Какой двигатель установлен на су 30. Авиация россии

Су-30СМ (серийный модернизированный) является двухместным многофункциональным истребителем поколения 4++ . Он предназначен для уничтожения как воздушных, так и наземных (надводных) целей широкой номенклатурой управляемого и неуправляемого вооружения класса "воздух-воздух" и "воздух-поверхность".

Самолет разработан "ОКБ Сухого" и выпускается на Иркутском авиационном заводе — филиале ПАО "Корпорация "Иркут".

Самолет продолжает линейку боевых самолетов семейства Су-30МКИ, созданного на базе самолета Су-30 для Индии.

Су-30СМ обладает сверхманевренностью, оснащен радиолокатором с фазированной антенной решеткой, двигателями с управляемым вектором тяги и передним горизонтальным оперением. Может использоваться для подготовки летчиков на перспективные многофункциональные сверхманевренные одноместные истребители.

Истребитель адаптирован под требования российских ВВС в части систем радиолокации, радиосвязи и государственного опознавания, состава вооружения, катапультного кресла и ряда обеспечивающих систем.

Истребитель Су-30СМ способен действовать днем и ночью, в любых погодных условиях , он может не только сбивать самолеты противника и уничтожать наземные цели, а также проводить воздушную разведку и давать целеуказание другим самолетам группы (в том числе и бомбардировщикам Су-34).

Самолет обладает большой дальностью полета и возможностью дозаправки в воздухе.

В конструкции Су-30СМ не использована технология малозаметности, поэтому его защита основана на подавлении вражеских радиолокационных станций с помощью мощной бортовой системы радиоэлектронной борьбы.

Высокая степень маневренности самолета достигается за счет переднего горизонтального оперения (ПГО) и двигателей с управляемым вектором тяги. В целом же, размеры и компоновка фюзеляжа полностью повторяют истребители Су-30 и Су-30МКИ. Летчики размещены в кабине тандемом.

Самолет оснащен бортовой радиолокационной станцией управления "Барс", которая способна взять в цель 15 объектов и поразить одну ближнюю цель или четыре дальних, а также преодолеть помехи вражеских средств радиоэлектронной борьбы. В Су-30СМ использована система нашлемного целеуказания, а также индикация на лобовом стекле. Кроме того, кабины пилотов оснащены многофункциональными жидкокристаллическими экранами. Все это обеспечивает летчикам высочайший уровень осведомленности о воздушной обстановке.

Ближний бой позволяет вести встроенная в кабину оптико-локационная станция, она является подсистемой системы управления вооружением. Основана на принципе работы обнаружения и ведения цели по тепловому излучению, дальность цели измеряется лазерным дальномером, данные выводятся на экран. Эта же система следит за исправностью работы всех узлов, прочностью конструкции и состоянием полета самолета.

На Су-30СМ могут быть установлены подвесные контейнеры с лазерной и инфракрасной прицельной аппаратурой. Истребитель оснащен инерциальной навигационной системой с приемником спутникового сигнала от системы ГЛОНАСС, это обеспечивает высокую точность следования по маршруту. Су-30СМ может совершать автоматический полет на разных режимах, включая полет на малых высотах, заход на посадку, а также во время атаки против наземных и надводных целей. Система, обеспечивающая автоматическое управление, связана с навигационной системой.

Боевая нагрузка истребителя Су-30СМ составляет восемь тысяч килограмм. Самолет имеет двенадцать узлов подвески, на которых может быть размещена широкая номенклатура ракетно-бомбового вооружения. Это могут быть шесть управляемых ракет для ведения воздушного боя на средних или коротких дистанциях, неуправляемые авиабомбы массой 500 или 250 килограмм, контейнеры с неуправляемыми авиационными ракетами. Кроме ракетно-бомбового вооружения, на самолете установлена 30-миллиметровая пушка ГШ-30-1.

Летно-технические характеристики:

Размах крыла — 14,70 м

Длина самолета — 21,94 м

Высота самолета 6,375 м

Площадь крыла — 62,00 м2

Масса:

нормальная взлетная 24900 кг

максимальная взлетная 34500 кг

топлива — 9640 кг

Двигатели 2 ТРДДФ АЛ-31ФП

Тяга 2 х 12800 кгс

Максимальная скорость:

на высоте — 2125 км/ч

у земли 1350 км/ч

Практическая дальность 3000 км

Практический потолок 17300 м

Экипаж — 2

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Истребительная авиация в условиях современной нестабильной и противоречивой политики - важный козырь, способный охладить многие горячие головы. Так что наличие современных машин с высокой боевой эффективностью - важная цель для отечественного ОПК. Одним из лучших является истребитель Су-30 СМ, характеристики которого мы разберем в этой статье.

Рождение прототипа

Прародитель, то есть самолет Су-30, хоть и выпускался крупными партиями в Российской Федерации, был создан в СССР. Так, еще в 1988 году были начаты работы по улучшению показателей Су-27. Известно, что отличительной чертой этого самолета была прекрасная по тем временам система навигации, а также возможность дозаправки в воздухе. Полученные машины предполагалось использовать в целях ПВО. За счет способности к долгому полету они как нельзя лучше подходили бы для патрулирования воздушного пространства страны.

