Партия эсмеральды балет. Эсмеральда. Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Для кого подойдет

Романтический балет «Эсмеральда» по роману Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери» – последний шедевр эпохи классического романтизма, впервые увидел свет рампы в 1844 году на сцене Королевского театра в Лондоне (постановка Жюля Перро). За 160 с лишним лет он обошел все театры Европы и обрел прочный приют на русских сценах, дожив до наших дней.

История юной красавицы-цыганки обрела новую жизнь в спектакле театра «Кремлёвский балет» в 2006 году. Хореограф-постановщик Андрей Петров, опираясь на роман Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери» и сценарий Жюля Перро, создал собственную – уникальную по красоте и эмоциональности постановку, которая едва ли кого-то оставит равнодушным.

Музыкальные и хореографические интерпретации знаменитого романа всегда вызывают интерес зрителей, и время не властно над историей о трагическом сплетении неистовых чувств, смертоносных желаний, беззаветной любви и разрушающей ненависти. Спектакль идет в сопровождении Симфонического оркестра радио «Орфей». Художественный руководитель и главный дирижер – Сергей Кондрашов.

Либретто – Андрей Петров (по сценарию Жюля Перро и роману Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери»)
Хореограф-постановщик – народный артист Российской Федерации, лауреат премии Москвы Андрей Петров
Художник – сценограф – заслуженный деятель искусств Российской Федерации Григорий Белов
Художник по костюмам – Ольга Полянская
Ассистент хореографа-постановщика – Валерий Рыжов
Музыкальная редакция, оркестровка и новая музыка – лауреат Международного конкурса Владимир Качесов

Для кого подойдет

Для взрослых, поклонников балета.

Почему стоит пойти

  • Потрясающе красивая постановка
  • В сопровождении симфонического оркестра
  • Уникальная хореография

о Спектакле

Эсмеральда

Балет «Эсмеральда» в театре Станиславского и Немировича-Данченко, созданный по мотивам известного классика Виктора Гюго Владимиром Бурмейстером, впервые был представлен публике в 1950 году. Дебютная постановка прошла успешно, и сейчас, по прошествии нескольких десятилетий, она по-прежнему любима поклонниками театрального искусства. Страстная атмосфера, удачные стенографические решения, до совершенства отточенный танец, грандиозные декорации и захватывающи сюжет - все это балет «Эсмеральда» в театре Станиславского и Немировича-Данченко, заказ билетов на который можно сделать на сайте нашего билетного агентства.

В основе сюжетной линии спектакля лежит история прекрасной Эсмеральды, воспитанной цыганами, которые похитители ее в детстве. Девушка выросла настолько свободолюбивой и непокорной, настолько и красивой. Ее замечает архидиакон собора Парижской Богоматери Клод Фролло и приказывает горбуну Квазимодо похитить девушку для него. Но Эсмеральду спасает красавец-капитан Феб, в которого она влюбляется. По приказу Фролло Феба убивают, а Эсмеральду обвиняют в убийстве и приговаривают к смертной казни. Квазимодо знает о невиновности девушки, он пытается ее спасти, но безрезультатно. В итоге Квазимодо сталкивает коварного священника Фроддо с башни

«Эсмеральда» - восхитительный образец балетного искусства, который поразит и впечатлит каждого театрала. Чтобы увидеть это представление, стоит заказать билеты на балет «Эсмеральда» в театр Станиславского и Немировича-Данченко у нас на сайте уже сейчас онлайн или по телефону.

Продолжительность спектакля составляет 2 часа 50 минут (с двумя антрактами).

Композитор Цезарь Пуни, Рейнгольд Глиэр, Сергей Василенко
Автор либретто Владимир Бурмейстер и Василий Тихомиров
Балетмейстер-постановщик Владимир Бурмейстер
Дирижер: Владимир Басиладзе
Дирижер: Антон Гришанин
Руководитель возобновления постановки Сергей Филин
Художник-постановщик и художник по костюмам Александр Лушин
Художник по костюмам Наталия Кириллова
Жанр Балет
Количество актов 3
Оригинальное название Эсмеральда
Продолжительность 2 часа 50 минут (два антракта)
Дата премьеры 14.10.1950
Возрастное ограничение 12+

