Национальные истоки творчества м де фалья. Иллюстрированный биографический энциклопедический словарь. Наиболее известные сочинения

Я стремлюсь к искусству столь же сильному, сколь и простому, чуждому тщеславия и эгоизма. Цель искусства - порождать чувство во всех его аспектах, и другой цели у него не может и не должно быть.
М. де Фалья

М. де Фалья - выдающийся испанский композитор XX в. - в своем творчестве развивал эстетические принципы Ф. Педреля - идейного руководителя и организатора движения за возрождение испанской национальной музыкальной культуры (Ренасимьенто). На рубеже XIX-XX вв. это движение охватило различные стороны жизни страны. Деятели Ренасимьенто (писатели, музыканты, художники) стремились вывести из застоя испанскую культуру, возродить ее самобытность, поднять национальную музыку на уровень передовых европейских композиторских школ. Фалья, как и его современники - композиторы И. Альбенис и Э. Гранадос, стремился воплотить в своем творчестве эстетические принципы Ренасимьенто.

Первые уроки музыки Фалья получил у своей матери. Потом брал уроки фортепианной игры у X. Траго, у которого учился впоследствии в Мадридской консерватории, где изучал также гармонию и контрапункт. В 14 лет Фалья уже начал сочинять произведения для камерно-инструментального ансамбля, а в 1897-1904 гг. написал пьесы для фортепиано и 5 сарсуэл. Плодотворное воздействие на Фалью оказали годы учения у Педреля (1902-04), который ориентировал молодого композитора на изучение испанского фольклора. В результате появилось первое значительное произведение - опера «Короткая жизнь » (1905). Написанная на драматический сюжет из народной жизни, она содержит выразительные и психологически правдивые образы, колоритные пейзажные зарисовки. Эта опера была отмечена первой премией на конкурсе мадридской Академии изящных искусств в 1905 г. В том же году Фалья завоевывает первую премию на конкурсе пианистов в Мадриде. Он много концертирует, дает уроки игры на фортепиано, сочиняет.

Огромное значение для расширения художественных взглядов Фальи и совершенствования мастерства имело его пребывание в Париже (1907-14) и творческое общение с выдающимися французскими композиторами К. Дебюсси и М. Равелем. По совету П. Дюка в 1912 г. Фалья перерабатывает партитуру оперы «Короткая жизнь», которая ставится затем в Ницце и Париже. В 1914 г. композитор возвращается в Мадрид, где по его инициативе создается музыкальное общество для пропаганды старинной и современной музыки испанских композиторов. Трагические события первой мировой войны нашли отражение в «Молитве матерей, которые держат на руках своих сыновей» для голоса и фортепиано (1914).

В 1910-20 гг. стиль Фальи приобретает законченность. В нем органично синтезируются достижения западноевропейской музыки с национальными испанскими музыкальными традициями. Это блестяще воплотилось в вокальном цикле «Семь испанских народных песен» (1914), в одноактном балете-пантомиме с пением «Любовь-волшебница » (1915), в котором изображены картины быта испанских цыган. В симфонических впечатлениях (по обозначению автора) «Ночи в садах Испании» для фортепиано с оркестром (1909-15) Фалья сочетает характерные особенности французского импрессионизма с испанской основой. В результате сотрудничества с С. Дягилевым появился балет «Треуголка» , который получил широкую известность. В оформлении и в исполнении балета принимали участие такие выдающиеся деятели культуры, как хореограф Л. Мясин, дирижер Э. Ансерме, художник П. Пикассо. Фалья приобретает авторитет в европейском масштабе. По просьбе выдающегося пианиста А. Рубинштейна Фалья пишет блестящую виртуозную пьесу «Бетическая фантазия», основанную на андалусских народных темах. В ней использованы оригинальные технические приемы, идущие от испанского гитарного исполнительства.

