Лира – старинный музыкальный инструмент. Колесная лира: музыкальный инструмент (фото) Лира музыкальный инструмент

И Древнем Риме словом лира в широком смысле обозначался любой инструмент семейства лир - хе́лис (др.-греч. χέλυς , лат. chelys, chelis букв. черепаха), ба́рбит (др.-греч. βάρβιτον, βάρβιτος , лат. barbitos, barbitus ), фо́рминга (др.-греч. φόρμιγξ ), или кифара (др.-греч. κιθάρα , лат. cithara ). В узком смысле лирой назывался хелис - простейшая и самая лёгкая по весу из лир, с корпусом из панциря черепахи, обтянутого воловьей кожей. Русские филологи-переводчики обычно игнорируют тонкие различия лирообразных и во всех случаях дают «лира» .

Корпус (резонатор) округлой или четырёхугольной формы (у греков и римлян - только округлой) соединён с перекладиной (поперечной штангой) двумя ручками. Струны (изготавливавшиеся из овечьих кишок) одинаковой длины натянуты между корпусом и перекладиной.

Техника игры на всех античных лирах одинакова: музыкант держал инструмент под углом примерно 45 градусов к корпусу, играя стоя (особенно на кифаре) или сидя. Звук извлекался костяным плектром . Пальцами свободной руки ненужные струны приглушали. Гендерного различия среди исполнителей на лире не существовало, за исключением кифары, которая была мужским инструментом. Обучение игре на лире было частью базового образования свободного гражданина в Древней Греции и Древнем Риме.

В сопровождении лиры звучали стихи, распеваемые сольно и хором (точнее, вокальным ансамблем); отсюда целый род античной поэзии получил название «лирической», или лирики .

Функциональные описания разновидностей лиры в античной литературе с трудом поддаются унификации. Хелис (по-видимому, вследствие небольшого веса и простоты конструкции) считался учебным и домашним инструментом. Более крупный ба́рбит (особенно в позднеантичных текстах) описывался как излюбленный инструмент лесбийских поэтов-музыкантов - Терпандра , Сапфо и Алкея . Кифара обычно подаётся как инструмент профессионалов, участников публичных состязаний (говоря современным языком, международных конкурсов «струнников»). Форминга, судя по литературным описаниям (Гомер , Пиндар , Вакхилид , Гомеровские гимны) и изображениям в архаике и классике, была инструментом, функционально идентичным кифаре; в позднейшие времена изображения и упоминания форминги в греческой литературе почти полностью исчезают (по этой причине и в латинских музыкальных трактатах Средних веков соответствующий термин для форминги отсутствует), по-видимому, вследствие развития и широкого распространения кифары.

Другие значения термина

Древнейшие струнные щипковые инструменты (2600-2400 до н. э., фрагменты) были найдены в Месопотамии, в шумерском Уре . Археологи называют их либо «урскими арфами» , либо «урскими лирами».

Ряд музыкальных инструментов, содержащих в своём названии слово «лира», не имеет отношения к лирообразным. Среди них распространённый на Украине и в Белоруссии инструмент колёсная лира , разновидности так называемых «смычковых» лир - понтийская лира , критская лира , византийская лира (англ.) русск. ,

Страны, входящие в Европейский союз, в настоящее время имеют одну общую валюту под названием евро. Однако до появления этого денежного знака каждое государство использовало свою национальную валюту. В каждой стране она имела название и особенности.

Многие могут задаваться вопросами о том, какие именно деньги были в обращении в той или иной стране до общеевропейской валюты. Например, людей, неравнодушных к Риму, может интересовать вопрос о том, какой была валюта Италии до введения евро. Окунемся в историю.

Историческая валюта Италии

До появления официальной европейской валюты в Италии долгое время пользовались совершенно другими деньгами, которые назывались лирами. Первое упоминание об этой валюте появилось в конце VIII века. Однако тогда это понятие использовалось просто как обозначение счетных единиц, монеты с таким названием не чеканились.

