Беседы по этикету в начальной школе. Разговор об этикете классный час (5 класс) на тему. Цель: Научить детей самим выбирать подарки для других; что при этом надо учитывать; как дарить подарки; воспитать в детях щедрость и благодарность

Абсолютно всем людям должны быть знакомы стандартные правила этикета. Этикет во время беседы просто обязательно выдерживать, и не важно с кем вы при этом общаетесь. Зачастую, именно от первой беседы зависит общее впечатление о человеке. Поэтому, мы сегодня рассмотрим правила этикета .

Многое в жизни зависит именно от того, как именно мы себя ведем в той или иной ситуации, насколько соблюдаем этикет во время беседы, насколько воспитаны. Важно знать общие правила вежливости, если вы намеренны произвести хорошее впечатление на собеседника. Бывают разные ситуации для этого, вы устраиваетесь работать, знакомитесь с родителями своей второй половинки, заключаете выгодный контракт и так далее. Этикет во время общения очень важен, без него просто невозможно произвести впечатление.

Встреча и приветствие

Произошла встреча с человеком, но какие правила этикета необходимо помнить в первую очередь?

1. Приветствуя, младшие первыми здороваются со старшими, мужчины – женщин, в свою очередь женщины первыми приветствуют мужчин, в случае если они значительно старше, это обязательный этикет во время приветствия.
2. Независимо от возраста и пола первым здоровается тот, кто входит в комнату, прощается первым уходящий, оставшийся человек прощается последним.
3. Если в комнате находится не один человек, в таком случае сначала нужно поздороваться с хозяином, затем с остальными, таковы правила этикета.
4. Если мужчина сидит, перед тем как приветствовать входящих, он обязан привстать, на женщин это правило не распространяется, они могут продолжать сидеть. Если вы представляете девушку другой девушке, в таком случае она обязана встать.

Беседа

Этикет во время беседы гласит:

Говорите четко, негромко и ясно. Речь должна быть полностью понятной для каждого собеседника, избегайте перешептываний, тем более если вы не одни.
Не перебивайте рассказчика не в коей мере, он должен высказать свою запланированную речь, после вы сможете высказаться.
Внимательно слушайте собеседника во время разговора, не отвлекайтесь на другие, постороннее дела: Смотреть на часы, говорить по сотовому телефону, писать что-то, искать какие-то вещи в сумочке.
Не стоит во время разговора акцентировать внимание исключительно на себе, это невежественный и плохой этикет во время беседы . Не говорите слишком много и не стоит строить из себя всезнайку. Вы проявите хороший этикет во время беседы, если будите больше слушать, а не говорить.
Умейте красиво отстоять свое я, а также точку зрения и мнение. Сохраняйте спокойствие в попытке выяснить истину. Не стоит повышать голос или вовсе кричать на собеседника. При любых обстоятельствах уважайте чужую точку зрения.
Если дело дошло до анекдотов и в какой-то момент вы поняли, что знаете его, не стоит перебивать рассказывающего человека.
Не стоит спорить на ту тему, в которой вы плохо разбираетесь.
Правила этикета – избегайте слов «ну», «в общем», «э», «это самое» и т.д. Матерные и жаргонные слова, это вообще табу.
Задавать слишком много вопросов, будет не очень хорошей затеей. Выберите основные, интересующие вас больше всего.
Старайтесь не молчать. Если нечего сказать, все равно поддерживайте беседу, в крайнем случае поддакивайте, в противном же случае собеседник может на вас обидеться.
Прежде чем что-то сделать сказать или пошутить, подумайте трижды, а будит ли это уместно в данный момент, поймут ли вас и оценят ли шутку по достоинству.
Перед тем как задать вопрос или просьбу не лишним будет сперва произнести слово «Позвольте», «Простите», «Извините».
У вас всегда при себе должна быть ваша личная визитная карточка, вы не знаете, когда и где она вам может понадобиться.
С начала нового знакомства, обязательно называйте собеседника на «Вы», на «Ты», вы сможете перейти по обоюдному согласию, если конечно посчитаете нужным.

