В м гаршин биография кратко. Краткая биография: Гаршин Всеволод Михайлович

Всеволод Михайлович Гаршин; Российская империя, Екатеринославская губерния, Бахмутский уезде; 14.02.1855-24.03.1888

Всеволод Гаршин оставил заметный след в русской литературе, как мастер психологического рассказа. Первый детский фильм с СССР был снят по мотивам рассказа Гаршина «Сигнал». Также несколько раз была экранизирована сказка Гаршина «Лягушка — путешественница».

Биография Гаршина

Писатель появился на свет 14 февраля 1855 года в уезде Екатеринославской губернии, третьим ребенком в семье. Отец Всеволода был военным, а мать домохозяйкой, хотя она была очень образованной женщиной. Воспитание матери сильно повлияло на становление личности будущего писателя, заложило любовь к литературе. Когда писателю было три года, его отец купил дом в Харьковской губернии, куда в скором времени переехала все семья. Гаршин сказки читать полюбил еще во младенчестве, ведь читать он научился всего в четыре года. Его учителем был П. Завадский, с которым в январе 1860 года сбежала мать писателя. Михаил Гаршин обратился в полицию, и беглецов поймали. Впоследствии Завадский оказался известным революционным деятелем. Затем мать Гаршина уехала в Петербург, чтобы иметь возможность навещать возлюбленного. Эта семейная драма оказала большое влияние на маленького Всеволода, мальчик стал нервным и тревожным. Он жил с отцом, и семья часто переезжала.

В 1864, когда Гаршину исполнилось девять, мать забрала его к себе в Петербург и отдала учиться в гимназию. Писатель с теплотой вспоминал годы, проведенные в гимназии. Из-за плохой успеваемости и частых болезней он вместо положенных семи лет, учился десять. Всеволода интересовала только литература и естественные науки, а математику он не любил. В гимназии он принимал участие в литературном кружке, где Гаршина рассказы пользовались популярностью.

В 1874 году Гаршин стал студентом Горного института, через некоторое время в газете «Молва» был напечатан его первый сатирический очерк. Когда писатель был на третьем курсе, Турция объявила войну России, и в тот же день Гаршин отправился на войну добровольцем. Он считал безнравственным отсиживаться в тылу, пока русские военные гибли на поле боя. В одном из первых сражений Всеволод был ранен в ногу, в дальнейших военных действиях автор не принимал участия. Вернувшись в Петербург, писатель с головой погрузился в литературу, произведения Гаршина достаточно быстро набирали популярность. Война сильно повлияла на мироощущение и творчество писателя. В его рассказах часто поднимается тема войны, персонажи наделены крайне противоречивыми чувствами, сюжеты полны драматизма. Первый рассказ о войне «Четыре дня» наполнен личными впечатлениями писателя. Например, сборник «Рассказы», вызвал большое количество споров и неодобрения. Также Гаршин писал детские рассказы и сказки. Почти все сказки Гаршина полны тоски и трагизма, за что автора много раз упрекали критики.

После казни Молодецкого, который совершил покушение на графа Лорис-Меликова в феврале 1880 года, подростковый психический недуг писателя обострился, из-за этого Гаршину пришлось провести полтора года в харьковской психиатрической лечебнице. В 1882 году по приглашению Всеволод работал и жил Спасском-Лутовинове, а также трудился в издательстве «Посредник» и считал этот период жизни самым счастливым. Были выпущены сборники, в которые входили новеллы, очерки и краткие сказки Гаршина. В это время он пишет рассказ «Красный цветок», на который помимо литературных критиков, обратил внимание известный врач-психиатр Сикорский. В рассказе, по мнению врача, сделано правдивое описание душевного расстройства в художественной форме. Гаршин в скором времени вернулся в Петербург, где в 1883 году женился на Н. Золотиловой. В это время писатель писал мало, но все произведения издавались и были очень популярны.

Желая иметь дополнительный нелитературный заработок, автор устроился секретарем в канцелярии Съезда железных дорог. В конце 1880-х в семье Всеволода начались ссоры, и писатель неожиданно решил уехать на Кавказ. Но его поездка не состоялась. Биография Гаршина трагична, 19 марта в 1888 году известный русский прозаик Всеволод Гаршин покончил жизнь самоубийством, бросившись в пролет лестницы. После падения автор впал в кому и спустя 5 дней скончался.

