Письменная характеристика онегина. Образ евгения онегина в цитатах

Основным персонажем произведения является Евгений Онегин, представленный автором в образе двадцатишестилетнего молодого богатого петербургского дворянина. Герой описывается в романе в качестве образованного модного франта, хорошо владеющего французским языком и немного латынью, имеющего приличные манеры, ведущего праздный образ жизни, не имея должности, любящего времяпровождение на званых балах и театральных постановках. Характерными чертами Онегина поэт называется безразличность, холодность, язвительность и злословие, выражающиеся в его резком охлажденным уме, презрительном отношении к людям и постоянной скуке везде и всюду. Отличительной особенностью Евгения Онегина является отсутствие способности на глубокое, истинное чувство любви, являясь опытным сердцеедом, покорившим сердце Татьяны Лариной.

Татьяна Ларина

Вторым главным персонажем произведения является Татьяна Ларина, изображенная в романе в образе простой семнадцатилетней девушки, происходящей из небогатой дворянской семьи и живущей в российской глубинке. Девушка хорошо образованна, но при этом плохо изъясняется на русском языке, поскольку с детства воспитывается в общении на французском языке, хотя очень увлекается чтением и созерцанием окружающей природы. Татьяна отличается непримечательной внешностью, хотя и обладает своеобразной особой очаровательностью. По характеру Татьяна описывается в качестве умной, волевой, упрямой женщины, в которой сочетаются молчаливость, отрешенность, мечтательность и большое воображение. Татьяна, познакомившись с Онегиным, испытывает к юноше искреннее и чистое чувство, но оно не находит взаимности в Евгении. Впоследствии Ларина соглашается на брак с князем, жизнь с которым строится у девушки на обоюдном уважении, верности и честности.

Владимир Ленский

Одним из основных героев романа представлен автором Владимир Ленский, описываемый в качестве молодого черноволосого красивого дворянина восемнадцати лет, получившим немецкое образование, являющимся другом и соседом Евгения Онегина. Ленский хорошо воспитан, занимается шахматами, музицированием, пишет стихи. Владимир отличается мечтательностью, сочетающейся с увлечением философией, романтизмом, пылким, восторженным характером, выражающимся в его наивности, доверчивости, простодушии, вере в добро. Ленский обладает способностью на искренние, нежные чувства к женщине и настоящую дружбу. В финале произведения Владимир умирает, будучи сраженный выстрелом Онегина на дуэли из-за невесты Ленского Ольги Лариной, которая спустя время становится женой иного человека.

Ольга Ларина

Ольга Ларина является одной из основных героинь романа, младшей сестрой Татьяны Лариной, прелестной светловолосой девушкой с голубыми глазами, красивыми плечами, изящной грудью и звонким голосом. Ольга обладает веселым, живым, беспечным, шаловливым нравом, отличаясь ветреностью, резвостью, общительностью, простоватой глупостью. Неспособность Ольги на обдуманные поступки и ее увлечением женским кокетством становятся причиной смерти Владимира Ленского, страстно любившего Ольгу Ларину и считающегося ее женихом.

Муж Татьяны

Второстепенным героем произведения представляется муж Татьяны Лариной, изображенный в образе князя, являющимся давним товарищем и дальним родственником Онегина, с которым во времена юности они вместе развлекаются.

Мать Прасковья

Также второстепенными персонажами романа являются члены Ларинского семейства, включающего отца девушек Дмитрия Ларина, мать Прасковью, а также няню Филипьевну. Супруги Ларины проживают счастливую семейную жизнь, поскольку отличаются разумностью, мудростью и добрым отношением друг к другу и окружающим. Филипьевна изображается в качестве добродушной крестьянки, в раннем тринадцатилетнем возрасте вышедшей замуж без любви по воле своих родителей.

Княжна Алина и Зарецкий

В качестве второстепенных героев произведения представлены поэтом княжна Алина, являющаяся двоюродной тетей сестер Лариных, старой, больной женщиной, у которой семья останавливается при приезде в Москву на ярмарку невест, несмотря на недомогание любящей устраивать званые ужины, а также секундант Ленского на дуэли, изображенный в образе его приятеля, господина Зарецкого, имеющего большой опыт в проведении дуэлей, отличающийся здравым смыслом, острым умом, но при этом обладающий злым языком, выражающимся в нехороших сплетнях, расчетливостью, хитростью. В молодости Зарецкий проявляет себя как буян, картежник и повеса, оставшийся на всю жизнь старым холостяком, но при этом имеющий многочисленных незаконнорожденных детей от крепостных крестьянок. По прошествии времени Зарецкий изменяется и на закате своей жизни занимается обучением своих детей и спокойным ведением хозяйства.

