Современные информационные технологии в музее ноль. Современные информационные технологии в деятельности музея. Какие функции мультимедийных программ в музее

Применение информационных технологий является неотъемлемой частью деятельности современного музея, требующей тщательного взаимодействия различных специалистов и имеющей большое количество преимуществ

Роль современного музея заключается не только в собирании и хранении коллекций и экспонатов. В настоящее время он представляет собой социально-культурный центр, который вместе с формированием фонда обеспечивает оптимальные условия для досуга и просвещения пользователей. Одной из особенностей данного учреждения культуры является применение передовых информационных технологий во всех сферах его деятельности.

О преимуществах применения современных информационных технологий в музее

Использование в музейном деле информационных технологий дает возможность решить множество проблем, касающихся повышения эффективности деятельности музея.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: ,

Введение подобных инноваций способствует усовершенствованию информационной деятельности.

Благодаря этому, сотрудники учреждения культуры создают базы музейных коллекций и предметов. Это значительно сокращает время поиска необходимых экспонатов и использования полученных результатов в научных, реставрационных, экспозиционных и других целях.

При этом отпадает необходимость по несколько раз дублировать одну и ту же информацию.

Создание автоматизированной информационной системы позволяет быстро вести учет необходимых документов и фиксировать передвижение экспонатов не только внутри музея, но и за его пределами.

Большую роль информационные технологии играют при проектировании .

Благодаря их применению, посетитель музея имеет возможность получить достаточно глубокие сведения о событиях, которым посвящена выставка.

А пользуясь электронным путеводителем, совершить виртуальную экскурсию по экспозиционным залам.

Кроме всего прочего, стоит отметить и другие полезные стороны применение информационных инноваций:

  • способствование активизации издательской деятельности музеев;
  • ускорение процесса публикации на электронных носителях научных и популярных изданий - каталогов, монографий, энциклопедий и других.

Если говорить о создании электронных публикаций, то для их создания, как правило, используются мультимедийные технологии двух видов - статичные и динамичные.

В качестве первых выступают CD-ROM и DVD. А ко второму виду относят публикации в интернете.

Большинство современных музеев имеют собственный сайт, что позволяет пользователям получить различную информацию о деятельности музея, например:

  • о составе музейного фонда и экспозициях;
  • о проведении новых выставок, конференций и других мероприятий;
  • о режиме работы учреждения;
  • об имеющихся в музее научных изданиях и так далее.

Необходимо отметить те преимущества, которые мультимедийное обеспечение дает для посетителей современного музея:

  1. свобода выбора;
  2. в игру или активное участие в представленных выставках;
  3. ориентация в пространстве музея;
  4. демонстрация явлений и процессов, которые довольно трудно наблюдать в реальной жизни.

Какие функции мультимедийных программ в музее

Во многих современных музеях при входе на экспозицию оборудованы информационные киоски с установленными в них различными мультимедийными программами.

Они выполняют целый ряд функций, среди которых стоит выделить следующие:

  • поисковые - посетитель музея может получить любую информацию, касающуюся состава экспозиции, принципов ее организации, представленных выставок и прочего;
  • гида по временной выставке или экспозиции - посетители могут воспользоваться аудио-визуальным сопровождением, которое обеспечивает понятный и интересный рассказ по той или иной теме, давая возможность лучше понять идею выставки;
  • инструмента для изучения коллекции или отдельных предметов музея- способствует визуальному восприятию той части коллекции, которая раньше никогда не была представлена всеобщему обозрению;
  • рассказчика - мультимедийная выставочная программа дополняет крупные выставки, предоставляя при этом посетителю интересный иллюстрированный рассказ о теме, идее и основных задачах выставки.

Мультимедийные системы могут быть установлены не только в форме информационного киоска.

Сегодня применяется большое разнообразие форм, включая специальные информационные зоны, мультимедийные инсталляции, музейные гиды и прочие.

Разработка эффективной для пользователей музейными услугами требует объединения усилий многих служб: научных работников, программистов, искусствоведов, социологов и других.

О работе «виртуальных» музеев

Широкое применение информационных технологий в деятельности музея позволяет создать так называемый «виртуальный» музей. Он предполагает использование зрительных образов тех реальных музейных предметов и коллекций, которые имеются в музее.

Такие образы можно получить, используя локальную базу данных или воспользовавшись современными средствами связи.

Для виртуальных музеев характерна такая черта как интерактивность. То есть каждый посетитель может самостоятельно выбрать виртуальный экспонат и рассмотреть все детали, поворачивая его в разные стороны, приближая или отдаляя на нужное расстояние.

Сделать это довольно легко. Стоит всего лишь «кликнуть» по выбранному изображению пальцем, как оно тут же появится крупным планом. То же самое необходимо сделать и при ознакомлении с той или иной информацией.

Такой подход к музейной деятельности привлекает внимание не только «продвинутых» пользователей более старшего возраста, но и подрастающего поколения. При этом налаживается довольно тесный контакт с посетителями, а также значительно расширяются возможности передачи информации.

Но все же не стоит забывать, что музей - это прежде всего представление пользователям реальных предметов. Поэтому информационные технологии, несмотря на их огромную пользу в развитии музейного дела, играют второстепенную роль. Заменить музейный фонд они не могут. Но вот их помощь посетителям в ознакомлении с экспозициями или ориентировании в музейном пространстве является неоценимой.

Какие проблемы использования информационных технологий в экспозициях

Вместе с преимуществами использования современных информационных технологий в , существуют и некоторые проблемы, например:

  • наличие мультимедиа может вызвать негативное отношение тех посетителей, которые не имеют высоких познаний в данной сфере, что в первую очередь касается людей старшего поколения;
  • насыщение музейного пространства мультимедиа в некоторых случаях отвлекает внимание пользователей от реальных объектов, представленных на выставке;
  • применение ИТ иногда приводит к тому, что посетители музея ведут себя «вразрез» с принятыми правилами и так далее.

Чтобы обеспечить успех применения современных информационных программ в экспозиции или выставке, перво-наперво необходимо понимать их преимущества и ограничения. Мультимедийные технологии должны взаимодействовать и дополнять друг друга.

