О философии живописи у-син. Живопись у-син — путь к самопознанию Живопись у син учебный курс

Чтобы понять суть китайской живописи У-Син важно знать то, на чем она основывалась и развивалась.

Китайская живопись У-Син является продолжением традиций китайской живописи, пустившей корни в России. Она соединяет в себе философию Дао, философию и технику китайской каллиграфии и живописи, но, как выросшая на новой земле, не ограничивает человека жесткими рамками традиции. Китайская живопись У-Син относится к правополушарной живописи, раскрывая подсознание человека для него самого через движения и раскрытия нового подхода к творчеству.

Само понятие «у-син» зародилось в Древнем Китае, по некоторым данным более сорока веков назад. У-Син в ее современной интерпретации это особая философия, уходящая своими истоками к неоконфуцианству и Дао.

«У-Син» было переведено с китайского на русский как «пять элементов» или «пять фаз», но на самом деле это не точный перевод. «У Син» в действительности является сокращением от «У чжун лю син чжи ци», что означает «пять типов ци, доминирующих в разное время». Система У-Син является воплощением одной из мер нашего мира, которая возводит все многообразие выражения энергии ци к пяти состояниям, то есть к пяти видам ее трансформации.

Для китайской философии, которая гармонично вплела в себя буддизм, понятие первосубстанции ци является основополагающим. Это та самая жизненная сила, которая наполняет каждый атом Вселенной, она же является и его родителем. Для китайцев дух и материя не является чем-то отдельным друг от друга. Материя для них является одной из форм духа, и не ставится ниже или выше. По сути есть только ци, которая сгущаясь образует объекты, а разряжаясь создает пустоту. Ци можно представить себе в виде воздуха или, говоря метафизично, эфиром. Она есть повсюду, так как является первоматерией. Именно поэтому в вакууме, по современным исследованиям, возникает вещество как бы из ниоткуда. Можно сказать, что ци — это сила быть. Потеря человеком этой силы приводит к угасанию через болезни и смерти. На этом, например, построена философия Фен-Шуй, которая утверждает, что когда человек научится жить в гармонии с ци, с ее Вселенским ритмом, он будет вместилищем любых богатств, в том числе и глубокого долголетия.

Философия У-Син перекликается с сакральными текстами средневековой Европы, в которых числу пять придается очень важное значение. Не случайно у человека пять пальцев, а сам он, стоя и расправив конечности, похож на пятиконечную звезду. Число пять, поэтому, в западной философии символизирует совершенного человека.

Философия У-Син говорит о том, что Великий Предел, или изначальная материя, в начале разделился на две части – Инь и Ян, которые в свою очередь породили пять стихий – Дерево, Огонь, Металл, Землю и Воду. Не надо их в своем сознании объединять с современным понятием четырех греческих стихий, которые легли в основу западной астрологии. В философии У-Син пять стихий являются пятью движениями ци, перетекают друг в друга, влияют друг на друга, и этим творят весь обозримый человеком мир. Поэтому будем верно называть их пятью движениями.

Именно потому китайская живопись У-Син является особым инструментом в руках человека, стремящегося к познанию мира и себя. Проще говоря, она объединяет прежде разрозненное, разноритмичное в человеке и позволяет ему соединиться со Вселенной через пять движений кистью руки, которые в начале могут быть очень непривычными для европейского человека.

Жизнь, состояния и направления своей жизненной силы человеком можно разделить на пять составляющих, которые выражаются по своим характеристикам пятью движениями У-Син. Потому здесь важно понять, что же стоит за понятиями Дерево, Огонь, Вода, Земля и Металл и какими свойствами их наделили великие китайские мыслители.

Прежде всего, давайте определимся, что эти понятия не имеют своих материальных проявлений в привычном для нас виде. Это образы и не более того. Древние китайцы наблюдали за миром и увидели определенные повторяющиеся друг за другом алгоритмы. И чтобы было понятно, они дали им названия тех объектов, которые сходны с ними по свойствам.

Так Дерево – характеризует движение ци, которое можно обозначить категориями: рост, развитие, прямота, выносливость, плодовитость, начало завоеваний. Дерево относится к времени года – весне. Соотносится с частью света – востоком. И потому занимает обычно первое место в круговороте движений ци.

