Понятие политических технологий. Виды политических технологий

Одним из главных признаков развития человеческой цивилизации в XXI в. является активный процесс технологизации основных сфер ее жизнедеятельности. Не составляют исключения и социально-политические процессы. Постепенно на смену аматорству во время проведения политических кампаний приходит профессиональный, системный подход, который предусматривает привлечение соответствующих специалистов и новейших достижений в сферу политических технологий. Сегодня широкое распространение в организации эффективных политических кампаний получили такие специализации политологов: "украинец", "электоральный маркетолог", "имиджмейкер", "политконсультант", "РR - менеджер", "спин-доктор", "медиа-спикер" и др. Все эти специализации предусматривают овладение определенным классом политических технологий, которые могут существенным образом влиять на ход политического процесса.

Понятие "технология" происходит от древнегреческих - мастерство и слово, учение. Современные интерпретации понятия "технология":

1) совокупность знаний, сведений о последовательности отдельных производственных операций в процессе определенного производства;

2) совокупность способов обработки или переработки материалов, изготовление изделий, проведение производственных операций;

3) наука об переработку и обработку материалов, способы изготовления продукции и совокупность приемов, применяемых в разных видах деятельности;

4) любое средство преобразования исходных материалов (общественное мнение, информация, физические материалы) для получения желаемой продукции или услуг;

5) совокупность приемов, которые используются в определенном деле.

В современной науке под технологией понимается система четко скоординированных элементов: цели - процедуры (правила) - средства - операции (действия) - мотивы (стимулы); система знаний о способах, средствах, методах, формах деятельности человека и механизмы их практического использования в быту, производстве, управлении и т.д.

Понятие "политические технологии" применяется для обозначения приемов достижения необходимых результатов в политике. Украинский ученый М. Ф. Головатый утверждает, что "политические технологии" - это совокупность методов и систем последовательных действий, направленных на достижение необходимого политического результата. В политической практике они предстают как совокупность методов применения объективных законов политики, материализация абстракций политической науки в конкретные решения, документы, нормативы, распоряжения. Особенности политических технологий обусловлены характером политического процесса, который охватывает самые разнообразные виды политической деятельности в рамках конкретной политической системы.

Российский специалист М. Есть. Кошелюк выделяет понятие "политический PR", который определяет как сферу политической деятельности, связанную с организацией и управлением политическими кампаниями. При этом ученый отмечает, что "наиболее яркими их прототипами являются предвыборные кампании, поэтому сегодня между политическим РИ и так называемыми избирательными технологиями обычно ставят знак равенства".

Отечественные политологи М. И. Обушный, А. А. Коваленко, О. И. Ткач выделяют понятие "технология власти". Под этой категорией ученые понимают совокупность, систему тех или иных приемов деятельности власти, рассчитанной на достижение (заданного, задуманного) результата. Различные технологии власти включают приемы как достижение локального, краткосрочного эффекта (здесь обычно говорят о тактике власти), так и получения результата решающего, крупномасштабного, фундаментального, длительного, стратегического.

Тесно с этим понятием связаны отдельные типы политических технологий, среди которых можно выделить: "технологии политического менеджмента" (управление политическим процессом), "информационные технологии" (формирование и направления соответствующих информационных потоков ангажированных властью медиакорпораций), "технологии деятельности лоббиста" (функционирования политических ставленников бизнес-групп по защите их экономических интересов в текущей политике), "технологии парламентаризма" (формирование выгодного повестки и направления деятельности представительного органа государственной власти в запрограммированном направлении), "технологии легитимации политической власти" (формирование восприятия законности деятельности политической власти) и т.д.

Если исходить из понимания политических технологий как инструментария политического управления, перечень типов политических технологий, сформированный в соответствии с направлений деятельности политического управления. должен включать следующие технологии: политического анализа; политического консультирования; принятие решений; управление конфликтами; управление переговорами; лоббирование; избирательные; паблик рилейшнз; политической рекламы; информационные; информационно-сетевые и т.д.

Некоторые специалисты разделяют понятия "технология" и "техника", ведь технология является набором определенных техник, которые объединены вокруг общей цели и стратегии с учетом ситуации. Техника же - это определенный прием или метод, последовательность шагов, что всегда ведет к ожидаемому результату. Отсюда под понятием "политические технологии" можно понимать далеко не все известные методы. Например, организация социального события или политический переворот - это технология, а проведенный в ее рамках митинг или демонстрация - это техника. Техники могут работать в любой стране без заметных изменений, в то время как технологии являются более специфичными и требуют адаптации к особенностям национальной политической культуры.

в Целом в современной отечественной политической науке образовались семь основных подходов к трактовке политических технологий.

"Инструментальный" подход (М. Ф. Головатый, М. Есть. Кошелюк) трактует понятие "политическая технология" в наиболее общем виде - набор приемов (техник, шагов и т. п.) с превращения исходного материала в некий продукт. Материалом может быть общественная (элитная) мнение, а продуктом - голосование за кандидата (поддержка).

В центре внимания "коммуникативного" подхода (В. М. Бебик, Т. Е. Гринберг) - коммуникация, а технология определяется как последовательность действий по развитию каналов коммуникации между кандидатом на выборную должность и электоратом.

Сторонники "стратегического" подхода (Ю. Д. Сурм пр., Д. С. Краеугольный) разделяют понятия "политические технологии" на составные части. Для них технология - это в первую очередь набор стратегических принципов или подходов к организации избирательной кампании. Эти стратегические концепты являются универсальными. В первую очередь это принципы позиционирования и продвижения политического месседжа (сообщение для избирателей). Во-вторых - это работа с "сообщением". Кроме того, эксперты отделяют технологические подходы (поощрения, угрозы), которые являются универсальными, от технологических приемов (ограниченные в действии) и каналов коммуникации (вполне специфическими).

Сторонники "психологический" подхода (Д. В. Ольшанский, Л. О. Кочубей, Г. Г. Почепцов) на первый план ставят изучение и влияние на общественное мнение, поэтому технология здесь - это двойная комбинация, где сначала проводится изучение электоральных настроений (с помощью универсальных методов исследований), а затем осуществляется воздействие (доставка ожидаемой информации с помощью различных техник).

Авторы концепции "модели" (С. Г. Кара-Мурза, Есть. Б. Малкин, Есть. Б. Сучков) интерпретируют технологию как деятельность, а как модель деятельности. Это результат анализа уже проведенной (ранее) деятельности, причем совершенной неоднократно, - только аналитическая проверка тех или иных положений общей модели на множестве частных и независимых относительно друг друга примеров позволяет быть уверенным в ее точности и универсальности.

Через призму "лидерского" подхода (В. П. Фісанов, Г. С. Фесун) технология выглядит как последовательность действий по преобразованию неформальных лидеров (политиков) в формальных и удержание в руках лидеров рычагов власти.

Наконец, авторы "онлайн" подхода (М. В. Гришин, И. О. Полищук, Т. М. Моторнюк) интерпретируют содержательную суть политических технологий как практик властной взаимодействия между представителями органов государственной власти и гражданами, которые должны осознавать свою взаимозависимость друг от друга и перманентно влиять на выработку совместных действий по управлению социально-политическими процессами, и не только в период выборов.

Следует заметить, что все перечисленные подходы не столько противоречат друг другу, сколько дополняют. Все они в сочетании дают возможность постичь суть и специфические особенности сложного феномена политических технологий.

Обобщая различные подходы, можно дать следующее определение: политические технологии - интеллектуально спроектированы комплексные алгоритмы политических действий (политических мероприятий, акций, кампаний), направленных на системное повышение эффективности функционирования политических субъектов по поводу завоевания и удержания государственной власти.

Подавляющее большинство специалистов согласны с тем, что универсальные политические технологии существуют. А некоторые ученые утверждают, что вообще все технологии являются универсальными, при этом каких-то специфических технологий просто нет.

Политические технологии являются разнородными по предметно-целевыми критериями, и, как правило, решения политических задач требует применения комплекса технологий. Поэтому на практике применяется система различных политических технологий.

Политические технологии могут быть объединены в определенные группы:

Аналитические технологии (политический анализ, политическое консультирование);

Предметно-практические ("полевые") технологии (принятие решений, управление конфликтами, управление переговорами, избирательные, лоббирование);

Коммуникативные технологии (агитация и пропаганда, PR (связи с общественностью), политическая реклама, информационные, информационно-сетевые).

Существует также несколько других типологізацій политических технологий. их разделяют в зависимости от политической системы и политического режима на демократические и недемократические; по значению и масштабу действия - на базовые и второстепенные. Базовые политические технологии касаются точки зрения, действия больших групп или всего населения страны. К ним относятся, в частности, и политические выборы. Второстепенные технологии имеют локальный характер и выполняют вспомогательную роль относительно базовых технологий. Например, относительно базовой технологии политических выборов технология клонирования кандидатов на выборные должности имеет вспомогательный, второстепенный характер.