Правила этикета, жесты

Неконтролируемые жесты, и мимика вашего лица, определенно могут испортит впечатление о вас, несмотря на то, что вы будите вежливы. Некоторые жесты и движения происходят машинально во время разговора, но все же их можно постараться контролировать. Вы просто обязаны знать описанные выше правила этикета . Этикет во время беседы, это целая наука, так начните обучаться прямо сейчас.
Как стать мастером общения? 49 простых правил Рвачева Елена

Правило № 32 Этикет беседы

Правило № 32

Этикет беседы

Этикет общения – это правила соблюдения приличия в обществе. Знание этикета необходимо для того, чтобы быть мастером общения. Рассмотрим некоторые правила приличия в ведении разговора.

Для того чтобы быть интересным и воспитанным собеседником, необходимо научиться следующему:

– ориентироваться в темах разговора;

– подстраиваться и приноравливаться к собеседнику;

– избегать в беседе крикливого «Я»;

– занимать позицию собеседника;

– вести общение в кругу интересов оппонента;

– избегать разговоров, которые неприятны собеседнику;

– выбирать интересующие вашего собеседника темы разговора;

– быть благодушным, проявлять деликатность и располагать к себе;

– говорить на языке, понятном собеседнику, без употребления специальных терминов и фраз;

– говорить отчетливо и в меру громко;

– делать паузы и т. д.

Не следует:

– увлекаться болтовней;

– с чужими людьми начинать разговор о присутствующих, сплетничать;

– критиковать собеседника;

– показывать, что разговор наскучил или утомляет;

– превозносить себя и преувеличивать свою роль;

– утомлять собеседника своими проблемами и т. д.

Для того чтобы научиться общаться с людьми, чувствуя себя легко и непринужденно, без усилий и стеснений завязывать беседу и свободно вести ее, необходима подготовка. Но главное, всегда помнить, что ваше поведение и речь должны быть естественными и искренними.

Обсуждать следует темы интересные, в которых вы хорошо ориентируетесь. Если же тему задает собеседник, то постарайтесь подготовиться к ней заранее.

Для оживления разговора и наполнения его содержательностью призывайте на помощь свою изобретательность и чувство юмора.

С малознакомым человеком беседу лучше начинать с отвлеченных тем, например, о погоде, искусстве, новостях, спорте и т. д. По ходу разговора обязательно найдется тема, интересующая обоих собеседников.

Не надо бояться пауз, это естественный процесс. Лучше воспользоваться этим временем для обдумывания следующей темы или подготовки вопросов по интересующим вас моментам.

Заводя дискуссию, нужно сразу определить, а если необходимо, то уточнить, правильные ли и одинаковые ли у собеседников представления о теме и фигурирующих в ней понятиях. До спора лучше не доводить.

Воспитанный человек не станет сплетничать и рассказывать о своих личных делах и проблемах. Если же вас об этом спрашивают, то лучше всего ответить однозначно, типа: «Спасибо, все хорошо» и перевести разговор в нужное русло.

Не стоит также затрагивать темы или сенсационные новости, о которых вы знаете понаслышке, а не достоверно. Если разговор в компании неприятен хотя бы одному из присутствующих, следует его прекратить. Некрасиво обсуждать болезни, сны, предчувствия, предаваться воспоминаниям и произносить длинные монологи. Невежливо перебивать собеседника, делать замечания, подсказывать слова или заканчивать за него фразу. Бестактными являются вопросы о семейном положении, материальном достатке и т. д. Не привлекает к себе внимания человек, хвастающий своими достижениями, талантом и т. д. Не рекомендуется в обществе злоупотреблять колкостями и анекдотами.

Обо всем этом и многом другом поговорим подробнее в следующих правилах.

Из книги Бизнес-леди в большом городе автора Тунцова Диана

Часть II Этикет для бизнес-леди Деловое общение в мире бизнеса – это игра по особым правилам. Нарушение правил никогда не останется незамеченным и тем более безнаказанным. Гарантировать успех делового общения вам поможет данная глава. Она содержит основные принципы,

Из книги Выжми из бизнеса всё! 200 способов повысить продажи и прибыль автора Парабеллум Андрей Алексеевич

Глава I Бизнес-этикет для формирования вашего успеха Деловой, гражданский этикет или даже просто хорошие манеры поведения меняются в течение всего того времени, как люди стали тесно взаимодействовать между собой в различных аспектах жизни. Этот процесс продолжается и по

Из книги СуперДиджей: Краткий курс по раскрутке. 33 рецепта автора Масленников Роман Михайлович

Улыбка и бизнес-этикет Выражение: «Улыбка – это профессионально», – очень актуально в бизнес-этикете. Самый простой и лучший способ выразить свою доброжелательность окружающим – это улыбнуться им. Для начала потренируйтесь перед зеркалом, чтобы ваша улыбка была

