Контраст как основной мотив "Стихотворений в прозе" И.С. Тургенева. Стихотворение в прозе «Нищий»

Тургенев – один из крупнейших писателей XIX в. не только России, но и Европы. Он создал целую серию романов и как писатель этого жанра сумел сделать свои произведения привлекательными не только для читателей его родины: целостность сюжета (хотя строгая композиция, завязка, развязка могут отсутствовать), четкая очерченность проблемы при относительно незначительном числе персонажей, ясная и, главное, раскрытая тема, невысказанность собственного мнения и психологизм – все это очень интригует.

Психологизм – думается, одна из наиболее интересных особенностей романов Тургенева. Рассмотрим ее проявление на примере одного из них – \"Отцы и дети\". Здесь, как на картине, отображены настроения русского общества предреформенного периода (для большей конкретности Тургенев точно указал даже год – 1859). Все более явной становилась необходимость принятия однозначного решения по вопросу крепостного права. Далеко не все считали нужным его отмену, многие просто боялись (потери ли состояния, возможной ли необузданности освободившихся мужиков – неизвестно). И в то же время появляется группа людей, преимущественно молодых, направивших свои действия на изменение всего, на полное разрушение старого и возможное в будущем создание нового. Естественно, что обе эти стороны испытывали неприязнь друг к другу, которая перерастала порой в открытую вражду. Читатель, даже не знакомый с тем временем, но умеющий анализировать, благодаря таланту Тургенева, вполне мог догадаться о данной ситуации по ходу романа.

Тургенев выступает в романе беспристрастным и безошибочным наблюдателем. Основной упор он делает на личность человека – участника событий. Для изображения реальной жизни необходимо \"понимать те законы, по которым она движется и которые не всегда выступают наружу…\". Таково было мнение писателя. Потому, вероятно, в романе практически отсутствуют биографии персонажей (за исключением Павла Петровича и Николая Петровича). Если с дворянством Тургенев был непосредственно знаком, сам будучи дворянином (по этой причине мы и знаем о жизни братьев Кирсановых: они являются главными представителями этого класса, и, следовательно, требуется их детальная характеристика), то нигилистов он мог только видеть, и поэтому ему оставалось лишь догадываться, почему и откуда они появились. Как следствие, в романе не приведена история жизни Базарова. Можно предположить, что в период своего студенчества он не был хорошо обеспечен (т.к. и поныне родители его небогаты: у них всего около двадцати душ крестьян) и приучился к самостоятельности.

Говорят, что Тургенев открыл тип нигилиста. Вероятно, это так, но этому открытию предшествовал сложный анализ подходящих типажей из жизни. Видя людей, он пытался понять их, потом трансформировал свое понимание и в итоге заставлял читателей тоже быть психологами. В этом заключается его так называемый \"скрытый\" психологизм. Он почти никогда не изображал непосредственно мысли и чувства персонажей, но указывал их реакцию на те или иные события, ее внешнее проявление. Тургенев отошел от традиции Гоголя, и в его романе нет множества деталей, но присутствуют упоминания \"вскользь\" о непроизвольных движениях, репликах персонажей.

Все тургеневские герои – цельные, сформировавшиеся личности (даже Аркадий, ведь он сбрасывает маску нигилизма, \"как сюртук взрослого человека, надетый на десятилетнего ребенка\", по выражению Д.И. Писарева), с собственным мировоззрением, \"принсипами\". Соответственно, ничто не может изменить их изнутри (а способность сохранить себя – важный критерий для писателя), т.е. нужно какое-то внешнее влияние. Таковое Тургенев нашел и подверг своих героев испытанию любовью. С каждым из них происходит пусть небольшая, но метаморфоза. Таким образом, Тургенев отвел женщине новую роль – быть показателем состоятельности любимого (любящего) мужчины как личности. Каждый из героев встречает человека своего уровня, равного себе по темпераменту, характеру и другим положениям. Павел Петрович однозначно проиграл \"сражение\". Описывая его действия после смерти княгини Р., Тургенев выносит беспощадный и безоговорочный приговор: деревня, что всегда означало одиночество и обособленность от жизни. Даже его внезапное увлечение Фенечкой стоит оценивать как единичный и последний отблеск жизни прежнего Павла Петровича – \"светского льва\", как бессознательное стремление к тихому простому счастью, существованию без острой восприимчивости к изменениям в обществе, чего добился его брат.

Аркадий же, несомненно, только выиграл от того, что отдалился от нигилизма и вернулся к привычной для его предков и близкой ему по натуре размеренной жизни.

Вновь обращаясь к ситуациям проявления психологизма (уже были указаны анализ условий формирования характеров и развитие психолога в читателе), стоит отметить как немаловажный способ создания психологических портретов персонажей. Для этого Тургенев использует описание их внешнего облика, умело сопоставляя черты лица и характера. Этот прием писатель использует только для основных идеологических соперников, на его взгляд, самых важных.

Например, первое появление Базарова на страницах романа сопровождается его детальным \"рассматриванием\": одет он в \"длинный балахон с кистями\" (ясно, что этот человек не гонится за модой и ценит прежде всего практичность); лицо худое, длинное, но в то же время своеобразная форма головы выдает недюжинный ум; его красная рука свидетельствует о том, что привык работать, и при этом Базаров не сразу подает ее Павлу Петровичу для приветствия – знак пренебрежения, самоуверенности.

Совсем по-иному, но тоже через портрет изображен характер Павла Петровича Кирсанова. Тургенев отмечает, что, несмотря на свои сорок с лишним лет, тот сохранил красоту и правильность черт лица (типичный аристократический портрет), моложавость, стройность и \"породистость\". Немало внимания уделяет автор и костюму Павла Петровича, изящному и даже модному, указывает и на его \"красивую руку с длинными розовыми ногтями\", которая впоследствии стала предметом насмешки Базарова.