Герои произведения Евгений Онегин

Роман «Евгений Онегин» жемчужина произведений А.С.Пушкина. Произведение нравоучительное и образы героев показывают, что такое хорошо и плохо. В творении все внимание уделено не только центральным героям, но и второстепенным. Здесь нет плохих или хороших персонажей, все они неоднозначны и не подвергаются жесткой критики.

Главными героями являются Татьяна Ларина и Евгений Онегин.

Онегин молодой богатый дворянин, живет в Петербурге, он, как и все столичное дворянство проводит свое время на балах, в театре и поиске новых развлечений. В романе ему примерно 26 лет, тщательно следит за своей внешностью, одевается по моде. Несмотря на праздную жизнь, он не чувствует удовлетворения, постоянно грустит. Онегин снискал славу ловеласа, он не глупый молодой человек, у него много талантов, но в обществе его считают лишь милым и умным. Евгений эгоист, он зависим от общественного мнение, он не ценит близких. Его искренность заключается лишь в тоске и безразличии. Из-за страха упасть в глазах общества убивает друга.

Татьяна Ларина дочь провинциального дворянина. Для Пушкина она стала воплощением русского национального характера. Она тихая и спокойная, шумным компаниям предпочитает книги. Наедине с собой она чувствует себя комфортнее. Ей примерно 17 лет, ее красота неброская, одевается просто. Несмотря на скромность, влюбившись в Онегина, делает первый шаг. В итоге получив отказ, она берет себя в руки и начинает жить заново, выходя замуж за достойного, но нелюбимого мужчину. Спустя два года ей хватает сил отказать Онегину, несмотря на ее любовь. Ведь она верна мужу.

Второстепенные персонажи, не менее важны в этом произведении.

Владимир Ленский молодой и богатый дворянин. Лучший друг Онегина и его полная противоположность. Владимир мечтатель, он верит в любовь, доброту и дружбу. С детства он влюблен в Ольгу Ларину, младшую из сестер. Несмотря на большую популярность у девушек, Владимир хочет жениться на Ольге, пишет и посвящает ей стихи. Ленский приревновал младшую Ларину к Онегину, и в результате погиб от руки друга на дуэли.

Ольга Ларина младшая сестра Татьяны, ее противоположность. Она красивая кокетка, ее персонаж не наделен глубиной. Младшая Ларина веселая, ветреная и беззаботная. В результате ее ветрености и шаловливости, на дуэли гибнет Ленский. Ольга недолго оплакивает его и выходит замуж за молодого офицера.

Прасковья Ларина мать Татьяны и Ольги. В юношестве была мечтательной особой. Она любила одного сержанта, но ее выдали замуж за другого. Первое время она не могла с этим смириться, но со временем привыкла к замужней жизни и научилась аккуратно управлять мужем.

Няня Татьяны Филипьевна. Добрая старушка, с младенчества ухаживает за старшей Лариной, поучает ее жизненными историями и всячески оберегает.

Князь N муж Татьяны, его жизнь посвящена службе Родине. Он любит Татьяну и готов на все ради нее.

Зарецкий сосед и друг Ленского и Онегина. Зарецкий не глупый, но жестокий и безразличный. После бурной молодости живет в своем имении, жены нет, но есть незаконные дети от крестьянок. Был секундантом на дуэли у Ленского. Его можно считать самым отрицательным героем, ведь в его силах было остановить дуэль и примирить друзей.

Что такое мечты? Нужно или их претворять в жизнь? Можно сказать, что мечты – это одна из прекрасных и не уничтожаемая частица в нашем существовании. Любой из нас относится к ним по-разному. Например, Вася очень сильно хочет исполнить свою мечту

  • Сравнительная характеристика Печорина и Максима Максимыча в романе Герой нашего времени

    Два офицера, выведенные в романе, показаны для сравнения представителей описываемого социального слоя и профессии. Непохожесть Максима Максимыча на Печорина служит Лермонтову для акцентирования внимания читателя на своеобразии «лишнего человека».

  • Сочинение Гордость - это хорошо или плохо? 5 класс

    Очень часто в жизни мы можем услышать слово «гордость». Что же это такое? Гордость – это яркая эмоция человека, показывающая его отношение к своим успехам и успехам других. При этом, гордость, как я считаю

  • Смысл названия комедии Недоросль Фонвизина сочинение

    До написания Фонвизиным комедии «Недоросль», это слово использовалось для обозначения человека не достригшего совершеннолетия

  • С первых страниц романа читатель узнает об Онегине, что он «молодой повеса», родившийся на берегах Невы. Рос он беспечным мальчиком и обучался в «тепличных» условиях, потому что его учитель » учил его всему шутя». Когда Евгений достиг юношеского возраста, его учителя «прогнали со двора» и Онегин перестал быть обременен вообще какими-либо занятиями:

    Вот мой Онегин на свободе;
    Острижен по последней моде,
    Как dandy лондонский одет -
    И наконец увидел свет.