С 1921 г. Фалья живет в Гранаде, где совместно с Ф. Гарсиа Лоркой в 1922 г. организует фестиваль канте хондо, который имеет большой общественный резонанс. В Гранаде Фалья написал оригинальное музыкально-театральное произведение «Балаганчик маэстро Педро» (на сюжет одной из глав «Дон-Кихота» М. Сервантеса), в котором сочетаются элементы оперы, балета-пантомимы и кукольного представления. В музыке этого сочинения претворены особенности фольклора Кастилии. В 20-х гг. в творчестве Фальи проявляются черты неоклассицизма. Они отчетливо видны в Концерте для клавичембало, флейты, гобоя, кларнета, скрипки и виолончели (1923-26), посвященном выдающейся польской клавесинистке В. Ландовской. На протяжении многих лет Фалья работал над монументальной сценической кантатой «Атлантида» (по поэме Ж. Вердагера-и-Сантало). Она была завершена учеником композитора Э. Альфтером и исполнялась в виде оратории в 1961 г., а как опера была поставлена в Ла Скала в 1962 г. Последние годы Фалья жил в Аргентине, куда вынужден был эмигрировать из франкистской Испании в 1939 г.

Первые уроки музыки получил у матери-пианистки, уроженки Каталонии (отец был родом из Валенсии).

Увлекался литературой, в пятнадцать лет стал основателем двух литературных журналов. В 1893 году, услышав на концерте в Кадисе музыку Грига, решил стать композитором. В 1896 году поступил в Мадридскую консерваторию. Его основным учителем был Фелипе Педрель, один из главных деятелей испанского культурного возрождения, который привил Фалье любовь к музыкальному фольклору (фламенко).

В 1907-1914 годах Фалья проживал в Париже, познакомился с Дебюсси, Равелем, Полем Дюка, Альбенисом, Пикассо. Испытал воздействие музыкального импрессионизма.

В 1919 году переехал из Мадрида в Гранаду, сблизился с Лоркой и его друзьями. В 1926 году имя Фальи было присвоено театру в его родном городе.

После поражения Республики с 1939 года проживал в Аргентине, где и скончался. В 1947 году его прах был перевезен в Кадис и захоронен в крипте местного собора.

Наиболее известные сочинения

Оперы

  • La Vida breve / Короткая жизнь (др. перевод «Жизнь коротка»; 1905; 2-я ред. 1913)
  • El Retablo de Maese Pedro / Балаганчик мастера Педро (1923)

Балеты

  • El Corregidor y la molinera / Коррехидор и мельничиха (1917; 2-я ред. под назв. «Треуголка»)
  • El Amor brujo / Любовь-волшебница (балет с пением, (1915)
  • El Sombrero de tres picos / Треуголка (1919, для труппы Сергея Дягилева, поставлен в декорациях и костюмах Пикассо)

Другие сочинения

  • Cuatro piezas españolas/ Четыре испанские пьесы (1906-1909, посвящены Исааку Альбенису)
  • Noches en los jardines de España/ Ночи в садах Испании, сюита для фортепиано с оркестром (1909-1916)
  • Siete canciones populares españolas/ Семь испанских народных песен (1914)
  • Концерт для клавесина с инструментальным ансамблем (1923-1926, посвящен Ванде Ландовской)
  • Psyché/ Психея, для голоса, флейты, арфы и струнного трио (1924)
  • La Atlantida/Атлантида, оратория для солистов, хора и оркестра по поэме каталонского поэта Жасинта Вердагера (начата в 1927, не завершена; ред. Эрнесто Альфтера, 1961)
  • Фалье также принадлежат оркестровые, камерные и инструментальные сочинения, песни и романсы, в том числе - на стихи Гонгоры, Готье, Беккера, Лорки.

) - испанский дипломат, литератор и колониальный чиновник. Вице-король Перу с по .

Ранняя карьера

Мануэль де Омс родился в Барселоне в 1651 году в древней каталонской аристократической семье.

Первой значительной должностью, которую занял де Омс, была должность губернатора Таррагоны с 1677 года по , когда он был назначен на должность посла в Португалии . В 1698 году последний испанский король из династии Габсбургов , Карлос II , назначил его послом при дворе Людовика XIV .

Вице-король Перу

Вступив в должность 7 июля 1707 года новый вице-король первым делом обложил высоким налогом всё население Перу, а также приказал ускорить добычу серебра. Все эти меры были предприняты для сбора и отправки средств в Испанию, чьё финансовое положение пошатнулось после многолетней войны. В конечном итоге де Омс послал в Испанию около 1600000 песо . Повышение сборов вызвало в колонии массовые протесты среди торговцев, их также возмущало открытие главного торгового порта Перу Кальяо для французских торговых судов.

