Основные законы классицизма. Классицизм. Его идейные и эстетические принципы. Особенности формирования и развития русского классицизма. Характерные черты архитектуры классицизма

В литературе классицизм зародился и получил распространение во Франции в XVII веке. Теоретиком классицизма считается Никола Буало, сформировавший основные принципы стиля в статье «Поэтическое искусство». Название происходит от латинского «classicus» - образцовый, что подчеркивает художественный базис стиля - образы и формы античности, к которым начали питать особый интерес на исходе эпохи Возрождения. Появление классицизма связывают с формированием принципов централизованного государства и идей «просвещенного» абсолютизма в нём.

Классицизм воспевает понятие разума, считая, что лишь с помощью ума можно получить и упорядочить картину мира. Поэтому главным в произведении становится его идея (то есть, главная мысль и форма произведения должны быть в гармонии), а главным в конфликте разума и чувств - разум и долг.

Основные принципы классицизма, характерные как для зарубежной, так и для отечественной литературы:

  • Формы и образы из античной (древнегреческой и древнеримской) литературы: трагедия, ода, комедия, эпос, поэтические одические и сатирические формы.
  • Четкое разделение жанров на «высокие» и «низкие». К «высоким» относятся ода, трагедия и эпопея, к «низким», как правило, смешное - комедия, сатира, басня.
  • Отличительное деление героев на хороших и плохих.
  • Соблюдение принципа триединства времени, места, действия.

Классицизм в русской литературе

XVIII век

В России классицизм появился намного позже, чем в европейских государствах, так как его «завезли» вместе с европейскими произведениями и просвещением. Существование стиля на русской почве принято укладывать в следующие рамки:

1. Конец 1720-х годов, литература петровского времени, светская литература, отличающаяся от церковной литературе, до этого господствующей в России.

Стиль стал развиваться вначале в переводных, затем и в оригинальных произведениях. С развитием российской классической традиции связаны имена А. Д. Кантемира, А. П. Сумарокова и В. К. Тредиаковского (реформаторы и разработчики литературного языка, они работали над стихотворными формами - над одами и сатирами).

  1. 1730-1770 года - расцвет стиля и его эволюция. Связывается с именем М. В. Ломоносова, который писал трагедии, оды, поэмы.
  2. Последняя четверть XVIII века - появление сентиментализма и начало кризиса классицизма. Время позднего классицизма связывают с именем Д. И. Фонвизина, автора трагедий, драм и комедий; Г. Р. Державина (стихотворные формы), А. Н. Радищева (прозаические и стихотворные произведения).

(А. Н. Радищев, Д. И. Фонвизин, П. Я. Чаадаев )

Д. И. Фонвизин и А. Н. Радищев стали не только разработчиками, но и разрушителями стилистического единства классицизма: Фонвизин в комедиях нарушает принцип триединства, вводит неоднозначность в оценке героев. Радищев становится предвестником и разработчиком сентиментализма, обеспечивая повествованию психологизм, отвергая его условности.

(Представители классицизма )

XIX век

Считается, что классицизм просуществовал по инерции до 1820-х годов, однако во время позднего классицизма произведения, созданные в его рамках, были классическими только формально, либо его принципы использовались намеренно, для создания комического эффекта.

Русский классицизм начала 19 века отходит от своих прорывных черт: утверждение первенства разума, гражданский пафос, выступление против произвола религии, против её гнета над разумом, критика монархии.

Классицизм в зарубежной литературе

Классицизм изначальный опирался на теоретические разработки античных авторов - Аристотеля и Горация («Поэтика» и «Послание к Пизонам»).

В европейской литературе при идентичных принципах стиль заканчивает свое существование с 1720-х годов. Представители классицизма во Франции: Франсуа Малерб (поэтические произведения, реформация поэтического языка,), Ж. Лафонтен (сатирические произведения, басня), Ж.-Б. Мольер (комедии), Вольтер (драма), Ж.-Ж. Руссо (поздний классицист-прозаик, предвестник сентиментализма).

В развитии классицизма европейского выделяют два этапа:

  • Развитие и расцвет монархии, способствующие позитивному развитию экономики, науки и культуры. На этом этапе представители классицизма видят своей задаче прославление монарха, утверждение её незыблемости (Франсуа Малерб, Пьер Корнель, ведущие жанры - ода, поэма, эпопея).
  • Кризис монархии, обнаружение недостатков в политическом строе. Писатели не прославляют, а больше критикуют монархию. (Ж. Лафонтен, Ж.-Б. Мольер, Вольтер, ведущие жанры - комедия, сатиры, эпиграмма).