Материал проверен экспертами Актион Культура

Новейшие информационные технологии в музейном деле

А.И. Смирнов, сотрудник исторического отдела

В наше время бурного развития информационных технологий музеям очень важно занять активную позицию в области внедрения цифровых систем предоставления информации посетителям. Новейшие технические средства позволяют значительно расширить возможности экспозиционера в показе экспоната, в предоставлении дополнительной текстовой и графической информации по предмету или эпохе, показать отсутствующие экспонаты, организовать виртуальные выставки. Мы планируем опубликовать серию статей по применению современных технологий в музейном деле и решили начать с сенсорных киосков, наиболее распространенных информационных систем в музеях мира.

Сенсорные информационные киоски в музеях мира

М.Ю. Малеева

Чаще всего в музеях России (Эрмитаж, ГТГ, Музей Мирового океана и т.д.) сенсорные киоски выполняют роль электронного консультанта или справочно-информационной системы. Как компания-изготовитель, мы были уверены в том, что возможности киосков этим не ограничиваются. За подтверждением наших предположений мы обратились к мировому опыту внедрения киосков в музеи. И надо сказать, мы не разочаровались.

Легко объяснимо, что лидером по количеству установок и наиболее оригинальному использованию киосков являются США. Другая страна нас удивила, это, как ни странно, оказался Таиланд. Надо сказать, что практически во всех музеях Таиланда установлены сенсорные киоски для обслуживания постетителей. Это и Музей сельского хозяйства, и Музей кораблестроения, Музей истории развития прессы, Музей подводного мира и многие другие. Киоски предлагают посетителям просмотреть мультимедиа - презентацию, сопровождаемую звуковым оформлением.

В большинстве музеев США сенсорные киоски, так же как и в России, используются в качестве электронного консультанта. Среди наиболее известных, хотелось бы назвать: Музей истории и науки (Техас), Американский музей Естествознания, Музей науки и высоких технологий и многие другие.

В краеведческом музее города Наппа долго были озабочены привлечением широких слоев населения. Работники музея опасались, что кроме школьников и студентов в музей не придет никто из жителей города. Проблему удалось решить с помощью сенсорных киосков, установленных в залах экспозиций. Киоски предоставили возможность увидеть экспонаты, по различным причинам не выставленные на основной экспозиции. Посетитель, воспользовавшийся услугами киоска, получал более подробную информацию об истории родного края. Информация организована в виде мультимедиа презентаций и сопровождается голосовыми пояснениями. Узнав о такой услуге, музей стали посещать люди различного возраста, имеющие навыки в общении с компьютером.

Сенсорный киоск установлен в зале «Доблести и славы» на морской военной базе в Вирджинии. Интегрированный с 42-дюймовой плазменной панелью, он представляет собой мемориал погибшим офицерам. Изображение, появляющееся на киоске, дублируется на плазменной панели. Мемориал содержит основные вехи биографии погибших офицеров.

Очень оригинальное применение получил киоск, установленный рядом со скульптурой Давида во Флоренции. Всем знаком шедевр Микеланджело. Его размеры поистине впечатляющи: высота скульптуры 5,5 метров плюс высота постамента. Рассмотреть Давида человеку среднего роста не так-то просто. Установка сенсорного киоска позволила каждому посетителю «обойти» скульптуру со всех сторон, а также рассмотреть ее детально. Следует отметить, что установка киоска совпала по времени с реставрацией шедевра и поэтому, была особенно востребована.

В Историческом музее Сиднея посетитель с помощью киоска может подробно познакомиться с историей материка, начиная от аборигенов и заканчивая Австралией наших дней. Отыскав любой объект на карте современной Австралии (свой дом или офис), можно спроецировать его на карту древнего материка и узнать, что же было на этом месте многие века назад.

Музей Ченектади (штат Пенсильвания) знаменит тем, что хранит истории всех жителей этого города. Киоски оснащены видеокамерой, и каждый посетитель может снять двухминутный Ролик о себе. Ролик записывается на различные информационные носители и сдается на хранение в архив. Помимо этого посетитель может просмотреть ролики трех своих предшественников или выбрать из списка жителей тех, которые больше всего его заинтересовали. К сожалению, не удалось узнать, сколько лет этому музею и сколько роликов в нем хранится.

В Музее истории в Атланте киоски установлены в экспозиции «Гиганты мезозойской эры». Помимо помощи в составлении индивидуальной программы посещения, киоски рассказывают о рептилиях, существовавших миллионы лет назад на нашей планете. Посетителю предоставляется информация по каждому из видов: от строения скелета и предполагаемого внешнего вида до рациона питания. Киоски также рекламируют остальные экспозиции музея и предоставляют информацию о расписании и работы и месторасположении.

В Британском музее в Лондоне установлены сенсорные терминалы в залах экспозиции, посвященной истории Древнего Египта. Киоски позиционируются как обучающие для детей от 10-15 лет. Дети, а, скорее всего, и не только они, получают информацию о каждом из представленных экспонатов.

В музее Лувра в экспозиции Истории Востока установлены три киоска. С их помощью публика может неторопливо погрузиться в более чем 1000-летнюю историю, начиная от зарождения человеческих общин до появления первых городов к «золотому веку» исламской культуры. Более 6 000 фотографий с пояснениями, более 400 текстов, а также карты и диаграммы - вот что положено в основу мультимедийной презентации.

Музей радио в штате Мичиган также оснащен сенсорными киосками, которые рассказывают биографии наиболее популярных радио-диджеев.

Практикуется использование киосков для организации доступа к ресурсам сети Интернет. Очень удобно, придя в один музей, виртуально «посетить» все его филиалы или ознакомиться с экспозицией музеев, находящихся в другой части света. Такие киоски снабжены удобными сидениями, так как рассчитаны на длительное время работы за ними.

Из приведенных примеров следует, что использование киосков и предоставление с их помощью различных услуг посетителям ограничено только одним - человеческой фантазией.