На посту вице-короля Мануэль де Омс столкнулся с активизировавшимися английскими каперами , так в 1708 году Чарльз Уоджер и Томас Колб совершили нападение на часть испанского серебряного флота в порту Картахены (современная Колумбия, в то время территория вице-королевства Перу). Также в 1709 и 1711 Вудис Роджерс нападал на перуанское побережье. Для борьбы с нападениями де Омс сформировал флот.

В Перу процветала контрабанда, французские товары насыщали рынок, доставляли их, как правило, в обход таможни через маленький городок Писко , в 200 километрах южнее Лимы. Среди населения Перу было распространено мнение, что в контрабанду были вовлечены родственники вице-короля, либо он сам покровительствовал французам, и в

Мануэль де Фалья - известный испанский композитор, пианист, музыковед. С Федерико Гарсиа Лоркой он познакомился в 1919 году, во время одного из своих визитов в Гранаду. Несмотря на 22-летнюю разницу в возрасте, они стали хорошими друзьями. Дон Мануэль называл Федерико «мой дорогой сын», а Федерико испытывал к нему теплые сыновние чувства. Великий музыкант Мануэль де Фалья был покорен игрой Федерико на пианино, когда тот исполнял прелюдию Дебюсси на одном из выступлений. Позднее они часто встречались. Вместе со своим старшим другом композитором Мануэлем де Фальей Федерико Гарсиа Лорка организовал конкурс «Канте хондо», который состоялся 13 и 14 июня 1922 года в Гранаде во время традиционных религиозных празднеств. Цель фестиваля состояла в собирании подлинных напевов «канте хондо», в выявлении талантливых исполнителей, в возрождении интереса к этому древнему искусству. В преддверии праздника Мануэль де Фалья опубликовал информационную брошюру «Cante jondo», а Лорка, в свою очередь, прочел в «Артистическом центре» Гранады 19 февраля 1922 года целую лекцию на тему «Историческая и художественная ценность народного андалузского песенного жанра "канте хондо"». В этой лекции Федерико неоднократно использовал записи, подготовленные Мануэлем для издания упомянутой брошюры.

19 августа 1936 года Мануэль де Фалья узнал об аресте Федерико и о том, что он находится в управлении гражданского губернатора. Он поспешил в то же утро на улицу Дукеса, чтобы просить губернатора Вальдеса за своего друга. В управлении дону Мануэлю, которого сопровождали несколько молодых фалангистов, сообщили, что Федерико уже расстрелян, да и ему самому пригрозили тем же. Подавленный тяжестью этой вести, он направился на улицу Сан-Антон, в дом, где находилась семья поэта. Позднее двоюродная сестра Федерико Исабель Рольдан, видевшая композитора в тот день, рассказывала: «Бедный дон Мануэль, ему самому чудом удалось спастись. Он пошел просить за Федерико, и его засадили туда, во внутренний дворик, чтобы расстрелять его. Его отправили во дворик, но пришел офицер и вывел его на улицу. Он знал его и вывел на улицу. Отправил его во дворик Вальдес Перес Агилера, он придерживался самых правых убеждений, его отец был отставным жандармом... Дон Мануэль вышел на улицу, в управлении с ним обошлись грубо, но он пошел на Сан-Антон. Я ему открыла дверь и сказала: "Дон Мануэль, они еще ничего не знают". Он пришел к нам рассказать, что хотел вмешаться и что ему даже не дали ничего сказать, а я, открыв дверь и увидев его лицо, успела сказать ему: "Дон Мануэль, они ничего не знают. Входите". Он побыл недолго, но ничего не сказал».