Классицизму как художественному направлению свойственно отражать жизнь в образах идеальных, тяготеющих ко всеобщей "норме" образцу. Отсюда и культ античности классицизма: классическая древность выступает в нем как образец совершенного и гармоничного искусства.

И высокие жанры, и низкие обязаны были наставлять публику, возвышать ее нравы, просветлять чувства.

Важнейшие нормативы классицизма - единство действия, места и времени. Чтобы точнее донести до зрителя мысль и вдохновить его на самоотверженные чувства, автор не должен был ничего усложнять. Основная интрига должна быть достаточно простой, чтобы не путать зрителя и не лишать картину целостности. Требование единства времени было тесно связана с единством действия. Единство места токовали по-разному. Это могло быть пространство одного дворца, одной комнаты, одного города, и даже расстояние, которое герой мог преодолеть в течение двадцати четырех часов.

Классицизм формируется, испытывая воздействие других непосредственно соприкасающихся с ним общеевропейских направлений в искусстве: он отталкивается от предшествующей ему эстетики Возрождения и противоборствует Барокко.

Историческая основа классицизма

История классицизма начинается в Западной Европе с конца 16 столетия. В 17 в. достигает высшего своего развития, связанного с расцветом абсолютной монархии Людовика XIV во Франции и наивысшего подъема театрального искусства в стране. Классицизм продолжает плодотворно существовать и в 18 - начале 19 вв., пока на смену ему не пришел сентиментализм и романтизм.

Как художественная система классицизм окончательно сложился в 17 в., хотя само понятие классицизм родилось позже, в 19 в., когда ему объявили непримиримую войну романтики.

Изучив поэтику Аристотеля и практику греческого театра, французские классики предложили правила построения в своих произведениях, опирающиеся на основы рационалистического мышления 17 в. Прежде всего, это строгое соблюдение законов жанра, разделение на высшие жанры - оду (торжественное песенное (лирическое) стихотворенье, воспевающее славу, хвалу, величие, победу и пр.), трагедию (драматургическое или сценическое произведение, в котором изображается непримиримый конфликт личности с противостоящими ей силами), эпос (изображает действия или события в объективно повествовательной форме, характеризуется спокойно созерцательным отношением к изображаемому предмету) и низшие - комедию (драматическое представление или сочинение для театра, где общество представлено в смешном, забавном виде), сатиру (вид комического, отличающийся от других видов (юмора, иронии) резкостью обличения).

Законы классицизма характернее всего выразились в правилах построения трагедии. От автора пьесы прежде всего требовалось, чтобы сюжет трагедии, а также страсти героев были правдоподобными. Но понимание правдоподобия у классицистов свое: не просто сходство изображаемого на сцене с действительностью, а согласованность происходящего с требованиями разума, с определенной морально-этической нормой.

УРОК № 7

Тема. Классицизм как художественное направление в литературе XVII ст. Философское и эстетическое основание классицизма. Основные правила классицизма.

Цель: познакомить учащихся с литературным направлением классицизма, его особенностями, основными правилами, причинами возникновения; вызвать интерес учащихся к теме, дать возможность ощутить тогдашнюю историко-культурную атмосферу; развивать навыки устной речи и конспектирования; воспитывать эстетический вкус.

Оборудование: портреты Людовика XIII и Людовика XIV, кардинала Ришелье, Корнеля, Расина, Мольера; репродукции картин французских художников XVII в. с изображениями Версаля и представителей знати.

Тип урока: проблемный урок с элементами исследовательской работы.

ХОД УРОКА

И. Объявление результатов тематической аттестации N° 1. Анализ типичных ошибок

II. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Эпоха барокко, с которой мы ознакомились на предыдущих уроках, была эпохой великих мистиков и философов - идеалистов. И не все мыслители и художники конца XVI - начала XVII в. тяготели к стилю барокко, т.е. сосредоточили свое внимание на сложности, парадоксальности, неопределенности бытия. Одновременно с иррациональной барочной сознанием, которая утверждает, что «жизнь - это сон», возникает принципиально новая - рациональная, которая сформировала иной подход к пониманию смысла бытия человека и предложила еще один выход из, казалось бы, безвыходной ситуации человеческого существования. Мы начнем знакомиться еще с одной историко-литературной эпохой, которая называется классицизмом. (Ученики записывают тему в тетради). Сегодня мы попытаемся выяснить причины возникновения классицизма и его особенности.