Серийный Су-30 впервые поднялся в воздух весной 1992 года. Практически сразу машина стала настоящей сенсацией, так как при стоимости, многократно ниже таковой у всех зарубежных аналогов, она в несколько раз превосходила их по своим боевым показателям. Неудивительно, что истребителем сразу же заинтересовались не только отечественные специалисты, но и потенциальные заказчики за рубежом.

Предназначение самолета

Самолет этот - современный и высокоманевренный истребитель, который используется для завоевания безусловного господства в воздухе. Хорошо действует в составе группы, может поражать наземные и надводные цели, в том числе ударные корабельные группировки противника.

Начало разработки

Все началось еще в далеком 1994 году, когда с Индией велись переговоры по поставке истребителей Су-27. Еще тогда индусы намекали, что не прочь закупить еще более маневренные самолеты, да и отечественной армии срочно требовались новые машины.

Но необходимость в новой технике диктовалась не только нуждами экспорта. Основная причина, по которой и появился самолет Су-30 СМ, фото которого вы найдете в нашей статье, - неполная реализация того потенциала, который был заложен в простую «тридцатку» ее создателями.

Особенно перспективной виделась возможность массированного поражения наземных целей: машина, «везущая» сразу двух пилотов, обладающая хорошей «автономностью» и дальностью полета, да еще и несущая под восемь тонн боеприпасов, определенно имела отличные перспективы превратиться в основную ударную силу отечественных ВВС.

Проектирование нового истребителя началось в 1995 году. Главный конструктор проекта - А. Ф. Барковский. В 1996 году с той же Индией уже был подписан контракт на поставку 40 новых машин различных классов. Предполагалось, что экспортные партии пойдут с постепенным улучшением тактико-технических свойств самолетов. Исполнители Государственного заказа - различные предприятия холдинга «Сухой», головной отдел - Иркутский авиастроительный завод.

Опытные экземпляры

Первые два Су-30 СМ, характеристики которых вы найдете в статье, строились в период с 1995 по 1998 г. Первая машина, созданная на узлах стандартного Су-30, поднялась в воздух уже в 1997 году. За штурвалом сидел опытный испытатель В. Ю. Аверьянов. С середины того же года началась крупномасштабная программа по испытаниям и доводке новых машин с целью подготовки к их серийному производству. Оно началось в 2000 году. В то же время первый предсерийный истребитель был опробован Аверьяновым. По результатам этих испытаний, три опытные машины были переданы ОКБ для проведения плановых исследований и модернизации.

Начало поставок

Поставка, в полном соответствии с условиями договора, велась в три этапа. Первая партия из 10 машин ушла заказчику в 2002 году, 12 самолетов Су-30 СМ, характеристики которых восхитили заказчика, отправили в 2003 году. Уже в 2004 году этими машинами были полностью перевооружены сразу две индийские эскадрильи.

Чем новая машина отличается от своего предшественника?

Итак, какие же отличительные черты характерны для нового истребителя, и как он отличается от своего предшественника? Вот их краткий перечень:

  • Впервые на серийно производимый истребитель был поставлен двигатель с изменяемым вектором тяги, а также на машину была кстановлена система дистанционного управления, работающая в едином комплексе. Именно это позволило сделать новую машину настолько маневренной.
  • Кроме того, была произведена интеграция систем БРЭО, причем как импортного, так и отечественного производства. Машина в какой-то степени была создана «интернациональной», так как ее комплектующие были получены от 14 производителей из шести стран мира.
  • РЛС с поворотной ФАР - также еще одно новшество, которое до той поры было нехарактерно для отечественного авиастроительного комплекса. Наконец, самолет Су-30 СМ получил совершенно новое катапультное кресло. Что особенно приятно - российской разработки.
  • Была значительно расширена номенклатура используемых ракет, что делает новый самолет значительно более универсальным и грозным оружием отечественных ВВС.

Основные ТТХ

  • Взлетный вес (максимальный) - 34 500 кг.
  • Длина корпуса планера - 21,9 м.
  • Высота в наиболее высокой части корпуса - 6,36 м.
  • Дальность полета (максимальная) - 2125 км/ч.
  • Оптимальный радиус боевого применения - 1500 км.
  • Количество экипажа - два летчика.

Чем вооружен новый самолет?

  • Новейшая система бортовой радиолокации БРЛС «Барс-Р». Позволяет выявлять и сопровождать в автоматическом режиме сразу несколько целей.
  • Ракеты управляемого типа. Класс - «воздух-воздух» или же «воздух-поверхность».
  • Бомбы управляемые и неуправляемые. Всего имеется 12 пилонов для их подвески.
  • Максимальный вес вооружения на борту — 8000 кг.
  • Для ближнего боя может использовать также 30-мм встроенная пушка ГШ-30-1, характерная для всей отечественной боевой авиации.

Оснащенный широким ассортиментом различных средств вооружения, истребитель способен решать практически все типовые задачи: от маневренного ближнего боя до дальнего соприкосновения, когда уничтожение противника происходит без визуального с ним контакта. Управляемое и неуправляемое вооружение Су-30 СМ делает возможным уничтожение противника на земле и на воде. По совокупности всех характеристик данный истребитель справедливо обходит даже многие новинки зарубежного ВПК, пусть даже его конструкции уже далеко не один год!