Чрезвычайно интересна и такая авторская оценка героев, как их отношение к природе. Для автора – известного ее ценителя – она занимала не последнее место. Таким образом, отношение персонажа к природе определяет симпатию или антипатию автора, ставит его на определенную \"ступень\" Так, Базаров не воспринимает ее духовной, эстетической красоты, видя в ней лишь \"мастерскую\"; уважение (но на самом деле равнодушие) к ней Павла Петровича – это дань аристократизму; Николай Петрович искренне восхищается природой (да и всем прекрасным, оно для него неразделимо: и поэзия, и музыка, и живопись, и природа), она навевает ему воспоминания, размышления; Аркадий, хотя и не показывает виду, близок, скорее, к отцу (это, вероятно, и хотел сказать Тургенев, сделав место действия объяснения Аркадия с Катей сад: романтическая обстановка, простой, замечательный русский пейзаж)…

Мастерство Тургенева любым способом \"заглянуть в душу\" человека, узнать истоки его мировоззрения обеспечивает существование всех указанных вначале привлекательных черт его романов. социальный конфликт, полагал Тургенев, нужно рассматривать изнутри (а он начинается с рождения нового типа человека), а понять человека в полной мере в состоянии лишь хороший психолог. следовательно, как писал сам Тургенев, писатель \"должен быть психологом\" и, помимо того, учить этому читателя.

ТУРГЕНЕВ В МОЕМ ВОСПРИЯТИИ

Тургенев - один из известнейших писателей XIX века. Его знают и читают во всех странах мира. Тургенев написал много прекрасных рассказов, стихотворений в прозе, пьес, повестей и романов. Все эти произведения созданы рукой талантливейшего автора. Тургенев - слава нашей литературы. Один из зарубежных журналистов отмечал: «Если теперь за границей читают Пушкина, Лермонтова, Достоевского и Писемского, то это вследствие того, что сочинения Тургенева проложили путь за границу его предшественникам и преемникам».

Я впервые познакомилась с произведениями Тургенева еще в начальной школе. Это были стихотворения в прозе и рассказы из «Записок охотника». Тогда я, конечно же, не смогла по достоинству оценить эти произведения, но много позже я прочла несколько великолепнейших повестей этого замечательного писателя. Я была поражена. С каким мастерством созданы неповторимые образы героев и героинь!
Как реалистично показана жизнь России тех лет! Читая эти произведения, ты попадаешь в неповторимый тургеневский мир, волнуешься, переживаешь за героев.

Произведения Тургенева полны раздумий о судьбе Родины. Согретые любовью к народу и глубокой верой в его великое будущее, они помогли воспитанию русских революционеров. «Он быстро угадывал новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание, и в своих произведениях обыкновенно обращал... внимание на вопрос, стоящий на очереди и уже смутно начинавший волновать общество», -
писал о Тургеневе Добролюбов.

Велика общественная и литературная заслуга Тургенева, создавшего замечательные женские образы, полные жажды деятельности, самоотверженности и готовности к подвигу. Это такие тургеневские героини, как Елена из романа «Накануне», Джемма из повести «Вешние воды» и многие другие.


Тургенев - тонкий мастер художественной прозы . Какой бы темы он ни касался, все из-под его пера выходило мастерски написанным. Это и женские образы (так называемые «тургеневские девушки»), и люди из народа (многочисленные образы из «Записок охотника»), и картины природы. Еще Белинский отметил у Тургенева «необыкновенное мастерство изображать картины русской природы». Вот, например:

«...вместе с росой падает алый блеск на поляны, еще недавно облитые потоками жидкого золота...» Как ярко, красочно и живо описан этот пейзаж! Читая эти строки, можно без труда представить эту неповторимую картину. «Певец русской природы, Тургенев с такой поэтической силой и непосредственностью показал пленительную красоту и прелесть русского пейзажа, как ни один прозаик до него», - писал великий критик.

Почему же произведения Тургенева так реалистичны и правдивы? Может быть, потому, что все происходящее автор пережил или видел сам. Тургенев однажды сказал: «Вся моя биография - в моих сочинениях». Мне кажется, что это действительно так. Например, в 1843 году произошло событие, наложившее отпечаток на всю жизнь Тургенева: он познакомился с выдающейся певицей, умной и привлекательной женщиной Полиной Виардо. Навсегда связала Тургенева с великой артисткой большая, горячая любовь. Она принесла много счастья писателю, но счастье и горе, радость и отчаяние шли рядом. Женой Тургенева любимая женщина стать не могла: у нее были дети и муж. И отношения их сохранили чистоту и прелесть истинной дружбы, за которой таилось высокое чувство любви. .

Прочитайте такие произведения Тургенева, как «Дворянское гнездо», «Накануне», «Первая любовь», «Вешние воды», и вы увидите, как поэтически, как тонко рисует писатель чувство любви. Любви, приносящей человеку и радость и горе, делающей его лучше, чище, возвышенней. Так писать о любви мог только тот, кто сам испытал это чувство во всей его красоте и силе. Но чаще всего в рассказах и романах Тургенева любовь носит трагический характер. Несомненно, в этом сказалась жизненная драма писателя.

Надо сказать, что мне больше нравятся книги, в которых затронута тема любви, и поэтому свое сочинение я хотела бы посвятить таким произведениям.

