Уфимский рэп: история, яркие личности и национальные особенности. А почему сейчас про вас не слышно

Всего каких-то полгода назад уфимский рэпер Иван Дремин сидел без работы, периодически выступая в местных клубах. Сегодня 20-летний парень может похвастаться миллионными просмотрами на YouTube, плотным гастрольным графиком и сотням тысяч репостов его творчества в соцсетях.

О существовании местного феномена по имени FACE я узнала от школьной подруги: она работает учителем химии в местном лицее:

На переменах дети все время слушают на телефоне какого-то «фейса»: «я роняю Запад », «эщкере» - отрывки из текстов школьники просто скандируют хором, - рассмеялась педагог. - Оказалось, что автор всего этого наш бывший ученик, Ваня.

На аллее выпускников 2015 года красуется портрет 11-классника Ивана Дремина с лакончной подписью: «Буду музыкантом». Что ж, не обманул. Пока его одноклассники мучались на зачетах и экзаменах, Ваня протоптал себе дорогу в большой шоу-бизнес.

Популярность Ивана за пределы лицея вышла быстро: вот он уже дает интервью «The Village», шутит с Гариком Мартиросяном в «Comedy club» и планирует тридцатый концерт осеннего тура. «Комсомолка» узнала, как FACE стал знаменитым. Спойлер: быстро.

«В ШКОЛЕ МЕНЯ СЧИТАЛИ ВЫРОДКОМ»

Ваня вырос в простой уфимской семье, в уфимском лицее №5 учился, перебиваясь с тройки на двойку. Непростой характер – покачивали головой окружающие, да и сам парень знал, что характер у него не сахар.


С самого детства я хотел, чтобы меня признали, обратили внимание. В школе меня считали выродком, моих родителей хотели лишить родительских прав, а меня - сдать в детский дом, посадить в детскую колонию, пришить мне какое-нибудь дело. Я был трудным подростком, - признается FACE в одном из своих треков. - Клянусь, что меня спасла музыка и люди, которые были рядом.


Главным своим учителем рэп-исполнитель неоднократно называл в интервью улицу. На Авроры в Кировском районе города происходили все главные события в жизни FACE: первая драка, первая любовь – одноклассница Лиза (ей посвящена львиная доля песен артиста) и даже первая и единственная работа - в 16 лет он устроился в гостиницу напротив дома. Надолго парня не хватило: Ваня проработал всего лишь один день и решил, что отныне будет посвящать все свое время музыке.

ТАТУИРОВКИ НА ЛИЦЕ И ПЕРВЫЙ УСПЕХ

До осени 2015 года парень писал что называется «в стол», но благодаря видео «Гоша Рубчинский» ему удалось получить первые отклики интернет сообщества. Позже в интервью сайту Fast Food Music рэпер объяснил, что написал эту песню с одной целью – «хайпануть». При этом Ваня расстроился, что он не получил никакой обратной связи от дизайнера:

Я не очень оценил, что никакого фидбэка нет. Я сделал клип с двумя миллионами просмотров, сделал вклад в популярность бренда в этой стране. Я не говорю про то, чтобы я получил какой-то шмот, хотя на Западе это нормальная практика.


В Москву Иван переехал весной 2017 года. Дальше – больше. Ваня написал альбом «No love», сделал несколько татуировок на лице и научился зарабатывать миллионы. Его альбом за сутки собрал более 27 тысяч репостов, а порядка 160 тысяч слушателей поставили свой «лайк» на записи с альбомом в группе исполнителя. Клип на незамысловатую песню «Бургер», снятый на фоне башен Москва-Сити, набрал 7 млн просмотров. Кстати, в песне Ваня упоминает о том, что лежал в психиатрической клинике. Это правда, но только частично: молодой человек несколько раз проходил добровольное лечение, не более.


Официальное сообщество FACE «ВКонтакте» насчитывает более 650 тысяч подписчков – так и до миллиона недалеко. Цифры цифрами, но популярность Вани действительно растет в геометрической прогрессии. В сентябре о простом уфимском парне, разодетом в Gucci, написали все федеральные СМИ.

Я роняю Запад, я роняю Запад.

Я роняю Запад, я роняю Запад.

Я роняю Запад, о, я роняю запад, а.

На моем *** вся индустрия США .

Структура любой из песен артиста строится на бесконечных повторах, сдобренных обсценной лексикой. Зато удобно: школьники от 12 лет учат тексты FACE за считанные минуты – это вам не письмо Онегина к Татьяне вызубрить.Возможно, что определенную роль в популярности рэпера сыграла его девушка: в сентябре стало известно, что Иван встречается с популярным блогером Марьяной Ро – у девушки из Южно-Сахалинска на YouTube 5 млн подписчиков, в инстаграм – более 4 тысяч.

Примитивные и четко вбивающиеся в голову строчки, заезженные среди школьников темы о мамках, алкоголе, наркотиках и прочих недосягаемых в их возрасте вещах, - предположила в комментариях Татьяна Д. - Ну и, конечно же, смазливое личико, что очень нравится маленьким девочкам, стильные шмотки, большое количество денег и понтов , постоянные раскрутки в пабликах данного исполнителя. Что еще нужно подросткам, если не это?