  • Заметки о художественных выставках
  • Новая картина Семирадского «Светочи христианства»
  • Подлинная история Энского земского собрания
  • Гаршин Всеволод Михайлович

    Гаршин Всеволод Михайлович (1855 – 1888), прозаик, искусствовед, критик.

    Родился 2 февраля (14 н. с.) в имении Приятная Долина Екатеринославской губернии в офицерской семье. Мать Гаршина, “типичная шестидесятница”, интересовавшаяся литературой и политикой, свободно владевшая немецким и французским языком, оказала огромное влияние на сына. Воспитателем Гаршина был и П. Завадовский, деятель революционного движения 1960-х. К нему впоследствии уйдет мать Гаршина и будет сопровождать его в ссылку. Эта семейная драма отразилась на здоровье и мироощущении Гаршина.

    Учился в гимназии (1864 – 1874), где начал писать, подражая то “Илиаде”, то “Запискам охотника” И. Тургенева. В эти годы увлекался естественными науками, чему способствовала дружба с А. Гердом, талантливым педагогом и популяризатором естествознания. По его совету Гаршин поступает в Горный институт, однако с интересом слушал только лекции Д. Менделеева.

    В 1876 начал печататься – очерк “Подлинная история Энского земского собрания” написан в сатирическом духе. Сблизившись с молодыми художниками-передвижниками, написал ряд статей о живописи, представленной на художественных выставках. С началом русско-турецкой войны Гаршин отправляется добровольцем в действующую армию, участвует в болгарском походе, впечатления от которого легли в основу рассказов “Четыре дня” (1877), “Очень коротенький роман” (1878), “Трус” (1879) и др. В бою при Аясларе был ранен, лечился в госпитале, затем был отправлен домой. Получив годовой отпуск, Гаршин едет в Петербург с намерением заняться литературной деятельностью. Через полгода был произведен в офицеры, по окончании войны уволен в запас (1878).

    В сентябре становится вольнослушателем историко-филологического факультета Петербургского университета.

    В 1879 были написаны рассказы “Встреча” и “Художники”, ставящие проблему выбора пути для интеллигенции (путь обогащения или полный лишений путь служения народу).

    “Революционный” террор конца 1870-х Гаршин не принимал, события, связанные с этим, воспринимал очень остро. Ему становилось все очевиднее несостоятельность народнических методов революционной борьбы. В рассказе “ ” было выражено трагическое мироощущение этого поколения.

    В начале 1870-х Гаршин заболел психическим расстройством. В 1880 после неудачной попытки вступиться за революционера Млодецкого и последовавшей казнью, которая потрясла писателя, его болезнь обостряется, и около двух лет он находился в психиатрической лечебнице. Только в мае 1882 возвращается в Петербург, восстановив душевное равновесие. Публикует очерк “Петербургские письма”, содержащий глубокие размышления о Петербурге как “духовной родине” русской интеллигенции. Поступает на гражданскую службу. В 1883 женится на

    Н. Золотиловой, работавшей врачом. Считает этот период самым счастливым в жизни. Пишет лучший свой рассказ “Красный цветок”. Но в 1887 наступает очередная тяжелая депрессия: он вынужден оставить службу, начались семейные ссоры между женой и матерью – все это привело к трагическому исходу. Гаршин покончил собой 5 апреля 1888. Похоронен в Петербурге.

    Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

    История жизни
    «Каждая буква стоила мне капли крови»