Итальянская лира: история появления

Валюта Италии лира считается старейшей денежной единицей Европы. Она обязана своим появлением реформе императора Карла Великого, которую он провел в 780-790 гг. Ее итогом стала замена римских золотых солидов на серебряные динарии и введение на всей территории империи Каролингов серебряного монометаллизма. Единственной чеканной монетой стал каролингский динарий, содержащий чистое серебро весом около 1,67 г. Солид теперь стал равняться 12 динариям, а одну лиру составляли 20 солидов.

Почему именно лиру? Потому что само это слово возникло от латинского libra – фунт, который равняется примерно 410 г. Несложно посчитать, что серебра в 240 динариях (сколько их было в 1 лире) как раз примерно столько же.

И хотя физическими деньгами лиры не стали в результате этих преобразований, в повседневной жизни данное название использовалось практически всегда. Например, сумму в 2429 динариев в обиходе проговорили бы следующим образом: 10 лир, 2 солида и 5 динариев.

Становление лиры как реальной валюты

На протяжении 100 лет после реформы Карла Великого монета, которую он ввел в обращение, никак не изменялась. Однако потом серебряный динарий начинает терять в весе, в связи с чем обесценивается и лира. Позже на многих территориях Каролингской империи начинают появляться свои новые монеты разного веса, и у лиры каждого региона оказывается своя ценность, отличающаяся от изначальной стоимости.

Когда наступил XVIII век, в городах страны в обращении находилось очень большое разнообразие монет, и однозначный ответ на вопрос о том, какая валюта в Италии, дать было сложно. Например, в Милане пользовались 29 видами серебряных монет и 22 видами золотых. Благодаря начавшемуся стихийно в этот период процессу унификации денег, на сцену, наконец, выходит лира.

Эта валюта много где существовала как символическая единица и объединяла при этом разные денежные системы. И вот у нее появилась возможность стать реальной унифицированной валютой, на создание которой во многих итальянских государствах направляются реформы 18 столетия.

Окончательно валюта Италии под названием лира вошла в обиход после объединения королевства Савойской династией. Чеканка единой итальянской лиры, в которой содержание чистого серебра составляло 4,5 г, была начата в 1861 году.

Лира и чентезимо

Новая единая валюта Италии обязана своим введением в обращение закону, подписанному в августе 1862 года, 24 числа. Монетные дворы чеканили монеты с 5, 1, 2 лирами из серебра, а 20 и 10 лир – из золота.

Была также создана разменная монета под названием чентезимо, которая составляла 1/100 часть от лиры. Эти монеты номиналом в 2, 5 и 1 единиц изготавливались из меди, 50 единиц – из серебра. Немного позже появились чентезимо в 10 единиц (из меди) и 20 единиц (сначала из серебра, затем из медно-никелевого сплава), а также 5 лир из золота.

Разные чеканки итальянской лиры

За свои долгие годы существования бывшая валюта Италии несколько раз обесценивалась, и в основном это происходило во время войн.

После окончания Первой мировой войны стоимость денежных единиц Италии упала. Чеканка монет с 2 и 1 лирами, а также 50 чентезимо производилась из никеля. В годы после Второй мировой войны мелкие лиры стали делаться из нержавеющей стали, а более крупные (20, 5 и 10) – из серебра. В этот период совсем прекращается выпуск разменной монеты чентезимо, так как произошла сильная инфляция. Также было принято решение о том, что банкноты должны выпускаться с номиналом не менее 1000 лир.

В 1951 году происходит замена всех монет на новые, размер которых стал меньше. Номиналы в 2, 10, 5, и 1 лир делаются из алюминия. Немного позже вводятся монеты 100 и 50 лир, выполненные из нержавеющей стали, 20 лир из сплава алюминия и бронзы, 500 лир из серебра. В начале 80-х гг. ХХ века в Италии появляются первые биметаллические монеты достоинством в 500 лир.