Исходя из критерия природы субъектов политики, технологии могут быть разделены таким образом:

1) "общие", которые касаются максимально большого количества граждан, многих субъектов политического процесса. Наиболее распространенными среди них являются технологии "завоевание" и удержания власти. В общих политических технологий относятся также технологии избирательной кампании;

2) индивидуальные (присущие отдельным субъектам политики), которые используются отдельными политическими, общественными, государственными деятелями. К наиболее распространенным индивидуальных политических технологий относятся публичные выступления, участие в беседах, дискуссиях, решении конфликтов. Каждая технология имеет свои особенности, благодаря которым создается определенный имидж политика, его авторитет и популярность, формируется и обогащается опыт политической деятельности.

Сегодня особенно интенсивно развиваются информационные политические технологии. В массовом политическом информировании имеют место две тенденции: 1) передача большого количества разнообразных сообщений, которые преподаются без системы; 2) подчинение информационного потока идеологически-пропагандистским установкам. В первом случае индивид теряет социальную ориентацию и становится очень удобным объектом для политического манипулирования. Во втором - индивиду предоставляется только такая информация, которая согласована с пропагандистскими задачами, а любая другая подвергается отрицательной оценке.

Под влиянием таких тенденций во второй половине XX в. начали происходить процессы медиатизации политики, что обусловило применение практики исправления эффектов от сообщений в СМИ за помощью технологий спин-докторингу (от англ. спина - кружение, верчение и doctoring - лечение на профессиональном уровне). "Спина" как отдельная научная категория трактуется как информационное "искажения" событий, их презентация в более выгодном свете или просто "раскрутка" человека или события. Спин-доктор "раскручивать" информацию, подавая в самом благоприятном для политического субъекта виде, то есть "лечит" ее освещение в масс-медиа.

"Раскрутка" основывается на психологических способах манипуляции вниманием людей и обеспечивается с помощью таких приемов: "наши люди в толпе", "единодушное ("общая") мнение", "искусственный спутник", "ложный исток", "ускорение темы", "утвердительные заявления", "сторона победила", "принудительная пропаганда", "использование ценностных слов", "неопределенные выражения" (позитивно и негативно окрашенные), "перенос позитивного (негативного) образа", "упрощение проблемы", "общественное неодобрение", "заострение внимания", "имитационная дезинформация", "фабрикация фактов" (прямая ложь), "осміювання", "манипулятивная семантика" и др.

Нивелирования той или иной темы связано с политическим оппонентом, конкурирующей идеей, нежелательными реакциями на клиента-политика или с компроматом на него. В этом случае применяют приемы: "переключение внимания аудитории", "разрежение информации", "активизация препятствий", "заглушка", "заключение", "ложная театрализация", "відповзання" ("выскальзывания"), "снятие розовых очков", "фонтан грязи", "враг народа", "солнечное затмение" и др.

"Искажения" темы в средствах массовой информации представляет собой ее интерпретацию и реінтерпретацію в нужном контексте. Распространенными методами "искажения" информации являются: сокрытие информации, изменение способа подачи информации, особое компоновка, использование "магических слов", "трансфер", "ослепление примером" и др.

Поскольку потоки информации в современном обществе существенно возросли, новейшие информационные технологии направлены на то, чтобы управлять вниманием массового сознания, удерживая ее на необходимых объектах и ситуациях как можно больше. При этом интерпретации (трактовки) фактов имеют наглядную преимущество над самими фактами, ведь они позволяют политическим технологам в нужный момент переключать внимание массового сознания на нужные темы, отвлекая внимание от нежелательных сообщений. Сейчас налажена целая система управления вниманием массовой сознания, которая особенно активно используется на телевидении и в деятельности ведущих информационных агентств мира. Инструментарий переключения внимания массового сознания можно отразить в табл. 5.

Таблица 5. Инструментарий переключения внимания массового сознания в СМИ

Медиа-политика ведущих телеканалов мира направлена на поддержание психологического баланса у граждан-зрителей. Население получает телевизионное "успокоительное" в виде непритязательного юмора, популярной эстрады и светских бесед. С помощью этих жанров рядовой избиратель расслабляется и забывает о свои острые проблемы. Наряду с этим зрители получают теле-"возбудители" в виде аварий, катастроф, взрывов и др. С помощью этих сообщений внимание массового сознания тоже стабильно переключается из актуальных экономических и политических проблем на искусственные заменители - екстраінформаційні поводы. Политические ток-шоу также превратились в эффективные политтехнологии, ведь все они строятся на інспіруванні постоянных политических конфликтов, которые в конце концов формируют у подавляющего большинства телезрителей стойкий иммунитет к политической тематике. В то же время, особенно в кризисные периоды, политические ток-шоу, на которых поднимаются и обсуждаются наиболее острые общественные проблемы, выполняют функцию "выпуска пара" для того, чтобы обеспечить замещение реального кризиса ее виртуальным аналогом.

Современное информационное общество имеет несколько важных признаков. С одной стороны, возрастающее значение приобретают средства массовой информации, которые постепенно получают управленческие функции в отношении общественного мнения и общественного сознания. С другой стороны, принципиально меняется информированность населения, которое получило беспрецедентные до этого возможности найти альтернативные источники информации и воспользоваться ими. Технологическая революция изменила саму движущую силу социальных трансформаций. Этой движущей силой становятся информационные и другие технологии, позволяющие оперативно реагировать на вызовы цивилизации. Функция информирования и, если угодно, обучения электората - вот ключевая миссия политических технологов в переходных посттоталитарных и поставторитарных обществах. Конечно, это так, если игроки политического рынка являются не только профессионалами и работниками, а патриотами и сознательными гражданами своей страны. В политическом процессе должно утвердиться гуманистический подход в политических технологий.

В основе политической технологии лежит идея, сформулированная болгарским ученым II. Стефановым, что "реальная проблема не в том, возможно ли в принципе технологизировать социальные процессы, а в том, как это сделать".

Политические технологии выступают в двух формах, как структурный элемент политического управления, организационно оформленный программный продукт и как деятельность, связанная с реализацией намеченной цели.

Функционирование этих технологий всегда связано с потребностью рационализовать политическое управление, быстро и оперативно тиражировать специальные приемы и процедуры. Особое значение для данных технологий имеет наличие условий их реализации: элементов структуры политического процесса, особенностей строения и закономерностей их функционирования; возможности формализовать реальные явления и представить их в виде показателей, операций и процедур. Характер политической и социальной технологий, их особенности обусловлены внутренней природой самого объекта технологизации и социальной установкой на ее разработку и внедрение.

Виды технологий различаются в зависимости от сфер общественной жизни, где они реализуются; экономической, социальной, политической или духовной.

Что касается экономики, то усилия технологов сосредоточиваются на решении социальных проблем труда, на его превращении в действенный критерий оценки потенциала каждого человека. В связи с этим делаются попытки технологизировать воздействие на условия трудовой деятельности, содержание труда и его интеллектуальное развитие. Важное значение имеет решение политических и организационных проблем собственности, поведения людей в условиях рыночной экономики, которые представляют уже не только социальный, по и политический аспект управления, ибо могут привести к серьезным политическим последствиям. И наконец, повышение эффективности общественного и личного труда невозможно без заинтересованного участия человека в совершенствовании производства, что прямо или косвенно коррелирует с его социально-политическим самочувствием.

Это особенно проявилось в период кризиса экономики в 1990-е гг., когда выявились в полном объеме дефект и ограниченность существующего механизма управления, наглядно продемонстрировавшего необходимость учета не столько технико-экономических, сколько социальных параметров, что поставило задачу обосновать основные методы политического решения экономических проблем в стране.

В политико-технологическом решении собственно социальных проблем предметом особой заботы является создание гарантий социальной справедливости, осуществление на деле согласования меры труда и меры вознаграждения. Актуальной является политическая роль взаимоотношений работодателей и работников, методов организации груда в условиях различных форм собственности во всех отраслях национального хозяйства. Управление в социальной сфере охватывает и такие важные стороны жизни людей, как их здоровье, обеспечение отдыха, социальную защиту.

Все более значимой для управления становится демографическая политика, предусматривающая регулирование соответствующего поведения населения, семейно-бытовых отношений, создание условий для слабо защищенных социальных групп.

Требуется также технологизация многих процессов, касающихся государственных структур. В современном обществе предлагается огромное количество новаций, связанных с решением политических проблем. Появляются бесчисленные проекты устройства государственных организаций, замены их новыми образованиями, предложения о проведении экспериментов и проверки некоторых важных, но не всегда продуманных идей.

