Балетная вселенная бориса эйфмана. Современный балет: театр Бориса Эйфмана Сюжеты и идеи

Санкт-Петербург

Санкт-Петербургский государственный академический театр балета создан Борисом Эйфманом в 1977 году (первоначальное название труппы – Ленинградский «Новый балет»). Концепция коллектива была достаточно смелой: он создавался как авторский, режиссерский театр, экспериментальная лаборатория одного хореографа.

Уже первые спектакли труппы – «Двухголосие» и «Бумеранг» – принесли театру зрительский успех и заставили критиков говорить о новых тенденциях в российском балетном искусстве. Однако последователи традиционной школы не спешили признавать авторитет молодого хореографа. Новаторство в выборе драматургического материала и музыки, смелость пластических решений надолго закрепили за Борисом Эйфманом репутацию «хореографического диссидента».

В период конца 1970-х – начала 1980-х годов в театре Эйфмана вырабатывается собственный подход к формированию репертуара. В афише появляется всё больше балетов, драматургической основой которых становятся произведения мировой классической литературы. Хореограф и его характеризующаяся особым пластическим мышлением труппа осваивают новые жанры. Создаются спектакли, отличающиеся остротой хореографического рисунка, который передавал предельный накал страстей героев: «Поединок», «Идиот», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Легенда», «Двенадцатая ночь», «Мастер и Маргарита», «Убийцы» и другие.

Сегодня Театр балета Бориса Эйфмана известен любителям танцевального искусства Северной и Южной Америки, Европы, Азии, Австралии своими спектаклями «Я – Дон Кихот», «Красная Жизель», «Русский Гамлет», «Анна Каренина», «Чайка», «Евгений Онегин», «Роден», «По ту сторону греха», «Реквием», «Up & Down», «Чайковский. PRO et CONTRA». Эти снискавшие всеобщее признание работы не только представляют на самом высоком художественном уровне достижения современного российского балета, но и приобщают аудиторию к бессмертному духовному наследию отечественной и мировой культуры, вдохновляющему хореографа и его артистов.

Стремление труппы Бориса Эйфмана вовлечь своих зрителей в неисчерпаемый мир человеческих страстей, установить с публикой живые духовные связи, ошеломить ее яркостью и динамизмом пластического языка – все это определило тот успех, который на протяжении уже нескольких десятилетий сопровождает выступления театра на ведущих сценических площадках мира.

Эйфман - хореограф-философ. Его волнуют проблемы современности и тайны творчества. Художник откровенно говорит со зрителем о самых сложных и волнующих сторонах человеческого бытия, определяя жанр, в котором он работает, как «психологический балет». Газета The New York Times называет Бориса Эйфмана лидером среди ныне живущих балетмейстеров: «Балетный мир, находящийся в поиске главного хореографа, может прекратить поиск. Он найден, и это – Борис Эйфман».

Труппа театра отличается безупречным исполнительским мастерством, уникальной самоотдачей и высоким сценическим интеллектом. Сегодня замыслы Бориса Эйфмана реализуют прекрасные артисты – лауреаты международных конкурсов, престижных театральных премий «Золотая Маска» и «Золотой софит», премии Президента РФ для молодых деятелей культуры и премии Правительства РФ в области культуры: М. Абашова, Л. Андреева, С. Волобуев,
О. Габышев, А. Ситникова, Д. Фишер и другие.

Важный этап в жизни театра начался в 2011 году, когда Правительством Санкт-Петербурга было принято решение о начале строительства Академии танца Бориса Эйфмана, инициатором создания которой выступил хореограф. В сентябре 2013 года Академия начала свой первый учебный год.

Также в ближайшем будущем в Санкт-Петербурге должен появиться Дворец танца Бориса Эйфмана, который призван стать одним из мировых центров танцевальных искусств.