Новые лиры

В марте 1979 года страна присоединилась к Европейской валютной системе. После этого в 1986 году валюта Италии была подвержена деноминации, и одна новая лира обменивалась на 1000 старых.

Монеты в ходу остались, вот только наименьший номинал из них стал составлять 5 лир, а наибольший – 1000 лир. В торговле, правда, они уже почти не применялись, и пользовались популярностью только среди нумизматов и коллекционеров. При этом банкноты в обращении были с большими номиналами: от 1000 до 500 000 лир.

Внешний вид старой итальянской валюты

Валюта Италии до введения евро считалась очень красивой. Это были бумажные деньги, на которых изображались различные великие люди этой страны.

Например, на банкноте в 1000 лир красовалась итальянский философ, педагог и ученый Мария Монтессори, а на 5000 купюре был изображен композитор из Италии Винченцо Беллини. Банкноты с самыми крупными номиналами украшают портреты известнейших мастеров искусства. Джованни Лоренцо Бернини можно увидеть на купюре в 50000 лир, Микеланджело – на купюре в 100000 лир, а на 500000 лир расположилось изображение Рафаэля Санти.

Современная валюта Италии

В начале 2002 года валюта Италии начала меняться коренным образом. Произошло это потому, что в обращении появилась совершенно новая денежная единица – евро.

Итальянские евро мало чем отличаются от такой же валюты других европейских стран. Но все-таки свои особенности у них есть. Во-первых, банкноты имеют свою уникальную серию, по которой можно сразу определить, что они были выпущены именно в Италии. Во-вторых, реверс железных евро напрямую указывает на страну, которой они принадлежат, с помощью символических изображений. Например, на итальянской монете в 1 евро сзади изображен «Гармоничный человек» – рисунок знаменитого Леонардо да Винчи.

До марта 2003 года на вопрос о том, какая валюта в Италии, можно было рассказывать как про лиру, так и про евро, потому что они использовались параллельно на всей территории страны. Затем лиры полностью изъяли из оборота, и в течение еще 10 лет их можно было только обменять на евро.

Поэтому сейчас любому человеку, собирающемуся на Апеннинский полуостров, не надо задумываться о том, какую валюту брать в Италию. Если в кошельке у туриста будут лежать евро, то у него не возникнет никаких проблем с оплатой товаров и услуг в этой стране.

lyra ) - старинный струнный щипковый инструмент (хордофон).

Корпус (резонатор) округлой или четырёхугольной формы (у греков и римлян - только округлой) соединён с перекладиной (поперечной штангой) двумя ручками. Струны (изготавливавшиеся из овечьих кишок) одинаковой длины натянуты между корпусом и перекладиной.

Техника игры на всех античных лирах одинакова: музыкант держал инструмент под углом примерно 45 градусов к корпусу, играя стоя (особенно на кифаре) или сидя. Звук извлекался костяным плектром . Пальцами свободной руки ненужные струны приглушали. Гендерного различия среди исполнителей на лире не существовало, за исключением кифары, которая была мужским инструментом. Обучение игре на лире было частью базового образования свободного гражданина в Древней Греции и Древнем Риме.

В сопровождении лиры звучали стихи, распеваемые сольно и хором (точнее, вокальным ансамблем); отсюда целый род античной поэзии получил название «лирической», или лирики .

