Музыкальность культуры. К исследованию понятия "музыкальная культура". Смотреть что такое "музыкальная культура" в других словарях

Музыка - это значительная часть мировой культуры, без нее наш мир был бы гораздо беднее. Музыкальная культура является средством формирования личности, она воспитывает в человеке эстетическое восприятие мира, помогает познавать мир через эмоции и ассоциации со звуками. Считается, что музыка развивает слух и абстрактное мышление. Постижение звуковой гармонии так же полезно для музыки, как занятия математикой. Расскажем о том, как проходило становление и развитие музыкальной культуры и зачем людям нужно это искусство.

Понятие

Музыка играет особую роль в жизни человека, с древних времен звуки завораживали людей, погружали их в транс, помогали выразить эмоции и развить воображение. Мудрые люди называют музыку зеркалом души, она есть форма эмоционального познания окружающего мира. Поэтому музыкальная культура начинает формироваться еще на заре становления человечества. Она сопровождает нашу цивилизацию с самых истоков. Сегодня под термином «музыкальная культура» понимают совокупность музыкальных ценностей, систему их функционирования в социуме и способы их воспроизводства.

В речи этот термин используется наравне с такими синонимами, как музыка или музыкальное искусство. Для отдельной личности музыкальная культура является неотъемлемой частью общего эстетического воспитания. Она формирует вкус человека, его внутреннюю, индивидуальную культуру. Познание этого вида искусства оказывает преобразующее действие на личность человека. Поэтому так важно осваивать музыку с детства, учиться ее понимать и воспринимать.

Теоретики считают, что музыкальная культура - это сложное комплексное целое, в которое включаются умение ориентироваться в стилях, жанрах и направлениях этого вида искусства, знания о теории и эстетике музыки, вкус, эмоциональная отзывчивость на мелодии, умение извлекать из звука смысловое содержание. Также в этот комплекс могут входить и исполнительские и сочинительские навыки. Известный философ и теоретик искусства М. С. Каган считал, что музыкальной культуре можно выделять индивидуальное измерение, т. е. уровень отдельной личности, ее знания, умения и навыки в сфере данного искусства, а также групповой уровень, который привязан к определенным субкультурам и возрастным сегментам общества. В последнем случае ученый говорит о музыкальном воспитании и развитии детей.

Функции музыки

Такое сложное и важное явление искусства, как музыка, чрезвычайно необходимо как отдельному человеку, так и обществу в целом. Это искусство выполняет целый ряд социальных и психологических функций:

1. Формирующую. Музыка участвует в становлении человеческой личности. Формирование музыкальной культуры индивида влияет на его развитие, на вкус, на социализацию.

2. Познавательную. Через звуки люди передают ощущения, образы, эмоции. Музыка является своеобразным отражением окружающего мира.

3. Воспитательную. Как и любое искусство, музыка способна формировать у людей определенные, чисто человеческие качества. Не напрасно существует точка зрения, что умение слушать и создавать музыку отличает человека от животного.

4. Мобилизующую и призывную. Музыка способно стимулировать человека к действию. Не напрасно существуют маршевые мелодии, трудовые песни, которые улучшают деятельность людей, украшают ее.

5. Эстетическую. Все-таки самая главная функция искусства - это способность доставлять человеку удовольствие. Музыка дарит эмоции, наполняет жизнь людей духовным содержанием и приносит чистую радость.

Структура музыкальной культуры

Как социальное явление и часть искусства музыка представляет собой сложное образование. В широком понимании в ее структуре выделяют:

1. Музыкальные ценности, продуцируемые и транслируемые в социуме. Это основа музыкальной культуры, которая обеспечивает преемственность исторических эпох. Ценности позволяют постигать сущность мира и общества, они являются духовно-материальными и реализуются в виде музыкальных образов.

2. Разные виды деятельности по производству, хранению, трансляции, воспроизведению, восприятию музыкальных ценностей и произведений.

3. Социальные институты и учреждения, занимающиеся разными видами музыкальной деятельности.

4. Отдельных людей, занимающихся созданием, распространением, исполнением музыки.

В более узком понимании композитора Д. Кабалевского музыкальная культура синонимизируется с термином "музыкальная грамотность". Она проявляется, по мнению музыканта, в умении воспринимать музыкальные образы, декодировать ее содержание, отличать хорошие мелодии от плохих.

В еще одной трактовке под исследуемым явлением понимают некое общее свойство личности, выражающееся в музыкальной образованности и музыкальной развитости. Человек должен обладать определенной эрудицией, знать некий свод классических произведений, которые формируют его вкус и эстетические предпочтения.

Музыка Древнего мира

История музыкальной культуры начинается в глубокой древности. К сожалению, от самых первых цивилизаций не осталось свидетельств об их музыке. Хотя очевидно, что музыкальное сопровождение обрядов и ритуалов существовало с самых первых этапов существования человеческого общества. Ученые утверждают, что музыка существует по меньшей мере 50 тысяч лет. Документальное подтверждение наличия данного искусства появляется со времен Древнего Египта. Уже в то время существовала разветвленная система музыкальных профессий и инструментов. Мелодии и ритмы сопровождали многие виды деятельности человека. В это время появилась письменная форма фиксации музыки, что позволяет судить о ее звучании. От предыдущих эпох остались только изображения и остатки музыкальных инструментов. В Древнем Египте существовала духовная музыка, сопровождавшая совершение культов, а также сопутствующая человеку в труде и отдыхе. В этот период впервые появляется музыка для слушания с эстетическими целями.

В культуре Древней Греции музыка достигает наивысшего развития для этого исторического периода. Появляются различные жанры, совершенствуются инструменты, хотя в это время преобладает вокальное искусство, создаются философские трактаты, осмысляющие сущность и назначение музыки. В Греции впервые появляется музыкальный театр как особый вид синтетического искусства. Греки хорошо понимали силу воздействия музыки, ее воспитывающую функцию, поэтому этим искусством занимались все свободные граждане страны.

Музыка Средневековья

Установление христианства на территории Европы значительным образом повлияло на особенности музыкальной культуры. Появляется огромный пласт произведений, обслуживающих институт религии. Это наследие именуется духовной музыкой. Почти в каждом католическом соборе есть органы, в любом храме есть хор, все это делает музыку частью повседневного служения богу. Но в противовес духовной музыке формируется народно-музыкальная культура, в ней находит выражение то карнавальное начало, о котором писал М. Бахтин. Во времена позднего Средневековья формируется светская профессиональная музыка, ее создают и распространяют трубадуры. Аристократия и рыцари становятся заказчиками и потребителями музыки, при этом их не устраивала ни церковное, ни народное искусство. Так появляется музыка, услаждающая слух и развлекающая людей.

Музыка Возрождения

С преодолением церковного влияния на все аспекты жизни приводят к тому, что начинается новая эпоха. Идеалами этого периода становятся античные образцы, поэтому и эпоха называется Возрождением. В это время история музыкальной культуры начинает развиваться преимущественно в светском направлении. Во времена Возрождения появляются такие новые жанры, как мадригал, хоровая полифония, шансон, хорал. В этот период формируются национальные музыкальные культуры. Исследователи говорят о появлении итальянской, германской, французской и даже нидерландской музыки. Система инструментов в этот исторический период также претерпевает изменения. Если раньше главным был орган, то теперь его опережают струнные, появляется несколько видов виол. Род клавишных тоже существенного обогатился новыми инструментами: клавикорды, клавесин, чембало начинают завоевывать любовь композиторов и исполнителей.

