой.

Каждый год музей пополняется новыми экспонатами. Русский пианист Виктор Рябчиков прислал в подарок музею компакт-диск с записью всех фортепианных пьес композитора, изданный в Англии в 1999 году. В сопроводительном письме В. Рябчиков пишет: "Критик из английского журнала "Сlаssiс СD" особо отметил именно пьесы Калинникова. В пояснениях к диску я писал, что пьесы Калинникова, как полевые цветы, скромны и не претендуют на важность. Мне было очень приятно и радостно, когда критик, приведя эти слова, пишет: "Но они есть!"

В 2005г. ко дню рождения композитора Е.А. Кубаревым был создан документальный видеофильм "Страницы жизни композитора В.С. Калинникова". В фильме представлены родные места композитора - село Первый воин, старые улицы Орла, страницы жизни в Москве, Ильинском, Ялте.

Музыка Василия Калинникова звучит не только в дни юбилейных дат. Сочинения композитора включаются в программы концертов, музыкальных вечеров, концертов Детской филармонии, организуемых школой. Юбилейным датам композитора посвящаются концерты, конкурсы литературно-творческих и живописных работ, в которых принимают участие учащиеся музыкальных и художественных школ г. Орла.

13 января 2006 г. исполнилось 140 лет со дня рождения В.С. Калинникова и этой дате посвящены интересные творческие мероприятия: конкурс юных художников на тему «Светлый гимн жизни», концерты Детской филармонии «Печаль моя светла», литературно-музыкальный вечер «Калинников - Кольцов русской музыки», научно-практическая конференция «В.С.Калинников и национальные культурно-художественные традиции», концерт московского пианиста В. Рябчикова, в котором прозвучит музыка Калинникова и других русских композиторов. 30 января в театре «Свободное пространство» состоится концерт, посвященный 140-летию В.С. Калинникова. В концерте приняли участие ведущие творческие коллективы города, а также учащиеся и преподаватели музыкальной школы Калинникова.

ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ областной научно-практической конференции «В.С. Калинников и национальные культурно-художественные традиции» 26 - 28 января 2006г. г.Орёл.
Областная научно-практическая конференция «В.С. Калинников и национальные культурно-художественные традиции» состоялась в г.Орле ­на базе Орловской детской музыкальной школы №1 им. В.С. Калинникова и Орловского государственного института искусств и культуры 26 -28 января 2006 г. Подобная конференция, посвященная 140-летию со дня рождения композитора, проводится в нашем городе впервые. Конференция была организована по инициативе Орловской детской музыкальном школы №1, носящей имя композитора, ученых и преподавателей ОГИИК при поддержке администрации г. Орла и Орловской области. В данном научно-музыкальном проекте коллектив Орловской детской музыкальном школы №1 во главе с директором, Заслуженным работником культуры РФ Л.А.Кочергиной и ее заместителями по методической работе Т.В.Чаплинской и по концертно-творческой работе Г.В.Алёхиной создавал его практическую, креативную основу. Орловский государственный институт искусств и культуры в лице проректора по научной работе профессора И.А. Ивашовой и кафедры теории и истории музыки во главе с доцентом Банниковой И.И. осуществлял научную поддержку и редактирование материалов конференции.

Одной из особенностей конференции было привлечение широкого круга участников: преподавателей и учащихся детских музыкальных школ и школ искусств г. Орла и области; преподавателей Орловского областного музыкального училища, Орловского государственного уни­верситета, Орловского государственного института искусств и культу­ры. Другой особенностью стали синтетические формы научно-практических работ конференции: научные доклады и сообщения со­провождались звучанием музыки В.С. Калинникова и его современни­ков. В рамках конференции прошла выставка работ победителей откры­того городского конкурса детского изобразительного творчества «Светлый гимн жизни». На различных концертных площадках г. Орла: и зале филармонии, ДМШ №1, ОГИИК и театре «Свободное пространст­во» ­ 28-30 января 2006г. состоялись концерты, посвященные юбилею композитора. В результате традиционная структура научно-практической конференции переросла в более ёмкую и синтетическую форму конференции-фестиваля, где органично сочеталось обсуждение научно-исследовательских, научно-методических вопросов, связанных с творчеством В.С. Калинникова, и творческие, музыкальные выступле­ния, показывающие современное, живое звучание музыкального насле­дия орловского композитора-классика.