МНЕНИЕ

«ФАСТ-ФУД В МИРЕ МУЗЫКИ»

В чем секрет FACE, мы решили узнать у уфимского звукорежиссера и директора студии ShowTime Records Ильи Шленкина : некоторое время назад именно он делал записи для артиста.

FACE - хороший коммерческий проект, как «Грибы», «Время и Стекло» и многие другие. Продукт, который они делают, является фаст-фудом в мире музыки и это неплохо, так как на этот продукт находится своя аудитория, причем немалая. В треках Вани есть все, о чем нельзя говорить, делать и о чем даже думать не стоит подросткам до 18 лет. Именно поэтому его творчество так популярно среди подростков.

К нему, как к человеку я, как и мой коллега Тимур относимся хорошо, приходилось много общаться, когда он был у нас на записи, и там становилось понятно, что все, что он делает - это продумано и делается ради денег.

Мое личное отношение к такой музыке негативное. Мне кажется музыкант, как и любой лидер, силен тем, какое наследие оставляет после себя. Я бы не хотел жить в обществе, где лучшей певицей считалась бы Бузова , лучшим актером Нагиев, а из каждого угла звучали бы треки про «телку» и «магазин гуччи».

Иван Дремин , взявший сценический псевдоним Face, стал известен в 2015 году после клипа на песню «Гоша Рубчинский» из своего первого альбома «Проклятая печать». Снят был клип на 200 рублей. Главная цель, которую ставил парень, - «хайпануть» на громком имени известного модельера - была достигнута.

Затем последовало еще несколько альбомов. Но настоящая популярность пришла в августе 2017 года, когда он представил свой первый профессиональный клип «Бургер». Видео буквально разорвало YouTube - на сегодня насчитывает 25 млн просмотров. Процитировать слова песни не представляется возможности, потому что нет ни единой строчки без ненормативной лексики. Результат: интервью в известных СМИ, плотный концертный график и толпы поклонниц.

Восьмого апреля Иван отмечает свой день рождения. Как парень из Уфы к своему 21 году смог стать одним из самых юных героев русского рэпа и голосом поколения - в материале сайт.

Бедность и одиночество

Лицей №5 в городе Уфе, где учился Ваня Дрёмин, считается хорошим учебным заведением.

Лицей №5, где учился Иван Дремин. Фото: АиФ / Айгуль Мусина

«Вот здесь, в фойе, он и отсиживался иногда во время уроков», - показывают учителя место привычного обитания школьника Вани.

Учился он, действительно, неважно, как не раз признавался в интервью, мог прогуливать уроки, но почти никогда - школу.

Иван Дремин (Face, а также Lil Montana и Black Forest) родился 8 апреля 1997 года в Уфе. Закончил лицей №5. Известный рэп-исполнитель, выступает в жанрах трэп, эмо-хип-хоп, клауд-рэп, саундклауд-рэп. Рекорд – клип на песню «Бургер» набрал на YouTube 25 млн просмотров. Выпустил два студийных альбома и пять мини-альбомов.

«Школу он любил, что бы там ни говорили. Более того, в начальных классах учился очень хорошо, никаких троек. Но в средней школе резко скатился. Ваня - парень способный и мог бы учиться гораздо лучше. Лично я относилась к нему хорошо, на просьбы по школе Иван всегда отзывался», - рассказывает директор лицея №5 Альмира Зарипова .

В школе ни с кем не конфликтовал, рассказывают учителя, но и близких друзей у него не было.

«Такой волк-одиночка. Вроде со всеми, но в то же время сам по себе отдельно, замкнутый», - вспоминает завуч Ольга Черезова .

Учителя предполагают, что он старался держаться отстраненно, потому что стеснялся бедности. «Одевался очень скромно. В чём на 1 сентября придёт в школу, в том учебный год и закончит», - говорят они.

Семья, действительно, бедствовала. Родители развелись, мать Вани тяжело заболела. Мальчик жил с бабушкой-дедушкой и мамой в маленькой квартирке, на пенсию бабушки. Старший брат Богдан жил с другой бабушкой.

«Это незаурядная личность»

Из-за проблем с поведением в средних классах Ваня был на контроле у социального педагога лицея.

«Это очень одарённый мальчик, - говорит социальный педагог Наталья Ковалева . - Я не слушала его песен, но знаю, что он мог бы добиться больших успехов, если бы решил стать писателем. У него удивительное чувство слога, абсолютная грамотность. Хорошо давались и русский, и математика, но любимым предметом была литература - своя точка зрения имелась на всё, и он мог ее обосновать».

Класс биологии, где учился Ваня. Нынешние ученики, конечно, знают и слушают рэпера. Фото: АиФ / Айгуль Мусина

«Ярко выраженная депрессия» развилась у Вани, по словам педагога, после начальных классов.

«Это был просто комок нервов. Очень жаль, что мы никак ему не могли помочь, потому что всё шло из семьи. А семья не впускала в свою жизнь людей со стороны, из школы, хотя и я, и классный руководитель ходили домой, пытались говорить, - рассказывает она. - Дело было не только в общем состоянии бедности. Мальчик очень тянулся к своему отцу, а приходилось жить в тесной квартире с пожилыми и с больной мамой, хоть они его и очень любили. Папа не занимался его воспитанием, хотя много чего обещал. Эта депрессия - результат обиды, которую он затаил на отца».