Музыка эпохи барокко

В этот период музыка приобретает философское звучание, становится особой формой метафизики, особое значение приобретает мелодия. Это время великих композиторов, в этот период творили А. Вивальди, И. Бах, Г. Гендель, Т. Альбинони. Эпоха барокко ознаменовалась появлением такого искусства, как опера, также в это время впервые создаются оратории, кантаты, токкаты, фуги, сонаты и сюиты. Это время открытий, усложнения музыкальных форм. Однако в этот же период происходит все большее разделение искусства на высокое и низкое. Народно-музыкальная культура отделяется и не допускается в то, что в следующую эпоху будет принято называть классической музыкой.

Музыка классицизма

Пышное и избыточное барокко сменяется строгим и простым классицизмом. В этот период искусство музыкальной культуры окончательно разделяется на высокие и низкие жанры, устанавливаются каноны для основных жанров. Классическая музыка стала искусством салонов, аристократов, она не только дарит эстетическое удовольствие, но и развлекает публику. У этой музыки появляется своя, новая столица - Вена. Этот период ознаменован появлением таких гениев, как Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен, Йозеф Гайдн. В эпоху классицизма окончательно формируется жанровая система классической музыки, появляются такие формы, как концерт, симфония, дооформляется соната.

В конце 18 века в классической музыке формируется стиль романтизма. Он представлен такими композиторами, как Ф. Шуберт, Н. Паганини, позже романтизм обогатился именами Ф. Шопена, Ф. Мендельсона, Ф. Листа, Г. Малера, Р. Штрауса. В музыке начинает цениться лирика, мелодичность, ритмика. В этот период формируются национальные композиторские школы.

Конец 19 века ознаменован антиклассическими настроениями в искусстве. Появляются импрессионизм, экспрессионизм, неоклассицизм, додекафония. Мир стоит на пороге новой эры, и это отражается в искусстве.

Музыка 20 века

Новый век начинается с протестных настроений, музыка тоже переживает революционные перемены. После Первой мировой войны композиторы ищут вдохновения в прошлом, но хотят придать старым формам новое звучание. Начинается время экспериментов, музыка становится очень разнообразной. Классическое искусство связано с такими великими композиторами, как Стравинский, Шостакович, Бернстайн, Гласс, Рахманинов. Появляются понятия атональности и алеаторики, что полностью изменяет представление о гармонии и мелодии. В этот период нарастают демократические процессы в музыкальной культуре. Появляется эстрада и захватывает внимание широкой публики, позже возникает такое протестное музыкальное движение, как рок. Так формируется современная музыкальная культура, характеризующаяся многочисленностью стилей и направлений, смешением жанров.

Современное состояние музыкальной культуры

В конце 20 - начале 21 века музыка переживает этап коммерциализации, она становится широко тиражируемым товаром и это сильно снижает ее качество. В этот период значительно расширяются возможности инструментов, появляется электронная музыка, цифровые инструменты с невиданными ранее выразительными ресурсами. В академической музыке доминируют направления эклектики и полистилизма. Современная музыкальная культура представляет собой огромное лоскутное одеяло, в котором находят себе место и авангард, и рок, и джаз, и неоклассические тенденции, и экспериментальное искусство.

История русской народной музыки

Истоки русской национальной музыки нужно искать во временах Древней Руси. Судить о тенденциях того периода можно лишь по обрывочным сведениям из письменных источников. В те времена широкое распространение имела обрядовая и бытовая музыка. С давних времен при царе существовали профессиональные музыканты, однако значимость фольклорных произведений была очень велика. Русский народ любил и умел петь, жанр бытовой песни был самым популярным. С приходом христианства русская музыкальная культура обогатилась духовным искусством. Появляется церковное хоровое пение как новый вокальный жанр. Однако долгие века доминировало на Руси традиционное одноголосное пение. Только в 17 веке складывается национальная традиция многоголосия. С этого же времени в Россию приходит европейская музыка, со своими жанрами и инструментами и начинается дифференциация на народную и академическую музыку.

Однако народная музыка никогда в России не сдавала своих позиций, она становилась источником вдохновения для русских композиторов и пользовалась большой популярностью, как у простых людей, так и у аристократии. Можно увидеть, что многие классические композиторы обращались к народному музыкальному багажу. Так, М. Глинка, Н. Римский-Корсаков, А. Даргомыжский, И. Чайковский широко использовали фольклорные мотивы в своих произведениях. В советский период фольклорная музыка была широко востребована на государственном уровне. После распада СССР фольклорная музыка перестала обслуживать идеологию, но не исчезла, а заняла свой сегмент в общей музыкальной культуре страны.

Русская классическая музыка

В связи с тем, что православие долгое время накладывало запрет на развитие светской музыки, академическое искусство развивается в России довольно поздно. Начиная с Ивана Грозного при царском дворе жили европейские музыканты, но своих композиторов пока еще не было. Только в 18 веке начинает формироваться русская композиторская школа. Однако долгое время музыканты находились под влиянием европейского искусства. Новая эпоха музыкальной культуры в России начинается с Михаила Глинки, который считается первым русским композитором. Именно он заложил основы русской музыки, которая черпала темы и выразительные средства из народного искусства. Это стало национальной специфической чертой русской музыки. Как и во всех сферах жизни, в музыке сложились направления западников и славянофилов. К первым относились Н. Рубинштейн, А. Глазунов, ко вторым - композиторы «Могучей кучки». Однако в итоге национальная идея победила, и у всех русских композиторов в разной степени, но присутствуют фольклорные мотивы.

Вершиной предреволюционного периода русской музыки считается творчество П. И. Чайковского. В начале 20 века революционные перемены нашли свое отражение и в музыкальной культуре. Композиторы экспериментируют с формами и выразительными средствами.

Третья волна русской академической музыки связана с именами И. Стравинского, Д. Шостаковича, С. Прокофьева, А. Скрябина. Советский период стал в большей степени временем исполнителей, а не композиторов. Хотя в это время появились выдающиеся творцы: А. Шнитке, С. Губайдулина. После того как распался Советский Союз, академическая музыка в России практически полностью ушла в исполнительство.

Популярная музыка

Однако музыкальная культура не состоит только из народной и академической музыки. В 20 веке полноправное место в искусстве занимает популярная музыка, в частности джаз, рок-н-ролл, эстрада. Традиционно эти направления считаются «низкими» по сравнению с классической музыкой. Появляется популярная музыка с формированием массовой культуры, и она призвана обслуживать эстетические запросы широких масс. Эстрадное искусство сегодня тесно смыкается с понятием шоу-бизнеса, это уже не совсем искусство, а индустрия. Этот вид музыкальной продукции не выполняет воспитательной и формирующей функции, присущей искусству, именно это дает основание теоретикам не учитывать эстрадную музыку в рассмотрении истории музыкальной культуры.

Формирование и развитие

По мнению специалистов в области педагогики, взращивание и воспитание музыкальной культуры должно начинаться с самого рождения человека, а то и во время внутриутробного формирования. Это способствует развитию интонационного слуха ребенка, способствует его эмоциональному созреванию, развивает образное и абстрактное мышление. Но если до 3 лет ребенок может преимущественно слушать музыку, то позже его можно обучать исполнению и даже сочинительству. А с 7 лет специалисты рекомендуют начинать обучение теории музыки. Таким образом, формирование основ музыкальной культуры позволяет ребенку развиваться разносторонней, полноценной личностью.