III. Работа над темой урока

Учитель. Классицизм - это художественная система, которая царила не только в литературе, но и в живописи, скульптуре, архитектуре и музыке. В эпоху Возрождения культурным центром Европы была Италия, в XVII в. им становится Франция. Некоторые ученые именно ее считают родиной классицизма. Вполне закономерным является вопрос: «Почему именно Франция, а не Германия или Италия?» Попробуем заглянуть в историю, чтобы ответить на него.

Сообщения учащихся по опережающим заданиям

Ситуация во Франции в XVII ст.

В XVII в. во Франции сложилась особая форма правления - абсолютизм (вся власть принадлежала одному человеку - королю). Была преодолена феодальная раздробленность, сломлено сопротивление феодалов; были установлены определенные законы, которые ограничивали свободу людей.

Создателем французского абсолютизма был кардинал Ришелье, который фактически руководил государством (экономикой, финансами, армией, дипломатическими связями) в период правления слабохарактерного и бездарного короля Людовика XIII. Стремясь сделать Францию такой же могущественной и просвещенной, как древний Рим эпохи Августа, Ришелье занимался искусством. Он основал Французскую Академию, через которую влиял на творчество писателей. Ришелье сделал литературу частью государственной идеологии, которая навязывала людям определенные взгляды и стереотипы.

После смерти Ришелье (1642) и короля Людовика XIII (1643 года) дворянство попыталось отобрать власть у малолетнего короля Людовика XIV, которому на тот момент исполнилось пять лет, но эта попытка оказалась неудачной; страной правила мать короля Анна Австрийская. в 1661 году двадцатитрехлетний король при-ступил к правлению. Людовик XIV (1638-1715), которого называли «Король - солнце», превратил Францию в самую могущественную державу Европы. Король - солнце с политической целью использовал имидж открытой, жизнерадостной и доступного человека, ценителя муз и покровителя искусств. Однако на самом деле это был коварный и хитрый политик, опасный мастер придворной интриги, который помнил о бывший мятеж.

Король считал себя преемником римских императоров, а своих подданных - потомками римлян. Он окружил себя художниками, поэтами, музыкантами, от которых требовалось прославлять могущество и великолепие правления короля. Французский двор стал центром искусств и законодателем вкусов. Знатные люди Германии, России, других государств Европы пытались подражать обычаи, моды, роскошь Парижа. В новом Версальском дворце король устраивал придворные балы, на которых должна была присутствовать вся знать. Любимым развлечением Людовика XIV был театр. Во времена его правления французское искусство (в частности театр и литература) достигло наивысшего расцвета, полностью сформировался французский классицизм.

Беседа с обобщением прослушанной информации

Что стало причиной возникновения классицизма? (Укрепление монархической власти)

Запись в тетради

Государственная идеология Франции = экономика + политика + наука + + искусство.

Абсолютизм - государственная власть принадлежит монарху.

Главные политические деятели Франции XVII вв.: кардинал Ришелье, Людовик XIV («Король-солнце») -» Государство - это я!».

Причина возникновения классицизма - укрепления монархизма в государстве.

Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - художественное направление (течение) в искусстве и литературе XVII - начала XIX в., для которого характерны гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил.

Учитель. С искусства греков и римлян классицисты взяли лишь те правила, которые требовали соблюдения строгого порядка, логики и гармонии. Как известно, основой античной архитектуры является принцип прямых линий или идеального круга. Классицисты считали этот принцип победой разума над чувствами, а в эпоху Возрождения ценились прежде всего чувства. В этом и заключаются различия в поддержании и возрождении античного искусства разных времен. Кла-сицисти считали, что существуют определенные правила, по которым творится красота. Если художник точно следовал им, у него получится совершенный художественное произведение. Кроме того, классицизм - стиль в искусстве, который требует соблюдения строжайшей дисциплины формы и содержания. Французского писателя Никола Булла считают теоретиком эпохи классицизма. В трактате «Поэтическое искусство» он вывел правила классицизма.

Эпоха классицизма породила великих драматургов, которыми были трагики Корнель и Расин, комедиограф Мольер.

Критерии совершенного искусства - ум, логика, правила.

Правила классицизма

1) Изображение героев положительных (образец для подражания) или негативных (нравственный урок читателям).

2) Соблюдение в драматургии правила трех единств: единство действия (четкая композиция), единство времени (один день), единство места (в одном месте).

3) Подчеркивание в образах героев одной черты характера (честь, долг, храбрость, лицемерие, жадность и т.д.).

4) Конфликт страсти (сердца) и обязанности (разума) - разум побеждает.

5) Литературные жанры делились на «высокие» (ода, трагедия, эпопея, героическая поэма; величавая, торжественная речь), «средние» (научные произведения, элегии, сатиры; общеупотребительная речь), «низкие» (комедия, песни, письма в прозе, эпиграммы; разговорный стиль).