Дирижер - Владимир Басиладзе, Антон Гришанин

Эсмеральда - Оксана Кардаш, Наталья Крапивина, Эрика Микиртичева, Наталья Сомова
Феб - Денис Дмитриев, Сергей Мануйлов, Иван Михалев, Михаил Пухов, Георги Смилевски
Клод Фролло - Никита Кириллов, Георги Смилевски
Квазимодо - Антон Домашев, Роман Маленко
Флер де Лис - Наталия Клейменова, Наталья Крапивина, Анастасия Першенкова, Ксения Рыжкова, Наталья Сомова
Гудула - Анастасия Блохина, Яна Большанина, Наталья Крапивина, Анастасия Першенкова

Цезарь Пуни (1802-1870)

Либретто Жюля Перро
Хореография Мариуса Петипа
Постановка и новая
хореографическая редакция
Юрия Бурлаки

«Эсмеральда» - балет, написанный по канонам романтического театра середины XIX века. В начале 1840-х годов Пуни получил заказ на музыку балета по знаменитому роману Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». Либретто было написано одним из самых знаменитых балетмейстеров того времени Жюлем Жозефом Перро. В либретто и своей постановке «Эсмеральды» Перро сохранил сюжетную линию первоисточника, однако социальная тема, столь ярко выраженная у Гюго, в балете была переведена в личную драму.

Премьера «Эсмеральды» состоялась 9 марта 1844 года в Королевском театре в Лондоне. Через четыре года балет был поставлен на сцене петербургского Мариинского театра, еще через два - в Москве, а в 1856 году - в Париже. В 1886 году, М. Петипа осуществил новую, 4-актную постановку балета с добавлением музыки Риккардо Дриго. В 1935 году следующую версию балета, в трех актах, девяти картинах, поставила на той же сцене А. Ваганова, которая привлекла к работе над «Эсмеральдой» композитора Р. Глиэра. Позднее в этой версии балет ставился на многих других сценах. На протяжении XX века «Эсмеральда» шла на многих сценах Европы в постановках разных балетмейстеров.

Художник по костюмам – Наталья Земалиндинова (Ростов-на-Дону),

Ассистент балетмейстера-постановщика – заслуженная артистка России Юлиана Малхасянц (Москва).


Концепция музыкальной драматургии Ю. Бурлака.

Испанский танец во 2 картине I действия, Adagio, Allegro, вариация Флер-де-Лис, кода в Grand pas des corbeilles, пантомима третьей и пятой картин реконструированы кандидатом искусствоведения А. Галкиным.
Вариация подруг Эсмеральды из 1 картины I действия, Adagio из 5 картины III действия в хореографии народного артиста России Ю. Клевцова.

Оригинальные эскизы костюмов И. Всеволожского к балету "Эсмеральда" предоставлены Санкт-Петербургским музеем театрального и музыкального искусства.

Оригинальная партитура Ц. Пуни восстановлена по архивным материалам Библиотеки Консерватории Сан-Пьетро а Майелла в Неаполе.
Оригинальная партитура Ц. Пуни восстановлена А. Троицким.

Музыка отдельных номеров Р. Дриго, А. Симона и фрагменты оркестровой редакции Р. Глиэра.

ЭСМЕРАЛЬДА, цыганка
ГРЕНГУАР, бедный поэт
ФЕБ ДЕ ШАТОПЕР, капитан королевских стрелков
КЛОД ФРОЛЛО, архидьякон Собора Парижской Богоматери
КВАЗИМОДО, звонарь Собора Парижской Богоматери
ФЛЕР-ДЕ-ЛИС, невеста Феба
АЛОИЗА ДЕ ГОНДЕЛОРЬЕ, мать Флер-де-Лис
ДИАНА, подруга Флер-де-лис
БЕРАНЖЕ, подруга Флер-де-Лис
КЛОПЕН ТРУЛЬФУ, главарь шайки бродяг
МЕГЕРА, подруга Клопена
Вальс старого Парижа (соло)
ПОДРУГИ ЭСМЕРАЛЬДЫ
ШУТЫ
ШУТИХИ
КАЛЕКИ
СУДЬЯ
ПАЛАЧ
ТРУБАЧИ
ЛАКЕИ
ГОСТИ на балу Флер-де-Лис, Grand pas des corbeilles (Танец с корзинками), Цыгане, Цыганки
СТРАЖНИКИ
МОНАХИНИ
ДЕТИ, ПАЖИ

Коммерсант , 30 октября 2006 года

Собор Кремлевской Богоматери

"Эсмеральда" Кремлевского балета в Кремлевском дворце

Кремлевский балет открыл сезон в Кремлевском дворце исполнением российского гимна и премьерой балета "Эсмеральда" в редакции своего руководителя Андрея Петрова. ТАТЬЯНА КУЗНЕЦОВА полагает, что труппа подпрыгнула выше головы.