Одним из первых тургеневских романов был роман «Дворянское гнездо». Он имел исключительный успех, и, мне кажется, не случайно. «Нигде поэзия умирающей дворянской усадьбы не разливалась таким спокойным и грустным светом, как в «Дворянском гнезде», - писал Белинский. Перед нами проходит подробно описанная жизнь доброго и тихого русского барина Федора Ивановича Лаврецкого. Встреча с красавицей Варварой Павловной круто перевернула всю его судьбу. Он женился, но женитьба скоро кончилась разрывом по вине Варвары Павловны. Нелегко он пережил семейную драму. Но вот пришла новая любовь, история которой и составляет сюжетное ядро романа: Лаврецкий встретил Лизу Калитину. Лиза
была девушкой глубоко религиозной. Это сформировало ее внутренний мир. Ее отношение к жизни и людям определилось безропотной покорностью чувству долга, боязнью причинить кому-либо страдание, обидеть.


Введенный в заблуждение ложным известием о смерти Варвары Павловны, Лаврецкий собирается второй раз жениться, но тут неожиданно появляется его жена. Наступил печальный финал. Лиза ушла в монастырь; Лаврецкий перестал думать о собственном счастье, утих, постарел, замкнулся. Последней дорисовывающей его образ чертой остается его горькое обращение к самому себе: «Здравствуй, одинокая старость! Догорай, бесполезная жизнь!»

Об этом чудесном романе известный советский критик Шнеерсон писал: «Тонкий анализ душевных переживаний, волнующий лиризм сцен и описаний, мягкость повествовательного тона составили ту подкупающую прелесть художественного мастерства, которая определила силу и обеспечила выдающийся успех «Дворянского гнезда».

Совсем недавно я прочитала еще одну прекрасную повесть Тургенева - «Вешние воды». Это одна из известнейших повестей писателя. Я хотела бы привести один, на мой взгляд, интересный факт из истории создания этой повести. Книжку журнала «Вестник Европы», где были напечатаны «Вешние воды», пришлось выпустить повторным изданием (случай почти небывалый в журнальной практике): настолько был велик успех повести.

Что же привлекло читателей в этой повести? Вдумываясь в нее, мы увидим, что Тургенев в рамках рассказа о любви ставит широкие жизненные вопросы, поднимает важные проблемы современности. Автор рисует двух главных героев - Джемму и Санина. Джемма - необычайно красивая, умная и непосредственная девушка. Избранник Джеммы - Санин - русский путешественник. Он неглуп, добр, не чужд
поэзии. Надо сказать, что женские типы у Тургенева - более сильные натуры, чем мужские. Сравните, например, Джемму и Санина, Лизу Калягину и Лаврецкого.

Любовь к Джемме пробудила все самое лучшее, самое честное, что было в душе Санина. Тургенев нашел высокие слова, поэтические краски, чтобы изобразить чувства влюбленных. Автор воспевает это прекрасное и неповторимое чувство - первую любовь: «Первая любовь - та же революция... молодость стоит на баррикаде, высоко вьется ее яркое знамя - и что бы там впереди ее ни ждало - смерть или новая жизнь, - всему она шлет свой восторженный привет».

Но Санин изменяет этому великому чувству. Он встречает блистательную красавицу госпожу Полозову, и влечение к ней заставляет его отказаться от Джеммы. Полозова показана не только как развращенная женщина, но и как крепостница, как ловкая коммерсантка. Она хищница и в своей деловой практике, и в любви. Мир Джеммы - это мир свободы, мир богачки Полозовой - мир рабства. Но не одной любви изменяет Санин. Изменил он и тем идеалам, которые были священны для Джеммы. Для женитьбы Санин должен добыть средства. И он решается продать Полозовой свое имение. Это означало и продажу его крепостных. А ведь раньше Санин говорил, что продавать живых людей - это безнравственно.

Литературовед, анализируя «Вешние воды», сделал интересный вывод: «Создав повесть о любви, где якобы «нет никакого ни социального, ни политического, ни современного намека», автор не об одной любви говорил читателям. Он учил их быть честными и принципиальными во всем, беречь чистоту, благородство убеждений и помыслов, дорожить любовью, свободой, дорожить человеческим достоинством, уважать людей». Мне кажется, что это очень верное и глубокое замечание.

Тургенев достиг еще при жизни мировой славы. «Записки охотника» стали очень популярны во Франции. Еще больше прибавили славы Тургеневу его социально-психологические романы. Современники писали: «Прогрессивные круги читателей были покорены той моральной чистотой в вопросах любви, какую обнаружил в своих романах Тургенев; их пленял образ русской женщины, охваченной глубоким революционным порывом; поражала фигура воинствующего демократа Базарова».

Конечно же, в таком небольшом сочинении невозможно охватить даже малую частицу того, что оставил нам Тургенев. Я бы посоветовала своим сверстникам прочитать хотя бы несколько повестей этого замечательного писателя, и, я уверена, эти произведения не оставят их равнодушными. Во всяком случае, знакомство с этими талантливейшими сочинениями стало поворотным моментом в моей жизни. Я вдруг обнаружила, какое громадное духовное богатство таится в нашей литературе, если в ней есть такие таланты, как Иван Сергеевич Тургенев.

Е.В. ГУЛЕВИЧ, аспирантка второго курса специальности «теория литературы». Текстология Гродненского государственного университета имени Я. Купалы

[email protected]

МУЗЫКАЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПСИХОЛОГИЗМА ПРОЗЫ И.С. ТУРГЕНЕВА

Данная статья - попытка постижения взаимодействия музыки и прозы в творчестве писателя как способа углубления психологизма повествования. Музыка в прозе Тургенева - один из наиболее тонких и точных двигателей смысловой энергии психологического состояния героя. В произведениях писателя музыка гармонично продолжает слово, дополняет насыщенность происходящего в душе героя, передаёт нюансы переживаемых героями ощущений. Музыкальные эпизоды в произведениях Тургенева играют важную роль в раскрытии психологии характеров героев и движении сюжета.

