Тест "древнерусская литература". Примерные варианты контрольных работ Контрольная работа по разделу «Древнерусская литература». Перепечиной Ирины Дмитриевны

Установите соответствие

Характеристика

Характеристика

А) Подъём национального самосознания, проявившегося в идее собирания земель и формировании нравственного идеала.

1. Летопись

А) повествование о жизни человека, признаваемого верующими святым

2. Послание

Б) лестный отзыв, одобрение

Б) Центры – Киев и Новгород. Главная идея – превосходство христианства над язычеством.

3. Поучение

В) погодная запись исторических событий древнего времени (возникла и велась первоначально в монастырях)

В)Трагический период, связанный с монголо-татарским нашествием. Главная идея – вера в национальное возрождение.

4. Похвала

Г)Смутное время. Обновление жанровой системы. Распад литературы на демократическую и официальную.

Д) жанр, в котором излагались правила жизни, которые автор хотел донести до читателя

Д) Появление областных литературных центров. Создание «Слова о полку Игореве…»

6. Хождение

Е) жанр, который рассказывал о ратных подвигах.

Е) Эпоха Московского централизованного государства, слияние областных литератур в общерусскую. Расцвет публицистики. Создание «Домостроя».

7. Воинская повесть

Ж) рассказ о путешествиях

7 класс

Вариант 1

1.Продолжите определение

Предание- это жанр устного народного творчества, который_____________________________________________________________

Былины-это…

б)произведения о природе и животных;

в)произведения о современной науке и технике;

У оратая шляпа пуховая,

А кафтанчик у него черна бархата…

Для былин новгородского цикла характерно:

в)герои: Садко, В.Буслаев;

д)место действия-Новгород;

е)место действия-Киев

________________________________________________________

7. Какие черты сказки присутствуют в Повести о Петре и Февронии?

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

8. Расположите элементы сюжета в правильном порядке

полное излечение Петра, убийство змия, изгнание из Мурома, визит бояр и их раскаяние, принятие монашества, посмертные чудеса, знакомство читателя с Февронией, смерть в один день, женитьба,

Проверочная работа по древнерусской литературе

7 класс

Вариант 2

1.Продолжите определение

Былины- это жанр устного народного творчества, который_____________________________________________________________________________________________________________________________

2. Найдите верный вариант ответа

Предание-это…

а)произведения устной народной поэзии о русских богатырях и народных героях;

б)произведения о природе и животных, в котором затрагиваются вопросы их защиты;

в)устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, передающийся из поколения в поколение;

г)произведения фольклора о добре и зле

3.Какие два цикла былин вам известны

________________________________________________________________

4.Из какой былины приведенные ниже строки

Садился на бел-горюч камень

И начал играть в гусельки яровчаты.

_______________________________________________________________

5. Выберите правильные высказывания

Для былин киевского цикла характерно:

а)герои: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович;

б)тема торговли и путешествий;

в)герои: Садко, В.Буслаев;

г)тема защиты русских земель;

д)место действия-Новгород;

е)место действия-Киев?

6. Какова тема «Поучения Владимира Мономаха»? (о чем?)

________________________________________________________________

7. Какие черты жития присутствуют в Повести о Петре и Февронии?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

8. Заполните пробелы нужными событиями

Змей и его гибель,________________________________________, попытка излечится,_____________________,женитьба,_________________________,

просьба бояр о прощении,______________________________________,смерть в один день_________________________________________.


Тест по древнерусской литературе

    К какому веку относится возникновение древнерусской литературы? (Х в.)

2. Назовите этапы развития древнерусской литературы

1. ХІ–ХV века. В данный период творчество осмысляется как божественный акт. Писатель, по сути, является посредником между Богом и человеком. Автором его назвать еще сложно, потому что он ничего не создает, а только переписывает свя­щенные божественные писания. И только чуть позже, к концу ХV века, автор может привнести в произведения собственные мысли, собственные чувства.