Учитывая, что в этой технике впервые в истории российского самолетостроения впервые была применена открытая схема построения бортового вооружения, то модернизация Су-30 СМ, характеристики которого мы рассматриваем, заметно упрощается.

Международное признание

Авторитет этого самолета зарабатывался сложно. По мнению многих зарубежных специалистов, разваленная российская «оборонка» просто физические не могла выдавать ничего стоящего, а потому первоначально интерес к нашей технике был пренебрежительно-скептический. Но все изменилось после нескольких международных учений. В то время многие поняли, что сильно недооценили российский самолет. Впрочем, некоторые эксперты оказались более прозорливыми: когда они получили сведения о модернизированных Су-27, которые также поставлялись Индии, они высоко отозвались о характеристиках этой машины.

Даже эти машины, результатом улучшения которых и стал самолет Су-30 СМ, показатели которого значительно лучше, сумели зарекомендовать себя как надежная и высококлассная боевая техника. После этого высшее командование ВВС Индии решило, что уровень их пилотов вполне позволяет, чтобы они померялись силами с американскими летчиками. Произошло это на учениях Cope India-2004, когда противниками индусских Су-30 СМ, фото которых есть в статье, стали штатовские F-15C.

Прочие факты

Результаты несколько обескуражили сторонников американской техники. Так, превосходство новой техники в ближнем бою оказалось вполне предсказуемым, так как отечественные самолеты, в принципе, намного маневреннее старых Ф-15. Куда удивительнее было то обстоятельство, что индийские летчики оказались в выигрыше даже в тех случаях, когда речь шла о боях на средней дистанции.

Во многом это было обусловлено тем фактом, что Су-30 СМ (фото представлены в этом материале) обладают более совершенными системами, позволяющими обнаруживать и сопровождать сразу несколько целей. А потому нет ничего удивительного в том, что сразу после тех эпохальных учений в США активизировались сторонники немедленного доведения «до ума» новых Ф-22 «Раптор».

Почему импорт оказался так важен?

Если вы внимательно читаете нашу статью, то у вас вполне может возникнуть абсолютно логичный и закономерный вопрос: отчего Су-30 СМ, технические характеристики которого так хороши, постоянно рассматривается в аспекте зарубежных поставок? Ответ, как ни странно, прост. В тот период, когда авиастроительная отрасль пребывала далеко не в самом лучшем своем состоянии, государство все же сумело загрузить тот же Иркутский авиастроительный завод. Это означает не только обеспечение работой тысяч человек, но также идеально «вылизанную» технологию производства.

Ведь самолет Су-30 СМ, характеристики которого мы рассмотрели, в серийном производстве уже более 15 лет! При этом машина за счет своего огромного потенциала в области модернизации остается вполне актуальной и сегодня. Учитывая, что эти истребители в более-менее адекватном количестве стали поступать и на вооружение отечественных ВВС, за летчиков можно только порадоваться: они получают в свое распоряжение не «сырой» прототип, а совершенно логичную, доведенную до конструктивного совершенства систему.

Наконец, поступление в войска действительно говорит о том, что армия заинтересована в подготовке новых пилотов, которые впоследствии освоят Т-50 ПАК ФА. Учитывая крайне нестабильную геополитическую обстановку последних лет, это действительно немаловажное обстоятельство.

Море как родная стихия

Но истребитель Су-30 СМ хорош не только своим техническим совершенством, но и потенциалом возможного использования. В отличие от многих машин импортного и отечественного производства, этот самолет может эффективно применяться не только с наземных аэродромов, но и с авианосцев. Конечно, с авианесущими крейсерами в нашей стране не густо, но вот возможность направлять эти истребители для борьбы с вражескими самолетами авианесущего базирования радует…

Сегодня постоянно проводится модернизация Су-30 см для ВС РФ, когда в машину постоянно вносятся какие-то изменения и улучшения. Заложенный в этот истребитель потенциал таков, что он еще долго пробудет в нашем небе, ничуть не устаревая с течением лет.

Су-30СМ – российский тяжелый многоцелевой истребитель поколения 4++, предназначенный в первую очередь для завоевания господства в воздухе. По сути, это модификация Су-30МКИ, предназначенная для российских военно-воздушных сил . Первый полет истребитель Су-30СМ совершил в 2012 году.

Су-30МКИ начал разрабатываться в середине 90-х специально для ВВС Индии (МКИ – «модернизированный, коммерческий, индийский»). В свою очередь, истребитель Су-30 – это результат глубокой модернизации истребителя Су-27 , которая началась еще в Советском Союзе (1988 год).

На сегодняшний день Су-30СМ считается одним из лучших истребителей в мире, он имеет превосходные характеристики, эту машину по праву можно назвать вершиной развития линейки самолетов Су-27.

Истребитель Су-30СМ способен действовать днем и ночью, в любых погодных условиях, он может не только сбивать самолеты противника, но и уничтожать наземные цели, а также проводить воздушную разведку и давать целеуказание другим самолетам группы (в том числе и бомбардировщикам Су-34).