Публикуется с разрешения «Сенсорные Системы»

Работа в области информационных технологий строится на основе концепции информационного обеспечения музея–заповедника «Кижи» и ведется по следующим направлениям:

  • Развитие информационных систем (ИС) связано с развитием комплексной автоматизированной музейной информационной системы (КАМИС). В 2007 г. данная система была расширена для работы с недвижимыми памятника (модуль «Архитектура»). Новый модуль позволяет ввести в единую систему описания недвижимых памятников, делать привязки между ними и фондовыми предметами. В 2009 г. был добавлен блок «Архивные документы», который позволяет осуществлять первичный учет и подробно описывать включенные в архив документы, автоматически формировать всю необходимую документацию при работе с единицами хранения. Важной особенностью установленного модуля является возможность прикрепления к карточке неограниченного числа изображений, например высококачественных электронных копий документов (чертежей, фотографий) и даже аудио- и видеозаписей. В 2010 г. был внедрен модуль «Реставрация движимых предметов», который предназначен для автоматизации учетной и научнохранительской работы отдела реставрации. Он действует во взаимосвязи с учетной информацией о предметах и позволяет автоматически формировать документы по реставрации, вести реестры реставрационных паспортов. Таким образом, в настоящее время КАМИС музея «Кижи» включает в себя модули: «Научно–фондовая работа», «Архитектура», «Научный архив», «Реставрация». Объем базы данных – около 68 гигабайтов, из них текстовая составляющая – около 0,4 гигабайта (что эквивалентно 193000 страницам текста формата А4).
  • В 2009 г. после работ по развитию сети на острове Кижи для сотрудников отдела фондов была создана возможность круглогодичной работы с музейной системой КАМИС как в г.Петрозаводске, так и на острове Кижи.

    Следует отметить, что отделом информационных технологий также ведется постоянная работа по администрированию и обслуживанию всех остальных ИС и баз данных (БД) музея, в том числе системы ресурсного планирования и продажи билетов «TicketNet».

  • Поддержка и развитие музейной компьютерной сети. К концу 2010 г. компьютерный парк музея насчитывал 170 компьютеров (126 стационарных и 44 ноутбука). Компьютеры музея объединены в общую сеть, что позволяет сотрудникам, независимо от того, где они работают – в г.Петрозаводске или на острове Кижи, использовать общие сетевые ресурсы – внутренний web–сайт, файловый сервер и т.п. В качестве каналов связи применяются оптоволоконные каналы между зданиями в городе, канал выхода в Интернет, VPN–канал до острова, пять DSL–каналов на острове.
  • Отделом информационных технологий ведется постоянная работа по совершенствованию музейной сети. Так, например, в 2008 г. был организован новый канал связи между административным зданием в г.Петрозаводске и островом Кижи, имеющий на порядок большую пропускную способность, чем ранее используемый. В 2009 г. к музейной сети был подключен дом Васильева на острове Кижи (отдел фондов), а также новое музейное здание в городе по адресу: ул.Федосовой, 15. В 2010 г. к общемузейной сети на острове был подключен Летний музейно–образовательный комплекс в дер. Ямка, сувенирный магазин и склад. Всего в настоящее время в сетевой инфраструктуре музея работает 7 серверов и более 50 активных сетевых устройств.

    В 2010 г. музеем были начаты работы по проекту «Локальная вычислительная сеть (ЛВС) для обеспечения безопасности объектов на острове Кижи». Проектируемая оптоволоконная сеть пройдет через весь остров, к ней будут подключены 28 объектов: дома–памятники и объекты инфраструктуры (административные здания, пункт охраны, производственный комплекс, фонды и др.). Пропускная способность проектируемой связи обеспечит все запросы по передаче данных на острове, включая видеотрансляции большого количества камер безопасности. Проектные работы выполняет ООО «Архимед» (г.Киров).

  • Развитие официального интернет–сайта музея. В течение всех последних лет сайт музея «Кижи» является одним из наиболее популярных в России музейных интернет–сайтов и стабильно занимает ведущие места на портале «Музеи России» по количеству и голосам посетителей. В 2010 г. на официальный сайт музея «Кижи» (сайт) пришло более 365000 посетителей (465000 посещений, по счетчику mail.ru – 311000). Интернет–сайт музея содержит информацию об экспозиции музея, его фондовом собрании, природном наследии, а также сведения о деятельности музея в области сохранения, изучения и популяризации культурного наследия. Отделом информационных технологий музея «Кижи» проводится постоянная работа по техническому и технологическому развитию сайта, наполнению его актуальной информацией, а также совершенствованию дизайна.
  • В 2010 г. на основании проведенного исследования был изменен формат подачи информации на начальной странице сайта: наиболее интересная для интернет–пользователей информация вынесена на первую страницу (о статусе музея и архитектурных памятниках Кижского погоста, новости музея, афиша, веб–камеры и музейный интернет–магазин).

    Наиболее популярен сайт у русскоязычных пользователей из России и стран ближнего зарубежья. Распределение языков по настройкам интернетобозревателей у посетителей: русский – 88%, английский – 6,4%, немецкий – 1%, финский, французский – 0,55%.

    Самыми популярными разделами являются: «Информация», «Архитектура», «Музейные коллекции», «Виртуальные путешествия», «Галерея». Эти разделы отражают основные направления деятельности музея, регулярно обновляются и содержат большой массив актуальной информации – и именно поэтому востребованы.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://сайт]

    В 2007 г. интернет–проект музея «На глазах у всего мира», созданный с целью обеспечить информационную поддержку процесса реставрации Преображенской церкви в сети Интернет и создать условия для информационного обмена и сотрудничества специалистов–реставраторов, стал победителем VI Всероссийского конкурса СМИ «Патриоты России» в номинации «За разработку темы народных традиций» – «Павел Бажов».

    В 2008 г. интернет–проект музея «Виртуальные музейные путешествия» стал победителем в конкурсе мультимедийных проектов «Контент – 2008» в рамках ежегодной международной конференции «EVA» в номинации «Мир увлечений».

    Одним из наиболее популярных и востребованных виртуальных музейных путешествий является «Виртуальное путешествие по дому карельского крестьянина» – интерактивная экскурсия по реально существующей экспозиции музея–заповедника «Кижи» – дому карельского крестьянина Яковлева. В 2010 г. интернет–проект был переведен на людиковское наречие карельского языка. Он является первым и пока единственным интернет–ресурсом на этом языке.