Ключевые слова: психологизм повествования, смысловая энергия, музыкальные эпизоды, психология характеров.

Известно, что читательское восприятие художественного произведения зависит не только от его литературного «опыта», но и от того, какие музыкальные произведения он слышал, какие видел картины, скульптуры, а также с какой степенью внимания, интереса и понимания реципиент эти элементы воспринимал. В свою очередь, писатель, с одной стороны, являясь реципиентом относительно всего, что создано вне его сознания, зачастую бессознательно несёт в своих творениях следы других родов искусства, а иногда осознанно использует элементы взаимодействия искусств. Такие сочетания позволяют ему усилить изобразительно-выразительные возможности текста и более полно представить духовную жизнь своих героев, предоставить читателю возможность максимального постижения их сущности. Слияние искусств побуждает углубленно прожить многие эпизоды текста, расширить границы одного искусства посредством обращения к другому его виду.

На наш взгляд, для творчества Тургенева было характерно взаимопроникновение литературы, музыки и живописи. Данная статья - попытка постижения взаимодействия музыки и прозы в творчестве писателя как способа углубления психологизма повествования. Известно, что именно в слове музыка находит мыслительную оформ-ленность, а в музыке слово обретает высшую эмоциональность и выразительность. Эта органическая связь является закономерной, так как музыку и звучащее слово объединяет наличие темпа, ритма, частоты, тембра, диапазона, эмоциональности, певучести и мелодичности. Передавая чувства, настроения и переживания человека, музыка следует интонациям речи, служит средством интонирования смысла. По своей сути музыкальность представляет собой внутреннюю наглядность прозаического письма, собственно же буквенное воплощение представляет собой внешнюю наглядность. При этом внешняя наглядность порождает внутреннюю, которая, в свою очередь, создаёт из буквенного кода художественный образ, то есть делает внешнюю наглядность зримой и внутренне осязаемой. Посредником между этими двумя видами наглядностей является личное восприятие читателя, от особенностей которого зависит, насколько образ будет целостным и «объёмным».

Музыка всегда была близка внутреннему душевному настрою Тургенева. Уже в детские годы писатель умел тонко чувствовать музыку, но элементы спартанского воспитания, которые культивировались отцом, в итоге вылились в крайне поверхностное знакомство

© Е.В. Гулевич

с миром музыки, о чём писатель впоследствии сожалел. Но его душа тянулась к музыке. Со временем эта тяга всё больше усиливалась - Тургенев всё чаще посещает театр, слушает оперу. В 1843 году на одном из театральных вечеров писатель навсегда был пленён талантом П. Виардо; магические свойства её голоса произвели на писателя то же воздействие, что песнь торжествующей любви на главную героиню одноименной повести Тургенева, исполняемую Муцием. Жизнь в потоке музыкальной стихии, которую ощущал Тургенев, пребывая «близ» Виардо, обогатила его внутренний мир, музыка стала внутренней потребностью писателя. Он всё глубже, всё основательнее постигал её глубины. Естественно, эта способность тонко понимать и чувствовать магию музыки не могла не отразиться на особенностях творческого метода Тургенева - музыка звучит между строк тургеневской прозы.

Как известно, стиль прозы Тургенева строг, прост и лаконичен. Писатель избегал словесных хитросплетений и «ажурных» описаний. Несмотря на эту своеобразную «скупость», Тургенев как никто сумел постичь и показать психологическую глубину и переливы душевных состояний своих героев. Не впадая в словесные крайности психологического анализа, Тургенев передаёт нюансы переживаемых героями ощущений, и в этом ему помогает музыкальность как гармоничное продолжение словесного ряда, дополняющее насыщенность происходящего в душе героя. Именно поэтому определяющими понятиями тургеневской прозы навсегда стали мелодичность, певучесть, ритмичность, эмоциональность, страстность и лёгкость.

Музыкальность характерна для самого текста прозы Тургенева. Автор часто, особенно в эпизодах описаний природы и состояния души героев, использует такие выразительные средства, как повторы, слова-полутона, экспрессивные эпитеты, ритмически организованную речь. Как и в музыке, Тургенев часто пользуется приемом нагнетания, «усиления звука (крещендо) и угасания, затухания звука (диминуэндо)» [Гозенгуд, 1994:123]. Для его прозы и стиля писем характерен двойной эпитет, эпитет с переходом одного признака в другой, либо «сопоставление двух раздельных, но внутренне взаимообусловленных эпитетов» [Чичерин, 1978:40]. Эпитет заключает в себе оттенки и ведёт к более полному пониманию поэтического образа.

Кроме повторов по аналогии с музыкальными рефренами для создания музыкального рисунка речи Тургенев использует синонимические вариации слов и синтаксический параллелизм. Такие части текста задают настроение, служат эмоциональному усилению, нагнетанию чувств, передаче мно-

гообразных оттенков одного и того же психологического состояния героев. Так, описание музыки звучит как сама музыка в изображении влюблённого Лаврецкого, услышавшего игру Лемма: «Вдруг ему почудилось, что в воздухе над его головою разлились какие-то дивные, торжествующие звуки; он остановился: звуки загремели еще великолепней; певучим, сильным потоком струились они, - и в них, казалось, говорило и пело его счастье» [Тургенев, 2005:106]. Следует заметить, что характер этого ритмически организованного отрывка текста отличается полифонизмом, который достигается обилием в тексте качественных прилагательных и глаголов. Переходы тех же звуков из ударных в неударные, нагнетание однородных членов «насыщают звуком ритмический строй прозы Тургенева не менее, чем стихи» [Чичерин,1978:39].

У Тургенева есть сцены гомофонного характера. Например, в сцене, где на переднем плане Паншин, у которого заранее заготовлены жесты, движения, слова, все рассчитано на внешний эффект, Тургенев не обращается к музыкальным средствам передачи состояния души этого персонажа, так как он внутренне бессодержателен.