    Всеволод Михайлович Гаршин родился 2 февраля 1855 года в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии, в небогатой дворянской семье. Отец его был офицером кирасирского полка. В их доме нередко собирались его сослуживцы, принимавшие участие в недавно завершившейся Крымской войне, так что мальчик рос под впечатлением их рассказов о героической обороне Севастополя.
    Воспитывал юного Гаршина П.В. Завадский, который был членом тайного общества, поддерживавшего связи с Герценом. Будущий писатель рос под влиянием передовых демократических идей. Даже чтению он обучался по одной из книжек «Современника». В своей биографии Гаршин отметил, что в возрасте 8 лет уже читал роман Н.Г. Чернышевского «Что делать».
    В 1864 году Гаршин поступил в одну из петербургских реальных гимназий. Он много читал, интересовался социальными проблемами. Мальчик часами наблюдал за природой, растениями и животными. Интерес к естествознанию он пронес через всю жизнь. Современники, которые общались с Гаршиным-гимназистом, отзывались о нем как о любознательном и вдумчивом юноше, который очень рано начал испытывать смутные стремления к борьбе с «мировым злом». Один из товарищей Гаршина по гимназии впоследствии писал по этому поводу «Нередко бывало, что этот веселый на вид, беззаботный гимназист вдруг присмиреет, смолкнет, будто недоволен собой и окружающим, будто горько ему, что кругом недостаточно умного и хорошего. Иногда при этом с уст его срывались замечания о том, что необходимо бороться со злом, и высказывались подчас очень странные взгляды, как устроить счастье всего человечества».
    Тягостное впечатление, что оказывала на Гаршина общественная жизнь того времени, нередко приводило к обострению душевной болезни, которой он был подвержен с раннего возраста. Ее приступы возникали нечасто. В обычном состоянии Всеволод Михайлович был жизнерадостным и целеустремленным молодым человеком.
    В 1874 году Гаршин окончил гимназию. Мечте о поступлении в университет осуществиться было не суждено, потому что выпускников реальных гимназий туда не принимали. Поэтому Всеволод Михайлович решил поступить в Горный институт, хотя особого рвения к овладению инженерным мастерством никогда не испытывал.
    Обучение в институте было прервано в апреле 1877 года, когда началась война с Турцией за освобождение балканских славян. День объявления Россией войны Турции Гаршин встретил так «12 апреля 1877 года я с товарищем (Афанасьевым) готовился к экзамену по химии. Принесли манифест о войне. Наши записки остались открытыми. Мы подали прошение об увольнении и уехали в Кишинев, где поступили рядовыми в 138-й Болховский полк и через день выступили в поход...» Позже описанию этого похода Гаршин посвятит рассказ «Из воспоминаний рядового Иванова».
    О своем решении пойти добровольцем в действующую армию Всеволод написал матери «Я не могу прятаться за стенами заведения, когда мои сверстники лбы и груди подставляют под пули. Благословите меня». В ответ он получил короткую телеграмму «С Богом, милый».
    11 августа Гаршин получил ранение в бою при Аясларе (Болгария). В реляции о нем говорилось, что он «примером личной храбрости увлек вперед товарищей в атаку, во время чего и был ранен в ногу». Тогда же, находясь на лечении в военном госпитале, он написал свой первый рассказ «Четыре дня», который был расценен критиками и современниками как блестящий писательский дебют. Это небольшое произведение ставили в один ряд с такими выдающимися творениями, как «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого и батальные картины В. Верещагина. В мае 1878 года, по окончании войны, Гаршина произвели в офицеры, но меньше чем через год он вышел в отставку по состоянию здоровья и полностью посвятил себя литературному творчеству.
    Произведения Гаршина начали публиковаться еще в те годы, когда он был студентом. В 1876 году был издан его первый газетный очерк «Подлинная история энского земского собрания». В нем Гаршин обратился к таким острым социальным проблемам своего времени, как голод в деревне и полное равнодушие к положению народа земских властей. Эта сатира на земские учреждения появилась как раз в то время, когда земство считалось основой народного самоуправления и рассматривалось как одно из важнейших достижений эпохи «великих реформ».
    Скептическое отношение Гаршина к реформам шло вразрез с общественным мнением. Показательным в этом смысле является стихотворение, написанное Всеволодом Михайловичем 19 февраля 1876 года к 15-летию отмены крепостного права, в котором поэт говорит о том, что падение «ржавых оков» крепостничества ничуть не облегчило положения крестьянства

    «…Бесстыдная толпа
    Не дремлет; скоро вьются сети
    Опутано израненное тело,
    И прежние мученья начались!..»