При переносе взгляда на жизненную активность человека можно сказать, что максимально человек проявляет в себе черты Дерева в юности. А также, когда с энтузиазмом берется за дело. Его сила подобна силе дерева, способна пробить и жесткий асфальт, а также накормить, обогреть и позаботиться. В человеческих отношениях состояние Дерево проявляется в их начале. Именно эти мгновения, дни, месяцы дают плоды для будущего этих людей и их отношений. В этот период происходит процесс ухаживания, цветочный период в отношениях мужчины и женщины.

За Деревом по кругу У-Син следует Огонь. Он характеризует бурное цветение, активное развитие во всех направлениях, зрелость, силу, тепло, жар, пик завоеваний. Огонь способен двигаться во всех направлениях, также бесконечно делиться при наличии топлива. Огонь относится к времени года – лету. Соотносится с частью света – югом.

Переходя к человеку, соответственно, это возраст зрелости, расцвета физических сил, ума и проницательности. Жизненный огонь человека в этот период достигает своего апогея. Человек способен как созидать, создавая кардинально новое из старого, так и разрушать до основания. Здесь важно научиться чувствовать меру.

Следующее состояние ци – Металл. Металл, как материал, характеризуется стабильностью, остростью, умением трансформироваться из твердого состояния в жидкое и обратно, но каждый раз металл несколько меняет свои свойства. Также он склонен к внутреннему напряжению, которое повышает его хрупкость. С другой стороны, металл может быть очень гибким. Время года – осень, период сбора урожая с применением металлических инструментов.

Так и человек, в свой жизненный цикл, который идет вслед за зрелостью, с одной стороны, уже не стремиться к завоеванию, точен и гибок в своем мышлении и берется за оружие осознанно. С другой стороны, при недостатке гармонии внутреннее напряжение начинает его разрушать. Это период оттачивания жизненного опыта и конструктивной его передачи потомкам.

Четвертое состояние ци это Вода. Она характерна своей всепроникающей способностью, стремлению опуститься на самый низ. Кроме того Вода является наилучшим растворителем и способна сохранять в себе информацию. Также Вода способна трансформироваться в твердое состояние и в парообразное.

Вода — как состояние символизирует мудрость, глубину познания, умение принимать и отдавать, трансформировать и трансформироваться, питать, насыщать, оберегать и, одновременно, очищать (временами и через уничтожение). Так осенние дожди помогают опавшей листве стать перегноем, а снег зимой является лучшей защитой для зеленых побегов. Время года — зима, период перехода от старого к новому, через трансформацию природы и начало нового цикла. Вода — воплощение всех возможностей инь — темной, непознаваемой и бесконечной, вечно порождающей и поглощающей. Если ян — это ось, цель, то инь — пространство, путь к цели.

Пятое состояние энергии ци — Земля — символизирует человека. Не случайно в древних текстах человека создают из глины, и «мы есть то, что мы едим». В теле человека нет ничего, чего не было бы на нашей планете. Каждый атом нашего тела принадлежит на самом деле не нам, он является воплощением определенного состояния ци, и мы взаймы взяли материю для развития духа. И чем больше мы загрязняем наш дом — тем больше болеем. И не важно, наш дом это квартира, город, океан, планета или человеческое тело, сознание, подсознание или душа. Все едино, все связано и перетекает без ограничений одно в другое, являясь единой системой.

Так человек, следуя за движениями кисти, может погрузиться в каждое состояние и через написание изобразительного повествования познать свои зажимы и ограничения, и прописывая картину, освободиться от них. Так у многих женщин трудно идет мазок Воды, а огонь же, напротив, идет с легкостью. В современном мире от женщин требуется больше проявлять янскую энергию огня, нежели быть воплощением инь — Водой. Именно потому «женскую логику не понять», женщин издревле именно потому сравнивали с рекой (реченькой), именно потому женщины выносливее по своей природе мужчин — могут терпеть и выживать, подобно реке меняя русло, уходя под землю, но все равно течь и течь, оберегая любимых.