    Государственный музей–заповедник «Кижи» благодарит общество «Lyydilainen Seura ry» (Людиковское общество (Финляндия)) за перевод интернет–проекта «Виртуальное путешествие по дому карельского крестьянина» на людиковское наречие карельского языка.

  • Техническое и мультимедийное сопровождение мероприятий музея. Ни одно мероприятие музея не проводится без технической поддержки со стороны специалистов отдела информационных технологий. Так, например, только в 2010 г. было выполнено 95 заявок на техническое обслуживание музейных мероприятий – в том числе таких крупных, как «Интермузей – 2010», праздник «Иллюзии Старого города», а также всех выставок музея, лекториев, праздников на острове Кижи. Для выставок и мероприятий музея были созданы более 30 видеофильмов и мультимедийных презентаций.
  • Важным направлением работы является формирование цифрового фото- и видеоархива музея. Только в 2010 г. в музейный цифровой фотоархив было добавлено более 14000 изображений. Востребованность фотоархива музея чрезвычайно высока: его материалы активно используются в подготовке издательской и сувенирной продукции, разработке мультимедийных и интернет-проектов, в музейных информационных системах. В 2008 г. на интранетсайте музея был открыт web-интерфейс поиска по музейному цифровому фотоархиву, что позволяет сотрудникам музея эффективнее использовать фотоархив.

// Отчёт о деятельности музея-заповедника «Кижи». 2006-2010 гг.
Под общ. ред. Е.В. Аверьяновой; сост., отв. ред. Н.М.Мельникова
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2011. 112 с.

рисунком в ярком цветовом спектре колорита. По особенностям изображения выделяем несколько авторских почерков, по всей вероятности представляющих разные иконописные школы. Композиционные основы, иконометрия, символика линий, цвета и атрибутов претворялись в процессе создания произведения, имеющем значение обряда. Как и в иконописи, авторы не подписывали работ, поэтому памятники старокалмыцкого искусства в основном безымянны. Художник-иконописец «зурачи» или бурхан-ный мастер, имея духовный сан священнослужителя, рассматривался в первую очередь исполнителем иконографического канона.

Искусство буддизма,адаптируясь в процессе многостороннего культурного

Примечания

взаимодействия, претерпевает трансформацию, а затем деформацию под влиянием этнической культуры ойратов-калмы-ков. Исторический процесс можно обозначить адаптацией канона в инокультур-ной среде, выражавшейся в этнических особенностях его воспроизведения. Стадиальный статус соотносимых систем определяет сложное многоуровневое взаимодействие традиции и инновации в формировании и развитии старокалмыцкого искусства. Последнее нужно рассматривать как «исторически детерминированный способ видения и упорядочения мира» (5, с. 105), во многом обусловливающий процесс стилеобразования художественной формы искусства буддизма.

1. Музей традиционной культуры имени Зая-пандиты Калмыцкого института гуманитарных исследований Российской академии наук был создан как научное подразделение института по рекомендации Исторического отделения РАН Музейному Совету РАН в 2001 году и финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда.

2. Батырева С. Г. Старокалмыцкое искусство. - Элиста, 1991; Батырева С.Г. Старокалмыцкое искусство XVII - начала XX вв.: Опыт историко-культурной реконструкции. М.: Наука, 2005.

3. СГОКМ - Ставропольский государственный объединенный музей имени Г.К. Праве; НМИДК - Новочеркасский музей истории донского казачества.

4. Батырева С. Г. К вопросу региональной специфики иконографии Белого Старца. Монго-ло-ойратские и бурятские параллели в живописи буддизма // Abstrakts ofthe 8th International Congress of Mongolists, 5-11 August 2002. - Ulaanbaatar, 2002.

5. Искусство в системе культуры. Л., 1987.

Ю.Э. Комлев

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ

Способности организовать эффективную деятельность музея XXI века с применением современных компьютерных технологий относятся к числу базовых умений музейного работника и актуальному направлению в музейной работе.

Развитие компьютерной техники, ее внедрение в социальную практику, происходящие в результате этого изменения деятельности и психологии человека, общества - все это составляет суть процесса компьютеризации, играющего ключевую роль в становлении общества информационного типа. Благодаря изобретению и быстрому совершенствованию электронно-вычислительной техники стали воплощаться многие планы, связанные с развитием художественной, информационной, научной, коммуникационной деятельности музея.

По мнению специалистов в области компьютеризации культуры, компьютер осознается как средство моделирования и демонстрации в миниатюре законов, лежащих в основе художественного, научного и технического творчества, как средство создания нового произведения искусства и даже новых видов искусства, а также как еще один перспективный инструмент для всех областей профессиональной деятельности (1).

Некоторые представители точных наук считают информацию всеобщим свойством материального мира, и тогда под ней понимается сумма всех сведений, получаемых человеком об окружающем мире. Таким образом, субъектом информационных технологий является человек, который использует эту информацию. Естественно, что качество информации зависит и от механизмов

передачи, и от технологий, в которых она используется человеком, когда он ее воспринимает и обрабатывает.

Непременная установка на прогресс и инновацию заложена в самой логике развития технологий, она позитивно и стимулирующе воздействует на культуру и на всех, кто активно обращается к их услугам.

Появление в жизни музеев компьютеров, способных в короткое время производить огромное количество операций, актуализировало проблему использования исторических знаний, тем более, что информационные технологии дают возможность более обширно осуществлять сбор, хранение, распространение и обработку музейной информации. Свойство интерактивности в музее присуще и мультимедийному ресурсу, что также является проявлением сложного взаимодействия медиа в пределах формируемого виртуального трехмерного пространства, которое становится непрерывным, бесконечным музейным процессом. Появление новых технических приемов дает возможность передавать содержание музея при помощи различных средств информации, доступных для восприятия разными органами человеческих чувств, да еще и путем интерактивного взаимодействия с аудиторией.

Сформировавшийся в последние годы в науке и различных областях практической деятельности музеев информационный подход учитывает не только количественные показатели (объем) музейной информации, но и качественную ее сторону, для определения которой используется понятие «ценность информации», являющееся основным критерием ее отбора в музей.