Из книги Удвоение продаж в оптовом бизнесе автора Мрочковский Николай Сергеевич

Обобщение темы – телефонный этикет Поднимайте трубку на 3-й звонок: на первый – отвлекайтесь от работы, на второй – сосредоточьтесь на прием, на третий звонок – продумайте первые фразы. Говорите в строго определенном темпе, первые слова приветствия и представление

Из книги Как легко поставить собеседника на место автора Чесс Ричард

Деловой этикет стран Дальнего Востока ЯпонияЗапад очень давно, в отличие от России, контактирует с Японией. Поэтому их деловые контакты давно стали толерантными во многих точках соприкосновения. Российским бизнесменам следует знать, что японские бизнесмены по стилю во

Из книги Авторитет. Как стать уверенным, весомым и влиятельным автора Гойдер Каролина

Искусство произвести первое впечатление и международный деловой этикет Мы уже писали, что многое в деловом общении зависит от того, какое первое впечатление вы сумеете создать у партнеров. Это взгляд, улыбка, рукопожатие и так далее. Но в некоторых странах можно

Из книги Как избавиться от комплекса неполноценности автора Дайер Уэйн

Классный час для 5-8 классов «Разговор об этикете»

Цели:

  • развитие культуры общения коммуникативных навыков школьников;
  • привитие этических норм бесконфликтного общения с младшими, с ровесниками и со взрослыми.

Задачи:

  • Развитие у учащихся чувства ответственности за свое поведение.
  • Воспитание уважительного отношения к окружающим.
  • Формирование эстетического вкуса в манерах поведения.

Оборудование: набор предметов для практического занятия.

Ход классного часа

Вступление

Учитель: Здравствуйте, ребята. Я думаю, что тему классного часа вы определите, когда послушаете следующее стихотворение

Ученик: (читает отрывок из стихотворения С. Маршака " Ежели вы вежливы"):

Ежели вы вежливы
И к совести не глухи,
То место без протеста
Уступите старухе.
Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
И ежели вы вежливы,
Поможете вы маме,
И помощь ей предложите
Без просьбы - то есть сами.
И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьете.
И ежели вы вежливы,
Вы книжечку вернете
В опрятном, не измазанном
И целом переплете.
И ежели вы вежливы, -
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным, не робея.

Учитель спрашивает ребят о теме классного часа.

Учитель: Вы правы и сегодня мы будем говорить о вежливости, об этикете, о добром отношении к людям. Сегодня на уроке мы познакомимся с историей возникновения этикета; проведем дискуссии; разберем и обсудим жизненные ситуации и выполним практикум. Мне бы хотелось, чтобы вы были активны и высказывали свое мнение.

Факты из истории

Первый ученик: Начнем с истории. Первые упоминания об этикете как установленном порядке поведения уходят вглубь тысячелетней истории человечества. Один из самых известных литературных текстов Древнего Шумера - "Первые моральные идеалы". Высокие моральные качества, по мнению шумеров, были дарованы человеку богами, и человек должен был следовать этим божественным предначертаниям. Со временем правила поведения разных народов видоизменились, отражая различные условия их жизни. Наряду с повседневным появился деловой этикет.

Второй ученик: Первые пособия по правилам поведения, трактаты, появились в Средние века. Первый трактат о поведении был издан в 1204 году испанским священником Педро Альфонсо и назывался "Дисциплина клерикалис". На основе этого сочинения были составлены книги по этикету. Они содержали правила поведения за столом, ведения беседы, приема гостей и т.п.

Слово "этикет" произошло от названия карточек, "этикеток", которые раздавали всем гостям во время изысканных приемов у короля Людовика XIV. На карточках были написаны правила поведения. В XIV-XVII веках соблюдение правил этикета стало отличительным признаком светского человека.

Третий ученик : На Руси первые письменные правила поведения были составлены князем Владимиром Мономахом. В своих "Поучениях" мудрый князь писал: "Куда не пойдете по своей земле, нигде не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам обижать жителей ни в селениях, ни в полях,: где не остановитесь в пути, везде напойте и накормите всякого просящего: чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, - простой ли человек, или знатный - угостите пищей и питьем: Больного посещайте, мертвого приходите проводить: «Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово»

Раньше культуре общения, учтивости, умению вести себя в обществе - всей этой тонкой науке поведения - обучали только избранных. Хорошие манеры считались признаком превосходства и просвещенности.