Сам Ваня Дрёмин в интервью часто упоминает свое участие в «темных» делах плохой компании и неоднократные посещения отделений полиции. На самом деле он никогда не попадал в полицию, по крайней мере, не в школьные годы, и на учёте в отделе по делам несовершеннолетних тоже не состоял, говорит педагог.

«Мне очень стыдно и печально, что наш выпускник теперь известен, как парень, который поет нецензурные песни, - говорит Наталья Сергеевна. - Этот незаурядный человек мог бы добиться успеха в любой сфере, если бы захотел. Но он выбрал такой путь».

На улице били

Ваня жил недалеко от лицея, в девятиэтажной серой «панельке».

«Вани здесь уже два года нет, он в Москве», - раздается голос в домофоне. Узнав цель визита, обладатель голоса долго колеблется, но все же дверь открывает. Бабушка Светлана и дедушка Виктор выходят поговорить в тамбур, в квартиру не приглашают. Мама Вани так и не выглянула.

Фото Вани из выпускного альбома. Фото: АиФ / Айгуль Мусина

Воспитывала его преимущественно бабушка. Она вспоминает, что они с маленьким Ваней вместе сочиняли стихи. Хорошо чувствующего ритм мальчика она отвела в музыкальную школу, но Ваня бросил заниматься в шестом классе. И пошел на бокс.

Дедушка говорит, внука обижали и били на улице, поэтому он решил научиться давать отпор. В боксе он неплохо преуспел. Но законы улиц были сильнее спорта. Напавшие толпой как-то настолько сильно избили, что повредили позвоночник.

После окончания школы Ваня подал документы в три уфимских вуза, но ни в один не прошел по баллам. Поискал работу, но не получалось найти, без образования никуда не брали.

«Но он же смышленый у нас, нашел вот способ, рэпом начал заниматься», - говорит дедушка.

«Если без мата - останусь без копейки»

На вопрос об отношении к творчеству внука бабушка с дедушкой смущенно переглядываются.

«Песни у него не очень хорошие бывают. Плохо, что он матом поет. Да еще наколки эти, - говорит бабушка. - Я его ругаю, когда он звонит, говорю, чтобы такое не пел».

В альбоме Hatelove есть композиция, названная в честь девушки Лизы. В интервью изданию FastFoodMusic музыкант рассказал, что песня посвящена Елизавете Сёминой – девочке из параллельного класса, в которую он был влюблен с младшей школы. Бабушка Вани подтвердила, что в кого-то он был влюблен, но имени девушки не знает.

Дома, по ее словам, он никогда не позволял себе нецензурно выражаться, в школе - то же самое. Один раз, правда, «послал» одного из учителей.

«Вот пусть только приедет, у нас с ним будет серьёзный разговор, - грозится дедушка. - Я ему говорю - только не матом. Иначе тебя как-нибудь родители после концерта поймают. Он отмалчивается. Один раз только сказал: «А чем я должен заниматься? Если не буду это делать, останусь без копейки». Я думаю, если бы у него была другая возможность, он бы и не пел эти матершинные песни. Он почему так резко стал популярен? Потому что молодёжи такие песни нравятся, а он под нее подстраивается. Да, плохо, что он начал с наколок, мата, но мы верим, что он перейдет на культурные песни».

Старики, как могут, следят за творчеством и передвижением внуков по стране (старший брат Богдан вместе Ваней в одном проекте - прим.ред.). Переживают, когда читают новости, что фанаты чуть не разорвали Ваню на кусочки во время очередного концерта.

«Сняли с него кроссовок, а он им потом кинул второй. Новый, дорогущий кроссовок был», - сокрушается бабушка.

И очень ждут, что Ваня приедет к ним со своей девушкой Марьяной, очень хочется им ее увидеть.

А еще его в Уфе ждут в военкомате. «Повестками завалили», - говорит дед.

«Больше никакого Эщкере»

В начале января Face сделал неожиданное заявление на своей странице:

«Больше никакого Faceguccigang и Эщкере, плиз. Это был крутой период моей жизни и творчества, но я перерос все это. Я рад, что являюсь голосом молодежи, это очень важно для меня, и я чувствую свою ответственность. Теперь, когда у меня есть возможность изменить будущее этой страны через молодежь, - пришло время вести вас в правильном направлении, пришло время открыть глаза».

Он пообещал, что будет давать фанатам возможность на своих концертах высказаться по поводам, которые их беспокоят.

Во время осеннего тура 2017 концерт Face в Белоруссии отменила местная Генпрокуратура. Спустя некоторое время появилась информация, что ему разрешили выступить, но с условием, что не будет использована ненормативная лексика. Однако организаторы не рискнули и закрыли в этот день площадку, сославшись на технические неисправности.

«Наркотики, депрессия, суицидальные мысли, поиски себя в криминале и зарплата 20 тысяч рублей в месяц — это не то, что нам нужно», - пишет он. - Если у меня что-то получилось, значит, и у тебя тоже получится! Не забывай, что я был простым пацаном из Уфы без будущего, таких пацанов и девочек тут вся страна, у всех нас, казалось бы, совсем нет будущего, почему бы не построить его вместе».