На заседаниях научных секций конференции участники обсудили широкий круг вопросов, связанных е изучением жизни и творчества В.С. Калинникова на его малой родине, историко-стилевых аспектов отечественной музыки рубежа XIХ-ХХ веков. Особое внимание участ­ников привлекли многочисленные художественные параллели и анало­гии наследия В.С. Калинникова с творчеством русских поэтов, писате­лей, художников той эпохи, в том числе его земляков-орловцев. Отдельным направлением обсуждения стало творчество В.С. Калин­никова в контексте отечественного музыкального воспитания и обра­зования.

Участники научно-практической конференции отмечают, что проведение конференции, издание и распространение ее материалов, концерты памяти В.С. Калинникова должны привлечь внимание обще­ственности к богатейшим музыкальным традициям Орловского края, которые наряду с известным литературным наследием Орловщины создают индивидуальный, неповторимый облик нашей малой родины. Участники конференции считают, что подобная конференция-фестиваль имени В.С. Калинникова должна стать регулярным событи­ем культурной жизни г. Орла и области. В этом случае она имеет все основания стать заметным форумом отечественной музыки в цен­тральном регионе России.

Деятельность музыкальной школы по увековечиванию творческого наследия композитора – это духовный памятник композитору В.С. Калинникову, который является гордостью музыкального Орловского края, достоянием музыкальной культуры России.

Василий Сергеевич Калинников (1866–1900)

Василий Сергеевич Калинников, талантливый русский композитор, жил и творил в 80-90-е годы XIX века. Это было время высочайшего подъема русской культуры, когда создавал свои последние шедевры Чайковский, одна за другой появлялись оперы Римского-Корсакова, произведения Глазунова, Танеева, Лядова, на музыкальном горизонте появились сочинения Рахманинова, Скрябина.

Русская литература того времени блистала такими именами, как Л. Толстой, Чехов, Бунин, Куприн, Л. Андреев, Вересаев, Горький, Блок, Бальмонт, Надсон... И в этом могучем потоке зазвучал скромный, но удивительно поэтичный и чистый голос музыки Василия Калинникова, полюбившийся и музыкантам, и слушателям, покоривший искренностью, сердечностью, неизбывно-русской мелодической красотой. «Кольцовым русской музыки» назвал Калинникова Асафьев.

Печальная судьба выпала на долю этого композитора, умершего в самом расцвете творческих сил. «Шестой год борюсь с чахоткой, но она меня побеждает и медленно, но верно берет верх. А всему виною проклятые деньги! И болеть-то мне приключилось от тех невозможных условий, в которых приходилось жить и учиться».

Василий Сергеевич Калинников родился в бедной многодетной семье станового пристава, интересы которой резко разнились с нравами захолустной провинции. Вместо карт, пьянства, сплетен — здоровый повседневный труд и музыка. Любительское хоровое пение, песенный фольклор Орловской губернии явились первыми музыкальными университетами будущего композитора, а живописная природа Орловщины, столь поэтично воспетая Тургеневым, питала фантазию и художественное воображение мальчика. Музыкальными занятиями Василия в детстве руководил земский врач Евланов, преподав ему основы музыкальной грамоты и научив играть на скрипке.



В 1884 Василий Сергеевич поступил в Московскую консерваторию, но через год из-за отсутствия средств на оплату учебы перешел в музыкально-драматическое училище Филармонического общества, где можно было учиться бесплатно в классе духового инструмента. Калинников выбрал фагот, но главное внимание уделял урокам гармонии, которые вел С. Кругликов, разносторонне образованный музыкант. Посещал он также лекции по истории в Московском университете, выступал в обязательных для учеников училища оперных спектаклях, филармонических концертах. Приходилось думать и о заработке. Стремясь как-то облегчить материальное положение семьи, Калинников отказался от денежной помощи из дому, а чтобы не умереть с голоду, зарабатывал перепиской нот, грошовыми уроками, игрой в оркестрах. Конечно, уставал, и лишь письма отца поддерживали его морально. «Погрузись в мир музыкальной науки», — читаем в одном из них, — «работай... Знай, что тебе предстоят трудности и неудачи, но ты не ослабевай, борись с ними... и никогда не отступай».