Как при управлении наукой, в политике важно видеть то, из чего складывается результат, на чем он основывается. Ведь показатели развития социально-политических процессов не всегда могут быть выражены посредством количественных характеристик, например таких, как численность партий, процент участвующих в голосовании, количество и структура депутатского корпуса и т.п. От того, как участвуют люди в жизни общества, какими правами обладают, какое влияние оказывают и могут оказать на принятие решений, зависит нормальное функционирование многих политических структур.

Управление в сфере социально-политических отношений предполагает важные технологические приемы и методы. Речь идет о создании механизма рациональной подготовки, принятия и реализации политических решений, органично сочетающих в себе централизацию с самоуправлением.

Поскольку политика представляет собой не только науку, но и искусство, особое значение приобретает мастерство предвидения последствий принимаемых решений, умение ориентироваться в конкретных и прогнозируемых политических условиях. Однако интуиция, искусство политического прогноза вырабатываются в результате длительной, кропотливой работы. К сожалению, ни теория, ни практика еще не смогли дать сколько-нибудь убедительных примеров политического предвидения и прогнозирования. Наоборот, жизнь постоянно показывала, насколько были близоруки, недальновидны и ограничены многие попытки видеть социальные последствия политических решений: они нередко заменялись эрзацами идей, не имеющих ничего общего ни с наукой, ни с искусством. Это особенно наглядно проявилось в политическом решении о проведении приватизации в России в 1990-с гг.

Возможности технологизации управления в духовной сфере в определенном смысле условны, так как серьезно отличаются от тех приемов, которые присущи управлению в сфере экономики. Здесь не могут применяться методы и действия, ориентированные только на достижение количественных показателей. Глубокий и обстоятельный анализ состояния духовности, выявление тенденций и предвидение возможных изменений в производстве и потреблении духовных ценностей неразрывно связан с решением таких вопросов, имеющих политическое значение, как мировоззренческие и идейно-политические ориентации людей, их отношение к судьбе страны, уважение и настоящему и будущему своего народа и т.д.

Управление духовными процессами нацелено на создание реальных условий для рационального развития культурных запросов и склонностей каждого человека, для наиболее полного и всестороннего их удовлетворения. Оно предполагает гибкое воздействие на тенденции, происходящие в сфере образования, науки, литературы и искусства. Очень трудную и сложную область представляет взаимодействие национальных культур.

Преобразования духовной жизни прямо или косвенно зависят от материального фактора, от уровня общественного производства. Поэтому при управлении учитывается наличие экономических предпосылок для решения возникающих проблем, на которые можно эффективно воздействовать, лишь когда они обеспечиваются политически.

Функции управления в сфере духовной жизни очень сложны, так как каждая из ее составляющих относительно самостоятельна. Это затрудняет возможности познания ее объективных закономерностей, а следовательно, и управления ею.

Имеется еще одна важная особенность процессов технологизации, характерная для политического управления. Речь идет о том, что для организаций и учреждений, занимающихся различными аспектами духовной жизни, нужна бо́льшая самостоятельность при решении поставленных задач. Их деятельность не может регламентироваться до мелочей, ибо они имеют дело со своеобразными продуктами человеческого бытия: социальным настроением, самочувствием, мотивацией, общественным мнением, которые непосредственно связаны с политическими ориентациями людей, с их отношением к реальным институтам политической власти.

Разработка, конструирование и реализация требований политических технологий предполагают несколько этапов: научный, связанный с определением цели, объекта технологизации, операциоиализацией общественных процессов на составляющие и выявлением связей между ними; методический, предполагающий выбор методов и средств получения информации, ее обработки и анализа, принципов трансформации в конкретные выводы и рекомендации, и, наконец, процедурный этап, он связан с организацией практической деятельности но реализации требований разработанных технологий.

Одна из важнейших проблем политического управления – умение видеть перспективу, не теряться в сиюминутных заботах, не упускать ориентиров. Работа на перспективу предполагает возможные потери в пути, но окупается тем, что воплощается в жизнь центральная, ведущая идея.

Чем сложнее и разнообразнее становились управленческие отношения в политике, тем больше появлялось вариантов решения управленческих задач, тем более дифференцированными становились используемые в конкретной политической практике приемы и способы организации управленческой деятельности. В настоящее время, используя определенные критерии сопоставления, можно выделять и сравнивать различные виды политических технологий. Так, в зависимости от типа политической кампании можно выделить следующие виды политических технологий:

  • технологии формирования имиджа политического деятеля (технологии политического имиджмейкинга);
  • электоральные технологии;
  • технологии политических соглашений и союзов;
  • технологии регулирования политических конфликтов;
  • технологии партийного строительства;
  • технологии лоббизма;
  • технологии формирования узнаваемого позитивного образа политической организации;
  • технологии обеспечения поддержки политическим решениям.

Каждый вид перечисленных политических технологий представляет собой самостоятельный алгоритм решения поставленной задачи. Так, электоральные технологии подчинены задаче, поставленной кандидатом на выборную государственную должность (победить на выборах, использовать выборы для дальнейшей раскрутки и т.д.), и включают в себя совокупность последовательно предпринимаемых субъектом управления шагов, обеспечивающих продвижение к намеченной цели. Технологии регулирования политического конфликта – это совокупность определенных приемов, использование которых должно обеспечивать такой выход из конфликтной ситуации, который устраивал бы сторону, предпринимающую усилия в данном направлении. Технологии лоббизма представляют собой взаимосвязанный комплекс способов воздействия на лиц, принимающих государственные решения.

Кроме технологий, позволяющих решать перечисленные выше и достаточно объемные по содержанию задачи, существуют технологии, ориентированные на "разруливание" текущих ситуаций, на поиск решения неожиданно возникающих проблем. Одним из видов таких технологий являются технологии нейтрализации негативной информации. Они используются в том случае, если неожиданно для политика или политической организации происходит выброс нежелательной компрометирующей информации, способной оказать серьезное влияние на отношение масс к этому политику или организации.

В современном обществе все виды управления в политике представляют собой сложные с технологической точки зрения процессы. Воздействие, например, на электоральные предпочтения граждан требует использования различных каналов трансляции информации, начиная от средств массовой информации и заканчивая рассылкой персональных обращений к избирателю. Политикам в ходе имиджевых кампаний требуется помощь специалистов в подготовке публичных выступлений, подборе одежды, психологической поддержке и т.д.

На протяжении всего двадцатого столетия шел активный процесс дифференциации политических технологий по профессиональному признаку. Например, появились специалисты в области медиапланирования, занимающиеся размещением информационных материалов в СМИ, специалисты по политической рекламе, организации массовых мероприятий и т.д.

Исходя из специфики задач, решаемых в ходе политических кампаний, можно выделить следующие политические технологии:

  • информационно-аналитические, позволяющие собирать необходимую информацию об объекте политического воздействия, о действиях политических конкурентов, проводить мониторинг хода политической кампании;
  • технологии политического проектирования, представляющие собой определенный алгоритм разработки стратегии и тактики управленческого процесса;
  • технологии работы со средствами массовой информации, включающие все многообразие методов работы с журналистами;
  • технологии политической рекламы, обеспечивающие создание информационных продуктов на различных рекламных носителях;
  • технологии организации массовых мероприятий;
  • технологии оказания психологической поддержки политикам в ходе имиджевых кампаний;
  • технологии политического фандрайзинга, обеспечивающие сбор средств в фонд избирательной кампании;
  • технологии работы с интернет-аудиториями.

Приведенный перечень технологий является неполным, так как в политической практике постоянно возникают новые виды деятельности, ориентированные на повышение эффективности политического влияния. Так, с развитием новых форм социальной активности сформировался спрос на специалистов в области краудсорсинга, чтобы использовать потенциал возникающих сетевых сообществ в интересах политических акторов. С развитием массовой коммуникации востребованными стали специалисты в области астротурфинга, технологии управления общественным мнением в Интернете.

Понятие политических технологий

Политические технологии - это совокупность правил, процедур, приемов и способов воздействия на политический процесс, обеспечивающих конкретному субъекту оптимальную и эффективную реализацию его целей и задач. Специфика политической технологии в том, что она алгоритмизирует по строго определенным правилам деятельность в сфере политики, т.е. сводит ее к системе действий, совершаемых в интересах выполнения поставленной политической задачи.