Между тем 17 января 2018 года артист анонсировал новый альбом PUBLIC ENEMY (в переводе с английского «враг общества» - прим.ред). Исходя из названия пластинки, некоторые поклонники начали сомневаться в благом порыве Ивана на изменения направления творчества. Но время покажет.

«Парень просто хайпит»

Музыкант, бывший участник рэп-группы Via Chappa, Булат Аминов:

«Когда мы были подростками, нашими кумирами были Децл, Мистер Малой. Теперь уже взрослые мужчины. Лично знаком с последним, и это вполне здравомыслящий человек. Группа «Мальчишник» первая начала петь про «секс без перерыва». И для того времени в глазах взрослых это выглядело дико. Рэпер Face просто хайпит. Он сейчас на волне. Знаете, почему? Потому что разговаривает на одном языке с детьми и подростками. Его творчество вряд ли волнует отпрысков из интеллигентных семей. Но, простите, «пролетарские» дети, к сожалению, разговаривают именно так. Не возьмусь осуждать молодого человека. Да, с точки зрения творчества там ничего нет - он и сам это прекрасно понимает. Пока к нему есть интерес в соцсетях, он ещё продержится. Но, если за этим хайпом ничего серьёзного не последует, о нём просто забудут».

Опасно ли детям слушать такие песни?

Главный медицинский психолог Минздрава РБ Ирина Хох:

«Мат - это вариант агрессии, замена физическому воздействию в виде удара. Для младшего подросткового, подросткового возраста агрессия - это норма. Чем старше становятся дети, тем меньше прибегают к физическим воздействиям и больше к косвенной, вербальной агрессии, то есть «бьют словом».

Включаясь в армию поклонников подобных исполнителей, дети дают себе внутренний психологический допуск: «вот, родители нас ругают, а такой популярный человек матерится, ему разрешено». Они как бы сливаются с лидером и разрешают себе вести себя таким образом.

Родителям важно не уходить в огульное запретительство, так можно потерять связь с ребенком. В конце концов, он перерастёт такое творчество, интересы поменяются. Но важно все же объяснять подростку понятия «Свобода слова» и «Свобода речи». Свобода слова - это право на свое мнение, интересы, вкусы. Да, ты имеешь такое право. Но есть понятие «свобода речи» - это воплощение наших мыслей. Насколько же ты себя уважаешь, если позволяешь держать у себя внутри бранные слова? Объяснять, что мат - это субкультура определенных личностей, которые убивают, крадут. Надо предоставить подобную информацию и дать ребенку самому сделать выбор».

Все чаще в интернет-ресурсах всплывает набившая оскомину формулировку «Уфа – новая Атланта». Сегодня «атлантским» звучанием называют все, что не лень. Причем делают это как паблики, ориентированные на юмористический контент и запускающие в народ мемы, так и серьезные издания, посвященные хип-хоп культуре. Однако, что касается Уфы, сравнение с американской Атлантой вполне уместно, но не столько из-за звучания локальной сцены, сколько благодаря тому факту, что именно Уфа подарила отечественному хип-хопу таких артистов, успешно представляющих молодое поколение, как Boulevard Depo, Face, Jeembo, TVETH, объединение DOPECLVB и Thomas Mraz.

Вот только на перечисленных именах список талантливых представителей музыкальной сферы Уфы не обрывается. Не «Доп клабом» единым, как говорится. Пока сладкоголосый и амбициозный Mraz пробует себя в качестве легионера «Империи» Оксимирона, а Face, представляя «вк-рэп», ставший уже отдельным слоем музыкального мира, подобно западному «soundcloud рэпу», бьет рекорд по репостам альбома в несколько раз и заедает в головах школьников, из тени выходят перспективные дарования, кажущиеся пока лишь темными лошадками индустрии. Сегодня мы хотим познакомить вас с пятью талантливыми уфимцами, чье творчество могло пролететь мимо ваших плейлистов, затерявшись в стремительном потоке современного инфополя.

Heartsnow


Что послушать: EP “Blink”

Heartsnow, сокративший в крайнем релизе свой псевдоним до Snow, запомнился многим по совместным работам с TVETH и Face и участию в одном из микстейпов Степана Кармы серии «VILLAINSUNITED». К слову, один из лучших сольных треков Snow, под реактивный хук с плотным флоу которого просто физически невозможно не ускорить шаг и не начать энергично размахивать рэперскими распальцовками, даровал микстейпу Кармы. Пожалуй, трек «Glock faith» – лучшее, но далеко не единственное, что можно открыть для себя в творчестве Heratsnow. В аналогичном стиле, слушающемся на одном дыхании, выдержан и последний EP исполнителя «Blink», на обложке которого красуется порноактер Кейран Ли в образе агента спецслужб.

Помимо EP «Blink» новоприбывшим слушателям также стоит ознакомиться с синглами «50/50», «Мне не нужна любовь», «102», а также совместным с TVETH «Одна за другой», на котором исполнители удивительно органично дополняют друг друга, будто флоу каждого из них изначально создавалось как две разные грани единого стиля. Кроме того, в ближайшее время состоится релиз EP «102», а с лета нынешнего года в списке ожиданий висит перенесенный на неопределенное время первый полноценный лонгплэй, интерес к которому призван был подогреть «Blink».