Очень важный аспект интуитивной живописи, и самого по времени быстрого написания картины благодаря легкости техники китайской живописи У-Син, это непривязанность к результату. Суть правополушарной интуитивной живописи по авторской методике Татьяны Николаевны Шам в развитии умения находиться «здесь и сейчас», творить и наслаждаться процессом, забыв о результате. Именно при таком отношении к творчеству, результат всегда просто неизбежно превосходит даже самые смелые предположения. Потому что, наслаждаясь каждое мгновение своим творчеством, погрузившись в этот процесс, ты выкладываешься по максимуму, не ставя себе ограничений из прошлого опыта, часто насыщенного разочарованием и сожалениями.
Всю жизнь с самого юного возраста людей учат работать на результат. В итоге процесс обучения перестает приносить удовольствие, и дети учатся и выполняют обычную повседневную работу ухода о своем жилище и теле «из-под палки».
Из детей, нелюбящих познавать новое, вырастают несчастливые взрослые, которые уже не могут ценить окружающий мир, людей и взаимоотношения. В их системе мировосприятия отсутствуют инструменты для получения истинного удовольствия и удовлетворения жизнью, они способны лишь на мимолетное удовольствие.
Именно потому детей необходимо приучать к живописи и искусствам. Только, к сожалению, классическая школа живописи больше ограничивает, нежели развивает личность ребенка, редкий преподаватель действительно ценит индивидуальность своих подопечных.

В Международной Школе Творчества Татьяны Шам «Сотвори Себя» основа основ — это помочь раскрыться каждому ученику, не важно какого возраста, научиться доверять себе, верить в себя, через краски и формы гармонизировать свой внутренний мир и развивать свою уникальность. Мы используем У-Син как прекрасный инструмент для разрядки, освобождения от ограничений, свободы самовыражения и осознания, что творить на самом деле легко и весело.

Поиск того неизведанного, что кроется в глубине нашей души, нераскрытый потенциал, желание самовыражения и духовного саморазвития приводит многих к освоению живописи у-син. Это уникальная возможность работы над собой, отработки определённых жизненных качеств через искусство.

Система у-син — базис для многих практик, имеющих отношение к Китаю (как прямое, так и косвенное). На принципе у-син базируются:

  • Китайский традиционный календарь;
  • Система фен-шуй;
  • Китайская астрология;
  • Телесные практики чжун юань цигун и даосская йога;
  • Внутренний стиль ушу синъицюань;
  • Китайская традиционная медицина и многое, многое другое.

У-син — это система, пришедшая к нам из глубокой древности, когда не было ещё письменности. Знания от поколения к поколению передавались в ёмких символах, таких как крест и звезда. Что описывали эти символы? Прежде всего, — природу, но не только её.

У-син с китайского переводится как "5 движений", но часто можно встретить европейское название "5 элементов", которое не вполне соответствует сути самой системы. У этих элементов есть названия:

  • дерево "mu",
  • огонь "huo",
  • земля "tu",
  • металл "jin",
  • вода "шуй".

Живопись у-син основана на движении. Первый из 6-и принципов китайской традиционной живописи гласит: "Ци рифмуется с рождением движения" . Ци — это жизненная энергия, наполняющая нас. Иероглиф "Ци" также часто переводится, как дыхание. Работая в жанре живописи у-син, художник должен связать ритм своего дыхания и движения:

  • Активное движение, ускорение мазка всегда должно быть связано с выдохом;
  • Пауза или замедление движения — вдох.

Таким образом, каждый из 5-ти мазков у-син обладает своим ритмом дыхания. Ключом к методике живописи у-син является именно движение. Ведь если посмотреть по словарю значение иероглифа "син", первым мы увидим именно "движение".

  1. Для художника живописи у-син первостепенной важностью является уловить при помощи того или иного типа движения кистью уникальную особенность энергии и состояния данного объекта, данного явления. Например: птица, животное — быстрое, поэтому в большинстве случаев лучше рисовать её мимолётными движениями.
  2. Далее перед художником уже стоит задача сопрячь форму мазка и форму объекта . Как раз на этом этапе художника ждёт масса открытий, связанных с тем, что в природе существует определённая связь между формой объекта, энергией объекта, и энергией самого художника.

Классифицируя мазки, движения, композицию по у-син мы, прежде всего, должны следовать внутренним ощущениям и избегать жёсткости оценок "от головы". Нужно всегда помнить, что у-син — это пятимерная целостность и любой её объект всегда будет иметь 5 параметров . Можно простроить прекрасную аналогию с объектами более знакомого нам трёхмерного пространства. У всех объектов нашего трёхмерного мира есть базовые три параметра (по трём осям "х", "y" и "z"): ширина, толщина и высота. Нет в природе объекта, лишённого высоты, просто одни выше, а другие ниже. Так же и с пятимерием у-син. Нет того движения, которое можно чётко отнести к элементу "Дерево", или "Огонь", в любом движении изначально присутствуют все пять компонентов, просто одни более выражены, а другие — менее.