Первый полет Су-30СМ состоялся 21 сентября 2012 года. В конце того же года самолет был принят на вооружение и Минобороны РФ подписало контракт на поставку 30 истребителей до конца 2016 года. По состоянию на 2014 год российские ВВС заказали 60 истребителей, дополнительные контракты были заключены в 2018 и 2018 году. По состоянию на ноябрь 2018 года в строевые части направлены 71 Су-30СМ. Еще четыре Су-30СМ будут изготовлены для ВВС Казахстана.

В настоящее время несколько самолетов Су-30СМ принимают участие в военной операции в Сирии.

История создания

Эксплуатация советского многоцелевого истребителя Су-27 началась в 1986 году. Стремительно развитие технологий меняло не только бортовое оборудование истребителей и их технические характеристики, но и саму концепцию ведения воздушного боя. Использование РЛС с активной фазированной решеткой позволяло истребителям не только вести воздушный бой, но и управлять группой боевых машин , взяв на себя часть функций самолета ДРЛО.

Исходя из этого, командование ПВО хотело получить новый самолет , который мог бы не только выполнять задачи истребителя-перехватчика, но и использоваться в качестве летающего командного пункта для группы Су-27. Учитывая огромную протяженность границ Советского Союза, а также большое количество неосвоенных районов малым числом пригодных аэродромов, такая машина была просто крайне необходима.

Военные считали, что для выполнения подобных задач лучше подойдет двухместный истребитель, в качестве примера приводился Су-27УБ – учебно-боевая машина с дублированным управлением, но при этом сохранившая боевые возможности одноместного самолета.

Современное радиолокационное и электронное бортовое оборудование истребителя настолько сложно и многофункционально, что полностью реализовать его возможности в скоротечном маневренном воздушном бою одному летчику довольно тяжело. Кроме того, наличие второго члена экипажа дает значительные психологические преимущества во время длительного патрулирования.

Предполагалось, что один из летчиков мог бы управлять самолетом, вести бой на ближней дистанции, а второй – наблюдать за воздушной обстановкой и руководить действиями боевой группы.

Работы над созданием двухместного истребителя-перехватчика начались в ОКБ Сухого в конце 80-х годов. В качестве базовой машины для модернизации был выбран учебно-боевой самолет Су-27УБ. Он имел двухместную кабину, значительную емкость топливной системы, десять точек для подвески вооружения. Чтобы еще больше увеличить дальность полета будущего истребителя, конструкторы решили оснастить его системой дозаправки в воздухе. Ее отработка началась в 1987 году. Первый прототип нового истребителя Су-30 получил обозначение Т-10У-5.

Истребитель получил новую систему дистанционного наблюдения и навигационный комплекс. Место командира группы находилось в задней кабине самолета, оно было оснащено широкоформатным индикатором, на котором отображалась вся информация о текущем расположении группы, характеристиках движения целей и другие данные о воздушной обстановке.

Внешне новый самолет мало чем отличался от базовой модификации – истребителя Су-27УБ, он имел практически те же технические характеристики, прекрасную надежность и хорошую управляемость. Новая машина получила обозначение Су-30, в 1991 году в Иркутске началось ее серийное производство.

Однако затем последовал распад Советского Союза, который стал катастрофой для всех предприятий военно-промышленного комплекса.

В связи с практически полной остановкой закупок новой техники российским Министерством обороны, руководство ОКБ Сухого начало поиски иностранных заказчиков для своей продукции. В кратчайшие сроки был создан Су-30МК – многоцелевой двухместный самолет, первый полет которого состоялся в 1993 году. Была значительно расширена номенклатура вооружения машины, ее взлетная масса возросла с 30 до 38,8 т, боевая нагрузка увеличилась вдвое, значительно увеличился ресурс силовой установки и планера.

Новый истребитель был предложен Индии – традиционному заказчику советской военной техники и вооружения. Уже в апреле 1994 года состоялось первое заседание российско-индийской рабочей группы, которая изучала возможности поставки Су-30МК в Индию, а также организацию производства новых истребителей в этой стране. В конце 1996 года был подписан контракт о постройке сорока боевых машин Су-30МК для ВВС Индии.

В начале нового тысячелетия конструкторы ОКБ Сухого разработали новую модификацию истребителя – Су-30МКИ. Она была создана специально для индийских военно-воздушных сил. По сути, Су-30МКИ – это машина нового поколения. Самолет был оснащен двигателями с изменяемым вектором тяги и передним горизонтальным оперением, что значительно улучшило маневренность истребителя на всех режимах полета.

Советские (российские) боевые самолеты практически всегда уступали своим западным конкурентам в качестве авионики. Чтобы устранить этот недостаток, БРЭО для нового истребителя было разработано в широкой международной кооперации с участием компаний из Франции, Израиля и Индии. В итоге Су-30МКИ получил новую РЛС с пассивной фазированной решеткой.

Истребитель оказался настолько удачным, что им заинтересовалось и российское оборонное ведомство. В сентябре 2012 года впервые поднялся в небо Су-30СМ, изготовленного по заказу Минобороны России. К концу года две новые машины были переданы российским ВВС.