"Эсмеральда" – один из редких балетов-долгожителей. В России он появился в середине XIX века. Его автор Жюль Перро, ангажированный российским Императорским театром, перенес свою недавнюю лондонскую постановку сначала в Петербург, затем и в Москву. Балет на музыку Цезаря Пуни, вопреки роману Виктора Гюго, завершался счастливой развязкой (Феб, разоблачив покушавшегося на его жизнь синдика Фролло, спасал Эсмеральду от петли и даже женился на ней) и оказался так ладно скроен, что даже Мариус Петипа, обожавший улучшать балеты предшественников, взялся за него лишь спустя 35 лет после премьеры: в соответствии с веяниями того времени сделал балерину единовластной хозяйкой спектакля, добавив танцев ей и солисткам и сократив мужские партии.

В 1935 году обожаемый публикой и артистами балет отредактировала гранд-дама советского балета – Агриппина Ваганова: она (без особого успеха) попыталась усилить социальный конфликт и (с большим успехом) внедрила в него чисто классическую сцену – ненужную по сюжету, но демонстрирующую достижения советской хореографии. Кульминацией ее стало па-де-де Дианы и Актеона, поныне украшающее собой все балетные конкурсы. Спустя 14 лет уже в Москве главный балетмейстер Музтеатра Станиславского Владимир Бурмейстер сделал свою хореографическую версию спектакля. Ему-то и удалось сделать служителя церкви исчадием ада, романтического любовника Феба – светским хлыщом, а Квазимодо – чистой народной душой в искалеченном лишениями теле. Первоначальную (довагановскую) версию "Эсмеральды" в 1982 году попытались восстановить в ленинградском Малом оперном театре старейшие и памятливые артисты – Татьяна Вечеслова и Петр Гусев. Выглядит она вполне достоверно, записана в виде телеверсии и доступна любому интересующемуся.

Руководитель Кремлевского балета заинтересовался всеми версиями сразу. К началу либретто Жюля Перро он приписал пару собственных сцен, концепцию и финал позаимствовал у Владимира Бурмейстера, а историко-хореографические изыскания Малого оперного театра дополнил вагановским па-де-де и парой-тройкой эпизодов собственного сочинения, музыку для которых придумал композитор Владимир Качесов. Получившийся гибрид грешил нелогичностью – ведь предшественники господина Петрова и персонажей, и сюжет трактовали диаметрально противоположно. Но ни ловкого автора, ни неискушенную публику, переполнившую Кремлевский дворец (благо цена билетов умещалась в диапазоне от 80 до 800 рублей), эти нестыковки не смутили.

С детским доверием и неослабным вниманием зрители следили за динамичным и понятным действием, разукрашенным динамичными и понятными танцами. Ради балетного правдоподобия сценограф Белов изобразил на заднике и боковых кулисах вполне узнаваемый Notre Dame, на занавесе просцениума нарисовал карту средневекового Парижа и менял декорации чуть ли не в каждой из 14 сцен. Художник Ольга Полянская, наступив на горло своему пристрастию к розовато-салатовым тонам советского торта, облачила персонажей в аккуратные бежевато-сероватые балетные "лохмотья" и лишь средневековую знать разукрасила эстрадной серебряной "парчой".

Танцы и мизансцены, придуманные Андреем Петровым, безусловно, выделялись некоторой немузыкальностью и стилистическими ляпами, особенно на фоне достоверно старинных фрагментов (вроде второй вариации Эсмеральды или канонического pas de six Мариуса Петипа, в который господин Петров зачем-то воткнул некачественные прыжки поэта Гренгуара). К счастью, хореограф настолько обуздал собственную фантазию, что лишь записной мизантроп не смог бы перетерпеть сочиненный им танец Квазимодо с мертвой Эсмеральдой, клетки с канарейками в руках средневековых рыцарей, отголоски хореографии Юрия Григоровича в монологах и эротических видениях Клода Фролло и прочие досадные мелочи, рассыпанные по массивному двухактному спектаклю.