Беседа

Учитель: А сейчас, в настоящее время, какого человека можно назвать культурным и вежливым? Где и каким образом человек получает первые навыки этикета? Рождается ли ребенок сразу вежливым и воспитанным? Что надо сделать для того, чтобы тебя считали вежливым? Хорошо ли быть вежливым или этого надо стесняться? Всегда ли человека, строго придерживающегося правил поведения, можно считать культурным? На чем основаны требования культуры поведения в семье, школе, обществе?

(ученики отвечают на вопросы учителя, начинается дискуссия)

Жизненные ситуации .

Учитель: Ребята, чтобы перейти к следующей части нашего урока, необходимо одному из представителей команды взять листочек бумаги, в котором описана жизненная ситуация и даны вопросы, на которые необходимо дать ответы.

Ситуация 1 . Школьная перемена. Ученики выходят из кабинета, мальчики начинают бегать и играть. За игрой не замечают библиотекаря, несущего стопку книг, один мальчик, назовем его Костя, толкает библиотекаря, книги рассыпаются по полу, но Костя этого не замечает и бежит дальше. Библиотекарю ничего не остается, как поднять книги самой. Один из одноклассников Кости, Егор, оказывается рядом и помогает собрать книги. "Простите его, - говорит Егор,- Костя у нас такой несобранный! Давайте я помогу вам отнести книги". Казалось бы, неприятный инцидент исчерпан, библиотекарь доволен. Так ли это, как вы думаете? Что скажете про Костю и Егора? Как бы вы поступили в данной ситуации?

(ответы учеников)

Ситуация 2. В дверях магазина встречаются мальчик с девочкой. Мальчику надо выйти из магазина, а девочке войти. Мальчик уступает дорогу девочке, а за его спиной в это время собирается несколько человек. "Чего встал? Выходи быстрее! - кричит парень сзади. - Не задерживай, я тороплюсь!". На что мальчик ему отвечает: Что, по-вашему, мог ответить мальчик этому парню? Как мог повести себя парень? Какой могла бы быть реакция стоящих рядом людей?

(ответы учеников)

Ситуация 3.

1) У вас день рождения. Гости приглашены в пять часов, но кое-кто из гостей приходит раньше. Стол еще не накрыт, вы не одеты в праздничную одежду. Вы в растерянности:

2) Вы звоните другу, чтобы узнать домашнее задание. К телефону подходит бабушка. Каким будет ваш разговор с ней?

3) Мальчик просит у одноклассника компьютерный диск с игрой, в которую давно мечтал поиграть. "А что ты мне за это дашь?" - спрашивает тот. После долгих уговоров и обещаний подарить новый журнал о машинах тот соглашается дать диск.

Вопросы для обсуждения : В каких случаях поведение участников ситуаций можно считать красивым? Какое поведение вы одобряете? Как бы вы поступили в каждой из приведенных ситуаций?

(ответы учеников, дискуссия)

Практическая часть

Учитель: Ребята, вам необходимо будет сейчас проявить свои актерские способности и разыграть жизненные ситуации. Каждой команде предлагается три одинаковые ситуации и есть возможность заработать за каждый правильный ответ баллы.

Что ж, посмотрим на практике, насколько хорошо вы владеете правилами этикета.

Задание 1. "Встреча гостей". В каждой группе 5 человек от команды. Мы распределяем роли: хозяин, хозяйка, подруга хозяйки, друг хозяина, гость.

Представим себе ситуацию: гость звонит в дверь. Кто должен открыть дверь? (команды обсуждают)

Предполагаемый ответ : дверь обычно открывает хозяин, хозяйка выходит из кухни или комнаты встретить только почетного гостя, в остальных случаях она продолжает заниматься приготовлениями к столу. (Если команда ответила правильно, ей дается 2 балла)

Задание 2. "Приветствие ". Вопрос: как нужно здороваться с пожилым человеком, с мужчиной, с женщиной, с ровесником? (команды обсуждают)

Предполагаемый ответ: Младший по возрасту первым приветствует старшего, для рукопожатия первым руку протягивает старший, если он этого не делает, то руки не протягивают. Если здороваются мужчина с женщиной, то первой руку протягивает женщина. Если здороваются равные между собой люди, например офицер с офицером, то первым здоровается тот, кто вежливее. Не подать руки, если тебе протягивают руку - очень невежливо и даже оскорбительно. (За правильный ответ команде присуждаются 4 балла)

Задание 3. "Подарки" . От каждой команды требуются три человека - один будет выбирать и дарить подарки, двое других - принимать их. На столе разложены возможные подарки: книга, репродукция картины, носовой платок, шарфик, дорогая ручка, блокнот, диск и т. п. Задача: выбрать подарок и объяснить, почему именно этот предмет выбран в качестве подарка.