Писатель зачастую даже располагает своих героев по законам музыкального контраста форте -пьяно (громко - тихо). Так, при описании женских образов Тургенев использует слово «тихий». Наиболее часто оно употребляется при обрисовке образа Лизы: «тихо светились ее глаза» [Тургенев, 2005:56], «тихо склонялась и поднималась ее голова» [Тургенев, 2005:63]. У нее и голос тихий, и разговор она ведет неторопливо, тихо, и даже внутреннюю жизнь героини автор называет «тихой». «Лаврецкий первый нарушил ее тихую внутреннюю жизнь» [Тургенев, 2005:113]. «Он полюбил ее робкую походку, стыдливые ответы, тихий голосок, тихую улыбку» [Тургенев, 2005:179]. «Тихоней» называют в романе и самого Лаврецкого, ведущего жизнь внешне скромную, небогатую яркими событиями. Сцены с участием этих героев выстраиваются как сцены-пиано.

Словно опускаясь ещё на аккорд ниже, в изображении зарождения и развития любовных переживаний Лизы и Лаврецкого Тургенев использует мотив тишины. Он насыщает ею и окружающую природу, и внутренние ощущения героев: «ночь была тиха и светла» [Тургенев, 2005:112], «все было тихо кругом» [Тургенев, 2005:114], Лиза «тихонько подошла к столу...» [Тургенев, 2005:89], «была безмолвная, ласковая ночь» [Тургенев, 2005:213], «красноватый высокий камыш тихо шелестел вокруг них, впереди тихо сияла неподвижная вода, и разговор у них шел тихий» [Турге-

нев, 2005:198]. Так сливаются в одну «тихую» мелодию состояния людей и картины природы. Лизу и Лаврецкого музыка волнует искренне и глубоко, выражая трепет их чувств. Музыка звучит в душе Лизы, зарождение любви в сердце Лаврецкого тоже начинается с музыки. Лиза играет Бетховена. Лаврецкий, взволнованный музыкой, провожает Лемма домой и до трех часов ночи сидит у него, слушая его сочинения. Потребность в музыке передает новое состояние души героя. Что-то неясное, но прекрасное входит в его жизнь. Описание ночи, которая волнует его, звучит как ноктюрн Шопена. Звуки природы словно наполнены музыкой. В душе Лаврецкого зарождается самая прекрасная музыка - музыка любви.

В контраст этим героям представлены в романе образы Веры Павловны и Паншина. Их появление обычно сопровождается громким смехом, шумной игрой, пением. Автор описывает их с непременными размашистыми жестами, активной мимикой. Речь Варвары Павловны, например, полна эмоциональных всплесков, выкриков, эффектных фраз. Поэтому сцены с участием Паншина и Варвары Павловны звучат как сцены-форте.

В романе «Дворянское гнездо» развитие темы достигает максимальной экспрессии в сцене идеологического поединка Лаврецкого с Паншиным и в сцене его любовного объяснения с Лизой. Чтобы передать душевное состояние влюбленного Лаврецкого, его волнение от предощущения счастья, автор вводит в художественный текст описание музыки Лемма, которую, кажется, слышит читатель. Затем мажорное звучание ослабевает, усиливаются нотки тревоги, печали - наступает драматическая развязка. В эпилоге-финале звучит музыкальная тема весны, молодости, вечной смены поколений, необходимости примирения с быстротекущей жизнью. Заканчивается роман нотой вечной любви и невозможности счастья, рожденной немой сценой последней встречи Лаврецкого с Лизой в монастыре.

Самым музыкальным героем романа является Лемм. Его образ наиболее близок автору (возможно, именно в силу своей музыкальности). Не случайно Тургенев называет Лемма «поклонником Баха и Генделя» - своих любимых композиторов. Музыка Лемма знаменует собой апофеоз любви главных героев. Она звучит после их ночного свидания в саду, продолжая все, что невозможно выразить словами, все, чем переполнена душа Лаврецкого: «...сладкая, страстная мелодия с первого звука охватывала сердце; она вся сияла, вся томилась вдохновением, счастьем, красотою, она росла и таяла; она касалась всего, что есть на зем-

ле дорогого, тайного, святого; она дышала бессмертной грустью и уходила умирать в небеса» [Тургенев, 2005:193]. Музыка «договаривает» и «продолжает» слово. Она созвучна событиям и смене психологических состояний героев, является своеобразным эмоциональным центром всего повествования.

Музыкальным по своей сути является и финал-эпилог романа. В нем, как в финале симфонии, вновь проходят перед читателем в описаниях и диалоге все темы и персонажи произведения. Напоминает он форму рондо, в качестве рефрена выступает тема весны, молодости, веселья, радостного пробуждения надежд. Почти на протяжении всей главы звучит веселый смех, шум, гам. Рядом с общим действием проходит тема воспоминаний Лаврецкого. Он несколько раз заходит в дом, подолгу сидит в гостиной, подходит к той скамейке в саду, «на которой он провел несколько счастливых, неповторившихся мгновений» [Тургенев, 2005:268]. Скамейка почернела и искривилась, «но он узнал ее, и душу его охватило то чувство, которому нет равного и в сладости, и в горести, - чувство живой грусти об исчезнувшей молодости, о счастье, которым когда-то обладал» [Тургенев, 2005:269]. Этот эпизод приобретает необыкновенную эмоциональную насыщенность и завершается музыкой: «Лаврецкий... коснулся одной из клавиш: раздался слабый, но чистый звук и тайно задрожал у него в сердце» [Тургенев, 2005:270]. В душе Лаврецкого опять зазвучала вдохновенная мелодия Лемма.