Политические технологии - это совокупности наиболее целесообразных приемов, способов, процедур реализации функций политической системы, направленных на повышение эффективности политического процесса и достижение желаемых результатов в сфере политики. Они включают в себя как приемы достижения немедленного локального кратковременного результата (тактика), так и получение глубинного, глобального, длительного эффекта (стратегия). Использование тех или иных политических технологий определяет эффективность политического управления, регулирования политических процессов, устойчивость политической системы и всего политического пространства. Политические технологии определяются типом общественного развития (доминированием в нем эволюционных или революционных процессов), характером режима (демократический, авторитарный, тоталитарный и др.).

Среди получающих все большее развитие технологий политической деятельности особо выделяются технологии: социального партнерства; лоббистской деятельности; принятия и реализации политических решений; разрешения политических конфликтов; «паблик рилейшнз»; избирательные; политического управления; манипулирования; формирования имиджа; оптимизации политического риска и др.

Структура политических технологий

Структуру политических технологий образуют три основных элемента, каждый из которых, в свою очередь, имеет сложное строение.

Первый элемент - технологическое знание, сочетающее научноприкладное знание политических проблем с их оценкой. Его содержание складывается из знаний и позиций следующих субъектов политических технологий: технолога, анализирующего политические события и процессы; заказчика, определяющего конкретные цели; исполнителя, непосредственно решающего задачу оптимального применения соответствующих процедур, приемов и способов воздействия на политический процесс.

Второй элемент - процедуры, приемы, методики воздействия. В них находят свое отражение те конкретные умения и навыки осуществления целенаправленных действий, которыми обладают субъекты политических технологий.

Третий элемент - техническое и ресурсное обеспечение. Оно включает финансовые, технические и другие средства, которые могут быть использованы в процессе применения конкретных технологических приемов («раскручивания» кандидата, формирования соответствующего имиджа и т.д.), а также кадровые структуры и их резервы.

Типы политических технологий

Функциональные типы политических технологий, предполагающие рационализацию и алгоритмизацию ролевых нагрузок различных субъектов управления и власти (например, принятия решений, согласования интересов, ведения переговоров, коммуницирования с общественностью и т.д.) и, в конечном счете, направленные на управление и контроль за этими процессами.

Инструментальные разновидности политических технологий имитируют применение техник, направленных на рационализацию конкретной деятельности, а на самом деле имеют совершенно иные цели и прикрывают их.

С точки зрения областей, в которых применяются те или иные приемы достижения целей, можно говорить о так называемых предметных технологиях (например, электоральных, техниках лоббирования, компьютерных и информационных технологиях, переговорных приемах и процедурах, используемых в дипломатической или военной сферах, и т.д.).

С точки зрения степени и характера регламентации деятельности (что обладает особой ценностью для анализа переходных процессов) различают нормативные и девиантные технологии. Нормативные технологии -- это способы деятельности, жестко обусловленные существующими в обществе (организации) законами, нормами, традициями или обычаями. Девиантные технологии противоположны им, это отклоняющиеся от такого рода требований и стандартов способы деятельности. К их числу относится, например, целый спектр противоречащих закону или нормам общественной морали «серых» и «черных» технологий.

Избирательная кампания

Для проведения выборов вся территория страны или в зависимости от характера выборов разбиваются на избирательные округа, от которых избирается соответствующее число депутатов. Размер округа зависит от уровня выборов. Если для проведения местных выборов создаются небольшие округа на базе городского района, поселка, деревни, то для проведения выборов областного, регионального или федерального уровня несколько таких округов объединяются в один большой. Как правило, избирательные округа создаются таким образом, чтобы каждый депутат (в зависимости от властного уровня) избирается от равного числа жителей или избирателей.

Под избирательной кампанией в формальном значении этого понятия понимается установленный законом период, в течение которого политические партии и организации, а также государственные органы, ответственные за проведение выборов, осуществляют их организацию в соответствии с установленными правилами. Гоулд Ф. Стратегическое планирование избирательной кампании //Политические исследования. - М.,2005.С. 101. Под ней понимается также комплекс организационных, пропагандистских и иных мероприятий, проводимых отдельными партиями и кандидатами.

Существует целый ряд различий в организации и проведении избирательных кампаний в различных странах. В зависимости от сложившихся в каждой стране традиций главой государства или правительства или же парламентом назначается официальная дата выборов.

С этого дня начинается избирательная кампания, в ходе которой каждая партия выдвигает своих кандидатов или список кандидатов, которые должны пройти соответствующую регистрацию.

После официального выдвижения кандидатов их имена вносятся в специальные избирательные бюллетени. В этом плане большое значение для развития избирательной системы имело введение в конце XIX века так называемого "австралийского" бюллетеня, призванного обеспечить секретность голосования и уменьшить возможность фальсификации результатов выборов.

Официальный "австралийский" бюллетень внес существенные изменения в процедуру голосования. Здесь все бюллетени одинаковы и включали имена всех кандидатов на выборные должности. Эта реформа способствовала обеспечению секретности голосования и уменьшала возможности запугивания и подкупа избирателей. В то же время "австралийский" бюллетень давал избирателям возможность сделать выбор на основе индивидуальных, а не коллективных достоинств кандидата, отдать свой голос тому или иному кандидату, не голосуя за остальных кандидатов той же партии. Поскольку все кандидаты на одну и ту же должность были вписаны в один бюллетень, избиратели более не были вынуждены выбирать сугубо партийный список.

Как правило, в большинстве стран предвыборная агитации прекращается за сутки до открытия избирательных участков. Это делается для того, чтобы предоставить самим избирателям время и возможность самостоятельно обдумать и всесторонне взвесить свой выбор и принять окончательное решение, за кого и за что именно отдать свой голос.

Срок полномочий выборных должностных лиц ограничивается определенным, строго фиксированным в конституции периодом, как правило, от двух до шести лет в зависимости от страны и должности. Зотова З.М. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт. - М.,2000.С. 59.

Считается, что определенные конституцией срок и порядок избрания должностных лиц достаточны, чтобы избранное лицо могло реализовать свою программу, позволяют обеспечить стабильность и преемственность политического руководства. Учитывается и то, что этот срок не настолько велик, чтобы политик мог забыть о предстоящих выборах и не помнить о своей ответственности перед избирателями.

Планирование избирательной кампании

Стратегическое планирование избирательных кампаний строится на основе общих принципов применения соответствующих методик, но имеет свои особенности.

Важнейшей причиной поражения политических партий, движений и кандидатов на выборах является отсутствие стратегического планирования избирательной кампании или некачественное его выполнение. Практика выборов последних лет показывает, что отсутствие стратегии не позволяет политической партии, движению, кандидату стать лидерами избирательной кампании. Отсутствие стратегического планирования или некачественное его проведение обычно приводит к тому, что кампания кандидата способна лишь более или менее успешно реагировать на действия конкурентов, но не способна навязать им свою стратегию, свою игру, свою волю. В этой ситуации стать лидером избирательной кампании, а тем более победить кандидат может только случайно.

В некачественном проведении или в полном отсутствии стратегического планирования заключается одна из причин столь частых в России неожиданных поражений лидеров избирательных кампаний и побед на них кандидатов, имевших невысокие шансы на победу. Именно поэтому в России на выборах, особенно регионального уровня, столь распространены грубые, не всегда законные, часто называемые "грязными" методы ведения избирательных кампаний: в отсутствие эффективных стратегий у многих кандидатов появляется желание любой ценой не допустить победы конкурентов. Поэтому представляется, что внедрение методик стратегического планирования в практику ведения избирательных кампаний в России позволит эффективно противодействовать так называемым "грязным" избирательным технологиям и будет способствовать превращению политического консалтинга в более цивилизованный бизнес.

Стратегию избирательной кампании можно понимать как ее основную направленность: голоса каких групп избирателей должны быть отданы за кандидата, каковы должны быть веские основания для этих избирателей проголосовать за этого кандидата, какие сообщения и через какие информационные каналы следует до них доносить, как правильно распорядиться всегда ограниченными ресурсами избирательной кампании для решения этих задач.

Разработка стратегии избирательной кампании, ее направленности, должна сопровождаться разработкой сценариев реализации этой стратегии, т.е. укрупненных описаний одного или нескольких вариантов реализации, развертывания стратегии во времени с учетом ресурсного обеспечения и возможного противодействия конкурентов и среды, в которой развиваются события. Сценарий стратегии избирательной кампании, как правило, содержит описание ключевых моментов и периодов избирательной кампании, а также задач, которые должны быть решены к этим моментам и в течение этих периодов.

15. Кандидат - лицо, несущее полную ответственность не только перед самим собой, но и перед теми, кто его поддерживает. Каждый кандидат, баллотировавшийся в выборный орган, после выборов чувствует себя усталым, «выжатым», как лимон. Эта работа изнурительна не только для него, но и для его семьи, друзей, всех помощников. Поэтому любой кандидат с самого начала должен быть уверен в себе, в правильности принятого решения и готов отдать все силы для победы.