Мануэль де Фалья (исп. Manuel de Falla, полное имя Manuel María de los Dolores Falla) родился 23 ноября 1876 года в городе-порте Кадисе на самом юге Испании. Он начал заниматься музыкой в возрасте восьми лет с матерью - талантливой пианисткой. Теорию музыки ему преподавали А. Одеро и Э. Брок. С девяти лет принимал участие в любительских концертах, в частности пел в хоре, исполнявшем ораторию Гайдна «Семь слов Спасителя на кресте». Вскоре появились и первые собственные сочинения, с которыми он также выступал в домах Кадиса. Завершил свое музыкальное образование в консерватории в Мадриде у известного педагога-пианиста Х. Траго и выдающегося композитора Ф. Педреля. В 1904 году завоевал первую премию на конкурсе пианистов. В 1905-1907 годах жил в Мадриде, где получил первую премию Академии изящных искусств за оперу «Короткая жизнь» (в России известна под названием «Девушка из предместья»). С 1907 по 1914 год жил в Париже, где познакомился с И. Альбенисом, встречался с К. Дебюсси, П. Дюка, М. Равелем. Мастерство композитора достигло расцвета после возвращения в 1914 году в Испанию. В Мадриде в 1915 году по инициативе Мануэля де Фальявозникло Национальное музыкальное общество, целью которого была пропаганда лучших произведений испанской и зарубежной музыки. В те годы он написал кукольную оперу «Балаганчик маэстро Педро» (1923), балеты «Любовь-волшебница» (1915) и «Треуголка» (1919), сюиту «Симфонические впечатления», «Ночи в садах Испании» для фортепиано с оркестром (1915), пьесы для фортепиано, гитары и другие сочинения. Его произведения, написанные для других инструментов, транскрибированы для гитары и занимают одно из ведущих мест в репертуаре классических гитаристов. После окончания гражданской войны в Испании в 1939 году Мануэль де Фалья уехал в Аргентину, сначала в Буэнос-Айрес, затем в Альта Грасия, провинция Кордова. В последние годы жизни писал мало. Мануэль де Фалья скончался 14 ноября 1946 года. Его тело было перевезено в Испанию и торжественно погребено в соборе Кадиса.

МАНУЭЛЬ ДЕ ФАЛЬЯ

(Manuel de Falla)

Его по праву можно назвать одним из крупнейших испанских композиторов XX века. В 1905 году он получил премию Академии Изящных искусств за знаменитую оперу "La vida breve" ("Жизнь коротка" ). С 1907 по 1914 г. композитор жил и работал в Париже. Де Фалья дружил с Клодом Дебюсси (1862-1918). В 1914 году де Фалья вернулся в Испанию, где написал свои самые значительные сочинения: Кукольная опера "Балаганчик маэстро Педро" (1923), балеты "Любовь-волшебница" (1915) и "Треуголка" (1919), сюита ("симфонические впечатления") "Ночи в садах Испании" для фортепиано с оркестром (1915), пьесы для фортепиано, и др. В 1939 году эмигрировал в Аргентину.

Пьеса Мануэля де Фальи для гитары "Памяти Дебюсси" ("Homenaje" Le Tombeau de Debussy ) была впервые издана во французском музыкальном журнале Revue Musicale . Композитор написал это сочинение для Анри Прюньера (1886-1942), возродившего журнал. Прюньер обратился к де Фалье через год после смерти Дебюсси с просьбой написать для журнала статью памяти великого французского импрессиониста. Де Фалья решил, что для журнала необходимо написать пьесу для гитары, и в декабре 1920 года вышел новый номер журнала Revue Musicale , целиком посвящённый памяти Клода Дебюсси, и содержащий помимо пьесы де Фальи ещё 8 произведений, написанных такими композиторами, как Морис Равель (1875-1937), Игорь Стравинский (1882-1971), Бела Барток (1881-1945) и др.

Написав "Homenaje" , де Фалья тем самым помимо просьбы Прюньера и дани памяти своего друга ещё исполнил и просьбу известного испанского гитариста Мигеля Льобета. Льобет, лучший ученик Франсиско Тарреги, несколько лет просил де Фалью сочинить для гитары. Интересно, что в своё время гитарист отговаривал писать для гитары Мориса Равеля и Клода Дебюсси, возможно полагая, что гитарная музыка лучше может получиться у испанцев...

Дебюсси и сам хотел написать что-нибудь для гитары, но не решался и даже предлагал это сделать де Фалье. И вот, после смерти друга, испанский композитор, помнивший, как сильно вдохновляла Дебюсси гитара, посвящает ему свою гитарную пьесу.

Де Фалья предполагал продолжить сочинять для гитары вплоть до концерта для гитары с оркестром. Однако эти планы так и не осуществились и "Памяти Дебюсси" осталась единственной написанной для гитары пьесой Мануэля де Фальи.

Это небольшое сочинение, которое представляет собой траурное шествие в ритме хабанеры. В самом конце пьесы де Фалья приводит короткую цитату из "Вечера в Гренаде" ("La Soiree dans Grenade") – второй пьесы известнейшего фортепианного цикла Клода Дебюсси "Эстампы" ("Estampes" ).