Значение скульптора клыкова в военно патриотическом воспитании. Клыков Вячеслав Михайлович. Справка. Общественная и политическая работа

Уважаемый bagdasarov_lj , видимо, в пылу полемики заметил: Ещё лет 20 назад об этих «святынях» не было ни слуха, ни духа, пока не наладили их фабричное производство. Одним из первых на этом поприще славен стал скульптур Вячеслав Клыков, растиражировавший по всей земле российской свои бетонные кресты, сделанные по средневековому новгородскому шаблону. Редкая область избежала присутствия сих шедевров.

Справедливости ради надо сказать, что Поклонные кресты Клыкова все же несколько отличались от грубо сколоченных деревянных конструкций, которые сейчас растут как грибы. И клыковские кресты устанавливались они не абы где, а в памятных местах. Да и время было другое. Памятник Сергию Радонежскому, установленный Клыковым в 1987 году в городе Радонеже, исчез спустя несколько часов после открытия. Памятники императору Николаю II в Подольске и в селе Тайнинском были взорваны. Памятный крест в честь исхода врангелевской армии полгода кочевал по Крыму, пока не оказался в Керчи. В ту пору установка Поклонных крестов это была вызвана вовсе не желанием пометить территорию.

Вообще, в среде интеллигенции неоднократно приходится встречаться с подчернуто пренебрежительныи отношением к этому скульптору. Все началось, видимо, со скандала, который произошел в 2005 году в связи с установкой в Белгороде памятника киевскому князю Святославу. Автором памятника был Вячеслав Клыков. Федерация еврейских общин России выразила возмущение по поводу того, что на щите хазарского воина, которого попирает копытом конь Святослава, изображена шестиконечная звезда Давида.
Вообще-то, скульптор имел основание изобразить эту звезду, так как многие знатные хазары исповедывали иудаизм. Однако среди хазар было немало христиан и приверженцев ислама. С тем же успехом Клыков мог вылепить на щите хазарского воина крест, правда, в этом случае воя было бы еще больше, тем более что самого Святослава изобразить с крестом не было никакой возможности - он был язычником. Как бы то ни было, но памятник соответствовал исторической реальности.
Но при открытии монумента скульптор сказал о необходимости «согреть миллионы русских сердец надеждою и верою в освобождение от гнета нынешней сионистской олигархии». Понятно, что после этих слов Клыков, возглавивший к тому же обновленный «Союз русского народа», был немедленно обвинен в пещерном антисемитизме и мракобесии.
Как человек, знавший Вячеслава Михайловича не понаслышке, могу сказать, что эти обвинения не соответствовали действительности.


На первый взгляд, в голове Клыкова действительно был полный сумбур. Он, например, почти одновременно, причем практически в соседних селах Нижегородской области, поставил памятники непримиримым противникам — патриарху Никону и протопопу-старообрядцу Аввакуму. Можно, конечно, допустить, что преподобный Серафим Саровский и бог торговли Меркурий в мастерской скульптора соседствовали мирно, но унтера Жуков и адмирал Колчак вряд ли могли найти общий язык.. Чем же объясняется то, что Клыков был столь неразборчив в выборе персонажей для своих скульптур? Может быть, он просто гнался за деньгами? Нет, по заказу скульптор вылепил лишь Меркурия и по жизни был бессребреником. Секрет его предпочтений кроется в биографии.
Вячеслав Михайлович Клыков родился 19 октября 1939 года в селе Мармыжи Курской области. «У нас род был большой, — рассказывал скульптор, — а советская власть разделила его натрое. Три брата — три деда. Один был коммунист, советскую власть устанавливал — это мой родной дед. Второй — крестьянин-середняк, которого раскулачивал родной брат, а третий стал монахом Киево-Печерской лавры отцом Иоанном и позже был причислен к лику святых». Казалось бы, юному Славе Клыкову судьбой было определено идти по стопам деда, но советскую власть этот парень не жаловал, и на то у него были причины. «Председателем нашего сельсовета, — вспоминал Клыков, — была не женщина и не мужчина. Носила она комиссарскую кожанку. Волосы были подстрижены горшком. Говорила лозунгами и курила «Беломор». Наши деревенские над ней подсмеивались, но жалели — ни мужа, ни детей. Секретарем сельсовета был глухонемой. И наконец, оперуполномоченным НКВД был местный дурачок».
А как же можно считать мироедом деда-середняка, если все свидетельствовало об обратном? «С детства я видел, — рассказывал скульптор, — где хороший хозяин, там справный дом, не перекошенные окна и дверь, забор ровный, жена ухоженная, дети чистые. И в углу икона Божьей матери или Николая-чудотворца. Где хозяин плохой — там дом кривой, дети сопливые, двор грязный, жена никудышная».
Своего третьего деда-монаха Слава Клыков тоже не выбросил из памяти, внимательно изучая изображения святых на иконах сельской церкви Покрова пресвятой Богородицы. В середине 50-х годов эту церковь взорвали, и обитатели села Мармыжи дружно двинулись в город. Из 920-ти жилых домов в этом селе вскоре осталось всего 12. Уехал в Курск и Слава Клыков, окончив сначала строительный техникум, а затем педагогический институт.