При исследовании движений первое, на что стоит обратить внимание, это на то, что движения бывают иньские и янские:

  • Инь в движениях живописи у-син соответствует мягкости, тонкости, нежности, постепенности, неторопливости действия.
  • Ян проявляется через быстроту, стремительность, резкость, прямоту и нажим.

Совершенствуясь в искусстве китайской живописи и живописи у-син, художник проходит путь, подобный пути каллиграфа в традиции китайской каллиграфии:

  1. На первом этапе — отработка элементов. Каллиграф отрабатывает базовые черты, художник оттачивает базовые мазки.
  2. Затем каллиграф начинает из отдельных черт формировать целостные иероглифы, написанные в уставном стиле кай шу. Художник на этом этапе составляет из отдельных мазков целостные объекты.
  3. Следующим шагом каллиграфа является переход к скорописному написанию иероглифов, где уже он в одно движение рисует иероглиф. И с живописью у-син так же. На определённом этапе человеку надо перейти к "быстрому рисованию", рисованию объектов и рисунков в одно движение и уже в этом целостном движении открыть для себя систему у-син заново.

Для очень многих людей китайская живопись и живопись у-син может стать отличной техникой работы над собой, техникой отработки определённых жизненных качеств. Ведь, если движения человека скованы, а тело закрепощено психофизическими зажимами, невозможно выразить мимолётность полёта бабочки, тонкую красоту перегнувшейся через себя травинки или прямолинейную искренность бамбука. Для того чтобы сделать такой мазок, надо меняться самому. В этом смысле можно говорить о живописи у-син как об одном из видов телесно-ориентированной психотерапии.

За что же так любят живопись у-син ? Это одна из самых эффективных техник обучения рисованию. Она даёт возможность каждому человеку научиться рисовать с нуля. Происходит освобождение от шаблонов, появляется креативное мышление. Живопись у-син дарит тот заряд творчества, которого так не хватает в нашей жизни. Человек, начав заниматься этим искусством, получает истинное наслаждение от осознания своих внутренних возможностей.

Живопись у-син имеет глубокое арт-терапевтическое влияние. Представьте, как человек наделяет объект, который он рисует, определённым качеством, пытается почувствовать его суть. В итоге, прорабатывая мазки, он развивает соответствующую энергию в себе. Перенося эти знания в жизнь, делает её сбалансированной и гармоничной. Человек приводит в соответствие то, что он видит с тем, что он думает и тем, что делает.

Причина вечной молодости этого искусства — техника проста в освоении, невероятно эффективна в применении, имеет много "уровней" в развитии. Достоверно известно лишь, что уже во времена империи Хань, 2 тысячи лет назад, живопись уже была неотъемлемой частью китайской культуры.

Находясь "в одной упряжке" с искусством каллиграфии и древнейшими школами ушу, техника живописи, претерпев не одну сотню трансформаций, динамично развивается и сегодня.

"Мы считаем, что высшее мастерство в работе кистью вовсе не в технике живописи, не в умении передавать изображаемый объект или свои эмоции, оно даже не в совершенстве движений.

Наше мнение таково: высшее мастерство владения кистью начинается тогда, когда рисование превращается в практику самоисцеления. Суть живописи у-син - в её арт-терапевтической составляющей.

К самой сокровенной части живописи мы подходим тогда, когда начинаем при помощи кисти лечить себя, решать свои проблемы.

Занятия живописью У-Син сами по себе имеют терапевтическую функцию, поскольку огромное внимание в этой живописи уделяется не только созданию картины, но и самому процессу рисования (мы настраиваем разум и тело на одну энергетическую волну; изображая разные явления мира, нам важно, что мы в этот момент чувствуем, как дышим и движемся).

При этом, понимание законов китайской метафизики служит нам ключом для расшифровки и одновременно интеграции подсознательных мотивов в сознание, способствуя тем самым нашей целостности.

Эти замечательные свойства живописи У-Син навели на мысль о том, что она может послужить основой для арт-терапевтической методики.
Существует важное отличие “арт-терапии у-син” от уроков по живописи у-син.

На уроки по живописи у-син мы приходим, прежде всего, для того чтобы создать рисунок, или хотя бы просто порисовать, а арт-терапевтический эффект появляется косвенным образом. А на занятия по арт-терапии у-син следует приходить для того, чтобы решить какую-либо важную для нас жизненную задачу.