По мнению Б.А. Столярова, который является автором первого отечественного учебника «Музейная педагогика: история, теория, практика», в качественном аспекте информация подразделяется следующим образом:

Статистическая - характеризуется только количеством информации;

Семантическая - отображает смысл сообщений с учетом контекстов содержания;

Прагматическая - характеризуется ценностью, содержание которой обогащается вероятностью достижения целей рассматриваемой системы;

Эстетическая - связана с эмоциональной реакцией на сообщение, то есть учитывает субъективное восприятие гармонии и красоты объекта, являющегося источником информации.

В рамках рассматриваемого подхода целевая функция музея и культуры определяется как передача информации об истории и искусстве, процесс которой имеет две формы:

Динамическую - информация передает-сяспомощью сигналов (речь, звуки, музыка);

Структурную - музейные предметы, экспозиция, CD и др. При этом структурная информация может преобразовываться в динамическую (воспроизведение музыки или видеофильма, чтение текста) (2).

Увеличение информации в деятельности музеев происходит с увеличением используемых художником, экспозиционером разнообразных языковых средств, а также благодаря оснащению музеев цифровой техникой, влияющей на все стороны музейной деятельности.

Культура и искусство как информационные, социальные и личностные феномены неотделимы от музея и воспринимающего зрителя. Любые взаимодействия, личные и опосредованные контакты, восприятие музейных памятников, обсуждение экспозиции - все это различные формы передачи информации, равно как и создание новой выставки или экспозиции - это тоже информационный процесс, в результате которого генерируется информация.

Коммуникационные потоки музея представлены на рис. 1.

Внешние коммуникации

Музей < >

< !> внутренние коммуникации

Рис. 1. Внешние коммуникации

Сегодня трудно представить современный музей, который не использует интернет и мультимедийные технологии (3). Отличительной чертой современных информационных, прежде всего мультимедийных, технологий в музее является их способность не только производить некий предназначенный для употребления культурный продукт, но и, что гораздо важнее, оказывать косвенное влияние на пользующегося ими человека, меняя его представление о самом себе. Эту антропологическую

функцию информационные технологии в сфере культуры способны выполнять потому, что в производимом ими цифровом продукте человек, как в зеркале, распознает элементы своей собственной интеллектуальной деятельности. Подобное овеществление событий и явлений «внутреннего мира» заставляет по-новому взглянуть на то, что казалось уже хорошо известным, наметить иные аспекты его культурного осмысления.

Более того, масштаб распространения информационных технологий в музейной деятельности углубляет процесс глобализации и самым серьезным образом влияет на характер культурной жизни общества, открывая широкие возможности для постижения традиционной культуры и создания новых ее форм. При этом следует помнить, что виртуальные реальности музея являются лишь средством моделирования возможных решений, но не заменяют подлинной жизни, равно как и подлинныхпроизведений искусства. Таким образом, речь идет о характере взаимодействия между носителями традиционной и информационной культур.

Формирование этого взаимодействия отражается в педагогической коммуникации музея, так как музей на протяжении своего исторического развития аккумулирует различные формы работы с людьми - такие, как общение, беседа, диалог, лекция и др. С помощью информационных технологий музей в состоянии предоставить потенциальным посетителям информацию по:

О коллекциях и наиболее значительных памятниках музея, наделенных сопроводительной текстовой информацией общего характера;

О формах и содержаниях социально-культурной деятельности музея (новые выставки, образовательные программы, циклы экскурсий и лекций, работа клубов, студий и др.).

Информацию, которую получаетпотре-битель и которая включает его в среду музея, можно назвать внешней. Она имеет расширительный характер за пределами музея и обогащается сведениями по истории создания музейных предметов. В качестве изначального визуального источника главным является сам памятник, а его воспроизведение может быть помещено на специальных электронных носителях. Но в данном случае возникает проблема естественной материальности подлинника, т.е. материал, форма, цвет и другое. И при помощи компьютера и грамотного специалиста возможно размыть эту материальность, трансформировав устойчивое восприятие подлинного музейного проекта, например археологического или этнографического памятника.

Таким образом, на основе электронной презентации музейных коллекций и музейных образовательных проектов у потребителя формируется:

Представление о мировом музейном фонде, что дает возможность представить коллекцию конкретного музея в более широком контексте;

Представления и взгляды о мировой истории и истории конкретного региона;

Отношение к художественному и народному творчеству;

Компьютерная и визуальная грамотность;

Пространственное и логическое мышление и т.д.

Положительные Отрицательные

1. При помощи компьютера посетитель больше информации может получить и обработать. 1. Нарушается активное взаимодействие посетителей музея с музейными сотрудниками и предметами.

2. Используя информационные технологии возможно более детальное рассмотрение и изучение памятников. 2. Отсутствует предварительный настрой и подготовка посетителя в общении с музейной средой.

3. Предоставляется возможность анализа и сравнения в визуальном и компьютерном восприятии предметов. 3. Затрудняется эмоциональная передача музейной информации.

Таблица 1. Влияние компьютерных технологий в музее

При внедрении новейших технологий в деятельность музея необходимо учитывать, что «выбор технологий решающим образом формирует культурные стили будущего», тем самым использование и создание электронных носителей актуально использовать в работе музея (4, с. 475).

Например, музей В. Ван-Гога в Амстердаме, очень эффективно использует в своем экспозиционном пространстве компьютерные технологии, что не только позволяет расширить информационный потенциал музея, но и помогает посетителям музея более ярко и полно коммуницировать с музейным пространством, в результате чего общение посетителя с музеем становится более активным, запоминающимся и более длительным.

Однако можно выделить как положительные, так и отрицательные моменты использования компьютерных технологий в музее (см. табл. 1).

Сегодня музеи особенно активно стали внедрять в свою повседневную работу современные информационно-коммуникационные центры. Такая форма работы с посетителями позволяет, например:

Организовать детский компьютерный сектор, который обеспечит доступ к лучшим сайтам музеев России и мира, а также другим Интернет-ресурсам;

Начать работу над созданием музейной медиатеки, куда войдут издания музеев на бумажных и электронных носителях;

Организовать интерактивный кинотеатр, где будут демонстрироваться мультимедийные образовательные программы, которые дополнят школьную общеобразовательную программу по биологии, истории, литературе, искусству и др. (данные материалы разработаны Федеральным агентством по образованию ФГНУ «Республиканский мультимедиа центр», сотрудниками издательства «Большая Российская энциклопедия», «Центр ПИК»).