Введение

Глава I Философские основы проблемы музыкальной культуры

1.1. Понятие музыкальной культуры 13

1.2. Функции музыкальной культуры 35

1.3. Системный подход к изучению музыкальной культуры. Музыкальная культура как система элементов 56

Глава II Основные элементы структуры музыкальной культуры

2.1. Музыка как выражение сущностных сил человека и как доминантный элемент музыкальной культуры 78

2.2. Музыкальная теория и музыкальная критика как структурные элементы музыкальной культуры 104

2.3. Музыкальное образование и музыкальное воспитание как структурные элементы музыкальной культуры 129

Заключение 154

Список литературы 159

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Проблема изучения духовных ценностей, их производство и потребление особенно остро встает в период ломки сложившейся системы и поиска новых культурных оснований. Показательным в этом отношении является российское общество, которое на современном этапе переживает радикальные изменения во всех сферах своей жизнедеятельности, в том числе и в сфере духовной культуры. Данная ситуация характеризуется сменой ценностей, что обусловлено разрушением тех духовных ценностей, которые были приоритетными в период советского строя и утверждением в российском обществе духовных ценностей, имеющих иную направленность.

На современном этапе развития российского общества музыкальная культура играет значительную роль в формировании сознания членов общества, отдельных социальных групп и общностей. Аккумулируя и транслируя ценности, музыкальная культура влияет на развитие всей духовной культуры социума. В современных условиях, когда формирование личности в России носит преимущественно стихийный характер, мировоззрение подрастающего поколения нередко формируется под воздействием продуктов музыкальной культуры сомнительного качества, обусловливая соответствующие взгляды, вкусы, нравы и идеалы. Данное обстоятельство указывает на необходимость создания системы музыкальной культуры, которая включала бы в себя диктуемые интересами общества и проверенные многолетним человеческим опытом производство и потребление духовных ценностей.

Актуальность темы работы обусловлена также потребностями современного гуманитарного образования, в особенности - быстро развивающейся в последние десятилетия культурологии как одной из гуманитарных дисциплин. Музыкальная культура во всем многообразии начала исследоваться сравнительно недавно. На современном этапе развития культурологической науки существует огромный пласт явлений для изучения музыкальной культуры как целостности.

Вследствие этого возникает проблемная ситуация, которая состоит в несоответствии социально-культурных потребностей общества и степени изученности музыкальной культуры как системы в отечественной науке. Отсюда вытекает необходимость применения системного подхода к изучению музыкальной культуры как целого.

Применение системного подхода к исследованию музыкальной культуры предполагает познание целого как бы в расщепленном, анатомизированном виде, вследствие чего достигается наиболее полное постижение его сущности и специфических особенностей. Изучение явления в данном аспекте может дать возможность выявить существующие тенденции развития музыкальной культуры общества и закономерности ее функционирования, а также определить механизм и возможные рычаги управления этой системой. Полное и глубокое познание музыкальной культуры как многогранного явления в ближайшей перспективе может позволить верно оценить реальное состояние, а также перспективы развития музыкальной культуры общества.

На современном этапе развития гуманитарных дисциплин существует лишь специализированное изучение - музыки или музыкальной теории, музыкальной критики или музыкального образования и музыкального воспитания как отдельных явлений музыкальной культуры. В данной работе эти явления выступают как структурные элементы целостной системы музыкальной культуры. При этом доминирующим, системообразующим элементом системы музыкальной культуры является музыка как носитель духовных ценностей.

Степень разработанности проблемы. Изучением музыкальной культуры, различных ее сторон занимается ряд научно-теоретических дисциплин музыковедческой, общественной и гуманитарной направленности. Среди них наиболее значительными, безусловно, являются музыковедение и связанные с ним история музыки, психология музыки, музыкальная фольклористика, музыкальная палеография, музыкальная текстология, а также, социология музыки, музыкальная педагогика, музыкальная эстетика, в последние годы - культурология.

В нашей стране наиболее полное и глубокое изучение различных явлений музыкальной культуры получило в советский период. Работы отечественных исследователей позволили познать отдельные стороны такого сложного явления, как музыкальная культура (теоретические исследования В.П.Бобровского, Н.А.Гарбузова, Г.Э.Конюса, А.В.Луначарского, Л.А.Мазеля, Е.А.Мальцевой, В.В.Медушевского, Е.В.Назайкинского, В.В.Протопопова, С.Х.Раппопорта, С.С.Скребкова, Б.М.Теплова, Ю.Н.Холопова, В.А.Цуккермана1 и др; исторические исследования Б.В.Асафьева, В.М.Беляева, М.В.Бражникова, Р.И.Грубера, Ю.В.Келдыша, Ю.А.Кремлева, А.Н.Сохора, Н.Д.Успенского и др.). Кроме того, активно исследуются различные национальные музыкальные культуры, их самобытные черты и национальные особенности.

С постепенным расширением потребностей в познании музыкальной культуры как многогранного явления, возникает и множество аспектов ее исследования. Так, поднимаются вопросы функционирования музыкального произведения в обществе, его культурного контекста, что активизирует поиски отечественных музыковедов в области общей теории и методологии (Б.В.Асафьева, Р.И.Грубера, Б.Л.Яворского и др.). Отечественными исследователями впервые расширяются границы изучения музыкальной культуры через познание ее социальных аспектов, а также закладываются основы для изучения музыкальной культуры как системы, что в итоге обусловило возникновение междисциплинарных исследований музыкальной культуры.

Познание ряда сторон и явлений музыкальной культуры нашло отражение в различных исследованиях зарубежных авторов (в работах польских исследователей - З.Лисса, Ю.Хоминьского, немецких - Т.Адорно, А.Веберн, Г.Кнеплера, Э.Майера, К.Фишера, венгерских - Я.Мароти, Б.Сабольчи, болгарских - В.Крыстева, С.Стоянова, Д.Христова, австрийских - К.Блаукопф1 и др.).

На современном этапе музыкальная культура как сложное по своему строению и многогранное явление привлекает все большее внимание отечественных исследователей. Однако, несмотря на то, что данный термин довольно широко употребляется, теоретические работы, в которых обосновывалась бы сущность музыкальной культуры, встречаются редко. О недостаточной разработанности научного аппарата данного явления высказываются в своих работах М.М.Бухман, О.П.Кеериг, Э.В.Скворцова, А.Н.Сохор и др. Малоизученность этой проблемы проявляется и в авторитетных справочных изданиях. Даже в энциклопедических словарях сущность музыкальной культуры в качестве специфического явления не анализируется.

При разработке выделенной проблемы мы опираемся, прежде всего, на те работы, в которых музыкальная культура исследуется как целостное явление. Это исследования Б.В.Асафьева, Р.И.Грубера, ЗЛисса, М.Е.Тараканова, А.Н.Сохора. Особый интерес представляют современные исследования музыкальной культуры М.М.Бухмана, Ю.Н.Бычкова, Н.Н.Гаврюшенко, О.В.Гусевой, А.П.Мальцева, Э.В.Скворцовой, М.Т.Усовой и др.

Рассматривая музыку как выражение «сущностных сил человека» (К.Маркс), диссертант опирается на труды об искусстве классиков марксизма. Несомненный интерес представляют исследования Е.А.Железова, В.В.Медушевского, Е.А.Мезенцева, В.Д.Никульшина, в которых культура и искусство рассматриваются как проявление человеческих сущностных сил.