Подобное решение не выглядит удивительным. Во-первых, Су-30СМ имеет действительно отличные технические характеристики, по маневренности он превосходит все зарубежные аналоги. Во-вторых, создатели уделили много внимания авионике истребителя: благодаря использованию иностранных систем, Су-30СМ ничем не уступает лучшим западным боевым машинам. Однако есть и еще одно объяснение интереса Минобороны: этот самолет уже долгие годы выпускается серийно, его производство полностью отшлифовано, устранены «детские» болезни машины, учтены все пожелания летчиков.

Су-30СМ — многоцелевой самолет. Он способен не только вести воздушный бой и поражать современные и перспективные самолеты противника, но и наносить удары по наземным мобильным или стационарным целям неприятеля. Су-30СМ способен сопровождать и прикрывать ударные авиационные группировки, противодействовать вражеским системам радиоэлектронной борьбы, давать целеуказание самолетам своей группы. Этот истребитель можно использовать и на морских театрах боевых действий: Су-30СМ способен обнаруживать и уничтожать надводные корабли противника самостоятельно или в составе группы самолетов.

Устройство

Су-30СМ – двухместный тяжелый истребитель, оснащенный двумя двухконтурными двигателями АЛ-31ФП с изменяемым вектором тяги и передним горизонтальным оперением. В целом его размеры и компоновка фюзеляжа полностью повторяют истребители Су-30 и Су-30МКИ. Летчики размещены в кабине тандемом.

Одной из главных достоинств Су-30СМ является его сверхманёвренность: самолет неустойчив в продольном канале, поэтому его полет обеспечивает электродистанционная система управления (ЭДСУ), управляющая рулями и поворотными соплами двигателей. Высокая степень маневренности самолета достигается за счет ПГО и двигателей с управляемым вектором тяги.

В состав силовой установки самолета входят два двигателя АЛ-31ФП, размещенных под углом 32 градусов друг к другу. Их сопла могут отклоняться в вертикальной плоскости на ±16° и до ±15° в любом направлении. Это позволяет направлять вектор тяги по рысканью и тангажу. Сопла могут отклоняться как вместе с управляющими плоскостями самолета, так и отдельно от них.

Однако главная «изюминка» Су-30СМ – это его кабина. Самолет оснащен бортовой радиоэлектронной станцией с фазированной решеткой, что позволяет ему обнаруживать и вести пятнадцать воздушных объектов и одновременно атаковать четыре из них. В Су-30СМ использована система нашлемного целеуказания, а также индикация на лобовом стекле. Кроме того, кабины пилотов оснащены многофункциональными жидкокристаллическими экранами. Все это обеспечивает летчикам высочайший уровень осведомленности о воздушной обстановке.

На Су-30СМ могут быть установлены подвесные контейнеры с лазерной и инфракрасной прицельной аппаратурой. Истребитель оснащен инерциальной навигационной системой с приемником спутникового сигнала от системы ГЛОНАСС, это обеспечивает высокую точность следования по маршруту. Су-30СМ может совершать автоматический полет на разных режимах, включая полет на малых высотах, заход на посадку, а также во время атаки против наземных и надводных целей. Система, обеспечивающая автоматическое управление, связана с навигационной системой.

Су-30СМ относится к четвертому поколению истребителей, в его конструкции не использована технология малозаметности. На самолете установлены комплексы РЭБ «Сорбция» и «Хибины», которые не только способны подавить сравнительно маломощную РЛС истребителей, но и нейтрализовать наземные радиолокационные комплексы.

Если говорить об электронной начинке Су-30СМ, то следует отметить, что она построена по концепции «открытой архитектуры борта». Это позволяет без труда включать в состав БРЭО новые системы отечественного и зарубежного производства. Именно это определяет высокую универсальность Су-30СМ, позволяющую в кратчайшие сроки переделать истребитель-перехватчик в ударный самолет.

Боевая нагрузка истребителя Су-30СМ составляет 8 тыс. кг. Самолет имеет двенадцать узлов подвески, на которых может быть размещена широкая номенклатура ракетно-бомбового вооружения. Это могут быть шесть управляемых ракет для ведения воздушного боя на средних или коротких дистанциях, неуправляемые авиабомбы массой 500 или 250 кг, контейнеры с НАР. Кроме того, самолет по умолчанию вооружен 30-мм пушкой ГШ-30-1.

  • общее количество точек подвески — 12;
  • Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

    Что российский истребитель Су-30СМ при наборе высоты после взлета с аэродрома Хмеймим (Сирия) потерпел катастрофу над акваторией Средиземного моря.

    По информации российского военного ведомства, оба летчика погибли. По предварительным данным, причиной катастрофы могло стать попадание в двигатель птицы.

    Это первый потерянный Су-30 ВКС России.

    Основные сведения

    Су-30 (по классификации НАТО - Flanker-C) - российский двухместный многоцелевой тяжелый истребитель. Разработан в ОКБ "Сухого" в конце 1980-х годов на базе учебного варианта истребителя Су-27УБ. Предназначен для управления групповыми боевыми действиями истребителей Су-27 при решении задач завоевания господства в воздухе, прикрытии наземных войск и объектов, уничтожении десантов, а также для ведения воздушной разведки и уничтожения наземных или надводных целей.

    От базового самолета его отличают расширенная номенклатура вооружений, модернизированное оборудование, наличие системы дозаправки в полете. Первый полет предсерийный вариант совершил 31 декабря 1989 года. Принят на вооружение в 1992 году, однако в Военно-воздушные силы (ВВС) РФ было поставлено всего три экземпляра базовой модификации.