    В 1877 году в «Отечественных записках» был опубликован рассказ «Четыре дня». В нем отразилось отношение самого Гаршина к войне, которая, по мнению автора, противоестественна и враждебна человеку. Однако, несмотря на то, что герой рассказа не в состоянии объяснить, для чего люди ведут войны и убивают друг друга, он снова и снова идет в бой, повинуясь долгу, естественному чувству справедливости.
    В рассказе «Трус», написанном в 1879 году, в качестве главного героя вновь предстает человек, потрясенный осознанием неисчислимых страданий, которые приносит людям война. Рассказ начинается словами «Война решительно не дает мне покоя». Гаршин вложил в уста героя и свое собственное мнение. Он также не может смириться с законностью сознательно организованного кровопролития. «Я не рассуждаю о войне, - пишет он, - и отношусь к ней непосредственным чувством, возмущаемым массою пролитой крови». Тем не менее, неприятие войны не стало для героя поводом для уклонения от участия в ней, которое он счел бы для себя бесчестьем.
    Особый, присущий только Гаршину тон повествования и в наши дни придает его произведениям чрезвычайно современное звучание. Всеволод Михайлович одним из первых постиг философию войны. Вот как он описывает движение армии к месту будущих сражений в своем последнем военном рассказе «Из воспоминаний рядового Иванова» «Мы обходили кладбище, оставляя его вправо. И казалось мне, что оно смотрит на нас сквозь туман в недоразумении. «Зачем идти вам, тысячам, за тысячи верст умирать на чужих полях, когда можно умереть и здесь, умереть покойно и лечь под моими деревянными крестами и каменными плитами.. Останьтесь!»
    Но мы не остались. Нас влекла неведомая тайная сила нет силы большей в человеческой жизни. Каждый отдельно ушел бы домой, но вся масса шла, повинуясь не дисциплине, не сознанию правоты дела, не чувству ненависти к неизвестному врагу, не страху наказания, а тому неведомому и бессознательному, что долго еще будет водить человечество на кровавую бойню - самую крупную причину всевозможных людских бед и страданий...»
    В том же рассказе Гаршин дает описание боя, в котором, как бы забегая вперед, опровергает обвинение русской армии в мифической кровожадности, неоднократно звучавшее во время войны в Чечне «Говорят, что нет никого, кто бы не боялся в бою; всякий нехвастливый и прямой человек на вопрос, страшно ли ему, ответит страшно. Но не было того физического страха, какой овладевает человеком ночью, в глухом переулке, при встрече с грабителем; было полное, ясное сознание неизбежности и близости смерти. И - дико и странно звучат эти слова - это сознание не останавливало людей, не заставляло их думать о бегстве, а вело вперед. Не проснулись кровожадные инстинкты, не хотелось идти вперед, чтобы убить кого-нибудь, но было неотвратимое побуждение идти вперед во что бы то ни стало, и мысль о том, что нужно делать во время боя, не выразилась бы словами нужно убить, а скорее нужно умереть».
    В произведениях, посвященных мирной жизни, Гаршин, так же как и в военной прозе, выступает мастером социально-психологического рассказа. Его герой - «смирный, добродушный молодой человек, знавший до сих пор только свои книги, да аудиторию, да семью, думавший через год-два начать иную работу, труд любви и правды» - внезапно сталкивается с каким-либо вопиющим фактом, исполненным глубокого трагизма и круто изменяющим его отношение к жизни. Подобное столкновение приводит к тяжелому нравственному кризису, который разрешается либо погружением «туда, в это горе», как происходит в рассказе «Художники», либо самоубийством главного героя, не справившегося с душевным разладом («Происшествие»). Обычно именно по такой схеме развивается действие в произведениях Гаршина.
    Писатель рассматривает социальные противоречия в их будничном обличье, однако будничное в его рассказах перестает быть таковым и приобретает характер давящего кошмара. Для того чтобы увидеть скрытые от обычного взгляда трагедии будней, необходимо пережить внезапное душевное потрясение, которое выводит человека из пассивного участия в повседневном зле. Столкнувшись с фактом несправедливости или неправды, герой гаршинских рассказов начинает размышлять о своем положении и мучительно искать выход из создавшейся ситуации. Нередко эти размышления приводят к трагической развязке.
    Для писателя не существовало единичных выражений жизненной неправды, в каждом конкретном образе он видел «всю невинно пролитую кровь, все слезы, всю желчь человечества». Поэтому, наряду с психологическими рассказами, Всеволод Михайлович обращался к жанру аллегорической сказки. К числу бесспорных его шедевров относится рассказ «Красный цветок», объединивший в себе черты этих двух жанров. Показывая социальное зло во всей его наготе, Гаршин, так же как и многие его современники, стремится пробудить в читателе напряженную работу мысли, «убить его спокойствие», растревожить его совесть, заставить восстать против зла и несправедливости жестокого мира людей.
    Профессор Сикорский, известный в XIX веке психиатр, считал, что в рассказе «Красный цветок», действие которого происходит в психиатрической лечебнице, Гаршин дал классическое изображение душевной болезни. К сожалению, многие эпизоды этого рассказа носили автобиографический характер. Главный его герой, бедный безумец, увидел в больничном саду три красных цветка и, вообразив, что в них заключено все мировое зло, уничтожил их ценою собственной жизни.