Кандидат - это эпицентр избирательной кампании. Его поведение определяет успех борьбы. Хотя и не бывает одинаковых кампаний, однако существует ряд универсальных принципов, которых следует придерживаться всем кандидатам на выборные должности. Таких принципов, определяющих роль кандидата во время избирательной кампании, насчитывается, как минимум, десять.

1. Ключевое ответственное лицо. Всем понятно, что в избирательный бюллетень вносится только имя кандидата Поэтому основная ответственность за избирательную кампанию и выборы ложится на его плечи. Ведь именно он дал согласие включиться в борьбу за выборную должность. Поэтому время, имеющееся в его распоряжении в течение кампании, самое важное. Все должны считаться с его мнением. Кандидат - всегда босс.

Кандидат должен напоминать спортсмена, стремящегося победить и отдающего этому все силы. Он должен чувствовать вкус к победе. Кандидату нужно уметь защищать себя и оберегать свою семью от нападок в ходе кампании. Другими словами, «взявшись за гуж, не говори, что не дюж».

2. Бодрый лидер. Кандидат - это общественный «продукт», который должны «купить» избиратели. Основная его задача заключается в том, чтобы завоевать голоса избирателей. Поэтому он обязан сосредоточиться и использовать все свое время для работы с людьми.

На публике кандидат должен демонстрировать положительные эмоции и проявлять энтузиазм. Он обязан создавать у людей впечатление, что все идет прекрасно, даже если это далеко не так. То есть ему нужно быть бодрым и настойчивым в достижении своей цели.

Кандидат не может позволить себе растеряться. Намного легче привлечь к себе добровольцев и удержать их, если они видят перед собой уверенного, бодрого и неутомимого лидера.

3. Главный оратор. Кандидат. задает тон кампании. Он должен пользоваться широкой популярностью. Кандидат - именно тот человек, высказывания которого должна цитировать пресса Поэтому ему необходимо верить в то, что он говорит, иначе люди быстро «раскусят» его.

Кандидат должен сформулировать тему (лейтмотив) избирательной кампании. Если он чувствует, что уже устал повторять одну и ту же мысль, это значит, что она начала доходить до общественности. В то же время очень важно, чтобы кандидат не поучал, а убеждал общественность. Кампания - это слишком короткий отрезок времени, чтобы позволить себе заниматься просветительством. Цель кандидата во время кампании заключается в том, чтобы убедить людей в том, что именно он и есть той уникальной личностью, которая способна лучше всех служить им в случае своего избрания.

Кандидат должен гармонически вписываться в тот общий имидж, который распространяется во время избирательной кампании. Вместе с тем ему нет нужды самому углубляться во все тонкости стратегии. Кандидат должен видеть картину кампании в целом. Его задача -отображать эту картину.

4. Главный сборщик средств. Ведущая роль кандидата в обеспечении избирательного фонда обусловлена двумя обстоятельствами: никто другой так, как он, не ощущает потребности в этом фонде, и никто лично в нем не заинтересован так, как он. Откровенно говоря, большинство жертвователей предпочитает персонально поддержать кандидата, поскольку именно на него он делает свою ставку.

Вряд ли кому-либо из кандидатов нравится собирать средства В этой роли они чувствуют себя неловко, а то и попросту такими, кто выпрашивает что-нибудь для себя лично. От таких ощущении следует избавиться. Ведь заняв выборную должность, кандидат принесет людям немало пользы. То есть их взносы в его избирательный фонд -это инвестиция людей в свое будущее.

Сбор средств нередко осуществляется путем распределения усилий. В таких случаях задача кандидата - аргументировать, почему он стремиться занять выборную должность. Сбором же средств непосредственно занимается его уполномоченный помощник. Таким помощником может быть лидер партии, руководитель партийной организации, выдвинувшей кандидата Особенно часто это происходит тогда, когда основным источником избирательного фонда кандидата являются средства партии. Такая ситуация особенно распространена в Украине в условиях мажоритарной избирательной системы. Однако стоит помнить: обратиться за взносом - лишь полдела Не следует успокаиваться до тех пор, пока средства не поступят на счет избирательного фонда кандидата

5. Председатель комитета кампании. Кандидат обязан следить за избирательной кампанией в целом, однако не вмешиваться абсолютно во все дела. К сожалению, многие кандидаты оказываются в западне, считая, что никто другой не способен руководить всеми деталями кампании так, как лично они. Однако стремление быть и кандидатом, и руководителем избирательной кампании приносит мало пользы. Чтобы надеяться на успех, нужно заниматься чем-то одним.

Мера личного участия кандидата в принятии решений по тем или иным вопросам ведения кампании - одна из острых проблем. Приведем правило, которое никогда не следует забывать: если кандидат одобрил стратегию избирательной кампании, ее план и график, его обязанность - делегировать полномочия руководить деталями своим помощникам, а самому общаться с избирателями. Слишком многие кандидаты тратят время, например, на подбор цвета символов избирательной кампании, дискуссии относительно ее тактики или улаживание конфликтов среди членов своей команды.

Это, конечно, не означает, что кандидат не должен быть в курсе дел. Он должен получать от своих советников краткие отчеты о таких вопросах ведения кампании, как график основных мероприятий, содержание публичных заявлений, организационная деятельность, состояние финансов и работа со средствами массовой информации. Разумным и эффективным оказывается кандидат, информированный обо всех основных дедах, но сосредоточенный на главном - контактах с избирателями.

6. Главное действующее лицо кампании. Кандидат должен четко придерживаться разумно составленного графика. Он должен точно знать о времени, которое следует потратить на пребывание в отдельных регионах, встречи с нужными избирателями, реализацию таких мероприятий, как встречи с представителями средств массовой информации, контакты с целью пополнения избирательного фонда, речи на митингах, посещения жилищ «от двери до двери».

График кампании всегда жесткий. Кандидатам нужно быть высо-кодисциплинированными во всех своих усилиях и готовыми работать не покладая рук. Исчезновение кандидата из поля зрения - самое плохое, что может произойти во время избирательной кампании. Иногда кандидаты просто куда-то исчезают, считая, что таким образом они плодотворнее используют свое время. Но кандидату, особенно в тех случаях, когда он исчезает и при этом не уверен, что общается с нужными людьми, лучше согласовать это с руководителем кампании.

Очень важно, чтобы график кампании был реалистичным и рассчитанным на живого человека «Кандидат не должен переутомляться, болеть и впадать в депрессию. Ему нужно оставлять достаточно времени между разными мероприятиями, особенно для отдыха, семьи и заработка на жизнь. При составлении графика все это следует заранее предусмотреть.

Составляя график кампании, нельзя забывать и о том, чтобы максимально использовать сильные стороны кандидата и минимизировать его недостатки. Скажем, ответственный за составление графика должен принять во внимание то, что кандидат «жаворонок» или «сова».

7. Доверяющий руководитель. Кандидат должен доверять человеку или людям, которым он делегировал часть своих полномочий. Чаще всего - это руководитель избирательной кампании. Им может быть человек, которому кандидат безгранично доверяет. Руководитель кампании - лицо, дополняющее черты характера и способности кандидата. Например, если последний чрезмерно активен, руководитель кампании должен быть спокойным человеком.

Очень трудно, однако крайне необходимо достичь такого сочетания. Кандидат должен быть полностью уверен в человеке или людях, которых он оставляет вместо себя на время своего отсутствия, в противном случае ему тяжело будет справиться с избирательной кампанией. Вот почему кандидату нужно очень серьезно подойти к назначению руководителя кампании, полагаясь не на родственные связи, а на опыт человека.

Лучше с самого начала совместной работы четко распределить роли между кандидатом и руководителем кампании. От последнего кандидат должен получать полную и свежую информацию о ходе кампании, а так же ответы на возникающие у него вопросы. В то же время не стоит преуменьшать авторитет руководителя кампании и вмешиваться в дела или решения, находящиеся в пределах его компетенции. Другими словами, доверие - это ключ к взаимопониманию между кандидатом и руководителем его избирательной кампании.

8. Поддержка со стороны семьи. Чтобы рассчитывать на успех кампании, кандидатам необходимы согласие и поддержка со стороны их семей. Избирательная кампания, как правило, связана с тем, что кандидату приходится долгое время находиться вдали от семейного очага. Члены семьи, которые понимают все трудности избирательной кампании, могут снять напряжение, тогда как споры и недоразумения только увеличат нагрузку.

С самого начала кампании кандидату нужно обсудить свои планы с семьей и определить степень участия ее членов в работе и планируемых акциях. Их участие нужно анализировать и корректировать в зависимости от ситуаций, возникающих в ходе кампании. Ответственные работники кампании должны с уважением относиться к участию в ней семьи и всячески стремиться установить с ее членами дружеские отношения.