Таким образом, все сюжетные узлы романа и взаимоотношения героев развиваются под музыку. Музыка «звучит» уже на первых страницах «Дворянского гнезда» и сопровождает действие до самого финала. Музыкой усиливается и оттеняется эмоциональность произведения. В романе звучит музыка Бетховена, Вебера, Доницетти, Штрауса, Алябьева. Музыку сочиняют сами герои, она отражает их душевное состояние, передает окружающую их бытовую атмосферу, дополняя красоту природы, усиливая лиризм и общий поэтический колорит романа. Музыкальные эпизоды играют важную роль в раскрытии психологии характеров героев и движении сюжета.

В романе «Накануне» немного упоминаний о музыке и музыкальных сцен. В основном они связаны с Зоей - девушкой несложной, но интересной. Она отличалась музыкальностью, играла на фортепиано. Елена Стахова не играет, но, безусловно, музыкально развита, так как именно через ее восприятие подается автором опера Верди «Травиата», которую она слушает вместе с Инса-

ровым в Венецианском театре. Сцена в театре наряду со сценой размышлений Елены у постели своего больного мужа занимают ключевое место в заключительной части романа. Музыка сумела передать, предощутить то, о чем не смела подумать героиня. Душевное состояние героев во время прогулки по Венеции перекликается с последними оптимистическими интонациями Альфреда и Виолетты. Герои «Травиаты», как и герои романа, в последний раз чувствуют себя счастливыми и мечтают о новой жизни в другом краю.

Премьера оперы Верди «Травиата» состоялась в Венецианском театре La Fenice 6 марта 1853 года. Герои романа слушают оперу примерно через год после ее премьеры - весной 1854 года. Елена и Инсаров искренне увлекаются игрой и пением актрисы, исполнительницы роли Виолетты. Но убедительная игра молодой актрисы передает ожидание чего-то страшного, непоправимого уже не в опере, а в жизни. Не случайно Инсаров заметит: «она не шутит: смертью пахнет» [Тургенев, 1986:302]. За историей Виолетты прочитывается трагедия Инсарова и Елены, трагедия жизни, освещенной высокой любовью. Автор, намеренно описывая восприятие оперы героями, передает ассоциативно возникающие по ходу развития сюжета «Травиаты» мысли и чувства Елены: «Елена дрогнула при виде этой постели, этих завешанных гардин, склянок с лекарством, заслоненной лампы... Вспомнилось ей близкое прошедшее... А будущее? А настоящее?» - мелькнуло у ней в голове» [Тургенев, 1986:287]. Искусство отражает теперь саму жизнь, передает грозно приближающийся призрак смерти. Это страшное предзнаменование передаёт и «глухой, неподдельный кашель Инсарова» в ответ на притворный кашель актрисы, и глаголы, обозначающие внутреннее состояние героини: «Елена дрогнула» [Тургенев, 1986:289], «Елена похолодела» [Тургенев, 1986:290]. Тревожные предчувствия Елены перекликаются с беспокойным звучанием кларнетов, сопровождающих скорбные реплики Виолетты во

второй картине оперы. Финал оперы, особенно ее мелодия «Как страшно и горько умирать, когда жизнь так пленяет», передает всю скорбную палитру чувств Инсарова и Елены [Тургенев, 1986:312]. Оперное пение выражает всю глубину чувств влюбленных героев у самой пропасти небытия. Любовь, высочайшее счастье и неотвратимость смерти словно сошлись вместе.

Итак, музыкальность прозы Тургенева заключена в самом слоге, в выверенной, изящной, гармонической манере повествования, по которой узнаются его тексты, как по мелодии узнаются создания композитора. Проза Тургенева необычайно музыкальна и ритмична. Здесь ритм проявляется не только в ритмизации речевого потока, а в иных свойствах прозаического повествования: в смене кусков, в повторах и контрастах тем, мотивов, образов и ситуаций, в гармонии построения, во всех элементах композиции. Не случайно именно Тургенев смог придать такую музыкальность прозаическим текстам, что они невольно воспринимались как стихотворения - стихотворения в прозе. Слово у Тургенева всегда точно определяет мысль, кроме того, оно музыкально, выразительно. Ритм здесь один из наиболее тонких и точных двигателей смысловой энергии психологического состояния героя. Музыкальность тургеневской прозы предусматривает «звуковую выразительность слова» [Чичерин, 1978:6]. Музыка вместе с описанием пейзажей создает особый поэтический колорит романа. Прозаические мелодии Тургенева гармонические и ясные, трепетно отзывчивые, с оттенком моцартовской чистоты звука. Проза Тургенева звучит как музыка Бетховена или Моцарта. Её музыкальность и в пластическом, «уравновешенном ритме самих звуков речи, и в той звуковой гамме, которая в этой речи бывает изображена» [Чичерин, 1978:36]. Ритм образует единство формы и содержания тургеневской прозы - прозы, отличающейся особым уровнем психологизма, прозы, созданной рукой поэта.

Библиографический список

1. Гозенгуд А. И.С.Тургенев / А. Гозенгуд. - СПб: Композитор, 1994. - 123 с.

2. Тургенев И.С. Дворянское гнездо / И.С. Тургенев. - Москва: Люкс, 2005. - 238 с.

3. Тургенев И.С. Накануне / И.С. Тургенев. - Москва: Художественная литература, 1986. - 559 с.

4. Чичерин А.В. Ритм образа / А.В. Чичерин. - Москва: Сов. писатель, 1978. - 276 с.

MUSICALITY AS A PSYCHOLOGICAL FACTOR IN TURGENEV’S PROSE

The article deals with the problem of musicality as a factor of psychological depth in I. Turgenev’s prose. Musicality serves to reveal the inner world of Turgenev’s heroes, to disclose their emotions and feelings. The combination of rhythm and melody in Turgenev’s works makes the unity of his prose that creates a special effect of showing too much without mentioning it verbally.