Вообще биография Клыкова удивительно перекликается с биографией Шукшина, но если Шукшин поступил во ВГИК, то Клыков предпочел Суриковское училище, так как с юных лет замечательно рисовал и лепил. Позже скульптор вспоминал, как пренебрежительно к нему относились его сокурсники-москвичи, называя не иначе как «лимитой». Правда, за глаза, так как высокий и худощавый Клыков обладал недюжинной силой. Он в юности был чемпионом Курской области сначала по борьбе, а затем по боксу.
Понятно, что по окончании училища талантливый скульптор был вынужден браться за любые заказы, лишь бы прокормить семью. У него была возможность разъезжать по городам и весям и клепать памятники Ленину, а также безликие монументы памяти павших в войне, но он ею не воспользовался. В одном из интервью скульптор рассказывал: «Я памятников революционным вождям никогда в жизни не делал. Просто, наверное, Бог берег меня. Хотя за это хорошие деньги платили в советские времена, а после учебы нуждался я очень сильно. Но тем не менее никогда не польстился. Что касается памятников Ленину, то я думаю, что нельзя ставить памятники губителям, разрушителям России».

К началу 80-х годов скульптор Вячеслав Клыков был уже вполне преуспевающим деятелем культуры, лауреатом Государственной премии СССР, хотя в партию, как ни звали, он так и не вступил. Он стал широко известен благодаря скульптурному оформлению Центрального детского музыкального театра, которым в ту пору руководила Наталья Сац, фигуре Меркурия у центра международной торговли в Москве, памятникам поэтам Николаю Рубцову в Тотьме и Константину Батюшкову в Вологде. Но мало кто знал о том, что в мастерской Клыкова в Замоскворечье ждут своего часа памятники Сергию Радонежскому и Серафиму Саровскому, киевским князьям Святославу и Владимиру, императору Николаю II и многим другим людям, оставившим свой след в истории России. «Вы знаете, — объяснял позже скульптор, — как легче всего выйти из болота — по вешкам, оставленным для тебя добрыми людьми. Так и я ставлю на пути россиян образы великих предков, чтоб не сбили их с истинного пути мутные соблазны нашего времени».

Однако, устанавливая эти вешки, Клыков преодолевал упорное сопротивление властей. Несколько лет скульптор добивался того, чтобы бывшую Марфо-Мариинскую обитель передали церкви и разрешили ему установить там памятник основательнице этой обители — великой княгине Елизавете Федоровне, которую большевики убили, сбросив в шахту. Обитель, которая находится почти напротив мастерской скульптора на Большой Ордынке, не отдали, но памятник разрешили установить. В таком месте, где его не видно с улицы и куда не мог подъехать кран. Ответственные лица ожидали, что он откажется от своей затеи, но Клыков и его помощники установили многотонный гранитный памятник вручную. Сейчас в основании монумента можно увидеть трещину — это память о самоотверженности скульптора.

Были на пути Вячеслава Клыкова и другие преграды. В июле 1991 года, когда в Дивеевский монастырь крестным ходом переносились мощи Серафима Саровского, скульптор загорелся идеей ознаменовать это событие бронзовым памятником, причем установить его на том самом месте, где преподобный молился 1000 дней и ночей. Но не получилось — пришлось поначалу установить гипсовую копию, так как вся бронза в стране пошла на творения Зураба Церетели. И поклонные кресты Клыков далал из бетона тоже не от хорошей жизни. Кстати, не все знают, что замечательный бронзовый крест на могиле Игоря Талькова также установил Клыков. Я был на этой церемонии установки памятника, она прошла очень скромно и буднично, без той помпезности, кооторую так любит Церетели.

С этим придворным скульптором Клыков сталкивался не раз. В 2002 году власти Пскова задумали поставить памятник княгине Ольге. Церетели вызвался создать этот памятник и на долгое время исчез. Пришлось псковичам обратиться к Клыкову. Когда его памятник был уже сделан в бронзе, как черт из табакерки появился Церетели. Сейчас в Пскове два памятника княгине Ольге. На первом, установленном у вокзала, она вооружена мечом и прочими военными атрибутами. На втором, который находится напротив Троицкого собора и кремля, Ольга изображена в образе любящей бабушки, воспитывающей своего внука — будущего крестителя Руси князя Владимира. Какой из этих памятников принадлежит Вячеславу Клыкову, легко догадаться. К этому надо добавить, что Церетели содрал с Пскова огромные деньги, а Клыков преподнес свой памятник в дар городу.

За те 17 лет, которые были отмерены скульптору для установки его исторических вешек, Вячеслав Клыков воздвиг десятки памятников, причем не только политическим деятелям прошлого, например, Петру Столыпину, но и писателям Ивану Бунину, Федору Достоевскому и, конечно, Василию Шукшину. Предполагалось даже, что он воздвигнет в Севастополе 50-метровую статую Христа Спасителя, но этот проект так и не был реализован. Работы Клыкова вообще были исключительно добротными, хотя, как и у всякого художника, у него случались взлеты и падения. Рядом с его замечательным памятником Кириллу и Мефодию, установленным на Славянской площади в Москве, крайне невыразительно выглядит конная статуя маршала Жукова.

Впрочем, это не вина скульптора — он хотел воздвигнуть монумент в честь исторического Парада Победы, причем приземистая, неповоротливая фигура маршала Жукова должна была оттенить элегантную, атлетическую фигуру лучшего полководца второй мировой войны, командующего Парадом Победы маршала Рокоссовского, но ответственные товарищи оставили одного Жукова, вырезав из композиции даже фашистские знамена. В довершение ко всему памятник установили не на Красной площади, где проходил парад, а на Манежной.