При выявлении и изучении структурных элементов музыкальной культуры важными ориентирами служили исследования по музыкальной теории и музыкальной критике НА.Борева, Р.И.Грубера, Ю.В.Келдыша, Л.А.Мазеля, Т.В.Чередниченко, В.П.Шестакова, Н.А.Южанина, а также работы по музыкальному образованию и музыкальному. воспитанию Ю.Б.Алиева, Л.А.Баренбойма, М.И.Катунян, Г.В.Келдыша, В.П.Шестакова и др. При рассмотрении выделенных в диссертации структурных элементов музыкальной культуры, их функционирования и развития в контексте русской музыкальной культуры второй половины XIX века использовались труды Л.Баренбойма, Е.Гордеевой, Т.Киселева, Т.Ливановой и др. При изучении структурных элементов музыкальной культуры в рамках становления татарской профессиональной музыки за основу брались работы АЛ.Валиахметовой, Я.М.Гиршмана, Г.М.Кантора, А.Л.Маклыгина, Т.Е.Орловой, Н.Г.Шахназаровой и др.

Объект исследования - музыкальная культура как многогранное явление.

Предмет исследования - музыкальная культура как система элементов.

Целью диссертационного исследования является познание музыкальной культуры как системы. Реализация цели достигается посредством решения следующих задач:

Выявление и теоретическое осмысление структурных элементов музыкальной культуры как системы;

Определение доминирующего, системообразующего элемента музыкальной культуры как целостности;

Обоснование музыки как выражения сущностных сил человека;

Рассмотрение структурных отношений между элементами музыкальной культуры как системы;

Оценка значения структурных элементов системы музыкальной культуры на примере истории развития музыкальной культуры общества.

Теоретико-методологические основания исследования. В основе данного исследования лежит системный подход как выражение диалектического метода. Данный подход позволяет познать такое сложное явление как музыкальная культура в многообразии и, одновременно, в единстве его элементов. Системный подход не ограничивается выявлением состава изучаемой системы, он, раскрывая взаимосвязь структурных элементов целостности, позволяет распутать сложнейший клубок причинно-следственных связей и закономерностей функционирования данной системы. Теоретико-методологической основой диссертационного исследования послужили работы по системному подходу В.Г.Афанасьева, Л.Берталанфи, И.В.Блауберга, К.Т.Гизатова, М.С.Кагана, В.Н.Садовского, Э.Г.Юдина.

В диссертации музыкальная культура исследуется не как статичное, а как динамично развивающееся явление. Музыкальная культура становится предметом философского дискурса, в процессе которого используются такие философские категории, как категории «общего» и «отдельного».

Научная новизна исследования.

Формулирование собственной операциональной дефиниции музыкальной культуры как явления;

Обоснование положения о многофункциональности музыкальной культуры через анализ объективных функций музыкальной культуры;

Раскрытие того положения, что ценность музыки состоит в том, что музыка - одно из проявлений сущностных сил человека. В исследовании данного предмета нами дается собственное развернутое определение «сущностных сил человека», на основе общей характеристики К.Маркса;

Музыкальная культура рассматривается как целостная система, определяются ее составные элементы, их структурные взаимоотношения внутри данной системы, выявляется доминирующий, системообразующий элемент целостности; обосновываются закономерности функционирования данной системы;

В научных исследованиях в области музыки рассматриваются музыка, музыкальная теория и музыкальная критика, музыкальное образование и музыкальное воспитание лишь как самостоятельные явления музыкальной культуры. В данной работе все эти явления впервые рассматриваются как элементы целостности с применением системного подхода;

На основе выявленной системы музыкальной культуры определяются структурные отношения целостности на примерах истории развития русской музыкальной культуры второй половины XIX века и становления татарской профессиональной музыки.

На защиту выносятся следующие положения:

1. На основе определения сущности музыки, а также сущности культуры дается собственное научное определение музыкальной культуры, согласно которому музыкальная культура - это совокупность духовных ценностей в области музыки в их многообразном проявлении, а также деятельность людей по созданию и потреблению музыкальных ценностей.

2. Исходя из того, что музыкальная культура - многофункциональное явление, в диссертации в результате исследования выделяются следующие функции музыкальной культуры: аксиологическая, гедонистическая, познавательная, образовательная, воспитательная, преобразующая, коммуникативная, семиотическая, релаксационная функции.

3. Музыкальная культура как целостная система состоит из следующих структурных элементов: 1) музыки как носителя духовных ценностей; 2) музыкальной теории и музыкальной критики; 3) музыкального образования; 4) музыкального воспитания. Вышеприведенные структурные элементы существует не изолированно друг от друга, а в тесной диалектической связи, взаимопроникая и обусловливая друг друга. В качестве доминирующего элемента в данной системе выступает музыка как носитель духовных ценностей, которая, проникая во все элементы целостности, цементирует эту систему. Данный элемент-доминанта, обладая системообразующим свойством, служит средством синтезирования других элементов в единый целостный организм. Музыка является носителем ценностей, в то время как музыкальная теория и музыкальная критика, музыкальное образование, музыкальное воспитание выступают в качестве элементов, отвечающих за производство и потребление данных ценностей.

4. Исследование системы музыкальной культуры в контексте русской музыкальной культуры второй половины XIX века и в рамках становления татарской музыкальной культуры советского периода показывает, что разработанная концепция позволяет рассматривать музыкальную культуру как динамично развивающееся целое, обогащающееся за счет межкультурного обмена ценностями.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в углубленном понимании сущности музыкальной культуры как целостности, с ее многообразными проявлениями. Научное познание системы музыкальной культуры, ее структурных элементов дает возможность выявить механизм и рычаги управления данной системой. Выявление определенных тенденций и закономерностей функционирования системы музыкальной культуры позволяет определить перспективы развития и совершенствования музыкальной культуры общества. Применение данной системы в ближайшей перспективе может позволить существенно влиять на ход и развитие музыкальной культуры современного общества.

Результаты исследования, его выводы и положения могут быть использованы в учебных курсах по культурологии, философии, эстетике, а также в искусствоведческих и музыковедческих дисциплинах.

Апробация работы. Основные выводы и положения нашли отражение в ряде публикаций, а также в выступлениях автора с докладами на научно-практических конференциях, конгрессах международного, всероссийского и республиканского уровней.

1. Шафеев, Р.Н. Системный подход к изучению музыкальной культуры. Структура музыкальной культуры / Р.Н.Шафеев // Вестник СамГУ: гуманитарная серия. - 2007. - №3 (53). - С.223-231.

Публикации в прочих изданиях:

2. Шафеев, Р.Н. Европейские и восточные традиции в татарской музыкальной культуре / Р.Н.Шафеев // Восток и Запад: глобализация и культурная идентичность: материалы международного конгресса. - Вестник КГУКИ. - Казань, 2005. - №3 (Специальный выпуск. Часть III). - С.163-165.

3. Шафеев, Р.Н. Музыка как выражение сущностных сил человека / Р.Н.Шафеев // Наука и образование: материалы VI международной научной конференции. -Белово, 2006. - 4.4. - С.609-613.

4. Шафеев, Р.Н. Музыка как проявление сущностных сил человека / Р.Н.Шафеев // Молодежь, наука, культура: исследования и инновации: материалы межвузовских аспирантских чтений. Вестник КГУКИ. - Казань, 2006.-№4.-С.14-17.

5. Шафеев, Р.Н. Понятие музыкальной культуры / Р.Н.Шафеев // Науки о культуре - шаг в XXI век: сборник материалов ежегодной конференции-семинара молодых ученых (г.Москва). - М.: РИК, 2006. - Т.6. -С.259-263.

6. Шафеев, Р.Н. Проблема совместимости музыки и ислама в контексте татарской музыкальной культуры / Р.Н.Шафеев // Концепт и культура: материалы II международной научной конференции (г.Кемерово). -Прокопьевск, 2006. - С. 154-163.