Работа по методике “Арт-терапия У-Син” нацелена на решение сразу нескольких задач. Одна из них состоит в том, чтобы научиться осознавать, поддерживать постоянный контакт и управлять своими эмоциями.

С точки зрения китайской метафизики, эмоции связаны с потоком жизненной энергии, который подчиняется законам инь/ян. Каждому из пяти движений У-Син соответствует своё эмоциональное наполнение. Ниже приведена табличка соответствий.


«Стихии» У-син

Инь-эмоции (негативные)

Ян-эмоции (позитивные)

Дерево

Гнев

Целеустремлённость

Огонь

Ярость, Ненависть

Радость, Любовь, Сочувствие

Земля

Беспокойство, Нервозность

Спокойствие, Уверенность

Металл

Грусть

Ясность

Вода

Страх

Нежность

Взаимодействие эмоций между собой подчиняется законам У-Син (порождение, разрушение, угнетение и т.д). Соотношение переживаемых эмоций может служить индикатором сбалансированности или дисбаланса пяти движений энергии в самом человеке.

Преобладание какой-то одной эмоции или практический недостаток другой может указывать на определенные физические недуги или возможность их развития. “Застревание” на переживании какой-то эмоции создает фактически затор на пути движения энергии, который приводит к хроническим телесным зажимам и блокам.

Для многих людей единственной возможностью разблокирования этих эмоционально-телесных зажимов является сброс “застрявшей” энергии (к примеру, занятия до изнеможения боксом). Наша задача научиться преобразовывать, превращать, развивать эту энергию (не теряя ее) в соответствии с принципами У-Син.

Этот полезный навык поможет нам в любой момент сбалансировать жизненную ситуацию. Так что арт-терапия у-син, - это важный инструмент внутренней алхимии.

Еще одна задача, решению которой способствует “Арт-терапия У-Син” - это налаживание отношений с собой, близкими людьми и обществом в целом. Все межличностные отношения в основе своей также построены на базовых принципах инь/ян и у-син. Просто в обычной жизни мы не всегда видим эти закономерности. Метафорическая проработка различных жизненных ситуаций приводит к осознанию реального статуса этой ситуации и возможных путей ее решения.

И конечно же, данная методика арт-терапии позволяет человеку продвинуться на пути к решению какой-то личной, наиболее актуальной для него в настоящий момент задачи. Ведь зачастую решение сложной жизненной задачи приходит неожиданно, благодаря более глубокому осознанию своих истинных чувств, целей и мотивов. В целом “Арт-терапия У-Син” нацелена именно на это.

Когда вы начнёте решать ваши жизненные задачи при помощи движений кистью, живопись у-син откроет для вас свои самые сокровенные тайны.

Фото с 3-его занятия классического курса первой ступени ЖИВОПИСИ У-СИН.

Ни одна из участниц не имеет специального художественного образования. Даже наоборот - до У-СИН большинство учениц, c момента окончания школы (общеобразовательной) не брали кисти в руки.

Но ЖИВОПИСЬ У-СИН творит чудеса. Вот результаты


Прежде чем нарисовать картину,мы тренируем мазки.


Процесс важнее результата.

Жара. Июль. Лилии.

Самые свежиеработы.

Она может быть такой, а может быть…

Вот такой

И вот такой

И такой


Галерея работ мастера Андрея Щербакова


Живопись у-син, это не только техника создания рисунка “одним движением”, но и практика самосовершенствования человека, обучающегося этому искусству. Базовый курс живописи у-син состоит из 8-и занятий, пройдя этот курс, вы не только откроете в себе художника, но и познакомитесь с мощным инструментом саморазвития.

Живопись У-Син покоится на трёх столпах:

I Достижениях китайской традиционной живописи го-хуа. На уроках первой ступени живописи у-син мы рисуем, в том числе, и знакомые всем сюжеты китайской живописи:
- 4 благородных: бамбук, орхидея, хризантема, цветущая слива мэй;
- различные цветы, птицы и рыбки;
- китайский горный пейзаж шань шуй.