По нашему мнению, такие детские информационно-образовательные центры вызовут большой интерес у жителей России, что позволит привлечь новых посетителей в музей. Таким образом, данный центр будет служить более эффективному взаимодействию музея и школы, а также расширит представления пользователей о музейном пространстве и музейных коллекциях.

В целом использование современных технологий ставит своей целью не заменить общение с музеем, а организовать более качественную и эффективную коммуникацию посетителей с культурными ценностями. По мнению английского исследователя

С. Кина, «музей будущего будет по преимуществу динамической структурой, или опытом, идущим навстречу сообществам и призванным служить во множестве пространств». Действительно, мысль о том, что коллекции играют главенствующую роль в музее, отходит на второй план по мере того, как значение предмета и его историческое прошлое получают все большую значимость, необходимость более глобального подхода к собранию культур, включая как нематериальный, так и материальный. Цифровые технологии отвечают этой задаче, так как концептуально музеи будут представлять собой скорее коллекции знаний, нежели произведений (5, с. 19).

Итак, подведем некоторые итоги, информационная политика музея должна охватывать вопросы интеллектуальной собственности, соблюдения Закона о защите данных (для соответствующей страны) или других аналогичных актов и позицию администрации музея относительно участия в совместных базах данных или других способах распространения музейной информации, особенно изобразительной. Переход к цифровому представлению информации, в том числе и изобразительной, кореннымобразомменяетнаше представление о возможностях репродуцирования. Практические вопросы, связанные с открытием доступа, по крайней мере, к некоторым областям музейных баз данных и сконтролем этогодоступа (если такой контроль возможен или желателен), обсуждаются в настоящее время очень широко. Расширение доступа публики к собраниям музеев, конечно, следует приветствовать, но в связи с ним возникает и риск недобросовестного использования изображений, нарушения авторского права или потери возможного дохода, сейчас или в будущем. Особенно серьезные трудности возникают у музеев современного искусства, поскольку живые и здравствующие художники могут потребовать у них своей доли прибыли от распространения информации или изображений.

Информационная политика должна ясно выражать обязательства музея по ведению точной и всеобъемлющей документации по его собранию, по бессрочному хранению всей необходимой информации и обеспечению доступа к ней, а также по обеспечению приемлемого для данного музея доступа публики к музейной информации. Какая-то информация (например, о стоимости различных объектов хранения и страховых суммах) должна, как и прежде, оставаться конфиденциальной, однако значительные объемы информации другого рода

теперь можно открыть не только исследователям, но и широкой публике, причем не обязательно при личном посещении музея, но и при распространении этой информации с помощью видеокассет, видеодисков, CD-ROM или через Интернет. Стремительно меняются и характер знаний о собраниях (они перестают быть прерогативой хранителей и работников отдела учета и оказываются в принципе доступны каждому), и способы обнародования и распространения этих знаний, так что информационную политику, вероятно, придется постоянно пересматривать по мере возникновения новых технологий, законодательства и развития международного обмена информацией.

Доступ публики к музейной документации и информации - расширяющаяся область применения компьютеров в музее. Все более привлекательным для музеев становится открытое хранение: заинтересованный посетитель может получить доступ к информации каталога о данном объекте с помощью упрощенной клавиатуры или монитора с сенсорным экраном. Объем информации, которая такимобразом становится доступной посетителю, значительно больше того, что можно сообщить посредством подписей, текстов и схем, обычно используемых на тематических или художественных выставках. Мультимедийные программы особенно оживляют данные каталога, привлекая к нему внимание посетителей самого разногоуровня осведомленности в предмете. Приобретя видеодиски или CD-ROM с этой информацией можно работать, не выходя из дома, а Интернет открывает еще более широкие возможности.

Будущее музейной документации и музейных информационных систем представляется весьма многообещающим, хотя и несколько неопределенным. За последние годы в этой области уже произошли существенные и быстрые изменения, темп которых, как ожидается, будет и дальше нарастать. Информационные системыпозволяют создавать музейной базе данных захватывающе интересный для пользователей интерфейс. Разрабатываются и осуществляются «виртуальные

выставки», быстро растут возможности дос-тупак данными изображениямсперсональ-ных компьютеров. Меняется сама природа музея как общественного института. Но желание увидеть «подлинную вещь» тоже не ослабевает. Руководителям музеев придется постоянно следить за новыми возможностями - и опасностями - разворачивающейся на наших глазах эпохи цифровой информации.

Несомненными плюсами компьютеризации процесса в коммуникационной сфере музея можно считать:

Создание моделей поиска и оценки музейной информации, позволяющих собрать достаточно большое количество данных об аудиториях, артефактах и средствах массовой коммуникации;

Возможность сведения полученных данных в вариантные построения по использованию тех или иных сочетаний средств массовой коммуникации;

Возможность оценки эффективности и стоимости различных каналов и музейной коммуникации;

Возможность систематического отбора и преобразования данных, а также их тестирования без использования реальных ресурсов;

Учет различных непредвиденных обстоятельств.

Также необходимо отметить, что интернет-технологии позволяют менеджеру, работающему в коммуникационной сфере, существенно сократить временные затраты на подготовку бизнес-плана, а также совершенствуют процесс обработки и архивирования музейной информации. Компьютеризация в му-зеене только расширила технологические возможности, но и перевела сущность музейных коммуникаций в новое, более высокое качество общения. Все известные до этого факторы ограничения - проблемы скорости передачи музейной информации, доступности, массовости, интерактивности, достоверности и другие - либо существенно снизили порог ограничения, либо, напротив, приобрели характеристики информационного преимущества перед другими учреждениями культуры.

Примечания

1. Канстельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура / Пер. с англ., под ред. О.И. Шкаратака. М.: ГУВШЭ, 2000. 630 с.