Создание оригинального балетного репертуара современной России на базе традиций отечественного психологического театра, поиск и развитие новых форм хореографического искусства XXI века – основные составляющие творческой миссии Бориса Эйфмана и его труппы.

Борис Эйфман - знаменитый советский и российский хореограф, Народный артист России, многогранный постановщик классических и академических спектаклей, а также настоящий новатор в балетном искусстве. Знаменитого балетмейстера даже называют основателем современного русского балета.

Борис родился в Алтайском крае, в поселке Рубцовск, куда во время Великой Отечественной войны был отправлен отец артиста, Янкель Эйфман. Как талантливый профессиональный инженер Янкель Эйфман участвовал в строительстве завода по производству танковых двигателей. Пригодились там и знания матери будущего хореографа, Клары Курис, врача по образованию. Также у Бориса есть родной брат Леонид, который, повзрослев, иммигрировал в Калифорнию.

Когда Боре было 5 лет, семья вернулась в родную Бессарабию, точнее в столицу Молдавии, Кишинев. Там мальчик учился в средней школе, позднее начал работать, а старшие классы параллельно оканчивал на вечернем отделении. В подростковом возрасте Эйфман заинтересовался танцами, что и предопределило дальнейшую биографию творческого юноши. Борис стал посещать балетную студию при Дворце пионеров, которой руководила заслуженный педагог Рашель Бромберг.

Затем юноша поступил на впервые организованный факультет хореографии при Кишиневском музыкальном училище и уже в 17 лет получил в детской студии место преподавателя. Проработав в Молдавии, Эйфман отправился в Северную столицу и поступил в Ленинградскую государственную консерваторию имени на хореографическое отделение. С тех пор город на Неве стал для Бориса Янкелевича родным.

Балет

Дипломированным балетмейстером Борис Эйфман стал в 1972 году, но еще за два года до того артист сделал первые профессиональные постановки на сцене Малого театра оперы и балета в Ленинграде. Дебютными постановками стали классические спектакли «Жизни навстречу», «Гаянэ», «Блестящий дивертисмент» и другие.


После окончания консерватории хореограф стал постановщиком Ленинградского государственного академического Театра оперы и балета имени Кирова, где впервые поставил балет «Русская симфония». Параллельно молодой человек преподавал в Академии русского балета имени Вагановой.

Всесоюзная слава пришла к Борису Эйфману после того, как артист взялся поставить сложнейший спектакль «Жар-птица» на музыку композитора и успешно реализовал задуманное. С этим балетом хореограф гастролировал и по Советскому Союзу, и по другим странам. Спектакль произвел фурор среди японской публики.


Но вряд ли Эйфман стал бы культовой личностью, если бы ограничивался стандартным классическим подходом к балетному искусству. Борис Янкелевич в душе всегда оставался новатором. Артист придумал снимать фильмы-балеты на манер фильмов-спектаклей. Но главное достижение Эйфмана – создание собственного театра «Новый балет» в 1977 году.

Для СССР авторский театр являлся совершенно уникальным явлением. Тем более что хореограф не ограничивался академическими элементами в своих постановках. Собственная сцена открыла артисту путь к еще более экспериментальному подходу в творчестве. Например, Эйфман первым предложил публике "беспуантовый балет", танцевальные рок-спектакли, детские постановки под аккомпанемент современной музыки.


Этим театром Народный артист руководит до сих пор. Правда, с 1990 года детище Эйфмана носит иное название - Санкт-Петербургский государственный академический Театр балета под руководством Бориса Эйфмана.

Под новым названием артист также продолжал экспериментировать с постановками. Например, в 1998 году Борис Эйфман поставил «Мой Иерусалим», в котором наряду с этно-композициями и религиозной музыкой использует партии на техно-музыку, написанную знаменитыми в этой области коллективами Future Sound of London, Wahnfried и Reload.


В 2015 году у театра появился официальный сайт, где размещена информация о труппе и репертуаре, фотографии и новости театра, а также контактная информация.