IV. Рефлексия

1. Работа в парах

Сформулировать ответ на вопрос: «Каким должно быть художественное произведение в соответствии с правилами классицизма?» (По правилам классицизма, каждое произведение должно быть целостным с точки зрения замысла и формы, тематики и речи, жанра и композиции. Логичность, единство, уравновешенность всех элементов текста - путь к совершенству и эстетического совершенства.)

2. «Микрофон»

Продолжите предложение: «Сегодня на уроке я узнал (удивился, почувствовал, возомнил)...»

V. Домашнее задание

Найти в словарях и выписать в тетради значение таких понятий: «трагедия», «трагикомедия», «драма»; найти сведения о биографии и творчестве Мольера.

Основные правила классицизма:

1. Классицисты утверждали вечность идеала прекрасного, что побудило их следовать традиции античных мастеров.

Они считали, если одни эпохи создают образцы прекрасного, то задача художников последующего времени состоит в том, чтобы приблизиться к ним. Отсюда-установление общих правил, необходимых для художественного творчества.

2. В литературе наблюдался четкое распределение по определенным жанрам:

Высокие (ода, эпопея, трагедия, героическая поэма);

Средние (научные произведения, элегии, сатиры);

Низкие (комедия, песни, письма в прозе, эпиграммы).

Темами для произведений высоким жанров были события общенационального и исторического значения, в них участвовали цари, выдающиеся деятели, придворные т.д.. Высокие жанры были написаны величавой, торжественной языке. Темами для средних и низких жанров были наука, природа, человеческие пороки, социальные пороки. В них действовали представители средних и низших классов, речь приближалась к разговорному стилю. Если в высоких жанрах прославлялись идеи монархии и общественного служения, то в средних и низких жанрах утверждались идеи познания мира и человеческой природы, разоблачались недостатки и характеров.

Устанавливались межжанровые границы, а любые межжанровые сплавы (например, трагикомедия) считались недопустимыми.

Для каждого жанра регламентировались язык и герои. Так, трагедии классицизма присуща была возведена, патетическая речь, такие же высокие чувства, изображались героические личности.

В комедиях использовалась простая речь, обязательным был сатирическая струя, действовали бытовые персонажи. Жанровые формы новой литературы классицистами игнорировались, особенно это касалось прозаических жанров, которые, несмотря на их большую популярность в современной литературе, были отодвинуты в классицизме на второй план. Жанровыми доминантами классицистической литературы были ода и трагедия.

3. Важным элементом в эстетике классицизма были учения о разуме как главный критерий художественной правды и прекрасного в искусстве. Классицисты считали, что античные мастера творили по законам разума. Писателям нового времени тоже следует соблюдать эти законы. Отсюда происходили почти математическая точность правил искусства классицизма (иерархия жанров, единство в драматургии и т.п.). Это накладывало отпечаток холодной беспристрастности, чрезмерной логичности на произведения классицистов.

4. С учением об абсолютности идеала прекрасного и с рационализмом было связано утверждение об универсальности типов человеческих характеров. Опираясь на "Характеры" Теофраста, классицисты утверждали неизменность человеческих характеров. Поэтому созданные ими образы отличались абстрактностью и универсальностью, воплощением только общих черт, а не индивидуальных признаков. Персонажи основном были схематичны, - строили вокруг изображения какой-то ведущей черты характера (честь, долг, храбрость, лицемерие, жадность и т.д.).

5. Характеры четко делились на положительные и отрицательные.

6. Драматические произведения (трагедия, комедия) подчинялись правилу трех единств-времени, места и действия. Пьеса воспроизводила события, происходившие в течение одного дня и в одном месте.

7. Четкая композиция произведения должна была подчеркивать логику замысла автора и определенные черты персонажей.

8. Для классицизма целом характерны аристократизм, ориентация на требования, вкусы высшего общественного слоя, хотя некоторые представители классицизма не делал этого (например, Мольер)

9. Эстетическую ценность для классицистов мало лишь вечное, неподвластное времени, как произведения античности. Следуя древних авторов, классицисты сами создавали "вечные" образы, которые навсегда вошли в сокровищницу мировой литературы (Тартюф, Сид, Гора-ций, Федра, Андромаха, мещанин во дворянстве, скряга и т.п.).

Классицисты настаивали на воспитательной функции литературы и искусства. Причем средством воспитания "хорошего вкуса" является ни дидактизм, ни нравоучения. Воспитывать человека должно наслаждение, которое должно давать искусство.