    По этим строчкам понятно, что Онегин следит за модой и выглядит привлекательно, к тому же неплохо владеет французским и умеет танцевать, поэтому свет решает, «что он умен и очень мил».
    Но все-таки, по мнению многих «судей решительных и строгих»,

    Онегин был «ученый малый, но педант». Он лишь поверхностно касался обсуждаемых тем, но при этом делал это «с ученым видом знатока». Из всех знаний Онегина Пушкин выделяет «науку страсти нежной», благодаря которой он легко сводил с ума красавиц. Превосходное владение этой наукой делало его любимчиком среди женщин, поэтому он всегда получал много приглашений от важных персон.

    Онегин был модником и очень педантично относился к своему внешнему виду и к выбору своих нарядов. Праздная жизнь Онегина надоедает ему, ведь она «Однообразна и пестра». Онегин устал от измен, а «друзья и дружба надоели» ему. Пушкин называет его состояние «русской хандрой».

    Онегин пробует себя в роли писателя, но «ничего не вышло из пера его», затем он начал читать, но и книги не увлекли его. В это время у Онегина умирает дядя, к которому он отправляется, «приготовляясь, денег ради, на вздохи, скуку и обман», что характеризует Онегина как лицемерного человека, преследующего свою выгоду.

    2. Дядя оставляет своему племяннику хорошее наследство, и Онегин остается жить в деревне, где он решил «порядок новый учредить», и вместо барщины ввел оброк, из-за этих нововведений он прослыл «опаснейшим чудаком». Общее впечатление жителей деревни об Онегине сложилось такое: «Сосед наш неуч; сумасбродит; он фармазон; он пьет одно стаканом красное вино…». В это же время в соседнее поместье из Германии возвращается Ленский, романтичный и пылкий молодой поэт, у которого вскоре завязывается дружба с Онегиным. И хотя Ленский был, по мнению, Онегина, наивным идеалистом, но всё же «сноснее многих был Евгений; хоть он людей, конечно, знал и вообще их презирал, - но (правил нет без исключений) иных он очень отличал и вчуже чувство уважал». То есть к Ленскому Онегин относился по-доброму, внимательно слушая его рассуждения, не вставляя свое «охладительное слово».

    3. Ленский и знакомит Онегина с семьей Лариных, где старшая сестра Татьяна влюбляется в Онегина. В её глазах он представляет более придуманный ею образ, чем реального человека, ведь она совсем не знала его, а свою любовь «нарисовала» по страницам прочитанных ею романов, наделив Онегина качествами книжных героев.

    4. Душевная чистота и неопытность Татьяны тронули Евгения, и он не посмел насмехаться над чувствами девушками, решившись на серьезный разговор с ней. В этом разговоре в наибольшей степени раскрывается характер Онегина, ведь он, можно сказать, исповедуется перед Татьяной, честно рассказывая ей о себе и своем образе жизни. Онегин признается в том, что не готов к созданию семьи, но если бы он решил жениться, то непременно выбрал бы Татьяну, однако, как говорит сам Онегин, он «не создан для блаженства», поэтому он желает Татьяне более достойного супруга, утверждая, что его союз с ней будет несчастливым: «Поверьте (совесть в том порукой), супружество нам будет мукой», далее Онегин заявляет: «Я, сколько ни любил бы вас, привыкнув, разлюблю тотчас». Здесь Евгений честен перед Татьяной, ведь он избалован и развращен высшим светом, тихая семейная жизнь и послушная робкая жена неинтересны ему. Онегин также просит Татьяну учиться быть более сдержанной в своих чувствах, ведь её неопытность может привести к беде. По отношению к Татьяне Евгений проявил «души прямое благородство», что всё-таки характеризует его с положительной стороны.

    5. В главе пятой Онегин попадает на именины Татьяны, куда Ленский пригласил Онегина, сказав, что они пройдут в тесном кругу семьи. Но, вопреки словам Ленского, народу собралось очень много, и Татьяна очень волновалась, а так как Евгений терпеть не мог женских слез и истерик, то его берет злость на Ленского и он начинает мстить ему в этот же вечер, кокетничая с его возлюбленной, приглашая ее танцевать: «Онегин с Ольгою пошел; ведет ее, скользя небрежно, и, наклонясь, ей шепчет нежно какой-то пошлый мадригал».

    6. Конечно, это очень задело Ленского, поэтому он вызывает Онегина на дуэль. Приняв этот вызов, Онегин испытывает чувство вины за то, что «над любовью робкой, нежной так подшутил вечор небрежно», и за то, что не остановил Ленского, понимая, что Владимиру простительна его вспыльчивость в 18 лет, а вот Онегину, с его житейским опытом, — нет. Все это характеризует Онегина как вспыльчивого и обидчивого, но всё-таки быстро отходчивого человека, умеющего признавать свою вину. Но его самолюбие не позволило ему отказаться от дуэли, к тому же он не хотел слышать «хохотни глупцов», которые могли воспринять его отказ от дуэли за трусость. Онегин одержал победу в дуэли, но при этом он испытал «тоску сердечных угрызений», он «с содроганьем отходит и людей зовет», но жизнь молодому поэту вернуть невозможно.