Предполагаемый ответ: Книгу дарят в том случае, если знают ее содержание. Картину дарят, если знают вкусы виновника торжества. Носовой платок дарить не положено, это - к ссоре. Подарок не должен быть ненужным и бесполезным. Прежде чем подарить подарок, с него нужно снять этикетку-ценник. Дарить нужно только новые вещи.(Команды получают за этот конкурс 3 балла).

Задание 4. "Да - нет" . Командам по очереди учитель задает вопросы, на которые требуется положительный или отрицательный ответ. За каждый правильный ответ - 1 балл.

  1. За столом ведут громкие разговоры? (нет)
  2. Сливочное масло сначала кладут себе на тарелку, потом намазывают на хлеб? (да)
  3. Печенье, сухари, фрукты за столом берут руками? (да)
  4. Хлеб со стола берут вилкой? (нет)
  5. Мальчик первым входит в темную комнату? (да)
  6. Если молодой человек и девушка идут по дороге, с одной стороны которой дома, а с другой едут машины, то молодой человек идет со стороны дороги? (да)
  7. На день рождения дарят четное количество цветов? (нет)
  8. Уместно ли детям посылать комплименты очень пожилым людям? (нет)
  9. Когда взрослый человек входит в класс, ребята приветствуют его стоя. (да)

Подведение итогов.

Учитель: Подведем итоги нашей практической части классного часа (Объявляются баллы, набранные командами).

Учитель: Уважение вызывает тот человек, который, следуя установленным правилам и нормам поведения (т. е. этикету), не забывает о том, что главным является не только то, что он делает, но и как он это делает, в какой форме. Один и тот же поступок в одном случае может быть уместным и красивым, а в другом - грубым и бестактным. Все зависит от того, насколько мы учитываем обстоятельства, настроение, особенности характера людей, с которыми мы общаемся.

В понятие культура входит не только внешнее проявление отношения к людям, к природе, к животным, к миру вещей, но и внутренняя культура и красота человека. Эта красота выражается в характере личных потребностей и интересов, в образе жизни, в культуре речи, в красоте мимики и жестов, в постоянном совершенствовании таких качеств, как принципиальность, благородство, отзывчивость, тактичность, честность и бескорыстие. Вы живете среди людей, и каждый ваш поступок и желание отражаются в людях. Знайте, что существует граница между тем, что хочется, и тем, что можно: Проверяйте свои поступки сознанием: не причините ли вы зла, обиды, неприятности людям. Поступайте так, чтобы людям, окружающим вас, было хорошо. Будьте добрыми и чуткими к людям. Помогайте людям словом, делом и поступком. Ведь каждому приятно иметь дело с добрым, культурным, воспитанным, вежливым человеком.

Релаксация: смайликом покажите свое мнение о классном часе


Любая беседа начинается с выбора темы. В свою очередь, выбор темы беседы зависит от многих факторов: от повода, по которому люди собрались, от культурного уровня собеседников, от общности их интересов. Тема разговора, по возможности, должна быть интересной для всех участвующих. Среди малознакомых людей можно завести разговор о кинофильме, спектакле, концерте, выставке, о прочитанной книге или последних научных достижениях. Обычно всех привлекают также политические события. Однако в условиях «всеобщей политизации» опасайтесь, чтобы разговор на эту тему не перешел в жаркие политические баталии. При выборе темы нужно считаться с человеком, с которым вы разговариваете, с местом, где вы находитесь, с настроением окружающих.

Тому, кто любуется закатом солнца, не говорят о своих планах работы, а обсуждающему план работы – о своей вчерашней вечеринке. Не жалуются в обществе или в присутствии третьего лица на свои сердечные дела или домашние ссоры, так как это может поставить собеседника в неловкое положение.