Kreem

Что послушать: альбом “No Chill”

Назвать новичком Артура Крима язык поворачивается с трудом. Подписант лэйбла Azimutzvuk, кочующий от Москвы до Сан-Франциско и обратно, читал рэп с середины нулевых, за что заслужил звание “крёстного отца” всего рэпа из Уфы. Но свой дебютный альбом «Crème De La Crème» он представил лишь в 2014 году. Уже в то время Kreem тянулся к новой школе – на его альбоме между сольными треками и фитом с основателем Азимутзвука, Слимом, затесалась совместная работа с Boulevard Depo.

Лонгплэй 2017 года «No chill» содержит куда более внушительный список гостевых куплетов представителей молодого поколения – это и вокальные парты Томаса Мраза, и узнаваемый флоу Бульвара Депо, и участие выстрелившего бесспорным хитом «Розовое вино» Федюка, и продакшн от популярных битмейкеров StereoRYZE, saluki и трио ЛАУД. В целом, релиз звучит достаточно современно, хотя и во многом отличается от звучания новой школы в традиционном представлении о нем. По сравнению с остальными сегодняшними фрэшменами, Kreem выдает слишком андеграундный звук, местами неотесанный, но оттого более мужественный и убедительный.

Начать знакомство с исполнителем лучше всего с трека «Секси», очень талантливо высмеивающего самолюбование современных рэперов. В нем Artur Kreem, как и в композиции «Нежнейший» (совместной с Томасом Мразом), наиболее близок к звучанию, привычному среднестатистическому любителю прогрессивного рэпа.

OBRAZKOBRA


Что послушать: синглы “Adidas” и “Солнечный удар”

«Образ, но не его заложник,» – говорит о себе Obrazkobra, взявший от культового фильма с Сильвестром Сталлоне очки, псевдоним и сюжетную основу для первых фотосессий. Большинство читателей наверняка знает этого артиста по совместной работе с белорусским новичком, попавшим в наш топ-10, Бакеем. По-летнему колоритный трек «Солнечный удар» с читкой Бакея, как всегда отдающей белорусской народностью, и припев, представленный обоими исполнителями, действительно может претендовать на звание одной из лучших совместных работ в коллекции каждого из них.

Невероятное чувство музыкального ритма, дающее на выходе въедливую композицию, которая при должном уровне ознакомления с ней хип-хоп сообщества может стать полноценным хитом, представляет собой трек «Adidas». Визуализация этого трека, созданная коллективом «Погода огонь», оставляет не менее яркое впечатление, чем работы той же студии по оформлению клипов Бакея и Aikko, таких как «Саранча», «vi+ik» и «Делаю любовь».

Впрочем, и более ранние работы Obrazkobra заслуживают внимания. Самый первый трек проекта Кобры «Тишина», который официальный паблик исполнителя предлагает сравнить с одним из крайних треков «Смотри моими глазами», не выглядит непрофессиональным даже на фоне последнего. Исполнитель, старающийся со старта выдавать качественный материал, наверняка имеет амбиции будущего хитмейкера. Насколько эти амбиции правдоподобны и реализуемы узнаем уже в 2018 году, на который запланирован новый альбом Кобры.

KURT92

Что послушать: альбом “DONE ”

Называться рок-звездой, а то и сравнивать себя с одной из главных легенд рока, Куртом Кобейном, – чуть ли не главный тренд у современных рэперов. Как заметил один из участников группы «Anacondaz», «каждый рэпер хочет быть рок-звездой, но ни одна рок-звезда не хочет быть рэпером». Kurt92 пошел в этом плане куда дальше своих современников – назвался именем своего вероятного творческого ориентира – и зарядил рока!

Да еще как зарядил. Хорроркор? Пожалуйста! Экстрим-вокал? Получите – распишитесь! Крикливая агрессивная читка, напоминающая творчество Фараона и Dead Dynasty времен альбома «Phosphor»? Конечно! Нельзя же забывать и о рэпе.

Стиль исполнения может быть каким угодно. Вопрос в том, насколько старательно артист подходит к написанию материала и как относится к собственному творчеству. У Kurt92 проблем с этими пунктами не возникает, а значит, как минимум, поклацать мышкой, пролистывая его треки, вам стоит. Возможно, что-то зацепит. К тому же, на ловца и зверь бежит – на днях исполнитель представил новый атмосферный четырехтрековый релиз «True», несомненно заслуживающий вашего внимания.

SEVNZ

Что послушать: альбом “Пятница 13, особенно треки “Сними с себя всё” и “Сумасшедший дом”

Любитель пост-модернистских обложек синглов и альбомов Sevnz – еще один представитель уфимской сцены, возможно, знакомый вам по фитам с TVETH, а также по работам с участниками объединений «Закат 99.1» и «Sabbat Cult». Последний релиз рэпера вышел 13 октября, и он носит символическое название “Пятница 13”, которому наполнение альбома полностью соответствует.

Предыдущие релизы Sevnz, например, сборник ремиксов «Remake» звучат куда мягче, местами даже представлены танцевальные композиции. Кроме того, артист имеет на своем счету совместный релиз «ULTRAVIOLET» с исполнителем OBRAZKOBRA, о котором речь шла выше. Ознакомиться стоит со всеми тремя альбомами хотя бы потому, что каждый из них представляет разнообразное, но интересное звучание, так что почти каждый слушателей сможет найти что-то для себя в пока ещё не очень большой, но богатой на эксперименты библиотеке релизов рэпера.