Смерть отца в 1888 явилась для Василия Сергеевича тяжелым ударом. Первые сочинения — 3 романса — вышли из печати в 1887. Один из них, «На старом кургане» (на стихи И. Никитина), сразу стал популярным. В 1889 состоялись 2 симфонических дебюта: в одном из московских концертов с успехом прозвучало первое оркестровое сочинение Калинникова — симфоническая картина «Нимфы» на сюжет тургеневского «Стихотворения в прозе», а на традиционном акте в Филармоническом училище Василий Калинников продирижировал своим Скерцо. С этого момента оркестровая музыка приобретает для композитора главный интерес. Воспитанный на песенно-хоровых традициях, до 12 лет не слышавший ни одного инструмента, Калинников с годами все больше испытывает влечение к симфонической музыке. Василий Сергеевич считал, что «музыка... есть язык настроений, то есть тех состояний нашей души, которые почти невыразимы словом и не поддаются определенному описанию». Одно за другим появляются оркестровые произведения: Сюита (1889), заслужившая одобрение Чайковского; 2 симфонии (1895, 1897), симфоническая картина «Кедр и пальма» (1898), оркестровые номера к трагедии А. К. Толстого «Царь Борис» (1898). О бращается композитор и к другим жанрам: пишет романсы, хоры, фортепианные пьесы и полюбившуюся всем «Грустную песенку», завершает пролог к заказанной Мамонтовым опере «В 1812 году».



Калинников вступает в период наивысшего расцвета творческих сил, но именно в это время начинает прогрессировать открывшийся несколько лет назад туберкулез. Калинников стойко сопротивляется пожирающему его недугу, рост духовных сил прямо пропорционален угасанию сил физических. «Вслушайтесь в музыку Калинникова. Где в ней признак того, что эти полные поэзии звуки вылились в полном сознании умирающего человека? Ведь нет следа ни стонов, ни болезни. Это здоровая музыка с начала до конца, музыка искренняя, живая...» — писал музыкальный критик и друг Калинникова Кругликов. «Солнечная душа» — так отзывались о композиторе современники. Его гармоническая, уравновешенная музыка, кажется, излучает мягкий теплый свет.

Особенно замечательна Первая симфония, вызывающая в памяти вдохновенные страницы чеховской лирико-пейзажной прозы, тургеневское упоение жизнью, природой, красотой. В симфонии наиболее ярко воплотились особенности его дарования — душевная открытость, непосредственность, насыщенность чувств.



С большим трудом с помощью друзей Калинникову удалось добиться исполнения симфонии, но стоило ей прозвучать впервые в концерте Киевского отделения РМО в марте 1897, как началось ее триумфальное шествие по городам России и Европы. «Дорогой Василий Сергеевич!» — пишет Калинникову дирижер Виноградский после исполнения симфонии в Вене. — «Симфония Ваша и вчера одержала блистательную победу. Право, это какая-то триумфальная симфония. Где бы я ее не играл, всем нравится. А главное, и музыкантам, и толпе». Блестящий успех выпал и на долю Второй симфонии, произведения яркого, жизнеутверждающего, написанного широко, с размахом.

Летом 1897 Василий Сергеевич какое-то время жил в родном орловском селе Воин вместе с женой, матерью и братьями. “Я ведь здесь родился и прожил почти до пятнадцати лет, — писал он Кругликову. — Каждый кустик, каждая дорожка в парке или тропинка в лесу будят массу воспоминаний и навевают какое-то мирное настроение. Немножко грустно всегда становится от воспоминаний, но все же очень приятно, и я рад”. 19 июля Василий Калинников сообщает Кругликову: “Только вчера совершенно закончил партитуру Второй симфонии. Работал очень усердно, по нескольку часов в день, что при теперешних жарах и при моем слабосилии и худосочии — подвиг немалый”.



Летом 1900 Василий Сергеевич Калинников имел большое утешение слушать мастерскую игру Сергея Васильевича Рахманинова, который часто его навещал. Он знакомил его с новыми сочинениями композиторов России и Европы. Здоровье Василий Сергеевич все хуже, но он мечтает о Третьей симфонии, надеется, что будет возможность сесть за фортепиано и за нотную бумагу.