Теперь дело за артистами. В этой труппе плоховато с мужчинами, так что ни корявенький поэт Гренгуар в исполнении Максима Афанасьева, ни нашпигованный штампами Клод Фролло Андрея Лопарева, ни тем более Феб де Шатопер с походочкой от бедра и неповоротливым торсом "качка" (златовласый Сергей Смирнов очень старательно изображал аристократа) не могут заставить отнестись всерьез к коллизиям мелодрамы. Долго оттачивать классический танец предстоит и четырем корифейкам-"цыганкам", и разудалой Александре Тимофеевой, станцевавшей партию Дианы с какой-то почти ликующей неграмотностью. Самым нормальным оказался урод Квазимодо: эту роль, провоцирующую на грубые актерские пережимы, Дмитрий Альтамаре провел с безошибочным чувством меры и тактом.

Вытянула спектакль Эсмеральда. Эту выигрышную партию, требующую актерского темперамента, профессиональных данных и серьезной технической подготовки, молодая Кристина Кретова не проиграла: ее героиня была и резкой, и шаловливой, и трогательной, и искренней, несмотря на все драматические неувязки спектакля-гибрида. И пусть в резвых старинных вариациях она подчас не успевала за музыкой, пусть в азарте не всегда соблюдала точные позиции. Но центральный эпизод роли – pas de six – был отточен на совесть. На труднейших обводках, когда партнеров соединял лишь бубен, балерина не дрогнула ни разу, мужественно храня скорбный вид брошенной возлюбленной; а знаменитые pas de bourree проделала с блеском – отчаянно откинув корпус и жемчужно перебирая пуантами.

Для Кремлевского балета и самого господина Петрова постановку "собрания сочинений" "Эсмеральды" следует признать хорошим стратегическим ходом. Старинные версии в Москве малоизвестны, так что невыгодных сравнений можно не опасаться. Для труппы этот спектакль со множеством ролей и танцев – превосходная школа, для импресарио – незатертое название, а для зрителей – то архаическое зрелище, которое большинство и принимает за единственно возможный вид балетного искусства.

Время новостей, 31 октября 2006 года

Анна Гордеева

Дополнительные Эсмеральды

Премьера в «Кремлевском балете»

Выбор нового названия для афиши понятен: нужен классический спектакль со знакомым публике сюжетом, но не затоптанный при этом конкурентами. Не очень-то большое пространство для маневра - классики в памяти поколений осталось немного. В Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко есть в репертуаре «Эсмеральда» Владимира Бурмейстера, но Музыкальный только-только восстанавливает афишу, в ближайшем будущем этого спектакля не видно. В Большом недавно шел «Собор Парижской богоматери» Ролана Пети - уже не идет. То есть историю цыганки, каноника, горбуна и офицера, знакомую каждому тинейджеру не по балету и не по роману Виктора Гюго, конечно же, а по доносившимся из мюзикла трагическим воплям, можно рассказывать, не опасаясь соперничества, - и при этом не боясь, что народ испугается незнакомого сюжета. Вот ровно это худрук «Кремлевского балета» Андрей Петров и делает.

Он берет сохранившиеся фрагменты древней «Эсмеральды» (а история спектакля длинна - сочиненный Жюлем Перро в 1844 году, он сорок лет спустя был переформатирован Мариусом Петипа, еще через полвека отредактирован и дописан Агриппиной Вагановой) и пристраивает к ним несколько собственных сцен. Сцены эти призваны объяснить все-все-все, но простодушного зрителя (на которого рассчитан спектакль - на того, который не будет спрашивать, зачем в чудом сохранившийся женский ансамбль вписана мужская вариация) они только вконец запутают. Например: хореограф Петров любит, чтобы на сцене у него все двоилось-троилось-множилось (в его оригинальном балете «Наполеон Бонапарт» один император влюбляется, другой воюет и т.п.), - и вот каноника собора Парижской Богоматери преследуют аж шесть Эсмеральд. (В начале спектакля - как эротические видения, в финале - как муки совести). И недосказанностей он не любит - и хочет объяснить, что балет не о темных страстях, а о великой любви. Потому после того, как горбун швырнул - таки мрачного монаха с собора, поставлена еще одна сцена: Квазимодо обнимает уже мертвую Эсмеральду. Для этой сцены даже музыка написана специальная композитором Владимиром Качесовым - Пуни и Дриго Петрову не хватило. Вот, значит, бедный урод покойницу на площади перед собором баюкает, а с колосников на них падает шарф Эсмеральды - с которым вместе падал вниз каноник. То ли шарф летел быстрее, и нам следует ждать приземления монаха, то ли он зацепился где-то там и висит - но занавес закрывается, и этого нам уже не покажут.