Сам кандидат должен следить за тем, чтобы его загруженность, временный отход от семьи не вызвали проблем по типу «невозвращенных долгов», «равнодушия к детям», «супружеской неверности» и т. д. Кандидат и члены его семьи должны также научиться выдерживать нападки со стороны оппозиции и быть стойкими к возможным оскорблениям в свой адрес.

9. Прекрасный парень. Кандидату нужно быть источником доброты и вызывать у людей чувство, что он лично заинтересован в разрешении их проблем, давать избирателям почувствовать, что даже при расхождении мнений по каким-либо вопросам он заботится о них. Необходимо уметь слушать людей и сочувствовать им.

Еще одно важное обстоятельство. Кандидаты, добившиеся наибольшего успеха, как правило, откровенны. Любое темное дело из их собственного прошлого с большой вероятностью может всплыть на поверхность в ходе напряженной избирательной борьбы. Поэтому кандидату следует быть честным и демонстрировать высокую мораль, обладать здравым смыслом, но не быть при этом наивным человеком.

Кандидат ни в коем случае не должен давать повод воспринимать его «плохим парнем», особенно среди членов своего штаба. Он никогда не должен говорить «нет» тем, кто просит уточнить график, или отказывать добровольным помощникам. Ему не стоит демонстрировать свою нейтральную позицию в спорах среди своих сторонников или выглядеть посмешищем в глазах помощников. Оказывать давление или принуждать кого-либо выполнять определенные поручения должен руководитель кампании или другое уполномоченное лицо, которое тоже волнуют ее результаты.

10. Инициатор, новатор, лидер. Кандидат обязан видеть перспективы развития местности, где он баллотируется. Мало просто понимать суть проблем, крайне важно предложить разумный и реальный подход к их разрешению. Кандидат должен четко представлять, почему он добивается избрания на определенную должность и как он сможет наладить успешный ход дел.

Самый лучший подход к выборам на конкретную должность - это вообразить себя «уже на этой должности». Даже если это пока еще не так, кандидат все равно уже является лидером в данной местности. Поэтому он может стать инициатором изменений как лидер общественного мнения. Ему стоит представить себя на должности, которой он добивается, и поступать как общественному деятелю.

Кандидат должен хорошо разбираться в ключевых и текущих проблемах округа и возглавить стремление людей их разрешить. Стоит сосредоточиться на какой-либо одной ключевой проблеме, разрешения которой он будет добиваться в случае победы на выборах. Эта проблема должна входить в круг его профессиональных интересов и совпадать с опытом прошлой работы кандидата.

Одно предостережение: нельзя затевать того, что невозможно довести до конца; кандидату следует сначала убедиться, что выбранная им проблема целиком не поглотит его во время избирательной кампании.

16. Команда кандидата может формироваться за счет различных источников. Если кандидат представляет одну из партий или движений, имеющих структуры в округе, то эти структуры естественным образом поступают в его распоряжение. Не будучи непосредственно представителем какой-либо партии, но договорившись с одной из них, кандидат также сможет опереться на соответствующую политическую структуру. Часто команда кандидата формируется из его ближайшего окружения или на базе тех или иных государственных, производственных, коммерческих или общественных структур, с которыми кандидат связан (так называемые базовые организации избирательной кампании). При необходимости команду можно нанять со стороны, если кандидат располагает достаточными средствами (мы говорим здесь не о штабе, а именно о большой команде, способной проводить массовые акции по агитации избирателей). Наконец, команда поддержки кандидата может быть создана непосредственно под него накануне или даже в ходе избирательной кампании. Обеспечение команды необходимыми руководителями и специалистами (штабом) также может осуществляться за счет привлеченных политических структур, базовых организаций, личных связей кандидата и через найм.

Команда представляет собой ничем не заменимый ресурс в части организации непосредственной работы с избирателями (оргмассовое направление избирательной кампании). Что касается других направлений работы, то здесь команда и кандидат во многом дополняют друг друга. Так, кандидат, полностью владеющий избирательными технологиями, потенциально может взять на себя функции ряда руководящих работников и специалистов штаба (хотя, конечно, такой вариант весьма далек от оптимума - в идеале кандидата следует «использовать» лишь там, где его никто заменить не может). С другой стороны, слабость кандидата в ресурсной части может быть скомпенсирована хорошей командой: отсутствие у кандидата опыта избирательных кампаний компенсируется опытными специалистами штаба; его недостатки как публичного политика устраняются работой имиджмейкеров; для аккумуляции дополнительных ресурсов вместо связей кандидата можно использовать связи членов команды и т. д. Единственное, что не сможет скомпенсировать никакая команда - это отсутствие у кандидата достаточной воли к победе.

Среди всех возможных способов формирования команды оптимальным является опора на политические структуры. Все остальное представляет собой паллиатив, обусловленный относительной слабостью российских партий. Партийные (в более широком плане - общественно-политические) структуры обладают двумя принципиальными преимуществами. Во-первых, именно вокруг них сосредотачиваются активисты, имеющие опыт и призваниеагитаторов. Во-вторых, функционеры таких структур максимально ориентированы на политическую карьеру и поэтому действуют во время выборов наиболее адекватно и эффективно. Для сравнения можно рассмотреть такой распространенный метод формирования команд, как через опору на базовые организации. Например, при создании НДР базовой организацией явилась административная вертикаль, движение “Кедр” использовало сеть санэпидемстанций и т. д. - примеров можно привести много. Во всех случаях удавалось очень быстро создать формальную “политическую” структуру, т. к. при этом за основу бралась уже готовая организация со всеми ее людьми и ресурсами. Легко решались также и некоторые формальные задачи избирательной кампании, типа сбора подписей. Однако как только дело доходило до агитации избирателей, сразу оказывалось, что большинство работников таких структур выполняют эту задачу без энтузиазма, из-под палки, а руководящий состав озабочен не результатом выборов, а тем, чтобы предстать перед начальством в максимально благоприятном свете (для чего, как известно, гораздо проще не решать проблемы, а свалить ответственность за провал на соседа). Поэтому, на наш взгляд, базовые организации следует рассматривать как важный источник ресурсов для обеспечения избирательной кампании, но брать их за основу при формировании команды малоэффективно.

Вопрос 21

ТАКТИКА ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ

Если решение об участии в кампании принято, определены ее сюжет, стратегические цели и ориентировочный бюджет, необходимо определить какие методы агитации и пропаганды, в какой пропорции и по какому графику будут вами использованы. Мы должны разработать тактическую схему реализации сюжета кампании для того, чтобы в ходе борьбы максимально разгрузить головы своих менеджеров и аналитиков. Мозги должны быть свободны, чтобы реагировать только на нештатные ситуации.

Выбор тактики кампании обуславливается следующими компонентами:

1. Размеры избирательного фонда и сроки поступления средств в него.

2. Число сознательных сторонников кандидата, готовых участвовать в кампании без материального вознаграждения. Их организованность и география проживания в округе.

3. Средства массовой информации округа, их регионы распространения (уверенного приема сигнала для радио и ТВ), тиражи, ориентация аудитории, периодичность выхода, отношение руководства и владельцев к вашему кандидату.

4. Личные качества кандидата. Его способность и готовность лично активно участвовать в работе команды, встречах и поездках.

5. "Изюминка" кампании. Тактическое решение, информационный повод, программный пункт, черта имиджа кандидата. Это должно стать "козырем" команды, который в нужный момент сможет выделить вашего кандидата из ряда других претендентов на тот же электорат. Умелая подача "изюминки" является важнейшим тактическим решением кампании, позволяющим кандидату накануне выборов уйти в отрыв от соперников. Еще больший успех приносит последовательная заявка нескольких "козырей", каждый из которых качественно продвигает вашу кампанию вперед.

Каждый из этих пунктов является решающим для выработки тактики кампании.

Масштаб кампании во многом определяет тактические решения. Выборы в местные или региональные органы власти не требуют полноценной разветвленной организационной структуры. Главной ударной силой на них становятся оперативные группы и сам кандидат. Однако, пусть и в миниатюре, подготовка к ним копирует тактическую схему самой громоздкой президентской кампании.

При планировании и реализации крупной кампании, самой большой трудностью является координация между собой отдельных направлений деятельности. Если у нас сдвигается какой-то ключевой информационный повод, то необходимо сдвигать и массу сопутствующих мероприятий, публикаций, трансляций видеороликов сопровождения, размещений рекламных носителей с новыми лозунгами.