В октябре 1900, за 4 месяца до смерти композитора в издательстве Юргенсона вышли партитура и клавир Первой симфонии, доставив много радости композитору. Издатель, правда, ничего не заплатил автору. Полученный им гонорар был мистификацией друзей, которые вместе с Рахманиновым собрали необходимую сумму по подписке. Калинников вообще несколько последних лет вынужден был существовать исключительно на пожертвования близких, что для него, весьма щепетильного в денежных делах, являлось тяжелым испытанием. Но упоение творчеством, вера в жизнь, любовь к людям как-то поднимали его над унылой прозой житейских будней. Скромный, стойкий, доброжелательный человек, лирик и поэт по натуре — таким вошел он в историю нашей музыкальной культуры.

belcanto.ru ›kalinnikov.html



Васи́лий Серге́евич Кали́нников (1 января , село Воины Орловской губернии - 29 декабря 1900 [11 января ], Ялта) - русский композитор .

Биография

Калинников происходил из чиновничьей семьи, образование получил в орловской духовной семинарии, где начал обучаться музыке и некоторое время дирижировал хором. В поступил в подготовительные классы при Консерватории, однако, не имея возможности платить за обучение, через несколько месяцев был отчислен. Тем не менее, ему удалось получить место в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества, где учился по классам фагота и композиции до 1891 года . Среди его педагогов были С. Н. Кругликов , А. А. Ильинский , П. И. Бларамберг . Калинников также посещал лекции В. О. Ключевского , которые тот читал в Московском университете .

Не имея надёжного заработка, Калинников вынужден был периодически играть в театральных оркестрах на скрипке , фаготе или литаврах , а также заниматься переписыванием нот. Поддержку музыканту оказывал музыкальный критик Семён Кругликов , одобрительно отзывался о его таланте Пётр Чайковский , рекомендовавший его на пост дирижёра Малого театра в 1892 году . Помимо дирижёрской деятельности, Калинников в этот период также давал частные уроки теории музыки и пения.

Осенью 1893 года здоровье композитора резко ухудшилось (проявились признаки туберкулёза), и он уехал в Крым , где и провёл оставшиеся годы жизни, продолжая сочинять. Скончался 29 декабря 1900 (11 января ), похоронен на Поликуровском кладбище в Ялте . На надгробном памятнике высечены ноты главной темы его первой симфонии g-moll.

Творчество

Стиль Калинникова продолжает традиции русской музыкальной классики (композиторов «Могучей кучки » и П. И. Чайковского). Наиболее известное сочинение Калинникова - Первая симфония g-moll, написанная в 1895 году и посвящённая Кругликову. Впервые исполненная на концерте Русского музыкального общества в Киеве , она имела огромный успех и вскоре прочно вошла в репертуар как отечественных, так и зарубежных оркестров.

Основные сочинения

  • Пролог к неоконченной опере «В 1812 году» ( -)
  • Музыка к драме А. К. Толстого «Царь Борис» ()
Оркестровые произведения
  • Симфония № 1 g-moll ( -)
  • Симфония № 2 A-dur ( -)
  • Интермеццо № 1 fis-moll ()
  • Интермеццо № 2 G-dur ()
  • Фуга d-moll ()
  • «Нимфы», симфоническая картина по Тургеневу (найдена в )
  • «Былина», увертюра ()
  • «Кедр и пальма», симфоническая картина по Гейне ( -)
  • «Царь Борис» (1899)
Фортепианные сочинения
  • Скерцо F-dur
  • Модерато es-moll
  • «Грустная песенка»
  • Русское интермеццо
  • Менуэт Es-dur
  • Вальс A-dur
  • Элегия b-moll
Вокальные и хоровые сочинения
  • Романсы для голоса и фортепиано на стихи Пушкина , Плещеева , Фофанова и других поэтов
  • Хоры a capella и с сопровождением оркестра