    7. В седьмой главе Татьяна знакомится с книгами, которые читал Евгений, в них «современный человек изображен довольно верно с его безнравственной душой, себялюбивой и сухой»; девушка видит на страницах пометки Онегина и начинает лучше понимать его, называя Онегина «чудаком печальным и опасным». Но всё-таки Татьяна не может понять его до конца: «Что ж он? Ужели подражанье…», «Чужих причуд истолкованье, слов модных полный лексикон? Уж не пародия ли он?».

    8. В восьмой главе происходит возвращение Онегина в Москву, где его ждет встреча с Татьяной. Онегин как прежде одинок и беспечен, «дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов, томясь в бездействии досуга без службы, без жены, без дел, ничем заняться не умел».

    При встрече с Татьяной он удивлен ее преображением, ведь она стала другой, недоступной и равнодушной. Конечно, эта встреча не может пройти бесследно для Онегина:

    Что с ним? в каком он странном сне!
    Что шевельнулось в глубине
    Души холодной и ленивой?

    Евгений не может найти себе места, он постоянно думает о Татьяне и находится в ожидании новой встречи с ней. Но сердце его тронула все-таки не та скромная и робкая Татьяна, которую он знал раньше, а эта «равнодушная княгиня», «неприступная богиня», какой Татьяна стала сейчас. И вот он пишет ей письмо, в котором говорит о своей любви. Онегин уже не тот самовлюбленный «франт», он испытывает настоящие муки любви, его сердцем наконец-таки смогла завладеть хоть одна женщина. Онегин теперь - преданный поклонник княгини и пред нею «в муках замирать, бледнеть и гаснуть… вот блаженство». Онегин словно покорный раб перед Татьяной, с волнением ждущий её ответа, боящийся её «гневного укора»:

    …Я сам себе
    Противиться не в силах боле;
    Все решено: я в вашей воле
    И предаюсь моей судьбе.

    Все слова Онегина подтверждают то, что он противоречивая личность, которой интересен «запретный плод», он способен любить, но любить недоступную, недостижимую женщину, возможно, для того, чтобы, добившись ее, в очередной раз польстить своему самолюбию, ведь Онегин всё-таки тщеславный человек, и добиться расположения княгини, занимающей высокое положение в обществе, - честь для него.

    Роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» – одно из самых значимых произведений в творчестве Пушкина и в русской литературе. Во многом его крутится вокруг взаимоотношений Онегина и Татьяны Лариной. Но не только. Автор выводит в произведении множество других, основных и неосновных персонажей.

    Ниже кратко рассказывается о главных героях романа «Евгений Онегин», дается небольшая характеристика. А вот деления на положительных и отрицательных героев нет, они все у Пушкина неоднозначны, как неоднозначны многие их мысли, желания и поступки. У каждого есть свои достоинства и свои недостатки.

    Евгений Онегин – представитель светского общества. Молодой человек, не нашедший смысла в жизни. Получил домашнее образование « чему-нибудь и как-нибудь». Свое время занимал тем, что таскался по балам, театрам, волочился за дамами и скучал. Приехал в деревню с грандиозными планами:

    Ярем он барщины старинной
    Оброком легким заменил.

    А на большее его не хватило. С соседями не сходился. Видно, что читал какие-то книги в имении, но это чтение было не столько ради самообразования, сколько ради того, чтобы убить время. Онегин не был жестокосердным человеком. Накануне дуэли он казнился, мучился, пытался найти выход из положения. Понимал, что эта дуэль, обиды – глупость. С другой стороны он побаивался «мнений света». Он не хотел убивать , стрелял, не целясь. Но его величество случай распорядилось по-своему. Подробнее об образе Евгения Онегина .

    Владимир Ленский – очаровательный молодой человек, получивший университетское образование в Германии. Страстный и пылкий юноша, совершенно не ведавший обмана и не знавший жизни. Поэт, свои стихи посвящал любимой . Ревнив. и был убит им на дуэли.

    Ольга Ларина – совсем еще девочка, живая, добрая

    Всегда скромна, всегда послушна,
    Всегда как утро весела,
    Как жизнь поэта простодушна,
    Как поцелуй любви мила;
    Глаза, как небо, голубые,
    Улыбка, локоны льняные…

    Веселая и непосредственная, но ее поведение на (а именно — танцы с Евгением) невольно послужило причиной ссоры Онегина с Ленским.

