От русского севера до европейского авангарда: что смотреть на выставке Кандинского в Русском музее. В русском музее открылась выставка "василий кандинский и россия" Выставка кандинского в русском музее

Наша страна - родина абстракционизма. В этом могут убедиться жители и гости Санкт-Петербурга, которые придут на выставку «Кандинский и Россия» в корпусе Бенуа Русского музея. Одна из крупнейших музейных институций страны решила отметить 150-летие художника концептуальной экспозицией, задача которой - показать истоки его стиля и заодно напомнить широкой публике, что абстракционизм вырос не на пустом месте.

На входе в первый зал нас встречают предметы народного промысла, иконы северного письма и лубочные картинки. Затем мы видим ранние работы Кандинского (начиная с «Одесского порта» 1898 года). И некоторые из них имеют явную связь с народным и религиозным искусством.

Особый интерес представляют несколько масляных изображений на стекле (в том числе из частных коллекций). Это еще Кандинский-символист - его сказочные царевны прекрасно вписываются в эстетику русского модерна.

Перефразируя Анну Ахматову, можно сказать: «Когда б вы знали, из какого сора рос русский авангард…», - прокомментировал экспозицию директор Русского музея Владимир Гусев. - На Кандинского огромное влияние оказало народное искусство. Есть его воспоминания о том, как он был поражен интерьером крестьянской избы. Тем, сколько там цвета, как люди украшали свои вещи…

Картины главного героя выставки висят в окружении полотен современников, обращавшихся к былинным и историческим сюжетам. Огромные холсты Аполлинария Васнецова, Елены Поленовой и Николая Рериха затмевают лубочно-маньеристские миниатюры Кандинского. Но он отыгрывается в следующих залах, где представлены самые значимые его работы конца 1900-х и 1910-х годов. В том числе - «Композиция № 6» из Эрмитажа. Весной она гостила в Москве: тогда Третьяковская галерея тоже вспомнила про юбилей Кандинского и повесила эрмитажный шедевр напротив собственной «Композиции № 7».

К счастью для москвичей и несчастью для петербуржцев, на выставку «Кандинский и Россия» Третьяковка эту знаковую работу не отдала, зато поделилась целым рядом прекрасных картин. Да и ГМИИ имени Пушкина не отказал коллегам из Северной столицы, хотя Кандинского у него не так много. Свою лепту внесли региональные музеи (Казань, Тюмень, Владивосток).

В итоге посетители выставки могут увидеть десятки «Импровизаций» и «Композиций», а также пейзажи Мурнау и Москвы, наглядно демонстрирующие момент перехода от предметной живописи к абстракционизму. Вот вроде еще узнаваемые купола Первопрестольной, а рядом - похожие цвета и формы, но уже без какой-либо конкретики.


Кандинский был не первым (по крайней мере, не единственным), кто почувствовал, что линии, пятна, штрихи могут создавать убедительный внутренний сюжет, впечатлять и увлекать без ссылки на узнаваемые образы. Представленные на выставке работы Бурлюка, Ларионова, Гончаровой, Явленского демонстрируют похожие искания в области цвета и формы.

Но именно Кандинский воплотил эти идеи в эталонных работах, соединяющих эмоциональную спонтанность с тщательной проработкой деталей и почти научным выстраиванием композиции.


Как показывает экспозиция Русского музея, влияние отечественного искусства здесь было не менее важным, чем европейские веяния. Ценность выставки в том, что всё это можно понять не умозрительно, а с помощью конкретных примеров. Иными словам, проследить эволюцию стиля великого авангардиста на лучших образцах.

Интервью с директором Русского музея Владимиром Гусевым читайте в ближайших номерах «Известий».

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

». Масштабную экспозицию, приуроченную к 150-летию со дня рождения художника, собирали по всей России. Она должна показать, как много русского в работах автора, экспрессивный абстрактный язык которого часто считают абсолютно европейским. «Бумага» рассказывает о главных преимуществах выставки.