Невежливо беседовать на тему, в которой кто-либо из присутствующих не может принять участия. Тактичный собеседник ведет разговор со всеми присутствующими, не отдавая никому явного предпочтения.

В обществе не рассказывают страшных историй и вообще избегают всего, что может вызвать тяжелые воспоминания или мрачное настроение.

В комнате больного не говорят о смерти, больному не говорят о том, что он плохо выглядит, наоборот, стараются его подбодрить.

В пути, особенно в самолете, не рассказывают о воздушных катастрофах, в машине – об автомобильных авариях.

За столом не говорят о вещах, которые могут испортить аппетит или удовольствие от еды. Пищу, стоящую на столе, не критикуют и не рассматривают с неодобрением.

Правила ведения беседы. Хозяин дома или стола должен незаметно направлять беседу, стараясь завязать общий разговор и втягивая в него застенчивых гостей. Самому лучше говорить меньше. Хозяин следит за тем, чтобы разговор велся в рамках приличий. Шутка или анекдот, сказанные кстати, вполне уместны, но при условии хорошего вкуса, остроумия и умения рассказывать. В компании недопустимы пошлости, вне зависимости от того, в каком виде они преподносятся.

Во время разговора не проявляют излишнего любопытства. Невежливо настойчиво проникать в чужие интимные дела. Это, как уже говорилось, бестактно. Поэтому, например, не принято спрашивать о возрасте женщины. Еще неприличней подшучивать над ее нежеланием говорить об этом.

Об окружающих можно говорить только в корректном тоне. Каждый должен сам чувствовать, где кончается просто интерес к человеку и где начинается сплетня или того хуже – клевета. Ироничная улыбка, многозначительный взгляд, двусмысленная реплика нередко порочат человека больше, чем откровенная брань.

Умение выслушать собеседника, как уже говорилось, непременное требование речевого этикета. Это, конечно, не означает, что нужно сидеть молча. Но бестактно прерывать другого. Поэтому, как бы вам не было скучно, вы должны запастись терпением, чтобы выслушать до конца мысль или рассказ другого. При разговоре вдвоем тоже нужно уметь слушать. Бывает, что приходится помолчать, когда чувствуешь, что твои слова могут разжечь страсти. Не стоит начинать горячий спор в защиту своего мнения. Такие споры портят настроение присутствующим.

Молодежь должна избегать споров со старшими. Даже когда старший действительно не прав, а молодой не сумел убедить его в своей правоте, правильнее прекратить спор, перевести разговор на другую тему. Молодым людям вообще лучше подождать, пока старшие втянут их в беседу. В свою очередь, старшие должны давать молодым возможность высказаться, не прерывать их.

Человек, обладающий даром остроумия, должен использовать его тактично, не высмеивая окружающих, не подтрунивая над ними. Не стоит специально лезть из кожи вон, только чтобы сострить.

По отношению к самоуверенному «всезнайке» хорошо воспитанный человек держится скромно и спокойно, делая вид, что не замечает его оплошностей. Если же необходимо поправить говорящего, стараются делать это деликатно, не обижая его, прибегая к помощи выражений типа: «простите, вы не ошиблись?». Ошибиться может каждый. Но тот, кто заметил ошибку другого, не должен говорить поучительным тоном.

Невежливо поправлять рассказчика грубыми фразами типа: «неправда», «вы ничего не смыслите в этом», «это ясно, как божий день, и известно каждому ребенку» и т.д. Ту же мысль можно выразить вежливо, не оскорбляя другого, например: «простите, но я с вами не согласен», «мне кажется, что вы не правы…», «я придерживаюсь другого мнения…» и т.п.

Если все говорят на одном языке, невежливо говорить с кем-нибудь на другом. Если среди собравшихся находится человек, не владеющий местным языком, ему стараются перевести разговор.

Невежливо также отделяться от общества с целью организовать отдельный «клуб». В компании не шепчутся, это воспринимается как оскорбление. Если нужно сказать что-либо важное, незаметно уединяются.

Беседуя с другими, не занимайтесь посторонними вещами: не читайте, не разговаривайте с соседом, не играйте с каким-либо предметом, не исследуйте потолок, не смотрите мечтательно в окно или блуждающим взглядом мимо собеседника. Такое поведение оскорбляет. К собеседнику нужно быть внимательным, смотреть ему в глаза, но не вызывающе, а спокойно и доброжелательно.

Воспитанный человек не расцвечивает свою речь сильными выражениями, не бранится, не сплетничает, не перебивает других.

