Открытие мхт. Здание мхт. Спектакли для взрослых

XX столетие для русского театра началось раньше календарного. 22 июня 1897 года в московском ресторане "Славянский базар" встретились два человека: драматург и театральный критик Владимир Иванович Немирович - Данченко и Константин Сергеевич Алексеев (Станиславский). После долгого разговора решено было организовать новый театр - Художественный Общедоступный театр. Первое представление вновь созданного театра - "Царь Федор Иоаннович", которое состоялось 14 октября 1898 года, подарило публике (и истории искусства сцены) два открытия: во-первых, все, что происходило во время спектакля, определялось волей режиссеров - постановщиков; во-вторых, исполнитель роли царя Федора, Иван Михайлович Москвин, играл так, как до него никто не играл на русской сцене. Современные ему критики затруднялись определить, в чем новизна его актерской игры. Они повторяли слово "правда" иногда "истинная правда", "настоящая жизнь", удивлялись тонкому и трепетному выражению самых глубоких чувств, отсутствию "актерства".

Газеты и журналы тех лет были переполнены спорами и легендами о новом московском театре. Шутка сказать, отменили систему бенефисов, ставят всего три-четыре спектакля в сезон, добиваются каких-то невиданных результатов в сложнейшей игре, запрещают зрителям аплодировать во время спектакля, установили поворотный круг, придумали новое освещение сцены и к каждой постановке создают специальные декорации!

Москва с нетерпением ожидала каждой новой постановки Художественного театра, который первоначально арендовал небольшое помещение в саду «Эрмитаж» в Каретном ряду. Известный московский фабрикант и меценат Савва Морозов, страстный поклонник Художественного театра, в 1902 году взял для него в аренду здание в Камергерском переулке. Перестройку здания в стиле модерн осуществил еще один почитатель театра - архитектор Ф. О. Шехтель.

Имя «Художественно-Общедоступного» театр носил недолго: уже в 1901 году из названия было убрано слово «общедоступный», хотя ориентация на демократического зрителя оставалась одним из принципов МХТ. Ядро труппы составили воспитанники драматического отделения Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества, где актёрское мастерство преподавал Вл. И. Немирович-Данченко (О. Книппер, И. Москвин, В. Мейерхольд, М. Савицкая, М. Германова, М. Роксанова, Н. Литовцева), и участники спектаклей руководимого К. С. Станиславским Общества любителей искусства и литературы (М. Лилина, М. Андреева, В. Лужский, А. Артем). Из провинции был приглашен А. Вишневский, в 1900 году в труппу принят В. Качалов, в 1903 году Л. Леонидов.

Рождение МХАТа было связано с драматургией А. П. Чехова («Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад») и М. Горького («Мещане», «На дне»). В свое время Чехов сам рекомендовал основателям театра молодого писателя Горького. МХАТ - театр выдающихся мастеров режиссуры и актерского искусства, создал шедевры, вошедшие в историю мирового театра.

Среди лучших спектаклей МХАТа - «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Синяя птица» М. Меттерлинка, «Месяц в деревне» И.С. Тургенева «Гамлет» У. Шекспира, «Мнимый больной» Ж.-Б. Мольера и другие. Здесь складывалась знаменитая на весь мир система Станиславского, здесь писалось его Евангелие для мирового театра - книга «Работа актера над собой». Здесь играли В. В. Лужский, О. Л. Книппер-Чехова, И. М. Москвин, В. И. Качалов, Л. М. Леонидов и другие талантливые актеры.

Для проведения экспериментальной работы по системе Станиславского, а также для подготовки актеров Художественный театр создал за годы своего существования восемь драматических студий. В 1924 из этих студий в труппу вошли А.К. Тарасова, М.И. Прудкин, О.Н. Андровская, К.Н. Еланская, А.О. Степанова, Н.П. Хмелёв, Б.Н. Ливанов, М.М. Яншин, А.Н. Грибов, А.П. Зуева, Н.П. Баталов, М.Н. Кедров, В.Я. Станицын и др., которые наряду с вступившими в МХТ Б.Г. Добронравовым, М.М. Тархановым, В.О. Топорковым, М.П. Болдуманом, А.П. Георгиевской, А.П. Кторовым, П.В. Массальским стали выдающимися мастерами сцены. Из студий вышли также молодые режиссёры - Н.М. Горчаков, И.Я. Судаков, Б.И. Вершилов. Сплотив вокруг себя молодых авторов, театр приступил к созданию современного репертуара («Пугачёвщина» К.А. Тренёва, 1925; «Дни Турбиных» М.А. Булгакова, 1926; пьесы В.П. Катаева, Л.М. Леонова; «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, 1927). Яркое воплощение получили постановки классики: «Горячее сердце» А.Н. Островского (1926), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше (1927), «Мёртвые души» по Н.В. Гоголю (1932), «Враги» М. Горького (1935), «Воскресение» (1930) и «Анна Каренина» (1937) по Л.Н. Толстому, «Тартюф» Мольера (1939), «Три сестры» Чехова (1940), «Школа злословия» Р. Шеридана (1940).

История МХАТа - не только история рождения новой театральной эстетики, это еще и мучительная история конфликта в его развитии. Театр возник как частный, а стал государственным. Еще при жизни Станиславского МХАТ стал «первым театром страны», он так и назывался Московский художественный академический театр (МХАТ) СССР и находился в непосредственном ведении правительства. Театр создавался как альтернатива казенному академическому искусству, а спустя годы сам стал академическим, то есть образцовым, эталонным. Это звание театр носит с 1919 года. А в 1932 году ему было присвоено имя М. Горького.

40–50-е годы отмечены печатью своего времени, и несмотря на отдельные удачи, внутренняя противоречивость, заложенная в развитии театра, привела к тому, что к 60-м годам он оказался в творческом кризисе. В репертуар все чаще включали пьесы-«однодневки», болезненно проходила смена поколений. Положение усугублялось тем, что не допускалась никакая критика театра. Он перестал привлекать театральную публику, и старейшие актеры сами пригласили в 1970 году на должность главного режиссера Олега Ефремова, сумевшего в 70-х гг. вдохнуть новую жизнь в театр. Им были поставлены «Последние» М. Горького (1971), «Соло для часов с боем» О. Заградника (совместно с А.А. Васильевым, 1973), «Иванов» (1976), «Чайка» (1980), «Дядя Ваня» (1985) Чехова. Одновременно глубоко разрабатывалась и современная тема. Постоянными авторами театра стали А.И. Гельман («Заседание парткома», 1975; «Мы, нижеподписавшиеся», 1979; «Скамейка», 1984, и др.) и М.М. Рощин («Валентин и Валентина», 1972; «Эшелон», 1975; «Перламутровая Зинаида», 1987, и др.), ставились пьесы М.Б. Шатрова, А.Н. Мишарина. В труппу вошли И.М. Смоктуновский, А.А. Калягин, Т.В. Доронина, А.А. Попов, А.В. Мягков, Т.Е. Лаврова, Е.А. Евстигнеев, Е.С. Васильева, О.П. Табаков; в спектаклях работали художники Д.Л. Боровский, В.Я. Левенталь и др.

Ефремов был хорошо известен в театральных кругах как воспитанник школы-студии МХАТа. В 1956 году он создал театр «Современник», основанный на подлинных принципах Станиславского и Немировича-Данченко. «Современник» - это отдельное небывалое явление в театральной и общественной жизни не только Москвы, но и всей страны. Не менее десяти лет каждый спектакль «Современника» был событием. Придя во МХАТ, Ефремов сумел придать театру новое дыхание, вновь сделал его одним из интересных и ведущих театров. «Лишний билетик» стали спрашивать у метро, на дальних подступах к театру.