Личная жизнь

Когда Борис Эйфман был молод, артисту приписывали огромное количество романов со знаменитыми женщинами. Ничего удивительного в этом нет: артист долгое время вел холостяцкий образ жизни, при этом являясь импозантным, привлекательным и к тому же успешным человеком. Самые громкие романтические отношения у хореографа были с красавицей-актрисой .


Но женился Борис Эйфман гораздо позже и на другой женщине. Супругой хореографа стала балерина Валентина Морозова. Артисты долгое время работали вместе, да и сегодня Валентина Николаевна оказывает мужу неоценимую помощь, только уже не как танцовщица, а как педагог хореографии. Борис и Валентина были уже в зрелом возрасте, когда решились стать родителями: в 1995 году на свет появился сын Александр.

Борис Эйфман сейчас

22 июля 2016 года Россия отметила юбилей, посвященный 70-летию знаменитого советского и российского хореографа, Народного артиста Бориса Эйфмана. Через пять дней после собственного юбилея Борис Эйфман получил государственную награду Орден Почета с формулировкой «За большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность».


Следующий год также оказался для артиста праздничным. В 2017 году 40-летний юбилей отмечало детище артиста - Театр балета Бориса Эйфмана. В течение всего года в театре проводились мероприятия, посвященные этому событию.

Труппа подготовила праздничную программу и гастролировала с этим специальным концертом. Две недели артисты театра Эйфмана выступали на исторической сцене Большого театра, давали концерты в городах России, но этим праздничные гастроли не ограничились. Труппа также дала концерты в Северной Америке и Китае.


Запланированных концертов и мероприятий оказалось так много, что организаторы продолжили радовать зрителей специальной программой и в 2018 году. Финальный спектакль-концерт юбилейной программы «Вчера, сегодня, завтра» Борис Эйфман назначил на 13 февраля 2018 года. Как завершение цикла гастролей местом действия выбран родной Санкт-Петербург, а сцену предоставляет Александринский театр.

Темой этого выступления стала связь времен, поэтому роли в концерте достались актерам труппы разных лет - и нынешним звездам театра, и даже ученикам Академии танца, где преподает Эйфман.

Проекты

  • 1980 - «Поединок»
  • 1981 - «Покорение стихии»
  • 1982 - «Безумный день, или Женитьба Фигаро»
  • 1984 - «Двенадцатая ночь, или Что угодно»
  • 1986 - «Интриги любви»
  • 1987 - «Мастер и Маргарита»
  • 1990 - «Человеческие страсти»
  • 1994 - «Дон Кихот, или Фантазии безумца»
  • 1997 - «Красная Жизель»
  • 1998 - «Мой Иерусалим»
  • 1999 - «Русский Гамлет» («Сын Екатерины Великой»)
  • 2001 - «Дон Жуан, или Страсти по Мольеру»
  • 2005 - «Анна Каренина»
  • 2009 - «Онегин»
  • 2013 - «По ту сторону греха»
  • 2017 - «Вчера, сегодня, завтра»

Хореограф, сценарист, режиссер, танцовщик.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (18.07.1988).
Народный артист России (11.12.1996).

Родился в семье мобилизованного перед войной в Алтайский край из Бессарабии на строительство танкового завода инженера Янкеля Борисовича Эйфмана и врача Клары Марковны Курис.
В 1951 году вернулся в Кишинев. В 1964 году окончил хореографическое отделение Кишиневского музыкального училища. С 1962 по 1966 годы руководил детской хореографической студией при Дворце пионеров. В 1972 году окончил балетмейстерское отделение Ленинградской государственной консерватории им. Римского-Корсакова.

Первые постановки осуществил в 1970 году (балеты «Жизни навстречу» на музыку Д. Б. Кабалевского и «Икар» на музыку А. Чернова и В. Арзуманова), затем последовали «Блестящий дивертисмент» (1971) на музыку М. И. Глинки, «Фантазия» (1972) на музыку Антония Аренского, «Гаянэ» на музыку А. И. Хачатуряна (1972, дипломная работа), - на сцене Малого театра оперы и балета в Ленинграде.