Увертюра «Былина» и мелодия Гимна СССР

В связи с предложением ввести мелодию Гимна СССР в качестве Гимна России в 2000 году появились предположения, что мелодия гимна принадлежит не А. В. Александрову , а Василию Калинникову , поскольку в увертюре Былина (1893) звучит тема, начальными тактами совпадающая с мелодией гимна СССР. Выдвигались и другие предположения против авторства Александрова: так, композитор А. Н. Атаров считал, что Александр вдохновлялся «Весенними странствиями» Р. Шумана . По мнению Б. В. Грызлова , указавшего тогда в своём выступлении в Госдуме на сходство между «Былиной» и гимном, «..это лишь продолжение музыкальной традиции. Таким образом, прямолинейная идеологизация мелодии Александрова представляется необоснованной» . Грызлов посчитал, что это сходство - скорее аргумент в пользу мелодии Александрова. Следует отметить, что время сочинения «Былины» (1893-1893) известно лишь предположительно: при жизни композитора она не исполнялась и была восстановлена по оркестровым партиям, сохранившимся в Государственном центральном музее музыкальной культуры. Впервые она была исполнена по радио 26 июля 1950 года оркестром под руководством С. Горчакова; сама партитура издана в 1951. Нет данных о том, что А. В. Александров имел возможность ознакомиться с «Былиной» в архиве.

Увековечение памяти

Напишите отзыв о статье "Калинников, Василий Сергеевич"

Примечания

Библиография

  • Калинников В. С. Письма, документы, материалы. В 2 т. / Сост., ред., вступит. статья и коммент. В. А. Киселева. - М.: Музгиз, 1959.
  • Нюрнберг М. В. Василий Сергеевич Калинников. 1866-1901: Краткий очерк жизни и творчества. - М. -Л.: Музыка, 1964.
  • Пожидаев Г. А. Василий Калинников: симфония жизни в четырёх частях. - М.: Школа, 1993.
  • Лазарев С. Е. Василий Сергеевич Калинников: этапы жизненного и творческого пути // Вопросы культурологии. 2016. № 5. С. 49–59.

Ссылки

  • Р.И. Ушатая. (рус.) . Централизированная библиотечная система для взрослых ЦГБ им. К.А. Тренева (2001). Проверено 4 августа 2010. .
  • (англ.) на сайте Allmusic
  • Василий Калинников: ноты произведений на International Music Score Library Project
  • // Музыкальный энциклопедический словарь . - М .: Советская энциклопедия, 1990. - С. 227 .