2. Конец ХV в. – 40-е годы ХVІІ в. Здесь уже ярко проявляется авторское начало, появляется возможность вымысла. Имен­но здесь, особенно в публицистике, автор высказывает собственное «я».

40-е годы ХVІІ в. – 30 годы ХVІІІ в. Именно в этот период происходит осознание и выражение авторской позиции, идет оформление литературного труда с обязательным указанием имени автора. Именно в этот период появляется так называе­мая художественная литература. А талант автора воспринимается как божественный дар.

3.Назовите особенности древнерусской литературы

До середины ХVІ века литература была рукописной

4.Назовите жанры древнерусской литературы

Житие – это изображение светских или духовных лиц, канонизированных христианской церковью.

Хождение – это рассказ о посещении святых мест.

Поучение – это произведение назидательного, поучительного характера.

Военная повесть.

Летопись – это произведение, повествование в котором ведется по годам.

Слово – произведение духовной литературы поучительного характера.

5.Кто был первым летописцем на Руси?

Первым летописцем на Руси был монах Киево-Печерского монастыря Никон. Его же звали Великим.

6.Назовите основную тему «Повести временных лет»

Основной темой «Повести временных лет» является единство Руси.

7.Как называется произведение Владимира Мономаха?

«Поучение»

8.Какова цель создания данного произведения?

Целью создания данного произведения, безусловно, является просвещение потомков.

1. Укажите временные рамки древнерусской литературы:

А) IX – XVII века; Б) X – XVI века; В) X – XVII века; Г) XI – XVII века.

2. Какой из перечисленных жанров не относится к древнерусской литературе:

А) житие; Б) былина; В) похвала; Г) сказание; Д) притча.

3. «Слово о полку Игореве» является ярким памятником русской литературы:

А) XII века; Б) XIV века; В) XIII века; Г) XVII века.

4. В «Слове...» отражена историческая эпоха, характеризующаяся:

А) усилением централизованной власти;

Б) феодальной раздробленностью;

В) освобождением из-под монголо-татарского гнёта;

Г) приближением петровских преобразований.

5. Кто из героев «Слова о полку Игореве» «изронил золотое слово со слезами смешанное»?

А) Ярославна, жена Игоря; Б) Святослав, князь Киевский;

В) Всеволод, брат Игоря; Г) сам князь Игорь.

6. Классицизм и сентиментализм – это…

А. жанры художественного произведения. Б. литературные направления. В. роды литературы.

7. В русской литературе представителем (-ями) классицизма был(и):

А . Н.М. Карамзин. Б. Д.И. Фонвизин. В . М.В. Ломоносов. Г. А.Н.Радищев

8. Что из перечисленного не является чертой классицизма?

А. Подражание античным образцам.

Б. Теория «триединства».

9. Открытие и разработка какого классицистического жанра в русской литературе 18 века принадлежит М.В. Ломоносову?

А. Ода. Б. Комедия. В. Послание. Г. Путешествие.

10. Определи жанр произведения Д.И. Фонвизина «Недоросль».

А. Трагедия. Б. Драма. В. Комедия. Г. Сатира

11. Найди «третье лишнее» в тематике «Недоросля».

А. Борьба с самодержавием. Б. Обличение невежества. В. Воспитание молодого поколения.

12. Что из перечисленного не является чертой сентиментализма?

А. Изображение повседневной жизни обычного человека.

Б. Патриотическая тематика.

В. Приоритет чувства над разумом.

13. Найди «третье лишнее» в названиях литературных жанров сентиментализма.

А. Басня. Б. Элегия. В. Пастораль.

14. Какая фраза повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» наиболее точно определяет идею произведения?

А. «Всякое лето нахожу новые приятные места или в старых новые красоты».

Б. «…и крестьянки любить умеют!»

В. «Ему [Эрасту] казалось, что он нашёл в Лизе то, чего сердце его давно искало».

15. Распределите следующие жанры по «штилям»: высокий, средний, низкий.