7. Шафеев, Р.Н. Человек в парадигме музыкальной культуры своего времени / Р.Н.Шафеев // Наука и образование: материалы VI международной научной конференции. - Белово, 2006. - Ч.З. - С.468-472.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых состоит из трех параграфов, а также заключения и списка литературы.

Понятие музыкальной культуры

Музыкальной культуре любой нации присущи свое содержание, характер, свое самобытное лицо. Развитие музыкальной культуры имеет большое значение для развития всего современного общества. Особенно это касается российского общества, которое на современном этапе переживает радикальные изменения во всех сферах своей жизнедеятельности, в том числе и в сфере духовной культуры, что связанно с разрушением тех духовных ценностей, которые были приоритетными в период советского строя, признаны мировым сообществом.

На современном этапе понятие «музыкальная культура» все более и более привлекает внимание различных исследователей. Однако, несмотря на то, что данный термин довольно широко употребляется, теоретические работы, в которых обосновывалась бы сущность музыкальной культуры, встречаются редко. Некоторые исследователи, взяв музыкальную культуру как предмет исследования, зачастую обходят вопрос о сущности данного явления. О недостаточной разработанности научного аппарата данного явления высказываются в своих исследованиях М.М.Бухман, О.П.Кеериг, Э.В.Скворцова3, А.Н.Сохор4 и др. Малоизученность этой проблемы проявляется и в авторитетных справочных изданиях. Даже в энциклопедических словарях сущность музыкальной культуры в качестве специфического явления не анализируется.

Понятие «музыкальная культура» образуется путем использования таких терминов, как «музыка» и «культура». В связи с этим, для выявления сущности музыкальной культуры необходимо, прежде всего, уяснить содержание данных понятий. Правда, следует заметить, что исследователями различных дисциплин проделана уже немалая работа в этом направлении, что, казалось бы, облегчает диссертанту решение стоящей задачи. Однако на данном этапе существует множество дефиниций «музыки», а также «культуры», значительно отличающихся друг от друга по своему содержанию. В связи с этим, автор диссертации считает возможным принять за основу, по крайней мере, учесть те дефиниции, которые, по его мнению, наиболее адекватно выражают суть явления.

На современном этапе о музыке создано немало работ. Обширный исторический материал, касающийся дефиниций «музыки», трактовки его содержания, начиная древними учениями и заканчивая современными исследованиями (включая работы Г.В.Плеханова, Б.В.Асафьева, Г.Кнеплера и др.), содержится в работе З.Лиссы «Введение в музыкологию». Рассматривая несколько десятков определений музыки у различных авторов, З.Лисса в итоге делает вывод, что «сегодня создание определения музыки является делом исключительно трудным», т.к. «каждая эпоха определяет музыку иначе, в зависимости от господствующих взглядов и актуальной музыкальной практики».

Несомненно, из вышеприведенного утверждения не следует делать заключение о непознаваемости феномена «музыки». Однако при определении сущности музыки мы должны учитывать то, что каждая эпоха характеризуется определенным музыкальным языком, стилем, мышлением и другими особенностями.

Принимая во внимание то, что на данном этапе имеется множество различных дефиниций «музыки», а также тот факт, что выявление определения, наиболее объективно выражающее сущность «музыки» оказывается делом чрезвычайно сложным, мы обратимся к авторитетным справочным изданиям.

В одном источнике музыка трактуется как «вид искусства, в котором художественные образы формируются с помощью звуков, и который характеризуется особо активным и непосредственным воздействием на внутренний мир человека»1.

В другом - «музыка - один из видов искусства, отражающий в художественных образах действительность во всем ее многообразии отношения человека к происходящему»2.

Согласно О.А.Шаповаловой, музыка - «искусство соединения доставляющих удовольствия экспрессивных и понятийных комбинаций вокальных и инструментальных звуков»3.

Т.Попова музыку рассматривает как «искусство звукового высказывания, воспроизведения окружающей нас жизни в звуковых образах»4.

Функции музыкальной культуры

Выработанное научное определение музыкальной культуры как явления требует конкретизации этого понятия, путем анализа множества функциональных проявлений данной сущности. Однако, как показывают теоретические исследования, функциональная характеристика музыкальной культуры связана со множеством трудностей. В отличие от музыкальной культуры, функции культуры, а также функции музыки исследуется довольно активно. На современном этапе функциональный анализ применяется в основном к культуре и к музыке, в отрыве друг от друга. Между тем проблемы функциональных составляющих музыкальной культуры как явления, не сводимого ни к культуре, ни к музыке, как правило, обходятся.

При ознакомлении с работами, в которых ставится вопрос о функциях того или иного явления, обнаруживается не всегда четкое толкование последних. Именно поэтому, прежде всего, хотелось начать с уяснения содержания самого понятия функция. Для выявления сущности «функции» обратимся к справочной литературе.

Так, в одном источнике функция понимается как «1) деятельность, роль объекта в рамках некоторой системы, которой он принадлежит; 2) вид связи между объектами, когда изменение одного из них влечет изменение другого, при этом второй объект также называется функцией первого» .

В другом - как «отношение двух объектов, в котором изменение одного из них ведет к изменению другого. Функция может рассматриваться с точки зрения следствий (благоприятных, неблагоприятных - дисфункциональных или нейтральных - афункциональных), вызываемых изменением одного параметра в других параметрах объекта (функциональность), или взаимосвязи отдельных частей в рамках некоторого целого (функционирования)» .

В следующем, «как отношение двух или более объектов, для которого характерно сопутствующее изменение одного из них при изменении другого»3.

Согласно работе Е.П.Никитина, функция - это «внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений, например функции органов чувств в организме. В математике и логике функцией называется операция сопоставления каждому элементу некоторого класса (называется областью определения этой функции) вполне определенного элемента другого класса (области значений этой функции)» .

М.С.Каганом функция понимается, как «предназначенность некой системы к определенному действию как ее способность проделывать определенную работу»5. А.Ш.Назаровой функция трактуется как - «объективное назначение предмета и явления»1. Именно, последнее, на взгляд диссертанта, является, во-первых, лаконичным, во-вторых (что самое главное) наиболее адекватным.

Выявленная дефиниция «функции» позволяет нам выявить и объективные функции музыкальной культуры, однако, говоря о функциях главного предмета исследования, данная проблема, по сути дела, остается не разработанной (о чем было сказано ранее). На современном этапе исследователями зачастую вовсе обходится вопрос о функциональности музыкальной культуры. Рассмотрим в связи с этим единичные попытки исследователей выявить объективные функции музыкальной культуры.

Музыка как выражение сущностных сил человека и как доминантный элемент музыкальной культуры

Человек, его сущность на протяжении многих веков является предметом исследования представителей различных философских направлений. Длительным был путь к научному познанию сущности самого человека. Ведя исследования, философы во все времена обнаруживали в нем что-то новое. Порой это новое виделось ими как изначально-сущностное, истинно человеческое (впрочем, новизна у этих исследователей зачастую оказывалась неоправданной). Человек рассматривался то лишь как природное явление, то лишь как общественное, игнорируя при этом его другие ипостаси.

К примеру, человек в философии Древней Индии мыслился как часть мировой души. Представители милетской школы, стоящие на позиции гилозоизма, человека представляли как часть космоса (микрокосм), являющийся отражением макрокосмоса.

В концепции Аристотеля человек рассматривался как существо общественное. И эта социальная природа человека отличает его и от животного, и от «сверхчеловека»: «тот, кто не способен вступать в общение или, считая себя существом самодовлеющим, не чувствует потребности ни в чем, уже не составляет элемента государства, становясь либо животным, либо божеством»1.