Также мы составили плейлист в Apple Music с треками от самых ярких представителей Уфы.

Общество

11:52 16.07.2018

Дарья Кинзикеева, фото ГорОбзор.ру

Алишер Моргенштерн – уфимский рэпер и видеоблогер, популярность которому принес проект «Изирэп» на YouTube-канале MORGENSHTERN. В своем шоу он учил подписчиков создавать музыку в стиле популярных рэперов за считанные минуты. Сейчас его канал насчитывает более 1 млн подписчиков. В рамках благотворительной акции Алишер дал бесплатный концерт в Уфе.


- Как ощущения после концерта?

- Супер. Но немножко переоценили свои возможности. Так скажем, в конце начался полнейший ад. Пришлось ретироваться, сбежать. Кто-то даже разбрызгал перцовку. Мирно собрались попеть песенки, поделать дела. Но, а так, в целом, классно. Я не ожидал, что будет столько народу.

- Не расстроило поведение твоих фанатов?

- Этого стоило ожидать.

Это не первая твоя благотворительная акция. Что подтолкнуло или смотивировало заниматься благотворительностью?

- Помнишь свои ощущения, когда в первый раз ты поучаствовал в благотворительной акции?

- Где-то в области сердца тепло стало. Очень приятно чувствовать, что ты хотя бы какой-то вклад привносишь в общество, что ты полезный, это классно. Просто нравится. Обидно, что кто-то может позволить себе все, а кто-то не может. Ведь не виноваты люди в том, что, например, без родителей. Поэтому, почему бы и нет? Делать мир лучше – это прекрасно.

Ты создатель рубрики на своём канале «Изирэп», где доказывал, что создавать треки в стиле «новой школы» легко. Затем ты выпустил альбом в той же стилистике, за что тебя критиковали. Как ты относишься к такой критике?

- Я этот альбом написал дней за 5. Музыку делать не сложно. Сейчас особенно. Когда все есть в компьютере. Ничего в этом страшного нет. Это раньше, конечно, да – студии, аналоговые аппараты, ленты, нужно было сильно запариваться. Нет, сейчас каждый при желании может дома, с бюджетом в тысячу рублей, сделать себе альбом. Это же прекрасно.


- Не считаешь, что ты стал тем, кого критиковал?

Я и не критиковал-то особо никогда. Музыку делать легко? Легко. И мне делать ее легко.

- Ты сообщил своим подписчикам, что «Изирэпа» больше не будет. Почему? Пришлось бы делать видео про себя?

- Да не хочу просто. Желания нет. Это было весело делать, очень классный проект, отбабахали сезончик да и хватит. Нужно двигаться дальше. Не на одном же формате сидеть всю жизнь.

- Ты помнишь тот момент, когда ты стал известным? Я так понимаю, по Уфе спокойно ты пройтись уже не можешь.

- Да вообще по России сложно передвигаться. На самом деле, нет, не помню такого момента. Мы давно уже с ребятами занимаемся, у нас сначала был проект «ММД», там уже какая-то узнаваемость была, локальная. А такого, чтоб проснуться известным, нет, все постепенно набиралось.

- Я не думаю, что все, что сейчас есть, это благодаря диссу. Отчасти, конечно, да. Но ничего плохо я в этом не вижу.

- На какой стадии находится ваш конфликт или он исчерпан?

- Да нет никакого конфликта. Я могу рассказать, как эта идея мне пришла. Я часто летал в то время, я боюсь летать. И я обычно курил перед самолетом, чтоб спокойно летать. Но тогда трава закончилась, и я решил напиться, а давно не пил уже. И вот напился я и проснулось во мне какое-то мужицкое быдлянство, такое «хочу, блин, на кого-нибудь дисс накатать». Кто же меня бесит? И вспомнил, вот этот парень меня бесит. И все, в самолете написал текст, прилетел домой, сделал музычку.

- Твоя строчка из дисса: «К черту стариков». Чем тебе не нравится русский YouTube ? Что уже, на твой взгляд, пережиток прошлого?

- Русский YouTube… Это ужасная помойка. Особенно сейчас, когда туда приходит и засело государство, началась пропаганда. YouTube – очень страшная вещь, на самом деле. Потому что многие, так скажем, лидеры мнений этим пользуются и за большие деньги втирают своей аудитории такие неприятные вещи, что не хочется как-то ассоциироваться с блогерами.

- Как ты сам себя позиционируешь? Музыкант?

- Нет, я человек (смеется) . Я не считаю себя ни блогером, ни музыкантом, ни рэпером. Мне просто хочется, чтобы я мог делать то, что мне нравится и за счет этого жить. Захотел – снял клип, захотел – видосик смешной, захотел – песенку, а завтра, может, захочу картину нарисовать или машины тюнинговать буду, не знаю.

- Твоя семья переехала в Испанию. Что сподвигло на такой шаг? С какими целями вернулся в Уфу?