Выставка в Русском музее - вторая в отечественной истории ретроспектива Кандинского

До петербургской выставки ретроспектива Василия Кандинского прошла в России лишь единожды.

Картины из отечественных и западных музеев выставили в Третьяковской галерее в Москве и Русском музее в Петербурге в 1989 году, через 45 лет после смерти их автора. В конце XX века его показывали там же вместе с Арнольдом Шёнбергом. А потом, уже в десятые годы этого века, - вместе с художниками «Синего всадника» в Пушкинском музее.

Работы для выставки собирали по всей России

В отличие от ретроспективы 89-го, на нынешней выставке нет работ из Европы. Однако картины для нее собирали буквально по всей стране - в формировании экспозиции поучаствовали 14 отечественных музеев, среди которых - Русский и Пушкинский, Эрмитаж и Третьяковская галерея.

Подборка работ представляет творчество Кандинского периода конца 1890-х - начала 1920-х, то есть до его отъезда из России (который пришелся на 1921 год). Кроме того, в проекте участвуют и работы из галерей и частных собраний Петербурга и Москвы.

Это первая выставка работ художника в контексте народного искусства севера

Известно, что экспедиция Василия Кандинского в Вологодскую губернию, в которую он самостоятельно отправился летом 1889 года, произвела на художника сильнейшее впечатление. Яркость одежд и интерьеров местного населения его потрясли.

В целом же народное искусство Русского Севера оказало значительное влияние на мировидение и вкус Кандинского, на его стремление создавать образы с помощью интенсивности и символики цвета и выразительности ритма.

После экспедиции художник начал собирать лубки, иконы «северного письма» и игрушки. Всё это можно увидеть сейчас в корпусе Бенуа. В первом же зале выставлены предметы декоративно-прикладного искусства и иконы, цветовая гамма которых отзывается в работах Кандинского и отражает его эстетические поиски 1900–1910-х годов.

Выставка показывает связь раннего Кандинского с неоромантизмом

Благодаря выставленным вместе с работами Кандинского картинам Елены Поленовой, Аполлинария Васнецова, Николая Рериха, Дмитрия Стеллецкого в работах художника просматривается характерные для раннего периода его творчества и того времени в целом неоромантические поиски в народном искусстве.

Кандинский представлен как участник ключевых российских и европейских движений

На выставке в Русском музее представлены и работы Михаила Ларионова, Натальи Гончаровой, Марианны Веревкиной, Давида Бурлюка, Алексея Явленского.

Вместе с Явленским и Веревкиной он создал Новое мюнхенское художественное общество. Остальные участвовали в их выставках. Все они выставлялись и в передвижных Международных салонах Владимира Издебского, и в выставках «Синего всадника» (вместе с Казимиром Малевичем). Это пришлось на начало десятых годов XX века, когда в творчестве художника появились первые беспредметные работы, а их принцип был сформулирован в тексте «О духовном в искусстве и прежде всего в живописи».

Выставка продлится до 21 ноября 2016 года. Стоимость входного билета - 450 рублей для взрослых и 200 рублей для студентов.

В Русском музее открывается выставка, посвященная 150-летию со дня рождения Василия Васильевича Кандинского , художника, стоявшего у истоков абстрактного искусства. Это уже вторая в этом году выставка, приуроченная к юбилею: российские музеи, и каждый со своей «оптикой», подступаются к наследию Кандинского, пристально исследуя все его грани. Третьяковская галерея весенней выставкой искала созвучия и «противозвучия» двух знаменитых и значимых произведений художника, написанных в 1913 году: «Композиции VII» и «Композиции VI». Последняя хранится в Русском музее, кураторы которого изучают Кандинского под несколько другим углом. Их интересуют национальные истоки в искусстве теоретика беспредметности, выходца из купеческой семьи потомков сибирских каторжан.

«Импровизация 11»
1910

Поэтому для сравнения, наряду с живописными и графическими произведениями мастера, образцами авторского фарфора, на выставке будут представлены работы его знаменитых современников: Ивана Билибина, Елены Поленовой, Сергея Малютина, Михаила Ларионова, Наталии Гончаровой, Казимира Малевича, Давида Бурлюка, Алексея Явленского, Марианны Веревкиной и др.