В общем, Андрей Петров равен самому себе - и собственной фантазии, и собственным представлениям о классическом наследии. Единственное, чему он не равен, - своей труппе. Не лучшим образом отобранная (но пригласить кого-нибудь лучше театр не в силах - зарплаты у «кремлевцев» нищенские, как ни странно такое сочетание), труппа работает, не жалея себя и выкладываясь на триста процентов. Кристина Кретова, которой досталась главная роль, честно заходится в прыжках и отчаянно мимирует, изображая то наивность, а то отвагу. В па-де-де Дианы и Актеона (вставной номер, придуманный Вагановой и ставший обязательной программой всех балетных конкурсов) отлично изображает взрывающуюся и укрощенную мужественность Михаил Мартынюк. Максим Афанасьев в роли поэта Гренгуара старательно осваивает текст, напичканный неудобными прыжками. Кордебалет внимателен, синхронен, устойчив. Но только вот все время кажется, что танцуют они иной балет, связанный с именем Петипа, не тот, что значится на афише: то главная героиня напомнит о «танце со змеей» в «Баядерке», то преступный монах пройдет по сцене точь-в-точь как великий брамин, также вожделеющий в той же самой «Баядерке» недоступную девушку. Это понятно: балетные живут традицией, и стиль «Эсмеральды» они не помнят, им неоткуда его взять, а «Баядерка» - вот она, регулярно идет в Большом, можно свериться.

Занавес со старинной картой Парижа регулярно поднимается и опускается, отделяя одну сцену от другой, на заднике прорисован собор Парижской Богоматери (все время с одной и той же точки, так что кажется, что Двор чудес и дворец Флер де Лис находятся в одном и том же месте), в сцене суда над Эсмеральдой на сцену водворены какие-то устрашающие орудия пыток. Все шесть тысяч билетов проданы, народ разглядывает горгулий и верит в то, что посмотрел классический балет. На самом деле - балет Андрея Петрова. Некоторая разница все-таки есть.

НГ , 31 октября 2006 года

Майя Крылова

Страсть к цыганке

Новый балет «Эсмеральда» показали на сцене Кремлевского дворца

Андрей Петров, глава труппы «Кремлевский балет», предложил собственную версию «Эсмеральды» – балета, который впервые был поставлен в 1844 году. Собрав старинную музыку Пуни и Дриго и сохранившиеся фрагменты от авторов разных версий балета – хореорафов Перро, Петипа и Вагановой, автор нового спектакля присочинил свои танцы. Спектакль получился блестящим, многое красиво сверкает: кирасы воинов, платья дам, лезвия топоров… Тускл только гигантский серый Нотр-Дам. Параметры этой махины превосходят воображение: горгульи, кажется, разнесло в размер 5 на 10 метров. А какой-нибудь готический аркбутан и вовсе теряется в бесконечности.

Есть хореографы, которые ищут новые комбинации движений, пытаются экспериментировать с пластикой. Но это не для постановщика «Эсмеральды». Не претендует г-н Петров и на модную ныне «аутентичность» хореографического текста. Судя по результату, задача была проще – создать зрелищный балет, который бы хорошо раскупался. Поэтому история Эсмеральды, Квазимодо, Феба и Клода Фролло в переложении Петрова понятна даже дошкольнику.

Спектакль «Кремлевского балета» – рай для широкой публики и ад для знатоков. Публика может порадоваться пестрой картинке, историческому колориту, мелодраматическим страстям. Она не заметит, что Эсмеральда (Кристина Кретова) хоть и очаровательна, но танцует на невыворотных ногах, каковой факт обессмысливает ее классические па. Лишь человек с тонким ухом поморщится от странного фырканья, доносящегося от группы медных и духовых Президентского оркестра. Зрители не расстроятся из-за того, что насквозь цитатная хореография Петрова замешена на большом списке балетов, поставленных до него: только для снобов танцы этого хореографа – забавный постмодернистский интертекст. Публика не посетует, что кордебалет косолапит, а исполнители-мужчины пляшут технически слабо и актерски невыразительно. И если поэт Гренгуар так же пишет стихи, как крутит пируэты, в истории средневековой поэзии он не останется. Кстати, прыжки стихотворца, как и другие мизансцены, Петров старается располагать поперек широченной сцены: иначе ее необъятность не замаскировать. Даже Клод Фролло, страдающий эротическими глюками, мечется с размахом, точь-в-точь как его однофамилец из популярного мюзикла на ту же тему: «Я душу дьяволу отдам за ночь с тобой».