Отношения Клыкова с правительством Москвы не сложились. На открытый конкурс монумента для Поклонной горы скульптор представил проект, которому очень многие эксперты отдавали предпочтение. В центре композиции Клыков предлагал установить высокую белую часовню-звонницу, напоминающую своими очертаниями жемчужину древнерусской архитектуры — храм Покрова на Нерли. Но вскоре конкурс прикрыли, а потом явочным порядком отдали заказ Церетели, который воздвиг на Поклонной горе безобразную мачту с трубящими амурчиками наверху.

Но это было к лучшему. В 1995 году Вячеслав Клыков установил белоснежную 50-метровую звонницу на поле под Прохоровкой, где в годы войны развернулось великое танковое сражение. На створках часовни каменная летопись истории России с древнейших времен до Парада Победы на Красной площади: двадцать четыре огромных многофигурных рельефа, насчитывающих около 130 образов. Звонница увенчана золотой державой, на которой выгравированы слова Христа: «Больше сия любве никто же имать, да кто душу положит за други своя». Но на державе была изображена уже не богиня победы с лавровым венком в руках, как это предполагалось в проекте для Поклонной горы, а фигура Богородицы. Памятник, кстати, соответствует древним российским традициям устанавливать на околицах селений вовсе не кресты, как сейчас, а часовенки с изображением святого — покровителя этого селения. Получается, что Богородица, установленная Клыковым на околице страны, покровительствует России и простирает над ней свой покров.

Умер Вячеслав Клыков 2 июня 2006 года. За месяц до смерти он дал интервью, в котором с горечью говорил: «Я не могу видеть тех заевшихся архиереев, которые сооружают для себя княжеские покои. Стучишься туда, но как будто броней обита дверь. Но я верю в победу и считаю, что все равно русский народ сильнее той горстки людей, захвативших власть в нашей стране. У меня давно нет никакого доверия ни к нашему правительству, ни к президенту. Это все «кремлевский пиар». Страна вся предается и продается. Но Господь Бог на нашей стороне, я верю в это!».
Похоронен замечательный скульптор в родном селе Мармыжи у стен храма Покрова пресвятой Богородицы, который ему удалось восстановить.

Речь пойдет о скульпторе Клыкове. Это довольно известный человек, который создал множество уникальных и красивых скульптурных композиций. Подробно поговорим о его биографии, а также рассмотрим аспекты его творчества.

Ведение

Будущий скульптор Вячеслав Клыков появился в этом мире осенью 1939 года в Курской области России. Он является довольно популярным скульптором в РФ. Занимал должность президента в фонде славянской культуры и письменности. Отметим, что это довольно весомый международный фонд. Мужчина является лауреатом Государственной премии СССР. В 2005-2006 годах находился в должности председателя Союза русского народа.

Детские годы

Будущий скульптор Вячеслав Михайлович Клыков появился на свет в обычной бедной семье, которая ничем не отличалась от сотен таких же по всей стране. Он рос в простой семье колхозников. Также известно, что его отец был участником войны. Тяга к рисованию у будущего скульптора появилась еще в раннем детстве.

После того как мальчик закончил обучение в средней школе он поступил в Курский строительный техникум, который уже в 1959 году успешно окончил. Сразу после этого он устроился работать на завод, собственно, думал, что с этим и будет связана его дальнейшая жизнь. Однако уже через год он сдает вступительные экзамены в пединститут по художественно-графическому направлению. Там он занимается 2 года, потом поступает в МГАХИ имени Сурикова непосредственно на факультет скульптуры. После длительной и довольно сложной учебы в 1968 году герой нашей статьи заканчивает свое обучение и получает

После этого он начинает активно работать как скульптор, чтобы как-то прославиться и заработать репутацию. Он начинает участвовать в различных выставках городского, всесоюзного, республиканского и международного масштаба. Отметим, что он участвовал в большом количестве различных мероприятий, которые если не принесли ему той славы, которой он так жаждал, то отлично помогли отточить свое мастерство.

Скульптор Вячеслав Клыков, фото которого мы видим в статье, в 1969 году вступил в Союз художников Советского Союза. То есть уже спустя год после завершения учебы он вступил в общественную организацию. Также известно, что его лучшие работы выставлены в Государственном русском музее и в Третьяковской галерее.

Творчество

Как скульптор Вячеслав Клыков стал известен после того, как очень красиво и профессионально украсил детский музыкальный театр в 1979 году. То есть первая слава к нему пришла спустя 11 лет после окончания учебного заведения. Это время он не потратил зря. Как мы знаем, он участвовал везде, где только можно было, и пытался совершенствовать свои умения. И вот, наконец, он был оценен по достоинству.

Также он закрепил свои позиции после того, как создал скульптуру бога Меркурия в Центре международной торговли в столице России. Это случилось в 1982 году. Эта работа также его прославила, что послужило тому, что имя скульптора было на слуху многих, кто интересовался данным направлением искусства.