Судьба Кандинского, стоит напомнить, сложилась необычно: на протяжении довольно долгой жизни (1866–1944) он был гражданином трех стран: России, Германии и Франции. Прабабушка художника была тунгусской княжной Гантимуровой, а отец - представителем древнего забайкальского рода Кандинских, выводящих себя из фамилии князей мансийского Кондинского княжества.

«Синий гребень»
1917

В искусство Кандинский попал не сразу. Студент юридического факультета Московского университета увлекся этнографией и совершил экспедицию по северным уездам Вологодской губернии.

В тридцать лет доцент-профессор отправился учиться живописи в Мюнхен, где вместе с художником Францем Марком создал группу экспрессионистов «Синий всадник». В 1914 году художник в Москве. После революции искренне пытается ужиться с новой властью, но абстрактное искусство названо упадочническим, а Кандинский - «приспешником буржуазии». Приняв очень своевременное предложение, сделанное немецким архитектором Вальтером Гропиусом, о преподавании в новой школе Баухауз в Веймаре, уезжает в Европу, где становится всемирно известным художником.

«Два овала»
1919

«Черное пятно (I)»
1912

«Амазонка в горах»
1917 — 1918

Михаил Ларионов
«Близ лагеря»
1910-1911

Василия Кандинского немцы считают своим, и французы, и мы, конечно, тоже. К 150-летию со дня его рождения в Петербурге, в Государственном Русском музее открылась выставка, посвященная художнику - «Василий Кандинский и Россия». Название правомерно. Родился здесь, в Москве, как художник утвердился в Германии, там и создал первую в истории абстрактную картину, последние годы жил во Франции и умер там. Экспозиция проходит под эгидой V Санкт-Петербургского международного культурного форума.

Так вот, был в жизни Кандинского удивительный период - это годы с 1914-го по 1921-й, когда он жил в России, когда после революции хотел устроить свою революцию в отечественном искусстве. Но организаторы выставки расширили экспозицию за пределы этого семилетия. Потому что желали разглядеть национальные истоки в тех произведениях, которые Кандинский создавал вдали от родины.

В пяти залах корпуса Бенуа - столпотворение. Все хотят видеть Кандинского неизвестного, фигуративного. Период для исследования взят в четверть века - от начала творчества в 1896-м, когда 30-летний преуспевающий юрист отказался от доходного места и начал всерьез заниматься живописью, до отъезда из России в 1921 году.

«Здесь представлена именно русская часть его наследия, причем, оно представлено во всех видах, в котрых он работал. Это не только живопись, акварель, гравюра, которую он с удовольствием резал, это и декоративно-прикладное искусство», - отмечает ведущий научный сотрудник Русского музея, куратор выставки Владимир Круглов.

Прялки, красочные лубки, северные иконы - то, что увидел Кандинский еще в молодости, когда оказался с этнографической экспедицией в Вологодской губернии. Исследователи считают, что именно после этой поездки он понял, как цвет и ритм влияют на художественный образ. А кураторы выставки доказывают, что истоки абстракций Кандинского - тоже на севере России.

«Чем Кандинский и велик, потому что он мог трансформировать народное творчество через себя. И то, что он получил на севере России, этот заряд чистоты в цвете, он практически не поменялся», - говорит художник Йозеф Киблицкий.

Отдельная часть выставки - работы современников Кандинского - Николая Рериха, Давида Бурлюка, Марианны Веревкиной, Алексея Явленского. Под влиянием неоромантиков, экспрессионистов Кандинский все дальше отходил от фигуративной живописи и пришел абстракционизму. Первым. Свои картины он сочинял, как музыку, называл их «Композициями», «Импрессиями» и «Импровизациями». Предвидел и шифровал в них события своей жизни и всего человечества, как в самых знаменитых - «Композиции VI» и «Композиции VII» - из Эрмитажа и Третьяковской галереи на сюжет Всемирного потопа и Страшного суда.