II Живопись у-син основана на сильных, уверенных движениях рисующего. Занятия базового курса живописи у-син посвящены знакомству с 5-ю мазками усин, каждый из которых соответствует тому или иному типу движения. Дерево и Огонь движения сильные и быстрые (мужское начало Ян). Металл и Вода - движения медленные и тонкие (женское начало Инь). Мазок Земля - лежит в основе всех 5-и. По сути эта живопись более похожа на практики Ушу или Цигун, чем на рисование, в привычном понимании этого слова. Особенно много сходства с Синъицюань, (одним из внутренних стилей Ушу). Как и Синъицюань, эта живопись основана на пяти движениях, соответствующих первоэлементам У-Син. Впрочем, У-Син объединяет не только живопись и ушу. Среди практик, рождённых в древнем Китае, вы с трудом найдёте ту, где философия У-Син не оставила бы свой след.

III Китайская философия пяти первоэлементов “у-син”, “встроена”, как в процесс рисования, так и в композицию рисунка. Философия 5-и первоэлементов у-син является базой для всей китайской культуры. На ней основаны многие виды китайских практик: цигун, внутренние стили ушу (Тайцзи цюань, синъи цюань), фен-шуй, астрология ба-цзы, китайский календарь Ся, китайская музыкальная пентоника, китайская традиционная медицина. Элементы порождают друг друга и уравновешивают, подавляя. Таким образом, процесс рисования в Живописи У-син неразрывно связан с понятием внутренней алхимии.

Всё это в корне отличает данный вид живописи от других изобразительных искусств. Здесь огромное значение придаётся тому, как художник рисует, а не тому, что он изображает. На первое место становится процесс, отодвигая полученный результат на второй план. Процесс - это всегда движение, а энергия, как известно, - мера движения.

Даосская натурфилософия предлагает понимание мира как смену энергий - “стихий”, которых всего пять: “Дерево”, “Огонь”, “Земля”, “Металл” и “Вода”. Каждая из этих стихий являет собой определённое качество бытия:

Дерево - настойчивость, прямота,
Огонь - переменчивость,
Земля - структурированность,
Металл - утончённость,
Вода - обманчивость, изощрённость.

Каждое из движений живописи У-Син несёт в себе качество одного из первоэлементов. Гармоничный человек - тот, в котором влияния 5 элементов уравновешивают друг друга. Именно к этому и стремится практикующий, работая с кистью и бумагой. Изображая окружающий мир, художник познаёт его качества, через кисть и тем самым учится у природы быть гармоничным.

Таким образом, живопись У-син становится новым способом познания, восприятия окружающей реальности, в чём-то сходном с магическими методами, которые практиковались в древнем шаманизме. Так же, как шаман, при помощи танца перевоплощается в медведя, художник, при помощи краски, кисти и движений У-Син “осваивает” энергию изображаемого объекта.

Художественная задача, при этом, сводится к тому, чтобы достоверно передать энергию объекта, а не его форму и внешний вид. Однако если все движения сделаны правильно, то любой узнает в рисунке изображаемый объект.

Впрочем, живопись У-Син включает в себя не только 5 движений У-Син, но другие важные элементы:
- сопоставление пустоты (Инь) и наполненности (Ян) на рисунке;
- синхронизация движения кисти и дыхания;
- прямая спина, помогающая движению вертикального потока энергий;
- осознанность и предельная концентрация в каждом действии;
- пребывание в состоянии недеяния (У-цзи) во время рисования.

Всё это помогает практикующему художнику проникнуться духом того, что он изображает. Конечно же, и эти детали покажутся знакомы тем, кто практикует различные Даосские упражнения. Начиная с Цигун и заканчивая практиками внутренних покоев. Именно поэтому Живопись У-Син может для многих стать способом приобщения к вселенской гармонии Дао

Чтобы ощутить эффект от занятий живописи У-Син вовсе не обязательно быть китаистом или вообще что-то знать про древний Китай. Так Живопись У-Син стала отличным инструментом для решения задач очень многих и очень разных людей. Сегодня, при помощи живописи У-Син, проводятся бизнес-тренинги, и арт-терапевтические сеансы по решению личных проблем. Живопись у-син позволяет многим людям научиться профессионально рисовать с абсолютного нуля.

Живопись у-син это так же и техника “быстрого погружения”. Всего за несколько занятий вы сможете достичь того результата, которого в традиционных академических техниках люди достигают годами. За 8 занятий, при помощи техники “живописи у-син” можно научиться рисовать, даже если вы ни разу в жизни не брали в руки кисть.



Это новая серия картин Щербакова Андрея. Картины написаны в стиле "живопись у-син". Так же этот "зимний жанр" близок и японской живописи тушью "Суми-е" и сразу к нескольким жанрам китайской живописи го-хуа.