    Гаршин закончил свой рассказ словами «Утром его нашли мертвым. Лицо его было спокойно и светло; истощенные черты с тонкими губами и глубоко впавшими закрытыми глазами выражали какое-то горделивое счастье. Когда его клали на носилки, попробовали разжать руку и вынуть красный цветок. Но рука закоченела, и он унес свой трофей в могилу».
    Многие критики писали, что Гаршин изобразил борьбу не со злом, а с иллюзией или метафорой зла, показав героическое безумие своего персонажа. Однако в противовес тем, кто строит иллюзии, что он властитель мира, имеющий право вершить чужие судьбы, герой рассказа погиб с верой в то, что зло можно победить. К этой категории относился и сам Гаршин. Об этом свидетельствуют, может быть в чем-то по-детски наивные, сказки писателя «Attalea princeps», «То, чего не было», «Сказка о жабе и розе» и, конечно же, последнее написанное им литературное произведение - «Лягушка-путешественница».
    В середине 1880-х годов Гаршин переживал творческий кризис. Жанр психологического рассказа перестал удовлетворять писателя, поскольку в нем основное внимание уделялось духовной драме главного персонажа, а окружающий его внешний мир оставался в стороне. «Я чувствую, - писал Всеволод Михайлович в 1885 году, - что мне надо переучиваться сначала. Для меня прошло время страшных, отрывочных воплей, каких-то «стихов в прозе», которыми я до сих пор занимался материалу у меня довольно, и нужно изображать не свое «Я», а большой внешний мир».
    В последние годы жизни Гаршин почувствовал потребность в создании большого эпического произведения. Однако это вовсе не означало, что он собирался отказаться от своих прежних принципов. Всеволод Михайлович поставил перед собой задачу объединить изображение внутреннего мира людей, обладающих обостренным чувством ответственности за царящую в обществе неправду, с широкими бытовыми картинами «большого внешнего мира».
    У Гаршина были далеко идущие творческие планы. Он собирал исторические материалы, относящиеся ко времени Петра Великого, задумывал полуфилософский, полунаучный роман с элементами спиритизма, а также готовился к работе над романом «Люди и война». Но полностью раскрыться в новом стиле Гаршину не удалось. Его творческие искания оборвала внезапная смерть. В новой манере писатель создал лишь несколько произведений, в частности рассказы «Надежда Николаевна» и «Из воспоминаний рядового Иванова».
    В 1888 году здоровье Всеволода Михайловича резко ухудшилось. Как писал Г. Успенский, который был другом Гаршина, болезнь его «питали впечатления действительной жизни», которые были мучительными даже для здоровых людей, а для больной психики писателя оказались губительными. В своей статье «Смерть В.М. Гаршина» Г. Успенский так характеризует эти впечатления «реакционной эпохи» «Один и тот же ежедневный «слух» - и всегда мрачный и тревожный; один и тот же удар по одному и тому же больному месту, и непременно притом по больному, и непременно по такому месту, которому надобно «зажить», поправиться, отдохнуть от страдания; удар по сердцу, которое просит доброго ощущения, удар по мысли, жаждущей права жить, удар по совести, которая хочет ощущать себя… - вот что дала Гаршину жизнь, после того как он уже жгуче перестрадал ее горе».
    Все эти удары Всеволод Михайлович перенести не смог. 19 марта 1888 года, во время очередного приступа душевной болезни, находясь в состоянии тяжелой тоски, Гаршин бросился в лестничный пролет одного из мрачных петербургских домов. 24 марта писателя не стало.
    В.М. Гаршина называли «современным Гамлетом», «Гамлетом сердца». По свидетельству современников, с этим шекспировским героем писателя сближало болезненно обостренное неприятие любой несправедливости, несовершенства человеческих взаимоотношений, которое вызывало у него постоянные, почти физические муки совести и сострадания. Сам Гаршин незадолго до своей трагической кончины признавался «Хорошо или нехорошо выходило написанное - это вопрос посторонний; но что писал я в самом деле одними своими нервами и что каждая буква стоила мне капли крови, то это, право, не будет преувеличением».
    Однажды, беседуя с А.П. Чеховым, В.Г. Короленко высказал предположение, что если бы Всеволода Михайловича при жизни можно было оградить «от мучительных впечатлений нашей действительности, удалить на время от литературы и политики, а главное - снять с усталой души то сознание общественной ответственности, которое так угнетает русского человека с чуткой совестью...», то больная душа его могла бы обрести успокоение. Но Антон Павлович на это замечание ответил «Нет, это дело непоправимое раздвинулись какие-то молекулярные частицы в мозгу, и уж ничем их не сдвинешь...»
    В том и заключается драматизм ситуации, что в собственном творчестве Гаршин стремился всеми силами доброго и ранимого сердца, «одними своими нервами» связать распавшиеся «молекулярные частицы» мира, в котором он жил. Можно утверждать с абсолютной уверенностью, что толчком к написанию каждого произведения было пережитое самим автором потрясение. Не волнение или огорчение, а именно потрясение, потому и каждая буква стоила писателю «капли крови». При этом Гаршин, по словам Ю. Айхенвальда, «ничего больного и беспокойного не вдохнул в свои произведения, никого не испугал, не проявил неврастении в себе, не заразил ею других...».