    Самолеты семейства выпускаются в России на Иркутском авиационном заводе (Корпорация "Иркут") и Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе (КнААЗ), а также в Индии на предприятиях корпорации Hindustan Aeronautics Limited.

    Модификации и поставки

    В середине 1990-х годов на базе Су-30 был создан экспортный вариант истребителя - Су-30К ("коммерческий"), эта модель первоначально поставлялись Индии, но затем была заменена на модифицированный и адаптированный для этой страны вариант Су-30МКИ (в настоящее время также находятся на вооружении Ирака и Анголы). Всего в Индию было поставлено 200 самолетов Су-30МКИ.

    Впоследствии экспортные версии Су-30 стали наиболее востребованными за рубежом: кроме Индии, Ирака и Анголы они поставлялись Китаю (Су-30МКК), Вьетнаму (Су-30МК2, Су-30МКВ), Венесуэле (Су-30МКВ), Индонезии (Су-30МК, Су-30МК2), Малайзии (Су-30МКМ), Уганде (Су-30МК2) и Алжиру (Су-30МКИ2). В 2017 году заключен контракт на поставку Су-30СМ Белоруссии. 21 января 2018 года в ходе официального визита министра обороны РФ Сергея Шойгу в Мьянму была достигнута договоренность о покупке этим государством шести экземпляров Су-30.

    В Военно-воздушные силы и Морскую авиацию ВМФ РФ поставки модификаций Су-30 начались в 2010 году; всего поставлено не менее 100 модифицированных экземпляров Су-30М2 и Су-30СМ. Распоряжением президента РФ Владимира Путина от 12 января 2018 года Су-30СМ был принят на вооружение ВВС России.

    Несколько Су-30СМ также были проданы в Казахстан.

    Конструкция и летно-технические характеристики

    Самолет построен по нормальной аэродинамической схеме, имеет интегральную компоновку. Среднерасположенное трапециевидное крыло плавно сопрягается с фюзеляжем, образуя единый несущий корпус. Два двухконтурных турбореактивных двигателя типа АЛ-31Ф с форсажными камерами размещены в мотогондолах, установленных под несущим корпусом. Хвостовое оперение - двухкилевое, шасси - трехточечное, убирающееся, с носовым колесом.

    Летно-технические характеристики для версии Су-30МК:

    • Длина самолета - 21,9 м;
    • размах крыла - 14,7 м;
    • высота - 6,4 м.
    • максимальная взлетная масса - 34,5 т;
    • максимальная масса боевой нагрузки - 8 т;
    • максимальная дальность полета без дозаправки - 3 тыс. км;
    • максимальная скорость - 2 Маха;
    • практический потолок - 17,3 тыс. м;
    • экипаж - два человека.

    Вооружение

    На 12 точках подвески может нести широкую номенклатуру ракет воздух - воздух, ракет и бомб воздух - земля, оснащен встроенной пушечной установкой калибра 30 мм.

    Тяжёлый истребитель Су-30СМ – универсальные возможности российской авиации.

    На случай полномасштабной войны армия нуждается в массовом вооружении. Универсальным оружием авиации является тяжёлый истребитель Су-30, заменивший Су-27.

    История Су-30

    Война во Вьетнаме послужила толчком к созданию в США истребителя F-15 и F-16. Программу начали с 1965 г. По результатам воздушных боёв, американский истребитель F-4 выигрывал бои на дальних и средних дистанциях, но проигрывал ближний бой вьетнамцам, летавшим на лёгком истребителе МиГ-21. Это были самолёты 2-го поколения, а 3-го уже были разработаны к началу 70-х с примерно одинаковыми характеристиками: Миг-23 (СССР), «Мираж F.1» (Франция) и «Вигген J37» (Швеция). Было решено создавать на перспективу 4-е поколение «Фантомов», схожих по аэродинамической компоновке с лучшим на то время истребителем МиГ-25. В СССР взялись за создание «анти F-15». Над созданием ПФИ (перспективного фронтового истребителя) трудились три КБ (П.О. Сухого, А.И. Микояна и А.С. Яковлева). Результаты работы: Су-27 и Миг-29.

    Российская авиация после распада СССР не переставала развиваться. В 1993 г. на помощь пришла Индия, инвестировав значительные суммы денег в ОПК России. Был подписан контракт на создание модернизированного истребителя для Индии на базе первой серийной модели Су-30. Индийцы – самый требовательный покупатель, они купят только лучшее оружие с приставкой «самый». С 1997-го года наш традиционный партнёр был удовлетворён новыми характеристиками самолёта и начал приобретать для себя серийную версию Су-30МКИ (Модернизированный Коммерческий Индийский), максимально приближенный к Су-30СМ. Примеру Индии последовали Китай, Малайзия, Алжир, Вьетнам, Венесуэла и Казахстан (в русской версии).

    Его предшественники Су-27М с ПГО (передним горизонтальным оперением) и Су-ПУ (пилот и командир группы). На создание широких возможностей ушли долгие годы труда не одного поколения, существует множество модификаций Су-30. Последняя разработка КБ «Сухого» Су-30СМ завершила эру самолётов 4-го поколения и с 2012г. поступает на вооружение Российской Армии. Самолёт воплотил в себе труды конструкторов 1969 – 2012 гг.