Каллиграфия написана по Китайски. Использованы несколько стилей каллиграфии. Каллиграфические строчки взяты из китайских стихов и традиционных парных надписей.

Музыка, используемая в ролике - мелодия "kai", сыгранная на японской флейте "Сикухати" величайшим мастером своего дела Йокояма Катсуйя.


"У-Син" в переводе с китайского языка означает - 5 движений. Это пять жизненных качеств, пять энергий, перемен всего неживого и живого. Данная техника построена на основе китайской традиционной живописи. Живопись "У-син" ,является не только техникой рисования "одним движением", но так же хорошей практикой для самосовершенствования человека, познающего это искусство. В основе данной техники лежит движение. Всего пять типов мазков, дают возможность выразить и передать на бумаге абсолютно разные образы.

Давно известно, что психологические проблемы человека и скованность, напрямую связаны с ограниченностью движений. Движение - это энергия, работая с энергией, мы прорабатываем какие-то определенные качества человека, что позволяет снять напряжение в теле, преодолеть скованность и в последствии изменить жизнь к лучшему.

Согласно теории У-син существует 5 энергий - дерево, огонь, земля, металл, вода - каждому из них соответствует определенное движение, каждое из которых использует художник У-син, рисуя свои картины. В У-син рисовании во время отработки движения тело должно быть расслаблено, а ум сконцентрирован. Особое внимание уделяется расслабленности плечевой зоны. Поясница, грудь и затылок, взаимодействуя друг с другом, растягивают позвоночник, как струну, выравнивая осанку человека, и нормализуя потоки энергии. Кисть держат специальным образом. Рука расслаблена от плеча до самых кончиков пальчиков. Существует два способа как держать кисть: 1) Художественный (все пальцы касаются кисти), 2) Калиграфический (указательный и средний давят на кисть, безымянный и мизинец компенсируют давление с другой стороны, большой палец фиксирует кисть). В обоих случаях Ладонь и Кисть одновременно строго зафиксированы и расслаблены.

Интерпретируя рисунок по у-син, следуют внутренним ощущениям, избегая объяснений сознания. Важно помнить, что у-син это пятимерная целостность и каждый объект имеет пять параметров. Самые важные понятия при интерпретации У-син рисунка - это форма изображаемого объекта, форма мазка и тип движения.

Художник школы у-син первостепенно улавливает при помощи того или иного типа движения кистью уникальную особенность энергии и состояния данного объекта, явления. Далее стоит задача связать форму мазка и форму объекта. На данном этапе художника ожидает масса открытий, связанных с тем что в природе существует определённая связь между формой и энергией объекта с энергией самого художника.

Исследуя движения первостепенно стоит обратить внимание, на то, что движения бывают иньские и янские. Инь соответствует нежности, тонкости, мягкости, неторопливости действия. Ян проявляется в стремительности, быстроте, резкости и нажиме. Как известно, 5 элементов у-син появляются благодаря взаимодействию инь и ян. В движениях живописи у-син этот принцип реализован наиболее явно.

Дерево — это начало Ян. «Дерево» в движении проявляет себя через качества прямоты стремительности. Внешне движение похоже на стремительный и мощный удар. Движение «дерево» всей своей сущностью передаёт ощущение роста, прорастания, пробивания. Чтобы рост был удачным, он должен быть ритмичным. Непременным атрибутом этого движения является чёткий и бодрый ритм. Работая движением «дерево», художник будто забивает гвозди молотком.

Форма мазка, созданная движением «дерево» может быть разной, в большинстве случаев это линия, которая имеет точку в начале и точку на конце, очень похожа на базовые линии китайской каллиграфии — горизонталь, вертикаль и различные коленца. Наиболее характерный сюжет, рисуемый таким мазком является бамбук, а так же таким мазком очень хорошо рисовать любые деревья и любых млекопитающих. (Рис. 1)

Рис. 1 Дерево

Рис. 2 Огонь.

Огонь - это апогей ян. Движение огня может быть подобно взрыву, если оно мощное, или дуновению ветерка и взмаху крыла бабочки, если нежное. Огонь это быстрота, мимолётность и неуловимость. Огонь в движении это умение неожиданно быстро перейти из одного состояния в другое.

Мазок огня чаще всего похож на лодочку или капельку. При помощи такого мазка лучше всего удаются рыбки, птички и листья растений и лепески цветов, - всё то, что имеет качество мимолётности в своей природе. (Рис.2)

Земля — это структурирующее начало. Движение земли — спокойное и мерное. Земля в движении это искусство варьировать степень нажима, степень давления.