С 1971 по 1977 год был балетмейстером в Ленинградском хореографическом училище им. Вагановой, а поставленные им балеты шли на сцене Театра оперы и балета им. Кирова: «Русская симфония» (1973) на музыку В. Калинникова, «Встречи» (1975) на музыку Р. К. Щедрина, «Жар-птица» (1975) на музыку И. Ф. Стравинского, «Прерванная песня» (1976) на музыку И. Калныньша, «…Души прекрасные порывы» (1977) на музыку Р. Щедрина. Широкая известность пришла к Эйфману после успешной постановки спектакля «Жар-птица», который был также показан на гастролях в Москве и в Японии. В эти же годы Эйфман стал автором фильмов-балетов «Вариации на тему рококо», «Икар», «Три сочинения», «Кровавое солнце» и «Блестящий дивертисмент».

В 1977 году при Ленконцерте создал свой театр, который сначала назывался «Новый балет», а позднее был переименован в Санкт-Петербургский государственный академический театр балета под руководством Бориса Эйфмана.
Уже в конце 1970-х годов с этой труппой им были поставлены спектакли «Только любовь» на музыку Родиона Щедрина, «Искушение» по композициям группы Yes (главным образом Рика Уэйкмана), «Под покровом ночи» на музыку Белы Бартока, «Прерванная песня» на музыку И. Калныньша, «Двухголосие» по ранним композициям группы Pink Floyd (главным образом за авторством Сида Баррета), «Жар-птица» (1978) на музыку И. Стравинского и «Вечное движение» (1979) на музыку А. Хачатуряна. Постановка балетных программ с комбинацией академической и беспуантовой хореографии и с использованием музыкальных композиций современного прогрессивного рока в те годы было также воспринято очевидным новаторством.

Художественный руководитель – директор Санкт-Петербургского государственного академического театра балета, профессор.

театральные работы

«Поединок» (1980) по рассказу А.И. Куприна на музыку А. Хачатуряна
«Покорение стихии» (1981) на музыку Д.Д. Шостаковича, «Автографы» (1981): «Игры» на музыку Антонио Вивальди, «Про и контра или Контрапункт» на музыку А.Г. Шнитке, «Реквием балерине» на музыку Бетховена
«Познание» (1981) на музыку Томазо Альбинони
«Безумный день, или Женитьба Фигаро» (1982) на музыку Джоаккино Россини в обработке Т. Когана
«Легенда» (1982) на музыку Т. Когана
«Композиция» (1982) на музыку Антона Веберна
«Художник» (1983) на музыку Франца Шуберта
«Метаморфозы» (1983): «Ария» на музыку Эйтора Вила-Лобоса, «Прогулка или Рандеву» на музыку О. Николаи, «Тереза Ракен» по роману Эмиля Золя, «Предисловие к Гамлету» на музыку И. Брамса
«Каприс» (1983) на музыку Гектора Берлиоза
«Двенадцатая ночь, или Что угодно» (1984) на музыку Гаетано Доницетти
«Поединок» (1986) по рассказу А.И. Куприна на музыку В. Гаврилина
«Интриги любви» (1986) на музыку Джоаккино Россини в обработке Т. Когана
«Мастер и Маргарита» (1987) на музыку А. Петрова
«Пиноккио» (1989) на музыку Жака Оффенбаха
«Человеческие страсти» (1990) на музыку Х. Сарманто
«Убийцы» (1991) на музыку И.С. Баха, Густава Малера и А.Г. Шнитке
«Реквием» (1991) В.А. Моцарта (поставлен Эйфманом также в Национальном театре оперы и балета в Кишинёве в 2007 году)
«Иллюзии» (1992) на музыку К. Пети
«Бумеранг» по композициям Джона Маклафлина
«Идиот» по мотивам Ф.М. Достоевского на музыку Шестой симфонии П.И. Чайковского
«Чайковский» (1993)
«Дон Кихот, или Фантазии безумца» (1994) на музыку Л. Минкуса «Карамазовы» (1995) по роману Ф.М. Достоевского на музыку С.В. Рахманинова, Рихарда Вагнера и М.П. Мусоргского
«Красная Жизель» (1997) на музыку П.И. Чайковского, Жоржа Бизе и А.Г. Шнитке
«Мой Иерусалим» (1998) на техно-музыку групп: Wanfried, Future Sound of London, Reload (также использована религиозная музыка и этно-музыка)
«Русский Гамлет» («Сын Екатерины Великой»), «Дон Жуан и Мольер», «КТО есть КТО» на музыку И. С. Баха и Четвёртой симфонии П. И. Чайковского, «Мусагет» к столетию Джорджа Баланчина
«Анна Каренина» по Л. Н. Толстому (2005)
«Чайка» по А.П. Чехову на музыку С.В. Рахманинова и А.Н. Скрябина (2007)
«Евгений Онегин» на музыку П.И. Чайковского и А. Стиковетского (2009)
«Роден» на музыку Равеля, Сен-Санса, Массне (2011)