2. Столяров Б. А. Музей в пространстве художественной культуры и образования: Учеб. пособие. СПб., 2007. 340 с.

3. Скибб Л. Дж., Хэйфмейстер С., Чеснат А. М. Оптимизация мультимедиа ПК / Пер. с англ. Киев: НИПФ «ДиаСофт Лтд», 1997. 352 с.

4. Тоффлер Э. Шок будущего. М., 2001.

5. Кин С. Будущее музея в эру цифровых технологий // Информационный бюллетень ИКОМ России. М., 2004.

3. Внедрение информационных технологий в деятельность музея

Современные компьютерные информационные технологии уже около 20 лет внедряются в музейную деятельность. Прежде всего, музеи начали компьютеризировать свои фонды с целью формирования каталогов своих коллекций в электронном виде. На основе этих электронных каталогов стали формироваться технологии учета музейных ценностей в ЭВМ. Технический прогресс и современные технологии обработки изображений позволили многим музеям формировать базы данных изображений. Компьютерные технологии произвели информационную революцию в музейной области. Всем известно, что в среднем музеи экспонируют не более 5% коллекций. Остальные ценности хранятся в фондах. Благодаря компьютерным информационным системам, этот информационный материал становится доступным для изучения специалистами.

Компьютерные технологии интенсивно внедряются в различные другие направления музейной деятельности: это и реставрационные процессы, и подготовка макетов музейных экспозиций и выставок, образовательные программы для детей. Компьютерные системы успешно используются для обслуживания посетителей. При помощи этих систем любой желающий может забронировать билеты на посещение музеев, выставочных залов или концертов. Несомненно, что интенсивное развитие мировой информационной системы ИНТЕРНЕТ, заставляет и музеи воспользоваться ее уникальными возможностями.

Есть отдельные достижения и в сфере применения информационных технологий и в Кемеровской области. В крупных городах (речь идет о Кемерове и Новокузнецке) компьютеризированы все музеи, три музея в области – Кемеровский областной изобразительных искусств и Новокузнецкие краеведческий и художественный – используют КАМИС, Кемеровский краеведческий музей работает с АИС-Музей 2, "Томская писаница" и музей Кемеровского госуниверситета "Археология, этнография и экология Сибири" имеют собственные автоматизированные системы учета фондов.

Три музея имеют представительство в Интернет (Кемеровский ИЗО- http://history.kemsu.ru/museum; историко-природный музей-заповедник "Томская писаница" – http://pisanitsa.narod.ru, музей КемГУ "Археология, этнография и экология Сибири" – http://vm.kemsu.ru/museum).

Если в целом взять сферу культуры, то веб-ресурсы, созданные в области (однако далеко не каждый ресурс – это полноценный сайт с профессиональным дизайном и проработанным веб-сценарием), находятся в зарождающемся состоянии. Имеются фотовыставки, информация о современных художниках и об организациях культуры, что касается собственно информации об историко-культурном наследии, то она ничтожна по сравнению с тем, что есть реально.

Понимая объективность тех затруднений в компьютеризации и информатизации, которые стоят перед музеями области, особенно перед теми, которые находятся в значительном отдалении от крупных населенных пунктов, сотрудники отдела новых информационных технологий Кемеровского музея изобразительных искусств с 1999 г. при поддержке института "Открытое общество" реализовали три проекта, направленных на сбор, обработку и продвижение информации о культурных ресурсах, сосредоточенных в музеях области.

В 1999 г. была создана база данных по музеям Кемеровской области и выпущен справочник "Музеи Кузбасса" – первое подобное издание в области.

В 2001 г. сотрудники музея создали виртуальную экспозицию "Музеи Кузбасса. Избранное" (www.history.kemsu.ru/mko), которая представляет самостоятельный сайт – расширенный путеводитель по музеям области. Это первый опыт презентации широкому кругу российских пользователей части культурного наследия Кузбасса, хранящегося в музеях. В Новокузнецком краеведческом музее создан CD "Достопримечательности Новокузнецка".

Приходится констатировать, что информатизация музеев Кемеровской области находится в зачаточном состоянии, и вполне очевидно, что в ближайшем будущем большинство музеев, особенно небольших, даже и не приступят к решению данных задач. Так, например, в нашем районном краеведческом музее имеются 2 компьютера, сканер, принтер, ксерокс, но все эти технические средства работают только для офисных документов.

До сих пор задача современного информационного обеспечения деятельности в сфере культуры зачастую понимается как оснащение культурных учреждений современным оборудованием и обучение персонала навыкам работы с ним. Однако очевидно, что использование новых информационных технологий предполагает не просто количественное, но и качественное изменение в профессиональной деятельности работников сферы культуры, а работа с информацией поднимается на иной, принципиально новый уровень.

4. История становления компьютеризации и автоматизации музейной деятельности

В 1993 году по приглашению Международного комитета СИДОК и благодаря выделенному СИДОКом гранту заведующий отделом информатики ГМИИ им. А.С. Пушкина Л.Я. Ноль и заведующий отделом информационных систем Государственного музея-заповедника “Московский Кремль” А.В.Дремайлов приняли участие в работе ежегодной конференции СИДОК, которая была организована в столице Словении, Любляне. Это было первое знакомство с работой одного из международных комитетов ИКОМ, организационной структурой СИДОКа, национальными информационными музейными проектами различных стран, это было первое личное знакомство с иностранными специалистами в области музейной информатики.

Специалисты из России выступили с докладами, рассказали о положении дел по внедрению информационных технологий в российских музеях, вступили в члены СИДОК. На следующих двух конференциях в 1994 году в США и в 1995 году в Норвегии между российскими специалистами и коллегами из Оргбюро СИДОКа проходили обсуждения о необходимости создания национального российского комитета по документации и информатизации музеев для более плотной дальнейшей деятельности. Так, к 1996 году по инициативе трех крупнейших московских музеев - Государственного музея-заповедника “Московский Кремль”, Государственной Третьяковской галереи и Государственного музея изобразительных искусств им.А.С. Пушкина учредилась Ассоциация по документации и новым информационным технологиям в музеях (АДИТ), в а июне 1996 года Президиум ИКОМ России проголосовал за то, чтобы АДИТ принял статус профессионального комитета ИКОМ России по проблемам музейной информатики. При принятии этого решения было заявлено, что Российский комитет Международного Совета музеев заинтересован в активном участии России в деятельности международного комитета СИДОК.