- Я не буду говорить, что сподвигло мою семью, а я в Уфе… работаем, делаем дела. Я не хочу жить в Испании. Мне нравится жить в России.

- У тебя был конфликт с Кизару, который живет в Барселоне. Будет встреча? Тебе есть, что ему сказать?

- Я бы с радостью, но он меня из «черного списка» не вытаскивает, не знаю, как с ним связаться. Мне интересно узнать, на самом деле он в жизни такой, как себя позиционирует в Instagram-эфирах или все-таки это образ. Я его обожаю, вот серьезно. С радостью с ним бы встретился


- Какие дальнейшие творческие планы? Чем планируешь заниматься: музыкой или блогингом?

- Как ты сейчас оцениваешь музыкальный потенциал Уфы?

- Прекрасно. Если с точки зрения обучения, то музыкальное образование отвратительное у нас. К примеру, я пошел на учителя музыки, потому что там вторая профессия была звукорежиссер. Пришел я на первое занятие по звукорежиссуре, и там работают в программах двухтысячных годов, им по 20 лет уже, на ужасно старой аппаратуре. Я понимаю, денег нет, но мы держимся. Музыкальное образование в Уфе ужасное. Но у нас очень много самобытных талантов. Не знаю, с чем это связано, но Уфа – это концентрация, Атланта.

- Ты заявил, что отношения мешают тебе работать. Не изменил своё мнение?

- Нет, не поменял. Я, наверное, слишком маленький еще для этого.

- Одна из твоих визитных карточек - дреды. Сбривать не собираешься?

- Да, на самом деле думаю об этом. Мне нравятся длинные волосы. У меня кучеряшки были, а с ними ой как сложно. Дреды – классная штука. Один раз в неделю помыл, расчесываться не надо.

Дорогие читатели! Приглашаем Вас присоединиться к обсуждению новости в наших группах в социальных сетях -

В 2013-году, осенью, в сеть залили первый выпуск «Versus», и тогда началась повальная мода на offline баттлы. В Уфе, примерно в это же время, открывается первый офлайн «Rhymes battle», организатором которого был Ярик МКМ, они провели несколько встреч. Потом в декабре 13-го года, мы заморочились, связались с хозяевами франшизы «Slovo», и выкупили её, чтобы запустить площадку в Уфе.

- Много артистов сейчас выступает на баттлах?

Именно выступающих артистов у нас в городе очень мало. И по сути для них мы и делали всю эту тему.

- Пользовалось ли уфимское «Slovo» коммерческим успехом и популярностью у зрителей?

Коммерческим успехом не пользовалось. Мы провели два сезона в Уфе, и полностью эти два сезона оплачивали из своего кармана. Деньги, которые были выручены от продажи билетов со входа, уходили на оплату аренды, ведущего, оператора, команды, которая занималась монтажом - это во втором сезоне. В первом сезоне монтаж мы делали сами, полностью всё hand-made; весь сезон с товарищем этим занимались. Второй сезон был популярнее, соответственно, народу приходило чуть больше, но опять же суммы были смешные. То есть, всё это было на голом энтузиазме, не было такой нашей площадки, где малочисленные любители баттлов, могли встретиться, потусить, обсудить что-то новое. Был небольшой приток новеньких, которые влились в эту тему, но немного. Для узкой прослойки людей всё это делалось.

- А почему сейчас про вас не слышно?

Сейчас не слышно про «Slovo Уфа», потому что Уфа - это такой своеобразный город, где любят современную рэп-тусу именно в музыкальном, концертном плане. У нас есть яркие представители новой волны хип-хопа, молодые ребята из DOPECLVD, JEEMBO, делающие очень современную музыку. У них значительно больше фанатов.

«Slovo Уфа» просто не выдержало конкуренцию, и у нас не получилось запустить третий сезон. Как площадка, она не стала интересной для малолетних модников. Мы подумали, что слишком старые для всего этого, выгоды нету, уходит очень много сил. Мы пытались подтянуть ребят, чтобы они занимались «Slovo» помимо нас, а мы бы просто руководили этим, показали бы, что да как, а после полностью отдали им всю франшизу. Они сначала загорелись этим, но потом передумали.

Справка

Рэп-баттл - состязание двух исполнителей в жанре рэп, хип-хоп, суть которого состоит в унижении оппонента при помощи специального рифмосложения.

Фристайл - с англ. свободный стиль.

Оксимирон (OXXXYMIRON, настоящее имя - Мирон Федоров) - русскоязычный артист, фристайл, хип-хоп и грайм исполнитель, исполнительный директор букинг-агентства Booking Machine, выпускник Оксфордского университета.

Гнойный (Слава КПСС, Валентин Дядька, Соня Мармеладова, Бутер Бродский, настоящее имя - Вячеслав Машнов), - участник всероссийских рэп-баттлов, хип-хоп артист, отличающийся резкими и сатирическими выступлениями.

« Девушки раскачивали нашу маршрутку, не давая ей тронуться»

Роман Ефимов (Cпектр), популярный уфимский рэп-исполнитель, неоднократный участник уфимских рэп-фестивалей. Автор сольных песен. Один из лучших фристайлеров города. МС. Гастролирует по республике и за ее пределами.

- Расскажи об истории развития рэпа в Уфе.