    Татьяна Ларина – старшая сестра Ольги, но полная противоположность своей сестры, как внешне, так и по характеру. Смуглолицая темноволосая девочка была нелюдимой. Она не интересовалась ничем из того, чем обычно интересуются девочки ее возраста: модами, куклами, рукоделием. Она не помогала по дому. Только молча сидела у окна, да читала книжки. Еще она верила преданьям простонародной старины. Татьяна искренна, не умеет лгать и притворяться. Не потерпит фальши и по отношению к самой себе. Несмотря на ранний возраст, в ней сильно развита интуиция. Только этим, неведомым науке чувством можно объяснить тот причудливый сон, который приснился накануне ее именин. , «милый идеал». Подробнее об образе Татьяны .

    Мать Татьяны и Ольги . Хозяйственная и заботливая помещица. Добрая женщина и мать. Когда-то ее головка тоже была забита романтической мишурой. Выходя замуж, она мечтала о высокой романтической любви. Но потом появились одна за другой дочки, романтизм из головы выветрился, она приспособилась к мужу, который, кстати, по-своему любил ее, и даже научилась им манипулировать. Управлять, как говорит Пушкин.

    Зарецкий – сосед Ленского и его секундант в дуэли. Когда-то он был заядлым картежником и пьяницей.

    Глава повес, трибун трактирный,
    Теперь же добрый и простой
    Отец семейства холостой,

    Но человеком он был злым на язык. Мог примирить дуэлянтов и тут же обвинить одного или обоих в трусости. Но молодость пролетела, он стал обычным помещиком:

    Живет, как истинный мудрец,
    Капусту садит, как Гораций,
    Разводит уток и гусей.
    И учит азбуке детей.

    Зарецкий был не глупым человеком, и Онегин уважал его острый ум, способность к рассуждениям.

    Князь N – муж Татьяны, важный генерал. Этот человек посвятил свою жизнь службе Отечеству, участвовал в Отечественной войне. Несмотря на раны, продолжал служить своему царю. К нему благосклонно относились при дворе. Он любил жену и гордился ею. За ее честь и достоинство не пожалел бы своей жизни.

    И хотя, Татьяна не любила своего мужа, надо отдать ей должное она уважала его и берегла честь его имени. Она нашла в себе силы отказаться от своей любви ради того, с кем была повенчана перед Богом.

    Сложно найти в мире литератора, который бы дал столько величайших образцов творчества по различным видам живого литературного слога, как А.С.Пушкин.

    Среди его главных произведений – роман «Евгений Онегин». Чем ценен этот роман?

    «Евгений Онегин» — это одно из самых сложных и важных произведений поэта. Оно выполнено в новаторском жанре – в стиле «роман в стихах».

    Главный герой романа – Евгений Онегин. Что представляет собой Онегин? Молодой человек, дворянин, рождение которого застало смену веков: восемнадцатого и девятнадцатого. Завсегдатай светского общества, «глубокий эконом», философ, знаток «науки страсти нежной». В обществе во всём преуспел. Образован, изящно одет, как надо «острижен», знаток латыни и танцев, почитатель Адама Смита. Он умел непринуждённо кланяться, везде поспевать – в театр, на балет, на приёмы.

    «Чего ж вам больше? Свет решил,
    Что он умен и очень мил».

    Но очень быстро к Онегину пришла усталость от мишуры и блеска, шума и суеты света. «Чувства в нем остыли», измены утомили, «друзья и дружба надоели». А знакомый многим недуг под названием «русская хандра» начал овладевать им.

    Душа Евгения Онегина от природы не искалечена. Она испорчена наносным: соблазнами общества, страстями, бездействием. Онегин способен на добрые дела: в своей деревне барщину он заменяет «легким оброком».

    Онегин чувствует: отношения, сложившиеся в обществе, ложные. В них нет искры правды, они насквозь пропитаны лицемерием. Онегин тоскует; и эта вечная тоска по чему-то стоящему, истинному.

    Волею судеб Онегин оказывается в деревне, где знакомится с Татьяной Лариной, задумчивой, мечтательной уездной барышней. Она пишет ему любовное письмо – и тут в полной мере проявляются эгоизм и холодность души Онегина. Он учит её жизни, читает ей бесчувственную отповедь, отвергает её любовь.

    Случай сводит Онегина с молодым соседом Ленским. Ленский – романтик, он далек от действительности, чувства его неподдельны и непосредственны. С Онегиным они совершенно не похожи. Между ними возникает ссора, за ней следует дуэль и Онегин убивает Ленского на этой дуэли. А затем, с ещё большей тоской от раскаяния в этом невольном, ненужном злодействе уезжает скитаться по России.

    Онегин возвращается в Петербург, вновь встречается с Татьяной. Но что это? Какая разительна перемена. При виде Онегина у неё даже не шевельнулась бровь. Равнодушная княгиня, неприступная богиня.