    Русская литература XIX века

    Всеволод Михайлович Гаршин

    Биография

    Гаршин Всеволод Михайлович - выдающийся русский прозаик. Родился 2 февраля 1855 г. в имении Приятная Долина Екатеринославской губернии (ныне Донецкая область, Украина) в дворянской офицерской семье. Пятилетним ребенком Гаршин пережил семейную драму, сказавшуюся на его здоровье и в значительной степени повлиявшую на мироощущение и характер. Его мать влюбилась в воспитателя старших детей П. В. Завадского, организатора тайного политического общества, и бросила семью. Отец пожаловался в полицию, Завадского арестовали и сослали в Петрозаводск. Мать переехала в Петербург, чтобы навещать ссыльного. Ребенок стал предметом острого раздора между родителями. До 1864 г. он жил с отцом, затем мать забрала его в Петербург и отдала в гимназию. В 1874 году Гаршин поступил в Горный институт. Но литература и искусство интересовали его больше, чем наука. Он начинает печатать, пишет очерки и искусствоведческие статьи. В 1877 году Россия объявила войну Турции; Гаршин в первый же день записывается добровольцем в действующую армию. В одном из первых своих сражений он увлек полк в атаку и был ранен в ногу. Рана оказалась неопасной, но в дальнейших военных действиях Гаршин участия уже не принимал. Произведенный в офицеры, он вскоре вышел в отставку, недолго пробыл вольнослушателем филологического факультета Петербургского университета, а затем всецело отдался литературной деятельности. Гаршин быстро приобрел известность, особенной популярностью пользовались рассказы, в которых отразились его военные впечатления, - «Четыре дня», «Трус», «Из воспоминаний рядового Иванова». В начале 80-х гг. обострился психический недуг писателя (это была наследственная болезнь, и проявлялась она, когда Гаршин был еще подростком); обострение во многом было вызвано казнью революционера Млодецкого, за которого Гаршин пытался вступиться перед властями. Около двух лет он провел в харьковской психиатрической лечебнице. В 1883 писатель женится на Н. М. Золотиловой, слушательнице женских медицинских курсов. В эти годы, которые Гаршин считал самыми счастливыми в своей жизни, создан лучший его рассказ - «Красный цветок». В 1887 г. выходит последнее произведение - детская сказка «Лягушка - путешественница». Но очень скоро наступает очередная тяжелая депрессия. 24 марта 1888 г. во время одного из припадков Всеволод Михайлович Гаршин кончает с собой - он бросается в лестничный пролет. Похоронен писатель в Петербурге.

    Гаршин Всеволод Михайлович остался в памяти русской прозы. На свет он появился 2 февраля 1855 г. на территории Екатеринославской губернии, в имении Приятная Долина (сейчас Донецкая область, Украина) в семье офицера при дворе. В возрасте пяти лет он впервые испытал неведомые чувства, которые впоследствии нанесут урон его здоровью, и окажут влияние на характер и мировоззрение.

    Воспитателем старших детей на тот момент был П.В. Завадский, он же главарь подпольного политического общества. В него влюбляется мать Всеволода и уходит из семьи. Отец же, в свою очередь, обращается за помощью в полицию, и Завадский оказывается в ссылке в Петрозаводске. Чтобы быть поближе к любимому, мать переезжает в Петрозаводск. Но поделить ребенка родителям сложно. До девятилетнего возраста маленький Всеволод жил с отцом, но при переезде мать забирает его в Петербург и отдает учиться в гимназию.