Полностью тактика вашей избирательной кампании в федеральные органы представительной власти, на пост президента или губернатора должна включать в себя:

1. Построение плана-графика работы кандидата и выбор главного направления его действий. Кандидат должен заранее знать, где, когда, что и кому он должен заявить. Где и когда появиться. Или точно знать, что он занимается своими делами, а кампания идет "без кандидата". В принципе, участие самого кандидата в кампании совсем не обязательно.
Ответственными за подготовку, корректировку и реализацию этого графика являются менеджер кампании, начальник главного штаба и референт кандидата. В проработке подачи основных информационных поводов участвуют руководители пресс-службы(управления пропаганды) и информационно-аналитического управления. На больших и очень больших выборах обеспечением поездок и встреч первого лица занимается целое управление совместно с региональными штабами.

2. Построение плана-графика ведения избирательной кампании в СМИ и определение основных пропагандистских материалов кампании, сроков их готовности и выхода в СМИ. Создаются медиа-планы для эфирных и печатных СМИ, как по объемам, так и тематические.
Ответственным за подготовку, корректировку и реализацию этого плана-графика являются менеджер кампании, руководитель ее пресс-службы (управления пропаганды). На больших выборах в регионах и крупных городах свои предложения по плану готовят руководители региональных штабов, они же отвечают за реализацию.

3. Построение плана-графика развертывания и работы оперативных групп на территории округа, графики создания и запуска рекламных носителей..
Ответственными за подготовку, корректировку и реализацию этого плана-графика являются руководители главного и регионального штабов (организационного управления и управления пропаганды). Агитационные материалы готовят пресс-служба, имиджмейкер и художник кампании. Оригинал-макеты изготавливаются компьютерной группой кампании либо, по контракту с обязательствами о конфиденциальности, независимыми дизайн-студиями. Необходимо, чтобы к моменту готовности каждого носителя, были уже развернуты силы, необходимые для его доставки в регионы и последующего распространения. В ходе крупной кампании, как правило, 1-2 раза совершается смена лозунгов и основных рекламных носителей. Иначе мы можем перестать быть интересными.

4. Построение внутреннего плана-графика выдачи избирателям "изюминок", определение форм и графика их раскрутки.
Этот план-график готовит, корректирует и реализует менеджер кампании совместно с руководителями направлений, отдела спецмероприятий.

5. Подготовку тактических разработок на случай отражения атак соперников.
Этим занимается менеджер кампании совместно с кандидатом, его референтом, руководителем пресс-службы и информационно-аналитического направления, на крупных выборах к работе подключается "группа-минус".

6. Налаживание сбора информации о планах и действиях соперников и обеспечение безопасности кампании кандидата. Поиск слабых мест и подготовка атак на соперников.
Курирует эту деятельность менеджер кампании или руководитель главного штаба, основную работу ведет руководитель информационно-аналитического управления, по мере возможности в ней участвуют все руководители направлений. Решение о начале атаки против соперников может принять только менеджер по согласованию с кандидатом. Иногда несанкционированная атака в отдаленном регионе может сорвать подготовку большого альянса в Центре.

7. Проведение регулярных телефонных опросов с целью определения рейтинга кандидата, настроений избирателей и корректировки плана-графика кампании.
Организацией опросов и предварительным анализом их результатов занимаются руководители штабов.

8. Организационную структуру вашей избирательной команды. Включающую привлечение добровольцев и найм персонала, необходимого для реализации выбранной стратегии и тактики.

Эти вопросы определяются руководителями штабов и направлений по согласованию с кандидатом, менеджером и бухгалтером кампании.


Вопрос 22

Технология сбора подписей

Проверка подписных листов

Перед передачей подписных листов в соответствующую избирательную комиссию необходимо проверить собранные подписные листы по нескольким параметрам.

Правильность заполнения подписного листа (см. требования к заполнению подписного листа в приложении 3 “Памятке по сбору подписей…”.

Наличие подписи и сведений о сборщике (сведения о сборщике подписей, фиксируемые внизу подписного листа, должны соответствовать указанным требованиям, поскольку их несоблюдение влечет потерю всех подписей, собранных на подписном листе, тогда, как ошибка в данных по одному подписанту приводит к недоучету только этой подписи).

После регистрации кандидата в окружной избирательной комиссии необходимо взять заверенную ею форму о количестве подписей, собранных в поддержку кандидата в депутаты, выдвинутого от избирательного объединения (блока) по одномандатному избирательному округе. Сведения необходимо срочно передать в Це

В современной политике и политологии широко применяются категории, базирующиеся на понятиях, ранее применявшихся в основном в инженерных дисциплинах, «технологии», «механизмы»: «технологии реализации власти», «современные политические технологии», «механизмы управления», «информационные технологии», «технологии лоббистской деятельности», «технологии парламентаризма», «технологии формирования имиджа лидеров», «избирательные технологии», «грязные» технологии, «рекламные технологии», «технологии «паблик рилейшнз». Техника (от греч. technё - искусство, мастерство, умение) - совокупность навыков и приемов деятельности. В первоначальном своем значении это слово сохранилось и теперь (техника ораторского мастерства, музыканта, дирижера, танцора, художника, спортсмена и т.д.). Современную технику можно разделить на функциональные группы, отрасли: производственная, транспорта и связи, космическая, компьютерная, научных исследований, военная, обучения, культуры и быта, медицинская и др. Техника занимает промежуточное положение между человеком и природой как предметом труда. При создании техники и затем при ее использовании закладывается и реализуется система «человек - техника - природа», в которой определенным образом сочетаются и распределяются функции, устанавливается необходимое согласование каждой из сторон. В итоге определенному уровню развития человека как субъекта труда отвечает соответствующая техника и, наоборот, каждый достигнутый уровень технического развития требует адекватной подготовки специалистов, их знаний, квалификации .

Более широкое распространение в политических науках получил термин «технологии» . Под технологией понимается система жестко скоординированных элементов: цели, процедуры (правила), средства, операции (действия), мотивы (стимулы); любое преобразование исходных материалов, будь то люди, информация или физические материалы, для получения желаемых результатов в виде продукции или услуг; система знаний о способах, средствах, методах, формах деятельности человека и механизме их практического использования в быту, производстве, медицине, управлении и т.д.

Технология - это целостная динамическая система, включающая аппаратно-орудийные средства, операции и процедуры деятельности с ними, управление этой деятельностью, необходимые для этого информацию и знания, энергетические, сырьевые, кадровые и иные ресурсы, а также совокупность экономических, социальных, экологических и иных последствий, определенным образом влияющих и изменяющих социальную и природную «среду обитания» данной системы; совокупность процессов целенаправленного осознанного изменения, которые образуют взаимосвязанные циклы логически обусловленных превращений вещества, энергии и информации.

Технологический процесс расчленяется на операции, характеризующиеся постоянством предметов, средств труда, рабочих-исполнителей и все действия по обработке предмета труда данного вида, на одном рабочем месте в определенное рабочее время. Для нормального хода производства необходимо соблюдение технологической дисциплины - строгой последовательности технологических операций, обеспечения стабильности параметров воздействия на предмет труда в установленных пределах .

Базируясь на представленных определениях, перейдем к формулировкам и сущности понятия «политические технологии», «технологии в политике», «технологии политической деятельности», «технологии политического процесса».

Технология политическая - методы решения политических проблем, выработки политики, ее реализации, осуществления практической политической деятельности. Технология политической деятельности - это комплексная система методов и способов воздействия на объект политики с целью достижения определенных целей. Сфера применения технологий лежит, как правило, в плоскости практической деятельности политических субъектов по осуществлению выработанного политического курса и достижению конкретных политических целей и задач.

Следует различать термины «политические технологии» и «технологии в политике» . Последнее понятие может включать не только преимущественно политические компоненты, но и широкий спектр организационных, дипломатических, военных, финансовых, информационных, психологических, манипуляционных, компьютерных и иных форм и методов деятельности, направленных на достижение поставленных политических целей.

Термин «политические технологии» весьма широко используется в современной философской и политологической литературе, в публицистике. Политические технологии - это технологии реализации власти. Борьба за власть, ее удержание и использование порождает множественность политических технологий, направленных на завоевание и удержание политической, духовной власти, власти над умами и сердцами людей, над общественным мнением.

История российского государства свидетельствует о том, что в ряду универсальных средств завоевания и удержания власти насильственные политические технологии (страх, насилие) преобладали, становились, говоря словами К. Маркса, - «повивальной бабкой истории».

В споре политических технологий эволюции и политических технологий кризиса часто побеждали радикальные технологии. Не случайно в российской литературе гораздо полнее изучены механизмы революций, заговоров, террора, различных форм политического экстремизма, нежели политические технологии эволюции, технологии парламентаризма, технологии переговорного процесса, достижения консенсуса и т.п.