Комедия, письмо, сатира, ода, песня, элегия, эпиграмма, трагедия, басня, героическая поэма, драма.

16. Что представляет собой правило трех единств?

17. Как вы понимаете эти строки? Кто их автор?

…может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

18. Почему А.С. Пушкин назвал М. Ломоносова убежденным и «самобытным сподвижником просвещения»? Аргументируйте свой ответ, опираясь на произведения Ломоносова, исторические (биографические) факты.

19. О каком литературном деятеле 18 века идет речь? Запиши его произведение.

Выдающийся драматург второй половины XVIII века, реалистически отобразивший жизнь и быт провинциального дворянства России. Он боролся с крепостничеством и самодержавием в самую мрачную эпоху царствования Екатерины II. Первым из русских писателей создал правдивую сатирическую пьесу, которая имела большой успех среди прогрессивного дворянства. Автор «Бригадира » и «…» стал создателем общественной комедии в России.








11. Триера- это

13. Палестра- это






1. Что такое колония? 2. Что такое полис? 3. Перечисли основные сражения греко-персидских войн.
4. Что вывозили торговцы из Греции в колонии и другие страны?
5. Как по-гречески называли «простой народ»?
6.Как часто проводились Олимпийские игры в Древней Греции?
7. Что такое Народное собрание?
8. Дайте определение слову «демократия»
9. Когда впервые были проведены Олимпийские игры?
10.Известный древнегреческий историк, друг Перикла и «Отец истории»
11. Триера- это
12.Торговая площадь в Афинах называлась
13. Палестра- это
14.Какими морями омывается территория Греции?
15. Афинский мудрец, учитель Александра Македонского?
16. В чём преимущество древнегреческого алфавита над финикийским?
17. Почему афиняне считали демократию лучшей формой правления?
18.Почему при этой форме правления развивалось красноречие?
19.Перечислите страны и области, завоёванные Александром Македонским.
20. Что значит выражение «спартанское воспитание»?

1. Что такое колония? 2. Что такое полис? 3. Перечисли основные сражения греко-персидских войн.
4. Что вывозили торговцы из Греции в колонии и другие страны?
5. Как по-гречески называли «простой народ»?
6.Как часто проводились Олимпийские игры в Древней Греции?
7. Что такое Народное собрание?
8. Дайте определение слову «демократия»
9. Когда впервые были проведены Олимпийские игры?
10.Известный древнегреческий историк, друг Перикла и «Отец истории»
11. Триера- это
12.Торговая площадь в Афинах называлась
13. Палестра- это
14.Какими морями омывается территория Греции?
15. Афинский мудрец, учитель Александра Македонского?
16. В чём преимущество древнегреческого алфавита над финикийским?
17. Почему афиняне считали демократию лучшей формой правления?
18.Почему при этой форме правления развивалось красноречие?
19.Перечислите страны и области, завоёванные Александром Македонским.
20. Что значит выражение «спартанское воспитание»?
1. Что такое колония? 2. Что такое полис? 3. Перечисли основные сражения греко-персидских войн.
4. Что вывозили торговцы из Греции в колонии и другие страны?
5. Как по-гречески называли «простой народ»?
6.Как часто проводились Олимпийские игры в Древней Греции?
7. Что такое Народное собрание?
8. Дайте определение слову «демократия»
9. Когда впервые были проведены Олимпийские игры?
10.Известный древнегреческий историк, друг Перикла и «Отец истории»
11. Триера- это
12.Торговая площадь в Афинах называлась
13. Палестра- это
14.Какими морями омывается территория Греции?
15. Афинский мудрец, учитель Александра Македонского?
16. В чём преимущество древнегреческого алфавита над финикийским?
17. Почему афиняне считали демократию лучшей формой правления?
18.Почему при этой форме правления развивалось красноречие?
19.Перечислите страны и области, завоёванные Александром Македонским.
20. Что значит выражение «спартанское воспитание»?