Для Р.Декарта характерен механистический взгляд на человека, рассматривая его в качестве «машины». Человек Л.Фейербахом понимается как часть природы, при этом он оказывается изолированным от социальных связей. Н.А.Бердяевым человек представляется как микрокосм и макротеос:

«Человек есть микрокосм и микротеос. Он сотворен по образу и подобию Бога. Но в то же время человек есть существо природное и ограниченное»1...

В настоящее же время весьма перспективным в методологическом отношении может быть признана разработка и обоснование более многомерных и объемных моделей природы человека, к примеру, такие как «биосоциальная» (И.Т.Фролов, В.В.Орлов, В.Ф.Сержантов и др.), «биокультурная» (М.Шеллер, А.Гелен, Х.Плеснер, Л.П.Воронкова и др.), «биосоциокультурная» (М.С.Каган, Ю.В.Ларин и др.), ориентирующиеся на то, чтобы достигнутые в этой области результаты рассматривались не как альтернативные, а как взаимодополняющие друг друга начала, которые приближают нас к познанию самой сущности человека (заметим при этом, что признание в человеке социального начала априорно предполагает и культурное, так что нет нужды, как это делают некоторые исследователи, находить в человеке, кроме социального, и культурное начало).

В этой связи, обращает на себя внимание «биосоциальная» модель природы человека, заключающаяся во взаимодействии составляющих ее начал. Биологическое начало - раскрывающееся в самоопределении человеком своего бытия в качестве представителя homo sapiens, социальное -раскрывающееся в самоопределении человеком своего бытия в качестве индивида, представителя человеческой особи как разумного существа. Следовательно, утверждение человека в мире обусловлено действием одновременно биологических и социальных начал.

Человек не сразу стал тем, кем он является сегодня. Очеловечивание наших отдаленных обезьяноподобных предков, приблизительное описание которых дал нам Ч.Дарвин, имеет весьма большое значение для нашего мировоззрения. Но если дарвинизм изучает, как развивались живые организмы на земле под влиянием естественного отбора, то марксизм показывает нам, каким образом целесообразная деятельность человека в дальнейшем развивала человека и превратила наших обезьяноподобных предков в современных высококультурных людей, которые в процессе своей жизнедеятельности проявляют свои «сущностные силы». А этот факт для нашего исследования является наиболее важным.

Исследования в области «сущностных сил человека» являются одной из попыток познать сущность самого человека. Изучение этого явления для научного познания не является новой (к этой теме обращались многие отечественные исследователи, в различный временной период). Тем не менее, следует заметить, несмотря на обилие работ в этой области, до сих пор по многим аспектам изучаемого явления нет единой точки зрения. Определение содержания понятия «сущностных сил» человека, а так же их классификация до сих пор носят дискуссионный характер.

Формирование хорошего вкуса надо начинать

В самом раннем детстве. Только любовь и

привычка к подлинному искусству может стать

надежным иммунитетом против пошлости,

против дурного вкуса!

Д.Б.Кабалевский

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ДОШКОЛЬНИКА

Музыкальное искусство и музыкальная культура обогащают духовный мир человека, раскрывают понятия красоты, гармонии, смысла жизни и ее нравственные ориентиры. В современном обществе ребенок находится под влиянием музыкального информационного потока, и границы его положительного и негативного воздействия не всегда определены.

Слушая музыкальные произведения низкого художественного уровня и видя положительное отношение к ним взрослого (при недостаточно развитой музыкальной и общей культуре педагогов), ребенок дезориентируется в представлениях о красоте музыки, о ценностных эталонах музыкального искусства.

Ориентация ребенка-дошкольника на ценности музыкальной культуры как части общей духовной культуры имеет важное значение не только для музыкального, но и общего развития ребенка, нравственно-эстетического становления личности.

Ядром понятия «музыкальная культура дошкольника» является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства, которая играет для ребенка роль первоначальной положительной оценки и способствует формированию интереса к музыке, начал вкуса, представлений о красоте. Развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия (эмоционально-оценочного отношения к музыке) ведет к проявлениям предпочтений, желанию слушать музыкальные шедевры, рождает творческую активность.

Музыкальная культура дошкольника формируется во всех видах музыкальной деятельности (восприятии, исполнительстве, творчестве, музыкально-образовательной деятельности, музыкально-игровой деятельности), с опорой на развитие эстетических эмоций, интереса, вкуса, представлений о красоте.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Именно в детстве формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит последующее музыкальное и общее развитие человека. Чем раньше ребенок получает возможность накапливать опыт восприятия народной музыки и шедевров мировой музыкальной классики разных эпох и стилей, тем богаче его тезаурус, тем успешнее достигается его развитие, духовное становление.

Музыкальные шедевры формируют у ребенка представления о красоте, эталоны красоты, основы эстетического вкуса.

В результате развития основ музыкальной культуры у ребенка формируются первоначальные ценностные ориентации: способность ценить красоту в жизни и искусстве. Творческое восприятие музыки детьми способствует их общему интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка – важнейшая задача сегодняшнего дня, позволяющая реализовать возможности музыкального искусства в процессе становления личности.

При этом весьма существенно, что ценностные ориентации личности можно воспитать только на восприятии истинных ценностей и постоянных их оценках ребенком.

Получая с детства художественно полноценные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонации народной, классической музыки, постигает «интонационный словарь» музыки разных эпох и стилей.


Музыкальная культура понимается как жизненная и духовная среда, в рамках которой только и может осмысленно существовать собственно музыка. Жизненная и духовная среда, которая называется музыкальной культурой, и к которой так или иначе причастны большинство людей, далеко не однородна. В одних случаях границы музыкокультурных областей весьма жестко определены и труднопроницаемы. В других случаях эти границы могут быть не столь заметны с первого взгляда, но они есть. В разных текстах встречаются попытки обособления в пределах музыкальной культуры различных музыкальных сфер: серьезной музыки и развлекательной, музыки народной и профессиональной, музыки устной традиции и музыки письменной, массовой и элитарной, музыки первичных жанров, которая непосредственно включена в поток жизни, и музыки вторичных жанров, существующей в особых внебытовых формах.

Каждое из этих и другие подобные различия опираются на разные критерии, продиктованные потребностью исследования или публицистической задачей. При этом музыка чаще всего рассматривается в ее социологической проекции, т.е. либо с точки зрения тех общественных задач, к осуществлению которых она примыкает, либо с точки зрения интересов тех общественных групп, внутри которых она преимущественно распространена (сельское или городское население, молодежь и т.п.). Но когда цель состоит в том, чтобы понять собственную природу музыкальной культуры как духовного взаимодействия людей по поводу музыки, независимо от их профессионального, социального, возрастного или какого-то другого социологического определения, то нужно избирать критерии, существенные для протекания собственно музыкального процесса.

Есть, по крайней мере, два критерия, характеризующие качество внутренней организации музыкокультурной среды. Один из них - принятый в ней статус музыкального произведения. Он может быть различным: от представления о музыкальном произведении, как о завершенном в своих границах и продуманном во всех деталях создании индивидуального композиторского творчества, до представления о музыке как о несамостоятельной составляющей целостного обрядового действа. Ясно, что эти два полярных друг другу подхода внутри каждой культуры к степени аутентичности и стабильности музыкального текста отражают и всю несхожесть соответствующих музыкокультурных систем в целом.