Отрывок, характеризующий Калинников, Василий Сергеевич

11 октября, в тот самый день, когда в главной квартире всё было поднято на ноги известием о поражении Мака, в штабе эскадрона походная жизнь спокойно шла по старому. Денисов, проигравший всю ночь в карты, еще не приходил домой, когда Ростов, рано утром, верхом, вернулся с фуражировки. Ростов в юнкерском мундире подъехал к крыльцу, толконув лошадь, гибким, молодым жестом скинул ногу, постоял на стремени, как будто не желая расстаться с лошадью, наконец, спрыгнул и крикнул вестового.
– А, Бондаренко, друг сердечный, – проговорил он бросившемуся стремглав к его лошади гусару. – Выводи, дружок, – сказал он с тою братскою, веселою нежностию, с которою обращаются со всеми хорошие молодые люди, когда они счастливы.
– Слушаю, ваше сиятельство, – отвечал хохол, встряхивая весело головой.
– Смотри же, выводи хорошенько!
Другой гусар бросился тоже к лошади, но Бондаренко уже перекинул поводья трензеля. Видно было, что юнкер давал хорошо на водку, и что услужить ему было выгодно. Ростов погладил лошадь по шее, потом по крупу и остановился на крыльце.
«Славно! Такая будет лошадь!» сказал он сам себе и, улыбаясь и придерживая саблю, взбежал на крыльцо, погромыхивая шпорами. Хозяин немец, в фуфайке и колпаке, с вилами, которыми он вычищал навоз, выглянул из коровника. Лицо немца вдруг просветлело, как только он увидал Ростова. Он весело улыбнулся и подмигнул: «Schon, gut Morgen! Schon, gut Morgen!» [Прекрасно, доброго утра!] повторял он, видимо, находя удовольствие в приветствии молодого человека.
– Schon fleissig! [Уже за работой!] – сказал Ростов всё с тою же радостною, братскою улыбкой, какая не сходила с его оживленного лица. – Hoch Oestreicher! Hoch Russen! Kaiser Alexander hoch! [Ура Австрийцы! Ура Русские! Император Александр ура!] – обратился он к немцу, повторяя слова, говоренные часто немцем хозяином.
Немец засмеялся, вышел совсем из двери коровника, сдернул
колпак и, взмахнув им над головой, закричал:
– Und die ganze Welt hoch! [И весь свет ура!]
Ростов сам так же, как немец, взмахнул фуражкой над головой и, смеясь, закричал: «Und Vivat die ganze Welt»! Хотя не было никакой причины к особенной радости ни для немца, вычищавшего свой коровник, ни для Ростова, ездившего со взводом за сеном, оба человека эти с счастливым восторгом и братскою любовью посмотрели друг на друга, потрясли головами в знак взаимной любви и улыбаясь разошлись – немец в коровник, а Ростов в избу, которую занимал с Денисовым.
– Что барин? – спросил он у Лаврушки, известного всему полку плута лакея Денисова.
– С вечера не бывали. Верно, проигрались, – отвечал Лаврушка. – Уж я знаю, коли выиграют, рано придут хвастаться, а коли до утра нет, значит, продулись, – сердитые придут. Кофею прикажете?
– Давай, давай.
Через 10 минут Лаврушка принес кофею. Идут! – сказал он, – теперь беда. – Ростов заглянул в окно и увидал возвращающегося домой Денисова. Денисов был маленький человек с красным лицом, блестящими черными глазами, черными взлохмоченными усами и волосами. На нем был расстегнутый ментик, спущенные в складках широкие чикчиры, и на затылке была надета смятая гусарская шапочка. Он мрачно, опустив голову, приближался к крыльцу.
– Лавг"ушка, – закричал он громко и сердито. – Ну, снимай, болван!
– Да я и так снимаю, – отвечал голос Лаврушки.
– А! ты уж встал, – сказал Денисов, входя в комнату.
– Давно, – сказал Ростов, – я уже за сеном сходил и фрейлен Матильда видел.
– Вот как! А я пг"одулся, бг"ат, вчег"а, как сукин сын! – закричал Денисов, не выговаривая р. – Такого несчастия! Такого несчастия! Как ты уехал, так и пошло. Эй, чаю!
Денисов, сморщившись, как бы улыбаясь и выказывая свои короткие крепкие зубы, начал обеими руками с короткими пальцами лохматить, как пес, взбитые черные, густые волосы.
– Чог"т меня дег"нул пойти к этой кг"ысе (прозвище офицера), – растирая себе обеими руками лоб и лицо, говорил он. – Можешь себе пг"едставить, ни одной каг"ты, ни одной, ни одной каг"ты не дал.
Денисов взял подаваемую ему закуренную трубку, сжал в кулак, и, рассыпая огонь, ударил ею по полу, продолжая кричать.