    Что происходит с Онегиным? «Забота юности – любовь?..»

    В душе его, ранее холодной и расчётливой, затеплилось нежное чувство. Но теперь отвергнут он. Принеся в жертву свою любовь и любовь Онегина, Татьяна, возможно, указала главному герою путь к нравственному и духовному возрождению.

    Евгений Онегин – продукт светского общества, он соблюдает правила приличия, но в то же время свет чужд ему. Секрет здесь кроется не в обществе, а в нем самом. В его неспособности к делу, к жизни с твёрдыми идеалами и целями. Перед ним нет задач, которые нужно решить, он ни в чём не находит истинного смысла.

    Почему же Пушкин своего героя, как носителя высокой идеи – человеческой личности, её свободы и прав, ставит в такое странное положение, почему в сознании это лицо является героем неудачным и несостоятельным? Объяснение тут может быть двояким. Согласно первой версии, Пушкин создал своего героя под влиянием Байрона, и, таким образом, Онегин является отзвуком тех героев, «тревожных типов», проникнутых скептицизмом и разочарованностью, каковые выдвинула в то время западная культура, и как таковые, будучи пересажены на чужую почву, они оказываются здесь на деле неудачными и не состоятельными.

    Другое объяснение может состоять в том, что подобные «тревожные типы» могли возникнуть самостоятельно на русской почве, благодаря отчасти всё той же западной культуре с одной стороны, а с другой стороны, благодаря русской жизни, которая давала достаточный материал для скептицизма и для разочарования.

    Их несостоятельность и непригодность к русской жизни впервые осознана Пушкиным и это сознание проникло в наше общественное самосознание, что доказывает вся наша последующая русская литература. Эти «тревожные типы» продолжали существовать долгое время в нашей литературе в произведениях Лермонтова, Грибоедова, Тургенева и других авторов, с тем же характером несостоятельности и непригодности к русской жизни.

    Заключение

    Пушкин внес в наше общественное сознание высокую идею человеческой личности, её свободы и её прав, но вместе с этим он провел в наше сознание и тот факт, что эта высокая идея в руках наших передовых людей, имеющих и образование, и воспитание, нередко, и по большей части, разбивается об их личный эгоизм, вследствие чего не приносит ожидаемых результатов. Тогда как в массе русского народа идея теплится, как искра под массой пепла, и при всяком удобном случае готова загореться, подвигая массу и каждого в отдельности человека на великие подвиги.

    Евгений Онегин

    ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН - герой романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (1823-1831). Блестящий столичный аристократ, последний отпрыск знатного дворянского рода и потому «наследник всех своих родных» (один из них - престарелый дядюшка, в чью деревню отправляется Е.О. в самом начале романа), он ведет жизнь праздную, беспечную, независимую, полную изысканных наслаждений и разнообразных «очарований». «Забав и роскоши дитя», он довольствуется домашним образованием и не обременяет себя службой (в реальной жизни это было практически невозможно). Но Е.О. не просто «молодой повеса», он - петербургский денди, что создает вокруг него ореол исключительности и загадочности. Как культурно-психологический феномен, дендизм «отличается прежде всего эстетизмом жизненного стиля, культом утонченности, красоты, изысканного вкуса во всем - от одежды, от «красы ногтей» до блеска ума». Он предполагает также культ собственной индивидуальности - «соединение неповторимой оригинальности, бесстрастного равнодушия, тщеславия, возведенного в принцип,- и не менее принципиальной независимости во всем» (А.Тархов).

    Несомненная внутренняя оппозиционность такого типа поведения («не добиваться ничего, беречь свою независимость, не искать места - все это называется при деспотическом режиме быть в оппозиции»,- разъяснял как раз в»Шв.О. А.И.Герцен) нередко принимала политическую окраску, приводила к вольномыслию, увлечению освободительными идеями. Примером может служить общество золотой молодежи «Зеленая лампа» (ее членом был Пушкин), находившееся в сфере внимания декабристского «Союза Благоденствия». Не случайно описание времяпрепровождения петербургского щеголя в стихотворном сборнике «ламписта» Я.Толстого «Мое праздное время» (1821) стало одним из импульсов изображения дня Е.О. в первой главе.»Швнодушие к чинам и служебной карьере, культ праздности, изящного наслаждения и личной независимости, наконец, политическое вольнодумство образуют внутренне единый комплекс, характерный для поколения 1820-х гг. и запечатленный в образе Е.О.