Изменение стиля

Примерно в 1980-х годах работы скульптора Вячеслава Клыкова начинают приобретать черты православно-патриотической тематики. Так, он создает скульптуру Сергия Радонежского. Как позже говорил сам автор, на создание этой композиции он вдохновился книгой М. Нестерова под названием «Видение отроку Варфоломею». Деньги на сооружение скульптуры мастер использовал свои, также ему помогали различные общественные организации. На осень 1987 года планировалось установление памятника, но, к сожалению, местные власти не одобрили эту затею. Так, готовый памятник, который уже погрузили в машину и транспортировали к месту установки, был внезапно, так сказать, арестован. И его доставили в отделение милиции. Только спустя несколько месяцев, весной 1988 года, памятник наконец-то был установлен в селе под названием Городок, которое ранее носило название Радонежье, возле Троице-Сергиевой Лавры.

Также по инициативе самого скульптора Клыкова в 1993 году открыли мемориальный музей Игоря Талькова.

Труды

Отметим самые интересные работы именитого скульптора. Начать следует с памятника архимандриту Ипполиту, который установлен на территории парка санатория "Марьино". Он располагается в Курской области. Памятник там был установлен в 2005 году. В том же году автор создал гроб в виде креста на могиле старца Ипполита в Рыльском Свято-Николаевском монастыре. Кстати, отметим, что мы рассматриваем работы скульптора Клыкова Вячеслава Михайловича не в хронологической последовательности, а исходя из профессиональной оценки, которую дают мастеру его коллеги. Так, в этом же году было установлено надгробие семьи Талицких, могила которых находится на Новодевичьем кладбище.

Как мы уже знаем, в 1982 году была установлена фигура бога Меркурия в Москве, а в 1986 году автор создал памятник Николаю Рубцову, который является известным русским лирическим поэтом. Монумент был установлен в российском городе Тотьме. В

1987 году Клыков работал над памятником Константину Батюшкову, который после установили в Вологде. Это тоже талантливый русский поэт, который происходил из дворянского рода. Хочется сказать об этом человеке отдельно, так как он сделал очень много для того, чтобы русская поэтическая речь была такой, какой мы ее знаем сегодня и какой с радостью наслаждаемся. Именно он сделал ее более пластичной и мелодичной, благодаря чему последователи Батюшкова смогли писать изысканные и величавые строки.

В 1988 году был установлен памятник Александру Даргомыжскому в Тульской области России. Как известно, Александр был известным композитором, его творческая деятельность оказала большое влияние на формирование и становление музыкального искусства в России в XIX веке. Также этого человека считают создателем реалистического направления в музыке, последователями которого стали многие выдающиеся музыканты.

Также отметим, что герой нашей статьи трудился над памятником Кириллу и Мефодию, который позже был установлен в Москве. Также его рукам принадлежит памятник Владимиру Святому в Херсонесе.

В 1993 году на Ваганьковском кладбище был установлен памятник Игорю Талькову. На этом же кладбище спустя год появилось надгробие руки скульптора Клыкова, которое принадлежало Отари и Амирану Квантришвили. В 1995 году появился памятник Ивану Бунину в Орле. Также Клыков работал над храмом-звонницей, который был сооружен в честь битвы на Курской дуге.

Клыков работал над памятниками маршалу Жукову, Петру Владимиру Великому в Белгороде, Илье Муромцу, Петру Столыпину, Дмитрию Донскому, Сергею Бухвостову, Святославу Игоревичу, Александру Пушкину, Николаю Чудотворцу, Серафиму Саровскому, Георгию Победоносцу, Василию Шукшину, Александру Колчаку, святому Савве, княгине Ольги, братьям Баташевым, Федору Достоевскому, Александру Невскому, маршалу Рокоссовскому.

Как видим, список работ этого человека действительно впечатляет, что говорит о его высоком мастерстве и отличном знании своего дела. Скульптор Клыков, биографию которого мы рассматривали выше, был человеком, который стремился постоянно развиваться в своем деле, о чем говорит огромное количество работу, которые ему доверяли, и их масштаб.

Общественная и политическая работа

В 1995 году Клыков стала членом Национального комитета «Держава», который возглавлял Александр Руцкой. Однако уже летом того же года Вячеслав вышел из сообщества. В 1990 году он даже баллотировался в народные депутаты, но проиграл по рейтингу Льву Пономареву. Как мы говорили в начале статьи, с 1990 года он работал в должности президента Фонда славянской культуры и письменности. Отметим, что в него входили Валентин Распутин, и Семен Шуртаков.

Что касается политической позиции скульптора В. М. Клыкова, то в 1996 году он поддержал Геннадия Зюганова. По его мнению, только он и его команда могли восстановить и оживить идею монархии в стране. В этом же году осенью скульптор Клыков стал во главе Всероссийского соборного движения. Он входил в несколько бригад редакторских коллегий.

Зимой 2005 года он выразил требование, согласно которому необходимо было генпрокуратуре проверить еврейские религиозные общины на предмет того, нарушали ли они законы России об экстремизме. Это было так называемое письмо 5000. Это открытое обращение, которые подписали 5000 человек. Оно было отправлено генеральному прокурору страны по причине ряда случаев ненадлежащего поведения евреев и их сообществ. В 2005 году была годовщина Союза русского народа, в честь чего скульптор Клыков провел еще один съезд, на котором был выбран председателем. Весной 2006 года он также подписал письмо, которое требовало от власти лишить главного еврейского раввина российского гражданства.