Темы стихотворений в прозе Тургенева совершенно различные. Они отражают социальные проблемы, касаются нравственных категорий и затрагивают общечеловеческие ценности. Периодически эти тексты полезно перечитывать, отмечать в них для себя что-то важное и значимое. Вот почему они до сих пор актуальны и в наше время. Анализ стихотворений в прозе Тургенева позволяет глубже понять проблематику его произведений, проникнуться трогательными текстами, которые учат добру, справедливости и ответственности.

Когда с ними знакомишься, появляется ощущение светлой грусти. Одним из самых интересных и запоминающихся являются коротенькие заметки Тургенева. Жанр стихотворения в прозе появился именно с момента создания этих удивительных мини-рассказов. Иван Сергеевич стал его основателем. Рассмотрим подробнее отдельные тексты.

«Два богача»

Здесь автор сравнивает между собой примеры щедрости души. Один человек, состоятельный во всех отношениях, жертвует огромные суммы денег на то, чтобы помогать больным и обездоленным. Другой - бедный крестьянин - отказывает себе в самом необходимом. Главной его целью становится забота о сироте племяннице. Он не жалеет денег на чужого ребенка и даже не помышляет о том, скольким ему приходится жертвовать. Тургенев подчеркивает мысль о том, что истинное благо всегда исходит из сострадания, умения отказаться от чего-то важного во имя благополучия другого.

«Воробей»

В этом произведении представлено рассуждение о благородном порыве птицы, которому автор стал свидетелем. Он восхищается искренней самоотверженностью взрослого воробья, который бросился на защиту птенца. Здесь невольно проходит сравнение с человеческими судьбами и нуждами. «Воробей» Тургенева направлен на раскрытие нравственных ценностей: умения жертвовать собой, принимать на себя ответственность за происходящее.

Ведь у каждой угрожающей ситуации имеется свое решение. Нужно только хорошенько поискать его внутри себя, обнаружить свои внутренние ресурсы. Во многих случаях «Воробей» Тургенева запоминается больше других текстов. Его включают в школьную программу, цитируют, им восхищаются даже те, кто не имеет никакого отношения к литературе.

«Щи»

Очень трогательный рассказ, который производит впечатление. Автор показывает чувства простой крестьянки - вдовы, у которой умер единственный сын. Пожилая женщина едва держится от горя, однако сталкивается с непониманием барыни: той кажется, что она недостаточно сильно переживает. «Грубые чувства» крестьянки на самом деле скрывают под собой необходимость ежедневно заботиться о хлебе насущном. В то время как барыне легко доставались любые блага. Оттого, она и могла себе позволить горевать долго, отказываясь не только от пищи, но и любых других удовольствий. «Щи» - это показательный рассказ о том, что ценности у всех разные, и то, что представляет трудность для одного, другому достается легко.

«Русский язык»

Замечательный текст, который хочется периодически читать и перечитывать. Автор восхваляет родную речь, считая ее эталоном красоты и изящества. Стихотворение в прозе Тургенева «Русский язык» заставляет о многом задуматься: о выборе своего индивидуального пути, о том, где всегда можно найти опору и поддержку. Автор ощущает созвучие своей души с родной речью, искренне восторгается ею. Стихотворение в прозе Тургенева «Русский язык» наполнено небывалой нежностью, проникнуто сокровенными чувствами. Этот текст пробуждает в сердце добрые воспоминания.

«Враг и друг»

Тема этого произведения достаточно неоднозначная, не позволяющая сразу понять, в чем заключен его непреходящий смысл. И друг может случайно погубить, и враг в какой-то момент сказать правду. Автор подчеркивает многоплановость самой проблемы.

«Голуби»

Потрясающее жизнеутверждающее произведение, которое помогает почувствовать, насколько велико многообразие жизни. Оно наполнено невообразимой любовью ко всему сущему, чем и отличается от других стихотворений в прозе Тургенева. «Голуби» - это настоящий гимн жизни. Произведение помогает понять, насколько мы порой заблуждаемся относительно каких-то проявлений действительности. По мнению автора, самым главным в жизни является любовь и сострадание.

Наблюдая за поведением птиц, писатель восторгается их самоотверженными проявлениями, желанием помогать и быть нужными друг другу. Вероятно, он сравнивает эту картину с людскими взаимоотношениями, которые не всегда бывают столь гармоничными и прекрасными.

«Что я буду думать»

Произведение, овеянное мрачным настроем перед неотвратимой близостью смерти. Писатель предчувствует, что скоро настанет конец его жизненного пути и потому очень страдает.

Его страшит неизвестность, а также перспектива того, что жизнь прожита не самым лучшим образом. Кажется, что впереди не ожидает ничего хорошего, и сердце медленно заполняет тоска. «Что я буду думать» представляет собой один большой вопрос, на который невозможно ответить, не погружаясь в детали, не рассматривая конкретные обстоятельства. Анализ стихотворений в прозе Тургенева подчеркивает, насколько сам человек, находясь в преклонном возрасте, может задаваться серьезными вопросами, тем самым лишая себя душевного спокойствия и уверенности.

Подводя итоги, можно не просто многое упустить, а еще и оценить необъективно.

«Песочные часы»

Произведение, которое несет в себе скорбь по бесполезно прожитой жизни. Автор в каждом предложении утверждает, что всякое мгновение бесценно, но мы тратим время на сущую ерунду! По сути, люди проживают его так, как будто у них нет других возможностей и альтернатив. Скоротечность каждого индивидуального пути усложняет понимание смысла своего предназначения.