Мазок земли это простая точка, пятно, разовый отпечаток кисти. При помощи этого элемента лучше всего рисовать камни, черепах и различных членистоногих. Так же как нажим — базовая составляющая для любого движения, точка — это базис для любого мазка. Земля это центральная стихия у-син, в которой инь и ян составляющие одинаково выражены.(Рис.3)

Металл в движении противоположен по свойствам дереву. Если дерево являет собой прямоту, резкость, нажим, напор, рывок вперёд, то металл это гибкость, утончение, постепенность. У металла, как и у дерева так же есть свой ритм, но он значительно более плавный, заключается в постепенном взаимном перетекании нажима в утончения. Работа мазком металла подобна движениям змеи.

Мазок, образованный этим движением имеет вытянутую форму, начинается точкой и заканчивается остриём, подобно игле, кнуту в момент нанесения удара или лезвию длинной сабли. При помощи такого мазка рисуют траву, листья дикой орхидеи, различных змей, так же мазок металла очень подходит для отображения гладких поверхностей озёр и речных камней. (Рис. 4)

Вода в движении «бестелесна», как и движение Огня. Если движение Металла — это иньский антипод дереву, то движение Воды — противоположность движению Огня. Огонь — мимолётен и неуловим. Вода - бесконечно закручена, это самое долгое движение. Движение воды — это вращение воронки, засасывающее внимание глубоко внутрь.

Мазок воды напоминает струйку дыма, оставленную благовонием. При его помощи можно рисовать закрученные стволы бонсаев, розы и пионы, водоросли, тела и конечности моллюсков и их ракушки, лес на дальнем плане пейзажа, в котором все детали сливаются воедино. (Рис.5)

Рис. 5: Вода

Каждое из 5-и движений живописи у-син соответствует и определённой области тела. Если мы работаем только лишь рукой, то должны понимать, какой именно частью руки мы работаем. Самые сильные движения рождаются в корне руки — в плече, именно там живёт мощное движение «Дерево». «Тягучее» движение Металла рождается из постепенного поднятия локтя. В запястье рождается мимолётность Огня. Тончайшее вращение Воды, требующее максимальной утончённости и чувствительности, оно рождается в пальцах. Движение земли делается всей рукой.

Живопись у-син может стать отличной техникой работы над собой, техникой отработки определённых жизненных качеств. Если движения человека скованы, а тело закрепощено психофизическими зажимами очень сложно будет выразить мимолётность полёта бабочки, тонкую красоту перегнувшейся через себя травинки или прямолинейную искренность бамбука. Для того чтобы сделать такой мазок надо меняться самому. В этом смысле можно говорить о живописи у-син как об одном из видов телесно-ориентированной психотерапии.

Традиционная китайская живопись пользуется популярностью во всем мире. Благодаря своим уникальным особенностям письма, китайские живописцы способны передать суть объекта всего несколькими штрихами.

Традиционная берет свое начало за 6000 до нашей эры, в эпохе неолита. В своей ранней стадии развития, китайская роспись была тесно связана с ремеслами. До сих пор археологи находят древнюю расписанную керамику и украшения.

Картины в Китае пишут тушью, растительными и минеральными красками, напоминающими акварель. Традиционна роспись ткани (пеньковой и хлопчатобумажной ткани, шелка) или специальной бумаги из бамбукового или конопляного волокна, рисовой бумаги . Как правило, картины сворачиваются в свиток или подвешиваются для украшения стен. Кисти для рисования используются разные? от очень широких (5 см.) до самых узких (5 мм.).

Отличительной особенностью китайской живописи считается линейный стиль отображения. Образы сюжета творятся четкими либо слабыми штрихами, но не объемом или светотенью. Элементарными линиями китайские мастера создают совершенные по своей глубине картины, которые ценятся во всем мире.

Уникальной характеристикой китайской живописи является использование каллиграфии (поэтических надписей), как части самой картины. Значение каллиграфии заключается в способности автора выражать тему и концепцию картины более четко и глубоко. Простейшие надписи состоят из имени художника и даты. Некоторые талантливые живописцы рифмуют стихи и записывают их на полотнах. Традиционная китайская живопись — это сочетание живописи, каллиграфии, поэзии, гравировки и печати .

Существует два основных стиля китайской живописи: се-и и гунби