Не тараторьте, но и не растягивайте слова; не бормочите под нос, но и не кричите. Не подталкивайте при разговоре партнера локтем, не похлопывайте его по плечу, не трогайте его пуговиц и рукавов, не смахивайте с его одежды пылинок. Не жестикулируйте, не брызжите слюной. Громкий, привлекающий внимание смех неприличен.

Таким образом, высокая культура речи , соблюдение правилречевого поведения иречевого этикета призваны помочь нам добиться успеха в общении и взаимопонимания с другими людьми. Но общение это, как правило, протекает в определенных условиях, которые условно можно разделить на три группы: а) общение в узком кругу – в семье, наедине с другом или любимым человеком; б) формальное официальное общение на уровне деловых контактов – по работе или учебе, в различных учреждениях; в) общение на неофициальном уровне – домашние праздники, посещение и приемы гостей. Все эти виды общения имеют свои правила, которые в чем-то совпадают, в чем-то отличаются. Но если этикет общения «один на один» носит, как правило, неписаный характер и диктуется, в основном, собственным тактом и интуицией, если этикет официальных отношений определяется уставами, правилами внутреннего распорядка и служебными инструкциями, то этикет неформальных «мероприятий» имеет свои отличия, которые нам и предстоит рассмотреть. Итак.

Многое в нашей жизни зависит от того, умеем ли мы правильно себя вести, насколько воспитаны и соблюдаем этикет. Особенно важно знать правила вежливости, если нам нужно произвести хорошее впечатление на собеседника. Например, если вы устраиваетесь на новую работу и пришли на собеседование или у вас свидание с понравившимся человеком.

Часто от первой беседы может зависеть дальнейшее впечатление о человеке, поэтому сегодня мы решили поговорить о том, как вести себя во время разговора, чтобы потом не сожалеть о своем поведении.

Встреча и приветствие

Итак, вы встречаетесь с собеседником, какие правила этикета нужно помнить?

  • Здороваясь, младшие первыми приветствуют старших, мужчины – женщин, а женщины приветствуют мужчин, если они значительно старше. Соответственно этому правилу должно происходить и знакомство .
  • Независимо от пола и возраста первым здоровается входящий в комнату, также первым прощается тот, кто уходит, а не тот, кто остается.
  • Если в помещении несколько человек, то здороваться в первую очередь нужно с хозяевами или с главным по служебному положению, затем с остальными.
  • Если мужчина сидит, то приветствуя входящих, он должен встать (конечно, если ему позволяет возраст и здоровье), женщина в данной ситуации может продолжать сидеть. Однако если даму представляют другой даме, то она должна встать. Хозяева дома всегда встают, приветствуя гостей.

Беседа

Этикет во время беседы

Завязалась беседа, необходимо помнить, что:

Мимика вашего лица и ваши жесты во время беседы могут испортить впечатление о вас, даже если вы вежливы, умеете внимательно слушать и правильно говорить. Дело в том, что язык жестов – это тоже вариант общения.

К сожалению, некоторые движения, жестикуляция могут происходить машинально или по привычке, и не всегда выглядеть красиво. Вам следует за этим следить и не допускать следующего:

  • Нет ничего страшного, если вы легко прикоснетесь к своей щеке, но если вы полностью опираетесь на подбородок, ваш собеседник подумает, что вам скучно или вы устали.
  • Если вы опираетесь на руку, при этом ваш подбородок лежит на большом пальце, а указательный направлен в направлении виска, это выглядит со стороны, словно вы не очень доверяете собеседнику или оцениваете его.
  • Не стоит держать ладони сцепленными друг с другом, а также скрещивать руки на груди. Этими жестами вы словно закрываетесь от собеседника, что может выдать в вас недоверие к нему. Также не держите руки за спиной.
  • Не чешитесь. Почесывание уха, шеи, руки и так далее свидетельствует, что вам не терпится высказать свое мнение или вы устали и хотите уйти.
  • Не держите во рту пальцы, карандаши ли ручки. Это выглядит некрасиво.
  • Ни в коем случае не показывайте жесты пальцами, это может выглядеть вульгарно, особенно это важно, если вам предстоит встреча с иностранцами. Например, латинская «V» (victory) на Западе обозначает «Победа», а у итальянцев это знак супружеской неверности. Не зная этих особенностей, можно попасть в неприятную ситуацию.