Другой критерий для различения музыкальных культур опирается на то, как по-разному осмыслены и самостоятельно развиты в них основные виды музыкальной деятельности людей: сочинение, исполнение и слушание. В музыкальной культуре фольклорного типа, где нет «специализации» авторов, исполнителей и слушателей, различия между ними минимальны, а в музыкальной культуре концертного типа они максимальны. Но самое интересное то, что между этими двумя переменными существует однозначная связь: в строго рационализированной культуре концертного типа музыкальное произведение есть вещь, стабильная во всех своих подробностях, а в фольклорной культуре диффузности ее внутренней структуры отвечает диффузность структур и границ ее музыкальных проявлений.

Основная тенденция исторических перемен в мировой музыкальной культуре состояла в последовательной автономизации структурных элементов музыкальной среды и соответственном усложнении связи между ними.

Вопросы для повторения

1. Сходства и различия музыкальных культур.

2. Основные тенденции развития мировой музыкальной культуры.

Очевидно, что понятие «музыкальная культура» входит в русло более общих понятий: «культура», «художественная культура» и «художественная культура личности».

Современное понятие «художественная культура» включает в себя «совокупность процессов и явлений духовно-практической деятельности по созданию, распространению, освоению произведений искусства или материальных предметов, обладающих эстетической ценностью». [Художественная культура: понятие термина. /Под ред. Л Н. Дороговой. - М., 1978 - с. 67].

Таким образом, художественная культура - совокупность художественных ценностей, а также определенная система их воспроизводства и функционирования в обществе. Отметим, что в качестве синонима художественной культуры иногда употребляется понятие «искусство».

Поскольку эти определения стали синонимами, базовыми для десятков других и их производных, необходимо указать, что ключевой особенностью данного подхода является выделение двух граней художественной культуры, а именно - художественной культуры общества, и через эту призму - художественной культуры личности.

Понятие «художественная культура личности» может быть выделено на основании того, что в определениях художественной культуры нередко подчеркиваются такие ее стороны, как «способность понимать искусство и наслаждаться им» Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки. - М., 1991 - с. 41.; активная творческая деятельность людей; процесс создания, восприятия и усвоения художественных ценностей. Именно это и дает основание ученым развести понятия «художественная культура» и «художественная культура личности».

Исходным толчком для такого разделения стало утверждение о преобразовании самой личности под воздействием искусства. Определяя культуру как своего рода духовное оснащение личности, ученые подразумевают под ней некую «проекцию» образов на воспринимающего, предварительно освоенные знания, называя индивидуальной культурой.

Очевидно, нельзя полностью разделить эту точку зрения, поскольку она отражает лишь одну из многочисленных сторон понятия «индивидуальная культура». Культура личности - это не «склад» готовых идей, а реальный инструмент для познания и преобразования мира и самой личности. Несмотря на очевидную односторонность, сама мысль о преобразовании самой личности показалась нам весьма плодотворной и достойной для последующего рассмотрения.

Среди исследователей, отстаивающих позицию дифференциации культуры общества и культуры личности, можно отметить Ю.Б. Алиева, Ц.Г. Арзаканьяна, С.Б. Байрамова, Г.М. Бреслава, А.В. Гордееву, Л.В. Горюнову, Л.Н. Дорогову, Ю.А. Лукина, Л.П. Печко, А.В. Пирадова, Л.А. Рапацкую, В.Б. Чурбанова и ряд других. При всем различии направлений исследований вышеперечисленных авторов, их роднит одно - анализ функциональных изменений, которые происходят в личности под воздействием художественного (эстетического, духовного).

Неотъемлемой частью эстетического воспитания является воспитание музыкальное как определяющий фактор формирования музыкальной культуры личности. В педагогике музыкальное обучение и воспитание трактуются как процесс организованного усвоения основных элементов социального опыта, превращенных в различные формы музыкальной культуры. В исследовании Г.В. Шостак под музыкальной культурой понимается сложное интегративное образование, включающее в себя умение ориентироваться в различных музыкальных жанрах, стилях и направлениях, знания музыкально-теоретического и эстетического характера, высокий музыкальный вкус, способность эмоционально откликаться на содержание тех или иных музыкальных произведений, а также творчески-исполнительские навыки -- пения, игры на музыкальных инструментах и т.п.

Согласно деятельностному подходу к культуре М.С. Кагана, культура, является проекцией человеческой деятельности (субъектом которой может быть индивидуум, группа или род) и включает три модуса: культуру человечества, культуру социальной группы, культуру личности. Музыкальную культуру личности можно рассматривать как специфическую субкультуру определённой социальной группы. В ней можно выделить два компонента:

  • · индивидуальная музыкальная культура, включающая музыкально-эстетическое сознание, музыкальные знания, умения и навыки, сложившиеся в результате практической музыкальной деятельности;
  • · музыкальная культура определенной социальной возрастной группы, которая включает в себя произведения народного и профессионального музыкального искусства, применяемые в работе с детьми и разные институты, регулирующие музыкальную деятельность детей.

Понятие возрастной музыкальной субкультуры может быть представлено как своебычный набор музыкальных ценностей, которым следуют представители данного возрастного слоя. Исследователи указывают на такие её составляющие, как: внутреннее приятие или неприятие определённых жанров и видов музыкального искусства; направленность музыкальных интересов и вкусов; детский музыкально-литературный фольклор и пр.

Основой индивидуальной музыкальной культуры ребёнка можно считать его музыкально-эстетическое сознание, которое формируется в процессе музыкальной деятельности. Музыкально-эстетическое сознание - компонент музыкальной культуры, представляющий собой музыкальную деятельность, осуществляемую во внутреннем идеальном плане.

Некоторые аспекты эстетического сознания исследовались в педагогическом и психологическом аспектах С.Н.Беляевой-Экземплярской, Н.А.Ветлугиной, И.Л.Дзержинской, М.Нильсон, А.Катинене, О.П.Радыновой, С.М.Шоломович и др.

Элементы музыкально-эстетического сознания, выделяемые О.П. Радыновой:

  • · потребность в музыке - отправная точка формирования эстетического отношения ребёнка к музыке; возникает рано наряду с потребностью общения со взрослым в насыщенной положительными эмоциями музыкальной среде; развивается с приобретением музыкального опыта и уже к 6 годам может сформироваться устойчивый интерес к музыке;
  • · эстетические эмоции, переживания - основа эстетического восприятия; объединяет эмоциональное и интеллектуальное отношение к музыке. Теплов писал: «Чтобы понять музыкальное произведение, важно его эмоционально пережить и уже на этом основании поразмыслить над ним». Развитые эстетические эмоции являются показателем развития индивидуальной музыкальной культуры;
  • · музыкальный вкус - способность наслаждаться ценной в художественном отношении музыкой; не является врожденным, формируется в музыкальной деятельности;
  • · оценка музыки - сознательное отношение к своим музыкальным запросам, переживаниям, установкам, вкусу, рассуждениям.

Людмила Валентиновна Школяр, говоря о музыкальной культуре как части всей духовной культуры, подчеркивает, что становление ребёнка, школьника как творца, как художника (а это и есть развитие духовной культуры) невозможно без развития фундаментальных способностей - искусства слышать, искусства видеть, искусства чувствовать, искусства думать. Развитие человеческой личности вообще невозможно вне гармонии его «индивидуального космоса» - вижу, слышу, чувствую, думаю, действую.