призы и награды

Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (5 мая 2012).
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (16 марта 2007).
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1 сентября 2003).
Государственная премия РФ (1998) - за балетные спектакли Санкт - Петербургского государственного театра балета «Чайковский», «Дон Кихот, или Фантазии безумца», «Карамазовы», «Красная Жизель», «Мой Иерусалим».
Лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» (1995, 1996, 1997, 2001, 2005).
Национальная театральная премия «Золотая маска» (1996, 1999).
Премия «Триумф» (1996).
Орден «Мира и Согласия» (Россия, 1998) в номинации «новое слово в хореографии».
Орден искусств и литературы Франции (1999).
Командорский крест ордена Заслуги Республики Польша (2003).
Премия "Человек года" Федерации еврейских общин России (2006).
Премия «Benois De La Danse» в номинации «Лучший хореограф 2005 года» (2006).
Премия Правительства РФ в области культуры за балетную трилогию «Иное пространство слова» (2011).
Заслуженный деятель Казахстана (2012).

“Анна Каренина” в постановке Бориса Эйфмана

Труппа театра балета Бориса Эйфмана начала подготовку к открытию нового, 41-го сезона.

В его первой половине продолжится празднование 40-летия коллектива Эйфмана, отмечаемого в текущем году.

Предлагаем вашему вниманию информацию о творческих планах театра на 2017–2018 гг.

7 сентября труппа начала гастроли в Китае. Они продлятся до 16 сентября и охватят Шанхай и Пекин.

В обоих городах будут представлены балеты «Анна Каренина» и «Роден, ее вечный идол». Спектакли в китайской столице откроют программу ежегодного Танцевального фестиваля Национального центра исполнительских искусств - главной площадки Поднебесной, которая примет петербургских артистов.

Во второй половине сентября труппа впервые в своей истории выступит во Владивостоке (на Приморской сцене Мариинского театра), а также посетит Хабаровск. Зрители городов Дальнего Востока России увидят балет «Евгений Онегин».

29 сентября в Санкт-Петербурге на сцене Александринского театра будет показана выпущенная в нынешнем году новая версия балета «Русский Гамлет». Уточним, что именно в этот день 40 лет назад в Ленинграде состоялось первое официальное публичное выступление труппы Бориса Эйфмана, ставшее точкой отсчета в истории коллектива.

В начале октября театр приедет в Кишинев с балетом «По ту сторону греха», а во второй половине месяца исполнит эту же постановку (а также «Красную Жизель») в Санкт-Петербурге. Конец октября и начало ноября ознаменуются гастролями в Сургуте и Красноярске (со спектаклями «Анна Каренина» и «Евгений Онегин»).