    После окончания гимназии в 1874 г. Гаршин становится студентом Горного института. Но наука на втором плане, на первый план выходит искусство и литература. Путь в литературу начинается с коротких очерков и статей. Когда в 1877 году Россия открывает войну с Турцией, Гаршин изъявляет желание воевать, и тут же идет в ряды добровольцев. Скорое ранение в ногу поставило крест на дальнейшем участии в боевых действиях.

    Офицер Гаршин вскоре уходит в отставку, на короткое время став слушателем филологического факультета при университете в Петербурге. 80-е начались обострением наследственной психической болезни, первые проявление которой начались в отрочестве. Причиной тому во многом послужила казнь революционера Молодецкого, которого яростно защищал Гаршин перед властями. Его помещают на лечение в Харьковскую психиатрическую лечебницу на два года.

    После лечения, в 1883 году, Гаршин создает семью с Н.М. Золотиловой, имеющей медицинское образование. Эти годы становятся самыми счастливыми в его жизни, и именно в эти годы выходит лучшее произведение, - рассказ «Красный цветок». Его перу принадлежат также повествования «Сигнал» и «Художники». Последним детищем, в 1887 году, стала детская сказка «Лягушка-путешественница». Но в скором времени Гаршина снова настигает тяжелое обострение. Он не в силах справиться с депрессией. 24 марта 1888 года становится последним днем в жизни прозаика, он бросился в лестничный пролет. Вечный покой Всеволод Михайлович Гаршин обрел на кладбище в Петербурге.

    ГАРШИН Всеволод Михайлович родился в семье офицера - писа­тель.

    В детстве его воспитате­лем был П. В. Завадский, участник рево­люционного кружка, связанного с Герце­ном .

    В 1864 Всеволод Михайлович был определен в реальную гимназию в Петербурге и окончил ее в 1874. В гимназические годы он много чи­тал, интересовался общественными нау­ками и естествознанием. В сту­денческие годы Гаршин сблизился с круж­ком молодых художников-передвижников и начал писать критические статьи о жи­вописи. Окончив гимна­зию, он мечтал поступить в университет или в Медицинскую академию, но воспи­танников реальных гимназий туда не при­нимали, и он поступил в Горный институт.

    В 1876 в газете «Молва» появилось первое его печатное произведение «История Энского земского собрания» - остросатирический очерк, в котором шла речь о голоде в де­ревне и о полном равнодушии земских учреждений к народным нуждам.

    Учение в институте было прервано русско-турецкой войной, начавшейся в апреле 1877. Всеволод Михайлович, увлеченный идеей помощи славянским братьям, пошел добровольцем в действующую ар­мию. 11 августа в сражении при Аясларе (Болгария) он был ранен.

    В 1877 под свежим впечатлением пережитого на войне был написан рассказ «Четыре дня» , появившийся в «Отечествен­ных записках», и сразу принес­ший известность автору. За ним последо­вали другие военные рассказы Гаршина:

    «Трус» (1879),

    «Денщик и офицер» (1880),

    «Из воспоминаний рядового Иванова» (1883).

    Герои этих рассказов, молодые люди народнического поколения, мучительно размышляют над вопросом о природе и смысле страшного и загадочного явле­ния - войны. Они ясно видят ее ужасы, остро осуждают ее противоестественность, враждебность человеку («Четыре дня»), в то же время они не могут и не хотят противиться живому чувству справедли­вости, вызывающему непреодолимое стремление разделить вместе с народом «об­щее горе, общее страдание» («Трус»). Характерно поэтому, что именно на войне герой Гаршина обретает душевное спокойствие и мир с самим собой («Из воспоминаний рядового Иванова»). Положение народа на войне, его участь, его суровая доля - это другая сторона гаршинской военной темы.

    В конце 70-х гг. Всеволод Михайлович Гаршин задумал целый цикл рассказов под общим заглавием «Люди и война» . Замысел этот не осущест­вился, частью его был упомянутый выше очерк «Денщик и офицер», в котором, как и в более позднем рассказе «Из воспоми­наний рядового Иванова», показаны быт и настроения рядовых солдат, образы которых согреты душевным сочувствием автора.