– Семпель даст, паг"оль бьет; семпель даст, паг"оль бьет.
Он рассыпал огонь, разбил трубку и бросил ее. Денисов помолчал и вдруг своими блестящими черными глазами весело взглянул на Ростова.
– Хоть бы женщины были. А то тут, кг"оме как пить, делать нечего. Хоть бы дг"аться ског"ей.
– Эй, кто там? – обратился он к двери, заслышав остановившиеся шаги толстых сапог с бряцанием шпор и почтительное покашливанье.
– Вахмистр! – сказал Лаврушка.
Денисов сморщился еще больше.
– Сквег"но, – проговорил он, бросая кошелек с несколькими золотыми. – Г`остов, сочти, голубчик, сколько там осталось, да сунь кошелек под подушку, – сказал он и вышел к вахмистру.
Ростов взял деньги и, машинально, откладывая и ровняя кучками старые и новые золотые, стал считать их.
– А! Телянин! Здог"ово! Вздули меня вчег"а! – послышался голос Денисова из другой комнаты.
– У кого? У Быкова, у крысы?… Я знал, – сказал другой тоненький голос, и вслед за тем в комнату вошел поручик Телянин, маленький офицер того же эскадрона.
Ростов кинул под подушку кошелек и пожал протянутую ему маленькую влажную руку. Телянин был перед походом за что то переведен из гвардии. Он держал себя очень хорошо в полку; но его не любили, и в особенности Ростов не мог ни преодолеть, ни скрывать своего беспричинного отвращения к этому офицеру.
– Ну, что, молодой кавалерист, как вам мой Грачик служит? – спросил он. (Грачик была верховая лошадь, подъездок, проданная Теляниным Ростову.)
Поручик никогда не смотрел в глаза человеку, с кем говорил; глаза его постоянно перебегали с одного предмета на другой.
– Я видел, вы нынче проехали…
– Да ничего, конь добрый, – отвечал Ростов, несмотря на то, что лошадь эта, купленная им за 700 рублей, не стоила и половины этой цены. – Припадать стала на левую переднюю… – прибавил он. – Треснуло копыто! Это ничего. Я вас научу, покажу, заклепку какую положить.
– Да, покажите пожалуйста, – сказал Ростов.
– Покажу, покажу, это не секрет. А за лошадь благодарить будете.
– Так я велю привести лошадь, – сказал Ростов, желая избавиться от Телянина, и вышел, чтобы велеть привести лошадь.
В сенях Денисов, с трубкой, скорчившись на пороге, сидел перед вахмистром, который что то докладывал. Увидав Ростова, Денисов сморщился и, указывая через плечо большим пальцем в комнату, в которой сидел Телянин, поморщился и с отвращением тряхнулся.
– Ох, не люблю молодца, – сказал он, не стесняясь присутствием вахмистра.
Ростов пожал плечами, как будто говоря: «И я тоже, да что же делать!» и, распорядившись, вернулся к Телянину.
Телянин сидел всё в той же ленивой позе, в которой его оставил Ростов, потирая маленькие белые руки.
«Бывают же такие противные лица», подумал Ростов, входя в комнату.
– Что же, велели привести лошадь? – сказал Телянин, вставая и небрежно оглядываясь.
– Велел.
– Да пойдемте сами. Я ведь зашел только спросить Денисова о вчерашнем приказе. Получили, Денисов?
– Нет еще. А вы куда?
– Вот хочу молодого человека научить, как ковать лошадь, – сказал Телянин.
Они вышли на крыльцо и в конюшню. Поручик показал, как делать заклепку, и ушел к себе.
Когда Ростов вернулся, на столе стояла бутылка с водкой и лежала колбаса. Денисов сидел перед столом и трещал пером по бумаге. Он мрачно посмотрел в лицо Ростову.
– Ей пишу, – сказал он.
Он облокотился на стол с пером в руке, и, очевидно обрадованный случаю быстрее сказать словом всё, что он хотел написать, высказывал свое письмо Ростову.
– Ты видишь ли, дг"уг, – сказал он. – Мы спим, пока не любим. Мы дети пг`axa… а полюбил – и ты Бог, ты чист, как в пег"вый день создания… Это еще кто? Гони его к чог"ту. Некогда! – крикнул он на Лаврушку, который, нисколько не робея, подошел к нему.
– Да кому ж быть? Сами велели. Вахмистр за деньгами пришел.
Денисов сморщился, хотел что то крикнуть и замолчал.
– Сквег"но дело, – проговорил он про себя. – Сколько там денег в кошельке осталось? – спросил он у Ростова.
– Семь новых и три старых.
– Ах,сквег"но! Ну, что стоишь, чучела, пошли вахмистг"а, – крикнул Денисов на Лаврушку.
13 января 1866 - 11 января 1901