Награды

Биография скульптора Клыкова кажется довольно обычной для человека, который предан своему делу, но на самом деле в его жизни очень много интересного и насыщенного. Один только тот факт, что он создал столько скульптур выдающихся людей, которые оказали невероятно огромное и решающее влияние на многие исторические моменты. За свою деятельность скульптор Клыков был награжден различными наградами, орденами и другими почестями. Мы не будем перечислять каждую из них, но скажем о том, что он владеет двумя государственными премиями, имеет 2 золотых медали и личную благодарность от президента РФ от 1995 года. Также является заслуженным деятелям искусства России, заслуженным и народным художником.

Память о великом человеке

Естественно, работы скульптора Клыкова до сих пор впечатляют огромное множество людей, многие восхищаются талантом этого человека. Естественно и то, что он не мог остаться незамеченным в истории. Так, в его честь назван проспект в Курске. Также в этом городе был установлен ему памятник в 2007 году. Интересно, что скульптором этого памятника он был сам.

Еще есть его скульптура на Прохоровском поле. На родине творца каждый год проходят так называемые Клыковские чтения.

Семейные узы

Работа у скульптора Клыкова занимала не все его свободное время, поэтому в некоторой степени он вел самый обычный рутинный образ жизни. Так, в 1962 году у него появился сын Андрей, который позже стал новым членом Союза художников. Известно, что он трудится в той же мастерской, в которой работал его отец. Также у героя нашей статьи есть дочь Любовь, которая является невесткой известной российской актрисы Екатерины Васильевой и Михаила Рощина.

У скульптора есть младший сын Михаил, о котором информации практически нет. Отметим, что все трое детей не жаждут особой известности и предпочитают скрываться от прессы, чтобы жить своей жизнью, без оглядки на славу своего отца. Тем не менее, они его очень уважают и любят, считают талантливым и достойным человеком. Естественно, что дети очень гордятся своим талантливым отцом.

Рассказ о христианской кончине скульптора Клыкова

Герой нашей статьи умер 2 июня 2006 года. На тот момент ему исполнилось всего 66 лет. Умер он на родине, в России. Известно, что его отпевали в Сретенском монастыре 4 июня. Попрощаться с ним пришло большое количество людей и почитателей его творчества. Похоронили мужчину в его родном селе Мармыжи, которое находится в Курской области.

Также известно, что летом 2018 года в Покровском храме в родном селе героя нашей статьи была совершена Божественная литургия и панихида на могиле скульптора. Сам архипастырь выступил с проповедью, в которой рассказывал о памяти и трудах скульптора Клыкова, биографию которого мы рассматривали выше.

Немного о взглядах

Начнем с того, что Клыков имел свою систему взглядов творческого человека. Она заключалась в том, что он полагал, что для творчества любого человека, будь он художником, музыкантом, писателем т. д., необходим определенный мотив. Для него этот мотив заключался в особенной и трепетной любви к русской истории. Много раз он говорил, что очень любит Россию и ее народ, также часто повторял, что и сам он русский человек.

Все свои работы он посвящал русскому народу, хотел таким образом славить его. Он довольно болезненно относился к различным переменам, которые происходили в обществе. Так, со своими товарищами Николаем Богатищевым и Владимиром Хариным он построил храм Покрова Пресвятой Богородицы в родном селе. Интересно, что на этой территории, где сегодня стоит этот храм, еще в 1913 году был храм, который сооружали к 300-летию семьи Романовых. Достойно уважения, что он сумел выстоять во время Отечественной войны, но, к сожалению, был практически уничтожен во время правления Никиты Хрущева. Сам же Вячеслав Михайлович считал, что если возродить религиозную обитель, то восстановится и само село.

Все скульптуры и памятники Клыкова имеют определенную воспитательную и гражданскую суть. Интересно, что в подавляющем большинстве городов, где они установлены, они являются центральными в городе, и очень часто именно сюда стекается основная масса людей. Также замечено, что возле скульптур Клыкова очень часто проходят различные народные гулянья и парады.

О Вячеславе снят фильм, который рассказывает о его идеях и жизненном пути. Как-то в 1998 году мужчина сказал, что русский народ имеет способность накапливать в себе большой потенциал, который рано или поздно выходит наружу. Именно благодаря этому происходит большой культурный скачок, который повышает сознательность и включенность обычных людей в свою жизнь. Он считал, что различные славянские праздники могут возродить в человеке его культурную память и гордость за свой народ.

Исследовательская работа

«Родной земли мотивы
в творчестве скульптора
Вячеслава Михайловича Клыкова»
Подготовила:
Шаповалова Г.Е.,
учитель русского языка и
литературы

Проблема исследования: выяснить, какое
место в творчестве знаменитого
скульптора В.М.Клыкова занимала малая
родина?
Объект исследования:
личность Вячеслава Михайловича Клыкова
Предмет исследования:
творческое наследие заслуженного
деятеля искусств, народного художника
России В.М.Клыкова.