    Разумеется, о вольномыслии героя, о его причастности к околодекабристскому кругу говорить можно было лишь намеками. Но эти намеки многозначительны и красноречивы. Критическое отношение Е.О. к высшему свету и соседям-помещикам, добровольное деревенское отшельничество (своего рода внутренняя эмиграция), облегчение участи крепостных (вполне «декабристский» по духу жест), чтение Адама Смита, бывшего в ходу у декабристов, изображения Байрона и Наполеона - «властителей дум» поколения - в деревенском кабинете Е.О., долгие беседы и споры с Ленским на самые острые и животрепещущие темы современности, наконец, прямое сопоставление Е.О. с вольнодумцем, философом-денди Чаадаевым, упоминание о знакомстве героя с лихим гусаром, декабристом Кавериным, рассказ о его дружбе с героем-автором, опальным поэтом, и готовность Е.О. сопутствовать ему в побеге за границу - все это свидетельствует об истинном масштабе личности Е.О., о его принадлежности к героям времени, остро ощущавшим свою историческую предназначенность и общественную невостребованностъ, мучительно решавшим проблему выбора жизненного пути.

    Беглость такого рода намеков - одна из главных особенностей повествования в «Евгении Онегине». Ее художественный эффект - в том, что повседневно-бытовой облик и поведение героя раскрываются здесь пространно и подробно, а о его внутреннем мире, его чувствах, переживаниях, взглядах говорится как бы мимоходом и вскользь. Эффект этот возможен потому, что живая, непринужденная беседа автора с читателем, имитирующая дружескую болтовню, предполагает, что и автор, и герой, и читатель - это «свои» люди, понимающие друг друга с полуслова.

    Той же цели служат явные и скрытые сопоставления Е.О. с героями европейской и русской литературы: Фаустом, Чайяьд-Гарольдам, Адольфом Б.Констана, Мельмотом Скитальцем Ч.-Р.Метьюрина, грибоедовским Чацким, наконец, с пушкинскими Алеко и Пленником. Эти многочисленные аналогии помогают уяснить духовно-нравственный облик героя, понять мотивы его поступков, смысл переживаний и взглядов, они как бы договаривают то, что недоговорено автором. Такой способ изображения позволяет Пушкину отказаться от занимательности действия, внешней интриги и сделать главной пружиной развития сюжета драматические противоречия в характере Е.О.

    Уже в первой главе, относительно самостоятельной и служащей предысторией героя, Е.О., вчера еще беспечный повеса и франт, гений в искусстве любви, переживает мучительный и острый духовный кризис, причины и последствия которого сложны и многообразны. Это и пресыщенность «вседневными наслаждениями», «блистательными победами»; это охлаждение чувств, мучительные воспоминания и угрызения совести; это и усиление оппозиционности, предчувствие конфликта с властью и отчуждения от общества (ожидание грядущей «злобы слепой Фортуны и людей», готовность к эмиграции). Наконец, мрачность и озлобленность Е.О., овладевшая им хандра, его равнодушие к жизни и презрение к людям, сходство с байроновским Чайльд-Гароль дом - все указывает на то, что душа Е.О. во власти демонизма - беспощадно-трезвого отношения к жизни, приправленного ядом сомнения в безусловности высших духовно-нравственных ценностей и общественных идеалов. Тем самым гражданские потенции героя поставлены под вопрос.

    В «деревенских» главах (II-VI) демонизм Е.О. проявляется все более отчетливо и в конце концов приводит его к катастрофе. Герой проходит здесь ряд испытаний (отношения с обществом, дружба, любовь), ни одного из которых он не выдерживает. Глубоко презирая соседей-помещиков, невежд и крепостников, Е.О. тем не менее страшится их суда и принимает вызов Ленского на поединок. «Всем сердцем юношу любя», он - хотя и невольно - убивает на дуэли своего единственного друга. Сразу оценив душевную чистоту, абсолютную естественность, искренность Татьяны, столь несхожей со светскими красавицами, разгадав незаурядность ее натуры и ощутив свое внутреннее сродство с нею, Е.О., считая себя «инвалидом» в любви и «врагом Гимена», своей холодной проповедью причиняет ей невыносимые страдания, едва не погубившие героиню. («Увы, Татьяна увядает, бледнеет, гаснет и молчит!») Недаром в символически-вещем сне Татьяны Е.О. представляется ей не просто прямым убийцей, но и предводителем шайки «адских привидений», т.е. демоническим героем.

    С другой стороны, новые для Е.О. деревенские впечатления, прикосновение к миру русской народности и старины, встреча с «русской душою» Татьяной - натурой цельной, решительной и страстной, дружба со своим антиподом - поэтом-романтиком, мечтателем-энтузиастом Ленским, готовым без раздумья пожертвовать жизнью во имя собственных убеждений и возвышенных идеалов,- подго-таачивают духовное обновление героя.

    Потрясение, вызванное невольным убийством Ленского, открывает Е.О. опасность и гибельность демонического индивидуализма, приводит его к новому кризису, необходимости вновь изменить жизнь. Покинув места, «где окровавленная тень ему являлась каждый день», Е.О. отправляется в странствие по России. И не только для того, чтобы забыться в дороге: жизнь «без цели, без трудов» становится для него невыносимой.