На 17 ноября назначена премьера балета «По ту сторону греха» в Братиславе. Постановку Бориса Эйфмана по роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» представит труппа Словацкого национального театра.

18 и 19 ноября петербургский коллектив исполнит балет «Анна Каренина» на сцене Оперы Лозанны. 25 ноября в концертном зале «Барвиха Luxury Village» в честь своего 40-летия театр покажет спектакль-концерт «EIFMAN GALA». Его программу составят фрагменты из лучших работ Бориса Эйфмана.

Кульминацией празднования юбилея коллектива будет большой гала-концерт на сцене Александринского театра. Мероприятие запланировано на 12 декабря.

Помимо сцен из избранных постановок театра петербургская публика увидит номера в исполнении воспитанников Академии танца Бориса Эйфмана, а также сочинения молодых хореографов.

Во второй половине декабря труппа отправится на гастроли в Испанию, в ходе которых покажет спектакль «Анна Каренина» в Памплоне и Барселоне (в знаменитом оперном театре «Лисео»). Столицу Каталонии коллектив посетит впервые.

Начало января будет отмечено участием театра в Пекинском фестивале танца со спектаклем «По ту сторону греха». Затем артисты вернутся в Санкт-Петербург, где начнутся съемки фильма-балета «Русский Гамлет».

Знаковым событием февраля станут представления балета «Реквием» в Монреале в сопровождении оркестра и хора. Во второй половине марта состоятся гастроли труппы в Прибалтике со спектаклем «Чайковский. PRO et CONTRA». Тур охватит Таллин, Ригу, Вильнюс и Калининград.

В апреле театр дебютирует на сцене Линкольн-центра. В крупнейшем и наиболее престижном культурном центре Нью-Йорка труппа проведет серию показов «Анны Карениной». Танцовщикам будет аккомпанировать оркестр.

В мае коллектив примет участие в Международном фестивале «Боденское озеро», проходящем в Фридрихсхафене (Германия). Его зрители смогут познакомиться с балетом «Евгений Онегин». Два его представления также пройдут в сопровождении оркестра.

Насыщенная гастрольная жизнь ожидает театр в июне. В течение месяца труппа даст спектакли в Монако, немецком Реклингхаузене (в рамках одного из старейших европейских фестивалей искусств «Рурфестшпиле»), а также в Вене и других столицах на Дунае. Европейские гастроли подведут черту под 41-м сезоном театра.

Кроме того, в этом сезоне Борис Эйфман планирует вести работу над новым балетом. Спектакль, вдохновленный античным мифом о скульпторе Пигмалионе и переосмысляющими данный сюжет произведениями искусства, станет первым за долгие годы обращением хореографа к комедийному жанру.

Уважаемый Борис Янкелевич!

Большое спасибо за то, что вы делаете для культуры! Ваши работы необыкновенны, они позволяют людям, крайне далеким от балета, полюбить этот вид искусства!

Я видела девять ваших постановок, любимого «Родена» - трижды. Я ездила за вами в Питер и Канны, посылала друзей в Ригу и Алма-Ату – и все были в абсолютном восторге.

Последний из идущих сейчас спектаклей – «Русский Гамлет» - решилась посмотреть в Москве, в Большом. И у меня к вам личная просьба. Пожалуйста, если вы когда-нибудь еще решите приехать в с гастролями в административную столицу нашей родины, никогда, никогда, никогда не берите сцену Большого.

Я понимаю, что это может быть важно для статуса – но куда же больше? Кому и что докажет эта строчка? Вы и ваши подопечные – на такой высоте, которая не нуждается в подтверждении этими бирюльками.

Возможно, после реставрации гримерки и прочие помещения для артистов сделали удобными. Но то, что происходит в зале, - чистое унижение зрителя. Вашего зрителя. Тех, кто пришел смотреть ваши работы, а не за статусом главной сцены страны.