Функциональные описания разновидностей лиры в античной литературе с трудом поддаются унификации. Хелис (по-видимому, вследствие небольшого веса и простоты конструкции) считался учебным и домашним инструментом. Более крупный ба́рбит (особенно в позднеантичных текстах) описывался как излюбленный инструмент лесбийских поэтов-музыкантов - Терпандра , Сапфо и Алкея . Кифара обычно подаётся как инструмент профессионалов, участников публичных состязаний (говоря современным языком, международных конкурсов «струнников»). Форминга, судя по литературным описаниям (Гомер , Пиндар , Вакхилид , Гомеровские гимны) и изображениям в архаике и классике, была инструментом, функционально идентичным кифаре; в позднейшие времена изображения и упоминания форминги в греческой литературе почти полностью исчезают (по этой причине и в латинских музыкальных трактатах Средних веков соответствующий термин для форминги отсутствует), по-видимому, вследствие развития и широкого распространения кифары.


Часть 1

Лира - струнный щипковый инструмент (хордофон). Корпус (резонатор) округлой или четырёхугольной формы соединён с перекладиной (поперечной штангой) двумя ручками. Струны одинаковой длины натянуты между корпусом и перекладиной. Распространена с древнейших времён вплоть до наших дней. Древнейшие образцы были раскопаны экспедицией Л. Вулли в Уре.

George Frederic Watts (1817–1904) Hope.1886

В Древней Греции словом лира обозначался любой инструмент семейства лир - хелис (букв. черепаха), барбит, форминга, кифара. В узком смысле лирой назывался хелис (простейшая из лир, с корпусом из панциря черепахи, обтянутым воловьей кожей). Техника игры на всех античных лирах примерно одинакова: музыкант держал инструментом под углом примерно 45 градусов к корпусу, играя стоя (особенно на кифаре) или сидя. Звук извлекался костяным плектром. Пальцами свободной руки ненужные струны приглушали. Гендерного различия среди исполнителей на лире не существовало, за исключением кифары, которая была мужским инструментом. Обучение игре на лире было базовой частью образования гражданина в Древней Греции и Древнем Риме.



GRAMATICA Antiveduto St Cecila with Two Angels

Струны (изготавливавшиеся из овечьих кишок) лиры дали название ступеням греческого полного звукоряда; в сущности, названия струн обозначают модальные функции старинного лада. Классической считается 7-струнная лира; в своём семиструнии она рассматривалась как отражение мировой гармонии (по знаменитому высказыванию Вергилия - septem discrimina vocum, «семь <высотных> различий звуков»). Иконографические, музыкально-теоретические и литературные источники свидетельствуют о том, что число струн лиры могло быть увеличено вплоть до 18, но чаще всего экспериментальные инструменты описываются как 11- или 12-струнные. «Многоструние» приводило к возмущающему душу «многозвучию» (πολυφωνία - это слово не следует понимать в смысле многоголосия) и потому оценивалось (например, в Спартанском декрете V в. до н.э., опубликованном в книге «Основы музыки» Боэция) как вредное излишество. Несмотря на то, что многие трактаты описывают греческий звукоряд как струны лиры, точные и однозначные сведения о её настройке не сохранились.


Carl Ludwig Becker (1820-1900) Homer singt im Kreis junger Griechen

В древней Армении лира называлась арм. քնար (кнар).

На Украине и в Белоруссии колёсной лирой называют старинный (XVII вв.) струнный народный инструмент с крупным удлинённым корпусом, иначе называемый «рыле». В Европе этот инструмент известен как Харди-гарди. Над корпусом натянуты три струны различной настройки, помещённые в особый ящичек. Сбоку ящичка прикреплена небольшая клавиатура с 8-11 клавишами. Играющий левой рукой нажимает клавиши, а правой вертит рукоятку, приводящую в движение специальное колёсико, обтянутое волосом, кожей и натёртое канифолью. Колесико трётся об струны и заставляет их звучать. Средняя струна изменяет свою высоту от нажима клавиш и служит для исполнения мелодий. Крайние струны во время игры не изменяют своей высоты. Звук лиры сильный, резкий, несколько гнусавого оттенка.

Смычковые лиры - понтийская лира, критская лира, византийская лира (англ.)русск., лира да браччо (англ.)русск., лира да гамба (англ.)русск. - предшественники современных струнных инструментов (скрипка, виолончель).