русский композитор

Биография

Калинников происходил из чиновничьей семьи, образование получил в орловской духовной семинарии, где начал обучаться музыке и некоторое время дирижировал хором. В 1884 поступил в подготовительные классы при Консерватории, однако, не имея возможности платить за обучение, через несколько месяцев был отчислен. Тем не менее, ему удалось получить место в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества, где учился по классам фагота и композиции до 1891 года. Среди его педагогов были С. Н. Кругликов, А. А. Ильинский , П. И. Бларамберг. Калинников также посещал лекции В. О. Ключевского , которые тот читал в Московском университете.

Не имея надёжного заработка, Калинников вынужден был периодически играть в театральных оркестрах на скрипке, фаготе или литаврах, а также заниматься переписыванием нот. Поддержку музыканту оказывал музыкальный критик Семён Кругликов, одобрительно отзывался о его таланте Пётр Чайковский , рекомендовавший его на пост дирижёра Малого театра в 1892 году. Помимо дирижёрской деятельности, Калинников в этот период также давал частные уроки теории музыки и пения.

Осенью 1893 года здоровье композитора резко ухудшилось (проявились признаки туберкулёза), и он уехал в Крым, где и провёл оставшиеся годы жизни, продолжая сочинять.

Стиль Калинникова продолжает традиции русской музыкальной классики (композиторов «Могучей кучки» и П. И. Чайковского). Наиболее известное сочинение Калинникова - Первая симфония g-moll, написанная в 1895 году и посвящённая Кругликову. Впервые исполненная на концерте Русского музыкального общества в Киеве , она имела огромный успех и вскоре прочно вошла в репертуар как отечественных, так и зарубежных оркестров.

Основные сочинения

  • Пролог к неоконченной опере «В 1812 году» (1899-1900)
  • Музыка к драме А. К. Толстого «Царь Борис» (1898)
  • Симфония № 1 g-moll (1894-1895)
  • Симфония № 2 A-dur (1895-1897)
  • Интермеццо № 1 fis-moll (1896)
  • Интермеццо № 2 G-dur (1897)
  • Фуга d-moll (1889)
  • «Нимфы», симфоническая картина по Тургеневу (найдена в 1951)
  • «Былина», увертюра (1892)
  • «Кедр и пальма», симфоническая картина по Гейне (1897-1898)
  • «Царь Борис» (1899)
  • Скерцо F-dur
  • Модерато es-moll
  • «Грустная песенка»
  • Русское интермеццо
  • Менуэт Es-dur
  • Вальс A-dur
  • Элегия h-moll
  • Романсы для голоса и фортепиано на стихи Пушкина , Плещеева , Фофанова и других поэтов
  • Хоры a capella и с сопровождением оркестра

Увертюра «Былина» и мелодия Гимна СССР

В связи с предложением ввести мелодию Гимна СССР в качестве Гимна России в 2000 году появились предположения, что мелодия гимна принадлежит не А. В. Александрову , а Василию Калинникову, поскольку в увертюре Былина (1893) фактически точно воспроизводится мелодия гимна СССР. Выдвигались и другие предположения против авторства Александрова: так, композитор А. Н. Атаров считал, что Александр вдохновлялся «Весенними странствиями» Р. Шумана . По мнению Б. В. Грызлова , указавшего тогда в своём выступлении в Госдуме на сходство между «Былиной» и гимном, «..это лишь продолжение музыкальной традиции. Таким образом, прямолинейная идеологизация мелодии Александрова представляется необоснованной». Грызлов посчитал, что это сходство - скорее аргумент в пользу мелодии Александрова. Следует отметить, что время сочинения «Былины» (1893-1893) известно лишь предположительно: при жизни композитора она не исполнялась и была восстановлена по оркестровым партиям, сохранившимся в Государственном центральном музее музыкальной культуры. Впервые она была исполнена по радио 26 июля 1950 года оркестром под руководством С. Горчакова; сама партитура издана в 1951. Нет данных о том, что А. В. Александров имел возможность ознакомиться с «Былиной» в архиве.

Увековечение памяти

  • 3 августа 2009 года на родине композитора в городе Орле торжественно был открыт памятник. Перед установкой монумента был отремонтирован и благоустроен сквер в створе 1-й Посадской и Комсомольской улиц возле музыкальной школы № 1, носящей имя Калинникова. Проект памятника был создан ещё 20 лет назад и только теперь его реализовали скульптор Леонид Бугай и архитектор Владимир Блинов. Памятник представляет собой полуфигуру композитора в творческом порыве под сенью ветвей калины, внизу - фигура сидящего мальчика, играющего на свирели. На постаменте вместо привычного названия - копия росписи композитора. Открытие памятника Василию Сергеевичу Калинникову в сквере его имени сопровождалось исполнением учениками музыкальной школы Калинникова 1-й симфонии, являющейся неофициальным гимном города Орла .
  • В районе Северном г. Москвы музыкальная школа № 41 носит имя В. С. Калинникова.
  • В Северном и Железнодорожном районах г. Орла именем В. С. Калинникова названы улица и проезд.