    Конструкция

    Хорошая наследственность от Су-27 позволила почти не менять конструкцию для Су-30. Путём экспериментов была выбрана интегральная схема компоновки, где фюзеляж соединялся с крыльями и гондолами двигателей плавным наплывом. Требовалось установить топливный бак на 9 т керосина (на Су-30СМ 9,64 т), мощную РЛС (радиолокационную станцию) для дальнего обнаружения, большую бомбовую и ракетную нагрузку. Конструкция получалась тяжёлой и громоздкой. Композитные материалы (углепластик) были нестабильны, поэтому их применили только в обтекателях (чтобы не передавать высокую температуру другим узлам самолёта). Конструкторы использовали титан, облегчивший общий вес на 30%, прочный и лёгкий металл выдерживающий температуру 4300 С.

    Для лучшей маневренности в середине 90-х вновь установлены ПГО (по заказу Индии). Переднее шасси усилено для поперечной устойчивости вторым колесом (разработка конца 80-х). От Су-27ПУ остались кабина на 2 пилота (лётчик-истребитель для управления и ведения ближнего боя и командир группы, ведущий бой на дальнем расстоянии всеми самолётами). Двигатели вынесены назад и отделены друг от друга (при повреждении одного можно лететь на втором), между ними контейнер для тормозного парашюта. В Су-30СМ двигатели АЛ-31ФП установлены под углом к центральной оси, в плоскости поворота отклонение на 320, а отклонение их при управлении 150. У предшественников было вертикальное отклонение, а теперь появилась маневренность и в горизонтальной плоскости. Это главное улучшение для маневренности.

    Автоматика и радиоэлектроника

    В передней части фюзеляжа установлена многофункциональная дальняя РЛСУ Н0011М «Барс», которая способна взять в цель 15 объектов и поразить 1 ближнюю цель или 4 дальних, а также преодолеть помехи вражеских РЭБ. Фазированную антенную решётку пытаются критиковать за объёмы и вес, но именно она позволяет получить преимущество в обнаружении противника первым, таких мощных излучателей среди самолётов 4-го поколения в НАТО нет. А ещё она способна обнаружить «Невидимку» 5-го поколения.

    В разработке бортовых электронных систем использованы технологии России, Израиля, Франции, Индии. В ранних версиях изображения выводились на экраны телевизоров. В последних версиях есть картографирование (трёхмерное изображение) и селекция целей на ЖК экранах благодаря наличию всех видов вычислителей и датчиков. На внешней стороне крыльев установлены приёмники для системы спутниковой навигации ГЛОНАСС (Россия) и NAVSTAR (США). Ближний бой позволяет вести встроенная в кабину ОЛС (оптико-локационная станция), она является подсистемой СУВ (системы управления вооружением). Основана на принципе работы обнаружения и ведения цели по тепловому излучению, дальность цели измеряется лазерным дальномером, данные выводятся на экран. Эта же система следит за исправностью работы всех узлов, прочностью конструкции и состоянием полёта самолёта. Новые вычислители СУО дают возможность применять более современный тип ракет.

    class="eliadunit">

    Технические характеристики

    • Длина - 21900
    • Высота - 6360
    • Размах крыла - 14700
    • Площадь крыла - 6,36 м.кв.
    • Масса пустого - 18800
    • Нормальная взлетная масса - 24900
    • Максимальная взлетная масса - 38800
    • Запас топлива - 9640 кг
    • Максимальная перегрузка - 9G

    Двигатель

    • 2хТРДДФ АЛ-31ФП
    • Максимальная тяга - 2х7770
    • Максимальная тяга на форсаже - 2х12500
    • Угол отклонения вектора тяги - 16 градусов (20 в плоскости)

    Летные характеристики

    • Максимальная скорость на высоте - 1,96М (2350 км/ч)
    • Максимальная скорость у земли - 1,19М (1350 км/ч)
    • Боевая дальность - 1500 км
    • Максимальная перегоночная дальность без ПТБ - 3000 км
    • Практический потолок - 17300м
    • Скорость набора высоты - 230 м/с
    • Длина разбега/пробега - 550м / 750м

    Маневренность

    Маневренность – это конёк для «Сухих». «Кобрирование» (скольжение на хвосте) для выбора угла атаки, было заложено конструкторской мыслью ещё при создании первой модели 1972 г.. А с разработкой в 1982 г. ПГО, это стало легко выполнимо в 1985 г.. «Колокол» пилоты выполняют на самолётах марки Су с 1977 г., зависнув вертикально, исчезают с системы наведения управляемых ракет (неподвижная точка на радаре). Эти элементы доступны самолётам США, Франции, Швеции и Англии только с 2000-х. За счёт возможностей двигателя и ПГО самолёт делает «Столб», уходя резко вверх от преследования ракеты или самолёта, способен развернутся на хвосте «Петля Фролова» и атаковать преследователя. Сложный элемент «Хук» наносит удар в бок противнику, делая аэродинамическое притормаживание на вираже.