На сцену МХАТа, как и следовало из заветов его основателей, пришли наиболее интересные драматурги, Ефремов собрал вокруг себя выдающихся актеров, пригласил для постановок талантливых режиссеров. Наряду с классикой глубоко разрабатывалась и современная тема. Однако театр ждал новый кризис. Постоянно разраставшуюся труппу становилось трудно объединить. Необходимость предоставлять работу всем актерам вела к компромиссам и в выборе пьес, и в назначении режиссеров, что приводило в свою очередь к появлению явно «проходных» работ.

Несмотря на постановку МХАТом в 80-х годах ряда значительных спектаклей, общей творческой программы в театре не было, и в 1987 году коллектив разделился на две самостоятельные труппы. В историческом здании в Камергерском под руководством Ефремова остался Московский художественный театр им. А. П. Чехова. Ефремов добился, чтобы театру дали имя драматурга, которому он обязан началом своей всемирной славы. В 1996 году МХАТ им. Чехова был отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации. После смерти О. Н. Ефремова в 2000 году, пост художественного руководителя МХАТ им. Чехова занял Олег Павлович Табаков.

На Тверском бульваре в новом здании под руководством актрисы Татьяны Дорониной поселился театр с прежним названием - Московский художественный театр им. М. Горького.

Громадное, пугающее детей, здание на Тверском бульваре, выстроенное не без учета модернизма начала века, и есть МХАТ им. Горького.

Татьяна Доронина – художественный руководитель, исполнитель многих главных ролей в постановках, а иногда и режиссёр спектаклей.

Татьяна Доронина. Родилась в Ленинграде. По окончании Школы-студии МХАТ (1956) - актриса Волгоградского театра, затем - Театра им. Ленинского комсомола в Ленинграде, в 1959-1966 - актриса Ленинградского Большого драматического театра им. М. Горького, в 1966-1977, с 1983 - актриса МХАТ СССР им. М. Горького, в 1977-1983 - актриса театра им. Вл. Маяковского. Художественный руководитель, директор МХАТ им. М. Горького (с 1986). По итогам опроса журнала "Советский экран" признана лучшей актрисой 1967 года (Надя - "Старшая сестра"), 1968 года (Нюра - "Три тополя" на Плющихе"; Наташа - "Еще раз про любовь"), 1973 года ("Мачеха"). Народная артистка СССР (1981). Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Призы за актерскую работу" за 1970 год.

Так в Москве стало два Художественных театра. Оба театра пользуются успехом у публики. На их сценах представлена русская и зарубежная классика, современная драматургия, играют известные актеры. Каждый театр по-своему сохраняет заветы К. С. Станиславского. Как говорится в одной театральной эпиграмме, «есть роли, гастроли, успех, чего же боле?»

Создан в 1898 г. К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко под названием Московский Художественный театр (МХТ), с 1919 г. - академический (МХАТ).

Открылся 14 октября 1898 спектаклем «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого в здании театра «Эрмитаж» (Каретный ряд, 3). С 1902 располагается в Камергерском переулке, в здании бывшего Лианозовского театра, перестроенного в том же году (архитектор Ф. О. Шехтель). Это здание в Камергерском – дар театру от легендарного мецената Саввы Морозова.

Началом Художественного театра считают встречу его основателей Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко в ресторане «Славянский базар» 19 июня 1897 года. Имя «Художественно-Общедоступного» театр носил недолго: уже в 1901 году из названия было убрано слово «общедоступный», хотя ориентация на демократического зрителя оставалась одним из принципов МХТ.

Ядро труппы составили воспитанники драматического отделения Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества, где актёрское мастерство преподавал Вл. И. Немирович-Данченко (О. Книппер, И. Москвин, В. Мейерхольд, М. Савицкая, М. Германова, М. Роксанова, Н. Литовцева), и участники спектаклей руководимого К. С. Станиславским Общества любителей искусства и литературы (М. Лилина, М. Андреева, В. Лужский, А. Артем). Из провинции был приглашен А. Вишневский, в 1900 году в труппу принят В. Качалов, в 1903 году Л. Леонидов.

Подлинное рождение МХТ связано с драматургией А. П. Чехова («Чайка», 1898; «Дядя Ваня», 1899; «Три сестры», 1901; «Вишнёвый сад», 1904) и М. Горького («Мещане» и «На дне», оба - 1902). В работе над этими спектаклями сформировался новый тип актёра, тонко передающего особенности психологии героя, сложились принципы режиссуры, добивающейся актёрского ансамбля, создания общей атмосферы действия. Московский Художественный театр - первый в России театр, осуществивший реформу репертуара, создавший собственный круг тем и живший последовательной их разработкой от спектакля к спектаклю. Среди лучших спектаклей МХТ также «Горе от ума» А. С. Грибоедова (1906), «Синяя птица» М. Метерлинка (1908), «Месяц в деревне» И. С. Тургенева (1909), «Гамлет» У. Шекспира (1911), «Мнимый больной» Мольера (1913) и др. С 1912 при МХТ для подготовки актёров в принципах мхатовской школы стали создаваться студии. В 1924 из этих студий в труппу вошли А. К. Тарасова, М. И. Прудкин, О. Н. Андровская, К. Н. Еланская, А. О. Степанова, Н. П. Хмелёв, Б. Н. Ливанов, М. М. Яншин, А. Н. Грибов, А. П. Зуева, Н. П. Баталов, М. Н. Кедров, В. Я. Станицын и др., которые наряду с вступившими в МХТ Б. Г. Добронравовым, М. М. Тархановым, В. О. Топорковым, М. П. Болдуманом, А. П. Георгиевской, А. П. Кторовым, П. В. Массальским стали выдающимися мастерами сцены. Из студий вышли также молодые режиссёры - Н. М. Горчаков, И. Я. Судаков, Б. И. Вершилов.

Сплотив вокруг себя молодых авторов, театр приступил к созданию современного репертуара («Пугачёвщина» К. А. Тренёва, 1925; «Дни Турбиных» М. А. Булгакова, 1926; пьесы В. П. Катаева, Л. М. Леонова; «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, 1927). Яркое воплощение получили постановки классики: «Горячее сердце» А. Н. Островского (1926), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше (1927), «Мёртвые души» по Н. В. Гоголю (1932), «Враги» М. Горького (1935), «Воскресение» (1930) и «Анна Каренина» (1937) по Л. Н. Толстому, «Тартюф» Мольера (1939), «Три сестры» Чехова (1940), «Школа злословия» Р. Шеридана (1940).

В годы Великой Отечественной войны поставлены «Фронт» А. Е. Корнейчука, «Русские люди» К. М. Симонова, «Офицер флота» А. А. Крона. Среди спектаклей последующих лет - «Последняя жертва» Островского (1944), «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого (1951), «Мария Стюарт» Ф. Шиллера (1957), «Золотая карета» Л. М. Леонова (1958), «Милый лжец» Дж. Килти (1962).