Но вот что интересно: отреагирует ли на балет Католическая церковь? Ведь вслед за образом, созданным Виктором Гюго, смелый постановщик Петров вывел на сцену резко отрицательного священника. Немыслимо вообразить, чтобы в наши дни какой-либо хореограф заставил персонажа – иерарха Православной церкви – в истерике кататься по полу. А католический архидьякон Клод Фролло в балете именно это и делает. И если сдержанные российские католики, не дай бог, возьмут пример со своих православных собратьев, додумавшихся уже до запрета пушкинского «Балды», – очередного скандала вокруг искусства не избежать.

Известия , 2 ноября 2006 года

Светлана Наборщикова

Страдала ли ты на ночь, Эсмеральда?

46-й театрально-концертный сезон Государственного Кремлевского дворца открыл театр "Кремлевский балет". Спектакль "Эсмеральда" в постановке худрука театра Андрея Петрова стал и первой премьерой столичного балетного сезона.

"Эсмеральда" - дама более чем пожилая. Создание хореографа Жюля Перро и композитора Цезаря Пуни увидело свет в Лондоне в 1844-м. Спустя четыре года спектакль по мотивам романа Гюго "Собор Парижской Богоматери" был поставлен в Большом театре и имел шумный успех. История бедной цыганки, пострадавшей за свою любовь, захватила русских балетоманов. А патриотический жест исполнительницы главной партии Фанни Эльслер заставил трепетать сердца. В финале, где героиня должна написать на стене имя возлюбленного, Эльслер крупно выводила "Москва" и расцеловывала буквы. Наградой Фанни стал чисто московский презент. На последнем представлении именитая гастролерша получила калач с запеченными внутри бриллиантами.

Далее "Эсмеральду" совершенствовали петербуржцы Мариус Петипа и Агриппина Ваганова. Первый обогатил балет танцами на поэтичную музыку Дриго. Вторая внесла в спектакль любимое па-де-де нынешних балетных конкурсов. Охотница Диана с юношей Актеоном никакого отношения к оригиналу Гюго не имели, но превосходно воплотили азарт первых пятилеток.

Художественный руководитель "Кремлевского балета" Андрей Петров сохранил сделанное Петипа и Вагановой, и это, без сомнения, лучшие места спектакля. В остальном кремлевская "Эсмеральда" скучна и бесцветна. А местами просто нелепа. Взять хотя бы залихватские воздушные пируэты горбуна Квазимодо и катание по полу каноника Фролло. Или шествие на казнь и последующее оплакивание Эсмеральды. Мрачная торжественность не вяжется с глупейшей музыкой. Что, вероятно, хорошо чувствовали Перро и Петипа, снабдив свои спектакли счастливым финалом. У этих знатоков жанровой специфики Квазимодо вонзал нож в грудь Фролло, а ветреный Феб клялся героине в любви. У Петрова горбун волочит взад-вперед безвольное тело, а убиенная тщательно тянет обутые в пуанты ножки. При этом звучат песнопения композитора Владимира Кочесова, названного в программе автором музыкальной редакции, оркестровки и новой музыки. Это не первая попытка облагородить Пуни, чьи партитуры Федор Лопухов еще в начале прошлого века именовал "музыкой для конных аттракционов". Но, пожалуй, впервые вмешательство сделано столь безжалостной рукой.

Однако главная проблема кремлевской "Эсмеральды" - сама Эсмеральда. Кристина Кретова, выступившая в главной партии, - очень милая девушка. Изящна, легка, имеет красивые стопы. В другом балете, где мелодрама не на первом месте, она была бы хороша. Но не в "Эсмеральде", где драматическая тема должна вырасти во что-то грандиозное. Лучшая Эсмеральда Мариинки - Матильда Кшесинская вспоминала, как 19-летней пришла к Петипа просить эту роль. "А ты страдала?" - усомнился Мариус Иванович и отказал фаворитке цесаревича. Вскоре наследник женился, а Кшесинская вошла в спектакль. Маэстро посчитал, что, потеряв любимого, она познала терзания героини. Эта история - отнюдь не совет молодой балерине. Просто констатация очевидного факта: некоторые партии требуют не только профессионализма, но и жизненного опыта. Эсмеральда - из их числа.