    Разворот на 900 и резкая смена положения в противоположную сторону выполняются без усилий пилота. Машина сбалансирована так, что при помощи автоматики вернёт себя в горизонтальное положение. Начиная с Су-30МКИ используется приём «Штопор», смертельный для неманевренных типов машин, снижаясь по спирали вниз (падение листа), «Сухой» планирует на 3600 вокруг вертикальной оси, обстреливая облетающую его жертву. Все эти элементы современного ближнего боя созданы на русском (советском) самолёте, который создан для боевых манёвров. С дозаправкой в воздухе можно преодолеть расстояние 8 – 10 км. На форсаже двигатель способен выдерживать высокие температуры 30 мин. Скорость на высоте 17 500м - 2350 км/ч, не самая большая. Высота на пределе не имеет значения для машины с любым углом атаки по тангажу, рысканию или накренению («Кобра Пугачёва» 1200 по вертикали).

    Вооружённость

    Истребитель-бомбардировщик Су-30СМ несёт массу до 8 т на 12-ти подвесных точках. В зависимости от комплектации может выполнить функцию бомбардировщика с самостоятельной защитой себя от истребителей. Ракеты воздух-воздух Р-27Р1(ЭР1) увеличенной дальности 130 км (по истребителю до 62,5 км), достигают высоты 27 км, с радиокоррекцией, захват цели самонаведением на траектории полёта. Взрывное её устройство и контактное и бесконтактное, масса 350 кг.

    • Ракета воздух-воздух Р-27Т1(ЭТ1) : тепловая головка с инфракрасным наведением типа «пустил и забыл», средней дальности 80 км, массой 343 кг.
    • РВВ-АЕ – ракета средней дальности воздух-воздух для уничтожения ракет, истребителей, бомбардировщиков, вертолётов в условиях РЭП, принцип «пустил и забыл», взрыватель лазерный (бесконтактный), используется решётчатый электроруль (аналогов в мире нет).
    • Ракета малой дальности воздух-воздух Р-733 , для высокоманевренного воздушного боя с пассивным инфракрасным самонаведением. Установлены два бесконтактных датчика взрывателя: радиолокационный и лазерный. Ракета с увеличенной перегрузкой до 12g., вес 105 кг, угол атаки до 450, управление аэрогазодинамическое (уникальное).
    • Оружие Х-31АП для поражения эсминцев 2 попаданиями с увеличенной вдвое дальностью до 160 км, запуск с высоты до 15 км. Ракета весом 715 кг применима при волнении моря 4 – 5 баллов, визирование по вертикали (+10) – (-200), по горизонтали (+27) – (-270). По надводным или надземным неподвижным видимым целям применяется оружие Х-59МЭ с подвесным контейнером АПК-9МЭ, точность 2 – 3 м обеспечивают система навигации и самоуправление, оператор имеет возможность после запуска выбрать другую цель. Боевая часть ракеты проникающая или кассетная, вес 960 кг.
    • Ракетное оружие «воздух-поверхность» Х-29 (ТЕ, Л) предназначено поражать видимые трудноуязвимые железобетонные цели (мосты, шоссе, укрепления, корабли водоизмещением 10000 т). Это фугасно-проникающая ракета 660 и 690 кг несёт заряд 320 кг., с пассивным телевизионным наведением и подсветкой по отражаемому пятну лазера.
    • Управляемая бомба КАБ-500 КР/ОД (бетонобойная фугасно-проникающая/объёмно-детонирующая фугасная), тип КР уничтожает неподвижные цели (ж/б укрытия, мосты, взлётно-посадочные полосы, транспортные суда). Тип ОД попадая в подземные или другие укрытия создаёт ударную волну, распространяясь по помещениям, живая сила противника погибает от разрыва внутренних органов (в Афганистане, до применения этих бомб, солдаты противника после диверсионной вылазки уходили по подземным ходам). Самонаведение производится телевизионно-корреляционными головками (ГСН). Замаскированные цели можно уничтожить, задав бомбе координаты, «сбросил и забыл». Условием является высота сбрасывания 0,5 – 5 км и скорость самолёта 550 – 1100 км/ч.
    • Управляемые авиабомбы КАБ-1500Кр(Л) сбрасывают с высоты 1 – 8 км на скорости 550 – 1100 км/ч, «сбросил и забыл». Для разрушения укреплений особой прочности, ядерных складов малоразмерных заглублений, командных пунктов, установок баллистических ракет. Бомба проникает вглубь земли от 10 до 20 м.
    • После создания дорогостоящих управляемых ракет разрабатываются средства по их противодействию, в связи с этим не стоит забывать о других ракетах и бомбах. В зависимости от обстановки применяется и неуправляемые бомбы ФАБ-500, 32хФАБ-250/ФАБ-100, неуправляемые ракеты воздух-воздух.
    • Уникальная ракета «БраМос» (сокращённо Брахмапутра в Индии и Москва) на вооружении с 2016 г. Превышает скорость звука в 2,5 – 2,8 раза, это средство уничтожения авианосцев в 3,5 раза быстрее и мощнее своих западных конкурентов. Её не остановят и средства РЭБ, она не управляема.
    • Пушка ГШ-301 на 150 снарядов установлена в наплыве правого крыла. В вязком бою ракеты имеют наименьшую эффективность, поэтому это простое орудие используют в ближней схватке.