Но, несмотря на отдельные удачи, в 60-х гг. театр находился в кризисе. В репертуар всё чаще включались пьесы-однодневки, не безболезненно проходила смена поколений. Положение усугублялось тем, что любая критика официально ставшего государственным театра не допускалась. Желание выйти из кризиса побудило старейших актёров МХАТ пригласить в 1970 в качестве главного режиссёра воспитанника Школы-студии МХАТ О. Н. Ефремова, сумевшего в 70-х гг. вдохнуть новую жизнь в театр. Им были поставлены «Последние» М. Горького (1971), «Соло для часов с боем» О. Заградника (совместно с А. А. Васильевым, 1973), «Иванов» (1976), «Чайка» (1980), «Дядя Ваня» (1985) Чехова. Одновременно глубоко разрабатывалась и современная тема. Постоянными авторами театра стали А. И. Гельман («Заседание парткома», 1975; «Мы, нижеподписавшиеся», 1979; «Скамейка», 1984, и др.) и М. М. Рощин («Валентин и Валентина», 1972; «Эшелон», 1975; «Перламутровая Зинаида», 1987, и др.), ставились пьесы М. Б. Шатрова, А. Н. Мишарина. В труппу вошли И. М. Смоктуновский, А. А. Калягин, Т. В. Доронина, А. А. Попов, А. В. Мягков, Т. Е. Лаврова, Е. А. Евстигнеев, Е. С. Васильева, О. П. Табаков; в спектаклях работали художники Д. Л. Боровский, В. Я. Левенталь и др. Но постоянно разраставшуюся труппу становилось трудно объединить. Необходимость предоставлять работу актёрам вела к компромиссам и в выборе пьес, и в назначении режиссёров, что приводило в свою очередь к появлению явно проходных работ. В 80-х гг. был поставлен ряд значительных спектаклей крупными режиссёрами - А. В. Эфросом («Тартюф» Мольера, 1981), Л. А. Додиным («Кроткая» по Ф. М. Достоевскому, 1985), М. Г. Розовским («Амадей» П. Шеффера, 1983), К. М. Гинкасом («Тамада» А. М. Галина, 1986) и др., но общей творческой программы в театре не было. Разлад в театре привёл к конфликту. В 1987 коллектив разделился на две самостоятельные труппы: под художественным руководством Ефремова (с 1989 Московский Художественный академический театр имени А. П. Чехова; Камергерский переулок, 3) и Дорониной (Московский Художественный академический театр имени М. Горького; Тверской бульвар, 22).

После смерти О. Ефремова в 2000 г. художественным руководителем МХАТ им. А. П. Чехова становится Олег Табаков, взявший курс на обновление репертуара (ставки сделаны как на классические произведения мировой драматургии - «Гамлет», «Вишневый сад», «Господа Головлевы», «Белая гвардия», «Король Лир», «Тартюф», так и на современную отечественную и зарубежную драматургию) и труппы (в нее вошли О. Яковлева, А. Леонтьев, А. Покровская, В. Хлевинский, В. Краснов, М. Голуб, С. Сосновский, К. Хабенский, М. Пореченков, А. Белый, М. Трухин и др.). К созданию спектаклей привлекаются лучшие силы современной режиссуры - А. Шапиро, С. Женовач, К. Серебренников, К. Богомолов, Ю. Бутусов, М. Брусникина, Е. Писарев, В. Рыжаков, М. Карбаускис. В 2001 году была открыта третья - Новая - сцена театра, предназначенная специально для экспериментальных постановок.

В 2004 году театр вернулся к первоначальному названию - Московский Художественный театр (МХТ), исключив из наименования слово Академический.

Весной 2018 г., после ухода из жизни О. П. Табакова, Художественный театр возглавил Сергей Женовач.

Музей МХАТ

С 1923 существует музей МХАТ. Основу его собрания составил фонд документов по истории театра вместе с личными фондами Станиславского, Немировича-Данченко и других крупных деятелей Художественного театра. Вначале музей располагался в здании театра, с 1939 - в Камергерском переулке (д. 3-а; здание - 1914 г., архитектор Ф. О. Шехтель). До 1969 музей подчинялся дирекции театра. В 1923-52 гг. музей возглавлял Н. Д. Телешов, в 1952-68 гг. - Ф. Н. Михальский (прототип администратора Фили из «Театрального романа» М. А. Булгакова). К 1969 музей перерос ведомственные рамки, был выведен из подчинения дирекции театра и стал музеем союзного подчинения. В музее, помимо исторических документов, находятся произведения театрально-декорационного искусства, мемориальные предметы, связанные с историей и современной творческой деятельностью Художественного театра.

В структуре музея: отдел рукописных фондов и книжных коллекций, отдел изобразительных фондов и мемориально-исторических коллекций, отдел экскурсионно-лекционной работы; филиалы - Дом-музей К. С. Станиславского (Леонтьевский переулок, 6) и Музей-квартира Вл. И. Немировича-Данченко (Глинищевский переулок, 5/7). При музее действует библиотека (около 13 тыс. единиц хранения).

Школа-студия МХАТ

В 1943 году при Художественном театре открыт театральный вуз -

В первых же своих пьесах Антон Павлович Чехов выступил как новатор. Он хорошо видел и сюжетную бедность современного ему репертуара, и устарелость драматургической формы.

Характеризуя настроения театрального зрителя своего времени, он говорит:

«Требуют, чтобы герой, героиня были сценически эффектны. Но ведь в жизни не каждую минуту стреляются, вешаются, объясняются в любви. И не каждую минуту говорят умные вещи. Они (люди) больше едят, пьют, волочатся, говорят глупости. И вот надо, чтобы это было видно на сцене. Надо создать такую пьесу, где бы люди приходили, уходили, обедали, разговаривали о погоде, играли в винт, но не потому, что так нужно автору, а потому, что так происходит в действительной жизни... Надо, чтобы жизнь была такая, какая она есть, и люди такие, какие они есть, а не ходульные» .

Таким образом, в основе взглядов Чехова-драматурга лежит отвращение к сюжетной искусственности, театральности и эффектам старого театра. На сцене всё должно быть так же просто, как и в жизни, - вот лозунг Чехова, драматурга-реалиста, требовательного и чуткого художника. Эта обязательная простота отнюдь не исключала, с точки зрения Чехова, свежести и оригинальности драматургической формы. В одном из писем он заявил: «Кто изобретёт новые концы для пьес, тот изобретёт новую эру. Герой или женись, или застрелись, другого выхода нет!!!».

Об этих же новаторских устремлениях говорит его фраза: «Сюжет должен быть нов, а фабула должна отсутствовать».

История МХТ

Театр был создан в 1898 году Константином Сергеевичем Станиславским и Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко. Первое его название - Художественно-общедоступный театр, в 1901 году оно сменилось на Московский Художественный театр (МХТ), а с 1919 года театр носит имя Московский Художественный академический театр, к которому в 1932 году добавилось окончание «СССР им. М. Горького».

В 1987 году произошёл раскол на два театра - Московский Художественный академический театр им. М. Горького, (МХАТ имени М. Горького) и Московский Художественный академический театр им. А. П. Чехова (МХАТ им. А. П. Чехова). В 2004 году второй из них отказался от звания «академический». Его-то мы и знаем сейчас как МХТ.

Впервые двери театра распахнулись навстречу зрителям 14 октября 1898. Первой премьерой стала постановка «Царь Федор Иоаннович», основанная на трагедии в пяти действиях Алексея Константиновича Толстого. Режиссёрами выступили Станиславский и Немирович-Данченко. Показ прошёл в здании театра «Эрмитаж» по адресу Каретный ряд, дом 3. С 1902 театр располагается в Камергерском переулке, в здании бывшего Лианозовского театра, перестроенного в том же году архитектором .



С первого же спектакля зрители были покорены исторической правдой, достоверностью бытовых деталей и живыми массовыми сценами. Даже критика признала, что это новое слово в театральном искусстве России, и восторженно отзывалась об оригинальности режиссерского решения и новизне приёмов.