Культура , 2 ноября 2006 года

Екатерина Беляева

Пришла пора соборов кафедральных

Премьера "Эсмеральды" в "Кремлевском балете"

Время для премьеры балета "Эсмеральда" по роману Гюго выбрано удачно. Москва уже пережила эпидемию увлечения мюзиклом "Собор Парижской Богоматери". В Большом театре временно не идет балет с одноименным названием, так как габариты Новой сцены не вмещают массивных декораций спектакля Ролана Пети. В общем, все говорит за то, что пришло время "Эсмеральды". Хотя сам Петров упирает на личные мотивы обращения к старинному спектаклю русской сцены - роль цыганки Эсмеральды исполняла в Театре "Ромэн" его мама - актриса Ольга Петрова.

Но доводы имели бы особый смысл, сочини Петров свой балет с оригинальной хореографией и переработанным сюжетом. Не случилось. Хореограф изучил все версии, которые прижились на разных сценах. Воспользовался "находками" Боярчикова и Бурмейстера, доверяя им как авторам реконструкций ансамблей Перро и Петипа, принял "чтения" Вагановой, то есть включил в спектакль сцену "Диана и Актеон", ставшую конкурсным хитом, и добавил несколько собственных сцен на музыку В.Качесова. Вышло "под" классику.

На кого рассчитан спектакль-винегрет? Да все на тех же школьников и студентов-провинциалов, для которых классика за полчасика и билет не дороже 100 - 200 рублей - главные "фишки" воскресного отдыха. Люди откровенно скучали, но не отчаивались, так как потеря невелика - сливки-то в верхнем буфете ГКД, как и прежде, превосходные подают.

Однако на недостатки хореографии всего не свалишь. В "Кремлевском балете" не нашлось артистов, достойных знакового спектакля. Выбранная на заглавную роль Кристина Кретова - новая звезда театра, которая неплохо показалась в прошлогодних премьерах - "Спящей красавице" Петрова и "Жар-птице" Фокина, для "Эсмеральды" пока не дозрела. Нина Семизорова приложила руку и добилась от воспитанницы технической аккуратности и добротности, что не так уж мало на фоне безграмотности остальных артистов, но актерского перевоплощения и проникновения в суть образа было маловато. Как вспомнишь старые фотографии с великими русскими Эсмеральдами - Кшесинской, Спесивцевой, Гельцер, сразу становится грустно. Была надежда увидеть в спектакле Наталью Балахничеву, но она оказалась не занята в премьере по неизвестным причинам. Среди танцовщиков-мужчин можно выделить Дмитрия Альтамаре, который исполнял Квазимодо. Танцев ему досталось немного, но и с юродством он не переиграл и довольно трогательно провел сцену прощания с Эсмеральдой. Феб (Сергей Смирнов) хлопал ресницами и сверкал белокурым паричком, допуская огрехи в танцах, Клод Фролло (Андрей Лопаев), заламывая руки и страшно гримасничая, копировал агонию Грозного из балета Григоровича. Танцы Дианы и Актеона лучше просто забыть.

Декорации удивили. Раз десять вывешивали план средневекового Парижа - таким образом была решена проблема перемены 14 картин балета. Собор Парижской Богоматери объемно склеили, как детскую книжку-раскладушку, - то она раскладывалась вперед, когда действие происходило внутри собора, то отъезжала на второй план (художник Г.Белов). Идея простая, но для школьной аудитории вполне симпатичная. Знатоки Парижа замечали неточности в передаче деталей декора, но театральная условность допускает обобщения. Костюмы Ольга Полянская сделала традиционные - красная туника для Эсмеральды, драные серо-коричневые одежды для нищих и парчово-гипюровый мир двора Флер де Лис. Попсовый гламур пробрался в виде сине-фиолетовых теней, повисших над собором.

Наверное, стараний здесь было больше, чем неряшливости, - труппа работала на совесть, педагоги тянули своих учеников и следили за линиями в ансамблях, но положительной эмоции не хватило, чтобы назвать эту премьеру безусловным событием осени. Правда, шеститысячный зал, набитый до отказа зрителями, свидетельствовал о другом.