Цель работы: расширить знания о творчестве Вячеслава
Михайловича Клыкова;
познакомиться с личностью скульптора (что увлекало,
как пришел в искусство, кто сыграл важную роль в
выборе профессии, с кем дружил, как относился к
людям, родному краю).
Задачи исследования:
изучить и проанализировать культурологическо­
биографическую литературу о Вячеславе Михайловиче
Клыкове;
выявить условия, способствующие раскрытию таланта
Вячеслава Михайловича Клыкова, какое место в
творчестве занимала малая родина;
проанализировать и систематизировать знания,
полученные из разных источников о творчестве и
личности известного скульптора;

Гипотеза исследования: на творчество
скульптора Вячеслава Михайловича Клыкова
особое влияние оказала не советская эпоха, а
мотивы родной земли, с которой он никогда не
терял связи.
культурологическо­биографической литературы о
В.М.Клыкове; качественный и количественный
анализ данных; компьютерная обработка
материалов исследования.
Методологическая основа исследования:
Книга Ирины Пановой «Вячеслав Клыков.
Воин святой Руси». Издательство: Алгоритм,
2007г.
Методы исследования: анализ

Домик В.М.Клыкова

«Бог торговли»
Меркурия у Центра
Международной
торговли

Награды и звания







1978г. ­ лауреат Государственной
премии СССР,
1987 г. ­лауреат Государственной
премии РСФСР им. И. Е. Репина,
1989г. ­ обладатель золотой медали
Академии Художеств СССР,
1973г. ­ обладатель золотой медали
(Гран­при) на международной
выставке «Квардиеннале» в
Любляне,
14.08.1995г. ­ Благодарность
Президента Российской Федерации
за активное участие в подготовке и
проведении празднования 50­летия
Победы в Великой Отечественной
войне 1941-1945 годов,
заслуженный деятель искусств
Российской Федерации,
заслуженный художник России.

Шёл ливень с неба; туча солнце
скрыла.
Но всё же скульптор трудится
примерно.
Ему работа радость приносила,
А он всегда любил её безмерно.
Взглянув в окно, он летний дождь
заметил,
Подумал миг и тут же оживился.
И, не спеша, рукой узор наметил,
И шарм дождя в скульптуру
воплотился.
В окно он снова глянул на мгновенье,
А там уже лучи вовсю играли…
Движенье, выдох, вдох, ещё
движенье, ­
И вот глаза скульптуры засияли.
Отметил он, что сделано не мало,
А в теле нет ни капли утомленья,
И только сердце сладко трепетало,
Когда вдыхал он жизнь в своё
творенье.

За работой

Галерея работ В.М.Клыкова

Галерея работ В.М.Клыкова

Храм Покрова пресвятой
Богородицы

Памятник В.М.Клыкову
Ушел! Закрылась тихо дверь.
Уходят тихо так святые.
В блаженной тишине теперь,
Сложились руки золотые.
Их со слезами целовал
Митрополит – России слава,
Какую, сердцем понимал,
Утрату понесла Держава!

В.М.Клыков в мастерской

Звонница
Посреди бархата зелени белгородских
полей на пятидесятиметровую высоту
взметнулась белоснежная свеча
Звонницы, увенчанная золотою
державою, на ней - фигура
Богоматери, простёршей свой Покров
над всей Россией, Домом Пресвятой
Богородицы. На створках Звонницы -
каменная летопись Великой победы:
двадцать четыре огромных,
многофигурных рельефа, где 130
образов. И встало здесь вместе с
воинами земными воинство небесное. В
памятнике Клыкова воплотился великий
собирательный символ Великой победы.
И плывут три звона как память о
Куликовском сражении, о Бородинской
битве и о солдатах, павших на
Прохоровском поле. Хочется верить,
что пока слышны эти звоны, не иссякнет
память о подвигах былых времен.

«Силы преодолевать
трудности и невзгоды мне
дает любовь к своей земле,
малой родине, к маленькой
глухой деревне Мармыжи.
Когда вспоминаю о ней –
слезы наворачиваются на
глаза. Вроде и нет там
ничего примечательного:
степь, перелески. Но как
только увижу эту степь...
Сразу и в душе ширь
открывается, физически
здоровее становишься.
Кажется, я все на свете
смогу. Вот откуда силушка­
то и берется – от родной
земли. Это то, что
мобилизует волю и сердце».


"...для многих людей в России и за
ее пределами Вячеслав Михайлович
является примером художника, все
творчество и вся жизнь которого
были наполнены духовной силой и
красотой Православия. В нашей
памяти всегда будет храниться
образ истинно верующего,
искреннего и увлеченного человека,
сумевшего сохранить душевную
чистоту. Среди его работ ­ многие
скульптурные портреты русских
святых и исторических деятелей.
Убежден, эти монументы будут
вдохновлять многие поколения
граждан России. Почивший был
широко известен как христианин с
активной жизненной и гражданской
позицией, горячо любивший свое
Отечество... "

Патриарх Московский и Всея Руси
Кирилл

Делегация, состоящая из главы
администрации Прохоровского
района Сергея Канищева,
представителей администрации,
военно­исторического музея­
заповедника «Прохоровское поле»,
старшего поколения и молодежи в
с. Мармыжи Курской области, где
родился Вячеслав Клыков.
Гости посетили храм Покрова
Пресвятой Богородицы.

2014 г. В канун дня рождения
скульптора Вячеслава
Михайловича Клыкова на
мемориальном комплексе Звонница
состоялся митинг. Жители
Прохоровки пришли, чтобы отдать
дань памяти знаменитому
скульптору ­ создателю знаменитой
Звонницы.