Сам же Станиславский говорил, что именно с «Царя Федора Иоанновича» началась историко-бытовая линия во МХАТе. Но зрителей в первую очередь восхитила в спектакле не смелая режиссура и блистательная игра артистов, а бутафория, грим и декорации. До этого публика, приходящая в театр, никогда не видела такой тонкой работы над деталями, такого точного воссоздания быта на сцене. Ведь для «Царя Федора» была приобретена старинная утварь, собраны по музеям предметы обихода, иконы, оружие, сшиты достоверные до мельчайших подробностей костюмы, восстановлены забытые обычаи и обряды. На глазах зрителя протекала самая настоящая жизнь, натуральная, узнаваемая.

Кроме «Царя Федора Иоанновича», в первом сезоне театр представил на суд зрителей спектакль «Чайка» по пьесе Антона Павловича Чехова. Спектакль имел огромный успех и определил направление всего будущего творчества МХАТа.



Чехов на сцене МХТ

Взять в работу «Чайку» было довольно смелой идеей, так как попытка постановки этого произведения однажды уже потерпела фиаско. Пьеса Чехова была поставлена в Александринском театре Санкт-Петербурга, и, несмотря на то, что задействованы в ней были лучшие артисты труппы, спектакль провалился, а сам Чехов бежал из театра и из города и даже поклялся отречься от театра.

Причина провала крылась в том, что неподготовленная публика, придя на комедию, как значилось в афише, ждала привычного веселого водевиля, тем более, что в главной роли была бенефициантка Елизавета Левкеева, известная комическая актриса. Теперь же ставить «Чайку» так, как задумывал её автор, было рискованно, и Чехов долго не давал своего согласия на постановку.

Станиславский и сам не очень понимал, как нужно играть эту пьесу. Актерам было невероятно трудно существовать в чеховской манере, режиссер не мог сформулировать задачи, и театр был готов отказаться от идеи постановки.

Но Немирович-Данченко, который и выбрал «Чайку», не мог отступиться от задуманного. Он настоял на продолжении работы, и в репетициях, в мучительных поисках, в бесконечных спорах между актерами и режиссёром, наконец, нашлось правильное решение, начали прощупываться те самые «новые формы».

В «Чайке» нельзя было говорить просто, бытово, громко, здесь нужна была иная речевая мелодия, и вдруг в голосах уставших, измученных актеров зазвучали нужные ноты. Уже во второй раз «утомление театральностью» дало верное направление русскому театру!

Премьера «Чайки» состоялась 16 декабря 1898 года. Уверенности в успехе не было ни у кого, публика могла не принять нового спектакля. Вся труппа испытывала неимоверное волнение и тревогу, осознавая степень ответственности перед автором и будущим своего театра.

Когда спектакль закончился, на исполнителей обрушился град аплодисментов и оваций, публика не давала опустить занавес, а актеры плакали от счастья и обнимались прямо на сцене! В зрительном зале слышались взволнованные голоса, кто-то требовал послать телеграмму Чехову в Ялту.

Как сказала потом Ольга Книппер-Чехова: «И "Чайка", и Чехов-драматург были реабилитированы!» . Спектакль имел небывалый успех.

Критики были восхищены не меньше зрителей и признали, что спектакль поражает своей новизной, отсутствием шаблонов и великолепным актерским ансамблем. Детали здесь были воспроизведены так же подробно и точно, как в «Царе Федоре», но тут уже никто не упрекал постановщиков в утрированной внешней правде.

«Это совершенно новая пьеса, по-новому задуманная, написанная и исполненная как раз в том тоне, в каком автору желательно» , - писали московские газеты.

Стало очевидно, что МХАТ нашел своего Автора и вышел на новый уровень, заняв одно из первых мест в русском театральном искусстве рубежа веков. Именно в чеховских спектаклях произошло открытие театральной системы, определившей театр XX века, пришло новое понимание сценической правды, поворачивающее внимание актера и режиссера от внешнего реализма к внутреннему, к проявлениям жизни человеческого духа.

МХТ впервые в истории мирового театра утвердил значение режиссера как автора спектакля, интерпретирующего пьесу в соответствии со спецификой своего творческого видения.

Рождение Московского Художественного Академического театра неразрывно связано не только с «Чайкой» (хотя, безусловно, «Чайка» – это визитная карточка МХАТа), но и со всей драматургией Чехова в общем.

В последующие годы театр осуществил и другие постановки по пьесам автора:

«Дядя Ваня» в 1899 году, где Станиславский блистал в роли Астрова. Спектакль не сразу был принят публикой, однако впоследствии стал одним из «козырей» театра.

«Три сестры» - самая пронзительная пьеса Чехова. Поставлена она была в 1901 году, когда из названия театра уже убрали слово «общедоступный».

«Вишневый сад», который играли уже не в помещении театра «Эрмитаж», а в новом здании - в Камергерском переулке.

Именно в спектаклях по пьесам Чехова начинала рождаться театральная система, которая и формировала совершенно новый тип актеров. МХАТ утвердил значение режиссера как автора спектакля, произвел реформу репертуара, ища для постановок произведения, созвучные времени. Но, работая с «модной» драматургией и не обходя вниманием символизм в русском театре, МХАТ никогда не забывал о классике.

МХАТ имени Горького М. был основан легендарными личностями. У его истоков стояли К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко. Это один из самых знаменитых и лучших театров России.

История театра

МХАТ имени Горького, фото здания которого представлено в данной статье, был основан в 1898 году. К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко решили создать свой театр, программа которого была бы основана на новаторских принципах. Они радели за новую манеру актёрской игры, за отсутствие ложного пафоса, наигрыша и декламации, за новый строй в спектаклях, за расширение и обогащение репертуара, за достоверность воссоздания антуража. Возглавили новый театр В.И. Немирович-Данченко (который занял пост директора-распорядителя) и К.С. Станиславский, который стал главным режиссёром. Труппа была собрана из студентов Владимира Ивановича и актёров-любителей, участвовавших в постановках Константина Сергеевича.

Первый спектакль театра состоялся в октябре 1898 года. Это была трагедия «Царь Фёдор Иоаннович» по А.Толстому. В этом же году состоялась премьера «Чайки» А.П.Чехова. Театр К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко был свеж, оригинален, и многие его хвалили, но немало было и тех, кто его ругал. Первые 4 года своего существования труппа не имела собственного здания. Спектакли игрались в арендованном помещении театра «Эрмитаж». Зал его вмещал в себя 815 зрителей. МХАТ в то время не был государственным театром и дотаций от государства не получал, завися от того, сколько зарабатывал своими постановками, и плюс от средств меценатов, главным из которых был знаменитый Савва Морозов, который впоследствии взял на себя все финансовые дела.

В 20-е годы 20 века театр получил название МХАТ и был возведён в ранг государственного академического. Этот период был непростым, так как во время работы над одним из спектаклей К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко из-за разногласий приняли решение отказаться от совместной работы над постановками, как было это раньше. В результате Константин Сергеевич сам отстранил себя от работы над новыми постановками и занялся только руководством деятельностью молодых режиссёров. Конфликт завершился тем, что в 1934 году Константин Сергеевич покинул МХАТ. Знаменитый актёр и режиссёр Олег Ефремов возглавлял МХАТ в конце 20 века. При нём труппа стала очень большой, и многим артистам не хватало ролей. Это привело к конфликту. Театр раскололся на две труппы. Часть артистов ушла с О. Ефремовым и получила название МХТ имени А.П. Чехова. А другие артисты вошли в труппу Татьяны Дорониной и остались в МХАТ имени М. Горького. И по сей день существуют отдельно эти два театра.

Сегодня в своём репертуаре имеет постановки как для взрослых, так и для детей МХАТ имени Горького. Актеры здесь служат только самые яркие и талантливые. Среди них большое количество обладателей почётных званий заслуженного и народного артиста России».