Избавляясь от тоталитаризма и авторитарности, постепенно осваивая демократические нормы политической жизни, мы выходим к пониманию тех способов политической деятельности, которые сопровождают подлинно демократическое преобразование общества.

Политическая власть и политическая система в целом реализует свои сущностные свойства выражения интересов, властвования, организации, подчинения и т.п. как через соответствующие функции, так и технологии. Они развиваются, трансформируются с учетом конкретно-исторической обстановки, отмирают одни, появляются новые и видоизменяются ранее существовавшие.

Функции, технологии политической системы находятся в динамике, обновлении. Некоторые авторы даже специально выделяют инновационные технологии как технологии нововведений.

Политические технологии переводят в плоскость практической политической деятельности теоретическое политологическое знание, позволяя тем самым использовать все многообразие политических закономерностей, принципов, норм, факторов и т.п. при определении целей, средств и методов осуществления политики, в этом, собственно, и состоит сущность процесса технологизации политической среды .

Построение политических технологий осуществляется при помощи аналитического целеполагания и последующего разделения деятельности на отдельные этапы, стадии, операции, отбора адекватных эффективных методов, средств и логики их применения в зависимости от реализуемых целей.

В большинстве случаев проблемное поле современной политической среды определяется наличием ряда этапов разработки и осуществления политических технологий. К их числу относятся: диагностика и мониторинг социально-политической ситуации; постановка целей и задач, которые должны быть достигнуты при помощи конкретной политической технологии; сравнительный анализ возможных вариантов реализации поставленных целей и др. Наглядным примером политических технологий является технология разделения единой политической власти. Эта технология обеспечивает защиту власти в демократическом обществе от ее узурпации, каким-либо человеком или политической организацией. Суть ее заключается в разграничении полномочий трех основных ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной.

Данные сферы власти, как принято во всем мире, следует разграничивать, причем таким образом, чтобы каждая из них выполняла только свою функцию и в совокупности они служили бы разумному ограничению каждой из этих сфер власти. Так, например, исполнительная власть может действовать исключительно на основе законных полномочий, законодательно руководствуется в своей законотворческой деятельности конституцией государства и не может принимать на себя функции исполнительной власти, судебная может исходить только из существующего законодательства и не может выступать в роли законодателя .

Политические технологии - это совокупности наиболее целесообразных приемов, способов, процедур реализации функций политической системы, направленных на повышение эффективности политического процесса и достижение желаемых результатов в сфере политики. Политические технологии включают в себя как приемы достижения немедленного локального кратковременного результата (тактика), так и получение глубинного, глобального, длительного эффекта (стратегия). Использование тех или иных политических технологий определяет эффективность политического управления, регулирования политических процессов, устойчивость политической системы и всего политического пространства. Политические технологии определяются типом общественного развития (доминированием в нем эволюционных или революционных процессов), характером режима (демократический, авторитарный, тоталитарный и др.).

Среди получающих все большее развитие технологий политической деятельности существуют технологии: социального партнерства; лоббистской деятельности; принятия и реализации политических решений; разрешения политических конфликтов; «паблик рилейшнз»; избирательные; политического управления; манипулирования; формирования имиджа; оптимизации политического риска и др. .

Под «политическими технологиями» имеются в виду интеллектуальные комплексы или системы, нормативно определяющие акции, действия и т.д., повышающие эффективность политических групп, организаций, участвующих в борьбе за государственную власть. Политические технологии включают в себя два основных компонента: универсалистский и конкретно-эвристический. В первом случае имеются в виду методы, которые практически не зависят от места или времени реализации политической стратегии. В качестве примера можно привести прием коммуникационного воздействия, описанный в Библии: «Любят сделанное человеку добро, ненавидят - нанесенную обиду. Обида агрессивна. Оскорбления встречай спокойным молчанием. Грех не вменяется, когда нет закона. Попустительство дурным людям вредит хорошим. Чтобы избавиться, одолжи что-нибудь ценное. То, что вместе быть не может, лучше разъединить. Оставляя след, оставляешь шрам. Опирайся только на то, что оказывает сопротивление». Конкретно-эвристический компонент политических технологий включает в себя механизмы и методы, ориентированные на тщательный учет и месте, и времени (наглядным примером является известная работа В.И. Ленина «Детская болезнь «левизны» в коммунизме»). Когда речь идет о «российском переходном периоде», имеется в виду определенное временное пространство, которое началось в 1984 году и закончится не ранее 2005-2007 годов. Этот хронологический период характеризуется сменой цивилизационной парадигмы, появлением и закреплением новой модели политической культуры, новой системы социальных, межрегиональных, экономических, политический структур, формированием новых систем ценностей личности и общества:

  • 1. Формирование и развитие организационного потенциала. Это, возможно, наиболее важная политическая технология в переходный период, поскольку традиционные для советской эпохи социальные и политические структуры разрушаются, а квазиновые, чаще всего, не выдерживают испытания временем. Система «оргпотенциал» включает в себя значительное число компонентов .
  • 2. Формирование и развитие потенциала лидеров. На нынешнем этапе системного кризиса в России роль лидеров резко возрастает и будет возрастать. При этом на сегодняшней социально-политической авансцене функционируют и в определенной степени конкурируют три наиболее ярко выраженных типа руководителей: бюрократические руководители, оказывающие воздействие в силу своего институционального положения; ситуационные вожди, выражающие как бы некие настроения, чувства, интенции влиятельных социальных групп, и в силу этого способные оказывать политическое воздействие; лидеры, отражающие ключевые тренды в обществе и в силу этого служащие примером (часто латентным) для тех или иных сегментов общества.
  • 3. Важной политической технологией в переходный период является комплекс методов по формированию и развитию своего финансового потенциала. Достаточно тривиальное утверждение, что нет политики без денег. Но более острый вопрос заключается, во-первых, в способности политического субъекта формировать и развивать «многоярусность финансового потенциала» и, во-вторых, оптимальные направления политико-финансовых инвестиций.
  • 4. Особое внимание в политической борьбе уделяется формированию и развитию информационного потенциала. В рамках информационного потенциала очень важно изначально выделить два ключевых момента:
  • 1. фактор СМИ (то есть фактический контроль над соответствующими средствами массовой информации);
  • 2. Специфический коммуникационный потенциал. В первом случае касательно СМИ речь идет о таких элементах, как влияние на общефедеральные электронные СМИ (радио, телевидение), общефедеральные газеты и журналы, региональные электронные СМИ, региональную прессу. В условиях переходного периода резко возрастает значение второго компонента - специфического коммуникационного потенциала. В условиях перманентной сегментации общества резко возрастает значение так называемых групп, формирующих общественное мнение. Речь идет о таких группах, как влиятельные журналисты, политические аналитики, популярные представители молодежной культуры, влиятельные деятели регионального масштаба и т.д. В этой связи важными подкомпонентами коммуникационного потенциала являются: практическое использование нумерологии (науки о слухах), формирование различного рода квазиэлитных ассоциаций журналистов, критиков, аналитиков и т.д., прогнозирование и планирование развития молодежной субкультуры и т.д.
  • 3. Весьма важной политической технологией именно для российских условий является обеспечение поддержки центральных органов исполнительной власти. Дело определяется тем, что с исторической точки зрения в России у власти последние триста лет находится одна и та же партия исполнительной власти или имперская бюрократическая партия. Поэтому без формирования модели специфической связи с теми или иными исполнительными институтами эффективность политического действия данного субъекта резко снижается .
  • 4. В условия подспудного обострения противоречий между Центром и регионами особое значение в нынешней ситуации приобретает проблема обеспечения и развития регионального потенциала политического субъекта. Речь идет о политической технологии, обеспечивающей поддержку:

региональных властей; конкурирующих региональных квазиэлит;

основных социальных групп в тех или иных регионах.

Необходимо исходить из того, что взаимоотношения между Центром и регионами являлись и являются важнейшим фактором политической динамики России в последние столетия по сравнению с социальными, экономическими, национальными детерминантами. Ключевой момент обеспечения регионального потенциала - это прагматическая программа новой региональной политики, включающая в себя систему федеративных, национальных, отраслевых идей и представлений.

5. Наконец, следующей важной политической технологией является комплекс методов, ориентированных на обеспечение и развитие внешнего потенциала. Речь идет о налаживании, а также поддержании контактов и связи с влиятельными общественно-политическими силами: ведущих западных стран; ведущих восточных стран; ключевыми региональными центрами; странами СНГ.

Политика осуществляется, прежде всего, в информационном пространстве. Известный тезис «кто владеет информацией, тот владеет миром» сегодня приобретает важнейшее значение - информация становится не только технологической основой коммуникации, но и субстратом общественных отношений, в том числе и в политике.