2.06.2006. - Умер скульптор Вячеслав Михайлович Клыков

Памяти соратника

Вячеслав Михайлович Клыков (19.10.1939 – 02.06.2006) – выдающийся русский патриот, скульптор и общественный деятель. Родился в селе Мармыжи (Курская область) в крестьянской семье. Учился в Курском строительном техникуме, который окончил в 1959 г., работал на производстве. В 1960 г. поступил на художественно-графический факультет Курского государственного пединститута, где проучился два года, после чего поступил на факультет скульптуры Московского государственного художественного института им. , который окончил в 1968 г. по специальности скульптора-монументалиста. С этого времени регулярно участвовал в московских, республиканских, всесоюзных и международных выставках.

Клыков – лауреат Государственной премии СССР (1978), лауреат Государственной премии РСФСР им. (1987), обладатель золотой медали Академии Художеств СССР (1989), золотой медали (Гран-при) на международной выставке "Квардиеннале" в Любляне (1973), заслуженный деятель искусств, народный художник России.

Среди его многочисленных работ выделяются памятники духовно-символического значения во многих городах и весях нашей страны. Это, в частности, памятники Н.М. Рубцову в Тотьме (1985), К.Н. Батюшкову в Вологде (1987), в Радонеже (1988), в селе Григорове Нижегородской области (1988), в Москве (1991), свв. (1992) в Москве, в Херсонесе (1993), в Орле (1995), в селе Тайнинском (1996; на постаменте слова: "Русский Народ с покаянием") и Подольске (1997), в Муроме (1999), в Курске (2000), в Саратове (2002), в Пскове (2003), В.М. Шукшину на Алтае (2004), в Иркутске (2004), (в память его победы над хазарами) в Запорожье (2005) и в Белгороде и др. За границей – в Бари (Италия), св. Савве Сербскому в Белграде, русским воинам в Пирее (Греция). В 1995 г. по проекту Клыкова с соавторами на поле под Прохоровкой был установлен храм-звонница в память павшим в битве на Курской дуге.

В.М. Клыков, имея все возможности быть обласканным властями и служить им, купаясь в лучах славы, подобно некоторым своим коллегам – записным патриотам, избрал по долгу совести путь сопротивления криминальному олигархическому режиму и борьбу за восстановление русской исторической государственности.

Эта его общественная оппозиционная деятельность прежде всего выразилась в создании Международного фонда славянской письменности и культуры (1987). По инициативе Фонда площадь Ногина была переименована в Славянскую, а праздник Славянской письменности и культуры 11/24 мая под давлением общественности стал государственным и география его расширилась практически на всю Россию.

Увидев, однако, что при нынешней компрадорской власти русскую культуру не защитить, Вячеслав Михайлович создает Всероссийское Соборное Движение для популяризации идеи будущего Всероссийского Земского Собора как единственной легитимной власти в России в нынешнее смутное время после падения монархии. Всероссийское Соборное Движение с этой целью провело областные Соборы: Донской (1996) в Новочеркасске, Курский (1997), Крымский (1999) и Невский (2000) в С.-Петербурге.

В начале 2005 г. Клыков одним из первых поставил свою подпись под и принял активное участие в развитии возникшего на основе этого документа . Он стал председателем возрожденного им 21 ноября 2005 г. , и, несмотря , верные соратники Вячеслава .

Какая странная и горькая, несвоевременная, неуместная по нашему военному времени тяжелая утрата в разгар боя…

Он вытерпел мучительные страдания (рак), но отказался от обезболивающего и умер утром 2 июня с улыбкой на лице, перед этим соборовавшись, исповедавшись и причастившись святых таин.

Сегодня, 4 июня 2006 г., в яркий солнечный день мы прощались с ним в Сретенском монастыре. Около трех тысяч человек пришли отдать ему последний долг, но казалось, собралась вся Россия: соратники из многих городов, известные патриотические политики, писатели, деятели культуры… И, конечно, тек ко гробу поток того простого православного люда, без которого в Москве никогда не происходит ничего духовно важного. Были прихожане и РПЦЗ(Л), и РПЦЗ(В).

На литургии в этот день читается Евангелие от Иоанна (гл. 17: 1-13) со словами Христа, обращенными к Богу Отцу: «Слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли и уразумели истинно… Я уже не в мiре, но они в мiре, а Я к Тебе иду, Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как Мы ».

Это напоминает нам и о том, что сделал для нашего народа христианин Вячеслав Клыков в своей многогранной деятельности. Не станем перечислять его многочисленные произведения, награды и звания, потому что не это в нем для нас главное.

Главное: Клыков был образцом настоящего, крепкого силою и духом русского человека. Он был православным монархистом с имперским размахом, мужественным воином, лишенным малейшего страха иудейска, талантливым, независимым, необыкновенно работоспособным, статным, щедрым, откровенным, добрым, умеющим прощать чужие слабости, но не позволявшим их себе… Родом из простых крестьян, он явил нам образец высокого благородства, до которого далеко большинству новорусских заседателей дворянских собраний, кичащихся своими титулованными предками и заискивающих перед олигархической антирусской властью.

В силу таких своих качеств Клыков естественно стал вождем современного русского православного движения, отдавая ему все свои силы и средства: Славянский Фонд, Всероссийское соборное движение, Союз Русского Народа, возрождение казачества как "спецназа" Третьего Рима, движение "Жить без страха иудейска!". Он дал всем прекрасный пример того, что православный раб Божий – это мужественный воин Божий в идущей Мiровой войне сил добра и зла. В нем был и живой образец современного казака – витязя удерживающего Третьего Рима: «Иду на вы!» – как поступал и , один из первых наших военных вождей, которому народный художник России поставил один из своих последних, воинствующий и сам по себе воюющий памятник.