«Писатель и критик»

Здесь речь идет о том, что значит настоящий талант в жизни и чем он измеряется. Писатель видит смысл жизни в подлинной самоотдаче и величайшем стремлении донести до читателей какую-то светлую идею, обладающую непреходящей ценностью. Критик обнаруживает в таком существовании нечто недостойное, однако сам умеет только рассуждать и оценивать. Автор показывает, что настоящий писатель и критик живут в каждом из нас. Один одержим мечтой о творчестве, другой его постоянно ругает, возвращая к суровой неприглядной действительности. Их спор может продолжаться до тех пор, пока кто-то один не уступит другому и не сдаст собственные позиции.

«Собака»

В данном произведении автор пытается осмыслить непреходящую ценность жизни. Взгляд животного как будто отражает его собственные страхи, которые сделались невыносимыми и чересчур навязчивыми. Стихотворение в прозе Тургенева «Собака» показывает связь жизни питомца с мыслями и чувствами его хозяина.

Если у человека не очень позитивное расположение духа, то и животное начинает вести себя подобным образом: беспокоится, жалобно заглядывает в глаза. Во всем этом прослеживается взаимосвязь близких душ. Стихотворение в прозе Тургенева «Собака» направлено на раскрытие чувств, которые человек спрятал от самого себя, опасаясь новых разочарований.

«Завтра! Завтра!»

Произведение, которое заставляет задуматься о смысле жизни. Люди склонны приближать завтрашний день, строить планы, однако упускают настоящее мгновение. Даже тот, кто состоялся в жизни, сумел сполна выразить свой талант, несомненно, перед смертью жалеет о нереализованных возможностях.

Таким образом, анализ стихотворений в прозе Тургенева показывает, что автор много размышлял о сути и ценности своего бытия. Собственная жизнь представлялась ему заведомо проигранной партией. Индивидуальные переживания писателя нашли воплощение в изысканных и лаконичных историях, которые легко читаются. Анализ стихотворений в прозе Тургенева показывает, насколько тяжелыми были последние годы жизни Ивана Сергеевича. Он постоянно обращается к своим воспоминаниям и не находит в них утешения. Во многих отдельных произведениях прослеживается мысль о бессмысленности дальнейшей жизни, надрывной нотой звучит тема разочарования. Сами стихотворения в прозе достаточно емкие, наполнены мудростью, хотя и не отличаются оптимизмом.

Наряду с произведениями, посвященным отвлеченно-этическим проблемам, появились «Стихотворения в прозе». Они создавались в течение четырех лет (с 1878 по 1882 год), были написаны, как утверждал писатель, для самого себя и для небольшого кружка людей, сочувствующих такого рода вещам. «Стихотворения в прозе» состоят из двух разделов «Старческие» и «Новые стихотворения в прозе». Первый раздел (51 стихотворение) был напечатан в 1882г. «Новые стихотворения в прозе» при жизни Тургенева не печатались. Тургенев создал целую книгу стихотворений в прозе, выразительно обозначив их характерные черты.

Для стихотворений характерно: лиризм, воссоздающий душевный строй, настроение автора. В большинстве случаев – прямая автобиографичность и рассказ от первого лица. Повышенная выразительность голоса, передающая то радость, то грусть, то восторг, то смятение. Дневниковость, носящая исповедальный характер.

Ритм стихотворений в прозе каждый раз нов, разнообразен, подчинен авторской интонации. Каждая фраза, строка, абзац целая вещь обладает мелодичностью, романтичностью.

Каждое стихотворение в прозе, как камешек определенной расцветки, кладется художником на свое место, и если отойти на расстояние и издали взглянуть на целое, то собранные вместе камешки кажутся мозайкой, создающие цельную картину.

Лучшие черты русского народа, его сердечность, отзывчивость к страданиям ближних Тургенев запечатлел в стихотворениях «Два богача», «Маша», «Щи», «Повесить его!». Здесь, как и в «Записках охотника», показано нравственное превосходство простого русского мужика над представителями господствующих классов.

Среди стихотворений в прозе видное место занимает патриотическая миниатюра «Русский язык». С необыкновенной тонкостью и нежностью относился великий художник слова к русскому языку. Писатель призывал беречь наш прекрасный язык. Он верил в то, что русскому языку принадлежит будущее, что с помощью такого языка можно создавать великие произведения.

Такие человеческие пороки, как эгоизм, жадность, злость, остро изобличены в стихотворениях: «Довольный человек», «Писатель и критик», «Дурак», «Эгоист», «Враг и друг», «Гад», «Корреспондент», «Житейское правило». В основе некоторых из этих стихотворений лежат жизненные факты. Например, в стихотворении «Гад» изображен продажный реакционный журналист Б.М. Маркевич. Ряд стихотворений в прозе проникнут грустными раздумьями, пессимистическими настроениями, навеянные длительной болезнью писателя.

«Любовь… сильнее смерти и страха смерти. Только ей, только любовью держится и движется жизнь » - такова идея стихотворения «Воробей». В стихотворении «Мы еще повоюем!» жизнеутверждение выражено еще более ярче: пусть смертоносный ястреб грозно кружит над семейкой резвых воробьев. Они веселы и беззаботны, в них торжествует жизнь. Пусть смерть неизбежна. Но склоняться перед ней преждевременно не следует. Надо бороться. Борцам и смерть не страшна. В финале автор, отгоняя мрачные думу, восклицает «Мы еще повоюем черт возьми!»

В жанровом отношении цикл «Стихотворений в прозе» многолик: здесь есть такие жанровые разновидности, как сон, видение, миниатюрный рассказ, диалог, монолог, легенда, элегия, послание, сатира и даже некролог. Это многообразие формы, сочитающееся с красотой и изяществом слога, свидетельствует о высоком мастерстве художника.