Таким образом, созданная в 1996 г. Ассоциация по документации и новым информационным технологиям (АДИТ) приобрела статус профессионального комитета ИКОМ России по проблемам музейной информатики.

Первая ежегодная конференция АДИТ прошла в 1997 г. в Санкт- Петербурге, в ней приняли участие сотрудники из музеев, которые только вступили на путь информатизации. Для того чтобы привлечь к деятельности АДИТ как можно больше участников с разных территорий, все последующие конференции решено было проводить не в столичных городах.

Далее они прошли в регионах: вторая в 1998 г. – в Иваново, где наряду с обычными заседаниями прошёл первый "Музейный компьютерный фестиваль"; третья в 1999 г. – в Ярославле, четвёртая в 2000 г. – во Владимире, на которой было решено преобразовать АДИТ из национального комитета ИКОМ в некоммерческое партнёрство, которое при сохранении прежней аббревиатуры получило новое название: "Автоматизация деятельности музеев и информационные технологии" (НП АДИТ). Учредителями данной организации стали Главный информационно-вычислительный центр Министерства культуры Российской Федерации (ГИВЦ), Межрегиональное общественное движение "Ассоциация музейных работников" (АМР), Государственное образовательное учреждение Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма и физические лица.

В рамках конференции 2001 г. в г. Туле состоялось собрание членов АДИТ, на котором была принята стратегия развития организации, выработанная на проектно-аналитическом семинаре в Ясной Поляне непосредственно перед конференцией. В соответствии с этой стратегией основными целями АДИТ являются: формирование среды профессионального общения музейных специалистов в сфере информатизации культурного наследия и информационной политики в области культурного наследия; совершенствование системы музейной документации; создание механизмов свободного и эффективного доступа граждан к информации о культурном наследии и содействие развитию образования, культурного туризма, сохранению, исследованию и популяризации памятников истории и культуры России и содействие формированию единого мирового культурно-информационного пространства путем включения в него информации о российском культурном наследии.

В общих чертах деятельность АДИТ как сетевой организации культуры направлена на развитие инновационных и модернизационных процессов в сфере информатизации культурного наследия, в том числе на изучение передовых методов, их популяризацию и поддержку исследовательских работ, а также на развитие системы партнерских связей и укрепление взаимодействия между организациями, учреждениями и отдельными специалистами в сфере информатизации культурного наследия и разработку и реализацию образовательных программ для музейных сотрудников, работающих в сфере информационных технологий, обучение их основам информационного менеджмента.

Одним из приоритетных направлений деятельности АДИТ в 2000−2001 гг. стала разработка стандартов краткого описания объектов культурного наследия. При поддержке ИОО были реализованы четыре проекта, в рамках которых были созданы стандарты описания четырёх типов объектов: "Недвижимый памятник"; "Музейный предмет"; "Культурный ландшафт"; "Памятник археологии", а также проведен экспертный семинар "Стандарты описания культурного наследия", задача которого состояла в объединении четырёх стандартов в единый и выработке рекомендаций по его дальнейшему совершенствованию и использованию.

АДИТ является партнером ряда международных проектов Европейского Совета и таким образом, представляет интересы российских музеев в европейской программе развития информационного музейного сообщества.

В третье тысячелетие Россия должна войти с развитой музейной информационной инфраструктурой. Для достижения этой цели, прежде всего, необходимо объединить российские профессиональные силы в области музейной информатики. Российский комитет Международного Совета музеев приветствует, несомненно, своевременную инициативу о создании АДИТ. Ассоциация должна объединить профессионалов музейной информатики в России, проводить ежегодную национальную конференцию и активно участвовать в деятельности международного комитета СИДОК.


Список литературы:

1. Дремайлов А.В. АДИТ – Институт “Открытое общество” – основы взаимодействия: // www.kremlin.museum.ru

2. Дукельский В.Ю., Лебедев А.В. Виртуальный проект в пространстве музея / В.Ю. Дукельский, А.В. Лебедев // Справочник руководителя учреждений культуры. – 2008, № 1. – С.82-87

3. Знаменский А.В. Модернизация музейной деятельности / А.В. Знаменский // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2003, № 10. – С.70-75

4. Калинина Л.Л. и др. Интернет – сайт как инструмент для работы музейщика / Л.Л. Калинина, И.В. Пролеткин, М.Е. Шпак. – 2007, № 11. – С.83-87

5. Калинина Л.Л. и др. Информационное пространство музея / Л.Л. Калинина, И.В. Пролеткин, М.Е. Шпак. – 2006, № 12. – С.83-88

6. Калинина Л.Л. и др. Новостной сайт музея: Основные этапы создания и перспективы развития / Л.Л. Калинина, М.Е. Шпак, И.В. Пролеткин, А.П. Турлов // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2003, № 10. – С.75-81

7. Кокорина Е.А. Информатизация музеев / Е.А. Кокорина // Справочник руководителя учреждений культуры. – 2006, № 5. – С.55-61

8. Лебедев А.В. Виртуальные экспонаты: Современные средства отображения информации в музейной экспозии / А.В. Лебедев // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2006, № 7. – С.50-55

9. Музейные фонды и экспозиции в научно-образовательном процессе: Материалы Всероссийской научной конференции // www.window.edu.ru

Требованиям. Сохраняя вековую традицию, зал за залом создается новая стационарная экспозиция по истории России с древнейших времен до начала XX века. Передача Государственному Историческому музею соседнего здания бывшего Музея В.И.Ленина позволит в дальнейшем представить в экспозиции историю XX века, как неотъемлемую часть и продолжение историко-культурной традиции страны. За последние шесть...

Популяризации, экспонирования, изучения итогов поисковой, краеведческой деятельности является школьный музей. Школьный музей является одной из форм организованной деятельности по выполнению педагогической цели. Созданная нами модель строилась на понимании музея как формы воспитательной работы. Мы описали педагогические действия и смоделировали, т.е., сконструировали порядок действий по...