Приобрести билеты на спектакли можно в режиме онлайн на официальном сайте МХАТ имени Горького. поможет выбрать удобное по расположению и по финансам место в зрительном зале.

Спектакли для взрослых

МХАТ имени Горького М. предлагает своим зрителям следующие постановки:

  • «Банкрот».
  • «Рождество в доме Купьелло».
  • «Три сестры».
  • «Зойкина квартира».
  • «Заложники любви, или Халам-бунду».
  • «Школа злословия».
  • «Высотка».
  • «Годы странствий».
  • «Ромео и Джульетта».
  • «Медведь».
  • «На дне».
  • «Униженные и оскорблённые».
  • «Васса Железнова».
  • «Жорж Данден, или Сон одураченного мужа».
  • «Отчаянные влюблённые».
  • «Как боги».
  • «Шоколадный солдатик».
  • «Грибной царь».
  • «Монах и бесёнок».
  • «Старая актриса на роль жены Достоевского».
  • «Красавец-мужчина».
  • «Паутина».
  • «Прощание в июне».
  • «Без вины виноватые».
  • «Босоногий в Афинах».
  • «Так и будет».
  • «Любовь взаймы».
  • «Женитьба Белугина».
  • «Уличный охотник».
  • «Не всё коту Масленица».
  • «Вишнёвый сад».
  • «Не хочу, чтобы ты выходила замуж за принца».
  • «Деньги для Марии».
  • «Такая любовь».
  • «Дама-невидимка»
  • «Пространство для любви».
  • «Русский водевиль».
  • «Комедианты господина».
  • «Мастер и Маргарита».
  • «Полоумный Журден».
  • «Дикарка».
  • «Незримый друг».
  • «Тёркин - жив и будет».
  • «Западня для королевы».
  • «Дорогая Памела».
  • «Лес».
  • «Контрольный выстрел».
  • «Тайна двери отеля "Ригал"».
  • «Костюмер».

Спектакли для детей

МХАТ имени Горького М. предлагает маленьким зрителям несколько спектаклей. В нынешнем театральном сезоне это:

  • «Синяя птица».
  • «В поисках радости».
  • «Сокровища Петера».
  • «Её друзья».

Все постановки созданы по замечательным произведениям, которые интересны как детям, так и их родителям.

Премьеры

В этом театральном сезоне МХАТ имени Горького М. представит публике сразу девять премьерных спектаклей. Это постановки:

  • «Люти».
  • «Отелло уездного города».
  • «Провинциалка».
  • «Кроткая».
  • «Пигмалион».
  • «Гамлет».
  • «Мой бедный Марат».
  • «Укрощение строптивой».
  • «Домик на окраине».

Труппа

Актеры театра МХАТ имени Горького М.:

  • М.А. Дахненко.
  • А.В. Самойлов.
  • И.С. Криворучко.
  • К.С. Зайцев.
  • Л.Н. Мартынова.
  • А.И. Титоренко.
  • А.С. Чайкина.
  • М.В. Кабанов.
  • Р.А. Титов.
  • В.Л. Ровинский.
  • Д.В. Корепин.
  • Т.Г. Поппе.
  • Т.В. Дружков.
  • А.С. Рубеко.
  • Н.Ю. Пирогова.
  • С.Ю. Курач.
  • А.Е. Ливанов.
  • А.С. Погодин.
  • Н.Ю. Моргунова.
  • А.А. Кравчук.
  • Г.В. Ромодина.
  • В.Р. Халтурин.
  • К.А. Ананьев.
  • Ю.Е. Болохов.
  • В.А. Лаптева.
  • А.В. Шульгин.
  • Г.Н. Кочкожаров.
  • Е.А. Хромова.
  • Н.Ю. Померанцев.
  • А.С. Удалов.
  • Л.А. Жуковская.
  • В.И. Конашенков.
  • А.Ю. Оя.
  • А.Ю. Карпенко.
  • Ю.А. Ракович.
  • С.Э. Габриэлян.
  • Д.В. Таранов.
  • Л.Д. Голубина.
  • И.Е. Фадина.
  • Л.В. Кузнецова.
  • И.Ф. Скициан.
  • А.А. Чубенко.
  • А.Г. Беседина.
  • С.В. Галкин.
  • Л.Л. Матасова.
  • Т.В. Доронина.
  • А.А. Алексеева.
  • О.А. Цветанович.
  • Ю.А. Зыкова.
  • Е.Ю. Кондратьева.
  • Т.Н. Миронова.
  • М.В. Юрьева.
  • Ю.Ю. Коновалов.
  • Е.В. Катышева.
  • Н.Н. Медведева.
  • А.И. Дмитриев.
  • Т.В. Ивашин.
  • Д.В. Зенухин.
  • А.А. Хатников.

Художественный руководитель

Театр МХАТ имени Горького М. существует под руководством знаменитой актрисы Татьяны Васильевны Дорониной. Она также является и режиссёром-постановщиком. Актёрское образование получила в Школе-студии МХАТ в 1956 году. После окончания обучения три года служила в Театре имени Ленинского Комсомола в Ленинграде. С 1959 по 1966 г. была ведущей актрисой в ленинградском БДТ имени М. Горького. Здесь она сыграла большое количество ролей.

С 1966 по 1972 год Татьяна Васильевна была актрисой МХАТ имени М.Горького. После этого в течение 11 лет служила в Московском академическом театре им. В. Маяковского. Здесь она сыграла Дульсинею, Липочку, Елизавету Тюдор, Марию Стюарт, Аркадину и так далее. В 1983 году Татьяна Васильевна вернулась в МХАТ имени М.Горького. Через 4 года она стала его художественным руководителем и занимает эту должность до сих пор. Также Т. Доронина является режиссёром и за эти годы поставила большое количество спектаклей.

Татьяна Васильевна извесна зрителю по своим многочисленным ролям в кино. Она сыграла в фильмах: «Шли солдаты…», «Мачеха», «Ещё раз про любовь», «Первый эшелон», «Три тополя на Плющихе», «Старшая сестра», «На ясный огонь», «Валентин и Валентина» и многих других. Т. Доронина награждена орденами «Дружбы народов», Святой Ольги, «За заслуги перед Отечеством» IV и III степеней. Она является лауреатом премий Константина Симонова, «Хрустальная роза Виктора Розова», академика В.И. Вернадского, Евгения Васильевна - член Союза писателей России.

«Синяя птица»

Театр МХАТ имени Горького М. вернул в свой репертуар детский спектакль «Синяя птица». Он был поставлен ещё в 1908 году самим К.С. Станиславским. Сказка возобновлена именно в режиссуре Константина Сергеевича. В спектакле заняты актёры: Т.Н. Миронова, Г.В. Ромодина, А.С. Чайкина, Н.Н. Медведева, Г.С. Карташов, М.В. Юрьева, Н.Ю. Моргунова, Е.В. Ливанова, О.Н. Дубовицкая, В.И. Масенко. Это феерическая история, которая наполнена музыкой. Этот спектакль всегда вызывает отклик в детских душах. На нём выросло уже не одно поколение. Любимая сцена всех зрителей - это та, в которой происходят чудеса: оживают огонь, хлеб, молоко. Спектакль идёт на сцене МХАТ уже 104 года. Это своего рода мировой рекорд. Ни в каком другом театре нет таких постановок, которые идут с неизменным успехом больше сотни лет.