    Во многих произведениях Гаршин стал­кивает своего героя, человека уязвленной совести и тревожной мысли, с картинами повседневного, будничного зла, в кото­рых проявляется сущность всего общест­венного строя. Это - проституция, растлевающая человеческую душу («Проис­шествие» , 1878; «Надежда Николаевна» , 1885), это - эксплуатация рабочего, физи­чески убивающая человека изнурительным трудом («Художники» , 1879), это - ци­ничное буржуазное хищничество («Встре­ча» , 1879), это - гибель души, поражен­ной индивидуализмом, разобщенностью с миром («Ночь» , 1880). Столкновение с фактом вопиющей неправды потрясает гаршинского героя и порождает глубо­кий душевный кризис.

    В рассказе «Проис­шествии» , он разреша­ется самоубийством.

    В рассказе «Художники» уходом «в народ».

    В рассказе «Ночь» , нравственным переломом, отка­зом от решения покончить с собой, зарож­дением первых проблесков мысли о необ­ходимости «идти туда, в это горе, взять на свою долю часть его...». Человек, рав­нодушный к социальному злу, как, например, герой «Встречи» , для Гаршина нравствен­но мертв. Зато подлинным восхищением овеяны у писателя образы, воплощающие нача­ло активного протеста и самоотвержен­ной борьбы, даже если борьба не при­водит к победе.

    В 1880 вышла аллегори­ческая сказка «Attalea princeps» , героиня которой, мятежная пальма, раз­бивает стеклянную крышу своей темницы и гибнет под ударами топора, испытав к тому же горечь предсмертного разочаро­вания при виде того серого и унылого мира, который открылся перед ней за ре­шетками ее тюрьмы.

    В 1883 написан рассказ «Красный цветок» . Его герой - безумец, томящийся в сумасшед­шем доме,- также гибнет в призрачной борьбе со всем злом мира, но его гибель, пусть бесплодная, в глазах Гаршина возвышен­на и свята. Его болезнь полна высокого значения: в «безумии» своём. Герой Всеволода Михайловича про­видит грядущие времена, когда «распа­дутся железные решетки», когда «весь мир содрогнется, сбросит с себя ветхую оболочку и явится в новой, чудной красо­те». Такими же благородными «безумца­ми» были для писателя и его революционные современники. Он видел безрезультат­ность их борьбы и в то же время преклонял­ся перед величием их подвига. В «Крас­ном цветке» отразилась, таким образом, трагедия целого поколения.

    В 1886 написан рассказ «Сказании о гордом Агее» .

    В 1887 вышел рассказ «Сигнал» . К самоотвер­жению и героизму призывает писатель своих героев в этом рассказе.

    Наряду с рассказами Всеволод Михайлович Гаршин писал также статьи о живописи. Он был тесно связан с передвижниками и отстаивал худо­жественные принципы их тревожного, бес­покойного искусства. Недаром его самого называли передвижником в литературе.

    Герой рассказа «Художники» живописец Рябинин, обращаясь к фигуре замучен­ного рабочего, изображенного им на по­лотне, восклицает: «Ударь их в сердце, лиши их сна, стань перед их глазами при­зраком, убей их спокойствие, как ты убил мое!» В этом возгласе выражена краткая формула эстетики Гаршина и одновременно тех художников, проникновенным истолко­вателем которых он был.

    С юности Гаршин страдал психическим неду­гом; болезнь его питали нерадостные впе­чатления социальной действительности. Тягостное влияние на всю его дальнейшую жизнь оказала безрезультатная по­пытка вступиться за осужденного на смертную казнь революционера Млодецкого (1880).

    В 1888 в состоянии тяжелой тоски Гаршин Всеволод Михайлович бросился в пролет лестницы.

    В историю русской литературы Гаршин В.М. во­шел как большой мастер психологического рассказа, главной темой которого была трагедия сознания, потрясенного зрели­щем социального зла. Картины современ­ной ему жизни приобретают в его расска­зах характер широчайшего обобщения, и образы его иной раз наполняются аллего­рическим смыслом. Характерно, что «Крас­ный цветок» - это одновременно и пси­хологический рассказ, и аллегорическая сказка.

    Во многих рассказах писателя герой мучи­тельно разбирается в своем положении, наедине с собой решает вопрос о сво­ем долге и поведении. Рассказы Гаршина наполняются раздумьями над самыми больными вопросами жизни и превращаются в свое­образные трагические монологи, отражаю­щие в разной форме предчувствие неиз­бежности обновления мира.

    Творчество Всеволода Михайловича было высоко оценено и корифеями русской литературы старшего поколения (Л. Толстой, Тургенев , Сал­тыков-Щедрин , Г. Успенский) и его литературными свер­стниками (Чехов , Короленко).

    Умер - , Петербург.