    Маршрут Е.О. не случаен. Его влекут места, связанные с героическими страницами русской истории: Нижний Новгород - «отчизна Минина», волжские просторы, овеянные легендами о Разине и Пугачеве, «жилище вольности» Кавказ, наконец, «брега Тавриды» - место ссылки Мицкевича и Пушкина. Ему необходимо своими глазами увидеть, каково современное состояние России, есть ли в ней источники и возможности осмысленной, исторически значимой деятельности. Итоги долгих странствий Е.О. безрадостны («тоска, тоска!..»). Героический период русской истории, кажется ему, остался в прошлом. В современности повсюду торжествует «меркантильный дух», мелкие, ничтожные интересы. Теперь лишь сфера частной жизни может оказаться для него спасительной. В таком душевном состоянии возвращается Е.О. в Петербург, где и происходит его новая встреча с Татьяной, уже чудесно преобразившейся, ставшей княгиней и придворной дамой - «законодательницей зал».

    Противоречив и финал романа. С одной стороны, вспыхнувшая в душе героя страсть знаменует собой возможность и даже начало его духовно-нравственного обновления. С другой - безнадежная любовь к Татьяне приводит его на край гибели. И без того «на мертвеца похожий», Е.О. выслушивает суровую и убийственную для него отповедь Татьяны-княгини, а затем следует внезапное явление мужа-генерала, столь напоминающее явление статуи Командора в «Каменном госте».

    Однако Пушкину важна именно принципиальная возможность нравственного возрождения Е.О., ибо подлинным героем романа является не он, а некий «сверхгерой» - современный человек вообще. С этой точки зрения Ленский, Е,О. и герой-автор, уже изживший демонический комплекс и как бы синтезирующий черты Е.О. и Ленского, представляют собой разные грани этого единого сверхгероя, закономерные этапы его эволюции.

    Художественное исследование противоречивого сознания современного человека, его напряженно-конфликтных отношений с обществом и процесса его духовных исканий, впервые предпринятое Пушкиным в «Евгении Онегине», во многом определило магистральную линию развития русской литературы XIX»Шв. и породило целую галерею персонажей, генетически восходящих к Е.О., - от лермонтовского Печорина до героев Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого.

    Лит.: Белинский ВТ. Сочинения Александра Пушкина. Статья восьмая // Белинский В.Г. Поли, собр. соч. М., 1955. T.VTI; Писарев Д.И. Пушкин и Белинский // Писарев Д.И. Соч. М„ 1956, Т.З. С.306-338; Ключевский В.О. Евгений Онегин и его предки // Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1990; Семенко И.М. Эволюция Онегина (К спорам о пушкинском романе) // Русская литература. 1960, №2; Непомнящий В. Начало большого стихотворения // Непомнящий В. Поэзия и судьба. Над страницами духовной биографии Пушкина. М., 1987; Лотман Ю.М. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Л., 1983; Бочаров С.Г. Французский эпиграф к «Евгению Онегину» (Онегин и Ставрогин) // Московский пушкинист. М., 1995.

    Первое появление Е.О. на театральной сцене произошло 24 апреля 1846 г., когда в Александрийском театре было показано «драматическое представление», сочиненное Г.В. Кугушевым для В.А.Каратыгина, игравшего главную роль. В инсценировке пушкинские строки были «дополнены» претенциозными стихами и сюжетными изобретениями. Получив письмо Татьяны, Е.О. читал и недвусмысленно комментировал его Ленскому. Ольга была переименована в Надежду; Зарец-кий оказывался давним другом семьи Лариных. Возник новый персонаж - князь Дольский, будущий муж Татьяны,- их брак был обусловлен «разочарованием в своих юных мечтах» (из рапорта цензора). Драма начиналась сценой письма Татьяны, за которым следовали свидание с Е.О., затем - дуэль, петербургский бал, встреча Е.О. с Татьяной и ее отповедь.

    В дальнейшем театральная жизнь пушкинского героя была связана главным образом с оперой П.И.Чайковского «Евгений Онегин» (1879), ставшей самым популярным произведением русской музыкальной драматургии. Концепция оперы побудила П.И.Чайковского смягчить, а местами - снять в характере Е.О. пушкинские иронические краски и, по выражению критиков, «подновить» героя на тургеневский лад, упразднив в речах и манере признаки породившей его эпохи. Музыка обнаруживает внутренний мир Е.О.: резонерствуя, он искренне доброжелателен, сетуя на равнодушие, правдив. Онегинские «мелодии-позы» исполнены сдержанного, приветливого достоинства. Когда же в душе его «разрешается зима», именно музыка возвещает о переломе в развитии образа - рождении любви: Чайковский вводит в музыкальную характеристику Е.О. ранее принадлежавшую Татьяне тему любовных надежд.