«Отелло уездного города»

Это спектакль по пьесе Этот спектакль - премьера нынешнего театрального сезона. Роли в постановке исполняют: Б.А. Бачурин, Ю.А. Ракович, М.В. Бойцов, И.С. Криворучко, Л.Н. Мартынова, В.Р. Халтурин, А.А. Хатников, Д.В. Корепин, И.С. Рудоминская, Н.Н. Медведева, О.Н. Дубовицкая, В.Л. Ровинский. Эта история о молодом повесе, который прибыл по делам в небольшой уездный городок. Его приезд неожиданно для всех меняет привычное течение жизни местного населения. Оказывается, что некоторые семьи благополучны лишь на вид. Любовь превратится во всепоглощающую страсть и превратит скромного добряка в мстительного Отелло. Многие годы эта пьеса была незаслуженно забыта и «жила» в тени «Грозы» и «Бесприданницы». Но МХАТ имени М.Горького решил подарить ей новую жизнь на сцене и познакомить зрителя с этим незаслуженно забытым шедевром, в котором кипят шекспировские страсти.

Адрес и как добраться

В городе Москве находится МХАТ имени Горького. Адрес театра: дом №22. Рядом находятся Гнездниковский и Леонтьевский переулки. Возникает вопрос у тех, кто впервые собирается посетить МХАТ имени Горького: как добраться до театра? Самый удобный способ - это метро. Театр располагается совсем рядом со станциями: Чеховская, Тверская и Пушкинская. Последняя располагается к зданию театра ближе всех. От любой из трёх этих станций до театра можно очень быстро дойти пешком.

МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР, (МХТ, МХАТ) - от-крыл-ся 14 октября 1898 года спек-так-лем «Царь Фё-дор Ио-ан-но-вич» А.К. Тол-сто-го в зда-нии те-ат-ра «Эр-ми-таж » в Ка-рет-ном Ря-у.

С 1902 года в Ка-мер-гер-ском пе-ре-ул-ке: зда-ние бы-ло воз-ве-де-но как особ-няк князя П.И. Одо-ев-ско-го в сти-ле ам-пир (1817), в те-че-ние XIX века мно-го-крат-но пе-ре-страи-ва-лось; в 1882 году пре-вра-ще-но в Ка-мер-ный те-атр по за-ка-зу вла-дель-ца, куп-ца Г.М. Ли-а-но-зо-ва (архитектор М.Н. Чи-ча-гов; см. Чи-ча-го-вы). Для МХТ пе-ре-строе-но в сти-ле ра-цио-наль-но-го мо-дер-на (1902, архитектор Ф.О. Шех-тель); про-ект осу-ще-ст-в-лён час-тич-но: пол-но-стью пе-ре-де-ла-ны ин-терь-е-ры, но фа-сад ос-тал-ся прак-ти-че-ски в преж-нем ви-де, за ис-клю-че-ни-ем све-тиль-ни-ков, две-рей, окон-ных пе-ре-плё-тов; над вхо-дом ус-та-нов-лен рель-еф «Пло-вец» («Вол-на»; 1901, скульп-тор А.С. Го-луб-ки-на).

Шех-тель так-же вы-пол-нил эс-ки-зы за-на-ве-са и эмб-ле-мы те-ат-ра. Ря-дом в 1914 году он же воз-вёл ком-мерч. зда-ние (с 1938 года пе-ре-да-но МХАТу; ны-не му-зей те-ат-ра и учеб-ная сце-на). К 1970-м годам основное зда-ние те-ат-ра об-вет-ша-ло, ре-кон-ст-руи-ро-ва-лось в 1977-1987 годах (архитектор. С.М. Гель-фер): бы-ли вос-ста-нов-ле-ны ин-терь-е-ры, воз-ве-де-на но-вая сце-ническая ко-роб-ка, при-стро-ен кор-пус с административными и под-соб-ны-ми по-ме-ще-ния-ми, соз-да-на ма-лая сце-на.

Яд-ро труп-пы со-ста-ви-ли уча-ст-ни-ки спек-так-лей Об-ще-ст-ва искусства и литературы под руководством К.С. Ста-ни-слав-ско-го и вы-пу-ск-ни-ки Музыкально-дра-ма-тического учи-ли-ща Московского фи-лар-мо-нического об-ще-ст-ва, где пре-по-да-вал Вл. И. Не-ми-ро-вич-Дан-чен-ко: М.Ф. Ан-д-рее-ва, А.Р. Ар-тём, Г.С. Бурд-жа-лов, О.Л. Книп-пер (см. Книп-пер-Че-хо-ва О.Л.), М.П. Ли-ли-на, В.В. Луж-ский, В.Э. Мей-ер-хольд, И.М. Мо-ск-вин, Е.М. Мунт, М.Л. Рок-са-но-ва, М.Г. Са-виц-кая.

В 1900 в труп-пу всту-пил В.И. Ка-ча-лов, в 1903 году - Л.М. Ле-о-ни-дов. Гла-вен-ст-вую-щая цель - соз-да-ние но-во-го ти-па национального русского те-ат-ра (не-за-ви-си-мо-го и об-ще-дос-туп-но-го). Ос-но-во-по-ла-гаю-щие прин-ци-пы (общ-ность ху-дожественного язы-ка, един-ст-во це-лей и ме-то-дов ра-бо-ты), за-да-ча об-нов-ле-ния средств, ко-то-рые по-зво-ли-ли бы ин-тер-пре-ти-ро-вать но-вую дра-му (Г. Иб-сен, Г. Га-упт-ман, А. Стринд-берг, М. Ме-тер-линк и, пре-ж-де все-го, А.П. Че-хов), вво-ди-ли МХТ в кон-текст ев-ропейского дви-же-ния «не-за-ви-си-мых те-ат-ров», сбли-жая с на-чи-на-ния-ми А. Ан-туа-на, О. Бра-ма, М. Рейн-хард-та.

По-ис-ки клю-ча к дра-ма-тур-гии Че-хо-ва («Чай-ка», 1898; «Дя-дя Ва-ня», 1899; «Три се-ст-ры», 1901; «Виш-нё-вый сад», 1904) при-ве-ли к соз-да-нию «те-ат-ра на-строе-ния», воз-ник-но-ве-нию по-ня-тий сце-нической ат-мо-сфе-ры, под-тек-ста и т. п. Ре-жис-сёр-ско-му искскусству Ста-ни-слав-ско-го и Не-ми-ро-ви-ча-Дан-чен-ко бы-ла при-су-ща по-сле-до-ва-тель-ность в соз-да-нии еди-но-го об-раза спек-так-ля; об-щая ху-дожественная мысль пе-ре-да-ва-лась во всём бо-гат-ст-ве пси-хо-ло-гических и жи-тей-ских под-роб-но-стей. МХТ - пер-вый в Рос-сии те-атр, из-брав-ший собственный круг тем и по-сле-до-ва-тель-но их раз-ра-баты-вав-ший от спек-так-ля к спек-так-лю.

Рас-ши-ре-ние творч. про-грам-мы и ощу-ще-ние пуль-са современной жиз-ни при-ве-ли к по-ста-нов-ке спек-так-лей об-ще-ст-вен-но-по-ли-тической ли-нии («Ме-ща-не» и «На дне» Горь-ко-го, 1902; «Док-тор Шток-ман» Иб-се-на, 1900), к даль-ней-шей раз-ра-бот-ке ис-то-рической тра-ге-дии («Смерть Ио-ан-на Гроз-но-го» А.К. Тол-сто-го, 1899; «Юлий Це-зарь» У. Шек-спи-ра, 1903; «Бо-рис Го-ду-нов» А.С. Пуш-ки-на, 1907), сказ-ки («Сне-гу-роч-ка» А.Н. Ост-ров-ско-го, 1900; «Си-няя пти-ца» Ме-тер-лин-ка, 1908), к опы-там в об-лас-ти сим-во-лиз-ма и ран-не-го экс-прес-сио-низ-ма («Сле-пые», «Там внут-ри», «Не-про-ше-ная» Ме-тер-лин-ка, 1904; «Жизнь Че-ло-ве-ка» Л.Н. Ан-д-рее-ва, 1907 и 1909; «Рос-мерс-хольм» Иб-се-на, 1908).