Структура понятия «музыкальная культура» весьма разнообразна, в ней можно выделить множество компонентов, параметров музыкального развития: уровень певческого развития, навыки восприятия современной музыки, уровень творческой активности и т.д. Но развитость, продвинутость детей в разных сторонах постижения музыки всё же в сумме не составляют музыкальной культуры. Компоненты должны быть обобщенными, содержательно выражать самое существенное в ней, стать общими по отношению к частному. Таким основанием могут и должны выступать те новообразования в духовном мире ребёнка, которые развиваются благодаря преломлению в его мыслях и чувствах нравственно-эстетического содержания музыки и которые позволяют выяснить, насколько музыкальная культура личности связана со всей огромной материальной и духовной культурой человечества. Ю.Б.Алиев полагает, что к основным критериям в определении развития музыкальной культуры школьников относятся:

  • · уровень развития художественных предпочтений;
  • · участие школьников в какой-либо сфере художественного творчества;
  • · информированность в области художественной культуры общества.

Аналогичные компоненты выделяет Л.В. Школяр:

  • · музыкальный опыт школьников;
  • · музыкальная грамотность;
  • · музыкально-творческое развитие школьников.

Критериями наличия музыкального опыта могут выступать:

  • · уровень общей осведомлённости о музыке;
  • · наличие интереса, определённых пристрастий и предпочтений;
  • · мотивация обращения ребёнка к той или иной музыке - что ребёнок ищет в ней, что ждёт от неё.

Направленная на выявление духовных образований методика имеет три варианта: 1) встречи с музыкой на уроке; 2) музыка для домашней фонотеки; 3) музыка для друзей. Предлагается составить программу заключительных уроков четверти, выбрать пластинки для прослушивания дома в кругу семьи, программу вечеринки для друзей.

Дополнительно можно провести беседу:

  • 1. Как ты относишься к музыке?
  • 2. Для чего музыка нужна в жизни?
  • 3. Какие музыкальные произведения ты знаешь, какие из них самые любимые?
  • 4. Что ты поешь в классе, какие песни ты знаешь?
  • 5. Где ты слушаешь музыку (телевидение, радио, концерты)?
  • 6. Встречаешься ли ты с музыкой в школе, кроме урока? Где?
  • 7. Любишь ли ты петь дома? Что поешь?
  • 8. Поют ли твои родители дома, в гостях? Что поют?
  • 9. Какую музыку ты слышал последний раз с родителями? Где?
  • 10. Какие музыкальные передачи тебе понравились за последнее время? Почему?

Также, возможны анкета для родителей и выявление определённых навыков музыкального исполнительства.

Анкета для родителей:

  • 1. Каким, на ваш взгляд должен быть ребёнок, чтобы его можно было считать культурным в области музыки?
  • 2. Что необходимо для достижения вашим ребёнком определённого уровня музыкальной культуры?
  • 3. В чем вы видите помощь семьи в решении этой задачи?

Второй компонент - музыкальная грамотность понимается, как:

  • · способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, рождённое жизнью и неразрывно с жизнью связанное;
  • · особое «чувство музыки», позволяющее воспринимать её эмоционально, отличить в ней хорошее от плохого;
  • · умение на слух определить характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером её исполнения;
  • · способность на слух определить автора незнакомой музыки, если она характерна для данного автора.

Используется несколько методик для выявления музыкальной грамотности «Музыкально-жизненные ассоциации», «Выбери музыку» (определение родственной по содержанию музыки); «Открой себя через музыку».

Методика «Музыкально-жизненные ассоциации» предполагает ответы на вопросы по какому-либо незнакомому произведению:

  • 1. Какие воспоминания вызвала у тебя эта музыка, с какими событиями в твоей жизни она могла быть связана?
  • 2. Где в жизни могла бы звучать эта музыка и как могла бы повлиять на людей?
  • 3. Что в музыке позволило тебе прийти к таким выводам (имеется ввиду, о чем рассказывает музыка и как рассказывает, каковы её выразительные средства в каждом отдельном произведении)?

Методика «Открой себя через музыку». Детям предлагается музыкальное произведение и с ним связываются три задания:

  • · дети ставятся в позицию «собеседника музыки»: она им о чем-то повествует и они должны затем рассказать о своих чувствах, о том, что в них родилось во время диалога;
  • · 2-е задание предполагает раскрытие ребёнком музыкального содержания в пластике, в движении;
  • · третье задание связано с воплощением «самого себя» в рисунке, самооценка, а музыка выступает здесь как источник, содержательный повод.

Творческость (креативность) рассматривается как особое качество личности, характеризующееся способностью к саморазвитию. В широком смысле слова - это сознательная целенаправленная деятельность человека в области познания и преобразования действительности. В музыке творчество отличается ярко выраженным личностным содержанием и проявляется как особое умение воспроизводить, интерпретировать, переживать музыку. Параметрами оценки владения детьми творческими навыками и умениями являются:

  • · эмоциональность;
  • · степень осознанности замысла;
  • · изобретательность, оригинальность, индивидуальность в выборе средств воплощения;
  • · художественность воплощения замысла;
  • · привлечение имеющегося музыкального опыта.

Уровень музыкально-творческого развития проверяется, прежде всего, наблюдением за детьми в процессе их общения с музыкой (какую роль выбирает ребёнок: композитора, исполнителя, слушателя).

Другая методика «Сочиняю музыку» проводится индивидуально и помогает выявить степень развитости образных представлений, фантазии, воображения, мышления в рамках художественных задач, образного слышания, видения и т.д. Даётся исходная творческая задача, ситуация: «Весенние голоса», «Летний день», «Звуки большого города» и т.п. После выбора ситуации школьник вместе с педагогом размышляют о логике и оригинальности развития образного содержания будущего произведения искусства. Можно воплощать свой замысел на фортепиано, других инструментах, голосом, пластикой.

Третья методика «Ребёнок и музыка». Музыка - живое существо. Школьнику предлагается нарисовать ее так, как он чувствует, понимает музыку, когда исполняет или слушает. Не забыть изобразить себя в этом рисунке.

Блок предметов эстетического цикла в начальной школе нацелен на изучение основных законов взаимоотношений человека и окружающего его мира, постижение смысловых значений процесса отражения человеком окружающего его мира в художественно-знаковых формах, призван содействовать освоению ребёнком окружающего его мира, бытия, пространства, социума, выработке ценностных ориентаций через расширение возможностей самовыражения. Данный этап нацелен на целенаправленную подготовку учащихся к осознанному восприятию культуроведческой информации в дальнейшем.

Основными навыками и умениями для данного этапа являются следующие:

  • · понимание языка искусства, как средства коммуникации между людьми;
  • · расшифровка и передача информации посредством доступных средств выразительности различных видов искусства (в частности, музыкального);
  • · перевод информации, заложенной в художественном образе в произведении одного вида искусства в выражение посредством другого вида искусства;
  • · эстетическое восприятие явления окружающего мира и передача своего восприятия мира через художественный образ.

Особенностью построения содержания эстетических предметов среднего звена должно стать параллельное изучение исторического развития мировой и национальной художественной культуры, что будет содействовать пониманию роли и места национальной культуры в общемировом контексте. Такое построение преподаваемого материала, обеспечивая единство теоретической и практической подготовки учащихся, соответствует не только психологическим особенностям процессов восприятия у детей данного возраста, но и соответствует специфики гуманитарного знания.

Навыки и умения, которые должны демонстрировать учащиеся в результате его изучения могут сводиться примерно к следующему:

ь осознанно воспринимать и характеризовать художественный образ в произведениях изучаемого вида искусства;

ь характеризовать средства выразительности, жанровые критерии, стилевые особенности конкретных музыкальных произведений;

ь понимать и выявлять связи между созданием конкретного художественного произведения и культурой соответствующего общества;

ь понимать и использовать в своём творчестве характерные для народной музыкальной культуры средства выразительности.