Энергичную духовную мощь Клыкова уважали даже те, кто уважает только материальную мощь – представители властей. В его присутствии, при его искренности, трудно было юлить и лицемерить, так что даже либеральные конформистские представители высокого духовенства изо всех сил старались выглядеть теми, кем они должны быть по сану.

Безкомпромиссные же батюшки и архиереи с надеждою благословляли все патриотические начинания раба Божия Вячеслава. Поэтому отсутствие высшего благословения Клыкова никогда не останавливало. В одном из своих последних выступлений в Славянском Центре на вопрос, «кто благословил воссоздание Союза Русского Народа?», – Клыков ответил: «Господь Бог».

В , в мае, отвечая на вопрос о путях выхода из сложившейся ситуации в России, Клыков, как всегда, был прям:

«Я думаю, только национально-освободительная революция. Другого пути нет. Потому что все прогнило: начиная с высшего аппарата и кончая иерархами в Церкви. Меня поражает теплохладность и равнодушие… Вы простите меня, но я не могу видеть тех заевшихся архиереев, которые сооружают для себя княжеские покои … Стучишься туда, но как будто броней обита дверь. Я за последние двадцать лет ни разу не видел, чтобы наша Православная Церковь в лице ее иерархов, возвысила голос в защиту русских писателей, патриотов. С кем Вы, господа иерархи? С жидовствующими или с русскими? Или живете страха ради иудейска? А мы решили так: все, хватит бояться, завеса снята. И помоги Бог таким людям…

Я верю в победу и считаю, что все равно русский народ сильнее той горстки людей, захвативших власть в нашей стране. У меня давно нет никакого доверия ни к нашему правительству, ни к президенту. Это все "кремлевский пиар". Страна вся предается и продается. Но Господь Бог на нашей стороне, я верю в это! » (газета «Дух христианина». М., 2006. № 11. 1 июня).

В этом интервью он говорил и о необходимом очищении страны от жидобольшевицкой и масонской символики, и о необходимости народного покаяния за грехи революции – для ее духовного преодоления хотя бы столетие спустя.

Разумеется, такого русского человека уже за одни его личные качества («лучшего из гоев – убей») ненавидели, но могли лишь трусливо чернить, уязвлять в СМИ, писать доносы и разнообразно вредить враги России во главе с хорошо известным их "отцом" (Ин. 8:44). Эти гнусные закулисные интриги оказались безсильны сломить дух русского воина (последнее было ). Но многочисленных козней "отца" не выдержало даже крепкое тело…

Почему Господь попустил русскому делу столь огромную, невосполнимую утрату?

Смерть лучших, смерть патриотов-подвижников попускается народу прежде всего для того, чтобы мы покаянно и сокрушенно осознали, как мало сами делали для Русского Дела, как теплохладно относились к призывам тех лучших, кто звал нас на подвиг русскости в океане апостасии и предательства. Из нашего стыда за эту теплохладность должно стократно рождаться наше ответное стремление загладить свою вину перед Богом за то, что не были такими, как он, за вину пассивного уклонения от выполнения своего русского долга.

От нас, участников движения "Жить без страха иудейска!", лучшим венком на могилу и лучшей памятью Вячеслава Михайловича будет продолжение его борьбы, укрепление и расширение столь ценимого им нашего движения ЖБСИ посильными делами каждого русского человека.

вот такие высасывания из пальца и порождают нездоровые сенсации

Великая летопись России
Игорь Квинто
Светлой памяти Вячеслава Михайловича Клыкова.

Вот Россия – Матушка!
Ушёл ещё один талант!
Безвозвратно, понимаешь???
Гений, скульптор, бриллиант.

Трудно говорить.
Его уже нет рядом.
Историю вершить,
Мог этот мастер взглядом.

Посмотри, какой размах,
Любви и уважения,
В бронзовых изломах,
Достойных восхищения.

Мечтал величием работ,
От Балтики до Мирового,
В опале жизненных забот,
Прозрить чиновника глухого.

На служение Отечеству,
Во имя поколений,
Искусство – человечеству,
В духовности стремлений.

Вячеслав Михайлович Клыков,
Достиг в профессии вершин.
Его назвал Совет старейшин,
Русский – Гражданин.

Городам, меняя облик,
Мастерством своих творений,
Камень вроде не велик,
А стал темой изменений.

Мне не стыдно возвеличить,
Памятников географию.
Славян Великих перечислить,
Историю и биографию.

Встали памятники на Руси,
Героям и Святым,
Настойчивостью и трудом,
Характером литым.

Дорогой наш, близкий друг.
Мы головы склонили в травы.
Пред именем и чередой заслуг,
В лучах твоей бессмертной Славы.

02.06. 2006 года ______________ И.Н. Сорокин

Вечная память и Царствие Небесное рабу Божию Вячеславу!

На ТВ про него и не упоминают. Даже на "Культуре". Если бы не сайт - не узнал бы и не услышал. Спасибо. А Скульптору - Царствия Божьего!

Нет слов, какую роль сыграл в нашей жизни Вячеслав Михайлович Клыков.
Статья М.В.Назарова достойна такого человека!