Пожалуй, стоит начать с самого пика популярности именно концертной рэп-индустрии Уфы. С 2008 года начали проходить фестивали «Двойной удар», «Жара» и многие другие. В клубы приходило больше народа, чем они вмещали. Фишка была в том, что все участники продавали определенное количество билетов - это было своеобразным правилом участия. Сейчас не на каждом концерте рэп-звезды в Уфе соберется полторы тысячи человек. Обычно на фестивале участвовало около 15 команд и венчался концерт выступлением хедлайнера, в разное время были Баста, Ак-47, Триада, ST. Многим командам участие на подобных мероприятиях дало мощный творческий импульс для дальнейшего развития.

- Ныне популярен формат баттлов на площадках SLOVO, Versus. А как раньше все было?

В тот период формат баттлов был немного другим. Это сейчас множество интернет-баттлов, где в определенный срок нужно записать песню на заданную тему. Раньше такое котировалось на "сходках" и в различных тусах. Прогресс американцев в этом деле дошёл до нас позже. Но на каждом фестивале фристайл был представлен скорее как конкурс за различные призы, а не отдельное явление. Также баттлом решались трудности при выявлении победителя.

- А были ли какие-то неофициальные встречи?

В кинотеатре «Родина» поначалу были встречи организаторов “Двойного Удара” с исполнителями для решения финансовых вопросов: кто сколько билетов продал, афиш распространил. Но со временем и другие организаторы начали пользоваться этой локацией. Приехав туда в любое время, можно было встретить кого-нибудь из знакомых, в итоге это место на несколько лет стало площадкой для неофициальных рэп-сходок. Баттлились, читали рэп, веселились. Тут нельзя обойти стороной «Драму», -площадь с фонтаном около Русского драматического театра. Тогда это было место для тусовки абсолютно различных субкультур, чего там только не было… И кого там только не было, даже будущие звезды, теперь уже всероссийского масштаба, например, Сергей Пицца, бывший участник «Via Chappa», часто здесь бывал.

- А была ли у уфимского рэпа какая-то своя особенность?

В своё время была группа Ике Юз, которая выступала на башкирском языке и их концерт сопровождался живой инструментальной музыкой. И несмотря на то, что я не большой любитель башкирской музыки, их выступления понравились и запомнились мне надолго. Нельзя не упомянуть про такого исполнителя как MC Baga. Он родом из Тагила, но проживал тогда в Раевке и был частым участником хип-хоп фестивалей. Благодаря ему многие исполнители начали ездить выступать по городам республики и за её пределы. Со временем собрался прочный коллектив: Baga и INFO, Высоцкий, Спектр Рома, собственно, я. Один раз был случай, когда нас так не хотели отпускать из городка - девушки после концерта толпой раскачивали маршрутку не давая водителю тронуться.

- Кому-то подражали?

Все рэперы, естественно, стремились подражать американским гангстерам, поэтому на концертах часто происходили происшествия.

- Почему время фестивальной, концертной рэп-индустрии в нашем городе сошло на нет?

Вот так бывает, время прошло, поколение выросло, кто на кассетах перематывал карандашом Децла, Многоточие, Касту. У всех работы, семьи. Сейчас рэперская тема в основном ушла в интернет, и концертная деятельность продвигается только у известных рэп-артистов.

Известный МС и хип-хоп исполнитель VIS KID , победитель всероссийского хип-хоп-фестиваля KFC Battle. Выступал с L"one и другими победителями баттла в Москве . Востребованный МС в Уфе.

- Как пришел в хип-хоп?

Пришел в тему как и большинство игроков того времени: рисовал граффити, танцевал брейк и в итоге пришел к речитативу. Если по достижениям за последнее время, то это скорее не достижения, а этапы, которые должны быть на пути становления.

Ну ты скромничаешь, я знаю о твоём совместном выступлении с известным российским рэппером L’one и у тебя гастроли по всей стране!

Да, с Левой мы выступали в Москве на финале одного из российских фестивалей и там же записали совместный лонгмикс. Первый раз познакомились и выступали с ним в рамках местного фестиваля ещё в 2008 году, когда L’one был в составе Phlatline. Вообще, на сцене пересекался много с кем за свой творческий путь, но опять же не считаю это высшим достижением.

Отметим, что в настоящее время в отечественном хип-хопе популярны уфимские артисты. Среди самых известных исполнителей - группировка «DOPECLVB» - музыкальное объединение молодых исполнителей из Уфы, в котором состоят i61, GLEBASTA SPAL и Basic Boy. Артисты данного коллектива не ограничивают себя жанровыми рамками и играют в так называемом стиле "клауд-рэп" (направление рэп-музыки, отличительными особенностями которого являются медленные биты, бессловесные вокальные семплы, в которых певцы гармонизируют, либо тянут длинные ноты, чтобы произвести эффект величественности). Парни уже работали с такими исполнителями, как: PHARAOH, Jeembo, Yung Trappa, Boulevard Depo. Killah TVETH.

Thomas MRAZ , настоящее имя Алмас Гатауллин. Творчество Томаса идеально подходит для создания EDM композиций (Electronic Dance Music – электронная танцевальная музыка). Звучание его магической музыки создает эффект полного отвлечения от смысла текста. Выступает на лейбле Оксимирона Booking Maсhine.