С середины 1910-х годов Ста-ни-слав-ский с Л.А. Су-лер-жиц-ким на-чал экс-пе-ри-мен-ты, по-ло-жив-шие на-ча-ло Ста-ни-слав-ско-го сис-те-ме и впер-вые при-ме-нён-ные в по-ста-нов-ках спек-так-лей «Дра-ма жиз-ни» К. Гам-су-на (1907) и «Ме-сяц в де-рев-не» И.С. Тур-ге-не-ва (1909). Прав-да «жиз-ни че-ло-ве-че-ско-го ду-ха», глу-би-на «под-тек-ста» и «под-вод-но-го те-че-ния», ос-во-бо-ж-де-ние от штам-пов, сти-ли-стическая вер-ность от-ли-ча-ли по-ста-нов-ки русской клас-си-ки: «Го-ре от ума» А.С. Гри-бое-до-ва (1906, 1914), «На вся-ко-го муд-ре-ца до-воль-но про-сто-ты» Ост-ров-ско-го (1910), «Бра-тья Ка-ра-ма-зо-вы» (1910) и «Ни-ко-лай Став-ро-гин» (1913) по Ф.М. Дос-то-ев-ско-му, «На-хлеб-ник», «Где тон-ко, там и рвёт-ся» и «Про-вин-ци-ал-ка» Тур-ге-не-ва (1912).

Жиз-нен-ная пра-в-да до-во-ди-лась до сме-лой, яр-кой те-ат-раль-но-сти в «Мни-мом боль-ном» Моль-е-ра (1913), «Хо-зяй-ке гос-ти-ни-цы» К. Голь-до-ни (1914), «Смер-ти Па-зу-хи-на» М.Е. Сал-ты-ко-ва-Щед-ри-на (1914), «Се-ле Сте-пан-чи-ко-ве» по Дос-то-ев-ско-му (1917). Важ-ной ве-хой ста-ло при-гла-ше-ние для ра-бо-ты над «Гам-ле-том» Шек-спи-ра (1911) Г.Э.Г. Крэ-га. Об-нов-лял-ся круг ху-дож-ни-ков - ес-ли поч-ти все спек-так-ли пер-во-го де-ся-ти-ле-тия шли в де-ко-ра-ци-ях В.А. Си-мо-ва, то в даль-ней-шем в те-ат-ре ра-бо-та-ли В.Е. Его-ров, Н.П. Уль-я-нов, М.В. До-бу-жин-ский, А.Н. Бе-нуа, Н.К. Ре-рих, Б.М. Кус-то-ди-ев, Н.А. Ан-д-ре-ев.

В 1919 году МХТ был на-цио-на-ли-зи-ро-ван и вклю-чён в чис-ло ака-де-мических те-атров (с 1932 имени М. Горь-ко-го). Часть труп-пы, в 1919 году вы-ехав на юг, при на-сту-п-ле-нии бе-лых ока-за-лась от-ре-зан-ной от Мо-ск-вы; вос-со-еди-не-ние со-стоя-лось лишь в 1922 году, ко-гда МХАТ во гла-ве с К.С. Ста-нислав-ским от-пра-вил-ся на дли-тель-ные га-ст-ро-ли (Гер-ма-ния, Фран-ция, США, 1922-1924). В середине 1920-х годов в труп-пу во-шли М.М. Тар-ха-нов, Б.Г. Доб-ро-нра-вов, А.К. Та-ра-со-ва, О.Н. Ан-д-ров-ская, К.Н. Елан-ская, А.П. Зуе-ва, А.И. Сте-па-но-ва, Н.П. Ба-та-лов, А.Н. Гри-бов, М.Н. Кед-ров, Б.Н. Ли-ва-нов, М.И. Пруд-кин, В.А. Ор-лов, В.Я. Ста-ни-цын, Н.П. Хме-лёв, М.М. Ян-шин и др., со-ста-вив вто-рое по-ко-ле-ние МХАТа.

В 1925 воз-ник-ла Ре-пер-ту-ар-но-ху-дожественная кол-ле-гия под предсидательством П.А. Мар-ко-ва. Ста-ни-слав-ский и ос-таль-ные «ста-рей-ши-ны» ут-вер-жда-ли её ре-ше-ния. Столь же важ-ным бы-ло соз-да-ние литературной и об-ще-куль-тур-ной сре-ды те-ат-ра, но-во-го кру-га ав-то-ров. По на-стоя-нию МХАТа на-ча-ли дра-ма-тические опы-ты М.А. Бул-га-ков, Вс.В. Ива-нов, Л.М. Ле-о-нов, Ю.К. Оле-ша, В.П. Ка-та-ев.

Наи-бо-лее ор-га-нич-ным стал со-юз с Бул-га-ко-вым; спек-такль «Дни Тур-би-ных» (1926) на-зы-ва-ли «Чай-кой» вто-ро-го по-ко-ле-ния. Но-вые крас-ки ре-жис-су-ры МХАТа - народно-ко-ме-дий-ное на-ча-ло, озор-ст-во ве-ли-ко-леп-ной фан-та-зии - рас-кры-лись в спек-так-лях «Го-ря-чее серд-це» А.Н. Ост-ров-ско-го (1926) и «Бе-зум-ный день, или Же-нить-ба Фи-га-ро» П. Бо-мар-ше (1927). На ру-бе-же 1930-х ггодов, от-да-вая дань идео-ло-ги-за-ции куль-ту-ры, МХАТ по-шёл на сбли-же-ние с дра-ма-тур-га-ми-«рап-пов-ца-ми» («Взлёт» Ф.А. Ва-гра-мо-ва, 1930; «Хлеб» В.М. Кир-шо-на и «Страх» А.Н. Афи-но-ге-но-ва, 1931).

Наи-выс-ши-ми дос-ти-же-ния-ми в 1930-е годы ста-ли «Вос-кре-се-ние» по Л.Н. Тол-сто-му (1930), че-ре-да ак-тёр-ских ра-бот в «Мёрт-вых ду-шах» по Н.В. Го-го-лю (1932; Чи-чи-ков - В.О. То-пор-ков, Ма-ни-лов - Кед-ров, Со-ба-ке-вич - Тар-ха-нов, Плюш-кин - Л.М. Ле-о-ни-дов, Ноз-д-рёв - И.М. Мо-ск-вин и Ли-ва-нов, Ко-ро-боч-ка - Зуе-ва, Гу-бер-на-тор - Ста-ни-цын), «Вра-ги» Горь-ко-го (1935), «Ан-на Ка-ре-ни-на» по Тол-сто-му (1937), «Тар-тюф» Моль-е-ра (1939). В 1940 году со-стоя-лась пре-мье-ра «Трёх сес-тёр» Че-хо-ва в по-ста-нов-ке Вл.И. Не-ми-ро-ви-ча-Дан-чен-ко, где сквоз-ной те-мой ста-ла «тос-ка по луч-шей жиз-ни» и где ре-жис-сёр, очи-щая ак-тёр-ское искусство от на-ко-пив-ших-ся лож-ных при-вы-чек, дос-ти-гал глу-би-ны по-сти-же-ния вы-со-ко-го ду-хов-но-го ми-ра русских ин-тел-ли-ген-тов, внутреннего му-зы-каль-но-сти по-строе-ния. Чёт-кое сти-ли-стическое ре-ше-ние, от-то-чен-ность, изя-ще-ст-во ак-тёр-ско-го мас-тер-ст-ва от-ли-ча-ли спек-такль «Шко-ла зло-сло-вия» Р. Ше-ри-да-на (1940).