Оркестровая лира - ударный инструмент, разновидность колокольчиков, используется в основном маршевых духовых оркестрах.


Fyodor Bronnikov, (1827-1902) gimnpifagoreizev.1869


Frédéric Soulacroix (1858–1933) The recital.


Jean-Dominique Fabry Garat playing lyre


John William Godward (1861–1922).Erato at Her Lyre


Jacques-Louis David (1748–1825) Description. The Love of Helen and Paris (detail).1788


Johann Heinrich Tischbein the Elder (1722–1789) Terpsichore mit Lorbeerkranz und Lyra. Öl auf Leinwand. 55,5 x 45 cm. Am Unterrand signiert und datiert "IHTischbein. pinx. 1759.".


Leopold Schmutzler (1864–1940)Mädchen mit Lyra. Signiert unten: Schmutzler. Öl auf Karton.1940


Gustave Moreau (1826–1898) Hesiod and the Muse.1891


Nathaniel Sichel (1843–1907) Junge Frau mit Zupfinstrument.before 1907


Orpheus bezaubert Bäume und Tiere (Antwerpen 17 Jh).


Pompeii - Musician with Harp and Cithara


Raphael (1483–1520).Stanza della Segnatura im Vatikan für Papst Julius II., Wandfresko, Szene: Der Parnaß, Detail: Terpsichore.1510-1511


Attributed to Aert Mijtens (circa 1541–1602) Lyraspielender Putto


Angelica Kauffmann (1741-1807)The Artist in the Character of Design Listening to the Inspiration of Poetry. Oil on canvas, diam. 612mm (24"). Inscribed (top): For George Bowles Esq. English Heritage, Kenwood. (The Ernest Edward Cook Bequest Presented by the National Art-Collections Fund). London only.1782


Gustave Moreau (1826–1898) Thracian Girl Carrying the Head of Orpheus.1864


Серия " Уроки музыки"

Лира – этот старинный струнный инструмент пришел к нам из Древней Греции. Он представляет собой раму с натянутыми струнами различной настройки. Игра на лире была частью образования любого античного гражданина. Самые первые образцы лир были найдены в Уре.

Существует несколько разновидностей : хелис, форминг, барбит, кифара. Но принцип игры един для всех, он похож на игру на гитаре. Лиру брали в руки под углом 45 градусов и перебирали струны плектром. Другой рукой глушили ненужные аккорды. Семиструнная лира является классической и символически передает собой гармонию мира. Каждая ее струна является модальной функцией античного лада. Но струн может быть и больше: 11, 12 или даже 18. И хотя о лире часто писали греческие авторы, такие как Виргилий или Боэций, в своих книгах, но инструкций о ее точной настройке не найдены до сих пор.

Лира, конечно же, упоминается в мифах. По преданию, ее создал Гермес, бог торговли, из панциря черепахи, семи струн и двух тростниковых трубочек. За этот инструмент он получил от Аполлона свой знаменитый крылатый жезл, с двумя змеями в виде ленточек, власть над животными, дар провидца и пятьдесят коров.

Этого древнегреческого бога часто представляют в венке из лавра и с золотой лирой в руках. Когда он начинал играть на ней, то из леса выходили даже дикие звери, чтобы послушать эти прекрасные звуки. Когда-то Марсий, игравший на флейте, вызвал Аполлона на дуэль. Но далеко было пастуху до златовласого бога, и он проиграл состязание. За дерзость смертного, Аполлон повесил его на дерево и содрал с него кожу.

В Беларуси и Украине была своя разновидность лиры, называвшаяся «рыле» или Харди-гарди. Это был небольшой ящик с тремя натянутыми внутри струнами различной настройки. Сбоку было от 8 до11 клавиш для изменения высоты средней струны и рукоятка. Вместе с ручкой вращалось и специальное колесико, извлекавшее из струн звуки.