Понимаю, что это всё быт и мелочи, но из них складывается общее впечатление. И если артисты балета привыкли пренебрегать любыми лишениями и вживаться в роль или следовать тому, что должно, то простым людям сложно просидеть два часа, не пописав. Они будут больше озабочены тем, как бы себя уговорить не обмочиться, чем действием второго акта. А туалетных кабинок в Большом – мало. На некоторых этажах так просто по одной на особей каждого пола.

Или вот стулья. Есть, например, барные. Вы же видите со сцены, кто к вам ходит. Вы себе хорошо представляете бабушку, которая должна 2 часа сидеть на барном стуле? Это стулья третьего ряда лож. Есть еще кресла в ярусах повыше (от второго), они неплохи, но узки – и с моим размером (40-42) там нормально, а вот люди солидной комплекции туда не помещаются, ну разве что как квашня в кастрюлю, вытекая через края.

Это, правда, не всегда принципиально, потому что у многих мест видимость сидя – около 20%, стоя уже хотя бы 80%. То есть сидя вам мешают уже даже спинки впереди стоящих кресел, а когда в них садятся люди – то всё. Два часа нужно стоять. Хотя билет у вас формально сидячий. Правда, стоять тоже выйдет не всем, потому что в тех же проклятых ярусах высота до потолка около 175 см. Так что стоять людям среднего роста придется на чуть согнутых ногах. Как тренировка это бы подошло отлично, но как просмотр балета – уже не очень.

Особенно не очень было двум моим соседкам. Их места находились строго за колоннами. Номинал стоимости билета – 3000 рублей. У перекупщиков – 6500 (почти у всех одинаково, купить по номиналу невозможно; не верите – проверьте). Но даже, допустим, произошло чудо и те две милые дамы купили на вас билет по 3000 рублей. И видели штукатурку колонн. Как у Большого хватает совести продавать такие билеты – не знаю. Там кресла вмонтированы в пол, их нельзя подвинуть и невозможно не знать, что с них ничего не видно. В интернете есть схемы зала с примерным ограничением видимости с каждого места. Почему нельзя было это исправить во время реставрации, видимо, эти люди будут отвечать перед каким-то другим судом.

Зрители разделены на страты по уровню нищебродства. У кого билеты от 17 000 (в перекупке) – тем, пожалуйста, не через парадный, сюда нельзя, вам в 6 или 16 подъезд, это сбоку. Обсудить толком ничего нельзя в антракте – узкие коридорчики, очереди в пресловутый туалет, присесть некуда. Спрашиваю у гардеробщицы: «можно взять плащ с собой, холодно как-то». Она: «конечно, у нас тут и кондиционеры хорошо работают, накиньте». Подходим ко входу в зал, билетерша: «я тут главная и я вас не пускаю!». Это прямая цитата. Как таких сотрудников допускают до работы с людьми – не знаю. И с таким настроением – к вам на балет.

Поход на ваши работы в Александринку – праздник. Не считая необъяснимой манеры закрывать ложи до третьего звонка, чтобы надо было побегать за билетером с единственным ключом и поуговаривать его открыть, всё остальное просто прекрасно.

В Москве тоже есть вменяемые залы, где не надо толкаться через магнитные рамки, продираться к местам с получерного входа, выслушивать нотации сотрудников, приходить с запасной табуреткой и, на всякий случай, не пить накануне. И там достаточно большие сцены, и есть свет, и обзор со всех мест – нормальный. Не надо чуда – пусть просто будет видно.

Если вы еще решитесь приехать, пожалуйста, пожалуйста, пожалуйста, выберите другой зал для выступления. Мы, ваши поклонники, вытерпим всё: простоим часы на холодной брусчатке, выслушаем всё застарелое хамство церберов старой закалки у входа, потерпим толкучку, заплатим втриторога. Но если всего этого нелепого унижения можно как-то избежать – давайте избежим.