В 1940-е годы. в ре-жис-су-ре МХАТа боль-шое зна-че-ние при-об-ре-та-ла пе-да-го-гическая сто-ро-на в ущерб це-ло-ст-но-му сце-ническому ре-ше-нию. В ре-пер-ту-ар всё ча-ще вклю-ча-лись от-кро-вен-но тен-ден-ци-оз-ные пье-сы, ста-вив-шие пе-ред ак-тё-ра-ми уп-ро-щён-ные за-да-чи. Па-ра-док-саль-ность по-ло-же-ния, од-на-ко, за-клю-ча-лась в том, что пье-са, по-пав-шая на сце-ну МХАТа СССР (с конца 1930-х годов ока-зав-ше-го-ся на осо-бом по-ло-же-нии «глав-но-го те-ат-ра стра-ны»), тем са-мым вклю-ча-лась в но-менк-ла-ту-ру ше-дев-ров; кри-ти-ка МХАТа СССР ква-ли-фи-ци-ро-ва-лась как на-прав-лен-ная про-тив СССР.

Спек-так-ли, по-лу-чав-шие официальное при-зна-ние, не со-би-ра-ли за-ла: «Рус-ский во-прос» К.М. Си-мо-но-ва (1947), «Хлеб наш на-сущ-ный» (1948) и «За-го-вор об-ре-чён-ных» (1949) Н.Е. Вир-ты. Ска-зы-ва-лось и кол-лек-тив-ное ру-ко-во-дство 1950-1960-х годах, от-сут-ст-вие еди-ной ре-жис-сёр-ской во-ли. От-ме-чен-ные бли-ста-тель-ны-ми ак-тёр-ски-ми ра-бо-та-ми спек-так-ли («Крем-лёв-ские ку-ран-ты» Н.Ф. По-го-ди-на, 1956; «Ма-рия Стю-арт» Ф. Шил-ле-ра, 1957; «Зо-ло-тая ка-ре-та» Л М. Ле-о-но-ва, 1958) бы-ли ско-рее ис-клю-че-ния-ми из об-ще-го пра-ви-ла. Про-цве-та-ла «ак-тёр-ская» ре-жис-су-ра, ино-гда да-вав-шая вы-со-кие ре-зуль-та-ты (например: спек-такль «Ми-лый лжец» Дж. Кил-ти, 1962, постановка И.М. Ра-ев-ско-го, Бер-нард Шоу - А.П. Кто-ров, Пат-рик Кем-пбелл - А.И. Сте-па-но-ва), но в раз-роз-нен-но-сти сво-их уси-лий ли-шав-шая жизнь те-ат-ра внутренней цель-но-сти, по-сле-до-ва-тель-но-сти за-дач, ло-ги-ки раз-ви-тия.

Идеа-лы Ху-дожественного те-ат-ра стре-ми-лась воз-ро-дить «Сту-дия мо-ло-дых ак-тё-ров» (см. «Со-вре-мен-ник»), но мет-ро-по-лия по-сле дол-гих ко-ле-ба-ний от-ка-за-лась при-нять её в своё ло-но. Же-ла-ние вый-ти из ту-пика по-бу-ди-ло «ста-рей-шин» МХАТа пред-ло-жить долж-ность главного режиссера О.Н. Еф-ре-мо-ву, ко-то-рый при-нял на се-бя эти обя-зан-но-сти в сентябре 1970.

По-сто-ян-ны-ми со-труд-ни-ка-ми МХАТа ста-но-вят-ся дра-ма-тур-ги А.И. Гель-ман с па-ра-док-саль-но-стью его со-ци-аль-ных рас-сле-до-ва-ний («За-се-да-ние парт-ко-ма», 1975; «Об-рат-ная связь», 1977; «Мы, ни-же-под-пи-сав-шие-ся», 1979; «На-еди-не со все-ми», 1981; «Ска-мей-ка», 1984; «Чок-ну-тая», 1986) и М.М. Ро-щин с его неж-ной и иро-ничной на-блю-да-тель-но-стью и те-ат-раль-ной фан-та-зи-ей («Ва-лен-тин и Ва-лен-ти-на», 1972; «Ста-рый Но-вый год», 1973; «Эше-лон», 1975; «Муж и же-на сни-мут ком-на-ту», 1976; «Пер-ла-мут-ро-вая Зи-наи-да», 1987).

Боль-шой ре-зо-нанс вы-зва-ла по-ста-нов-ка пье-сы М.Ф. Шат-ро-ва «Так по-бе-дим!» (1981). С те-ат-ром со-труд-ни-ча-ли ху-дож-ни-ки Д.Л. Бо-ров-ский, В.Я. Ле-вен-таль и другие. В труп-пу во-шли И.М. Смок-ту-нов-ский, А.А. По-пов, А.А. Ка-ля-гин, Т.В. До-ро-ни-на, А.В. Мяг-ков, Т.Е. Лав-ро-ва, Е.А. Ев-стиг-не-ев, Е.С. Ва-силь-е-ва, О.П. Та-ба-ков, А.А. Вер-тин-ская и другие.

Раз-рас-тав-шую-ся и раз-но-род-ную труп-пу не уда-ва-лось, од-на-ко, объ-е-ди-нить. Не-об-хо-ди-мость за-ни-мать ак-тё-ров ве-ла к ком-про-мис-сам и в вы-бо-ре пьес, и в на-зна-че-нии ре-жис-сё-ров, к по-яв-ле-нию яв-но не-жиз-не-спо-соб-ных по-ста-но-вок. При-гла-ше-ние круп-ных мас-те-ров ре-жис-су-ры (А.В. Эф-рос, М.Г. Ро-зов-ский, Р.Г. Вик-тюк, К.М. Гин-кас и др.) обес-пе-чи-ва-ло по-яв-ле-ние зна-чительных спек-так-лей, но не со-дей-ст-во-ва-ло вы-ра-бот-ке еди-ной ху-дожественной сис-те-мы, об-ще-го творческого язы-ка. Всё это при-ве-ло к кон-флик-ту, в ре-зуль-та-те ко-то-ро-го с на-ча-ла се-зо-на 1987-1988 годов офи-ци-аль-но су-щест-во-ва-ли две труп-пы - под руководством Еф-ре-мо-ва (с 1989 года Мо-с-ков-ский Ху-до-же-ст-вен-ный ака-де-ми-че-ский те-атр имени А.П. Че-хо-ва; зда-ние в Ка-мер-гер-ском пе-ре-улке, в 2001 году от-кры-лась но-вая сце-на) и под- руководством До-ро-ни-ной (с 1989 года Мо-с-ков-ский Ху-до-же-ст-вен-ный ака-де-ми-че-ский те-атр имени М. Горь-ко-го; зда-ние на Твер-ском буль-ва-ре, 1973 год, ар-хи-тек-то-ры В.С. Ку-ба-сов, В.С. Уля-шов, ре-ше-но в сти-ле пост-мо-дер-низ-ма с эле-мен-та-ми сти-ля мо-дерн; фа-сад об-ли-цо-ван ар-мян-ским ту-фом, ко-то-рый так-же ис-поль-зо-ван, на-ря-ду с де-ре-вом, в оформ-ле-нии ин-терь-е-ра).

В 1943 при те-ат-ре от-кры-та Шко-ла-сту-дия МХАТ имени Вл. И. Не-ми-ро-ви-ча-Дан-чен-ко.